Как нарисовать человека который рисует. Как нарисовать человека поэтапно карандашом

В данной статье мы рассмотрим, как правильно рисовать людей, какими должны быть пропорции их тела и лица. Также рассмотрим несколько способов передачи на рисунке того или иного движения или же мимики. В конце отметим, как нужно наносить тени на рисунок и какие участки следует оставлять светлыми. Этот мини-урок позволит вам понять, как правильно рисовать людей в том или ином ракурсе, и поспособствует развитию

Очень часто люди, которые только-только начинают постигать все азы живописи, имеют привычку наносить рисунок на бумагу прерывистыми коротенькими линиями. Им кажется, что так изображение получится более точным, а после этого «эскиза» все можно будет навести и таким образом завершить работу. На самом деле подобная техника ошибочная, так как рисунок не только смотрится неэстетично, но еще и портится ваша способность как целостно. Поэтому, если вы хотите понять, как правильно научиться рисовать человека, то должны уяснить первым делом, что даже самый легкий эскиз наносится сплошными линиями, которые проводятся «от корочки до корочки». Это нужно для того, чтобы вы в первую очередь чувствовали тот объект (движение или который вы рисуете. И даже если карандаш пойдет не туда, исправить все можно очень быстро и просто.

Пропорция - основа основ

Теряясь в догадках о том, как правильно рисовать людей так, чтобы их тело получалось пропорциональным, руки не были слишком длинными или наоборот, слишком короткими, чтобы голова была «на своем месте», и вообще, были учтены все нюансы, важно в первую очередь выучить одно правило. Итак, все тело человека, вместе с его головой - это семь равных частей; легче всего наносить их в виде эллипсов, расположенных вертикально, так как в дальнейшем округлые формы будет проще преобразовать в нужные нам очертания. При этом самый верхний эллипс у нас будет выполнять роль головы. Средние три с половиной фигуры - это торс, а вся остальная нижняя часть, как вы уже поняли, станет ногами. Длина руки от плеча будет занимать в среднем три таких эллипса, при условии, что она будет выпрямленной вдоль туловища.

Работаем в пределах намеченной высоты

Теперь, чтобы понять, как правильно рисовать человека поэтапно, когда верхняя точка у нас имеется, а также есть некоторые контрольные отметки (поясница, ноги, голова, руки), приступаем к выполнению самого эскиза. Оставляем небольшое расстояние в области нижней части верхнего эллипса, а верхней части второго - после него, для того чтобы нарисовать там потом шею. Вверху прорисовываем более четко овал головы, нижние три с лишнем эллипса обводим в общий овал, который станет туловищем. Для дополнительного удобства при рисовании можно провести вертикальную ось, которая будет рассекать рисуемое вами тело пополам вдоль. Так изображение будет более сбалансированным и четким.

Отмечаем конечности на рисунке

Далее изучая, как правильно рисовать людей, переходим к тому, что отмечаем плечи и колени. Первые будут расположены на краях нашего туловища, соответственно сверху. Размер овалов, которые будут символизировать будущие плечи, может варьироваться в зависимости от того, кого именно вы рисуете. То есть, если это женщина, то они совсем маленькие, если мужчина, то, конечно же, большие. Колени у нас будут обозначены на уровне верха второго снизу овала (из тех, которые мы рисовали в самом начале). Затем наносим такие же эллипсы в месте локтей (середина туловища), а после - в области пяток. Только в последнем случае их нужно изобразить горизонтально относительно рисунка. В завершении этого этапа проводим две параллельные извилистые линии, которые начинаются у плеч и заканчиваются у коленей. Так мы условно определяем будущий

Более тщательная проработка деталей фигуры человека

Если вы еще не знаете, как правильно рисовать людей, обратите внимание на те эскизы, которые предлагаются профессиональными художниками. Вам это будет необходимо для того, чтобы правильно передать все рельефы и толщину конечностей, которые мы будет прорисовывать по уже существующим отметкам. В общем, соединяем между собой бедра и колени, колени и стопы, а после прорисовываем таким же образом руки. Не забываем о том, что нам надо также отметить шею и примерно набросать очертания той одежды, в которой должен быть изображен ваш человек на рисунке.

Лицо - насколько это важно в рисунке

Несомненно, понять, как правильно рисовать портрет человека, очень сложно, особенно на словах. В некоторых рисунках данная деталь вовсе упускается из виду, и лицо изображается в виде тонких приблизительных черт, которые свойственны любому человеку, без проработки деталей. Если же вы хотите изобразить человека в полный рост, да еще и с чертами лица, то стоит учитывать их пропорции. Для каждого человека характерным будет лишь то, что глаза, нос и рот располагаются больше в нижней части овала головы, а верхнюю занимают волосы. Все остальное - это исключительно индивидуальные параметры, которые измеряются в пропорциях.

Для художников-любителей проблема «как нарисовать человека» возникает уже на первых уроках во время обучения, независимо от того, берете ли вы уроки у преподавателя или осваиваете изобразительное искусство самостоятельно. Многим сложно справиться с задачей, что расстраивает и разочаровывает начинающих художников. Это часто приводит к тому, что многие «ставят крест» понять, как рисовать человека.

Первое, что необходимо сделать, если произведение искусства не получается сразу - изменить подход к делу. Чтобы освоить данный тип рисунка, требуется системность и настойчивость. Как бы странно ни звучало, но перед тем как приступить к процессу рисования, нужно тщательно все обдумать. Итак, вот подробная инструкция о том, как нарисовать человека поэтапно.

Общие правила композиции

Перед тем, как научиться рисовать людей, нужно усвоить правила построения композиции. Для хорошей картины важно правильно разместить предметы или фигуры на плоскости. Это называется компоновкой. Художник должен определить, как будет выглядеть композиция. Но следует учитывать, что композиционный и геометрический центр не должны совпадать.

Набросок делается карандашом легкими движениями. Пропорции распределяются в соответствие с возрастом человека, а тело должно сидеть на опоре или твердо стоять на ногах.

Не расстраивайтесь, если вы не сразу понимаете, как рисовать человека карандашом поэтапно. Профессиональные художники годами тренируются и изучают анатомию человека. Но у вас нет амбиций Дали, и вы просто хотите научиться изображать человека - достаточно правильно распределить пропорции. Специалисты советуют хорошо выделять плечевой пояс, бедра и конечности.

Не стоит тратить много времени на общую композицию. От эскиза переходите к прорисовке деталей, и более четкому обозначению картинки.

Изображение лица

Лицо - самый сложный элемент в изображении человека. Даже графический портрет требует продуманного подхода и практики. Художник должен уметь передать мимику, эмоции и глубину взгляда. Изображение состоит из нескольких этапов:

Общий контур. От него зависит, получится ли портрет. Определив место лица в композиции, легкими движениями без нажатия нарисуйте овал. Повторяйте до тех пор, пока не добьетесь идеальной симметрии.

Теперь, можно приступить к разметке всех частей головы. На овале проведите горизонтальный штрих, который поделит лицо пополам, и еще один параллельный

предыдущему. От нижнего центра проведите перпендикуляр, который определяет расположение носа. Обозначьте глаза, рот, и не забудьте об ушах.

Независимо от того, хотите ли вы понять, как нарисовать мужчину или женщину, придется разобраться с прорисовкой глаз, губ, носа и бровей. Задача художника определить форму, расположение и наличие асимметрии и передать все это в портрете.

Завершающий этап - прорисовка деталей и наложение теней. Процесс не занимает много времени, но сможет сделать изображение объемным и выразительным.

Прорисовка глаз

Когда мы учимся рисовать портрет - глаза вызывают наибольшие трудности. Освоение техники прорисовки глаз, сможет придать вашим работам большей живости и реалистичности.

Начинаем с контура - это горизонтальная и вертикальная линии, пересекающиеся в центре. Если рисуете сразу два глаза - не забывайте о симметрии.

Сейчас обрисовываем прямоугольник, в центре которого находится пересечение предыдущих штрихов.

Теперь, «растягиваем» глаз, придаем ему реалистичность. Внутри прямоугольника обозначаем круг, который впоследствии станет роговицей. И соединяем условными штрихами, от краев прямоугольников к центру, размечаем уголки.

Придаем реальную форму. С помощью ластика удаляем все ненужное. После правый уголок глаза мы поднимаем до уровня роговицы, в нижний - наоборот опускаем.

Сейчас время прорисовки зрачка и ресниц, затенения складок.

Последнее - придание цвета. Можете воспользоваться цветными карандашами, мелками или красками. Глаз приобретает живость.

Нельзя представить портрет без носа. Он должен быть хорошо прописан, с учетом всех деталей. Но начинаем мы, как обычно, с разметки.

Носы у всех разные, но мы остановимся на нейтральном академическом варианте:

Проведите прямую вертикальную линию - это будущая спинка носа. Внизу - горизонтальную - там, где будут располагаться ноздри.

По бокам наносим легкие штрих, для обозначения крыльев.

Теперь все очень просто - придайте носу нужную форму и соедините все точки.

Теперь избавляемся от всего лишнего при помощи ластика.

Придаем объем, при помощи штриховки и затемнения в области ноздрей и крыльев.

Как изображать губы

Губам не уделяют столь много времени, как глазам, которые передают настроение. Но неправильно нарисованные губы, портят впечатление от всего рисунка, даже если в остальном он идеален.

Обозначаем три горизонтальные полосы. Центральная - должна быть длиннее двух других, приблизительно в два раза.

Придаем губам схематическую форму, соединив все линии.

Один из сложнейших этапов - изобразить верхнюю губу «сердечком», разделив ее на две части.

Делаем изображение реалистичным, придав ему объема. Нанесите легкое затенение в область соединения верхней и нижней губы, а так же уголках.

Человек в полный рост: советы по рисунку

Как рисовать человека поэтапно для начинающих - проблема номер один. В сравнение с портретом, изобразить фигуру человека легче. Лицо на картине изображается схематически, акцент делается на прорисовке туловища.

Вариантов изобразить фигуру существует несколько. Мы разберем один из самых простых способов:

Контуры. Нарисуйте четырехугольник с пропорциями 3:4 - это будет туловищем. Разделите прямоугольник на две равные части по вертикали, линия должна немного выходить за пределы фигуры. В верхней части обозначьте линию плеч, а внизу прямоугольника - контур футболки.

Следующий этап - общий контур. Здесь при помощи все тех же кружочков обозначаются локти и ступни. А по бокам, нарисуйте две линии, которые соединяют туловище с коленями.

Конечности. Обводим схематическое изображение конечностей. Не отчаивайтесь, если с первого раза не получились точные линии.

Удалите лишние контуры. Сотрите ластиком все схематические обозначения, оставив только основные линии. Вам не нужно ничего рисовать, просто сделайте рисунок более реальным.

Когда фигура готова, начинайте прорисовку лица и одежды. Как рисовать лицо вы уже знаете. В одежде не забывайте прорисовывать складки, это придаст рисунку большей реалистичности.

Рисунок в движении

Рисовать человека в движении сложнее, чем статическую фигуру. Но даже такой рисунок могут освоить начинающие.

Для примера возьмем изображение балерины, и разберем каждый этап процесса.

Обозначаем контуры будущей танцовщицы, с учетом пропорций тела. Юбку рисуем в виде овала с острым левым краем. Внизу рисуем две линии внизу - будущие ноги и вверху - руки балерины.

Теперь удалите лишние линии, и получите контур балерины. Это уже завершающий этап. Дело осталось за деталями.

Лицо. Если изображение большое, придется постараться прорисовать все детали: точно изобразить эмоции, обозначить морщинки и тени. В случае, когда фигура в отдалении или имеет небольшой масштаб - можно схематически обозначить лицо.

Теперь уделите внимание деталям: прорисуйте одежду; подумайте, где танцует девушка, прорисуйте фон.

Теперь внимательно осмотрите результат ваших трудов, что бы не упустить важных деталей.

Мы можем теперь тщательно присмотреться к деталям. И начнём мы с лица. Лицо человека – первое, на что мы обращаем внимание в любой ситуации, и это тоже определённым образом применимо к искусству: наблюдатель в первую очередь будет рассматривать лицо с вашими характерными особенностями. Перенесение лица на бумагу, особенно рисование живых экспрессивных выражений, несомненно, стоит приложенных усилий.

В этом уроке мы познакомимся с основными компонентами рисования лица – пропорциями, чертами и ракурсом , а в следующих уроках уже подробнее разберем разнообразные выражения лиц.

1. Пропорции лица

Анфас:

В этом положении череп будет плоской окружностью, к которой добавляются очертания челюсти, что в целом образует форму яйца, заострённое внизу. Две перпендикулярные по центру линии делят «яйцо» на четыре части. Чтобы распределить черты лица:

— Отметьте середины левой и правой половин горизонтальной линии. В этих точках будут глаза.

— Разделите вертикальную нижнюю линию на пять равных частей. Кончик носа будет на второй точке от центра. Губная складка будет на третьей точке от центра, на одну току ниже от кончика носа.

— Разделите верхнюю половину головы на четыре равные части: линия роста волос (если у человека нет залысин) будет располагаться между второй и третье й точкой от центра. Ухо будет располагаться между верхним веком и кончиком носа (в том случае, если лицо на одном уровне). Когда человек смотрит вверх или вниз, положение ушей меняется.

Полезно знать, что ширина лица – это ширина пяти глаз или чуть меньше. Расстояние между глазами равняется ширине одного глаза. Для людей нехарактерно иметь широко поставленные или слишком близко расположенные глаза, но это всегда заметно (широко поставленные глаза придают человеку невинное детское выражение, а узко поставленные по какой-то причине возбуждают в нас подозрительность). Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется ширине одного глаза.

Еще одним критерием меры является длина указательного пальца над большим пальцем. В схеме ниже все длины размечены в соответствии с этим критерием: высота уха, расстояние между уровнем роста волос и уровнем бровей, расстояние от бровей до носа, расстояние от носа до подбородка, расстояние между зрачками.

Профиль:

Со стороны форма головы также напоминает яйцо, но заостренное в сторону. Центральные линии теперь делят голову на переднюю (лицо) и заднюю (череп) части.

Со стороны черепа:

— Ухо располагается прямо за центральной линией. По своим размерам и расположению оно также находится между верхним веком и кончиком носа.
— Глубина черепа варьируется между двумя разделёнными точками линиями (как показано в Шаге 4).

Со стороны лица:

— Черты лица располагаются так же, как в анфас.

— Углубление переносицы либо совпадает с центральной линией, либо расположена чуть выше.

— Самой выдающейся точкой будет уровень брови (1 точка от центра).

2. Черты лица

Глаза и Брови

Глаз строится из двух простых дуг, по форме напоминающие миндаль. Здесь нет строгих правил, так как формы глаз может быть совершенно разными, но есть и общие рекомендации :

— Внешний уголок глаз выше внутреннего, а не наоборот.

— Если сравнивать глаз с миндалём, округленная часть зрачка будет со стороны внутреннего уголка, уменьшается по направлению к внешнему уголку.

Детали Глаза

— Радужка глаза частично спрятана за верхним веком. Она пересекает нижнее веко только в том случае, если человек смотрит вниз или щурится (поднимается нижнее веко).

— Ресницы изгибаются наружу, и они короче на нижнем веке (на самом деле, необязательно прорисовывать их каждый раз).

— Если вы хотите изобразить овал слёзного канала во внутреннем уголке глаза, а также показать толщину нижнего века, это полностью зависит от ваших предпочтений; избыток деталей не всегда выглядит уместно. Добавление таких деталей пропорционально сложности рисования.

— То же самое может быть применимо к рисованию складки века – это добавляет выразительности и делает взгляд менее встревоженным. Я думаю, что лучше не добавлять складку, если вы выполняете стилизованных рисунок или ваш рисунок слишком маленький.

Глаз в профиль напоминает по форме кончик стрелы (стороны могут быть вогнутыми и выпуклыми), с небольшим обозначением верхнего века и, выборочно, нижнего. В жизни мы не видим радужку в профиль, но мы видим белок глаза. Когда я работала над уроком, многие говорили, что «это выглядит странно», поэтому радужку нужно всё-таки обозначить.

Что касается бровей, проще всего рисовать их после глаз, чтобы повторить изгиб верхнего века. Большая часть длины брови смотрит внутрь, а её кончик всегда немного короче.

В профиль форма брови меняется – она становится похожей на запятую. Эта «запятая» продолжает уровень ресниц (там, где они изгибаются). Иногда бровь кажется одним целым с ресницами, поэтому вы тоже можете нарисовать одну кривую для верхней части глаза и границей брови.

Нос обычно клинообразной формы – её проще визуализировать и придать трёхмерность, прежде чем дополнять деталями.

Перегородка и боковые стороны носа плоские, что будет заметно на готовом рисунке, однако уже на этапе наброска необходимо обозначить их, чтобы впоследствии правильно распределить детали. В нашем клине нижняя плоская часть – усечённый треугольник, соединяющий крылья и кончик носа. Крылья изгибаются по направлению к перегородке, образуя ноздри – обратите внимание, что, если смотреть снизу, линии, образующие боковые стороны перегородки, находятся на переднем плане, параллельно лицу. Перегородка выступает ниже, чем крылья (если смотреть прямо), что означает, что при ракурсе ¾ дальняя ноздря не будет видна соответственно.

Самым сложным моментом при рисовании носа может быть принятие решения, какие части носа лучше не изображать для естественно выглядящего результата. Вам не всегда придется полностью прорисовывать крылья носа (там, где они соединяются с лицом), и в большинстве случаев рисунок выглядит лучше, если вы просто нарисуете нижнюю часть носа. То же самое касается четырёх линий перегородки носа, в том месте, где они соединяются с лицом – в большинстве случаев будет лучше, если вы нарисуете только нижнюю часть носа (крылья, ноздри, перегородка) – можете поочередно закрывать пальцем линии, чтобы в этом убедиться. Если голова повернута на ¾, появляется необходимость дорисовать линии переносицы. Вам потребуется много наблюдать, методом проб и ошибок распознавать уникальные черты носа. Этой особенностью обладают карикатуристы – нужно внимательно рассматривать очертания носов, чтобы понять, почему они изображены именно так. Мы снова вернемся к этому вопросу в следующих уроках.

Губы

Советы по изображению рта и губ:

— Сначала нужно нарисовать губную складку, так как это наиболее линная и тёмная из трёх почти параллельных линий, которые образуют рот. На самом деле, это не сплошная прямая – она состоит из нескольких неявных кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть гиперболизированные примеры движения линии рта – обратите внимание, что они повторяют линию верхней губы. Эту линию можно «смягчить» несколькими способами: впадинка над губой может быть уже (для различения уголков) или настолько широкой, что она становится незаметной. Может быть и наоборот – нижняя губа настолько полная, что создает ощущение надутых губ. Если вам сложно придерживаться симметричности на этом этапе, попробуйте начать от центра и рисуйте по одной линии с каждой стороны.

— Верхние уголки губ более заметны, но вы можете смягчить их, изобразив двумя широкими кривыми, или смягчить настолько, что они перестанут быть заметными.

— Нижняя губа, безусловно, напоминает обычную кривую, но и она может быть почти плоской или довольно округленной. Мой совет – обозначать нижняя губу хотя бы обычной черточкой под нижней границей.

— Верхняя губа почти всегда уже нижней, и она меньше выдаётся вперёд. Если ее контур обведён, он должен быть ярче выражен, так как нижняя губа и так выделяется своей тенью (по размеру не должна превышать размеры губы).

— В профиль губы напоминают по форме наконечник стрелы, и выступ верхней губы становится очевидным. По форме губы также разные – верхняя плоская и расположена диагонально, а нижняя более округлая.

— Губная складка в профиль отклоняется вниз, начиная с пересечения губ. Даже если человек улыбается, линия спускается ниже и вновь поднимается в области уголков. Никогда не поднимайте уровень линии, если рисуете в профиль.

Уши

Основная часть уха (если она нарисована правильно) имеет форму буквы С с внешней стороны и форму перевернутой буквы U с внутренней стороны (граница верхнего хряща уха). Часто рисуют меньшую U над мочкой уха (вы можете приложить палец к своему уху), которая переходит дальше в меньшую букву С . Детали уха изображают вокруг самого ушного отверстия (но не всегда), и их формы могут быть совершенно разнообразными у разных людей. Рисунок может быть стилизованным – например, на рисунке внизу ухо в своем общем виде напоминает вытянутые символы «@».

Когда лицо повернуто в анфас, уши изображают в профиль соответственно:

— Мочка, прежде обозначенная в форме перевёрнутой буквы U теперь видна отдельно – то же самое, когда вы наблюдаете за тарелкой сбоку и затем видите ее дно, как если бы оно было ближе к вам.

— По форме ушное отверстие напоминает каплю и выделяется на общем фоне уха.

— Толщина уха с этого ракурса зависит от близости к голове, это еще один индивидуальный фактор. Тем не менее, ухо всегда выдаётся вперед – так сложилось в ходе эволюции.

Если смотреть сзади, ухо кажется отдельным от тела, в основном это мочка, соединённая с головой с помощи канала. Не преуменьшайте размеры канала – его функция в том, чтобы уши выступали вперёд. В этом ракурсе канал весомее мочки.

3. Ракурсы

Так как в основе головы лежит круг, где контурами обозначены черты лица, изменять ракурс головы проще, чем это кажется на первый взгляд. Тем не менее, еще важнее наблюдать за положением голов людей в разных ракурсах в жизни, чтобы запомнить все выступы и впадины, накладывающиеся друг на друга самым неожиданным образом. Нос, несомненно, значительно отступает от головы (также выступают брови, скулы, центр губ и подбородок); в то же время глазницы и боковые стороны рта образуют некоторые впадины на нашем «круге».

Когда мы с вами рисовали лицо в анфас и в профиль, мы упростили задачу до двухмерного изображения, где все линии были плоскими. Для всех остальных ракурсов нам понадобится перестроить наше мышление в трёхмерный мир и осознать, что форма яйца – это на самом деле яйцо, а линии, которыми мы пользовались раньше, чтобы расположить черты лица, пересекают это яйцо подобно экватору и меридианам на глобусе: при малейшем изменении положения головы мы увидим, что они округлые. Расположение черт лица – это всего лишь рисование пересекающихся линий под определенным углом – теперь их три. Мы можем снова делить голову на верхнюю и нижнюю части, «разрезая» наше «яйцо», но теперь нужно иметь в виду: самые ближние к нам компоненты выглядят толще. То же самое относится к рисованию лица в поднятом или опущенном состоянии.

Человек смотрит вниз

— Все черты изгибаются по направлению вверх, а уши «поднимаются».

— Так как нос выдаётся вперёд, его кончик опускается ниже первоначальной отметки, поэтому кажется, что он теперь ближе к губам, а если человек опустит голову еще ниже, то ном частично закроет губы. С этого ракурса не нужно рисовать дополнительные детали носа – достаточно будет переносицы и крыльев.

— Дуги бровей достаточно плоские, но могут снова быть изогнутыми, если слишком сильно наклонить голову.

— Верхнее веко глаз становится более выразительным, и достаточно лишь немного изменить положение головы, чтобы они полностью скрыли орбиты глаз.

— Верхняя губа практически невидима, а нижняя увеличивается.

Человек смотрит вверх

— Все линии черт лица стремятся вниз; уши также перемещаются вниз.

— Верхняя губа видна в полном объёме (чего не случается в анфас). Теперь губы кажутся надутыми.

— Брови изгибаются сильнее, а нижнее веко поднимается, из-за чего глаза кажутся сощуренными.

— Нижняя часть носа теперь полностью видна, обе ноздри явно отображены.

Человек поворачивается

  1. Когда мы видим человека почти полностью отвернувшимся, из видимых черт остаются надбровные дуги и скулы. Линия шеи накладывается на линию подбородка и находится рядом с ухом. Когда человек поворачивается, мы также видим ресницы.
  2. Также при повороте мы можем видеть часть линии брови и выступ нижнего века; также появляется кончик носа прямо из-за щеки.
  3. Когда человек поворачивается почти в профиль, появляются глазные яблоки и губы (хотя складка между губами небольшая), а линия шеи сливается с линией подбородка. Мы все еще видим часть щеки, закрывающую крыло носа.

Пора практиковаться

Пользуйтесь методом быстрого наброска, накидывая на бумагу выражения лиц, которые вы замечаете вокруг себя в кофейне или на улице.

Не старайтесь детализировать все черты и не бойтесь ошибиться, главное — передать черты из разных углов.

Если вам сложно рисовать в объёме, возьмите настоящее яйцо (можете сварить его, на всякий случай). Нарисуйте три линии по центру и добавьте разделяющие линии. Понаблюдайте и зарисуйте яйцо контурными линиями с разных сторон – таким образом вы прочувствуете, как будут вести себя линии и расстояния между ними в разных ракурсах. Можете наметить черты лиц на поверхности яйца по основным линиям и проследить как они меняются в размере при вращении яйца.

Чтобы нарисовать портрет человека карандашом, начинающим художникам совсем не обязательно оканчивать курсы, становиться студентами художественной академии или брать частные уроки по рисованию. Рисовать лицо человека несложно, главное — это не лениться и развивать свои навыки.

Главное в статье

Портрет человека карандашом своими руками: что понадобится?

Для рисования портрета человека вам понадобятся:

  • простые карандаши;
  • лист белой бумаги А4;
  • ластик;
  • канцелярский нож;
  • скотч.

Учимся рисовать портреты людей карандашом: с чего начать?

На рабочей поверхности не должно быть лишних предметов. Возьмите лист белой бумаги, положите его вертикально или горизонтально перед собой и закрепите по краям скотчем. Запомните, что во время рисования нельзя наклонять лист. Вы работаете только кистью руки.

Используйте для рисования портрета карандаш от Koh-i-Noor средней мягкости HB или мягкий В .

Неправильно заточенный карандаш влияет на качество рисунка. Не точите карандаши точилкой, а используйте канцелярский нож. Такой способ заточки карандаша позволяет максимально оголить стержень, сделать его острым. Правильно заточив простой карандаш, вы будете меньше отвлекаться от процесса и дольше рисовать.

Для тренировки используйте обычный лист бумаги А4. В будущем, если вам понравится рисовать, купите профессиональную бумагу для рисования, например, бумагу для черчения, крафт-бумагу.

Как научиться рисовать портрет человека карандашом?

Для начала возьмите фотографию человека, лицо которого вы хотите нарисовать. Внимательно рассмотрите ее. Лицо человека на листе бумаги состоит из геометрических фигур, которые в процессе прорисовки меняют свою форму. Помните, что лица людей непропорциональны. Поэтому во время детальной прорисовки частей лица это надо учитывать.

Чтобы научиться рисовать портрет человека карандашом, нужно сделать наброски на бумаге.

Как рисовать портрет человека карандашом для начинающих поэтапно

Процесс рисования лица человека карандашом можно разделить на следующие этапы:

  • рисование общего контура лица;
  • разметка основных частей лица внутри овала;
  • прорисовка глаз;
  • прорисовка бровей, рисование носа и рта;
  • детальная прорисовка: морщины, тени, родинки, волосы и т.д.

Начало работы: построение головы и общего контура лица

Чтобы правильно нарисовать общий контур лица, нужно совсем немного знать анатомию человека. Для начала нарисуйте овал, который внизу будет уже, чем вверху. Далее уже меняйте очертания индивидуально.

Разметка частей лица и работа с плоскостями

Анфас

  1. Череп и челюсть представляют собой сплюснутую сферу, если говорить грубо, то лицо в таком положении напоминает куриное яйцо, перевернутое узкой частью вниз. Нарисуйте такой овал и проведите через его середину две перпендикулярные линии.
  2. Горизонтальная линия — это линия глаз. Разделите ее правую и левую части пополам. Это будет середина глаз (зрачки).
  3. Нижнюю часть вертикальной линии разделите на 5 равных отрезков. Кончик носа будет расположен на 2 отметке сверху, а рот — между 2 и 5 отметкой.
  4. Верхнюю часть вертикальной линии разделите на 4 равных отрезка. Волосы должны находиться на 2 отрезках сверху. Низ ушей должен быть на уровне кончика носа, а верх — на уровне век.

Художники используют небольшие подсказки для рисования портретов:

  • ширина лица состоит из 5 отрезков, равных ширине глаз;
  • расстояние между глазами приблизительно равно ширине одного глаза;
  • ширина подбородка равна длине глаза.

Эти стандарты корректируются индивидуально.

Профиль

  1. Профиль по форме также напоминает яйцо, но его острая часть смещена в угол.
  2. Нарисованную фигуру разделите двумя перпендикулярными линиями.
  3. Ухо находится за вертикальной линией. Глубина черепа прорисовывается индивидуально.
  4. Правильное расположение носа, глаз, бровей было уже разобрано в подпункте «Анфас».

Детализация лица: прорисовка глаз, контуров бровей, носа, губ, ушей

Глаза

Так как форма глаз у каждого человека разная, то точно описать этот процесс невозможно. Середина глаза уже отмечена. Теперь нарисуйте две дуги справа и слева, которые вы будете в дальнейшем «превращать» в глаза.

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание при рисовании глаз:

  • внешняя часть глаза всегда чуть выше внутренней части;
  • дуги глаз округлены ближе к внутренней части глаза и сужены к внешней;
  • если человек смотрит прямо, то радужная оболочка его глаза всегда чуть прикрыта верхним веком;
  • ресницы всегда начинают рисовать от века;
  • нижние ресницы всегда короче верхних;
  • не забывайте, что у глаза должны быть прорисованы слезные протоки, нижнее и верхнее веко.

Очень часто новички, нарисовав один глаз, перестают смотреть на фотографию и копируют второй глаз со своего рисунка. Не забывайте, что лица людей не пропорциональны. Второй глаз на пару миллиметров будет шире/уже, выше/ниже. Веко над правым глазом может быть ниже, чем над левым. Все эти мелочи надо внимательно копировать с фотографии.

Если вы рисуете лицо в профиль, то глаз здесь будет напоминать по форме наконечник стрелы с выпуклыми и вогнутыми боками. Радужную оболочку плохо видно сбоку, но, рисуя портрет, нужно ее прорисовать, чтобы глаз не выглядел странно.

Брови

Самая широкая часть брови зачастую находится ближе к переносице. Не начинайте сразу прорисовывать волоски. Обозначьте форму бровей. Если же вы рисуете лицо в профиль, то их форма будет напоминать запятую.

Нос

Самый простой способ нарисовать нос проиллюстрирован на картинке. Нарисуйте круг, далее пририсуйте к нему крылья и «спинки». В самом конце останется обвести карандашом ноздри.

Есть более сложный, но реалистичный способ рисования этой части лица. Как показано на картинке, нарисуйте многогранник. Форма многогранника меняется в зависимости от положения лица. Далее начните округлять геометрическую фигуру.

Губы

Начните рисовать губы с внутренней линии, с места соприкосновения нижней и верхней губы. Эта линия никогда не будет идеально ровной, она всегда состоит из нескольких изогнутых линий.

Внутренняя линия рта всегда темнее на рисунке, чем внешние контуры губ, а верхняя губа зачастую меньше нижней.

Если вы рисуете лицо в профиль, то никогда не выводите кончик губы резко вверх. Нарисуйте среднюю линию губ сначала прямо или вниз, а потом приподнимите ее вверх.

Уши

Ухо человека можно представить в виде буквы С. Не забывайте, что у уха есть ободок и внутренняя часть, которая напоминает дугу, и мочка. Нарисуйте обязательно эти основные части уха.

Штриховка и проработка полутонов

Кажется, что вы уже на финише, но портрет абсолютно нереалистичный. Штриховка и проработка полутонов — это то, без чего не обойтись при рисовании портрета человека.

В первую очередь определите, откуда падает свет на лицо и, где самые темные места. Наносите штрихи на лицо в одном направлении — сверху вниз. Чтобы придать коже матовость, растушуйте линии пальцем или обычной салфеткой. Для того чтобы осветлить участки на портрете, используйте ластик.

Высветление и затемнение участков лица

Высветление и затемнение участков лица необходимо для того чтобы лицо на листе бумаги выглядело объемным, а не плоским:

  • Если вам нужно осветлить уже закрашенный участок, то воспользуйтесь ластиком.
  • Начинайте зарисовывать участки лица нежирными линиями. Не давите сильно на карандаш.
  • Слоями накладывайте линии. Чем больше линий, тем темнее будет участок лица.

Как рисовать портреты людей карандашом в разных ракурсах: анфас, профиль, поворот головы

Мы с вами разобрались, как рисовать анфас и профиль человека.

  1. Если вы рисуете человека со спины, то вам могут быть видны не все части его лица.
  2. При повернутом лице почти в профиль средняя линия губ очень маленькая, линия шеи сливается с линией подбородка. Также видна часть щеки, за которой показывается ноздря человека.
  3. Когда человек повернут к вам почти спиной, то видно четко линию бровей, скулу, линию шеи, которая стремится к уху (если эта часть не закрыта волосами).
  4. При большем повороте лица человека вы видите ресницы, небольшую часть брови, выступ нижнего века и кончик носа.

Как правильно рисовать портрет человека карандашом: основы и секреты мастерства

  1. В центре внимания должны быть глаза человека.
  2. Попробуйте нарисовать не только голову, но и плечи, украшение на шее, воротник и т.д.
  3. Никогда не начинайте прорисовывать мелкие детали без правильно обозначенных контуров.
  4. Обводя контуры, не давите сильно на карандаш, рисуйте едва заметными линиями.
  5. Уделите особое внимание пропорциям головы человека.

Как нарисовать портрет человека карандашом: видео-уроки

Человек, портрет которого вы решились нарисовать, обязательно оценит ваши старания. Такой подарок можно сделать и самому себе. Если вы боитесь объема предстоящих работ, потренируйтесь в рисовании отдельных частей лица. Вам в дальнейшем будет проще нарисовать портрет человека карандашом.

Поэтапные уроки рисование – это возможность научиться рисовать с нуля, со временем улучшая свои навыки и возможности. Любой опытный художник начинал с примитивных рисунков, чтобы получить базовые знание и умения. Нарисовать человека довольно трудное задание для новичка, но вполне реальное, если пошагово следовать советам нашей студии.

Для начала сделайте небольшой эскиз девушки или мужчины, зависит от ваших предпочтений, чтобы визуализировать фигуру будущего человека на бумаге и понять принцип ее построения. Очень важно правильно соблюсти пропорции и не упустить важные детали, поэтому не стоит пренебрегать этим шагом, особенно, если вы начинающий мастер карандаша. Продумайте также настроение вашего персонажа, его характер и другие особенности, чтобы он выглядел реалистично.

После этого, образно разделяем рисунок на 7 этапов и приступаем к работе.

Школа рисования Матита в Москве, обучение детей и взрослых

Первый этап : начальные контуры

Для начала рисуем прямоугольник, стороны которого с пропорциями сторон 3:4. По центру проведите прямую линию, которая будет длиннее, чем его продольная сторона. Сверху, не забудьте провести, овальную линию плеч. Так выглядят начальные контуры корпуса человека, которые позволят соблюсти правильные пропорции.

Второй этап : делаем разметку частей тела

С помощью окружностей нарисуем нашему человеку голову, плечи и ключицу, а также колени. Голова и шея – самое ответственное задание на данном этапе, поэтому постарайтесь сделать овалы как можно точнее. Овалы для плеч и коленей можно особо не вырисовывать, они исполняют роль временных ориентиров на рисунке.

Третий этап : вырисовываем общий контур фигуры

Добавляем кружочки для локтей и ступней, после чего рисуем две линии по бокам. Они должны быть не слишком ровные и соединять плечи и колени.


Четвертый этап
: появляются руки и ноги

На этом этапе уже можно увидеть контуры силуэта и понять, где нужно дорисовать руки и ноги, без них никуда. Пофантазируйте, где у человека будут руки: позади спины, перед ним, висеть по бокам или, возможно, держать какой-то предмет. С ногами намного проще, стоит просто провести параллельные извилистые линии, которые будут соединять туловище с ранее нарисованными кружочками для коленей и ступней. Не упустите из внимания как расположены ступни. Они должны быть развернуты немного в разные стороны. После этого проверьте, верны ли ваши пропорции и исправьте ошибки, чтобы больше к этому не возвращаться.

Пятый этап : сотрем лишние контуры и линии

Этот шаг проще остальных, так как рисовать ничего не нужно. Возьмите ластик (он должен быть качественным и хорошо стирать, чтобы не было разводов карандаша) и удалите все линии, которые мешают нашему человечку «ожить». Контуры, которые мы рисовали, больше нам не понадобятся. Теперь вы знаете, как нарисовать человека поэтапно и можно заняться деталями, ведь дело идет к завершению.

Шестой этап : лицо и одежда

Ответственно подойдите к лицу героя: сделайте акцент на глазах, бровях, скулах. Человек должен получиться с характером и индивидуальными чертами. Одежда должна выглядеть не только красиво, но и реалистично. Прорисуйте тени, складки, детали наряда. Самый интересный и захватывающий шаг в процессе рисования потому, что можно проявить всю свою креативность. Главное не переусердствовать.

Седьмой этап : делаем выводы

Рисунок человека в полный рост дает возможность художнику потренироваться правильно, делать размеры, пропорции и видеть конечный результат. Сделайте работу над ошибками, изучите, какая часть тела или лица у вас меньше всего получилась, а что вам удалось легко.

Если у вас не получилось с первого раза, то не отчаивайтесь, а продолжайте работать над своими навыками. За дополнительной помощью и советами, как научиться рисовать человека карандашом поэтапно, как нарисовать глаза или другие детали, как правильно сделать тени и многое другое, вы можете обратиться в нашу студию рисования. Мы научим вас красиво рисовать и наслаждаться удивительным процессом создания картин.