Ефим Шифрин: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Ефим Шифрин: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото — Алабанза

Ефим Шифрин - из тех редких артистов юмористического жанра, которые не эксплуатируют один образ, а всё время себя ищут. Сначала пел, потом играл драматические роли в театре, затем крутил сальто в цирке... Сегодня Шифрин - актёр - именно актёр! - нового мюзикла...


Трюки без страховки

«АиФ»: - Москва сейчас увешана плакатами: Шифрин в новом мюзикле Швыдкого…

Е.Ш.: - «Времена не выбирают» - это первый в моей жизни мюзикл. Я ведь как привык существовать на сцене? Сказал - посмеялись, потом дальше сказал - и опять привычный смех. А здесь театр, партнёры, танцы… Я всё время любуюсь своими молодыми партнёрами. На привычное стариковское ворчание: «Вот, они ничего не могут, то ли дело были артисты в наше время…» - отвечу: «Могут больше нас!» Они делают то, что мы не делаем. Они свободны внутри. Не знают, что обозначает слово «худсовет», поэтому их психика сформировалась по-другому. Нет дрожи в коленках перед исполнением номера, который казался абсолютно невинным. А потом вдруг оказывается, что в нём пять лишних слов. Или целый абзац. В артистах моего поколения сидит этот испуг фантомный, несмотря на то что прошло уже столько лет...

Если же говорить о моём участии в мюзикле, то я не очень понимаю фразы: «Зачем в это лезть?»

«АиФ»: - Кстати, а зачем вы в мюзикл «полезли»?

Е.Ш.: - Актёр должен лезть во всё, к чему имеет касательство его профессия! Иначе мы бы видели Юрия Никулина только с засученными рукавами на ослике в цирке и не знали бы пронзительности его драматического существа в «20 днях без войны». Я больше пугаюсь, когда артист становится политиком. Но, когда он осваивает пространство, которое имеет отношение к его навыкам, к его прямому назначению - развлекать, слёзы и смех из зрителя исторгать, я - за. Поэтому и в «Цирк со звёздами» попёрся на старости лет. И так старался, что мне не стыдно! Помимо статуэтки и второй премии среди очень молодых своих соперников я ещё получил колоссальное удовольствие. Не потому, что делал «замок» под куполом цирка, а потому, что в это время вызывал какие-то эмоции у зала. Я прямо этой страничкой своей жизни горжусь! Вот мне сейчас будет 56, а осенью я повторил те трюки, которые делал в полтинник. Это я хвастаюсь. В Цирке на Цветном бульваре в день 90-летия Никулина делал все номера воздушной гимнастики вообще без страховки. И получил такое удовольствие! У нас ведь такая профессия эгоистическая...

«АиФ»: - Эгоистическая? Почему?

Артисты часто корчат из себя страшных альтруистов: «Вся жизнь моя только для вас, зрители!» Ну лукавство же! Понятно же, что только для вас, потому что вы хлопаете. А не потому, что плюётесь. Но, когда эти два восторга - свой и публики - совпадают, это прямо секс!

«АиФ»: - Шифрина стало намного меньше в телеэфире. Почему?

Е.Ш.: - Вы правы, меня там почти нет. Мои поклонники и та часть публики, с которой у меня есть обратная связь, почему-то воспринимают это как некий знак недовольства мной или того, что меня забыли. Спешу всех успокоить: у меня по-прежнему есть выбор. Но существует ведь ещё и слово «не хочу»... Я сейчас чаще отказываюсь сниматься в юмористических программах, чем соглашаюсь. Не хочется до каких-то опасных оценок доходить, но для меня стал иметь значение контекст. Раньше мне казалось: я сделал номер, и у публики есть шанс оценить меня лично. А потом оказалось, что телевизионный продукт - это блюдо. И мне показалось, что я не на каждом блюде хочу красоваться. Это не значит, что Шифрин - лучший ингредиент. Просто иногда бывает ветчина с мёдом. Многим нравится. Мне - нет. Тем более в кое-каких юмористических программах есть цензура. Невидимая. Она воплощается в качестве электронного монтажа. В каком-нибудь эфире ты замечаешь, что в твоём номере вдруг нет целого абзаца только потому, что там было слово «президент» или «премьер». Это я уже года два как с удивлением наблюдаю. Поэтому своё присутствие в этом формате свёл до малых величин. И только иногда напоминаю зрителям, что я не умер.

«АиФ»: - Вы не только не умерли. Судя по вашим внушительным бицепсам, вы со спортом неразлейвода!

Е.Ш.: - Я увлёкся силовыми тренировками много лет назад и занимаюсь каждый день. Сейчас из-за репетиций мюзикла был перерыв, но потом я взял реванш и не выходил из зала. Когда мне делали операцию, первым делом спросил хирурга: «Когда смогу пойти тренироваться?» (Смеётся.) Силовые тренировки - это было настолько не про меня. Но я читателям своего интернет-блога говорю: у меня нулевая интуиция. Жизнь научила: если мне сердце подсказывает, что это точно не моё, значит, туда надо соваться! Это то, что в актёрской профессии называется сопроматом. Роли на сопротивление. Допустим, у меня привычный эстрадный образ идиотика - и вдруг я Джеймс Бонд с голым торсом в цирковом шоу.

Посмотрите мои старые фотки в Интернете - слёзы просто! С тем обликом я должен был бы играть довоенных мальчиков, которые побеждают на шахматных олимпиадах, ходят в толстых очках и боятся девочкам в любви признаться. То, что в народе называется «ботаник», «чудик». Это очень-очень клейкий образ, он даёт в профессии крайне узкую дорожку. На моём десятилетнем пути монологов «с Люсей» я эту маску освоил. Тот человек ничего другого не умел, кроме того, что вызывать жалость к себе. «Алло, Люся?!»... Но мне в этом образе стало тесно, теперь хочу какие-то другие чувства вызывать. Сегодня у меня солидный послужной список в театре. Если бы не спортивный зал, мне бы ни одну из ролей не дали. Ни в «Путанах» у Виктюка, ни в «Торговцах резиной» Шамирова. Нигде!

«АиФ»: - То есть вам больше нравится быть мачо?

Е.Ш.: - Мачо - это когда падают слева направо штабелями. А мой герой сегодня - это человек, который хотя бы за один свой поступок отвечает.

Ефим Шифрмин родился 25 марта 1956 года в поселке Нексикан, Магаданская область. Его отец как раз в то время находился в ссылке. В 1966 году семья Шифриных переехала в Латвию и поселилась в Юрмале, где парень окончил среднюю школу № 5 и поступил в университет.

Далее, до 1974 года учился на филологическом факультете Латвийского государственного университета, а следующие четыре года провел на эстрадном отделении Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени Михаила Румянцева в мастерской Романа Виктюка. Там же, с 1977 года начал играть в Студенческом театре Московского Государственного Университета. Среди театральных работ Ефима Шифрина в то время: спектакли «До свидания, мальчики!», «Ночь после выпуска».

В 1979 году Ефим Залманович стал Лауреатом I Московского конкурса артистов эстрады, а в 1983 году Лауреатом VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Первый сольный спектакль «Я хотел бы сказать», по произведениям Виктора Коклюшкина, Шифрин сыграл в 1985 году. Тексты писателя легли также в основу спектаклей «Три вопроса» и «Круглая луна». С 1980 по 1985 год учился на факультете режиссеров эстрады в Российском Институте Театрального Искусства.

В 1990 году Ефим Шифрин создал собственный «Шифрин-Театр», где является художественным руководителем. В репертуаре артиста много вокальных произведений, среди которых романсы Дмитрия Шостаковича на слова Саши Черного, песни: «Иерусалим» Марка Минкова, «Музыка во мне» Михаила Кочеткова, «Южная ночь» Александра Клевицкого.

В 2007 году прошла премьера фильма Андрея Кончаловского «Глянец», в котором Шифрин сыграл роль Марка Шифера. Через год прошло сразу две театральные премьеры: в роли Эрве Монтеня в спектакле «Скандал! Публике смотреть воспрещается!» по пьесе Жана Марсана, и в роли Гарри Эссендайна в спектакле «Цветок смеющийся» по пьесе Ноэла Кауарда в постановке Михаила Козакова. В 2009 году вышел на сцену в главной роли телеспектакля «Пьеса для мужчины» по произведениям Даниила Хармса.

Ефим Шифрин снялся в фильмах «Болотная-стрит», «Герой нашего племени». В мюзикле «Ангел с окурком», поставленном Евгением Гинзбургом, Ефим Шифрин исполнил тринадцать песен и двадцать ролей в фильме.

Несколько лет подряд в марте Ефим Шифрин проводил в Государственном Центральном Киноконцертном Зале «Россия» концерты-бенефисы с участием звезд российской эстрады: «Шифриноев ковчег», «Опус № 10», «Лестница», «Перепись населения», «Люди в масках».

Артист эстрады очень много времени уделяет спорту, физическим занятиям. Получил премию Международной сети клубов World Class «Мистер Фитнес», а также имеет Диплом Комитета физкультуры и спорта, Федерации бодибилдинга и фитнеса Правительства Москвы за пропаганду спорта и здорового образа жизни.

В 2014 и 2015 году Ефим Шифрин являлся членом жюри развлекательного телевизионного шоу «Первого канала»: «Театр эстрады». В день смеха 1 апреля 2017 года артист стал телеведущим возрожденной юмористической телепрограммы «Вокруг смеха» на «Первом канале».

На март 2019 года актриса продолжает активно сниматься в кино. На своих страницах в социальных сетях часто выкладывает свежие фотографии из личной и творческой жизни, чем радует многочисленных поклонников.

Награды Ефима Шифрина

1979 - Лауреат I Московского конкурса артистов эстрады
1983 - Лауреат VII Всесоюзного конкурса артистов эстрады
1992 - Премия «Золотой Остап»
1995 - Лауреат Кубка Аркадия Райкина (международный фестиваль «MORE SMEHA», г. Рига)
2000 - Премия Международной сети клубов World-Class - «Мистер Фитнес»
2001 - Премия «Кубок Райкина»
2006 - Диплом Комитета физкультуры и спорта, Федерации бодибилдинга и фитнеса Правительства Москвы за пропаганду спорта и здорового образа жизни
2007 - Вторая премия и Кубок Никулина в телевизионном шоу «Цирк со звездами»

Творчество Ефима Шифрина

Роли в театре

1977 - «До свидания, мальчики!», по повести Бориса Балтера - реж. Роман Виктюк - Студенческий театр МГУ - Сашка Кригер
1977 - «Ночь после выпуска!», по рассказу Владимира Тендрякова - реж. Роман Виктюк - Студенческий театр МГУ - Игорь Проухов
1977 - «Утиная охота», по пьесе Александра Вампилова - реж. Роман Виктюк - Театр-студияДК «Москворечье» - Кузаков1982 - «Муж и жена», по пьесе Альдо Николаи - реж. Роман Виктюк - Театр-студия ДК «Москворечье» - Рупео
1994 - «Я тебя больше не знаю, милый», по пьесе А. де Бенедетти - реж. Роман Виктюк - Театр им. Евг. Вахтангова - Альберто
1995 - «Любовь с придурком», по пьесе В.Франчески - реж. Роман Виктюк - Театр Романа Виктюка - Антонио
1997 - «Путаны» по пьесе Нино Манфреди - реж. Роман Виктюк - Театр Романа Виктюка - Армандо
2001 - «Слухи», по пьесе Н. Саймона - LA’ТЕАТР - Глен
2005 - «Коза, или Кто такая Сильвия», по пьесе Э.Олби - реж. Роман Виктюк - Театр Романа Виктюка - Мартин
2006 - «Дракон» по пьесе Е.Шварца, режиссер Владимир Мирзоев - Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой - Бургомистр
2008 - «Скандал! Публике смотреть воспрещается!» по пьесе Жана Марсана - реж. Валерий Саркисов - Эрве Монтень
2008 - «Цветок смеющийся» по пьесе Ноэла Кауарда - режиссер Михаил Козаков - Гарри Эссендайн
2010 - «Торговцы резиной», по пьесе Ханоха Левина - реж. Виктор Шамиров(14) - Театральное агентство Арт-партнер XXI - Иоханан Цингербай
2011 - «Принцесса Ивонна» по пьесе Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская», режиссер Владимир Мирзоев - Театр им. Евг. Вахтангова - Король Игнаций
2012 - «Времена не выбирают» - мюзикл - либретто: Михаил Швыдкой, Алексей Кортнев, режиссеры Гарий Черняховский, Дмитрий Белов - Театр мюзикла - Мэтт Фрей
2013 - «Жизнь прекрасна» - музыкальное ревю - Театр мюзикла - исполняет песню из репертуара Аркадия Райкина «Добрый зритель в девятом ряду» и арию Тевье из мюзикла «Скрипач на крыше».
2016 - «Преступление и наказание», режиссер Андрей Кончаловский - рок-опера - Театр мюзикла - Порфирий Петрович
2016 - «Принцесса цирка», режиссеры-постановщики: Себастьян Солдевилья (Канада), Марина Швыдкая - мюзикл нового поколения - Театр мюзикла - Пуассон
2018 - «Жизнь прекрасна!» (новая версия), режиссер-постановщик: Марина Швыдкая - музыкальное ревю - Театр мюзикла - Тевье, Чаплин, Джо Дассен, Капитан, Водовоз, один из ведущих

Видеозаписи спектаклей

«Я тебя больше не знаю, милый» (запись 1994 г.)
«Любовь с придурком»
«Путаны»
«Коза, или Кто такая Сильвия»

Эстрада

Спектакли

1985 - «Я хотел бы сказать» - в основном по произведениям Виктора Коклюшкина, режиссер Владимир Точилин
1986 - «Это было вчера» - по пьесе Льва Шимелова, режиссер Григорий Гурвич
1987 - «Три вопроса» - автор Виктор Коклюшкин, режиссер Эдуард Бутенко (Московский театр эстрады)
1988 - «Круглая луна» - автор Виктор Коклюшкин, режиссер Эдуард Бутенко (Московский театр эстрады)
1990 - «Я играю Шостаковича», музыкальный моноспектакль - режиссер Феликс Григорьян
1991 - «Фотография на память» - автор Виктор Коклюшкин, режиссер Феликс Григорьян

Бенефисы

1993 - «Привет, артист» - режиссер Любовь Гречишникова
1994 - «Одинокий волк» - режиссер Гедрюс Мацкявичюс
1995 - «Королевская ложа» - режиссер Семен Бульба
1996 - «Жду звонка из Голливуда» - режиссер Семен Бульба
1997 - «Новый русский пасьянс» - режиссер Семен Бульба
1998 - «Вечер в кругу друзей» - режиссер Любовь Гречишникова
1999 - «Ефим Шифрин и его товарищи» - режиссер Любовь Гречишникова - Московский театр эстрады
2000 - «Шифриноев ковчег» - режиссер Александр Горбань - Московский театр эстрады
2001 - «WWW.SHIFRIN.RU» - режиссер Александр Горбань - ГЦКЗ «Россия»
2002 - «Опус № 10» - режиссер Александр Горбань - ГЦКЗ «Россия»
2003 - «Лестница» - режиссер Сергей Цветков - ГЦКЗ «Россия»
2004 - «Перепись населения» - режиссер Сергей Цветков - ГЦКЗ «Россия»
2005 - «Люди в масках» - режиссер Сергей Цветков - ГЦКЗ «Россия»
2006 - «Кабаре. Перезагрузка» - режиссер Сергей Цветков - ГЦКЗ «Россия»

Фильмография

Актер

1980 - История кавалера де Грие и Манон Леско режиссер Роман Виктюк
1991 - Болотная street, или Средство против секса - жилец с 12-го этажа
1991 - Я играю Шостаковича, телевизионная версия спектакля, режиссер Светлана Аннапольская - главная роль
1992 - Ералаш, выпуск 94 - «Место встречи изменить нельзя»
1993 - Дядя Ваня и другие по произведениям А. П. Чехова и Виктора Коклюшкина, автор сценария Виктор Коклюшкин, режиссер Олег Корвяков
1994 - Театр имени меня - режиссер Олег Корвяков, жанр комедия, время 50 мин
1998 - Ангел с окурком (мюзикл) - режиссер Евгений Гинзбург - более 20-ти ролей
2001 - Кышкин дом - камео
2003 - Герой нашего племени (телесериал) - ведущий (главная роль)
2006 - Ералаш, выпуск № 192 - «Мучитель»
2007 - Глянец - режиссер Андрей Кончаловский - Марк Шифер, известный модельер
2009 - Пьеса для мужчины, моноспектакль по произведениям Даниила Хармса - реж. Владимир Мирзоев
2009 - Золотой ключик (новогодний мюзикл) - режиссер Александр Игудин - Дуремар
2010 - Комедианты (фильм-спектакль), режиссер Александр Галибин - первый любовник (одна из главных ролей)
2010 - Морозко (новогодний мюзикл) - режиссер Александр Игудин - Яков (отец Настеньки)
2010 - Путейцы-2. Я не Шифрин - камео и человек, похожий на Шифрина
2011 - Новые приключения Аладдина (новогодний мюзикл) - режиссер Александр Игудин - Мудрейший
2012 - Контракт, по пьесе Славомира Мрожека - реж. Владимир Мирзоев - Магнус
2012 - Красная Шапочка (новогодний мюзикл) - режиссер Александр Игудин - Лекарь
2013 - Склифосовский. 2 сезон - режиссер Юлия Краснова - камео
2013 - Три богатыря (новогодний мюзикл) - режиссер Александр Игудин - Царь
2016 - Ее звали Муму (фильм) - режиссер Владимир Мирзоев - Розовский
2017 - Филфак (сериал) - режиссер-постановщик Федор Стуков - Гудков, заведующий кафедрой, преподаватель русской литературы
2018 - Золушка (новогодний мюзикл) - режиссер Александр Игудин - Танцмейстер

Документальные фильмы и телепередачи о Ефиме Шифрине

1999 - «Смехопанорама» с Евгением Петросяном, вып.185, эфир 05.10.1999 г.
1999 - «Смехопанорама» с Евгением Петросяном, вып.194, эфир 18.12.1999 г.
2000 - «Смехопанорама» с Евгением Петросяном, вып.198, эфир 29.02.2000 г.
2000 - «Смехопанорама» с Евгением Петросяном, вып.206, эфир 03.09.2000 г.
2004 - «Возвращение домой. Ефим Шифрин, Юрмала» - передача из цикла «Возвращение домой» (автор идеи Александр Олейников, режиссер Дмитрий Лукашов)
2006 - «Что скрывает Ефим Шифрин» (Документальный фильм)
2008 - «Смак» с Иваном Ургантом
2008 - «Театральные игры Романа Виктюка (Ефим Шифрин)»
2011 - «Ефим Шифрин. Человек-костюм» (Документальный фильм)
2011 - «Ефим Шифрин. Человек-оркестр» (Документальный фильм
2011 - «Субботний вечер. Юбилей Ефима Шифрина»
2011 - «Главная роль» с Ефимом Шифриным на телеканале «Россия-К», ведущий Юлиан Макаров
2011 - «Пусть говорят. Юбилей Ефима Шифрина» на телеканале Первом канале, ведущий Андрей Малахов
2011 - «Сто вопросов взрослому» с Ефимом Шифриным на телеканале ТВЦ
2011 - «Очная ставка» с Ефимом Шифриным на телеканале К1 (Украина)
2012 - «Рожденные в СССР» с Ефимом Шифриным на телеканале Ностальгия
2012 - «В Нью-Йорке с Виктором Топаллером» с Ефимом Шифриным на телеканале RTVi
2012 - «Незнакомый Ефим Шифрин» - «Час пик. Суббота» с Юлией Мучник на телеканале «ТВ2»
2012 - «Временно доступен» с Ефимом Шифриным на телеканале ТВЦ
2013 - «Любимые актеры» с Ефимом Шифриным, Международная телерадиокомпания «МИР»
2014 - «Нахим Шифрин. Известный и неизвестный» - программа из цикла «Феномен успеха».

Первое интерактивное телевидение.

2014 - «Ефим Шифрин: Все свои воспоминания я отштукатурил и заглянцевал» - «Культурный обмен с Сергеем Николаевичем» Общественное телевидение России.
2017 - «Все девять муз Ефима Шифрина» на телеканале «ТВ Центр»

Озвучивание мультфильмов

1987 - В зоопарке - ремонт! - режиссер Натан Лернер - Жираф
1988 - Эксперимент - режиссер Ефим Гамбург
1988 - КОАПП. AB OVO - это значит от яйца - реж. Л. Сурикова, М. Муат
1996 - серия фильмов «Братья Пилоты» - Братья Пилоты вдруг решили поохотиться, Братья Пилоты готовят на завтрак макарончики, Братья Пилоты иногда ловят рыбу, Братья Пилоты показывают друг другу новогодние фокусы, Братья Пилоты по вечерам пьют чай - режиссер Александр Татарский - Коллега
2004 - Щелкунчик - Мышиный Король
2014 - Три фараона - режиссер Алексей Туркус
2014 - Девятый вал - режиссер Алексей Туркус

Аудиокниги

1983 - «Свинопас». Литовская народная сказка
2002 - «Приключения Тома Сойера» по роману Марка Твена
2016 - «Семь тучных лет» по книге Этгара Керета
2016 - «Иностранка» по повести Сергея Довлатова
2017 - «Белое на черном» по роману Рубена Давида Гонсалеса Гальего
2017 - «Фигурные скобки» по роману Сергея Носова
2017 - «Чужая жена и муж под кроватью» по рассказу Федора Достоевского
2017 - «Ослик должен быть худым» по рассказам Сергея Довлатова
2017 - «Как поймать мамонта. Первобытная история» (авторы: Андрей Усачев, Алеша Дмитриев)
2017 - «О чем шумели шумеры. Древняя история» (авторы: Андрей Усачев, Алеша Дмитриев)
2017 - «Цезарь - человек и салат. Античная история» (авторы: Андрей Усачев, Алеша Дмитриев)
2018 - «Я сижу на берегу» по роману Рубена Давида Гонсалеса Гальего
2018 - «Соло на IВМ» по произведениям Сергея Довлатова
2018 - «Фима. Третье состояние» по роману Амоса Оза

Библиография

Книги

«Театр имени меня» - (в соавт. с Г. В. Виреном) Москва, «Конец века», 1994 год
«Личное дело Ефима Шифрина» - Москва, «Конец века», 1997 год
«Течет река Лета» - Москва, Изд-во АСТ, 350 с., 32с. ил., твердый переплет 2010 год
Ефим Шифрин. Я большая панда. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 32 с. - (AnimalBooks. Занимательная зоология).

Интернет-дневники

«Мир тесен» - 1999 - 2004 год
«Течет река Лета» - 2007 год
«Дневник Котельника» - с 2008 года

Семья Ефима Шифрина

Отец - Залман Шмуилович Шифрин (1910-1995) - писатель. Публиковался в «Еврейском камертоне» - литературном приложении к израильской газете «Новости недели» (редактор Л. Б. Школьник).

Мать - Раиса (Ра́ша) Ильинична Цыпина (1915-1992), уроженка местечка Ляды Могилевской губернии (ныне Дубровенский район, Витебская область, Республика Беларусь). Окончила ФЗУ в Нижнем Новгороде. На Колыме, куда в октябре 1950 года она приехала к ссыльному Залману Шифрину, работала воспитательницей в детском саду для детей репрессированных. С 1966 года жила с семьей в Юрмале. Похоронена в Риге.

Старший брат - Самуэль Залманович Шифрин (род. 20 декабря 1951 года) - дирижер и тромбонист, преподаватель, живет в Израиле, Петах-Тиква.

Тетя - Сарра Шмуиловна (1910-2006) (сестра-близнец отца), 20 лет отбывала срок в Караганде и в Карлаге. В 1991 году репатриировалась в Израиль. Похоронена в Бат-Яме.

Сегодня актеру исполнился 61 год, а он в потрясающей форме! Об английском в спортзале, интересе к астрофизике и потерях мы и поговорили с ним накануне дня рождения.

– Как к вам обращаться? По имени или имени-отчеству?

– Можно Ефим.

– Отчество – рудимент в актерской профессии?

Когда я в 22 года пришел в профессию, понял, что обращение по отчеству совсем не распространено в нашем цеху. А узнал я это от тех, к кому, казалось бы, не мог бы по-другому обращаться. Это были взрослые администраторши, актрисы, раза в два старше меня. Артисты же люди бессрочные, вечно молодые. А отчество прибавляет годы, наделяет солидностью.

– Недавно в «Инстаграме» вы написали о том, что девушка настойчиво пыталась вам уступить место в автобусе, пока вы ехали от аэропорта до самолета. «Жизнь перестала быть прежней», – констатировали вы. Она, возможно, из уважения это делала, а вы увидели в этом возрастной подтекст…

Я не успел перебрать в голове мотивов ее поступка, настолько неожиданно все произошло. Понятно, она сделала это вовсе не из-за того, что увидела, как я разваливаюсь у нее на глазах. Иногда это обычная реакция на известное лицо. Вспоминаю свои ощущения от знаменитостей, которых я видел маленьким, когда мы жили в Юрмале. Летом их там собиралось много, но для меня они все равно не вписывалась в реальность. Казалось, эти люди ведут другой образ жизни. Иллюзии были разбиты сразу, когда я стал работать рядом со своими кумирами. Оказалось, эти люди не просто обычные. Профессия иногда заставляет нас быть хуже, чем мы есть. В мои времена «звездизм» как способ обретаться в профессии, признаки преуспевания, отличительности педагоги выбивали из нас каленым железом. Хотя слово «звезда» тогда в нынешнем смысле не употребляли. Была «эстрада», с этим словом было уютно, спокойно. Это в 90-е грянул шоу-бизнес, а с ним упало и английское star, которое тут же в виде русской кальки распространили на представителей театрального и киношного мира. А со звездами явились охранники, состязания в богатстве, пышные интерьеры и трогательные семейные фото. Мне трудно представить себе съемочную группу в квартире Фаины Раневской или Любови Орловой, любой из звезд, соседом которых мне выпало быть в знаменитом доме на Котельнической набережной. Да, даже если бы это случилось, в этих интерьерах вы бы не нашли ничего особенного. Я бывал во многих квартирах жильцов нашего дома – от Даниила Сагала до Никиты Богословского, но нигде не видел знаков преуспевания, которая выражалась бы в предметах дорогой мебели или выставленных на показ украшений. Понятно, что это были люди более состоятельные, чем многие другие: профессия давала им постоянный источник дохода, но первое, что бросалось в глаза в квартирах этих небедных людей, – огромное количество книг. От пола до потолка.

Кадр из фильма «Филфак»

– У вас в квартире книжные полки занимают тоже значительное место?

Несколько лет назад, когда я стоял на пороге ремонта в квартире, заявил дизайнеру, что главное богатство и моей квартиры – книги, и я хочу, чтобы им не было тесно в стеллажах. Он, человек молодой, меня огорошил: «А разве не проще скачать?». Я тогда не понял: «Что скачать?» «Книги». - «Так они уже вот есть, осталось их расставить». - «Я не это имею в виду, может быть, стоит держать их на других носителях». У меня сначала голова закружилась, я сказал: хорошо, книги, а мой видеоархив – кассеты, бобины, бетакамы – куда я это дену, он ответил: и их надо закачать, вряд они когда-нибудь будут востребованы именно в таком формате. Тогда он мне, как писатель-фантаст, открыл щелочку в то завтра, которое я еще не предвидел. Теперь я привык к цифровому формату, мой видеоархив помещается на жестком диске, и я давно не прочитывал от корки до корки печатную книгу. Сначала я вслед за всеми повторял мантру про запах типографской краски, тактильные ощущения – весь этот интеллигентский набор штампов и заклятий, а оказалось, что все это ерунда: читать в планшете еще удобнее, да еще разглядывая анимашки, видео, делая закладки или пометки.

– Что из последнего прочитанного произвело впечатление?

Я перестал читать художественную литературу, делаю это только тогда, когда нужно для работы. Иногда для зарядки. Чаще всего это классика. Для меня русская литература – вечная батарейка. Я просто купаюсь в хорошо построенной фразе, получаю наслаждение от особой ритмики красивой писательской речи. Но в основном мой читательский интерес сосредоточен в сфере литературы нон-фикшн. Как чистый гуманитарий, я много времени в жизни посвятил художественной литературе и, к сожалению, упустил важные знания о мире, особенно те представления о мироздании, что сложились на стыке веков. Знаете, как сейчас рванула наука – астрофизика, биохимия, геология… Мне это страшно интересно. Сейчас столько переводной образовательной литературы, научно-популярных книг от Леонарда Млодинова до Стивена Хокинга. В 9−10-м классах я запустил учебу, в этом возрасте интерес к внешней жизни убивает охоту впитывать знания. Да и мои родители подолгу находились в больницах, я был предоставлен самому себе: весь пласт точных наук для меня прошел тогда мимо. Я хорошо успевал по истории и литературе, все знали, что отправлюсь в Москву поступать в театральный и не очень настаивали, чтобы я налегал на физику или химию. Незадолго до выпускных экзаменов в школе я впервые открыл учебник физики Перышкина, помню, даже страницы пришлось разрезать, и мне так понравилось! Показалось, я все пропустил, что знание о мире тут – в горящих пробирках, в Бойле – Мариотте, я зачитался всем этим, это был мой Достоевский на несколько предэкзаменационных ночей. Не списывая, я сдал физику на 4. Зароненное тогда семечко интереса к естественным наукам лежало себе и только спустя годы дало упрямый росток. Мой интерес к естествознанию вырос вместе с неограниченной возможностью скачивания книг. Сейчас в моем планшете почти нет трудов о театре, там – настоящие звезды, ледники, черные дыры или рептилии…

– С кем делитесь знаниями?

У меня есть аккаунты почти во всех популярных социальных сетях. Сначала мои зрители с трудом привыкали к тому, что я не публикую анекдоты или байки из актерской жизни, а делюсь заметками о трилобитах, или взглядами на теорию Дарвина… Но постепенно я оброс замечательными подписчиками, мне стали присылать ссылки: «Возможно, Ефим, вам это тоже будет интересно».

– Так, может, вам в свое время не на эстраду, а в науку надо было идти?

В моей судьбе был виток, который чуть не привел меня в науку. Не поступив первый раз в театральный в Москве, я вернулся в Ригу и, чтобы не огорчать родителей, пошел на филфак. Я понимал, что филология – это немногое, на что я мог рассчитывать без подготовки. На филфаке меня хватило на год, летом я опять отправился в Москву и уже поступил, но за время учебы успел влюбиться в лингвистику…

– У вас был не только опыт учебы на филфаке, но и преподавания…

Это уже в ГИТИСе, когда перевелся с актерского на режиссерский. Кто-то из руководителей курса предложил мне защитить диплом преподаванием, то есть целый год вести эстрадную специализацию. Ученики были почти моими сверстниками, я поставил им много эстрадных номеров и понял, что за это время у меня появился искренний интерес к педагогике. Ребята получили дипломы, но судьбы их сложились по-разному, 90-е просто съели многих из них. Но мне приятно, что среди моих студентов много успешных людей и даже один народный артист – Дима Ячевский, который работает в театре «Сфера». Никогда не думал, что моя недолгая учеба на филфаке и опыт преподавания каким-то образом отразятся в актерской профессии. Когда мне позвонили из съемочной группы ТНТ, я не очень загорелся, думал, что последует очередное приглашение в какой-то юмористический проект, от которых, по-моему, тошнит уже даже создателей. И вдруг услышал название сериала «Филфак» (премьера с 10 апреля. - Прим. «Антенны»). Как? Так это же мне сам бог велел! Да еще и роль декана. Мужчина-преподаватель на филологическом факультете – сам по себе аттракцион. Женский коллектив рассыпается вокруг него железной стружкой, это залог многих коллизий сценария, особых отношений. Сериал, конечно, обращен прежде всего к молодой аудитории. И мне пришлось привыкать к немного жестковатому для людей моего поколения способу шутить или иронизировать. В мое время какие-то вещи считались секретом для маленькой компании. Сейчас социальные сети раздвинули границы частной жизни, и я, с трудом понимая это вторжение, все-таки его принимаю.

Ефим с братом Самуэлем и внучками Тали и Лиэль

– Значит вы не интроверт, если принимаете?

Но только тогда, когда не покушаются на мою внутреннюю свободу. Я уважаю границы любой открытости, но никогда не пущу к себе зевак ни в спальню, ни в ванную. В спортзал – пожалуйста, в прихожую – о да, я даже накормлю вас в гостиной. И, если сейчас в квартирах избегают стен, деля все на зоны, то в моей стены все же присутствуют.

– Но, влюбившись в филологию, вы в ней не остались…

А я не растерял эту любовь. Начал пописывать. Для себя. Пару раз относил заметки в рижскую газету «Советская молодежь», их похвалили, но сказали, что они вне формата. Завотделом посоветовала мне не оставлять попытки писать. Я вдохновился, продолжал вести заметки, потихоньку копились дневники, которые мне пригодились уже в пору известности. Конечно, я их подправил, подчистил, и они легли в основу моей третьей по счету книжки – «Течет река Лета…».

– Вес успевает накапливаться?

Я ведь живу не одним спортзалом, у меня гастроли с беспорядочной едой, с банкетами, с кормежкой в поездах, со всей этой походной кухней. Это невозможно отладить. Бесконечная смена часовых поясов, попытки ухватить сон: меня еще старики москонцертовские научили закрывать глаза всюду, где есть возможность чуть-чуть прикорнуть. Обычный человек считает, что пять минут – это не сон, а в нашей среде – еще какой сон: главное – закрыть глаза и успеть отключиться. Я не могу жить так, как живут настоящие бодибилдеры, которые носятся со своим телом, как скрипач с раритетной скрипкой, но уверен: этот инструмент всегда должен быть настроен.

– Есть спортивные достижения, которыми гордитесь?

Это достижения чайника, но для меня, человека, еще 20 лет назад враждебного спорту, жать по 100 килограммов в двух подходах по 10 раз – неплохое достижение. Хотя для штангиста-тяжеловеса – пшик. Вот и кочует этот мой ролик по интернету с подписью: «Дед может, а ты?»

– Бывает так: на улице мороз или слякоть и не хочется идти в зал, просто лень?

Но я же не иду по улице, не еду на метро, а сажусь в машину с водителем. Да и нет у меня времени обращать внимание на погоду: день рассчитан, и мне важно, чтобы он сложился так, как я его спланировал. Я никогда не говорю себе утром: та-а-ак, поваляюсь еще…

– Как начинается ваше утро?

Я жаворонок, встаю в 6−7. Вчера были поздние съемки «Приюта комедиантов», проснулся в 8, и мне показалось, что проспал всю жизнь. Хотя на сон потратил всего 4 часа. Съемки этой программы проходят поздно, когда артисты отыграют спектакли, затягиваются до двух. Доедешь до дома, и пока в тебе не отгрохочет «товарняк» прошедшего дня – не заснешь. Там не так сделал, тут неудачно сказал.

– Вы так к себе критичны?

Дело не во мне. Ведь это будут смотреть люди. Я хочу, чтобы на всем, что я делаю, стоял если не знак качества, то хотя бы «принято». Так вот у меня утро началось с того, что я позвонил создателям программы – для того, чтобы успокоиться, что вчера все было в порядке.

– Вы сказали, что ездите с водителем. Сами не водите?

Так сложилось. Я человек рассеянный. Если у меня в голове что-то крутится, на дорогу меня уже не хватит. Я просто увеличу статистику ДТП в стране.

– А права у вас есть?

С ними забавно получилось. Я оканчивал школу в 1972 году, когда Министерство просвещения ввело обязательное обучение школьников автоделу в 9−10-м классах. Девочки осваивали легковой автомобиль, у мальчиков был грузовик ГАЗ-51А. Я наездил 40 часов, худо-бедно водил машину, получил корочки о прохождении курса, но мне было только 16 лет, права выдавали только восемнадцатилетним, но у меня так и не возникало желания водить.

– На тренировке или в пробке музыку слушаете?

Нет, у меня в ушах английский обычно. Подкасты, 20−30-минутный устный рассказ на какую-то тему, раньше в школе такое называли топиками. Язык, услышанный от носителя, сильно отличается от того, что слышал в школе от русскоязычного учителя. В университете у нас была очередь в лингафонный кабинет к бобинному магнитофону, но это были тексты, начитанные дикторами или актерами. В 1990 году я впервые полетел в Америку на Игры доброй воли в группе поддержки, и в ЦК ВЛКСМ, который отправлял нас за океан, решили, что в группе, где есть бывший студент-лингвист, можно обойтись без переводчика. Но когда стюардесса иностранной авиакомпании стала говорить по-английски, я ничего не понял и чуть не расплакался. С тех пор изучаю больше американский вариант языка, а не британский, потому что часто с тех пор ездил именно в Штаты и понимал, что разговорный американский мне пригодится больше.

– Есть еще языки, которыми владеете?

Идиш знаю, но не так хорошо. Он вошел в меня с бытовой речью родителей. Они одинаково хорошо говорили на идише, белорусском и русском. С приятелями-латышами балуюсь на латышском. Его я выучил, когда рос в Юрмале, к ребенку быстро прилипает язык улицы. В университете потом год занимался литературным латышским. Папа еще долго высылал мне в Москву местный еженедельник «Литература ун максла» (что значит «Литература и искусство»), там было много переводной литературы, которая не издавалась на русском. Сейчас латышский «застрял», практики нет. Но, когда приезжаю в Ригу, он ласкает мой слух.

– Где себя чувствуете дома?

На сцене. Если скажу, что в Москве, слукавлю. Я же постоянно в разъездах. Мой дом – то купе, то гостиничный номер. Иногда в следующей гостинице машинально нажимаю на кнопку этажа, который был в предыдущей.

– Думала, на девятый, где расположена ваша квартира в доме на Котельнической. Вы эту квартиру целенаправленно там выбирали?

Так сложилось. Мне ее не выдали за заслуги, я не получил ее от государства. Просто купил в те годы, когда появилась возможность.

– Какие встречи подарило вам это местожительства?

Я не очень люблю слово «энергетика» в других его значениях. Не очень понимаю, что за ними кроется, но с удовольствием их употребляю, когда речь заходит об этом доме. Даже небольшая экскурсия вокруг него дарит ощущение приобщенности к нашей истории. Ведь это не просто место проживания неких людей, увековеченных на мемориальных досках, а настоящий концентрат их исключительности. Там жили знаменитые ученые, композиторы, актеры. Многих я встречал, часто – Клару Степановну Лучко. Сейчас здесь живет Александр Ширвиндт, мы с ним никогда не пересекались во дворе, но само его соседство меня вдохновляет. Я его очень люблю, мы много лет знакомы. Правда, потомки многих известных людей в 90-е оказались не так успешны, были вынуждены сдавать свое жилье, переехали на дачи или к детям, и теперь их квартиры с охотой снимают представители посольств, дипкорпусов. У меня в подъезде можно услышать английскую, французскую речь. Понимаю, что это не постоянные резиденты дома, это просто удобно и престижно – жить в 15 минутах от Кремля, на стрелке двух рек – Москвы-реки и Яузы.

– С соседями по площадке знакомы, общаетесь?

Знаком, конечно. Но время наложило отпечаток на саму природу общения. Бывало, на время нас судьба объединяла, когда были проблемы с выбором управляющей компании, какие-то письма подписывали, но я в общественной жизни не очень участвую.

– Если дома кран потек, вы в этом смысле человек с руками?

– Боюсь, я в эти минуты бываю даже без мозгов…

– А если полетит компьютер, утопите телефон, вы для кого соцсети и контакты – история важная, как будете себя чувствовать?

Мои телефоны в силу моей рассеянности – утопленники со стажем. Но я замечал за собой одну особенность. Глобальные катастрофы, большие жизненные неприятности оставляют меня вполне спокойным. У меня в голове сразу поселяется мой папа, который находит выход из положения. Он как бы говорит мне: «Давай сядем и будем решать». Но в мелочах – потерянная штуковина, к которой привык, перегоревшая лампочка – будут мне мешать, раздражать.

– Вы сказали, когда ощущаете в себе присутствие отца, а как «живет» в вас мама?

Она заведует во мне актерством, моими ужимками, комической стороной жизни. Мама была характерной актрисой, метко подмечала смешное. Думаю, и чувство юмора, и актерские способности, если они есть у меня, – от мамы.

– У вас удивительная история знакомства родителей, просто сюжет для романа. Папа, бухгалтер из Белоруссии, 17 лет провел в ссылке на Колыме, а его будущая жена, ваша мама, познакомилась с ним по переписке и приехала к нему в поселок на Крайнем Севере, где, собственно, вы и родились. Вы об истории их отношений узнали от них самих или позже, из книги отца?

Еще до книги мы с братом изводили папу вопросами, ведь сначала эти вопросы адресовались нам – в военкомате, например. Я родился спустя 11 лет после победы в Великой Отечественной, но войной еще все дышало: встречи с фронтовиками, фильмы, дворовые игры, книги про пионеров-героев. И главный вопрос в биографии у всех – где были родители в эти годы? Когда мы жили на Колыме, этот вопрос ни для кого не стоял. А когда переехали в Ригу, а это годы начала застоя, терпимого взгляда на сталинизм, стало дискомфортно. Дома была литература, которая проливала свет на часть судьбы отца: Солженицын, Эренбург, материалы последних съездов. К папе было много вопросов, и по крупицам выстраивалась его биография, сначала в нашем с братом воображении, потом мы уговорили отца засесть за воспоминания. Это вылилось в книгу, изданную трижды.

– Вы поздний ребенок у родителей…

Да, с одной стороны ничего хорошего, с другой – мне достались родители с опытом, мне повезло не испытать на себе их ошибки. Они были не просто зрелые, а в возрасте – мама родила меня в 41 год. Она седая уже была. Я не знал ее молодой, но она снится мне такой, какой я видел ее на довоенных фотографиях. Удивительный парадокс подсознания? Значит, мне такой мамы не хватало…

5 (100%) 1 vote

Ефим Шифрин – яркий и самобытный юморист, руководитель эстрадного театра, родился 25.03.1956 года в небольшом поселке Нексикан под Магаданом.

Детство

В далекий Магадан отца Ефима сослали еще в довоенные годы, во времена расцвета сталинских репрессий. По обвинению в антисоветской деятельности его арестовали и чудом не расстреляли, заменив смертельный приговор пожизненной ссылкой.

В детстве

После смерти Сталина условия заключения слегка смягчили, и у Залмана Шмуиловича появилась возможность написать своему брату, который находился на свободе. Они стали регулярно поддерживать контакт, а через некоторое время брат рассказал историю Залмана своей хорошей знакомой, Раисе.

Та настолько впечатлилась историей Залмана, что решила написать ему письмо, в котором поддерживала и сочувствовала несправедливо осужденному мужчине. На такое теплое письмо он не мог не ответить. Письма полетели одно за другим, а уже через несколько месяцев Раиса собрала вещи и отправилась в Магаданскую область к своему герою.

Закончив отбывать наказание, Залман все еще не мог вернуться домой – ему предписывалось поселение в Магадане. Там и родился сначала их первенец Самуэль, а затем и сам Ефим, которого родители ласково звали Фимой. И только после полной реабилитации отца семья смогла наконец-то сменить место жительства и поселилась в Саратове.

Кстати, сам Ефим считает свое детство абсолютно счастливым. Его родители всю жизнь нежно любили и поддерживали друг друга. С трепетом и заботой относились они к детям. А тяжести судьбы политзаключенного закончились до того, как Фима появился на свет. И даже суровый магаданский климат он вспоминает с интересом – такой красивой природы нет больше нигде.

Карьера

Шифрин никогда не мечтал стать артистом. Но он, как и его отец, всегда любил театр и с детства проявлял отличные способности к перевоплощению. Когда после школы он стал студентом Латвийского университета он сразу же записался в театральный студенческий кружок и очень скоро ему стали поручать ведущие роли.

Рекомендуем почитать

Там у него начали появляться сомнения по поводу правильности выбранного пути. Шифрин учился на факультете филологии и собирался стать переводчиком. Однако к моменту получения диплома он успел осознать, что не представляет дальнейшей жизни без сцены, и отправился с Москву поступать в театральный институт.

Узнав о том, сколько человек претендует на одно место в ГИТИСе, Ширин решил не рисковать и отправился в эстрадно-цирковое училище. Выбор оказался правильным – туда его приняли без проблем. Его педагогом стал талантливый и эпатажный режиссер Роман Виктюк. В его театре Шифрин и дебютировал на столичной сцене. А в 1978 году он стал официально артистом Москонцерта.

Но, продолжая с удовольствием играть в театре, Ширин мечтал о режиссерской карьере. Поэтому вскоре он снова стал студентом, теперь уже режиссерского отделения ГИТИСа. К этому времени он начал активно работать в тандеме с писателем-юмористом Виктором Коклюшкиным. Результатом этого сотворчества стали спектакли Шифрина «Три вопроса» и «Круглая луна».

Параллельно начала успешно развиваться карьера юмориста на телевидении. Известность ему принес монолог «Кающаяся Магдалина» в 1986 году. Очень скоро он стал постоянным гостем и соавтором популярной программы Регины Дубовицкой «Аншлаг, аншлаг!».

А в 1992 года артист дебютировал в кино в гротескной комедии «Болотная стрит». И на сегодняшний день фильмография артиста насчитывает более двух десятков работ.

В 1990 году ему удалось воплотить в жизнь свою давнюю мечту и создать собственный эстрадный театр. Нельзя сказать, что все сразу сложилось гладко. Тем более, что театр создавался в пик кризиса, когда в России была очень сложная экономическая ситуация. Но тем актуальнее были те позитивные спектакли, который ставил Шифрин со своими единомышленниками.

Долгое время театр вообще не имел своего помещение и представлял свои работы в других дружественных театрах. Но Шифрин не отказался от своего замысла, и постепенно коллектив встал на ноги. Много играл Шифрин и у своего бывшего педагога Виктюка. Сегодня он активно снимается в сериалах, пишет новые пьесы и не собирается уходить со сцены.

Личная жизнь

О своей личной жизни артист говорить не любит. До сих пор никто точно не знает почему такой талантливый человек, любимец миллионов зрителей, всю жизнь прожил один. У него нет детей, и он никогда не был официально женат.

Одно время ходили упорные слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации артиста, из-за которой он якобы не афиширует свои романы. Но никто и никогда не замечал его в двусмысленных ситуациях ни с женщинами, ни с мужчинами. Сам же он наотрез отказывается давать по этому поводу хоть какие-то объяснения.

Сегодня артист выглядит намного моложе своего биологического возраста. Отчасти это благодаря систематическим занятиям в тренажерном зале – чуть после 40-ка он неожиданно даже для себя увлекся бодибилдингом. Вспоминая свою эстрадно-цирковую молодость, он с удовольствием принял участие в программе «Цирк со звездами», в которой выиграл Кубок Никулина.

Ефим Залманович Шифрин – российский юморист, актер театра и кино, основатель и худрук «Шифрин-театра», писатель и режиссер.

Детство и семья

Отец Ефима, Залман Шифрин, был политзаключенным – в 1938 году его обвинили в шпионаже и приговорили к 10-ти годам колонии-поселения. Большую часть срока он отбывал на прииске «Штурмовой» в поселке Адыглах Магаданской области. О своей жизни в лагере Залман Шмуилович подробно рассказал в трех книгах воспоминаний, нам же интересно его знакомство с будущей женой Рашей (Раисой) Ципиной.

О судьбе Залмана 35-летней женщине поведал его брат Гессель. Раиса послала в колонию письмо со словами поддержки, и между ними завязалась переписка. Вскоре она уже ехала с другого конца страны в далекий Адыглах, чтобы связать свою судьбу с человеком, пленившим ее сердце на расстоянии.

Залман Шифрин вышел на свободу в 1948 году, но еще восемь лет был вынужден жить поселке Нексикан Магаданской области из-за приговора – пожизненная ссылка в районе Дальстроя.


Ефим Шифрин появился на свет в 1956 году, вскоре после того как отца реабилитировали. В 1966 году семья – родители и два сына, включая старшего Самуэля – переехала в Юрмалу. Там же Ефим получил аттестат зрелости и поступил в университет.

«Знаете, акулы пера меня постоянно спрашивают про Колыму. И почему-то всем кажется, что я должен рассказать страшные воспоминания о моих злосчастиях. Но я журналистов постоянно осаживаю. Мое место рождения совершенно не говорит о моем тяжелом детстве. Оно было счастливым и безоблачным. Напасти выпали на долю отца с матерью, мне же горя не перепало. Я появился на свет младшим сыном по-настоящему счастливой семьи, это во-первых, а во-вторых, ребенок же не осознает весь трагизм происходящего. К тому же, я родился в тот год, когда папу реабилитировали», – рассказывал артист.


К слову, настоящее имя артиста – Нахим. Так как его сложно сократить до уменьшительно-ласкательного, приятели называли его «Фима». Отсюда и родился псевдоним «Ефим».

Переезд в Москву. Начало карьеры

В 1973- 1974 годах Ефим Шифрин учился на факультете филологии Латвийского государственного университета. Вечерами студент принимал участие в кружках художественной самодеятельности, и после одного из выступлений понял, что его призвание – сцена. К слову, и его отец был заядлым театралом, который во время учебы в Витебске не пропускал ни одного представления в местном храме Мельпомены. Возможно, именно он привил сыну любовь к актерскому искусству.


После первого курса Шифрин забрал документы и уехал покорять Москву – поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева на эстрадное отделение (курс Романа Виктюка). Окончил его в 1978 году.

В 1977 году Шифрин начал играть у Романа Виктюка в Студенческом театре московского госуниверситета. Среди его театральных работ того времени можно выделить роли в постановках «До свидания, мальчики!», «Утиная охота», «Ночь после выпуска». Уже год спустя артист поступил на службу в Москонцерт, где трудился на протяжении следующих десяти лет.


После училища Ефим Шифрин продолжил образование в ГИТИСе, факультет эстрадной режиссуры которого окончил в 1985 году. Тогда же был сыгран первый сольный спектакль Шифрина «Я хотел бы сказать», построенный на основе произведений Виктора Коклюшкина . По монологам этого же автора в 1988 и 1990 годах на сцене Московского театра эстрады были поставлены спектакли «Три вопроса» и «Круглая луна».

Народная известность пришла к Ефиму Шифрину в 1986 году, после телепередачи «В нашем доме», в эфире которой артист прочитал монолог «Мария Магдалина».

Ефим Шифрин – «Кающаяся Мария Магдалина»

«Шифрин-театр»

В 1989 году Ефим Шифрин представил публике эстрадно-музыкальный моноспектакль «Я играю Шостаковича». А спустя год в Москве появился «Шифрин-театр». Первым спектаклем на новой сцене стала постановка «Фотография на память».

В 1994 году Шифрин дебютировал на сцене театра имени Вахтангова в спектакле «Я тебя больше не знаю, милый», который поставил Роман Виктюк на основе пьесы Антонио де Бенедетти. Позже были роли в постановках театра Виктюка «Любовь с придурком», «Путаны» и «Коза, или кто такая Сильвия».

В 1998 году Ефим стал частым гостем на телеэкранах. В частности, он снялся в мюзикле «Ангел с окурком» Евгения Гинзбурга, для которого исполнил 13 песен на музыку Александра Клевицкого и стихи Юрия Ряшенцева.

Ефим Шифрин – «Алё, Люся!» (1983)

В 2001 году в спектакле антрепризы Вадима Дубровицкого «Слухи» Ефиму Шифрину досталась роль Глена. Спустя пять лет он сыграл Бургомистра в постановке по пьесе Евгения Шварца «Дракон». А в 2008 году актеру предстал перед зрителями постановки «Скандал! Публике смотреть воспрещается!» (Эрве Монтень) и спектакле Михаила Козакова «Цветок смеющийся» по пьесе Ноэла Кауарда (Гарри Эссендайн).


В 2010 году Ефим Шифрин сыграл Иоханана Цингербая в постановке «Торговцы резиной» режиссера Виктора Шамирова Театрального агентства Арт партнер XXI по пьесе Ханоха Левина. Следом актер сыграл короля Игнация в постановке Театра имени Вахтангова «Принцесса Ивонна».

На своих выступлениях и спектаклях Ефим Шифрин исполняет и вокальные произведения. В его репертуаре присутствуют романсы Дмитрия Шостаковича на слова Александра Черного (постановка «Я играю Шостаковича»), а так же песни «Возвращение» Владимира Матецкого, «Иерусалим» Марка Минкова, «Южная ночь» Александра Клевицкого, «Музыка во мне» Михаила Кочеткова и многие другие.

Ефим Шифрин в кино

Богата и фильмография Ефима Шифрина. В 1992 году он снялся в фильме «Болотная стрит», в 2007 году появился в картине «Глянец» Андрея Кончаловского .


В 2003 году артист играл ведущего в пародийном сериале «Герой нашего племени», а в 2009 году ему досталась главная роль в телевизионном спектакле «Пьеса для мужчины» Владимира Мирзоева по мотивам Даниила Хармса. Неоднократно Ефима можно было увидеть в зарисовках киножурнала «Ералаш» («Место встречи изменить нельзя», «Мучитель» и др).

У артиста есть традиция ежегодных мартовских бенефисов с участием звезд российской эстрады: «Шифринов ковчег», «WWW.SHIFRIN.RU», «Опус № 10», «Лестница», «Перепись населения», «Люди в масках». В 2006 году зрители увидели юбилейный бенефис «Кабаре. Перезагрузка», приуроченный к 50-летнию артиста.

Ефим Шифрин. Мой герой

Ефим Шифрин постоянно участвует в эстрадных концертах сборных и сольных телепроектов, играет на театральных подмостках, гастролирует, снимается в кино и даже успевает вести свой блог в Интернете и писать книги. В 1994 году он выпустил книгу «Театр имени меня» в соавторстве с Георгием Виреном, в 1997 году из-под его пера вышла рукопись «Личное дело Ефима Шифрина», а в 2010 году – мемуары «Течет река Лета».

Награды

В 1979 году артист стал лауреатом Первого московского конкурса артистов эстрады, в 1983 году – седьмого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, а в 1992 году его коллекция наград пополнилась премией «Золотой Остап».

В 2000 году Ефим Шифрин получил премию международной сети клубов World Class и стал «Мистером Фитнес». Увлекаться спортом он начал в 40 лет, и с тех пор старается держать себя в форме.


В 2001 году артист завоевал премию «Кубок