Сценка жизнь в музее. Сценарий праздника день музеев. Международный день музеев тема праздника

Конкурсно-развлекательная программа

1-й Ведущий.
Здравствуйте, ребята.
Мы рады видеть вас на нашей иг¬ровой программе «Хорошее настроение».
А настроение у всех действитель¬но хорошее. А чтобы оно стало еще лучше, мы при-готовили для вас много интересных игр. Вы со¬гласны с нами поиграть?

Прошу в ладоши хлопать дружно,
Нам одиночки ни к чему,
Смеяться только там, где нужно,
И тоже не по одному.

Не кашлять, не чихать, не спать,
Вести во всем себя прилично!
Не возражаете? Отлично!
Наш праздник можно начинать!
Игры
1. Переплевка
Включается очень популярная песня. Ведущий поочередно показывает рукой или то на одну, то на другую команду. Их задача (в свою очередь) – всей командой петь эту песню.
2. «Прилетели птицы»
А чтобы размяться, мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду говорить фразу «Прилетели птицы», а потом их называть, А когда я буду называть птиц, вы должны будете взмахивать руками, как крыльями. А когда я буду называть не птиц, вы руки не поднимаете. А мы постараемся вас обмануть и будем поднимать руки, когда надо и когда не надо. Будьте внимательны! Попробуем?
голуби, синицы, галки, вороны, чайки, макароны… Ага, у кого-то уже макароны по-летели!
голуби, синицы, вороны, стрижи, сороки, ежи… .
Вороны, галки, ласточки, палки.
голуби, синицы, соловьи, грачи, скворцы, кирпичи.
3. Из детей собирается слово лето! (1- Л,2,-Е,3-Т,4-О,5-!)
4. Колобок
Старик:- Не вопрос! - уверенно.
Старуха:- Не судьба! - вздыхая и разводя руками.
Амбар:- Напрягись! - напрягаясь.
Сусеки:- Ага-ага! - извиваясь и хихикая.
Колобок:- Чай, кофе, потанцуем! - изображая официанта.
Заяц:- Который час? - растерянно.
Волк:- Еду я домой... - изображая гитару.
Медведь:- А что вы тут делаете? - с глупым лицом.
Лиса:- Я не такая! - опять же жеманно.
5. Ухо, нос
Описание игры: Ведущий объясняет - нужно взять себя правой рукой за кончик носа, а левой за правое ухо, затем хлопнуть в ладоши и переменить руки так, чтобы теперь левая рука держалась за кончик носа, а правая рука за левое ухо. Нужно добиться синхронности в зале.

6. Обсерватория
Ведущий предлагает всем в зале представить себе, что они пришли в обсерваторию и придя туда совершить некие действия. Сначала объявляется и объясняется первое действие, весь зал его выполняет. Затем объясняется второе действие - зал выполняет сначала первое, потом второе и так далее, пока все не заканчивается аплодисментами. Действия и их объяснения таковы:
- Раздвигаем чехол не телескопе! - подняв руки перед собой вверх с сжатыми кулаками вместе, по очереди раздвигаем их в стороны, громко говоря при этом: «Вжик-вжик!»
- Выдвигаем телескоп! - делаем вид, что придвигаем к себе телескоп, говорим при этом: «У-у-у-у!!!»
- Вытираем стекло телескопа! - делаем вид, что протираем телескоп тряпочкой, слегка шипя при этом.
- Наводим на то, что хотим увидеть! - с жужжанием крутим ручку фокусировки на телескопе, потом тыкаем пальцем в небо и громко восклицаем: «О!»
- А там звезды кругом! - несколько раз разжимаем кулаки рук в произвольных точках вверху перед собой, приговаривая на каждое расжатие: «Чпок!»
- Кометы пролетают! - сначала правой, потом левой рукой резко проводим перед собой диагональную черту, сначала слева снизу направо вверх, потом справа снизу влево вверх, громко произнося при этом: «В-ж-ж-ж!!!»
- Ой, смотрите шаттл летит! - с жужжанием расставив руки в стороны изображаем космический корабль,- А из него космонавты выпадают! - показываем выпадающих из шаттла космонавтов, «Ой-ой-ой!»
- А навстречу еще и целый рой летающих тарелок! - крутим указательными пальцами в воздухе, говорим: «Улю-лю-лю-лю!!!»
- И наконец-то метеоритный дождь пошел! - аплодисменты.
7. Этюд «Лес»
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на: тихий, нежный ветерок; сильный холодный ветер; ураган; мелкий грибной дождик; ливень; очень жарко; ласковое солнце; ночь; град; заморозки».
8. Этюд «Пробуждение на деревенском дворе»
Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину,
петух и кричит: «Ку-ка-реку!».
А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!»
Неук-люже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клю-вом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря».
Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га».
Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?»
Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!».
Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись!
С добрым утром!
9. «Танец морских волн»
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
10. «Танец огня»
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
11. АРТИСТИЧЕСКИЙ
Инсценировать сказку "Курочка Ряба", если она: 1. комедия 2. мелодрама 3. фильм ужасов
12. Изобразить фигуру
13. игра «Я никогда»
14. «Охота на льва»
Описание игры: Ведущий предлагает залу поохотиться на льва. Для этого всем нужно просто повторять за ним слова и некоторые движения.
- Мы охотимся на льва! - стучим себя кулаком в грудь.
- Не боимся мы его! - мотаем головой.
- У нас огромное ружье! - показываем руками что-то большое.
- И длинный меч! Ух! - на «Ух!» делаем вид, что рубим что-то мечом.
- Ой, что это?! - приставляем руку козырьком к глазам.
- Болото! Над ним не пролететь! (Показывает руками обход поверху.) Его не обойти! (Показывает руками обход вокруг.) Под ним не проползти! (Показывает проползание под ним.) Дорога напрямик! (Показывает рукой вперед.)
Затем весь зал вместе с ведущим идет по болоту, повторяя: «Чап-чап-чап!» и хлопая ладонями. Потом повторяем все сначала, но по дороге нам встречаются
лес (говорим «Хрусть- хрусть-хрусть!» и руками раздвигаем ветки),
море (говорим «Буль-буль-буль!» и делаем вид, что плывем),
пустыня (говорим «Шшш-шшш-шшш!» и делаем вид, что идем по пустыне).
И вот, наконец, сам лев: ведущий неожиданно кричит «Р-р-р-р!!!», все пугаются и в обратном порядке быстро- быстро убегают по пустыне, морю, лесу, болоту. Затем все отирают пот со лба: славно поохотились.

Цели:

Познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

Развивать сообразительность и образность мышления;

Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины.

Оборудование: Экспозиция школьного музея, мультимедиа

Ход мероприятия

Под музыку «На горе-то калина» в музей входят гости.

Ведущая :
Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.

Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.

Руководитель музея : Здравствуйте, ребята, гости!
Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих, по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.

Руководитель музея: Давным-давно это было, когда на месте сегодняшнего села Кулагино росли густые кустарники, промышляли башкирские племена…

сценка

(3 женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами)

1-я женщина - Господи! Да куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки!

2-я женщина - Надо назад вертаться! В Рязанскую губернию

3-я женщина - Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем?

1-я женщина - (Причитает) Господи! Божечки!

Говорила тебе. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.

2-й мужчина - А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом покой!

1-й мужчина - А небо, небо какое синее…

2-й мужчина - Дымком все пахнет. А какой запах издает полынь.

1-й мужчина - А земли-то сколько - глянь, да какая добротная…

Авось, Господь нам поможет, смилостивится обустроимся на этой земле.

3-й мужчина - А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!

И спокойная такая тишина.

1-й мужчина - Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем.

(берет за руку сынишку)

1-й мужчина - Глянь, сынок, твои просторы, это твоя земля. Тебе здесь жить. Будь всему хозяином.

(выстраиваются в шеренгу)

1-й мужчина - Рубили избы, дебри корчевали, осваивали земли - даль звала.

1-я женщина - Свое селение Кулагино назвали, по фамилии рязанца-вожака.

Руководитель музея : Среди первых переселенцев были семьи Леденевых, Кулагиных, Соловых. У нас в музее есть фотография потомков первых переселенцев Кулагина Сазона Осиповича с семьей.

Первую зиму первопроходцы зимовали в землянках у подножия горы Святиковой, не успели избы построить. Зато весной 1784 г. начали корчевать дебри да рубить избы и потянулось длиной лентой в одну улицу в лугах у речки под холмом село Кулагино. Избы наши предки ставили добротные деревянные с резными наличниками.

Давайте-ка мы с вами тихонечко заглянем в старинную крестьянскую избу.

(Свет гаснет. Звучит тихая музыка. Горит свеча или лампа )

В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана;

В темноте белеет занавес окна;

Пол оструган гладко, ровен потолок,

Печка развальная стала в уголок,

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы со стулом раздвижным…

И кровать резная с пологом цветным.

Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемией. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела.

Любая крестьянская изба начиналась с красного угла. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.

В нашем красном углу (показывает ) мы видим икону Иоанна Крестителя, подаренную жительницей села Петиной Верой Сергеевной. Икону украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень берегли передавали из поколения в поколение. Этот молитвослов (показывает ) был найден в полуразрушенном доме и передан в музей Кубышкиной Натальей Павловной, кстати весит он почти 3 кг.

Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась.

Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.

Ближайший угол к двери занимала печь. (показывает)

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

У печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем».

Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы.

Ребята, а как вы думаете для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи. И все получалось удивительно вкусно и питательно,

но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали.

В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.

Расскажу я вам ещё об одной функции печи - материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал младенец в русской печи, завёрнутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своём чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор он прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка-матушка!

Незаменима для русского человека печь, своей надежностью может поспорить даже с современной микроволновой. Вот послушайте одну историю.

У нас в селе Кулагино много чего случалось, всего-то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!

Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил! Кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!

Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом! А по праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки!

Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней! Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла занавесочки. Печь платила им тем же - исправно топилась и грела избу.

Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь - микроволновка!

Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может! Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить! Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты - всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует - кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы! После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком! Да теперь, видно, не нужна им стала!» Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний стали ещё больше вываливаться!

Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!

Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!»

Пожалела стариков печка, вернулась в избу! Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила! Стала русская печь лучше прежнего! Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит, свои старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!

Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки! Вещь-то хорошая, да когда не бывает электричества - бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно - есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит!

Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Старая пара - кочерга и ухват. Но они - самые нужные «припечные» жители.

Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли. (показывает)

Ухватом (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. В чугунах на стол подавали пищу - она долго не остывала.

У печи стоят так важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать, ребята? (1-2 чел. пробуют под музыку)

Рядом с печью обязательно висели рушник (показывает ) и рукомойник - это глиняный или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам. (показывает).

Умывались ключевой водицей,

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

(Ступа, пест и помело) (показывает)

Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает.

А для чего они крестьянину?

В ступе пестом толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая.

Кто из вас хочет приготовить муку для каравая? (выходят 2 человека толкут зерна под музыку)

Отгадайте о каком предмете идет речь?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел - ничего не ел.

Сделался стар - пеленаться стал.

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге - кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

Чернец - молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Одежду наши предки носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Звучит русская народная песня.

Девочка (Соловьева О) в костюме выходит садится и начинает прясть,

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

потом музыка стихает.

Пряха: Позолоченная прялица,

Япряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Пряха: Правильно. А на чем я ее пряду?

Дети: На прялке.

Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

Пряха: Правильно веретено. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали - веретено. На него наматываются нитки. По избе пляшу, нитку кружу,

Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.(Показывает корзину с разными клубками. Прясть меня научила моя бабушка Соловьева Валентина Михайловна, хотите я вас научу? А вы хотите попробовать? (1чел пробует под народную музыку)


2-й экскурсовод:
Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см с ручкой; валек.) Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать).

Вот рубель - в названье чуден,

В примененье легок он.

Гладил с легкостью лен,

Из дерева рублен (показывает рубель)

(Предполагается показать детям, как стиралось и гладилось белье.)

Перед вами утюг

Грелся он в то время на углях,

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 5-9-х классов.

«Мы приглашаем в музей…»

(в рамках школьного музея Г.О.Рокчинского)

Цель: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей методами музейной педагогики.

Задачи :

    Воспитывающие: привитие интереса к музеям как основным хранилищам памятников материальной и духовной культуры;

    Развивающие: развивать творческие способности детей; закрепить умение работать над проектной задачей; расширение знаний учащихся о литературных музеях известных русских классиков; развивать монологическую речь;

    Формирующие: формировать интерес к историческому и литературному прошлому, формирование навыка работы в группе;

    Познавательные: вовлекать учащихся в активный процесс поиска информации, разработки заданий при подготовке к мероприятию, знакомство с азами музейного дела.

Форма проведения: литературная гостиная (защита проектов)

Ход мероприятия

    Организационный момент.

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые учителя, родители и учащиеся нашей школы! Всем известно, что Президент Российской Федерации В.В.Путин своим указом объявил 2015 год Годом литературы с целью привлечения внимания общества к литературе и чтению .

Ведущий 2. Мы приветствуем вас в нашем школьном музее для того, чтобы совершить увлекательное виртуальное путешествие. Но прежде чем начать, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Ведущий 1. Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?

Правильно, ковер-самолет, машина времени.

Существует ли «машина времени» в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

    Она похожа на дом, но дом необычный.

    В «машине» нужно соблюдать правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.

    Двигателем этой машины являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы.

Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей .)

В музее много старинных вещей из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом.

Сценка

Мама : Собирайся, сынок! Мы сегодня идем в музей.

Сын (читает журнал): Опять? Мы каждое воскресенье ходим в музеи. Что там делать? Кругом одни старые вещи. Ходишь, смотришь, только ноги устают.

Мама : Ты не прав, сынок! Музей - это не склад старых вещей, это память.

Сын : О чем?

Мама : О людях, о событиях. А еще это расширение кругозора (подсаживается к сыну). Вот ты любишь смотреть телевизор?

Сын: Люблю!

Мама : А знаешь ли ты, когда появился первый телевизор? Как он выглядел и работал?

Сын : Нет, но об этом можно почитать в Интернете.

Мама: Можно, конечно. Но одно дело почитать, а другое - увидеть своими глазами в Политехническом музее настоящий телевизор, который стоял в квартирах 50 лет назад, и узнать, как он работал.

Сын : Пожалуй, это интересно. Но вот, к примеру, побывать на Бородинском сражении нельзя.

Мама : Побывать нельзя, но в музее «Бородинская панорама "можно увидеть, как располагались русские и французские войска, какая у них была форма, какое оружие.

Сын : Здорово! Давай туда сходим.

Мама: Обязательно сходим.

Сын : А что интересного в музее какого-нибудь писателя?

Мама : Много интересного. Ты увидишь его рукописи, узнаешь, как он работал. А личные вещи, книги могут многое рассказать о личности человека, его характере, интересах.

Сын : Кажется, я понял. В музее не просто лежат старые вещи. Они, словно свидетели истории, хранят прошлое и доносят его нам. Пойдем в музей!

Ведущий 2. Что такое музей?

Ведущий 1 . "Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью".

Экскурсовод: Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

Ведущий 2 . В каждом городе, даже очень маленьком, есть хотя бы один музей. Представляете, сколько разных музеев в нашей стране? А во всем мире? Причем и в наше время создаются новые музеи. Например, 8 октября 2009 г. в Москве открылся музей И. С. Тургенева. Интерес к музеям велик во всем мире. 18 мая 1977 г. был учрежден Всемирный день музеев.

Ведущий1 . Сегодня учащиеся 5 «в», 6 «а», 7 «а», 8 «а» классов откроют для вас двери в музеи известных русских поэтов и писателей.

Ведущий 2. А теперь - в путь! Наш виртуальный музей открывает двери 1 –го музея. Экскурсоводы 5 «в» класса поведут нас в путешествие в дом-музей замечательного русского поэта Сергея Есенина. (Рассказ учащихся с презентацией.)

Ведущий 1. Спасибо. Было очень интересно!

Ведущий 2. Продолжаем путешествие. Экскурсоводы 6 «а» класса поведут нас в путешествие в музей Антона Павловича Чехова – тонкого знатока души человеческой. (выступление учащихся6 «а».)

Ведущий 1. Продолжаем путешествие. С экскурсоводами 7 «а» отправимся в музей Николая Васильевича Гоголя.

(выступление учащихся. )

Ведущий 2 . Небольшое путешествие экскурсоводы 8 «а» класса совершили в усадьбу – музей Льва Николаевича Толстого.

(выступление учащихся.)

Ведущий 1. Мы послушали рассказы о тех музеях, в которых заочно побывали ребята. Оказывается, у нас в классе нет ни одного человека, который ни разу не был в музее! О самом интересном посещении музея вы составили свои краткие отзывы. Все они вывешены на доске. Я думаю, что это станет началом большого проекта "Интересные музеи". Вы еще много музеев посетите с классом и родителями. напишите о них отзывы и составьте альбом. Он будет интересен другим ребятам, может быть, кто-то заинтересуется вашим рассказом и тоже посетит музей.

Ведущий 2 . Узнавая прошлое, сохраненное в музеях, мы лучше понимаем людей, которые жили и творили до нас, чувствуем ответственность перед будущими поколениями, задумываемся о том, что им будет важно, нужно. Можем ли мы оставить потомкам такие же прекрасные картины, книги, предметы быта, архитектурные сооружения? Что потом будут говорить и думать о нас?

Ведущий 1 . При подготовке к мероприятию одним из заданий классам было: «Составить призыв потомкам».

Группы зачитывают призывы:

5 «в»- Без прошлого нет будущего. Посещайте музеи.

6 «а» - Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Посещайте музеи.

7 «а» - Музей- это странички истории. Знайте историю, посещайте музеи.

8 «а» - За час увидишь ход столетий, и красоту минувших дней, и современное искусство - лишь только посети музей!

Ведущий 1. Сегодня наше посещение музеев известных русских классиков было непростым. Это конкурс на лучший проект! В качестве экспертов мы пригласили _________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

И именно они сейчас назовут тех ребят, чья заочная экскурсия в музей была самой интересной и познавательной.

Ведущий 2 . Завершить наше путешествие мы хотим словами Д. С.

Лихачева: "Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем... Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране". Спасибо за подготовку и активное участие!

"Ночь музеев" всегда радует столичную публику многообразием интересных событий на любой вкус. Казалось бы, за годы, прошедшие с того момента, как Беларусь присоединилась к этой акции, придумано и проведено уже столько всего, что удивить минчан будет трудно.

Сайт расскажет о музейных мероприятиях, которые стоит непременно посетить, если вы неравнодушны к культуре и искусству.

Итак, основные мероприятия "Ночи музеев" пройдут с 16 на 17 мая, однако кое-где акция стартует уже 15-го.

В центре современных искусств пройдет "Ночь в стиле Стимпанк". Если вы вдруг не знаете, то стимпанк - это эстетика фантастического мира, в котором человечество пошло по пути совершенствования паровых машин и механизмов, вместо привычного сегодня электричества.

Ожидается, что на мероприятии соберутся гости в стилизованных нарядах, которые во многом напоминают одежду эпохи викторианской Англии. Так что если у вас есть цилиндры, фраки, корсеты, а также эффектные аксессуары вроде очков гогглов или винтажных карманных часов на цепочке, обязательно приходите поучаствовать в праднике и стать его частью, в таком виде вход для вас будет бесплатным.

Аниматоры из Гродно "Маскарад", живые скульптуры, механическая девушка, паровая кукла Ирс, музыканты и диджеи, а также художественные работы в стиле стимпанк - это лишь часть того, что вы сможете увидеть своими глазами на "Ночи в стиле стимпанк".

Где: Центр Современных Искусств, г. Минск, ул. Некрасова, 3.

Вход: 70 000 рублей, в стимпанк-костюме - бесплатно.

Одно из самых популярных мест, где минчане и гости столицы регулярно проводят "Ночь музеев" - Национальный художественный музей. Там празднования проходят с особым размахом, однако в этом году формат несколько изменится.

Мероприятие получило название "Тихая" ночь": организаторы решили творчески обыграть тишину, которая является надежным спутником любой музей экспозиции. Ведь тишина бывает разной, но именно соприкоснувшись со своей внутренней тишиной, можно обрести подлинную гармонию.

Театральные постановки, перформансы и интерактивные программы можно будет посмотреть в экспозиционных залах музея, арт-кафе и новом корпусе.

Так, например, впервые в истории акции "Ночь музеев" посетители смогут увидеть ожившие картины. По традиции послушать музыкальные выступления можно будет прямо на площадке у входа в музей.

В этот раз количество билетов на мероприятие ограничено и их можно приобрести заранее.

Где: Национальный художественный музей Республики Беларусь, г. Минск, ул. Ленина, 20.

Вход: 100 000 рублей.



В филиале музея театральной и музыкальной культуры, а точнее, в гостиной Владислава Голубка ночь музеев будет с театральным уклоном. Все желающие смогут познакомиться с удивительным белорусским народным театрам Батлейкой, причем стать не только зрителями, но и примерить роль актера и кукловода.

Обычное время работы музей вторник - суббота с 10.00 до 17.00, потому ловите момент посетить этот небольшой музей субботним вечером.

Где: Гостиная Владислава Голубка, г. Минск, ул. Старовиленская, 14.

Вход: взрослый билет - 30 000 рублей, детский - 15 000 рублей.



По случаю "Ночи музеев" интересные события проходят не только в музеях, но и в галереях.

Так, в галерее признанного белорусского мастера Леонида Щемелева состоится мероприятие, организаторы которого обещают открыть художника в каждом из посетителей. У вас будет возможность не только посмотреть живописные полотна мэтра, но и посетить уютную детскую выставку "Кобрынскія анёлікі".

А еще на мероприятии будут постоянно находиться профессиональные художники, галеристы, кураторы, готовые помочь создать гостям свои маленькие шедевры и ответить на любые вопросы.

Где: Городская художественная галерея Л. Щемелева, г. Минск, пр-т Рокоссовского, 49.

Вход: 10 000 рублей.



Ночь музеев в музее Азгура будет посвящена удивительному советскому сценаристу, режиссеру и художнику Сергею Параджанову.

Арт-проект "Код "Параджанов" попробует пролить свет на личность и творческие принципы мастера, а также расскажет о его жизни.

В программе мероприятия можно будет посмотреть художественные работы и фильмы Сергея Параджанова, документальную картину о его жизни, а также современные киноленты, во многом совпадающие с параджановской стилистикой. Пониманию гения прошлого века также будут способствовать инсталляции и музыка.

Где: Мемориальный музей-мастерская З. И. Азгура, г. Минск, ул. З. Азгура, 8.

Вход: 150 000 рублей.


Оказаться в старосветской корчме, не выезжая из Минска, можно будет в музее истории белорусского кино. С апреля в центре столицы проходит выставка "Лятучая, гаручая, празрыстая", рассказывающая о культуре самогоноварения.

Познакомиться ближе с традиционными белорусскими застольем можно будет благодаря сотрудникам комплекса “Дудутки” (партнер проекта), который впервые примет участие в "Ночи музеев" и предложит гостям мероприятия старинные белорусские напитки и блюда.

В программе народные белорусские игры, забавы и песни.

Где: Музей истории белорусского кино, г. Минск, ул. Свердлова, 4.

Вход: 30 000 рублей.


Художественная галерея Михаила Савицкого превратится в настоящий модный музейный дом, где соберутся и представят свои работы белорусские художники и дизайнеры.

В рамках "Ночи музеев" состоится презентация Республиканского фестиваля-конкурса моды и фото "Мельница моды - 2015", который проходит в Минске 13-14 мая. Можно будет познакомиться с актуальными коллекциями, в галерее соберутся модели и фотографы со всей страны, а стилисты обещают провести тематические мастер-классы.

Девиз проекта - "Мода как искусство". Все желающие смогут в этом убедиться, а самая стильная пара, пришедшая на эффектный музейный праздник, получит возможность выиграть необычный приз - свидание на крыше.

Где: Художественная галерея Михаила Савицкого, г. Минск, пл. Свободы, 15.

Вход: 70 000 рублей.


Ночь музеев в Музее истории музыкальной и театральной культуры обещает быть яркой и мистической, ведь не случайно учреждение располагается в одном из самых загадочных столичных зданий - Доме масонов.

Музей разделится на три зоны - в действо будет вовлечен даже внутренний двор, который станет площадкой, где закружатся танцы под звуки джаза, современных композиции, темы из "Великого Гэтсби" и другой завораживающей музыки.

Солисты Большого театра оперы и балета Беларуси продемонстрируют зрителям современную интерпретацию "Призрака оперы", а актеры центра белорусской драматургии - фрагменты культовых спектаклей "Яма" и "Завея квецені".

Если вы любите хорошую музыку и театр, непременно загляните в музыкальный переулок, где организаторы готовят для посетителей настоящую мистерию.

Где: Музей истории музыкальной и театральной культуры, г. Минск, Музыкальный пер., 5.

Вход: 70 000 рублей.

Побывав на ночи музее в музее Янки Купалы, можно облететь вокруг света всего за 5 часов, но за это время познакомиться с танцевальной и песенной культурой 15 стран. Для посетителей будут выступать коллективы из России, Украины, Литвы, Грузии, Словакии, Чехии, Польши, Китая, США и другие.

Также свой музыкой вас порадуют белорусские исполнители. А еще до полуночи возле музея будет работать ярмарка, где можно будет приобрести сувениры ручной работы.

Кроме этого, в арсенале у организаторов мероприятия отличное антикризисное предложение - вы можете посетить музей и послушать экскурсию всего за 1 000 рублей.

Где: Государственный литературный музей Янки Купалы, г. Минск, ул. Я. Купалы, 4.

Вход: 1 000 рублей.

Небывалую масштабную программу в этом году готовит музей Якуба Коласа, спрятанный во дворах улицы Академической.

В рамках "Ночи музеев" даже состоится небольшой фестиваль уличных театров, в котором примут участие артисты, демонстрировавшие свое мастерство у минской Ратуши в начале мае. Так что если вы пропустили этот грандиозный уличный праздник, у вас будет замечательная возможность наверстать упущенное.

Запланированы также театральные постановки, выступления музыкантов, детских студий, мастер-классы по изготовлению открыток в музейной беседке, экспресс-уроки игры на музыкальных инструментах и интерактивная театрализованно-костюмированная экскурсия.

А еще все желающие смогут написать заветное желание за столом Якуба Коласа чернилами и пером поэта.

Где: Государственный литературный музей Якуба Коласа, г. Минск, ул. Академическая, 5.

Вход: с 17.00 до 23.00 - 30 000 рублей, с 23.00 - 100 000 рублей.


В историческом музее кульминационным событием Ночи музеев станет ярмарка мастеров “Вечаровы яблычак”. "Яблычак" - это регулярные маркеты и концерты, которые проводятся на различных площадках.

В этот раз на "Вечаровым яблычку" можно будет не только приобрести уникальные подарки ручной работы. На мероприятии еще будут проводиться мастер-классы по танцам, игре на барабанах. Для малышей подготовлен спектакль-знакомство с книгой от магазина “Сундучок детских книг”, а для взрослых выступят музыкальные группы.

Сейчас в музее проходят интересные выставки работ Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, а также выставка, которая носит название "Тайны и сказки Японии". С их экспонатами также можно будет познакомиться на "Ночи музеев-2015".

Где: Национальный исторический музей Республики Беларусь, г. Минск, ул. К. Маркса, 12.

Вход: для взрослых - 190 000, для студентов - 140 000, для школьников - 110 000 рублей.



В минском музее популярной науки можно будет не только поразвлечься, но еще и провести время с пользой и умом.

В программе лекции об адронном коллайдере и АЭС в Беларуси. А если повезет с погодой, то можно будет посмотреть в телескоп на звезды и узнать о том, как устроена Галактика, в которой находится наша планета Земля.

Не менее увлекательными обещает стать научное шоу с жидким азотом и мастер-класс для взрослых по изготовлению катапульты. А в довершении всего желающие смогут принять участие в турнире по "Что? Где? Когда?" и даже выиграть памятные подарки.

Где: Элементо, г. Минск, ул. Олешева, 1.

Вход: для посетителей в белых халатах - бесплатно, для остальных гостей - 50 000 рублей.

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Представляю сценарий проведения мероприятия в музее образовательного учреждения. Данное мероприятие рассчитано на детскую аудиторию младшего школьного возраста. Сценарий данного мероприятия можно использоваться на уроках истории, ИКН и классных часах.

Цель мероприятия : воспитание обучающихся в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине.

Задачи :

  • ознакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края;
  • укрепить связи между поколениями;
  • воспитание уважительного отношения к своему народу, его традициям;
  • формирование научно-исследовательского мировоззрения;
  • шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном процессе.

Средства обучения: указка, загадки для закрепления изученного материала.

1. Организационный момент: активизация внимания; мотивация воспитанников.

2. Подготовительный момент: сообщение темы и цели занятия.

3. Основной этап: усвоение нового материала (ЗУН или действий), закрепление материала, его систематизация.

4. Итоговый момент: оценка успешности в достижении задач занятия (как работали, что узнали, чем овладели).

5. Информационный момент: определение перспектив следующего занятия, домашнее задание.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие назад в прошлое. Давайте все вместе закроем глаза. Раз, два, три - в прошлое двери отвори! (Ребята закрывают глаза, в этот момент педагог открывает двери музея).

2. Подготовительный момент

Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, куда мы с вами попали? Правильно, мы с вами очутились в старой русской избе. Здесь имеются различные предметы интерьера и быта того времени, когда жили наши предки.

Мы с вами познакомимся с жизнью и традициями нашего народа, для того чтобы воспитать в себе любовь к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, а так же расширить свои знаний об Отечестве, о своей малой родине.

3. Основной этап

Добро пожаловать в старинную деревенскую избу. Здесь перед собой можно увидеть различные предметы домашнего обихода. А именно: стол, лавка, «русская печь», сундук, детская люлька и т.д. каждый предмет, каждая вещь много значила для хозяина. Еще в избе, в так называемом «красном» углу находилась икона. Икона на Руси во все времена считалась оберегом от пожара. Все эти и многие другие предметы быта помогут нам сегодня узнать о жизни русских крестьян в старину, познакомят с убранством изб и орудиями труда.

Ребята, посмотрите, в этой избе живет бабушка (с имитированной печи слезает бабушка ). Она встает раньше всех, за несколько часов до рассвета, одевается, зажигает лампаду у образов (так в старину называли иконы) и после этого будила остальных домочадцев (по ходу рассказа педагога бабушка производит эти действия ). На ней лежало много обязанностей: она должна была трудиться, показывая всем пример, а ложилась, конечно, позже всех.

Бабушка обращает внимание на детей.

Бабушка : Здравствуйте, ребятишки! Откуда вы такие взялись?

Педагог: Здравствуй, бабушка, мы прибыли из будущего, что бы увидеть прошлое. На тебя посмотреть, да себя показать. Расскажи, бабушка, как ты со всем своим хозяйством справляешься?

Бабушка : Внуки помогают мне управляться с огромным домашним хозяйством. Так, к примеру, наколоть дров, затопить печь, принести воды.

А как вы думаете, откуда носим воду? (Дети хором отвечают). Правильно. Воду носили с реки, озера или с колодца. Но с дальнего расстояния в руках два ведра нести очень тяжело, вот по этому люди использовали коромысло (показывает коромысло).

Ну, вот воды наносили, стали щи варить да хлеб печь. Затопили печь. А когда прогорят дрова, нужна кочерга (показывает кочергу).

Знаете для чего? Отгадайте загадку: «Полная конюшня красных коров, черная зайдет, всех выгонит» (угли и кочерга). Кочерга нужна была для мешания углей.

Педагог: А в чем щи варили?

Бабушка: Конечно же, в чугуне (показывает чугун). А для того, чтобы чугун поставить в печь необходим один предмет. Какой? А попробуйте сами отгадать. Вот вам загадка «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт» (ухват). Правильно, ребята, это ухват (показывает). Теперь пришло время тесто месить да булочки скатать.

Педагог: А как же их в печь-то положить, чтобы не обжечься?

Бабушка: На специальной лопате.

Педагог: А как называлась посуда?

Бабушка: Плошки, ложки (показывает).

Педагог: А из чего печете хлеб?

Бабушка: Вот вам, ребята, загадка: «брат брата трет, белая кровь течет». Что это? Правильно, мука. Какие вы молодцы! Но чтобы испечь хлеб, нужно первоначально муку просеять. Как вы думаете, что для этого нужно взять? Отгадайте загадку «Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой». Ну, конечно, это сито! (показывает).

Педагог : Где берете муку?

Бабушка: Все просто. Мука получается в результате молки пшеницы, а пшеница выращивается в поле, которое предварительно пашут. Понятно?

Педагог : Да, ребята, это тяжелый труд, ведь вспахать поле нелегкое дело. Бабушка, а чем вы землю пашете?

Бабушка: Для пахоты специальное приспособление - соха (показывает). Соха - орудие легкое, так как из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что нам, простым крестьянам, нелегко достается каравай хлеба.

Педагог : Бабушка, а расскажи-ка нам с ребятами, как вы сеяли пшеницу?

Бабушка: В такое лукошко (показывает) насыпали зерно и вручную разбрасывали его по пашне.

Педагог : А чем убираете урожай?

Бабушка: Для начала отгадайте загадку: «согнута в дугу, летом на лугу - зимой на крюку». Да, действительно - это коса (показывает). Наши мужчины косой косили пшеницу и заготавливали сено на зиму. А женщины и девушки жали пшеницу. Как вы думаете, чем? Ну, конечно, серпом (показывает серп). А зерна из колосков доставали цепом (показывает цеп).

Педагог: Ну, ребята, теперь вы знаете, как сеяли пшеницу и собирали урожай. Бабушка, а в чем еще тебе помогают внуки?

Бабушка: Помогают мне мои внуки и в таком нелегком ремесле как ткачество. Долгий путь проходило крохотное льняное семечко до того, как рубашкой станет. Сначала его в землю сеяли. Зацветал лен красивыми голубыми цветами, а когда цветы превращались в маленькие коробочки, лен убирали. Коробочки отсекали и из них получали льняное масло. Сами стебли в речке топили и еще камнем сверху наваливали, чтобы не всплыли. Недели через две вытаскивали лен из речки, просушивали, а уж потом его трепали зубчатой дощечкой, которая называется рубель (показывает рубель), или мяли пестом в ступе (показывает ступу) так, что от бедного льна летела кострика (отбросы) во все стороны. Затем вычесывали деревянным гребнем (показывает гребень). В результате получалась куделька, которую привязывали к прялке (показывает прялку).

Ребята, как вы думаете, при помощи какого предмета пряли льняные нити? Вот загадка: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Молодцы! Правильно - это веретено (показывает).

Педагог: Как вы стираете и гладите белье?

Бабушка: Все довольно просто. Валек для стирки белья (показывает) использовали так: женщина мочит белье в речке, кладет его на доски плота и несколько раз бьет по нему вальком, окунает белье и снова бьет. Таким способом она выбивала грязь и мыло из белья.

Есть еще и деревянный валек для глажения белья (показывает). Белье наматывают на палку и этим вальком делали катательные движения по столу. Это очень большая нагрузка для женских рук. При помощи этого валика можно сделать одежду удобной для носки.

Педагог: Что это такое? (показывает на стол).

Бабушка: Так это ж самовар! Он всегда стоит посередине стола, угощая всех домочадцев вкусным, горячим чаем, при этом важно кряхтит и пыхтит.

Педагог: Бабушка, нас с ребятами интересует, как развлекаются твои внуки? Вот у нас там, в будущем, есть много видов развлечения. Например, телевизор, кинотеатр, театр, компьютер с выходом в интернет, а у вас?

Бабушка: Да, странные какие слова-то … непонятные. У нас все проще. Зимой молодые девицы устраивают вечерние посиделки. Они собираются вместе, чтобы рукодельничать. Приходят и парни: пляшут, развлекают рукодельниц. Девицы надевают красивые сарафаны, повязывают на голову ленты. Парни надевают вышитые рубахи.

Педагог: Так ведь вечером темно, как рукодельничать?

Бабушка: Доставали из печки березовое или осиновое полено и расщепляли его на тонкие палочки, которые называются лучинами (показывает лучину). Их вкладывают в светец (показывает) и зажигали. Вот так изба и освещалась, а на пол ставили таз или чугун с водой, или корыто с песком. Ребята, как вы думаете для чего? Чтобы огарки не падали с лучины на пол.

Педагог: А кроме развлечений, что они делали на этих посиделках?

Бабушка: Девицы вышивают, прядут, ткут, а парни плетут лапти да корзинки, вьют веревки, подшивают валенки.

Педагог: Вот видите, ребята, как в старину отдыхали с пользой, и работали в удовольствие. Ну что, пора прощаться.

Бабушка: Куда ж это вы?

Педагог: Назад в будущее. Спасибо за гостеприимство. Нам с ребятами было очень приятно так много узнать для себя нового и интересного.

Бабушка: Спасибо вам за теплые слова. Прощайте! (Ребята благодарят бабушку за рассказ, прощаются с ней)

Педагог: Ну что, ребята, пора назад, закрываем глаза, раз, два, три назад в будущее нас перенеси.

Дети закрывают глаза, в это время педагог закрывает шторкой уголок русской избы .

Ну, вот мы с вами вернулись в наше время. Понравилось ли вам путешествие? Вы сегодня узнали много нового о жизни крестьян из старых русских деревень. Познакомились с жизнью и бытом старинной русской избы. Много было в избе вещей и что не предмет- то целая история.

Все ли вы запомнили? Давайте проверим. Я буду читать загадки, а вы отвечайте. Сейчас посмотрим, какие вы не сообразительные.

  • Два брата видятся, а вместе не соберутся (пол и потолок);
  • Чего из избы не вытащишь? (печь);
  • Черный конь прыгает в огонь (кочерга);
  • Кривой бельмес под горшок полез (ухват);
  • Под одной шляпой четыре брата стоят (стол);
  • Самая распространенная на Руси обувь (лапти);
  • Без чего не возможен обед на Руси (без хлеба);
  • Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы (лучина);
  • Светлая парадная комната в доме (горница).

Молодцы, ребята! С заданием справились.

4. Итоговый момент

Сегодня мы с вами изучили жизнь и быт старинной русской избы. Познакомились с историей, бытом, традиционной культурой русского народа, тем самым укрепили связи между поколениями, а так же стали уважительно относиться к своему народу, его традициям.