Как правильно и красиво выражать свои мысли

Если мысль – электрический ток, а наш язык – передатчик, то мы нуждаемся в прочных соединительных проводах. Без них мысли из мозга доходят до языка с помехами, и даже заготовленная речь может превратиться в бессвязный набор слов.

Ничего страшного в этом нет, просто в некоторых случаях может навредить. Любой человек оценивает вашу сущность, и одним из критериев является способность к коммуникации. Зачем нам лишний раз отпугивать «большую шишку»?

Поэтому чтобы всегда быть на высоте и научиться грамотно выражать свои мысли, мы рассмотрим сразу 3 направления развития своей речи. Действовать будем комплексно, т.к. эти направления прочно взаимосвязаны.

3 критерия качественной речи:

Быстрая формулировка

#1 Практика (самый быстрый и 100% способ)

Как мышца увеличивается от нагрузок, так и скорость формулировки увеличивается от практики. И если мышцу еще можно накачать волшебным порошочком или уколом, то вот речь уже нельзя. А значит, придется приложить усилия.

Но есть секрет — скучная практика нам только навредит . Штрудирование словарей, сохранение вырезок из газет и простаивание перед зеркалом только отобьют желание саморазвиваться. Поэтому надо браться только за то, что будет интересно. А попробовать можно следующее:

  • Брать любое слово и давать ему определение

    Например, когда вы стоите и моете посуду, делать особо нечего, обе руки заняты и остается только думать. Как раз в это время можно потренироваться.

    О, ложка! Ложка – это объемный, односторонне-выпуклый предмет, наделенный способностью отправлять пищу в рот. Тарелка. Тарелка – плоское материальное тело округлой формы, служащее резервуаром пищи для человека. И так далее в том же роде.

    С помощью такого дурачества мозг формирует клише (шаблонные фразы) и потом использует их для разговора. Ему не приходиться формулировать – вы уже сделали это заранее – ему остается только вспомнить и выложить на язык.

  • Если вы читаете хотя бы несколько страниц в день, то одну страничку можно почитать вслух. При этом мозг будет не только видеть, но и слышать красивую речь. Здесь опять работает память, формирующая шаблонные заготовки.

  • Начать вести дневник или блог

    Та же попытка у вас при разговоре, поэтому это упражнение максимально приближено к реальности.

  • Проговаривать свои действия

    Представьте себя ведущим кулинарного шоу, когда готовите бутерброд, или автоинструктором, когда ведете машину. Чем больше вы будете говорить и нарабатывать речевые обороты, тем проще вам будет впоследствии высказать мысль.

  • Не бояться дискуссий

    В споре рождается не только истина, но и умение выразить свою точку зрения. Это как шахматы: вы анализируете оппонента, атакуете его аргументы, приводите свои – в общем, получается неплохая тренировка.

    Согласитесь, что тренировка с живым человеком гораздо лучше тренировки с «грушей» (в нашем случае с записями в дневнике). Старайтесь из любой ситуации извлечь пользу, поэтому не упускайте возможности поучаствовать в споре.

#2 Мудрость всех мудрецов

2 уха – 1 рот. Больше слушать – меньше говорить. Говорить не думая – стрелять не целясь.

Все эти афоризмы сводятся к одному: прежде чем что-то сказать, нужно внимательно выслушать и продумать свою речь. Это простая математика: чем меньше вы говорите, тем меньше вероятность сказать глупость. Чем больше вы слушаете, тем лучше сможете обдумать свою мысль.

Поразмыслив и потянув время, вы будете во всеоружии:

  • Вы подготовлены к вопросам собеседника

  • Вы не разводите болтологию, а коротко и по делу передаете информацию

  • Вы выражаете свои мысли последовательно и вам проще убедить человека

Для того чтобы все это осуществить, вам нужно составить тезисы в своей голове — определить, что вы хотите сказать. Затем, постепенно покрывать их сахаром – аргументами, обоснованиями и ответами на возможные вопросы. И в конце, без лишней воды выразить свои мысли, при необходимости поясняя и иллюстрируя.

#3 Шпаргалка

В некоторых ситуациях мысли не вяжутся сами собой, поэтому у вас должен быть план «Б». То есть когда вы чувствуете, что потеряли нить или сбились с темы, нужно плавно соскочить с разговора или переключиться на отвлеченный предмет.

Для этого понадобятся заготовленные фразы. Их можно придумать самому, а можно взять из списка ниже:

  • «Фух, я так заработался, что каша в голове. Давай я потом дорасскажу…» (Честно признаться, что несете ахинею)

  • «Ну вот такая вот история, уже не помню всего. Ты лучше расскажи как там Вовка» (Переключиться на собеседника, а потом задавать вопросы)

  • «О, смотри какая машина проехала, я слышал у нее….. » (Быстро переключиться на окружающие предметы, чтобы вернуться и подвести краткий итог)

  • «Ну ладно, это все пустое. Давай о деле поговорим…» (Свести все к глупости и сосредоточиться на другой теме)

Это самые простые и универсальные варианты. Чтобы увиливать от разговора не так заметно, можно придумать версии для своего окружения.

Словарный запас и разнообразие

Чтобы построить дом — нужны кирпичи. Чтобы формулировать и правильно излагать свои мысли — нужны слова. Ниже мы рассмотрим методики пополнения словарного запаса.

#1 Пища добывается охотой

Самый простой и напрашивающийся вариант – . И это правда: если вы хотите красиво говорить — нужно полюбить литературу.

Но! Нам редко пригодятся красивые литературные слова . Намного важнее – связки, переходы и обороты речи. Поэтому можно читать совершенно разные книги, главное — чтобы они вам нравились.

Если же вы любите классику – хорошо помогут письма великих людей. В них они общаются со своими современниками и некоторые выражения можно позаимствовать для себя.

Еще один вариант – просмотр лекций. Они хороши разговорным стилем и наличием рассказчика. Незаметно вы будете перенимать его манеры: грамотно расставлять акценты, выдерживать паузы и использовать яркие сравнительные обороты.

Выбирайте интересуемую вас сферу деятельности и достойного оратора. В этом случае вы угонитесь за двумя зайцами одновременно: и знания подтянете, и мысли научитесь выражать.

#2 Упражнение Игра

Запишете слово и подбирайте к нему синонимы. Вы можете делать это в мыслях, а можете устроить соревнования между вашей семьей. В любом случае никто не проиграет и только улучшит эрудицию.

#3 Окружение

Чтобы научиться выражать свои мысли и пополнить словарный запас, нужно погрузиться в соответствующее общество. Можно это делать в реальной жизни, а можно и в интернете. Например, попробовать посмотреть выступления ораторов (как вариант TED), видеолекции, вебинары. Главное делать это стабильно , чтобы «волна просторечия» не поглотила зачатки интеллектуальности

#4 Развитие памяти

Словарный запас требует наличия хорошей памяти. Загвоздка в том, что тренировать ее специально достаточно сложно и это займет много времени. Поэтому мы рассмотрим память как приходящее явление .

В чем суть? Не память надо улучшать для запоминания, а запоминать , для улучшения памяти. Не пытаться специально «раздуть мозг», а стараться наполнять его полезной информацией, чтобы он раздулся сам.

То есть, если вы хотите запомнить слово, надо использовать его в речи как можно чаще и следствием станет улучшение памяти. Чем больше слов вы узнаете и примените, тем легче будете запоминать остальные.

Выразительность и уверенность

Нельзя красиво выразить свою мысль, вяло виляя языком. Просто вспомните: хотя бы раз вы восхищались неуверенным и бубнящим под нос человеком?

#1. Во время разговора не концентрируйтесь на себе, не думайте про внешний вид. Сосредоточьтесь на том, что хотите сказать.

Визуализируйте объект, смакуйте своими знаниями. В первое время придется прилагать усилия для удержания мыслей, но потом это будет на автомате.

С помощью этого способа вы снизите уровень волнения и полностью вложитесь в разговор. В один момент времени мозг может удерживать только одну мысль , и когда вы забудете про возможность оговориться или затупить, слова польются сами. Это происходит, потому что мозг полностью сосредотачивается на разговоре , а значит быстрее подбирает предложения.

#2 Диктофон / камера

Запишите свою речь на электронный носитель, чтобы послушать ее со стороны. Первое – голос покажется незнакомым, второе – вы сразу услышите свои недостатки.

Это могут быть:

  • Длинные паузы

  • Большое количество «воды» в разговоре

  • Осознав проблему, с ней легче будет бороться. Вы узнаете на чем сконцентрироваться, чтобы не пытаться улучшить все и сразу.

    #3 Чувствуйте настроение

    • Попрощайтесь, если человек хочет уйти

    • Смените тему, если человек заскучал

    • Покажите знания, если перед вами важная персона

    Будьте с человеком на одной волне, чтобы он запомнил вас как приятного собеседника. Среди назойливых и скучных рассказчиков вы будете выделяться.

    #4 Не старайтесь понравиться

    Лучшая уверенность – не боязнь быть настоящим. Вы только навредите общению, если будете прогибаться и льстить.

    Естественность вызывает доверие . Чем проще и непринужденней вы отнесетесь к себе, тем быстрее вольетесь в беседу. И тем легче вам будет выразить желаемую мысль.

    #5 Магнетизм

    Ваша речь должна всеми способами притягивать внимание. Где-то нужно остановиться, где-то повысить громкость, где-то вставить отступление. Не дайте человеку уснуть, пусть он прочувствует вашу историю.

    Вот несколько быстрых способов украсить разговор:

    • Активно жестикулировать

    • Включать мимику

    • Вставлять анекдоты или истории

    • Делать акценты

    • Разбивать свою речь на небольшие абзацы

    Самое главное – не стесняйтесь! Если эмоциональность идет изнутри , то вы только выиграете. Это покажет вашу честность и открытость, что в дальнейшем сыграет вам на руку.

    #6 И напоследок

    Вы не научитесь ездить на велосипеде, ни разу не упав. Не бойтесь ошибок и не концентрируйтесь на провалах. У собеседника свои проблемы , и ему наплевать на ваши пролеты.

    Человек либо поймет вас, либо усмехнется. Но в любом случае он забудет про это через 5 минут.

    Заключение

    Научиться выражать свои мысли на самом деле проще, чем кажется. Все приходит с сильным желанием и работоспособностью. Главное помните: цепь не может быть крепче самого слабого звена

    Все знают, как выглядит велосипед, все его видели миллион раз, а нарисовать не могут. Мозг ленивый, он не будет напрягаться лишний раз и продумывает все только до какого-то приемлемого для него уровня, когда ему кажется, что этого достаточно. У велосипеда есть два колеса, руль, седло и педали, а как они соединяются - это уже детали.

    Оказывается, мы далеко не всегда хорошо представляем себе даже самые знакомые предметы. Возьмите ручку, нарисуйте кузнечика. Когда пытаешься описать кому-то свою гениальную мысль, она выглядит так же беспомощно, как ваш кузнечик.

    Когда я пытаюсь записать свою очередную гениальную мысль, иногда мне кажется , что у меня вообще нет ни одной гениальной идеи.

    Если у вас появилась хорошая идея, проверьте ее на прочность, запишите ее. Не доверяйте своему мозгу, он вам говорит, что все в порядке, я все продумал. Но на самом деле этой хорошей мысли может и не быть. И только зафиксировав мысль в тексте, вы сможете проверить, есть ли она на самом деле, и так ли она ценна, как кажется.

    Умение формулировать свои мысли - это одно из самых необходимых умений для современного человека, которому очень мало уделяется внимания. В постиндустриальном мире главная ценность - это не руки, не земля, не производство и не капитал, а голова. Но даже если у вас в голове есть абсолютное знание о связи всего со всем, без умения его оттуда доставать оно ничего не стоит.

    Твиттер и тот лучше учит выражать свои мысли, чем уроки литературы. Он учит человека втиснуть свою мысль в 140 символов, а писать коротко гораздо сложнее.

    В школе есть такой предмет, литература, на котором через знакомство с классиками учат выражать свои мысли на бумаге. Школьников заставляют заучить чужие мнения о литературных произведениях и потом воспроизвести это все на бумаге в виде сочинения. Совершенно бессмысленное занятие, ни к письму, ни к литературе это не имеет никакого отношения.

    В школе сочинения на заданную тему не по литературным произведениям считались второсортным жанром. Ученик как бы не осилил «Капитанскую дочку» и пишет о том, как провел лето. Но мне кажется, что такие сочинения наоборот лучше всего развивают навыки письма, потому что школьнику приходится формулировать свои мысли, а не чужие.

    В книге «Как писать книги» Стивен Кинг писал: «Если хотите быть писателем, вам прежде всего нужно делать две вещи: много читать и много писать. Это не обойти ни прямым, ни кривым путем - по крайней мере я такого пути не знаю».

    Писателями, конечно, всем быть не обязательно, но это правило работает и для тех, кто просто хочет научиться формулировать и вытаскивать свои мысли из головы. Заведите блог, пишите в него тексты. Очень важно, чтобы его читали другие люди, по-другому пишешь, когда знаешь, что кроме тебя текст кто-то прочитает.

    Если вы не можете объяснить своим коллегам, почему они все не правы, а надо делать, как говорите вы, попробуйте написать им письмо. У вас по крайней мере будет преимущество: вы-то уже свои мысли сформулировали.

    Приходилось ли вам сидеть и буквально заставлять себя собрать мысли? Чтобы потом произнести что-то очень важное и нужное? Например, отстоять свои права или донести мысли до начальника, мужа/жены, детей... Получалось ли у вас правильно, четко выразить их вслух? Если да - я искренне завидую Вам. Потому что у меня никогда не получалось ясно и грамотно выражать свои мысли. Идеально сложенные в голове, они вылетают изо рта не всегда так, чтобы было понятно для окружающих. Как научиться правильно выражать свои мысли - это вопрос, который всегда тревожил меня. И этот вопрос привел меня к потрясающему ответу.

    Почему у некоторых людей не получается ясно и четко выражать свои мысли?
    Как научиться правильно выражать свои мысли?

    Я с детства чувствую себя идиоткой, когда не могу сказать то, что чувствую, думаю, понимаю. Со мной постоянно это случается - я не умею выражать свои мысли. На собраниях и на встречах, в спорах и в скандалах, вообще, во все важные для меня моменты, когда мне нужно сказать что-то значительное и нужное, происходит какой-то буквально переворот во мне. В голове мысли формировались нормально, а открыла рот и понесла какую-то чушь. Зачастую в такие моменты я говорю что-то и буквально таки по глазам собеседника видно, что он не улавливает нити моего разговора. Более того, часто я сама ловлю себя на том, что несу не то и не так. Болтая, говоря все, что домыслила в процессе разговора, я сама запутываюсь, и понимаю, что получается, ну совершенно не так убедительно, как было... там в мыслях.

    Для меня всегда было странно, почему в голове мысли такие стройные и легкие. Все складывается просто без зазоринки. Более того, именно в голове, в моем воображении, я не просто могу правильно выражать свои мысли, я могу правильно расставлять акценты в них, точно варьировать значения словом и интонацией. Но в тот момент, когда начинаю говорить, выражать свои мысли, происходит какой-то сбой. И сказать их не получается так же красиво и стройно, так же четко и правильно, как было в голове.

    Бывает два варианта развития событий. Либо мысли как будто бы скомкиваются, речь сминается. То, что я хотела вложить в 2 веских, красивых предложения, почему то превращается в какие-то вязкие, ненужные фразы. Их слишком много - 10, 20 или больше. Они размыты и не убедительны. Собранные мысли, как будто, расползаются и теряют свое значение. Я буквально утопаю в собственной рече, как в тягомотине . И главное, что я это понимаю не хуже моих слушателей, но ничего не могу поделать.

    По-другому все происходит иначе. Когда я в голове подготовила большой важный спич, пестрящий яркими доводами и убеждениями. Но при прямом выражении этих мыслей вслух, я начинаю спешить и на ходу сокращать их. Мне кажется, что я задерживаю людей, что им будет слишком утомительно меня слушать. Мне неудобно, что я их отвлекаю своей болтовней. Я пытаюсь сэкономить слова , не терять времени даром. Поэтому речь получается скомканной и не понятной. То, на что реально надо было потратить 10 минут, чтобы обстоятельно все объяснить, я впихиваю в 3 короткие фразы. И опять же по глазам собеседников понимаю, что правильно, доходчиво выразить свою мысль мне не удалось.

    Почему у меня не получается ясно выражать свои мысли?

    Раньше я думала, что мое неумение выражать собственные мысли, - это проблема других. Просто в собственной голове легко составлять множество мыслей и приходить к логическому завершению своих рассуждений, а в разговоре с людьми так не получиться - собеседник может вставить слово, начать спорить, приводить контраргументы. Это именно он, тот с кем я говорю, сбивает меня с мысли, и я уже не могу выразить ее до конца.

    Потом, когда я стала выступать спикером на конференциях, я заметила потрясающую вещь - очень часто бывает так, что собеседник вообще ничего в ответ не говорит. Он просто внимательно меня слушает. Очень внимательно. Я же, совершенно без его участия, обязательно собьюсь. И в конце разговора, я обязательно понимаю, что я сама бы себя не поняла, не сумела бы для себя донести смысл моей мысли. Так к чему винить собеседников? Причина только во мне.

    Я ужасно злилась на себя за это. Особенно, когда дело касалось важных вещей. Например, когда я хотела наконец-то попросить у деректора поднять мне зарплату. Или тогда, когда хотела маме с папой сказать красивый тост-пожелание на юбилеи их свадьбы. Или тогда, когда хотела, чтобы мои соседи наконец-то выключили громкую музыку и перестали орать пьяными голосами в 3 часа ночи. В каждом из этих случаев мне было очень тяжело выражать свои мысли, хотя в голове их было много. И в каждом из них меня не поняли. Это самое обидное и неприятное.

    Ведь когда ты говоришь какую-то мысль, то считаешь ее очень важной и нужной. Поэтому умение выражать свои мысли так ценно. Как же научиться этому? Как находить способ четко, ясно, правильно, гармонично выражать свои мысли?

    Умение выражать свои мысли - большой талант

    Сегодня я понимаю, что дело, конечно, не в собеседниках. Дело во мне. Не в смысле того, что я плохая или неправильная. Нет, совсем нет. Дело в моем звуковом векторе . Звуковик большое значение придает слову, и именно он в потенциале лучше всех способен выражать свои мысли, играть словами, переводить слова и смыслы с одного языка на другой. Когда звуковой вектор в стрессе, если ему по какой-то причине пришлось пережить травмочку, способность выражать свои мысли становится проблемой. Иногда, способность мыслить тоже проблемна, люди говорят « в голове пустота».

    Я знаю, что я совсем не одинока. Таких людей, как я, обладателей звукового вектора, приблизительно 5%. Нас всех отличает одна особенность - мы ищем смысл жизни или же нам кажется, что мы уже нашли его. От идеи к идее, мы идем и словно бы утопаем в собственных мыслях. Все звуковики, и только звуковики, имеют постоянный, очень интересный мыслительный процесс. В транспорте и на прогулке, за едой или в ванной, впрочем, в любой момент, когда мы наедине с собой и нас никто не отвлекает разговорами, мы всегда буквально утопаем в собственных мыслях. И это не удивительно - ведь это наша видовая роль, цель жизни - создавать правильные, новые мыслеформы. И, конечно же, нам очень важно правильно выражать эти мысли.

    Вообще, по большому счету звукового человека подсознательно интересуют вопросы не очень мирского характера. Зачем мы все живем? Почему все в мире устроено именно так, а не иначе? Почему мы умираем, и что будет после смерти? Вот вопросы, которые истинно важны для звуковика. Но ответы на такие вопросы нельзя получить просто так, их очень тяжело сформировать словом, выразить свои мысли словами.

    Несмотря на то, что звуковика интересуют вопросы мироздания, он также живет (или пытается жить) обычной жизнью. Ему тоже надо есть и пить, иметь крышу над головой, во что-то одеться. Ему приходится общаться с другими людьми, бывает даже ходить на работу. Зачастую, делает он это только загоревшись идеей, а иначе - начинаются депрессивные состояния и постоянный вопрос в голове "кому нужна моя бренная жизнь?"

    В процессе жизни у звукового человека, как и любого другого, возникает множество ситуаций, в которых необходимо отстаивать свою точку зрения, выражать свое мнение, добиваться поставленных целей. Для этого и дан человеку язык - мы должны правильно, ясно выражать свои мысли. И это получается у всех, кроме звуковиков. Просто потому, что в отличие от остальных, которые просто выражают свои мысли словом, звуковой человек начинает вязнуть в собственных мыслях, уходить в себя.

    В собственном сознании он может формировать, развивать мысли, которые уже в своих корнях не понятны другим людям. Полный своего эгоцентризма, поглощенный собой, он рассуждает слишком оторвано от реального мира. Все мысли звукового человека, как правило, связанны с идеей мироздания, - ведь именно это изначально интересует его. Но другим, собеседникам без звукового вектора, на самом деле это безразлично.

    Не удивительно, что пытаясь выразить такую мысль, полную с одной стороны множеством важных смыслов, с другой стороны - оторванной от реальности, у звуковика это нередко не получается получается. Кроме того, причиной скомканости, не понятности его речи является так же и то, что в голове он зачастую прокручивает собственные мысли слишком много раз и в конечном итоге, как бы запутывается сам, что он говорил, а что только думал. Так и получается, что одно слово сказал, два подумал, потом еще одно слово сказал - кто в силах понять такую речь? Еще одной причиной непонимания со стороны окружающих является то, что звуковой человек обладает уникальным абстрактным умом, он зачастую строит свои аргументы на абстрактных примерах, что сбивает с толку остальных людей.

    Вот и получается, что в конечном итоге, сто раз обсосав и прокрутив свою мысль в голове, звуковик не может элементарного - ясно выразить свою мысль, донести ее до окружения. Оставаясь не понятым, он тяжело страдает - ведь его желания не воплощаются в жизнь. Даже если эти желания - действительно идеальны.

    Как грамотно выражать свои мысли?

    Для того, чтобы жить в гармонии с самим собой, необходимо разобраться в себе. Понять, оценить себя, свои действия и желания не через представления и установки других людей, а таковыми, какие они есть в действительности. Только в таком случае, возможно сделать шаг навстречу собственному подсознанию.

    Для звуковика очень важно понять, что именно в мыслях - его реализация. Научиться ясно выражать свои мысли, доносить их до собеседника, особенно на бытовые темы, довольно просто. Для этого следует просто понимать, с кем ведется разговор, ощущать человека по

    Теория литературы Хализев Валентин Евгеньевич

    § 3. Персонаж и писатель (герой и автор)

    Автор неизменно выражает (конечно же, языком художественных образов, а не прямыми умозаключениями) свое отношение к позиции, установкам, ценностной ориентации своего персонажа (героя - в терминологии М.М. Бахтина). При этом образ персонажа (подобно всем иным звеньям словесно-художественной формы) предстает как воплощение писательской концепции, идеи, т. е. как нечто целое в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности (произведения как такового). Он зависит от этой целостности, можно сказать, по воле автора ей служит. При сколько-нибудь серьезном освоении персонажной сферы произведения читатель неотвратимо проникает и в духовный мир автора: в образах героев усматривает (прежде всего непосредственным чувством) творческую волю писателя. Соотнесенность ценностных ориентаций автора и героя составляет своего рода первооснову литературных произведений, их неявный стержень, ключ к их пониманию, порой обретаемый весьма нелегко. «Воспринимая героев как людей», писал Г.А. Гуковский, мы постигаем их одновременно и как некую «идейную сущность»: каждому из читателей подобает ощутить и осознать «не только мое отношение к данному действующему лицу, но и отношение к нему же автора, и, что, пожалуй, важнее всего, мое отношение к отношению автора».

    Отношение автора к герою может быть по преимуществу либо отчужденным, либо родственным, но не нейтральным. О близости или чуждости своим персонажам писатели говорили неоднократно. «Я, - писал в прологе к «Дон Кихоту» Сервантес, - только считаюсь отцом Дон Кихота, - на самом деле я его отчим, и я не собираюсь идти проторенной дорогой и, как это делают иные, почти со слезами на глазах умолять тебя, дражайший читатель, простить моему детищу его недостатки или же посмотреть на них сквозь пальцы».

    В литературных произведениях так или иначе наличествует дистанция между персонажем и автором. Она имеет место даже в автобиографическом жанре, где писатель с некоторого временного расстояния осмысливает собственный жизненный опыт. Автор может смотреть на своего героя как бы снизу вверх (жития святых), либо, напротив, сверху вниз (произведения обличительно-сатирического характера). Но наиболее глубоко укоренена в литературе (особенно последних столетий) ситуация сущностного равенства писателя и персонажа (не знаменующая, конечно же, их тождества). Пушкин настойчиво давал понять читателю «Евгения Онегина», что его герой принадлежит к тому же кругу, что и он сам («добрый мой приятель»). По словам В.Г. Распутина, важно, «чтобы автор не чувствовал себя выше своих героев и не делал себя опытнее их»: «Только равноправие во время работы самым чудесным образом и порождает живых героев, а не кукольные фигурки».

    При подобном внутреннем равенстве может возникать своего рода диалогическое отношение писателя к вымышленному и изображаемому им лицу. На это обратил внимание М.М. Бахтин: «Единство мира Достоевского недопустимо сводить к индивидуальному эмоционально-волевому акцентному единству». И утверждал, что «монологический единый мир авторского сознания <…> в романе Достоевского становится частью, элементом целого». Диалогическая позиция автора, по мысли ученого, «утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность и нерешенность героя», сознание которого «равноправно» его собственному. В то же время Бахтин признавал, что «во всяком литературном произведении» наличествует «последняя смысловая инстанция творящего», т. е. творческая воля автора объемлет сотворенный ею мир персонажей. По словам ученого, «герой - не выражающий, а выражаемое», он «пассивен во взаимодействии с автором». И еще: «важнейшая грань произведения» - это «единая реакция» автора «на целое героя».

    Литературные персонажи, однако, способны отделяться от произведений, в составе которых они появились на свет и жить в сознании публики самостоятельной жизнью, не подвластной авторской воле. Герои становятся своего рода символами определенного рода мироотношения и поведения, сохраняя одновременно свою неповторимость. Таковы Гамлет, Дон Кихот, Тариоф, Фауст, Пер Гюнт в составе общеевропейской культуры; для русского сознания - Татьяна Ларина (в значительной мере благодаря трактовке ее образа Достоевским), Чацкий и Молчалин, Ноздрев и Манилов, Пьер Безухов и Наташа Ростова. В частности, известные персонажи А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя в 1870–1880-е годы «переселились» в произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина и зажили там новой жизнью. «Если могут быть романы и драмы из жизни исторических деятелей) - отметил Ф. Сологуб, - то могут быть романы и драмы о Раскольникове, о Евгении Онегине <…> которые так близки к нам, что мы порою можем рассказать о них такие подробности, которых не имел в виду их создатель».

    В начале XX в. Ставрогин, Иван и Алеша Карамазовы привлекли к себе пристальное внимание критиков, публицистов, философов и стали поводами для обсуждения насущнейших проблем современности. Немалое число работ было посвящено Ивану Карамазову и сочиненной им поэме «Великий инквизитор. Об актуальности в эту пору фигур Ставрогина и Алеши Карамазова ярко свидетельствует статья Вяч. Иванова «Живое предание». Вот ее завершающие фразы: «Мы, узнавшие в православии свою свободную родину и родину своей свободы, мы, верящие в Русь святую, как в Русь вселенскую, мы - былые «русские мальчики» Достоевского, сверстники Алеши Карамазова, выбравшие его в детской игре своим Иваном-Царевичем. Алеша - символический собирательный тип, которого напрасно считают невыясненным и о котором стоит в другой раз повести беседу, - тип людей нового русского сознания, напророченный Достоевским и им порожденный. И потому если определять представителей того умонастроения, которое продиктовало эти строки, то назвать бы - «алешинцами»? Бердяев с «алешинцами» быть не хочет; его «Иван-Царевич» - едва ли не Николай Ставрогин, - не такой, конечно, каким он оказался в изображении своего собственного создателя и, нужно думать, по Бердяеву, исказителя) но субстанциально тот же, только исправленный и подновленный.

    Порой литературные персонажи, воспринятые безотносительно к творчеству писателей и без учета их воли, становятся поводами для суждений тенденциозно-публицистических. Это имело место в предреволюционной России, когда литераторы, настроенные к своей стране нигилистически, предпринимали попытки придать значение символов отечественного бытия литературным героям далеко не положительным. Так, Федор Павлович Карамазов был рассмотрен М. Горьким как художественное воплощение «русской души», «бесформенной и пестрой», «трусливой и дерзкой», «болезненно злой души Ивана Грозного». На страницах горьковского журнала «Летопись» в гоголевском Подколесине усматривалась «основная структура русской души», а гончаровский Обломов расценивался как воплощение всех классов русского народа; изуверы, садистски убивающие собак (рассказ И.А. Бунина «Последний день»), интерпретировались как порождение русской почвы, которая иронически именовалась азиатской.

    Прославленные литературные персонажи живут независимой от их создателей, вполне самостоятельной жизнью не только в литературных текстах (художественных и публицистических), но и в произведениях иных видов искусства: в музыке, живописи, графике, скульптуре. Существует великое множество памятников литературным героям (например, в Мадриде - Дон Кихоту и Санчо Пансе). Персонажи литературных произведений неоднократно обретали вторую жизнь вне контекста тех произведений, звеньями которых первоначально явились.

    Из книги Структура художественного текста автора Лотман Юрий Михайлович

    Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

    Из книги Как написать гениальный роман автора Фрей Джеймс Н

    Что такое персонаж? Вы не можете создать персонажи, образы которых будут полыхать ярким огнем в воображении читателей? Значит, чертовски хорошего романа у вас не получится. Персонажи для писателя все равно, что кирпичи для каменщика или доски для плотника. Персонажи - это

    Из книги Как написать гениальный роман - 2 автора Фрей Джеймс Н

    Персонаж и обстановка Персонаж оттеняют не только образы других действующих лиц, но и окружающая обстановка. К примеру, провинциал приезжает в город. Видный общественный деятель попадает в тюрьму. Вспомните главного героя известной повести Марка Твена «Янки из

    Из книги Чарльз Диккенс автора Честертон Гилберт Кийт

    АВТОР И ЕГО ГЕРОЙ Андре Моруа сказал про эту книгу, что перед ним одна из лучших когда–либо написанных биографий, и прежде всего потому, что это вовсе не биография.Утверждение парадоксальное, но верное. В книге Честертона не найдем мы первооснову любой биографии - костяк

    Из книги Том 1. Философская эстетика 1920-х годов автора Бахтин Михаил Михайлович

    Из книги Шевченків міф України. Спроба філософського аналізу автора Забужко Оксана Стефановна

    Из книги История русской литературы XIX века. Часть 2. 1840-1860 годы автора Прокофьева Наталья Николаевна

    Из книги Владимир Набоков: pro et contra T2 автора Долинин Александр Александрович

    Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

    Автор, повествователь и герой Разнообразие вошедших в роман повестей с необходимостью ставит проблему повествовательного единства романа. Соединение повестей в единую повествовательную структуру – характерная особенность становления русской реалистической прозы на

    Из книги Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом автора Ламотт Энн

    Из книги Герои Пушкина автора Архангельский Александр Николаевич

    О. САБУРОВА Автор и герой в романе «Отчаяние» В. Набокова Вопрос о соотношении автора и его очень несимпатичного героя, уверяющего читателя, что совершенное им убийство есть замечательное произведение искусства, уже не раз становился предметом обсуждения. И если сейчас

    Из книги Захар автора Колобродов Алексей

    Личностный аспект повествования: проблема жизнестроительства и ее реализация в оппозиции «автор-герой» Несмотря на то, что в «Письмах…» очерковый, эмоциональный и публицистический пласты повествования не соединены такой жесткой причинно-следственной связью, как в

    Из книги автора

    Персонаж Персонажи тоже проявляются у вас в сознании постепенно, как лица на пленке. Чтобы хорошенько их узнать, нужно время. Есть образ, который всегда помогает мне изучить людей, возникших в моем воображении. Его придумала одна моя подруга: как-то она сказала, что при

    Писательская деятельность, как упоминалось в это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с .

    Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.

    Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

    Литературные приёмы

    Афоризм

    • «Льстить - значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
    • «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
    • «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)

    Ирония

    Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.

    • Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
    • Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
    • Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»

    Эпитет

    Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.

    • Гордый воин, будь стойким
    • Костюмчик фантастической расцветки
    • Девушка красоты невиданной

    Метафора

    Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.

    • Стальные нервы
    • Дождь барабанит
    • Глаза на лоб полезли

    Сравнение

    Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.

    • От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словно крот
    • Голос моего товарища напоминал скрип ржавых дверных петель
    • Кобыла была резвой как пылающий огонь костра

    Аллюзия

    Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.

    • Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»)
    • Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
    • Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)

    Повтор

    Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.

    • Бедный, бедный мальчуган!
    • Страшно, до чего же страшно ей было!
    • Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

    Олицетворение

    Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.

    • Вьюга воет
    • Финансы поют романсы
    • Мороз раскрасил окна узорами

    Параллельные конструкции

    Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.

    • «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
    • «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
    • «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)

    Каламбур

    Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.

    • Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
    • Шёл дождь и мы с отцом
    • «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)

    Контаминация

    Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.

    • Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
    • Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
    • Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)

    Обтекаемые выражения

    Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.

    • Мы изменим мир в лучшую сторону
    • Допустимые потери
    • Это не хорошо и не плохо

    Градации

    Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.

    • «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
    • Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
    • «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)

    Антитеза

    Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.

    • «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
    • «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
    • «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)

    Оксюморон

    Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.

    • Живой мертвец
    • Горячий лёд
    • Начало конца

    Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии . Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.

    Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым , а во-вторых, и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.

    Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.

    Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?