Персонажи древней греции. Список героев древней греции

Как уже говорилось ранее, мифы о героях появляются в олимпийский период развитии мифологии и символизируют победу человека нрад силами природы. Рассмотрим, как это отражается в мифах о героях.

Можно выделить следующие черты, позволяющие отнести персонажей греческих мифов к героям.

Во-первых, все они имеют божественное происхождение. Прометей – сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса, его мать – океанида Климена. Персей – потомок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Тесей со стороны матери происходит от Зевса, а отец его – сам Посейдон. Орфей – сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Геракл – сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Дедал – внук афинского царя Эрехфея и сын Метиона.

Во-вторых, они осознают свое происхождение, в чем-то противопоставляют себя богам, сохраняя при этом чисто человеческие черты. Они совершают подвиги, недоступные простым смертным, или обманывают богов, на что другие люди не способны. Прометей объединяет черты архаического божественного покровителя племени, обладает функциями добродетели и включается в систему родственных отношений новых богов: не помогает титанам в борьбе с Зевсом, но противостоит последнему в том, что касается приниженного положения людей. Именно поэтому Прометей крадет божественный огонь и отдает его людям, за что героя сурово наказывает Зевс.

Персей побеждает горгону Медузу, спасает от морского чудовища Андромеду, а народ острова Сериф освобождает от власти тирана Полидекта, превратив последнего в камень при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды обманом избегает смерти: сначала пленив бога смерти Таната(благодаря чему люди несколько лет не умирали), а потом – запретив приносить жертвы по случаю его кончины и скрывшись якобы для того, чтобы напомнить родственникам об этой обязанности из Аида. За совершение этих поступков Сизиф жестоко наказан богами после смерти.

Образ Тесея – сложный мифологический комплекс, включающий в себя рудименты ранней классики(происхождение от Посейдона) и черты олимпийского периода развития мифологии(подвиги). Тесей побеждает множество чудовищ и разбойников(Дамаста, Перифета, кроммионскую свинью, Минотавра).

Орфей – певец и музыкант, наделенный силой искусства, которому покорялись не только люди, но и боги. Он участвовал в походе аргонавтов, усмиряя волны пением и музыкой. Он покорил музыкой даже владыку царства мертвых Аида, его жену Персефону и пса Кербера. За это Аид даже согласился отпустить погибшую супругу Орфея Эвридику, но из-за нарушения Орфеем запрета Аида жена певца так и осталась в царстве теней.

Геракл победил множество чудовищ: киферонского и немейского львов, лернейскую гидру, стимфалийских птиц, добыл пояс царицы амазонок Ипполиты и золотые яблоки Гесперид, очистил Авгиевы конюшни и даже спустился в Аид, чтобы привести оттуда Кербера. После мучительной смерти от яда Геракл вознесся на Олимп и был причислен к богам.

Дедал – изобретатель столярных инструментов и мастерства, искуснейший архитектор и скульптор. Он построил лабиринт для Минотавра и подсказал Ариадне, как при помощи клубка ниток помочь выйти оттуда Тесею. Дедал смог подняться с сыном Икаром в небо, изготовив крылья из птичьих перьев, скрепленных воском. Так Дедал спасся от царя Миноса, хотя при этом его сын погиб.

Многие мифологические сюжеты выражают победу человека над хаосом природы.

Так, Дедал- искусный зодчий и изобретатель, уже это свидетельствует о том, что человеку многое стало подвластно. Он бежал от Миноса по воздуху на крыльях из перьев, скрепленных воском, совершив вместе с сыном Икаромперелет с о. Крит на побережье М. Азии, потом в Сицилию.

Геракл борется с различными чудовищами, олицетворявшими самые страшные для человека проявления природы. Первым его подвигом была победа над немейским львом, который опустошал стада Еврисфея и губил людей. Вторым заданием было убить девятиглавую гидру, которая засела в болоте близ источника Лерны и опустошала окрестности.Третий подвиг – сражение с эриманфским вепрем. Еврисфей послал его на гору Эриманф на поимку огромного кабана, который опустошал посевы и виноградники, велев доставить животное живым.Четвертый подвиг – победа над керинейской ланью. Новым заданием было перестрелять хищных птиц на Стимфальском озере. Величиной эти птицы были с грифа, а клювы, когти и перья у них бронзовые, к тому же они умели пускать свои перья как стрелы, убивая каждого, кто к ним приблизится. Геракл должен был отправиться на остров Крит за быком царя Миноса, который был предназначен в жертву Посейдону. Но Минос пожалел для бога такого прекрасного быка и принес в жертву другого, похуже. Посейдон разбушевался и наслал бешенство на критского быка, который теперь носился по всему острову и уничтожал все на своем пути. Геракл поборол неукротимого быка и Фракию к царю Диомедуи привести его коней. Они отличались необыкновенной силой и буйным нравом. Их кормили человеческим мясом и приковывали в стойлах железными цепями. Когда в эти края забредал какой-нибудь чужеземец, царские слуги хватали его и бросали на съедение коням. Гераклу предстояло спуститься в Аид, захватить трехглавого пса Кербера, стерегущего вход, и принести его в Микены

Орфей - фракийский певец, чудесным пением очаровывал богов и людей, укрощал дикие силы природы. Орфей принимал участие в походе аргонавтовв Колхиду, и, хотя он не был великим воином, случалось, что именно он спасал товарищей своими песнями. Так, когда «Арго» проплывал мимо островасирен, Орфей запел еще прекраснее, чем сирены, и аргонавты не поддались их чарам.

Персей победил горгону Медузу.

Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. Правда, своего дара предвидения он не дал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее.

Не узнав Тесея, Эгей отправил сына на верную смерть – охотиться на марафонского быка, в течение многих лет наводившего ужас на местных жителей. Тесей, однако, не погиб, а убил быка.

Что касается Сизифа, тот и вовсе пытался победить смерть, заточив в заключение бога смерти Таната.

Многие герои мифов насаждают среди людей элементы культуры.

Например, Прометей дает людям огонь как символ технического прогресса. А поскольку Прометей упоминается и как один из создателей людей, распределявший способности, именно он наделяет смертных разумом, учит их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать. За активное участие в культурной жизни человечества Зевс наказывает Прометея, так что герой еще и принимает на себя муки людей.

Геракл приносит людям такое полезное изобретение, как использование почти что в промышленных масштабах воды для очистки загрязненных территорий. Его можно по праву назвать изобретателем первого унитаза.

Немало полезных изобретений дарит миру Дедал. Он – автор первого в мире летательного аппарата, изобретатель лабиринта.

Орфея тоже можно назвать культурным героем. Пусть он не распространяет полезные механические изобретения, зато он способствует знакомству людей с шедеврами музыкальной культуры, поскольку его музыкой заслушиваются не только смертные, но и боги.

Вероятно, практически каждого героя можно считать «культурным», поскольку, совершая свои подвиги, все они помогали людям справляться с трудностями и находить выход из любой сложной ситуации, не бояться трудностей и успешно противостоять врагам, то есть наиболее важным их культурным предназначением является вселение надежды в тех, кто впоследствии прославил их.

В мифах о героях последние часто борются со злом не грубой физической силой, а при помощи ума.

Например, Прометей обманом похищает у богов огонь, чтобы отдать его людям.

Геракл, зная о том, что немейский лев неуязвим для стрел, душит его. Чтобы убить лернейскую гидру, у которой на месте отрубленных голов вырастали новые, он придумал прижигать раны огнем. Эриманфского вепря Геракл поймал, загнав в снег. Стимфалийских птиц Геракл сначала напугал трещотками, изготовленными Гефестом, после чего без труда перебил. Путь к Гесперидам Геракл узнал, захватив во время сна всеведующего морского бога Нерея. Наконец, он придумал, как очистить авгиевы конюшни при помощи мощного потока воды.

Персей узнал, как добраться до нимф, обладавших крылатыми сандалиями и шапкой-невидимкой, от грай. У них герой украл единственный на троих глаз и зуб, а в обмен граи были вынуждены указать ему дорогу. Горгону, на которую нельзя было смотреть, чтобы не превратиться в камень, он победил, глядя на ее отражение в блестящем щите, а морское чудовище и тирана Полидекта – превратив их в камни при помощи головы Медузы.

Сизиф дважды избежал смерти, сначала обманом заточив в подземелье бога смерти Таната, а потом велев своим близким не приносить богам жертвы по поводу его кончины. Аид был вынужден выпустить Сизифа из царства мертвых, куда добровольно тот уже не вернулся.

Дедал смог скрыться от Миноса, изготовив крылья из скрепленных воском птичьих перьев.

Тесей обманул Прокруста, заставив последнего улечься на ложе, которое жестокий разбойник приготовил для убийства своих жертв. Герой выбрался из лабиринта после победы над Минотавром благодаря хитрости – он использовал нить клубка, который дала ему Ариадна.

Орфей покорил Кербера и Аида при помощи своего чудесного музыкального дара и даже получил от владыки царства мертвых разрешение забрать погибшую жену Эвридику – герою это почти удалось.

Условно типы героев, встречающихся в мифах, можно разделить на две категории: те, которые благодаря своим сверхъестественным способностям приносят пользу людям, порой жертвуя при этом собой, и те, которые заботятся исключительно о личных интересах. Вторых, как правило, жестоко наказывают боги, первых, даже идущих наперекор воле высших сил, в итоге прощают.

К первым относятся следующие герои.

Прометей похищает для людей огонь, учит их ремеслам, цивилизованному образу жизни. За это его приковывают к скале и подвергают страшным мукам: его печень клюет орел. Но в итоге Зевс прощает непокорного.

Персей спасает мир от Горгоны Медузы, избавляет Андромеду от чудовища, за что ему содействуют боги и в итоге вознаграждают.

Геракл совершает подвиги, чаще всего убивая чудовищ, вредящих людям(немейского льва, гидру, птиц и других), за что после мучительной смерти от яда возносится в сонм богов.

Тесей по пути к отцу избавляет сограждан от ряда жестоких разбойников, затем убивает чудовище Минотавра в лабиринте(созданном Дедалом).

Орфей доставляет людям эстетическое удовольствие своим пением и игрой на музыкальных инструментах, за что даже удостаивается возможности спасти жену Эвридику. Попытка проваливается, но после смерти муж с женой воссоединяются.

Ко второй категории героев относятся Сизиф и Дедал. Первый дважды обманывает богов, чтобы избежать смерти и даже пленяет бога смерти Таната. За это он вынужден после смерти бесконечно вкатывать на гору валун, который каждый раз скатывается с вершины вниз. Дедал использует талант для личного обогащения и для того, чтобы сбежать вместе с сыном от тирана, но боги наказывают его смертью единственного сына Икара. Тем не менее, даже это горе не заставляет Дедала служить людям. Даже после этой трагедии он использует способности лишь в своих интересах(в частности, строит лабиринт для Минотавра).

Кроме героев в греческих мифах действуют и другие персонажи. Как мы только что показали на примерах, в первую очередь это боги – то сочувствующие героям и помогающие им(Гефест умоляет Зевса простить Прометея, Персею и Тесею помогает Афродита, Геракл находится под покровительством своего отца Зевса, Орфею содействует Аид), то препятствующие им и наказывающие(Прометея наказывает лично Зевс, Гераклу мешает из ревности к его матери Гера, Сизифа наказывают все боги, оскорбленные им). Кроме богов, с героями взаимодействуют другие люди, порой тоже обладающие особыми качествами(например, колдунья Медея, одна из жен Геракла, сурово отомстившая ему за измену). И, конечно, речь идет о персонажах, с которыми сражаются герои и которых они побеждают – чудовища, о которых речь шла выше.

Типовой портрет греческого героя представляется нам следующим образом. Это, как правило, человек молодой(за исключением Прометея и Дедала все перечисленные герои совершали свои подвиги с юности), физически развитый(для борьбы с чудовищами это качество незаменимо). О последнем свидетельствуют такие моменты: Прометей сумел похитить огонь у самих богов. Персей смог справиться с Медузой Горгоной. Сизиф после смерти вынужден постоянно вталкивать на гору огромный камень – слабому человеку придумали бы другое наказание. Геракл побеждает целые полчища опасных чудовищ вроде Лернейской Гидры или Немейского льва.

Герой – человек или полубог(обычно – сын бога, иногда он получает бессмертие в награду за подвиги или, как Геракл, даже причисляется к сонму богов).

Все герои обладают незаурядными умственными способностями или каким-то исключительным талантом в определенной области. Например, Персей использует в качестве зеркала щит, чтобы, посмотрев на Медузу Горгону, не превратиться в камень. Сизиф обманывает бога смерти Таната и даже лишает его свободы. Дедал – выдающийся изобретатель, а Орфей – замечательный музыкант.

Герои часто противопоставляют себя богам, вступают с последними в противодействие и нередко побеждают. Тесей, в частности, спустился даже в царство мертвых, чтобы добыть в жены своему другу Персефону, супругу Аида. Орфей также побывал в Аиде, чтобы спасти свою возлюбленную Эвридику, но при этом не бросал богам столь откровенный вызов, а покорил Аида и других обитателей царства мертвых своим пением. Особенно примечателен подвиг Прометея, решившегося ради людей на самопожертвование и похитившего священный огонь у богов. Поступок Сизифа, сумевшего сбежать из Аида, -- тоже проявление противодействия героев богам.

Тем не менее, важную роль в греческих мифах играет Судьба.

Так, судьба Прометея после того, как он похитил у богов для людей огонь, изменена Зевсом. Отныне герой в течение многих веков прикован цепями к скале, его печень клюет железный орел, и изменить это положение до момента, указанного богами, когда должно прийти избавление Прометея от мук, не может даже сам верховный бог.

Персей независимо от собственной воли нечаянно убивает диском своего деда Акрисия во время состязаний. Акрисий знал о том, что примет смерть от руки внука, и пытался воспрепятствовать этому. Сначала запер свою дочь Данаю в медный терем, чтобы она не смогла познакомиться с мужчиной и родить будущего убийцу отца, а потом, когда в терем проник Зевс в виде золотого дождя и все же овладел девушкой, бросил новорожденного внука и дочь в ящике в море, надеясь избежать злой участи. Это Акрисию не помогло.

В мифе о Сизифе показано, что попытка уйти от судьбы может быть жестоко наказуема. Хитрец небезуспешно попытался обмануть смерть, заточив самого бога смерти Таната у себя. Это Сизифу не помогло. Кончина все равно настигла его, а в царстве Аида он вынужден бесконечно катить в гору тяжелый камень, который на вершине горы все время скатывается вниз. Наказание же кончится лишь тогда, когда камень останется на пике горы.

Геракл по воле судьбы, предсказанной Зевсом, и по воле Геры, ненавидевшей сына своего могущественного супруга, родился позднее, чем предполагал его отец, и стал не царем, а слугой у трусливого царя Микен Эврисфея. Однако, совершив знаменитые двенадцать подвигов, он получил избавление от унизительной службы и возможность после смерти попасть в сонм олимпийских богов.

Не избежал наказания за убийство и Дедал. Мастер завидовал своему ученику и племяннику Талосу за то, что тот превзошел учителя в искусстве создания архитектурных шедевров. Дедал заманил Талоса на вершину горы и сбросил вниз. После этого Дедал был вынужден долгие годы скрываться у царя Миноса, но расплата настигла его. Сын Дедала Икар, когда они с отцом решили бежать от Миноса, изготовив крылья из перьев, скрепленных воском, взлетел слишком высоко к солнцу, воск растаял, и юноша упал в море и утонул.

Тесей родился после того, как дельфийский оракул дал его земному отцу Эгею предсказание, что его потомки будут править Афинами. В действительности отцом Тесея был Посейдон. Рок проявляется не только в течение всей жизни героя, но и в момент его смерти. Одним из подвигов Тесея была победа над злым сыном Посейдона Скироном, которого герой сбросил со скалы. Но точно так же от рук царя Скироса Ликомеда погибает и сам герой.

Миф об Орфее и Эвридике – тоже проявление уверенности древних греков в неотвратимости судьбы. Несмотря на то, что Орфею удалось уговорить самого Аида отпустить жену из царства мертвых, с этой задачей он не справился. Не смог преодолеть желание оглянуться и посмотреть, идет ли Эвридика следом за ним. После этого герой потерял жену навсегда и вскоре погиб сам, чтобы наконец воссоединиться с ней.

Небезынтересно, что многие герои пытаются победить смерть.

Греческая мифология понимает бытие человека после смерти следующим образом. За человеком прилетает бог смерти Танат и сопровождает его душу в Аид – царство мертвых. У входа в Аид течет священная река Стикс. Душу новоприбывшего на ладье перевозит в Аид Харон. Попавший в царство мертвых не сможет выбраться обратно: Аид окружает река забвения Лета, путь обратно преграждает трехглавый пес Кербер. Смерти боятся, поскольку она неизбежна, но всячески пытаются победить ее.

Именно с последним положением связаны сюжеты о героях, побывавших в царстве мертвых.

Наиболее показателен миф о Сизифе, обманом покорившем Таната, благодаря чему люди перестали умирать вообще. Потом Сизиф приказал своим близким не приносить подземным богам необходимые жертвы, а когда боги отпустили его из Аида с тем, чтобы Сизиф решил этот вопрос, герой в очередной раз обманул их. Правда, за свою дерзость Сизиф поплатился вечным наказанием.

Не менее известен миф об Орфее, своим чудесным пением заставивший Аида и других обитателей царства мертвых отпустить на землю Эвридику. Правда, Аид поставил при этом условие, которое герой не выполнил, а потому не смог спасти свою возлюбленную, но сюжет мифа показывает: с богами можно договориться!

Невредимым возвращается из Аида и Геракл, пытавшийся похитить Персефону для своего друга, но полубог также несет наказание за свою дерзость.

Итак, по мнению древних греков, «справедливые» методы борьбы с подземными богами могли принести какие-то плоды, а заведомо «незаконные» способы – лишь навлечь гнев Провидения.

Нередко встречаются в мифах о героях элементы фетишизма, тотемизма, анимизма и магии.

Фетишизм – культ неодушевленных предметов. Например, Геракл, совершая свои подвиги, обычно берет в подтверждение этих фактов нечто принадлежащее его врагам(шкура Немейского льва, ядовитую желчь лернейской гидры). Убив Горгону Медузу, Персей также берет ее смертоносную голову. Это – проявления фетишизма.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов, связанных с представлением о родстве между группами людей и тотемами – видами животных и растений. В мифе о Дедале и Икаре тотемизм, на наш взгляд, -- в использовании птичьих перьев при изготовлении летательного аппарата. В мифе о Тесее его первый воспитатель и приемный отец – кентавр Хирон. Минотавр – чудовище с головой быка и телом человека, которого победил Тесей, -- тоже проявление тотемизма, т.к. отцом Минотавра был человек. Геракл тоже встречается с кентаврами. Медуза Горгона, побежденная Персеем, и ее сестры, несут в своей внешности и образе жизни черты тотемизма.

Анимизм – вера в существование душ и духов. Он присутствует во всех мифах о героях, но наиболее выражен в мифах об Орфее и Сизифе. Первый спускается в Аид за душой Эвридики, второму удается сбежать из царства мертвых, обманув его обитателей.

Магия – обряды, связанные с возможностью человека воздействовать на других при помощи колдовства. Проявляется также практически во всех мифах. Например, ее активно применяет одна из жен Геракла – колдунья Медея. Тесей использует крылатые сандалии.

__________________________________________________________________________________________________________________________

В древнегреческой мифологии существовал класс персонажей, называемых «героями». Герои отличались от богов тем, что были смертны. Чаще это были потомки бога и смертной женщины, реже - богини и смертного мужчины. Герои, как правило, обладали исключительными или сверхъестественными физическими способностями, творческими дарованиями и т.п., но не обладали бессмертием.

Ахилл (Ахиллес).
Сын смертного Пелея, царя мирмидонян, и морской богини Фетиды. В течение долголетней осады Илиона Ахиллес неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. Ахилл является главным героем «Илиады» Гомера. Ахиллес присоединился к походу против Трои во главе 50-ти или даже 60-ти кораблей, взяв с собой своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла. Сразив множество врагов, Ахиллес в последней схватке дошел до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб. Похоронен Ахиллес в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде.

Геракл.
Сын бога Зевса и Алкмены, дочери микенского царя. О Геракле созданы многочисленные мифы, наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Эврисфея.
О смерти Геракла также существует множество легенд. Согласно Птолемею Гефестиону, дожив до 50 лет и обнаружив, что более не может натянуть свой лук, он бросился в огонь. Геракл вознесся на небо, был принят в число богов, и примирившаяся с ним Гера выдает за него замуж свою дочь Гебу, богиню вечной юности. Счастливо обитает на Олимпе, а его призрак находится в Аиде.

Одиссей.
Сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы, внук Автолика и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, был умным и изворотливым оратором. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея».

Персей.
Сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Он победил чудовище горгону Медузу, был спасителем царевны Андромеды. Персей упомянут в «Илиаде» Гомера.

Тесей.
сын афинского царя Эгея и Эфры, дочь царя Трезена Петфея. Центральная фигура аттической мифологии и один из самых известных персонажей всей греческой мифологии. Упомянут уже в «Илиаде» и «Одиссее».

Ясон.
Сын царя Иолка Эсона и Полимеды (Алкимеды). Герой, участник Калидонской охоты, предводитель аргонавтов, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. Упомянут в «Илиаде» и «Одиссее». По одной версии Ясон покончил жизнь самоубийством, повесившись, либо он погиб вместе с Главкой, либо был убит в святилище Геры в Аргосе, по другой версии, он дожил до старости и погиб под обломками обветшавшего «Арго», заснув в его тени.

Гектор.
Храбрейший вождь троянского войска, главный троянский герой в «Илиаде». Был сыном последнего троянского царя Приама и Гекубы (второй жены царя Приама). По другим источникам, был сыном Аполлона. Его женой была Андромаха. Убил Патрокла, друга Ахилла, и сам был убит Ахиллом, который несколько раз протащил его тело своей колесницей вокруг стен Трои и затем за выкуп выдал Приаму.

Беллерофонт.
Прозвище Гиппоноя. Сын Главка и Евримеды (либо Посейдона и Евриномы). После того, как он убил коринфянина Беллера, его стали называть "убийца Беллера". В мифах об этом герои было не мало описано подвигов.

Орфей.
Легендарный певец и музыкант — исполнитель на лире, чьё имя олицетворяло могущество искусства. Сын фракийского речного бога Эагра и музы Каллиопы. Участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую гору к восходу.

Пелоп.
Сын Тантала и Эврианассы (или Дионы), брат Ниобы, царь и национальный герой Фригии и затем Пелопоннеса. Древнейшее упоминание о ПЕЛОПЕ содержится в «Илиаде» Гомера.

Фороней.
Сын Инаха и Мелии. Царь всего Пелопоннеса, либо второй царь Аргоса. Фороней первым соединил людей в общество, и то место, где они собрались, было названо городом Форониконом, после того когда Гермес перевел языки людей, и между людьми начался раздор.

Эней.
Герой Троянской войны из царского рода дарданов. В «Илиаде» убил 6 греков. По подсчётам Гигина, всего убил 28 воинов. Спутников Энея в его странствованиях, описанных на латыни древнеримским поэтом Вергилием в «Энеиде».

Значение слова ГЕРОИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

ГЕРОИ

В греческой мифологии сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера Героем обычно именуется отважный воин (в «Илиаде») или благородный человек, имеющий славных предков (в «Одиссее»). Впервые Гесиод называет «род героев», созданный Зевсом, "полубогами". В словаре Гесихия Александрийского (6 в.) понятие Герой разъясняется как «мощный, сильный, благородный, значительный». Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень *ser-, вариант *swer-, *wer-, ср. лат. servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры. История Героев относится к т. н. классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (2-е тыс. до н. э., расцвет - - сер. 2-го тыс. до н. э.) связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли — Геи, создают поколения Героев вступая в брак с родом смертных. Известны т. н. каталоги Героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240—1022; frg. 1 — 153; Apoll. Rhod. I 23 — 233). Иногда Герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги (см. Тесей). Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в неё справедливость, меру, законы, вопреки давней стихийности и дисгармоничности. Обычно Герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишён бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением Героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать Героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нём всё смертное и умащая его амбросией (Apollod. III13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Денофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей — отец Ахилла, Метанира мать Демофонта). Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий, сын Аполлона и смертной женщины Корониды, пытавшийся воскрешать людей, т. е. даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3—4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2). Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность Героя большей частью имеет драматический характер, т. к. жизни одного Героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому а мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герой часто гоним враждебным божеством (напр., Геракла преследует Гера, Apollod. II 1, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (напр., Геракл подчинён Эврисфею). Чтобы создать великого Героя, требуется не одно поколение Героев. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио, Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Aeschyl. Prom. 774) родился Геракл, среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих Героях, таких, как Геракл. Ранний героизм подвиги Героев, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонте с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией Героев, его культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет и Амфион). Среди Героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий, Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги Героя всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон, Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного Героя, (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе Героя, (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены). Зачастую Герой испытывает мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания Героя рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе, получив в жёны богиню Гебу (Hes. Theog. 950—955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Ноm. Od. XI 601—604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления Героя. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11 — 13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811 - 814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Ноm. Od. IV 561 — 568). Гесиод же считает обязательным для большинства Героев переселение на острова блаженных (Орр. 167 —173). Сын Аполлона Асклепий, убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный Герой — полубог Дионис, сын Зевса и Семелы, становится божеством ещё при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея — архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155—388). В песне элейских женщин в богу Дионису обращаются как к Дионису - Герою (Anthologia. lyrica graeca. ed. Diehl, Lips., 1925, II р. 206, frg. 46). Таким образом. Геракл явился образцом для представления о Герое - боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался Героем среди богов. Развитие героизма и самостоятельности Героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели Героя. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе Герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал, Пелопс, Атрей, Фиест, Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма — Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода Героя (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых Герои истребили друг друга (Орр. 156—165). В нач. 1-го тыс. до н. э. большое распространение получает культ умерших Героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе Героя отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества Героя и покровительство его людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (напр., Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654—657). Плачи (или френы) по Героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. «славные деяния мужей», которые поёт Ахилл, Ноm. II. IX 189). Общегреческий Герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других — как Герою (Herodot. II 44). Некоторые Герои воспринимались как ипостаси бога, напр. Зевса (ср. Зевс — Агамемнон, Зевс — Амфиарай, Зевс — Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон — Эрехфей). Там, где была прославлена деятельность Героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В 7 — 6 вв. до н. э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних Героев — эпонимов городов — потерял своё значение (напр., в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освящённый полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герой мыслился защитником полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко- персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, напр. при Платеях (Plut. Artist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число Героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал Героем по имени Дексион). Почётное звание Героя получали после гибели выдающиеся полководцы (напр., Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических Героев, которые стали восприниматься как предки — покровители семьи, рода и полиса. Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же чётко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях Герой очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в т. ч. носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш. Отран, Ф. Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических Героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж. Фрейзером в «Золотой ветви», и даже видят в Герое ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о Герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем «кухонный» огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и т. д., т. е. выступающем в качестве культурного героя и демиурга. В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, «извлекать» их так или иначе из самих тебя, Герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдалённых местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же Герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги), Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора «ролей» включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект навлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает Герой — добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста. Пространственная подвижность и многочисленные контакты Героя, особенно враждебные, способствуют повествовательному развёртыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях Герой эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса — хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах Герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными «захватчиками». Соответственно, в сказочных текстах мифические Герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в т. ч. младших сыновей и других героев, «не подающих надежд»), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством. Мифические Герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях и роль отдалённо сопоставима с ролью шаманов (см. Шаманская мифология). Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, в эта активность составляет, в известном смысле, их специфику. Активность Героя в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера — смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша, Ахилла, Герои германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьбе демонических противников. Такими богами - Героями являются, напр., Тор в скандинавской мифологии. Мардук — в вавилонской. С другой стороны, Герои даже божественного происхождения и наделённые «божественной» силой могут иногда достаточно чётко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш" как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может всё же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей. В отдельных случаях неистовый характер Героя или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству Героя (ср. греч. Прометея и сходных с ним Героев мифологии кавказско -иберийских народов: Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения обычно в силу божественного происхождения. Герои нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность Героев уменьшается в героическом эпосе и ещё более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за Героя), а эта помощь большей частью приобретается посредством определённого искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, т. е. инициации (см. Инициация и мифы), практикумов в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе уход или изгнание Героя из своего социума, временная изоляции и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией, - проглатывание юного Героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) Героя или вождь племени, который даёт Герою «трудные задачи» или изгоняет его из племени. Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком Героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный Герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток наведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов); Герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение — смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии. Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении Героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума. Биографическое «начало» в героическом мифе в принципе аналогично космическому «началу» в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в Героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания Героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно чётко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы Героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или её отца; эта мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения. Героическая биография довольно отчётливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений. Героический миф — важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГЕРОИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ГЕРОИ
    Культ героев был широко распространен в Древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце 9 в. до н. э., …
  • ГЕРОИ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Культ героев был широко распространен в древней Греции. Считают, что этот культ сложился в конце девятого века до н. э., …
  • ГЕРОИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (heroes), в древнегреческой религии и мифологии легендарные вожди или богатыри, почитаемые после смерти как полубожественные существа. Культ Г. поддерживался общиной …
  • МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ: ГЕРОИ в Словаре Кольера:
    К статье МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ Греки полагали, что всякий человек, достигший успеха, продолжает влиять на других людей и после своей смерти, …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ2 в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них …
  • ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    . Сущность Г. м. становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой …
  • АВСТРАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    мифология аборигенов Австралии, заселивших этот материк еще в мезолите и позднем неолите и сохранивших весьма архаическую культуру.А. м. тесно переплетена …

Умершие герои первобытных времен, родоначальники племен, основатели городов и колоний пользовались у греков божескими почестями. Они составляют отдельный мир греческой мифологии, впрочем, тесно связанный с миром богов, от которых ведут свое происхождение. Каждое племя, каждая область, каждый город, даже каждый род имеет своего героя, в честь которого учреждены праздники и жертвоприношения. Самым распространенным и богатым сказаниями героическим культом был у греков культ Алкида Геракла (Геркулеса). Он символ высшего человеческого героизма, который неутомимо побеждает преграды, повсюду противопоставляемые ему испытующим роком, борется с нечистыми силами и ужасами природы и, освободившись от человеческих слабостей, уподобляется богам. В греческой мифологии Геракл – представитель человечества, которое, с помощью своего полубожественного происхождения, может вознестись до Олимпа, при всей неблагосклонности к нему враждебных сил.

Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Первоначально явившийся в Беотии и Аргосе, миф о Геракле впоследствии был перемешан со множеством чужеземных сказаний, потому что греки сливали со своим Гераклом все подобные божества, с которыми знакомились в своих сношениях с финикийцами (Мелькарт), египтянами и кельто-германскими племенами. Он – сын Зевса и фивянки Алкмены и родоначальник царских родов дорийского, фессалийского и македонского. Осуждённый завистью богини Геры служить царю Аргоса Еврисфею, Геракл в мифах совершает по его поручению двенадцать подвигов : освобождает Пелопоннес и другие области от чудовищ и хищных зверей, очищает конюшни царя Авгия в Элиде, добывает золотые яблоки из садов Гесперид (в северной Африке) с помощью титана Атласа, за которого некоторое время держит на себе небесный свод, переходит через так называемые Геркулесовы столбы в Испанию, там уводит быков у царя Гериона , и потом возвращается через Галлию, Италию и Сицилию. Из Азии приносит он пояс амазонской царицы Ипполиты , в Египте – убивает жестокого царя Бусириса и выводит скованного Цербера из подземного царства . Но и он на время подпадает слабости и исполняет у лидийской царицы Омфалы женскую службу; вскоре однако возвращается к прежнему, мужеству, предпринимает еще некоторые подвиги и наконец сам лишает себя жизни в пламени на горе Эте , когда отравленная одежда, которую прислала ему не подозревавшая беды жена его Деянира , привела героя к неизбежной гибели. По смерти, он был вознесен на Олимп и женился на Гебе, богине юности.

Во всех странах и на всех берегах, куда заносила греков деятельная морская торговля, находили они следы своего национального героя, который предшествовал им, пролагая дорогу, которого труды и опасности, побежденные его героизмом и настойчивостью, были отражением их собственной народной жизни. в Греческая мифология провела своего любимого героя от крайнего запада, где Атласский хребет, сады Гесперид и столбы Геркулесовы свидетельствовали об его существовании до Египта и берегов Черного моря. Солдаты Александра Македонского обретали его даже в Индии.

В Пелопоннесе возник миф о проклятом роде лидийца или фригийца Тантала , сын которого, герой Пелопс посредством обмана и хитрости завладел дочерью и областью элидского царя Эномая. Сыновья его Атрей и Фиест (Тиест) позволяют себе кровосмешение, детоубийство и передают своим потомкам еще большую степень проклятия. Мифологический герой Орест , сын Агамемнона, друг Пилада, убийца своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа, возвращением своей сестры Ифигении из Тавриды, где она были жрицею варварского поклонения Артемиде, освобождается от Эринний и искупает грехи всего Танталова рода.

В Лакедемоне рассказывали мифы о героях-Тиндаридах – близнецах Касторе и Полидевке (Поллуксе), братьях Елены , которые слились с Диоскурами, светящими звездами, покровителями мореходцев и матросов: думали, что восхождение их унимает бурю.

Племенным героем Фив был финикиянин Кадм , искавший сестру свою Европу , похищенную Зевсом, и заведенный коровою в Беотию. От него происходил царь Лай, который, испугавшись одного изречения оракула, велел бросить своего сына от Иокасты, Эдипа , в горное ущелье. Но сын, согласно греческой мифологии, был спасен, воспитан в Коринфе, и впоследствии убил отца, по незнанию; он же, разрешив одну загадку, освободил Фиванскую область от вредного чудовища Сфинкса, и в награду за это получил в супружество овдовевшую царицу, свою собственную мать. Потом, когда страну постигли тяжкие бедствия, и один престарелый жрец обнаружил страшную тайну, Иокаста сама лишила себя жизни, а Эдип слепым старцем покинул отечество и кончил жизнь в местечке Колоне , в Аттике; сыновья его Этеокл и Полиник, проклятые отцом, убили друг друга во время Похода Семерых против Фив . Дочь его Антигона была обречена на смерть фиванским царём Креонтом за то, что вопреки его повелению, предала погребению труп своего брата.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Братья-герои – певец Амфион , супруг Ниобы, и храбрый, вооруженный дубиной Зет , тоже принадлежат Фивам. Чтобы отомстить за свою мать, оскорбленную нимфой Диркой, притязали они последнюю к хвосту быка и замучили ее до смерти (Фарнезский бык). В Беотии и Аттике утвердилось сказание о Терее, первобытном царе богатых мифами фракийцев, живших вокруг Копаидского озера, и его сестре и свояченице, Прокне и Филомеле , которые после убийства сына Терея, были превращены – одна в ласточку, другая в соловья.

Богатую конями Фессалию греческие мифы о героях населяли Кентаврами (истребителями быков) с лошадиным туловищем и ногами, которые вели борьбу с Лапифами, не раз изображенную в эллинском ваянии. Справедливейшим из диких кентавров был травовед Хирон, наставник Асклепия и Ахилла .

В Афинах народным мифологическим героем был Тесей . Он считался основателем города, ибо соединил рассеянных жителей в одну общину. Он был сын афинского царя Эгея, родился и воспитался в Трезене у Питфея. Вынув меч и сандалии отца из-под огромной каменной глыбы и тем доказав свою необыкновенную силу, этот герой на обратном пути на родину очищает перешеек от диких разбойников (Прокруста и др.) и освобождает афинян от тяжкой дани из семи мальчиков и семи девочек, которую они должны были посылать каждые девять лет критскому Минотавру . Тесей убивает это чудовище, имевшее бычачью голову на человеческом туловище, и с помощью нити, данной ему царскою дочерью Ариадной , находит выход из Лабиринта. (Новейшие исследования справедливо признают в греческом мифе о Минотавре намек на поклонение Молоху , туземное на острове Крите и соединенное с человеческими жертвами). Эгей, полагая, что сын его погиб, ибо при возврате он забыл заменить черный парус корабля белым, в отчаянии бросился в море, которое получило от него название Эгейского.

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе

Имя Тесея тесно связано с поклонением богу Посейдону , в честь которого он установил истмийские игры. Посейдон же дает трагическую развязку любовной истории второй супруги Тесея (Федры ) с сыном его Ипполитом . Сказание о Тесее имеет много сродства со сказанием о Геракле. Подобно Гераклу, герой Тесей тоже

Герои рождались от браков олимпийских богов со смертными. Они были наделены сверхчеловеческими возможностями и огромной силой, но не обладали бессмертием. Герои совершали всевозможные подвиги с помощью своих божественных родителей. Они должны были на земле выполнять волю богов, вносить в жизнь людей справедливость и порядок. Высоко почитались герои в Древней Греции, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Не всегда понятие героического поступка включало в себя воинскую доблесть. Одни герои, действительно, - великие воины, другие - врачеватели, третьи - великие путешественники, четвёртые - всего лишь мужья богинь, пятые - родоначальники народов, шестые - пророки и т.д. Греческие герои не бессмертны, но их посмертная судьба необычна. Некоторые герои Греции обитают после смерти на Островах блаженных, другие - на острове Левка или даже на Олимпе. Считалось, что большинство героев, павших в сражениях или погибших в результате драматических событий, погребено в земле. Гробницы героев – герооны – были местами их поклонения. Нередко при этом существовали в разных местах Греции могилы одного и того же героя.

Подробнее о героях по книге Михаила Гаспарова «Занимательная Греция»

В Фивах рассказывали о герое Кадме, основателе Кадмеи, победителе страшного пещерного дракона. В Аргосе рассказывали о герое Персее, который на краю света отрубил голову чудовищной Горгоне, от чьего взгляда люди обращались в камень, а потом победил морское чудовище - Кита. В Афинах рассказывали о герое Тесее, который освободил среднюю Грецию от злых разбойников, а потом на Крите убил быкоголового людоеда Минотавра, сидевшего во дворце с запутанными переходами - Лабиринте; он не заблудился в Лабиринте потому, что держался за нить, которую дала ему критская царевна Ариадна, ставшая потом женой бога Диониса. В Пелопоннесе (названном так по имени еще одного героя - Пелопа) рассказывали о героях-близнецах Касторе и Полидевке, ставших потом богами-покровителями конников и борцов. Море покорил герой Ясон: на корабле «Арго» со своими друзьями-аргонавтами он привез в Грецию с восточного края света «золотое руно» - шкуру золотого барана, сошедшего с небес. Небо покорил герой Дедал, строитель Лабиринта: на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском, он улетел из критского плена в родные Афины, хотя сын его Икар, летевший вместе с ним, не удержался в воздухе и погиб.

Главным из героев, настоящим спасителем богов, был Геракл, сын Зевса. Он был не просто смертным человеком - он был подневольным смертным человеком, двенадцать лет служившим слабому и трусливому царю. По его приказам Геракл совершил двенадцать знаменитых подвигов. Первыми были победы над чудовищами из окрестностей Аргоса - каменным львом и многоголовой змеей-гидрой, у которой вместо каждой отрубленной головы вырастало несколько новых. Последними были победы над драконом дальнего Запада, сторожившим золотые яблоки вечной молодости (это по дороге к нему Геракл прорыл Гибралтарский пролив, и горы по сторонам его стали называться Геракловыми столбами), и над трехголовым псом Кербером, сторожившим страшное царство мертвых. А после этого он был призван к главному своему делу: стал участником в великой войне олимпийцев с мятежными младшими богами, гигантами, - в гигантомахии. Гиганты швыряли в богов горами, боги разили гигантов кто молнией, кто жезлом, кто трезубцем, гиганты падали, но не убитые, а лишь оглушенные. Тогда Геракл бил в них стрелами из своего лука, и больше они не вставали. Так человек помог богам одержать победу над самыми страшными их врагами.

Но гигантомахия была лишь предпоследней опасностью, грозившей всевластию олимпийцев. От последней опасности спас их тоже Геракл. В своих странствиях по краям земли он увидел на кавказской скале прикованного Прометея, терзаемого Зевсовым орлом, пожалел его и стрелою из лука убил орла. В благодарность за это Прометей открыл ему последнюю тайну судьбы: пусть Зевс не добивается любви морской богини Фетиды, потому что сын, которого родит Фетида, будет сильнее отца, - и если это будет сын Зевса, то он свергнет Зевса. Зевс послушался: Фетиду выдали не за бога, а за смертного героя, и у них родился сын Ахилл. И с этого начался закат героического века.