Шестаков, николай яковлевич. Шестаков николай иванович - управление дополнительного образования Приблизительный поиск слова
Доктор технических наук, профессор, профессор кафедры теплоэнергетики и теплотехники.
Академик Академии изобретательства,
Академик Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности.
Родился 2 января 1952 г. в д. Филино Тотемского района Вологодской области. С сентября 1967 г. по январь 1985 г. проживал в г. Вологде с перерывом на службу в Советской армии: май 1977 г. - октябрь 1978 г.
В 1971 г. с отличием окончил Вологодский машиностроительный техникум по специальности «Обработка металлов резанием», по окончании которого трудился на Государственном подшипниковом заводе №23.
В 1976 г. с отличием окончил Вологодский политехнический институт (ВПИ) по специальности «Автоматизация и комплексная механизация машиностроения», по окончании которого работал сотрудником и преподавателем в том же институте.
С января 1985 г. по настоящее время проживает в г. Череповце. Работал старшим научным сотрудником в Центральном научно-исследовательском институте черной металлургии им. И.П.Бардина, зав. кафедрой высшей математики в Череповецком высшем военном инженерном училище радиоэлектроники.
В апреле 1987 г. перешел на работу в Череповецкий филиал Вологодского политехнического института (ЧФ ВПИ). При создании Череповецкого государственного индустриального института (ЧГИИ) на базе ЧФ ВПИ (в 1993 г.) был назначен проректором по научной работе. Тогда же сформировал и возглавил кафедру Теплотехники и гидравлики (в настоящее время кафедра Теплоэнергетики и теплотехники).
В 1996 г. после создания Череповецкого государственного университета на базе ЧГИИ и Череповецкого государственного педагогического института вновь был назначен проректором по научной работе (должность занимал до апреля 2009 г.), а также заведующим кафедрой Теплоэнергетики и теплотехники (кафедру с перерывом возглавлял до июня 2017 г.)
В 1982 г. в Московском институте стали и сплавов Шестаков Н.И. защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Металлургия черных металлов», а в 1993 г. там же и по той же специальности защитил докторскую диссертацию. В 1994 г. ему было присвоено ученое звание «профессор».
Является председателем диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора и кандидата технических наук по 2 научным специальностям, главным редактором научного журнала «Вестник ЧГУ», в течение ряда лет был членом экспертного совета ВАК РФ, а также членом экспертного научного совета Вологодской области.
Опубликовал свыше 400 научных работ, в том числе более 20 монографий и учебных пособий, создал более 100 изобретений, защищенных авторскими свидетельствами и патентами, подготовил 16 кандидатов и 4 докторов наук.
В 1999 г. Шестаков Н.И. был награжден Почётной грамотой Президиума ВАК РФ «За большие заслуги в работе по аттестации научных и научно-педагогических кадров», в 2001 г. - Благодарственным письмом мэра г. Череповца, в 2005 г. - Почетной грамотой Губернатора Вологодской области. В 2004 г. Постановлением Губернатора за работу «Разработка и внедрение высокоэффективных плавильных печей метизного производства» ему была присуждена государственная премия Вологодской области по науке и технике.
В 2006 г. приказом Министра образования и науки РФ Шестаков Н.И. был награжден нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», а в 2010 г. Указом Президента РФ ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».
Имеет награды:
- Благодарность ректора от 05.05.2010, 11.03.2011 годов.
- Благодарственное письмо ректора от 15.12.2008, 19.12.2011, 25.12.2013 годов.
- Грамота ректора от 31.05.2011, 30.05.2017 годов.
- Благодарственное письмо мэра г. Череповца от 01.06.2000 года.
- Грамота ЧГУ от 27.12.2006, 04.02.2011, 20.12.2016 годов.
- Диплом лауреата государственной премии Вологодской области по науке и технике от 11.07.2005 года.
- Звание "Ударник коммунистического труда" от 22.09.1986 года.
- Нагрудный знак "Почетный работник высшего профессионального образования РФ" от 25.12.2006 года.
- Почетная грамота Президиума ВАК России от 11.06.1999 года.
- Почетное звание "Заслуженный работник высшей школы РФ" от 24.11.2010 года.
- Звание «Заслуженный профессор ЧГУ» с вручением нагрудного знака «За заслуги» от 30.08. 2017 года.
РСФСР
Николай Яковлевич Шестаков (1894, Барышская Слобода , Алатырский уезд - 1974) - советский писатель и драматург
Биография
Николай Шестаков родился селе Барышская Слобода Алатырского уезда (ныне Сурский район Ульяновской области) в 20 января (1 февраля) (18940201 ) года .
Детские годы провёл в городе Алатырь , родственник епископа Симона (Шлеева) . Поступил в Симбирскую гимназию, но был исключён из-за увлечения сценой. Курс гимназии сдал экстерном в 1913 году. В 1914-18 годах - студент историко-филологического факультета Казанского университета. С осени 1918 года - корректор, затем техник-секретарь редакции «Наша газета» в г. Омск [при Колчаке ]. После установления советской власти в Сибири работал в сфере внешкольного образования в городе Новониколаевск (ныне Новосибирск), с 1921 года - корректором, журналистом в Москве.
Похоронен на 16-м участке Ваганьковского кладбища.
Литературная деятельность
Творческая деятельность его началась со стихов. Первая публикация - в альманахе «Провинциальная муза» (Казань, 1919). Первую пьесу для детского театра написал в 1928 году .
Автор пьес для детского театра «Два брата из Арплата», «Алтайские робинзоны» (впервые поставлена в 1928 году на сцене Центрального детского театра ), «Крекинг», «Брат», «Мик», «Путь далёкий», «Аул Гидже», «На заре туманной юности» и других.
Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей , Саратовского ТЮЗа .
В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист - Ясный Сокол » . Жена - лексикограф Надежда Владимировна Глен-Шестакова (урожд. фон Глен, р. 21.06.1896 в Казани - ?).
Труды
- Шестаков, Н. Я. Два внука и сахарная наука / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 12 с.
- Шестаков, Н. Я. О машинах на резиновых шинах / Н. Я. Шестаков; худож. Д. Буланов. - Л.-М. : Радуга, 1926. - 9 с.
- Шестаков, Н. Путь далекий: пьеса в 3-х действиях: [игро-спектакль для школьников первой ступени: из репертуара Московского театра юного зрителя] / Н. Шестков. – М.-Л. : Гос. из-во худож. лит., 1931. – 64 с.
- Шестаков, Н. Я. Строк двести про книжкины болести / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 13 с.
- Шестаков, Н. Я. Уголок дедушки Дурова / рисовал с натуры в уголке дедушки Дурова В. Ватагин; текст к рисункам Н. Шестакова. - Москва: Издание Г. Ф. Мироманова, 1926. - 12 с.
- Шестаков Н. Базар / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
- Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Ефимова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 12 с. - 8000 экз. - 85 к.
- Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Миролюбова. М.: Гиз, 1929. - 11 с. - 15000 экз. - 22 к.
- Шестаков Н. Два внука и сахарная наука: Сказка / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - с. - 10000 экз. - 45 к.
- Шестаков Н. О машинах на резиновых шинах / Рис. Д. Буланова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 9 с. - 20000 экз. - 35 к. - Перед загл. авт.: Н. Шестаков и Д. Буланов.
- Шестаков Н. Поезд / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
- Шестаков Н. Приключения Петухова Гришки, или Как делаются книжки / Рис. В. Васильева. М.: Гиз, 1925. - 24 с. - (Новая детская б-ка). - 15000 экз. - 30 к.
- Шестаков Н. Про пятого птенчика / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 20000 экз. - 22 к.
- Шестаков Н. Про удалого Кольку Соколова / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 10000 экз. - 22 к.
- Шестаков Н. Прочнее меди: Рассказы и стихи. М.; Л.: ЗИФ, 1926. - 32 с. - 15000 экз.
- Шестаков Н. Речка / Рис. А. Петровой. М.: Гиз, 1929. - 20 с. - 25000 экз. - 15 к.
- Шестаков Н. Стальные руки / Рис. Г. Ечеистова. М.: Гиз, 1930. - 15 с. - 75000 экз. - 12 к.
- Шестаков Н. Строк двести про книжкины болести / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 45 к.
- Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1926. - 12 с. - 10000 экз. - 60 к.
- Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1927. - 12 с. - 15000 экз. - 60 к.
- Шестаков Н. Цыпленок. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 50 к.
Напишите отзыв о статье "Шестаков, Николай Яковлевич"
Литература
- Краснов, А. Пирĕн ентеш – паллă писатель / А. Краснов // Тантăш. – 1997. – 31 утă. – С. 8.
- Головченко, Н. П. Шестаков Николай Яковлевич / Н. П. Головченко // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 622.
- Краснов, А. Пьесу «Финист –ясный сокол» написал алатырец / А. Краснов // Чăваш ен. – 1997. – 19-26 июля (№ 29). – С. 7.
- Можаров, Г. Г. Н. Я. Шестаков (1894-1974) // Можаров, Г. Г. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. – Чебоксары, 1987. – С. 96.
- Новиков, Ю. У истоков детского театра / Ю. Новиков // Совет. Чувашия. – 1982. – 22 июня.
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Шестаков, Николай Яковлевич
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.
На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.
– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.
Николай Яковлевич Шестаков (1894, Барышская Слобода, Алатырский уезд - 1974) - советский писатель и драматург
Биография
Николай Шестаков родился в селе Барышская Слобода Алатырского уезда (ныне Сурский район Ульяновской области) в 20 января (1 февраля) (1894-02-01 ) года .
Детские годы провёл в городе Алатырь , родственник епископа Симона (Шлеева) . Поступил в Симбирскую гимназию, но был исключён из-за увлечения сценой. Курс гимназии сдал экстерном в 1913 году. В 1914-18 годах - студент историко-филологического факультета Казанского университета. С осени 1918 года - корректор, затем техник-секретарь редакции «Наша газета» (Омск), автор и редактор ее информационных сообщений [при Колчаке ]. После установления советской власти в Сибири работал в сфере внешкольного образования в городе Новониколаевск (ныне Новосибирск), с 1921 года - корректором, журналистом в Москве.
Похоронен на 16-м участке Ваганьковского кладбища.
Литературная деятельность
Творческая деятельность началась со стихов. Первая публикация - в альманахе «Провинциальная муза» (Казань, 1919); активно публиковался в колчаковской периодике, затем в альманахе «Арпоэпис» (Новониколаевск, 1921). Первую пьесу для детского театра написал в 1928 году .
Автор пьес для детского театра «Два брата из Арплата», «Алтайские робинзоны» (впервые поставлена в 1928 году на сцене Центрального детского театра ), «Крекинг», «Брат», «Мик», «Путь далёкий», «Аул Гидже», «На заре туманной юности» и других.
Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей , Саратовского ТЮЗа .
В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист - Ясный Сокол » . Жена - лексикограф Надежда Владимировна Глен-Шестакова (урожд. фон Глен, р. 21.06.1896 в Казани - 1981).
Труды
- Шестаков, Н. Я. Два внука и сахарная наука / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 12 с.
- Шестаков, Н. Я. О машинах на резиновых шинах / Н. Я. Шестаков; худож. Д. Буланов. - Л.-М. : Радуга, 1926. - 9 с.
- Шестаков, Н. Путь далекий: пьеса в 3-х действиях: [игро-спектакль для школьников первой ступени: из репертуара Московского театра юного зрителя] / Н. Шестков. – М.-Л. : Гос. из-во худож. лит., 1931. – 64 с.
- Шестаков, Н. Я. Строк двести про книжкины болести / Н. Я. Шестаков; рисунки Д. Мощевитина. - Москва: Издание Г.Ф. Мириманова, 1925. - 13 с.
- Шестаков, Н. Я. Уголок дедушки Дурова / рисовал с натуры в уголке дедушки Дурова В. Ватагин; текст к рисункам Н. Шестакова. - Москва: Издание Г. Ф. Мироманова, 1926. - 12 с.
- Шестаков Н. Базар / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
- Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Ефимова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 12 с. - 8000 экз. - 85 к.
- Шестаков Н. Вся стая, кроме трамвая / Рис. А. Миролюбова. М.: Гиз, 1929. - 11 с. - 15000 экз. - 22 к.
- Шестаков Н. Два внука и сахарная наука: Сказка / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - с. - 10000 экз. - 45 к.
- Шестаков Н. О машинах на резиновых шинах / Рис. Д. Буланова. Л.; М.: Радуга, 1926. - 9 с. - 20000 экз. - 35 к. - Перед загл. авт.: Н. Шестаков и Д. Буланов.
- Шестаков Н. Поезд / Рис. Б. Покровского. М.: Крестьянская газета, 1928. - 12 с. - 35000 экз. - 6 к.
- Шестаков Н. Приключения Петухова Гришки, или Как делаются книжки / Рис. В. Васильева. М.: Гиз, 1925. - 24 с. - (Новая детская б-ка). - 15000 экз. - 30 к.
- Шестаков Н. Про пятого птенчика / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 20000 экз. - 22 к.
- Шестаков Н. Про удалого Кольку Соколова / Рис. Н. Леман. М.: Гиз, 1928. - 12 с. - 10000 экз. - 22 к.
- Шестаков Н. Прочнее меди: Рассказы и стихи. М.; Л.: ЗИФ, 1926. - 32 с. - 15000 экз. (включает некоторые ст-ния Шестакова, публиковавшиеся в колчаковской печати, а в этой книжечке приписанные вымышленному графоману из Курмыша).
- Шестаков Н. Речка / Рис. А. Петровой. М.: Гиз, 1929. - 20 с. - 25000 экз. - 15 к.
- Шестаков Н. Стальные руки / Рис. Г. Ечеистова. М.: Гиз, 1930. - 15 с. - 75000 экз. - 12 к.
- Шестаков Н. Строк двести про книжкины болести / Рис. Д. Мощевитина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 45 к.
- Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1926. - 12 с. - 10000 экз. - 60 к.
- Шестаков Н. Уголок дедушки Дурова / Рис. В. Ватагина. М.: Г. Ф. Мириманов, 1927. - 12 с. - 15000 экз. - 60 к.
- Шестаков Н. Цыпленок. М.: Г. Ф. Мириманов, 1925. - 13 с. - 10000 экз. - 50 к.
Литература
- Краснов, А. Пирĕн ентеш – паллă писатель / А. Краснов // Тантăш. – 1997. – 31 утă. – С. 8.
- Головченко, Н. П. Шестаков Николай Яковлевич / Н. П. Головченко // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – Т. 4: Си-Я. – С. 622.
- Краснов, А. Пьесу «Финист –ясный сокол» написал алатырец / А. Краснов // Чăваш ен. – 1997. – 19-26 июля (№ 29). – С. 7.
- Можаров, Г. Г. Н. Я. Шестаков (1894-1974) // Можаров, Г. Г. Памятные места и достопримечательности города Чебоксары и Чувашской АССР / Г. Г. Можаров, А. С. Никитин. – Чебоксары, 1987. – С. 96.
- Новиков, Ю. У истоков детского театра / Ю. Новиков // Совет. Чувашия. – 1982. – 22 июня.
Николай Яковлевич Шестаков (20. I. (1. II.) 1894, Алатырь – 12. VI. 1974, Москва) – российский, советский поэт и драматург, один из основоположников репертуара для детского театра в нашей стране.
Родился Николай Шестаков в многодетной семье алатырского мелкого чиновника.
Творческая деятельность его началась со стихов. Издавать их он начал в 1925 году. Всего им написано полтора десятка книг стихов для детей.
В 1928 году Московский Центральный детский театр поставил его первую пьесу «Алтайские Робинзоны». И с годами его связь с театром усиливалась. Ежегодно шли по две-три премьеры по драмам Шестакова. Им было написано более 20 пьес. Среди них - «Два брата из Арплата» (1928), «Аул Гидже» (1929), «Дом с привидениями» (1929)», «Путь далёкий» (1930), «Крекинг» (1932), «Брат» (1933), «Мик» (1934), «Финист - Ясный Сокол» (1939), «Задача № 375» (1941), «Золотое перо» (1941), «Сельский цирюльник» (1941), «На заре туманной юности» (1942), «Всё хорошо, что хорошо кончается» (1950), «Благие намерения» (1955), «Сто тысяч долларов», «С новым годом» и другие.
В 1930 году спектаклем «Аул Гидже» по пьесе Шестакова в постановке режиссёра Бориса Смирнова был открыт Куйбышевский ТЮЗ. В 1931 году Тульский ТЮЗ открывается спектаклем по пьесе Шестакова «Путь далёкий». В 1933 году Астраханский ТЮЗ открывается спектаклем по пьесе Шестакова «Путь далёкий».
Пьесы Шестакова были в репертуаре Московского театра для детей, Саратовского ТЮЗа.
1939 год был для Шестакова самым успешным и принес ему всесоюзную славу. В Москве успешно прошла премьера спектакля «Финист - Ясный Сокол». Он и поныне не сходит со сцен многих театров страны.
Киевская киностудия в 1937 году сняла фильм по его сценарию «Том Сойер».
В 1975 году по сказке Николая Шестакова был снят фильм «Финист – Ясный Сокол».
И наконец, им было написано либретто оперы-сказки «Мальчик – великан». Положенное на музыку Т. Хренниковым, оно стало премьерой в детском музыкальном театре страны. Новая опера имела большой успех. Тогда Николаю Яковлевичу было 76 лет. Сурский край манил его своей красотой. Время от времени он посещал город своего детства. Умер и похоронен в Москве.
ПЬЕСЫ И ПЬЕСЫ-СКАЗКИ
Аул Гидже. Пьеса.
Иван Царевич и серый волк (совместно с Д.Липманом). Пьеса-сказка.
Мик. Пьеса-сказка.
На заре туманной юности. Пьеса.
Финист-Ясный сокол. Пьеса-сказка.
Золотое перо. Пьеса-сказка.
«Зеленый цвет» – пьесы, которые есть у нас в электронном виде. И х можно будет скачать, кликнув на значок, расположенный рядом с названием пьесы. Пока же идет работа по наполнению портала, вы можете оставить заявку на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и получить их по электронной почте.
«Желтый цвет» – пьесы, которые есть у нас в книжных изданиях. Мы готовы перевести их в электронный вид, если вы сможете предложить нам редкую пьесу взамен из нашего списка . Наверняка у вас отыщется что-то интересное. Кроме этого, в данной группе есть несколько пьес, которые мы можем отправить вам, спросив разрешение у автора пьесы. В крайнем случае, вы можете получить текст пьесы в электронном виде, оплатив нам компенсацию расходов на оцифровку, хотя это менее желательно. Средства, полученные от вас пойдут на поиск и приобретение новых пьес. И все-таки для нас предпочтительнее «натуральный обмен» – пьеса за пьесу.
«Красный цвет» – пьесы, которых у нас, к сожалению, нет и которые мы ищем . Если у вас есть эти пьесы, то мы готовы на них обменять те пьесы, которые есть у нас .
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.