Римский биография кратко. Н. А. Римский-Корсаков. Биография композитора. Скачать данный материал

    Николай Андреевич Римский Корсаков Дата рождения 6 (18) марта 1844(18440318) Место рождения Тихвин Дата смерти 8 (21) июня … Википедия

    Известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р. Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее… … Большая биографическая энциклопедия

    НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ КОРСАКОВ (1844 1908), русский композитор. Родился 18 марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже… … Энциклопедия Кольера

    Николай Андреевич Римский Корсаков. РИМСКИЙ КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 1908), композитор. Создатель композиторской школы в России. Член “Могучей кучки”. В произведениях, связанных с миром сказки, народным бытом, картинами природы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по… … Большая советская энциклопедия

    Римский-Корсаков Николай Андреевич - (1844—1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Римского Корсакова прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862—65… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Римский Корсаков (Николай Андреевич) известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р. Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит … Биографический словарь

    - (1844 1908) российский композитор, дирижер, музыкально общественный деятель. Член Могучей кучки. Живописно изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1844 1908), рус. композитор. Романсы на стихи Л. занимают заметное место в вокальном творчестве Р. К., к рого привлекали элегические, проникнутые лирич. созерцательностью и умиротворенностью произведения. Индивидуальности композитора особенно… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1844 1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Р. К. прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862 65 участвовал в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Римский-Корсаков, Николай Андреевич - РИМСКИЙ КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 1908) российский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, музыкальный писатель. Брат В.А. Римского Корсакова. Окончил Морской шляхетный кадетский корпус (1862). В 1862 1865 гг. участвовал в… … Морской биографический словарь

Книги

  • Царская невеста , Римский-Корсаков Николай Андреевич. Репринтное нотное издание Rimsky-Korsakov, Nikolay "The Tsar"s Bride" . Жанры: Operas; Stage Works; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring mixed…
  • Практический учебник гармонии , Римский-Корсаков Николай Андреевич. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик; участник Могучей кучки. Среди его сочинений 15 опер, 3…

Ни его талант, ни его энергия, ни беспредельное доброжелательство к ученикам и товарищам никогда не слабели. Славная жизнь и глубоко национальная деятельность такого человека должны составлять нашу гордость и радость. ...много ли можно указать во всей истории музыки таких высоких натур, таких великих художников и таких необычайных людей, как Римский-Корсаков?
В. Стасов

Почти через 10 лет после открытия первой русской консерватории в Петербурге, осенью 1871 г. в ее стенах появился новый профессор по классу композиции и оркестровки. Несмотря на молодость - ему шел двадцать восьмой год - он уже приобрел известность как автор оригинальных сочинений для оркестра: Увертюры на русские темы , Фантазии на темы сербских народных песен, симфонической картины по русской былине «Садко » и сюиты на сюжет восточной сказки «Антар ». Кроме этого написано немало романсов и в разгаре находилась работа над исторической оперой «Псковитянка ». Никому в голову не могло прийти (и меньше всего директору консерватории, пригласившему Н. Римского-Корсакова), что он стал композитором, почти не имея музыкальной подготовки.

Римский-Корсаков родился в семье, далекой от художественных интересов. Родители, по семейной традиции, готовили мальчика к службе на флоте (моряками были дядя и старший брат). Хотя музыкальные способности выявились очень рано, серьезно заниматься в маленьком провинциальном городке было не у кого. Уроки фортепианной игры давала соседка, потом знакомая гувернантка и ученица этой гувернантки. Музыкальные впечатления дополняли народные песни в любительском исполнении матери и дяди и культовое пение в Тихвинском мужском монастыре.

В Петербурге, куда Римский-Корсаков приехал поступать в Морской корпус, он бывает в оперном театре и на концертах, узнает «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилу» Глинки, симфонии Бетховена. В Петербурге же у него появляется наконец настоящий учитель - отличный пианист и образованный музыкант Ф. Канилле. Он посоветовал одаренному ученику самому сочинять музыку, познакомил его с М. Балакиревым, вокруг которого группировались молодые композиторы - М. Мусоргский, Ц. Кюи, позднее к ним присоединился А. Бородин (балакиревский кружок вошел в историю под названием «Могучая кучка »).

Ни один из «кучкистов» не прошел курса специальной музыкальной подготовки. Система, по которой Балакирев готовил их к самостоятельной творческой деятельности, заключалась в следующем: сразу же он предлагал ответственную тему, а дальше под его руководством, в совместных обсуждениях, параллельно с изучением произведений крупнейших композиторов решались все возникавшие в процессе сочинения сложности.

Семнадцатилетнему Римскому-Корсакову Балакирев посоветовал начать с симфонии. Между тем молодой композитор, закончивший Морской корпус, должен был отправиться в кругосветное плавание. К музыке и друзьям по искусству он вернулся лишь через 3 года. Гениальная одаренность помогала Римскому-Корсакову быстро овладеть и музыкальной формой, и яркой колоритной оркестровкой, и приемами сочинения, минуя школьные основы. Создавший сложные симфонические партитуры, работающий над оперой, композитор не знал самых азов музыкальной науки и не был знаком с необходимой терминологией. И вдруг предложение преподавать в консерватории!.. «Если б я хоть капельку поучился, если б я хоть на капельку знал более, чем знал в действительности, то для меня было бы ясно, что я не могу и не имею права взяться за предложенное мне дело, что пойти в профессора было бы с моей стороны и глупо, и недобросовестно», - вспоминал Римский-Корсаков. Но не недобросовестность, а высочайшую ответственность проявил он, начав учиться тем самым основам, которые должен был преподавать.

Эстетические взгляды и мировоззрение Римского-Корсакова сформировались в 1860-е гг. под влиянием «Могучей кучки» и ее идеолога В. Стасова. Тогда же определились национальная основа, демократическая направленность, основные темы и образы его творчества. В следующее десятилетие деятельность Римского-Корсакова многогранна: он преподает в консерватории, занимается совершенствованием собственной композиторской техники (пишет каноны, фуги), занимает должность инспектора духовых оркестров Морского ведомства (1873-84) и дирижирует симфоническими концертами, заменяет на посту директора Бесплатной музыкальной школы Балакирева и готовит к изданию (совместно с Балакиревым и Лядовым) партитуры обеих опер Глинки, записывает и гармонизует народные песни (первый сборник вышел в 1876 г., второй - в 1882).

Обращение к русскому музыкальному фольклору , так же как и подробное изучение оперных партитур Глинки в процессе подготовки их к изданию, помогло композитору преодолеть умозрительность некоторых его сочинений, возникшую в результате усиленных занятий техникой композиции. В двух написанных после «Псковитянки» (1872) операх - «Майская ночь » (1879) и «Снегурочка » (1881) - получили воплощение любовь Римского-Корсакова к народным обрядам и народной песне и его пантеистическое мировоззрение.

Творчество композитора 80-х гг. в основном представлено симфоническими произведениями : «Сказка » (1880), Симфониетта (1885) и Фортепианный концерт (1883), а также знаменитые «Испанское каприччио » (1887) и «Шехеразада » (1888). В то же время Римский-Корcаков работает в Придворной певческой капелле. Но больше всего времени и сил он отдает работе по подготовке к исполнению и изданию опер своих покойных друзей - «Хованщины» Мусоргского и «Князя Игоря» Бородина. Вероятно, эта напряженная работа над оперными партитурами обусловила то, что собственное творчество Римского-Корсакова развертывается в эти годы в сфере симфонической.

К опере композитор возвращается лишь в 1889 г., создав феерическую «Младу » (1889-90). С середины 90-х гг. одна за другой следуют «Ночь перед рождеством » (1895), «Садко » (1896), пролог к «Псковитянке» - одноактная «Боярыня Вера Шелога » и «Царская невеста » (обе - 1898). В 1900-е гг. создаются «Сказка о царе Салтане » (1900), «Сервилия » (1901), «Пан воевода » (1903), «Сказание о невидимом граде Китеже » (1904) и «Золотой петушок » (1907).

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике . В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне.

Содержание творчества Римского-Корсакова многообразно: оно раскрыло и народно-историческую тему («Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже»), сферу лирики («Царская невеста», «Сервилия») и бытовой драмы («Пан воевода»), отразило образы Востока («Антар», «Шехеразада»), воплотило особенности других музыкальных культур («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.). Но более характерны для Римского-Корсакова фантастика, сказочность, многообразные связи с народным творчеством.

Композитор создал целую галерею неповторимых в своем обаянии, чистых, нежно-лирических женских образов - как реальных, так и фантастических (Панночка в «Майской ночи», Снегурочка, Марфа в «Царской невесте», Феврония в «Сказании о невидимом граде Китеже»), образы народных певцов (Лель в «Снегурочке», Нежата в «Садко»).

Сформировавшийся в 1860-е гг. композитор всю жизнь оставался верен передовым общественным идеалам. В преддверии первой русской революции 1905 г. и в последовавший за ней период реакции Римский-Корсаков пишет оперы «Кащей бессмертный » (1902) и «Золотой петушок», которые воспринимались как обличение царившего в России политического застоя.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки.

За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов: А. Глазунов, А. Лядов, А. Аренский, М. Ипполитов-Иванов, И. Стравинский, Н. Черепнин, А. Гречанинов, Н. Мясковский, С. Прокофьев и др. Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря » и др.) многое определили в пленерной звукописи француза К. Дебюсси и итальянца О. Респиги.

Е. Гордеева

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова - явление уникальное в истории русской музыкальной культуры. Дело не только в огромном художественном значении, колоссальном объеме, редкой многосторонности его творчества, но и в том, что деятельность композитора охватывает почти целиком очень динамичную эпоху в отечественной истории - от крестьянской реформы до периода между революциями. Одной из первых работ молодого музыканта была инструментовка только что оконченного «Каменного гостя» Даргомыжского, последняя большая работа мастера, «Золотой петушок», относится к 1906–1907 годам: опера сочинялась одновременно с «Поэмой экстаза» Скрябина, Второй симфонией Рахманинова; всего четыре года отделяют премьеру «Золотого петушка» (1909) от премьеры «Весны священной» Стравинского, два - от композиторского дебюта Прокофьева.

Таким образом, творчество Римского-Корсакова уже чисто в хронологическом плане составляет как бы стержень русской классической музыки, соединяющее звено между эпохой Глинки - Даргомыжского и XX веком. Синтезируя достижения петербургской школы от Глинки до Лядова и Глазунова, вбирая в себя многое из опыта москвичей - Чайковского, Танеева, композиторов, выступивших на рубеже XIX и XX веков, оно всегда было открыто для новых художественных веяний, отечественных и зарубежных.

Всеобъемлющий, систематизирующий характер присущ любому направлению работы Римского-Корсакова - композитора, педагога, теоретика, дирижера, редактора. Его жизненная деятельность в целом - сложный мир, который хотелось бы назвать «космосом Римского-Корсакова». Цель же этой деятельности - собирание, фокусирование основных черт национального музыкального и, шире, художественного сознания, а в конечном итоге - воссоздание цельного образа русского миропонимания (конечно, в личностном, «корсаковском» его преломлении). Это собирание нерасторжимо связано с личностной, авторской эволюцией, так же как процесс обучения, воспитания - не только непосредственных учеников, но и всей музыкальной среды - с самообучением, самовоспитанием.

А. Н. Римский-Корсаков, сын композитора, говоря о постоянно обновляющемся многообразии разрешаемых Римским-Корсаковым задач, удачно охарактеризовал жизнь художника как «фугообразное сплетение нитей». Он же, размышляя о том, что заставляло гениального музыканта отдавать непомерно большую часть времени и сил «побочным» видам просветительского труда, указал на «отчетливое сознание своего долга перед русской музыкой и музыкантами». «Служение » - ключевое слово в жизни Римского-Корсакова, так же как «исповедь» - в жизни Мусоргского.

Считается, что русская музыка второй половины XIX века отчетливо тяготеет к усвоению современных ей достижений других искусств, в особенности литературы: отсюда предпочтение «словесных» жанров (от романса, песни до оперы, венца творческих устремлений всех композиторов поколения 1860-х), а в инструментальных - широкое развитие принципа программности. Однако ныне становится все более очевидным, что картина мира, созданная отечественной классической музыкой, совсем не тождественна таковым в литературе, живописи или архитектуре. Особенности роста русской композиторской школы связаны и со спецификой музыки как вида искусства и с особым положением музыки в отечественной культуре XX столетия, с ее особыми задачами в осмыслении жизни.

Историко-культурная ситуация в России предопределяла колоссальный разрыв между народом, который, по словам Глинки, «создает музыку», и теми, кто хотел ее «аранжировать». Разрыв был глубоко, трагически необратим, и последствия его сказываются до сегодняшнего дня. Но, с другой стороны, многослойность совокупного слухового опыта русских людей содержала в себе неисчерпаемые возможности для движения и роста искусства. Быть может, в музыке «открытие России» выразилось с наибольшей силой, поскольку основа ее языка - интонация есть самое органичное выявление индивидуально-человеческого и этнического, концентрированное выражение духовного опыта народа. «Многоукладность» национальной интонационной среды в России середины позапрошлого века - одна из предпосылок новаторства русской профессиональной музыкальной школы. Собирание в едином фокусе разнонаправленных тенденций - условно говоря, от языческих, праславянских корней до новейших идей западноевропейского музыкального романтизма, самых передовых приемов музыкальной техники, - характернейшая черта русской музыки второй половины XIX столетия. В этот период она окончательно выходит из-под власти прикладных функций и становится миросозерцанием в звуках.

Часто рассуждая о шестидесятничестве Мусоргского, Балакирева, Бородина, мы как бы забываем о принадлежности той же эпохе Римского-Корсакова. Между тем трудно найти художника, более верного самым высоким и чистым идеалам своего времени.

Знавшие Римского-Корсакова позднее - в 80-е, 90-е, 1900-е годы - не уставали удивляться тому, как жестко он прозаизировал себя и свой труд. Отсюда нередкие суждения о «сухости» его натуры, его «академизме», «рационализме» и т.д. На самом деле это типичное шестидесятничество в сочетании с характерным для русского художника избеганием излишней патетики применительно к собственной личности. Один из учеников Римского-Корсакова, М. Ф. Гнесин высказал мысль, что художник в постоянной борьбе с собой и с окружающими, со вкусами своей эпохи временами как бы ожесточался, становился в некоторых своих высказываниях уже и ниже себя. Это обязательно надо иметь в виду при истолковании высказываний композитора. Еще большего внимания заслуживает, по-видимому, замечание другого ученика Римского-Корсакова, А. В. Оссовского: строгость, придирчивость самоанализа, самоконтроля, неизменно сопровождавшие путь художника, были таковы, что человек меньшей одаренности просто не выдержал бы тех «ломок», тех экспериментов, которые он постоянно ставил на себе самом: автор «Псковитянки», как школьник, садится за задачи по гармонии, автор «Снегурочки» не пропускает ни одного представления вагнеровских опер, автор «Садко» пишет «Моцарта и Сальери», профессор-академист создает «Кащея» и т. д. И это тоже шло у Римского-Корсакова не только от натуры, но и от эпохи.

Общественная активность его всегда была очень высокой, а деятельность отличалась полным бескорыстием и безраздельной преданностью идее общественного долга. Но, в отличие от Мусоргского, Римский-Корсаков - не «народник» в специфическом, историческом значении этого термина. В проблеме народа он всегда, начиная с «Псковитянки» и поэмы «Садко», видел не столько историческое и социальное, сколько неделимое и вечное. По сравнению с документами Чайковского или Мусоргского в письмах Римского-Корсакова, в его «Летописи» немного признаний в любви к народу и к России, но как художнику ему было свойственно колоссальное чувство национального достоинства, и в мессианстве русского искусства, в частности музыки, он был уверен отнюдь не менее Мусоргского.

Всем кучкистам была свойственна такая черта шестидесятничества, как бесконечная пытливость к явлениям жизни, вечная тревога мысли. У Римского-Корсакова она сосредоточивалась в наибольшей мере на природе, понимаемой как единство стихии и человека, и на искусстве как высшем воплощении такого единства. Подобно Мусоргскому и Бородину, он неуклонно стремился к «позитивному», «положительному» знанию о мире. В своем стремлении самым тщательным образом проштудировать все области музыкальной науки он исходил из положения - в которое (как и Мусоргский) верил очень твердо, иногда до наивности, - что в искусстве существуют столь же объективные, универсальные, как в науке, законы (нормы) а не только вкусовые пристрастия.

В результате эстетико-теоретическая деятельность Римского-Корсакова обняла почти все области знания о музыке и сложилась в законченную систему. Ее компоненты: учение о гармонии, учение об инструментовке (оба в виде больших теоретических трудов), эстетика и форма (заметки 1890-х годов, критические статьи), фольклор (сборники обработок народных песен и примеры творческого осмысления народных мотивов в сочинениях), учение о ладе (большая теоретическая работа о старинных ладах была уничтожена автором, но сохранился краткий ее вариант, а также примеры трактовки старинных ладов в обработках церковных роспевов), полифония (соображения, высказанные в письмах, в разговорах с Ястребцевым и т.д., а также творческие примеры), музыкальное образование и организация музыкального быта (статьи, а главным образом просветительская и педагогическая деятельность). Во всех этих областях Римский-Корсаков высказал смелые идеи, новизна которых нередко затушевана строгой, лаконичной формой изложения.

«Создатель „Псковитянки“ и „Золотого петушка“ не был ретроградом. Он был новатором, но таким, которым стремился к классической завершенности и соразмерности музыкальных элементов» (Цуккерман В. А.). По Римскому-Корсакову, возможно любое новое в любой области при условиях генетической связи с прошлым, логичности, смысловой обусловленности, архитектонической организованности. Таково его учение о функциональности гармонии, в котором логические функции могут быть представлены созвучиями самых разных структур; таково его учение об инструментовке, открывающееся фразой: «В оркестре нет дурных звучностей». Необычайно прогрессивна предложенная им система музыкального образования, в которой модус обучения связан прежде всего с характером одаренности ученика и доступностью тех или иных способов живого музицирования.

Эпиграфом к своей книге об учителе М. Ф. Гнесин поставил фразу из письма Римского-Корсакова к матери: «Гляди на звезды, но не заглядывайся и не падай». Эта как бы случайная фраза юного кадета Морского корпуса замечательно характеризует позицию Римского-Корсакова - художника в будущем. Быть может, подходит к его личности и евангельская притча о двух посланных, один из которых сразу сказал «пойду» - и не пошел, а другой сначала сказал «не пойду» - и пошел (Матф., XXI, 28-31).

В самом деле, на протяжении творческого пути Римского-Корсакова замечается немало противоречий между «словами» и «делом». Например, никто так яростно не ругал кучкизм и его недостатки (достаточно вспомнить восклицание из письма к Крутикову: «О, русские композито ры - ударение Стасова, - своим необразованием обязанные самим себе!», целый ряд обидных высказываний в «Летописи» о Мусоргском, о Балакиреве и т. д.), - и никто не был столь последователен в отстаивании, защите основных эстетических принципов кучкизма и всех его творческих достижений: в 1907 году, за несколько месяцев до смерти, Римский-Корсаков называл себя «убежденнейшим кучкистом». Мало кто столь критично относился к «новым временам» вообще и к принципиально новым явлениям музыкальной культуры на рубеже веков и в начале XX столетия - и вместе с тем так глубоко и полно ответил духовным запросам новой эпохи («Кащей», «Китеж», «Золотой петушок» и другое в позднем творчестве композитора). Римский-Корсаков в 80-х - начале 90-х годов подчас очень жестко отзывался о Чайковском и его направлении - и он же постоянно учился у своего антипода: творчество Римского-Корсакова, его педагогическая деятельность, несомненно, являлись главным связующим звеном между петербургской и московской школами. Еще сокрушительнее корсаковская критика Вагнера и его оперной реформы, а между тем он среди русских музыкантов наиболее глубоко воспринял идеи Вагнера и творчески на них ответил. Наконец, никто из русских музыкантов с таким постоянством не подчеркивал на словах свой религиозный агностицизм, и мало кто сумел в творчестве создать столь глубокие образы народной веры.

Доминантами художественного мировоззрения Римского-Корсакова были «вселенское чувство» (его собственное выражение) и широко понимаемый мифологизм мышления. В главе из «Летописи», посвященной «Снегурочке», он формулировал свой творческий процесс следующим образом: «Я прислушивался к голосам природы и народного творчества и природы и брал напетое ими и подсказанное в основу своего творчества». Внимание художника в наибольшей степени сосредоточивалось на великих явлениях космоса - небо, море, солнце, звезды и на великих явлениях в жизни людей - рождение, любовь, смерть. Этому соответствует вся эстетическая терминология Римского-Корсакова, в особенности его любимое слово - «созерцание ». Его заметки по эстетике открываются утверждением искусства как «сферы созерцательной деятельности», где объект созерцания - «жизнь человеческого духа и природы, выраженная в их взаимных отношениях ». Вместе с единством человеческого духа и природы художник утверждает единство содержания всех видов искусства (в этом смысле его собственное творчество безусловно синкретично, хотя и на иных основаниях, нежели, например, творчество Мусоргского, тоже утверждавшего, что искусства разнятся между собой лишь в материале, но не в задачах и целях). Девизом ко всему творчеству Римского-Корсакова можно было бы поставить его собственные слова: «Представление прекрасного есть представление бесконечной сложности». При этом ему не был чужд и любимый термин раннего кучкизма - «художественная правда», он протестовал лишь против суженного, догматического его понимания.

Особенности эстетики Римского-Корсакова обусловили расхождение его творчества с общественными вкусами. По отношению к нему столь же правомерно говорить о непонятости, как и по отношению к Мусоргскому. Мусоргский больше, чем Римский-Корсаков, соответствовал своей эпохе по типу дарования, по направленности интересов (обобщенно говоря, история народа и психология личности), однако радикализм его решений оказывался не по плечу современникам. У Римского-Корсакова непонятость носила не столь острый, но не менее глубокий характер.

Жизнь его была как будто очень счастлива: прекрасная семья, отличное воспитание, увлекательное кругосветное путешествие, блестящий успех первых сочинений, необычайно удачно сложившаяся личная жизнь, возможность целиком посвятить себя музыке, впоследствии всеобщее уважение и радость видеть рост вокруг себя талантливых учеников. Тем не менее, начиная со второй оперы и вплоть до конца 90-х годов, Римский-Корсаков постоянно сталкивался с непониманием и «своих» и «чужих». Кучкисты считали его композитором не оперным, не владеющим драматургией и вокальным письмом. Долго бытовало мнение об отсутствии у него самобытного мелодизма. За Римским-Корсаковым признавали мастерство, особенно в области оркестра, - но не более того. Это затянувшееся недоразумение было по сути основной причиной тяжелого кризиса, пережитого композитором в период после смерти Бородина и окончательного распада Могучей кучки как творческого направления. И только с конца 90-х годов искусство Римского-Корсакова становится все более созвучным эпохе и встречает признание и понимание в среде новой русской интеллигенции.

Этот процесс освоения общественным сознанием идей художника был прерван последующими событиями в истории России. В течение десятилетий искусство Римского-Корсакова толковалось (и воплощалось, если речь идет о сценических реализациях его опер) весьма упрощенно. Самое ценное в нем - философия единства человека и космоса, идея поклонения красоте и тайне мира оставались погребенными под ложно трактуемыми категориями «народности» и «реализма». Судьба наследия Римского-Корсакова в этом смысле, конечно, не уникальна: например, еще большим искажениям подвергались оперы Мусоргского. Однако, если в последнее время вокруг фигуры и творчества Мусоргского велись споры, наследие Римского-Корсакова в последние десятилетия находилось в почетном забвении. За ним признавались всяческие достоинства академического порядка, но оно словно выпадало из общественного сознания. Музыка Римского-Корсакова звучит нечасто; в тех же случаях, когда его оперы попадают на сцену, большинство инсценировок - сугубо декоративных, сусальных или лубочно-сказочных - свидетельствуют о решительном непонимании идей композитора.

Биография и эпизоды жизни Николая Римского-Корсакова. Когда родился и умер Николай Римский-Корсаков, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Николая Римского-Корсакова:

родился 6 марта 1844, умер 8 июня 1908

Эпитафия

«Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…»
Из романса Николая Римского-Корсакова на стихи Александра Пушкина

Биография

С самого детства он грезил морем, но гениальный музыкальный талант полностью изменил биографию Римского-Корсакова. И, возможно, именно любовь к морю, к этой огромной и очаровывающей стихии, помогла композитору написать такие великие произведения, как, например, опера «Садко» или «Сказка о царе Салтане». Так или иначе, в том, что однажды молодой моряк, с отличием окончивший кадетский корпус и три года прослуживший на морском флоте, решил посвятить себя музыке, есть счастливое провидение. Иначе мы никогда бы не узнали великого композитора Николая Римского-Корсакова, а также, возможно, многих других великих учеников композиторской школы, которую создал Римский-Корсаков.

Свое начальное музыкальное образование Римский-Корсаков получил еще дома - его первым инструментом стал барабан, а в 11 лет он уже сочинял собственные произведения. Серьезное увлечение музыкой появилось у будущего композитора в то время, когда он учился в Морском кадетском корпусе. Тогда же он начал брать уроки у педагога по фортепиано, которые пришлось прервать, когда юношу отправили служить. К тому времени он уже состоял в кружке «Могучая кучка» и даже закончил свое первое крупное произведение. И хотя на корабле не было ни времени, ни возможности продолжать сочинительство, вернувшись домой, молодой человек решил полностью посвятить свою дальнейшую жизнь музыке. Так началась музыкальная биография Римского-Корсакова, величайшего русского композитора второй половины двадцатого века.

Музыкальное наследие композитора грандиозно - за свою жизнь Римский-Корсаков написал 15 опер, 3 симфонии и множество других инструментальных произведений. Параллельно с сочинительством он успевал преподавать в консерватории, работать директором музыкальной школы и исполнять обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, дирижировать симфоническими оркестрами и оперными спектаклями. Возможно, талант действительно был дан Римскому-Корсакову от природы, но без его невероятного трудолюбия, без той отдачи, с которой он служил музыке, ему вряд ли бы удалось создать столько прекрасных и гениальных музыкальных произведений.

Смерть Римского-Корсакова наступила на 65-м году жизни, композитор скончался в своем имении, где сегодня находится мемориальный музей-заповедник композитора. Причиной смерти Римского-Корсакова стал инфаркт. Похороны Римского-Корсакова прошли в Санкт-Петербурге, могила Римского-Корсакова находится на Тихвинском кладбище.

Линия жизни

6 марта 1844 г. Дата рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.
1856-1862 гг. Учеба в Морском кадетском корпусе.
1861 г. Вступление в Балакиревский кружок (впоследствии «Могучая кучка»).
1862-1865 гг. Служба в морском флоте.
1865 г. Написание «Первой симофнии».
1867 г. Написание «Сербской фантазии» и музыкальной картины «Садко».
1871 г. Преподавание в Санкт-Петербургской консерватории.
30 июня 1872 г. Женитьба на Надежде Пургольд.
1873 г. Рождение сына Михаила.
1873-1884 гг. Работа инспектором духовых оркестров Морского ведомства.
1874-1881 гг. Работа директором Бесплатной музыкальной школы.
1874 г. Работа дирижером симфонических оркестров и оперных спектаклей.
1875 г. Рождение дочери Софьи.
1878 г. Рождение сына Андрея.
1883 г. Рождение сына Владимира.
1888 г. Рождение дочери Надежды.
1896-1907 гг. Написание Римским-Корсаковым опер «Садко», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».
8 июня 1908 г. Дата смерти Римского-Корсакова.
12 июня 1908 г. Похороны Николая Римского-Корсакова.

Памятные места

1. Дом Римского-Корсакова в Тихвине, в котором он родился.
2. Мемориальный музей-квартира Римского-Корсакова в последней петербургской квартире, где проживал композитор.
3. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, где преподавал композитор.
4. Детская музыкальная школа им. Римского-Корсакова, преемница Бесплатной музыкальной школы, директором которой работал Римский-Корсаков в 1874-1881 гг.
5. Памятник Римскому-Корсакову в Санкт-Петербурге.
6. Мемориальный музей-заповедник композитора, состоящий из усадеб Вечаша и Любенск, где скончался Римский-Корсаков.
7. Тихвинское кладбище, где похоронен Римский-Корсаков.

Эпизоды жизни

Римский-Корсаков был не только гениальным композитором, но и талантливым педагогом. Однажды он должен был вести лекцию по контрапункту в Петербургской консерватории. Свой урок он начал со слов: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя - стать вам ненужным…»

Композитор всегда был остр на язык и умел парировать любые нападки и оскорбления. Однажды один завистник заметил Римскому-Корсакову, что, мол, его музыка очень похожа на музыку композитора Бородина. На что Николай Андреевич спокойно заметил: «Что ж такого? Когда о музыке говорят, что она на что-то похожа, это еще не страшно. А вот если музыка ни на что не похожа, тут уж дело плохо!»

Несмотря на остроту ума и дипломатичность, Римский-Корсаков тяжело переживал общение с цензорами. Незадолго до смерти Римского-Корсакова разгорелся конфликт по поводу выхода его оперы «Золотой петушок», в которой цензурный комитет усмотрел пародию на царя. Композитор так тяжело переживал эту ситуацию, что, когда он узнал, что постановка оперы так и не увидит свет, у него не выдержало сердце и Римский-Корсаков скончался.

Завет

«Не называйте меня великим, если уж Вам так нужно - не лишенным таланта, лучше просто - Римский-Корсаков».


Биография Николая Римского-Корсакова на телеканале «Культура»

Соболезнования

«Верный сын русского народа, он воплотил в себе лучшие стороны национального ума, характера, психологии. Его жизнь - подвиг, его творчество - слава русской музыки во всех краях земли».
Владимир Стасов, музыкальный критик

1844 г. - 21 июня 1908 г.) - русский композитор, член "Могучей кучки". Он был настоящим мастером оркестровки. Самые известные симфонические произведения Римского-Корсакова - "Испанское каприччио", увертюра на темы трех русских песен и симфоническая сюита "Шехерезада" - образцы классического музыкального репертуара, наряду с сюитами и отрывками из некоторых его 15 опер. В Шехерезаде композитор обращается к теме сказок и народных поверий. Эти приемы Римский-Корсаков часто использовал в своем творчестве. Он верил, как и его предшественник Балакирев, в развитие национального стиля классической музыки. Музыка Римского-Корсакова сочетала в себе русский фольклор с элементами экзотических гармонических, мелодических и ритмических рисунков (известного как ориентализм) с удалением от традиционных западных композиционных приемов. Большую часть своей жизни Николай Андреевич совмещал сочинение музыки и преподавательскую деятельность с карьерой в войсках русской армии - сначала в качестве офицера, потом - гражданского инспектора в военно-морском флоте. Римский-Корсаков (биография которого хорошо освещена в "Летописи моей музыкальной жизни") писал, что еще в детстве, читая книги и слушая рассказы старшего брата о подвигах на флоте, у него развилась любовь к морю. Должно быть, именно она подтолкнула композитора к созданию двух известных симфонических произведений. Это "Садко" (Римский-Корсаков также написал одноименную оперу, не следует их путать) и "Шехерезада". Благодаря военно-морской службе расширяются его знания в области исполнения на медных и деревянных инструментах - это открыло для него новые возможности в оркестровке. Позже он передал эти знания своим студентам. Также после его смерти был выпущен учебник по оркестровке, который закончил приемный сын композитора Максимилиан Штейнбрег.

Римский-Корсаков - биография композитора

Николай Андреевич родился в городе Тихвине (на 200 км восточнее Санкт-Петербурга) в интеллигентной семье. Его брат Воин, который был старше композитора на 22 года, стал известным морским офицером и контр-адмиралом. Римский-Корсаков Николай Андреевич вспоминал, что его мать немного играла на фортепиано, а отец мог исполнять несколько пьес на слух. В возрасте 6 лет будущий композитор начал брать уроки игры на фортепиано. По словам учителей, он демонстрировал хороший музыкальный слух, но ему недоставало заинтересованности. Как позднее напишет сам Николай Андреевич, он играл "беспечно, безалаберно... плохо выдерживая ритм". Хотя Римский-Корсаков начал сочинять первые произведения в возрасте 10 лет, он предпочитал литературу музыке. Позднее композитор писал, что именно благодаря книгам и рассказам брата в нем зародилась огромная любовь к морю, несмотря на то что композитор "даже ни разу его не видел". Николай Андреевич окончил обучение в Морском корпусе Санкт-Петербурга в возрасте 18 лет. Параллельно с учебой Римский-Корсаков брал уроки игры на фортепиано. Композитор вспоминал, что, будучи равнодушным к занятиям, он развил в себе любовь к музыке, чему способствовало посещение опер и симфонических концертов. С осени 1859 года Николай Андреевич начинает брать уроки у Федора Андреевича Канилле, который, по его словам, вдохновил его на занятия музыкой, побудил посвятить ей всю свою жизнь. Кроме Канилле, огромное влияние на будущего композитора оказали Михаил Глинка, Роберт Шуман и многие другие. В ноябре 1861 года 18-летний Римский-Корсаков был представлен Балакиреву. Балакирев в свою очередь знакомит его с Цезарем Кюи и Модестом Мусоргским - все трое уже были известными композиторами, несмотря на юный возраст.

Наставничество Балакирева. "Могучая кучка"

По приезде в Санкт-Петербург, в мае 1865 года, Римский-Корсаков берет на себя обязанности ежедневной службы по нескольку часов в день. Его первое выступление состоялось в декабре этого же года по предложению Балакирева. Второй выход на сцену состоялся в марте 1866 года под руководством Константина Лядова (отца композитора Анатолия Лядова). Римский-Корсаков вспоминал, что ему было легко сотрудничать с Балакиревым. По его советам композитор переписывал и исправлял некоторые отрывки и доводил их до совершенства. Под его покровительством композитор закончил Увертюру на темы трех русских песен, в основу которых легли народные увертюры Балакирева. Николай Андреевич также создал первоначальные варианты симфонических произведений "Садко" и "Антар", которые принесли композитору славу мастера симфонического творчества. Римский-Корсаков вел дискуссии и с другими членами "Могучей кучки", они критиковали произведения друг друга и сотрудничали во время создания новых работ. Николай Андреевич подружился с Александром Бородиным, чья музыка "изумляла" его, проводил много времени с Мусоргским. Балакирев и Мусоргский играли на фортепиано в четыре руки, пели, обсуждали работы других композиторов, разделяя интерес к творчеству Глинки, Шумана и поздним композициям Бетховена.

Профессорская деятельность

В 1871 году, в возрасте 27 лет, Римский-Корсаков становится профессором Санкт-Петербургской консерватории, где ведет классы практического сочинения, инструментовки и оркестровый. Николай Андреевич в своих воспоминаниях напишет, что преподавание в консерватории сделало его самого "возможно, лучшим ее учеником, судя по качеству и количеству информации, которую она мне дала". Чтобы повысить уровень знаний и всегда оставаться на шаг впереди своих студентов, он сделал трехлетний перерыв в сочинении музыки и усердно учился дома, читая лекции в консерватории. Профессорство обеспечило композитору финансовую стабильность и побудило к созданию семьи.

Женитьба

В декабре 1871 года Римский-Корсаков сделал предложение Надежде Николаевне Пургольд, с которой познакомился во время еженедельных встреч "Могучей кучки" в доме невесты. В июле 1872 года состоялась свадьба, на которой в качестве шафера присутствовал Мусоргский. Один из сыновей Николая Андреевича, Андрей, стал музыковедом, женился на композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг и написал многотомный труд о жизни и творчестве своего отца.

Революция 1905 года

В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации - революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории. Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома.

Поездка в Париж

В апреле 1907 года композитор дает несколько концертов в Париже, организованных импресарио Сергеем Дягилевым. Николай Андреевич представил музыку русской национальной школы. Эти выступления имели большой успех. В следующем году состоялся показ опер, которые сочинил Римский-Корсаков: "Снегурочка" и "Садко". Поездка дала возможность композитору познакомиться с современной европейской музыкой.

Произведения Римского-Корсакова

Римский-Корсаков развивал идеалы и традиции "Могучей кучки". В своем творчестве он использовал православные литургические темы, народные песни (например, в "Испанском каприччио") и ориентализм (в "Шехерезаде"). Николай Андреевич проявил себя как очень продуктивный и самокритичный композитор. Он пересматривал и редактировал практически каждое свое сочинение, а некоторые из них, например Третью симфонию, "Антар" и "Садко", Римский-Корсаков исправлял несколько раз. Многими своими сочинениями композитор так и остался недоволен.

Римский-Корсаков - оперы

Несмотря на то что Николай Андреевич больше известен как мастер симфонического творчества, его оперы даже еще более сложны и богаты специальными оркестровыми приемами, чем инструментальные и вокальные произведения. Отрывки из них иногда так же популярны, как и целое произведение. Например "Полет шмеля" из "Сказки о царе Салтане" - автор Римский-Корсаков. Оперы композитора можно разделить на 3 категории:

  1. Историческая драма. К ним относятся: "Псковитянка", "Моцарт и Сальери", "Пан воевода", "Царская невеста".
  2. Народные оперы: "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством".
  3. Сказки и легенды. К ним относятся такие произведения, которые написал Римский-Корсаков: "Снегурочка", "Млада", "Садко", "Кощей Бессмертный", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок".

Симфоническое творчество

Симфоническое творчество Римского-Корсакова можно разделить на 2 вида. Наиболее известное на Западе и, возможно, самое его лучшее - программное. Этот вид симфонического творчества Николая Андреевича предполагает наличие сюжета, характеров, действий, заимствованных из других, не музыкальных, источников. Вторая категория - академические произведения, такие как Первая и Третья симфонии (автор Римский-Корсаков). Балеты на его музыку можно увидеть не только в нашей стране, но и за рубежом, как и многие оперы и другие музыкальные сочинения композитора.

Произведения Римского-Корсакова характеризуются изобразительностью, им присуща особая чистота лирики. Все они связаны со сказочным миром, с бытом народа, с природой России. Немаловажным является и представление в них восточных образов.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: детские годы

Будущий композитор родился в Тихвине в марте 1844 года. Его отец был выходцем из знатного дворянского рода. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при все его предки занимали важные посты в администрации или в армии. Музыкой Ника (так называли мальчика родные) начал заниматься с шести лет. Но скучные учителя не смогли привить ребенку любовь к предмету.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: отъезд в Петербург

В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в северную столицу и определил в морской корпус кадетом. Сбылась его детская мечта. Занимался мальчик с усердием, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра - все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело, чем очень был недоволен старший брат Николая. К тому же юноша в 1861 году вступил в балакиревский кружок. Римский-Корсаков был очень рад, что увлеченные музыкой люди приняли его как равного. В этот же период Николай переживает тяжелую утрату - смерть отца. Через год Римский-Корсаков отправился в плавание вокруг света. Во время путешествия он написал только одно Анданте для симфонии.

Римский-Корсаков. Биография: 1865-1882 годы

После возвращения на родину он с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет ее в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Эта «музыкальная картина» принесла ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много волнующих событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в консерватории, в этом же году Надежда Пургольд стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании. Члены кружка этого усердия не поняли.

Они предупреждали, что технически совершенные произведения окажутся на порядок ниже тех, что написаны душой. Так и произошло. Третья симфония, исполненная в 1876 году, была принята публикой и прессой довольно сдержанно. И вот, наконец, к композитору пришло долгожданное вдохновение: очень быстро он написал оперу «Майская ночь». Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом.

Римский-Корсаков. Биография: 1894-1902 годы

В этот период композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством». Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато не было конца овациям, когда в на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

Краткая биография Римского-Корсакова: последние годы

Совмещение композиторской и педагогической деятельности не могло не сказаться на здоровье Николая Андреевича. Однако это не помешало ему написать свое самое новаторское произведение - оперу «Кащей Бессмертный». Далее было потрясение «кровавым воскресеньем» 1905 года. Студенты на сходке требовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. За ним, выражая таким образом протест, из консерватории ушли еще многие профессора. С тех пор мысль о написании такой оперы, в которой можно было бы изобличить царизм, не оставляла Римского-Корсакова. В 1906 году он начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера все-таки была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.