Краткая характеристика помещиков из мертвых душ. Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым (По поэме Мёртвые души)

- Образы помещиков в романе Н. В. Гоголя " Мертвые души"

Достоинства: Различные типажи героев

Недостатки: Показаны негативные черты общества того времени

Роман Н. В. Гоголя " Мертвые души".

Из программы русской художественной литературы для средней школы особое внимание привлекает весьма интересный роман Николая Васильевича Гоголя " Мертвые души", в котором писатель изобразил общество российских помещиков того времени.

В произведении выведены образы многих помещиков, которые встречались на пути предприимчивого афериста Чичикова, желающего совершить фиктивную сделку - купить души умерших крестьян, чтобы потом получить от государства деньги на их содержание. Эта гениальная идея пришла в голову главного героя романа " Мертвые души" случайно, и он с особым рвением стал воплощать ее в жизнь.

Образы помещиков в романе " Мертвые души".

Итак, в романе Н. В. Гоголя " Мертвые души" выведены и достаточно подробно описаны образы нескольких провинциальных помещиков среднего достатка из русской глубинки. Особого внимания заслуживают всего пять из них:

1) Манилов - человек, живущий своими мечтами и далекий от реальности, очень ленивый, постоянно погруженный в мир своих грез.

2) Коробочка - женщина добрая, но глупая и прижимистая, деятельная и практичная.

3) Ноздрев - безудержный гуляка и мот, любит бездумно тратить деньги и кутить с друзьями, к тому же, неравнодушен к игре в карты.

4) Собакевич - крепкий, практичный и прижимистый хозяин, фигура основательная и монументальная.

5) Плюшкин - пожилой помещик, который после смерти супруги забросил ведение хозяйства, а стал погружаться в пучина скупости и слабоумия.

А теперь давайте более подробно рассмотрим характерные особенности каждого из этих образов.

Характеристику одного из персонажей романа - помещика Манилова - Н. В. Гоголь начинает с описания его внешности. Черты лица Манилова очень правильные, приятные и гармоничные, но при этом во всем его облике присутствует несколько приторная, даже противная сладость.

Это совершенно безвольный и безынициативный человек, ленивый и мечтательный, который все свое время проводит в сладких грезах о возможном переустройстве своего хозяйства. Но только вот до принятия конкретных решений и воплощения их в жизнь у него руки не доходят.

Под стать Манилову и его супруга - женщина приятная во всех отношениях, но совершенно ленивая и скучная. Их дом полон запустения и бесхозяйственности, но в то же время оформлен с претензией на богатое убранство. Есть роскошные предметы мебели, в мирном соседстве с которыми стоят старые облезлые стулья - и это явное несоответствие никого из членов помещичьей семьи нисколько не смущает. Скорее, его просто не замечают.

Вследствие постоянной мечтательности, оторванности от реальной жизни и полной бестолковости Манилова в деловых вопросах, его имение и хозяйство находятся в полном упадке. Его слуги пьянствуют и безбожно воруют, не занимаясь своим делом.

Но хозяину имения явно не до того - его не интересуют подобные мелочи, ведь гораздо приятнее делать различные милые сюрпризы супруге в виде бесполезных подарочков и наслаждаться жизнью в постоянной праздности.

Просьба о продаже душ умерших крепостных крестьян, с которой обратился Чичиков, вызвала у Манилова невероятное удивление. Но он согласился помочь такому приятному и обходительному человеку, несмотря на явную незаконность совершаемых действий. Более того, Манилов отдает " мертвые души" бесплатно, философски рассуждая о бренности земного существования.

Единственный женский образ помещицы в романе " Мертвые души", изображенный автором с особенной иронией и сарказмом. Коробочка представляет собой пожилую владелицу небольшого помещичьего имения, в котором, вопреки всему, царит порядок и кипит бурная хозяйственная деятельность.

Коробочка - глупая и недалекая женщина, но в то же время - она практичная и скупая, знает цену каждой копейке. Поэтому ее поместье и процветает, несмотря на кажущуюся бестолковость хозяйки. Крепостные крестьяне в поместье Коробочки работают, их избы крепкие и ухоженные.

В хозяйстве ничего не пропадает даром, потому что помещица все видит, подмечает и запоминает, да и своих крепостных людей приучила к порядку.

Когда Чичиков предложил ей продать умерших крестьян, Коробочка сначала удивилась, но затем заподозрила его в корыстных помыслах. Она поначалу не соглашается на сделку, потому что боится продешевить. Сомнения помещицы Коробочки выражены одной - единственной фразой: " А вдруг покупатели набегут?"

Ее мало волнует морально - этические вопросы, потому что для помещицы умершие крестьяне - это такой же товар, который подлежит продаже но может пригодиться и в собственном хозяйстве. В образе Коробочки Н. В. Гоголь вывел образ русской помещицы, для которой бесцельное накопление материальных ценностей стало смыслом всей ее жизни.

Этот персонаж заслуживает особого внимания, поэтому он и описан автором весьма подробно и колоритно. Ноздрев - бодрый, крепкий и свежий человек средних лет, веселый и бойкий, который всегда и в любом месте найдет себе приятелей. При этом он кутила, играет в карты и совершенно безрассудно тратит деньги, отбирая последние крохи у крепостных крестьян.

Помещик Ноздрев совершенно не занимается ведением собственного хозяйства, и поэтому все его имение находится в плачевном состоянии - за исключением псарни, где все ухожено и устроено просто идеально. Именно здесь Ноздрев чувствует себя лучше всего - он приходит и играет с маленькими щенками, как с собственными детьми.

Ко всем негативным чертам характера помещика Ноздрева можно добавить его безмерную любовь к выпивке и веселым компаниям. Ярмарки и поездки на охоту с собаками - вот стихия Ноздрева, в которой он чувствует себя, как рыба в воде.

При этом помещик часто врет и хамит всем окружающим. Его речь бессвязна и часто лишена смысла, он перескакивает с одной темы повествования, не заботясь о смысловой нагрузке фраз.

В отношении Чичикова Ноздрев сразу же повел себя как старинный приятель, но вместе с тем, как раз его высказывания и стали причиной того, что затея Чичикова получила широкую общественную огласку.

Дома крепостных крестьян в имении Собакевича - новые, крепкие и ухоженные. Во всем чувствуется практичность и основательность хозяина.

Услышав предложение Чичикова, СОбакевич нисколько не удивился, а стал расхваливать свой " товар", рассказывая о профессиональных и личных качествах каждого умершего крестьянина. Таким образом, он хотел набить им цену, чтобы продать подороже.

Во время первой встречи с помещиком Плюшкиным Чичиков изначально затруднялся определить, кто же стоит перед ним - женщина или мужчина? Старик был одет в какой - то невзрачный, изорванный и замусоленный халат.

В более ранние годы Плюшкин был просто бережливым и рачительным хозяином, а в его имении царил порядок. Он жил со своей женой и детьми. Но после смерти супруги помещик впал в уныние и практически перестал следить за хозяйством.

На передний план вышли самые негативные качества его характера: скупость и подозрительность. Он стал упрекать крестьян в воровстве и все старался тащить к себе в дом. В результате получилось так, что Плюшкин помнил, где в его доме спрятано мельчайшее перышко или кусочек сургучика, но в то же время не обращал внимания на массу портящихся продуктов в кладовых и на общий упадок хозяйства.

Когда Чичиков предложил Плюшкину продать души умерших крестьян, помещик очень обрадовался и даже расчувствовался. Он немного торгуется с Чичиковым, и просит повысить цену за каждого крестьянина. Для Плюшкина эта сделка выгодна хотя бы потому, что он получил небольшой доход.

Конспект

Тема: Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)

Цель: дать обучающимся понятие о системе образов поэмы «Мертвые души»; ознакомить учащихся с образами помещиков на примере Манилова и Коробочки.

Поэма «Мертвые души» была задумана Н.В. Гоголем как широкое эпическое полотно, где автор берется правдиво отразить, как в чистом зеркале, живую современность.

Образная система поэмы строится в соответствии с тремя основными сюжетно-композиционными звеньями: помещичья Россия, чиновничья Россия и образ Чичикова. Соотношение частей в «Мертвых душах» строго продумано и подчинено творческому замыслу.

На какие композиционные части можно разделить поэму?

Первую главу поэмы можно определить как своеобразное вступление. Действие еще не началось, и автор лишь в общих чертах обрисовывает своих героев. Читатель начинает догадываться, что Чичиков приехал в губернский город с какими-то тайными намерениями, которые выясняются позднее.

Во 2-6 главах мы Чичиков встречается с помещиками. Каждая глава посвящена одной встрече. Все эти главы построены по одному плану: описание усадьбы, интерьера дома, внешности помещика, встречи хозяина и гостя, совместного обеда, сцены купли-продажи мертвых душ.

Опорная схема «Система образов поэмы»

Кто будет находиться в центре системы образов романа?

Образы, представленные в поэме, можно условно разделить на представителей деревни и города. Кто в городе будет представлять «сильных мира сего»?

В каком порядке Чичиков посещает помещиков? (Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)

Образы помещиков

Сад, разбитый на «аглицкий манер» запущен. Беседка с надписью «Храм уединенного размышления» соседствует с заросшим зеленью прудом.

«Черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»

В кабинете вот уже два года лежит книга, заложенная на 14 странице. Всюду бесхозяйственность и непрактичность: в доме вечно чего-то недостает. Мебель обтянута щегольской материей, но на два кресла ее не хватило. На столе бронзовый подсвечник с тремя античными грациями, а рядом «какой-то медный инвалид, хромой и весь в сале».

Сначала «сконфузился и смешался», заподозрил Чичикова в сумасшествии. Но так как он не привык думать, он полностью доверился Чичикову.

Говорящая фамилия помещика образована от слов «заманивать, обманывать». Восторженная наивность, мечтательность, беспечность, глупость и несамостоятельность – основные черты помещика. В его образе запечатлен тип праздного мечтателя, «романтического» бездельника. Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. Отношение с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса, приторная слащавость речей усиливают это впечатление. Этот герой проживает никчёмно жизнь, за его внешней привлекательностью скрывается духовная пустота

В экономическом плане символизирует бесхозяйственность, а в моральном – духовное разложение, произошедшее из-за праздной мечтательности, жизни в мире своих грёз.

Манилов утверждает, что умершие души – ничтожный товар. Чичиков возражает ему и защищает умерших, отзываясь о них: «Очень не дрянь!»

Коробочка

«окно глядело едва ли не в курятник; по крайней мере находившийся перед ним узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью…; свинья с семейством очутилась тут же…» Этот небольшой дворик, или курятник, перегрождал дощатый забор, за которым тянулись пространные огороды с капустой, луком, картофелем, свёклой и прочим хозяйственным овощем…» «За огородами следовали крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную…показывали довольство обитателей…»

«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи…а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые чулочки…» В портрете Гоголь на лицо и глаза не обращает внимание, словно их нет – это подчеркивает ее бездуховность

Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате». на другой день: « Окинув взглядом комнату, он заметил теперь, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик…»

Все новое и небывалое пугает ее, нежелание продать мертвые души объясняется и тем, что она всю жизнь стремилась к накопительству, и полагает, что они в хозяйстве могут как-нибудь пригодиться. Она проявляет полное непонимание значение этой сделки, боязнь продешевить и быть обманутой (едет в город разузнать, «почем нынче ходят мертвые души»)

Главная ее черта – мелочная скаредность. Ограниченна, упряма, подозрительна. Смысл фамилии: помещица заключена в «коробочку» своего пространства и своих понятий. Хозяйственность Коробочки - единственная ее добродетель. Не случайно Чичиков повторяет о ней «дубинноголовая», тем самым говоря о ее непробиваемой интеллектуальной скудости.

Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.

Коробочка не бранит своих усопших крестьян, как Манилов, а выражает надежду, что мертвые « в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся».

Ноздрёв

Хозяйство запущено: поле всё в кочках, конюшня практически пустая, дом наполнен бесполезными вещами. «…кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья». « На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти»

« Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец. С полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его…»

« кабинет, в котором… не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья».

Пытался выпытать у Чичикова, для чего тому нужны мертвые души. Не поверив ни одному слову Чичикова, заявил: «Ну да ведь я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе! Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве». Долго торгуется с Чичиковым, пытаясь оставить того в дураках. Заканчивается всё ссорой: «Черта лысого получишь! Хотел было, даром отдать, но теперь вот не получишь же! Хоть три царства давай, не отдам… Порфирий, ступай скажи конюху, чтобы не давал овса лошадям его…»

«Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруну, кутилы, лихачи, народ видный. Ноздрёв в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять». «Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории». «Ноздрев во многих отношениях был многосторонний человек, то есть человек на все руки. В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё что ни есть на всё что хотите…это происходило просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера».

Отсутствие развития – признак неживого. Груб, его речь наполнена ругательствами. Ведет себя нагло, вызывающе, агрессивно, энергия его превратилась в разрушительную и скандальную суету».

Экономический упадок связан с безалаберностью и прожигательством жизни. Моральное разложение героя проявляется в бесшабашном вранье, мотовстве и шулерстве.

Собакевич

«Чичиков еще раз окинул комнату и всё, что в ней ни было, - всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома…Стол, кресла, стулья – всё было самого тяжелого и беспокойного свойства,- словом,каждый предмет, каждый стул, казалось говорил: «И я тоже Собакевич!»

«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «казалось в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а,как у бессмертного кощея, где-то за горами, и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне её, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

«Чертов кулак», по выражению Чичикова, - это воплощение прочной силы; нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.

Прижимистый и упрямый хозяин. Тяготеет к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищническому накоплению.

Плюшкин

Дом Плюшкина – это «вымершее место». «Какую-то особенную ветхость заметил он [ Чичиков] на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо, многие крыши сквозили как решето. Окна в избенках были без стекол, иные были затянуты тряпкой или зипуном. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь…» « Каким-то старым инвалидом глядел сей странный замок [ господский дом], длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два». «Зеленая плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, - наполняла дом… Всё говорило, что здесь хозяйство текло в обширном размере, и все глядело нынче пасмурно. Ничего не заметно было оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома».

«Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхает подозрительно самый воздух. Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на , какая идет на сапоги; назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук. Словом, если бы Чичиков встретил его, так принаряженного, где-нибудь у церковных дверей, то, вероятно, дал бы ему медный грош.

«Он[Чичиков ]вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый поношенный колпак, лежавший на столе». « На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». « С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога».

Для Плюшкина продажа «мертвых душ» оказалась настоящим подарком.

Фамилия подчеркивает «сплющенность», искаженность персонажа и его души, Только этому помещику дана биография (то есть его характер дан писателем в развитии) – показано, как происходил процесс деградации. Рассказ о прошлом Плюшкина делает его образ скорее трагическим, чем комическим. Пользуясь приёмом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и уродливо-безобразное в пределах одной жизни. «…всё может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости». Гоголь называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

В Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него дороже людей, в которых он видит только мошенников и воров. Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств.

Вывод: таким образом, помещиков в поэме объединяют пошлость и духовная пустота. Автор не ограничивается объяснением духовной несостоятельности персонажей только социальными причинами. Причиной её могут быть и внутренний мир человека, его психология. Поэтому падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Реализм Гоголя включает в себя глубочайший психологизм.

Образы помещиков и сравнение их с Чичиковым("По поэме "Мёртвые души")

"Мёртвые души" - одно из ярчайших пр-ий русской и мировой лит-ры, вершина худ. мастерства Гоголя.Одной из основных тем в тв-ве Гоголя явл. тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гголя явл. сатира. В образах помещиков отражается процесс постепенной дуградации помещичьего класса, выявляются все его опроки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией и
"Бьёт прямо в лоб".Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл, подтекст. Поэма построена как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего "мертвые души".
Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика.Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскуднения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества

Открывает портретную галерею помещиков Манилов(Iглава).Уже в самой фамилии проявляется его характер. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая "немногих могла заманить своим местоположением". С иронией описывает автор господский двор, с претензией на " англицкий сад с заросшим прудом", жиденький кустиками и с бледной надписью "Храм уедимнённого размышления". Говоря,о Манилове автор восклицает: " Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова". Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но всё это приняло у него уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знал жизни, реальность подменялась у него пустой фантазией. Он любил поразмышлять и помечтать, при это иногда даже о вещах,полезных для крестьян. Но его прожекторство было далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знал и никогда не думал.(илиМ. живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие, он является сентиментальным фантазёром, не способным к практическому действию)
Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим человеком. Иронично автор высказывается об обстановке дома
Манилова, в котором "вечно что-нибудь недоставало", о его слащавых отношениях с женой. В момент разговора о мертвых душах Манилов сравнивался со слишком умным министром. В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещённым, но это лишь одна видимость

Третья глава поэмы посвящена образу Коробочки, которую Гоголь относит к числу тех "небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода!" (или М.с Коробочкой являются в некотором роде антиподами:маниловская пошлость скрывается за высокими фазами, за рассуждениями о благе Родины, а у Коробочки духовная скудность предстаёт в своём естественном виде.Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми.Главная цель её жизни - упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит веё поместье следы умелого хозяйствования. Эта хоз-сть обнаруживает её внутреннее ничтожество.
У неё, кроме желания преобрести и извлечь пользу нет чувств. Подтверждением является ситуация с "мёртвыми душамит". Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие преметы своего хоз-ва. Для неё нет разницы между одушевлённым и неоудушевлённым существом. В предложении
Чичикова её пугает только одно: перспектива что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за "мёртвые души".Коробочка не собирается уступать их Чичикову по дешевке. Гоголь наградил её эпитетом "дубиноголовая".)Эти деньжонки получаются от продажи самых разнообразных продуктов нат. хоз-ва.
Коробочка поняла выгоду торговли и после долгих уговоров соглашается продать такой необычный товар, как мёртвые души

При переходе к образу Ноздрева Гоголь подчеркивает контраст между ним и коробочкой. В противоположность неподвижной помещице Ноздрев отличается удалью и "широким размахом натуры". Он подвижен, готов заняться любым делом, незадумываясь каким, но вся его активность лишена идеи и цели.Поэтому все его порывы заканчиваются так же легко, как и начинаются, без каких-либо положительных итогов:"Всё заканчивается или пустяками, или всевозможными историями". Его активность направлена на прожигание жизни. Он кутила и лихач. Ноздрев оказывается повсюду, где его могут ожидать удовольствия жизни. В отличие от Коробочки, Ноздрев не склонен к мелкому скопидомству. Его идеал - люди, всегда умеющие весело прожигать жизнь, не обремененные никакими заботами. В главе о Ноздреве мало деталей, отражающих быт его крепостных крестьян, но само описание помещика даёт исчерпывающую информацию об этом, поскольку для Ноздрева крепостные люди и имущество - равнозначные понятия. Оба являются источником прожигания жизни. Везде, где появляется Ноздрев, там кутерьма, скандал. В понимани Ноздрева его жизнь наполнена смыслом. В этом отношении он напоминает манилова, но отличается тем, что любит приврать, приукрасить. В разговоре с Чичиковым он хвастается абсолютно всем: жеребцом, прудом, собакой, - и в своей лжи просто не истощим. Ложь для самой лжи. В отношении с людьми Ноздрев свободен от каких- то норм и принципов. Он легко сходится с людьми, но не остаётся верен своему слову, не чьему-либо другому. В стремлении Ноздрева внести разлад в чужую жизнь чувствуется желание всем напакостить. В итоге, вся многосторонность героя лишена какого-либо положительного начала.Гоголь
Ноздрева назвал "историческим человеком".(" Ноздрев был в некотором отношении исторический человек")Ни на одном собрании,где он был, не обходилось без историй.

В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет.
При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. "Он был похож на средней величины медведя",- пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов,далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением:" Просвещение - вредная выдумка". В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки, он хоршо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он жвёт, знает людей.В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность
Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди - разбойники, негодяи, дураки.(в доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила:"И я тоже Собакевич"
Последний помещик, которого посещает Чичиков, - Плюшкин, подобен по стремлениям К. и С., но стремление к накопительству принимает у него характер всеобъемлющей страсти. Единственная цель его жизни - это накопление вещей. В итоге он не отличает важного, нужного от мелочей, полезного от несущественного. Всё, попадающееся ему под руку, представляет интерес. Плюшкин становится рабом вещей. Жажда накопительства толкает его на путь всяческих ограничений. Но сам он не испытывает никаких неприятных ощущений от этого. В отличие от других помещиков, история его жизни приведена полностью. Она раскрывает истоки его страсти. Чем больше становится жажда накопительства, тем ничтожнее становится его жизнь. На определённом этапе деградации Плюшкин перестаёт испытывать потребность в общении с людьми. Своих детей он стал воспринимать,как расхитителей своего имущества, не испытывая никакой радости при встрече с ними. В итоге он оказался в полном одиночестве. Гоголь подробно останавливается на описании положения крестьян этого богатейшего помещика.*******************************************************************
******Чичиков

В «М.д.» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек выделяющийся из общей картины российской жизни - это Чичиков. Раскрывая его образ, автор повествует о его происхождении и формировании его характера. Чичиков - персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что
Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, - беречь и копить копейку. Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Он пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей: обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне - орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко находит себе оправдания.

С каждой главой мы видим всё новые возможности Чичикова: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой - мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым - напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим «великодушием».

Но обратим особое внимание на те моменты поэмы, где Чичикову нет необходимости маскироваться и изменять себя ради приспособления, где он остается наедине с самим собой. При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем, что бы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама ярко напоминает привычки Плюшкина. С
Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за которой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что Чичиков похож на Собакевича: «…никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич». В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, и мелочность Коробочки, и самовлюбленность
Ноздрева, и грубая прижимистость, холодный цинизм Собакевича, и жадность
Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель, и обладает всеми необходимыми качествами: «…и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», но он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна радость жизни.

Чичиков умеет приспосабливаться к любому миру, даже его внешний облик таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «не слишком толст, не слишком тонок», «человек средних лет» - все в нем неопределенно, ничто не выделяется.

Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели.
Чичиков вынужден бежать из города, но на этот раз он достиг своей цели, приблизился ещё на одну ступеньку к своему безликому «счастью», и всё остальное для него теперь уже неважно.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Многие слышат о помещиках в Мертвых душах, которых так ярко изобразил Николай Гоголь, однако не все знают, для чего были созданы эти персонажи, и как их можно охарактеризовать.

Итак, помещики в Мертвых душах – положительные или отрицательные характеры? В поэме Мертвые души Николай Гоголь изобразил, какими бывают русские помещики, с помощью пяти характеров.

Образ помещика Манилова в Мертвых душах

Первый, к кому обращается Чичиков со своим смутным предложением купить мертвые души, является обходительный Манилов . Приторными, вызубренными за много лет пустого существования речами он располагал к себе нового знакомого.

Бесчувственный Манилов любил предаваться мечтам, которые никуда не вели. Он жил в своём безмятежном мире, в мире без проблем и страстей.

Образ помещицы Коробочки в Мертвых душах

Далее дорога завела Чичикова к Коробочке, очень бережливой пожилой помещице. Это весьма интересный персонаж. Она ведет дела с умом и мелкой расточительностью, поэтому деревня пребывает в неплохом состоянии. Однако в то же время Коробочка медленно соображает, боится перемен: время в её доме будто застыло.

Всё это не дало Чичикову возможность сходу договориться о сделке. Помещица Коробочка жутко боялась продешевить, ведь не могла понять цель покупки мертвых душ.

Образ помещика Ноздрева в Мертвых душах

Следующий, кому предложили избавиться от них, стал помещик Ноздрев. Этот безумный человек полон энергии, страсти, однако направляет свой бурный поток не в то русло.

И снова Николай Гоголь заставляет читателя удивляться никчемности жизни помещика, потому что ложь и хвастовство помещика Ноздрева не имеют ни предела, ни смысла.

Хотя этот и другие помещики в Мертвых душах Гоголя являются очень яркими характерами, их объединяет одно – душевная пустота.

Образ помещика Собакевича в Мертвых душах

В деревне Собакевича каждое строение прочно и неуклюже, что под стать самому хозяину. Но мощь крепко сложенного помещика увядает, пропадает впустую. Ей негде развернуться, поэтому душа Собакевича тоже не знает развития.

Опять же за внешней оболочкой всего лишь пустота.

Образ помещика Плюшкина в Мертвых душах

Пожалуй, самый ужасающий образ в поэме – образ помещика Плюшкина. Человек, который когда-то вёл светлую, полноценную жизнь, превратился в фанатичного собирателя, стремящегося властвовать над всем, что попадается ему на глаза. Фамилия Плюшкин говорит о нездоровой страсти иметь каждую мелочь, считая её некой плюшкой, то есть полезной.

МАНИЛОВ. "...Помещик..., еще вовсе человек не пожилой..." "...Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами..." Глаза "сладкие, как сахар". Выражение лица " не только сладкое, но даже приторное..." "...черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару..." "Жена его... впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то, что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь..." Сыновья - Алкид и Фемистоклюс: "Фемистоклюс!" сказал Манилов, обратившись к старшему..." "Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр..." "...Манилов будет поделикатней Собакевича..." "...В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную." "...Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова..." "От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор [...] словом, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было." "Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно." Манилов " туг на ухо", красиво пишет (" Славно написано... не нужно и переписывать..." (Чичиков о Манилове). "Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою..." "Конечно, можно бы заметить, что в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов, и много бы можно сделать разных запросов. Зачем, например, глупо и бестолку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердым образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо." "В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: "Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы"." "В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: "Душенька, нужно будет завтра похлопотать чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель, - говорит он жене.." "В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года." Отношение к крестьянам: "Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил "Барин, позволь отлучиться на работу, подать заработать" "ступай", говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать." Господин Манилов - гостеприимный, радушный хозяин: "... По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более..." Отношение к людям: "... в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства..." КОРОБОЧКА "... Коллежская секретарша [...] Настасья Петровна..." " женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее..." "...Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов..." Хозяйка: "...У вас, матушка, блинцы очень вкусны, – сказал Чичиков...""...помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть..." (крестьян)." О " мертвых " душах - Чичикову: "... Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят..." "... лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам..." « "...Эк ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков "...Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик..." Верит и в Бога и в нечистую силу: "... С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь..." "...да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих..." (Мысль о черте).

В следующих главах читатель знакомится с Ноздревым, Собакевичем и Плюшкиным.