Образ Элен Курагиной в романе Л.Н. Толстого «Война и мир

Уже на первых страницах романа автор повествует о блестящей красавице – Элен Курагиной, которая без труда способна покорить любого мужчину. Она умеет подать себя, непосредственна и очаровательна к неудовольствию завистников и сплетников. В этой женщине была изюминка и тонкое обаяние.

Ее привлекательность для окружающих заключалась не только в красоте. Элен представляла собой жизнерадостную особу. Улыбка на устах преображает любого человека и располагает к себе, а так же дружелюбие, притворное участие и показная искренность.

Чтобы вращаться в высшем обществе, необходимо уметь держать себя. Исключительность манер и воспитания, позволяют ей взлететь на самую вершину, где она миролюбиво позволяла собой восхищаться. Она освоила незыблемые правила высшего света от и до, и мастерски пользовалась своими навыками. Восторг, который испытывали исключительно все мужчины в ее обществе, добывался кропотливым трудом и тщательно продуманным планом.

Общительная, и в то же время сдержанная. Приветливая и нейтральная. Может быть, она и не была женщиной глубокого ума и высоких знаний, зато умело создавала иллюзию этого. Ее речи продуманы и слажены. Порой она говорит прямо, но загадками. Тщеславие и корысть ее главные недостатки. Она, как и большинство, стремиться к богатству, высокому статусу и независимости. Ее не особенно волновало, чьей женой она станет. В приоритете была лишь выгода и расчет. Именно это обстоятельство губительно повлияло на ее взаимоотношения и брак с Пьером Безуховым.

Думаю, что Пьер знал, что Элен его не любит, но в силу ряда причин делает вид, что они идеальная счастливая пара. И его можно понять. Мало кому не хотелось иметь такую красавицу – жену, о которой мечтает весь Петербург.

Если критиковать образ Элен в целом, то стоит сказать, что она не желала быть: ни женой, ни матерью. Ее интересовали только блага, положение в обществе и всеобщее признание.

Елена Курагина является ярким и отрицательным персонажем великого романа. К слову, в то время таких особ было не мало. С другой стороны, стоит ли обвинять женщину в том, что она стремиться на пьедестал. «На то она и женщина,» - скажет вам любой мужчина.

Вариант 2

Образ Элен Курагиной в романе Льва Николаевича Толстого выделяется на фоне других героев. В самом деле, в романе есть герои, чьи образы в чём-то схожи: князь Андрей и граф Безухов, Наташа и Соня и др. Элен Курагина же ни с кем не схожа, она уникальный герой.

В самом начале мы видим Элен завсегдатаем салонов, складывается впечатление, что она знает почти весь Петербург. Она любит быть в центре внимания, любит окружать себя знатными мужчинами и вертеть ими, как ей захочется. Она может себе это позволить: она красива и доступна, но только для тех мужчин, кто может быть ей чем-то полезен, от которых она может что-то получить. Мужчины опьяняются Элен, они готовы на всё ради того, чтобы заполучить её.

Опьяняется героиней и наивный молодой граф Пьер Безухов. Недолго думая, он берёт её в жёны. Для Элен же этот брак был браком очень выгодным: новоиспеченный граф молод и глуп, но богат, у него есть имя, и он полностью очарован роковой красоткой. Управлять таким муженьком – очень лёгкое занятие для Курагиной. Замужество совсем не меняет привычек графини Безуховой: она также посещает салоны, устраивает званые обеды и т. д. Можно сказать, что делает всё это Элен с ещё большим размахом – теперь она богата. Решительно не хочет становиться матерью. Со временем новоиспечённая графиня начинает, как говорится, перегибать палку – флиртовать и не только с другими мужчинами, высмеивать Пьера, над которым и так уже подтрунивали представители светского общества Петербурга, считая его рогоносцем.

В итоге, даже такой терпеливый и скромный человек как граф Безухов не выдерживает и уходит от Элен. Дальнейшие попытки примирения ни к чему не приводят, и брак перестаёт существовать. Пьер идёт своей дорогой, а Элен продолжает играть в свои игры. Но играть ей доводится не долго. Развод был обоюдным, со стороны Элен главной причиной было желание выйти замуж за другого человека. Смерть Курагиной не даёт этому сбыться. Л. Н. Толстой не объяснил читателю, от чего именно умерла героиня. Но, зная разгульную жизнь Элен, а также ряд описаний в книге, можно сказать, что это был либо сифилис, либо прерывание беременности, что выглядит более правдоподобно, так как следов сифилиса у Пьера Безухова в романе нет. Элен не была готова к материнству – это не её. Окончила свой путь Элен Курагина не так, как она хотела. Она видела себя вечно молодой в окружении высшего света.

Элен Курагина является самой яркой и неоднообразной второстепенной героиней романа «Война и мир». Она не делала ничего плохого, она просто была одурманена тем, что её красота может дать ей всё. В итоге, Элен не смогла вовремя остановиться, всё закончилось печально.

Сочинение на тему Образ Элен Курагиной

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» славится не только интереснейшей сюжетной линией, подробным описанием жизни общества и в мирное время, и в течение войны, но и детально проработанными образами героев произведения. Во время прочтения романа возникает ощущение личного знакомства с персонажами, настолько реалистичными и живыми выглядят их образы. Однако особое внимание хочется уделить Элен Курагиной, фигуре необычайно занятной и очень интересной для анализа.

Графиня Курагина приковывает к себе внимание с первых минут знакомства. Она очень красива, знает себе цену и любит находиться в центре внимания. В светском обществе Элен воспринимают как очень умную и культурную женщину, которая умеет себя правильно преподнести, однако на самом деле она является, безусловно, отрицательным персонажем.

На мой взгляд, главным и всепоглощающим интересом графини является материальное благополучие. Её собственное, её избранников, её окружения – не столь важно, чьё именно, главное – результат. Статус и богатство составляют неотъемлемую часть её жизни, поэтому и в выборе супруга, Пьера Безухова, Элен руководствовалась теми же меркантильными интересами. Для героини не столь важна духовная близость, искренние чувства или же родственность душ – принципиальным вопросом для неё является жизнь в роскоши и блеске. Помимо всего прочего, невозможно сказать, что она умна – безусловно, Элен Курагина хитра и расчётлива, однако действительно умной женщиной её назвать нельзя.

Я полагаю, что в образе Элен Курагиной Лев Николаевич Толстой стремился объединить все самые банальные человеческие страсти – алчность, желание обладать, ничего не отдавая взамен, склонность к прагматизму и цинизму, переходящему все рамки дозволенного. И, безусловно, писатель показывает читателям, как сильно можно ошибиться, если оценивать человека исключительно по обложке или же на основе впечатления, которое он производит на окружающих людей. Чтобы понять, каким именно является человек на самом деле, недостаточно нескольких милых бесед в салоне Анны Павловны Шерер. Для того чтобы действительно узнать человека, необходимо время, и именно с течением времени читатели убеждаются в том, что Элен Курагина является циничным, достаточно злобным и очень расчётливым человеком, который во имя богатства способен пойти на очень многое.

Сочинение с цитатами

Всемирно известным произведением русской литературы является роман-эпопея «Война и мир», написанный Л. Н. Толстым в 1863 году. Особое внимание в данном произведении автор уделяет не только теме семейного счастья, роли человека на войне, но и женским образам, в число которых входят Наташа Ростова, Мари Болконская. Они покоряют читателя своей индивидуальностью, хрупкостью и душевной силой. Яркой же противоположностью этих девушек выступает княжна Курагина.

Элен Курагина – «высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей». Она подобна античной статуе, отличающейся грацией и изяществом. Внешность Элен, идеальные черты лица притягивают восхищенные взгляды окружающих, однако в поступках раскрывается истинное лицо этой девушки. Для характеристики Элен Толстой использует слова Наполеона, в которых император проводит параллель между ней и прекрасным животным. Она не способна на искренние чувства, ей чужды любовь и дружба: «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела...". Даже в отношениях с Безуховым Элен оставалась холодной и расчетливой девушкой, готовой пожертвовать семейным счастьем ради материального богатства и собственных желаний. Для неё не существует нравственных законов и принципов, доказательством выступает её тесная связь с Фёдором Долоховым, лучшим другом Пьера

Поведение Курагиной (в замужестве Безуховой) вполне объяснимо истоками воспитания. Дочь Василия Сергеевича Курагина, «светского человека, успевшего в свете и сделавшего привычку из этого успеха", воспитана эгоистичной, тщеславной личностью, готовой на все, чтобы поддерживать блестящую репутацию в обществе. Вспомним, как Элен состояла в отношениях с двумя обеспеченными мужчинами, при этом все ещё являясь женой Безухова. Она сумела показать сложившуюся ситуацию таким образом, что петербургское общество жалело «несчастную, интересную Элен, находящуюся в недоуменье о том, за кого из двух ей выйти замуж <…> О том же, хорошо или дурно выходить от живого мужа замуж, не говорили».

В результате жизнь Курагиной обрывается, так же бессмысленно, как и всё ее эгоистическое существование. Она так и не смогла понять смысла существования, почувствовать тепло человеческого сердца, в конечном итоге оставшись в одиночестве.

Таким образом, в образе Елены Васильевны Курагиной Л. Толстой показывает бездуховное начало женщин, которых покоряло модное течение того времени. Он высмеивает её как яркую представительницу высшего света, не способную на искренность, жертвенность, доказывая, что внешность действительно бывает обманчива, поэтому о человеке следует судить по его душевным качествам и поступкам.

Вариант 5

В произведении Толстого “Война и мир” нашли отражения множество человеческих проблем, конфликтов, и бытовых мелочей, которые тем или иным образом отразились в образах самих персонажей произведения. Толстой всегда старался передать именно то, что испытывало общество во время написания произведения, дабы осветить проблемы, о которых все стараются не говорить. Что прекрасно у него получалось, так как его произведения часто становились мировыми бестселлерами, то и соответственно они достигали большего количества читателей, что помогло задумке автора. Одни из интереснейших образов является образ Элен Курагиной.

Элен Курагина – внешне довольна приятная женщина, которая своей прекрасной наружностью привлекает к себе людей, тем самым втираясь к ним в доверие, как и некоторые другие персонажи произведения. Под её внешней красотой и притягательностью скрывается отвратительная натура, для которой нет ничего важнее, чем её материальная составляющая, наряду с положением в обществе. Это и характеризует её как человека, ведь она готова пойти на любые уловки и хитрости, дабы получить желаемое, что старается подчеркнуть Толстой.

Характером же Элен довольно миловидная женщина, которая старается не создавать конфликтов и жить спокойно, без ругани. Она довольно умна, мудра, и сдержанна, что и позволяет ей с такой лёгкостью манипулировать окружающими её людьми. Одной из главных её целей является полное обеспечение себя материальной поддержкой и опорой, с которой она сможет прожить всё свою жизнь не обращая внимания на окружающие её проблемы, так как она будет под защитой. И в достижении этой цели она готова пойти на любые жертвы, как личные, так и человеческие, что делает её не очень приятной личностью априори. Она также с большим успехом скрывала свои недостатки, о которых знала только она, что смогла втереться в доверие к огромному количеству людей, которые так или иначе обожали эту девушку, потому как её красивая внешность, которая так и притягивала людей к ней, стала чем-то вроде маяка для кораблей, который притягивает к себе спасительным светом.

Я считаю, что автор пытался показать всю двуличность женщин аристократии того времени, с помощью образа Элен, так как она как нельзя лучше подходит под описание двуличной, алчной, и хитрой девушки, готовой пойти на всё, даже на обман самых близких ей людей, или даже на обман надежд другого человека, дабы получить желаемое.

Также, следует отметить, что мнение, выраженное в данном произведении является исключительно субъективным, и потому не претендует на объективность.

Образец 6

Лев Николаевич Толстой прославился своим великим произведением «Война и мир». В этом произведении, автор выражал абсолютно всю сущность того времени, и характеры людей, которые менялись под влиянием происходящих действий. Благодаря действиям, происходящим в то время, эта работа практически основана на реальных событиях, и все персонажи имеют свой определённый стиль.

Одним из таких персонажей в данной работе автора, является, графиня Курагина. Эта личность, представляет собой выдающее лицо среди всех персонажей Льва Николаевича. Звали графиню Элен, имя берёт своё начало от французских истоков, перешедших в русскую лексику. Несмотря на то, что, героиня выделяется на фоне всех персонажей в негативном фоне, она имеет высокий статус в обществе. В силу своего поведения, она способна преподнести себя в люд, с очень высокой точки общения. Благодаря её пылкому нраву, она не обращая внимания на сплетни и рассуждения, которые ведутся за её спиной, может обворожить любого мужчину. Именно такие черты приписал своей героине автор, дабы указать на разность между ячейками населения. В этом алчном человеке, хранятся зависть к деньгам, любовь к высокому статусу в обществе, но не искренние чувства, которые должны быть в настоящей женщине. В своих рассуждениях, она явно даёт понять, что отношения с Безуховым, является не что иное, как любовь к деньгам и славе.

Её привлекательная внешность, красивый овал лица, длинная коса, выразительная талия, способна привлечь к себе внимание любого мужчины. На этом и рождалось её хитрость. Исключительно хитрость этой женщины провела её к высокому статусу в обществе. В её коварстве возникает мысль, завести роман на стороне, ибо её избранник не удовлетворяет её желания. В итоге роман с Фёдором Долоховым, развивается за спиной Безухова. Эта дама, не способна любить, но способна затмить глаза любому мужчине, и в эти сети попадает каждый, кто имеет высокий статус в обществе.

Истоки такого поведения идут от её отца, который был воспитан эгоистом, и так – же бессердечно относился к окружающим, дабы указать на свой высокий статус в обществе. Автор иронично указывает на поступки этих персонажей и пытается донести до обычных людей, какими могут быть люди, привязанные к деньгам.

Но как бы не была хитра княгиня, в итоге она остаётся одна. Лев Николаевич очень ярко выразил те события, которые произошли с ней в тот момент. Этим он давал понять, что внешность любой дамы, бывает обманчива. Встретив одиночество, женщина так и не понимала духовную близость, алчность затмило её глаза, и на фоне этих событий, любой читатель осознает, что значит обман и настоящая любовь.

Сочинение 7

Многие великие писатели 19 века в своем творчестве касались вопросов нравственности общества, воплощая их в образе идеальной девушки.

Л.Н.Толстой видел свой идеал женщины в образе жены, матери, хранительнице семейного очага. В своем романе «Война и мир» он наделил этими качествами Наташу Ростову и княжну Марью, посвятивших свои жизни семье.

Но Толстой не ограничивается описанием только положительных женских образов. Как бы в противовес им, писатель рисует яркий, эффектный облик Элен Курагиной, сочетающей в себе одновременно внешнюю красоту и внутреннее, нравственное уродство.

Красота Елены Курагиной покоряет весь великосветский Петербург. И не удивительно – изящное строение тела, мраморная кожа, чарующая улыбка редко кого могли оставить равнодушным. Девушка постоянно контролирует выражение своего лица, чтобы не быть застигнутой врасплох.

Элен, с детства воспитанная с мыслью, что главной ее целью является удачно выйти замуж, окружает себя как можно большим числом поклонников разных возрастов.

Благодаря своим блестящим манерам, умению преподнести себя должным образом, Элен удачно создает у окружающих впечатление незаурядной, умной личности.

В эту ловушку попадает и Пьер Безухов, ставший, благодаря появившемуся богатству, лакомым куском для семейства Курагиных. Искренний и добрый Пьер, сраженный красотой Елены Васильевны, поначалу не замечает ее душевной пустоты. Воспользовавшись наивностью и простодушием Безухова, Курагина хладнокровно и цинично женит его на себе.

Однако после свадьбы становится очевидным, что между супругами нет ничего общего. Пьер, понявший, что женился на бездушном, безнравственном существе, не может без отвращения смотреть на свою жену. Узнав о связи Элен с Дороховым, Пьер вынужден того вызвать на дуэль. Но даже в такой ситуации, эгоистичную Элен волнует только мнение света о ней.

Даже разрыв с мужем, готовому отдать ей значительную часть своего состояния, лишь бы избавиться от нее, не вызывает в ней раскаяния. Для нее важнее остаться с деньгами, при этом сохранив свое положение в высшем свете. Цинизм, корысть, расчетливость – вот основные черты характера Элен Курагиной, помогающие ей достичь собственной цели.

Оставшись одна, Элен сближается одновременно с двумя претендентами на ее руку, пытаясь путем интриг и лжи сохранить связь с обоими. Не имеющая никаких принципов, Елена Васильевна собирается поменять веру, чтобы вторично выйти замуж. Но внезапная смерть рушит все ее планы.

Образ Елены Курагиной явился олицетворением великосветского общества, собравшего в себе множество пороков и судившем о человеке по его финансовому состоянию и внешности.

Описывая внешнюю красоту Элен, Толстой противопоставляет ей внутреннюю пустоту, тщеславие, беспринципность, показывая тем самым, что внешность зачастую обманчива. Ведь недаром, многие влюблялись в Элен, но никто по-настоящему не любил. Потому что невозможно любить прекрасную, но холодную мраморную статую, не имеющую души и тепла.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Тургенева Бурмистр

    Рассказ «Бургомистр» повествует нам о горькой жизни крестьян во времена крепостного права. Автор, со свойственным ему мастерством, описывает читателю образ молодого помещика Аркадия Павлыча Пеночкина.

  • Сочинения о школе

    В разделе собраны сочинения на тему Школа

  • Анализ трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение

    Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия

  • Идеальная семья – это люди, которые понимают друг друга без лишних слов. Если родители испытывают настоящие чувства, это заметно даже невооруженным глазом.

  • Сочинение Евгений Онегин мой любимый герой (Пушкин А. С.)

    Девятнадцатый век, это век возрождения великих поэтов. Одним из таких является Пушкин Александр Сергеевич. Его многочисленные работы, актуальны и в настоящее время. Благодаря им, вырастало поколение 19 и 20 века.

Меню статьи:

Один из принципов, позволяющих более детально и глубоко понять суть произведения, поступки и характеры героев, заключается в исследовании биографических данных, предпочтений и позиции автора касаемо того или иного вопроса. Одним из важных моментов для понятия персонажей Л.Толстого является его позиция к семье и места женщины в общественной жизни.

Толстой был убежден, что женщина должна посвятить свою жизнь семье; забота о членах семьи, воспитание детей – вот что должно интересовать женщину. Она должна не просто научить детей принципам морали, но и быть абсолютным носителем этих качеств, быть примером для подражания. Исходя из этой позиции, часто, герои произведений Толстого делятся на два лагеря. В первом находятся идеальные, с точки зрения Толстого, носители моральных качеств, принципов и позиций персонажи.

Они всегда действуют, руководствуясь чувством справедливости, их поступки сопоставляются с законами чести. Другие же, напротив, имеют антиморальный облик – они ведут аморальный, распутный образ жизни. Ложь, коварство, интриги – эти слова зачастую являются постоянными спутниками для их характеристики. Как раз к персонажам второго типа и относиться Елена Васильевна Курагина – дочь придворного чиновника, князя Василия Сергеевича Курагина.

Происхождение, внешность

Автор не подает информацию о детстве и юности Элен, поэтому провести параллель в диахроническом срезе невозможно. О полученном образовании девушки мы тоже мало что можем узнать. Вполне вероятно, что она окончила Смольный институт. Толстой не говорит это прямым текстом, но факт того, что она носила шифр, дает право сделать такое предположение (шифр также носили фрейлины, поэтому абсолютной уверенности в этих данных нет). Сколько было лет Елене на момент начала романа – тоже вопрос спорный, потому что Лев Николаевич не дает этой информации. Курагину часто в начале текста называют «молодой», что дает возможность ориентировочно определить ее возраст, выделив промежуток 18–25 лет.

Предлагаем ознакомиться с “Образом Андрея Болконского” в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Такая позиция связана с тем, что после 25 лет девушки считались старыми, они мало вызывали интерес, даже будучи красивыми и знатными, а ситуация с Еленой совсем не такая. При этом ее возраст не меньше 18 – в противном случае возрастная ценз был бы причиной удерживания интереса по отношению к ее особе.

В процессе развития сюжета романа можно проследить как быстро и резко порой меняется внешность персонажей. Елена Курагина – героиня, которой удается сохранить себя практически без кардинальных изменений. Черные глаза, глянцевые волосы, античное телосложение, полноватые руки, красивая грудь, белая кожа – Толстой довольно скуп на описание внешности Елены, поэтому судить о ее внешности только по описанию невозможно. Больше информации можно получить, анализируя реакцию на нее окружающих.



Уже с первых страниц романа мы узнаем о немыслимой красавице и кокетке Елене – она способна очаровать каждого. И мужчины, и женщины с любопытством рассматривают ее и это не удивительно – уникальная красота, умение вести себя в обществе вызывает восторг и чувство зависти у многих. «Как она красива!» – то и дело восклицают ей вслед молодые кавалеры.

Такое расположение было вызвано, скорее всего, не только природными данными девушки – она выглядела всегда жизнерадостно, на ее устах застыла милая, искренняя улыбка – такой настрой не может не располагать к себе, ведь гораздо проще, приятней и легче общаться с человеком, который позитивно настроен, которого радует общение с вами (даже если это всего лишь игра), чем с унылой флегмой, которая не видит выхода сама, да еще и к тому же затягивает в свою трясину окружающих.

Елене нравится проводить время в высшем обществе, и она делает это мастерски. У нее отточено все: и пластика движений, и манера говорить, улыбаться. Она знает как себя вести и делает это на высшем уровне.



Кажется, что она знает весь Петербург – Елена очень общительна. Девушка проявляет себя очень сдержано, спокойно, что так же располагает к общению с ней.

В обществе бытует мнение, что она – женщина высокого ума и глубоких знаний. Но, на самом деле все совсем не так – ее слова часто понимают неправильно, в них пытаются отыскать какой-то скрытый смысл, которого на самом деле нет.

Брак с Пьером Безуховым

Елена – корыстная женщина. Она стремится быть богатой – это дает ей возможность выглядеть в другом свете в привлекаемом ее обществе. Ей совсем не важно, кто будет ее муж, сколько ему будет лет, и как он будет выглядеть. Именно такая позиция стала губительной для их взаимоотношений и брака с Пьером Безуховым.

Знал ли Пьер о неразумном поведении Елены, о том, что девушка его не любит? Вполне вероятно, у него возникала тень сомнения на этот счет, но тот факт, что он знал князя Василия (ее отца), да и саму Елену с самых малых лет, позволил закрыть глаза на многие вещи.

К тому же, кому не хотелось иметь женой такую красавицу, ведь о ней мечтал, без преувеличения, каждый мужчина. Такое положение вещей льстило, не отличавшемуся красотой и стройностью телосложения Пьеру.

И так, он стал «обладателем красавицы жены», но, на удивление Пьера, это не принесло ему счастья, а стало причиной разочарований. Елена, после замужества не собиралась менять своих привычек – она все так же часто проводила время вне дома, либо же устраивала званые обеды в своем новом, а точнее семейства Безуховых, доме. Обрушившееся на нее богатство позволило еще больше быть в центре внимания. Ее дом, недавно отстроенный, еще старым графом, стал поводом для гордости. Ее наряды стали еще более вычурнее и открытие – слишком оголенная спина и грудь – для нее это было обыденностью. Как видим, все у Елены направлено на привлечение внимания к себе – вызывающая одежда, дорогие шикарные вещи, умение держаться в обществе и вести беседу.

Пьер с первых же дней женитьбы почувствовал на себе всю ошибочность своего поступка.

Жена совершенно не воспринимала его как мужа и всячески отвергала даже мысль о том, чтобы быть матерью его детей.

В последнем, вероятно заключено сразу два непримиримых факта – графиня Безухова не желала быть матерью априори – ей была чужда сама мысль о беременности и материнстве – это бы не позволило ей так же легко наслаждаться светской жизнью. К тому же, и Пьер ей был отвратителен – она вышла замуж руководствуясь исключительно желанием обогатиться.

В браке явно проявляется еще один ее порок – она тяготеет к изменам мужу. До брака с Пьером ходили слухи о ее любви с братом Анатолем, но князь Василий пресек ситуацию грозящую закончиться инцестом. Курагин территориально разлучил влюбленных, и таким образом спас семью от позора. Но вряд ли это способствовало устранению влечения между братом и сестрой. Анатоль часто приезжал к, уже замужней сестре, и предавался целованию ее обнаженных плеч. Елена была от этого в восторге и не пресекала подобные действия. На этом любовные похождения женщины не заканчиваются – влиятельные господа один за другим пополняют ее список любовников. Наивный Пьер, как обычно бывает с доверчивыми мужьями, узнает об этот самым последним и даже после прямых доказательств измены не желает верить в коварство и падение нравами жены. Он всерьез уверен, что это клевета. Исходя из того, что Безухов не был дураком, можно выделить еще одно качество Елены – умение переубеждать и внушать необходимую информацию.

Она явно умеет воспользоваться ситуацией и хорошо разбирается в людях. Ее действия по отношению к мужу еще раз подтверждает это. Графиня не боится перегнуть палку – она твердо уверена, что Пьер несмотря ни на что не выставит ее на улицу, а будет терпеть все ее выходки. И это осуществляется в полной мере. После дуэли с Долоховым – одним из ее любовников – Елена превращается в фурию, она бесстыдно обвиняет мужа в неподобающем поведении, несмотря на всю свою неправоту. Вспышка гнева, вызванная этим скандалом со стороны Пьера ее усмирила, но ненадолго – чувства мужа поутихли, и она снова пользуется его финансами и влиянием.

Со временем у женщины возникает желание развестись с мужем. Дело не в том, что такое положение вещей для нее стало слишком тягостным, а в том, то она планирует выйти замуж за другого человека. Православие не предусматривает таких процессов, поэтому Елена принимает католичество. Однако ее планам на вторичное замужество не суждено было сбыться – она скоропостижно умирает о болезни.

Причина смерти

Причина смерти Безуховой стала поводом для дискуссий в самых разных кругах читателей и исследователей. Толстой не объяснил, что именно стало причиной смерти, а неопределенность всегда манит и влечет открыть завесу тайны. Одними из распространенных версий являются сифилис и прерывание беременности. В пользу абортативных последствий говорит тот факт, что Пьер не замечал у себя никаких признаков заражения ни во время брака с Еленой, ни после. Факт заражения сифилисом после прекращения всяких контактов с мужем также исключается – болезнь за такой короткий срок не могла стать причиной смерти.

Елена не была предрасположенной к материнству, поэтому ее желание избавиться от нежелательной беременности вполне возможно. В подтверждение этому говорит еще и тот факт, что некоторое время графиня принимала какие-то капли – именно таким образом осуществлялся аборт в то время. Одним словом, возникновение кровотечения в результате аборта велико, но, так как Толстой не дает однозначного ответа, утверждать, что это единственно правильная версия невозможно.

Таким образом, Елена Курагина, она же, впоследствии, графиня Безухова, является абсолютно негативным персонажем. Ее внешние данные – это единственное, что можно сказать позитивного о ней. Толстой был уверен, что такая модель поведения недопустима для женщины (не только высшего общества, но и любой представительницы прекрасного пола). Поэтому не жалел красок для изображения уровня нравственного упадка и деградации героини.

Образ и характеристика Элен Курагиной в романе “Война и мир” (Элен Безухова): описание внешности и характера

4.4 (88.33%) 12 votes

«Война и мир» вызывает двоякое мнение у любителей литературы. Одни читают громоздкий роман запоем, а другим не хватает сил, чтобы прочесть все произведение, поэтому нередко эта книга пылится на верхних полках книжного шкафа. Те же, кто умудрился прочесть все произведение от корки до корки, уверяют, что «Война и мир» – это вершина русской литературы. Ведь Толстой смог показать читателям не только противопоставление мирного и военного времени, но и колоритных персонажей, которые обладают и положительными, и отрицательными чертами характера.

Можно сказать, что Лев Николаевич, как и в «Мертвых душах», выявил человеческие психотипы. Но если некоторые антагонисты вызывают уважение и обзаводятся любовью поклонников (к примеру, из « »), то у беспечной Элен Курагиной вряд ли найдутся преданные фанаты, потому что в ней сочетаются лицемерие, безнравственность, бездуховность и равнодушие. Однако в любом случае Лев Николаевич знакомит завсегдатаев книжных лавок с этим персонажем достаточно близко, ведь только умные люди учатся на чужих ошибках, пусть даже и вымышленных.

История создания

Лев Николаевич Толстой трудился над своим основополагающим произведением с 1863 по 1869 годы. Первоначально роман должен был рассказывать о декабристе, который возвращается вместе с семьей в Российскую Империю. Но когда автор начал додумывать описание главного героя, он волей-неволей переместил действие в 1812 год. Как известно, это было сложное время для отечества, потому что из-за отказа поддерживать континентальную блокаду в России началась Отечественная война.


Писатель вдохновился кровавыми событиями минувших лет и даже побывал в деревне Бородино, где и произошло великое сражение. Чтобы не быть голословным и подкреплять свои мысли фактами, гений литературы опирался на научные труды историков и записи мемуаристов.

В его руки попали творения Сергея и Федора Глинки, Михаила Сперанского, Огюста Мармона и прочих писателей. Но главная цель Толстого была не в расписывании распрей между Российской Империей и сторонниками Франции или действий командиров и солдат. Он хотел показать мышление и изменение человека в эпоху потерь и неудач. Мэтру удалось выписать 550 персонажей, но читатели запомнили только главных действующих лиц: , и , Элен и .

Биография

Хоть Лев Николаевич и любил скрупулезно описывать даже, казалось бы, непримечательные детали, о биографии Элен Курагиной, антигероини с экстравагантной внешностью, упоминается вскользь. Известно лишь то, что девушке еще нет 25 лет. Однако читатель без труда сможет сделать логический вывод, основываясь на неординарном поведении этой барышни: ее родители не приложили усилий, чтобы дать дочери должное воспитание.


Эта женщина обладает неприятной манерой поведения, не ценит любовь и семейное благополучие; все, что ей надобно от мужчин, – это материальный достаток. Сама Элен не выстраивает цели и средства достижения денежного богатства, ибо не привыкла работать, а мечтает блистать на балах.

Поэтому красавица с черными глазами и белокурым цветом волос без зазрения совести готова менять спутников жизни как перчатки; она является явным антиподом Наташи Ростовой, которая руководствуется не разумом, а велением сердца. Из сюжета «Войны и мира» становится известно, что Элен приняла предложение руки и сердца от Пьера Безухова, узнав новость о том, что этому молодому человеку досталось наследство от отца.


Безухов, одурманенный красотой Элен, повел ее под венец, и спустя некоторое время узнал о ее изменах с офицером Долоховым, которому официальный муж Курагиной вскоре бросил перчатку. Любовник супруги был ранен, но не смертельно.

Далее девушка узнает, что ее «возлюбленный» желает переехать в город на Неве. Элен не горюет по этому поводу, потому что ждет лишь одного – части наследства. Когда Курагина сама оказалась в Петербурге, она создала себе образ несчастной женщины, которую «подлый» муж бросил на произвол судьбы.


Не успела эта героиня забыть Безухова, как тут же окунулась в любовные перипетии. Она принимает ухаживания от собственного «пажа» Бориса Друбецкого. Кроме того, когда графиня оказывается в Литве, она начинает романтические отношения с молодым принцем. Но когда ее возлюбленные оказываются в одном месте, она попадает в неловкое положение.

Стоит отметить, что Толстой питал интерес к изменению характера человека и его личностному росту, а персонаж так или иначе должен иметь жизненные цели. Есть герои, которые поняли, что их поведение не соответствует принципам справедливости, добродетели и разумности. Однако с Элен Курагиной этого не происходит, она как никто другой олицетворяет пословицу «горбатого могила исправит».


Чтобы выйти из казусной ситуации, девушке пришлось спрятать свою сущность под маской жертвы. Хитрая барышня поговорила с Друбецким, чтобы тот срочным образом закрепил с ней отношения узами брака, а она пообещала, в свою очередь, принять католичество. В точности такая же беседа была проведена и с молодым принцем.

Между красавицей стоял выбор из двух видных мужчин, но желаемому не было суждено сбыться, так как в 1812 году графиню одолела болезнь. Курагина, не привыкшая доверять российской медицине, обратилась к итальянскому доктору, который выписал героине «чудодейственное» средство.

«Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей, и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства», – писал Лев Николаевич.

Хоть об этом в романе не упоминается, некоторые исследователи думают, что графиня хотела сделать аборт. Другие же, выдвинувшие две официальные версии причины смерти Курагиной, не согласны с догадками о прерывании беременности. Поэтому на вопрос, от чего умерла Элен Курагина, можно ответить так: или от передозировки лекарства, выписанного итальянцем, или от неожиданного приступа стенокардии.

Экранизации и актрисы

Писатель относился к своему творению скептически и писал как-то коллеге по цеху в письме:

«Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».

Но знал бы Лев Николаевич, что роман «Война и мир» послужит материалом для киноадаптации не только в России, но и в Голливуде. Кинолент по мотивам эпопеи немало, поэтому рассмотрим известные произведения.

«Война и мир» (1956)

В 1956 году «Фабрика грез» порадовала заядлых киноманов одноименным фильмом по роману Толстого, а кинорежиссером выступил небезызвестный Кинг Видор, попытавшийся постичь русскую душу.


Примечательно, что картина мало чем отличается от оригинальной рукописи, но уделяет больше внимания верности и изменам, а также личностным переживаниям главных героев. Роль Курагиной досталась актрисе Аните Марианне Экберг, которая разделила съемочную площадку с Генри Фонда, Мелом Феррером, Витторио Гассманом и другими актерами.

«Война и мир» (1967)

  • Британский сериал «Война и мир» помог популяризовать русское произведение у иностранных читателей. По сообщению издания «The Guardian», жители Лондона и других городов начали скупать печатные издания «Войны и мира». За неделю книжные магазины распродали порядка 3500 экземпляров оригинальных томов.
  • Неудивительно, что после сериала 2016 года произведение Толстого начало пользоваться спросом. Ведь зрителю показали не философскую глубину мысли и изменение героев, а сюжет любовных отношений.

  • К тому же режиссер Том Харпер постарался раздеть актеров; стоит вспомнить сцену, где Андрей Болконский купается вместе с батальоном. Кинодеятель также поменял характер Элен Курагиной, которая выглядит не как представительница высшего общества, жаждущая денег, а как нимфоманка, кидающаяся на шеи мужчин.
  • Лев Николаевич описывал платоническую любовь Элен и Анатоля, однако продюсер британского сериала Эндрю Дэвис постарался поместить этих героев на одно ложе. В оправдание создателю можно сказать: узкий круг исследователей считает, что писатель в действительности намекал на интимную связь между братом и сестрой.

Цитаты

«Обязательства превыше удовольствий».
«Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы».
«Как все легко проходит у некоторых людей!»
«Да, есть ли семья без своего горя?»
«Все мысли, которые имеют огромные последствия, – всегда просты».

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого — довольно поучительное произведение. Оно раскрывает истинные и ложные ценности, срывает маски с лицемеров и показывает незамеченную добродетель, обнажает естество каждого героя, который появляется перед читателем и в счастье, и в горе. Это на редкость правдивая книга, которая заставляет нас глубже вникнуть в суть общественных взаимоотношений и понять, насколько важно обращать пристальный взор внутрь себя. Поэтому такие нравственные категории, как равнодушие и отзывчивость, представлены в «Войне и мире» наиболее полно, и мы можем найти там множество полезных аргументов для итогового сочинения.

  1. Княжна Марья всегда была отзывчивой и доброй девушкой, хоть люди и не всегда отвечали ей взаимностью. Например, ее суровый и грубой отец недооценивал и всячески унижал дочь. Она же, тем не менее, относилась к нему с трогательной заботой. На оскорбления главы семейства она реагировала смиренно, хоть ее самооценка существенно пострадала из-за них. Марья уверена, что она не красавица, да и ума в ней, судя по словам отца, нет и в помине. Однако героиня не замыкалась в себе и не таила зла, а продолжала с добром и нежностью приходить на помощь всем нуждающимся. Именно она воспитала ребенка своего брата и приютила Ростовых. Даже ее неумолимый родитель перед смертью попросил у нее прощения за свои выходки, так как понял, насколько преданна и отзывчива его дочь. Эти качества в женщинах Толстой ставил выше красоты, и был прав.
  2. Равнодушие на протяжении всего романа не уставала проявлять Элен Курагина. К своим целям она шла по головам и не считалась с чувствами других людей. Например, ей было все равно, что чувствует Пьер, глядя на ее измены. Она обманула его и вышла замуж, лишь бы получить его деньги и роскошно устроить свою праздную жизнь. С таким же безразличием она меняла любовников, ведь они были всего лишь зеркалом, в котором она видела свою привлекательность. Пресыщенная и избалованная, она нашла развлечение, играя судьбой Наташи Ростовой. Именно Элен заманила ее в объятия своего бесчестного брата и фактически стала виновницей ее позора, предав дружбу. Однако наплевательское отношение к окружающим аукнулось ей сполна, ведь в трудную минуту никто не пришел ей на помощь.
  3. Отзывчивость была отличительной чертой Наташи Ростовой, которая всегда была чуткой и преданной подругой, прекрасной дочерью и милосердной девушкой. Например, ее общество очень любил Пьер Безухов, ведь героиня всегда поддерживала его советом, сочувствием и жалостью. На протяжении всего повествования она же любезно относится к Соне, утешая бедную сироту и даря ей надежду. К родителям она тоже относится с вниманием и участием, не позволяя им падать духом. Феноменальную силу духа проявила Наташа, когда отдала поводы раненым солдатам и облегчила их страдания, несмотря на возражения матери. Особенно сильно ее отзывчивость понадобилась Андрею Болконскому. Героиня ухаживала за ним, когда он умирал, и смогла облегчить его душу перед смертью, вдохнуть в нее спокойствие и мир, которого князю так не хватало на войне. За свою добродетель она была вознаграждена счастливым браком.
  4. Постыдное равнодушие к судьбе родных проявил Николай Ростов, влезая в долги и ставя семью в затруднительное положение. По сути, его легкомыслие стало причиной разорения Ростовых. Он знал, как нелегко живется его родным, но промотал едва ли не последние деньги, чтобы поддержать свой статус на службе. Кроме того, неприятно удивляет его безразличие к Соне, которая так преданно его ждала. Сначала он проявляет симпатию к девушке, затем становится холоден с ней, и уже откровенно заявляет, что не будет против ее замужества. Эгоизм свойственен этому герою, и жизнь преподносит себялюбцу урок, когда он вынужден признать, что из-за него семья оказалась на грани локального экономического кризиса. Тогда перед ним возникает унизительная перспектива брака по расчету, и лишь своевременное прозрение дает ему шанс устроить свою судьбу достойно и помочь родственникам. Этот пример демонстрирует факт, что люди могут измениться к лучшему и победить в себе равнодушие.
  5. Михаил Кутузов в романе «Война и мир» проявляет отзывчивость к солдатам и бережет их жизни, в отличие от того же Наполеона. Генерал готов терпеть насмешки знати и гнев императора, лишь сохранить армию от лишних потерь. Герой учит этой непростой науке и честолюбивого князя Андрея, но тот не сразу понял ее мудрость, как и большинство молодых людей. Они еще не знали, как много крови льется на войне, вдохновленной амбициями. Эту неудержимую стихию насилия и смерти мог сдержать лишь тот человек, что чувствует трагедию каждой семьи, потерявшей кормильца, ощущает горе страны и народа. Таковым, без сомнения, был генерал Кутузов, который был не безразличен к каждому бойцу и верил, что именно простой крестьянский парень поднимает победу на своих плечах, а не военачальники и монархи. Подобное отношение полководца привело русскую армию к успеху.
  6. Равнодушие в государственном масштабе предстает перед читателем, когда он видит Наполеона. Этот император был одержим своей значимостью, своими амбициями, поэтому не задумывался о том, какой ценой он добывает победы. Он гнал солдат вперед, не чувствуя их усталости и уныния в чужих краях, где один холод способен свести с ума. Продвигаясь к Москве, забыв об осторожности, полководец упустил из виду тот факт, что на случай отступления его солдатам нечего будет есть, ведь смоленская дорога выжжена и разорена. В погоне за славой он обронил ответственность за жизни своих подданных – вот основная причина, почему его нападение было обречено на провал. Кутузов знал это и воспользовался честолюбием противника, которому важнее армии был сиюминутный успех – захват Москвы. Но французский воевода поплатился за свое безразличие: он проиграл, потерял значительную часть войска и вернулся домой ни с чем.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Лев Толстой был настоящим знатоком русской души, и как никто другой, умел это подчеркнуть незаметными простому глазу обывателя деталями. Например, Элен Курагина в замужестве Безухова, – одна из самых знаменитых светских львиц столицы.

Писателю удалось описать эту даму, буквально вытравив из нее все русское. Это видно даже по «французистому» обращению к ней, хотя она – русская дворянка, чье имя звучит как Елена Васильевна Курагина. На протяжении всех эпизодов, где Элен отведена роль, показаны лишь ее негативные стороны.

Впервые появившись в салоне Анны Павловны Шерер, она производит, впрочем, как и всегда фурор – все на нее смотрят, как на очень дорогой и ценный товар. Описывая ее белые мраморные плечи, осанку, неизменную равнодушную улыбку Толстой подчеркивает, что за этой внешней красотой внутри ничего нет. Элен сама привыкла к тому, что является хорошей картиной, которой нужна дорогая рама.

Между ней и Анной Павловной состоялась своеобразная сделка. Для салона Шерер Элен – отличная приманка, где можно свободно «прясть» пустую болтовню, и придавать тем самым солидности обществу. А для Элен гостиная Анны Павловны является отличным местом для выбора подходящего жениха. Воспитаная похожими на нее людьми, в атмосфере лжи и порочности, Элен не ведает о том, что можно жить по-другому. Она искренне недоумевает, когда Пьер, став ее мужем, сравнивал ее с «настоящим злом». Для Элен нормальна такая жизнь, где все фальшиво улыбаются друг другу, думают одно и говорят другое. Она сознательно выходит замуж за Пьера, продавая свою красоту за состояние. Более того, она считает это правильным и мудрым. Даже отец ее одобрил!

К любви Пьера Элен относится как к глупой шутке. Это даже закономерно – сама она в нее не верит, никогда не любила, ее окружение состоит сплошь из таких же «застывших» в своем обличии людей. В этом плане очень показательна одна сцена – когда она посвящает Наташу Ростову в то, что ею увлечен Анатолий Курагин, брат Элен. Причем делает это графиня Безухова с таким бесстыдством и равнодушием, что Наташа себя чувствует раздетой под откровенными взглядами и улыбками Элен.

Для самой Элен такие увлечения не представляются порочными, они обыденны и примитивны, как все ее улыбки. Об этом же свидетельствует и то, как она использовала Пьера, поставив условием при расставании пользование всеми его имениями. И это при том, что практически весь свет знал о существовании любовника у графини!

Однако, кончина у Элен не завидная. Чтобы подчеркнуть серость и узость ее мышления, пустоту и низость души этой светской львицы, Толстой умышленно «стер» причину ее смерти, указав лишь на то, что «говорят, у графини произошла болезнь из-за неудобства быть замужем одновременно за двумя».