Колонисты на марс. Нет ли опасности в том, что такие амбициозные планы по колонизации Земли являются всего лишь предлогом для того, чтобы уничтожить планету в бесконечных войнах? е: Модульные станции на экваторе Марса

Сейчас тема жизни на других планетах как никогда очень популярна. Многие ученые на полном серьезе обсуждают необходимости переселения всего (или части) человечества на ближайшие планеты. Дело в том, что ресурсы нашей планеты медленно, но неумолимо, подходят к концу. Популяция людей растет экспоненциально. И нам скоро станет очень тесно, очень бедно и очень голодно. Человечество должно развиваться и самое главное, чтобы развитие не останавливалось, мы должны покорять все новые и новые неизведанные места. Осваивать их, делать пригодными для жизни. Мы рождены любопытными и наше любопытство постоянно тянет нас вперед.

Естественно, если говорить о жизни на других планетах, то пока не может быть и речи о перемещении в места, которые находятся за пределами нашей солнечной системы. Ближайшая планета, которая по условиям похожа на Землю, находится в нескольких десятках световых лет. А это значит, что нам потребуется около тысячи лет, чтобы добраться до нее. С текущим уровнем технологий. Поэтому сейчас наиболее реалистичным вариантом выглядит перемещение на планеты, которые находятся относительно близко от нас. Венера? Слишком жарко, убийственная атмосфера. Спутники Сатурна? Далеко и холодно. Самой предпочтительной планетой для дальнейшей колонизации сейчас является Марс. Она близко, там более-менее щадящая атмосфера и погодные условия. Давайте рассмотрим этот вариант подробнее, возможно он не такой уж и нереалистичный, как кажется на первый взгляд.

Стивен Петранек, научный журналист, который регулярно выступает на TED, опубликовал книгу How We’ll Live on Mars (2014). В ней он подробно рассказывает о том, что уже в очень скором времени (ориентировочно в 2027 году) человечество высадится на Марсе и начнёт его активно колонизировать. Публикуем ключевые идеи из книги.

Две важные детали, которые говорят нам о том, что путешествие на Марс реально

Еще в 1948 году немецкий ученый Вернхер фон Браун опубликовал научный труд Das Marsprojekt — Проект «Марс» — в котором подробно описал, как разработать и построить 10 космических кораблей, которые могли бы доставить в целости и сохранности первых переселенцев на Марс.

На тот момент идеи Фон Брауна не оценили даже его близкие коллеги, и его с треском уволили с работы. Но в 1960х его идеи наконец получили широкое признание, в том числе и среди разработчиков шаттла «Аполлон», который доставил астронавтов на Луну. Новая книга научного журналиста Стивена Петранека дает нам конкретные данные и рекомендации, как воплотить дерзкую идею Фон Брауна по переселению на Марс в жизнь.

Петранек считает, что 4 астронавта вполне могут справиться с 243-дневным перелетом на Марс и высадиться на этой планете в 2027 году. А к 2050 году уже будут созданы полноценные колонии, считает журналист. Давайте обсудим опасности и преграды, которые будут подстерегать нас на этом пути.

Мы не могли не заметить, что в книге слова «прогнозируемый» и «проект» используются бесчисленное множество раз. Но что скажут скептики, если эти данные действительно окажутся правдой?

Есть две важные детали, которые нужно упомянуть:

    До недавнего времени НАСА даже обсуждать не хотели возможные перелеты на Марс. Но спустя некоторое время они нанимают специальную команду, которая трудится над созданием межпланетного шаттла «Орион». Вам не кажется это странным?

    Илон Маск говорит, что единственной миссией, ради которой существует его компания Space X — это практическая возможность осуществления межпланетных перелетов. И в первую очередь — на Марс.

Еще 10 лет назад все смеялись на Илоном, когда он утверждал, что сделает первый полноценный электромобиль. А еще 50 лет назад об этом нельзя было прочитать даже в фантастических романах. Но Тесла смогла произвести настоящую революцию в автомобильной индустрии.

Space X осуществили уже 18 успешных полетов. И мы думаем, что Илон настроен действительно серьезно, если утверждает, что его миссией является успешная доставка первых колонизаторов на Марс.

Каковы наиболее серьезные проблемы по созданию самостоятельной колонии на Марсе? И как они будут решаться?

Еда, вода, одежда и даже отсутствие кислорода — не являются такими уж серьезными препятствиями для организации колонии. Уже сейчас у нас есть инструменты, которые могут помочь нам в создании питьевой воды и кислорода в нужном количестве. Космический шаттл также может поддерживать жизнь астронавтов в космосе очень долгий период времени. А ведь еще 10 лет назад многие ученые считали, что никто не продержится и года в условиях невесомости. А сегодня американские и русские астронавты уже более года работают рука об руку на МКС и это не кажется таким уж странным и невозможным.

Самая главная проблема, которую пока не решили ученые — это борьба с солнечной радиацией. Магнитные поля Земли и ее атмосфера нейтрализуют большую часть опасных солнечных частиц. Но это невозможно на Марсе, т.к. у него чрезвычайно тонкий атмосферный слой. И планета буквально кишит убийственной солнечной радиацией. Вы можете защититься от солнечной радиации с помощью воды и специального металла, но космическое излучение — это проблема посложнее. Но у нас есть спасение — бесчисленное множество пещер и лавовых трубок, которыми напичкан экватор планеты. А еще реголит — минерал, из которого состоит почва планеты. С помощью него можно производить строительный материал, который будет эффективно защищать от радиации. Ученые считают, что уже на глубине 3 метров опасность радиации будет крайне низкой. И они также серьезно задумываются над возможностью терраформирования — изменение климатических условий планеты таким образом, чтобы они были пригодны для жизни земных растений и животных.

Какие инструменты помогут нам в терраформировании Марса?


Самый простой способ — установить зеркала по периметру длиной 250 километров на Северном и Южном полюсах планеты. Зеркала будут отражать солнечные лучи и направлять их в места скопления замерзшего углекислого газа. Это будет способствовать созданию парникового эффекта, утолщению атмосферы планеты, и уже в скором времени на Марсе станет гораздо теплее и комфортнее. Сейчас же температурные условия даже на экваторе планеты не такие комфортные: 21С днем и до -73С ночью. Если мы сможем нагреть планету, мы получим и пресную воду, которая там есть. Вода позволит выращивать растения, которые, в свою очередь, будут производить кислород и сделают атмосферу более пригодной для жизни.

А что если последствия терраформирования будут не такими радужными, как описывается в теории? Что если ученые допустили ошибку в своих расчетах?

Нет никаких сомнений в том, что некоторые расчеты могут не подтвердиться на практике. Один из таких сценариев — что углекислый газ на Марсе окажется слишком специфичным для наших растений, с различными примесями, что не позволит им нормально расти и развиваться. Но мы часто недооцениваем ту скорость, с которой мы получаем новые знания. Сумма знаний, которые мы получили после Второй Мировой Войны больше всех теорий, которые были разработаны до нее. Скорость получения информации удваивается каждые два года. И уже через 50 лет эксперименты по терраформированию планеты будут намного более продуманными, чем сейчас. Сейчас у нас нет ответа, но нам остается лишь немного подождать.

Изменение ДНК человека с помощью генной инженерии

Чтобы преобразовать атмосферу Марса в подобие земной, нам потребуется более 1000 лет. Но мы можем использовать принципы генной инженерии, чтобы контролировать свои гены. Т.е., если мы уже практически изобрели генный препарат, который предотвращает рак молочной железы у женщин посредством внедрения специального вируса в ДНК, то мы можем поработать над ДНК так, чтобы в будущем мы были менее восприимчивы к углекислому газу. Например сейчас, если в воздухе будет хотя бы более 5% углекислого газа, то человек может умереть. Генная инженерия может настроить ДНК таким образом, чтобы концентрация в 40% не была смертельной.

Какой будет жизнь на Марсе через 50 лет после освоения колонии?

Питание первых переселенцев будет на 80% состоять из продуктов глубокой заморозки, которые они взяли с собой с Земли. В будущем они смогут выращивать грибы, овощи и фрукты в теплицах и есть их, что, на самом деле, больше связано с психологией человека, нежели с прямой необходимостью. Человек приспособлен для того, чтобы есть «жесткую» пищу, ему нужно, чтобы она выглядела как натуральная еда, а не бесформенное пюре. Солнце на Марсе не такое интенсивное, как на Земле. И погода на экваторе планеты напоминает солнечную зиму в Чикаго. На Марсе 12 часов светит солнце и 12 часов — ночь. Но времена года длятся в два раза дольше, год состоит из 24 месяцев. Люди на Марсе почти все время будут проводить под землей или в защищенных от солнечной радиации строениях. И это не так страшно на самом деле. Многие из нас уже проводят большую часть своей жизни в помещениях. Больше половины мира живет в городах, а города — это нагромождение домов и различных строений. Посмотрите, например, сверху на центральный парк Нью-Йорка. Люди проводят большую часть своей жизни в офисах, спят в своих домах, едят в ресторанах, ходят друг к другу в гости. На Марсе все будет практически так же привычно для нас. Переселенцы будут передвигаться по планете на специальных автомобилях, защищающих их от радиации, с автономной подачей кислорода. Скафандры будут намного легче, чем сейчас. У нас уже есть технология облегченных космических костюмов. Ученые также разработали легкие приборы автономной подачи воздуха и облегченные шлемы.

Многие ученые сравнивают колонизацию Марса с великой миграцией европейцев в Америку. Что между ними общего?

В 1620 году всего 102 человека пересекли Атлантику и прибыли на американский континент на знаменитом корабле Мейфлауэр. Уже через 20 лет численность переселенцев составляла 30 000 человек. За это время количество кораблей, которые прибывали в американские порты возросло с 2 кораблей в месяц до 700. Размеры колонии на Марсе будут увеличиваться так же быстро.

Что насчет «темных» аспектов этой аналогии: как, например, переселенцы прибегали к каннибализму во время холодных зим в Джорджтауне, высокой смертности и насилию?

Люди погибали в Джорджтауне и Плимуте, потому что им не хватало еды, не было системы здравоохранения и заботы об окружающей среде. Мы предусмотрим все это в нашем перелете на Марс. У нас даже будет рентгеновский аппарат и другая профессиональная медицинская техника. Но на самом деле сейчас даже сложно представить, с какими трудностями нам там придется столкнуться. История начала миграции — это одна из самых тяжелейших эпох в истории человечества.

Сколько людей будут жить на Марсе после освоения колонии через 10, 20, 50 лет?

Илон Маск, пожалуй, единственный человек на Земле, кто может дать нам наиболее адекватную оценку численности населения колонии. В 2025 или 2027 он отправит 2 шаттла с первыми переселенцами на Марс. В одном корабле будет от 4 до 10 астронавтов. К 2030 году шаттл прибудет на красную планету. Уже в ближайшее время начнется разработка больших многоразовых космических кораблей, способных вместить от 80 до 100 человек. И, по самым консервативным подсчетам, если у нас будет 50 кораблей с 80 астронавтами на каждом, то к 2032 году на Марсе будут жить уже 4000 человек. Корабли будут совершать перелеты каждые два года. И Илон хочет построить к 2050 году до 1000 таких шаттлов. Т.е. в 2050 за одно путешествие на Марс будет прилетать уже 80 000 колонистов. К 2060 году численность колонистов достигнет одного миллиона.

Стоимость билета в один конец на Марс будет составлять около полумиллиона долларов. Возможно ли, что данная цена будет падать?


Маск очень конкретно проработал свою политику ценообразования. Он анонсировал, что в период с 2031 по 2032 годы стоимость билета составит 400 000 долларов (сейчас известно, что стоимость билета на Марс была уже снижена до 200 000 долларов). Потенциальный колонист: человек, которому за сорок, которому надоела своя работа и кто хочет кардинально изменить свою жизнь. Например, чтобы достать такие деньги, он может продать свой дом. На Марсе будет чем заняться, а размеры оплаты рабочей силы будут существенно выше, чем на Земле. Множество компаний уже согласились развернуть предприятия, предназначенные для обслуживания колонистов, на красной планете. Мы также предполагаем, что на Земле будет пользоваться большим спросом документальные фильмы о Марсе, а также реалити-шоу. Правда, есть одна опасность, о которой мы уже знаем — это рабство от компаний, которые продадут колонисту билет в обмен на 20 лет бесплатной работы на нее.

Нет ли опасности в том, что такие амбициозные планы по колонизации Земли являются всего лишь предлогом для того, чтобы уничтожить планету в бесконечных войнах?

Несколько лет назад Пан Ги Мун, председатель ООН, сказал, что мы должны улучшать экологическое состояние планеты, потому что у нас нет никакого плана Б, нам некуда бежать, если что-то случиться. Сейчас Марс — это наш План Б. Он дает нам надежды, нравится это кому-нибудь или нет. Я считаю, что будет большой трагедией, если люди, зная о Плане Б, начнут менее бережливо относиться к планете, на которой живут. Но гораздо большей проблемой будет, если человечество исчезнет вовсе. Вы можете проснуться однажды утром и узнать, что гигантский 20 километровый астероид летит прямо на Землю и скоро столкнется с ней. В таком случае мы абсолютно ничего не сможем сделать, всё человечество погибнет. У нас нет таких ракет, которые могли бы сбить астероид такого диаметра. И есть только один сценарий, чтобы предотвратить все потенциальные угрозы по уничтожению человеческого вида: мы должны стать межпланетной расой. Я очень волнуюсь, когда люди говорят, что мы можем отправиться на Марс, если уничтожим Землю, но еще более волнительно для меня, если все человечество исчезнет с лица Земли.


В комментариях к прошлому посту разгорелось множество различных версий по поводу колонизации Марса. Эта статья содержит более детальную информацию о каждом пункте предстоящей миссии, чтобы вы могли окончательно укрепить свою точку зрения по данному вопросу

О проекте Mars One

Mars One это частная организация, задачей которой является основание колонии на Марсе с использованием уже готовых технологий. Это первый проект, который планирует финансировать столь глобальную операцию посредством ТВ трансляций в режиме реального времени, начиная от отбора астронавтов на Земле и заканчивая решением сложных технических задач на поверхности Марса.

Цели

Многие люди верят в то, что стремление исследовать солнечную систему является куда более важным достижением для всего человечества, чем локальные желания отдельных наций. Как и высадка Аполлона на Луну, человеческая миссия на Марсе даст понять нашим поколениям, что в этом мире возможно все. Команда Mars One верит не только в возможность данной миссии, но и в то, что они обязаны сделать все возможное для ускорения нашего понимания о формировании космоса, происхождения жизни, и, что не менее важно, нашего смысла существования во вселенной.

Рабочая миссия

В 2011 году началось создание первых планов. В течении первого года были проведены переговоры со многими космическими агентствами и корпорациями для проверки данной идеи на прочность. Ответные письма содержали глубокую заинтересованность проектом.
Поскольку для корпораций это было бы слишком дорогим, а для правительственных предприятий - слишком рискованным проектом, Mars One решил пойти по пути интеграции отдельных веток существующих технологий.

Технологии

План составлен с учетом ныне существующих технологий от надежных поставщиков. Сам проект не является аэрокосмической компанией и не производит оборудования, необходимого для миссии. Все снаряжение будет разработано третьими лицами и затем совмещено в единое целое.
Полный комплект для миссии будет содержать следующее:
  • Пусковая установка. Данная разновидность ракеты будет использоваться для доставки полезного груза с земли на орбиту (или с орбиты на Марс). Планируется использовать ракету SpaceX Falcon Heavy (улучшенную версию Falcon 9, которая используется SpaceX в данное время).
  • Марсианский транзитный модуль. Модуль будет отвечать за доставку космонавтов на Марс. Он будет состоять из двух топливных систем, посадочной системы и жилых помещений.
  • Спускаемый аппарат. Команда Mars One предлагает использовать расширенный вариант DragonCapsule, впервые тестировавшейся в 2010. Это та самая капсула, которая успешно стыковалась с МКС (Международной Космической Станцией) в мае 2012 года. В марсианской миссии потребуется ее слегка расширенная модель, которая будет включать:
    Модуль жизнеобеспечения, в котором будут находится системы генерации воздуха, воды и энергии
    Модуль питания, который будет содержать пищу
    Модуль биосферы, в котором будут храниться специальные надувные секции, которые позволят создавать большие жилые зоны на поверхности Марса
    Модуль для путешествия, в котором космонавты проведут семь месяцев до высадки на планету
    Модуль марсоходов

Марсоходы

В роли марсохода планируется использовать большую полуавтономную систему с солнечным питанием, в задачи которой будут входить:
  • Разведка
  • Быстрый сбор небольших транспортных средств
  • Перевозка больших аппаратных компонентов
  • Общая сборка крупных сооружений
Таким образом, это будет скорее не марсоход (в нашем привычном понимании), а подвижный завод на колесах.

Марсианский костюм

Все космонавты должны будут носить костюмы при контактах с марсианской атмосферой. Как и те, что использовались на Луне, костюмы будут защищать космонавтов от экстремальных температур, тонкой безвоздушной атмосферы и вредного излучения.

Система связи

Система будет передавать видеопотоки по цепочке Марс - спутник связи - Земля

Человечество на Марсе

Расскажи вам о чем-то подобном - «мы собираемся улететь на Марс для постоянной жизни» - у вас возникнут вопросы:
  • Как астронавты смогут покинуть Землю? Это же безумие!
  • Как они будут готовиться для жизни на Марсе?
  • Что может произойти за семь месяцев путешествия?
  • Что космонавты будут делать, когда окажутся вдали от дома?
Попробуем ответить на эти вопросы, и не только.

Эмиграция на Марс

Покупать билет в один конец всегда выгоднее, чем заботиться еще и об обратной дороге, но что на этот счет думают космонавты? Все будет зависеть от того, у кого спросить. Легко заметить, что большинство людей предпочтут скорее потерять ногу, чем остаться на холодной опасной планете, говоря «пока-пока» всей своей семье и друзьям (с подругами прим.переводчика ), и зная, что больше никогда не встретятся с ними лицом к лицу после спартанского путешествия на Красную планету. Однако, есть и такие люди, для которых путешествие на Марс - это давняя многолетняя мечта. Они готовы встретиться с планетой один на один. Для них это уникальная возможность исследовать новый мир, провести неведанные доселе эксперименты, построить новый дом для Человечества и столкнуться лицом к лицу с Неизвестным.
Команда Mars One даст возможность пополнить ряды астронавтов каждому. Вы тот, кто грезит этим? Тогда читайте дальше, чтобы узнать, что вас ждет! Предпочтете скорее лишиться ноги, чем пойти на такую авантюру? Читайте дальше, и убедитесь в правильности своего выбора!

Тренировка

Каждый астронавт будет участвовать в обязательной десятилетней тренировке. Она будет включать многочисленные тесты на профпригодность в группе из четырех человек. Эти тесты будут проводиться в замкнутом пространстве на протяжении нескольких месяцев. Цель этого - понять, как определенный человек реагирует на непосредственную близость с остальной командой. Вдобавок к этому, колонизаторы должны освоить множество новых навыков. В конце концов, эти люди будут нести ответственность за каждый аспект марсианской колонии: ремонт, выращивание сельскохозяйственных культур, а также за множество разных медицинских мелочей вроде переломов. (сомнительное явление в условиях марсианской гравитации. прим. переводчика )

Путешествие в один конец

Полет займет семь месяцев. Астронавты будут проводить все это время в очень небольшом пространстве - намного меньшем, чем будет предоставлять основная база, к тому же - без особой роскоши и излишеств. Это будет непростой задачей. Душ в программу заранее не включен - только влажные салфетки, как у посетителей Международной Космической Станции. Главные приятели космонавтов на это время - мясные консервы, постоянный шум вентиляторов и трехчасовая разминка. На таком фоне попадание в солнечную бурю будет значительным приключением - ведь можно немного попаниковать и спрятаться в отсек с солнечной защитой на пару дней. Нет никаких сомений в том, что поездка будет жесткой, но космонавты будут терпеть - ведь это путешествие в их мечту (dream может быть переведено как сон, в том числе и в негативном контексте. прим. переводчика ).

Проживание на Марсе

По прибытию на Марс космонавты заселятся в более комфортные помещения (50 квадратных метров на человека, суммарной площадью в 200 для всей команды). В основе этих помещений будут лежать надувные компоненты - спальня, рабочая зона, гостиная, парник для выращивания зелени. Благодаря этим компонентам, колонисты смогут принять душ как все нормальные люди, приготовить свежую пищу, носить обычную одежду и вести обычный по сути образ жизни. Весь комплекс будет соединен сетью ходов, но если кто то захочет покинуть базу - ему нужно будет одеть специальный костюм. Установка жилого комплекса не займет много времени, и как только задача будет решена - можно приступать к строительству и исследованиям.

Строительство и исследования

Несколько основных модулей жизнеобеспечения прибудут на Марс вместе с первой командой поселенцев. В задачу команды будет входить также подготовка модулей для следующих групп людей. Все новые модули с Земли будут постепенно подключаться к основной базе. Некоторые из них будут продублированы для обеспечения большей безопасности и просто для комфорта. Через некоторое время колонистам придется позаботиться о постройке дополнительного жилья из местных материалов.
Планета будет богата на количество необходимых исследований. Астронавты начнут изучать влияние Марса на растения и собственные тела, решать многие геологические и биологические задачи. Кто знает, в свободное время они могли бы подумать: была ли жизнь на Марсе до них?

Онлайн трансляции и телевидение

Вся деятельность космонавтов будет транслироваться в режиме реального времени на Землю. Вы сможете быть в курсе всех недавних событий (время отклика составляет около получаса, без поправки на размер данных прим. переводчика ), а также изредка слушать рассказы астронавтов, которым определенно будет что сказать. Что случается, когда выходишь на поверхность? Что такое «участвовать в авантюре»? Каково это - испытывать гравитацию, которая составляет лишь 40% от земной? Ответы на эти, и многие другие вопросы будут получены совсем скоро.

Экспансия

Новые группы людей планируется высаживать на Марс каждые два года. Размер поселения будет неуклонно расти. Чуть позже многие жилые модули будут достроены с использованием местных материалов, таким образом они станут достаточно большими для комфортного пребывания. Увеличение поселения также благотворно скажется на состоянии колонистов, поскольку они будут иметь возможности для социальной жизни наряду с тяжелой работой.

Правда, что это реально возможно?

Mars One это не первая организация, которая грезила идеями о человеческом полете на Марс. У многих были похожие планы. И все же, успеха не последовало. Почему Mars One должен стать успешным?

Эмиграция

Путешествие на Марс - это дорога в один конец. Это коренным образом меняет требования к миссии, полностью убирая потребности в возвращении техники на Землю, что приводит к резкому уменьшению стоимости полета. Марс станет новым домом для колонистов, в котором они будут жить и работать, вероятно, до конца своих дней.
Хоть и есть небольшая возможность возврата домой, не стоит думать о ней всерьез. Для возврата человека на Землю потребуется несколько построенных и полностью заправленных ракет, каждая из которых будет способна осуществить полет в оба конца общей продолжительностью в 14 месяцев. Это будет стоить существенно дороже, чем дорога в один конец.
Кроме этого не стоит забывать о гравитации. После нескольких лет жизни на Марсе человек станет неспособен вернуться на Землю. Это связано с необратимыми физиологическими изменениями в организме, например снижением плотности костной ткани, потерей мышечной силы и уменьшением потенциала системы кровообращения. Даже после небольшого путешествия на станцию Мир космонавты вставали на ноги в течении двух лет, что уж говорить про Марс.
Таким образом, при условии постоянного жительства на Марсе, все проблемы сводятся к обеспечению основ для жизни: чистому воздуху, питьевой воде, продовольствию, и искусственной поддержке роста растений (на первое время)
Хоть все это и звучит сложно, на самом деле проект Mars One может быть реализован уже сегодня. Человечество уже владеет необходимыми технологиями. Многие данные, полученные в результате прошлых космических опытов могут быть применимы и к этой миссии.
Кроме того, Марс содержит некоторые необходимые элементы и ископаемые. Для первого поселения, например, выбрано место, которое содержит водяной лед в почве. Эта вода может быть использована для питья, купания, полива кормовых культур, а также для создания кислорода. Марс имеет природные источники азота - основным элементом которого в воздухе (80%) - мы дышим.

Солнечные панели

С использованием этого простого, надежного и обильного источника энергии возможен полный отказ от разработки и запуска ядерного реактора, сохраняя при этом время и деньги, и уменьшая риск при использовании. Солнечные панели будут неплохим легким источником энергии - ведь колония не нуждается в тяжелых видах топлива для запуска ракет обратно. Первое поселение должно будет покрыть солнечными батареями площадь около 3000 квадратных метров. Хоть Марс и находится ощутимо дальше от Солнца, чем Земля, он обладает более тонкой атмосферой. В результате этой компенсации на поверхность попадает достаточное количество энергии - около 500 Вт на квадратный метр (на Землю - 1000 Вт). В первые годы батареи будут располагаться исключительно на поверхности планеты. По мере снижения мощности из-за налетов пыли, специальный робот будет проводить их чистку.

Простые марсоходы

Благодаря использованию относительно простых марсоходов, сохраняются деньги, которые могли быть потрачены на разработку более сложных систем. Были выбраны такие машины, которые хоть и позволяют комфортно перемещаться по территории, но не способны поддерживать атмосферу и давление внутри своего корпуса - это станет заботой марсианских костюмов. Этот выбор оптимален, так как значительно снижает стоимость разработки и доставки. Марсоход позволит астронавтам проехать до 80 километров в день. На самом деле дело не в марсоходе - батарея на борту вмещает значительный объем энергии - но костюмы, увы, не предназначены для работ длительностью более 8 часов. Скорость марсохода не превысит 10 км в час под непосредственным управлением и будет еще меньше при автоматическом. Хоть это и кажется слишком малым, но за год получится исследовать около 5000 квадратных километров (при подсчете учитывайте дальность обзора, и соответствующие изменения маршрута. прим. переводчика ). Не забывайте также, что речь идет о марсоходе завод-на-колесах.

Отсутствие новейших разработок

Весь план вертится вокруг использования реально существующих, проверенных временем технологий. Даже если какого либо компонента не будет на складе - это лишь небольшой вопрос времени, ведь необходимость в коренном изменении детали отсутствует. Все поставщики подтвердили свою готовность строить необходимые компоненты хоть прямо сейчас.

Отсутствие политики

Единственный критерий выбора - это баланс цены и качества. Проект не интересуется нацией поставщика. Это отличает его от крупных корпораций, которые диктуют свою внешнюю и внутреннюю политику на основании множества личных факторов. Дает ли это существенные гарантии хорошего качества и цены? Нет!

Таким образом, теоретическая база для старта вполне готова. Что нас ждет дальше? Время покажет.
По материалам с

Глава компании SpaceX, американский бизнесмен Илон Маск, выступая в мексиканском городе Гвадалахара на 67-м конгрессе Международной федерации астронавтики, представил проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System), предназначенной для колонизации Марса. Предполагается, что на Красной планете будет построено полностью автономное поселение. Благодаря ITS в колонию на Марсе через полвека переберется миллион человек.

По мнению Илона Маска, человечеству, чтобы выжить, необходимо колонизировать другие миры. Марс для этого подходит лучше всего, поскольку условия на планете хоть и отдаленно, но все же похожи на земные. На соседней Венере слишком жарко, а спутники Юпитера и Сатурна, где также можно было бы создать колонию, расположены слишком далеко. Освоение этих лун, в частности, Энцелада, - уже следующий этап колонизации Солнечной системы.

Илон Маск является основателем компаний SpaceX (производит ракеты и космические корабли) и Tesla Motors (создает электромобили), а также инициировал проект Hyperloop (гибридной транспортной системы из вакуумного поезда и маглева). Он также принял участие в создании компаний PayPal (занимается электронными платежами) и SolarCity (солнечная энергетика).

Терраформирование Марса, то есть создание там максимально похожего на земной климата, по Маску, может занять несколько сотен лет. Это дело далекого будущего. Бизнесмен полагает, что в прошлом на Красной планете была более плотная атмосфера и текли водяные реки. Маск согласен с теми учеными, которые считают возможным вернуть Марс в его прежнее состояние. Тогда планета станет пригодной для земледелия без парников и жизни хотя бы примитивных микроорганизмов.

Сегодня, по оценкам, стоимость отправки человека на Марс - 10 миллиардов долларов. Маск считает, что и 10 миллионов - это слишком дорого. И предлагает программу удешевления полетов на Красную планету. Деньги на нее он намерен найти у частных партнеров и энтузиастов. Государство, судя по всему, в этом SpaceX не помогает. НАСА также, несмотря на сотрудничество со SpaceX по программе Международной космической станции, к проекту с осторожностью.

Маск предлагает создать пилотируемый корабль вместимостью 200 человек. На околомарсианской орбите должна накопиться тысяча таких аппаратов. Всего от Земли до Марса планируется около десяти тысяч перелетов. Путешествие займет не более 150 суток, а стоимость доставки полезного груза составит 140 тысяч долларов за одну тонну.

Концепция ITS основывается на нескольких ключевых технологиях - многоразовости, дозаправке кораблей на орбите и использовании марсианского топлива. В качестве топлива предлагается метан, который можно получать на Марсе из воды и углекислого газа. Все двигатели на ракетах останутся химическими - ионные или ядерные варианты не рассматриваются. На ракету ITS планируется поставить двигатель Raptor, у которого самое большое отношение тяги к массе. Этот агрегат недавно прошел испытания, в перспективном носителе предусмотрено 42 двигателя. Топливные баки для Raptor предполагается изготавливать из углеволокна.

Ракета для колонизации Марса будет самой крупной из когда-либо созданных человеком: диаметр - 12 метров, высота - 122 метра (вместе с головной частью). Первая ступень носителя ITS - это увеличенная первая ступень средней ракеты Falcon 9. Для ее возвращения на Землю после отправки корабля на околоземную орбиту потребуется около семи процентов всего топлива первой ступени.

С ракетой ITS, как отметил Маск, можно доставить груз в любую точку Земли максимум за 45 минут. Диаметр пилотируемого корабля, размещаемого в головной части, составит 17 метров, высота - 50 метров. Грузоподъемность - 450 тонн (вместе с топливом). Шесть двигателей работают в космосе, три - в атмосфере. После презентации ITS бизнесмен ответил на вопросы присутствующих в зале.

Из его ответов стало известно, что денег на самостоятельное финансирование проекта ITS у SpaceX нет - компания зарабатывает исключительно на заказах НАСА и коммерческих спутниках. Однако ситуация может поменяться. Если в настоящее время из пяти тысяч сотрудников SpaceX над ITS работают около 50 человек, то с течением времени, когда инвестиции в проект вырастут до 300 миллионов долларов в год, бизнесмен надеется резко увеличить их количество.

На вопрос россиянки Анастасии о привлечении иностранных граждан к проекту Маск ответил так: в программе ITS может участвовать любой желающий. Но для этого, помимо таланта, нужна еще и грин-карта. Для сравнения, в компании Tesla ситуация проще - там четверть сотрудников - иностранцы.

Маск подтвердил свое намерение отправить в 2018 году к Марсу при помощи тяжелой ракеты Falcon Heavy, испытания которой намечены на осень 2016 года, беспилотную миссию на корабле Dragon V2 (расчетной вместимостью до семи человек). После этого он планирует отправлять на Красную планету аппараты каждые 26 месяцев: две миссии в 2020 году, как минимум одну в 2022-м и, вероятно, пилотируемую миссию через два года с высадкой на планету в 2025 году. Пуски планируется осуществлять на разрабатываемой ракете-носителе Falcon Heavy, а старт 2020 или 2022 годов - уже на ракете ITS.

Первый марсианский корабль в SpaceX собираются назвать Heart of Gold. Маск признал: к сожалению, нет никаких гарантий того, что первые колонизаторы смогут вернуться на Землю. Путешествие на Марс он традиционно сравнил с открытием и заселением Америки. От себя добавим, что в Европе такие переселения, как и предшествующее им открытие Америки, многими считались безумием. Станет ли Илон Маск новым Христофором Колумбом или окажется расчетливым бизнесменом с богатой фантазией - покажет время и его дела.

Обозреватель сайт узнал, как может выглядеть первая марсианская колония, с какими проблемами придется столкнуться первым людям на Красной планете и как их решить. Среди главных задач - доставка людей на планету, выращивание еды, добыча воды и борьба с радиацией.

27 сентября 2016 года Элон Маск рассказал о планах по колонизации Марса и о системе межпланетной транспортировки людей. Первый корабль с колонистами может отправиться на Марс уже в 2023−2025 году. Но готово ли человечество к заселению красной планеты и какие технологии помогут людям выжить на расстоянии 225 млн километров от Земли?

Суровая красота

Элон Маск не зря выбрал Марс в качестве второго дома для землян - это наиболее подходящая для жизни планета в Солнечной системе. Правда, условия там суровые: атмосфера Марса на 96% состоит из углекислого газа, температура колеблется от +20 °C до −127 °C, а уровень радиации во много раз выше, чем в окрестностях Чернобыля. Зато на планете много воды и углекислого газа, из которых можно делать пригодный для дыхания воздух и топливо для космических кораблей. Сутки на Марсе длятся почти столько же, сколько и на Земле, и гравитация в несколько раз меньше земной.

Первое марсианское селфи Curiosity

Доставка людей на Марс

Первая проблема, которую предстоит решить SpaceX - это доставка людей на Красную планету. До Марса 400 миллионов километров, и пассажирам придется лететь восемь месяцев, чтобы туда добраться. При этом нужно вылететь в определенный период, когда Земля и Марс сблизятся на минимальное расстояние.

«До сих пор наши попытки долететь до Марса были довольно жалкими. И американцы, и русские, и европейцы, и японцы, и китайцы, и индусы отправили туда 44 ракеты, бóльшая часть из которых либо потерялась, либо сломалась. Только треть миссий на Марс были успешными», - пишет автор книги «Как мы будем жить на Марсе» Стефан Петранек.

У Маска пока тоже не все ладно с безопасностью полетов. Falcon 9 первого сентября 2016 года стала второй за историю коммерческих запусков SpaceX. Перед этим компания потеряла ракету и груз для МКС в июне 2015 года - ракета взорвалась в воздухе из-за неполадок во второй ступени. Правда после этого SpaceX провела девять успешных запусков и у Маска есть еще время, чтобы проанализировать причины катастроф и избежать их в дальнейшем.

Сама схема полета на Марс будет выглядеть следующим образом: ракета с астронавтами поднимется на земную орбиту, после чего ее первая ступень вернется за Землю, в нее загрузят капсулу с топливом и снова отправят к ракете с астронавтами. После дозаправки корабль вновь вернет танкер с топливом на Землю и начнет свой путь в сторону Марса. По словам Маска, это будет самая крупная ракета из существующих - диаметр корабля составит 17 метров, а общая высота стартового комплекса - 122 метра.

В конце сентября 2016 года SpaceX успешно провела испытания метанового ракетного двигателя Raptor, который будет использоваться в системе межпланетных перелетов (ITS).

Маск планирует совершить первое беспилотное путешествие на Марс уже в 2018 году. После этого миссии на красную планету будут отправляться каждые два года в период максимального сближения планет. По оценкам NASA, этот проект обойдется Маску в $320 млн. Первые миссии будут беспилотными, люди полетят на Марс только через 8−10 лет в случае успешности тестовых полетов.

Что будут есть и пить марсианские колонисты

Вода стоит на первом месте в списке необходимых для выживания вещей, но доставлять ее с земли дорого и тяжело, поэтому колонистам придется добывать ее прямо на месте. Грунт на Марсе содержит до 60% воды, а по данным спутников многие кратеры имеют слои льда внутри. Ученые предполагают, что в дополнение к ледникам на Марсе могут течь и подземные воды. Правда, для их добычи потребуется специальное оборудование, которое остановит замерзание воды сразу же после того, как она поднимется на поверхность.


Снимок, сделанный Phoenix Lander в 2008 году. Белое вещество - это лед

Воду на Марсе можно добыть даже из атмосферы, которая часто имеет стопроцентную влажность. Осушитель воды был создан еще в 1988 году в Университете Вашингтона и может быть использован в суровых марсианских условиях.

Помимо воды, в NASA решили еще одну проблему - придумали, где взять воздух, которым будут дышать астронавты. Ученый Массачусетского технологического института (MIT) Майкл Хект разработал машину под названием Moxie - она всасывает марсианскую атмосферу и выкачивает кислород из углекислого газа. Следующий большой корабль NASA, запуск которого запланирован на 2020 год, будет оборудован одним из таких устройств. Тестовая версия Moxie сможет производить достаточно кислорода для обеспечения жизни одного человека.


С едой все несколько сложнее. По мнению Стефана Петранека, с помощью гидропоники (выращивании растений в воде с питательными веществами) можно будет получить не больше, чем 15−20% необходимой для пропитания астронавтов еды, остальную часть придется доставлять с Земли в высушенном виде.

Теоретически растения смогут расти в почве на основе марсианского грунта. Но ученые, изучившие образцы с марсоходов, пока что склоняются к выводу, что марсианская почва может оказаться слишком кислотной или слишком щелочной и потребует реабилитации и насыщения питательными веществами вроде азота. Поэтому на первых порах более надежным способом для выращивания растений станет гидропоника. При условии, что колонисты уже наладят добычу и хранение воды в жидком состоянии.


Биолог Анжело Вермюлен, проживший несколько месяцев в симуляторе марсианской среды на Гавайских островах, уверен, что первые посевы должны занимать мало места и быть максимально питательными. Например, это может быть фасоль или ставшая знаменитой после фильма «Марсианин» картошка. А вот зеленые салаты, укроп и петрушка станут для колонистов деликатесом - они малокалорийны и занимают много места.

Не стоит надеяться, что марсианские теплицы будут похожи на иллюстрации из советских журналов - скорее всего, они будут скрыты под толстым слоем почвы или в лавовых каналах, чтобы избежать воздействий губительной солнечной радиации.

Что касается удобрений для марсианских растений, то Джим Кливс из исследовательского института Blue Marble Space выразил мнение , что для подпитки почвы марсиане смогут использовать тела погибших на красной планете колонистов.

«Астронавты уже сейчас нарушают земные табу на тему отходов, употребляя переработанную мочу в качестве питьевой жидкости. Если нам удастся преодолеть табу смерти, активное компостирование человеческого тела будет не сильно отличаться от его захоронения в земле», - считает Джим.

Где жить

Следующий ключевой момент для выживания марсиан - это помещения, где они будут жить. Людям нужно будет защищаться не только от холода, но и от космической радиации. На Земле от излучения нас защищает плотная атмосфера и чем выше поднимаются люди, тем больше они подвержены воздействию космической радиации.

В отличии от Земли, на Марсе практически отсутствует магнитное поле и поселенцы получат немногим меньше радиации, чем в открытом межпланетном пространстве - от 400 до 900 миллизивертов облучения в год. Для сравнения, среднестатистический житель Земли в течении года накапливает в своем организме 3 миллизиверта, при 4000 мЗв развивается лучевая болезнь с большой вероятностью летального исхода, а 6000−7000 мЗв считается смертельной дозой.

Подробности Опубликовано: 28.09.2016 06:28

При создании компании SpaceX в 2002 году, перед ней ставилось две главные задачи. Первая - удешевление космических полетов на порядок, а вторая - освоение космоса и колонизация других планет.

Основатель и глава частной американской космической компании SpaceX Илон Маск представил план по созданию обитаемой колонии на Марсе. По его словам, с этой целью планируется отправлять на «красную планету» тысячи людей по 100 000 долларов за полет.

На Международном конгрессе по астронавтике в Мексике 27 сентября американский предприниматель рассказал, что представляет отправку людей для освоения планеты в огромной ракете с многочисленными каютами, игровыми и комнатами отдыха.

«Мы должны перейти от миссий по разведке к настоящему строительству самоподдерживающегося города на Марсе и на это понадобится от 40 до 100 лет, - рассказал Маск на Международном конгрессе по астронавтике в Гвадалахара. - Самое главное – сделать это доступным практически всем, кто хочет полететь туда. (...) Первые полеты будут стоить достаточно дорого. Но система позволяет достичь цены, которая будет меньше, чем $ 200 000, возможно, со временем это будет даже $ 100 000, в зависимости от веса груза».

На видео, которое иллюстрировало представление Маска о поездках на Марс, была изображена межпланетная транспортная система с многоразовыми ракетами, метательной установкой на Марсе и тысячей космических кораблей на орбите, способных перевозить около 100 человек каждый. По мнению Маска, у человечества сегодня есть 2 основных пути:

«Первый - мы остаемся на Земле навсегда и тогда неизбежно вымрем. Альтернативный вариант - стать мультипланетным видом - цивилизацией, которая непрерывно осваивает космическое пространство в поисках новых миров».

Ранее сообщалось, что SpaceX впервые успешно испытала ракетный двигатель Raptor, который разрабатывался для космического корабля Interplanetary Transport System (первоначально он назывался Mars Colonial Transporter или MCT, но в будущем планируется вылетать и за пределы орбиты Марса) и ракеты-носителя, который доставит его за пределы земной атмосферы.

Ракета должна доставлять на Марс 100 тонн груза. По законам ракетостроения – это должен быть гигантский летательный аппарат. Он будет больше и Falcon Heavy, и SLS. На изображении выше MCT находится справа. На этом наброске её диаметр составляет 10 метров.

Первый полет будет дорогим, рассказал SpaceX, но наша цель, добавил он, «сделать это доступным практически для всех желающих».

Ученые НАСА также уже длительное время готовят почву для колонизации Марса. SpaceX работает при поддержке американского космического агентства: их совместный проект - беспилотный полет на Марс в 2018 году . Беспилотная капсула должна будет испытать технику снижения, вхождение в атмосферу и посадки.

Подробности о плане колонизации Марса от Илона Маска и SpaceX можно узнать .

Слетаем на Марс? – Запросто!

Если кому-то из колонистов не понравится на Марсе, они смогут вернуться, заверил глава SpaceX. При этом дальний космический перелет и суровость нынешнего климата Марса, конечно же, несут серьезные риски для астронавтов. Все они должны быть «готовы к смерти», предупредил Маск. Специальной подготовки для того, чтобы отправиться к красной планете не потребуется. «Мы стараемся сделать так, чтобы слетать мог каждый после нескольких дней подготовки», - отметил глава SpaceX.

Недружелюбный Марс

Глава SpaceX не рассказал, где будут жить пионеры Марса, а также как они справятся с условиями микрогравитации. Однако Илон Маск подчеркнул, что условия жизни на Красной планете вполне пригодны для человека, а когда-то Марс был очень похож на Землю.

Как отмечает Хайтек , на видеоролике SpaceX корабль колонизаторов не вертится, а значит, не создает искусственную гравитацию. В таких условиях астронавтам придется приложить немало усилий, чтобы сохранить здоровье и физическую активность.

Цена вопроса

Во время презентации концепции глава SpaceX сообщил, что цена полета в один конец составит $200 000, а со временем сократится до $100 000. При этом на текущий момент себестоимость отправки одного человека на Марс составляет $10 млрд.

«Люди должны модифицировать свой организм для условий космоса»

Испытания ракетного ускорителя запланированы на 2019 год, а первые полеты на Марс состоятся уже в 2023 году, но только если все сложится удачно. «Спонсировать эту инициативу будет непросто», - заметил Маск. Для реализации проекта понадобится сотрудничество частного и государственного секторов.

Слетаем на Марс?

Согласно плану Маска, один корабль сможет доставить на Марс 100 человек, но со временем получится перевезти и 200 пассажиров за раз - в этом случае билеты будут стоить дешевле. Перелет займет от 80 до 150 дней. В дальнейшем этот срок удастся свести к одному месяцу.

Скучать на борту корабля экипажу не придется. Публика сможет провести время в невесомости, поиграть в игры, посидеть в ресторане или посмотреть кино. «Поездка будет веселой, вы отлично проведете время», - заявил Маск.

Если кому-то из колонистов не понравится на Марсе, они смогут вернуться, заверил глава SpaceX . При этом дальний космический перелет и суровость нынешнего климата Марса, конечно же, несут серьезные риски для астронавтов. Все они должны быть «готовы к смерти», предупредил Маск. Специальной подготовки для того, чтобы отправиться к красной планете не потребуется. «Мы стараемся сделать так, чтобы слетать мог каждый после нескольких дней подготовки», - отметил глава SpaceX .

Если компании удастся организовать 20-50 полетов на Марс, то полноценная колония на миллион жителей - а именно столько нужно, по мнению Маска, для создания полноценной цивилизации на соседней планете, - будет построена через 40-100 лет.

Недружелюбный Марс

Глава SpaceX не рассказал, где будут жить пионеры Марса, а также как они справятся с условиями микрогравитации. Однако Илон Маск подчеркнул, что условия жизни на Красной планете вполне пригодны для человека, а когда-то Марс был очень похож на Землю.

Как отмечает The Verge , на видеоролике SpaceX корабль колонизаторов не вертится, а значит, не создает искусственную гравитацию. В таких условиях астронавтам придется приложить немало усилий, чтобы сохранить здоровье и физическую активность.

Маск не видит проблемы в солнечной радиации, которая может привести к развитию сердечно-сосудистых заболеваний и других проблем со здоровьем. По словам предпринимателя, в радиации нет ничего особенного, и она лишь слегка повышает риск развития онкологических заболеваний.

По определению Маска, люди могут стать мультипланетарным видом, который может выжить не только на Земле. Это высказывание аудитория встретила аплодисментами. Также, отвечая на вопрос аудитории, Маск сообщил, что хочет отправиться на МКС, а затем на Марс. Он уверен, что если во время миссии он погибнет, то с его компаниями ничего не случится - его дело продолжится.

Цена вопроса

Во время презентации концепции глава SpaceX сообщил, что цена полета в один конец составит $200 000, а со временем сократится до $100 000. При этом на текущий момент себестоимость отправки одного человека на Марс составляет $10 млрд.

Смотрите еще интересные материалы:

Новости партнеров:

Please enable JavaScript to view the