Стипендии и иные виды материальной поддержки
Урок 35. И. Токмакова «Купите собаку».С. Михалков «Важный совет»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение осмысленно читать вслух, передавая нужную интонацию; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.
Урок
I. Актуализация знаний.
– Расположите карточки с опорными словами по порядку.
– Используя опорные слова, перескажите рассказ.
II. Постановка цели урока.
– По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.
Ответ: собака .
– Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома четвероногий друг?
– Какой породы?
– Как зовут вашу собаку?
– Как вы ухаживаете за своей собакой?
– Какую пользу приносят собаки?
III . Изучение нового материала.
1. Речевая минутк а.
– Прочтите скороговорку медленно, затем быстро и четко:Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
2.
Отработка навыка чтени я.– Прочтите спрятанные слова.
– Рассмотрите двух ёжиков, которые встретились под волшебным деревом. Какой ёжик несёт двусложные слова?
– Какой несёт трёхсложные слова?
– Составьте эти слова.
– Сколько слов из 2 и сколько из 3 слогов унесут на спинках ёжики?
ро-га ка-ре-та
ро-за мо-ло-ко
но-га
мо-ре
ко-за
ре-ка
3.
Чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».– Прочтите название стихотворения.
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
въе-дет
– въедетно-во-сёл
– новосёлсгры-зёт
– сгрызётсъест
– съест– Объясните значение слова «новосёл».
Новосёл
– новый житель.Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И. Токмаковой.
4.
Анализ произведени я.– От чьего имени написано стихотворение?
– О чём мечтает малыш?
– Кого ребёнок просит купить собаку?
– Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?
– С какими животными он сравнивает щенка?
– С какой интонацией надо читать эти строки?
– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания. Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.
5.
Чтение текста о собаках на с. 64 учебника (часть 2).– Прочтите текст выразительно вслух.
– Что нового вы узнали о собаках?
– Какая порода собак вам нравится?
– Что вы ещё знаете о собаках?
– Какие книги о собаках вы читали?
– Кто был предком собак?
– Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?
– Что вы о них знаете?
– Какие ещё породы собак вам известны?
– Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой – писателем?
Физкультминутка
Подарили собаку
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идёт смешной-смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой, –
Только косолапый.
IV. Продолжение изучения нового материала.
1.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Важный совет».– Прочтите название произведения.
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
вос-пи-ты-вать
– воспитыватьпо-сред-ством
– посредствомвос-пи-тан-ный
– воспитанныйвос-пи-та-те-ли
– воспитатели– Объясните значение слов и выражений:
Посредством
– при помощи.Преданный
– верный, любящий.Воспитатели пеньки
– бесчувственные (плохие) хозяева.Учитель читает стихотворение.
2.
Анализ произведени я.– О чём это стихотворение?
– Какой важный совет даёт автор?
– Как нельзя воспитывать щенка?
– Когда щенок не будет преданным хозяину?
– Прочтите последние две строки стихотворения.
– Объясните их значение.
– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему ребёнку собаку?
– Как собака может оказаться на улице?
– Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?
– Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?
– Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?
– В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?
– Какие породы собак вам известны?
Внеурочная деятельность:
выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения; подготовить рисунок о собаке.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Справочный
материал для учителя.Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак –
шотландские овчарки, колл и.Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне колли чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.
Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры-собаководы. И в результате сложилась новая порода собаки –
восточноевропейская овчарк а.Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта – мастер на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка – собака смелая, чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.
Московская сторожевая
– одна из самых молодых пород. Но прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.Сенберна
р. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров, лежит знаменитый Сен-Бернарский перевал. В давние времена перевал этот был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной Европы. Много людей проходило здесь.Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда случалась беда.
Давным-давно построили на перевале монастырь. Монахи этого монастыря и вывели специальную породу собак – умных и сильных, которые стали умелыми горными спасателями. Грозный перевал дал им своё имя.
А в других горах, на Кавказе, давно уже помогали людям неутомимые
кавказские овчарк и. Нет, они не вытаскивали людей из-под снежных обвалов, не разыскивали заблудившихся в горах путешественников – служба их была иная. Издавна считались кавказские овчарки отличными пастухами.Чабану трудно управиться с овцами, даже если и два подпаска всегда под рукой. Но ещё труднее бороться с главными врагами овечьих отар – волками. Хитёр и коварен серый разбойник. Но когда вокруг пасущихся овец лежат на страже кавказские овчарки, чабан спокоен.
Слышали ли вы такие выражения:
Шевелить мозгами;
Краем уха;
Хлопать ушами?
Объясните их значения.
Шевелить мозгами – соображать, думать о чем-то, размышлять. Чтобы вставить пропущенную букву в слове правильно – надо подумать, пошевелить мозгами.
Краем уха - то есть услышать не полностью,частично. Я об этой истории слышал краем уха (то есть чуть -чуть).
Хлопать ушами - слушая что-либо, не понимать содержания услышанного. Все слушали сказку и ты, но думал о чем-то другом, поэтому не понял о чем была сказка. (то есть прослушал)
Я хочу вас попросить сегодня не хлопать ушами, слушать и слышать меня не краем уха и шевелить мозгами.
А сейчас подготовимся к чтению.
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
II. Упражнения для интонации:
Скороговорка:
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Ø «Ползем по словам, как улитки (черепашки), пропевая гласные;
Ø Чтение скороговорки с разной интонацией (весело и грустно)
Ø «Летим по предложению, как птицы (или бежим по предложению) – читаем в быстром темпе
По какой литературной стране мы с вами путешествуем? (Хохотания)
Какие произведения живут в этой стране? (смешные, юмористические, весёлые, забавные)
Для чего мы читаем их? (чтобы научиться чему-то, чтобы воспитывать в себе хорошие качества)
Мы уже с вами обсуждали такие поступки и поведение как: пустая болтовня, хвастовство, умение отвечать за свои поступки, отношение к животным, любопытство, упрямство.
Басни и стихи его
Знают все до одного
Не прочтёшь нигде такого,
Только в книжках Михалкова
Перед вами выставка книг С.Михалкова. Эти книги есть в школьной библиотеке и после урока вы можете взять любую книгу, записать её в библиотеке и пополнить свои читательские дневники произведениями этого автора.
Давайте выясним у С. Михалкова, как рождались его произведения, откуда он брал для них сюжеты? Самостоятельно прочитайте и найдите ответ на данный вопрос.
(Самостоятельное чтение биографии С.Михалкова, уч. пособие с. 98-99)
Как рождались произведения С.Михалкова? (из наблюдений за поведением детей)
С каким настроением он наблюдал за ними? (с доброй улыбкой)
Какой совет дают детям в этой статье? (смейтесь, и не забывайте делать выводы)
Давайте же определим тему нашего урока. (Творчество С. Михалкова) (на доске запись)
Чем будем заниматься? В этом нам помогут фразы. Мы будем…
Итать произведение (кого?) …..
смеяться, и не забывать делать (что?)…
Сегодня у нас будет не просто урок чтения, а урок- суд присяжных заседателей.
Что происходит на суде? (Ответы)
За что человека можно судить? (за его поступки)
Скажите, кто ведёт суд? (судья).
Кто такие присяжные заседатели?
Присяжные заседатели - непрофессиональные судьи, участвующие в судебном процессе. Непрофессионалы-присяжные из числа простых людей выносят вердикт (решение): виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления.
Ну а мы будем судить за поведение.
Распределим роли. Я– судья, вы – присяжные заседатели.
ВСТАТЬ! СУД ИДЕТ!
Сегодня слушается дело под названием «ФОМА». Подсудимый – Фома. САДИТЕСЬ!
Господа присяжные заседатели, вам предстоит вынести вердикт: судить или не судить Фому.
Первой уликой имеющейся в данном деле является аудиозапись. Для понимания материалов по «делу» объясните значение некоторых слов.
Словарная работа.
Переулок - небольшая, обычно узкая улица, соединяющая две другие, параллельные улицы.
Галоши – короткая резиновая обувь.
Конго – река в Центральной Африке
Африка – самый жаркий материк на Земле
Аллигатор – крокодил
Пионерский отряд – группа мальчиков и девочек, объединённых общими интересами.
Послушайте внимательно и скажите, за какое поведение мы будем судить главного героя.
И. ТОКМАКОВА «КУПИТЕ СОБАКУ».
С. МИХАЛКОВ «ВАЖНЫЙ СОВЕТ»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам; устанавливать причинно-следственную связь между поступками героев, понимать символы, знаки.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
– Расположите карточки с опорными словами по порядку.
– Используя опорные слова, перескажите рассказ.
II. Постановка цели урока.
– По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.
Ответ: собака.
– Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома четвероногий друг?
– Какой породы?
– Как зовут вашу собаку?
– Как вы ухаживаете за своей собакой?
– Какую пользу приносят собаки?
III. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите скороговорку медленно, затем быстро и четко:
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
2. Отработка навыка чтения.
– Прочтите спрятанные слова.
– Рассмотрите двух ёжиков, которые встретились под волшебным деревом. Какой ёжик несёт двусложные слова?
– Какой несёт трёхсложные слова?
– Составьте эти слова.
– Сколько слов из 2 и сколько из 3 слогов унесут на спинках ёжики?
ро-га ка-ре-та
ро-за мо-ло-ко
но-га
мо-ре
ко-за
ре-ка
3. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Купите собаку».
– Прочтите название стихотворения.
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
въе-дет – въедет
но-во-сёл – новосёл
сгры-зёт – сгрызёт
съест – съест
– Объясните значение слова «новосёл».
Новосёл – новый житель.
Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И. Токмаковой.
4. Анализ произведения.
– От чьего имени написано стихотворение?
– О чём мечтает малыш?
– Кого ребёнок просит купить собаку?
– Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?
– С какими животными он сравнивает щенка?
– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания. Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.
5. Чтение текста о собаках на с. 64 учебника (часть 2).
– Прочтите текст выразительно вслух.
– Что нового вы узнали о собаках?
– Какая порода собак вам нравится?
– Что вы ещё знаете о собаках?
– Какие книги о собаках вы читали?
– Кто был предком собак?
– Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?
– Что вы о них знаете?
– Какие ещё породы собак вам известны?
– Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В. Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой – писателем?
Физкультминутка
ПОДАРИЛИ СОБАКУ
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идёт смешной-смешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой, –
Только косолапый.
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Важный совет».
– Прочтите название произведения.
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
вос-пи-ты-вать – воспитывать
по-сред-ством – посредством
вос-пи-тан-ный – воспитанный
вос-пи-та-те-ли – воспитатели
– Объясните значение слов и выражений:
Посредством – при помощи.
Преданный – верный, любящий.
Воспитатели пеньки – бесчувственные (плохие) хозяева.
Учитель читает стихотворение.
2. Анализ произведения.
– О чём это стихотворение?
– Как нельзя воспитывать щенка?
– Когда щенок не будет преданным хозяину?
– Прочтите последние две строки стихотворения.
– Объясните их значение.
– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему ребёнку собаку?
– Как собака может оказаться на улице?
– Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?
– Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?
– Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?
– В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?
– Какие породы собак вам известны?
Внеурочная деятельность: выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения; подготовить рисунок о собаке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 35
Справочный материал для учителя.
Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак – шотландские овчарки, колли.
Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с древности пасут в Шотландии. Внешне колли чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём подчинялись им.
Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех пор. Много поработали селекционеры-собаководы. И в результате сложилась новая порода собаки – восточноевропейская овчарка.
Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта – мастер на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка – собака смелая, чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.
Московская сторожевая – одна из самых молодых пород. Но прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.
Сенбернар. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров, лежит знаменитый Сен-Бернарский перевал. В давние времена перевал этот был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной Европы. Много людей проходило здесь.
Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда случалась беда.
Давным-давно построили на перевале монастырь. Монахи этого монастыря и вывели специальную породу собак – умных и сильных, которые стали умелыми горными спасателями. Грозный перевал дал им своё имя.
А в других горах, на Кавказе, давно уже помогали людям неутомимые кавказские овчарки. Нет, они не вытаскивали людей из-под снежных обвалов, не разыскивали заблудившихся в горах путешественников – служба их была иная. Издавна считались кавказские овчарки отличными пастухами.
Чабану трудно управиться с овцами, даже если и два подпаска всегда под рукой. Но ещё труднее бороться с главными врагами овечьих отар – волками. Хитёр и коварен серый разбойник. Но когда вокруг пасущихся овец лежат на страже кавказские овчарки, чабан спокоен.
«Педагогический совет» - Этапы подготовки и проведения педагогического совета. Цели педагогического совета. Педагогический совет. Городской теоретический семинар для заместителей директоров по УВР образовательных учреждений. Цели педагогического совета: Регулирующий: Контроль за выполнением решений педагогического совета. I. Теоретический: Определение темы, составление плана диагностико – практической деятельности к педсовете.
«Остер Вредные советы» - Даже от одной такому человеку станет плохо.). «Вредные советы» Г. Остера. Приготовьтесь читать вслух. М. Горького на отделение драматургии. Лей аккуратно молоко - Появится пятно. 4.Есть надежный способ папу Навсегда свести с ума. Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. И кружку молока. Расписание уроков.
«С.Михалков урок» - А у нас сегодня гость. Вот и подошло время прощаться. А у нас водопровод. Хорошие соседи, Счастливые друзья. Кто лежит на 3-х подушках Перед столиком с едой? «Прививка». «Чистописание». И обедать не могла. «Трезор». Говорят от рук отбился От каких, скажите, рук?! «Дядя Стёпа – милиционер». «Мой щенок».
«С.В.Михалков» - Цель: Литературное чтение. Одинок. Михалков. Щенок. .…………….. Глазки. …………….. Тема урока: «Собака человеку – неизменный друг». «С.В.Михалков «Мой щенок». Ласки. ..…………… Кладовка жбан пчелиный рой перекошена щека лежит пластом. Сергей Владимирович. тема урока: «С.В.Михалков «Мой щенок». Кsлgадjовrка жnбаwн пчuелyинzый рsой пеuреwкоqшеrна щsекiа леlжиyт пrлаgстlом.
«Совет старшеклассников» - Праздник «Зверьё моё». Наш девиз: Кто, если не мы? Овощи вырастили сами! «От экологии души к экологии вселенной» (марш парков). «Красный крест» благодарит. Нам нравится готовить и проводить концерты. Беда в Беслане стала и нашей бедой! Когда, если не сейчас? Новогодняя сказка для малышей. В лицее сложились традиции,
«Советы по презентации» - Шрифты. Для какой аудитории предназначена презентация? Фон. Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый). Объём информации. Для определения основной задачи презентации необходимо выяснить: Использование цвета. Способы выделения информации. Советы по составлению. Что представляет объект презентации?
Лецких Л.А.
учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
Урок литературного чтения в 1 классе по теме: «И.Токмакова «Купите
собаку». С.Михалков «Важный совет».
У р о к 35. И. ТОКМАКОВА «КУПИТЕ СОБАКУ».
С. МИХАЛКОВ «ВАЖНЫЙ СОВЕТ»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых
умений; совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения
целыми словами; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к
животным.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
П р е д м е т н ы е: умение осмысленно читать вслух, передавая нужную
интонацию; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на
поставленные вопросы.
Л и ч н о с т н ы е: умение оценивать свои эмоциональные реакции на
поступки людей по отношению к животным; представления о добре и зле,
общих нравственных категориях.
М е т а п р е д м е т н ы е (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его
названию, ключевым словам; устанавливать причинноследственную связь
между поступками героев, понимать символы, знаки.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, выполнять
учебные действия в устной и письменной форме, сравнивать свой ответ с
ответами одноклассников, самостоятельно оценивать свои знания.
Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства в
процессе обсуждения поступков героев, описании их внешности, высказывать
своё отношение и оценивать высказывания партнёра, работая в паре.
Формы и методы обучения:
фронтальная,
индивидуальная;
объяснительноиллюстративный.
Образовательные ресурсы: ребусы; изображения собак; энциклопедия о
животных; таблица со слогами; карточки с опорными словами.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Актуализация знаний.
– Назовите автора рассказа «Собака яростно лаяла».
– Расположите карточки с опорными словами по порядку.
– Используя опорные слова, перескажите рассказ.
II. Постановка цели урока.
– По первым буквам названий изображенных предметов прочтите название
животного, о котором мы сегодня будем читать произведения.
О т в е т: собака.
– Сегодня мы прочитаем произведение о собаках. Есть ли у вас дома
четвероногий друг?
– Какой породы?
– Как зовут вашу собаку?
– Как вы ухаживаете за своей собакой?
– Какую пользу приносят собаки?
III. Изучение нового материала.
1. Р е ч е в а я м и н у т к а.
–
скороговорку
Прочтите
медленно, затем быстро и четко:
Слоны умны,
Слоны смирны,
Слоны спокойны и сильны.
2. О т р а б о т к а
н а в ы к а
ч т е н и я.
– Прочтите спрятанные слова.
– Рассмотрите двух ёжиков,
которые встретились под волшебным
деревом.
Какой ёжик несёт
двусложные слова?
– Какой несёт трёхсложные слова?
– Составьте эти слова.
– Сколько слов из 2 и сколько из 3
слогов унесут на спинках ёжики?
рога карета
роза молоко
нога
море
коза
река
3. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я И. Т о к м а к о в о й «Купите собаку».
– Прочтите название стихотворения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
словами:
въедет – въедет
новосёл – новосёл
сгрызёт – сгрызёт
съест – съест
– Объясните значение слова «новосёл».
Новосёл – новый житель.
Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают стихотворение И.
Токмаковой.
4. А н а л и з п р о и з в е д е н и я.
– От чьего имени написано стихотворение?
– О чём мечтает малыш?
– Кого ребёнок просит купить собаку?
– Как малыш убеждает своих родителей купить ему собаку?
– С какими животными он сравнивает щенка?
– С какой интонацией надо читать эти строки?
Передайте при чтении желание мальчика иметь щенка.
5. Ч т е н и е т е к с т а о с о б а к а х на с. 64 учебника (часть 2).
– Прочтите текст выразительно вслух.
– Что нового вы узнали о собаках?
– Какая порода собак вам нравится?
– Что вы ещё знаете о собаках?
– Какие книги о собаках вы читали?
– Кто был предком собак?
– Какие породы собак, изображённых на рисунках, вам знакомы?
– Что вы о них знаете?
– Какие ещё породы собак вам известны?
– Сравните текст о собаках, который вы только что читали, и рассказ В.
Осеевой «Собака яростно лаяла». Какой текст написан учёным, а какой –
писателем?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
ПОДАРИЛИ СОБАКУ
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идёт смешнойсмешной,
Путается в лапах.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой, –
Только косолапый.
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я С. М и х а л к о в а «Важный совет».
– Прочтите название произведения.
– Кто его автор?
– Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о ком это стихотворение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми
словами:
воспитывать – воспитывать
посредством – посредством
воспитанный – воспитанный
воспитатели – воспитатели
– Объясните значение слов и выражений:
Посредством – при помощи.
Преданный – верный, любящий.
Воспитатели пеньки – бесчувственные (плохие) хозяева.
Учитель читает стихотворение.
2. А н а л и з п р о и з в е д е н и я.
– О чём это стихотворение?
– Какой важный совет даёт автор?
– Как нельзя воспитывать щенка?
– Когда щенок не будет преданным хозяину?
– Как называет автор плохих хозяев?
– Прочтите последние две строки стихотворения.
– Объясните их значение.
– Прочтите стихотворение выразительно, соблюдая знаки препинания.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились?
– Как вы думаете, почему многие родители не решаются купить своему
ребёнку собаку?
– Как собака может оказаться на улице?
– Какие вопросы вы задали бы малышу, который мечтает о собаке?
– Может ли ребёнок быть ответственным за своего четвероногого друга?
– Какие черты характера должны быть у хозяина собаки?
– В чём заключается «важный совет» С. Михалкова?
– Какие породы собак вам известны?
Внеурочная деятельность:
выразительное чтение наизусть
понравившегося стихотворения; подготовить рисунок о собаке.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ 35
Справочный материал для учителя.
Давно уже сложилось мнение, что самые обходительные из собак –
ш о т л а н д с к и е о в ч а р к и, к о л л и.
Своё название колли получили от черноголовых овец – коллиз, которых с
древности пасут в Шотландии. Внешне колли чемто похожи на лису. Морда у
них длинная, узкая, сухая, но, конечно, больше лисьей и хитрости в глазах нет,
полное добродушие и доверчивость. Свою нежность и мягкость в обращении с
подопечными колли ещё раз доказали в 1952 году, когда привезли их в
оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей
держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких
только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли
справились. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всём
подчинялись им.
Из Германии в Россию завезли немецкую овчарку. Много воды утекло с тех
пор. Много поработали селекционерысобаководы. И в результате сложилась
новая порода собаки – в о с т о ч н о е в р о п е й с к а я о в ч а р к а.
Кажется, нет такой работы, которая была бы ей неизвестна. Она освоила
много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и
склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы
преступников. И пастухам помогает, служит подпаском: собирает
разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не
забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Словом, собака эта – мастер
на все лапы. Оно и понятно: восточноевропейская овчарка – собака смелая,
чуткая, выносливая и недоверчивая к чужим.
М о с к о в с к а я с т о р о ж е в а я – одна из самых молодых пород. Но
прародители этой собаки имеют древнюю и интересную историю.
С е н б е р н а р. Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров,
лежит знаменитый СенБернарский перевал. В давние времена перевал этот
был единственной ниточкой, связывающей Италию со странами Северной
Европы. Много людей проходило здесь.
Но не для всех переход через Альпы оказывался счастливым. Снежные
лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда
случалась беда.