Когда состоится грушинский фестиваль в году. Туристические новости самарской области. Как добраться до Фёдоровска

Расскажу о личных впечатлениях с фестиваля бардовской песни имени Валерия Грушина.

В этом году он состоялся на Мастрюковских озерах в 44-й раз. Могу сказать от себя, что и на пятом десятке своей истории фестиваль по-прежнему прекрасен. Он сохранил свой изначальный импульс, свои традиции, особую атмосферу, шарм и даже, может быть, несколько расцвел. В фестивале стало чувствоваться больше культуры, что ли. Сюда стало ездить меньше случайных людей, как было в прошлые годы. На «Груше» стало спокойнее, что, конечно, идет на пользу творческой части фестиваля.

На поляне в этот раз было довольно много посетителей. В этом году организаторы насчитали 20 тысяч человек. Это, конечно, меньше, чем в «рекордные» годы начала «нулевых», когда фестиваль посещало до 130 тысяч человек. Тогда на поляне люди часто ощущали себя как в переполненном автобусе, было больше нервоза, суеты. Зато теперь, когда, как говорится, с уменьшением народа стало больше кислорода, сознание гостей фестиваля больше сфокусировано на концертных программах. То есть на сути мероприятия. Разные мелочи жизни и быта, такие, например, как отстоять очередь за водой или в туалет, отошли на десятый план. Очередей за водой лично я не встретил, а в туалет они были минимальны, и то в центре поляны. А если отойти немного ближе к лесу, то там туалеты были вообще без очередей.

Те, кто приехали на «Грушу» впервые, были несколько опечалены дождем. Но завсегдатаи знают: дождь на Грушинском фестивале, особенно к выходным, непременная традиция.

По словам хранительницы музея Валерия Грушина Тамары Муравьевой, в 1967 году, когда Валерия не стало, три дня подряд шел сильный ливень. Так что дожди старожилами фестиваля воспринимаются как должное и никого здесь не пугают.

Опытных посетителей «Груши» было видно еще на подступах - они сразу топали на поляну в резиновых сапогах. Остальные месили дорожную грязь в кедах, сланцах и так далее. Большинство туристов-новичков перемазалось основательно, да еще пострадали от холода, сырости и комаров. Если вы никогда не были на «Груше», знайте, что все эти обычные для вылазок на природу нюансы надо обязательно предусмотреть. Тогда вас ничто не отвлечет от концертов и душевного общения с интересными людьми. А их здесь очень много.

Практически каждый второй или третий посетитель Грушинского может достать гитару и что-нибудь спеть. Вообще, «Груша» пленяет тем, что вы можете подойти к любому костру или палатке и запросто заговорить с любым человеком на любую тему, стать его гостем. И будьте готовы к тому, что вам тоже могут протянуть гитару и попросить что-нибудь сыграть и спеть.

Маленькие концерты здесь повсюду, особенно вечером и ночью. Люди играют как могут, иногда не особо попадая в ноты или слова, но зато от души. Когда я только приехал на фестиваль, то позвонил знакомому и спросил, где он. Парень ответил, что там, где много полиции и громко поют под расстроенную гитару. Я ответил, что здесь везде много полиции и везде поют под расстроенную гитару. Но, как ни странно, мне его все же удалось найти.

К слову о полиции. Ее действительно было много. Куда ни пойдешь, везде стоит минимум пара сотрудников. Уверен, что присутствие такого количества стражей порядка лишь усиливало атмосферу спокойствия и творческого праздника.

Ну и конечно, нельзя обойти вниманием главное событие фестиваля - завершающий концерт на плавучей сцене в виде гитары со слушателями, сидящими перед речкой на склоне горы. Исполнители, песни, сцена, звук - все было просто волшебно. В этом году на Грушинском фестивале, кстати, было много новых лауреатов. А это говорит о том, что традиция жива и будет жить дальше. До встречи на Мастрюковских озерах в следующем, 2018 году! А год, кстати, будет юбилейный, фестивалю исполнится 45 лет!

Грушинский фестиваль прекрасен в том числе тем, что проходит каждый год. И каждый год мы провожаем первый месяц лета там, где дым от костров стелется по воде, а музыка, как газ, заполняет предоставленный объем.

Музыка начинается еще на дальних подступах к фестивальной поляне. Играют мизантропы, не приемлющие обязательные фестивальные толпа в непосредственной близости от себя и разбивающие лагерь подальше. Играет самая дальняя сцена фестиваля – Кольский бугорок. Играют проходящие фестиваль насквозь люди с варганами и дудочками невиданных форм.

Вообще, как метко заметила Галина, Груша – это большая музыкальная шкатулка. Ты попадаешь в нее и даже как будто падаешь, как в кроличью нору, и никогда не знаешь, какими «мечтами и песнями» (с) будет наполнен воздух через десять шагов. Тут поют Битлов, там ЧИЖа, а вот уже «Атланты держат небо на каменных руках» (с), из-за поворота доносится Лепс, но спасибо, что не Таня Буланова, хотя может и ее где поют. Прекрасно, что мы с Галиной Гаршениной развиртуализировались!

На музыкально почве случайным образом собираются компании, и незнакомые ребята поют друг с другом, раскладывая песни по голосам.

И все это музыкальное многообразие происходит ежегодно, продолжаясь как будто в том же месте, где закончили в прошлый раз. Иногда у меня возникает ощущение, что на самом деле Груша не заканчивается никогда. Это такой грушинский пространственно-временной континуум, возникающий из параллельной вселенной в первые выходные июля на одном и том же месте и принося с собой одно и то же время из-за некоего физического казуса.

И возникает Груша непременно с дождем, что только подтверждает теорию. Но если в прошлый раз мы почти не заметили дождя, то этот фестиваль один из самых «осадочных» на моей памяти. И дождь стал музыкальным аккомпанементом, непрекращающаяся перкуссия, оттеняющая звон струн, губной гармошки и длинную, нежную трубную руладу в стиле Чата Бейкера. Этот трубач сделал мою субботу – утро, дождь мерно стучит по крепко натянутому тенту палатки, не сбиваясь с ритма. И тут вступает труба...

Традиционный ночной концерт так же как 5 и 10 лет назад незаметно материализуется на озере. В этот раз даже он не обошелся без дождя и ночная ёлка-гора манит к себе фотографов и слушателей, как лампа манит мотыльков.

И, когда дождь наконец заканчивается, на рассвете воскресенья встающее солнце и поднимающийся туман уже готовы снять чары колдовства с поляны, когда время уже готово сделать свою обычную петлю и превратить фестиваль обратно в простую лесную поляну Груша самая красивая. И можно долго следить за ней с лестницы стараясь поймать момент, когда все исчезнет. Но не поймаешь.

Все исчезает без тебя. Груша превращается в воспоминание, как Дед Мороз в подарки под ёлкой и приоткрытую форточку. «Личный свой новый год» (с) встретили. Ждем следующего.

Текст - © Надежда Овчаренко, 2017
Фото - © Руслан Овчаренко, 2017

Грушинский фестиваль или «Грушинка» по праву претендует на звание старейшего фестиваля авторской песни России.

Местом проведения Всероссийского фестиваля авторской песни им. Валерия Грушина служат заповедные Мастрюковские озёра, расположенные между Самарой и Тольятти. За годы проведения форума природный оазис стал культовым местом среди отечественных поклонников живой музыки, поэзии, туризма и активного образа жизни. На знаменитых сценах «Гитара» и «Чайхана» выступали такие мастера поэзии, как Юрий Визбор, Евгений Евтушенко, Александр Городницкий, Александр Дольский, Татьяна и Сергей Никитины, Евгений Клячкин, Вероника Долина, Олег Митяев, Андрей Козловский, Тимур Шаов. С течением времени, фестивальная программа переросла рамки авторской песни. Сегодня на подмостках Грушинского фестиваля можно встретить рокера Юрия Шевчука, гитарную легенду Ивана Смирнова, виртуоза балалайки Алексея Архиповского или фолк-музыканта Сергея Старостина.

Организатор Грушинского фестиваля - Самарский областной клуб авторской песни имени Валерия Грушина – собирает на традиционной площадке у Мастрюковских озёр десятки тысяч фанатов творческого отдыха на природе. Помимо концертов на многочисленных фестивальных и открытых сценах в палаточном лагере, гостям опен-эйра предлагается множество дополнительных развлечений. В их числе – спортивные соревнования, художественные конкурсы, спектакли, вечера поэзии, мастер-классы, детские культурные проекты. Финалом Грушинского фестиваля становится гала-концерт на главной сцене-гитаре с участием всех призеров фестиваля.

Слет любителей авторской песни был рожден в 1968 году, на год раньше вошедшего в легенды американского «Вудстока». В первом фестивале, – прошедшем в Жигулях в честь героически погибшего при спасении утопающих студента Валерия Грушина, – участвовало всего 600 человек. На пике своей популярности в конце 1990-х «Грушинка» собирала более 200000 любителей бардовской песни, став одним из самых массовых музыкальных праздников в истории страны.

Вход на Грушинский фестиваль свободный. Добраться до места его проведения можно на электричке из Самары. Ближайшая к лагерю остановка называется Платформа 135 км или (неофициально) Платформа им. Валерия Грушина.