Культура Киевской Руси и русских земель периода феодальной раздробленности. Культура руси периода политической раздробленности

Подготовил студент факультета русской филологии и национальной культуры отделения культурологии, группа 1Г Першин Святослав

Слайд 2

С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019 -1054) и усиливается после его смерти. В 1097 г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения: - во-первых, прекратить княжеские усобицы, - во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою".

Слайд 3

Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.

Слайд 4

Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии.

Слайд 5

Причины феодальной раздробленности

Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства: 1. Политическая (огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена – все это способствовало децентрализации государства); 2. Социальная (К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества); 3. Экономическая причина (в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы); 4. Феодальной раздробленности способствовала и внешнеполитическаяобстановка (Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ).

Слайд 6

Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси.

Слайд 7

Новгородская боярская республика выбрала прозападную позицию, что сказалось и на её культуре

Однако, являясь самой большой по территории и самой богатой землей этого периода, Новгородская земля из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.

Слайд 8

В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на Северо-Востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности.

Однако Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.

Слайд 9

В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.

Слайд 10

Именно этот период истории подарил миру такие шедевры искусства как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Поучение» Владимира Мономаха в литературе, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли в архитектуре, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Ангел Златые власы» в иконописи.

Слайд 11

Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо-татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.

Слайд 12

Список литературы

1. История [Эл. ресурс] Москва, 2010. – Режим доступа: http:/ www.ido.rudn.ru. – Загл. с экрана. – Дата доступа: 11.03.10. 2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст] : учебник для 10 класса общеобразоватю учреждений / А.Н. Сахаров, В.Н. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 8 изд. – М.:Просвещение, 2002. – С. 65-121.

Посмотреть все слайды

Особенности формирования древнерусской культуры

1. Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор - былины, сказки, обрядовые и лирические песни.

2. Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились культурные традиции отдельных славянских племен - полян, вятичей, новгородцев и др., а также соседних племен - утро-финнов, балтов, скифов, иранцев. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.

3. Огромное влияние на культуру в целом - на литературу, зодчество, живопись - оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными.

Письменность, школьное образование. Летописи. Литература

1. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют,что славянская письменность существовала еще в начале Х в.:

> глиняный смоленский сосуд с надписью на славянском языке (конец IX в.);

> договор (911 г.) князя Олега с Византией является одним из первых памятников славянской письменности;

> Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма.

2. После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было неграмотным. Ярослав Мудрый, его дети знали несколько языков. Ремесленники ставили надписи-клейма на своих изделиях. Появились переводы греческих, болгарских книг, исторические сочинения - знаменитая “Академия” - книга о походах Александра Македонского, книги по естествознанию и географии. Книги стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Из 130 сохранившихся книг XI-XII вв. более 80 - богослужебные.

3. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц. Сестра Мономаха устроила в Киеве школу для девушек. Посадские люди (горожане - ремесленники, торговцы), как правило, были грамотны, умели хорошо считать. Об этом говорят найденные в Новгороде и Пскове берестяные грамоты - письма, хозяйственные документы, судебные решения, прошения, а также граффити - надписи на стенах церквей (жалобы, молитвы); сохранилась надпись Мономаха: “Ох, тяжко мне”. У славян были достаточно обширные познания в географии, полученные из книг и в результате путешествий. Им были хорошо известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии.

4. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи - погодное изложение исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей и изредка нерядскими делами. Первая летопись появилась в конце Х в., она рассказывала об истории Рюриковичей до введения христианства. Летопись не сохранилась. Вторая летопись была составлена при Ярославе Мудром. Третья и четвертая создавались митрополитом Илларионом при князе Святославе.

5. Многие предания вошли в летопись “Повесть временных лет”, ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г. Человек высокообразованный для своего времени, талантливый писатель и глубокий историк, он ставит вопрос о происхождении Русского государства и его развитии: “Откуда есмь пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть”. Нестор не только сообщает факты, но и делает философско-религиозные обобщения, показывает историю Руси и княжеской власти Киевского государства на фоне мировой истории. Он описывает бояр, посадников, дружинников, монахов, говорит о военных походах, восстаниях, княжеских усобицах, жизни простого народа. Нестор осуждает убийства, предательство, хвалит честность и смелость. Все события летописец оценивает с позиций религиозной морали и государственности. Нестор оставил также два других выдающихся произведения: “Сказание о Борисе и Глебе” и “Житие Феодосия”. В 1118 г. при Мономахе игумен Сильвестр написал новый свод, где были особо описаны деяния Владимира Мономаха. По мере распада Руси появляются центры местного летописания в Смоленске, Пскове, Галиче, Владимире, Суздале и других городах. Местные летописи писали по заказу князя приближенные бояре или дружинники. Они рассказывали о жизни князя и его семьи, его взаимоотношениях с боярами, другими князьями и т. п. Местные летописи отличались предметом повествования, стилистикой. В Киеве появилась библиотека летописных сводов.

6. Помимо исторических сочинений в Киевской Руси создаются произведения и других жанров. В 1049 г. митрополит Илларион написал “Слово о законе и благодати” - знаменитое произведение, которое свидетельствовало о глубоком проникновении идеологии христианства в сознание русских отцов церкви. В нем Илларион славит новые идеи и понятия христианства, а также Русь, русский народ, “старых” и “славных” князей земли Русской, подчеркивает право русской церкви на самостоятельность. В конце XI в. написаны произведения: “Память и похвала Владимира” монаха Иакова, “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси”. Наибольшую известность получило “Поучение детям” Владимира Мономаха, главная цель которого - необходимость борьбы с княжескими междоусобицами. Мономах рисует образ идеального князя, заботящегося о могуществе земли Русской. В произведении “Хождение игумена Даниила на Восток” описывается длинный, трудный путь ко гробу Господню в Палестину. Выделяются связанные между собой два произведения: “Слово” и “Моление”. Как полагают ученые, они написаны - одно в XII в., другое в XIII в. - двумя авторами, носившими имя Даниил и называвшими себя Заточниками. Оба из заточения обращаются к своим князьям, оба ратуют за сильную княжескую власть. Великим памятником древнерусской литературы является “Слово о полку Игореве”. Единственная дошедшая до Нового времени рукопись “Слова...” погибла в пожаре Москвы во время нашествия Наполеона в 1812 г. В произведении рассказывается о походе князя Игоря Святославовича в 1185 г. против половцев. Первое сражение закончилось победой русских войск. Во втором сражении русское войско потерпело поражение, а Игорь попал в плен. Половцы опустошили левобережье Днепра. Неизвестный автор “Слова...” преодолел узость интересов своего княжества и выступил с позиций общерусских интересов, он ратует за единство всех русских князей в борьбе против кочевников и осуждает тех из них, кто не пришел на помощь Игорю. Это поэтическое повествование о мужестве русских людей и плач по погибшим.

Зодчество

1. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль - башенки, терема, ярусы, переходы, резьба - перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева - церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.

2. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича - плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове - Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).

3. В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

Искусство, музыка, устное народное творчество

1. Получила распространение и иконопись. Икона - это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона “Владимирской Богоматери”. Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи - главный “Деисус”, написанный в конце XII в. (“Деисус” означает “моление”). К этой же школе иконописи относится и икона “Оранта”. Дошли до нас новгородские иконы: “Ангел Златые Власы”, “Спас Нерукотворный”, “Успение Богородицы” (все - XII в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески “Страшного суда”.

2. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику - скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров-златокузнецов в один ряд с западноевропейскими. Известна оправа турьих рогов из Черной могилы в Чернигове. Многие изделия вывозились в Чехию, Польшу; а резьбу по кости в Византии называли “русской резьбой”.

3. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особое место занимает такой эпический жанр, как “старины” - былины, особенно киевского героического цикла. Их герои - Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец - народные герои, защитники Родины. Их подвиги сказочны и героичны. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатей, бояре.

4. Древнейший жанр русской музыки - обрядовые и трудовые песни, “старины”. Музыкальные инструменты - бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи - певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались баяны - сказители и певцы “старин”.

Быт и нравы Древней Руси

1. Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах (20-30 тысяч человек), селах (≈50 человек), деревнях (25 - 40 человек). Основным типом славянского жилища была усадьба, дом - бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. Киев был большим и богатым городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах нередко проходили пиры, женщины сидели наравне с мужчинами, пели гусляры, происходила раздача пищи, денег от имени хозяина неимущим. Любимая забава богатых - соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои, игрища. Очень популярна была баня.

2. Одежда шилась из домотканого холста или сукна. Основой костюма была рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха - до полу, с вышивкой и длинными рукавами. Головные уборы: у князя - шапка, обрамленная яркой материей, женщины голову покрывали платком (полотенцем - замужние), украшали подвесками, крестьяне и горожане носили меховые или плетеные шапки. Верхняя одежда -плащ-вотола из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы - цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями.

3. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие киевлян к винопитию.

4. Новорожденным давали имена по церковному календарю. В большинстве своем они имеют еврейское или греческое происхождение. В русском языке они изменили свое звучание: Иаков - Яков, Иосиф - Осип, Абрам, Иоанн - Иван. Княжеские имена стали календарными - Владимир, Борис, Глеб, Олег. У простых людей именем нередко становилось прозвище - Молчан, Оладья, Дурак.

5. Русская культура накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя.

Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII - XIII в. характерно становление "полицентризма" - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI - начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на "областной" характер летописания, летописцы XII - первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной - Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы - "Слово о полку Игореве". Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств - сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена - были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме "Слова" им посвящены две пространные летописные повести).

"Слово о полку Игореве" в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей "Слова" (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати - боярству.

Основная идея "Слова" - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, - княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор "Слова" - не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. "Нынешнее" время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью - обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма "Слова" является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор "Слова" широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка " предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы "Слово Даниила Заточника". Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. "Слово" насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая "Молением Даниила Заточника". Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции - дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой "Моления" является негативное отношение к высшей знати - боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы - "Слово о погибели Русской земли" - было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава - Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о "болезни" - усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору "Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели" обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII - начало XIII в. - время появления таких былинных сюжетов, как "Саур Леванидович", "Сухман", новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя - князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII - начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси - Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

КУЛЬТУРА РУСИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

В истории России период с конца XII до середины XY века называется периодом феодальной раздробленности, межкняжеских усобиц, экономического и политического ослабления Руси. Монголо-татарское нашествие и века татарского ига (1238-1480 гг.) затормозили развитие русской культуры почти повсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были должниками Золотой Орды и к тому же успешно отразили натиск западных врагов - ливонских рыцарей. В тоже время 1240 г. на русские земли вторглись шведские завоеватели, которых разгромил на реке Неве новгородский князь Александр Ярославич. Это была его первая крупная победа, за которую он получил титул «Невский». В 1242 г. он дал сражение меченосцам на льду Чудского озера. Эта битва была названа Ледовым побоищем, после которой Александр Невский торжественно вошел Новгород, ведя скованных пленников. Это время, когда Русь оказалась завоеванной, обескровленной, разоренной. Центром объединения и возрождения стала Москва. Основанная в 1147 г., она уже в 1276 г. стала центром небольшого княжества при младшем сыне Александра Невского Данииле, а в XIY - XY вв. стала центром возрождения русского государства.

В домонгольский период русский народ отличался высокой степенью грамотности, являвшейся фундаментом общей культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники XII – н. XIII вв.

С разорением Руси монголо-татарами, массовым истреблением населения, разрушения культурных центров грамотность населения и уровень культуры в целом резко упали. Надолго сохранение и развитие образования, грамотности, духовной культуры переместилось в монастыри, религиозные центры. Восстановление прежнего уровня грамотности началось со второй половины XIY века, особенно после победы русского войска под предводительством Дмитрия Донского над татаро-монголами на Куликовом поле (1380). Говоря о героической борьбе Русского народа, в этой битве, которая возвестила приближающее освобождение и вошедшая во многие исторические, культурные памятники Руси, в былины, поэмы, песни, сказания и т.п.

Предание гласит, что неподалеку от Москвы, откуда князь вел свои войска против Мамая, ему явилась икона Николая Чудотворца. И князь воскликнул: «Сия все утеша сердце мое!…» (на этом месте и основали Николо-Угрешский монастырь. До наших дней сохранились многие сооружения в монастыре: Спасо-Преображенский собор, Патриаршие палаты, уникальная Иерусалимская стена, стилизованная под иконописный город…)

Развитие литературы в XII – сер. XY вв. продолжает тесно переплетаться с подъемом устного народного творчества. Наиболее выдающимся литературным памятником отечественной культуры к XII в является «Слово о полку Игореве». Оно восхищает масштабностью мышления, образностью языка, ярко выраженным патриотизмом, тонким лиризмом. Его центральная идея – призыв единению Руси перед общим врагом. Из других литературных произведений XII – середины XY вв. можно отметить «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщину», Киевско-Печорский патерик. Все эти произведения, написанные в форме летописей, составляют нашу национальную гордость и являются неотъемлемой частью мировой средневековой культуры. Наряду с ними возникли и новые легенды, например «Сказание о граде Китеже » - городе, ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, не сдавшимися врагам. Создавалось много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли.

Одним из литературных жанров в XIY – XY вв. были жития. Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей.

Талантливые церковные писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописание крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря. Особую известность приобрели «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского», названного так по местечку Радонеж, недалеко от которого он основал монастырь. «Житие Дмитрия Донского», где рисуется яркий образ мужественного полководца, в нем раскрываются глубокий патриотизм и единство русского народа.

Одним из самых распространенных литературных жанров того времени были исторические повести, в которых описывались как «хождения» (путешествия), так и крупные исторические события. Выдающимся памятником русской культуры XY в явилось «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее много точных и ценных наблюдений об Индии и др. стран. Ценные географические описания других территорий представлены в «хожениях» новгородца Стефана (1348-1349) и Смолянина Игнатия (13489-1405) в Царьград, в дневнике поездки русского посольства на церковный собор в Феррару и Флоренцию (1439).

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства отметил академик И.Э. Грабарь (1871-1960): «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий и традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374) церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой части Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым, в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Это Грановитая палата (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль (до XIY в. назывался детинец), который впоследствии неоднократно перестраивался.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий – суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого кремля составляла почти девять километров. Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIY в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости Московского Кремля.

Московский Кремль – древнейшая, центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу Москвы. В 1366-1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у Юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время не территории Московского кремля были построены новые храмовые и гражданские строения. Была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор. В Конце XY в. была построена Грановитая палата, которая являлась частью царского дворца, его бронным залом.

Велось строительство и в других городах – Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшие сохранившиеся памятники Московского зодчества – Успенский собор в Звенигороде (ок.1400), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиево монастыря (1422).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и создание новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIY - XY вв. так же, как и зодчества стало естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Древнерусская икона – действительно создание гения, коллективного многоликого гения народной традиции. Примерно в XIY в. Иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас это чисто русское изображение. Византия не знала его. «Житейская» поэзия иконы сливалась воедино с поэзией сказки. В иконе много от русского сказочного фольклора, особенно это ощутимо в ранних иконах новгородской школы с их ярко-красными фонами, простыми цельными силуэтами.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIY в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (1352).