Базаров и аркадий. сравнительная характеристика героев


В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”

В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим

В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров “демократ до конца ногтей”. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Важно учесть, что их связывает несколько лет дружбы.

Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.

Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет “молодая смелость да молодой задор”. Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. Базаров говорит Аркадию: “Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает.”. То есть Аркадий не гоᴛᴏʙ к “терпкой, горькой бобыльной жизни” революционера.
Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка ᴄᴫᴏжившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья - революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Аркадий не гоᴛᴏʙ к этому, так как он “мяконький либеральный барич”

В “молодом задоре” либералы не идет дальше благородного кипения, а для Базарова это - “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского подерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.

Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать

В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров трудился.” Базаров проводит опыты читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков

В глазах революционеров труд - необходимое условие жизни. Аркадия же ни разу не видно за работой. Здесь, в имении, раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом а мастерской, а человека в ней - работником. Важно понимать - для Аркадия, как и для всех Кирсановых природа - объект любования, созерцания. Важно понимать - для Базарова это означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом не говорит.

Различны отношения Базарова и Аркадия и к любви и к женщине.

Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом. Чувство к ней возникает, когда начинается духовное общение. Она умна, способна понять его. Базаров, несмотря на внешний ценизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова - барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. По этой причине она тушит в себе появляющееся к Базарову чувство. И здесь Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать. Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в “сломанности”, и говорить он об этом не хочет.

Аркадию знакомство с Катей открывает, что его идеал “ближе”, то есть в семье, в имении. Он сам говорит, что он “уже не тот заносчивый мальчик”, что он до сих пор “задавал себе задачи, которые ему не по силам”, то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров “хищный”, а Аркадий - “ручной”.

Базаров близок к крепостным людям. Он для них “свой брат, не барин”. Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок и его простота. Хотя в его имении крестьяне относятся к Базарову как к барину, во всем романе для народа он “свой”. Аркадий для людей остается барином, хозяином.

Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что “каждый человек сам себя воспитать должен”. Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда - сухость Базарова даже к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: “Люблю, Аркадий!”. Но родители Базарова безнадежно отстали от него. Они не могут идти не только вровень но и вслед за ним.аркадий тоже любит своих близких. Базаров дает меткую, исчерпывающую характеристику родных Аркадия, на что Аркадий ничего не возражает. Этим он как бы выражает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства.

Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Важно понимать - для него “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его.”. Он считает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы денег. Важно понимать - для него “порядочный химик полезней всякого лирика ”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, учитывая, что в науке Россия тогда отставала от Запада. Аркадий любит стихи. Он читал бы Пушкина, если бы не Базаров.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом - конфликтность романа, выраженная приемом контраста.

На основании выше сказанного приходим к выводу, что разрыв Базарова и Аркадия неизбежен Аркадий не гоᴛᴏʙ к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм. Аркадий нашел свой идеал в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим мировоззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Информация с сайта Бигреферат.ру / сайт Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается “либеральным баричем”.

Страница 1 из 1



Что было непонятно Базарову

непонятно Базарову Иосиф Гольдфаин Базаров, герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», выглядит очень современным. Его насмешливое отношение ко всем “сентиментальностям”, его убеждённость, что каждый человек должен заниматься “серьёзным” делом и не отвлекаться на “пустяки”, его нежелание придавать какое-либо значение человеческим чувствам представляются более характерными для нашего времени, чем для середины прошлого века....


Сравнительная характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова

Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду". Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ "нового человека", представителя разночинцев. Двойственное отношение автора к своему герою сказалось в романе, но Тургенев, несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за этими людьми открывается будущее. "Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса", - писал он. ...


Споры Е. Базарова и П.П. Кирсанова в романе "Отцы и дети"

Споры Е. Базарова и П.П. Кирсанова в романе "Отцы и дети" Извечное желание писателя разобраться во всем, что происходит в данный период в его стране, присуще и И.С.Тургеневу. Ярким романом, отразившим целую эпоху в историческом развитии России второй половины XIX века явился роман "Отцы и дети". В книге писатель отразил не только противоречия разных поколений, но и, в большей степени, - борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. ...


Споры Базарова с Павлом Петровичем: кто же прав?

Роман "Отцы и дети", по определению русского писателя Владимира Набокова, - это "не только лучший роман Тургенева, но и одно из самых блистательных произведений XIX века". Центральное место здесь занимают долгие споры молодого разночинца нигилиста Евгения Базарова и стареющего аристократа Павла Петровича Кирсанова. Эти герои отличаются друг от друга всем: возрастом, социальным положением, убеждениями, внешностью. Вот портрет Базарова: "высокого роста в длинном балахоне с кистями", лицо "длинное и худое с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум"; у героя тонкие губы, а "его темно-белокурые волосы, длинные и густые, не скрывали крупных выпуклостей просторного черепа". А вот портрет главного базаровского оппонента: "...вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик... изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов". ...


Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Одна из важнейших черт творчества Ивана Сергеевича Тургенева - желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким произведением, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман “Отцы и дети”. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя волнует другое. Отцы и дети - это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений - дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений - разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова - построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века. ...


БАЗАРОВ И
АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ГЕРОЕВ


(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)


В
произведениях Тургенева второй половины

XIX
века
появляются герои, которым в тягость пустота
их собственной жизни, которые смутно
сознают несправедливость рабства, ищут
новый смысл жизни, порой становясь “лишними”
людьми. В то же время рождаются и появляются
герои - передовые люди. Только в их среде
возникал сознательный протест против
дурного устройства общества. Изображение
этих людей, чаще всего небогатых и
образованных дворян, и занимает большое
место в произведениях Тургенева. Этих людей
отличает высокий нравственный уровень,
широкий кругозор и нежелание идти общим
путем. Таков Евгений Базаров. Его можно
отнести к разряду “новых” людей, но таких
людей, как Базаров, было еще мало в России;
они были одиноки и не поняты массами.

Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко
народными чертами. Ясный ум, практическая
сметка, глубокое знание жизни, неутомимое
трудолюбие, энергия, огромная воля,
независимость в суждениях и поступках,
мужественное и честное отношение к жизни и
к смерти - вот важнейшие особенности
характера Базарова. Он - человек дела, “не
терпит красивых слов”. “Аристократизм,
либерализм, прогресс, принципы, - говорил
между тем Базаров

,
- подумаешь, сколько иностранных... и
бесполезных слов! Русскому человеку они
даром не нужны”.

Базаров -
нигилист, человек, который не склоняется ни
перед какими авторитетами, который не
принимает ни одного принципа на веру.
Действительно, Базаров отрицает весь
существующий строй России, религию,
обветшалую нравственность, дворянскую
культуру, народные предрассудки. Автор
вокруг своего героя создает атмосферу
вражды и непонимания: дворянам с Базаровым
не по пути. Но он наталкивается и на
непонимание со

стороны
народа.

В романе
есть и другие персонажи, разделяющие
взгляды Базарова, увлеченные современными
идеями. Однако Тургенев показывает
глубокое различие между главным героем и
его “учениками”.


Таким “учеником”
является Аркадий Кирсанов. В отличие от
разночинца Базарова - это молодой человек
из дворянской семьи. С первых же страниц
романа мы видим приятелей рядом. И сразу же
автор дает понять, насколько Аркадий
зависит от своего друга, но далеко не во
всем похож на него. Восторгаясь природой в
разговоре с отцом, сын вдруг “бросает
косвенный взгляд назад и умолкает”.
Аркадий находится под обаянием личности
старшего товарища, чувствует в нем
замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи,
шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в
глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд
поэзии, нежных чувств, любит “говорить
красиво”. Нигилистические убеждения не
становятся его натурой. Постепенно между
приятелями назревает конфликт, Аркадий все
чаще не согласен с другом, но сначала не
решается прямо говорить об этом, чаще
отмалчивается.


Прощаясь с
Аркадием, Базаров дает точную оценку
личности своего приятеля, подчеркивает
различия между ними: “Для нашей горькой,
терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В
тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть
молодая смелость да молодой задор, для
нашего дела это не годится. Ваш брат
дворянин дальше благородного смирения или
благородного кипения дойти не может... а мы
драться хотим...”


В сущности,
Аркадий - “мякенький либеральный барич”.
Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание,
мечты о коренных переменах в общественной
жизни, стремление “место расчистить”.
Евгений последователен в своих воззрениях,
иногда доходит до цинизма. Тургенев
подчеркивает, что Аркадия коробит от
циничных высказываний друга. Да и характер
Кирсанова требует постоянной зависимости
от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению,
теперь - Кате.


Неудача
постигает Евгения и в личной жизни - он
полюбил помещицу Одинцову. Эта любовь
сломила Базарова, выбила его из колеи, в
последних главах он уже не тот, каким мы
знали его в начале романа. Несчастная
любовь приводит Базарова к тяжелому
душевному кризису. Все валится у него из рук,
и само заражение его кажется не таким уж
случайным. Базаров умирает, не успев ничего
совершить. Перед смертью, которую он
встречает просто и мужественно, герой как
будто сознает, что время его

еще
не пришло. Тургенев сделал его героической,
благородной личностью, однако обреченной
на гибель.

Я считаю,
что этот роман навсегда останется одним из
самых загадочных произведений мировой
литературы, наряду с “Горем от ума”
Грибоедова. В этих книгах отражены извечные
противоречия человеческой жизни -
максимализм юности и житейская
умудренность, бескомпромиссность... Что
лучше? Ответ на это в вечности, в
спокойствии

“равнодушной
природы”, в последних, примиряющих строках
романа.

Задачи и тесты по теме "БАЗАРОВ И АРКАДИЙ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ"

  • Степени сравнения имён прилагательных - Имя прилагательное 5 класс

    Уроков: 1 Заданий: 7 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Имя прилагательное 6 класс
/ / / Сравнительная характеристика Базарова и Аркадия (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Роман «Отцы и дети» содержит и раскрывает в себе множество проблемных линий, которые не утратили своей популярности и по сей день.

Конечно, это конфликты разных поколений, разных взглядов и миров. Также, читатель наблюдает за любовным конфликтом. Отдельная роль отводиться и проблематике настоящей дружбы.

В тексте романа мы знакомимся с главным героем – . Уже с первых страниц автор знакомит нас с его другом Аркадием. Только ли была между мужчинами настоящая, искренняя дружба? В этом нужно разобраться.

Аркадий был сыном Николая Петровича Кирсанова. Поэтому, невольно, он относился к лагерю отцов. Конечно, парниша пытался изображать из себя такого же ярого представителя нигилистов, однако, у него это плохо получалось. Все это Аркадий делал ради того, чтобы быть похожим на своего товарища – Евгения. Однако, вернувшись в поместье отца, мы все чаще наблюдаем за тем, как Аркадий делает замечания Евгению за неприличный тон в общении со старшими, за хамское поведение.

Окончательную точку в развитии нигилизма в душе Аркадия поставила Катерина, с которой у молодого Кирсанова завязалась любовь. Он понял, что не имеет ничего общего со своим другом и что он совершенно не поддерживает его мыслей и высказываний.

Литературные критики сравнили персону Аркадия с мягким воском. Вот кто примется его обрабатывать, тот и достигнет результата. При смене оппонента, Аркадий подстраивался и всегда менял свои взгляды.

В отличие от Кирсанова, Евгений был самоуверенным и целеустремленным человеком. Он до последнего верил в свои жизненные убеждения, придерживался правилам нигилистов. Герой отрицал все эмоциональное, чувственное. Возможно, именно поэтому, он не смог разглядеть в Аркаше его истинную сущность. Базаров любил поспорить, вступить в конфликт со старшим поколением. Он держал себя в руках, всегда был с высоко поднятой головой. Он умел довести спор до конца и выиграть конфликтное соревнование.

Именно поэтому, Евгений и Аркадий не могли быть настоящими друзьями. Их товарищеские отношения были наигранными. Ведь, как могут дружить люди разных классов.

Обладая более сильным характером, Евгений постоянно подавлял Аркадия. А тот, в свое время, не имея собственной точки зрения, постоянно волочился сзади товарища. Как же такие отношения можно назвать дружбой!

В романе Тургенева “Отцы и дети” изображена эпоха, когда в России назревали значительные перемены. Как раз в это время обострился кризис крепостнической системы, обострилась борьба между революционерами-демократами и либералами. В это время формируется новый тип человека - человека дела, а не фразы. В центре борьбы стоит фигура революционера-демократа. В образе Базарова писатель отразил черты

этого общественного и человеческого типа. Базаров - мощная личность. Не разделяя

В романе есть совсем иные персонажи, по видимости, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между “учителем” и “учениками”.

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим “демократическим” обликом от хозяев-помещиков. С Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, хотя поначалу они считаются друзьями. Но их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, к тому же дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается именно подчинение слабой натуры Аркадия более сильной натуре Базарова. Но все-таки Аркадий постепенно приобретал свое мнение и переставал все повторять за Базаровым.

Разница между героями видна в их поведении. В имении Кирсанова Базаров занимается работой, изучением природы. Главное его дело - это естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем, так как увлечение наукой является типичной чертой культурной жизни России. Аркадий - совершенная противоположность, он ничем не занимается. Ни одно из серьезных дел его по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой, а для Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться.

Совершенно разные суждения можно от них услышать по отношению к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего

тона, которые, как мне кажется, столь важны в дворянском быту. Это сказывается во всех

его привычках, манерах, внешнем виде.

Самый крупный спор у них произошел, когда разговор зашел о роли природы в жизни

человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно ученик” выходит из-под власти своего “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий уже не может быть сподвижником Базарова. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок своему либеральному отцу и Павлу Петровичу.

Зато Базаров перед ними предстает как человек нового поколения, которое пришло на

смену “отцам”, не способным решить основные проблемы эпохи. Аркадий - человек,

принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” противопоставляется действие и бездействие через людей, совсем разных по характеру.

Базаров до конца дней был верен своим убеждениям несмотря на то, что потерял всех своих друзей. Он не потерял веру в те идеи, к которым стремился всю жизнь. Мне нравится в Базарове его живость, энергичность, подвижность. Ему надоело жить старой жизнью, по старым законам. Он хотел лучшей жизни для народа и для всей России.

А Аркадий отошел от убеждений Базарова, как только вернулся домой к своей обычной жизни. Для него нигилистические убеждения были только модой, стремлением подражать “новому поколению”. Но такая жизнь не для него. В конце концов он женился и зажил тихой мирной жизнью, как когда-то его родители.

Мне кажется, да и каждый согласится со мной в том, что такие, как Базаров, нужны России и нынешней, и будущей.

Как противоположные люди в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” показаны два друга

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров - сын уездного лекаря. Он отрицает

не только поэзию, но и музыку, искусство, живопись, любовь к природе. Он насмехается над Рафаэлем. В отличие от Базарова, Аркадий представляется нам романтиком, который

хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам: музыка, поэзия,

живопись присутствуют в его жизни. Тургенев подчеркивает желание Аркадия казаться

взрослым и иметь собственный взгляд на окружающий его мир. Этот молодой человек

изо всех сил старается быть похожим во всем на Евгения Базарова и заслужить его

уважение. Находясь под влиянием друга, Аркадий лишь увлечен идеей отрицания. Он

зависит от Базарова, но далеко не во всем похож на него. А вот Базаров никогда не ищет

ни уважения, ни внимания. Он свободный человек, не зависящий ни от кого. Базаров

считает, что каждый человек должен сам себя воспитать. Автор все время напоминает нам, что Евгений Базаров не чудовище, а всего лишь несчастный, одинокий человек, с острым умом.

Аркадий искренний, бескорыстный, любящий человек. Базаров отрицает романтизм, но все же является романтиком, как и Аркадий. И в порыве откровения признается Аркадию в любви к окружающим. Проследим как раскрываются характеры героев в похожих

ситуациях. Сильно и страстно любит Базаров Одинцову, скрывая свое чувство до

предсмертного объяснения с ней. Аркадий же повторил судьбу своего отца: брак, семья, покой - много ли еще ему надо? Тихое счастье не нужно Базарову, рядом с ним

должен быть сильный и умный друг, которого, к сожалению, не нашел в Анне Сергеевне.

Аркадий живет по принципам, которые Базаров пытается, уничтожить. Базаров - врач по образованию и предпочтение отдает только естественным наукам потому, что они дают точные знания, ему чужда красота природы, мир искусства, он отрицает принципы

аристократов. И Тургенев солидарен с героем. Базаров считает, что “природа - не храм, а

мастерская, и человек в ней работник”. С этой мыслью Аркадий готов был согласиться,

но, развивая эту мысль, он не пришел к тем же результатам, что и Базаров. Аркадий

утверждал, что работнику надо отдыхать, и он не может ограничиться одним сном после

утомительного труда. В этом вопросе их мнения так и не сошлись.

На протяжении романа Базаров стремится понять мужиков. Он воспринимается ими вроде шута, и крестьяне ждут от него не рассуждений об их делах, а медицинской помощи. Насчет Аркадия можно сказать, что он никогда не лезет в чужие дела и не выставляет себя напоказ. Прощаясь с Аркадием, Базаров дает личную оценку приятелю: “Для нашей горькой, терпкой бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится”.

В отношениях Базарова с Аркадием Кирсановым нет настоящего взаимопонимания. Это не единомышленники, а лишь временные попутчики.

В произведениях Тургенева второй половины XIX века появляются герои, которым в тягость пустота их собственной жизни, которые смутно сознают несправедливость рабства, ищут новый смысл жизни, порой становясь “лишними” людьми. В то же время рождаются и появляются герои - передовые люди. Только в их среде возникал сознательный протест против дурного устройства общества. Изображение этих людей, чаще всего небогатых и образованных дворян, и занимает большое место в произведениях Тургенева. Этих людей отличает высокий нравственный уровень, широкий кругозор и нежелание идти общим путем. Таков Евгений Базаров. Его можно отнести к разряду “новых” людей, но таких людей, как Базаров, было еще мало в России; они были одиноки и не поняты массами.

Сын лекаря, внук дьячка, Базаров наделен глубоко народными чертами. Ясный ум, практическая сметка, глубокое знание жизни, неутомимое трудолюбие, энергия, огромная воля, независимость в суждениях и поступках, мужественное и честное отношение к жизни и к смерти - вот важнейшие особенности характера Базарова. Он - человек дела, “не терпит красивых слов”. “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, - говорил

между тем Базаров, - подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”.

Базаров - нигилист, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру. Действительно, Базаров отрицает весь

существующий строй России, религию, обветшалую нравственность, дворянскую культуру, народные предрассудки. Автор вокруг своего героя создает атмосферу

вражды и непонимания: дворянам с Базаровым не по пути. Но он наталкивается и на

непонимание со стороны народа.

В романе есть и другие персонажи, разделяющие взгляды Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое различие между главным героем и его “учениками”.

Таким “учеником” является Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова - это молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим приятелей рядом. И сразу же автор дает понять, насколько Аркадий зависит от своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в разговоре с отцом, сын вдруг “бросает косвенный взгляд назад и умолкает”. Аркадий находится под обаянием личности

старшего товарища, чувствует в нем замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души Аркадий совсем иной: он не чужд поэзии, нежных чувств, любит “говорить красиво”. Нигилистические убеждения не становятся его натурой. Постепенно между

приятелями назревает конфликт, Аркадий все чаще не согласен с другом, но сначала не

решается прямо говорить об этом, чаще отмалчивается.

Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля, подчеркивает различия между ними: “Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор, для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или

благородного кипения дойти не может... а мы драться хотим...”

В сущности, Аркадий - “мякенький либеральный барич”. Ему чуждо мощное базаровское всеотрицание, мечты о коренных переменах в общественной жизни, стремление “место расчистить”. Евгений последователен в своих воззрениях,

иногда доходит до цинизма. Тургенев подчеркивает, что Аркадия коробит от

циничных высказываний друга. Да и характер Кирсанова требует постоянной зависимости

от кого-то. Раньше он подчинялся Евгению, теперь - Кате.

Неудача постигает Евгения и в личной жизни - он полюбил помещицу Одинцову. Эта любовь сломила Базарова, выбила его из колеи, в последних главах он уже не тот, каким мы знали его в начале романа. Несчастная любовь приводит Базарова к тяжелому

душевному кризису. Все валится у него из рук, и само заражение его кажется не таким уж

случайным. Базаров умирает, не успев ничего совершить. Перед смертью, которую он

встречает просто и мужественно, герой как будто сознает, что время его еще не пришло. Тургенев сделал его героической, благородной личностью, однако обреченной на гибель.

Я считаю, что этот роман навсегда останется одним из самых загадочных произведений мировой литературы, наряду с “Горем от ума” Грибоедова. В этих книгах отражены извечные противоречия человеческой жизни - максимализм юности и житейская

умудренность, бескомпромиссность... Что лучше? Ответ на это в вечности, в спокойствии “равнодушной природы”, в последних, примиряющих строках романа.

Роман И.С.

Тургенева был написан в 60-е годы прошлого столетия. Это роман о “новых” людях. Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” о конфликте, противостоянии старого поколения с

установившейся системой моральных устоев, нравов и нового с современными взглядами,

принципами, идеалами.

Проблема конфликта “отцов и детей” существовала всегда, она актуальна в любое время. Все новое, внедряемое молодым поколением, наталкивается на стену непонимания. В нашем случае это противостояние Базарова со старшим поколением.

Базаров и Аркадий подружились во время обучения в университете. Базаров был убежденным нигилистом. Взгляды и убеждения Аркадия формировались под его влиянием. Аркадий до конца не убежден в своей идее, он старается подражать Базарову. Аркадию хочется быть таким же, как Базаров, хочется походить на него, но внутренне он не тот нигилист, каким себя выдает. Базаров готов оспаривать свою точку зрения до конца (как это он делает с Павлом Петровичем), и его невозможно разубедить в его взглядах. Аркадия же легко убедить в неверности его взглядов. Базаров действительно понимает то, во что он верит. Аркадий не понимает всей серьезности их убеждений. Ему хочется быть похожим на своего товарища. Но Аркадий не может быть похожим из-за внутренней особенности - характера.

У Базарова твердый, непоколебимый характер, он вольный человек, он постоянен в выборе своих убеждений. Характер Аркадия - гибкий и мягкий. Он легко поддается влиянию со стороны. Аркадий лишен умственной оригинальности и постоянно нуждается в чей-нибудь интеллектуальной поддержке, в сравнении с Базаровым он кажется юнцом, не готовым к самостоятельной жизни.

Благоговея перед своим учителем, Аркадий с удовольствием отрицает то, что отрицает

Базаров, подчиняясь его влиянию. Отношение Базарова к другу выявляет его характер. Он

один, сам по себе со своими мыслями и убеждениями. Чаще всего он не хочет высказаться, замыкается в себе и изредка роняет слово. Аркадий же с радостью

подхватывает фразу, высказанную Базаровым. Аркадий тоже не любит своего друга, он

просто подчиняется силе его ума. Отношение его к Базарову наигранно. Он просто

познакомился с ним, заинтересовался его принципами, покорился его силе и вообразил,

что от души любит его.

А Базаров из тех людей, кто любит поучать, воспитывать, указывать. Отношения Базарова и Аркадия нельзя назвать дружбой, они находятся во взаимной зависимости, они необходимы друг другу не как друзья, а как учитель и ученик.

Несмотря на то, что Базаров и Аркадий приятели и объединены общей идеей, они совершенно разные люди с разными характерами.

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. После выхода романа на него обрушился шквал критических статей.

Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени,

появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” основными героями являются Базаров и Аркадий Кирсанов.

Действующие лица группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы их отнесем.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в

противоположном лагере. Базаров - новый человек, представитель тех молодых

деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

К политическому лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий

Кирсанов. Правда, он искренне увлекается теорией Базарова, стремится подражать ему и

выдает себя за такого же нигилиста, как его приятель. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий обнажает идейное родство с “отцами”. Не случайно он то и дело защищает их: в одной главе он пытается убедить Базарова, что Павел Петрович - “хороший человек”, а Николай Петрович - “золотой человек”.

Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Над медициной же своего отца Базаров смеется, потому что она отстала от жизни. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

Аркадий - совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый,

ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий обнаруживает свое кровное и идейное родство с либералами и в ряде других мест романа.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог -

наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских поров,

происходящих в романе.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

С Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без

взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На

протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову.

Со временем Аркадий приобретает свое мнение и уже перестает повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста, и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах,

внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты - нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

“Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь приспособить для этого идеи Базарова.

Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка - муж с женою”. Аркадий не становится продолжателем его взглядов, он находит свое душевное успокоение с Катей Одинцовой.

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Базаров и аркадий. Сравнительная характеристика героев " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Базаров и аркадий. Сравнительная характеристика героев " для печати

Русские писатели

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
На протяжении всего романа рядом с Базаровым находится его друг Аркадий. Они вместе учатся на медицинском факультете университета. Их связывает несколько лет дружбы.
Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него. Он искренне разделяет его взгляды.
Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляют “молодая смелость да молодой задор”. Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко впоследствии от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья - деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это - “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.
Аркадий ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о друге. Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ жизни друзей в имении выражен одной фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”.
Природу Базаров считает не храмом, но мастерской, а человека в ней - работником. Для Аркадия, как и для всех Кирсановых, природа - объект любования, созерцания. Базаров же возражает против молитвенного созерцания природы, барского наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к ней. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства человека в нее.
По-разному относятся друзья и к любви. Базаров тут скептик. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Впрочем, знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Но Одинцова - барышня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. И она не дает разгореться зарождающемуся в ней чувству к Базарову.
Идеал же Аркадия - как раз в семье, в имении, в чем он еще больше убеждается после знакомства с Катей.
Базаров близок к крепостным людям. Он для них “свой брат, не барин”. Это подтверждает и его речь, в которой много народных пословиц и поговорок. Аркадий же для своих крестьян всегда остается барином, хозяином.
Базаров слишком требователен к себе. Он говорит Аркадию, что “каждый человек сам себя воспитать должен”. Его нигилизм приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда - сухость Базарова даже по отношению к близким ему людям. Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: “Люблю, Аркадий!”
Базаровский нигилизм приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него “Рафаэль гроша медного не стоит...”. Он полагает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать - “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это - крайность базаровского нигилизма. Герой подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия тогда отставала от Запада.
Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом - конфликт романа, выраженный приемом контраста.
Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но высказать их -для Базарова романтизм.
Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Именно перед смертью проверяется их сила. К Аркадию нигилистические убеждения не привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается “либеральным баричем”.