Сценарий вечера романса и поэзии. Вечер русского романса. Сценарий проведения литературно-музыкальной гостиной

Сценарий тематического мероприятия «Вечер русского романса»

Итоговым этапом опытно-эскпериментальной работы стало проведение в конце учебного года музыкально-театрализованного мероприятия, посвященного русскому романсу. Сценарий был разработан нами на основе вокального репертуара, изучаемого подростками в течение февраля-мая в рамках занятий вокального кружка.

Сценарий мероприятия «Вечер русского романса»: Цель мероприятия - способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности подростка путем приобщения к жанру русского романса.

· познакомить зрителей с историей возникновения и развития жанра романса, с творчеством русских композиторов и поэтов;

· познакомить зрителей с особенностями русского романса;

· выделить основные тематические виды русского романса;

· способствовать формированию осознанного восприятия музыки.

· способствовать проявлению духовно-нравственных качеств личности.

Оборудование и материалы: музыкальные инструменты (фортепиано, гитара), музыкальный центр, театральный реквизит.

Ход мероприятия: Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном русскому романсу.

Не довольно ли нам пререкаться,

Не пора ли предаться любви,

Чем старинней наивность романса,

Тем живее его соловьи.

Толь в расцвете судьбы, толь на склоне

Что я знаю про век и про дни,

Отвори мне калитку в былое,

И былым мое время продли.

Наше ныне нас нежит и рушит,

Но туманы сирени висят.

И в мантилье из сумрачных кружев

Кто-то вечно спускается в сад.

Как влюблен он, и нежен, и статен,

О, накинь, отвори, поспеши,

Можно все расточить и растратить,

Но любви не отнять у души.

Отражен иль исторгнут роялем

Свет луны - это тайна для глаз,

Но поющий всегда отворяет

То, что было закрыто для нас.

Блик рассвета касается лика,

Мне спасительны песни твои,

И куда б ни вела та калитка,

Подари, не томи, отвори.

(Белла Ахмадуллина)

Звучит романс 19 века «Отвори потихоньку калитку » (слова А.Будищева, музыка А.Обухова) в исполнении Жени Гоглева, 11 лет.

Ведущий: Многие люди любят русские романсы. И мы сегодня собрались на вечер, посвященный именно ему. Познакомимся с историей возникновения жанра романса. Его родиной считается Испания, именно здесь благодаря странствующим поэтам-певцам в 13-14 веках зародился музыкальный жанр «романс». Это слово происходит от испанского “romance”, что переводится как «романский», это значит, что он исполнялся на романском (испанском) языке.

Мелодии романсов отличаются красотой и плавностью, а их лирически проникновенные слова легко запоминаются. В них рассказывается о том, что близко и понятно каждому: о любви, дружбе, разлуке, безответном чувстве, ревности, красоте родной природы, тоске по Родине.

Они уносят дух -- властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утомить:

Душа, безумная, томиться и желает -

И петь, и плакать, и любить.

(Василий Иванович Красов, поэт 19 века)

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье » (на стихи А.С.Пушкина, музыка М.И.Глинки, 1840 год) в исполнении Коли Иванова, 12 лет.

Ведущий: Русский романс начал зарождаться во второй половине 18 века. С тех пор прошло два с половиной века, но и сегодня русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью передаваемых в них чувств точно так же, как и все эти годы.

Русская песня стала основой для формирования романса в России. Первоначально его исполняли в домашнем кругу под фортепиано, но его популярность резко возросла с появлением семиструнной гитары, которая смогла глубже передать личностные переживания автора.

Настрой же струны на своей гитаре,

Настрой же струны на старинный лад,

В котором всё в цветенье и разгаре.

«Сияла ночь, луной был полон сад».

(А. Передреев)

Звучит романс 19 века «Гори, гори, моя звезда » (слова В. Чуевский, музыка П.Булахов) в исполнении Анастасии Соколовой, 14 лет под аккомпанемент гитары.

Ведущий: Есть замечательное стихотворение о любви «Средь шумного бала...». Его история связана со встречей двух известных людей -- писателя, поэта, романиста и драматурга Алексея Константиновича Толстого со своей будущей женой -- Софьей Андреевной Миллер. Их любовь смогла и через двадцать лет остаться такой же нежной и романтичной, как и в самом начале.

Звучит романс «Средь шумного бала... » (слова А.К.Толстого, музыка П.И.Чайковского) в исполнении ведущего -- Чежина Р.В.

Театрализованный фрагмент: юноша стоит у окна в роли А.К.Толстого: «Вот я здесь опять, и мне тяжело на сердце, когда вижу эту улицу, эту гостиницу и эту комнату, без тебя. Я только что приехал, и в три часа утра я не могу лечь, не сказав тебе то, что говорю уже 20 лет, что я не могу жить без тебя, что ты моё единственное сокровище на земле, я плачу над этим письмом, как плакал двадцать лет тому назад...»

Ведущий: Он увидел ее впервые 20 лет назад - «средь шумного бала случайно...». Эта романтическая история началась с драмы. До встречи с Толстым Софья была замужем за нелюбимым человеком -- полковником Л.Ф.Миллером. Ее замужеству предшествовали трагические события -- гибель брата на дуэли из-за ее увлечения князем Вяземским. Что касается Толстого, то его жизнь до встречи с Софьей тоже нельзя было назвать счастливой: служба при царском дворе вгоняла в скуку, а его мечтой было всерьез заняться литературой и искусством. Историю их отношений можно назвать борьбой за счастье и право быть собой в жизни и любви.

Театрализованный фрагмент: юноша стоит у окна в роли А.К.Толстого: «Кровь застывает в сердце, что я могу потерять тебя -- я говорю себе: как ужасно глупо расставаться. Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени: всё вокруг лишь свет и счастье...»

Ведущий: Любовь вдохновляет, и благодаря возвышенному чувству к своей жене А.К.Толстой написал множество стихов, ставших позже прекрасными и нежными романсами. Их музыка такая же чистая и целомудренная, как и его стихи.

Звучит романс «Колокольчики мои » (слова А.К.Толстого, музыка П.П.Булахова) в исполнении Яны Важовой, 10 лет.

Ведущий: Любовь между А.К.Толстым и его женой Софией была взаимной, и, к счастью, она закончилась свадьбой двух влюбленных. Но часто бывает так, что пламенные и глубокие чувства остаются безответными.

Звучит романс «Я вас любил » (слова А.С.Пушкина, музыка Б.Шереметьева) в исполнении Димы Лобанова, 16 лет.

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит!

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит...

Эти прекрасные строки принадлежат русскому поэту-лирику 19 века Афанасию Афанасьевичу Фету. Тема данного стихотворения посвящена любви и природе. В творчестве русских классиков через образы природы показываются душевные переживания человека. Образы природных явлений, растений, животных помогают лучше

Звучит романс «Я встретил вас » (слова Ф.Тютчева, музыка неизвестного автора) в исполнении Антона Шибалова, 14 лет.

Ведущий: Уникальность жанра романса заключается в том, что он может научить очень многому, несмотря на свою малую камерную форму. Он учит возвышенной любви, умению выражать свои чувства, целомудрию, нежности, искренности, бескорыстию, честности, преданности, верности, патриотизму.

Русский романс учит таким нравственно-духовным ценностям, которые находятся вне времени, которые являются актуальными всегда: хоть в 18 или 19 веках, хоть в 20-ом, хоть сегодня.

В 20 веке появилось много романсов в кинематографе. Давайте послушаем некоторые из них.

Звучит инструментальный романс Д.Шостаковича из кинофильма «Овод» (аудиозапись).

Ведущий:

Грустит романс тревожно и светло,

И к вам непостижимо в слове каждом

Приходит откровение само,

Как вы в мою судьбу вошли однажды.

(И. Кохановский)

Звучит романс «Ты у меня одна » из кинофильма «Городской романс» (слова и музыка Ю.Визбора) в исполнении Юра Чебыкин, 13 лет.

Ведущий: Следующий романс прозвучит в исполнении всех присутствующих на нашем вечере, так как слова его известны каждому. Романс «Старый клён» из кинофильма «Девчата».

Звучит романс «Старый клён » (слова М. Матусовского, музыка А. Пахмутовой)

Ведущий:

В сердце томная забота,

Безымянная печаль.

Я невольно жду чего-то,

Мне чего-то смутно жаль...

(П.Вяземский)

Звучит романс «В сердце томная забота » (слова П.Вяземский, музыка А.Петрова) из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово» в исполнении Саши Согрина, 10 лет.

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться.

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.

(И. Кохановский)

В 21 веке композиторы также продолжают обращаться к жанру романса. Некоторые из них мы сейчас услышим.

Звучит романс «Я могу тебя очень ждать » (слова Э.Асадова, музыка С.Светлова) в исполнении Кати Мелединой, 15 лет.

Ведущий : Возможно, что многие из вас когда-нибудь мечтали о том, чтобы хоть ненадолго очутиться в прошлом.

Героям кинофильма «Мы из будущего» удалось воплотить это в реальность.

Этот фильм не только учит патриотизму, любви к Родине, доказывает зрителям, что и современные ребята могут быть настоящими героями, но и показывает пример любви, для которой не страшно даже расстояние в десятилетия. Романс Ниночки из этого фильма -- это признание в теплых и глубоких чувствах: любви и дружбе.

Звучит романс «За всё спасибо, добрый друг » (слова Е.Стюарт, музыка И. Бурляева) в исполнении Наташи Поповой, 14 лет.

Ведущий: Вот и подходит к концу наш вечер. Для кого-то это была встреча с друзьями, для кого-то -- путешествие в новый и почти неизвестный мир русского романса. Надеюсь, этот вечер вам понравился, и от него у вас останутся приятные воспоминания.

Звучит романс «Вы воплощенье самых смелых грёз » из кинофильма «1812: Уланская баллада» (стихи Наталии Хлевновой, музыка Максима Дунаевского) в исполнении Димы Лобанова, 16 лет и Тани Костылевой, 16 лет.

Ведущий :

Прекрасны ритмы песен новых,

Любите их и пойте их.

Но годы проверяют слово

И в увлечениях своих -

Не забывайте песен старых,

Они о многом скажут вам,

Их пели под гармонь и под гитару,

И просто так, и просто так.

Их разнесло по свету ветром,

Но в наши годы, в наши дни

Для радости и грусти светлой

Друзьями к нам придут они.

Участники вечера со своими друзьями и родителями продолжили общаться за чаепитием. Неформальная обстановка мероприятия и эмоциональный подъем после выступления вдохновили участников на дальнейшие творческие планы. Было выражено общее пожелание проводить подобные музыкальные вечера и в будущем. Присутствующие проявили свою готовность помочь в осуществлении нового творческого проекта.

Вечер русского романса «Красивое страданье »

Лекция-концерт


Когда звучит напев старинный,
Он будто призывает нас
Уйти за ним дорогой длинной
Туда,где встретит нас романс.

Он истомит и очарует,
Заставит верить и любить,
Где сердце заново тоскует,
И вечер дивный не забыть.

Потом неистово и страстно
Достигнет он таких вершин,
Где будет многое подвластно,
И ты не сможешь быть один...

В цыганский табор,вслед за ними
И за кибиткой кочевой,
Петь их романсы удалые,
И слиться в пляске огневой!

Наталья Исаева Горецкая


Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном русскому романсу.
Как часто в концертах, по телевидению, в домашнем музицировании мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью, яркой мелодикой, образным поэтическим словом,редким слиянием идеи поэтической с музыкальной. Эти произведения часто коротки по объему, голос их негромок и обращен не к массовой аудитории слушателей, а к каждому из сидящих в зале, так просто и задушевно ведется в них повествование о самых сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях.
Эти произведения называются романсами.
Романс - название, которое возникло от испанского слова «romance» , что и значит «романский», то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке. Романсы- пьесы для голоса с инструментальным сопровождением, распространились из Испании по всей Европе. В XVIII веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства. В настоящее время под термином «романс» подразумеваются многообразные формы камерно вокальной музыки, включающие такие разновидности, как баллада, элегия, баркарола, серенада, песня-романс, романсы в танцевальных ритмах, монологические романсы, вокальные фантазии.
Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент-скрипка, рояль, или виолончель,-как бы подражающий человеческому голосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов.
К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Как бы масштабно ни развивалось творчество композитора, в его замыслах, как правило, всегда находилось место и для романса. Мы все знаем оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», являющиеся образцом русской классической музыки. Но не менее известны и романсы композитора: « Не искушай меня без нужды» на
стихи Е. Баратынского, «В крови горит огонь желаний» на стихи А. Пушкина, песня-романс «Жаворонок» на слова Н. Кукольника. А всего М. Глинка создал около 80 вокальных произведений, которые звучат, живут, радуют и сегодня, хотя со времени их написания прошло более ста лет.
«Жаворонок»-задушевная, задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью.
Звучит романс «Жаворонок».
В 1825 году М.И. Глинка пишет свой знаменитый романс, пленивший красотой и очарованием дочери Анны Петровны Керн- Екатерины. И если А. Пушкин посвятил свое вдохновенное стихотворение матери, то М. Глинка в музыке не менее гениально выразил свои чувства, адресованные дочери.
Романс «Я помню чудное мгновенье»- жемчужина русской вокальной лирики. Мелодия романса глубоко впечатляет своей плавностью и нежной грацией.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
Композитор А. Даргомыжский написал на стихи А. С. Пушкина один Романс этот и сегодня звучит в концертах, радуя совершенным слиянием поэзии и музыки, оставаясь понятным и людям нашего века, потому что образы многих романсов вечны.
Звучит романс «Я вас любил».
Классические произведения этого жанра были созданы композиторами XIX века. Тогда же возник и получил широкое распространение бытовой русский романс, среди творцов которого были свои замечательные таланты. Представителями этой ветви были А. Варламов, А. Гурилев, П. Булахов, создававшие романсы в русском народном стиле, на слова народных поэтов и на собственные слова.
Отчего, скажи,
Мой любимый серп,
Почернел ты весь-
Что коса моя?
Иль обрызган ты
В скуке-горести
По милом дружке
Слезой девичьей?
Этот один из известнейших бытовых романсов XIX века принадлежит композитору А. Гурилеву (1803-1858). Крепостной музыкант графа Орлова, он лишь в 28 лет получил вольную.
Звучит романс «Грусть девушки».
Бытовой романс по простоте музыкального языка, ясности аккомпанемента доступен для исполнения как профессионалам, так и любителям. Он чутко отражает вкусы и взгляды той среды, в которой возникает, быстрей и непосредственней откликается на все новое и яркое в поэзии. Бытовой русский романс внес свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств, в многообразное русское вокальное творчество. Разве не прекрасна мелодия романса А. Варламова «Красный сарафан».
Звучит романс «Красный сарафан».
Романс А. Варламова «На заре ты ее не буди» воссоздает ритм легкого, небыстрого вальса, прост по мелодии, имеет куплетное строение.
Звучит романс «На заре ты ее не буди».
Бытовой романс- это и документальная повесть. Слушая эти произведения, мы многое узнаем о жизни, интересах, мыслях и надеждах людей того поколения.
Среди мастеров бытового романса выделялся Петр Петрович Булахов (1822-1885). Многим знаком его романс «Гори, гори моя звезда». Всю жизнь этот талантливый композитор, отягощенный острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его из милости приютили Шереметевы в своей графской усадьбе Кусково, где он и скончался.
С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова, его его замечательные песни и романсы живут до сих пор, помогая людям пережить невзгоды, найти утешение, согреться радостью.
Звучит романс «Гори, гори моя звезда».
Имена Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова и других композиторов, создавших яркие образцы русского бытового романса XIX века, живут в истории отечественной музыки. Но их творчество лишь одна грань. Высшая художественная форма русского романса-это классическая. И среди ее творцов такие мастера отечественного музыкального искусства, создавшие основу национальной музыки, как М. Глинка, А. Даргомыжский, А. Бородин, М. Мусоргский, М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов и другие.
В начале XX века появились композиторы, объединившие интонации русской песенности с интонациями и ритмами цыганской песни, образовав еще одно ответвление русского романса с открыто чувственной сферой эмоций, с остро динамичными ритмами, терпкой ладово-гармонической структурой. Открытость, доверительность таких романсов снискали им популярность у широких, музыкально неподготовленных масс слушателей, а также отрицание подобной вокальной продукции у тонких ревнителей жанра романса. Разумеется нельзя представить рядом романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье» и «Хризантемы» композитора начала XX века Николая Харито. Они принадлежат к крайним полюсам художественного творчества. Однако и отрицать бытование и известную популярность таких романсов, как «Хризантемы» и «Я помню вальса звук прелестный» Н. Листова, которые часто звучат в концертах, тоже нельзя. Искреннее чувство, теплота мелодии, ненавязчивость образов, легкость в восприятии-все это и привлекало слушателей в этих романсах.
Звучат романсы «Я помню вальса звук прелестный» и «Хризантемы».
Среди романсов 30-х годов, созданных на стихи А. С. Пушкина, обратил на себя внимание цикл из шести произведений молодого, тогда еще мало известного Юрия Свиридова, так в те годы подписывался ныне всемирно известный композитор Георгий Васильевич Свиридов. Двадцатилетний композитор создал вокальный цикл, который принес автору успех и признание. Романсы « Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер»,» Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры»(на стихи А. Пушкина) звучат и в наши дни. Романс «Зимний вечер» обращен к образу няни поэта-Арине Родионовне Яковлевой, к которой А.С. Пушкин относился с особым теплом. Музыка рисует картину непогоды, которая трактуется намного шире, чем просто зимнее ненастье, вскрывая скорбь и печаль поэта во время михайловской ссылки. Это ярко обозначено композитором в музыкальных образах романса, где, правда, есть место и светлым воспоминаниям детства.
Звучит романс «Зимний вечер».
В 50-х годах XX века вспыхнул интерес к творчеству Сергея Александровича Есенина. Это оживило и музыкальный интерес к его поэзии, композиторы вновь обратились к его поэтическим работам. Появились новые произведения вокальных жанров.Из них можно отметить популярные песни- романсы «Клен ты мой опавший», где удается передать лирическую интонацию есенинской поэзии, ее исповедальность. И песню-романс «Над окошком месяц» композитора Евгения Попова, где в мягкой, неторопливой мелодии, напоминающей образы старинных русских вальсов, раскрывается истинная красота поэзии Есенина, воспевающей Россию.
Звучит песня-романс «Над окошком месяц».
Говоря о произведениях Есенина я упомянула термин «песня-романс». В чем же особенность подобной жанровой разновидности?
Песня-романс-это жанр, близко стоящий и к песне по чередованию куплетов с одной и той же мелодией, и к романсу- по более утонченной трактовке поэтических образов, по близости музыкального языка к профессиональной музыке, по обязательности музыкального сопровождения. Обычно песни-романсы близко стоят не к классическим формам романса, а к бытовым.
Многие современные композиторы с большим интересом развивают романсную интонацию в своих произведениях. В этом отношении типична работа А.Рыбникова «Я тебя никогда не забуду»- песня-романс из музыки к спектаклю «Юнона и Авось», а также песня «А напоследок я скажу» из кинофильма «Жестокий романс» Андрея Петрова.
Звучит романс «Я тебя никогда не забуду» и песня «А напоследок я скажу».
Слушая лучшие произведения русского романса, люди испытывают радость от общения с подлинно высоким искусством.
Наш вечер подошел к концу. Благодарим за внимание. До новых встреч!

Цель: открыть для современных школьников малоизвестные станицы русской литературы, приобщить их к культурному наследию страны, помочь талантливым ребятам раскрыть свои организаторские, вокальные, театральные способности с неизвестной для них самих стороны, укрепить взаиморасположение школьников и педагогов.

Задачи:

Обучающие: знакомство с новым литературным жанром, творчеством А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета; знакомство с творчеством русских композиторов и цыганским романсом; знакомство с новыми тенденциями в развитии литературы в России после реформы 1861 года.

Развивающие: систематизация знаний по литературе второй половины XIX века; развитие представления о жанрах русской литературы; обобщение знаний о культуре пореформенной России; расширение связей литературы с другими областями искусства – театром, музыкой; развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, подготовка к успешной социализации в обществе.

Воспитательные : воспитание любви к русской национальной культуре, знакомство с её традициями; влияние русской литературы XIX века на становление и развитие личности современного молодого поколения; открытие нового, малоизвестного современным школьникам пласта русской национальной культуры; патриотическое воспитание; развитие организационных навыков и самоуправления в коллективе старшеклассников; укрепление связей школьников и педагогов, создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

Действующие лица:

1. Ведущие – 2 пары
2. Инсценировка по мотивам пьесы А.Н. Островского “Бесприданница”:

  • Лариса Дмитриевна
  • Харита Игнатьевна
  • Кнуров
  • Паратов

3. Инсценировка по мотивам пьесы Л.Н. Толстого “Живой труп”:

  • Офицер

4. Вокалисты – 4 человека, учителя и ученики
5. Вокальная группа
6. Гости в салоне

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов. Стенгазеты вывешиваются за неделю до Спектакля в кабинете русского языка или фойе.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”.

Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.

Листьев ли шепот иль ветра порывы
Чуткой душою я жадно ловлю.
Взоры глубоки, уста молчаливы:
Милый, о, милый, люблю.

Ведущий: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию.

Ведущая: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу второй половины 19 века.

Ведущий: В музыкальной жизни России романс занял определенное место со второй половины XVIII века. Постепенно этот жанр как бы разделился на два потока: классический, “профессиональный” романс и романс бытовой, любительский (т.е. создаваемый музыкантами-любителями).

Ведущая: Классический романс, занимая видное место в концертной деятельности многих исполнителей, сформировался в творчестве таких великих композиторов, как Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Римский-Корсаков, Бородин, Мусоргский, Рахманинов.

Ведущий: Бытовой романс по своему характеру и большей простоте формы был ближе песням. Хотя композиторы-классики обращались к бытовому романсу, все же творили в этом жанре, в основном, любители. То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне любительского музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

Ведущая: Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с пьесой А.Н. Островского “Бесприданница”.

Ведущие уходят.
Справа появляются действующие лица первой инсценировки
под музыку “Нет, не любил он…”

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван.
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами.
У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов: Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса: Мне что-то нездоровится.

Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.

Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне действительно нездоровится.

Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.

Паратов: (подносит гитару и становится на колено) Просим!

Кнуров, Паратов, Огудалова: Просим! Просим!

Лариса: Подыграйте мне.

Поет романс “Нет, не любил он”
(Аккомпанирует Бойко О.Н. – учитель музыкальной школы.)

Выходят ведущие – вторая пара.

Ведущая: Лучшие образцы в жанре романса второй половины XIX века представлены прежде всего произведениями Петра Ильича Чайковского на стихи Алексея Константиновича Толстого, Льва Мея, великого князя Константина Романова.

Ведущий: Вокальным шедевром по праву считается романс Сергея Рахманинова “Весенние воды” на стихи Ф.И. Тютчева.

Ведущая: Стихи А.К. Толстого вдохновили к написанию великолепных романсов Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Ведущая: Тургенев часто говорил, что его биография заключена в художественных произведениях. Об этой истории он поведал в романе “Дворянское гнездо”.

Ведущий: Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

Ведущая: Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Обрадовалась она случаю пристыдить “берлинского мудреца”. Поднялся в доме шум-гам. Заперли Авдотью в чулан, а молодого барина потребовали к родительнице.

Ведущий: Ястребом налетела она на сына, упрекала его в безнравственности и безбожии. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву.

Ведущая: Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. Девочку у матери забрали, и Варвара Петровна поселила ее в Спасском. Здесь девочка росла на положении дворовой, помыкаемая всеми и никем не любимая. Выполняла она самую грязную работу.

Ведущий: С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

Вокальная группа исполняет романс “Утро туманное”

Выходят ведущие – первая пара

Ведущая: Романс – произведение для голоса с инструментальным сопровождением, как правило, фортепианным. Текстами романсов могут служить лирика, повествование, сатира. Содержание и музыкально-выразительные особенности романсов отличаются большей сложностью, нежели песенные, но эти жанры зачастую достаточно сложно разграничить. Пик развития романса в России пришелся на XIX – XX вв.

Ведущий: Корни же романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности, Испании XIII – XIV веков. Любовные песни исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – “романс”.

Ведущая: Жанр романса благодаря своему камерно-лирическому, интимному складу нашел благодатную почву в творчестве русских композиторов.

Ведущий: В романсах наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа.

Звучит романс “Я помню вальса звук прелестный”.
Во время исполнения две пары – кадеты и девушки
с хореографического отделения – танцуют вальс.

Выходят ведущие – вторая пара

Ведущий: Во второй половине XIX века получило большое распространение выступление цыганских артистов – солистов-певцов и хоров, сначала в ресторанах, а затем часто и в концертных залах. Многие из цыганских музыкантов были прекрасными аранжировщиками, в частности, русских романсов и песен, а также сочиняли сами.

Ведущая: Известна была целая большая цыганская музыкальная семья Шишкиных. Вероятно, представителю этой династии Андрею Шишкину принадлежит блестящий концертный романс на стихи М.Ю. Лермонтова “Нет, не тебя так пылко я люблю”. Певец и гитарист Николай Шишкин является автором романтически возвышенных романсов с благородной мелодией “Слушайте, если хотите” (стихи его же) и “Ночь светла” на стихи Николая Языкова.

Ведущий: К этому же периоду относятся сочинения близких к цыганским кругам аранжировщиков и авторов Н.Пашкова, Н. Зубова, Я.Пригожего. Безыскусственная песня-романс Н.Пашкова (на собственные стихи) “Не уезжай ты, мой голубчик” сочетает в себе мелодические интонации романсов начала XIX века. Романс Н.Зубова “Побудь со мной”, получивший “второе рождение” в конце XX века, также находится в русле цыганских песенных традиций.

Ведущая: Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу страстной любви. Удивительный образ цыганки-исполнительницы романсов создал в своей пьесе “Живой труп” Лев Николаевич Толстой.

Вторая инсценировка. Маша, Офицер, Федя Протасов.
Цыганки и цыгане сидят вокруг.
Звучит музыка – романс “Пассия Прэ Чар (Легла речка)” - аудиозапись.
Протасов сидит с закрытыми глазами.

Офицер: Федя! Спишь?

Федя: Не разговаривайте! Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля… Спой еще, Маша!

Офицер: Спой мою похоронную!

Федя: Отчего похоронную?!

Офицер: А это оттого, что когда я умру…понимаешь, умру, в гробу буду лежать, придут цыгане... Так жене завещаю. И запоют – так я из гроба вскочу. Понимаешь?

Федя: Ах, Маша, Маша, как ты мне разворачиваешь нутро все.

Маша: Что вы, Федор Васильевич?

Федя: Ты мне небо открываешь. Ты сама не понимаешь, что делаешь!

Маша: Как не понимать я понимаю, что кого люблю, для того и стараюсь и пою лучше.

Поет романс “Не говорите мне о нем…”

Выходят ведущие – первая пара.

Ведущий: Есть множество прекрасных произведений, известных романсов неизвестных авторов, имена которых со временем забылись. Среди этих сочинений “Очи черные”, “Темно-вишневая шаль”.

Ведущая: Особенно хочется отметить один анонимный шедевр – романс на стихи Ф.И. Тютчева “Я встретил Вас”. Только благодаря тому, что он сохранился в памяти великого певца И.С. Козловского, который и сделал обработку напева, мы имеем возможность радоваться этому прекрасному сочинению.

Исполняется романс “Я встретил Вас…”

Выходят ведущие – все четверо

Ведущий 1: Вот и подошел к концу наш вечер.

Ведущая 1: Для одних из вас это была встреча со старыми добрыми друзьями.

Ведущий 2: Для других – погружение в новый, почти неизведанный мир русского романса.

Ведущая 2: Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Сценарий музыкальной гостиной
«Романса свежее дыханье»

Выполнила: Дедова Анжелика Анатольевна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, специального фортепиано, концертмейстер

г. Александровск-Сахалинский
2013г.
Цели
Познакомить учащихся и зрителей с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества.
Задачи
Обучающие:Познакомить:
- с историей возникновения и развития жанра классического и бытового романса;
- с творчеством русских композиторов и поэтов;- с русскими национальными традициями;
- с языком современного романса;Развивающие:- развитие представления о жанре романса;- расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;- расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;- развитие культуры поведения и общения;- развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;- подготовка к успешной социализации в обществе.Воспитательные:- воспитание любви к русской национальной культуре, традициям;
- влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;- развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Предварительная работа:

· Разработка сценария.

· Подбор музыкального материала.

· Репетиционно - постановочная работа.

Исполняемый репертуар

М. Яковлев, сл. А. Пушкина «Зимний вечер»
А. Варламов, сл. А. Фета «На заре ты ее не буди»
М. Глинка, сл. А. Баратынского «Не искушай»
А. Даргомыжский, сл. Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»
А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова (из Гете) «Горные вершины»
М. Шишкин «Ночь светла»
«Тихо, так тихо», музыка и слова неизвестного автора
Д. Алигьери «Дождь стучит по крыше»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Снег выпал»
В. Синенко, сл. В. Понуриной «Я положу любовь на ноты»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Не приучай меня к рукам»

Сценарий вечера

Звучит «Романс о романсе» в исполнении Пелагеи (1-2 куплеты), на фоне инструментального проигрыша стихи:
Сегодня я нисколько не боюсьС двадцатым веком временно расстаться,Позвольте, я в любви Вам объяснюсьВысоким слогом русского романса.
Грустит романс тревожно и светло,И к вам непостижимо в слове каждомПриходит откровение само,Как Вы в мою судьбу вошли однажды.

О, русский романс, восхищаюсь тобой.За то, что красив ты и светел.За то, что на все, что случилось с судьбойТы просто и ясно ответил.
2. За то, что умна твоя старая грусть.
И я перед нею немею.
За то, что я знаю тебя наизусть
И лучше сказать не сумею. Я счастлив тем, что встретил Вас,Неповторимый и прекрасный.И, значит, жил я не напрасно...Благодарю, волшебный мой Романс!

Список использованной литературы
Золотая коллекция русского романса. – Москва, «Современная музыка», 2001.
Лирический альбом. Вокальные ансамбли русских композиторов. Автор-составитель Л.И.Чустова. – Москва, Владос, 2004.
Синенко В. «Мне с вами хорошо». Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. – Владивосток, 2004.
Интернет-источники: www.romance.ru
ђђЗаголовок 215

Сценарий музыкально-поэтической композиции

«Высоким слогом русского романса...»

Цель: знакомство с творчеством русских поэтов, композиторов, с русской культурой;

воспитание интереса к русской культуре, побуждение к познанию, осмыслению

нравственных ценностей;

активизировать творческий и духовный потенциал учащихся.

(Актовый зал. Полумрак. На сцене стоит журнальный столик, накрытый скатертью с кистями. В зале участники вечера сидят за столиками, на которых свечи в подсвечниках.

Звучит фонограмма романса « Напрасные слова» в исполнении А.Малинина. Перед тем как выйти ведущим, слова приветствия произносят учителя литературы.)

Уч.1: Дорогие друзья! Мы обращаемся к вам именно так, потому что сегодня здесь собрались, по-видимому, истинные ценители прекрасного. Собрались для того, чтобы постичь прелесть русского романса, насладиться его необъяснимым очарованием.

Уч.2: Перед вами чередой пройдут имена выдающихся поэтов и композиторов трех веков русской поэзии, творивших в жанре романса. Сегодня можно подпевать нашим замечательным исполнителям, ведь романс как особый жанр затрагивает струны нашей души. И в этом его основное предназначение.

Уч.1: Методическое объединение учителей русского языка и литературы приглашает вас в литературную гостиную на «Вечер русского романса». Мы бы хотели, чтобы вам в гостях было уютно и тепло.

(Фрагмент фильма «Жестокий романс» с исполнением романса «А напоследок я скажу..)

На фоне музыки Р.Паулса «Долгая дорога...» выходят ведущие.

Вед1: Вы узнали этот прекрасный романс из фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Романс – истинное украшение многих фильмов, пьес. Фильм прошёл, а романс живет.

Вед2: Русский романс…Любимый и забытый, томительный, рвущий душу, грустный и даже жестокий, волнующий. Романс никого не оставит равнодушным, он входит без стука к вам в сердце.

Вед1: Первоначально романсы появились в Испании. И само слово «романс» испанского происхождения и означало когда-то светскую песню на испанском (романском) языке в отличие от церковных песнопений на латыни. Но именно русский романс придал этому слову его особый смысл.

Вед.2: У романса нет тем, у него есть только одна тема-любовь. Все остальное: жизнь и смерть, вечность и время, судьба и ее удары, вера и неверие, одиночество и разочарование. Романс знает только две временные категории: миг-мгновенье, вечное сейчас-и всегда, до самой смерти.

(Звучит романс «Очарована-околдована» в исполнении Прилукова В.Г.)

(На фоне музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»)

Вед1: Сначала в жанре романса в России работали известнейшие композиторы Глинка, Даргомыжский, позднее Бородин, Мусоргский,Чайковский,Римский –Корсаков.

Вед 2: Русский романс в главной своей части - это великая поэзия.

И Пушкин, и Лермонтов,и музыкальный Фет, и философ Тютчев … А Денис Давыдов, Баратынский,А.К.Толстой…

Вед1: « Высокий романс»…Этим понятием удобно обозначить камерные произведения, созданные профессиональными композиторами на слова профессиональных поэтов. Это романс во фраке и в галстуке бабочкой.

Вед2 : Романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», написанный на текст всем известного стихотворения А.С. Пушкина, является примером идеального слияния вдохновенных стихов и столь же вдохновенной музыки.

Вед 1: История его началась в 1819году,когда на одном из вечеров в доме Оленина Пушкин увидел 19 – летнюю Анну Керн. Пушкин влюбился в юную красавицу: чувство оказалось взаимным. Итогом этой незабываемой встречи и явилось бессмертное творение поэта – «Я помню чудное мгновенье».

Вед 2:А музыку к этому стихотворению написал Михаил Иванович Глинка, воодушевлённый встречей с одной из дочерей Керн, Анной Ермолаевной.

(Звучит романс «Я помню чудное...» в исполнении Шакировой Е.В.)

(На фоне музыки М.Таривердиева «Возвращение»)
Вед1: Афанасий Афанасьевич Фет жил и творил в 40-80-е годы 19 века. «Романсы его распевает почти вся Россия…» И неудивительно, мелодия и ритмика стиха Фета приближаются к музыке.

Вед2: «И откуда у этого добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость»,- писал Лев Толстой. Красота природы, одушевление ее, любовь, искусство - вот темы его стихотворений.

Чтец: Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!...

(Звучит романс «На заре ты её не буди» в исполнении Ивашкеевой Ю.А.)

(На фоне музыки Ф.Листа)

Вед 2: Одна из прекраснейших тем творчества Фёдора Ивановича Тютчева - любовь как сложнейшее человеческое чувство. В судьбе поэта была удивительная встреча с Еленой Денисьевой. Встреча, которая положила начало большой любви.

Вед. 1: Возлюбленная Тютчева ради сильного страстного чувства пожертвовала многим: карьерой, положением в обществе, мнением близких и окружающих людей. Именно это вдохновило его на создание гениальной интимной лирики.

Чтец: О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошёл – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при, нашей встрече,

При первой встрече роковой,

Её волшебной взор, и речи,

И смех младенческий – живой?

И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!...

(На фоне музыки П.И.Чайковского «Июнь.Бараколла»)

Вед2: У Тютчева есть стихотворение, которое он писал почти всю жизнь. Кто не знает этих замечательных строк о любви:

Я встретил Вас – и все былое

В отжившем сердце ожило...

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло...

Чувство, которое поэт бережно нес в себе много лет и в котором не побоялся признаться на самом краю жизни, было обращено к Амалии Крюденер, женщине, одаренной редкостной, уникальной красотой, которой восхищались Г.Гейне, А.С.Пушкин, Николай Первый,баварский король Людовик 1 заказал портрет Амалии, когда собирал галерею европейских красавиц. Это необыкновенное чувство вдохновило Тютчева на одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных любви-дружбе, прошедшей через всю жизнь.

(Звучит романс «Я встретил Вас...» в исполнении Прилукова В.Г.)

Вед1: Средь шумного бала случайно встретились… Она – Софья Андреевна Миллер. И он – Алексей Константинович Толстой.

(Под звуки вальса В.Доги вальсируют пары)

Вед2: Вот некоторые строки из писем Алексея Толстого к Софье Андреевне: «Всё вокруг свет и счастье. Посылаю тебе свою душу – да будет она всегда с тобой». Чайковский воспел эту трогательную любовь в своём бессмертном творении.

(Звучит фонограмма романса «Средь шумного бала...»)

Чтец исполняет на фоне музыки К.Сен-Санса стихотворение С.Есенина

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И,как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,

Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,

Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,

Как жену чужую, обнимал березку.

(На фоне музыки И Крутого «Нежность»)

Вед1: Сергея Есенина по праву называют поэтическим сердцем России, ведь самой большой любовью поэта была Русь, его родная деревня,крестьянская изба. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Звенит девичий смех, плачут глухари,заливаются бубенцы.

.Вед 2: Синее,голубое,алое, зеленое,золотое брызжет и переливается в стихах поэта.

Глубоко и проникновенно воспевает поэт красоту родной природы, ее коренную слитность с человеком.

(Звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении дуэта)

Вед1: Городской романс. Начало ему положили песни шарманщиков. Одной из таких песен стала «Песнь узника» Федора Глинки, героя Отечественной Войны 1812 года. Вед.2: Неизмерима роль поэта, музыканта, исполнителя Булата Окуджавы в развитии русского городского романса. Это имя вряд ли нуждается в особом представлении. Окуджава родился в Москве и вырос на Арбате. Поэт-бард современен, его песни, стихи, романсы – слушают, поют.

(Звучит романс «Давайте говорить друг другу комплименты» в исполнении Благиной И.В.)

(На фоне музыки Шопена прелюдии №6)

Чтец: Целую ночь соловей нам насвистывал,

Город молчал, и молчали дома,

Белой акации гроздья душистые

Ночь напролёт нас сводили с ума.

Сад был умыт весенними ливнями,

В темных оврагах стояла вода,

Боже! Какими мы были наивными!

Как же мы молоды были тогда!

Вед1: Судьба романса полна превратностей. Времена менялись, менялся романс. То подымался до вершин классики, то опускался до самопародии. А люди пели и поют. Из поколения в поколение.

Чтец: Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,

И в оный час явлений и чудес

Живая колесница мирозданья

Открыто катится в святилище небес.

Тогда густеет ночь, как хаос на водах,

Беспамятство, как Атлас, давит сушу,

Лишь музы девственную душу

В пророческих тревожат боги снах!

(Звучит романс «Белой акации гроздья душистые» в исполнении Шакировой Е.В.)

Вед2: Высоким слогом русского романса мы попытались сегодня донести до вас его прелесть, красоту, неповторимость и, наконец, его бессмертие.

В этом нам помогли наши артисты. Всех благодарим! До новых встреч!