Былины ильины три поездочки читать. Поэтический текст былины «ильины три поездочки». сказочный характер былины. Составь рассказ о богатыре Илье Муромце. Запиши опорные слова, которые ты используешь в своём рассказе

Три поездки Ильи Муромца

Из того ли из города из Мурома,

Из того ли села да Карачаева

Была тут поездка богатырская.

Старый казак да Илья Муромец,

На своем ли выезжает на добром коне

И во том ли выезжает во кованом седле.

И он ходил-гулял да добрый молодец,

Ото младости гулял да он до старости.

Едет добрый молодец да во чистом поле,

И увидел добрый молодец да Латырь-камешек,

И от камешка лежит три росстани,

И на камешке было подписано:

«В первую дороженьку ехати – убиту быть,

Третюю дороженьку ехати – богату быть».

Стоит старенький да издивляется,

Головой качат, сам выговариват:

«Сколько лет я во чистом поле гулял да езживал,

А еще такового чуда не нахаживал.

Но на что поеду в ту дороженьку, да где богату быть?

Нету у меня да молодой жены,

И молодой жены да любимой семьи,

Некому держать да платья цветного.

Но на что мне в ту дорожку ехать, где женату быть?

Ведь прошла моя теперь вся молодость.

Как молодёньку ведь взять – да то чужа корысть,

А как старую-то взять – дак на печи лежать,

На печи лежать да киселем кормить.

Разве поеду я ведь, добрый молодец,

А й во тую дороженьку, где убиту быть?

А и пожил я ведь, добрый молодец, на сем свете,

И походил-погулял ведь добрый молодец во чистом поле».

Нонь поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть,

Только видели добра молодца ведь сядучи,

Как не видели добра молодца поедучи;

Во чистом поле да курева стоит,

Курева стоит да пыль столбом летит.

С горы на гору добрый молодец поскакивал,

С холмы на холму добрый молодец попрыгивал,

Он ведь реки ты озера между ног спущал,

Он сини моря ты на окол скакал.

Лишь проехал добрый молодец Корелу проклятую,

Не доехал добрый молодец до Индии до богатоей,

И наехал добрый молодец на грязи на смоленские,

Где стоят ведь сорок тысячей разбойников

И те ли ночные тати-подорожники.

И увидели разбойники да добра молодца,

Старого казака Илью Муромца.

Закричал разбойнический атаман большой:

«А гой же вы, мои братцы-товарищи

И разудаленькие вы да добры молодцы!

Принимайтесь-ка за добра молодца,

Отбирайте от него да платье цветное,

Отбирайте от него да что ль добра коня».

Видит тут старый казак да Илья Муромец,

Видит он тут, что да беда пришла,

Да беда пришла да неминуема.

Испроговорит тут добрый молодец да таково слово:

«А гой же вы, сорок тысяч разбойников

Ведь как бить-трепать вам будет стара некого,

Но ведь взять-то будет вам со старого да нечего.

Нет у старого да золотой казны,

Нет у старого да платья цветного,

А и нет у старого да камня драгоценного.

Только есть у старого один ведь добрый конь,

Добрый конь у старого да богатырскиий,

И на добром коне ведь есть у старого седелышко,

Есть седелышко да богатырское.

То не для красы, братцы, и не для басы -

Ради крепости да богатырскоей,

И чтоб можно было сидеть да добру молодцу,

Биться-ратиться добру молодцу да во чистом поле.

Но еще есть у старого на коне уздечка тесмяная,

И во той ли во уздечике да во тесмяноей

Как зашито есть по камешку по яхонту,

Ради крепости да богатырскоей.

И среди ведь ходит ночи темныя,

И видно его да за пятнадцать верст да равномерныих;

Шеломчат колпак да сорока пудов.

То не для красы, братцы, не для басы -

Ради крепости да богатырскоей».

«Ну что ж вы долго дали старому да выговаривать!

Принимайтесь-ка вы, ребятушки, за дело ратное».

А й тут ведь старому да за беду стало

И за великую досаду показалося.

Снимал тут старый со буйной главы да шеломчат колпак,

И он начал, старенький, тут шеломом помахивать.

Как в сторону махнет – так тут и улица,

А видят тут разбойники, да что беда пришла,

И как беда пришла и неминуема,

«Ты оставь-ка, добрый молодец, да хоть на семена».

Он прибил-прирубил всю силу неверную

И не оставил разбойников на семена.

Обращается ко камешку ко Латырю,

И на камешке подпись подписывал, -

И что ли очищена тая дорожка прямоезжая.

И поехал старенький во ту дорожку, где женату быть.

Выезжает старенький да во чисто поле,

Увидал тут старенький палаты белокаменны.

Приезжает тут старенький к палатам белокаменным,

Увидела тут да красна девица,

Сильная поляница удалая,

И выходила встречать да добра молодца:

«И пожалуй-кось ко мне, да добрый молодец!»

И она бьет челом ему да низко кланяйтся,

И берет она добра молодца да за белы руки,

И ведет ведь добра молодца да во палаты белокаменны;

Посадила добра молодца да за дубовый стол,

Стала добра молодца она угащивать,

Стала у доброго молодца выспрашивать:

«Ты скажи-тко, скажи мне, добрый молодец!

Ты какой земли есть да какой орды,

И ты чьего же отца есть да чьей матери?

Еще как же тебя именем зовут,

А звеличают тебя по отечеству?»

А й тут ответ-то держал да добрый молодец:

«И ты почто спрашивать об том, да красна девица?

А я теперь устал, да добрый молодец,

А я теперь устал да отдохнуть хочу».

Как берет тут красна девица да добра молодца,

И как берет его да за белы руки,

За белы руки да за златы перстни,

Как ведет тут добра молодца

Во тую ли во спальню, богато убрану,

И ложит тут добра молодца на ту кроваточку

обманчиву.

«Ай же ты, душечка да красна девица!

Ты сама ложись да на ту кроватку на тесовую».

И как схватил тут добрый молодец да красну девицу,

И хватил он ей да по подпазушки

И бросил на тую на кроваточку;

Как кроваточка-то эта подвернулася,

И улетела красна девица во тот да во глубок погреб.

Закричал тут ведь старый казак да зычным голосом:

«А гой же вы, братцы мои да все товарищи

И разудалые да добры молодцы!

Но имай-хватай, вот и сама идет».

Отворяет погреба глубокие,

Выпущает двенадцать да добрых молодцев,

И все сильныих могучих богатырей;

Бьют-то челом да низко кланяются

И удалому да добру молодцу

И приезжает старенький ко камешку ко Латырю,

И направляет добрый молодец да своего коня

И во тую ли дороженьку, да где богату быть.

Златом-серебром, каменьем драгоценныим;

И обирал тут добрый молодец все злато это серебро

И раздавал это злато-серебро по нищей по братии;

И роздал он злато-серебро по сиротам да бесприютныим.

И обращался добрый молодец ко камешку ко Латырю,

И на камешке он подпись подписывал:

«И как очищена эта дорожка прямоезжая».

О мужественном богатыре Илье Муромце до нашего времени сохранилось 15 русских былин.

Илья Муромец - герой славянского эпоса

Согласно сюжетам некоторых былин, Илья Муромец до 33 лет не мог двигать руками и ногами, но один монах исцелил его. После того, как мужчина выпил воды, специально приготовленной ему монахом, он почувствовал в себе нечеловеческую силу, и отправился служить к князю.

В образе Ильи Муромца, русский народ воплотил представления о храбром воине, который не боялся бы защищать свой народ и отечество.

Прототипом Ильи Муромца стал реально существующий человек - силач Илья из города Мурома, который жил в 12 веке. Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю. В зрелом возрасте он принял монашеский постриг и был канонизирован в 1643 году.

Былина «Ильины три поездочки»

Когда Илья Муромец ехал на службу к князю, по дороге он увидел камень с тремя надписями. Первая надпись гласила, что если Илья поедет направо - будет убитым, налево - будет женатым, прямо - станет богатым.

Богатырь не хотел богатства, так как оно у него уже было. Молодая жену ему также была не нужна. Решил Илья Муромец испытать свою судьбу и поехать направо, где ему угрожала смерть. Увидел Илья стаю разбойников, которые пытались ограбить старика.

Одним ударом он победил всех злодеев и вернулся обратно к камню, чтобы исправить надпись на нем. Затем, пошел Илья налево, в направление, где его ждала красавица- жена. Увидел Илья прекрасную королевну, которая тут же повела его в опочивальню.

Однако умный богатырь не стал ложиться на кровать, а бросил на нее сначала королевну. Кровать тут же провалилась в пропасть - это была ловушка, заготовленная для Муромца. Вернулся Илья вновь к камню, и решил пойти по дороге, где его ждало несметное богатство.

Первым, что увидел богатырь, был большой крест из серебра и золота. Он взял тяжелый крест себе на плечо, и понес в стольный град Киев. В Киеве Илья Муромец построил красивую церковь, на купол которой прикрепил этот крест.

После этого, наш богатырь превратился в камень, и остался навсегда в своей церкви.

О былине «Ильины три поездочки»

Читая былину «Ильины три поездочки», мы видим характер главного героя: он не боится трудностей, легко проходит все испытания, которые посылает ему судьба. Илья победил злую королевну, которая хотела его убить, множество разбойников, издевавшихся над людьми.

Золотой крест он получил в качестве вознаграждения за свои подвиги. Однако богатырь не гонялся за богатством, поэтому отдал крест в церковь, где ему и положено быть.

Мы видим, что богатырь Илья Муромец не только сильный, но и хитрый: он сразу почувствовал, что королевна готовит для него ловушку и смог избежать опасности.

Тема урока: ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ БЫЛИНЫ «ИЛЬИНЫ ТРИ ПОЕЗДОЧКИ». СКАЗОЧНЫЙ ХАРАКТЕР БЫЛИНЫ.

Цели: познакомить с поэтическим текстом былины «Ильины три поездочки»; обобщить и обогатить знания о былинах; учить правильно читать их, понимать исторический текст; работать над содержанием былины; обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, К - ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;

личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукция картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье».

Ход урока

    Организационный момент

    Проверка домашнего задания

    Какие отрывки из произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» вы выучили?

(Выразительное чтение наизусть.)

    Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

    Продолжите предложение и узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Песни о героических подвигах богатырей в народе называли... (былинами, или старинами).

    Верно, это былины. Какие былины вы уже читали и знаете? («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)

    Назовите имена богатырей, которые вы знаете. (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.)

    Прочитайте название былины на с. 12 учебника, рассмотрите иллюстрации к тексту на с. 13-15, предположите, о чем это произведение.

    Работа по теме урока

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учителем на с. 12-16 учебника.)

    Следите за моим чтением, подчеркивайте непонятные слова и выражения.

    Расскажите о своих впечатлениях. Какие чувства вы испытывали, слушая былину?

    Какие слова и выражения вам были непонятны?

    Физкультминутка

    Продолжение работы по теме урока

Былинный стих, окончания слов, свойственные народной песенной поэзии, длина строк подсказывают неторопливый, несколько замедленный темп чтения, торжественный, плавный и в то же время спокойный повествовательный тон, соответствующий героическому содержанию былины, рассказывающей о событиях давно минувших веков.

(Чтение былины «Ильины три поездочки» учащимися.)

    Рассмотрите внимательно репродукцию знаменитой картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье». Расскажите, что вы видите.

(Учитель может сделать сообщение по картине В.М. Васнецова. См. материал к уроку.)

    Рефлексия

    Подведение итогов урока

    Итак, подведем итог тому, что мы уже знаем о былина* Что такое былина? (Былина - русская народная этическая песня - сказание о богатырях.)

    Кто такие богатыри? Как можно охарактеризовать русских богатырей? (Богатырь - воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью.)

    Каковы отличительные черты былины? (Былинный зачин, по вторы, образность языка - гиперболы, эпитеты, напевность ритм, отсутствие рифмы, подробность повествования.)

    Домашнее задание

    Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» на с. 17-19 учебника, найти объяснение незнакомых слов. Выполнить иллюстрации.

Материал для учителя

Описание картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье»

Картина «Витязь на распутье» была написана В.М. Васнецовым no д влиянием русской народной сказки «Илья Муромец и разбойники». Первые этюды к этому сюжету датируются началом 1870-х гг.

Первый вариант произведения был окончен в 1877 г., и через год автор представил его на всеобщее обозрение на VI Передвижной выставке; В 1882 г. увидел свет окончательный вариант, который предназначался в качестве подарка для Саввы Ивановича Мамонтова - предпринимателя и мецената.

В центре композиции находится фигура самого богатыря - Ильи Муромца. Сначала В.М. Васнецов задумывал развернуть фигуру воина к зрителю, но в окончательном варианте витязь показан со спины сбоку, так, что лица не видно.

Илья Муромец сидит на мощном боевом белом коне и вооружен копьем, булавой, щитом и луком с колчаном, полным стрел. Вся его фигура монументальна, она выражает усталость, но и решимость.

На его задумчивость указывает слегка склоненная голова, наклоненное вниз копье. Автор желает показать единство помыслов воина и его бравого коня: поза лошади повторяет позу Ильи Муромца, она также склоняет голову, при этом уверенно стоя на крепких ногах.

Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному», текст полностью повторяет былинный. Идущие за этой фразой слова, и так известные любому жителю России, автором в процессе переработки были спрятаны и частично стерты.

Общее настроение картины подчеркивает мрачный задний фон. Болотистая местность, неприветливая тощая растительность, разбросанные по округе камни мрачных серых, зеленых и бурых тонов, а также лежащие на земле кости и летающий над полем ворон делают понятным, что нелегко славному воину на чужбине. Он находится перед ответственным выбором, и тяжело ему принять верное решение.

Конспект урока «Литературное чтение»

4 класс

Тема: «Былина "Ильины три поездочки"».

По учебнику Л. Ф.Климановой, В.Г.Горецкого

"Литературное чтение" I часть УМК "Перспектива"

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения.

Цель: познакомить обучающихся с былиной "Ильины Три поездочки".

Задачи :

Образовательные: формировать умение определять мотивы поступков литературного персонажа, видеть за поступками внутренние переживания.

Развивающие: развивать навык выразительного чтения, развивать связную речь при подготовке к творческому пересказу, расширять и обогащать читательский опыт обучающихся, способствовать созданию условий для развития речи, развития мышления.

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры восприятия произведений искусства, художественной литературы, воспитывать чувство патриотизма.

Ожидаемые результаты:

Предметные : прочитают былину "Ильины три поездочки" в прозаическом варианте и отрывок былины в поэтическом; определят сходства и отличия поэтического и прозаического варианта былины; с помощью педагога определят мотивы поступка героя; подготовят творческий пересказ отрывка из былины.

Метапредметные :

    регулятивные : формулируют и удерживают цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывают свое предположение.

    познавательные : строят речевые высказывания; находят ответы на вопросы в тексте.

    коммуникативные : высказывают свои мысли в устной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения; вступают в беседу; развивают умение слушать и понимать речь других.

Личностные: будут испытывать чувство гордости за свою Родину, её историю, народ; будут сопереживать герою былины, будут проявлять эмоциональную отзывчивость.

Оборудование :

    для учителя: учебник "Литературное чтение" I часть, презентация, аудиозапись;

    для обучающихся: свитки с отрывком из былины.

Звучат гусли.

Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.

Слушают учителя

Эмоциональный настрой на урок

Постановка учебной задачи

Ребята, игру какого музыкального инструмента вы слышали?

Этот древнейший и самый, что ни на есть традиционный русский народный музыкальный инструмент.

А как называют музыканта, играющего на гуслях?

С самых незапамятных времён русские гусляры славились своей чарующей игрой, покоряющей сердца и души всех, кто её слышал.

Ребята, исполнение каких произведений сопровождала игра на гуслях?

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного русского музыкального инструмента - гусли.

Что же такое былина?

Кто являются главными героями былин?

Каких богатырей вы знаете?

- Слайд. Рассмотрите картину Виктора Михайловича Васнецова "Три богатыря".

В центре картины изображён Илья Муромец. Добрыня решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой, защищая свою Родину. Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.

Что же мы будем делать сегодня на уроке?

Сегодня на уроке мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки" в двух вариантах: поэтическом и прозаическом. Слайд.

Играли гусли.

Гусляр.

Гусли сопровождали исполнение былин.

Былина - особый вид древних русских народных песен исторического содержания.

Богатыри.

Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец.

Повторение ранее изученного, прогнозирование деятельности, формулировка задач урока

Подготовка к первичному восприятию

О каком богатыре эта былина?

Что вы знаете про Илью Муромца?

- "Ильины три поездочки" - былина о Илье Муромце.

Илья Муромец – великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой, совершал огромное количество подвигов и участвовал в боях за свою прекрасную Родину.

Приемы: прогнозирование содержания текста по заголовку; беседа

Первичное восприятие и анализ

Посмотрите на слайд, что вы видите? Слайд.

Что вы видите на картине?

Васнецов постарался сделать сюжет правдоподобным. Художник хотел убедить зрителей, что всё рассказанное в былинах происходило на самом деле, правда, в далёком прошлом. Художник в точности воссоздал облик витязя былинных времён. Пейзаж также показан с большой исторической точностью - дикая степь, усеянная валунами, которые притащил сюда последний ледник. Витязь одинок в бескрайней степи, и некому подсказать ему, какую из дорог выбрать. Под камнем лежат два черепа, человеческий и конский. Это - единственная подсказка. Если слишком долго выбирать, можно сложить голову прямо здесь, так и не ступив ни на одну из дорог.

У вас на партах лежат свитки. Откройте их. Прочитаем былину и найдем слова которые наиболее подходят к данной картине. Читает учитель.

Все ли слова в этом отрывке вам понятны?

ЗАСТАВА - это место въезда в город или выезда из него, в старину охраняемое стражей.

Слайд. РОССТАНЬ это перекресток или разветвление дорог.

ДОЗОР - наряд, назначаемый для охраны государственной границы на определенном направлении или для охраны определенных участков местности.

В какой форме написана былина?

Это часть былины ее начало. Какие строчки наиболее подходят к картине Васнецова "Витязь на распутье?

- Давайте немного отдохнем. Все стали.

ФИЗМИНУТКА

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Сейчас мы познакомимся с былиной "Ильины три поездочки", но уже в другой форме.

Давайте послушаем начало былины в исполнении мастера художественного слова. Найдите общие и отличительные черты в этих двух вариантах.

Все ли слова вам понятны? Слайд.

Са́жень , - старорусская единица измерения расстояния. 3 сажени = 6,4 м

Пядь - древнерусская мера длины, изначально равная расстоянию между концами растянутых пальцев руки - большого и указательного. 3 пяди = 53,34 см

Слайд. Брод - неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их.

В какой же форме написана былина?

Итак, что же общего в прослушанных отрывках?

А в чем же отличия?

Как вы думаете, какую дорогу выберет Илья Муромец?

Давайте узнаем. Учитель читает следующий абзац.

Как Илья Муромец рассуждает на перепутье у камня?

О каких чертах характера это говорит?

Сейчас самостоятельно прочитайте следующую часть былины до слов: " Он вернулся к белому камню, стер старую надпись, новую написал: "Ездил в правую дорожку – убит не был!"".

Назовите действующих лиц.

Все ли слова вам понятны?

Седло черкасское - лучшее из всех лучших, седло настоящего богатыря, седло, равного которому нет нигде в мире.

Попона - для лошадей, закрывающее спину, .

Справились ли ребята с задачей?

Почему атаман рассердился на Илью Муромца?

Давайте продолжим чтение, самостоятельно прочитайте следующую часть до слов: " А потом вернулся Илья к белому камню, стер старую надпись, написал новую: "Прямо ездил – женатым не бывал". Приготовьтесь к чтению по ролям.

Назовите героев былины этой части.

Ребята справились с заданием?

Ребята, как вы думаете, станет Илья Муромец богатым? Почему?

Давайте проверим.

Прослушивание аудиозаписи.

Что такое полушечка? Посмотрите у себя в словарике.

Ну что, ребята, стал Илья Муромец богатым?

А мог бы он все себе оставить? Почему не оставил?

Репродукцию картины В.М.Васнецова "Витязь на распутье"

Ответы детей

Застава, росстань, дозор.

В поэтической, в стихотворной форме.

Наезжал на белый камень Илья.

Прочитай вон, на камени

Придорожном надписочка

Четко-ясно повысечена:

"Прямо ехать - убитому быть!

Влево ехать - женатому быть"

Вправо ехать - богатому быть!

Все судьбой сие предписано!"

Во глубоком раздумье Илья.

Слушают аудиозапись (до слов "Призадумался Илья Муромец")

Сажень, пядь, брод.

В прозаической форме.

Главный герой - Илья Муромец, который подъехал к камню.

В прозаическом варианте дается больше описания, описывается Илья Муромец, его конь, природа, также говорится о том, что Илья был стар. Отличаются надписи на камне.

Высказывают свое предположение.

Слушают.

Он размышляет о том, что богатство ему не нужно, у него никого нет. Да и жениться ему поздно.

Смелый, решительный, не ищет никаких лазеек и обходных путей.

Нет. Не понятны слова: седло черкасское, попона.

Чтение по ролям.

Потому что он сначала сказал, что у него нечего взять, а потом оказалось, что у него и конь самый лучший, и седло черкасское.

Самостоятельно читают отрывок былины.

Чтение по ролям.

Дети высказывают свое мнение о результате чтения по ролям.

Нет, не станет Илья богатым. На третьей дороге опять что-то случится.

Слушают аудиозапись.

Полушечка - самая мелкая монета, полденьги.

Нет, он отдал все деньги на строительство церквей и нуждающимся людям. Илья Муромец честный, справедливый.

Приемы: рассмотрение репродукции картины вопрос, направленный на восприятие; чтение учителем; прослушивание аудиозаписи чтения мастером художественного слова; комбинированное чтение.

Умение находить в тексте ответ на заданный вопрос; умение высказывать отношение к героям; выражать свои эмоции

Вторичный синтез

Почему былина называется "Ильины три поездочки"?

Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающий?

У вас на партах лежат листочки. Работая в парах, выберите те слова, которые имеют отношение к Илье Муромцу.

Карточка.

Храбрый, трусливый, черствый, обидчивый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, боязливый, смелый, жадный, щедрый, грубый, бескромпомиссный.

Илья Муромец стал воплощением идеала
мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат
несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!

- Илья Муромец – единственный герой русского эпоса, причисленный к лику святых. В православных календарях 1 января отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в
двенадцатом веке бывшего». Более того, существует одно из самых неопровержимых доказательств реальности Ильи Муромца - его гробница в знаменитой Антониевой пещере Киево- Печерского монастыря, находящаяся рядом с гробницами первого русского летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и многих других вполне реальных исторических деятелей
Киевской Руси.

Потому что в былине Илья Муромец отправляется в путь 3 раза.

Ответы детей.

Работая в парах подчеркивают слова: храбрый, вежливый, отважный, великодушный, мужественный, сильный, смелый, щедры.

Приемы: характеристика героя.

Умение работать в парах; умение слушать

Информация о Д/з

Дома перечитайте былину "Ильины три поездочки" и подготовить пересказ одной из частей от лица Ильи Муромца.

(Записывают домашнее задание в дневник)

Итог урока, рефлексия

С каким жанром работали сегодня на уроке?

Что особенно вам запомнилось?
- Каждый урок нас чему-нибудь учит. Чему научил вас этот урок?

Посмотрите на доску. Продолжите одно из предложений.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что..

Я приобрёл…

Теперь я могу..

Меня удивило…

Жанр былина.

Былина "Ильины три поездочки», учит быть мужественным, справедливым, не боится трудностей, а с честью и достоинством проходить все испытания, которые посылает судьба.

Умение делать вывод; умение слушать

Былина рассказывает читателю о трех поездках русского богатыря.

2. Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги? Чем закончились поездки богатыря? Какие надписи сделал он на камне?

Богатырь решил съездить по всем трем дорогам, чтобы испытать судьбу, узнав какой она будет для него.

Первая поездка "Прямо поехать, убитому быть" привела Илью к логову разбойников.

Разбойники грабили и убивали честный люд и хотели то же самое с Ильей Муромцем сделать.

Но не тут-то было.

Богатырь уничтожил всех разбойников и очистил дорогу для людей.

После поездки Илья сделал новую надпись на камне:

"Богатырь Илья Муромец там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, порасчистил широкую!"

Вторая поездка " Влево ехать, женатому быть" закончилась встречей с невестой-красавицей.

Эта девушка хитростью и лукавством заманивала царевичей и королевичей в ловушку, чтоб погубить их.

Но богатырь раскусил коварство девушки и саму ее в ловушку отправил, а после и казнил за злодейства.

После этого путешествия Илья Муромец начертал на камне следующее: " Прямо ездил - женатым не бывал".

В третью поездку "Кому камень под силу свернуть, тому богатому быть" Илья Муромец поехал после того, как поднял камень и увидел огромное богатство под ним.

Богатырь взял эти сокровища и отвез их в Киев.

Там построил на эти деньги три церкви, а оставшиеся потратил на помощь вдовам и сиротам.

Себе он ничего не оставил.

И поэтому написал он новую надпись на камне " Влево ездил - богат не бывал".

3. Обсудите с другом, каково значение трёх поездок Ильи Муромца для Русского государства.

Своими тремя поездками Илья Муромец оказал помощь Русскому государству.

В первой поездке он очистил важную дорогу от разбойников, чтобы люди смогли путешествовать по своим делам и развивать торговлю.

Во второй поездке богатырь избавил царевичей и королевичей от погибели в ловушке красавицы-королевны.

В третьей поездке он нашел сокровища и построил в Киеве три церкви и помог нуждающимся вдовам и сиротам.

4. Перечитай последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

В последних строчках былины рассказывается, что об Илье Муромце пошла честь и слава по всей земле.

Поэтому можно сказать, что герой славный, честный, справедливый, щедрый и сильный человек.

Именно таких людей прославляет народ.

5. Найди строки с описанием внешнего вида героя. Запиши их в "Рабочую тетрадь".

6. Расскажи об Илье Муромце по опорным словам.

Рассказ об Илье Муромце

Илья Муромец - известный для всех русский богатырь.

Его можно встретить, как в былинах, так и мультфильмах.

Посмотрев на него, мы видим щедрого, доброго, сильного, мужественного и справедливого человека.

В былинах мы читали, что с детства Илья болел, он не мог владеть руками и ногами, но благодаря старцам исцелился.

По совету старцев Илья сдвигает "неподвижный камень" и получает в дар коня.

После исцеления Илья поступает на службу к князю, чтобы защищать свою родину.

Служит он справедливо и бескорыстно, защищая честь своего народа и русского государства.

7. Раздели текст на части, озаглавь каждую часть. Как они связаны друг с другом? Обоснуй своё мнение.

1. Как Илья Муромец ездил за смертью.

2. Как Илья Муромец ездил за женой.

3. Как Илья Муромец богатство нашел.

Все части текста находятся в связи между собой, потому что каждая поездка заканчивалась возвращением к камню.

8. Перескажи одну из частей былины от лица Ильи Муромца.

Как-то собрались мы с богатырями земли русской на походный совет.

И решили ехать в разные стороны на великий богатырский дозор.

Мне досталось Западное направление.

Возле росстани я увидел белый камень и надписи на нем интересные:

"Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Всё судьбой сие предписано!».

Решил я судьбу свою испытать и узнать, куда же дороги эти ведут.

Поехал я прямо и увидел тучу разбойников жестоких.

Они людей грабили и убивали.

Решил я расчистить дорогу от этих нелюдей.

Сразился с ними и победил нечисть, очистив дорогу для людей.

После победы вернулся я к камню и решил влево поехать за женой-красавицей.

Но красавица-королевна оказалось злой и коварной.

Погубила она до меня много людей. Я же ловушку заподозрил и саму королевну в нее упек, а людей освободил.

После испытания я вернулся к камню и решил поднять его.

А там погреб с сокровищами несметными.

Поднял я все сокровища на свет Божий и решил их людям раздать, да три церкви в Киеве построить.

Так и сделал. Себе ничего не оставил. Зачем богатырю сокровища?

Пусть людям послужат.

Потом сел на своего коня Бурушку и поехал дальше великий богатырский дозор нести, защищать землю русскую от всякой нечисти.