Интроверсия – не болезнь. Как воспитывать «тихих» детей. Высокий эмоциональный интеллект. Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта

Введите e-mail адрес:

Поведение ребенка приводит вас в замешательство? Он ведет себя не так, как вели себя вы в его возрасте. Он нерешительный, колеблющийся, сдержанный и малообщительный. Вместо того чтобы с головой погружаться в игры, он предпочитает стоять в стороне и наблюдать за другими детьми. При этом его общение ограничено всего несколькими людьми. С вами же он общается совершенно непредсказуемо - иногда без умолку рассказывает интересные истории, а иногда просто замолкает, и вы не можете понять, что происходит в его голове. Много времени он проводит в своей комнате в одиночестве. А его учитель говорит вам о том, что ему нужно быть активнее на уроках. Но что еще более странно при всем этом, так это то, что он, кажется, абсолютно доволен ситуацией. Если вы узнали своего ребенка, поздравляем, у вас интроверт.

Родители-экстраверты часто волнуются по поводу своих детей-интровертов и даже задумываются о том, не является ли их поведение каким-то отклонением от нормы. Конечно, дети могут испытывать тревогу и страдать от депрессии так же, как и взрослые. Здесь важно знать характерные признаки таких состояний, их подлинные симптомы. Так, иногда отказ от общения с друзьями и семьей наряду с низким уровнем энергии и потерей аппетита свидетельствуют о большем, чем просто интроверсия.

Однако многие дети-интроверты вообще не испытывают ни депрессии, ни тревоги. Они так ведут себя благодаря врожденной конституции , особому складу личности. Чем глубже вы примете естественную природу ребенка-интроверта, тем счастливее он будет.

Как заботиться о ребенке-интроверте

1. Знайте, что нет ничего необычного или постыдного в том, чтобы быть интровертом

В мире немало интровертов. В разных исследованиях их число варьирует от 25 до 30-ти процентов. Среди них Фредерик Шопен, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Артур Шопенгауэр, Стивен Спилберг, Джоан Роулинг, Мать Тереза, Махатма Ганди и многие другие выдающиеся и талантливые люди.

2. Поймите, что конституция вашего ребенка обусловлена биологией

В мозге интровертов и мозге экстравертов есть некоторые отличительные особенности. Так, например, у них по-разному проложена нейронная «проводка» и движение нейромедиаторов происходит по несколько отличающимся траекториям. К тому же, в своей работе мозг интровертов и мозг экстравертов склоняется к разным отделам нервной системы (интроверты предпочитают парасимпатическую систему - «отдыхай и переваривай (т. е. анализируй и синтезируй)», а экстраверты - симпатическую - «дерись, беги или замри»). Кроме того, исследования обнаружили, что у интровертов в префронтальной коре (области мозга, ответственной за абстрактное мышление и принятие решений), количество серого вещества больше. Поэтому, если ваш ребенок более осторожен и сдержан, чем его сверстники-экстраверты, будьте уверены, что существует биологическое обоснование такого поведения.

3. Знакомьте ребенка с новыми людьми и обстановкой постепенно

Интроверты часто чувствуют себя встревоженными и взволнованными тем, что могут не справиться как в новых условиях, так и в обществе новых людей. Если вы планируете посетить общественное мероприятие, не рассчитывайте на то, что ваш ребенок немедленно включится в происходящее и начнет общаться с присутствующими там детьми. Если это возможно, приедьте заранее, чтобы он освоился и тоже почувствовал, как другие люди входят в пространство, которым постепенно «овладевают».

Другой вариант - попросить ребенка воздержаться от активного участия в событиях и отойти на комфортное расстояние - возможно стоять радом с вами, где он чувствует себя в безопасности, и просто наблюдать за событиями в течение нескольких минут. Спокойное наблюдение поможет ему осознать происходящее и немного адаптироваться.

Если нет возможности прибыть заранее или наблюдать за процессом со стороны, просто накануне обсудите с ребенком предстоящее событие, поговорив о том, кто будет присутствовать и что, скорее всего, будет происходить, какие чувства у него могут возникнуть и что он может сказать, чтобы завести разговор с тем, кто его заинтересует.

Независимо от того, к каким новым впечатлениям вы приучаете ребенка, помните: двигайтесь медленно, но поступательно. Не позволяйте ему отказываться от нового опыта, однако уважайте пределы его возможностей, даже если они покажутся вам экстремальными. Вместе с ребенком осторожно и деликатно познавайте и осваивайте то, из-за чего он так переживает.

4. Напоминайте ребенку о том, что он может делать перерывы в общении, если чувствует себя перегруженным или усталым

Следует помнить о том, что во время общения экстраверты чувствуют воодушевление и эмоциональный подъем, интровертов же оно, как правило, истощает. Если ваш ребенок уже постарше, он может самостоятельно уйти в тихую часть комнаты или на улицу, тем самым обезопасив себя от растраты последних сил. Если же ребенок еще маленький, он может не заметить момента наступления утомления, поэтому вам самим придется проследить за появляющимися признаками его усталости.

5. Хвалите ребенка, когда он проявляет социальную смелость

Пусть ребенок знает, что вы восхищаетесь тем, как он поступил. Говорите, например: «Вчера я видела, как ты разговаривал с новым мальчиком в вашем классе. Я знаю, как тебе было нелегко, но я горжусь тем, что ты сделал».

6. Отмечайте моменты, когда ребенку начинает нравиться то, чего он поначалу боялся

Говорите: «Ты думал, что ужасно проведешь время на дне рождения своего одноклассника, а в конечном итоге познакомился с новыми друзьями ». Со временем благодаря такому положительному подкреплению ребенок, скорее всего, сможет самостоятельно регулировать возникающие чувства волнения и страха.

7. Помогайте ребенку развивать свои увлечения

У вашего ребенка могут быть глубокие и, возможно, даже уникальные интересы. Предоставьте ему возможность для их практической реализации. Некоторым детям хорошо подходят футбол и музыка, но не забывайте также предлагать своему ребенку такие нестандартные занятия, как писательская студия или лагерь юных естествоиспытателей. Активное участие в их работе приносит счастье, прекрасное самочувствие, эмоциональное равновесие и уверенность , а также предоставляет ребенку возможности для общения с другими детьми, у которых такие же любимые увлечения (и, возможно, схожая конституция).

8. Поговорите с учителем об интроверсии вашего ребенка

Это поможет учителям правильно истолковывать его поведение. Некоторые педагоги ошибочно полагают, что дети-интроверты не часто высказываются в классе, потому что им не интересно или они не уделяют занятиям должного внимания. Наоборот, ученики-интроверты могут быть весьма внимательными и сосредоточенными, но зачастую предпочитают слушать и наблюдать, а не активно участвовать. Кроме того, если учитель знает об интроверсии вашего ребенка, он сможет деликатно помочь ему наладить взаимодействие с одноклассниками, участие в групповой работе или просто обычное пребывание в классе.

9. Учите ребенка стоять за себя

Ребенка младшего возраста научите четко и выразительно говорить «стоп» или «нет», когда другой малыш пытается отобрать у него игрушку. Если ребенок уже старше и подвергается издевательствам или несправедливому отношению в школе, поощряйте его четко и ясно высказывать свою позицию обидчику или, если необходимо, взрослому. Для начала ему нужно объяснить, насколько важными являются характеристики его голоса: тон, громкость, интонации и т. д. Порой даже более важными, чем слова.

10. Приложите все усилия, чтобы ребенок чувствовал себя «услышанным»

Прислушивайтесь к своему ребенку и задавайте вопросы, которые помогут вовлечь его в разговор. Многие интроверты - и дети, и взрослые - борются за то, чтобы их «услышали». Ведь интроверты живут внутренней жизнью и им необходимо, чтобы кто-то вызывал их на откровенность («выманивал» из их крепости). Без родителей, которые слушают и откликаются, как эхо, на то, о чем они думают, такие дети могут заблудиться в собственных мыслях.

11. Помните: ваш ребенок может и не обратиться за помощью

Интроверты, как правило, впитывают проблемы (трансформируют их в свое внутреннее «приобретение», придавая им субъективный характер). Ваш ребенок может и не рассказать вам о сложной ситуации в школе или конфликте с другом, хотя желает этого и/или может получить пользу от наставничества взрослого. Поэтому задавайте вопросы и искренне слушайте, при этом ничего не выпытывая и не превращая беседу в допрос.

12. Не называйте ребенка «застенчивым»

«Застенчивый» - это слово, имеющее негативный оттенок. Если ваш ребенок-интроверт довольно часто слышит слово «застенчивый», он может поверить в то, что его дискомфорт при общении с людьми - это неизменная («пожизненная») черта характера, а не чувство, которым он может научиться управлять. Более того, слово «застенчивый» отражает сдерживание и подавление, которое испытывает ребенок, и не помогает ему понять истинную причину своего внутреннего состояния - конституционную интроверсию. К тому же то, что зачастую выглядит как застенчивость , в случае с ребенком-интровертом застенчивостью может и не являться и зачастую не является.

13. Не переживайте о том, что у ребенка всего несколько близких друзей

Интроверты ищут в отношениях глубину, а не ширину. Они предпочитают маленький круг друзей и, как правило, им не интересно быть в центре всеобщего внимания сверстников.

14. Не принимайте на свой счет и не расстраивайтесь, если ребенок хочет проводить время в одиночестве

Все, что вытягивает ребенка из его внутреннего мира, например, походы в школу, общение или даже привыкание к новому расписанию, - истощает его. Если он проводит время в одиночестве в своей комнате, возможно, читая книгу, играя на компьютере или просто размышляя о событиях своего дня, не обижайтесь и не делайте из этого вывод, будто ребенку не нравится быть со своей семьей. Скорее всего, как только он зарядится энергией, он захочет снова проводить время с родными и близкими.

15. Радуйтесь конституции вашего ребенка

Не просто принимайте ребенка таким, какой он есть; цените и дорожите тем, какой он. Дети-интроверты зачастую добры, вдумчивы, сосредоточены и, когда их окружение приятно и вызывает доверие, могут быть очень интересными собеседниками.

Оцените публикацию

Вконтакт

Если ваш ребенок молчалив, мечтателен, обидчив, не любит многолюдных компаний и большую часть времени предпочитает находиться в одиночестве, не называйте его букой, не пытайтесь растормошить и заставить быть более коммуникабельным. В данном случае с большой вероятностью можно утверждать, что вы воспитываете интроверта, к которому нужен определенный подход.

Как определить, что ребенок – интроверт

В психологии принято делить людей на экстравертов (общительных, склонных заряжать внутренние аккумуляторы от внешних источников) и интровертов (замкнутых, восстанавливающих сила за счет собственных ресурсов). Такую классификацию по типам личности ввели психологи Карл Густав Юнг и Ганс Юрген Айзенк.

Итак, интроверты. Они проявляют свои особенности в раннем детстве. Понаблюдайте за ребенком. Ребенок – интроверт, если:

· Сосредоточен на своем внутреннем мире, уходит в себя и способен часами молча что-то обдумывать, о чем-то мечтать

· Не любит находиться в обществе, сторонится больших компаний, не заводит много друзей

· Предпочитает находиться в одиночестве, запирается в собственной комнате, возводит стены из подушек или строит маленькие уютные домики из книг и коробок, чтобы потом в них спрятаться

· Раним, обидчив, сентиментален, чутко реагирует на настроение окружающих и общую атмосферу в доме

· Пассивен, не любит постоянно находиться в движении, избегает шумных активных игр

· Зачастую проявляет неуверенность в своих способностях

· Не делится переживаниями, не обсуждает случившееся, не проявляет эмоции

· Склонен к творческой деятельности: рисует, лепит, мастерит поделки

Принято считать, что раз интроверты замкнуты и нелюдимы, то и в общении они не нуждаются. Это не так. Каждый человек – социальный элемент. Именно контакт с другими людьми позволяет нам черпать информацию об окружающем мире, перенимать чужой опыт и делиться своим. Ребенку чувствовать себя частью социума особенно важно, ведь процесс познания у него – на начальном этапе. Часто модель поведения ребенка формируется в процессе коммуникации со сверстниками или со взрослыми: родителями, воспитателями, учителями.

Детям-интровертам контакт с окружающими так же необходим, как и экстравертам. Вопрос лишь в том, насколько насыщенным и продолжительным будет это общение.

Важно осознать, что длительное пребывание интроверта в социальной группе приводит к тому, что его внутренние ресурсы иссякают. Ребенок чувствует дискомфорт, еще больше замыкается в себе, ищет уединения, втягивает голову в плечи и всячески избегает вступать в диалог. Как уже говорилось, интроверты подзаряжают свои обесточенные батарейки, пользуясь внутренними ресурсами. Это значит, что ребенка нужно на время оставить в покое, дать ему возможность привести мысли и чувства в порядок. Одним для восстановления энергетических ресурсов достаточно поспать, другим – почитать, разгадать ребус, прогуляться в одиночестве или просто посидеть в тишине, закрыв глаза.

Если ребенок-интроверт не идет на контакт, хмурится, отказывается разговаривать, то лучшее, что могут сделать взрослые – на время оставить сына или дочь в покое. Задобрить маленького молчуна можно похвалой. Интроверты очень живо реагируют на поддержку и одобрение со стороны окружающих. Начните разговор с добрых слов в адрес ребенка, на его лице тут же засияет улыбка.

Некоторые родители переживают по поводу того, что их замкнутый малыш не любит, когда его обнимают, гладят по голове или держат за руку. Встревоженные взрослые считают, что таким образом ребенок показывает свое равнодушие к близким людям. На самом деле это не так. Интроверты, безусловно, нуждаются в телесном контакте. Но, как и в случае с общением, иногда им требуется передышка. Если ребенок отстраняется, значит, испытывает определенный дискомфорт и хочет дистанцироваться от окружающий. Не переживайте, он обязательно обнимет вас позже, когда будет готов.

Интровертам вообще свойственно обособляться от людей. Они отвоевывают в пространстве личный уголок и очень хотят, чтобы никто внезапно не вторгался в их мир. Поэтому некоторые дети вешают на двери своей комнаты табличку с надписью «Не входить!», а еще очень обижаются, когда кто-то занимает их любимое кресло в гостиной.

«Как много условностей! А вдруг, соблюдая их, мы потакаем капризам», – усомнятся родители. Действительно, грань между капризом и потребностью, обусловленной особенностями типа личности, очень тонкая. Решить ее по силам терпеливым, наблюдательным и мудрым родителям.

1. В течение дня дайте ребенку-интроверту возможность побыть одному

Он ведет активную социальную жизнь в детском саду или в школе, поэтому дома не донимайте отпрыска расспросами, если он «весь в себе» и не хочет общаться. Интроверту нужно не менее часа для того, чтобы побыть наедине со своими мыслями, проанализировать события дня вечером или составить план действий утром. Не предлагайте ребенку непременно заняться полезным делом: почитать, подмести пол в коридоре или подготовиться к контрольной по математике. Он все это сделает, но только после того, как насладиться одиночеством.

2. Не торопите ребенка, дайте ему время для принятия решения

Обычно дети-интроверты медлительнее экстравертов. Они более рассудительны и предпочитают несколько раз отмерить, а уже потом отрезать. Чем больше вы будете торопить ребенка, тем выше вероятность того, что он допустит ошибку или, что еще хуже, потеряет интерес к поставленной перед ним задаче.

3. Не нарушайте границы личного пространства ребенка

У вашего отпрыска непременно должно быть место, в котором ему комфортно, безопасно, уютно. Там он может уединиться, предаться размышлениям, творить, читать, играть или делать уроки. Создайте маленький детский кабинет на отапливаемой лоджии или «постройте» в детской или гостиной мини-домик, рассчитанный на одного жильца.

Очень важно – ребенок должен знать, что взрослые ни в коем случае не вторгнутся в его личное пространство, не начнут наводить там порядок и выбрасывать ненужные вещи.

4. Сделайте упор на индивидуальных занятиях

Интровертам часто трудно сконцентрироваться, запомнить информацию или решить задачу в окружении большого количества людей. Поэтому групповые занятия не всегда эффективны. Наймите ребенку репетитора или занимайтесь с ним сами.

5. Делайте перерывы

Они очень важны в любой деятельности интроверта, будь то игра, учеба или домашняя рутина. Во время перерывов он восстанавливает свой жизненный тонус, набирается сил, раскладывает по полочкам полученную информацию.

Ребёнок с типом личности интроверт отличается спокойным характером, пассивностью, необщительностью. Таким деткам плохо даётся общение со сверстниками, ведь они очень стеснительны и точно сами не пойдут на первый шаг к знакомству. С другой стороны, дети-интроверты очень мечтательны, они растут творческими натурами, любят рисовать, читать, мастерить. Они погружены в свой внутренний мир.

Признаки того, что ваш ребенок интроверт

Ваш малыш интроверт, если:

  • Шумные компании не для него, он быстро устает от общества и предпочитает одиночество.
  • Он не ищет множество друзей, скорее всего у него один-два друга и ему этого достаточно.
  • Его стеснительность мешает общению с новыми знакомыми, он может не познакомиться с человеком первым, даже если очень хочется.
  • Ему нравятся игры, в которых нужно подумать, поразмышлять.
  • Скорее всего у него есть творческие способности, которые не требуют компании (музыка, рисование, писательство)
  • Ему не нравится, когда кто-то пытается войти на его территорию, он уважает личное пространство свое и чужое и не подпускает к себе людей без причины.
  • Много фантазирует, любит мечтать, смотреть на облака.

Не стоит забывать, что чаще всего чистого интроверта или экстраверта не встретить, скорее у вашего ребенка смешанный тип личности, но какое-то из качеств преобладает над другим.

Лучшие и худшие стороны интроверта

Родителям интроверта повезло тем, что они имеют шанс вырастить гения. Чаще всего выдающиеся художники, поэты, ученные, музыканты — интроверты. Так как экстравертам не всегда хватает усидчивости. Но встречаются часто и амбиверты, дети, которые одинаково имеют качества и того и другого типа личности. У них шанс тоже довольно высокий достичь успеха в творческой деятельности, если они умеют себя организовывать.

Однако самыми собранными будут дети с преобладанием характеристик интроверта: они собраны, имеют внутреннюю силу, продумывают все до мелочей. Для того, чтобы успешные результаты не заставили себя ждать нужно во время выявить слабые стороны ребенка и помочь ему с ними справиться.

Из-за своего типа личности ребенок может максимально не любить общение и стать замкнутым человеком. Они бояться публичных выступлений и высказывать свое мнение. Им тяжело в новом коллективе и они боятся стремиться вверх. Это очень может помешать ему в будущем и первые признаки стоит определить во время нахождения в садике/школе. В этот период происходит социализация у ребенка, самая первая, но самая легкая, так как маленькие детки чаще всего открыты новым друзьям. Пусть воспитатель понаблюдает за его поведением, и если выявит признак необщительности вашего малыша, помогите ему и подскажите как себя стоит вести.

Как воспитывать маленького интроверта?

  • У ребенка-интроверта должен быть свой уголок, в котором он может насладиться одиночеством. Это пространство ни в коем случае нельзя нарушать.
  • Нельзя пытаться переделать ребенка, заставлять его общаться, приводить к друзьям насильно. Таким образом вы подавляете его личность и можете нанести психологические травмы.
  • У интровертов с самого детства выражена любовь к интересным увлечениям. Узнайте, что ему нравится, помогите раскрыть его талант. Пусть занимается тем делом, в котором он будет чувствовать себя уютно и будет открыт к общению.
  • Пробудите у ребенка интерес к книгам и поэзии. Фантазировать интроверты очень любят, им хорошо подходят книги с фантастикой, сказки. Это помогает им развиваться.
  • Если вы хотите помочь ребенку с поиском друзей, то лучше всего отправьте его на кружки по любимому делу. Там ему будет легче освоиться и найти друзей.
  • Если ваш ребенок чем то увлеченно занят, не отвлекайте его по пустякам (помыть посуду, заправить кровать, выпить стакан воды), он это сделает после, но в данный момент его легко вывести себя, так как он любит углубляться в задачу, стоящую перед ним.
  • Интроверт личность ранимая, и криками проблему уж точно не решить. Постарайтесь найти индивидуальный подход. Поговорите спокойно, подберите правильные слова.
  • Хвалите ребенка почаще (не за просто так конечно), им будет приятно, и они будут с большей силой стараться.

Ваш ребенок-интроверт может вас очень порадовать, стать гордостью семьи, главное помнить о том насколько его мир хрупкий. И ни в коем случае не раздавить его мечты и фантазии. Поддерживайте его во всем спокойно и аккуратно и ваш малыш станет поистине счастливым.

Вы уже не раз замечали, что семейные праздники, походы в гости или на новогодние утренники часто заканчиваются для вашего ребенка невесело: маленький он устраивал истерики, когда уставал от шума и общения, а теперь может вдруг нагрубить, замкнуться и удалиться от гостей - или запроситься домой. Именно так ведут себя дети-интроверты, когда им не удается вовремя побыть одним. Поймите с помощью теста, экстраверт или интроверт ваш ребенок, узнайте правила обращения с интровертом - и наступающие праздники не будут испорчены.

Школьный автобус остановился на углу, выпустив детей. Я открыла дверь и стала ждать, когда в нее влетят двое моих отпрысков. Джош - старший и более быстрый - появился на пороге первым. Оставив за собой распахнутую дверь, он бросил школьный рюкзак на пол, крикнул мне: "А я сегодня узнал, что такое генетика!" - и исчез в гостиной, где по телевизору началось его любимое шоу.

Вслед за ним появилась Кристина. Она долго копалась в своей школьной сумке, наконец вытащила оттуда какие-то бумаги и радостно помахала мне ими. "А я сегодня залезала на крышу!" - торжественно объявила она, следуя за мной на кухню.

"Сегодня у нас в школе был день открытий, - продолжала тараторить Кристина. - Я сначала записалась в театральную мастерскую, но потом передумала, и мы с подружками, втроем, пошли на занятия к Дагу, нашему технику. Мы поднялись на крышу и увидели в котельной огромный котел, который Даг должен проверять каждый день. И по субботам, и по воскресеньям тоже, и даже если он болен, иначе вся школа может взорваться - б-у-у-ум!"

Не переводя дыхание, она сунула мне под нос свои бумаги. "Вот, нам тут задали кучу задач по математике, и еще мне нужно почитать тебе вслух мою книжку. Слушай, мам, я хочу почитать тебе книжку прямо сейчас. И еще я хочу пойти поиграть с Келлен. Я скажу Келлен, что вечером приду к ней в гости, хорошо? Мам, а чем можно перекусить?"

Уже через 15 минут я знала обо всем, что произошло у нее в школе за день, в том числе о том, какое настроение сегодня было у их учительницы, о чем они говорили с подружками и каковы были ее планы на завтра.

Я на минутку оставила Кристину, чтобы узнать, как дела у Джоша.

И что же ты узнал о генетике?

Пока немного, - пробормотал он, не отрываясь от экрана.

Ты мне расскажешь об этом сейчас или потом?

Потом, мам, - ответил он, позволив поцеловать себя в щеку, и вновь сосредоточился на телешоу. И все. Больше ни слова о том, что произошло за день. Такие вот у меня непохожие дети. С разными характерами и способами восстановления энергии в конце напряженного дня.

Кристина - экстраверт. Она не просто болтает. Она впитывает в себя мою энергию. Дочь предпочитает взаимодействовать с миром вокруг себя, разговаривая с людьми, делясь с ними своими впечатлениями, мыслями и эмоциями. Если у меня нет времени поговорить с ней, она становится капризной и требовательной, потому что у нее садится батарейка. Если я позволяю девочке подзарядиться от меня, она снова становится активной и довольной.

Джошуа - интроверт. Он вовсе не замкнутый и не стеснительный. Просто он предпочитает взаимодействовать с миром внутри себя, тщательно обдумывать свои мысли и переживания, прежде чем делиться ими с людьми во "внешнем" мире. Он восстанавливает силы, проводя время в одиночестве. Если у него есть возможность побыть наедине с самим собой, он нормально играет с другими детьми и мил со мной. Если же он не получает такого тайм-аута, он становится мрачным и раздражительным.

Концепции интроверсии и экстраверсии впервые были описаны более 70 лет назад знаменитым швейцарским психиатром Карлом Юнгом. Юнг предположил, что человеческое поведение можно классифицировать в соответствии с двумя доминирующими психологическими функциями.

Сегодня в дополнение к психологической теории у нас имеется такой научный инструмент, как магнитно-резонансная томография, который позволяет увидеть различия между интровертами и экстравертами на физиологическом уровне. Как показывают долгосрочные исследования, интроверсия или экстраверсия - наиболее стабильные психологические характеристики человека на протяжении всей его жизни.

Родителям важно знать, к какому типу относится их ребенок, поскольку интроверты и экстраверты по-разному восстанавливают свою энергию.

Интроверты же возвращают себе энергию тогда, когда могут побыть в одиночестве и тишине. Прежде чем делиться проблемой с другими людьми, они предпочитают тщательно ее обдумать.

Знание того, к какому типу личности относится ваш ребенок, позволит вам понять, каким образом у него происходит подзарядка, и научить сына или дочь восстанавливать энергию, прежде чем их батарейка иссякнет.

Маленькие интроверты быстро утомляются на семейных праздниках. Когда в гости приходят бабушка и дедушка, они готовы поиграть с ними какое-то время, после чего стараются выставить их за дверь. В собственный день рождения они могут "исчезнуть" в своей комнате, оставив школьных друзей праздновать без виновника торжества.

После целого дня в школе с его высокими уровнями активности и стимуляции они могут чувствовать себя выжатыми как лимон. Им нужен перерыв, возможность побыть в уединении и покое, чтобы восстановить энергию. Дети-интроверты прекрасно чувствуют себя в собственной компании и могут играть в одиночку, игнорируя своих братьев и сестер.

Интроверты могут быть довольно коммуникабельными, но взаимодействие с людьми, особенно с малознакомыми, серьезно истощает их запасы энергии. После интенсивного общения они хотят только одного - прийти домой и остаться наедине с собой. Окружающие люди должны понимать эту потребность и оставлять их в покое.

Вам повезло, если ваше чадо готово рассказать вам о важных событиях дня уже к вечеру или назавтра. Некоторым, чтобы "созреть", требуются дни и даже недели. Вам придется задавать вопросы, чтобы разговорить ребенка и вытянуть из него информацию. Он будет сдержанно делиться своими заботами и проблемами - да и то не всеми. Вы должны внимательно слушать - или же ничего не узнаете.

Экстраверт - это человек, который...

Все младенчество маленькие экстраверты проводят на руках у родителей, потому что они хотят все видеть и со всеми "общаться". Они постоянно что-то лепечут. Вернувшись из школы, такие дети за 15 минут выложат вам все, что произошло у них за день, а также свои планы на завтра и послезавтра. Им нужно немедленно делиться с вами своими идеями и переживаниями, хотя сами еще едва успели их "переварить". Они ходят за вами по дому, требуют вашего внимания и подзаряжаются от вас энергией. Кажется, они могут болтать бесконечно. К счастью для вас, у них много друзей, с которыми они всегда готовы пообщаться и поиграть.

Как только маленькие экстраверты с непростым характером просыпаются, они готовы к активным действиям и разговорам и с легкостью превращают мать и отца в "выжатые лимоны". И поскольку они забирают у родителей все время и силы, их братья и сестры могут чувствовать себя нелюбимыми и покинутыми.

Ваш ребенок экстраверт или интроверт? Тест

Чтобы узнать это, достаточно внимательно понаблюдать за своим ребенком и послушать его. Изучите приведенные ниже утверждения и отметьте те из них, с которыми вы согласны. Каких больше?

Ваш ребенок может обладать отдельными чертами экстраверта и интроверта, но вам следует определить, к какому полюсу он склоняется.

Если ваш ребенок экстраверт, то он:

  • Любит находиться среди людей. Общение заряжает его энергией, а не истощает, поэтому он любит шумные, многолюдные компании.
  • Стремится как можно быстрее рассказать вам обо всем, что случилось с ним за день.
  • Любит думать вслух. Например, в поисках своего портфеля может ходить по дому и говорить: "Интересно, где мой портфель? Надо вспомнить, куда я положил свой портфель".
  • Больше говорит, чем слушает.
  • Часто прерывает собеседника.
  • Ненавидит, когда его отправляют в свою комнату "посидеть и подумать".
  • Не понимает, почему вы бы хотели побыть в одиночестве, и всегда присоединяется к вам, чтобы вы "не скучали".
  • Открыто рассказывает вам о том, что он думает и чувствует.
  • Очень нуждается в одобрении. Все время спрашивает у вас, правильно ли он сделал то или это, что иногда может восприниматься как отсутствие уверенности в себе.


Если ваш ребенок интроверт, то он:

  • Предпочитает смотреть или слушать, прежде чем действовать самому.
  • Любит заниматься чем-то в одиночку или же с одним-двумя близкими друзьями или членами семьи.
  • Когда долго находится в компании малознакомых людей или в шумной многолюдной обстановке, становится вялым и раздражительным.
  • Никогда не рассказывает о событиях дня немедленно. Чтобы "созреть", ему нужно несколько часов, а то и дней.
  • Трепетно относится к личному пространству. Не любит, когда люди садятся к нему слишком близко или заходят в его комнату. Часто стоит чуть в стороне от группы.
  • Чувствует себя комфортно, когда находится один в своей комнате.
  • Не сразу отвечает на заданные вопросы.
  • Недоволен, когда приходят гости.
  • Разговорчив с членами семьи и близкими друзьями, но в незнакомой компании обычно молчалив.

Если вы не уверены в своих ответах, отложите это задание и в течение следующих нескольких недель внимательно понаблюдайте за своим ребенком. Вспомните, как он вел себя в прошлом: можно ли выделить какие-то типичные модели поведения?

Оценивая сына или дочь с точки зрения приведенных выше утверждений, вы можете обнаружить, что ваш ребенок является ярко выраженным экстравертом или интровертом или же демонстрирует лишь небольшую склонность к тому или иному типу. Это нормально. Каждый из нас способен вести себя как экстраверт или интроверт, просто мы сознательно или бессознательно предпочитаем одно поведение другому.

Очень часто интровертами ошибочно называют стеснительных и замкнутых людей, испытывающих проблемы с общением. Однако термины "экстраверсия" и "интроверсия" описывают психологические типы личности и не имеют никакого отношения к социальным навыкам. Они объясняют, как мы получаем энергию для подзарядки.

И интроверты, и экстраверты могут обладать превосходными коммуникативными навыками и с удовольствием общаться с людьми. Разница между ними состоит лишь в том, что интроверт периодически устает от общения и с таким же удовольствием предается спокойным, уединенным занятиям, тогда как экстраверт только заряжается энергией и стремится к еще более активным действиям.

Мэри Шиди Курчинка

Купить эту книгу

Комментировать статью "Почему ребенок устает в школе, в гостях? Просто он интроверт"

Почему ребенок устает в школе, в гостях? Просто он интроверт. Экстраверт и интроверт по Юнгу. С тех пор как Юнг лихо разделил людей на два типа, исследователи и теоретики настаивали, что существует больше чем два типа личности.

Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Бегать не хочет, играть не хочет, говорить не хочет, в гости тоже не хочет. Он у вас интроверт просто, устает от непрерывного общения.

Обсуждение

Забирайте после обеда. Ребенок просто оказался не готов к саду. Начните водить на другие развивательные занятия. Вы дома, так что вполне справитесь с ситуацией. У нас ребенок так и ходит до обеда и редко остается до вечера. Как итог получаем жуткие истерики и психозы. Ждем когда перерастет, не педалируем. Ходим на развивашки. Но вот важно ребенку идти потом домой, а не в коллектив, где много народу. Устает от общения.

Почему Вы считаете, что у ребенка подавленное состояние? По описанию больше похоже на усталость. Попробуйте НЕ тормошить ребенка после садика. Встретили, обняли и спокойно повезли домой БЕЗ разговоров, БЕЗ долгих прогулок.
Я так же присоединюсь к совету забирать ДО сон.часа. Гуляете с младшим, забирайте старшего и домой, укладывать обоих спать минимум на 1,5-2 часа. После тихого часа только спокойные игры, прогулка перед сном, ванная.
Резко забирать из садика прямо сейчас не советую. Потом будет проблема снова начать ходить.

14.08.2018 09:34:42, Epsona

Раздел: -- посиделки (Черты личности человека, общение с интровертами). Мода на интровертов. Сегодня с утра по радио Как раньше было принято сообщать, что человек сова, поэтому он не может рано вставать, так теперь, что человек интроверт, поэтому подходить к...

Обсуждение

У мея двоякое наблюдение. Модно, чтобы каждые выходные гости, дети на 5 кружков и мамы этих детей дружат,все прямо лидеры, постоянные посты в инстаграмм. Вот этот инстаграмм по 10-20 постов в день вообще интровертам не свойственен. Да я врожден интроверт, я даже в детском саду предпочитала играть сама с собой. Люди вокруг считают нас странными, нелюдимыми. А еще смешнее, когда явный экстроверт пытается выдавать себя за интроверта и вот вступает то, о чем говорите вы.

23.02.2018 19:36:24, Дездемона с телефона

Нет друзей.. Друзья, одноклассники. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми короче, есть тип людей кто от общения с живыми людьми устает (почему то интернет этого Есть один приятель, но общаются в основном в школе. Все каникулы, выходные сидит дома.

Обсуждение

Сыну скоро 16 и я так же волнуюсь. У нас не только школа,но еще и спорт,где полно ребят. Со всеми в ровных отношениях. Были какие-то друзья,но при переходе из одной команды в другую,потихоньку "отвалились". Каникулы, выходные проводит дома с нами. Так иногда с племянником (12 лет) сходят вместе в кино, то у нас потусят,то к нему пойдут и все. Никого больше нет.

Спасибо что пояснили мне, что это нормально, но я все же волнуюсь. Мне-то уже за 30, без своих друзей долго не могу, они у меня со школы. А у него их нет. Хоть он и проводит много времени в интернете и за книгами, особо умней не становится: как был хорошистом, так и остался. В сети он тоже не общается, я знаю, т.к. комп у нас один и мы друг от друга нечего не прячем. Меня беспокоет ещё кое-что: для меня друзья, - это люди которым я доверяю, с которыми я могу отдохнуть и снять стресс, они те, кто поддержит меня в нужную минуту, но у него-то их нет... Щас он может и обходится без них, но как будет в будущем, никто не знает...

19.01.2018 19:11:51, Ира-правитель своего мира.

а попроще можно - человек, избегающий людей,зацикленный на себе ищет... боже, кого он может искать вообще и зачем? 27.10.2017 10:43:22, Moon. А мне понравилось как ниже написали, " интроверт с аутичными чертами", это не человек который "избегает людей ", это человек...

Обсуждение

Вы видать плохо понимаете, что такое "аутичные черты". Вам нравится, что это звучит загадочно что ли? Так аутизм это болезнь. Часто в тяжелых формах. Вы хотите диагноз себе приписать?

Я писала разные объявления и было очень неприятно, что мужчины их не читают просто. То есть мы переписываемся, общаемся на разные темы, я потом спрашиваю: "а почему ты ответил на такое странное объявление?", а он: "ой, я не читал", и всё, до свиданья.
Им лишь бы сиськи большие, какой внутренний мир или характер.))

Как развить общительность?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе В школе с одноклассниками отношения ровные, приятельские, НО: дружбы нет ни с кем, ни с девочками, ни с мальчиками.

Обсуждение

Муж практически не разговаривает. Меня терпит, но даже с внуками - строго по делу. Человек очень добрый, всегда поможет, но слово из него надо клещами тянуть. Друзей-мужчин практически нет, а вот мои подружки его любят, и он "под рюмочку" с ними общается. И так вполне счастливо живет уже почти 80 лет и почти 53 года - со мной. На работе больших высот не добился, но удовлетворен имеющимся (грамоты, медали, победитель соцсоревнования и т. д.)

14.10.2017 20:16:05, китти70

маме давно пора.

Просто ребенок выставляется дома, в гостях, на олимпиадах и прочих выходах в свет. и зачем орать? просто ребенок видит свое место. Если здесь на конфах все мы такие озабоченные, то почему родители в классе не являются движущей силой своих детей?

Обсуждение

"И вот что я вдруг узнаю в новой школе-" это Вы были на собрании и узнали, да?

По моим наблюдениям, сейчас собрания используются учителями для приведения в тонус родителей. Если Вас специальными средствами приводить в тонус не нужно, Вы и так постоянно в тонусе, то не слишком-то генерите.

Плохое поведение на уроках, болтовня, отвлекаемость и т.д. - норма для 12-летнего мальчишки.

"Как избежать, чтобы такая пассивность и изворотливость не стала чертой характера?" мне кажется, не передавливать.

Т.е. набор требований должен быть как-то и чем-то ограничен. А если, ага, вот ты уже все сделал, на тебе еще (вариант пахоты не по сделанному объему, а от "забора и до обеда"), то и ангел начнет быть пассивным и изворотливым.

Усилия мам и репетиторов. Школа это выставка детей, а не место, где они учатся. Так и у вас было, пока ходил в старую школу. Учился всему дома, а в школу ходил баловаться и красоваться. И все ходят в школу баловаться и красоваться, а учатся дома. Кто сам по учебникам, кто с мамой, кто с репетитором.
Ваша задача подготовить его к "выставке" так, чтобы он снова имел возможность красоваться, но не стал при этом баловаться. Или стал, последнее не так важно.
Пусть он будет красоваться сначала только на одном предмете, но красоваться обязательно должен. То есть решаете вместе, добиваетесь того, чтобы решение от зубов отскакивало и запускаете "на выставку детей". Получает розетку, приходит веселый и довольный.
У моей подруги кот и ребенок. И оба выставочные. Никак не может понять, почему я своего кота не выставляю, а сына учу сама и ни в какую топшколу не определила. Как можно отказать себе в удовольствии прийти на родительское собрание и быть там самой крутой.
И вы хотите, чтобы можно было быть крутой, не прикладывая усилий? Кто же подготовит к выставке кота, если не его хозяйка? Так и с ребенком.
Всех к выставке подготовили, задачи у них решены, нарядно одеты, проведены воспитательные мероприятия. А ваш? Сидит в уголке и вздыхает. Нельзя отправлять ребенка в школу не будучи уверенной, что он будет там лучшим. Самооценка лучших всегда повышается за счет средних, а у средних снижается. Значит хоть в чем-то, но лучшим быть должен. А иначе это не выставочный ребенок.
Я сразу для себя решила, что могу водить на выставки (олимпиады) несколько раз в год, но чтобы каждый день на выставку это уже слишком.

Про интровертов. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. И "молчит" он просто потому, что у него нет потребности беспрерывно все проговаривать, как того хотелось бы маме-холерику. мой интроверт раскрывается только когда вынужденно остается со мной один на один в Для моего сына всегда пыткой было, когда в школе задавали сочинить или рассказать, что либо о себе...

Обсуждение

сократите сто слов до 20ти
зачем ему говорить если вы уже все сами высказали и за себя и за него))
больше наблюдайте, меньше говорите
ну да, телепатия, а кому с детьми легко)))

может поэтому и молчун, что "клещами вытягиваете.. и срываетесь"...

а в целом - он же с вами говорит. кратко, что считает нужным.. это норм.

ну и если совсем по теме - вам надо просто чуть отпустить ситуацию.. ну и найти еще других собеседников:))

Прежде всего - кто такие интроверты. Это люди, которые быстро устают от общения и нуждаются в нем нечасто. Если интроверт - не дурак, то в школе его обычно называют ботаником. Он склонен избегать конфликтов и неприятностей, имеет тягу к уединению.

Обсуждение

у вас весьма своеобразное мнение об интравертах.

Я - выраженный интраверт, при этом всю жизнь работаю в продажах и руководителем (то есть работа с людьми и сама такую выбираю) + семья мне необходима и это не обсуждается (не зря же у меня трое детей + муж).

Никаких разногласий и разочарований нет и в помине, живу в полной гармонии с собой.

Муж у меня тоже интраверт, что не мешает ему общаться с людьми ни разу.

Ну я интроверт, судя по описанию, мне семья не нужна была, мне нужен был конкретный мужчина, а чтобы его получить то нужен был штамп. А вот уже после штампа стало понятно, что вместе можно больше получить от жизни, чем пыжится добиваясь самой.мужчины интроверты видимо отличаются от женщин интровертов как небо и земля. Или не отличаются, но все же условия существования у женщин ограничены рамками, детьми.

"Непопулярный" ребенок. Друзья, одноклассники. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Есть множество детей, которые станут популярными и без помощи родителей-активистов, а есть такие, которые в школе, может быть...

Обсуждение

Возможно, ему что-то мешает общаться с другими детьми, какие-то страхи или недопонимание с ними. Я бы не закрывалась от существующей проблемы рассуждениями об интровертах, мне кажется, это не про то, что Вы описываете. Подумайте, какие у него отношения с Вами, с отцом, с другими членами семьи. Я так понимаю, что он и в семье замкнутый, неуверенный, не может ни с кем общаться доверительно, открыто и с удовольствием. Начинала бы что-то менять в этой части жизни.

Я только в восьмом классе понял, что мои интересы не очень интересны другим, и перестал их задалбывать своими нудными компьютерными вещами, прочитанными книжками, и так далее. Так что ваш вариант куда лучше.

31.03.2014 21:52:51, какой-то крокодил

Возможно, он просто интроверт, ему с лихвой хватает того общения что есть, и в свободное время хочется побыть одному либо в кругу семьи. Так у автора ребенок нормально общается, и в школе, и ездит куда-то. Но есть люди, которым от общения надо отдыхать, какое бы оно ни...

Обсуждение

Не переживайте)) я все это уж прошла,а дочь 16 лет, все как Вы описываете. Я места себе не находила,потом наткнулась на статью об интровертах, просто я с ними никогда не сталкивалась)), мои родные все, в том числе и я и сын старший-экстраверты. А тут такая девочка.У них оказывается совершенно другое устройство внутреннего мира)),они просто ну не такие как мы,при этом, мы энергию черпаем в общении, а они внутри себя аккумулируют и потом ее расходуют,когда общаются, поэтому и берегут ее.

29.05.2017 15:45:03, Savs

Вам радоваться надо, а не беспокоится. Ни к чему хорошему излишнее общение не приведет. Ну не хочет он общаться со своими одноклассниками больше, чем это необходимо, значит у него на то есть свои соображения. Он уже достаточно взрослый чтобы решать с кем общаться, а с кем нет. Ребенок просто так не будет отказываться от общения с одноклассниками вне школы, раз он с ними никуда ходить не хочет, значит интерес к нему со стороны одноклассников нельзя назвать здоровым. Вот они ему, вы говорите сами звонят, а вы уверены, что звонки эти без умысла. Есть такая порода людей, которым неймется, лишь бы прилипнуть к кому нибудь и тянуть за собой, в поисках приключений на одно место, а достанется в итоге, таким вот тихоням, которые ничего не замышляли, а отгребли за всех по полной.

мне знакомы люди, которые в порыве непрекращающейся по жизни самопрезентации, утверждают, что они интроверты;) Это не к Вам, а просто к слову. И я им тоже не верю:) 12.05.2010 17:00:43, Фламинго.

Не секрет, что многие родители вольно или невольно пытаются вылепить из ребенка подобие самих себя. Если вы – общительный человек, любящий застолья, шумные компания и массовые мероприятия, то, конечно, вас будет удивлять и даже огорчать то, что ребенок стремится побольше времени провести наедине с собой. Если малыш любит часами играть в одиночестве, у него мало друзей и он настолько закрыт, что даже с родителями не всегда хочет обсуждать, как прошел его день, возможно, бить тревогу рано. Может, он просто интроверт , требующий особого внимания .

Ваш ребенок – интроверт?

Это нелегко – быть интровертом в мире экстравертов, особенно, если ты – ребенок. И еще сложнее, если ни один взрослый в жизни ребенка не распознал этого. Так происходит не только, когда родители являются экстравертами, но и когда родители - интроверты , которые не поняли своей интровертной природы. Многие ошибочно понимают то, что в действительности значит быть интровертом. Это не значит, быть застенчивым, социально тревожным или социально отсталым, или антиобщественным, хотя какие-то из этих характеристик могут возникнуть, если на интровертов давить, и он вынужден вести себя как экстраверт.

Все очень просто: интроверсия является объяснением того, где человек черпает свою энергию – от одиночества или от компании других людей. Те, кто перезаряжает свои батареи через одиночество – интроверты. Те, кому для подзарядки необходимы люди – экстраверты. Эти различия жестко заложены в нас и влияют на все: на то, как работают наши воспоминания; на то, как мы обрабатываем информацию; на то, на чем мы концентрируем внимание, на то, как мы общаемся; на то, как мы используем наше тело. Интроверты , по словам Карла Юнга, заинтересованные во «внутренней жизни ума». Юнг (интроверт ) верил, что мы рождаемся с конкретными преимуществами, которые, по большей части, не меняются с возрастом.

Опыты показывают, что интроверты составляют лишь 20-30% населения, так что, вероятно, нет ничего удивительного в том, что их неправильно понимают. Еще труднее родителям, так как дети не могут сказать, что они – интроверты, они лишь верят, что мама и папа поймут их. Не удивительно, что много вундеркиндов – тоже интроверты. Чтобы быть одержимым чем-то, надо иметь сильную, устойчивую и глубокую заинтересованность, а это часто – черта интровертов.


Признаки того, что ваш ребенок – интроверт:

Он очень, очень хорошо развлекает себя на протяжении длительного времени.
Кажется истощенным после празднований или общественных мероприятий. Требует отдыха.
Он имеет одного или двух близких друзей и не испытывает необходимости в большем количестве.
Вы должны вытягивать из него информацию о том, как прошел день, или хорошо он провел время с друзьями.
У него очень высоко развито чувство личного пространства, его беспокоит, когда границы нарушаются.
Ваш ребенок очень индивидуален.
Он не любит принимать участие в групповых обсуждениях или если его вызывают для ответа.

Ненавидит ошибаться в общественных местах.
Любит свою собственную компанию.
Не понимает необходимости вести светскую беседу.
Быстро устает в больших группах или толпах.
Отказывается от посещения крупных общественных мероприятий.

Обратите внимание: многие интроверты могут на самом деле достаточно хорошо чувствовать себя в больших компаниях или справляться с общением. Интроверсия является спектром в диапазоне от тех, кто отдал явное предпочтение одиночеству, к тем, кому нужно уединение только для подзарядки, прежде чем рискнуть еще раз ринуться в толпу. Признаки интроверсии могут появиться в самом начале жизни, часто в первый год. Младенцы-интроверты могут не захотеть пойти на чужие руки, их нервирует чрезмерное внимание в магазине или в парке, они суетятся, когда их личное пространство нарушается.

У родителей детей-интровертов существует три важные задачи:

1) Они должны понять и принять потребность детей в одиночестве,
2) Они должны помочь ребенку понять свои потребности,
3) Они должны выступать в качестве адвоката для своего ребенка в отношениях с другими взрослыми или в других ситуациях, пока ребенок не развил навыки, чтобы делать это самостоятельно.

Интроверты много рассуждают и рефлексируют, подзаряжают свои батарейки одиночеством и покоем. Если они не получают достаточной дозы зарядки, их поведение, производительность и внутреннее состояние будут страдать. У них не будет необходимой энергии, чтобы постигать новое, принимать риски, исследовать, развиваться и процветать. Вдобавок ко времени, интровертам необходимо физическое пространство, какое-то место, где они могут спрятаться и где никто их не прервет, не будет предъявлять требования к ним, пока они перезаряжаются. Это может быть своя комната, а если это невозможно – уединенные области в совместном комнате, особый уютный уголок в доме, где-то, где ребенок чувствует себя в безопасности.

Иногда интровертным детям так необходимо иметь свое пространство, а взрослые так мало помогают в этом, что они могут в итоге начать физически защищать это пространство, пинать и бить других детей. Несведущим взрослым может показаться, что драка ни о чем, но на самом деле вопрос собственного пространства - это суть конфликта. Важно помнить, что это очень реальные эмоциональные потребности. Если они не довольны – ребенок теряет способность эффективно развиться. Но можете не сомневаться – у интровертов много плюсов! Они самостоятельные, рефлексивные, глубоко интеллектуальные, тихо добиваются успеха, и прекрасно общаются с людьми один на один. Из интровертов получаются отличные художники, ученые, психологи, консультанты, поэты, писатели, архитекторы, математики, историки, инженеры, программисты, преподаватели и дизайнеры.

Некоторые советы, как помочь ребенку-интроверту:

* Дайте ему достаточно времени быть наедине с собой.
* Уважайте его желание молчать.
* Убедитесь, что у него есть личное место, куда он может спрятаться при необходимости.
* Научите его братьев и сестер и других родственников понимать и уважать его потребность в одиночестве.
* Дайте ему время, он должен привыкнуть к новым людям и ситуациям.
* Защитите его от мира, который он может не принимать, цените его интровертные черты, и помогите ему увидеть их как силу.