Что такое абсолютный слух? Как развить абсолютный слух? Как развить музыкальный слух у ребенка

Как часто мы слышим от взрослых, состоявшихся людей, что у них совершенно нет слуха или что им медведь на ухо наступил. Но действительно ли музыкальный слух является исключительно врождённым качеством или его всё-таки можно развить даже не в самом юном возрасте?

Музыкальный слух – исключительно человеческая способность воспринимать, воспроизводить и сочинять музыкальные композиции. Многие люди считают, что если они не умеют правильно петь или не могут научиться играть на музыкальных инструментах, значит, у них нет музыкального слуха. Действительно ли это так? Давайте разберемся.

Можно ли вообще развить музыкальный слух, если врожденного таланта у человека нет?

Оказывается, музыкальный слух, как и любая другая способность человека, подвергается развитию и тренировке. Работа слуха заключается в запоминании определенных музыкальных структур и наделение их смысловой нагрузкой. То есть «наличие» музыкального слуха это применение определенных знаний на практике плюс развитая слуховая память.

Отсутствие же музыкального слуха в подавляющем большинстве случаев говорит лишь о том, что у человека нет знаний об основных аспектах музыкального образования. В любом возрасте можно научиться петь и играть на музыкальном инструменте. Возрастные особенности развития слуха лишь в том, что в более раннем возрасте развить в себе музыкальные способности гораздо легче, чем в более зрелом. В принципе, это касается не только музыкального образования и развития музыкального слуха, как мы все знаем, быстрее учатся любому интересному занятию дети, будь то катание на коньках или езда на велосипеде, чем взрослые. Но развить музыкальный слух можно в любом возрасте, все зависит от вашего трудолюбия, желания и терпения.

Методика развития музыкального слуха включает в себя совершенствование несколько видов слуха. Для того чтобы развить музыкальный слух, научиться красиво петь и слышать структуру музыкальных мелодий следует развивать такие виды слуха как ритмический, мелодический и внутренний.

  1. Ощущение ритма и темпа мелодии является слухом ритмическим. Для развития ритмического слуха читайте стихи по слогам под музыку, танцуйте и пойте под хорошо знакомую простую мелодию.
  2. Мелодический слух это восприятие и понимание структуры мелодии, ее организации, это осознание движения музыки.
  3. Внутренний слух - это способность представлять в сознании, в мыслях музыкальные композиции, слышать их внутренне и воспроизводить по памяти. Для развития мелодического и внутреннего слуха следует заняться такой учебной дисциплиной как сольфеджио. Запись к музыкальному педагогу в этом случае необходима. Сольфеджио включает в себя пение мелодий, интервалов, ладов, гамм и аккордов. Также вы научитесь запоминать звучание мелодий, определять на слух интервалы и ритмические композиции, и писать ноты на слух – преподаватель играет мелодию, а вы стараетесь разобрать ее по нотам.

Если у вас нет возможности записаться к профессиональному педагогу музыкального образования, то для развития музыкального слуха можно использовать специализированные интернет-сайты, например, muz-urok или earmaster, или программы для развития музыкального слуха – Noteris, Ухогрыз и т.п.

И главное, так как развить музыкальный слух не получится за один-два дня, вам следует систематически (каждый день!) этим заниматься в течение, по крайней мере, одного года. Слушайте красивые качественные мелодии, старайтесь повторять те же музыкальные ноты за профессиональными исполнителями, слушайте, запоминайте и воспроизводите музыку. Любой слух подвергается совершенствованию и развитию. Умение слышать и воспроизводить музыкальные композиции зависит только от вашего желания и работоспособности.

Ко мне часто приходят люди, пребывающие во власти распространённых мифов о том, что:

Я не смогу петь так, чтобы меня услышали, потому что у меня очень тихий голос.

Я не смогу петь красиво, потому, что мне это не дано.

У меня не получится, потому, что у меня нет голоса.

У меня не получится, потому, что у меня нет слуха.

И мне ежедневно приходится выступать в роли разрушителя этих мифов. В каком-то смысле педагогу по вокалу приходится быть и психологом, освобождать от комплексов, убеждать, успокаивать, вселять веру в себя.

О том, что научиться петь красиво может любой человек, я писала в статье «Как научиться петь быстро, красиво, легко?» ( ). Но самым большим камнем преткновения на пути к вокальным достижениям был и остаётся миф об отсутствии музыкального слуха, о пресловутом медведе, наступившем на ухо. Разберёмся - так ли это? Действительно ли невозможно научиться петь тем, кто «не попадает в ноту»?

Ответ на поверхности, он в самом вопросе: «Я смогу научиться петь, если я пою фальшиво?» Ну, это же очевидно: если человек слышит, что он поёт мимо нот - значит, у него есть музыкальный слух! Я не встречала ни одного человека, который бы уверял, что он чисто поёт, не попадая при этом в ноты. Как правило, в 100 случаях из 100 мнение об отсутствии слуха подкрепляется собственными слуховыми ощущениями: «Я вру!» И это, как ни странно, как раз и является прямым доказательством наличия музыкального слуха.

А в чём же тогда причина фальшивого пения, что мешает человеку петь чисто, если он всё прекрасно слышит? Есть такой термин в вокальной педагогике: «Отсутствие координации между слухом и голосом». Мы все знаем, что такое координация. Термин «координация» происходит от латинского coordination - взаимоупорядочение. Взаимная согласованность наших мышц направлена на осуществление двигательных задач. Есть люди подвижные, а есть неуклюжие. Наиболее совершенной координацией движений обладают спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни. Это говорит о том, что даже координацию движений, которая даётся нам от природы, развивается по мере роста, не требует никаких специальных физических импульсов и является естественной и жизненноважной физиологической особенностью нашего организма - можно развить до совершенства.

Но музыкальный слух и вокальный голос абсолютно не являются естественной и необходимой потребностью нашего голосообразующего аппарата, так как он предназанчен для того, чтобы говорить, а не петь! Иначе нам было бы естественнее петь, а не говорить. Но мы, люди, существа такие, что нам свойственно к чему-то стремиться, что-то в себе открывать и развивать. Гимнасты развивают гибкость, тяжелоатлеты - силу, легкоатлеты - выносливость, певцы - голос.

Итак, нет ничего странного и удивительного в остутствии координации между слухом и голосом. Кому-то она даётся при рождении, как гибкость или другая способность, а кто-то должен её развивать. Только и всего. Поэтому глупо чувствовать себя обделённым и потерянным для пения - надо просто наладить координацию между слухом и голосом.

Но факты - вещь упрямая, и как бы красиво вы не выглядели, и каким бы не обладали чудесным тембром голоса - если вы фальшивите, то одними уговорами тут не обойтись, тут надо принимать более действенные меры.

Что для этого надо делать? Во-первых, осознать, что вы не инвалид с "отдавленными" ушами, как вы всегда считали, а самый что ни на есть обычный человек, успокоиться и перейти к упражнениям для развития музыкального слуха, а точнее - для развития координации между слухом и голосом.

Возьмите синтезатор или планшет, наметьте себе диапазон, который вы хотите распеть. Пока хватит одной октавы. Для женских голосов - от "до" первой октавы до "до" второй. Для мужских - от "до" малой до "до" первой. Будем учиться интонировать (точно попадать в ноты) в рамках одной октавы.

1. Поём гамму с названием нот вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. И вниз: до, си, ля, соль, фа, ми, ре, до. Упражнение выполнять не менее 30 раз, пока слух не запомнит звучание каждой ноты, а голос не почувствует как поются низкие, средние и высокие ноты.

2. Поём хроматическую гамму, т.е. нажимаем все клавиши подряд, одну за другой, начиная с "до". Это - полутона, самые близко расположенные друг к другу звуки. Интонирование (точное, чистое пропевание) их требует концентрации внимания и сосредоточенности. Поём на слог "ла".

3. Поём арпеджио. Нажимаем клавиши "до, ми, соль, до (верхнее)" вверх и вниз: "до(верхнее), соль, ми, до". Можно петь на слог "ла", но лучше с названием нот.

4. Строим тон от каждой клавиши. Тон состоит из двух полутонов, то есть полутон + полутон = тон. Строим тон от каждой клавиши (включая чёрные) и поём на слог "ла" вверх и вниз. Например, от "до" это будет так: "до-ре-до". Далее от чёрной клавиши рядом с "до" (от "до диез") также строим тон, не забывая, что в одном тоне два полутона, значит будет "до диез - ре диез- до диез". Поём на слог "ла".

5. Строим два тона от каждой клавиши вверх и вниз: "до-ре-ми-ре-до". Как звучит это упражнение можно послушать здесь: (упражнение №1). Поём на " ми-и-и-и-и-я".

6. Опевание каждой клавиши. Что это значит? Это значит, что одна клавиша - основная, центральная, как бы "база", а остальные опевают её (как бы ходят вокруг неё) следующим образом: тон вверх - вернуться на основную - полутон вниз - вернуться на основную. Например, опеваем ноту "до". Строим от "до" тон вверх (это будет "ре"), возвращаемся на "до" и строим от неё полутон вниз (это будет нота "си"), и целиком упражнение будет выглядеть так: "до-ре-до-си-до". Продолжаем опевать каждый звук, далее строим тон вверх от чёрной клавиши (до диез): "до диез - ре диез - до диез - до - до диез"). Итак, опеваем: вверх от основного звука - тон, вниз от основного звука - полутон. На слог "ла".

7. Строим от "до" интервалы. Общепризнанное значение слова "интервал" - это промежуток. Интервал в музыке - это промежуток между нотами. Строим от "до" интервалы (промежутки) вверх и возвращаемся в "до" каждый раз. Вот так: "до-ре-до", "до-ми-до", "до-фа-до", " до-соль-до", "до-ля-до", "до-си-до", "до-до (верхнее) - до". Каждый раз промежуток между "до" и другой нотой будет увеличиваться, образуя мелодический скачок. Надо стараться перестроить голос с низкого звука на высокий и обратно.

Пока всё. А дальше начинается процесс, который переводит обретённые знания и умения - в автоматические навыки. Всего можно добиться упорством и тренировкой. Когда вы почувствуете, что уже уверенно интонируете в рамках одной октавы, можете понемногу расширять свои "горизонты" по две клавиши в каждую сторону (вниз от нижнего "до" и вверх от верхнего),

Самое главное, не идите на поводу у своей дурной привычки петь там, где удобно (а я считаю это именно сформировавшейся дурной привычкой). Чутко прислушивайтесь к себе (вы же всегда слышите, когда фальшивите), останавливайтесь и начинайте упражнение заново. Терпение и труд творят чудеса, а петь красиво и чисто - это действительно настоящее чудо и для достижения его стоит потрудиться. Успехов вам! И терпения)...

Развить музыкальный слух возможно в любом возрасте. Как это сделать? Работать, работать и еще раз работать! А как именно – вам подскажет наша статья.

Можно ли развить музыкальный слух

Музыкальный слух – способность самостоятельно воспринимать музыку, сочинять ее и оценивать с разных сторон. Этой способностью мы пользуемся постоянно. Как именно? Простой пример: когда мы слышим голос и узнаем по нему человека, можем сказать о его настроении, то в этом нам помогает слух. Существует мнение, что музыкальный слух – дар Божий, который есть не у всех. Это большая ошибка! У всех, кто самостоятельно научился говорить, есть музыкальный слух. Но у одного он развит лучше, а у другого хуже. Разница только в этом.

Можно ли развить музыкальный слух? Оказывается, он, как и любая другая функция человеческого организма, может развиваться. Но для этого нужно приложить немало усилий.

Чтобы добиться результатов, нужно помнить о таких основных факторах:

  • постоянство;
  • регулярность;
  • настойчивость.

О чем идет речь? Вы должны оставаться верны своему делу – работе над собою. Никогда не пропускать занятия, особенно в те моменты, когда лень пытается вас победить. И если что-то не получается, то не нужно опускать руки и бросать работу на полпути к цели.

Как развить музыкальный слух самостоятельно?

  1. Постоянно слушайте музыку, танцуйте под нее, подпевайте.
  2. Читайте стихи по слогам под мелодию. Так вы научитесь ощущать ритм.
  3. Изучайте нотную грамоту.
  4. Читайте тематические книги.
  5. Полюбите классическую музыку.

Важно записаться к профессиональному педагогу на сольфеджио. Это не обязательно должна быть музыкальная школа, сейчас можно легко найти репетитора. Но если у вас нет такой возможности, то вы должны научиться пользоваться специальными программами, веб-сервисами и приложениями, которые помогают улучшить слух.

Музыка - неотъемлемая часть жизни многих людей, но не каждый человек музыкален от рождения. Бывает, слышишь любимую песню и так и хочется спеть вместе с любимым артистом, однако боязнь услышать неодобрительные комментарии уничтожает желание на корню. Однако даже музыкальный слух - всего лишь дело практики и усердных занятий.

Что такое слух?

Самое просто объяснение заключается в том, что музыкальный слух — это определенные навыки и способности, которые позволяют полноценно воспринимать музыку и слышать все ее невероятные звуки или даже мелкие погрешности. Без таких способностей не обходится ни один музыкант, звукорежиссер и даже продюсер.

Абсолютный музыкальный слух

Считается, что натренировать абсолютный слух невозможно, который живет с человеком с самого рождения, и шанс иметь абсолютный слух выпадает одному человеку из десяти тысяч. Что говорит о том, что многие поистине великие музыканты не имели абсолютного слуха. Абсолютный слух заключается в способности определять в точности высоту тона любого звука без помощи эталонов. Проще говоря, это врожденная способность улавливать структуру музыки.

Относительный, или интервальный, слух

Позволяет определять величину музыкальных интервалов, а также воспроизводить их. в данном случае определяется путем сопоставления с эталоном.

Внутренний слух

Данный вид слуха связан с мыслительной деятельностью. Проще говоря, представлять мысленно музыку и отдельные ее составляющие. Зачастую это происходит по нотным записям или просто по памяти.

Интонационный слух

Позволяет воспринимать музыку, определяя ее характер, экспрессию, тон. Самый эффективный способ - специализированный учебный курс сольфеджио. Важно, чтобы направлен он был на эстетическое воспитание, а не техническое.

Ритмический слух

Это способность чувствовать эмоциональную выразительность ритма. Каждый может научиться слышать и чувствовать ритм.

И это далеко не полный список известных человечеству однако это те важные составляющие, на которых базируется классическое понимание музыкального слуха. Натренировав их, человек обретает способность слышать и понимать мелодию. Однако вопрос, если ли музыкальный вкус у конкретного человека, остается открытым.

Человеческий мозг имеет определенные отделы, которые как раз и отвечают исключительно за музыкальный слух. Находится данный участок в слуховой зоне, и чем больше нервных окончаний в нем содержится, тем лучше развит слух у человека. Определить, как обстоит дело со слухом у конкретного человека, можно в домашних условиях, не прибегая к магнитной томографии. Для этого можно просто попробовать повторить услышанную мелодию, пусть это будет припев из любимой песни. Главное - держать ритм. И даже если первый раз оказался провальным, паниковать точно не стоит, лучше потратить силы на усердные занятия и больше тренироваться.

Как начать слышать музыку?

Развитие музыкального слуха - задача, с которой справиться гораздо проще, чем кажется. Идеальный вариант - отправиться на уроки сольфеджио к профессиональному преподавателю. Суть этого предмета как раз и заключается в том, чтобы развивать слух и музыкальную память. Однако, если такой возможности нет, стоит запастись тонной терпения и заниматься самостоятельно. Что же для этого нужно?

  • Первый способ - любой музыкальный инструмент. Этот вариант один из самых доступных и эффективных. Развивает все перечисленные выше виды слуха. Хотите натренировать их по максимуму? Учитесь играть на любом инструменте. С самого детства мечтали научиться играть на гитаре? Настало время сделать это. Благодаря занятиям вы не только на слух запомните, как должна звучать каждая нота, но и отлично натренируете чувство ритма и наконец-то начнете понимать музыку. Такой вариант подойдет для особо терпеливых и тех, у кого достаточно времени.

  • Второй способ - пение. Самый простой и очевидный метод развить музыкальный слух. Для этого понадобится наличие пианино, но не пугайтесь, если дома такового не имеется. К счастью, мы живем в современном мире, который дает нам возможность воспользоваться бесплатными онлайн-версиями, которых пруд пруди на просторах Интернета. Развитие слуха начинается с гамм, ежедневно играйте и пойте их вместе с фортепиано. Когда мастерство будет отточено и с гаммами вы будете чувствовать себя уверенно, приступайте к следующему этапу - интервалы, аккорды или мелодии. Важно побороть в себе стеснение, если от этого чувства не избавиться, то занятия будут бессмысленны. Выбирайте такое время для занятий, чтобы никого не было дома.
  • Третий способ - упражнения, которые очень напоминают медитацию. Такой способ отлично помогает развить именно внимательность к звукам, возможность вслушиваться в мелодии и понимать их. Привыкли бродить по улице в наушниках? Пора прекращать это занятие. Оставьте наушники дома, прогуляйтесь без них, стараясь прислушиваться ко всем доносящимся звукам. Неважно что это будет, обрывки диалогов, звуки большого города, шум лесных деревьев, хруст снега или шорох листьев. Только обращая внимание на все окружающие звуки, вы поймете, как их много вокруг. Такое упражнение можно проводить и в домашних условиях, не поленитесь потратить пять минут в день, чтобы послушать, как шумит вода, как жужжит холодильник, шум с улицы, лай соседской собаки.
  • Четвертый способ - вслушивайтесь в голоса. Пусть даже обычный разговор с человеком станет упражнением. Вслушивайтесь в голос вашего собеседника, старайтесь запомнить его звучание. Такую манипуляцию можно проворачивать и при просмотре фильмов, запоминая голоса актеров. После можно провести маленький экзамен, пытаться угадать актера только по голосу.
  • Пятый способ - думайте при прослушивании музыки, учитесь слышать ее. Почти каждый современный человек скажет, что слушает музыку каждый день, по пути на работу/учебу/в магазин. Для многих это способ отвлечься, и это здорово, что можно слушать музыку и не думать ни о чем. Но мы ставим цель развить музыкальный слух, поэтому теперь вам нужно не просто слушать музыку, а пытаться услышать ее, вникнуть в суть и структуру. Тренируйтесь отличать музыкальные инструменты друг от друга. Такое упражнение не только способствует развитию слуха, но и научит более тонко слышать музыку, замечая все детали, что подарит еще большее наслаждение при прослушивании. Впоследствии вам захочется более сложных композиций, и это здорово, ведь это значит только, что прогресс есть и вы не стоите на месте.
  • Шестой способ - учитесь чувствовать ритм. С этой целью отлично справляется такой прибор, как метроном. Работа с этим приспособлением крайне проста - отстукивайте пальцем или рукой ритм, который задает метроном. Как только с этим упражнением вы начнется справляться на отлично, следует перейти к распознаванию ритма в мелодиях. Начинать следует с композиций, в которых присутствуют барабаны, по этому музыкальному инструменту распознать ритм в разы проще. Самый сложный уровень в распознавании ритма - классическая музыка. Не менее эффективный ответ на вопрос, как развить музыкальный слух, - танцы. Практиковаться можно как и на занятиях с тренером, так и дома самостоятельно. Во время танца попробуйте словить ритм и двигаться в такт музыке.

  • Седьмой способ - поищите источник звука. В этом упражнении можно попросить поучаствовать кого-нибудь из домочадцев. Суть упражнения следующая: закройте глаза и попросите своего ассистента издавать звуки из разных частей комнаты. Ваша задача - угадать, откуда идет звук. Такое несложное задание больше похоже на детскую игру, однако задача в разы усложняется, если попросить помощника выходить за пределы комнаты и двигаться по всей квартире. Если ассистента не имеется, можно просто выйти на улицу, присесть на лавочку в оживленном месте, прислушиваться к окружающим звукам.

Проверка на наличие слуха

Для того чтобы достоверно определить, есть ли музыкальный слух у человека, следует обратиться к преподавателю, самостоятельно сделать это будет непросто. Наличие слуха диагностируется по следующим критериям:

  • Оценка интонации.
  • Развитость музыкальной памяти.

Упражнения

Проверка музыкального слуха и заключается в следующем упражнении: преподаватель отстукивает каким угодно предметом определенный ритм, а испытуемый должен его повторить максимально достоверно. Если ритм был воспроизведен без нареканий, это свидетельствует о наличии слуха. Упражнения можно усложнять, для того чтобы определить уровень развитости слуха.

Оценка интонации заключается в том, что педагог напевает знакомую мелодию и просит испытуемого ее повторить. Это упражнение позволяет также выявить вокальные способности. Но это упражнение не главный показатель в проверке слуха. Даже при слабом и не очень чистом голосе у человека может быть развит отличный слух, который позволит без проблем освоить игру на каком-либо инструменте.

Все еще задаетесь вопросом, как проверить музыкальный слух? Есть ответ: музыкальная память или так называемая игра в прятки. Упражнение крайне простое: испытуемый поворачивается спиной к инструменту, в то время как преподаватель нажимает любую из клавиш. Задача проверяемого - отыскать ту самую клавишу по памяти. Если человек способен в точности отгадать все ноты при нажатии на клавишу и прослушивания звука, он обладает отличным музыкальным слухом.

Тренировка слуха - это сложный процесс, который сопровождается включением мозга, а не бездумными упражнениями. Это значит, что даже получение элементарных знаний о музыке уже способствует развитию музыкальных способностей. Начните с простой нотной грамоты, изучайте классическую музыку. Богатство звуков, гармония, звучание инструментов - то, что так необходимо желающим развить музыкальный слух.

Каждый человек, если он любит петь, мечтает исполнять композиции так, чтобы затем ему восторженно рукоплескал зал. А нужно-то для этого всего ничего - иметь идеальный слух. Но как этого добиться? Существуют специальные упражнения для развития слуха.

Какие бывают виды слуха

Как ни странно, но музыкальный слух - понятие довольно сложное и не поддающееся безапелляционному отрицанию или утверждению («У меня есть слух/У меня нет слуха»). Дело в том, что у каждого человека можно найти тот или иной подвид музыкального слуха. Можно ли развить определенный вид слуха, однозначно ответить нельзя, поскольку этих видов очень много.

1) Ритмический слух, то есть способность чувствовать ритм, эмоциональную составляющую мелодии.

2) Ладовый слух, отвечающий за способность разбираться в аккордах.

3) Интонационный слух, позволяющий понимать характер музыки (веселый или грустный).

4) Внутренний слух - способность воспроизвести нотную запись мелодии.

5) Интервальный слух - умение петь музыкальные интервалы и определять высоту звука.

6) Абсолютный слух - уникальная способность определять высоту тона любого звука без сопоставления его с эталонным звучанием.

Как развить музыкальный слух

Если вы не знаете, как самостоятельно развить любой из видов музыкального слуха, попытайтесь ежедневно делать следующие упражнения.

1) Для развития ритмического слуха пытайтесь читать стихи под музыку, танцуйте под любимую музыку, считая такты. Кстати, мы развиваем музыкальный и ритмический слух именно двигаясь, поэтому пластика тела имеет не последнее значение для музыканта. Верно и обратное: любой танцор должен обладать идеальным слухом. Это взаимосвязанные вещи.

2) Прослушивайте любимые композиции, для начала лучше короткие, а затем пытайтесь воспроизвести эту вещь собственным голосом, но без музыки. Затем проверьте себя, включив оригинал.

3) Пойте однотонные гаммы (нотный ряд «до - си» и «си - до»), даже несмотря на то, что это скучно и неинтересно. Для развития слуха это бесценный опыт.

4) Пойте «хроматические гаммы» (их играют только на черных клавишах фортепиано в одном тоне). Такие гаммы помогают лучше развить понимание разности ладов.

5) Подбирайте любимые мелодии на музыкальном инструменте, даже не зная точных нот. В конце концов, когда-нибудь вас будет практически невозможно отличить от оригинала.

6) Запишитесь в музыкальную школу. Именно музыкальные педагоги помогут развить музыкальный слух с помощью специальной дисциплины под названием «сольфеджио».

Как развить абсолютный слух?

Как ни странно, но никак. С абсолютным музыкальным слухом человек может только родиться. Поэтому вопрос о том, как развить абсолютный музыкальный слух, не совсем уместен. При отсутствии абсолютного врожденного музыкального слуха лучше сосредоточиться на развитии других видов слуха - интонационного, ритмического, внутреннего и т.п.

Видео по теме статьи