Путь нравственных исканий пьера безухова кратко. Нравственные искания Пьера Безухова, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир

Жизненные искания Пьера Безухова

Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских кокеток…

Во время проживания во Франции он проникся идеями масонства, Пьеру казалось, что он нашел единомышленников, что с их помощью он сможет изменить мир к лучшему. Но вскоре он все же разочаровался в масонстве, хотя, его желание равенства среди людей и справедливости во всем было неискоренимо.

Пьер Безухов ещё очень молод и неопытен, он ищет цель своей жизни и бытия в целом, но, к сожалению, приходит к выводу, что ничего нельзя изменить этом мире и попадает под дурное влияние Курагина и Долохова. Пьер начинает попросту «прожигать жизнь», тратит свое время на балы и светские вечера. Курагин женит его на Элен.

Безухов был окрылен страстью к Элен Курагиной, самой первой светской красавице, он радовался счастью жениться на ней. Но спустя некоторое время Пьер заметил, что Элен всего-навсего красивая кукла с ледяным сердцем, нарисованной улыбкой и жестоким лицемерным нравом. Брак с Элен Курагиной принес Пьеру Безухову только боль и разочарование в женском поле.

Устав от разгульной жизни и бездействия душа Пьера рвется к работе. Он начинает проводить в своих землях реформы, пытается дать крепостным свободу, но, что очень прискорбно, люди его не понимают, они настолько уже привыкли к рабству, что даже не представляют как без него можно жить. Люди решают, что Пьер с «причудами».

Когда началась война 1812 года Пьер Безухов, хотя и не был военным, отправился на фронт, чтобы посмотреть, как воюют люди за свое Отечество. Находясь на четвертом бастионе, Пьер видел настоящую войну, он видел как страдают люди из-за Наполеона. Безухова поразил и воодушевил патриотизм, рвение и самопожертвование простых солдат, ему стало больно вместе с ними, Пьер проникся лютой ненавистью к Бонапарту, он захотел лично его убить. К сожалению, ему это не удалось, и вместо этого он попал в плен.

В тюрьме Безухов провел месяц. Там он познакомился с простым «солдатиком» Платоном Каратаевым. Это знакомство и пребывание в плену сыграли значительную роль в жизненных поисках Пьера. Он наконец-то понял и осознал ту истину, которую давно искал: что каждый человек имеет право на счастье и должен быть счастливым. Пьер Безухов увидел истинную цену жизни.

Пьер обрел свое счастье в браке с Наташей Ростовой, она была для него не только женой, матерью его детей и любимой женщиной, она была большим – она была другом, поддерживающим его во всем.

Безухов, как и все декабристы, боролся за правду, за свободу народа, за честь, именно эти цели послужили причиной его вступления в их ряды.

Долгий путь скитаний, иногда ошибочных, иногда смешных и нелепых, все же привел Пьера Безухова к истине, которую он должен был понять, пройдя трудные испытания судьбы. Можно сказать что, не смотря ни на что конец жизненных исканий Пьера хороший, ведь он достиг той цели, которую преследовал изначально. Он попытался изменить этот мир к лучшему. И каждый из нас должен также стремиться к этой цели, ведь дом состоит из маленьких кирпичиков, а они из мелких песчинок, а песчинки – это наши добрые и справедливые поступки.

Кроме сочинения о жизненных исканиях Пьера Безухова также смотрите:

  • Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
  • Образ Наполеона в романе «Война и мир»
  • Образ Кутузова в романе «Война и мир»
  • Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских - сочинение
«Война и мир»

Урок построен так, чтобы создавать дидактические условия для положительного эмоционального характера процесса обучения: привлечение яркого фактического материала, побуждение к оценке и выражению собственного мнения в отношении изучаемых событий, фактов; стимулирование к развитию своего мировоззрения, создание ситуации успеха.

В начале изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» учащиеся были сориентированы на заключительный урок-обобщение «Нравственные искания Пьера Безухова». В ходе работы выделялись этапы жизненного пути героя, предлагалось подобрать цитаты из романа, воспользоваться материалом литературно-критических исследований. В процессе исследовательской деятельности наряду с анализом ключевых сцен составляется опорная схема этапов жизненного пути Пьера Безухова. Отношение к составлению опорной схемы неоднозначно: взлет или падение тот или иной эпизод жизни? Участие в развлечениях светской молодежи, увлечение идеями Наполеона, масонством - это падение или логика развития характера на пути к совершенствованию, осмыслению и утверждению своего смысла жизни. Таким образом, ломаная линия этапов жизни - это не взлеты и падения - это еще один шаг на пути обретения главного и единственно верного в жизни.

Ход урока

Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л. Н. Толстой

    На этапе усвоения материала звучит сообщение учащегося «Мастерство психологического анализа Л.Н. Толстого».

    Лекция учителя «Концепция человека и психологизм Л.Н. Толстого»

Концепция человека и психологизм Л.Н. Толстого

«Все произведения Толстого представляют собой «историю души» за некоторый промежуток времени, - пишет исследователь А.П. Скафтымов. Что происходит в этом промежутке? Персонаж проходит ряд состояний. Причем эти состояния взаимно не безразличны. Они даны не только в чередовании, но и во взаимно оценочном сопоставлении. Они показаны как должное или недолжное, фальшивое или натуральное, ложное или истинное. Каждое состояние имеет при себе различными художественными способами высказанное оценочное суждение, и путем взаимного контраста или параллелизма все они ведут систему обоснования и раскрытия конечных авторских убеждений и призывов».

Толстой пересказывает не итоги внутреннего движения человеческой личности, а проникает в самый процесс ее мышления, ее чувствования. Не удовлетворяясь изображением внешних движений чувства, он обращается к раскрытию самого процесса психической жизни, непрерывного потока возникновения и смены противоречивого состояния различных мыслей, чувств, ощущений, сознательных устремлений и подсознательных импульсов. Задача писателя показать «текучесть человека; то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильное существо.

О характере психологического анализа интересно и верно писал С.Г. Бочаров: «... именно процессу, а не результату уделяет Толстой главное внимание. В одном из писем уже позднего периода Толстой высказал взгляд на задачи психологического анализа: «Главное - работа внутренняя, душевная, и чтобы показана была не окончательная работа, а процесс работы на самом деле».

Толстой глубоко верит в духовный потенциал личности: некоторым толстовским персонажам удается побеждать инстинкт своеволия, индивидуалистического утверждения себя в противовес другим. Во многом спасает стоящая перед ними задача самоотверженного служения ближним, растворения себя в других. «Диалектика души» раскрывается как всеобщая форма внутренней жизни. Толстой обнаруживает «общее» в людях, положительную духовную основу их внутреннего существа, интересуясь теми моментами свободы, когда открывается возможность выбора, решения, определения своих действий, своего поведения. Но чаще всего диалектические процессы душевной жизни изображаются Толстым, когда он обращается к изображению положительных героев, сознательно стремящихся к познанию смысла жизни.

Через борьбу противоположных мотивов человек у Толстого поднимается в определенных жизненных ситуациях к более высокой стадии сознания, когда открываются ему безусловные нравственные ценности, не без утрат, не без возвращения к прежнему самочувствию в дальнейшем.

Толстой не ограничивается изображением сплетения добра и зла в душе человека, он ведет его к разделению противоположных начал, к нравственному суду над собой.

Моменты нравственного возвышения затем сменяются новыми исканиями, разочарованиями и падениями. Сплетение добра и зла остается законом человеческого существования. Но вместе с тем раз испытанное прозрение уже делает героя духовно зрячим, духовно подвижным.

    Составление опорной схемы «Нравственные искания Пьера Безухова, героя романа Л.Н. Толстого «война и мир» (беседа с элементами анализа).

Назовите этапы жизненного пути Пьера Безухова

Первая встреча с Пьером . Салон Шерер

- Какие герои выглядят чужими в салоне Шерер? Почему? (портрет и манеры поведения)

Нарушение Пьером заведенного Анной Павловной этикета, его неуклюжесть еще раз подтверждают, что он - инородное тело в великосветской гостиной.

«Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот молодой человек был незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова... Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. ... этот страх (Анны Павловны) мог относиться к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличающему его от всех в этой гостиной».

Увлечение революционными идеями, Наполеоном.

«Народ отдал ему (Наполеону) власть только затем, чтобы он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, - продолжал мсье Пьер, высказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание все поскорее высказать».

Толстой фиксирует на протяжении всего романа естественно меняющиеся и углубляющиеся стороны его характера и интеллекта.

В начале романа Пьер высказывает непомерную рассеянность, доверчивость, застенчивость, «неумение войти в салон»; его «добродушие, простота и скромность» еще вполне наивны: он болезненно чувствителен, не переносит «вида слез» и сам легко готов плакать; но он еще мало вдумчив, часто «распускает свой рот в беззаботную, веселую улыбку» и не рассуждая поддается (по словам Князя Андрея) «кутежам» и «гусарству».

Развлечения светской молодежи

- Каковы развлечения общества Курагина и Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов и участие в кутежах представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.

- Растрачивание жизни в кутежах.

Одной из важных задач Толстого-психолога было изобразить и раскрыть ту невольную неискренность, которая свойственна людям, их подсознательное стремление видеть себя лучше, а значит, интуитивно искать самооправданий.

«... Хорошо бы было поехать к Курагину»,- подумал он, но тотчас же вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Кураги на. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать».

Здесь четко обозначена доминанта внутреннего состояния: Пьеру очень хочется еще раз испытать это удовольствие, несмотря на данное слово, несмотря на то, что он знает, что поступает дурно. Это желание властвует, и весь остальной психологический мир подделывается под него - так и воспринимается наивная казуистика Пьера: «И тотчас же пришла ему в голову мысль, что данное слово ничего не значит потому, что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного».

Пьер - граф Безухов, богатейший и знатнейший человек

- Эйфория от ощущения себя «центром какого-то важного общественного движения»

«Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятии, спрашивать о чем-то главном управляющего, ехать в подмосковное имение...». «Пьеру так естественно казалось, что все его любят... что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его».

Входя постепенно в общество, он осознает свою роль в нем и даже начинает чувствовать себя «центром какого-то важного общего движения», заставляющего быть «в состоянии кроткого и веселого опьянения»; он уже думает о своей «карьере» и испытывает «чувство отуманенности, торопливости и все наступающего, но не совершающегося какого-то блага», и если ранее собственные его речи казались ему «глупыми», «то теперь все, что не говорил он, все выходило Charmant » (очаровательно).

- Женитьба на Элен

Толстой стремится к тому, чтобы каждый элемент внутренней жизни был обозначен словом предельно точно. В приведенном отрывке чувство Пьера к Элен характеризуется словами «гадкое», «запрещенное», снова «гадкое», «противуестественное» и, наконец, «нечестное».

«Он понял, что эта женщина может принадлежать ему.

«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа,- думал он. - Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное...» - думал он; ... и сознавал, что в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой...» И опять он говорил себе, что что-то гадкое, противуестественное, как ему казалось, нечестное было в этом браке... и на него нашел ужас, не связал ли уж он себя чем-нибудь в исполнении такого дела, которое очевидно не хорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственной красотою».

Сцены имеют большое значение для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, неискушенности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру-наследнику). С одной стороны, брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень выгодным женихом; с другой стороны, этот брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его должны были обмануть, но и потому, что он должен был обмануться.

- Масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых.

Брак с Элен и отношения с Долоховым многому научили Пьера. Он стал вполне «взрослым». Толстой посвящает сильные страницы тому, как Пьер, женившись, «перерабатывал один в себе свое горе». Писатель обнажает новые стороны характера героя: стремительное развитие моральной требовательности, глубокое возмущение недостойным поведением людей и вспыльчивость («Я тебя убью!»- кричит он Элен). Пьер мужает. Исчезает его простодушная беззаботность. Все более и более занимают его тревожные вопросы жизни, ее смысла и целей, - «как будто в голове его свернулся

Пьер отходит от «светского» круга людей, он видит всю тщету знатности и богатства («и зачем нужны эти деньги?» - думает он); он чувствует всю неизбежную «подверженность» человека «злу и смерти» и мучительно переоценивает свои прошлые понятия и стремления («все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение».) К 1812 г. еще и еще властнее становится его требования найти какой-то высокий смысл жизни; он сближается с идеями масонства в котором его соблазняет иллюзорное «наслаждение верить в возможность достижения совершенства и возможность братской... любви между людьми».

- Дуэль с Долоховым

После дуэли Пьер находится в тяжелом нравственно-психологическом состоянии: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»- спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов...»

Характеризуя нравственно-психологическое состояние Пьера в момент идейного кризиса, автор говорит: «Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным и отвратительным». Не случайно Осип Алексеевич Баз леев осуждает образ мыслей Пьера как «однообразный плод гордости, лени и невежества», «печальное заблуждение». Жизнь Пьера, проходящая в «буйных оргиях и разврате», порождает психологию сомнения во всем и неверия в идеал. Толстой убеждает читателя в том, что социальная практика человека имеет огромное значение для его внутреннего духовного мира.

Размышления после дуэли: «Что ж было? спрашивал он сам себя. Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого?»

Во-первых, Пьер не убивал Долохова, но в его сознании дело обстоит именно так: убил, или почти убил, или мог убить - для Пьера, по большому нравственному счету, все равно. Во-вторых, примечательно, что Пьер почти сразу же, осознав в полной мере факт дуэли, задает себе ключевой вопрос: «Как я дошел до этого? » Он охвачен нравственным смятением: ощущение непоправимости, ложности его жизни, которое смутно бродило в нем еще с момента объяснения в любви, делается определенным и мучительно острым, вызывая настоятельную потребность разобраться в причинах зла.

Заметим, что Пьер акцентирует внимание именно на самом себе: не «что меня довело до дуэли», а как я, Пьер Безухов, дошел до того, что смог убить человека?» Пьер ищет зло в себе - это очень доказательно для нравственной ориентации лучших героев Толстого.

«Но в чем же я виноват? - спрашивал он. - В том, что ты женился, не любя ее, в том, что обманул и себя и ее...» Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений... «Она во всем, во всем она одна виновата... Но что из этого? Зачем я себя связал с нею? ... Я виноват... »

ЖЕСТОКИЙ КРИЗИС

- Полное внутреннее опустошение

Он мучается после женитьбы, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам был виноват, женившись, не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис. Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.

Пьер неминуемо шел к полному внутреннему опустошению, превращению в добродушного отставного камергера, «тип которого он так глубоко презирал семь лет назад». Правда, Пьер имел способность «слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того, чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие». В московских гостиных Пьер приходит к ощущению своего одиночества, «призрачности» всей окружающей его жизни и потому не может вступать с ней во внутренне содержательное взаимодействие. Он спасался от жизни вином, женщинами, развлечениями. Он горько оплакивал себя и свои надежды на разумную и плодотворную деятельность: «Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства?» Он бился, страдал, искал новой дороги в жизни, он верил в торжество высшей правды на земле, но «силою обстоятельств» был приведен к этому бездуховному существованию, драматически переживая разрыв между религиозно-нравственными воззрениями и практикой своей жизни. Пьер не мог примириться с этим разрывом, не мог «распутать тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его...».

О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе. Как будто в его голове свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь».

- Вступление в масонство, бурная деятельность.

Масонство с позиции «диалектики души»

Нравственно-психологическое состояние Пьера в момент сближения с масонами и посвящения в «братство вольных каменщиков» сложно и противоречиво. С одной стороны, он мечтает о «деятельностно-добродетельной жизни», о любовной братской гармонии на земле, ощущает потребность содействовать этой гармонии. Но незаметно для себя Пьер отдается самолюбивой мечте «Исправить весь род человеческий».

По Толстому, инициативная деятельность личности - проявление того самолюбия и честолюбия, которые связаны с «отдельностью» человеческого существования, эгоистического соревнования с другими.

Таким образом, «диалектика души» и проявляется как изображение двух неразрывно связанных психологических процессов во внутреннем мире героя-персонажа: обострение нравственных сил сливается с мечтой о роли проповедника и утешителя.

Отказаться от «произвола» - значит избавиться от преувеличенного чувства личности, от невозможности поступать в согласии с велениями нравственного закона вследствие своего «неразумия», добровольно подчинить «свою волю тому и тем. которые знали несомненную истину».

- Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество?

Потому что его привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьер воспринимает в масонстве не религиозную, а нравственную его сторону.

Деятельность Пьера в масонском обществе убеждает, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми. Видя социальную несправедливость мира, он не принимает мысли о социальном преобразовании общества.

Так Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием, предлагая абстрактную проповедь «добра и истины».

Метафизическое учение масонов мало занимало Пьера: это «некое таинство» не представлялось ему существенным. Он не примкнул к числу братьев «занятых исключительно

таинствами науки ордена... или о трех началах вещей...». «Сердце его не лежало к мистической стороне масонства». Задачи нравственного совершенствования тоже не занимали Пьера, потому что уже в первый момент «обращения» он « с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно добро». Содержанием своей будущей деятельности он положил «исправление рода человеческого».

- Разочарование, кризис масонства

Вскоре после вступления в орден обозначилось расхождение Пьера с масонами: он не мог ограничиться задачами созерцательного погружения в себя и требовал деятельностной помощи другим. Он стремился «противодействовать злу, царствующему в мире». Пьер отправляется в свои киевские имения.

Но действительность оказывается сильнее филантропических распоряжений и частных вмешательств. К тому же Пьер лишен трезвого практического сознания, живого интереса к процессам хозяйственной жизни, «практической цепкости».

Воссоединение с Элен

Толстой вводит читателя во внутренний мир ищущего, размышляющего героя. «Он так привык повиноваться этому тону небрежной самоуверенности князя Василия, что и теперь он чувствовал, что не сможет противостоять ей; но он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся дальнейшая судьба его...»

Чувствуя свою внутреннюю свободу, Пьер преодолевает мягкосердечие, склонность не обманывать ожидания собеседника, не обижать его отказом. Он борется со своей коренной особенностью, чтобы не повторить ошибку, не вернуться к прежним условиям существования.

Завершающее звено этой истории - примирение с Элен. Это примирение было одновременно также и актом доброй воли и причинно обусловленным действием. Пьер оказался тогда в состоянии полной разочарованности русским масонством, возвращение к жене и стало возможным в условиях тоски и нравственного тупика. Вместе с тем Пьер по-прежнему осознает свою волю не иначе как свободною. Он так объясняет свое решение: «я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку, столь связанному со мной, и должен нести крест свой».

Выход из морального тупика. Отечественная война 1812 года

Пьер накануне Отечественной войны

Приближающаяся катастрофа радовала Пьера, как могущая изменить всю ею жизнь, вывести его из «заколдованного ничтожного мира московских привычек» и обратить к «великому подвигу и великому счастию».

Катастрофа стала нравственно необходимой для Пьера: только она могла повернуть его к новому жизненному содержанию. Недаром он испытывал «приятное чувство сознания того, что все то. что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...».

Тот внутренний нравственный перелом, который переживает Пьер не случайно связан с национально-историческими событиями Отечественной войны 1812 г.

Задача изгнания захватчиков объединяет Пьера, как и других лучших людей из дворян, с народом. Потребовалось героическое состояние мира, чтобы Пьер сблизился с народом, который совершает подвиг изгнания захватчиков. Он находит себя духовно, потому что ему открывается народное содержание жизни. Он обретает почву для преодоления эгоистического обособленного существования, бесплодной сосредоточенности на себе. Живущая в нем потребность высшей правды и добра находит полное удовлетворение, и он желает лишь «солдатом быть, просто солдатом».

- Бородино Пьера, на батарее Раевского

По моральной отзывчивости Пьер не мог остаться вне исторического конфликта, не быть среди тех, кто отстаивал дело родины и потому стал участников национально-освободительной войны. Оказавшись среди солдат и ополченцев, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: « Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевши тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было... чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». Беглая встреча с солдатом, заявившем о готовности народа отстаивать Москву, входит во внутренний мир Пьера. В этом случайном эпизоде впервые обозначается направление эволюции героя: со всей отчетливостью проявляется то открытое сердечное общение свободною от предрассудков светской среды Пьера с людьми из народа, которое в дальнейшем приведет его к качественно новому переживанию и пониманию жизни. Богатая человеческими потенциями душа Пьера постепенно наполняется русским народным содержанием.

Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма? Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?

«Они в понятии Пьера были солдаты, - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе люди, - они ясно и резко отделялись в его мысли от других людей. «Солдатом быть, просто солдатом!» - думал Пьер.

Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «...Они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают»,- думает Пьер.

Скрытая теплота патриотизма

Потрясенный кровавой трагедией, Пьер уходит с поля сражения. Голодный, измученный, он подсаживается к солдатскому костру. В минуту национального бедствия барин объединяется с солдатами, при этом Пьер чувствовал «необходимость умалить как можно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат». Пьер Безухов с такой ясностью соотносит свою жизнь представителя господского сословия с жизнью людей из социальных низов и со всей искренностью отдает предпочтение последним. « Они поражают его своим нравственным мужеством на войне, в минуту опасности: «А о н и...о н и все время до конца были тверды, спокойны». Себя же он осуждает за слабость: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!».

Пьер ощущает в солдатах мудрое и непосредственное знание смысла жизни, которое и объясняет их спокойствие, готовность подчиниться необходимости.

Только в обстоятельствах войны и плена изменяются взаимоотношения Пьера и людей из народа: Высшее удовлетворение он находит в безраздельном слиянии с миллионами «капель» людского крестьянского моря.

В захваченной Москве: спасение ребенка, заступничество за армян, решение убить Наполеона

«Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице. Пьер... схватил ее с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывающую и мокрую девочку, побежал... Пьер еще сильнее в эту минуту ощущал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его, когда он побежал спасать ребенка». «Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уже рвал с шеи армянки ожерелье...

Оставьте эту женщину, - бешеным голосом прохрипел Пьер, схватив длинного, сутуловатого солдата за плечи и отбрасывая его прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера. Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятирялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нему кулаками».

«Он должен был, скрывая имя свое, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». « Два одинаково сильные чувства неотразимо привлекали Пьера к его намерению. Первое было чувство потребности жертвы и страдания при осознании общего несчастья... другое - было то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному, человеческому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Пленение, расстрел русских пленных французами. Состояние после расстрела

« Он помнил, что бил кого-то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье».

Вся сцена расстрела дана через восприятие нравственно потрясенного Пьера: «На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце». Французские солдаты вместе с Пьером переживают расстрел пленных, как бессмысленную жестокость, как то зло, на которое нравственная природа может реагировать лишь отвращением.

Нравственно-психологическое состояние героя автор передает средствами образного сравнения: «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. ... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти».

Расстрел пленных русских французами воспринимается Пьером как бессмысленное и жестокое убийство. В результате виденного и пережитого он оказался в состоянии полного опустошения, внутреннего рас паза и хаоса: «Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины».

Это состояние бессмысленности и абсурдности жизни снимается благодаря встрече с Платоном Каратаевым.

Встреча с Платоном Каратаевым

В минуту полнейшего неблагообразия всего, смятения требовалась лишь любовь к добру. Любовь Платона Каратаева, как драгоценная влага, оживила Пьера и вернула к жизни. «И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». В ту же ночь Пьер почувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигается в душе его». Каратаев, таким образом, помог Пьеру в тяжелую минуту внутреннего кризиса.

«Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка».

«Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления». Пьер Безухов принял душевное здоровье народа, согласие с самим собою, способность к духовному преодолению обстоятельств.

Чем Каратаев так подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

В ключевые моменты нравственных переломов, когда герою открывается что-то чрезвычайно важное с точки зрения Толстого, автор вообще отказывается от воспроизведения внутреннего голоса героя, - все психологические процессы изображаются исключительно в рассказе повествователя.

Изображение нравственных сдвигов, которые произошли во время плена: «Он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою... он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, - и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то. что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминаний тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными».

Доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость - отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни -покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения - абсолютным отсутствием разума («не своим умом - божьим судом»), В Каратаеве главное - всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает материалом жизненности для Пьера, своего любимого героя.

Размышление о счастье, понимание «всей силы жизненности»

В драматических испытаниях нуждою, крайними лишениями в плену он обретает давно желанную внутреннюю свободу. Потом в течение всей остальной жизни «Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и. главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытал только в то время». Прелом, пережитый в плену, сводится к «новому, неиспытанному чувству радости и крепости жизни».

Пьер, испытавший «почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек», всем существом своим приходит к пониманию жизни как высшего блага и возможной гармонии на земле. Жизнь в его восприятии есть любовь, т.е. бог: «Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». Писатель передает диалектику самой жизни в этом изображении тяжелых физических страданий Пьера, приведших его, однако, к жизнеутверждеиию.

«Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того, свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представились теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека... Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни».

« В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую утешительную истину - он узнал, что на свете нет ничего страшного».

«Теперь только он понял всю силе жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека». « Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

Нравственное обновление в плену

Вынужденный в реальной жизни подчиняться вышестоящим над ним. Пьер вместе с тем с необычной острогой переживает свою внутреннюю нравственную свободу, которая и проявляется в его способности к романтическому возвышению над враждебной действительностью, к ее духовному преодолению, к острому ощущению своей «вневременности». В нем в этот момент активизируется и становится действительным то «сознание», которое, по Толстому, открывает человеку его абсолютную духовность, т.е. «я» вне времени», «вне причины», и само - причина всякого проявления жизни.

Понимание своей неразрывности с природой приходит к Пьеру в водовороте событий, в суровых испытаниях войной и смертью. Он переживает здесь нравственное возрождение, проявляющееся в радостном ощущении высшего смысла жизни.

Положение пленного лишь обостряет в нем сознание своей неистребимости, органической связи с вселенскими процессами.

Метод «диалектики души» предполагает, что внутренняя свобода героя-персонажа проявляется как мгновенная вспышка самосознания, неоспоримое ощущение причастности к мировой гармонии.

Послевоенное обновление. Преддекабристская деятельность

- Освобождение из плена. Изменение мировосприятия.

Год Отечественной войны пробуждает в нем горячие патриотические чувства и, отвращая от масонской метафизики, всецело связывает с реальными нуждами, задачами и стремлениями народа. Он чувствует «невозможность продолжать прежнюю жизнь» и хочет «избавиться от сложной путаницы требований жизни», одолевшей его в течение ряда лет. В XIII главе 4 части 4 тома Толстой отводит целые страницы объяснению тех перемен, которые обозначились в характере и миросозерцании его героя, пережившего бурные внешние события и личные испытания, и теперь, после войны и «народной защиты», уже видевшего «необычайно могущественную силу жизненности», которая «поддерживала жизнь» целого «особенного и единого» русского народа.

«Радостное чувство свободы - той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления».

«Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем... Теперь на вопрос - зачем? В душе его всегда был готов простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека».

Встреча с Наташей, любовь, брак

Большим дитей называют Пьера и Николай и Андрей. Болконский именно ему, Пьеру, доверит тайну любви к Наташе. Ему поручит Наташу - невесту. К нему посоветует ей обратиться в трудную минуту. «Золотым сердцем», славным малым, настоящим другом будет Пьер в романе. Именно с ним будет советоваться тетя Наташи - Ахросимова относительно любимой племянницы. А ведь это он, Пьер, познакомит Андрея и Наташу.

На первом в ее взрослой жизни балу он заметит смятенность чувств Наташи, которую никто не пригласит танцевать, и попросит своего друга, Андрея, ангажировать ее. Пьер ужаснулся, узнав о попытке Наташи бежать с Анатолем, но потом будет потрясен глубиной ее раскаяния, страданиями, попыткой отравиться. Он восхитился ее умением даже в такие страшные минуты жизни думать больше о других, чем о себе.

Строй души Наташи и Пьера во многом схож. Любовь возродит их души. Места сомнениям не останется, все заполнит любовь.

Обретение смысла жизни в семье, общественной деятельности.

«И по старой привычке он задал себе вопрос: ну, а потом что? Что я буду делать? И тотчас же отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!»

В эпилоге к роману Пьер живет уже «большим домом»; он занят прогрессивной общественной деятельностью, он мыслит новыми, характерными для преддекабристской поры понятиями, и этот «самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой», как степенный муж и отец, покупает все для дома, не забывая ни «подарков», ни «игрушек».

Так, рассматривая сложный жизненный путь своего героя. Толстой реалистично судит о стадиях длительного развития его личности.

Л.Н. Толстой показывает два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное - внешнее благополучие, богатство, карьера; для других - ценности духовные, т.е. жизнь не только для самих себя. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни. Главная мудрость, к которой он пришел: «... ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

После войны, в мирных условиях, Пьер в новом витке идейно-творческого развития. «В духовном развитии Пьера декабризм знаменует одновременно шаг вперед и назад. Вперед в том смысле, что означает выход из сферы нравственного умозрения на поприще практической деятельности и гражданской самоотверженности. Назад потому, что означает отказ от нравственной истины, открытой ему Каратаевым».

С одной стороны, Пьер сохраняет обретенное в войне глубокое нравственное содержание и отстаивает служение «добру»: «А я говорю: возьмитесь рука с рукою те, которые любят добро. И пусть будет одно знамя: деятельная добродетель».

Но с другой стороны, оказавшись вне народа, он возвращается в декабризме, казалось бы, к преодоленному чувству личности. У Пьера появляется самонадеянность, которая проявляется в его рассказе о его политической деятельности в Петербурге. Мысль о том. что от него, Пьера, зависят судьбы не только возглавляемого им «общества», но и судьбы России, связана с верой в возможность и плодотворность революционного, волюнтаристического по Толстому. Гражданская активность приводит героя к преувеличенному представлению о возможностях сознательного, произвольного воздействия на ход исторического процесса.

4. В заключении могут быть предложены письменные работы по изученному материалу:

а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

б) «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость»?

Как вы понимаете слова Л. Толстого?

Насколько жизненный путь Пьера отражает этот девиз самого писателя?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЕСИН А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин.- М: Просвещение, 1988.

КУРЛЯНДСКАЯ Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского/ Г.Б. Курляндская. - М.: Просвещение, 1988.

БОЧАРОВ С.П. Роман Л. Толстого «Война и мир»/ С.П. Бочаров. - М.: Просвещение, 1976.

Русская литература. 10 класс. Хрестоматия историко - литературных материалов; опорная схема к образу героя; иллюстрации к роману.

Пьер Безухов — сын екатерининского вельможи, но не родовитого, а попавшего в «случай», как тогда говорили. Таким образом, по своему богатству и титулу Пьер полноправный член великосветских гостиных, но по духу и привычкам он там не свой человек, и потому он более чем кто-нибудь другой способен критически отнестись к высшему обществу и сблизиться с общественными низами, явиться как бы связующим звеном. При этом Безухов — незаконнорожденный и лишь потом формально получает графский титул. Это обстоятельство тоже сказывается на его понятиях: он более демократичен. В 1805 году, когда начинается роман, Пьер только что вернулся в Петербург из-за границы, где он воспитывался в уважении к идеям свободы, равенства и братства, но без ужасов террора. В великосветских гостиных, среди костюмов и понятий эпохи классицизма, Пьер с его умением сесть так, чтобы «загородить всем дорогу», казался как будто «огромным и несвойственным месту». Это впечатление в особенности производил он «тем умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его ото всех» великосветских людей. Этим взглядом окидывает Пьер шумно несущуюся перед ним жизнь.

С роковой необходимостью идеалист и поклонник Руссо, он в своей личной жизни не оберегает себя от грубого попрания идеалов. Жена Пьера, красавица без каких-либо представлений, кроме представления о своей привлекательности, мучит его своими увлечениями, доводит его до диких вспышек, до поединка с одним из своих поклонников, до того, что он едва не бросается на нее самое, и, чтобы не видеть ее, Пьер отдает ей больше половины своего состояния для раздельной жизни. После этого он переживает подавленное состояние духа. Его мучит неразрешимый вопрос о смысле жизни: кто прав и кто неправ в жизненных столкновениях, кто или что управляет миром? Он признается, что ненавидит свою жизнь сытого, праздного и неудовлетворенного человека. В этот момент он случайно сталкивается на станции с масоном Баздеевым. С дорожной откровенностью они вступают в беседу, и на жалобы Пьера масон настойчиво требует «очистить жизнь», чтобы понять ее смысл.

«Посмотрите на свою жиэнь, государь мой. Как вы проводили ее? В буйных оргиях и разврате, все получая от общества и ничего не отдавая ему. Вы получили богатство. Как вы употребили его? Что вы сделали для ближнего своего? Подумали ли вы о десятках тысяч ваших рабов, помогли ли вы им физически и нравственно? Нет …. Потом вы женились, государь мой, взяли на себя ответственность в руководстве молодой женщины, и что же вы сделали? Вы не помогли ей, государь мой, найти путь истины … И вы говорите, что вы не знаете Бога, и что вы ненавидите свою жизнь. Тут нет ничего мудреного, государь мой».
Встреча не прошла бесследно, так что среди новых и увлекающихся членов масонства, оживившегося в России в первые годы XIX столетия, оказался и Пьер Безухов, занявший в масонстве видное место. Картины посвящения в масоны и масонских обычаев тем интересны в романе Толстого, что автор попутно вскрывает в исторической последовательности разные стадии в культурном развитии эпохи. Через масонство Пьер приходит к мысли, что источник счастья и умиления в самом человеке, но всецело остановиться на созерцательном служении истине Пьер не может. Первая проповедь его наставника масона повлияла на него слишком сильно, и Пьер начинает при водить в исполнение свои филантропические идеи, улучшая положение крестьян. Однако Пьер не замечает, что благожелательное настроение барина самым бесцеремонным образом эксплуатируется крепостными, что его добрые намерения заставляют крестьян лгать, то есть приносят еще большее зло. Кроме того, в откровенном споре с Пьером князь Андрей Болконский, благородный и умный, но воспитанный в строго дворянских понятиях человек, со своеобразной последовательностью доказывает ему, что ни школы, ни больницы, ни заботы об облегчении физической работы крестьян не дадут им счастья, так как при прежних общих условиях для них «единственно возможное счастье — есть счастье животное». Крестьянам нисколько не хуже, когда их даже секут и посылают в Сибирь: они и там ведут ту же скотскую жизнь, а рубцы на теле заживут. Можно желать освобождения крестьян только в интересах дворянства, которое гибнет нравственно, грубея от того, что у него есть возможность казнить право и неправо. Возражение Пьера на это замечание поколебало уверенность в душе князя Андрея, но и сам Пьер почувствовал, что в мотивировке его взглядов есть слабые места. Теперь он с особым вниманием относится ко всему тому, что дает масонство, лишая человека его «животного счастья». Вернувшись из-за границы после свидания с западноевропейскими масонскими кругами, Пьер среди русских масонов развивает идею об организации масонских сил, о привлечении людей твердых и добродетельных к нравственной борьбе против «покровителей беспорядка» в «целом свете». Но масоны, среди которых много было людей не убежденных и цепко державшихся за сословные преимущества, очень холодно и даже враждебно встретили на этот раз Пьера, хотя до сих пор он пользовался большой любовью как душа общества. Пьер почувствовал, как почва уходит у него из-под ног, и его охватила тоска одиночества. Он даже на время сходится с женой, устраняется от общественной деятельности, читает Священное Писание, а потом все, что попадется, снова начинает пить, чтобы заглушить сознание лживости жизни. В этот момент спасением для него становится новая встреча.

Из деревни возвращается Наташа Ростова, давно, еще подростком нравившаяся Пьеру. Она не думала о благотворении и спасении души крепостных. Она просто, сердцем отдалась деревне, веселилась, плясала с сенными девушками под звуки гитары, сбросив с себя все графское и напускное, и вернулась в Москву в серьезном, значительном настроении, при котором всякая фальшь ей была до боли противна. Ей кажется дикой и странной театральная сцена со странно наряженными мужчинами и женщинами, исполняющими какие-то непонятные действия и получающими за это деньги. Еще более дикой и странной показалась сама себе Наташа, когда допустила ухаживание Анатоля Курагина, изменив жениху — князю Андрею. Но уже было поздно. И не кто иной, как Пьер, должен был по известной всем мягкости взять на себя тяжелую обязанность сообщить Наташе, что Болконский отказывается от нее. Но Пьер знает и не может скрыть прошлого Курагина, которое делает невозможным брак. Наташа в отчаянии. Но в тот момент, когда Пьер успокаивал ее, говоря, что ее жизнь еще впереди, он сам почувствовал, что и для него не все пропало, и в его «размягченной и ободренной душе» затеплилась светлая точка.

Разразившаяся война 1812 года застала Россию врасплох. Пьер, с его «наблюдательным и естественным» взглядом на людей, чувствует, что ему как-то «совестно» стать в ряды этих новых патриотов, громко кричащих о любви к родине. Кроме того, заветы масонства не позволяли ему идти на войну. Однако масонство постепенно теряло над ним свою власть и, уже окончательно порвав с масонским незлобием, Пьер решает добраться до Наполеона и поразить его кинжалом. Ничего этого, конечно, не случилось, а вместо того Пьер дошел до «опрощения», как выразился его слуга. Он, вызывая удивление видом единственного штатского человека, был в Бородинскcком сражении, и здесь его особенно поразила простота народного мышления и чувства, простое мужество без похвальбы перед смертью, простая братская услуга всякому ближнему без требования и даже без возможности вознаграждения.

Пьер остается в Москве, ходить по опустелым улицам среди начавшихся пожаров и тут впервые испытывает радость жизни и острую любовь к жизни, спасая какого-то забытого в сутолоке грязного, некрасивого ребенка, которого сначала ему даже противно было взять на руки. Он был арестован французским патрулем в числе поджигателей. Толстой рисует яркий контраст между душевным состоянием Пьера и окружающей его обстановкой. Он готов любить всех людей и жаждет деятельной любви — а его заперли на замок, отняли имя.

Пьеру пришлось пережить ужас ожидания казни и быть свидетелем расстрела взятых с ним людей; его самого помиловали. За этим последовало долгое заключение в Москве, этап с французскими войсками из Москвы и, наконец, избавление. В плену завершается перерождение Пьера. Среди других пленных с ним идет Платон Каратаев, замечательный тип праведника из народа. Платон любит все, что его в данный момент окружает, и потому душа его не перестает испускать лучи тепла и света. Для него нет чужих. Самая жизнь его не имела смысла как отдельная жизнь, а была частицей целого.

В постоянном общении с Каратаевым Пьер, казалось бы, находившийся в состоянии крайнего угнетения, на самом деле постиг высшую свободу — свободу внутреннюю. Самая внешность его изменилась под влиянием работы мысли и общих условий плена. Он стал, как все, оборван, грязен, с босыми избитыми ногами, но взгляд его стал тверд, спокоен и оживлен, как не бывало раньше. Прежняя барская распущенность сменилась «энергической подобранностью». Пьер только в плену признал радостную справедливость той мысли об отрицательном счастье, которую когда-то с горечью высказал ему князь Андрей. Он понял, что отсутствие страдания и есть счастье. Счастье в самом человеке, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, а несчастье происходит не от недостатка, а от излишка. О себе, своих удобствах Пьер почти перестал думать. Он дошел даже до такой философии, при которой все представлялось благом. Он смеется над тем, что его загородили досками в балагане — это ведь не может стеснить его душу. Он видел, как французы пристреливали пленных. И когда этой участи подвергся Платон, и завыла над трупом его собака, Пьер только подумал: «Экая дура, о чем она воет?»

В романе «Война и мир» мы видим описание жизни и деятельности большого количества людей, но лишь немногие из них проходят путь своего нравственного роста, духовной эволюции. К таким героям принадле­жит любимый персонаж Толстого Пьер Безухов, чей жизненный путь был сложен и труден, полон разоча­рований, потерь, но, вместе с тем и открытий, обрете­ний истинных ценностей человеческих.

Выросший за границей, незаконный сын видного екатерининского вельможи, он привез в Россию усво­енные им свободолюбивые идеи французских просве­тителей, которые не имеют ничего общего с русской действительностью. Оттого в отношении к нему свет­ского общества сквозит недоверие и насторожен­ность, которые лишь усиливаются при каждом про­ступке наивного, непосредственного Пьера. В жизни каждого человека имеют место свои ошибки и заблу­ждения. Молодой граф Безухов, не видя цели в жиз­ни, предаётся кутежам и бесчинствам в кружках Ку-рагина и Долохова, идет на поводу у плотских жела­ний и не сопротивляется ловко обустроенной князем Василием женитьбе на красавице Элен. Этот брак по расчету стал причиной глубочайших разочарований Пьера, усилив его смятение. Граф осознает всю бес­смысленность своего существования, лишенного идеалов, веры, надежды. И начинается мучительный поиск того, что могло бы стать смыслом жизни, дать новые силы. «Что дурно? Что хорошо? Что надо лю­бить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? », - спрашивает себя Пьер и не находит ответы на эти вопросы. В таком состоянии душевного смятения он вступил в одну из масонских лож. В религиоз­но-мистических откровениях масонов Безухова заин­тересовала их заповедь о надобности «всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире». Бу­дучи человеком увлекающимся, Пьер активно вклю­чается в новую для него деятельность. Он создает про­ект преобразования ордена масонов, где призывает к деятельности во благо человека, вносит предложения о практической помощи ближнему. Встретив протест со стороны членов масонской ложи, Безухов понима­ет, что истинные взгляды масонов на жизнь расходят­ся с теми, что они высказывают на, проповедях. И здесь, как в светском обществе, от которого он бежал, преследуются те же цели наживы, карьеризма и соб­ственной выгоды во всем.

Как почти любого человека его времени, Пьера Бе­зухова интересовал образ Наполеона - сильного че­ловека, непобедимого полководца, идущего напро­лом. Но Отечественная война 1812 года становится этапом переосмысления взглядов и убеждений графа. Он видит, что его кумир - эгоистичный деспот, про­ливающий кровь миллионов людей ради утвержде­ния своего мирового господства.

Решающее значение в формировании взглядов Пьера сыграло сближение его с народом, с русскими солдатами. Он восхищается их мужеством, безогляд­ной смелостью, истинным патриотизмом, живущим в их душах. Находясь под впечатлением от увиденного героизма русских людей, Безухов принимает реше­ние участвовать в Бородинском сражении.

Весьма показательно описание пейзажа Бородин­ского поля перед началом битвы - «крепительная свежесть утреннего заморозка», «волшебно-хру­стальный блеск», и даже неприглядные картины в этой атмосфере казались «чем-то успокоительно-пре­красным». По своему обыкновению, Толстой раскры­вает настроение героя через восприятие им красоты и величественности природы. Именно картина пейзажа помогает Пьеру осознать величие и значительность происходящего.

Переломным этапом в судьбе Пьера Безухова ста­новится встреча его с Платоном Каратаевым, который показался Пьеру олицетворением духа простоты и правды, что для Безухова, в этот момент особенно же­лающего цельности и гармонии в своей жизни, яви­лось откровением. «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни». По словам Наташи Ростовой, увидевшей Пьера после долгой раз­луки, «он сделался какой-то чистый,., свежий; точно из бани... морально из бани».

Пьер не стал приверженцем непротивленческой философии Каратаева, но общение с ним послужило толчком для дальнейшего нравственного развития ге­роя. Он находит свой путь нравственного обновления как себя, так и общества, погрязшего в пороке и зле. Выйти из духовного кризиса человеку, стране, по мысли Пьера, помогут единые усилия честных людей: «Ежели люди порочные связаны между собой и со­ставляют силу, то людям честным надо сделать толь­ко то же самое».

Даже счастливая семейная жизнь с Наташей Рос­товой не останавливает деятельность Пьера на благо общества. Он верит в возрождение России, верит в силу народную. И видит смысл жизни только в безза­ветном служении отчизне, своему народу.

Это о нем и о таких, как он, Толстой сказал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, оши­баться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойст­вие- душевная подлость».


«Господи! Научи меня жить!». Для автора романа «Война и мир», великого писателя и великого человека, эта молитва на протяжении всей жизни была путеводной звездой. Вся жизнь Льва Толстого – это один большой урок, поэтому совсем не удивительно, что для героев своих произведений он уготовил тяжелый, но познавательный путь.

Роман «Война и мир» изначально был задуман Толстым как эпическая история о декабристах. Но начав работу, писатель осознал, что для наиболее полного раскрытия характеров героев 20-х годов 19-века необходимо вернуться на несколько десятилетий назад, чтобы понять, что привело их в декабристское движение. Лев Толстой поставил перед собой целую плеяду вопросов: «Что стало причиной революционных наклонностей героя?», «Каким было его окружение?», «Какие ценности были основными в его жизни?», «Как они менялись со временем?».

Одним из центральных персонажей, на примере которого, писатель показывает эволюцию личности, становится Пьер Безухов.

С безобидным, добрым и, на первый взгляд, слабохарактерным героем мы знакомимся в салоне Анны Павловны Шерер:

Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту.

В сцене, где впервые появляется Пьер акцент на его «огромной» фигуре сделан неспроста. Так писатель дает нам понять, что его герой – не такой как все, причем не только внешне. Действительно, ему тесно и душно среди пафосных речей с напыщенными людьми. Фальшивое общество с его фальшивыми правилами угнетает молодого человека. И это не остается незамеченным. Хозяйку вечера, Анну Павловну, пугает его «умный и наблюдательный взгляд».

Между тем Пьер еще не сформирован как личность. Он легко поддается влиянию других, а кумир для него – Наполеон Бонапарт. Пьер только вернулся из Франции, его мировоззрением правят идеи Французской революции. Он еще с трудом отделяет добро от зла, поэтому слепо следует за более опытными и сильными товарищами. Таким мечтательным, добрым и рассеянным философом мы видим Безухова в начале эпопеи.

Легко увлекаясь, Пьер, даже имея самые чистые намерения, попадает в различные передряги. Его доверчивость и вместе с тем импульсивность приводят к браку с надменной Элен, который оканчивается разрывом и дуэлью. Между тем Пьер – единственный, кто пусть даже после серьезной ошибки смог разгадать в образе холодной красавицы бессердечное чудовище: «Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер, – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются».

Несмотря на то, что в образ Пьера Лев Толстой вложил «лучшие краски своей души», он не щадит своего героя, демонстрируя, к чему приводят поспешность и необдуманность решений. Так, познакомившись с видным масоном Баздеевым, Пьер начинает увлекаться этим учением и даже становится главой петербургских масонов. Восторженный новыми идеями, охваченный верой в братскую любовь между людьми, Пьер задумывается о переустройстве жизни крестьян. Но излишняя непрактичность приводит Безухова к неудаче и последующему разочарованию.

Однако череда всех потрясений открывает Пьеру секрет, в чем счастье. Он понимает, что смысл жизни человека - в счастье других людей. Главную роль в том, что открылось бывшему почитателю Наполеона, экс-масону и кутиле Безухову сыграла Отечественная война 1812 года. После разочарования в своём кумире Пьер едет на Бородинское сражение. Всеобщее единение, молитва перед иконой Смоленской Божьей матери производят на него неизгладимое впечатление. Весь смысл происходящего Лев Толстой вложил в уста Андрея Болконского в момент последней встречи графа Безухова с князем:

– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.

– Да, то есть как, – сказал Пьер, – как невоенный человек я не могу сказать, чтобы вполне, но все-таки понял общее расположение.

– Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было, – сказал князь Андрей.

– То есть как? – сказал Пьер с недоумением, через очки глядя на Андрея.

– Да никто ничего не понимает, как и должно быть, – сказал князь Андрей.

Князь Андрей раскрывает удивленному Пьеру, что исход любого сражения зависит не от распоряжений командования, а от простых солдат, которые борются за право своих детей жить на этой земле. Безухов понимает, что война – это не четко продуманная игра, не шахматная партия. Охваченный новыми думами о предстоящей битве он из пассивного наблюдателя превращается в активного участника баталии, хоть и было сказано, что ему «здесь не место». Молодой граф пытается быть полезным, однако и здесь он выглядит несуразно:

– Что ездит этот перед линией? – опять крикнул на него кто-то...

Во время Бородинской битвы в душе Безухова происходит переворот. В уже опустевшей, полыхающей Москве он решается убить Наполеона. Это ему не удается, но он совершает куда более реальные поступки, свои первые подвиги: защищает женщину, спасает из огня ребенка. После – попадает в плен как «поджигатель».

Находясь в плену, Пьер ведет себя, как душа компании, его любят и уважают за светлый и веселый характер. Здесь он знакомится с простым солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым. Тот учит героя видеть жизнь так, как видит её русский народ. Открыв для себя философию крестьянской жизни, Пьер испытывает новое для себя чувство – не надуманную, а зародившуюся после тяжелых испытаний любовь к людям. Он осознает, что человек есть капля в людском море, а его жизнь имеет смысл и назначение лишь как часть и одновременно отражение этого целого.