Конспект на тему: «Башкирское национальное жилище — юрта. Башкирские юрты

А здравый смысл говорит нам о том, что существуют факторы, которые делают круглогодичное проживание в кочевой юрте, мягко говоря, проблематичным. Один из этих факторов-длинная, снежная и холодная башкирская зима. Доходит до - 40 градусов. Рассмотрим по пунктам:

1. Отопление. Юрта отапливается открытым очагом, дым (и большая часть тепла) от которого выходит через отверстие в крыше. Необходимо сделать полугодовой запас сухих дров, т.к. топиться сушеными отходами конской жизнедеятельности (как, например, это делают в Казахстане, Киргизии или Тибете)-это верная холодная смерть. А значит, вам нельзя удаляться от леса.

2. Питание. Единственным животным, доступным для разведения в кочевых условиях, в этой климатической зоне является лошадь. Только она способна выжить в мороз под открытым небом на скудном подножном корме. Вопрос: где вы станете искать свой табун (чтобы отведать свежего мяса) в чистом поле по колено в снегу? Значит вы должны создать для своей семьи запас продовольствия на всю зиму. А для этого необходимо выкопать рядом с юртой надежный ледник для хранения грибов, ягод, рыбы, вяленого и мороженого мяса, иначе ваши запасы станут легкой добычей для грызунов, лис, волков и медведей-шатунов. И это нелегкий труд, чтобы заниматься им каждый год на новом месте. В пешей доступности должен располагаться источник питьевой воды: ручей или река. Т.к. топленый снег-это дистиллированная вода, малопригодная в пищу.

3. Конструкция. В условиях обильного снегопада велика вероятность того, что свод будет продавлен снежной массой- ведь снег не имеет обыкновения скатываться с шершавой поверхности. Обитатели должны регулярно счищать его. невзирая на холод, ветер и время суток.

Согласитесь-все это мало походит на вольную и беззаботную кочевую жизнь.

К слову: в условиях открытого очага уже через несколько месяцев вся ваша одежда и скарб прокоптятся до неузнаваемости. В этом отношении юрта мало чем отличается от чукотского чума. А потому красочное убранство выставочных башкирских юрт имеет мало общего с жизнью.

Из всего вышесказанного можно сделать единственный вывод: юрта, в условиях башкирского климата, является чисто летним жилищем, т.е. мобильным летним домиком. А башкирскую зиму комфортнее и безопаснее проводить в деревянном срубе. И официальная историческая наука нас в этом выводе поддерживает. Читаем везде: от кочевого образа жизни башкиры перешли к полукочевому. Т.е. зиму они проводили в стационарных теплых жилищах, которые удовлетворяли всем, перечисленным выше требованиям, а летом кочевали вслед за своими табунами, перевозя с собой юрту. Да, все правильно, скажет большинство читателей. Нет, все не так-скажу я. Почему? Потому что все эти кочевые и полукочевые термины придуманы людьми, писавшими подобные исторические сказки в теплых кабинетах и никогда не жившими в условиях натурального хозяйства. Нет и не может быть в условиях башкирского климата ни кочевого, ни полукочевого образа жизни, а только оседлый. БАШКИРЫ НИКОГДА НЕ БЫЛИ КОЧЕВНИКАМИ! Поясню:

Летом вы пасете свой табун, подсчитываете приплод-все хорошо. Наступает осень, нужно возвращаться на зимние квартиры и делать запасы на зиму. Вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ С ТАБУНОМ?! Ответ неожиданный и единственно возможный: БРОСИТЬ В ЧИСТОМ ПОЛЕ! Без вариантов! Наедине с волками, зимней стужей и бескормицей-лошади ведь не гуси и на юг не улетают. Парадокс? Но вы же кочевник и не занимаетесь заготовкой кормов на зиму. Да и при всем желании сделать это невозможно: у вас нет ни трактора, ни даже косы... Да и металла вы не знаете. А если бы и знали, то речь идет о табуне а не об одной лошади, а это совершенно несоизмеримые масштабы. И где же вам искать свой табун по весне, вернее то, что от него останется? И останется ли... Ведь поголовье волков, с помощью лука и стрел, сократить невозможно, а конокрадство во все времена было легким и доходным криминальным бизнесом. К тому же лошадь-это не домашнее животное и она легко обходится без человека в природе, и по весне к вам сама не вернется. А Башкирия - это не африканский парк Серенгети, где, по окончании зимы, вы пойдете и наловите новый табун.

И что же делать? А нужно вам, уважаемый кочевник, умерить свои аппетиты с табуна до пары свиней, пары коров, десятка куриц или гусей, десятка овец (непонятно лишь, где их взять - ведь в природе не встречаются, ни домашние свиньи, ни коровы, ни овцы, ни курицы и ни гуси?) и одной лошадки. Поселиться в обществе себе подобных (чтобы не так страшно было) в деревянном срубе (если, конечно, у вас есть топор, пусть даже каменный, и силы для его строительства) , поскольку жизнь в землянке человеческому здоровью противопоказана а в юрте холодно, сыро, дымно, темно и небезопасно, на берегу реки, чтобы было где наловить рыбы, вблизи леса, чтобы было куда сходить по грибы, по ягоды и по дрова, и все лето не загорать на солнцепеке, поглядывая на пасущиеся стада, а обильно поливать землю-матушку собственным потом, заготавливая корма для скотины на долгую зиму (хотя, я слабо себе представляю, как это можно сделать без металлической косы). Сажать огород для себя и своей семьи (с деревянной лопатой можно). Заготавливать дрова и дикоросы. А если, не дай бог, вам уже известны злаки, то- пиши пропало: вы уже не человек, а рабочая скотина и закончите свой век в борозде. Потому что такие физические нагрузки, что прописали вам жизнерадостные мужи от исторической науки в своих учебниках, ни один человеческий организм выдержать не в состоянии.

Представьте, ваш покорный слуга жил подобной (с большой натяжкой, конечно) жизнью в глухой забайкальской деревне в 70-х годах прошлого столетия. Чтобы прокормить зимой 5 голов крупного рогатого скота, 2 свиньи и десяток куриц, мы с отцом все лето махали косами. А еще был огород, а еще бескрайнее картофельное поле. Каждодневный уход за всей этой скотиной-помню, как однажды зимней ночью (-42) помогали разродиться первотелке, вытягивая теленка за передние ноги.... А родители еще работали в совхозе. А коров надо доить в 5 утра, а питьевую воду привезти в двухсотлитровой бочке на телеге (на санях) с реки за несколько километров... А машину дров на зиму привезти за 120 километров, напилить и наколоть их. И т.д и т.п. Непрерывный физический труд, который нельзя отложить на завтра. И это при наличии электричества, техники и цивилизации-поначалу даже работала общественная баня! И хлеб не пекли а покупали в магазине - его привозили из райцентра за 50 километров.+

1. Башкиры никогда не были ни кочевниками, ни полукочевниками-потому что такой образ жизни невозможен в климатических условиях Башкортостана.

2. Юрта не является национальным жилищем башкир, поскольку в ней не было необходимости. У людей попросту не было времени выезжать с юртой на природу и нюхать цветочки-летом их ждал каторжный труд на земле.+

3. Почему башкиры считают себя кочевниками? Думаю, что КТО-ТО (или ЧТО-ТО), ИМЕЮЩИЙ ВЛАСТЬ НАД НАМИ, просто вложил эту мысль в их (и наши) умы.

Тот, кто не согласен с моими выводами, пусть объяснит: почему башкиры вольную, сытую и беззаботную кочевую жизнь вдруг сменили на полную лишений, каторжного труда и нищеты оседлость? НА ЧТО ОНИ ПРОМЕНЯЛИ СВОИ ТАБУНЫ?!

Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару.

Юрта, безусловно, выдающееся изобретение древних скотоводов – кочевников. Из – за ее легкости при транспортировке, устойчивости при степных ветрах и ураганах, способности сохранять тепло в стужу, прохладу – в жару, возможности быстро разобрать и собрать и т.д. - она была идеальным жилищем.

Традиционная юрта как жилище у башкир ныне не сохранилась. Ее можно видеть на весеннем празднике «Сабантуй», а так же в крупных музеях Башкортостана. Однако, она бесследно не исчезла. Любуясь знаменитыми готическими соборами Западной Европы с их стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), невольно задаешься вопросом: не юрта ли является их прототипом, так как в их конструкции много общего.

Юрта для степных кочевников была центром мироздания. В ней начиналась их жизнь, в ней же она и заканчивалась. Она была микрокосмом в макрокосме, моделью мира, который древним людям представлялся сначала плоским, одноярусным, затем двухъярусным: внизу – земля, вверху – небо со звездами. Племена передвигались по обширным пастбищам, преодолевая огромные степные пространства и стали замечать округлость горизонта, выпуклость земной поверхности, что и отразилось в их микрокосме: могилам своих сородичей они стали придавать вид шатровых сегментов, насыпая курган как модель видимого мира, очерченного кольцом кругозора. По образу и подобию видимого мира сооружали не только могилы, но и жилища. Мир как круг сначала воплотился в круглой юрте, позже – на стационарном жилище – избе. Юрта, как и космос по вертикали имела три уровня: пол (олицетворял землю), внутреннее пространство (воздух) и купол (небосвод). Пол юрты для кочевника был нечто большее, чем земляной или деревянный пол для оседлого землепашца: на полу юрты спали, ели, отдыхали, принимали гостей, здесь же проходили праздники, свадьбы, поминки, рождались и умирали. Поэтому он был предметом особой заботы, особого внимания кочевников, чего не скажешь о тех, кто обитал в избе. Пол юрты застилали узорными кошмами, шерстяными паласами, коврами, создавая, тем самым художественный интерьер юрты.

Внутренние стены юрты (воздух) закрывались большими узорными тканями, домотканными паласами, развешанными в развернутом виде на решетчатом остове; на их фоне висели тканые и вышитые полотенца, праздничная одежда, украшения, охотничьи принадлежности, конская упряжь, оружие, которые вкупе с орнаментированным полом создавали своеобразный ансамбль.

Купол юрты олицетворял небосвод, отверстие в нем, через которое проникал свет, ассоциировалось с солнцем. Круглое навершие юрты (сагырак), образующее купольное отверстие, носило сакральный смысл, было священным, переходило от отца к сыну, от старого жилища к новому. Через него проходит осевая линия, по отношению к которой организуется все внутреннее пространство юрты.

При выполнении творческого проекта наша задача заключалась не только в изучении жизни, быта башкир, их жилища. Мы постарались воссоздать культуру народа, национальное жилище в макете – юрте.

1.2. Цели и задачи:

Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи;

Дать детям представление о жилище башкир – юрта;

Показать характерные особенности украшения юрты;

Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях животноводами Казахстана , Кыргызстана и Монголии .

Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», «Родина», а также - пастбище , родовая земля. В киргизском и казахском языках слово «Ата-Журт» означает «Отечество», дословно: «Отцовский дом». В современном монгольском языке слово юрта (гэр) синонимично «дому».

ИСТОРИЯ ЮРТЫ

IX веках андроновцев хуннов Катон-Карагайского района

Приобретение практических навыков шитья национальных костюмов;

Практическое воссоздание башкирской юрты и его внутреннего убранства;

Познакомить с башкирскими словами.

ИНТЕРЬЕР БАШКИРСКОЙ ЮРТЫ

Вход в юрту располагался с южной стороны. Противоположная входу сторона считалась главной, почетной и предназначалась для гостей. В центре жилища располагался очаг. Над ним, в самой верхней точке купола, находилось дымовое отверстие. Если очаг был вынесен на улицу, то в центре, на кошмах, расстилалась скатерть, вокруг раскидывались подушки, мягкие подстилки, чепраки.

Внутреннее убранство юрты складывается из предметов, изделий, созданных домашними промыслами в различных регионах Башкирии. Круговая форма юрты, отсутствие внутреннего деления на секции, ограниченность площади привели к размещению бытовых предметов вдоль кереге или на его головках, а также на уыках. Но, несмотря на отсутствие секций внутри юрты, каждая часть интерьера имеет свое традиционное назначение

Особое внимание уделялось полу, который должен был быть теплым, мягким и уютным (гостям предлагали дополнительные коврики и подушки).

С помощью занавески (шаршау) юрта разделялась на мужскую (западную) и женскую (восточную) половины. В мужской половине, у стены напротив входа, размещались сундуки на низеньких деревянных подставках. На сундуках складывались паласы, кошмы, стеганые одеяла, тюфяки, подушки, перетянутые специальной нарядно расшитой лентой (тyшэк тартма). На стенах юрты была развешана праздничная одежда. На видном месте помещались резные седла, инкрустированная упряжь, лук в кожаном футляре и стрелы в колчане, сабля и другое боевое оружие. На женской половине была сосредоточена различная кухонная утварь.

В центре юрты, считающемся по поверьям башкир «пуповиной» жилища, располагается очаг, на котором готовили пищу, а в холодное время года здесь разжигали костер, обогревая юрту.

WeiV n наносили тамгу – знак родовой принадлежности или высекали имя умершего, годы жизни, изречения из Корана.

Столбики-надгробия делались из досок, бревен и полубревен высотой в среднем от 0,5 до 1,5 м. Верхняя часть столба вырезалась в форме человеческой головы. Намогильные камни также были различной формы и высоты, приблизительно от 30 см до 2,5 м. Могильный холм сверху обкладывался камнями различной высоты или поверх могилы ставился сруб. Стенки срубов обычно состояли из трех–восьми венцов.

После погребения все присутствующие отправлялись в дом умершего, а мулла мог оставаться на кладбище. По представлениям башкир, как только люди отходили от могилы на 40 шагов, покойник оживал и садился в могиле. Если покойник был праведником, он легко отвечал на все вопросы, а если грешником – не в силах был отвечать на них.

Башкиры считали, что после ухода людей с кладбища, тотчас к погребенному возвращалась душа. Смерть человека представлялась как переход души в новое состояние. При жизни у каждого человека была душа – йән. Она считалась главной частью человека, отсутствие ее вело к смерти.

Поминки, в отличие от похорон, не были строго регламентированы исламом, и связанная с ними обрядность у разных групп башкир не была единообразной. У башкир обязательно поминки справлялись на 3, 7, 40-й день и через год. Согласно древним верованиям, умерший продолжал жить после своей смерти. Его душа якобы влияла на живых, и они должны были проявлять о нем заботу. Поминальная пища у различных групп башкир была разной. Она зависела как от благосостояния устраивающего поминки, так и от местных традиций в приготовлении пищи. В день похорон варили пищу в соседнем доме, так как в своем в течение двух дней готовить было нельзя. Но этот запрет не везде соблюдался строго. Поминальную пищу обязательно должен был попробовать каждый, а если не мог все съесть, уносил с собой, чтобы не обрекать покойника на голод на том свете.

В прошлом одежда покойного раздавалась людям, участвующим в похоронах. Часть имущества умершего (имеется в виду его личное имущество) давали мулле в вознаграждение за то, что он обязывался молиться за умершего в течение довольно продолжительного времени.

В целом семейный быт башкир строился на почитании старших, свекра и свекрови, родителей, на беспрекословном подчинении им. В советское время, особенно в городах, семейная обрядность упростилась. В последние годы наблюдается некоторое оживление мусульманской обрядности.

Основные события общественной жизни башкир происходили в весенне-летнее время. Ранней весной после прилета грачей в каждом ауле устраивали празднество «карга туй» («грачиный праздник») в честь оживающей природы и культа предков. Грачи, первыми прилетающие с юга, в представлениях башкир олицетворяли пробуждение природы. Вместе с природой, по народным поверьям, на какое-то время оживали и умершие предки. Смысл праздника – торжества по случаю всеобщего пробуждения, обращение к духам предков и силам природы с просьбой сделать год благополучным, плодородным. Участвовали в празднике только женщины и подростки. Угощали друг друга ритуальной кашей, чаем, водили хороводы, соревновались в беге, веселились, в конце праздника остатки каши оставляли на пнях и камнях со словами: «Пусть поедят и грачи, пусть год будет плодоносным, жизнь благополучной». Праздник бытует и в настоящее время, в них могут принимать участие и мужчины. Кое-где, главным образом в западных районах, этот праздник известен под названием «карга буткаһы» («грачиная каша»), по-видимому, по основному ритуальному блюду. Наблюдается одна закономерность: там, где бытует название «карга буткаһы», праздник пользуется меньшей значительностью, ритуал беднее, и часто сводится к увеселениям и играм подростков.

Накануне весенних полевых работ, а местами – после них, проводили праздник плуга (һабантуй). Для праздника забивали кобылицу, корову или несколько баранов, приглашали гостей из соседних деревень, до и после общей трапезы устраивали борьбу (көрәш), конные скачки (бәйге), соревнования в беге, стрельбе из лука , шуточные состязания (перетягивание каната , бой мешками, разбивание горшков с завязанными глазами и др.). Праздник сопровождался моленьями на местном кладбище. В ряде мест сабантуй и каргатуй перекрывали друг друга: там, где устраивался сабантуй, не проводили каргатуй, и наоборот.

По-видимому, до начала XIX в. и даже раньше к весенним празднествам приурочивались годичные поминки наиболее знатных предков, также сопровождавшиеся спортивными состязаниями, обильной трапезой и увеселениями. Об этом имеются указания в устно-поэтическом творчестве народа и некоторых письменных источниках.

В середине лета проходил джиин (йыйын), праздник, общий для нескольких деревень, а в более далекие времена – племени, волости. До XVIII в. каждая из четырех дорог (областей) Башкирии проводила свой джиин, на которых решались разного рода общественные вопросы, устраивались пиршества, состязания. По наиболее важным вопросам созывались общебашкирские джиины, которые были запрещены властями в XVIII в. Во время джиинов совершались торговые сделки, брачные сговоры, устраивались ярмарки.

Сабантуи и джиины ныне проводятся во многих деревнях, районах и городах республики и стали общими праздниками народов Башкортостана.

Летом же организовывались девичьи игры на лоне природы (кыззар уйыны), совершался обряд «кукушкин чай» (кәкүк сәйе), в котором участвовали одни женщины.

В засушливое время проводился обряд вызывания дождя (теләк) с жертвоприношениями, обливанием друг друга водой. Во время обряда ловили молодых женщин и бросали в реку, озеро. Это делалось в игровой форме, но не трудно догадаться, что тут содержится намек на более древний обычай – приносить в жертву молодых женщин духу водной стихии, хозяину воды. Если же выпадал год дождливый и было мало тепла и солнца, проводился другой, противоположный обряд – вызывания солнца, теплой и ясной погоды. Обряды отличались лишь тем, что в первом случае забивали животных темной масти, во втором – белой.

Относительно весенне-летних праздников и обрядов необходимо отметить, что многие исследователи причисляют их к разряду чисто земледельческих. Между тем этнический ареал распространения показывает, что они бытовали в кочевой скотоводческой среде не меньше, чем у земледельцев. Да и сама обрядность часто носила скотоводческий характер. И логически вытекает вопрос: разве скотоводу было безразлично, каким выпадет год, будет ли трава и благоприятная для скота погода?

В общественном быту башкир большую роль играла помочь (өмә), особенно во время строительства дома. На сборку сруба собирались чуть ли не всей деревней, а когда дом был готов, также праздновали всей общиной. Устраивали өмә во время сенокоса, жатвы, молотьбы.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Обряд – как смысл повседневной жизни.

2. Обычаи и обряды современного башкирского общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Объясните особенности большой семейной общины у древних башкир.

2. Какие обычаи сохранились в брачных отношениях?

3. Как проходила брачная церемония у башкир?

4. Основные этапы и ритуалы процесса бракосочетания.

5. Как проходил родильный обряд башкир?

6. Как осуществлялись похороны и поминовение у башкир?

7. Виды весенних праздников башкир и их смысл.

8. Что организовывалось в летнее время для женщин?

9. Формы, виды и особенности праздника «сабантуй».

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бикбулатов: Краткий этноисторический справочник / . – Уфа, 1995.

2. Кузеев Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю / . – М., 1992.

3. Культура Башкортостана. Люди. События. Факты. – Уфа, 2006. – 72 с.

4. Руденко: Историко-этнографические очерки / . – М.; Л., 1955.

5. Халфин культуры Башкортостана: Хрестоматия для студентов вузов РБ. Вып. 10 / ; МО РФ; УТИС; ИИЯЛ УНЦ РАН. – Уфа, 2001. – 342 с.

6. Хозяйство и культура башкир в XIX – начале XX в. – М., 1979.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арсланова кухня / . – Уфа, 1992.

2. Бикбулатов аул: Очерк общественной и культурной жизни / . – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1969. – 215 с.

3. Очерки культуры народов Башкортостана: Учебное пособие / Под ред. . – 2-е изд., перераб. и доп. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2006.

4. Петров пчела / . – Уфа, 1983.

5. Руденко: Опыт этнологической монографии. Ч. II. Быт башкир / . – Л., 1925.

ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БАШКИР

Башкирский мужской костюм в XIX в. был однотипен для всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили короткую безрукавку (камзул). При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани (елән, бишмәт). В холодное время башкиры носили овчинные шубы (тире тун), полушубки (билле тун) и суконные халаты (сәкмән).

Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки (түбәтәй). В холодное время поверх тюбетеек надевали меховые шапки (бүрек, кәпәс). В степных районах в зимние бураны носили теплые меховые малахаи (колаксын, малахай) с небольшой тульей и широкой лопастью, прикрывавшей затылок и уши.

Наиболее распространенной обувью у восточных и зауральских башкир являлись сапоги-сарыки (сарык) с мягкими кожаными головками и подошвами и высокими суконными или хромовыми голенищами. В северных и северо-западных районах Башкортостана почти круглый год ходили в лыковых лаптях (сабата). Повсеместно зимой носили валенки (быйма). На остальной территории преобладали кожаные башмаки (ката) и сапоги (итек). Пожилые мужчины, обычно родовая знать и представители духовенства, носили мягкие сапожки (итек). Выходя из дома, поверх них надевали кожаные или резиновые галоши.

Женская одежда была более разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья (күлдәк) и шаровары (ыштан). Замужние женщины до глубокой старости под платьем носили нагрудную повязку (түшелдерек). На платье надевали приталенную безрукавку (камзул), обшитую рядами позументов (ука), блях и монет. На севере Башкортостана в XIX в. получил распространение холщовый фартук (альяпкыс).

Темные халаты, слегка приталенные в поясе, носили повсеместно. На праздничные бархатные халаты нашивали позументы, монеты, подвески, бисер. В зимнее время года богатые башкирки носили шубы из дорогого меха – куницы, лисы, бобра, выдры (кама тун, бася тун). Менее состоятельные надевали теплые халаты из белого домашнего сукна или овчинные шубы.

Наиболее распространенным женским головным убором был хлопчатобумажный платок (яулык). Восточные и зауральские башкирки долгое время после свадьбы носили покрывало из двух неразрезанных фабричных платков красного цвета с крупным узором (кушьяулык). На севере Башкортостана девушки и молодые женщины надевали высокие и меховые шапки. Одним из старинных головных уборов замужней женщины был кашмау (шапочка с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью, спускающейся по спине, которая богато украшалась кораллами, бляхами, серебряными монетами и подвесками). Повсеместно носили пуховую и шерстяную шаль.

Женская обувь мало отличалась от мужской. Это кожаные туфли, сапоги, лапти, обувь с холщовыми голенищами. Общей для мужчин и женщин обувью являлись чулки. У башкир были распространены чулки трех видов: вязаные шерстяные, суконные и войлочные. В конце XIX – начале XX вв. под влиянием городского населения башкиры начинают шить одежду из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Покупают обувь, головные уборы и одежду фабричного производства. Однако традиционная народная одежда продолжала играть ведущую роль.

В наши дни традиционные черты сохраняет лишь одежда пожилых людей. Молодые люди, главным образом молодые женщины и девушки, надевают традиционный костюм только в праздничные дни и на свадьбах. Он широко используется в художественной самодеятельности, театре и во время народных игр и спортивных состязаний.

Орнамент – одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент означает «украшение», «узор».

Первоначальные изображения были бесхитростны: линии, проведенные веточкой или осколком ракушки по сырой глине, или вдавленные в нее семена растений. Со временем реальные семена были заменены на их изображения. Уже в эпоху неолита орнамент керамики представляет собой не случайный набор штрихов, полосок, черточек, а продуманный, композиционно выверенный, наполненный символическим содержанием рисунок.

О совершенно особом месте орнамента в культуре традиционного общества можно судить по активности его использования. Им украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, оружие и доспехи, сбруя коня.

Для башкирского орнамента характерны как геометрические, так и криволинейно-растительные узоры. Форма зависит от техники исполнения. Геометрические мотивы выполнялись в технике счетных вышивок и в ткачестве. Криволинейно-растительные – в технике аппликации , тиснения, серебряной насечки, в технике свободных вышивок (тамбуром, или «косой сеткой»). Обычно узоры наносились на дерево, кожу, металл, полотно. Многообразны приемы орнаментации: резьба и роспись по дереву, тиснение и резьба по коже, обработка металла , аппликация, бранное и закладное ткачество, вязание, вышивка.

Башкирский орнамент – одно из явлений национальной башкирской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для башкирского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества. Почти полное отсутствие в башкирском народном искусстве реалистических изображений животных, людей и пейзажей было обусловлено влиянием мусульманской культуры, а именно – запретом в исламе изображать живое. Ислам не только исключил из искусства все прочие изображения, кроме орнамента, но и определил крайнюю стилизованность его формы, распространение геометрического орнамента. Тем не менее, северные области мусульманского мира знали широкое применение изображений животных в орнаменте, чаще стилизованные, а иногда даже сравнительно реалистического характера.

Язычество с его магическими, тотемическими и анимистическими представлениями оказало значительное влияние на орнамент, его содержание и форму. Принятие и распространение ислама привело к разрушению единой системы языческих представлений и верований. Однако языческие мотивы, связанные с народными мифами, еще долго и прочно жили в декоративно-прикладном искусстве.

По мере развития национальной культуры искусство все больше связывалось с эстетическими потребностями людей. Колористическое решение узоров – ярчайшее проявление национальной самобытности в искусстве. Башкирский орнамент почти всегда многоцветен, в нем преобладают теплые цвета: красный, зеленый, желтый. Реже применяются синий, голубой и лиловый цвета. На цветовую гамму оказало большое влияние появление анилиновых красителей. Их применение разрушило традиционный колорит, который строился на более сдержанных цветовых сочетаниях. До появления анилиновых красителей башкиры использовали натуральные, в создании традиционного колорита применялись натуральные цвета шерсти: белый, серый, черный. Составление цветов в башкирском орнаменте было контрастным: на красном фоне зеленый и желтый узор, на черном – красный и желтый. Фон всегда был активным, для него чаще выбирались яркие красный, желтый и черный цвета; значительно реже – белый цвет холста. Чередование цветов всегда контрастное, светотени почти не встречаются.