Умения детей 3 4 лет

галина усова
Консультация для родителей «Знания и умения детей в 3–4 года»

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ДЕТЕЙ 3- 4ГОДА .

Что должен знать и уметь делать ребёнок в три года .

Многих родителей беспокоит вопрос , что должен уметь и что умеет их ребенок в 3 года . Неоспоримо, что все детки очень разные, и поэтому их умения и навыки сильно разнятся. Но все же стандартный перечень того, что должны уметь делать трехлетние дети, существует.

Ребенок в 3 года должен иметь точную координацию корпуса тела, рук и ног, уметь держать равновесие. Он способен различать цвета (норма знаний – восемь основных цветов, определять формы предметов - квадрат, треугольник, овал, круг, ромб. Имеет понятия о сторонах : левой и правой. Справляется безошибочно с игрой, где следует вставить предметы в нужную форму. Собирает крупные и средние паззлы, ориентируясь на полную картинку, легко справляется с пирамидкой, укладывая колечки в нужном порядке.

Ребенок в 3 года с желанием собирает фигуры из конструктора и кубиков . При этом концентрирует внимание на пять-десять минут, выполняя задание по сборке определенной модели. Родителям в обязательном порядке следует акцентировать на это внимание, если они планируют начать обучение малыша музыке, танцам, иностранным языкам! В этом случае, главное - не перестараться, чтобы у маленького исследователя не пропали интерес и желание к обучению.

К трехлетнему возрасту ребенок становится «почемучкой» . Он много говорит, хочет обо всем узнать, любопытен, задает множество вопросов. Ответы в одно слово, без разъяснений, его уже не устраивают. Любознательность и любопытство становятся приоритетными качествами. Словарный запас ребенка в 3 года составляет примерно 300 слов. «Я» и «ты» становятся часто употребляемыми местоимениями. Ребенок правильно строит предложения : употребляет имя существительное, глагол и прилагательное. Верно пользуется и предлогами : «за» , «на» , «под» , «в» . Понимает такие обобщающие слова, как «посуда» , «одежда» , «фрукты» , «овощи» . Особо эти понятия он в своем речи не использует, но уже знает, что тарелка, ложка, вилка, кастрюля – это все посуда.

Трехлетний малыш способен запомнить (выучить наизусть) несколько простых стихотворений, состоящих строчек из четырех, и несколько несложных песенок. Может рассказать коротенькую сказку, правда, пока лишь с помощью взрослого. Ориентируется во временах года , знает, чем они отличаются. Может показать и рассказать, какие основные части тела и сколько ест у человека и животных. Ребенок в 3 года отличает домашних животных и птиц от диких и знает, как называются их дети, к примеру, у собаки- щенок, у коровы – теленок, у курицы – цыпленок, у волка - волчонок и тому подобные.

Если ребенку задавать наводящие вопросы, то он сможет по памяти рассказать о сюжете картинки, вспомнить о своих действиях в разное время суток. Звуки произносит понятно и четко, помимо Ж,Ш,Щ,Ч,Л,Р - эти звуки пойдут на следующий, четвертый год жизни.

В своем поле зрения ребенок может удерживать три-четыре предмета и находить между ними отличия, но пока только тоже 3-4. Способен отыскать два одинаковых предмета или пару, схожую друг с другом. Кроха уже способен связать явления с предметами, объединить их по элементарным признакам, например, что птицы живут на деревьях; что снег белый, холодный и идет зимой; что самолеты летают в небе, а небо находится высоко-высоко. У ребенка уже получается определить на картинке лишний предмет, а также находить различия между двумя идентичными вещами. Он уже понимает, что мячик летит вниз, ударяясь об землю (или пол, а потом летит вверх; поезд может ехать и быстро, и медленно. Ориентируется в размерах предметов и может сравнить три-четыре : эта ступенька высокая, а вот другая - низкая; эта дорога длиннее, а вот эта – короче; этот мячик большой, а этот – меньше; это дерево выше, а этот куст ниже. Сможет найти один предмет и много предметов и сравнить, каких меньше, а каких больше.

Проанализировав вышерассмотренные умения и навыки ребенка в 3 года , можно сделать вывод, что их список довольно обширный, и задача родителей - суметь сделать так, чтобы их малышу были интересны процессы узнавания и познания .

Что должен знать и уметь делать ребёнок в четыре года

Дети в 4 года обладают достаточным объёмом памяти и интеллекта для того, чтобы расширить и накопить свои знания в различных видах мыслительной деятельности и творчестве.

Развитие крупной моторики:
Дети 3-4 лет ходят и бегают со свободными движениями рук, работа рук и ног координирована. При ходьбе не шаркают ногами. Умеют бросать мяч двумя руками. При прыжках в высоту опускаются на полусогнутые ноги. При подскоках отрывают ноги от пола. Умеют сдерживать движения по сигналу.
Развитие мелкой моторики:
Любят играть со строительным материалом. Могут самостоятельно завести механическую игрушку. Умеют правильно держать карандаш и самостоятельно проводить вертикальные и горизонтальные линии.
Интеллектуальное развитие:
Ребенок правильно дифференцирует цвета и оттенки, знает название шести основных цветов.
Различает и называет геометрические фигуры.
Различает пространственные отношения: около, рядом, за между, перед.
Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине.
Узнает бытовые предметы на ощупь.
Знает количественные понятия: много, один, мало. Самостоятельно считает до пяти. Знает времена года, ориентируется во времени (день, ночь, утро, вечер).
Часто задает вопросы: «что? зачем? когда? почему?».
Активно рассматривает сюжетные картинки, при наводящих вопросах называет сюжет.
Внимательно слушает сказки, смотрит телевизионные передачи.
Речь фразовая, улучшается произношение, уменшается физиологическое косноязычие.
Развитие игровой деятельности:
Появляется сюжетно-ролевая игра в небольшой группе детей (2-3 человека) с продолжительностью 10-30 минут. Устойчивый интерес к играм (любимые игры). Может больше 10 минут заниматься конструированием, строит разнообразные постройки, обыгрывает их.
Навыки самообслуживания:
Самостоятельно одевается, умеет застегивать пуговицы, молнии, с помощью взрослого завязывает шнурки. Самостоятельно ест, правильно держит вилку, ложку. Самостоятельно умывается.
Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года доста¬точно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И так далее. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.

К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существи¬тельных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу или сосну); «Это цветок» (вместо ромашка или одуванчик).
Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, то есть у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она копотка, а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены (Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова (особенно существительные среднего рода с прилагательными), употребляют падежные окончания (Мама «окны» моет); несклоняемые имена существительные (А у меня на «палъте» пуговица оторвалась), при образовании родительного падежа множественного числа существительных отмечается влияние окончания -ов, -ев на другие склонения (дом - домов, ручка - ручное); изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы.

В этом возрасте ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказать о событиях, свидетелем которых он был, толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда возможно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержа¬ние, часто даже не понимая смысла слов.

На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твердых согласных: санки вместо ранее произносимого сянки. Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; слова, состоящие из 3-4 и более слогов. Некоторые дети сосредоточивают свое внимание на звуковом оформлении слов, подмечают ошибки в их звучании у сверстников.
Большинство детей начинают правильно произносить такие трудные для усвоения звуки, как [ы], [э], [х], приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, звук [ц] (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в 3 года произносят его как тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза ([ш], [ж], [ч1], [щ1], [л], [р]), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук [ш] звуком [с] (суба вместо шуба), [ж] - [з] (заба вместо жаба), [ч"] - [ц] (цасы вместо часы), [щ"] - [с] или [с"] (сенок вместо щенок, савель вместо щавель). Сонорные звуки [р], [р"], [л] дети заменяют звуком [и] или [л"] (йак, ляк вместо рак, лека, йодка вместо река, лодка).

С появлением шипящих звуков у некоторых детей наблюдается обратная замена, когда эти звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например, там, где надо произносить свистящие звуки (капушта вместо капуста, клизовник вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребенок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки.

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово пожалуйста могут произносить как пожаста, температура как тематура. Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох, малыши овладевают умением произносить гласные звуки [а], [у], [и] на одном выдохе в течение 3-4 сек. и более.
В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интона¬цию и правильно передают ее, подражая речи взрослых.

Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает ошибки в произношении у своих сверстников, но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов (лепа - репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова (би-и-би-и - гудит машина, пи-и-пи-и - пищит мышонок).

К концу четвертого года произношение детей значительно улучшает¬ся, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей - звуки [л], [р]. Однако у большинства дошкольников еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствие шипящих, звуков [л], [р]), что не является патологией речевого развития. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.

У четырехлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних речь чистая, с правильным произношением почти всех звуков, у других она может быть еще недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков, со смягчением твердых согласных и т. п. Воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Что должен знать и уметь делать ребёнок в три года.

Многих родителей беспокоит вопрос, что должен уметь и что умеет их ребенок в 3 года. Неоспоримо, что все детки очень разные, и поэтому их умения и навыки сильно разнятся. Но все же стандартный перечень того, что должны уметь делать трехлетние дети, существует.

Ребенок в 3 года должен иметь точную координацию корпуса тела, рук и ног, уметь держать равновесие . Он способен различать цвета (норма знаний - восемь основных цветов), определять формы предметов - квадрат, треугольник, овал, круг, ромб. Имеет понятия о сторонах: левой и правой. Справляется безошибочно с игрой, где следует вставить предметы в нужную форму . Собирает крупные и средние паззлы , ориентируясь на полную картинку, легко справляется с пирамидкой, укладывая колечки в нужном порядке.

Ребенок в 3 года с желанием собирает фигуры из конструктора и кубиков . При этом концентрирует внимание на пять-десять минут, выполняя задание по сборке определенной модели. Родителям в обязательном порядке следует акцентировать на это внимание, если они планируют начать обучение малыша музыке, танцам, иностранным языкам! В этом случае, главное - не перестараться, чтобы у маленького исследователя не пропали интерес и желание к обучению.

К трехлетнему возрасту ребенок становится «почемучкой» . Он много говорит, хочет обо всем узнать, любопытен, задает множество вопросов. Ответы в одно слово, без разъяснений, его уже не устраивают. Любознательность и любопытство становятся приоритетными качествами. Словарный запас ребенка в 3 года составляет примерно 300 слов. «Я» и «ты» становятся часто употребляемыми местоимениями. Ребенок правильно строит предложения : употребляет имя существительное, глагол и прилагательное. Верно пользуется и предлогами: «за», «на», «под», «в». Понимает такие обобщающие слова , как «посуда», «одежда», «фрукты», «овощи». Особо эти понятия он в своем речи не использует, но уже знает, что тарелка, ложка, вилка, кастрюля - это все посуда.

Трехлетний малыш способен запомнить (выучить наизусть) несколько простых стихотворений , состоящих строчек из четырех, и несколько несложных песенок. Может рассказать коротенькую сказку, правда, пока лишь с помощью взрослого. Ориентируется во временах года , знает, чем они отличаются. Может показать и рассказать, какие основные части тела и сколько ест у человека и животных. Ребенок в 3 года отличает домашних животных и птиц от диких и знает, как называются их дети, к примеру, у собаки- щенок, у коровы - теленок, у курицы - цыпленок, у волка - волчонок и тому подобные.

Если ребенку задавать наводящие вопросы, то он сможет по памяти рассказать о сюжете картинки , вспомнить о своих действиях в разное время суток. Звуки произносит понятно и четко, помимо Ж,Ш,Щ,Ч,Л,Р - эти звуки пойдут на следующий, четвертый год жизни.

В своем поле зрения ребенок может удерживать три-четыре предмета и находить между ними отличия, но пока только тоже 3-4. Способен отыскать два одинаковых предмета или пару, схожую друг с другом. Кроха уже способен связать явления с предметами, объединить их по элементарным признакам , например, что птицы живут на деревьях; что снег белый, холодный и идет зимой; что самолеты летают в небе, а небо находится высоко-высоко. У ребенка уже получается определить на картинке лишний предмет , а также находить различия между двумя идентичными вещами. Он уже понимает, что мячик летит вниз, ударяясь об землю (или пол), а потом летит вверх; поезд может ехать и быстро, и медленно. Ориентируется в размерах предметов и может сравнить три-четыре: эта ступенька высокая, а вот другая - низкая; эта дорога длиннее, а вот эта - короче; этот мячик большой, а этот - меньше; это дерево выше, а этот куст ниже. Сможет найти один предмет и много предметов и сравнить, каких меньше, а каких больше.

Проанализировав вышерассмотренные умения и навыки ребенка в 3 года, можно сделать вывод, что их список довольно обширный, и задача родителей - суметь сделать так, чтобы их малышу были интересны процессы узнавания и познания.

Что должен знать и уметь делать ребёнок в четыре года

Дети в 4 года обладают достаточным объёмом памяти и интеллекта для того, чтобы расширить и накопить свои знания в различных видах мыслительной деятельности и творчестве.

Заниматься развитием интеллектуальных способностей ребёнка нужно, начиная с раннего возраста. Некоторые из нас совершают ошибку, считая, что в 4-х летнем возрасте ещё рано овладевать знаниями и готовиться к школе. Если не начать подготовку ребёнка к школе заранее (примерно за два года до поступления в школу), у него может возникнуть сильная утомляемость от избыточного объёма знаний, внезапно обрушившихся на детские плечи. И, как следствие, возникают трудности с получением знаний в объеме школьной программы, а также возникает отсутствие интереса к учёбе. Поэтому процесс развития личности должен быть комплексным и систематическим, начиная с раннего возраста.

А ваш ребёнок развивается соответственно возрасту? Наши тесты помогут вам определить навыки своего четырёхлетнего ребёнка и подскажут, как лучше развивать его в той или иной области знаний.

Память

1) Ребёнок должен знать наизусть несколько несложных стихотворений, песен, загадок.
2) Может пересказать услышанную сказку.
3) Запоминает сюжет рисунка, может изложить его словесно.
4) Может пересказать яркие события из своей жизни.
5) Умеет повторить несколько идущих подряд слогов. Например: ма-ку-но-га, по-ри-мы-ку, ло-ре-ва-бо и т.д.
6) Повторяет числа, идущие не по порядку: один-пять-семь, три-шесть-ноль, два-четыре-девять и т.д.
7) Выполняет задание, состоящее из нескольких действий: встать со стула, подойти к шкафу, принести книгу и положить на стол, подать очки.
8) Повторить за взрослым несколько слов подряд, не связанных по смыслу: ваза, окно, диван, комната, чашка.
9) Запоминать и называть без посторонней помощи 4-5 предметов.
10) Определять какой предмет исчез, если из пяти предметов один незаметно убрать.

Внимание

1) Умеет находить сходства и отличия в предметах.
2) Умеет находить сходства и отличия по картинкам, рисункам.
3) Собирает конструктор по образцу
4) Собирает картинку из 3-х или 4-х частей в одну.
5) Повторяет действия за взрослыми: руки вверх - руки в стороны - ногу поднять - ногу опустить.
6) Ребёнок делает хлопок в ладоши, когда взрослый называет определённое слово из списка слов. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши при слове «мяч», когда вы произносите слова: чашка, тетрадь, мороженое, стена, телефон, пирамидка, море, лимон, мяч, ложка, снежинка.
7) Держит в поле зрения 4-5 предметов.
8) Не отвлекается 5-7 минут при выполнении заданий.

Мышление

1) Умеет обобщать группы слов в одно понятие.
Кошка, собака, корова, заяц - ЖИВОТНЫЕ.
Стол, стул, диван, кровать - МЕБЕЛЬ.
Чашка, тарелка, кастрюля, чайник - ПОСУДА.

2) Подбирает слова и словосочетания противоположные по смыслу: толстый-тонкий, горячий-холодный, низкий-высокий, зимой холодно-летом тепло и т.д.
3) Решает простые логические упражнения.
4) Замечает ошибки на картинках. Может рассказать, что неправильно.
5) Собирает пирамиду из 7 колец в нужном порядке.
6) Умеет из группы предметов указывать лишний предмет.
7) Умеет подбирать пару предмету.
8) Отвечает на различные вопросы: «Сколько ножек у стола? Зачем нужен зонтик? Зачем часам стрелки? Сколько лап у кошки? Для чего в чай кладут сахар? Чем отличаются времена года?»

Какие умения и знания должны быть у ребенка в 3 года ? Многие родители задаются этим вопросом. В современном море информации о том, какие умения и знания должны быть у ребенка в 3 года можно легко запутаться и потеряться. Когда начинаешь в этом разбираться, чаще всего только огорчаешься, что вот и этого мой ребенок, и другого еще не делает. В конце концов посещает мысль, что лично мой ребенок очень отстает в развитии. Чтобы сильно не расстраиваться по этому поводу предлагаю Вам несколько базовых заданий на умение и знания, с которыми в 3 года ребенок должен справляться. Если он этого не делает, то стоит задуматься о том, что, действительно, где-то упущено и надо нагонять, а если он все это делает, то предела дальнейшему совершенству нет.

В 3 года ребенок должен уметь и знать

  • Концентрировать внимание, т.е выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу;
  • Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам;
  • Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями;
  • Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине);
  • Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде. числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложение с однородными членами;
  • Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики;
  • Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду"); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.

Задания для тестирования ребенка в 3 года на знания и умения

Развитие внимания:

  • Найти на картинке одинаковые предметы, определить их цвет;
  • Нарисовать на листке, например, 2 домика и 2-х мишек и прочертить от каждого мишки тропинку к домику. Желательно, чтобы эти тропинки пересекались. Предложить ребенку глазами проследить путь каждого мишки к его домику и показать, кто где живет. Если малыш затрудняется сделать это зрительно, то предложите ему провести пальчиком по дорожке;
  • Предложить раскрасить фигурки по образцу;
  • Нарисовать контуры 3-4 предметов так, чтобы они были наложены друг на друга). Предложить ребенку найти какие предметы там спрятались;
  • Предложить найти несколько отличий на картинке (кошка серая-рыжая, у одной мячик, у другой кубик и т.д). Если ребенок затрудняется, то задавайте ему наводящие вопросы.

Развитие памяти:

  • Рассматриваем картинку с 3-4 предметами. Ребенок должен назвать предметы. Закрываем книгу и просим вспомнить, что там нарисовано;
  • Рассматриваем картинку где, например, котик держит шарик, бельчонок держит яблоко, а мышонок коробку с бантиком. На другой картинке отдельно зверята и предметы. Надо вспомнить кто и что держал;
  • Вспомним героев сказки "Колобок". Кого встретил сначала колобок. Вспомнить по картинке с изображением животных;
  • Рассматриваем 2 картинки. Первая - зайчик под зонтиком, идет дождь, грибы растут. На другой картинке - солнышко, ягодки, грибов нет, зонтик сложен. Что изменилось на картинке?;
  • Изображены 8 предметов: 3 мячика и 1 кубик, 3 зонтика и 1 корзинка. Найти картинки, которые отличаются от других.

Развитие мышления:

  • 2 картинки. Одна с животными, другая с едой. Надо найти кто что любит есть;
  • Рассматриваем картинку, надо подобрать пару к предмету % ваза и цветок, шапка и шарф, лопата и ведерка и т.д;
  • Найти заплатку к коврику. Красный коврик, а у него посередине нарисован красный круг, который нарисован еще и отдельно. Зеленый коврик с зеленым треугольником посередине. и Так далее. Малыш должен рассказать какую заплатку куда поставить, какого цвета коврики.

Математика:

  • На картинке нарисовано 4 зеленых кубика и один желтый, 4 синих шара и 1 красный. Каких шариков (кубиков) больше?;
  • Рассмотреть любую картинку. Например, пейзаж. Каких предметов много, а каких по одному. Показать их назвать;
  • На картинке сидят 3 лягушки, там же нарисовано 3 листочка и 2 цветочка. Поровну ли лягушек и цветочков?;
  • Нарисовано 4 шара: все разного размера. Показать самый большой, самый маленький мячик;
  • На картинке нарисованы карандаши разной толщины. Назвать цвета карандашей, какие их них толще-тоньше?;
  • На картинке цветы разной длины. Какие высокие, какие низкие?;
  • Нарисуйте квадрат, треугольник, круг. Ребенок должен уметь их отличать и называть.

Развитие речи:

  • Ребенок должен уметь называть животных: диких, домашних. Должен знать как называются их детеныши: лошадь-жеребенок;
  • Должен уметь в 2-3 предложениях описывать картинку: кто на картинке, какие у него ушки, что держит в лапках и т.д;
  • Другой вид описания картинки. Например. кукла сидит на столе, мячик лежит под столом, хорошо, если ребенок скажет, что стоит справа, слева;
  • Ребенок должен уметь называть различные действия: волк бежит, рыбка плывет, белочка сидит и т.д.

Развитие мелкой моторики:

  • Малыш должен уметь проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные линии нужного размера. Для этого можно предложить дорисовать забор, лучи у солнца, дождик и т.д Также должен уметь рисовать округлые предметы;
  • Малыш должен уметь аккуратно раскрашивать картинки;
  • Ребенок должен уметь выполнять простые движения пальчиковой гимнастики.

Знакомство с окружающим миром:

  • Рассмотрите картинки с различными игрушками. Пусть ребенок назовет предметы по отдельности, а потом одним словом "игрушки". Аналогично с одеждой, посудой, мебелью, обувью...;
  • Покажите ребенку картинки с разными временами года (желательно, чтобы было изображено одно и то же место). Пусть он назовет времена года, скажет, чем они отличаются.

Если умения и знания ребенка в 3 года позволяют справится с такими упражнениями, то можете не волноваться, все в порядке.

Физическое развитие.

1. Ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности.

2. Ребенок приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослого) .

3. Ребенок пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, туалетной бумагой).

4. Ребенок владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

5. Ребенок умеет ходить прямо, не шаркая ногами, в заданном направлении.

6. Ребенок умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя, сохраняет равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости.

7. Ребенок может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

8. Ребенок энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

9. Ребенок может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы, ударять мячом о пол, бросать вверх 2-3 раза подряд и ловить.

10. Ребенок может метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Речевое развитие.

1. Ребенок отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

2. Ребенок рассматривает игрушки, сюжетные картинки.

3. Ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

4. Ребенок пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.

5. Ребенок называет произведение (в произвольном изложении, прослушав отрывок из него.

Формирование познавательных действий, конструктивно-модельная деятельность.

1. Ребенок знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

2. Ребенок умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

3. Ребенок изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

4. Ребенок умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.

1. Ребенок может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.

2. Ребенок умеет находить в окружающей обстановке один и несколько одинаковых предметов.

3. Ребенок правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же».

4. Ребенок различает круг, квадрат, треугольник, предметы с углами и круглые формы.

5. Ребенок понимает смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, над – под; понятия времени суток: утро – вечер – день – ночь.

6. Ребенок называет знакомые предметы, объясняет их значение, выделяет, называет признаки (цвет, форму, материал).

7. Ребенок ориентируется в помещениях детского сада и на участке.

Формирование целостной картины мира и представлений о социальных ценностях.

1. Ребенок называет свой город (поселок).

2. Ребенок знает и называет некоторые растения, животных и их детенышей.

3. Ребенок выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.

4. Ребенок проявляет бережное отношение к природе.

Социально-коммуникативное формирование позитивных установок к различным видам труда.

Социально-игровая деятельность.

1. Ребенок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками от имени героя.

2. Ребенок умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей.

3. Ребенок способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.

4. Ребенок способен следить за развитием театрализованного действия и эмоционально на него отзываться.

5. Ребенок разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок.

6. Ребенок имитирует движения, мимику и интонацию воображаемого героя.

7. Ребенок может принимать участие в беседах о театре (театр – актеры – зрители, правила поведения в зрительном зале).

Формирование основ безопасного поведения.

1. Ребенок соблюдает элементарные правила поведения в детском саду.

2. Ребенок соблюдает элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.

3. Ребенок имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.

Музыкальная деятельность.

1. Ребенок способен слушать музыкальные произведения до конца. Узнает знакомые песни.

2. Ребенок различает звуки по высоте (в пределах октавы). Замечает изменения в звучании (тихо – громко, быстро – медленно).

3. Ребенок поет, не отставая и не опережая других. Испытывает удовольствие от пения.

4. Ребенок умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.

5. Ребенок называет и различает детские музыкальные инструменты: погремушки, бубен, металлофон.

Изобразительная деятельность.

Рисование.

1. Ребенок изображает отдельные предметы, простые по композиции сюжеты.

2. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.

3. Правильно пользуется кистью, красками.

Лепка.

1. Умеет отделять от большого куска глины маленькие, раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями ладоней.

2. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разные приемы.

Аппликация.

1. Создает изображения предметов из готовых фигур.

2. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию, умеет аккуратно использовать материалы.