Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Образ "маленького человека" в русской литературе Рассказ о маленьком человеке в современном обществе

Образ «маленького человека» характерен для реализма и встречается во многих произведениях русских и зарубежных писателей. Они пытались этим приемом показать равнодушие государства к обычным, маленьким, людям. По моему мнению, маленький человек – это герой, роль которого в обществе незначительна: обычный рабочий, служащий или крестьянин. Таких людей не любила верхушка общества, потому что они не имели достаточного количества средств и влияния. Чиновники не замечали, что именно благодаря этим людям и строится общество, они – его сила.

Наиболее известным образцом «маленького человека» в литературе является Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина. Герой этого произведения спокойный и добродушный мужчина. Из-за долгой разлуки с дочерью он медленно умирает. А обществу и государству все равно. Они даже не попытались решить эту проблему. Ушел из жизни неприметный человек, а этого никто даже и не заметил. Пушкин говорит читателям, что нужно быть более внимательными к окружающим. Именно Александр Сергеевич впервые ввел понятие «маленького человека» в литературе.

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого Тушину уделено не так много времени, это объясняется тем, что он и есть «маленький человек» в этом произведении. Все видят его смешным и несуразным. Однако в бою проявляются его лучшие качества: бесстрашие, желание сражаться. Л.Н. Толстой уверяет, что нельзя судить о человеке сразу, лучше узнать его получше.

Семен Семенович Мармеладов из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» живет на самой окраине Петербурга в глубоко нищете. Этот герой – спившийся чиновник, который сам осознает свою никчемность и бесполезность. Мармеладов убивает себя духовно, он не стремится подняться в обществе, он сдается и умирает. Трагическая судьба этого персонажа, который нигде никому не нужен, не выдерживает всех испытаний. Мечта Семена Семеновича приносить пользу обществу так и не стала реальностью. Мне кажется, Достоевский образом этого героя обрисовал огромное количество людей по всей России. Люди сторонятся их, не желают помочь, а ведь никто не знает настоящие причины такой их жизни. Такие люди вынуждены спиваться и деградировать.

Образ «маленького человека» является центральным в литературе русского реализма. Описывая тяжкую жизнь таких героев, писатели пытались обрисовать настоящее существование простых граждан того времени, вызвать протест государству.

Богачек А., Ширяева Е.

Проект "Образ "маленького человека" в литературе 19-20 в.в."

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ «Оранжерейнинская СОШ»

Проект на тему: «Образ «маленького человека» в литературе XIX – начала XX веков»

Выполнили ученицы 10 «Б» класса

Богачек Александра

Ширяева Екатерина

Учитель

Михайлова О.Е.

2011-2012 учебный год.

План:

«Маленький человек» – литературный герой эпохи реализма.

«Маленький человек» – челочек из народа…стал…героем русской литературы.

От пушкинского Самсона Вырина к гоголевскому Акакию Акакиевичу.

Презрение к «маленькому человеку» в произведениях А.П. Чехова.

Талантливый и самоотверженный «маленький человек» в творчестве Н.С. Лескова.

Заключение.

Используемая литература.

Цель : Показать разнообразие представлений о «маленьком человеке» писателей XIX – начала XX веков.

Задачи : 1) изучить произведения писателей XIX – начала XX веков;

3) сделать выводы.

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.

Образ маленького человека известен давно - благодаря, например, таким мастодонтам, как А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь или А.П. Чехов и Н.С.Лесков, - и неисчерпаем.

Н.В. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии “маленького человека” , задавленного, униженного и оттого - жалкого.

Правда пальма первенства в этом принадлежит всё – таки Пушкину; его Самсон Вырин из “Станционного смотрителя” открывает галерею “маленьких людей”. Но трагедия Вырина сведена к личной трагедии, её причины лежат во взаимоотношениях семьи станционного смотрителя – отца и дочери – и носят характер нравственности, точнее безнравственности со стороны Дуни, дочери смотрителя. Она была для отца смыслом жизни, “ солнышком”, с которым одинокому, пожилому человеку было тепло и уютно.

Гоголь же, оставаясь верным традициям критического реализма, внеся в него свои, гоголевские мотивы, гораздо шире показал трагедию “ маленького человека” в России; писатель “осознал и показал опасность деградации общества, в котором всё более и более увеличивается жестокость, равнодушие людей друг к другу”.

И вершиной этого злодейства стал гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин из повести “ Шинель”, его имя стало символом “маленького человека”, которому плохо в этом странном мире чиноугодничества, лжи и “вопиющего” равнодушия.

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя "Шинель". Акакий Акакиевич - настоящий "маленький человек". Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. "Значительное лицо" так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

"Маленький человек" постоянно встречается на страницах произведений А.А.Чехова. Это основной герой его творчества. Особенно ярко отношение Чехова к таким людям проявляется в его сатирических рассказах. А отношение это однозначное. В рассказе "Смерти чиновника" "маленький человек" Иван Дмитриевич Червяков постоянно и навязчиво извиняется перед генералом Бризжаловым за то, что случайно обрызгал его, когда чихнул. "Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо." Ключевое слово в данной мысли - "начальник". Наверно, Червяков не стал бы бесконечно извиняться перед рядовым человеком. У Ивана Дмитриевича боязнь начальства, и этот страх переходит в лесть и лишает самоуважения. Человек доходит уже до того, что позволяет втаптывать себя в грязь, более того, он сам помогает делать это. Надо отдать должное генералу, он очень вежливо обращается с нашим героем. Но простой человек не привык к подобному обращению. Поэтому Иван Дмитриевич думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд. Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова. "-Пошел вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал."

"-Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер." Вот до чего доводит страх перед высшими чинами, вечное преклонение и унижение перед ними. Для более полного раскрытия образа своего героя, Чехов использовал "говорящую" фамилию. Да, Иван Дмитриевич мал, жалок, как червяк, его можно без усилия раздавить, а самое главное - он такой же неприятный.

В рассказе "Торжество победителя" Чехов представляет нам историю, в которой отец и сын унижаются перед начальником, дабы сын мог получить должность.

"Начальник рассказывал и, видимо, желал казаться остроумным. Не знаю, сказал ли он что-нибудь смешное, но только помню, что папаша ежеминутно толкал меня в бок и говорил:

Смейся!…

…- Так, так!- зашептал папаша. - Молодец! Он глядит на тебя и смеется… Это хорошо; может, в самом деле даст тебе место помощника письмоводителя!"

И снова мы сталкиваемся с преклонением перед вышестоящими. И снова это самоунижение и лесть. Люди готовы ублажать начальника для достижения своей ничтожной цели. Им даже в голову не приходит вспомнить о том, что существует простое человеческое достоинство, которое нельзя терять ни в коем случае. А.П.Чехов хотел, чтобы все люди были красивы и свободны. "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Так думал Антон Павлович, поэтому, высмеивая в своих рассказах примитивного человека, он призывал к самосовершенствованию. Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками. Горький говорил про Чехова: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней". Да, он боролся с ней своими произведениями, он завещал нам "по капле выдавливать из себя раба". Возможно, столь мерзкий образ жизни его "маленьких людей", их низкие мысли и недостойное поведение - результат не только личных черт характера, но и их социальное положение и порядки существующего политического строя. Ведь не стал бы Червяков так усердно извиняться и жить в вечном страхе перед чиновниками, если б не боялся последствий. Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Человек в футляре" и многих других.

Антон Павлович считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить - вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького.

У Николая Семеновича Лескова "маленький человек" - это совсем другой человек, нежели у его предшественников.. Для того, чтобы в этом разобраться, сравним героев трех произведений этого писателя: Левшу, Ивана Северьяновича Флягина и Катерину Измайлову. Все эти три персонажа - сильные личности, и каждый по-своему талантлив. Но вся энергия Катерины Измайловой направлена на устройство личного счастья любыми путями. В достижении своих целей она идет на преступление. И поэтому такой тип характеров отвергается Лесковым. Сочувствует он ей лишь тогда, когда она оказывается жестоко преданной своим возлюбленным.

Левша - талантливый человек из народа, заботящийся о своей родине больше, чем царь и придворные. Но его губит порок, так хорошо знакомый русским людям,- пьянство и нежелание государства помогать своим подданным. Без этой помощи он мог бы обойтись, если бы был сильным человеком. Но сильным человеком не может быть пьющий человек. Поэтому для Лескова и это не тот герой, которому нужно отдать предпочтение.

Среди героев, относящихся к разряду "маленьких людей", Лесков выделяет Ивана Северьяновича Флягина. Герой Лескова - богатырь обликом и духом. "Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… Этому новому нашему спутнику, оказавшемуся впоследствии очень интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…Но при всем этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нем человека много видевшего и, что называется, "бывалого". Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязанности, и заговорил приятным басом с повадкою." Он силен не только физически, но и духовно. Жизнь Флягина представляет собой бесконечное испытание. Он силен духом, и это позволяет ему одолеть столь сложные жизненные перипетии. Он был на грани смерти, спасал людей, сам спасался бегством. Но во всех этих испытаниях совершенствовался. Флягин сначала смутно, а затем все более осознанно стремится к богатырскому служению Родине, это становится душевной потребностью героя. В этом он видит смысл жизни. Присущие Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становится в итоге осознанной потребностью любить ближнего своего, как самого себя. Это простой человек со своими достоинствами и недостатками, постепенно эти недостатки искореняющий и приходящий к пониманию Бога. Лесков изображает своего героя сильным и храбрым человеком С огромным сердцем и большой душой. Флягин не сетует на судьбу, не плачется. Лесков, описывая Ивана Северьяновича, вызывает у читателя гордость за свой народ, за свою страну. Флягин не унижается перед сильными мира сего, как герои Чехова, не спивается из-за своей несостоятельности, как Мармеладов у Достоевского, не опускается "на дно" жизни, как персонажи Горького, не желает никому зла, не хочет никого унизить, не ждет помощи от других, не сидит сложа руки. Это человек, осознающий себя человеком, настоящим человеком, готовый отстаивать свои права и права других людей, не теряющий чувства собственного достоинства и уверенный в том, что человек может все.

III.

Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего XIX - начала XX веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя.

Можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, писатели первой половины XIX века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) относятся к "маленькому человеку" с сочувствием. Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды со взглядами Чехова и частично Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. В представлении Л.Толстого, Н.Лескова, А.Куприна "маленький человек" - это талантливый, самоотверженный человек. Такое разнообразие взглядов писателей зависит от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни.

Используемая литература :

1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 4-х томах. Издательство «Просвещение», М. 1979 г.

2. Пушкин А.С. «Повести И.П. Белкина. Дубровский, Пиковая дама». Издательство «Астрель, АСТ» 2004 г.

3. Чехов А.П. Рассказы. Издательство «АСТ». 2010 г.

4. Лесков Н.С. Все произведения Николая Лескова. 2011 г.

5. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя – М., 1959 г.

Ноя 21 2016

Впервые тема «маленького человека» прозвучала в «Медном всаднике» и «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина. Вообще же, «маленького человека» таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, Доведенный до отчаянья . При этом этот человек не просто не чинованный, а человек, ощущающий свое Бессилие перед жизнью. Порой он способен к протесту, на который его ведет жизненная катастрофа, но исходом Протеста всегда являеться безумие или смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки Сумасшедшего», «Портрет», и «Шинель»).

Жизнь в Петербурге дала возможность молодому писателю расширить свой круг наблюдений, следствием чего рядом с Образами украинских крестьян и помещиков стали появляться фигуры чиновников. Петербург поразил Гоголя Картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Именно в этом страшном, Безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным, который стал одним из первых Персонажей этого типа и по вырожению Белинского являеться «уродливым гротеском, странной, прихотливой грезой Художника; это олицетворение насмешки над жизнью и человеком, жалкою жизнью, жалким человеком» . Именно здесь Нет житья бедному Акакию Акакиевичу – «человеку соверщенно обычному, заурядному, ничем не примечательному, Почти даже не человеку, а общему месту, постоянной мишени для насмешек» .

Герои Гоголя сходят с ума или Погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его Общественного бытия главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей этого цикла несомненно являеться – «Записки сумасшедшего».

Герой Произведения Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни На что не претендует. С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья его Высокопревосходительству, преисполненный величайшем уважением к директору. «Все ученость, такая ученость, что Нашему брату и приступа нет… Какая важность в глазах… Не нашему брату чета!

» отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает его чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий Чин, должность, деньги, так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убог; но Не посмеяться хотел Гоголь над своим героемю.

Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно Западает вопрос: почему он титулярный советник? Тем самым, Поприщин окончательно теряет свой рассудок и Поднимает бунт, вызваный осознанием оскорбленного человеческого достоинства. Он думает, почему «что есть Лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам» .

По мере усиления безумия в Поприщине Растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: «Нет, я Больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?

» . Блок Заметил, что в вопле Поприщина слышен «крик самого Гоголя». «Записки сумасшедшего» являеться протестом против Несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где нет разума и справедливости. Поприщин порождение и жертва этого мира. Крик в финале повести воплощает собой все обиды и страдания «маленького человека».

Очередной жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола становиться Акакий Акакиевич Башмачкин герой Повести «Шинель». «Акакий представляет собой в этом нелепом мире и сокровенную сущность его, и вместе с тем Патетическую попытку преодоления абсурда» как говорит о нем В. Набоков. Гоголь, с другой стороны, не Скрывает своей ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя.

Он подчеркивает Типичность незначительности Акакия Акакиевича: «вечный титулярный советник, над которым, как известно, Натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не Могут кусаться» . И вдруг таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью, при этом Сила страсти и ее предмет несоизмеримы. Тем самым, решение простой житейской все сочинения на a l l soch 2005 задачи вознесено на высокий Пьедестал, в чем и заключаеться ирония Гоголя. Когда Акакия Акакиевича грабят, он в порыве отчаяния Обращаеться к «значительному лицу».

Это «значительное лицо» являеться обобщенным образом представителя власти. Сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию «маленького человека», когда из кабинета Этого \”значительного лица\” выносят почти бездвижное тело Акакия Акакиевича. Но только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт, что подчеркивает общественный смысл конфликта, и месть: привидение, в котором был Узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели «со всех плеч, не разбирая чина и звания» . После этой повести мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось.

Достоевский увидел в «Шинели» «безжалостное издевательство над человеком». А Чернышевский назвал Башмачника «совершенным идиотом». Но для Гоголя была важна только типичность судеб «маленьких людей», неизбежность их конца в условиях созданных Социальным кругом.

В «Записках сумасшедшего» нарушены границы разума и безумия, а в \”Шинели\” размыты границы Жизни и смерти. Смерть Башмачника и сумасшествие Поприщина – явления одного порядка, которые говорят нам об Одном: «только подлость, жестокость и умение пресмыкаться перед сильными мира сего могут помочь сделать Карьеру и обеспечить беспечальное существование тем, кто отдан во власть эксплуататорам и крепостникам. Поэтому бесконечно тяжела участь «маленького человека», пытающегося пробиться к жизни при помощи труда, Честности и терпения.

» И в «Записках», и в «Шинели» в конечном итоге мы видим не просто «маленького Человека», а человека вообще. Эти персонажи представляют перед нами людей одиноких, неуверенных, лишенных Надежной опоры, нуждающихся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить «маленького человека», ни Оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку.

Именно так изображает его Гоголь. Гоголь вознес социальной несправедливости и сочувствия к угнетенным – простым людям в своем цикле Петербургских повестей с остротой и убедительностью. Тема явилась не только воплем милости к падшим, но и Протестом против системы рождающей «падших».

«Гоголь поднял образ угнетенного человека до высот настоящей Поэзии» . сочинения: Victoria F

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Трагический Образ «Маленького Человека» . Литературные сочинения!

напишите сочинение на тему актуальна ли проблема маленького человека в наши дни

  • Эта проблема актуальна во все времена.Тема «маленького человека» впервые была затронута в творчестве
    А.С.Пушкина («Станционный смотритель»), Н.В.Гоголя («Шинель»),
    Герои произведений этих выдающихся писателей стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу.
    А.С.Пушкин обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Евгений, герой «Медного всадника» не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь. Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье. Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.
    В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич — настоящий «маленький человек». Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. «Значительное лицо» так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к «маленькому человеку» и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Первым из русских писателей, кто затронул тему “маленького человека”, был Пушкин. Его повесть “Станционный смотритель” посвящена скромному существованию станционного смотрителя Самсона Вырина. Повесть стала первой из ряда произведений русской литературы, посвященных этой теме.

В поэме “Медный всадник” Пушкин также затронул проблему “маленького человека”, но в несколько ином ракурсе. Герой поэмы, Евгений, – обыкновенный житель великого города. Но это величие – лишь одна сторона медали. Сам Пушкин говорил о

Петербурге – “город пышный, город бедный”. Насколько пышен сам город, настолько же несчастны в нем могут быть люди. Евгений, единственное желание которого, – тихая и спокойная семейная жизнь, оказывается жертвой неумолимой стихии. Весь его протест против пышного и надменного города, погубившего его любовь, сводится к тому, что он, несвязно что-то бормоча, грозит рукой Медному Всаднику. Петр Первый, как кажется Евгению, преследует его. В этом можно усмотреть аллегорию: город подавляет своих жителей, не дает им свободно дышать.

Тему “маленького человека” продолжил Н. В. Гоголь в своих “Петербургских

Повестях”. Особенно примечательна в этом смысле повесть “Шинель”. Герой ее – бедный и скромный чиновник Акакий Акикиевич Башмачкин. Даже его смешное имя говорит о ничтожном положении чиновника. Действительно, он много лет работает на одном и том же месте, но его не повышают в должности. Да он и сам не стремится к этому. Он вполне удовлетворен своим существованием. Единственное, что омрачает его, – постоянные издевки других чиновников. Они привыкли воспринимать Акакия Акакиевича как объект для насмешек, а он и не стремится поставить себя по-иному. Да уже и поздно: ему за пятьдесят. Показательно, что “значительное лицо” называет его “молодым человеком”. Башмачкин не стал с годами солиднее, представительнее, он остался столь же жалким, как был.

Сначала “Шинель” воспринимается читателем как смешная история про смешного человека, но постепенно она перерастает в настоящую драму. Покупка шинели, возможно, была единственной в жизни Акакия Акакиевича большой и светлой мечтой. Но жизнь не замедлила разрушить эту мечту, растоптать ее. Смерть чиновника напрямую связана с тем, что у него отобрали шинель, потому что вместе с ней отобрали и мечту. А страдания “маленького человека”, пусть они и не заметны никому, могут быть столь же великими, как и у человека выдающегося. Насколько страдал Акакий Акакиевич, не знал никто, да и вряд ли кто-нибудь поверил бы, что он способен чувствовать и плакать. Жизнь не щадит “маленьких людей”. Она подвергает их испытаниям, которые те не в силах вынести. Так и Акакий Акакиевич: он умер не от того, конечно, что у него украли шинель, а от того, что жизнь раздавила его, выбросила на обочину.

И Пушкин, и Гоголь показали жизнь “маленьких людей” со стороны. Да, они сочувствуют и сопереживают своим незаметным героям, но все же смотрят на них несколько свысока. Достоевский в этом отношении пошел дальше их, поскольку в романе “Бедные люди” показал чувства и переживания “маленького человека” от первого лица. Макар Девушкин очень похож на Акакия Акакиевича Башмачкина. Он так же беден, состоит в том же чине, обладает таким же смешным, вызывающим жалость, именем. Он и на самом деле своими поступками и взглядами на жизнь напоминает робкую девушку.

Однако в одном Макар Девушкин существенно отличается и от Самсона Вырина, и от Акакия Акакиевича. В нем есть своеобразная гордость, то, что называют “гордостью бедных”. Она заставляет его скрывать свою бедность. Он едва сводит концы с концами, но помогает людям беднее себя: своим соседям, нищим на улице, что говорит о его душевном благородстве. Откуда в нем эта гордость, это благородство, это милосердие? Откуда такая сила любви и уважения к Вариньке Доброселовой? Макара Девушки на можно с полным правом назвать “великим маленьким человеком”. К сожалению, все те прекрасные черты характера, которыми он обладает, растушеваны, теряются за его врожденной скромностью, кротостью. И его тоже ие жалеет жизнь: его любимую, бесценную Варииьку увозит развратный помещик Быков. Единственный же способ, которым может протестовать Макар, – это его письма, полные невыносимого страдания. 11о действиями, поступками он никогда сопротивляться не будет. В этом беда всех “маленьких людей”: они покорно сносят все выпадающие на их долю невзгоды, а эта покорность вызывает еще большие несчастья. Порочный круг.

Достоевский, наверное, чаще всех русских писателей обращался к теме “маленького человека”. Достаточно вспомнить хотя бы роман “Преступление и наказание”. “Маленькие люди” – Мармеладов и его семья – страдают от бедности, голода и унижения, и ничего не могут сделать со своим положением. Какое бы решение они ни приняли, оно ведет к позору, нищете или смерти. А ведь таких “маленьких людей” со своими желаниями, страстями, радостями и бедами в России много и до сих пор. Все писатели, затрагивавшие эту тему – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Карамзин, Чехов, – сочувствовали своим героям. Но разве могли они изменить их положение? Увы, проблема “маленького человека”, унижаемого и людьми и самой жизнью, наверное, будет существовать, пока существует Россия.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Каждое произведение Н. В. Гоголя остается актуальным в любое время. Не исключение и повесть писателя “Шинель”, написанная Николаем Васильевичем в...