Влияние на историю и культуру России татаро-монгольского ига. Империя Чингисхана. Культура монголо-татар

Распад большого государства раннего Средневековья был естественным. Аналогичные процессы происходили и в Европе. Однако для Древней Руси обстоятельства складываются иначе. Русь оказалась под длительным и мощным воздействием Золотой Орды, стоявшей вне христианского мира.

Ордынское вторжение являет собой особую страницу в развитии русской культуры и формировании ее ядра - национального менталитета. С началом монголо-татарского нашествия условия культурного творчества изменились коренным образом. Молодая, только определившая свои духовные основы страна была фактически сызнова варваризирована. Неудивительно, что вторжение монголо-татар было воспринято русскими людьми как вселенская катастрофа, как вмешательство божественных сил.

Прекратил свое существование когда-то знаменитый путь «из варяг в греки». Прервались связи юга и центра Руси с Западной Европой. Теперь прямое общение с Западной Европой стало проблематичным. Монголо-татарское завоевание повлекло за собой многочисленные беды на русские земли. По расчетам археологов, из 74 русских городов XII-XIII вв., известных по раскопкам, 49 подверглись разорению ханом Батыем. Причем 14 городов не были восстановлены и еще 15 понемногу превратились в села. Во Владимире-Волынском, Торжке, Козельске не осталось ни одного живого человека.

Мощное потрясение испытал русский культурный генофонд. Татары брали в плен исключительно красивых и физически сильных людей, а также талантливых мастеров, искусных ремесленников. Это обернулось для Руси утратой знаний многих технологий, навыков, умений.

Промежуточное положение древней Руси между Западом и Востоком понемногу меняется в сторону Востока. При помощи татар русские перенимают ценности политической культуры Китая и арабского мира. Ордынское владычество повлияло на образ самой княжеской власти. В Орде русские князья усваивали понятия абсолютной деспотической власти, ранее незнакомые им ценности самоуничижения, обидные для русского человека формы политического этикета (например «бить челом»). Формировалась генерация безропотных князей, для которых закон - это воля хана. Эти обстоятельства вызывают глубокие изменения в русском национальном характере и образе мышления. До такой степени длительное положение национальной подчиненности не могло не сформировать рабскую психологию во всех социальных слоях русского населения. Таким образом, одним из последствий монголо-татарского владычества становится формирование изоляционизма в сознании русских людей.

В этих условиях закрепляется статус города как военноадминистративного центра. Произошло общее огрубление нравов как следствие варваризации культуры. Новая ситуация более всего способствовала развитию идеи ценности власти и государства, а не человека и общества.

Уровень демократичности всего феодального общества зависел от характера отношений внутри господствующего класса. Монгольское общество было пронизано взаимоотношениями безропотной покорности. Власть верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Став ханскими служебниками, русские князья усваивали безоговорочное повиновение подданных и беспредельную власть правителей.

На Руси в период монголо-татарского ига распространялась организация особого типа социальных связей - подданства, когда слуга находится в прямой и абсолютной подчиненности господину. Владычество кочевников дало Руси систему беспощадного принуждения, террористических и грабительских способов управления страной, унижающих достоинство человека и национальное самосознание народа.

Своеобразные отношения сформировались у татарских ханов с православной церковью. Как и многие язычники, они почитали чужих богов, полагая, что это умилостивит их. Русские митрополиты принимали от ханов ярлыки (грамоты), которые гарантировали личную неприкосновенность и привилегии духовенства, а также неприкосновенность имущества церкви. Ханы под страхом смертной казни не позволяли своим подданным грабить монастыри. Сам институт православной церкви не был уничтожен, однако эта веротерпимость не была бескорыстной.

Лишь со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве 1380 г.

Это событие стало важным шагом освобождения страны от монголо-татарского ига. Победа в сражении восстановила славу и могущество Русской земли. Постепенно определяется ведущая роль Москвы, возглавившей борьбу за объединение русских земель.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К XII в. Русь была одной из передовых стран Европы. По под-

счетам историков, в IX—X вв. на Руси существовало 25 городов,

в XI — 89, к концу XII в. — 224, а накануне монголо-татарского

нашествия — около 300. Обширное пространство вдоль торгово-

го пути ≪из варяг в греки≫ викинги называли ≪Гардарики≫ —

≪страна городов≫. Хотя время, предшествующее вторжению тата-

ро-монголов, и было для Руси временем феодальной раздроб-

ленности, оно не было периодом упадка. Бурно развивались тор-

говля и ремесла: многоцветная керамика, тончайшая перегород-

чатая эмаль, стеклоделие. Сильны были самоуправленческие

вечевые традиции. Высоким был и уровень грамотности населе-

ния. Но монголо-татарское нашествие и установившееся вслед

за тем ордынское иго привело к кардинальным переменам

в организации власти, в культуре и быте Руси.

В то время когда русская земля раздиралась политическими

усобицами, за тысячи километров от нее сложилась могучая

централизованная империя, простиравшаяся от берегов Тихого

океана до берегов Каспийского моря. Империей руководил та-

лантливый, решительный, беспощадный властелин — Темучин,

или Чингисхан (Великий хан). Ему удалось создать огромную ар-

мию, боеспособность которой была основана на строжайшей

дисциплине. Завоевывая новые территории, Чингисхан попол-

нял монгольское войско за счет покоренного населения. А под-

чинив себе Китай, он смог воспользоваться огромным научным

потенциалом этой восточной империи. Монгольская армия ис-

пользовала китайские осадные стенобитные и камнеметные ма-

шины, метательные снаряды с горючей смесью, в состав которой

входила нефть. Использовался также греческий огонь.

Первое столкновение южнорусских князей с монголе-татара-

ми произошло в 1223 г. при реке Калке. Тогда русские войска по-

терпели поражение.

В 1236 г. свои завоевательные походы начал внук Чингисхана

Батый. Он быстро продвигался по русской территории, захваты-

вая и учиняя разгром сначала в рязанских землях, а потом и

в землях Суздальских. Татаро-монголы взяли и сожгли Влади-

мир, Суздаль, Ростов, Ярославль, Переяславль, Москву, Тверь.

В течение двух лет Батый покорил всю Северо-Восточную Русь.

В 1239—1240 гг. Батый завоевал и юго-западные русские земли,

взял и разорил Чернигов, Переяславль Южный и, наконец, древ-

нюю столицу Руси Киев. Одной из основных причин военных

неудач русских князей была удельная раздробленность, разоб-

щенность земель и порой враждебные отношения между самими

князьями: русские земли оказывали завоевателям отчаянное со-

противление ≪особь≫ и гибли поодиночке.

На юго-востоке Великой Русской равнины татаро-монголы

основали Золотую Орду, столицей которой стал город Сарай на

Нижней Волге. Разгромленная, подавленная и опустошенная,

Русская земля стала владением татарского хана. Власть татарско-

го хана, или ≪царя≫, как его называют русские летописи, не отме-

няла и не заменяла власти русских князей, но легла поверх этой

власти: оставшиеся в живых после татарского погрома русские

князья должны были признавать над собой верховную власть

хана и тогда получали от него утверждение своих владетельных

прав. Титул и положение великого князя Владимирского также

сохранились во время ига, но теперь, конечно, и великий князь

Владимирский должен был получать утверждение, или назначе-

ние, от хана. Хан давал ≪ярлык≫ (грамоту) на великое княжение

кому хотел, иногда считаясь, а иногда не считаясь со старшинст-

вом кандидата.

Все население покоренных русских земель (за исключением

духовенства) было переписано и обложено тяжелыми татарски-

ми налогами: данью, поплужным (подать с плуга), ямам (на ям-

скую гоньбу — почтовую службу; ям — почтовая станция на доро-

ге). Кроме того, нужно было кормить ордынских послов, числен-

ников (монгольских писцов), баскаков (татарских чиновников).

Русское население неоднократно поднимало восстания против

своих угнетателей. Подобные мятежи вызывали затем появление

карательных татарских экспедиций и жестокую расправу. В пер-

вой половине XIV в. татарские ханы нашли для себя более удоб-

ным и выгодным изъять сбор дани на Руси из рук своих чиновни-

ков и откупщиков и поручить его русским князьям.

От платежа тяжелой татарской дани, или ≪выхода≫, было из-

бавлено все русское духовенство. Татары относились с полной

веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная

церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но,

наоборот, русские митрополиты получали от ханов особые

льготные грамоты (≪ярлыки≫), которыми обеспечивались права

и привилегии духовенства и неприкосновенность церковного

имущества. Это способствовало тому, что положение православ-

ной церкви к XIV в. значительно усилилось1.

Последствия татаро-монгольского ига сказались буквально на

всех сферах жизни. Наиболее очевидными были экономические

последствия: больше двухсот лет приходилось платить огромную

дань. Иго отразилось и на демографической ситуации, многие го-

рода были разрушены, часть из них так и не была восстановлена.

Татарское иго как бы отбросило русскую культуру назад.

На 100 лет вообще прекратилось каменное строительство. Мно-

гие ремесла были забыты, так как в Средние века ремесло осно-

вывалось на ручной технике, а следовательно, на навыках, при-

обретавшихся в ходе многолетней работы. Ремесленники уводи-

лись в плен, прерывалась связь мастер — подмастерье — ученик,

секреты ремесла не могли передаваться и забывались.

Русские переняли от татар некоторые порядки и адми-

нистративные обычаи, в частности денежный счет (само слово

≪деньги≫ — татарское), ≪тамгу≫ — пошлины с товаров, организа-

цию почтовой службы (≪ямы≫ и ≪ямщики≫), более жесткую сис-

тему наказаний, чем была в Древней Руси.

Очевидно, и сам факт иноземного покорения, необходимость

кланяться чужой власти или пресмыкаться и хитрить перед ней

сказались на менталитете и стали причиной угасания личного

достоинства человека.

Татарское владычество надолго отделило Восточную Русь от

Западной Европы, а после образования великого княжества Ли-

товского восточная ветвь русского народа оказалась на несколь-

ко столетий отделенной от западной ветви1.

Влияние татарского ига на внутренние политические отноше-

ния в русских княжествах сказалось в усилении княжеской влас-

ти над населением и в дальнейшем ослаблении вечевого, демо-

кратического элемента в Северо-Восточной Руси. Русские кня-

зья перестали быть суверенными государями, ведь они должны

были признавать себя подданными татарского ≪царя≫, но зато,

получив от него признание своих владельческих прав, они могли

в случае столкновения с подвластным русским населением опи-

раться на татарскую силу. Нашествие татар впервые познакоми-

ло русских князей с властью, с которой нельзя входить в согла-

шение, которой нужно подчиняться безусловно. Татарские ханы

не имели надобности входить в соглашение с народом. Они были

достаточно сильны, чтобы приказывать ему. Неудивительно, что

в татарскую эпоху слово ≪вече≫ получило значение мятежного

сборища. Если раньше князь контролировался ≪снизу≫, на него

могли оказывать влияние бояре и вече (народное собрание), то

теперь действиями князя управляли ≪сверху≫, т. е. князь был

подотчетен хану, а все остальные зависели от него. Чтобы осво-

бодиться от татарского ига, пришлось пожертвовать внутренней

свободой. Очевидно, именно с этого времени постоянными чер-

тами российского государственного устройства стали жесткая

централизация и подавление общества.__

Социально-экономическое развитие России в XIV веке
В социально-экономической области XIV век характеризовался серьезными переменами. После кризиса, вызванного разрушениями середины - второй половины XIII в., в Северо-Восточной Руси происходило восстановление сельского хозяйства, вновь оживилось ремесленное производство.
В XIV в. наблюдается рост и увеличение экономического значения городов, не игравших в домонгольский период серьезной роли (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома). Активно идет крепостное строительство, возобновляется возведение каменных храмов, прерванное на полвека после Батыева нашествия.
В XIV столетии происходит рост вотчинных владений путем раздачи земель князьями своим боярам и дворянам. Но значительная часть территорий оставалась в государственной собственности - эти земли получили название "черных". Черные волости часто отдавались князьями боярам в "кормление" (т.е. управление) с правом сбора в свою пользу податей. Со второй половины XIV в. начинает быстро расти монастырское землевладение. Рядовое сельское население начинает именоваться "крестьянами" ("христианами") - позже этот термин закрепился в качестве его обобщающего наименования. Сохранилась и категория холопов.
XIV век был отмечен бурным развитием ремесла и сельского хозяйства в Северо - Восточной Руси. Повсеместно происходила не только дифференциация существовавших технологий, но и появление новых. В производстве руды, например, наблюдается отделение добычи и плавки руды от последующей ее обработки.
В кожевенном производстве помимо сапожников появляются такие профессии, как ременники, сумники, чеботари, уздечники и др. В XIV в. на Руси получили распространение водяные колеса и водяные мельницы, пергамен стал активно вытесняться бумагой, увеличивался размер железных рабочих деталей сохи.
Получает распространение солеварение (в районах Старой Руссы, Соли Галицкой, Костромы и др.). Появляются мастерские по изготовлению книг в крупных княжеских центрах и монастырях. Развивается массивное литье (колокольное производство), возникают медно-литейные мастерские для художественного литья, возрождается искусство скани и выямчатой эмали.
Сельское хозяйство развивалось несколько медленнее, чем ремесло. Однако подсека продолжала вытесняться полевой пашней, широко распространилось двуполье, активно осваивались целинные земли и строились новые деревни. Увеличилось также количество домашних животных, а значили внесение органических удобрений на поля.
Русская культура в период монголо-татарского нашествия
Развитие культуры в русских землях после нашествия и установления ордынского господства в целом не претерпело столь серьезных деструктивных изменений, подобных тем, что произошли в социально-политической сфере. Однако в результате татарских набегов был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало себя знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины XIII в., что отрицательно сказалось на развитии общерусских культурных процессов. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел (производство изделий с чернью и зернью, с перегородчатой эмалью и др.). Сократились масштабы изготовления рукописных книг. Значительно сужается кругозор летописцев, они почти утрачивают интерес к событиям, происходящим в других княжествах.
Вместе с тем важнейшим жанром литературы в XIII в., получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отразились представления pyccкиx людей о своем прошлом и об окружающем мире.
В XIV в. осмыслению монгольского завоевания посвящен целый ряд повестей -сказаний: о битве на Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, сказание о Евпатии Коловрате, а также о защитнике Смоленска юноше смолянине Меркурии, спасшем город по велению Богородицы от Батыевых ратей.
В Северо-Восточной Руси, которая на протяжении XIV - начала XV в. постепенно шла к воссозданию государственного единства, создались благоприятные предпосылки для культурного подъема, обогащаемого ростом национального самосознания. Мощный толчок развитию патриотических чувств русских людей дала Куликовская битва. Блестящей победе русских воинов на поле Куликовом посвящен целый ряд выдающихся произведений литературы: летописная повесть, воинская повесть. Другим произведением из антиордынского цикла является историческая песнь о Щелкане Дудентьевиче, повествующая о восстании в Твери в 1327 г., о разорении Тохтамышем Москвы 1382 г., о нашествиях на Русь Тамерлана и хана Едигея.
Идея национального освобождения и патриотизма отражена также в произведениях, посвященных защите северо-западных рубежей Земли русской: "Житие Довмонта" и.
Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в Орде. Это и. Князья предстают в этих произведениях как защитники православной веры и своей Отчизны.
Постепенно со второй половины XIII в. в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, немного позднее (примерно с 1250 г.) -Владимир, а с конца XIII в.- Тверь. Со второй половины XIV в. составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъем. Ведущее место постепенно занимает московская летописная традиция, а ее центрами становятся Симонов, Андроников и другие монастыри. Она дошла до нас в составе Троицкой летописи начала XV в. и являет собой в отличие от местных летописных записей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера.
Наряду с развитием литературы развивается письменность. Показателем степени распространения грамотности среди всех слоев населения являются найденные в XX в. при раскопках в Новгороде берестяные грамоты. Постепенно с развитием книжности меняется характер письма, расширяется деловая документация. В XIV в. на смену приходит - более беглое и свободное письмо. А с конца XIV в. начинается развитие скорописи, само название которой говорит о принципе написания. На смену дорогостоящему пергамену постепенно приходит более дешевый материал - бумага.
В конце XIII-ХIV в. в русских землях возобновляется каменное строительство. До настоящего времени сохранились на Новгород-чине церковь Николы на Липне (1292), церковь Федора Стратилата на Ручью (1360) и Спаса на Ильине улице (1374). Сохранилось в Новгороде и несколько гражданских строений XIV - начала XV в. Наиболее интересной постройкой является среди них Грановитая палата (название появилось позднее), созданная в 1433 г. Она была возведена по указанию архиепископа новгородского Евфимия, ярого противника Москвы, чтобы подчеркнуть суверенитет Новгорода.
При Иване Калите в Московском Кремле строится четыре каменных храма: Успенский собор (1326), церковь Ивана Лествич-ника (1329), церковь Спаса на Бору (1330) и Архангельский собор (1333). От некоторых из них сохранились отдельные фрагменты. Возобновление каменного строительства в Москве связано с княжением Дмитрия Донского, при котором возводятся белокаменные укрепления Московского Кремля (1360-е годы). Дошедшие до нас памятники каменного зодчества первой четверти XV в. свидетельствуют об их новом техническом качестве. Примером такого рода памятников является Успенский собор в Звенигороде. Помимо Москвы каменные крепости возводятся вокруг ряда монастырей, а также в Изборске, Орешке, Яме, Копорье и Порхове.
Мощный подъем русской культуры в конце XIV в. нашел отражение в развитии русской живописи. Одним из наиболее ранних памятников монументальной живописи являются фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове (1313). Наиболее крупным художником этого периода был Феофан Грек (ок. 1340 г. – 61 после 1405 г.), византийский мастер. Фресковые росписи Феофана Грека в сохранившихся новгородских храмах отличают необыкновенная виртуозность исполнения, свобода в обращении с эсхатологическими традициями, оригинальное монохромное исполнение в красно-коричневых глубоких тонах.
Помимо фресковой живописи Феофану Греку приписывается изображение Успения на обороте известной иконы из Благовещенского собора в Москве. Его кисти принадлежит большая икона из Переяславля Залесского. На рубеже XIV-XV столетий в Москве складывается русская национальная школа иконописи. К этому времени относится ранний период творчества гениального русского художника Андрея Рублева.
Огромную роль в развитии культуры на Руси в эту эпоху сыграли великие духовные пастыри митрополит Алексий (ок. 1310-1378) и игумен Сергий Радонежский (1314(или 1319)-1392). Последний, основатель Троицкого монастыря под Москвой, является подлинным вдохновителем борьбы русских людей против ордынского владычества.
Золотая Орда: расцвет и падение
Золотая Орда, улус Джучи, феодальное государство, основанное в начале 40-х гг. 13 в., во главе с ханом Батыем(1236-1255), сыном хана Джучи. Власть ханов Золотой Орды простиралась на территорию от нижнего Дуная и Финского залива на западе до бассейна Иртыша и нижней Оби на Волге, от Черного, Каспийского и Аральского морей и озера Балхаш на юге до Новгородских земель на севере. Однако коренные русские земли территориально не входили в Золотую Орду, а находились в вассальной зависимости от нее, платили дань и подчинялись приказам ханов. Центром Золотой Орды было Нижнее Поволжье, где при Батые столицей стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани), в 1-й половине 14 в. столица перенесена в Сарай-Берке [основан ханом Берке (1255-1266), близ современного Волгограда].
Золотая Орда была искусственным и непрочным государственным объединением. Население Золотой Орды по составу было пестрым. В оседлых областях жили волжские болгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Основную массу кочевников составляли тюркские племена половцев (кипчаков), канглыев, татар, туркмен, киргизов и др. Уровень общественного и культурного развития населения Золотой Орды был также различным. У кочевого населения господствовали полупатриархальные, полуфеодальные отношения, в районах с оседлым населением - феодальные отношения.
После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеческими жертвами, главной целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Основная часть земель и пастбищ была сосредоточена в руках монгольской феодальной знати, в пользу которой и несло повинности трудовое население.
Ремесленное производство кочевников Золотой Орды имело форму домашних промыслов. В городах Золотой Орды существовали разнообразные ремесла с производством на рынок, но производителями были, как правило, мастера, вывезенные из Хорезма, Северного Кавказа, Крыма, а также пришлые русские, армяне, греки и др. Многие города на завоеванных территориях, разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли. Крупными центрами главным образом караванной торговли были Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, крымские города Судак, Кафа (Феодосия), Азак (Азов) на Азовском море и др.
Во главе государства стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политической жизни созывались курултаи - съезды военно-феодальной знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями - везиры. В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с даругами назначались военачальники - баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, т.к. военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи ("огланы"), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойнов) и тарханов выходили основные командные кадры войска - темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т.д.).
Непрочный характер государственного объединения Золотой Орды и особенно рост освободительной борьбы покоренных и зависимых народов стали главными причинами распада и гибели Золотой Орды. Уже при своем образовании Золотая Орда делилась на улусы, принадлежавшие 14 сыновьям Джучи: 13 братьев были полусамостоятельными государями, подчинявшимися верховной власти Батыя. Децентрализаторские тенденции проявились после смерти хана Менгу-Тимура (1266-82), когда началась феодальная война между царевичами дома Джучи. При ханах Туда-Менгу (1282-87) и Талабуге (1287-91) фактическим правителем государства стал темник Ногай. Только хану Тохте (1291-1312) удалось избавиться от Ногая и его сторонников.
Через 5 лет возникла новая смута. Ее прекращение связано с именем хана Узбека (1312-42); при нем и его преемнике хане Джанибеке (1342-57) Золотая Орда достигла максимального подъема военного могущества. Военные силы при Узбеке насчитывали до 300 тыс. чел. Однако смуты, начавшиеся в 1357 убийством Джанибека, свидетельствовали о начале ее распада. С 1357 по 1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов. В 60-70-х гг. фактическим правителем стал темник Мамай. В начале 60-х гг. 14 в. от Золотой Орды отпал Хорезм, Польша и Литва захватили земли в бассейне реки Днепр, отделилась Астрахань. Мамаю пришлось, кроме того, столкнуться с усилившимся союзом русских княжеств во главе с Москвой. Попытка Мамая путем организации огромного грабительского похода вновь ослабить Русь привела к разгрому татар объединенными русскими войсками в Куликовской битве 1380. При хане Тохтамыше (1380-95) прекратились смуты, и центральная власть стала контролировать основную территорию Золотой Орды. Тохтамыш в 1380 году разгромил войско Мамая на реке Калке, в 1382 пошел на Москву, которую захватил обманом и сжег. После укрепления своей власти он выступил против Тимура. В итоге ряда опустошительных походов Тимур разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай-Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесен удар, от которого она уже не смогла оправиться.
В начале 20-х гг. 15 в. образовалось Сибирское ханство, в 40-е гг. - Ногайская Орда, затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), а в 60-е гг. - Казахское, Узбекское ханства, а также Астраханское ханствОрда В 15 в. значительно ослабла зависимость Руси от Золотой Орды В 1480 Ахмат, хан Большой Орды, являвшейся некоторое время преемницейЗолотая Орда, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно. В 1480 году русский народ окончательно освободился от татаро-монгольского ига. Большая Орда прекратила существование в начале 16 в.

Сергеева Ольга Евгеньевна

студент 3 курса, кафедра музееведения, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

Шинкарова Наталья Владимировна

научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры музееведения, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

Введение

Данная работа посвящена изучению влияния культуры Золотой Орды на культуру Древней Руси.

Изучением Истории Золотой Орды занимались многие ученые XIX-XX веков, такие как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, П.Н. Савицкий, А.Н. Насонов и др. При этом тема культурного наследия татаро-монгольского государства практически осталась без внимания.

Актуальность работы : в силу многонациональности нашей страны и культуры, неубывающей остроты национального вопроса, проблем толерантности, а также возрождения религий - ислама и христианства в России, после атеизма советского периода, возникает потребность в изучении двух культур. В современной общественной мысли всё острее становится понимание того, что живя рядом сотни лет, наши культуры (культура предков татаро-монгол и культура славян) хоть и остались очень различными, но все же имели взаимовлияния друг на друга. В частности, в этой работе рассматривается влияние татаро-монгол на культуру Древней Руси.

§ 1. К вопросу изучения истории Золотой Орды. (Улус Джучи)

К числу земель Золотой Орды относились: земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербенда, Северный Хорезм, Западная Сибирь. Город Сарай («дворец»), расположенный в низовьях Волги, был столицей Золотой Орды.

Древняя Русь не входила в состав Золотой орды, а попала в вассальную зависимость - население государства платило дань и подчинялось распоряжениям ханов.

В середине XIV в. Золотая Орда была одним из самых больших государств в Европе и Азии. Исторически это колоссальное полугосударство-полукочевье просуществовало недолго - около 200 лет . Самым простым было государственное устройство Золотой Орды. Единство Орды держалось на системе жестокого террора .

Падение Золотой Орды было предрешено следующими признаками: огромная территория, населенная народами с непохожими культурой, вероисповеданием и обычаями, сепаратистские тенденции и бесконечные смуты (так, в 1361 г. на золотоордынском престоле сменилось шесть ханов, а после 1362 г. Золотая Орда фактически распалась на две части, границей которых стала Волга), свирепым походом Тамерлана в 1395 году, Куликовской битвой и др.

§ 2. Проявления влияния Золотой Орды в разных областях современной русской культуры.

Негативные последствия монголо-татарского нашествия известны всем, поэтому в этой работе не будем останавливаться на данном вопросе. А сразу перейдём к положительным следствиям влияния культуры Золотой Орды.

2.1. Элементы русской бытовой культуры, сформировавшиеся под золотоордынским влиянием.

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.

Изменилась одежда: длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами , цветными шароварами и сафьяновыми сапогами . В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д.

Они привнесли в русскую культуру счеты , которых и сейчас не знает Запад, валенки , пельмени , кофе , тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов - все это влияние Востока .

Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада.

Влияние Востока на русскую культуру ярко сказывается в танцах . В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары - дамы и кавалера, в танцах русских и восточных народов это не важно. Движениям мужчины дается простор для импровизации. Аналогично восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела .

Отметив все выше сказанное, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а в какой-то мере подъему культуры Руси.

2.2. Слова, пришедшие из Золотой Орды

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами не могло не повлиять на язык. Его, так же как и другие сферы жизни, коснулись существенные изменения. Под влиянием Золотой Орды в русский язык пришло множество тюркских слов.

Где-то пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения. Они давно уже стали неотъемлемой частью русского языка, и не расцениваются нами как заимствованные.

Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому (казна, тамга (откуда таможня), товар) устройству. Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). Некоторые другие заимствования этого периода: барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма .

Арбу́з (заимств. через кыпч. χarbuz, тур., крым.-тат. Karpuz, из перс. χarbūza, χarbuza - дыня) - большой, круглый, сочный, сладкий плод огородного растения из семейства тыквенных .

Кирпи́ч (заимств. из тюрк.: ср. тур. kirpiǯ, тат. kirpič "кирпич", азерб. Kärpχič) - искусственный камень, изготовляемый в виде брусков из обожженной глины и употребляемый для построек .

Таракан (тюрк. taraqan) - Прямокрылое всеядное насекомое, приносящее вред в домашнем хозяйстве .

Многие из этих слов настолько родны и знакомы, что нельзя и подумать,

что они не славянского происхождения. Тем не менее они уже давно вошли в обиход и не считаются иностранными.

2.3. Пословицы и поговорки о времени монголо-татарского ига

Длительный период взаимодействия Руси с Золотой Ордой не мог не оставить свой отпечаток и в фольклоре русского народа. Из иноземцев самый значительный блок пословиц посвящен татарам, которые у русского человека ассоциируются с монголо-татарским нашествием и последующим игом. В пословицах и поговорках народ жалуется на тяготы монгольского ига.

В качестве основного источника использовался следующий труд: Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах. - М. Художественная литература. 1984 .

«Бей сполох, татарин идет» (Поднять тревогу, обеспокоить, взбудоражить).

«Это сущая татарщина» (Воспоминание татарской власти; насилие, произвол).

«Рано татарам на Русь идти»

«Неволей только татары берут»

«Не пожелаю и злому татарину» (Так худо).

«Злее зла татарская честь» (В том смысле, что цена милости вражеской слишком велика, непомерна для благородного, порядочного человека)

«Незваный гость хуже татарина» (Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя; как правило, за глаза)

«Злее злого татарина» (Очень злой)

«Много нам бед наделали - хан крымский, да папа римский»

«Старших и в Орде почитают»

«Не учи белого лебедя плавать и боярского сына с татарами биться»

«Пусто, словно Мамай прошел» (Вариант: Здесь как будто Мамай воевал)

«Настоящее мамаево побоище»

«Остер меч, да некого сечь: татары в Крыму, а Папа в Литве»

«Отошла пора татарам (недругам) на Русь ходить»

«И сидячего татары берут» (Бесчестность)

2.4. Фамилии, пришедшие из Золотой Орды

Изрядная часть русских дворянских родов (около 15 %.) считала своими основателями выходцев из Золотой Орды . Большая их часть бежала под покровительство Московского государя во время Великой смуты (Великой Замятни) в Золотой Орде, которая длилась с 1359 по 1380 год.

Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить. Выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Например, царь Иван Грозный был татарином по матери, крещеной татарке Елене Глинской , и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол.

К проблеме возникновения татарских фамилий обращались многие исследователи, среди которых наиболее полно и детально два учёных: историк С.Б. Веселовский в своей книге «Ономастикой. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» и Н.А. Баскаков в книге «Русские фамилии тюркского происхождения». Их работы и архивные документы использовали в Исследовательском Центре МГУ имени Ломоносова, не полный список Исследовательского Центра я использовала в своей работе.

Известнейшие фамилии русской истории, вышедшие из Золотой Орды:

1. БУНИНЫ (прим. русский писатель, поэт - Бунин Иван Алексеевич) От Бунина Прокуды Михайловича (умер в 1595 году), дед которого, вышедший из Орды к рязанским князьям, получил земли в Ряжском уезде

2. КАРАМЗИНЫ (прим. писатель, поэт, историк Николай Михайлович Карамзин) В официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза. Этимология прозвища фамилии Карамза - Карамурза достаточно прозрачна: кара «чёрный», мурза ~ мирза «господин, князь» .

3. РАХМАНИНОВЫ (прим. российский композитор Сергей Васильевич Рахманинов) От Рахмана (от арабо-мусульм. рахман «милостивый») из Орды.

4. СКРЯБИНЫ (прим. русский композитор и пианист - Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин) От Сокур бея из Орды. Этимология Сокур бея прозрачна тюркская - «слепой бей» .

5. ТУРГЕНЕВЫ (прим. русский писатель Иван Сергеевич Тургенев) От мурзы Тургеня Льва (Арслана), вышедшего около 1440 году из Орды к Вел. кн. Василию Ивановичу. Фамилия Тургенев имеет совершенно очевидную тюркско-монгольскую основу - качественное прилагательное turgen монгольск. "быстрый", "скорый", "спешный", "вспыльчивый" .

6. ЯЗЫКОВЫ (прим. известный поэт, друг Пушкина Николай Михайлович Языков) От Енгулая Языка из Золотой Орды. Время выхода, очевидно, следует отнести к рубежу XIV-XV вв., так как в XV веке Языковы, как российские дворяне, уже хорошо известны

И ещё многие другие учёные, военные, писатели были из родов, основатели которых, когда-то вышли из Золотой Орды.

Заключение

В ходе проведенных исследований удалось прийти к следующим выводам:

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло изменения во все сферы жизни русского общества - социально-экономическую, политическую, культурную. Преобразования коснулись русской национальной одежды, украшений, сферы строительства и сферы торговых отношений.

В общем, был прерван процесс традиций Киевского государства. Но при всем трагизме эпоха монгольских завоеваний не была проста и однозначна. Ученые не пришли к одному мнению, так как каждое явление имеет и плюсы, и минусы. Поэтому абсолютно негативное отношение к монгольскому завоеванию и всему, что с ним связано, думается, не совсем правомерно. В какой-то мере монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры Руси.

Нашествие Золотой Орды принесло множество бед. Разрушались города, погибало население от голода, пожаров и стрел. Исчезали многие ремесла, техника некоторых из них утеряна навсегда. Погибли многие памятники культуры древности. Но страна, по историческим меркам, быстро восстановилась. И на месте старой культуры возникла новая, обновленная и дополненная притоками восточных культур.

Обновился язык, как история покажет, актуальными словами. Многие из которых не кажутся сейчас заимствованными.

Русская знать сильно дополнилась во времена владычества татаро-монгол. Около 15 % русских дворянских родов считала своими основателями выходцев из Золотой Орды. Их влияние на историю России трудно переоценить. Выходцами из той среды были знаменитые ученые, музыканты, писатели, государственные и военные деятели и т. д. Без них невозможно представить Россию.

Подводя итог данной работы, следует ещё раз подчеркнуть, что изучение данной темы не может быть односторонним, а оценка влияния Золотой Орды на русскую культуру - однозначной.

Список литературы:

  1. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
  2. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х кн. - Кн. I: История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.: ACT,2001. - 325 с.
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2 т. - М. Художественная литература. 1984. - 196 с.
  4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. - М., 2000. - 424 с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. - М., 2000. - 432 с.
  6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. О.Н. Трубачёва. - 4-е изд., стереотип. - М.: АСТ, 2004. - Т. 2. - 671 с.
  7. Эренжен Хара-Даван. Чингисхан как полководец и его наследие. 2-е изд. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.

Вопрос:

Культура Руси в период монголо-татарского ига (XIII–XV вв.).



Ответ:

Культура Руси в период монголо-татарского ига (XIII-XV вв.)

В историко-культурном процессе XIII - XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель.

Второй период (со II половины XIV в.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры.

Борьба против монголо-татар - главная тема фольклора II половины XIII-XV вв. Ей посвящены традиционные жанры (былины, сказания).

Ведущий жанр этого времени - воинская повесть. Идея общерусского единства, возникнув еще в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия.

После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, была подорвана и техническая преемственность. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).

Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII-XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г.).

Художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций.

В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. - тверской, псковской, московской и вологодской.

XIV в. - время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-х годах XIV в. Произведения Ф. Грека - фрески, иконы - отличает монументальность, драматическая выразительность, смелая живописная манера. Им расписана церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично.

В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря, Архангельский и (вместе со старцем Прохором и Андреем Рублевым) Благовещенский соборы Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них - «Богоматерь Донская» из Успенского собора с «Успением Богородицы» на обороте.

Первые 7 икон праздничного ряда («Благовещенье», «Преображение» и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360/70 - 1427/30) - монаха Андроникова монастыря, достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева - икона «Троица», созданная для Троице - Сергиева монастыря. Стиль московского мастера, глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, которая при нем достигла своего расцвета, но и всей русской художественной культуры.

Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве - все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.

Культурология
Суперека С.В.
2007 год