Где обучают художников. Где можно получить профессию Science-художник? Ступеньки карьеры и перспективы

Школа коллекционеров и экспертов

«Винзавод», 4-й Сыромятнический пер., 1

Что преподают: школа зачисляет на несколько курсов, среди которых «Современное русское искусство», «Коллекционер», «Многоликая Италия», «Историческая мозаика искусства и быта», «Архитектура», «Прекрасная Франция», «Великая Британия», «Описание и анализ произведений искусства»

Преподаватели: Кирилл Светляков (заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи), Сергей Попов (владелец галереи pop/off/art), Александра Обухова (научный сотрудник музея «Гараж»), Кирилл Алексеев (экс-сотрудник Третьяковской галереи, ныне доцент Текстильного университета имени Косыгина)

Сколько: средняя стоимость курса - 40 000–55 000 руб.

Школа позиционирует себя как пропуск в мир искусства. Здесь обещают не только преподавать историю искусства, но и научить будущих коллекционеров и экспертов правильно вести себя на вернисажах и в общении с галеристами и художниками. Маленькие группы, есть индивидуальный курс обучения. Выездные занятия и лекции проводятся в музеях, галереях и мастерских художников. «Базовый курс по истории искусства и введению в арт-бизнес» включает 24 групповых занятия длительностью 3 часа, из них 19 лекционных и 5 выездных. Каждому учащемуся предоставляется CD с записью курса, чтобы не забыть содержание лекций. Занятия проводятся по утрам или вечерам два раза в неделю. Школа расположена в известном центре современного искусства, что дает определенную гарантию по качеству обучения. Преподавательский состав - высококвалифицированные искусствоведы, что также подтверждает серьезность подобного обучения. По всей видимости, курс рассчитан на «повышение квалификации» специалистов, уже работающих в сфере современного искусства, или же начинающих коллекционеров.

Образовательная программа аукционного дома Phillips

Воздвиженка, 7/6

Что преподают: современное искусство

Преподаватели: Стас Шурипа (художник, теоретик искусства), Алина Макеенкова (лектор ГМИИ им. А. С. Пушкина), Максим Шишигин (искусствовед, художник), Вита Хлопова (исследователь хореографии)

Сколько: 5 лекций - 10 000 руб.

Образовательная программа, поддерживаемая аукционным домом Phillips, была запущена Мариной Добровинской в 2008 году и состоит из двух направлений – тематические лекции и история современного искусства. В первое направление входят лекции по классическому искусству, во втором - история отсчитывается с конца XIX века до наших дней. Занятия проводятся один раз в неделю по вечерам. Программа включает в себя курсы искусствоведения для любителей искусства и коллекционеров, экскурсии и поездки за границу, а также лекции авторитетных персон из мира искусства. В зарубежных поездках, рассчитанных на три-четыре дня, обещают помочь попасть туда, куда вы никогда не сможете попасть без сопровождающего из дома Phillips, а также оставить время на ужин и шопинг. Программа рассчитана на любительский уровень, ее главная цель - научить слушателя ориентироваться в современном искусстве.

Культурная платформа «Синхронизация»

Бобров пер, 6, Страстной бульвар, 12

Что преподают: гид по истории искусства в 5 лекциях – «Античность», «Средневековье», «Барокко и классицизм», «Романтизм - символизм», «Реализм - модернизм»

Преподаватели: Елена Личманова (лектор ГМИИ им. А. С. Пушкина), Наталья Вострикова (искусствовед), Елизавета Боровикова (эксперт-оценщик антиквариата), Ольга Чуворкина (искусствовед)

Сколько: 1 лекция - 900 руб., 5 лекций - 3500 руб.

Здесь лекторы следуют не академическому, а культурологическому подходу. В преподавании акцент делается не на академической выучке, заучивании дат и периодов, а на исследовании интересных фактов и парадоксах культуры. Темы лекций неординарны и отвечают на остроумные культурологические вопросы. Например, почему в Древней Греции портрет мог стать преступлением? Как творить художнику-маньеристу, если всё уже было придумано до тебя? Как из романтика художник превратился в совесть эпохи? Анонсируется, что курс ориентирован на «тех, кто хочет иметь представление об основных этапах развития изобразительного искусства и научиться понимать памятники любых эпох, стилей и направлений». Говоря проще, на тех, кто довольно профессионально интересуется искусством без цели попасть в ВУЗ. Лекции читают в будни по вечерам, либо по выходным днем. Группы порядка 25 человек. Кроме того, здесь читают отдельные лекции на разные интересные темы: о художниках, изменивших искусство ХХ века, а также о самых ярких личностях прошлого, например о Караваждо и о том, почему его можно назвать первым современным художником.

Высшая школа художественных практик и музейных технологий (ХПМТ), факультет истории искусства РГГУ

Миусская площадь, 6 (здание РГГУ)

Что преподают: историю отечественного искусства ХХ века, язык изобразительного искусства, историю русского искусства, историю современного искусства, искусство Западной Европы до конца XIX века

Преподаватели: Александра Данилова (научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина), Александр Марков (преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова), Татьяна Малова (художественный критик), Ирина Захарченко (кандидат исторических наук), Илья Печенкин (доцент РГГУ)

Сколько: 51 000 руб.

Академическая программа изучения истории искусства, которую читают преподаватели университетского уровня. Здесь начинают с античности и древнерусского искусства и заканчивают современным искусством ХХ века. Студентов обещают научить описывать и анализировать произведения искусства. Курс рассчитан на 228 учебных часов, занятия проходят по вечерам. Курс скорее адресован абитуриентам РГГУ, нацеленным на поступление в университет. Высшая школа ХПМТ - это подразделение Российского государственного гуманитарного университета, созданное в 2011 году. Кроме того, здесь же можно прослушать дополнительный курс «Арт-практика» (160 часов), где Валентин Дьяконов, Илья Будрайтскис, Борис Клюшников и Лариса Гринберг читают лекции о кураторской практике (за отдельную плату). Обучение рассчитано на начинающих кураторов.

Институт культурного просветительства «Культпросвет»

Лужнецкая наб., 6

Что преподают: всеобщую историю искусства с акцентом на основы атрибуции и экспертизы антиквариата

Преподаватели: ведущие эксперты в области антиквариата и истории искусства, среди которых 26 кандидатов наук, 10 докторов наук, 2 лауреата Государственной премии РФ

Сколько: зависит от курса

В школе практикуются как дневная, так и вечерняя формы обучения, как длительные курсы, так и краткосрочные. Упор здесь делается не только на академическое преподавание истории искусства, но, скорее, на основы атрибуции и экспертизы антиквариата. Специальная программа Arte Vera рассчитана на обучение антикваров, цикл «Академия» - на углубленный курс по выбранной искусствоведческой тематике. Школа обещает обеспечивать студентов стажировками в фондах и экспозиционных залах ведущих музеев. В группах 7–10 человек. Обучение рассчитано на будущих антикваров и экспертов-оценщиков.

Объединение «Манеж» совместно с МГУ им. М. В. Ломоносова

Музей-мастерская Налбандяна, Тверская, 8/2

Что преподают: всеобщую историю искусства в нескольких курсах

Преподаватели: Иван Тучков (декан исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова), Надежда Налимова (старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова)

Сколько: одна лекция - 500 руб., 11 лекций - 5000 руб.

Тридцатого марта 2016 года «Манеж» и МГУ запустили лекционный курс «Всеобщая история искусства». Его первая часть, читавшаяся с марта по июнь, была посвящена искусству Древнего мира. Вторая, рассчитанная на период с сентября до конца ноября, – искусству Средних веков и Возрождению. Предполагается, что к следующему курсу приступят в начале 2017 года. Пока решение о продлении курса находится в стадии обсуждения. Анонсируется, что «ключевые понятия истории искусства, такие как культурно-историческая эпоха, стиль, направление, художественная школа, будут разъяснены на примерах конкретных произведений». Программа составлена на основании курса истории искусства МГУ, преподают светила кафедры. Уникальная возможность «поучиться» в университете за небольшие деньги.

Лекторий ГМИИ им. А. С. Пушкина

Волхонка 8–10, 14, Колымажный пер., 6, стр. 2

Что преподают: историю зарубежного искусства

Преподаватели: сотрудники Пушкинского музея

Сколько: одно занятие в лекционном абонементе – 300 рублей, цена абонемента определяется количеством лекций.

Уже восемьдесят лет лекторий ГМИИ им. А. С. Пушкина знакомит всех желающих с историей западного искусства. В 2016–2017 году здесь предлагают абонементы на лекции по истории искусства с древнейших времен до наших дней, а также циклы лекций, посвященных архитектурному облику городов и художественным собраниям музеев мира. Можно прослушать курс по западноевропейскому искусству XVII–XIX веков, импрессионизму, творчеству Энди Уорхола и поп-арту, повседневной жизни в Древней Греции, истории кино от дадаистов до Флюксуса и современного видеоарта. Лекции адресованы самой разной аудитории: взрослым и детям, любителям классики и авангарда, студентам и бабушкам, любителям и профессионалам. Фактически в лектории Пушкинского можно получить университетские знания по всем разделам зарубежного искусства, да еще учиться непосредственно на подлинниках либо музейных копиях у профессиональных искусствоведов.

Московский Мультимедиа Арт Музей

Остоженка, 16

Что преподают: историю современного искусства, фотографии, архитектуры, моды

Преподаватели: искусствоведы и художники Москвы

Сколько: от 500 руб. за лекцию

В МАММ можно прослушать лекционные курсы на самые разные темы. Например, об истории современной архитектуры, скульптуры, живописи, о фотографии, о Дягилеве, об искусстве Древних веков, о продюсировании, а также съемке фэшн-эдиториала, что бы это ни значило. Есть лекции для детей, подростков, взрослых любителей искусства, на любой вкус. Лекции читают как суперпрофессионалы, вроде Игоря Мухина (курс — 49000 руб.), так и недавние выпускники Школы Родченко и модные фоторедакторы.

Лекторий ММОМА

Тверской бульвар, 9

Что преподают: историю современного русского и зарубежного искусства XX–XXI веков

Преподаватели: Глеб Напреенко (критик, главный редактор проекта «Разногласия»), Нина Лаврищева (научный сотрудник ММОМА), Ольга Турчина (научный сотрудник ММОМА), Александра Данилова (научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина), Сергей Хачатуров (критик, преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова), Стас Шурипа (художник, теоретик искусства), Алексей Масляев (куратор ММОМА), Илектра Канестри (эксперт моды)

Сколько: одна лекция - 350–400 руб.,10 лекций - 3000 руб., 20 лекций - 5600 руб., есть система льгот

С сентября по декабрь в ММОМА можно прослушать два отдельных курса, посвященных истории современного искусства - зарубежного и русского. Русское искусство (16 занятий) читают, начиная с конца XIX века вплоть до сегодняшнего дня, зарубежное (18 занятий) - с начала XX века по наше время. Здесь расскажут не только про Казимира Малевича, Пикассо и Владимира Татлина, но и про самых современных художников - Таус Махачеву, МишМаш и Дэмиена Херста. Лекции читают действующие критики, кураторы, теоретики, активно участвующие в текущем арт-процессе. Курсы рассчитаны на широкий круг поклонников современного искусства. С марта в ММОМА можно прослушать новую программу, посвященную междисциплинарным художественным практикам: взаимодействию современного искусства с другими областями культуры - театром, музыкой, дизайном, модой, фотографией и архитектурой.

Третьяковская галерея

Лаврушинский пер, 12, Крымский вал, 10

Что преподают: историю русского искусства

Преподаватели: сотрудники Третьяковской галереи

Сколько: 1 лекция - 270 руб., 6 лекций - 1320 руб., далее в зависимости от курса

В Третьяковской галерее работает глобальный лекторий, в котором можно узнать всё про русское искусство. В Лаврушинском переулке читают курс «Музейный университет», начиная с древнерусского искусства до пейзажной живописи XIX века. «Музейный университет» на Крымском валу начинает с мастеров авангарда и заканчивает искусством начала XXI века. Также Третьяковка предлагает многочисленные лекционно-художественные программы на разные темы, связанные с экспозицией.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

онлайн

Что преподают: базовый курс истории искусства

Преподаватели: Александра Старусева-Першеева, Артем Дежурко, Мария Калинина - преподаватели Школы дизайна НИУ ВШЭ

Сколько: бесплатно

Онлайн-курс рассчитан на студентов гуманитарных направлений, а также абитуриентов художественных вузов, сдающих историю искусства. Здесь читают базовый курс, начиная с Древнего мира до искусства ХХ века. Главная цель - дать представление об эволюции стилей в истории западноевропейского искусства и о наиболее важных феноменах в истории культуры. Курс выдержан в традиции классического искусствознания. Как пишет Александра Першеева: «В нашем курсе каждая лекция имеет два смысловых уровня. Сначала мы даем базовую информацию об искусстве той или иной эпохи, а потом затрагиваем более тонкие моменты, рассказываем о том, как жили и мыслили люди, размышляем о связи искусства и духа времени». Всего курс занимает 12 недель, в неделю понадобиться потратить на обучение 6 часов.

Школа Вероники Калачевой (Kalacheva School)

онлайн, либо в одном из зданий Школы (очно)

Преподаватель: Татьяна Быковская (искусствовед)

Что преподают: базовый курс истории искусства от Египта до Возрождения (онлайн), от Египта до кубизма (очно)

Сколько: 18 000 руб./10 000 руб.

В Школе Вероники Калачевой, где основные занятия посвящены обучению живописи с нуля, любителей истории искусства будут учить отличать Моне от Мане, а Ван Дейка от Ван Эйка. Здесь следуют девизу: «Всё, как мы любим: интересно, с душой и простым человеческим языком». Очные занятия (курс из 8 лекций) проводятся по выходным, на онлайн-уроки можно записаться в любое время. Здесь чрезвычайно дружественно настроены по отношению к будущим абитуриентам: «Всё, что вам необходимо, - это хорошее настроение, время и доступ в интернет». Занятия будут разделены на 2 части - лекционную, где вы получите все необходимые знания, и практическую. Курсы явно рассчитаны на любительский уровень и адресованы тем, кто хочет больше узнать об искусстве на досуге.

Школа-студия «Рукав»

Земляной вал, 59/2

Что преподают: историю искусств от древности до наших дней

Преподаватель: Анна Гусева (преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова, выпускница Академии Глазунова)

Сколько: разовое посещение - 700 руб., 5 занятий - 3200 руб., 20 занятий - 11000 руб.

Здесь обещают учить не только истории искусства, но и осмыслению «внутренних процессов духовной жизни человечества, которые находили свое отражение в шедеврах изобразительного искусства». Помимо лекций, проводятся семинары. Занятия проходят по субботам. В ноябре читают Древний Рим. Школа основана Александром Рукавишниковым, академиком Академии художеств, преподавателем Суриковского института. Основной профиль школы - подготовка молодых скульпторов к поступлению в ВУЗ, на них, в основном, и рассчитан факультативный курс истории искусства.

Музей современного искусства «Гараж»

Крымский вал, 9

Что преподают: современное искусство

Преподаватели: Наталья Сидорова (сотрудник Третьяковской галереи), Татьяна Бортник (искусствовед)

Сколько: 13 000 руб. абонемент

Курс, который читают в «Гараже» называется «По следам современного искусства». Сезанн, Ван Гог, Пикассо, Дюшан, Уорхол, Бойс, Кабаков и даже Бэнкси - здесь изучают историю современного искусства через личность художников. Курс состоит из 20 занятий – 10 читают в феврале - апреле, 10 в сентябре - декабре. Но самое замечательное в образовательной программе «Гаража» — все-таки циклы лекций и отдельные лекции ведущих искусствоведов, художников и кураторов. Цикл «Просто искусство» ведет знаменитый художественный критик и преподаватель МГУ Андрей Ковалев, приглашая на беседу известных художников. Уникальную программу лекций «Несимметричные подобия» ведет художественный критик Ирина Кулик, создавая динамические пары из достаточно не близких по времени или стилю авторов. Вход свободный по регистрации.

Нравится

Художник - творческая профессия, берущая своё начало из глубины веков. В профессиональном контексте художник - это человек, занимающийся изобразительным искусством и зарабатывающий деньги на этом поприще.

Кто такой художник?

Художник — это творческая профессия, берущая своё начало из глубины веков. В профессиональном контексте художник — это человек, занимающийся изобразительным искусством и зарабатывающий деньги на этом поприще. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

А в более возвышенном, творческом смысле — это человек, делающий мир ещё прекраснее. Он не просто отражает в своих произведениях красоту мира, но вкладывает в них своё представление о нём, свои чувства и мысли, тем самым преломляя действительность. Благодаря этому люди воспринимают привычные вещи другими глазами и глубже постигают внутреннюю суть явлений.

Не каждому человеку дан такой талант. Научиться рисовать, постигнуть законы композиции и пластики, освоить технику смешивания красок, изучить правила нанесения цветовой палитры, уметь правильно подобрать кисти, краски и бумагу может научиться каждый. Но главным условием создания великих картин, перед которыми в восхищении застынут тысячи людей разных поколений — это всё-таки ТАЛАНТ.

Название профессии произошло от слова «худог», что в переводе со старославянского означает «искусный». Ещё первобытный человек периода палеолита расписывал потолки и стены пещер природными красками, которые были у него под рукой — сажей, охрой. Вся мировая древняя история известна нам благодаря первобытным художникам по их рисункам, изображающим животных и людей.

В современном мире художники используют, кроме традиционных красок и холстов другие технические средства.

Художники пользуются красками, но пишут чувствами.

Жан Батист Симеон Шарден

Особенности профессии

Художник может работать в разных направлениях:

  • художественно-творческом;
  • реставрационном;
  • научно-исследовательском;
  • педагогическом;
  • художественно-просветительском.

В художественно-творческой сфере художник занимается непосредственно творчеством, выражая свои впечатления, чувства и эмоции через художественные образы. Это возможно в любой области изобразительного искусства (живописи, монументальной, станковой, театрально-декорационной, на телевидении и в кино).

В реставрационной сфере художник занимается реставрацией исторических художественных произведений, имеющих уникальную ценность. Как правило, подобные работы ведутся по заданию реставрационного совета, поэтому в такой работе художнику приходится следовать установленным правилам.

В педагогической сфере художник выступает в роли педагога-наставника, преподающего дисциплины изобразительного искусства в учебных заведениях различного уровня — начального, среднего, высшего, а также на курсах повышения квалификации.

Научно-исследовательская деятельность художника заключается в научных исследованиях и разработках по специальным темам или отдельным заданиям в сфере его профессии, оформленных в виде научных статей, отчетов и т. п.

В художественно-просветительской сфере художник ведет просветительскую работу, формируя у общества эстетический вкус, правильное восприятие произведений искусства и т. п.

В современном мире сфера деятельности художников значительно расширилась. Например, татуаж, имеющий бешеную популярность в наше время, искусно наносят художники.

Самое важное для художника - отразить духовную сущность эпохи.

Иван Дмитриевич Шадр

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Интересная творческая работа
  • Возможность работать по свободному графику — по вдохновению, а не по расписанию

Минусы

  • Невысокая востребованность
  • Нестабильный доход
  • В периоды кризиса в стране возможно даже отсутствие работы
  • Доходы художника зависят не от его таланта, а от умения продавать свои картины

Место работы

Художники, в зависимости от специализации, могут работать в личной студии, частных студиях, художественных мастерских, музеях, издательствах книг, журналов и газет, в рекламном бизнесе, салонах моды и выставочных залах, в художественных школах и учебных заведениях.

Художникам не нужно ставить памятников, потому что они уже созданы их трудами...

Антонио Гауди

Важные личные качества

  • художественный талант, которому нельзя научить — он либо есть, либо нет; но при наличии его можно отшлифовать;
  • богатое воображение и фантазия;
  • наблюдательность — умение замечать мелкие детали;
  • избирательность внимания — способность выделить из окружающей действительности то, что необходимо для конкретного замысла;
  • глубокая интуиция, позволяющая проникать в самую суть явлений;
  • наглядно-образное мышление и пространственное воображение, которые позволяют творчески преобразовывать окружающую действительность и уметь увидеть необычное в обычном;
  • цветовосприятие и цветоразличение — умение отличать широкий спектр различных цветов и оттенков;
  • художественный вкус;
  • чувство гармонии;
  • терпение;
  • физическая выносливость.

Где учиться на художника

Склонность к этой профессии может проявиться довольно рано — ещё в детстве. Внимательные родители, заметив эти способности, могут определить ребенка в художественный кружок или специальную школу. Впоследствии, при определенных успехах повышать свой профессиональный уровень начинающий художник сможет в художественных колледжах, институтах и Академиях искусств, которые имеются в любом крупном городе страны.

Вы разовьете чувство гармонии и стиля, научитесь сочетать фактуры, формы и цвета. Освоите 4 классических техники живописи: карандаш, тушь, акварель и масло. В курсе 20% теории и 80% практики. , пропущенное занятие можно посетить с другой группой. Группы по 5-7 человек. По итогам экзамена выдается диплом. Возможность оплаты в рассрочку. Филиалы в 33 городах РФ. Все школы действуют на основании образовательной лицензии.

В России принята трехуровневая система художественного образования: школа, училище, ВУЗ.

  • Московский государственный академический художественный лицей имени Н.Томского
  • Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б.Иогансона
  • Таганрогская детская художественная школа
  • Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова.
  • Московский государственный академический художественный институт им. В.И.Сурикова
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества
  • Московский художественно-промышленный институт им. С.Г.Строганова
  • Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л.Штиглица
  • ФГБОУ ВПО Красноярский государственный художественный институт,
  • Гжельский государственный художественно-промышленный институт.

Оплата труда

Доходы художника зависят от места его работы, специализации, востребованности и известности. Свободные художники имеют нерегулярный доход: годами могут ничего не зарабатывать, а в считанные недели получить огромный гонорар. Художники, работающие на постоянной основе, например, в издательстве, полиграфической или дизайнерской компании могут рассчитывать на зарплату от 20 до 70 тысяч рублей в месяц в зависимости от величины фирмы и объемов выполняемых работ.

Зарплата на 26.03.2019

Россия 25000—90000 ₽

Москва 40000—100000 ₽

Ступеньки карьеры и перспективы

У свободного художника для успешной карьеры нет иного выхода, как стать гениальным и признанным ещё при жизни. Как говорится, первую часть жизни человек работает на имя, а вторую часть — имя на человека. Выдающиеся картины ценятся очень высоко и с появлением ИМЕНИ стоимость картин увеличивается многократно. К некоторым успешным художникам очередь из заказчиков стоит годами.

Одним из способов сделать успешную карьеру является открытие собственного художественного салона или профессиональной студии. Возможна и научно-преподавательская карьера в этой профессии.

От квалифицированного художника-живописца требуется знание:

  • теории изобразительного искусства;
  • техники, стилей, видов и различных жанров изобразительного искусства;
  • законов рисунка, живописи, композиции, графики;
  • истории русского и зарубежного искусства;
  • теории и истории искусств;
  • цветоведения и светооформления;
  • принципов восприятия человеком художественного произведения;
  • исторических и современных технических и технологических процессов при создании картин;
  • экспертных и реставрационных работ в различных видах искусства.

Профессиональные качества и навыки в сфере художественно-творческой деятельности:

  • владение различными техниками и технологиями изобразительного искусства;
  • умение создавать на высоком профессиональном уровне художественные произведения;
  • способность профессионально использовать художественные инструменты и материалы, техники и технологии;
  • знание особенностей различных исторических стилей и направлений в архитектуре и искусстве: ренессанс, барокко, классицизм, рококо, готика;
  • знание важнейших принципов светового оформления спектакля;
  • знание основных памятников церковной росписи и архитектуры (мировых и древнерусских);
  • знание иконографии и библейской истории, а также происхождения орнаментов и шрифтов;
  • умение пользоваться архивными материалами с целью изучения и воспроизведения известных картин;
  • владение различными видами и техниками монументального искусства (мозаика, фреска, сграффито, витраж);
  • умение формулировать устно, письменно и с помощью средств изобразительного искусства свой творческий замысел, процесс его созидания и идею авторского произведения;
  • знание техники безопасности при работе с художественными инструментами и материалами, на строительных лесах, театральной сцене и в съемочных павильонах.

Эхэй, всем привет! На связи вновь Роман и сегодня я хотел бы рассказать о том какие существуют профессии в которых тебе пригодятся навыки рисования для того что бы окунуться в этот мир творчества с головой.

Этот пост меня побудило написать тот факт, что я сам пришел к мысли, вроде: «я могу рисовать и быть творческим человеком», через «запасной ход», т.е. не рисуя.

Дело было так...

В начале 2014 года я только-только вернулся из армии и решил, что хочу сделать свой собственный сайт с блэк-джеком и... ну в общем хотел научиться рисовать через уроки, которые переводил и публиковал на нем.

К сожалению, или к счастью, но моя затея не увенчалась успехом и я в очередной раз разочаровался в мечте стать крутым художником и рисовать популярные арты . И тогда, во-первых, захотел доказать себе что могу зарабатывать и существовать занимаясь творческой деятельностью, во-вторых, подумал, что все-таки смогу войти в индустрию «рисования», но не с парадного, а с запасного хода.

И моим решением было устроиться куда-нибудь в качестве дизайнера, благо Photoshop я знал хорошо, а с Corel Draw научился работать в армии. И устроился в книжное издательство, место где была «своя атмосфера» и... мне понравилось.

Таким образом «дизайнил» до тех пор пока снова не почувствовал в себе тягу к рисованию и не начал заниматься этим делом с новой силой.

Что я хочу этой историей сказать. Если ты хочешь научиться рисовать, стать комиксистом, писать картины или много чего еще, но попытки пройти в лоб не получаются, что ж попробуй поработать в этой сфере на той должности на которой можешь. Окунись в атмосферу, познакомься с творческими людьми, культивируй в себе новые навыки , да и занимайся любимым делом.

Есть ассистенты, редакторы, верстальщики, галеристы, мультипликаторы и много других специальностей, которые помогут тебе: во-первых, набраться опыта, во-вторых, погрузиться в «мир» твоей цели, в-третьих, познакомиться с новыми людьми которые всегда тебе помогут если у вас схожие цели.

Кхм, а теперь непосредственно к самим профессиям.

Уровень навыков — начинающий

Уровень навыков — средний

Уровень навыка — высокий

Уровень навыков — начинающий

Начнем с тех в которых, на мой взгляд рисование особо не нужно, но если у тебя есть базовые навыки и тебя тянет к творчеству и креативу, то там ты сможешь урвать свою часть славы.

Галерист — является экспертом в области изобразительных искусств, профессия для тех кто может и не особо любит рисовать, но очень любит искусство. Много знает о стилях, авторах, эпохах, знает, как отличить оригинал от копии, шедевр от низкопробной работы. Галерист может легко организовать выставку любого уровня, пригласить туда знаменитостей и умеет убедить купить выставленные на продажу произведения. В первую очередь это человек ценящий искусство, а не его производящий.

Учиться на эту специальность можно практически в каждом вузе где есть кафедра культурологии или истории искусств. Но самыми престижными и уважаемыми считаются:

  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества (РАЖВИЗ).
  • Московский Государственный Университет (МГУ).
  • Институт истории культур (бывший УНИК).
  • МГУКИ.

Дизайнер (графический) — в современном обществе человек хорошо владеющий графическими пакетами, способный сделать качественный рекламный материал, собрать коллаж, подготовить к печати полиграфическую продукцию и знающий законы цвета, композиции и поведенческие факторы. Кто-то может сказать: «Как это дизайнер не обязан рисовать? Обязан!», нет, дорогие мои, сам работал дизайнером и... рисованием там и не пахнет. Очень ценится навык качественного коллажа, все берется из гугла или стоков, затем компонуется в несколько макетов, из которых заказчик что-то утверждает и это дальше дорабатывается.

Обучиться этой специальности можно во множестве вузов, но по факту большинство дизайнеров не имеют соответствующего образования. Они по урокам в интернете собирали свое портфолио, у страивались на работу и там уже набираются реальных навыков. Однако это я говорю о большинстве , топовые же дизайнеры — люди высокого класса с дипломами специалистов.

Помимо графического дизайнера в природе встречаются еще ландшафтный дизайнер и дизайнер интерьера, которым для работы тоже не особо нужны навыки рисования, а больше навыки работы с редакторами трехмерной графики.

3D Моделлер — востребованная и быстрорастущая специальность в своевременном обществе. Моделлер создает объемные модели практически всего что можно представить в голове: от зданий, техники и людей, до волшебных и сказочных зверей, явлений и измерений. В большинстве современных игр, используется 3D графика, моделлеры создают целые миры, в которых мы так любим погружаться. Так же трехмерная графика используется и в большинстве современных фильмов.

Это общее название профессии так как в ней присутствует множество специальности разделенных целями: ландшафтный моделлер, моделлер персонажей, моделлер техники и т.д.

Официально это профессии учат:

  1. Хороший материал по теме: ссылка

Уровень навыков — средний

Каллиграф — человек обладающий навыком красивого письма. Может показаться что это не такая уж и «престижная» профессия, но людей, которые могут, практические не имея инструментов, красиво изобразить слова очень ценят. Да и к тому же навык каллиграфии можно применить и в сочетании с компьютерными программами и... ну вот сколько платят популярные бренды за то что бы их название было написано не Arial"ом, а красивым и уникальным шрифтом. А кто в 21 веке делает шрифты — каллиграфы... современные каллиграфы.

В ВУЗ"ах каллиграфии обучают в специальности графический дизайн, однако при первом же запросе, поисковик выдает множество вариантов где можно обучиться онлайн, как платных так и бесплатных.

Инженер конструктор — специальность направленная на создание чертежей предметов. При проектировании их навык рисования нужен как нигде больше, однако нужда в выучивании всех возможных законов рисования отсутсвует. Специалист такого профиля должен иметь хорошее воображение, создавать не «сухие» чертежи, а воплощать свои идеи в четкие, практичные схемы, которые будут радовать глаз.

Учиться можно здесь:

  • Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ) Энергетическое машиностроение
  • Факультет «Энергетическое машиностроение»
  • Жуковский филиал «Стрела» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (МАИ) Системы управления летательными аппаратами
  • МАТИ – Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского Институт аэрокосмических конструкций, технологий и систем управления
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Факультет «Ракетно-космическая техника»
  • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ) Аэрокосмический факультет

Карикатурист — это художник специализирующийся на рисовании смешных и пародийных портретах, иронично или саркастично изображеная различных событий вызвавших резонанс в обществе. Да ты и сам наверно не раз видел, как на площадях и парках сидят художники и рисуют смешные шаржики за денюжку. Карикатуристов много, но что бы достаточно зарабатывать на этом необходимо стать популярным и знаменитым, что бы слава о тебе гремела во всех источниках и т.д.

Как специальность ВУЗ"ы не обучают, однако в сети можно найти не мало уроков и курсов по овладению этого навыка, но все-таки главным здесь остается твое желание и упорство.

Художник-модельер — с одной стороны это человек занимающийся созданием эскизов новой одежды, он придумывает новые наряды и даже целые коллекции одежды, но так же в круг занятий художника-модельера входит создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели, разработка образцов новых моделей и их подготовка для промышленного производства, организация показов моделей одежды. В общем много всего. Профессия очень увлекательная и творческая.

  1. Вообще очень хорошая статья на эту тему здесь .

Контуровщик (он же Инкер) — одна из двух профессий художника необходимая для создания комиксов. Контуровщик обрабатывает передаваемые ему изображения нанося линии, обводя карандашный рисунок, исправляет мелкие огрехи используя для этого либо тушь, либо (если работает на компьютере) темные цвета кистей. Контуровщик обрабатывает все линии рисунка кроме текста. Профессия не считается вполне творческой, скорее технологичной.

К сожалению, я не нашел места где бы учили, или во всяком случае это являлось бы дисциплиной одной из специальностей.

  1. Полезная статья на википедии

Уровень навыка — высокий.

Тут ты будешь рисовать каждый божий день... к сожалению, или к счастью;)

Художник-иллюстратор — это специалист создающий картины передающие смысл текста. Иллюстраторы могут работать над книгами, газетами, журналами, листовками и вообще везде где нужно передать «мессадж». От многих уже состоявшихся иллюстраторов можно услышать, что профессия эта тяжелая, конкурентная и не сильно оплачиваемая (может врут, кто знает...). Но большинство выбирает эту профессию потому что им нравиться рисовать, а не ради жажды наживы.

Даже не знаю, что сказать на тему что нужно сделать «что бы стать хорошим иллюстратором»... наверно пахать как проклятый:)

Учат на иллюстратора как во многих ВУЗ"ах, так и в интернете есть огромное количество курсов и обучающих материалов. Google в помощь!

Художник-график — специалист работающий только лишь в одном контрастном цвете и, как правило, этот цвет — черный. График для своей работы использует в основном тушь или карандаш. Так же, как и иллюстратор, график - это профессионал для иллюстрирования книг, он может работать со шрифтами и текстом книги. Работая в издательстве график обычно занимается вообще всем что связано с графикой, он тут и дизайнер, и верстальщик, и иллюстратор... главное, чтобы это все хорошо оплачивалось:)

Где можно выучиться на специальность «Графика»:

  • Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова
  • Российская государственная специализированная академия искусств

Художник-живописец — специалист который создает картины с натуры. Живописец может быть рисовать портреты, здания, природу, да в общем все что увидит то и нарисует. На мой взгляд (и это чистое ИМХО) все художники именно живописцам обязаны за славу вечно голодных, но творческих индивидов. В современном обществе живопись цениться только, извиняюсь за каламбур, ценителями. Картины склонны покупать люди, которые могут себе это позволить, а не которые хотели бы что бы красивая картина весела в прихожей... для этого есть принтеры:) Живописец – это не профессия, не работа, это призвание.

Обучаться можно здесь:

  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова
  • Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
  • Государственная академия славянской культуры

Художник-копиист — специалист создающий копии картин. Копиисты в последнее время пользуются большим спросом, потому как многие хотят видеть у себя на стене «Мону Лизу» Да Винчи, но не каждый способен за нее заплатить, а работа копииста может и не самая дешевая, но уж точно дешевле чем покупать оригинал. В интернете очень мало информации об этой профессии, но можно сказать, что это одна из разновидностей художника-живописца.

Художник-реставратор — специалист который восстанавливает поврежденные картины. Реставраторы могут работать в различных техниках и с различными материалами, от картин до икон. Так как произведения искусства не вечны, а иногда и хранятся в не самых подобающих условиях, то специальность реставратора пользуется достаточно большим спросом, однако и со специалиста такого большой спрос.

В обязанности реставратора входит не только «рисование», но и тщательное и всестороннее исследование объекта реставрации, разработка методики проведения реставрирования, подбор материалов, документация в ходе проведения реставрационных работ.

Художник-портретист — специалист создающий картины с портретами людей. Я уже ранее упоминал что живописец может рисовать портреты, но он, как говориться, «всего помаленьку и ничего как следует», портретист же всего себя посвящает рисованию портретов и достигает в этом высокого мастерства.

На портретиста не учат, а учатся, каждый сам осваивает методом проб и ошибок это искусство.

Художник-мультипликатор, аниматор — специалист ответственный за создание мультипликационного кино и мультфильмов. Художник-мультипликатор, это общее название деятельности специалиста по созданию мультфильмов, сами же между собой мультипликаторы делятся на:

  • Художник-фазовщик (раскадровщик) — вырисовывает фазы между различными состояниями сцен и героями мультфильма.
  • Художник по персонажам — создает уникальный образ героя мультфильма и сопровождает дальнейшую разработку и использование этого героя в анимации.
  • Художник-постановщик — главный художник на производстве анимационного фильма, определяет общий стиль будущего произведения и осуществляет контроль за его производством.
  • Художник-прорисовщик — создает чистые кадры для финального использования в фильме на основе имеющихся наработок.

Так же есть еще: художник-контуровщик, художник-фоновщик.

  1. Опять же, полезный и подробный материал

Колорист — одна из двух профессий художника необходимая для создания комиксов. Колорист отвечает за добавление цвета в черно-белую картинку. До появления программных графических пакетов колорист раскрашивали комиксы, мультфильмы, фильмы, рекламу в ручную, традиционными средствами изобразительного искусства. С появлением мощных компьютеров и программ постепенно эта профессия начала ассоциироваться именно с компьютерной обработкой изображения.

Отдельно на колориста не учат, это знание либо преподается как стандартная дисциплина большинства специальностей либо изучается самостоятельно в процессе пользования различными инструментами, коих ныне великое множество.

  1. Полезная статья на википедии

Комиксист — специалист который создает комиксы. Я уже упоминал о двух профессиях, которые направлены на создание комикса, «комиксист» — сочетает в себе не только инкера и колориста, а так же сценариста, режиссера, постановщика и многие другие специальности, которые могут ему пригодиться при создании комикса.

Как таковая профессия комиксиста в России еще не сформировалась, да есть люди, которые рисуют комиксы, зарабатывают на этом и это становиться делом всей жизни, но специального образования «Комиксист» никто не имеет. Честно говоря, не знаю есть ли и на западе такие дипломированные специалисты, но то что комиксистом может стать любой — однозначный факт. Тут главное не научиться рисовать, а научиться подавать свою историю так что бы читателям нравилось.

Ну и вообще весь этот блог построен вокруг освоения - это профессии так что не забывай подписываться на обновления и учиться вместе со мной:)

Игровой художник — это общее понятие объединяющее в себе большое количество специальностей связанных с созданием цифровой графики и использования ее в производстве игр. Игровая индустрия в последние годы стремительно набирает обороты по количеству производимых игр в год, сюда же относятся все мобильные игры и игры в социальных сетях.

Специальность «игровой художник» (художники по персонажам, концептеры, гейм-дизайнеры, художники окружающей среды, художники по визуальным эффектам и т.д.) пользуется большим спросом среди молодого поколения во всем мире.

Обучиться на «игрового художника» можно в:

  • Центр компьютерной графики Render.ru
  • Центр дистанционного обучения Render.ru
  • Московский государственный университет дизайна и технологии
  • Школа компьютерной графики Scream school
  • Курс по геймдизайну RealTime /school/

Фух! Вот пожалуй и все что я хотел бы освятить в этой статье. Конечно за кадром (в черновиках) осталось еще около десятка профессий и специальностей которые так или иначе связанны с рисованием и производством графики, но... не в этот раз, и так получилось длинновато.

Кстати, если благодаря этому списку ты определился со своей будущей профессией и решил куда будешь поступать, то специально для студентов есть сервис который выполняет за студентов их работы . Зацени и пользуйся на pдоровье, «получай образование» XD

Слушай, если ты считаешь, что я что-то забыл, ну может какую-нибудь крутую специальность или профессию, напиши о ней в комментариях, что бы я мог добавить ее в статью... сделаем ОГРОМНЫЙ справочник по профессиям вместе:)

На сегодня все, всем творческого настроения друзья!

Обо всем, что изложено ниже, мы узнали, поговорив с людьми, прошедшими через разные стадии процесса учебы искусству за границей. Но сведения эти неполны и могут быть неточны, так что просим комментировать и поправлять.

Зачем учиться

Если художник хочет профессионально утвердиться в поле современного искусства, то есть не просто выживать на свое ремесло, но добиться участия в важных групповых выставках, приобрести серьезную галерею, получить известность, начать преподавать и так далее, то ему лучше в начале пути засветиться в каком-то учебном заведении. Легенда о самородках, которые, ничего и никого не зная, обретали известность (в основном после смерти), относится к временам Пиросмани, в настоящее время такое невозможно.

Далее. Для современного художника, даже не только из России, учиться за границей на каком-то этапе не только желательно, но часто и необходимо. Современное искусство есть принципиально глобальная область, тут не существует такой вещи, как «местный рынок» или художники «местной сборки» не ценятся. Попасть в поле зрения международных кураторов и галерей в миллион раз проще, учась в хорошем учебном заведении за границей, нежели оставаясь все время в России.

Ниже речь идет только о Европе, а не о США, так как в Европу легче получить студенческую визу. Однако в Нью-Йорке тоже, разумеется, существуют хорошие арт-школы - прежде всего это Cooper Union , которая считается на данный момент едва ли не лучшей в мире. Преимущества европейских школ также в том, что многие из них бесплатны.

Когда поступать

Молодой человек или девушка из России может поступать в художественный вуз за границей (будем называть их художественными школами , как там принято):

1) сразу после средней школы - на нулевой уровень;

2) уже получив художественное образование в России - на нулевой уровень (перевестись из российского художественного вуза в западный, насколько нам известно, невозможно);

3) уже получив художественное образование в России - на постдипломный уровень (postgraduate ), по-нашему это аспирантура. Там можно получить PhD , а можно этого и не делать, и не все школы это предлагают.

Вариант 1 - не слишком реалистический. Во многих странах российский сертификат о среднем образовании не годится. Кроме того, в России современному искусству не учат, а на Западе никого не интересует академическая подготовка. Портфолио с рисунками с гипсов и с натуры скорее сработает как красная тряпка для быка. Наконец, западная школа базируется на других педагогических принципах, чем русская, - на огромной самостоятельности (и ответственности) учащихся. Школьники из России к этому не готовы и тратят годы учебы на какое-то якобы полагающееся молодежи веселье, то есть зря.

Вариант 2 - удачный. Если вы научились в России рисовать с натуры и смешивать краски на палитре, вы найдете этим умениям применение в западной школе, но там, наконец, поймете, для чего это может быть нужно. То, что вы поступаете на нулевой уровень, не имеет большого значения, так как во многих школах все ученики одного преподавателя, разных лет обучения, работают вместе. Длительность обучения зависит от вас - вы должны сдать определенное количество предметов («кредитов»), но какие-то, возможно, вам могут зачесть по вашим российским документам, хотя рассчитывать на это нельзя.

Вариант 3 (аспирантура) - наиболее перспективный в карьерном отношении, но подходит для тех, кто уже начал участвовать в выставках и вполне ощущает себя художником, но при этом чувствует, что не хватает контактов и среды. Postgraduate -программы существуют не в каждой школе, но на этом уровне студент, конечно, гораздо более заметен и у него больше возможностей сделать карьеру. Там, где такие программы есть, они всегда проходят на английском языке, даже во Франции. У студента там полная свобода, нет никакого контроля.

Наконец, существует и вариант 4: получив образование в России или не получив его, начать участвовать в групповых выставках, создать себе какое-никакое CV и затем подавать на всяческие гранты, резиденции, летние школы, которые, строго говоря, учебными заведениями не всегда являются и существуют при каких-то арт-центрах и т.п. Некоторые из них требуют MA (master"s dеgree , степень магистра, то есть, по-нашему, законченное высшее), а другие нет, достаточно CV . Это уже своего рода образ жизни, и о таких заведениях мы как-нибудь напишем отдельно. Но вообще граница между 3-м и 4-м вариантом достаточно размытая.

Чему учат

Искусство в современном мире (по крайней мере в стенах школы) - это исследовательская деятельность, а не создание красивых вещей.

Поэтому большинство художественных школ на Западе находится в системе университетов, чего никогда не бывает в России, и предлагает стандартные BA (bachelor’s degree , степень бакалавра) и MA , а также - некоторые из них - PhD , по-нашему кандидатскую степень. Это означает, что профессия художника считается не ремеслом, а интеллектуальным производством, и соответственно теоретические дисциплины являются ключевыми - без владения ими студент просто не сможет учиться.

В конкретном плане это значит, что во время обучения необходимо уметь говорить о своем проекте, а для получения степени магистра нужно написать теоретическую работу объемом страниц в двадцать, с цитатами, ссылками, со знанием источников и самостоятельными выводами. Эта работа должна затрагивать какие-то общественно-эстетические проблемы и выходить на творчество самого студента. Например: «Гендерные аспекты современного видеоискусства», в конце автор описывает собственные проекты. Само собой, это должно быть написано на правильном языке - и в буквальном смысле (английском, немецком - каком положено), и в переносном (языке современной теории и cultural studies , которым в России никто не владеет, в том числе университетские преподаватели культурологии). Это сложно, и это еще один довод в пользу того, чтобы получить какое-никакое высшее образование в России «для справки» и затем поехать «поучиться» в Германию или куда-то еще, не ставя перед собой задачу обязательно получить степень магистра. Для художественной карьеры не очень важно, закончили вы арт-школу или нет - важно, что вы там учились и у кого (факт наличия диплома будет важен, если вы соберетесь преподавать).

Список предлагаемых курсов может вызвать затруднения, так как применяются слова, порой непонятные человеку из России. Под time-based media подразумеваются видео и кино, которые также могут быть обозначены словом film , а частично и перформанс и инсталляция (все, что тянется во времени). Рerformative sculpture - это инсталляция, но как бы включающая в себя процесс ее создания и тесно связанная с перформансом. Инсталляции учат также на других курсах, в название которых входит слово «скульптура».

Обучение во многих случаях в Европе бесплатное или почти. Среди западных художников бытует мнение, что бесплатное образование выше уровнем. Если школа требует больших денег, возможно, она предназначена для богатых любителей, которым нечем заняться, и уровень там низкий. Однако это не относится к Великобритании, где образование в принципе дорого.

Следует иметь в виду, что, помимо описанных ниже лучших школ, на Западе существуют тысячи учебных заведений коммерческого толка, при этом они могут называться «художественными академиями» или как угодно. Учеба там никуда вас не приведет. Если на сайте академии фигурируют только живопись, скульптура и графика, это дурной знак.

Как поступить

Первый этап зачисления - просмотр портфолио. Главный критерий - самостоятельность работ и оригинальность мышления. Свидетельства чисто ремесленных навыков (рисование с гипсов, этюды с натуры, владение сложными приемами фотопечати и т.п.) подавать ни в коем случае не надо, это произведет негативное впечатление. Всегда хорошо выглядят какие-то концептуальные рисунки, визуальный анализ массовой культуры, фотографии, видео, коллажи, фотомонтажи, документация перформансов и, конечно, проекты, проекты, проекты - нереализованных инсталляций, моста между Марсом и Луной и т.п. Впрочем, и живопись тоже, только самостоятельная и «мыслящая». Владение различными медиа приветствуется.

Потом иногда бывает экзамен, когда нужно сделать работу в течение нескольких дней, причем в любой технике. И всегда - собеседование и (или) мотивационное письмо. В нем следует честно и без лести объяснить, почему вы хотите учиться именно здесь. Список имен преподавателей в качестве ответа не подходит. Важно понимание того, что может дать именно эта школа и к какому типу она относится. От вас ждут сознательного решения.