Культура периода феодальной раздробленности на руси. Культура руси периода феодальной раздробленности

В 12 в. Киевская Русь распадается на десятки феодальных княжеств, к 15 в. их количество достигает 250. Их отличают собственные черты культурного развития. Складывались Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и другие художественные школы.

Создаются былины , циклы исторических песен, местное (областное) летописание .

Архитектуру отличает сочетание местных традиций с византийскими и элементами западноевропейского романского стиля . Типичным становится одноглавый купольный храм .

После Батыева нашествия монголо-татарских войск были разрушены многие храмы, погибли книги, иконы, на полстолетия приостановилось монументальное каменное зодчество. В период монголо-татарского владычества (1240–1480) русской культуре был нанесен огромный урон.

В 14–15 вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства. Не пострадавший от монгольского нашествия, он сохранил культурные ценности домонгольской Руси, в том числе найденные в 1951 г. берестяные грамоты .

Со второй пол. 14 в. начинается национальный и культурный подъем , связанный с победой на Куликовом поле (1380) и объединительной ролью Москвы.

23. Культура московского государства в 14–17 веках

Центром государственного и культурного возрождения становится Московское княжество . Москва была центром общерусского летописания и церковной столицей .

В 16 в. при Иване Грозном созданы:

    10-томные «Четьи-Минеи» («Чтения ежемесячные» - жизнеописания русских святых, составленные по месяцам);

    «Степéнная книга» - изложение русской истории от Владимира Крестителя до Ивана Грозного;

    свод житейских правил и наставлений «Домострой».

Первые попытки книгопечатания относятся к 1553 г. От того времени сохранилось семь анонимных книг.

В сер. 16 в. в Москве Иван Грозный создает первую государственную типографию , в которой Иван Федоров и Петр Мстиславец 1 марта 1564 г. издали первопечатный «Апостол» , в 1565 г.- «Часослов» , затем - другие книги.

На рубеже 15–16 вв. Москва превращается в столицу единого централизованного государства , оплот православия . Это подкрепляется выдвинутой монахом Филофеем в нач. 16 в. теорией «Москва - третий Рим» , которая получает монументальное оформление в архитектуре.

С кон. 15 в. перестраивается белокаменный Кремль. Итальянские мастера одевают его в красный кирпич. К нач. 16 в. на Соборной площади Кремля перестраиваются или возводятся заново Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы .

В 16–18 вв. в каменное строительство привносится традиционный для деревянного зодчества шатровый стиль (церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, собор Василия Блаженного на Красной площади и др.).

Живопись этого периода представлена иконами и фресками Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Иконопись русских изографов-богомазов является шедевром не только отечественной, но и мировой культуры.

н а пороге Нового времени. В 17 в. завершается история патриархальной древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением. Начинается «обмирщение» культуры (усиление ее светского характера).

Во второй пол. 17 в. стала проявляться реалистическая тенденция в живописи - в иконах Симона Ушакова («Спас нерукотворный» и др.), в парсунах (испорченное от лат. персона - лицо, личность). так назывались портреты реальных исторических лиц, написанные в традиции иконописи (переходная стадия к светскому портрету).

Появляется рифмованная поэзия (Симеон Полоцкий), драматургические произведения. Первый придворный театр в России (1672–1676) существовал 4 года при дворе царя Алексея Михайловича.

В 1687 г. (в регентство царевны Софьи) в Москве открывается первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII - XIII в. характерно становление "полицентризма" - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI - начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на "областной" характер летописания, летописцы XII - первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной - Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы - "Слово о полку Игореве". Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств - сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена - были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме "Слова" им посвящены две пространные летописные повести).

"Слово о полку Игореве" в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей "Слова" (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати - боярству.

Основная идея "Слова" - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, - княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор "Слова" - не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. "Нынешнее" время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью - обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма "Слова" является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор "Слова" широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка " предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы "Слово Даниила Заточника". Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. "Слово" насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая "Молением Даниила Заточника". Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции - дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой "Моления" является негативное отношение к высшей знати - боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы - "Слово о погибели Русской земли" - было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава - Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о "болезни" - усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору "Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели" обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII - начало XIII в. - время появления таких былинных сюжетов, как "Саур Леванидович", "Сухман", новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя - князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII - начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси - Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII — XIII в. характерно становление «полицентризма» — появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI — начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на «областной» характер летописания, летописцы XII — первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной — Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы — «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств — сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена — были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме «Слова» им посвящены две пространные летописные повести).

«Слово о полку Игореве» в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей «Слова» (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати — боярству.

Основная идея «Слова» — необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, — княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор «Слова» — не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. «Нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью — обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма «Слова» является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор «Слова» широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка » предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы «Слово Даниила Заточника». Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. «Слово» насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая «Молением Даниила Заточника». Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции — дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой «Моления» является негативное отношение к высшей знати — боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы — «Слово о погибели Русской земли» — было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава — Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о «болезни» — усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору «Слова о полку Игореве», автор «Слова о погибели» обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII — начало XIII в. — время появления таких былинных сюжетов, как «Саур Леванидович», «Сухман», новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя — князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII — начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси — Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.

Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. При этом, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны сосœедних государств и племен, в древнерусской культуре этого пе­риода были достижения и успехи. Ока стала более демократичной: в куль­турную жизнь активно вовлекались новые территории, города, новые слои общества. К примеру, заказчиками культовых сооружений, монументальных росписей и драгоценных ювелирных изделий были не только князья и бояре, а и зажиточные представители городского населœения, которые имели свои взгляды, вкусы, представления.

Происходили изменения в древнерусской архитектуре. Русские зодчие начали отходить от традиционных византийских архитектурных канонов и форм и под воздействием местных условий стали искать новые решения. В удельных княжествах возникли архитектурные школы, которые отличались своими особенностями. Известны киевская, черниговская и переяславская ар­хитектурные школы, которые были объединœены единой стилистикой. На Ру­си стали строить меньшие по размеру храмы упрощенной конструкции. Из­менилось внутреннее и внешнее убранство храмов. Более характерной стала новая декорация фасадов: их стали украшать пилястрами, полуколоннами, аркатурными поясами и так называемым поребриком.

Рост и усиление городов - политических и культурных центров от­дельных княжеств - сопровождалось строительством большого количества культовых и гражданских строений в Киеве, Чернигове, Галиче, Переяславе и многих других городах. Некоторые т них сохранились до наших дней.

Наиболее известными из них являются: церковь Богородицы Пирогощи (1132 год) в Киеве на Подоле, Борисоглебский и Успенский собором Елецкого монастыря в Чернигове и др.

Интерьер древнерусских дворцов и храмов, как и раньше, украшали мозаикой, фресками, мозаичными полами и разнообразными изделиями при­кладного искусства. Последние использовались не только в качестве украше­ний, но часто выполняли и роль амулетов-оберегов и призваны были защи­тить своих владельцев от злых сил природы. Роль оберегов исполняли и ма­гические орнаменты, которыми украшали многие свои изделия мастера-ювелиры и ремесленники, создававшие предметы быта. В период раздроб­ленности продолжалось написание летописей. Появились новые центры ле­тописания в Чернигове, Переяславе, Холме, Владимире-Волынском. При не­которых монастырях имелись целые библиотеки, которые состояли исклю­чительно из летописей. Этими летописями пользовались последующие поко­ления летописцев, которые создавали целые летописные своды, изображая события прошлых лет с разных точек зрения, и стараясь дать этим событиям максимально объективную оценку.

Появились новые оригинальные формы исторических произведений; семейные и родовые княжеские летописи, жизнеописания князей и др.
Размещено на реф.рф
К со­жалению, большая часть этих произведений не сохранилась.

Шедевром древнерусской, художественной литературы является ʼʼСлово о полку Игоревеʼʼ. Это произведение было написано в трудное для Руси время, когда она страдала от набегов половцев, и повествует о неудач­ном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году. Слово пронизано идеей объединœения всœех сил Руси для борьбы с врагами. На примере поражения князя Игоря автор ʼʼСловаʼʼ стремился пока­зать, к чему могут привести споры и враждебность князей.

Центром культурной жизни украинских княжеств периода раздроблен­ности, стала Галицко-Волынская земля. Так, как и везде в то время, важную роль в развитии культуры играла церковь. В монастырях создавались летопи­си. Наиболее известна Галицко-Волынская летопись, в которой освещаются события Галицкой и Волынской земель с 1201 по 1292 год. Особенностью данной летописи является ее светский характер.
Размещено на реф.рф
Автор летописи образно по­вествует о времени княжения Романа и Данилы, о жизни князей и бояр, о во­енных походах русских дружин, об их борьбе с татарами, венграми, поляка­ми и другими завоевателями.

Ярким свидетельством высокого уровня культуры была архитектура края. Там строили преимущественно из дерева, долгое время каменными строениями оставались храмы, в отдельных случаях палаты.

Храмы строили, в основном, из белого камня с использованием резных орнаментов. Археологи установили, что в Галичи в XII веке было около 30 монументальных каменных строений, однако только небольшая их часть изучена на сегодняшний день. Интересными архитектурными памятниками Галицкой земли является княжеский дворец и церковь Пантелœеймона в Гали­че.

Галицкое и Волынское княжества, на рубеже XII и XIII вв. слившиеся в единое Галицко-Волынское княжество, во второй половинœе XII в. и в XIII в., в пору упадка Киевского княжества, достигают значительного политического могущества и культурного расцвета. Княжения Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича, его сыновей Даниила и Василька Романовичей и внука Владимира Васильковича связаны с наиболее славными страницами галицко-волынской истории. Но с начала XIV в. Галицко-Волынская земля политически слабеет и в половинœе этого же столетия она входит в состав Польско-Литовского государства.

Галицко-волынская книжность, развивавшаяся на базе киевской литературной традиции, в случае если не количественно, то качественно стояла на значительной высоте. До нас дошел ряд списков евангельского текста͵ в т.ч. Галицкое четвероевангелие 1144 ᴦ., Добрилово евангелие 1164 ᴦ. и др., жития Нифонта и Федора Студита в выголексинском сборнике XII-XIII вв Пандекты Антиоха 1307 ᴦ. и другие рукописные книги XII- XIII вв. Князя Владимира Васильковича летописец характеризует как ʼʼвеликого книжникаʼʼ и философа, какого не было на всœей землеʼʼ. В один из монастырей он пожертвовал евангелие, переписанное его рукой, а также ʼʼСоборник великийʼʼ, принадлежавший его отцу. Нескольким церквам он разослал богослужебные книги, в т.ч. в Чернигов апракосное евангелие, писанное золотом и богато украшенное. По его инициативе были списаны полное житие Дмитрия Солунского, Кормчая книга и, вероятно, Беседы Григория Двоеслова. У него были сотрудники аналогично тому, как и он, книголюбы, занимавшиеся перепиской богослужебных и четьих книᴦ. В числе галицко-волынских деятелœей той поры должен быть упомянут митрополит Петр.

Во второй половинœе XIII в. в Галицко-Волынской земле был, видимо, составлен сборник (использованный в так называемом Архивском сборнике XV в. и в Виленской рукописи), в состав которого входили Толковый апокалипсис, Хронограф, заключавший в себе библейские книги, хроники Георгия Амартола и Иоанна Малалы, Александрию и Историю Иудейской войны Иосифа Флавия; далее - под заглавием ʼʼРусский летописецʼʼ - Повесть временных лет и сборник типа Изборника Святослава 1073 ᴦ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Галицко-Волынская земля в XII-XIII вв. владела лучшими произведениями переводной и русской исторической литературы Киевского периода.

Книжная деятельность в Галицко-Волынской земле продолжалась, хотя и не столь интенсивно и после утраты ею политической самостоятельности.

Не должна быть сомнения в том, что немало памятников литературы погибло в той беспокойной исторической обстановке, какая выпала на долю Галицко-Волынского княжества.

Летописание в Галиции началось видимо, в ХI в. судя по отдельным рассказам, вошедшим, несомненно, из Галицкой летописи в ʼʼПовесть временных летʼʼ и в Киевскую летопись (описание ослепления князя Василька и последовавших событий 1098-1100 гᴦ., изложенное под 1097 ᴦ.). Сохранившаяся именно в русских списках, основанная на источниках, вошедших и в русский oбиxoд Галицко- Волынская летопись XIII в. поддерживала в северо-восточной Руси традиции той дружинной поэзии, высшим достижением которой в конце XII в. было Слово о полку Игореве,

Искусство Галицко-Волынской земли XII-XIII вв. нельзя разделить гранью монгольского завоевания на две половины. Более высокая военная подготовка галицких вооруженных сил, крепкие оборонительные стены городских центров затруднили быстроту татарского завоевания, а последующая международная политика Даниила Галицкого смягчила тяготы татарского ига и обеспечила почти нормальное течение общественной жизни, а вместе с ней и развитие искусства. Здесь, как и в Новгороде, избегнувшем непосредственного разгрома земли монгольскими полчищами, роковые 1238-1240 гᴦ. не прервали культурного развития.

Своими истоками искусство Галицко-Волынской Руси связано с общей для всœех с древнерусских княжеств сокровищницей художественной культуры - искусством Киевской земли. Судить о галицко-волынском искусстве мы можем лишь по памятникам зодчества, которые к тому же плохо изучены и представлены почти исключительно археологически вскрытыми развалинами храмов.

В киевском зодчестве XI-XII вв. было положено начало решению ряда новых задач - городского собора удельной столицы, дворцового княжеского храма и ансамбля княжеской или вообще феодальной резиденции в целом; они были даны в соборе Киево-Печерского монастыря, в церкви Спаса на Берестове - загородном дворце Мономаха, а затем много раз повторившиеся с различными модификациями, как в строительстве самого Киева, так и других феодальных центров XII в.; Галич и Владимир-Волынский были в их числе.

Весьма существенно отметить черты своеобразия, отличающие архитектуру Волыни и Галичины. Памятники Владимира-Волынского - Мстиславов Успенский собор (1157-1160) и находящиеся в урочище ʼʼСтарая катедраʼʼ развалины храма, относящегося, по-видимому, к тому же времени, представляют исключительную близость к киево-черниговским памятникам.

Волынь в искусстве, как и в литературе, была прямой наследницей Киевской земли и довольно ревностно следовала ее традициям.

Искусство Галича шло несколько иным путем и более критично воспринимало художественное наследие и канонические образцы. Своеобразию галицкого зодчества способствовало само международное положение Галича, облегчавшее непосредственную связь с Западной Европой и прямое воздействие западной художественной культуры. Обилие естественного строительного камня позволило заменить им обычный кирпич и обогатило возможности декоративной обработки зданий - резьбой, игрой различных тонов облицовочного камня и пр.(Еще в серединœе XII в) в Галиче был создан сложный архитектурный ансамбль княжеского дворца. Рассказ летописи об обстоятельствах смерти князя Владимира Галицкого рисует нам эту постройку в виде совокупности ряда зданий: жилой части дворца, ʼʼсенейʼʼ и дворцового храма, объединœенных между собою системой переходов; в базе этой композиции лежит получившая здесь значительное развитие (система богатого деревянного жилья - ʼʼхоромʼʼ, установившаяся еще в условиях быта княжеско-дружинных верхов Киевской Руси. Открытые раскопками фундаменты белокаменной дворцовой церкви Спаса дают типичный пример зданий этого рода. Галицкий дворец обнаруживает много общих черт с композицией Боголюбовского замка XII в.

Построенная на рубеже XII-XIII вв. церковь Пантелœеймона в Галиче с ее порталами и резьбой романского характера показывает, как в галицком зодчестве переоформляется киевское наследие, как на общерусскую киево-византийскую основу ложатся романские черты, создающие своеобразный облик зодчества.

Особо пышное развитие оно получает с 40-х годов ХIII в. Этот факт нельзя не связать также и с отмеченным выше обстоятельством, что Галицко-Волынская земля была тем уголком Русской земли, где и в первые годы монгольского владычества продолжалось культурное развитие, где общественная жизнь не оборвалась. Сюда, несомненно, устремлялись всœе избежавшие плена и гибели культурные силы; Летопись, рассказывая о застройке Холма, рисует красочную картину заселœения нового княжеского города; на зов князя ʼʼприхожаа Немце и Русь иноязычники и Ляхы идяху день и в день и уноты и мастери всяции бежэху_ис Татар, седелници и лучници и тулници и кузнице желœезу и меди и сребру, и бе жизнь, и наполниша дворы окрест града, поле и селаʼʼ.

Именно в связи с этим рассказом о многочисленности стекавшихся в Галицкую землю мастеров разнообразных профессий и сообщает Галицко-Волынская летопись о прекрасных постройках, созданных в 40-50-х годах князем Даниилом в Холме, вызвавших неподдельный восторг и удивление современников.

Особенное внимание и восхищение летописца заслужила церковь Ивана: ее своды опирались на резные четырехсторонние капители с изображением человеческих голов. ʼʼизваянных от некоего хытрецаʼʼ, ʼʼримские стеклаʼʼ, т. е. цветные витражи на окнах храма, создавали причудливое освещение его внутреннего пространства; в алтаре над престолом вздымалась на двух колоннах из целого камня прекрасная сень А киворий украшенный по лазурному фону вызолоченными звездами; пол был слит из меди и олова и блестел подобно зеркалу.

Другая постройка Холма - церковь Марии (1260) не уступала, по словам летописца, своей красотой и размерами другим храмам. Для этой церкви была изготовлена прекрасная водосвятная чаша из красного мрамора, по краям она была украшена змеиными головами. Чаша была поставлена перед главными церковными дверями, как это делалось у храмов того времени на Западе.

Эти характеристики, посвященные летописцем Холмским постройкам, раскрывают перед нами исключительно сложную и своеобразную по составу слагающих ее элементов. Облик Холмских храмов позволяет увидеть своеобразное переплетение черт, рожденных в процессе развития древнерусского зодчества XII в., с явно заимствованными приемами-романского искусства. Этими же чертами характеризуется второй половины XII в. во Владимирском княжестве; более того, отдельные подробности убранства и оформления зданий Боголюбовского замка (1158-1165) настолько поразительно повторяются столетием позже в Холме, что возникает мысль о возможности непосредственной работы у князя Даниила владимирских зодчих и резчиков, бежавших от татарской неволи, и, вместе с другими мастерами, строивших и украшавших Холмские храмы.

Для галицко-волынской культуры характерно отсутствие резко выраженного и непримиримого вероисповедного и национального отвращения от ʼʼлатинскогоʼʼ мира, и эта ее черта способствовала также и обогащению искусства знакомством с Западом. Обращение к романскому искусству было вполне понятным для Владимира XII в. и для Галицкой Руси XIII в., так как это искусство более полно, нежели византийское, выражало идеи и вкусы феодального мира, передовыми представителями которого на Руси в XII в. были владимирские ʼʼсамовластцыʼʼ, а в XIII в. - галицко-волынский ʼʼкорольʼʼ Даниил.

С другой стороны, обращение к западной культуре было своеобразной формой утверждения своих собственных путей художественного и вообще культурного развития и отхода от традиций.

Этим объясняется также и тот знаменательный факт, что в галицко-волынском искусстве, в отличие от других княжеств, получило значительное развитие искусство ваяния, отрицавшееся православной византийской церковью в применении к религиозным сюжетам. Оно выразилось здесь не только в декоративной пластике Холмских храмов, но развилось в самостоятельную ветвь искусства, носящую даже светский характер.
Размещено на реф.рф
Летопись рассказывает об интересном изваянии, поставленном князем Даниилом вне города Холма, вероятно, на пути к нему.

То же влияние романского искусства ощущается и в галицко-волынской живописи, о которой можно судить лишь по нескольким миниатюрам.

В них прослеживаются приемы романо-готической живописи, как в отношении красочной гаммы, так и в самом построении живописного образа.

Итак, галицко-волынское искусство XIII в. является одной из наиболее ярких и значительных страниц истории древнерусского искусства. Начав свой путь вместе с литературой от общего для всœей древней Руси истока - киево-византийской художественной культуры, оно обогатилось общением с искусством западных сосœедей. Эти привнесения были органически освоены галицкими мастерами, создавшими вполне своеобразные и высококачественные памятники искусства Галицко-Волынской Руси.

Княжество стало наследницей К. Руси, боролось за воссоединœение й консолидацию земель, способствовало развитию хозяйства, городов, ре­месла, торговли, культуры; способствовало защите населœения юго-запад­ных земель от физического уничтожения монголо-татарами; подняло авторитет украинских земель на международной арене, особенно в усло­виях феодальной раздробленности.

Галицко-Волынское княжество после упадка Киева продолжило на целое столетие существование государственного образования на славян­ских землях и стало главным политическим центром будущей Украины.

Слово ʼʼукраинскийʼʼ впервые употребляется в ʼʼПроповедяхʼʼ теолога Григория еще середины XI века. Термин ʼʼУкраинаʼʼ упомянут в Киевской летописи в 1187 ᴦ. как синоним понятия ʼʼкрашаʼʼ, то есть - край, род­ная земля (для сравнения: Сербия. по сербо-хорватски - Сербска Краша). С 1335 года для Галиции стало употребляться заимствованное у греков понятие ʼʼМала Русьʼʼ, позднее превратившееся в понятие ʼʼМалороссияʼʼ. При этом в различные периоды оно обозначало различные регионы Украины.

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества." 2017, 2018.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Период феодальной раздробленности на Руси длился с первой половины XII до конца XV века. Один из летописцев записал в своей хронике под 1132 годом: «И раздрася вся Русская земля...», когда после смерти великого князя киевского Мстислава, сына Мономаха, все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и начали жить самостоятельной жизнью. С этого времени некогда единое государство стало делиться на самостоятельные княжеские владения. В середине XII века на Руси было 15 княжеств, а в XIV веке – примерно 250.

Внутри рассматриваемого периода существовал четкий рубеж – татарское нашествие 1237 – 1241 годов, после которого естественный ход русского исторического процесса был нарушен. В данной статье освещается только первая фаза феодальной раздробленности, которую нередко называют обобщенно «домонгольским периодом» истории Руси.

Говоря о феодальной раздробленности, необходимо иметь в виду, что политическое дробление Киевской Руси не повлекло за собой культурной раздробленности. Общее религиозное сознание, традиции, единство церковной организации замедлили процесс обособления и создали предпосылки для возможного будущего воссоединения русских княжеств.

Много неясности в определении причин , породивших феодальную раздробленность. Большинство ученых на первое место ставит экономические причины: господство натурального замкнутого хозяйства, означающее отсутствие у производителей заинтересованности в развитии товарных отношений, развитие феодальной вотчины, играющей организующую роль в развитии сельскохозяйственного производства.

Ряд авторов связывает этот процесс с политическими, культурными и социально-психологическими факторами такими, как неотрегулированность порядка княжеского престолонаследия («лестничное восхождение»), распри внутри правящей династии, сепаратизм и амбиции местной земельной знати.

Таким образом, в Киевской Руси в начале XII века существовали как объединяющие (внешняя опасность, культура, порядок наследования и т.д.), так и разъединяющие начала (экономическое развитие территорий, политические и социально-психологические факторы).

С оригинальным объяснением раздробленности Киевской державы выступил Л.Н. Гумилев. Согласно его концепции, она стала результатом спада пассионарной энергии в системе древнерусского этноса.

Постепенно на Руси сформировалась новая политическая карта со многими политическими центрами. Местные князья обладали всеми правами суверенных государей. Небольшие размеры княжеств позволяли им лично вникать во все дела по управлению, вершить суд на своем дворе или объезд владений.

При князе, как правило, существовала боярская «дума», состоявшая из родовитых бояр и духовенства. Этот совещательный орган не имел юридического статуса, его состав, созыв, вопросы для обсуждения полностью зависели от князя. Рекомендации думы были не обязательны, но чаще всего князья прислушивались к ним.

Нуждаясь в послушной и надежной опоре в борьбе с самоуправством бояр, князья стали опираться на людей, которых в XVIвеке стали называть дворянством или «детьми боярскими». Это были дружинники, слуги, рядовичи, тиуны, выполнявшие хозяйственные и административно-судебные функции в княжестве и получавшие за службу княжескую «милость» – княжеские земли во временное пользование. Возможно, часть из них за особые заслуги получала земли в наследственное, вотчинное владение, переходя в разряд боярства.

Таким образом, соперником бояр и опорой князей в XII веке становятся служилые люди.

Важным элементом средневекового общества являлись города. Средневековый город был сложным и многообразным социальным организмом, который никак нельзя охарактеризовать какой-нибудь одной чертой. Город был крепостью, убежищем во времена опасности для окрестных смердов, он был как бы, по словам Б.А. Рыбакова, коллективным замком крупных земельных магнатов округов во главе с самим князем. Он был административным центром княжества, местом суда и платежа, местом издания разных постановлений. Он был средоточием разнообразного ремесла: здесь производилось все, что было нужно для хозяйства или войны. Он был также главнейшим (а иногда и единственным) местом торговли округи и средоточием запасов и богатств.

В каждом княжестве, сообразно особенностям его исторического развития, складывалось свое соотношение сил, определялась специфика политического и экономического развития.

В конце XII – начале XIII вв. на Руси определились три основных политических центра, каждый из которых оказывал воздействие на развитие соседних земель и княжеств: для северо-восточной и западной, а также в некоторой степени и для северо-западной Руси – Владимиро-Суздальское княжество ; для южной и юго-западной Руси – Галицко-Волынское княжество; для северо-западной Руси – Новгородская феодальная республика.