Лев Толстой - Всё самое лучшее для детей (сборник). Лев Толстой: произведения для детей

Л ев Толстой - один из самых известных писателей и философов в мире. Его взгляды и убеждения легли в основу целого религиозно-философского течения, которое называют толстовством. Литературное наследие писателя составило 90 томов художественных и публицистических произведений, дневниковых заметок и писем, а самого его не раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе и Нобелевскую премию мира.

«Исполняй все то, что ты определил быть исполненному»

Генеалогическое древо Льва Толстого. Изображение: regnum.ru

Силуэт Марии Толстой (в девичестве Волконской), матери Льва Толстого. 1810-е. Изображение: wikipedia.org

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Толстой рано осиротел. Мать умерла, когда ему не исполнилось еще двух лет, а в девять лет он лишился и отца. Опекуном пятерых детей Толстых стала тетя - Александра Остен-Сакен. Два старших ребенка переехали к тете в Москву , а младшие остались в Ясной Поляне. Именно с семейной усадьбой связаны самые важные и дорогие воспоминания раннего детства Льва Толстого.

В 1841 году Александра Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались к тете Пелагее Юшковой в Казань . Через три года после переезда Лев Толстой решил поступить в престижный Императорский Казанский университет . Однако учиться ему не нравилось, экзамены он считал формальностью, а университетских профессоров - некомпетентными. Толстой даже не старался получить научную степень, в Казани его больше привлекала светские развлечения.

В апреле 1847 года студенческая жизнь Льва Толстого завершилась. Он унаследовал свою часть владений, включая любимую Ясную Поляну, и немедленно отправился домой, так и не получив высшего образования. В родовом имении Толстой попытался наладить быт и начать писать. Он составил свой план образования: изучать языки, историю, медицину, математику, географию, юриспруденцию, сельское хозяйство, естественные науки. Однако вскоре пришел к выводу, что легче строить планы, чем их осуществлять.

Аскетизм Толстого часто сменяли кутежи и игры в карты . Желая начать правильную, по его мнению, жизнь, он составлял распорядок дня. Но не соблюдал и его, а в дневнике снова отмечал недовольство собой. Все эти неудачи побудили Льва Толстого изменить образ жизни. Случай представился в апреле 1851 года: в Ясную Поляну приехал старший брат Николай. В то время он служил на Кавказе, где шла война. Лев Толстой решил присоединиться к брату и отправился вместе с ним - в деревню на берегу реки Терек.

На окраине империи Лев Толстой прослужил почти два с половиной года. Он коротал время охотясь, играя в карты и время от времени участвуя в набегах на вражескую территорию. Такая уединенная и монотонная жизнь нравилась Толстому. Именно на Кавказе родилась повесть «Детство» . Работая над ней, писатель нашел источник вдохновения, который оставался важным для него до конца жизни: он использовал собственные воспоминания и опыт.

В июле 1852 года Толстой отправил рукопись повести в журнал «Современник» и приложил письмо: «…я с нетерпением ожидаю вашего приговора. Он или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь все начатое» . Редактору Николаю Некрасову понравилось произведение нового автора, и вскоре «Детство» напечатали в журнале. Воодушевленный первым успехом писатель вскоре приступил к продолжению «Детства». В 1854 году он опубликовал в журнале «Современник» вторую повесть, «Отрочество» .

«Главное - литературные труды»

Лев Толстой в молодости. 1851. Изображение: school-science.ru

Лев Толстой. 1848. Изображение: regnum.ru

Лев Толстой. Изображение: old.orlovka.org.ru

В конце 1854 года Лев Толстой прибыл в Севастополь - эпицентр военных действий. Находясь в самой гуще событий, он создал рассказ «Севастополь в декабре месяце». Хотя Толстой и непривычно откровенно описывал батальные сцены, первый севастопольский рассказ был глубоко патриотичным и прославлял храбрость русских солдат. Вскоре Толстой начал работать над вторым рассказом - «Севастополь в мае». К тому моменту от его гордости за русскую армию уже ничего не осталось. Ужас и потрясение, которые Толстой пережил на линии фронта и во время осады города, сильно повлияли на его творчество. Теперь он писал о бессмысленности смерти и бесчеловечности войны.

В 1855 году из руин Севастополя Толстой отправился в изысканный Петербург . Успех первого севастопольского рассказа дал ему ощущение цели: «Моя карьера - литература, - писать и писать! С завтра работаю всю жизнь или бросаю все, правила, религию, приличия - все» . В столице Лев Толстой закончил «Севастополь в мае» и написал «Севастополь в августе 1855 года» - эти очерки завершили трилогию. А в ноябре 1856 года писатель окончательно оставил военную службу.

Благодаря правдивым рассказам о Крымской войне Толстой вошел в петербургский литературный кружок журнала «Современник». В этот период он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара» , закончил трилогию повестью «Юность» . Однако через некоторое время отношения с писателями из кружка испортились: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел» . Чтобы развеяться, в начале 1857 года Лев Толстой отправился за границу. Он побывал в Париже, Риме, Берлине, Дрездене: знакомился с известными произведениями искусства, встречался с художниками, наблюдал, как живут люди в европейских городах. Путешествие не вдохновило Толстого: он создал рассказ «Люцерн», в котором описал свое разочарование.

Лев Толстой за работой. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой в Ясной поляне. Изображение: kartinkinaden.ru

Лев Толстой рассказывает сказку внукам Ильюше и Соне. 1909. Крёкшино. Фотография: Владимира Черткова / wikipedia.org

Летом 1857 года Толстой вернулся в Ясную Поляну. В родной усадьбе он продолжил работать над повестью «Казаки» , а также написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастие». В дневнике Толстой так определил для себя свое назначение на тот момент: «Главное - литературные труды, потом - семейные обязанности, потом - хозяйство... А так жить для себя - по доброму делу в день и довольно» .

В 1899 году Толстой написал роман «Воскресение» . В этом произведении писатель критиковал судебную систему, армию, правительство. Презрение, с которым Толстой описывал институт церкви в романе «Воскресение», вызвало ответную реакцию. В феврале 1901 года в журнале «Церковные ведомости» Святейший Синод опубликовал постановление об отлучении графа Льва Толстого от церкви. Это решение лишь усилило популярность Толстого и привлекло внимание публики к идеалам и убеждениям писателя.

Литературная и общественная деятельность Толстого стала известна и за рубежом. Писателя номинировали на Нобелевскую премию мира в 1901, 1902 и 1909 году и на Нобелевскую премию по литературе в 1902–1906 годах. Сам Толстой не хотел получать награду и даже сообщил финскому писателю Арвиду Ярнефельту, чтобы тот постарался помешать присуждению премии, потому что, «если бы это случилось… было бы очень неприятно отказываться» «Он [Чертков] всячески забрал в руки несчастного старика, он разлучил нас, он убил художественную искру в Льве Николаевиче и разжег осуждение, ненависть, отрицание, которые чувствуются в статьях Льва Николаевича последних лет, на которые его подбивал его глупый злой гений» .

Самого Толстого тяготил быт помещика и семьянина. Он стремился привести свою жизнь в соответствие с убеждениями и в начале ноября 1910 года тайно покинул яснополянскую усадьбу. Дорога оказалась непосильной для пожилого человека: в пути он тяжело заболел и был вынужден остановиться в доме смотрителя железнодорожной станции Астапово. Здесь писатель провел последние дни своей жизни. Умер Лев Толстой 20 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной Поляне.

🔥 Для читателей нашего сайта промокод на книги Литрес. 👉 .

Лев Толстой известен по своим монументальным трудам, но его детские произведения тоже заслуживают внимания. Знаменитый классик написал для детей десятки отличных сказок, былин и рассказов, о которых и пойдет речь ниже.

Сказки, басни, были и рассказы

Знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой всегда с особым трепетом относился к детской литературе. Долгие наблюдения автора за крестьянскими детьми нашли отражение в его творчестве. Знаменитые «Азбука», «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» внесли огромный вклад в развитие детского образования. В данное издание входят сказки «Три медведя», «Липунюшка», «Два брата», «Филипок», «Прыжок», рассказы про собаку Бульку, широко используемые по сей день в дошкольном и начальном школьном образовании. Дальше

Три медведя

В сборник Льва Толстого входят сочинения, написанные более полувека назад для воспитанников Яснополянский школы. Сегодня тексты не в меньшей степени пользуются огромной популярностью среди детей, благодаря простому и красочному описанию житейской мудрости. Иллюстрации в книге предоставлены знаменитым художником И. Цыганковым. Подходит для старшего дошкольного возраста. Дальше

Собрание сочинений включает в себя такие работы как «Липунюшка», «Акула», а еще «Лев и собачка», «Два брата», знаменитые «Косточка», «Прыжок», и, конечно же, «Три медведя». Произведения были написаны для всех юных учащихся в имении Ясная Поляна, но продолжают вызывать огромный интерес у молодого читателя и на сегодняшний день. Дальше

Данное издание — это коллекция из фольклорных сочинений «Лиса и Журавль», «Гуси-лебеди», «Пряничный домик», пересказанные Л.Н. Елисеевой и А.Н. Афанасьевой и творение Льва Николаевича Толстого «Три медведя». Произведения повествуют о таких понятиях как доброта, ум, справедливость, а также сообразительность. Здесь вы встретите всем известных сказочных героев: хитрую лису, злого серого волка, Машеньку, любившую поесть из чужой чашки. Издание сопровождается картинками художников Сергея Бордюга и Натальи Трепенок. Дальше

Коллекция увлекательных сказок о животных с множеством ярких изображений для детей дошкольного возраста: «Лис и Мышонок» Виталия Бианки, «Лягушка-путешественница» Всеволода Гаршина, «Серая Шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка, «Три медведя» Льва Толстого и другие. Иллюстратор — Татьяна Васильева. Дальше

Всё самое лучшее для детей

Золотая коллекция произведений Льва Николаевича Толстого, которая не оставит равнодушными как малышей, так и детей постарше. Тема беззаботного детства придется по вкусу современным ребятам и их родителям. Книга призывает юное поколение к любви, доброте и уважению, которыми, пожалуй, пропитано все творчество великого литератора. Дальше

Это собрание рассказов, былин и сказок, входящих в программу начального школьного образования. Серия повестей о собаках Льва Николаевича – Мильтоне и Бульке не оставит равнодушным мальчишек и девчонок начальных классов. Дальше

Повести и рассказы

В издании собраны наполненные смыслом произведения Льва Николаевича Толстого для детей более старшего возраста: «После бала», «Холстомер», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича» и другие. Дальше

Рассказы для детей

Отличное сочетание рассказов для начинающих читать. В тексте много ярких картинок, проставлены ударения и слова разбиты на слоги, что делает процесс обучения чтению намного легче как малышам, так и их родителям. Подходит для детей дошкольного возраста. Дальше

Итак, это были детские произведения Льва Толстого. Поделитесь в комментариях, какие произведения для детей от этого писателя вам запомнились больше всего. 😉

Как Пушкин в поэзии, так Толстой в прозе - наше все! И это несмотря на то, что у Льва Николаевича всего пять полноценных романов, только несколько десятков повестей и одна трилогия - «Детство. Отрочество. Юность». Рассказы, сказки, басни, стихи, переводы, драматические произведения - их знают немногие, чего эти произведения совершенно не заслуживают. Возможно, вспоминая о них почаще, многие бы открыли для себя нового Толстого.

Самобытность прозы писателя, его литературный стиль

Что отличает творчество Льва Толстого - отражение в нем самобытности самого автора: сосуществование в едином целом «стихийного художника» и «рассудочного мыслителя». Это как раз то, что пытаются разложить на атомы исследователи творчества писателя на протяжении многих лет. Произведения Л. Н. Толстого - кладезь для их изысков. Художественное и философское начало, полное погружение в эти два полярных стиля вызывают у читателя восторг при чтении, у литераторов, критиков, общественных деятелей - непостижимую жажду исследования, рассуждений и споров.

Некоторые из них предполагают существование автора в двух ипостасях, кардинально противоположных и борющихся между собой. Уже в первом его произведении - «Детство и отрочество» - философия образов в лучшем ее проявлении открывает читателям удивительную по красоте прозу такого гениального писателя, как Лев Толстой. Рассказы автора и все его остальные произведения созданы в неповторимом стиле, который дал ему славу величайшего русского писателя.

Топ-5 произведений Льва Толстого

Наша с вами современность отходит от определения «Лучшее что-то» (в нашем случае «Лучшие книги писателя»), заменив его на Топ-10, Топ-100. Попробуем создать Топ-10 самых читаемых произведений Льва Николаевича.

На первое место заслуженно претендуют два романа - «Анна Каренина» и «Война и мир». У каждого из нас свои доводы в пользу одного из них, кого мы бы возвели на верхнюю строчку. Приводить их - дело лишнее, да и спор может затянуться. В нашем Топ-параде отдаем первое место им двоим, и переходим ко-второму.

Роман «Воскресенье», трилогия «Детство. Отрочество. Юность», повести «Крейцерова соната», «Записки сумасшедшего», «Утро помещика» - все они читаемы, любимы и до сих пор востребованы кинематографистами и театральными режиссерами всего мира. Если повести разумнее будет определить на третье, а роман и трилогию оставить на втором, то призовая тройка уже насчитывает семь лучших произведений Толстого. На оставшиеся три места в наш Топ-10 достойно вписываем цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Хаджи Мурат» и драматическое произведение «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть».

Конечно, наша десятка, в которой мы упомянули лучшие произведения Л. Н. Толстого - всего лишь размышления на тему, но вполне вероятно и совпадение ее с мнением многих читателей.

«Война и мир» - о ком и о чем

Редкий читатель не задавался вопросом, а о чем же, собственно, роман? О и героизме русского воинства, о стоической смелости и храбрости наших солдат, о чести и достоинстве дворянства или все же о человеческих отношениях, которые проверяются на фоне непростых для государства событий?

Гениальное произведение, где как автор неподражаем Лев Толстой - "Война и мир"! Автор словно предлагает каждому читателю самому найти ответ на вопрос: кому интересна война - изложение основных сражений содержит практически полностью достоверную историческую точность, кто хочет окунуться в прекрасное описание пережитых героями чувств - обязательно найдет в романе то, что ищет.

В уникальном по своему масштабу, стилю, языку изложения произведении, каким является роман «Война и мир», каждая строка пропитана главным - счастьем обычной жизни, что в горе, что в радости. В нем и то, и другое идут параллельно, шаг в шаг, рука об руку сквозь все испытания и преграды. Добро, естественно, побеждает, а зло умирает поверженным.

Симпатизировал ли Анне Карениной ее творец


Как и в «Войне и мире», в «Анне Карениной» существуют две полярные любви: возвышенная, чистая, безгрешная, и ее антипод - низменно-порочная, почти грязная. Толстой провоцирует читателя интерпретацией отношений Анны и Вронского в устах «света», давая ему самому решить степень возвышенности или низменности их чувств. Автор старается не выстраивать между этими определениями бетонные стены, переход из одного состояния в другое незаметен: на одной строке мы встречаем полное оправдание этой любви, на другой - ее всеобщее порицание. И словно шаткие, но частые мостики между этими строчками - муки главных героев, их сомнения и окончательный выбор, несмотря ни на что.

Так какую же оценку своему персонажу дает сам автор? Оправдывает ее, сочувствует, жалеет, поддерживает? Толстой здесь выступает в роли непримиримого моралиста - во всех его произведениях преступная любовь обречена на трагический конец. Автор создал свою героиню, чтобы показательно ее убить в назидание другим. Образ, который вызывает симпатию, не заставляет так много мучиться.

«Детство» как одно из главных произведений Толстого

Видное место в творческом наследии писателя занимает эта повесть. Едва ли не первое произведение, где заявил о себе как о великом авторе Лев Толстой - «Детство». Не потому что перед читателем открываются недоступные пониманию взрослых проблемы маленького человечка, который по-взрослому видит мир, в котором живет, чувствует его не завуалированные добро и зло, искренность и фальшь. Читатель вслед за Николенькой проходит школу его взросления, анализирует его и чужие поступки, учится принимать мир таким, каким он ему видится.

Умение мальчика остро чувствовать хитрость, лукавство, его переживания по поводу того, что эти неприглядные качества он видит и в себе, заставляют читателя оглянуться на свое детство и переосмыслить свои поступки. У Николеньки можно поучиться любить людей, не только тех, с кем он живет, но и тех, кто с ним дружен или чем-то впечатлил его детское сердце. А еще повесть учит, как не разрушить эту любовь. Умение читать между строк многое даст тому, кто постарается понять это произведение, как и малая проза, которую писал Лев Толстой - рассказы.

Тематика рассказов Льва Николаевича

О живой природе и беззащитных животных, о смышленых детях и мудрых взрослых. Не так много у него рассказов, в этом списке всего четыре десятка произведений, большинство из которых, как уже говорилось, широкому кругу читателей незнакомо. Немногим больше повезло таким видам малой прозы из наследия Толстого, как «После бала», «Прыжок», «Фальшивый купон», «Сила детства», «Разговор с прохожим», и, конечно же, циклу «Севастопольские рассказы».

Заметная интенсивность в написании рассказов наблюдается с 1905 по 1909 годы - последние в жизни Льва Николаевича, умер он, как известно, в 1910-ом. Огромный период его жизни был посвящен другим жанрам литературы, в которых места рассказам просто не было. Рассказы для детей, о которых стоит поговорить отдельно, так как мир этих произведений поражает своими глубинами, тонкой передачей впечатлений ребенка о проблемах жизни, объясняют формирование его личности. Эта тема нашла отражение и таком жанре, как басни Льва Николаевича Толстого.

Рассказы о детях и для детей

Видное место в творчестве писателя занимает проза для детей и о них самих. Трилогией «Детство. Отрочество. Юность» Толстой не ограничил попытки познать, какими путями формируется личность человека с рождения и до вхождения его во взрослую жизнь. Рассказы «Три медведя», «Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было» и «Корова», входящие в сборник «Новая азбука», пропитаны любовью к детям и состраданием к их маленьким проблемам. Произведения Л. Н. Толстого богаты размышлениями о детях.

Рассказ «Филиппок» появился на свет после внимательного наблюдения писателя за крестьянскими детьми и бесхитростного общения с ними. Лев Николаевич всегда находил время для крестьян, в своем имении даже открыл для их детей школу. А одним из первых рассказов, которые можно отнести к детским, можно назвать небольшое произведение о собаке Бульке, ее щемящей преданности единственному близкому существу - своему хозяину. До самой смерти вспоминал Лев Толстой детство свое собственное и то, как хотел найти «зеленую палочку», которая помогла бы ему сделать всех на земле счастливыми.

Место басен и сказок в творчестве Толстого

Как и прозу Ивана Андреевича Крылова мы помним с детства и уроков по родной речи, так и нравоучительные басни Льва Николаевича Толстого, пропитанные тонкой моралью.

  • «Волк и старик».
  • «Лев и собачка».
  • «Журавль и аист».
  • «Голова и хвост змеи».
  • «Хорек».
  • «Собака и ее тень».
  • «Обезьяна и горох».
  • «Белка и волк».
  • «Лев, осел и лисица».
  • «Лев и мышь».

Это только малая толика знаменитых басен, что пополняют великие произведения Л. Н. Толстого, которые мы любим. Через басни он высмеивал то, что с трудом мог объяснить в людях, и что для него самого было неприемлемым: обман и хитрость, злобу и ненависть, подлость и предательство. Противоположные же черты были показаны в его прозе порой незащищенными, открытыми для нападок, и от этого еще более милыми. Толстой словно считал, что в произведениях для детей, а свои басни он писал больше для них, нет места оправданию низменных поступков, необходимо доступно и просто объяснить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». А еще всегда считал, что дети довольно умны и понимают тонкую мораль гораздо ближе к истине, чем взрослые.

Противоборство любви и долга - отличительная черта характеров персонажей Толстого

То гениальное, что создал за свою жизнь Лев Толстой - "Война и мир", "Анна Каренина", его повести, басни, сказки и рассказы, отражало в первую очередь его собственную мораль. Он переносил на бумагу свои религиозные догмы, свои душевные метания и сомнения, свои убеждения и наделял ими персонажи, которым симпатизировал. В некоторых его произведениях отсутствовал даже легкий юмор, и каждая фраза в них была строго выверена, всесторонне обдумана. Он часто переписывал то, что уже было опубликовано в журналах, выводя идеальный, на его взгляд, персонаж.

Яркой личностью встает перед нами образ Константина Лёвина в «Анне Карениной» с его мучительной любовью к Кити и чувством долга по отношению к своим убеждениям. Неподражаем и величествен Пьер Безухов из «Войны и мира», Николай Ростов, принявший на себя долги отца и не взявший для их погашения ни копейки из приданого своей жены - княжны Болконской. Многие его персонажи проходят через муки желаний и реальных поступков. Автор пропускает их через психологические испытания и выводит еще более сильными и достойными уважения. Таков был и собственный мир писателя, его и оставил нам Л.Н.Толстой. Произведения детям- рассказы, сказки, басни, взрослым - романы, повести, драматургию. Ими он нам так близак и дорог.

Льву Николаевичу Толстому было немногим больше двадцати лет, когда он начал учить грамоте крестьянских детей у себя в имении. Работу в яснополянской школе он продолжал с перерывами до конца жизни, над составлением учебных книг трудился долго и увлечённо. В 1872 году вышла «Азбука» - книжный комплект, содержавший собственно азбуку, тексты для первоначального русского и церковно-славянского чтения, арифметику и руководство для учителя. Через три года Толстой опубликовал «Новую азбуку». При обучении он использовал пословицы, поговорки, загадки. Он сочинил много «пословичных рассказов»: в каждом пословица разворачивалась в короткий сюжет с моралью. «Новую азбуку» дополняли «Русские книги для чтения» - несколько сотен произведений: рассказы и были, пересказы народных сказок и классических басен, природоведческие описания и рассуждения.

Толстой стремился к предельно простому и точному языку. Но современному ребёнку трудно понять даже самые простые тексты о старинном крестьянском быте.

Так что же? Произведения Льва Толстого для детей становятся литературным памятником и уходят из русского детского чтения, основой которого они были целый век?

Недостатка в современных изданиях нет. Издатели стараются сделать книги интересными и понятными нынешним детям.

1. Толстой, Л. Н. Истории для детей / Лев Толстой; [предисл. В. Толстого; сост. Ю. Кублановский] ; рисунки Натальи Парэн-Челпановой. - [Ясная Поляна] : Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2012. - 47 с. : ил.

Иллюстрированные русской художницей в эмиграции Натальей Парэн-Челпановой детские рассказы Льва Толстого в переводе на французский язык были изданы в Париже издательством «Галлимар» в 1936 году. В яснополянской книжечке они, конечно, печатаются по-русски. Здесь есть как рассказы, обычно включаемые в современные сборники и бесспорные в детском чтении («Пожарные собаки», «Котёнок», «Филипок»), так и редкие, даже удивительные. Например, басня «Сова и заяц» - как самонадеянная молодая сова хотела поймать большущего русака, вцепилась одной лапой ему в спину, другой в дерево, а тот «рванулся и разорвал сову» . Читаем дальше?

Что верно, то верно: литературные средства Толстого сильные; впечатления после прочтения останутся глубокие.

Иллюстрации Натальи Парэн приближали тексты к маленьким читателям её времени: герои рассказов нарисованы, как если бы они были современниками художницы. Встречаются французские надписи: например, «Pinson» на могилке воробья (к рассказу «Как тётушка рассказывала о том, как у неё был ручной воробей - Живчик»).

2. Толстой, Л. Н. Три медведя / Лев Толстой; художник Юрий Васнецов. - Москва: Мелик-Пашаев, 2013. - 17 с. : ил.

В том же 1936 году Юрий Васнецов иллюстрировал пересказанную на русский лад Львом Толстым английскую сказку. Вначале иллюстрации были чёрно-белыми, а здесь воспроизведён поздний красочный вариант. Сказочные медведи Ю. Васнецова, хотя Михаил Иваныч и Мишутка в жилетах, а Настасья Петровна с кружевным зонтиком, - довольно-таки страшные. Ребёнку понятно, почему «одна девочка» их так испугалась; но убежать-то ей удалось!

Для нового издания сделана цветокоррекция иллюстраций. Увидеть первое издание, а также переиздания, отличающиеся одно от другого, можно в Национальной электронной детской библиотеке (книги защищены авторским правом, для просмотра необходима регистрация).

3. Толстой, Л. Н. Липунюшка: рассказы и сказки / Лев Толстой; иллюстрации А. Ф. Пахомова. - Санкт-Петербург: Амфора, 2011. - 47 с. : ил.- (Библиотека младшего школьника).

У многих взрослых сохранилась в памяти «Азбука» Льва Толстого с иллюстрациями Алексея Фёдоровича Пахомова. Художник отлично знал крестьянский уклад жизни (сам родился в дореволюционной деревне). Крестьян рисовал с большим сочувствием, детей - сентиментально, однако всегда твёрдой, уверенной рукой.

Петербургская «Амфора» не раз издавала маленькими сборниками рассказы из «Азбуки» Л. Н. Толстого с иллюстрациями А. Ф. Пахомова. В этой книге - несколько рассказов, по которым крестьянские дети учились читать. Затем сказки - «Как мужик гусей делил» (про хитрого мужика) и «Липунюшка» (про находчивого сыночка, что «в хлопочке вывелся» ).

4. Толстой, Л. Н. О животных и птицах / Л. Н. Толстой; художник Андрей Брей. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015. - 19 с. : ил. - (Любимая мамина книжка).

Рассказы «Орёл», «Воробей и ласточки», «Как волки учат своих детей», «На что нужны мыши», «Слон», «Страус», «Лебеди». Толстой не сентиментален нисколько. Звери в его рассказах бывают хищниками и жертвами. Но, конечно, в азбучном рассказе должна прочитываться мораль; не в каждой истории она прямолинейна.

Вот «Лебеди» - подлинное стихотворение в прозе.

О художнике надо сказать, что он выразительно рисовал животных; среди его учителей был В. А. Ватагин. «Рассказы о животных» с иллюстрациями Андрея Андреевича Брея, изданные «Детгизом» в 1945 году, оцифрованы и доступны в Национальной электронной детской библиотеке (для просмотра также необходима регистрация).

5. Толстой, Л. Н. Косточка: рассказы для детей / Лев Толстой; рисунки Владимира Гальдяева. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015. - 79 с. : ил.

В книге собраны, в основном, чаще всего издаваемые и читаемые детские рассказы Л. Н. Толстого: «Пожар», «Пожарные собаки», «Филипок», «Котёнок»…

«Косточка» - тоже рассказ широко известный, но мало кто готов согласиться с показанным в нём радикальным воспитательным методом.

Содержание книги и макет - такие же, как в сборнике «Рассказы и были», изданном в 1977 году. Больше текстов и рисунков Владимира Гальдяева было в «Книге для детей» Л. Н. Толстого, вышедшей в издательстве «Московский рабочий» в том же 1977 году (издания, конечно, готовились к 150-летию писателя). Строгость рисунка и характерность персонажей хорошо соответствуют толстовскому литературному стилю.

6. Толстой, Л. Н. Детям: рассказы / Л. Толстой; рисунки П. Репкина. - Москва: Нигма, 2015. - 16 с. : ил.

Четыре рассказа: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл», «Котёнок». Они иллюстрированы Петром Репкиным, художником-графиком и мультипликатором. Интересно, что изображённые художником лев, орёл, слон и его маленький хозяин очевидно напоминают героев мультфильма «Маугли», художником-постановщиком которого был Репкин (вместе с А. Винокуровым). Ни Киплингу, ни Толстому повредить это не может, зато наводит на размышления о различиях и сходствах взглядов и талантов двух великих писателей.

7. Толстой, Л. Н. Лев и собачка: быль / Л. Н. Толстой; рисунки Г. А. В. Траугот. - Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 23 с. : ил.

На форзаце помещён рисунок, изображающий графа Льва Николаевича Толстого в Лондоне в 1861 году и как бы подтверждающий: этот рассказ - быль. Сам рассказ дан в виде подписей к иллюстрациям.

Первая строчка: «В Лондоне показывали диких зверей…» Старинный разноцветный, почти сказочный западноевропейский город, горожане и горожанки, кудрявые дети - всё в манере, издавна свойственной художникам «Г. А. В. Траугот». Мясо, брошенное в клетку льву, натуралистично (как у Репкина) не выглядит. Лев, тоскующий по умершей собачке (Толстой честно пишет, что она «издохла»), нарисован очень экспрессивно.

Подробнее о книге «Библиогид» рассказывал .

8. Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой; художник Геннадий Спирин. - Москва: РИПОЛ классик, 2012. - : ил. - (Шедевры книжной иллюстрации).

«Филипок» из «Новой азбуки» - один из наиболее известных рассказов Льва Толстого и всей русской детской литературы. Переносное значение слова «хрестоматийный» здесь совпадает с прямым.

Издательство «РИПОЛ классик» уже несколько раз переиздавало книгу с иллюстрациями Геннадия Спирина и включало её в подарочную «Новогоднюю коллекцию». Такой «Филипок» прежде издавался на английском языке (см. на сайте художника: http://gennadyspirin.com/books/). В рисунках Геннадия Константиновича много умиления старинным крестьянским бытом и зимней русской природой.

Примечательно, что в «Новой азбуке» за этим рассказом (в конце которого Филипок «начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так» ) следовали «Славянскiя буквы», «Славянскiя слова подъ титлами» и молитвы.

9. Толстой, Л. Н. Моя первая русская книга для чтения / Лев Николаевич Толстой. - Москва: Белый город, . - 79 с. : ил. - (Русские книги для чтения).

«Белый город» предпринял полное издание «Русских книг для чтения». Таким же образом изданы вторая, третья и четвёртая книги. Здесь нет сокращений. Рассказы, сказки, были, басни, описания и рассуждения даны в том порядке, в каком их расположил Лев Николаевич. Каких-либо комментариев к текстам нет. Вместо словесных пояснений используются иллюстрации. В основном, это репродукции картин, известных и не столь уж известных. Например, к описанию «Море» - «Девятый вал» Ивана Айвазовского. К рассуждению «Отчего бывает ветер?» - «Дети, бегущие от грозы» Константина Маковского. К рассказу «Пожар» - «Пожар в деревне» Николая Дмитриева-Оренбургского. К повести «Кавказский пленник» - пейзажи Льва Лагорио и Михаила Лермонтова.

Диапазон возраста и интересов читателей этой книги может быть очень широк.

10. Толстой, Л. Н. Море: описание / Лев Николаевич Толстой; художник Михаил Бычков. - Санкт-Петербург: Азбука, 2014. - с. : ил. - (Доброе и вечное).

Из перечисленных книг эта представляется наиболее принадлежащей нашему времени. Художник Михаил Бычков говорит: «Несколько строк Л. Н. Толстого подарили мне прекрасную возможность нарисовать море» . На большеформатных разворотах художник изобразил море южное и северное, тихое и бурное, дневное и ночное. К краткому тексту Толстого сделал рисованное приложение о всевозможных морских судах.

Работа увлекла Михаила Бычкова, и он иллюстрировал три рассказа из «Азбуки» Толстого, объединив их вымышленным кругосветным путешествием на парусном военном корабле. В рассказе «Прыжок» такое путешествие упоминается. Рассказ «Акула» начинается со слов: «Наш корабль стоял на якоре у берега Африки». Действие рассказа «Пожарные собаки» происходит в Лондоне - и художник нарисовал русский корвет под Андреевским флагом на фоне строительства Тауэрского моста (строился с 1886 по 1894 год; «Азбука» составлена раньше, но в ту же эпоху, особенно если смотреть из нашего времени).

Книга «Были» вышла в издательстве «Речь» в 2015 году. Весной 2016 года в Государственном музее Л. Н. Толстого на Пречистенке состоялась выставка иллюстраций Михаила Бычкова к двум этим детским книгам.

«Море широко и глубоко; конца морю не видно. В море солнце встаёт и в море садится. Дна моря никто не достал и не знает. Когда ветра нет, море синё и гладко; когда подует ветер, море всколыхается и станет неровно…»

«Море. Описание»

«…Вода из моря поднимается туманом; туман поднимается выше, и из тумана делаются тучи. Тучи гонит ветром и разносит по земле. Из туч вода падает на землю. С земли стекает в болота и ручьи. Из ручьёв течёт в реки; из рек в море. Из моря опять вода поднимается в тучи, и тучи разносятся по земле…»

«Куда девается вода из моря? Рассуждение»

Рассказы Льва Толстого из «Азбуки» и «Русских книг для чтения» лаконичны, даже лапидарны. Во многом архаичны, на сегодняшний взгляд. Но существенно в них вот что: редкое теперь не игровое, серьёзное отношение к слову, простое, но не упрощённое отношение ко всему окружающему.

Светлана Малая

Это масштабное произведение, повествующее о жизни русского дворянского общества в годы Отечественной войны, включает в себя множество сюжетных линий. Здесь можно найти и любовные истории, и батальные сцены, и трудные с точки зрения морали ситуации, и нескольких человеческих типов того времени. Произведение очень многопланово, в нем проводится несколько характерных для Толстого идей, а все выписаны с удивительной точностью.

Известно, что работа над произведением длилась около 6 лет, а первоначальный его объем составлял не 4, а 6 томов. Лев Толстой пользовался огромным количеством источников, чтобы события выглядели достоверно. Он читал труды русских и французских историков, частные за период с 1805 по 1812 год. Однако сам Толстой относился к своей работе с известной долей скепсиса. Так, он писал в своем дневнике: «Люди любят меня за те пустяки - «Война и мир» и т.п., которые им кажутся очень важными».

Исследователи насчитали в романе «Война и мир» 559 героев.

«Анна Каренина» - трагическая история любви

Далеко не все читали этот знаменитый роман, но каждый знает ее трагическую концовку. Имя Анны Карениной уже стало нарицательным в разговорах о несчастной любви. Между тем, Толстой показывает в романе не столько трагедию событий, как, например, у Шекспира, психологическую трагедию. Этот роман посвящен не чистой и возвышенной любви, которой наплевать на все условности, а ломающейся психике светской женщины, вдруг оказавшейся покинутой всеми из-за «неприличной» связи.

Произведение Толстого пользуется популярностью, потому что актуально в любое время. Вместо рассуждений более ранних авторов о восторженных и светлых чувствах оно показывает изнанку ослепляющей любви и последствия отношений, которые продиктованы страстью, а не разумом.

Один из героев романа «Анна Каренина», Константин Левин, является автобиографическим персонажем. В его уста Толстой вкладывал свои мысли и идеи.

«Детство. Отрочество. Юность» - автобиографическая трилогия

Три повести, объединенные одним героем, отчасти основаны на воспоминаниях самого Толстого. Эти - своего рода взрослеющего мальчика. Несмотря на хорошее воспитание и заботу со стороны старших, герой сталкивается с проблемами, характерными для его возраста.

В детстве он испытывает первую влюбленность, со страхом готовится к , впервые сталкивается с несправедливостью. Герой-подросток, взрослея, узнает, предательство, а также находит новых друзей и переживает ломку старых стереотипов. В повести «Юность» герой сталкивается с общественными проблемами, обретает первые зрелые суждения, поступает в университет и задумывается о своей дальнейшей судьбе.