Вивальди зима какой тембр пьесы. Вивальди — Времена года: расшифровка смыслов. И вновь сонет

Художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы . Первая напрашивающаяся аллюзия - четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полуночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю (см. Филипп Боссан, «Людовик XIV, король-артист», «Пределы Олимпа»). В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.

Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269

1 Allegro. Пришла весна

2 Largo e pianissimo sempre. Спящий пастух.

3 Allegro, danza pastorale. Деревенский танец

Весна грядёт! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грёз. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пёс. Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами.

Весна. Март.
Помощь по воспроизведению
Весна. Май.
Помощь по воспроизведению

Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315

1 Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Плач крестьянина.

2 Adagio - Presto.

3 Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза.

В полях лениво стадо бродит. От тяжкого, удушливого зноя Страдает, сохнет всё в природе, Томится жаждой всё живое. Кукушки голос звонко и призывно Доносится из леса. Нежный разговор Щегол и горлица ведут неторопливо, И тёплым ветром напоён простор. Вдруг налетает страстный и могучий Борей, взрывая тишины покой. Вокруг темно, злых мошек тучи. И плачет пастушок, застигнутый грозой. От страха, бедный, замирает: Бьют молнии, грохочет гром, И спелые колосья вырывает Гроза безжалостно кругом.

Лето. Июнь.
Помощь по воспроизведению
Лето. Август.
Помощь по воспроизведению

Концерт №3 фа мажор «Осень», RV 293

1 Allegro, ballo e canto de’villanelli. Танец и песня крестьянских парней.

2 Adagio molto, Ubriachi dormienti. Спящие пьяные.

3 Allegro, la Caccia. Охота.

Шумит крестьянский праздник урожая. Веселье, смех, задорных песен звон! И Бахуса сок, кровь воспламеняя, Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон. А остальные жаждут продолженья, Но петь и танцевать уже невмочь. И, завершая радость наслажденья, В крепчайший сон всех погружает ночь. А утром на рассвете скачут к бору Охотники, а с ними егеря. И, след найдя, спускают гончих свору, Азартно зверя гонят, в рог трубя. Испуганный ужасным гамом, Израненный, слабеющий беглец От псов терзающих бежит упрямо, Но чаще погибает, наконец.

Осень. Сентябрь.
Помощь по воспроизведению
Осень. Октябрь.
Помощь по воспроизведению
Осень. Ноябрь.
Помощь по воспроизведению

Концерт №4 фа минор «Зима», RV 297

1 Allegro non molto

3 Allegro

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу, И севера ветра волна накатила. От стужи зубами стучишь на бегу, Колотишь ногами, согреться не в силах Как сладко в уюте, тепле и тиши От злой непогоды укрыться зимою. Камина огонь, полусна миражи. И души замёрзшие по лны покоя. На зимнем просторе ликует народ. Упал, поскользнувшись, и катится снова. И радостно слышать, как режется лёд Под острым коньком, что железом окован. А в небе Сирокко с Бореем сошлись, Идёт не на шутку меж ними сраженье. Хоть стужа и вьюга пока не сдались, Дари т нам зима и свои наслажденья .

Зима. Декабрь.
Помощь по воспроизведению
Зима. Январь.
Помощь по воспроизведению

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Времена года (Вивальди)" в других словарях:

    Времена года, или сезоны, 4 части года, определяемые по календарным или климатическим признакам. «Времена года» цикл из 4 скрипичных концертов Антонио Вивальди. «Времена года» цикл фортепианных произведений… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Времена года (значения). Времена года Жанр документальный фильм Режиссёр Артавазд Пелешян В главных ролях … Википедия

    Времена года Жанр документальный фильм Режиссёр Артавазд Пелешян В главных ролях Оператор Михаил Вартанов Страна СССР … Википедия

    Не следует путать с Времена года (фильм, 1975). У этого термина существуют и другие значения, см. Времена года (значения). Времена года The Four Seasons Жанр комедия Режиссёр … Википедия

    Вивальди, Антонио Запрос «Вивальди» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Антонио Вивальди Antonio Vivaldi Основная информация … Википедия

    - (1678 1741) итальянский композитор, скрипач виртуоз. Создатель жанра сольного инструментального концерта и наряду с А. Корелли кончерто гроссо. Его цикл Времена года (1725) один из ранних образцов программности в музыке. Св. 40 опер, оратории,… … Большой Энциклопедический словарь

Конспект урока по музыке.

Тема: Средства музыкальной выразительности в цикле «Времена года» Антонио Вивальди.

Цель урока: Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение), подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, поэзии.

Задачи урока: Знакомство с творчеством итальянского композитора А.Вивальди.

Развитие вокально-хоровых навыков, развитие чувства ритма.

воспитание любви к музыке.

Тип урока: Углубление и закрепление знаний.

Информационно-методическое обеспечение: презентация (репродукции картин), портреты композиторов, стихи об осени.

Учитель: Я очень рада вас всех видеть в хорошем настроении. Отгадайте мою загадку:

“Дождик с самого утра,

Птицам в дальний путь пора,

Громко ветер завывает,

Это всё когда бывает?” (Осенью)

Учитель: Какое у нас сейчас время года? А как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая бывает осень? (ранняя, поздняя). И сегодня на нашем занятии мы будем слушать музыку об этом замечательном времени года.

Музыка может нарисовать перед слушателями картину природы, подражая ее звукам и голосам. Но главная особенность музыки в том, что она может передавать настроения и чувства людей. И сегодня мы попытаемся понять о чем рассказывает и как рассказывает нам музыка. Для этого сядем поудобнее, закроем глазки и музыка унесет нас далеко, далеко в волшебный мир звуков.

Звучит запись А. Вивальди « Осень» (Сентябрь)

Вопросы после слушания:

Какую вы услышали осень?

Какие картины представили?

Вот какую осень нарисовал великий итальянский композитор А. Вивальди.

(показать портрет композитора)

Сейчас мы познакомимся с великим итальянсим композитором А. Вивальди

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ (Vivaldi, Antonio) (1678–1741 ),. Будущий Гений родился в 1678 году в Венеции. Его отец, происходящий из давнего рода городского населения, был парикмахером, но имел склонность и к музыке. Свое мастерство он реализовал в капелле одного из местных соборов. Маленький Антонио унаследовал талант от отца, а благодаря связям и влиянию последнего, смог получить достойное музыкальное образование. Вивальди уже в десять лет освоил игру на скрипке. Дальнейший путь гения привел его к церковной службе. Практика совмещения религиозной службы и музыкального творчества была широко распространенной на тот момент. Вивальди получает место учителя музыки в одной из школ. Такая работа дает ему возможность заниматься сочинением музыки, и уже спустя два года местное издательство опубликовало его двенадцать сонат.

Вивальди, совмещая преподавательскую деятельность в консерватории и сочинение музыки, пишет в этот период гласные произведения. В основе их лежат оперы и оратории, которые были поставлены тот час же на сценах лучших театров Венеции и Флоренции. Произведение Вивальди «Времена года» впоследствии стали считаться наибольшим его вкладом в музыку.

Этот, один из первых образцов большой симфонии, представляет собой цикл из четырех первых концертов восьмого труда Композитора. Именно здесь состоялся выход инструментов фагот, гобоя на авансцену оркестра в качестве самостоятельных. Концерт Вивальди «Весна», как и концерт Вивальди «Лето» представляют собой произведение для скрипки, выполняемой на верхних регистрах. Произведение для скрипки, принадлежащее руке Вивальди – «Зима», а также концерт Вивальди «Осень» характеризуются меланхоличным и низким звучание, умело предающим впечатление от каждого времени года.

Средства музыкальной выразительности, или как музыка становится музыкой.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово - это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

У музыки свой особенный язык - язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр.

Но мы, ребята, поговорим только о нескольких из них. (Мелодия, лад, темп, динамика)

Мелодия (Ребята как вы думаете, что такое мелодия? Какая она бывает?)

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной - плавной и отрывистой, весёлой и грустной

Темп (Ребята, а что такое темп? Какой он бывает?)

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.

Лад (Что такое лад? Какой он бывает?)

В музыке существуют два контрастных лада - мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная - как печальная и мечтательная.

И еще одно средство музыкальной выразительности - динамика. Что это такое?

Динамика - сила звучания. (Что такое? Какая бывает динамика?)

Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо).

Ребята, сейчас мы с вами прослушаем еще одну пьесу Антонио Вивальди, в которой он изобразил средствами музыкальной выразительности еще один осенний месяц октябрь. И мы с вами постараемся вместе понять какие именно средства музыкальной выразительности использовал композитор.

Итак, ребята, какие мы слушали произведения? Чьи мы слушали произведения? Антонио Вивальди композитор какой страны?

Ребята, у нас тоже есть современные композиторы, которые создают прекрасные произведения.

И я предлагаю послушать песню «Россия» и затем все вместе ее исполним.

Итог урока. О чем мы говорили на уроке? Что вы узнали нового? Какое задание было для вас интересным?

Домашнее задание: написать стихотворение (четворостишие) об осени.

Спасибо за внимание.


Первая часть

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Последний концерт «Зима» завершает весь цикл, чем и вызвана специфика построения его формы. Она более слитная, чем форма предыдущих концертов. Определить ее можно как сквозную форму с элементами трехчастности.

Ее примерный структурно-интонационный план:

секвенция

секвенция

С (А+А/2+А/4)

С (А+А/2+А/4)

Почти вся первая часть концерта объединяется единым фактурно-ритмическим фоном (А). Это равномерное повторение восьмыми длительностями одного или нескольких голосов фактуры у различных инструментов оркестра (в основном у басовых). Сама фигура (или сегмент) представляет собой репетицию одного звука четырьмя восьмыми: Вся музыкальная ткань как по горизонтали, так и по вертикали построена, как из кирпичиков, из сегментов, производных от основного, а именно А/2 – и А/4 – .

Причем их сочетание может быть, как видно в схеме по вертикали в одномоментности, и по горизонтали синтезирующим. Основным принципом построения формы является комбинаторный принцип.

Первый раздел – 11 тактов – напоминает по типу включения фактурных голосов вторую часть концерта «Осень». Каждый следующий голос наслаивается на предыдущий. По сути весь раздел построен из простейшего сегмента – четырех повторенных звуков, «размноженных» по всей фактуре. Организующую и объединяющую функцию несет гармоническое движение.

Следующий раздел представляет диалог солиста (1,5 такта) и продолжающего тот же материал, что и в первом разделе, оркестра (1 такт). Реплики солиста(В) представляют собой арпеджированное и гаммаобразное обыгрывание устойчивых ступеней доминантового трезвучия. Протяженность реплики солиста - 1,5 такта, а ответа оркестра – 1 такт. Структурно реплика солиста построена из трех парных сегментов. В каждом из них дважды повторяется нисхождение от до 3 к до 2 , в начале арпеджированно, после – гаммообразно. При этом движение устремлено к нижнему “до”, которое подчеркивается в третьем сегменте скрытым внутри арпеджио основным сегментом части (А). Все это построение (реплика солиста + ответ оркестра), как звено секвенции проводится также от терции с-moll и от квинты, что напоминает строение начала третьей части концерта лета.

В следующем связочном построении (три такта) основной сегмент части дробится в два раза и накладывается в верхних голосах на остальную фактуру.

Раздел С представляет собой секвенцию фразы, материал которой является синтезом по горизонтали всех вариантов сегмента А, в порядке от более быстрых к более медленным.

После четырехкратного проведения звена диатонической секвенции вступает следующий раздел Интермедии.

В форме в целом он может расцениваться как средняя часть. Фактурно он состоит из двух пластов – продолжения сегмента А у виолончели и реплик солиста. Очень интересно конструируются реплики солиста, в которых обыгрывается тетрахорд, путем трех восходящих и четырех нисходящих его проведений. Далее в разделе чередуются реплики солиста и сегмент А у баса в изложении тридцать-вторыми длительностями, приводящие посредством восходящей хроматической секвенции к тональности Es-Dur.

Второе проведение раздела А, аналогичное начальному, хотя уже с добавлением учащенных его вариантов переносится в Es-Dur. Второй раздел (В) трансформируется по сравнению с первой частью. Три реплики солиста, замедленные по сравнению с первым их проведением, и освобожденные от «ответов оркестра» подводят к крупному разделу (тт.47-55), сконструированному из основного сегмента части во всех его ритмических модификациях.

Звучание этого раздела прозрачное, воздушное, благодаря отсутствию басовых голосов. На основе этого сегмента построена секвенция, движение внутри которой постепенно дробится, приводя к репризному проведению синтезирующего раздела (С) и кадансированию на его материале.

Вторая часть

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

Настроение этой части светлое и умиротворенное. Она написана в простой двухчастной форме АА 1 . В фактуре можно выделить четыре пласта – мелодическую линию, басовую линию с гармоническим заполнением, и педальный голос альта. Из всех голосов фактуры рельефнее всего выделяется пласт гармонического заполнения с программным заголовком «дождь». Это двухголосный перебор звуков трезвучия, либо противонаправленное гаммаобразное движение ровными шестнадцатыми pizz.. В нотном тексте он выделен на форте. Остальные же голоса исполняются тише.

Рассмотрим строение мелодической линии части. Она кантиленная, связная, напоминающая мелодию оперной арии. Само интонационное развитие мелодии построено на взаимодействии в жанровом плане трех видов интонаций – моторной, с ритмоформулой , фанфарной, основанной на квинтовом скачке и лирической, певучей с поступенным движением и интонациями lamento. Все типы интонаций представлены в экспозиционном построении периода типа развертывания.

Заметим, что мелодические опоры, как и в других частях подчеркивают восходящую квинту и терцовый тон.

Последующее развитие основано на сопоставлении этих интонаций. Первые четыре такта развивается интонация «моторики» путем секвенционного восхождения. Им «отвечает» четыре такта, развивающих кантиленные интонации, а именно восходящий скачок, причем с каждым разом на более широкий интервал, достигающий квинтового звука тоники на фанфарной интонации (октавный скачок вниз). Вся линия развития завершается поступенным гаммаобразным спуском от достигнутой вершины. Синтаксическое членение развивающих разделов периодичное, и равно половине такта. Во втором разделе этой части первой фразе отвечает двойное проведение лирических интонаций, второе из которых выше на кварту. Интонации lamento усиливаются трелью на верхний звук. После трех звеньев восходящей секвенции (такой же, как в первом разделе) движение обрывается. Два повторении фразы с вращательным движением приводят к завершению. Как можно заметить, синтаксическое деление части достаточно ровное и периодичное, дробящееся в развивающих, и синтезирующее в экспозиционных и репризных разделах.

Третья часть

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Третья часть концерта «Зима» наиболее «лоскутная» по строению из всех концертов «Времен года». Она соединяется из многих тематических элементов, среди которых есть материал, отсылающий к другим концертам «Времен года». Условно, тут можно говорить о старинной концертной форме.

Общая схема строения части:

И 3 (h+I(из "Лета"))

И 4 (m"ветра")

Маленькими буквами в схеме обозначены разделы формы, построенные из многократно повторенных маленьких мелодических сегментов. При последующем анализе сами сегменты будут обозначаться той же буквой.

Все движение до третьей интермедии соединяется тянущимся органным пунктом вначале на тонике, далее на доминанте, и во второй интермедии на тоне двойной доминанты. Завершающие две интермедии представляют материал, обобщающий весь цикл концертов.

Рассмотрим из чего строится музыкальный материал части.

«а» - этот сегмент представляет собой вращающееся мелодическое движение ровными шестнадцатыми, опевающее квартсекстаккорд f-moll.

Он четыре раза повторяется в f-moll, а еще четыре в b-moll.

«b» - три раза проводится от опорных звуков f-moll в восходящем движении. Представляет собой опевание I и III ступеней f-moll.

Снова развивается сегмент «а», опевая VI и V ступени f-moll (что отсылает нас к туттийным разделам других концертов, где также присутствовали эти мелодические опоры).

«с» - это небольшое построение (4 такта) представляет разнонаправленное движение с возвратом небольшого отрезка гаммы, на доминантовой гармонии.

«d» - напоминающие «с», но замедленные в два раза гаммообразные отрывки (5 тактов), переходящие в репитиции одного звука.

«е» - также выростающие из нисходящей гаммы «с» ускоренные гаммообразные реплики, появляющиеся на фоне репитиций «d».

«b 1 » - проводит материал «b», но с другим штрихом – стаккато, на фоне продолжающихся репетиций «d». Из «с» и «а» синтезируется мелодическое построение, проводимое как секвенция.

«f» - сегмент, представляющий собой однотактовые реплики солиста, поддерживаемые пунктирным сопровождением скрипок и альтов. Причем, как у солиста, так и в партии оркестра преобладают большие нисходящие скачки.

«g» - в противовес предыдущему этот раздел сконструирован, как нисходящий пассаж, складывающийся из шестнадцатых триолей.

«h» - это императивные реплики солиста, выглядящее, как нисходящее стремительное арпеджиато. Этот раздел завершается гаммообразным отрывком напоминающим «с».

После него небольшой отрывок проводится материала «d», который также напоминает фигурации «ветерка» из первой части «Лета».

«i» - этот материал отсылает нас к tutti первой части концерта «Лето».

Характерные интонации, разделенные паузами проводятся в F-Dur, но уже с акцентом на первую долю. В материал вклинивается периодически сегмент «d».

И последний раздел «m» - построен на пассажах и репетициях «ветра Борея» из третьей части концерта «Лето».

Итак, в результате анализа четырех концертов цикла "Времена года" можно сделать вывод, что арки между концертами (интонационные и структурные) достаточно явно проведены - между «Весной» и «Осенью», и между «Летом» и «Зимой».

Времена года - одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного описания сезонов присутствует аллюзия - разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует конец жизни или старость).

В целом содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод… Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.

Времена года с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике». Хотя написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется с Временами года и наоборот.

Времена года – «Весна» (La Primavera)

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!

Времена года – «Лето» (L’Estate)

Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка… И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.

Времена года – «Осень» (L’Autunno)

Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. “Разливается” вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.

Времена года – «Зима» (L’Inverno)

Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся” пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима” и цикл Времен года .

А. Вивальди нередко мыслил свою музыку программно. При этом программу того или иного произведения композитор то ограничивал определенным подзаголовком («Пастушка», «Отдых», «Фаворит»), то развертывал как картину каждой из частей в цикле. Именно так он поступает в своих прославленных 4-х концертах для скрипки, струнного квинтета и органа (или чембало). В современной исполнительской практике они объединяются в цикл «Le quattro stagioni» - «Четыре времени года» (в оригинале такого заголовка нет):

  • Концерт E-dur «Весна» (La primavera)
  • Концерт g-moll «Лето» (L’estate)
  • Концерт «Осень» (L’autunno)
  • Концерт «Зима» (L’inverno)

Каждый из концертов имеет развернутую литературную программу, изложенную в 4-х сонетах: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Возможно, их автором был сам Вивальди (точное авторство не установлено).

Весна

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Лето

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Осень

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Зима

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

Кроме сонетов отдельным музыкальным эпизодам цикла «Времена года» предпосланы поясняющие ремарки, комментирующие содержание музыки. Так, например, в I части «Зимы», где композитор достигает вершин художественной изобразительности, ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, как притоптывают ногами, чтобы согреться. Ничего подобного не было вплоть до «Пасторальной» симфонии Бетховена.

В концертах много жанровости, ярких звукоизобразительных деталей. Здесь присутствуют не только раскаты грома и порывы ветра, но и лай собак, жужжание мух, рев раненого зверя, и даже изображение подвыпивших поселян с их нетвердой походкой. С первой же части «Весны» музыка наполняется «радостным пением» птиц, веселым журчанием ручейка, нежным веянием зефира, которое сменяемым грозовым шквалом. «Лето» ярко изображает напористые «раскаты грома». «Осень» передает настроение народных гуляний, празднеств. В «Зиме» остинатное «биение» 8-х мастерски передают ощущение пронизывающей зимней стужи. При этом главным для композитора всегда остается передача основного эмоционального состояния.

В каждом из концертов цикла «Времена года» медленные части написаны в параллельной (по отношению к основной) тональности. Их музыка выделяется спокойной картинностью после динамичных Allegri.

Если учесть, что все 4 концерта трехчастны, то не исключена параллель и с 12-ю месяцами года. Кроме того, популярная в искусстве тема времен года допускает различные смысловые параллели - в первую очередь, с естественным жизненным циклом человека от рождения до смерти. Возможна также аллюзия на четыре региона Италии, соответственно четырем сторонам света.