Какие программы используют иллюстраторы современные. Есть ли какие-то курсы для иллюстраторов, и насколько они эффективны? Где брать реальные проекты

Инстаграм, все-таки, великая сила! Какое количество талантов я там нашла, вы даже не представляете! Хотя постепенно начнете представлять, потому что всеми своими самыми выдающимися открытиями я обязательно буду делиться с вами, дорогие мои читатели!

Итак, очередная потрясающая находка – Оксана Батурина! Оксана рисует очень крутые вещи, и выкладывает в свой Инстаграм не только сами рисунки, но и процесс их создания. И вот на этих видео я просто подвисаю, и не могу оторваться. За одно и технику можно подсмотреть. А техника классная! Я уже давно наблюдаю за работами Оксаны, вижу как трансформируется ее стиль, как оттачивается мастерство композиции и передачи настроения. Как она все круче рассказывает ИСТОРИЮ в картинках. Оксана – одна из немногих художников, которые никогда не останавливаются на достигнутом. Каждый новый проект – своеобразный новый вызов, еще одна ступенька вверх к профессионализму самой высокой марки.

Ну а вы знаете, если мне кто-то понравился, я его (ее) обязательно достану, и попрошу дать интервью. Уж очень мне интересно узнать, кто же прячется за такими классными работами. А потом обязательно рассказать и ВАМ. Так что знакомьтесь – Оксана Батурина.

1 – Расскажите немного о себе. Где вы родились, где живете, когда начали рисовать, и что для вас – рисование.

Я лягушка – путешественница! Меня придумали в Волгограде, родили в Нерюнгри, растили и воспитывали в Кировограде и Южно-Сахалинске, потом наконец-то отпустили, и вот я в Санкт-Петербурге с 1999 года! Всегда было интересно, как чувствуют себя люди, всю жизнь прожившие в одном городе!
Творчество так или иначе было рядом со мной с самого раннего детства. Помню, отец приносил домой всякие сабли и клинки и чеканил прямо руками и каким то резцом на них узоры. А я наблюдала за стружкой, она так увлекательно скручивалась в процессе…
Думаю, рисую я неспроста!))

2 – Есть ли у вас художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора.
Высшего художественного образования у меня нет, только гены и худ. школа. Сейчас так много интересного можно найти в инете! Думаю, при большом желании вполне достаточно самообразования!

3 – С чего все началось? Как вы стали иллюстратором? Как к вам пришел первый проект? Что это было?
Началось всё с анимации. В 2002 г я случайно увидела объявление в газете и отправилась на курсы анимации на студию “Мельница”, после которых работала на проекте “Карлик Нос”. Всё это чудом совмещала с учебой в ” очном” институте. Думала, буду психологом, хаха! На студии познакомилась с будущим мужем, который на досуге иллюстрировал детские книги. Однажды и мне доверил. Мне так понравилось, что я решила заняться этим всерьез. Правда, я совсем не знала, где искать работу, как это вообще всё происходит. Я сделала портфолио, составила список детских издателей Санкт-Петербурга и стала ходить без приглашения, как снег на голову. И повезло! В издательстве “Азбука” мне сначала дали тестовое задание, а потом сразу целую серию Муми-троллей!

4 – Я давно слежу за вашим профессиональным ростом. Помню вашу книгу про Сову. Там были совершенно потрясающие иллюстрации. Расскажите немного о ней. Для кого? Где можно купить? Как вы ее рисовали?
Несколько лет назад я выложила на ФБ папку со своими иллюстрациями. Одна из картинок стала очень популярной и пошла гулять по инету. И вот однажды мне написал совершенно незнакомый человек, писатель-переводчик из Ирана Эрфан Моджиб, рассказал, как эта картинка впечатлила и вдохновила его написать целую историю про девочку, которая часто оставалась дома одна, скучала и придумала себе интересное занятие. Представляете, как это приятно, когда твое творчество вдохновляет! Конечно я проиллюстрировала эту милую историю. Так родилась наша первая независимая книга ” Мой блокнот слишком мал!” Правда, оказалось, что пристроить книгу гораздо сложнее, чем нарисовать. Первое издание вышло аж в Китае! Надеюсь, очень скоро книга будет издана и в Санкт-Петербурге, процесс идет!

Потом мы с Эрфаном создали вторую книгу. Это история про филина, который уделял мелочам слишком много внимания, старался исправить то, что считал несовершенным, но это не делало его счастливым. Работала в смешанной технике: сначала рисовала акварельные детали, потом всё соединяла и обрабатывала в фотошопе. С нетерпением жду, когда книга будет издана в питерском издательстве!

5 – Потом была целая эпопея с курочками и петухами. Откуда появилась эта идея? Почему именно петушки?
Петушки появились сразу после одного очень ценного и полезного мастер-класса замечательной художницы Светланы Румак. Вернее, один петушок, очень удачный! А потом я вспомнила, что приближается год петуха и понеслось! Пришла идея сделать колоду карт с петухами. А так как персонажей в колоде 12, всё это удачно превратилось в календарь. В общем, всё совпало! Мастер-класс оказался таким классным, что после него я перестала бояться бумаги и красок! Перестала думать о том, что всё должно быть идеально, нельзя ошибиться. Сейчас я точно знаю: чем хуже, тем лучше! Чем кривее, тем живее!

А еще был авторский мультфильм! В 2014 году мы с мужем получили небольшой грант на создание мультфильма. Анимация – процесс трудоемкий!
На создание всего лишь 4-х минут ушло 7 месяцев и пострадала одна шея, моя! 🙂 График работы был очень плотный, потому что в случае гранта полагается строгая отчетность! В течение дня удавалось только поесть и снова за работу! Никаких прогулок, встреч, посторонних дел, ничего! Я занималась и фонами и анимацией. Фоны рисовала в фотошопе, анимацию делала на кальке, сканировала и красила в фотошопе. Потом мультфильм немножко покатался по фестивалям. Призов не получили, но мы не расстроились!)) Добрые отзывы важнее! Мультфильм получился очень трогательный и милый. Честно, честно! Его можно посмотреть в инете, называется “Билетик”.

6 – Еще были совершенно умилительные собачки в костюмчиках. А потом, на мой взгляд, произошел какой-то прорыв или сдвиг, и вы пошли творить совершенно чумовые иллюстрации с клоунами. Что-то типа графической новеллы или очень крутого комикса. Расскажите пожалуйста поподробней об этом проекте. Как вы создавали эти иллюстрации? Какие материалы и техники вы использовали? Откуда взялась идея? Мы увидим эту книгу в печати?

Собачек я рисовала на заказ для Текстильного Дома “Алетто” для наступающего Нового года Собаки. Подушки с собаками можно купить на их сайте.

Вот мы и добрались до главного проекта! Сейчас я иллюстрирую очень необычную историю про клоуна, про Цирк Злых Уродов, про кладбище и мертвецов. Но главное – это история про любовь! Про подростковую трепетную первую влюбленность, когда сердце бьется быстрее только лишь от взгляда, от легкого случайного прикосновения. Когда бабочки в животе… Придумал историю питерский писатель Антон Соя, большой романтик, на мой взгляд. Все его книги, даже самые жуткие, так или иначе про любовь. Все иллюстрации я делаю исключительно на бумаге, ватман А3 формата. Рисую акрилом, довожу до ума карандашами. Часто использую трафареты, вырезаю из того же ватмана. Растираю, разбрызгиваю, царапаю и тд., всячески издеваюсь над бумагой и кисточками. Благодаря этой истории я обнаружила в себе неожиданные пристрастия. Оказалось, я люблю рисовать комиксы, что-нибудь темненькое, страшненькое, мистическое! Книга обязательно выйдет, но говорить о сроках пока рано. Надо таки дорисовать!)



8 – Я вижу, что вы работаете над очень интересными проектами. А есть ли проект мечты? Что еще очень-очень хочется проиллюстрировать? Или может написать самой и проиллюстрировать?
Проект мечты… не задумывалась… мне прям сейчас отлично рисуется)) Ну, может быть я хотела бы когда нибудь сделать большой комикс. Надо запланировать!

9 – Что для вас самое легкое в создании ваших работ, и что – самое сложное?
Самое легкое для меня – это увидеть самый первый образ книги или иллюстрации, когда только прочла текст или услышала историю. Сразу вижу общую картинку и очень не люблю детали. Могу пропустить важный момент в описании чего нибудь. Однажды я прочитала отзыв на моих Муми-троллей. Кто-то очень внимательный заметил, что я не нарисовала кисточки на хвостах Мумиков. Представляете, я лишила персонажей важной детали!
Самое сложное – это раскадровка! Часто в тексте бывает много моментов, которые хочется нарисовать, а разворот не резиновый! Приходится долго крутить-вертеть-выкручиваться, чем то жертвовать.


10 – Как вы работаете? Я имею в виду когда и где. Какой у вас график? Что вас вдохновляет, а что наоборот, убивает всякую охоту к творчеству?

Работаю дома где то с 11-00 до 20-00. Выпиваю чашку чая, включаю знакомый фильм для фона, навожу марафет на столе и начинаю. Либо придумывать либо сразу рисовать. Люблю делать картинку за один день. Если приходится оставлять на завтра, то всё чешется! Или снится.
Самый тяжелый день – когда нет идеи. Бумага портится почем зря, возникает чувство потерянного времени! Не люблю такое!
Самое приятное – когда основное содержание картинки уже есть, можно отключить голову и чирикать карандашиками. Люблю такое!
Вечером убираю образовавшийся высокохудожественный мусор… мечтаю о студии.

12 – Что бы вы посоветовали начинающим иллюстраторам?
Посоветую больше смотреть и учиться у других. Не бояться при этом, что скопируете, украдете. Не получится! Это еще надо постараться! Зато сможете заполнить свой чердак хорошими идеями, которые переосмыслите и сделаете круче! Посоветую не терять время на сомнения, на “я не умею рисовать”! Это сейчас в тренде, между прочим! Ну, и посоветую сразу придумывать себе проект, даже если хотите нарисовать просто вазочку. #цветныевазочки #365вазочек #вазочкиспб #котынавазочках #приключениясинейвазочки и тд
Это будет стимулировать вас и не позволит остановиться на одной. А вам так и надо! Инстаграм в помощь!

13 – Кто ваши кумиры? На кого вы ориентируетесь в своем творчестве?
Кумир – такое слово… это наверное когда в ком то нравится всё безоговорочно. Мне нравятся некоторые иллюстрации некоторых художников. Их много.
Гением детской иллюстрации считаю Игоря Олейникова! Владимир Зарубин – великолепный! Светлана Румак, конечно, неподражаемая! Лев Бакст и его умопомрачительная театральная графика! И еще, еще…

П.С. Я раньше думала, что интервью берут у тех, кто уже все умеет. Ничего подобного! Сейчас допишу и пойду дальше что-нибудь чужое изучать, подсматривать, придумывать, изобретать…

Надеюсь вам было интересно и полезно. Зачем иначе я гоняюсь за талантливыми иллюстраторами по всему интернету и прошу их рассказать о своей жизни и работе? Да чтоб мотивировать всех тех, кто считает, что у него ничего не выйдет и нет шансов. Видите, все с чего-то начинали, и как-то у людей получается. Каждый делится крупицей своего опыта и пути, и возможно все эти интервью сложатся в вашей голове в ВАШУ картинку, как и вы можете дотянуться до своей мечты. Не боги горшки обжигают. А МЫ С ВАМИ:))))

Репост, как всегда, приветствуется! Давайте делиться красотой и хорошим настроением!

Уровень сложности: Непросто

1 шаг

Для начала определим, есть ли у нас талант, или хотя бы минимальные умение рисовать. Нарисуйте 5 – 10 рисунков на свободные темы. Возьмите книги, придумайте себе заказчиков и творите. Важно, объективно оценить работы. Для этого часто помогает оценка из вне. Самому себя объективно оценивать очень сложно. Правда желательно, чтобы оценку давали не родственники и не друзья. Они вполне могут преувеличить ваши способности, от боязни обидеть. В общем – интернет в помощь.

2 шаг

Определитесь с техникой, в которой собираетесь исполнять свои работы. Лучше это делать в начале пути, заказчики, по мере появления, будут ждать от Вас что-то определенное.
Надо учесть, что техника – это не только карандаш….
можно так же делать:
- иллюстрацию из пластилина;
- иллюстрацию из бумаги;
- иллюстрацию с помощью самодельных кукол;
- вышивку по ткани или бумаге;
- коллаж;
- инкрустация соломкой;
- работы тушью, акварелью, акрилом, карандашами;
- иллюстрации в компьютерных программах вроде Photoshop, Painter или Illustrator;
- иллюстрации с помощью смешанной техники – рисунка, коллажа и компьютерной постобработки.

Попробуйте себя во всех техниках для того, чтобы определить, что действительно Ваше.

3 шаг

Ваш стиль должен быть оригинальным и не похожим на все остальные. Удивите мир.
Кстати, было бы хорошо определить целевую аудиторию…Для кого рисуем? Ведь картинки для журналов о фантастике, несколько отличаются от картинок для детской книги.

4 шаг

И вот у вас уже куча рисунков, достаточно не плохих, Вы подкованы и опытны в сфере рисования, но…чего-то не хватает? Да. Где искать клиентов?
Можно делать это активно и пассивно. При активном поиске – создаем портфолио и рассылаем его в издательства и журналы, агентства с которыми бы хотелось работать. Не вернулась ни одного? Не унываем…садимся и переделываем, переделываем, переделываем… главное работать над собой. Хотя важно верить и в то, что именно Ваша техника и Ваш ход мыслей окажется нужным и востребованным.
Пассивно – просто создаем портфолио на каком-либо сайте, форуме или блоге…и ждать….Надо ли говорить, что этот способ менее эффективный?

О том, с чего начать, если хочешь стать иллюстратором.

В чем заключается работа иллюстратора

Иллюстраторы нужны в широком спектре отраслей от рекламы до книгоиздания. За последние годы эта профессия стала очень конкурентоспособной, но всегда есть вероятность того, что вы сможете предложить нечто совершенно новое и уникальное.

Чтобы лучше понять, что представляет из себя профессия иллюстратора, изучите различные предложения о работе, чтобы понять ожидания от вас со стороны будущих заказчиков. В этом вам помогут сайты с вакансиями или порталы вроде Dribbble и Linkedin .

Нет строгих правил как стать иллюстратором, всё начинается с поиска фокуса – того, что вам наиболее интересно. Изучите различные виды иллюстраций, попробуйте себя в разных направлениях: в рисовании живыми материалами и в цифровой графике, в изображении растений в стиле ботанической иллюстрации или стилизованной fashion-иллюстрации, в скетчах, комиксах, в создании и анимации векторных изображений. Как правило, иллюстраторы работают поодиночке: зачастую некому будет мотивировать вас, и вам придется взращивать уверенность в себе и в своих силах, расти и двигаться вперёд самостоятельно. Поэтому важно выбрать именно то направление, которое вас больше всего привлекает, чтобы не возникало проблем с мотивацией.

Направлений же в иллюстрации много:

  • веб-дизайн;
  • разработка брендбуков (логотипы, фирменный стиль);
  • fashion-иллюстрация;
  • моушн-дизайн;
  • иллюстрации для стоков;
  • скетчинг;
  • дизайн интерьеров;

и множество других. Взгляните сами, это скриншот с сайта fl.ru (обзор по работе на сайте ):

Вы можете охватить сразу несколько смежных сфер и удачно их совмещать или сконцентрироваться только на одной из них.

Получите образование

Следующим важным шагом в начале работы является получение профильных знаний. Чтобы стать успешным иллюстратором, вам понадобится следующий набор навыков:

  • способность мыслить и выражать творческие идеи;
  • навыки рисования, как в традиционной, так и в цифровой среде;
  • знакомство с цветовыми палитрами, узорами и визуальными текстурами;
  • знание актуальных тенденций в иллюстрации и дизайне;
  • умение понимать потребности клиентов и работать в сжатые сроки.

Если вы ещё только выбираете свою будущую профессию, то вам следует подумать о поступлении в профильный институт. Многие агентства и клиенты ожидают, что иллюстратор будет иметь квалификацию, связанную с искусством. Однако немалое количество иллюстраторов выбирает путь самообучения, ведь оно становится всё более доступным, и теперь можно пройти несколько онлайн-курсов и получить на них необходимую базу. Если вы дисциплинированы и можете мотивировать себя учиться самостоятельно, выбирайте интенсивные онлайн-курсы (например, ), которые дают много практических знаний за короткий срок.

Набор инструментов для цифровой иллюстрации

Правильный набор инструментов не только оптимизирует ваш рабочий процесс, но и сыграет важную роль в вашем прогрессе. Набор инструментов для цифровой иллюстрации можно разделить на технические средства и программные.

Технические средства

Можно оборудовать творческую студию прямо : нужен лишь удобный стол, кресло и ваш компьютер. Еще лучше – выделить для этого отдельную комнату, чтобы лучше сосредоточиться, или поискать коворкинговую площадку. Большинство помещений для коворкинга позволяют арендовать письменный стол в общем пространстве, что дает возможность социализации и общения с единомышленниками.

Идеальные средства для работы с цифровой иллюстрацией – это планшет и надёжный компьютер. Популярным производителем графических планшетов является Wacom . Вы можете использовать их как для создания цифрового рисунка, так и для обработки нарисованного от руки.

Программное обеспечение

Программных инструментов для цифровых иллюстраторов много, и список растет с каждым днем.

Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и FreeHand – вот несколько программ, с которыми вы должны быть знакомы. Большинство графических планшетов и стилусов будут хорошо работать с этими программами, заменяя мышь вашего компьютера цифровым инструментом рисования. Самые популярные аналоги пакета Adobe – это Krita, Paint.NET, GIMPShop, Inkscape, Gravit, Vectr, Vecteezy Editor.

Дополнения и плагины. Если вы планируете стать профессиональным иллюстратором, вам следует изучить искусство интеграции сторонних надстроек в свои проекты. Это не только экономит время, но и повышает качество вашей работы. Вы можете найти множество вариантов в интернете – как платных, так и бесплатных. Например, на сайте Creative Market существует множество таких дополнений.

  • Из моих личных фаворитов, например, плагин “Gold Rush For Illustrator ”: этот интуитивно понятный плагин позволяет добавлять к вашему дизайну эффекты металлического блеска и фольги. Он включает 218 шаблонов для Adobe Illustrator в золотом, розово-золотом, медном, черном и серебряном цвете.

  • 792 BRUSHES – ProBrush™ BUNDLE : с этим плагином вы получите доступ к 792 кистям – это профессиональный набор, который подойдет дизайнерам, иллюстраторам и художникам любого профиля.

Онлайн-курсы, которые могут быть полезны

  • Иллюстрация для новичков. Погружение в книжную иллюстрацию

Книги, которые стоит прочитать каждому иллюстратору

  • Жизнь в картинках. Свен Нурдквист
  • Профессия. Художник-иллюстратор. Даррелл Риз
  • Разреши себе творить. Натали Ратковски
  • Профессия - иллюстратор. Натали Ратковски
  • Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили. Остин Клеон
  • Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. Майк Роуди
  • Отказываюсь выбирать! Барбара Шер
  • Давно пора! Как превратить мечту в жизнь, а жизнь в мечту. Барбара Шер

Портфолио

Ваше портфолио – это демонстрация ваших навыков и потенциала. Создать его несложно: есть множество площадок для этого, например, Behance , Portfolios , а также любые биржи фриланса. Сложнее собрать для него работы. В процессе обучения вы создадите какое-то количество иллюстраций, но не торопитесь добавлять их все в портфолио, выберите те, которые считаете самыми удачными, наиболее передающими ваш профессиональный уровень. Если их слишком мало, то можно пойти обычным путём: открыть любую биржу фриланса и посмотреть, какие иллюстрации нужны заказчикам, какие у них ожидания и требования.

Или же можно создать несколько проектов самостоятельно: проиллюстрировать любимую книгу или фильм, создать фан-арт, нарисовать несколько комиксов. Это поможет вам не только создать портфолио, но и привлечь к нему дополнительное внимание.

Если вам пока нечего выложить на своей странице, почитайте

2642

20.01.16 13:59

Иллюстраторы – это художники, создающие оригинальные рисунки для оформления интернет-страниц, печатной продукции, различной символики и атрибутики. Сегодня это направление набирает небывалую популярность. В связи с этим творческие личности начинают интересоваться, как стать иллюстратором, можно ли самостоятельно добиться хороших результатов и каким образом перейти с любительского уровня на профессиональный. Благодаря развитию информационных технологий увлекательное направление стало доступным для всех желающих, нужно только выбрать оптимальный подход и следовать поставленным планам.

  • Необходимо приобрести базовые навыки по рисованию или развить природные данные. Несмотря на специфику направления, иллюстраторы изначально должны быть художниками. Посещение художественной школы или профильных курсов позволит выбрать и отточить технику, обзавестись новыми умениями. Не стоит ограничиваться живописью, стоит познакомиться с основами скульптуры, архитектуры, гончарного мастерства.
  • Если нет возможности посещать серьезные занятия, стоит задуматься о самообучении. Нельзя пренебрегать теорией, нужно читать книги, просматривать мастер-классы и обучающие видео.
  • Сегодня сложно найти иллюстратора, который не знаком с самыми простыми программами для работы с графическим дизайном. Не обязательно все они рисуют с помощью планшетов, но подобные знания необходимы для доработки иллюстраций, их интеграции на фотоснимки, добавления текстов.
  • Нужно регулярно просматривать информацию об известных иллюстраторах, которые уже добились успеха в данной области. Не обязательно подражать их технике или пытаться копировать их работы. Подобное увлечение позволит расширить кругозор и автоматизирует навыки визуального восприятия предметов. Через какое-то время даже неопытный художник начнет видеть объекты в том виде, в котором их можно перенести на бумагу.
  • Иллюстрация начинается со скетча. Даже если художник работает кистями или фломастерами, он должен уметь использовать ручку или карандаш для нанесения основ своего рисунка. Специалисты рекомендуют новичкам завести скетч-бук, в котором можно собирать свои идеи, удачные и не очень рисунки, вырезки, фотографии с интересными сюжетами.

  • Профессиональный иллюстратор прекрасно осведомлен о своих слабых и сильных сторонах, поэтому он не возьмется за работу из той области, в которой не обладает достаточной специализацией. Необходимо заранее определиться с основным направлением, работодатели не относятся серьезно к художникам, которые утверждают, что могут нарисовать все, что угодно.
  • Иллюстратор, уважающий себя и потенциального клиента, должен иметь портфолио со своими работами. Даже быстрый просмотр удобного приспособления даст работодателю возможность оценить мастерство художника. Хорошо, если вариантов портфолио несколько и разбиты они по типу передачи разных идей.
  • Придется потратить немало времени на то, чтобы сделать себе имя. Несколько месяцев волонтерской работы не принесут дохода, но позволят обрасти нужными знакомствами и показать свои произведения широкой публике.
  • Большой шаг вперед можно сделать с помощью создания собственного сайта. Интересный, уникальный и стильно оформленный, он обязательно привлечет потенциальных партнеров.
  • Не стоит бояться отказов, через них проходят все. Нужно смело рассылать свои предложения по издательствам, журналам, маркетинговым компаниям, дизайнерским студиям.


Отрывок из письма: "Наташа, у меня к тебе большой вопрос. Давно назрел, но я никак не решалась тебе написать. Я не знаю, почему мне так неловко об этом спрашивать. Но, что бы ты посоветовала человеку, который решил развиваться профессионально как иллюстратор? Если этот человек, то есть я, не имеет ни художественного образования, ни опыта работы именно иллюстратором (хотя я работала дизайнером около 5ти лет). А за плечами лишь рисунки в блокноте. Какие шаги следует предпринять, чтобы начать? Пойти учиться у меня сейчас нет возможности и не будет ближайшие лет 5. Я могу лишь рисовать и заниматься сама. Я это делаю, но неуверенно себя чувствую еще и потому, что не знаю, что делать дальше и в какой последовательности. Я даже не могу оценить серьезность и объем предстоящей работы, точно сказать себе: да, я могу и хочу несмотря ни на что."


Техника работы
Первое, что хочется действительно посоветовать - определиться, в какой именно технике тебе хотелось бы работать. Я очень сожалею, что в своё время мне некому было подсказать, что иллюстрировать - это не всегда просто рисовать.

Copyright Julene Harrison: http://madebyjulene.com/

Иногда понимаешь, что было бы не менее интересно делать иллюстрации из пластилина, бумаги или в форме коллажа с элементами рисунка, но за пазухой накопилось уже достаточно толстое портфолио с работами, выполенными в определённом стиле и в ранее выбранной технике, появился определённый круг клиентов, которые ожидают на выходе работы именно в том стиле, который представлен в портфолио. Резко менять всё не хочется, а вплетать постепенно новые элементы - очень трудоёмкое занятие.

Copyright Eduardo Recife: http://www.eduardorecife.com/

Часто ситуация «просто рисующих» ухудшается ещё и тем, что откуда-то появляется целая тьма людей, которые вдруг рисуют такими же линиями, похожими цветами и похожими текстурками. И упаси боже, если этот человек станет на каком-то отрезке пути более известнее, чем источник – на собственной карьере крест может ставить и не стоит (уж не надо наглецам доставлять такой радости), но переживания по поводу воруют очень много сил.

Иллюстрации Квентина Гребана:

Иллюстрации Лизбет Цвергер:

Даже если в ситуации полного копирования чужаком твоего стиля понимаешь, что твои иллюстрации отличаются от других особым подходом к процессу создания работ, особенным почерком и какими-то характерными деталями, факт остаётся фактом, что от индивидуальности и именно неповторимости техники вообще зависит очень многое.

***
Особенная, неповторимая техника, которая к тому же будет оттачиваться годами – это уже половина всего дела. Я понимаю, что нет смысла подходить к вопросу выбора техники методично: что требуется на рынке, что больше всего пользуется спросом, в какой технике работает меньше всего иллюстраторов – чтобы конкуренция поменьше была, но многое всё-таки нужно учитывать.

Мало того, что ситуация на рынке может резко измениться - сегодня моден вектор, а завтра все будут бегать за пластилиновыми иллюстрациями, так ещё и хочется заниматься любимым делом всю жизнь, работать так, как нравится, оставаться верным себе, но найти золотую середину, учитывающую требования рынка и собственные ожидания от жизни было бы всё-таки неплохо.

Уже давно прошли те времена, когда в иллюстраторы шли люди, обученные по всем канонам классической живописи, и это здорово! Поле деятельности современного иллюстратора настолько велико, что нет необходимости концентрироваться только на умении иллюстрировать традиционным способом.

Copyright Susanne Wustmann: http://www.susannewustmann.de

Как выбрать свою технику работы? Просто пробовать! Попробовать всё, что только можно:
- иллюстрацию из пластилина
- иллюстрацию из бумаги
- иллюстрацию с помощью самодельных кукол
- вышивку по ткани или бумаге
- коллаж
- инкрустация соломкой
- работы тушью, акварелью, акрилом, карандашами
- иллюстрации в компьютерных программах вроде Photoshop, Painter или Illustrator
- иллюстрации с помощью смешанной техники – рисунка, коллажа и компьютерной постобработки.

Copyright Kira Shaimanova: http://www.kirashaimanova.com

В самом начале пути лучше не принимать поспешных решений, не связывать себе руки какой-то отдной техникой исполнения работ. На своём собственном опыте я столкнулась с тем, что ничего плохого в пестроте техник и стилей нет, пока речь идёт о подготовке к профессиональной деятельности.

Творческие эксперименты – один из самых важных моментов в созревании хорошего иллюстратора. Я сама перепробовала кучу всего: работа тушью, акварелью, акрилом, гуашью, простым карандашом и белилами по тёмному фону, работа растром в стиле графики 20-30 годов в графических программах, работа растром в более реалистичной манере, рисование куколок и дудликов, иллюстрации в векторных программах. Только перепробовав кучу всяких техник я пришла к своему теперешнему стилю работы, хотя, признаюсь честно, у меня нет чувства, что он полностью оформился, пока мне кажется, что я меняюсь от иллюстрации к иллюстрации, хотя какие-то отточенные приёмы уже есть.

Я уже не первая, кто советует начинающим иллюстраторам проверить, какая техника соответствует больше собственной натуре, но ведь что тебе стоит проверить себя и попробовать? Если корм пойдёт в коня, и у тебя за достаточно короткое время в выбранной технике насобирается как минимум 10 работ, и тебе не надоест их и дальше ваять - то можно хотя бы временно остановиться на выбранной технике и перейти ко второму шагу алгоритма - подумать, каким именно иллюстратором ты бы хотела стать.

Copyright Amy Harris: http://www.amy-harris.co.uk

Каким именно иллюстратором стать?
Казалось бы, чего здесь долго думать, каким иллюстратором стать – хорошим, конечно! Но не об этом речь. Иллюстратор иллюстратору рознь. Бесполезно хотеть стать мастером на все руки и стараться угодить всем. Как и в любом другом творческом деле нужно знать, на кого бы ты хотела работать.

Что у нас есть на выбор? Каким именно иллюстратором можно стать:
- иллюстратором детских книг
- иллюстратором книг для взрослых
- журнальным иллюстратором
- газетным иллюстратором
- рекламным иллюстратором
- иллюстратором для текстильной промышленности
- научно-популярным иллюстратором
- иллюстратором медицинских изданий
- иллюстратором для учебников и пособий
- веб-иллюстратором
- и прочим...

Copyright http://www.linesandcolors.com/2008/12/11/shaun-tan-on-inframetv/

У каждого ответвления есть свои особенности: своя целевая группа, ограничения по срокам, технике исполнения и содержанию. От того, каким иллюстратором ты бы хотела стать и зависит твоё будущее. Естественно, можно хотеть стать журнальным иллюстратором, но в процессе превратиться в книжного или рекламного, но тем не менее твоё самое первое решение определит тематику и направленность твоего первого портфолио, твоей первой визитной карточки, на которую ещё долго будут ссылаться твои клиенты и просить нарисовать вот так, как у тебя же стоит. Ну или ты полностью сменишь стиль, направление и станешь показывать только работы в актуальной технике и браться только за заказы, которые отвечают и твоим внутренним требованиям. Это тоже не ново, что маститые иллюстраторы вдруг резко убирают все свои иллюстраторские работы из портфолио и представляются, как художники, желающие зарабатывать на живопись. При должном успехе на живописи можно действительно больше зарабатывать, но, как сказал, прости, труп в фильме "Сим Сити":"Один раз курильщик - навсегда курильщик". Один раз иллюстратор - навсегда иллюстратор. Просто так любовь к потребной, красивой и остроумной графике не истребить никаким желанием зарабатывать побольше на искусстве.

Copyright Rafal Olbinski

Итак, от выбранного направления зависит твоё будущее. Если ты хочешь стать книжным иллюстратором, то в портфолио нужно показать, насколько хорошо ты умеешь работать с текстом и отражать смысл написанного, держать планку и, скажем, отображать героев одинаково, в самых немыслимых ракурсах на протяжении всей книги.

Если ты решишь стать журнальным иллюстратором, то здесь нужно уметь работать с графическими метафорами, жить в режиме стресса и сжатых сроков, уметь вычленять даже из статей с совершенно дикими и незнакомыми тебе темами основное высказывание и поддерживать его своими иллюстрациями. К тому же и журналов есть целая куча: женские, мужские, детские, о здоровье, домашнем очаге, науке и технике, психологии и т.д. Каждый отдельный журнал выдвигает свои требования как к сложности, количеству, так и технике иллюстраций.

Copyright Yuko Shimizu: http://www.yukoart.com

Как понять, каким иллюстратором ты хочешь стать? Только пробовать! Листать журналы, книги, просматривать сайты, но самое главное – неустанно работать над собой – рисовать много и часто, как будто каждый день последний. Любовь к чему-то конкретному нужно не только обнаружить, но и проверить на деле. Именно когда ты станешь проверять себя на любови или нелюбови к какому-то конкретному направлению в иллюстрации, ты столкнёшься с новой проблемой – объём работы.

Объём работы
Объём работы себе можно представить, только начав работать в выбранном направлении. Например, попытаться проиллюстрировать первую попавшуюся статью 2-3 иллюстрациями. Выбери статью нарочно без разбора, вне зависимости от того, нравится тебе текст или нет, разбираешься ты в нём или нет, и попробуй разбить на такие части, чтобы иллюстрации к ним равномерно сопровождали и отражали текст.

Иногда мне приходят такие заказы, что я читаю их и понимаю, что ничего не понимаю. Я не знаю каких-то имён, мне ни о чём не говорят события, описанные в статье. Первое, что я делаю – иду разбираться: читаю и смотрю всё, что мне попадается по этой теме. При этом нельзя забывать, что время на сбор материала и ознакомление с ним отнимается от общего времени заказа – чем дольше ты провозишься с поисками и выяснениями, тем меньше времени останется на работу. Поэтому так важно иметь хорошую связь с заказчиком или артдиректором – в крайнем случае всегда можно выспросить, что именно от тебя ожидают.

Copyright Doug Fraser: http://www.fraserart.com/

Хочешь стать книжным иллюстратором, попробуй проиллюстрировать маленькую историю на 3-4 страницы или целую главу из какой-то любимой книги.

Хочешь иллюстрировать учебники, посмотри, какие уже есть на сегодняшний день, что бы ты сделала в них лучше, доходчивее, красивее. Ну и т.д.

Нужно себе представлять, что в зависимости от рода деятельности ты не сможешь выбирать, что тебе иллюстрировать - это работа, которая должна кормить, пока ты не сможешь позволить себе "перебирать харчами". Тебе нужно будет научиться чётко оговаривать условия работы, научиться доверять людям и иногда терпеть огорчения.

Где искать клиентов?
Выхода здесь 2: активный и пассивный поиск.
В первом случае ты просто оформляешь портфолио – бумажное или цифровое- и рассылаешь во все издательские дома или агентства, с которыми бы ты хотела работать.

Если через месяц не пришло ни одного ответа, хотя ты разослала 100 писем и папок с работами в 100 разных агентств – причин для уныния нет! Главное не сделать самую распространённую ошибку и не пытаться выяснить, почему тебе не ответили, пытаясь ещё раз послать СТАРОЕ портфолио. Садись, делай полностью новое, с новыми, да-да, всего за месяц работами и шли снова, снова и снова! Не бойся повторять процедуру рассыла своих НОВЫХ работ, пока тебе не ответят! Здесь, конечно же, нужно считаться с тем, что тебе может прилететь не только предложение о работе, но и отказ. Пережить это всегда тяжело, но возможно. Нужно всегда верить, что на свете есть достаточно клиентов, которым понравится именно твоя техника работы, твой ход мыслей, твои взгляды на мир.

В случае пассивного поиска всё намного проще, но он и менее эффективный. Ты можешь рисовать миллионы картинок и выставлять их во всех известных профессиональных сетях, на форумах и блогах. Тогда при должном качестве клиенты потянутся к тебе сами. Но ждать начинающему иллюстратору обычно приходится дольше, чем в случае активного поиска.

Если ты решаешь посвятить себя полностью только иллюстрации, не отвлекаясь на работу дизайнером или младшим помощником старшего дворника, я бы всё-таки посоветовала более агрессивные методы поиска потенциальных клиентов, хотя он одновременно и более дорогостоящий. Т.е. тебе решать. Если ты чувствуешь, что созрела для профессиональной работы – смело иди в бой, не жди, пока тебя найдут среди тысячи коллег. Если хочешь ещё поработать над собой, но уже желаешь заявить о себе – показывай потихоньку свои работы.

Как договариваться об условиях работы?
Здесь у каждого иллюстратора свои правила. Расскажу о своих.

1.Оплата.
Мне всё равно, насколько богат или беден заказчик. Я беру ровно столько, во сколько оцениваю свою работу. Т.е. я прикидываю, сколько у меня часов уйдёт на иллюстрацию и считаю, сколько бы я хотела заработать в час: скажем, 30 долларов. Если я называю цену в 300 долларов за иллюстрацию, значит я не рассчитываю потратить на неё больше 10 часов. Со мной можно торговаться, но я никогда не устраиваю дискриминацию по толщине кошелька, не прикидываю, можно ли побольше выудить с клиента, а просто желаю, чтобы часы, потраченные мною на работу, были честно оплачены.

Если мы с клиентом остановились на сумме, меньшей, чем мне хотелось бы, значит:
- мне интересно
- мне нравится артдиректор и хочется с ним или с ней поработать
- иллюстрацию будет не стыдно показать в портфолио
- заказ прибавит мне знаменитости
- заказчик берёт на себя все расходы по банковскому сбору и не тянет с оплатой.

2. Эскизы.
Здесь всегда нужно договариваться отдельно о количестве и оплате. Иногда клиент сам не знает, чего хочет, и нужно всегда оговаривать, что в случае расторжения договора, пусть даже устного, эскиз будет стоить, скажем, как минимум 50 долларов. А то знаем мы уже это пиратство – собирается как можно больше бесплатных и неглупых идей по сети, а работа отдаётся соседу дяде Васе.

Вменяемые заказчики никогда не станут торговаться и тут же согласятся оплатить хотя бы эскизы, если уж не сработались с иллюстратором или действительно просто идеи собирали. За все годы моей работы профессиональным иллюстратолром я только один раз «пролетела» с заказчиком. Клиент показался мне очень серьёзным, заинтересованным в работе, а не в эскизах. Мы долго у мучительно работали – переделывали всё по миллиону раз. Я сделала пачку эскизов, пачку отрисовок и, казалось, переписка с артдиром была просто бесконечной!

Потом, когда эскизы наконец-то утвердили (это очень важный этап – никаких отрисовок начисто, пока не утвердили эскиз), я отрисовала всё начисто, выполнила в цвете, утвердила готовые иллюстрации и когда уже заливала печатную версию иллюстраций на сервер, чтобы переправить работы клиенту, мне пришло письмо от якобы сменившегося артдиректора проекта с кучей изменений к эскизам (мои готовые работы, оказывается, всё ещё имели статус эскиза) и просьбой повернуть все 20 иллюстраций в ракурсе, перерисовать лица и одежду! В сердцах я прекратила с ними работу, не получив никакого вознаграждения, вместо того, чтобы равнодушно пожать плечами, как я это делаю сейчас, и сказать – платите мне ещё раз столько же за новые эскизы, и я вам нарисую любой ракурс и людей в любой одёжке. Как знать, может они на то и рассчитывали, что я как-то эмоционально отреагирую после очень напряжённой и противной работы и подарю им свои картинки. Люди всякие бывают, но на ошибках, как известно, учатся. Один раз я сделала все-все эти ошибки, какие только можно было сделать, и наелась навсегда.

3. Пробные работы.
При этом слове я выбрасываю письмо клиента в мусорку и стараюсь больше никогда о нём не вспоминать. Хочешь от меня эскиз – см. пункт 2 этого текста. А если хочешь от меня полноценную цветную иллюстрацию на пробу, хотя видел моё портфолио - разбирайся сам со своей нерешительностью и неумением оценить ситуацию.

Мне предстояло научиться ценить своё время иллюстратора. Никому даже в голову не приходит сходить за бесплатным пробным лечением к врачу. А иллюстратор что, не человек с ребёнком и кошкой, которых нужно кормить? Откуда вообще это мнение, что работа иллюстратора не должна оплачиваться и вещь менее серьёзная, чем все остальные работы на свете?

За время, пока я, простите, дрочусь с пробной иллюстрацией и пытаюсь угодить клиенту и соревнуюсь не понятно с кем, я могу сделать десяток иллюстраций для постоянных, любимых и надёжных клиентов, которые не приходят ко мне за халявой, а хотят хорошей, продуктивной и качественной работы. На крайний случай лучше сесть и нарисовать сильную и красивую иллюстрацию в собственное портфолио, чтобы привлечь к себе вменяемых клиентов - потратить это время=деньги на себя.

Посылай смело всех, кто хочет устроить конкуренцию между иллюстраторами, собрать бесплатных идей и оставить тебя ни с чем. Если у людей есть время на такие игры, но нет времени, чтобы тщательно выбрать иллюстратора для проекта, грамотно спланировать работу, обговорить с ним все детали, сроки и на всякий случай придумать план B – лучше даже не начинать сотрудничество.

Начинающим иллюстратором я часто соглашалась на такую нервотрёпку, пока вдруг не поняла, что так я никогда ничего не добьюсь. Либо они приходят ко мне и работают со мной, либо, какими бы хорошими они не были, они идут своей дорогой, которая, в идеале, больше не пересекается с моей, а я своей. Рада сообщить, что такое решение пошло мне только на пользу!

За последнее время у меня был пока один единственный случай, когда я невольно согласилась на пробную иллюстрацю, но только потому, что до начала работы я встречалась с заказчиком, успела в него влюбиться (не в прямом смысле) - поддалась его шарму и обаянию. Счастливыми нас это не сделало...

4. Договор.
О тонкостях и деталях договоров с отдельными издательствами или агентствами писать нужно очень много. Говорить об этом обобщённо как-то тоже не имеет смысла.

Целый ряд книг советует не разрешать публикацию своих иллюстраций на разных носителях – т.е. хотите не только в журнале, но и на футболках заработать на моей иллюстрации – платите хоть какие-то копейки за дополнительное использование. Многие так же не советуют отдавать работы в вечное пользование, оговаривать условия копирайта и, и, и...

На деле же всё выглядит так, что мало какие агентства, не только русские, вообще предлагают какой-то договор перед началом работы малой или средней сложности. Оговаривается всё, что угодно – оплата, сроки, эскизы, режим работы, но слово "договор" если и звучит, то как какая-то формальность по окончанию совместной работы вместе с фразой – вы ДОЛЖНЫ подписать, иначе не будет оплаты... Всегда можно спросить, для чего иллюстрация, где мой договор где мой поросёночек, где моя сказочка и где моя предоплата, но в основном это имеет смысл делать уже тогда, когда речь идёт о гонораре с несколькими нулями.

Получилось как-то очень много, и на деле нужно просто садиться и работать – глаза боятся, а руки делают. Ни в коем случае не унывай, сначала разберись с основным – направлением деятельности и техникой, а остальное уже приложится.

Copyright Walter Vasconcelos

.....................
Кстати, если кому-то интересно, для ответа я использовала и небольшие отрывки из своей книги про «Техники творческого подхода в иллюстрации» - куски книги я публикую по тегу «куски из книги». Я сейчас усиленно работаю над переработкой материала, т.к. книга уже давно дописана, и ищу издателя.
Upd.: А вот и книга!