Значение элементов русского народного орнамента вышивки и ручного ткачества

Главным предназначением узора является украшение вещи, на которую этот элемент нанесен. О происхождении искусства орнаменталистики мало сведений, так как его использование началось за много веков до нашей эры. Орнаменты разных народов мира различаются индивидуальностью восприятия предметов и окружающей среды. У разных этносов одни и те же символы предстают по-разному.

Разновидности и мотивы

Украшение - это один из первых Но, несмотря на давнюю историю, оно является отличным декором многих современных вещей.

Орнаменты народов мира разделяют на четыре основные группы. Это:

  • построенные на геометрии фигур;
  • фитоморфного типа, которые состоят из изображений растений;
  • миандового типа - имеют вид целостной ломанной линии;
  • комбинированный или сюжетный узор.

Орнаменты народов мира включают такие мотивы:

  • пересечение линий в горизонтальном и вертикальном порядке, называемое тартаном;
  • совмещение одинаковых окружностей в форме четырех- или трилистника;
  • орнамент в виде каплевидного завитка - его называют пейсли или ;
  • изображение красивого пышного цветка отражается в дамаске;
  • изогнутая непрерывная линия, образующая окантовку большинства узоров, называется меандром.

Белорусский орнамент - особенности и неповторимость

Первоначальным смыслом белорусского орнамента была обрядовость. Среди основных особенностей древних узоров выделяют:

  • декоративность стилизации;
  • связь с предметами, на которые нанесена отделка;
  • большое количество ломаных линий и геометрических фигур;
  • конструктивность;
  • многообразность.

Множество геометрических фигур объясняется олицетворением сил природы и окружающего мира, которые охраняли человека. Орнаменты народов мира хоть и отличаются между собой, применяются для одних и тех же целей: украшения одежды, бытовых предметов, жилища, орудий труда. Количества повторений точек, треугольников, ромбов объясняют устройство общества. Число три - это Божественная Троица или небо, земля и подземный мир, четыре - времена года, пять - сакральность и т. д.

Белорусский орнамент содержит большое количество крестов, которые символизируют образ солнца, огня и справедливости.

На орудиях труда изображали символы плодородия, образ Роженицы в виде семени или ростков обозначал хороший урожай и богатство.

В большинстве обрядов использовались полотенца с орнаментами. Они изготавливались путем сочетания бело-серого рисунка и различного геометрического мотива. Большое значение имеет цвет выполнения узора: белый - символ чистоты и света, красный - богатство и энергия, черный - быстрота течения человеческого бытия.

Египет. Орнамент - специфичность и уникальность

К ранним формам изобразительного искусства Египта относится Он показывает разные предметы окружающей среды в виде пересечения линий и абстракции.

Основные мотивы включают:

Основным обозначением является который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце.

Для описания жизни потустороннего мира использовали узор в виде алоэ. Множество растений, таких как терновник, акация, кокосовая пальма, являлись основами для изображения в орнаментальном искусстве Египта.

Среди геометрических линий следует выделить:

  • прямые;
  • ломаные;
  • волнообразные;
  • сетчатые;
  • точечные.

Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.

Узоры народов мира: Норвегия, Персия, Древняя Греция

Норвежский узор полностью описывает климатические условия страны. Большое количество снежинок, капель, оленей используется для нанесения на теплые вещи. Геометрия линий создает удивительные рисунки, присущие только данной нации.

С удивительными узорами известны во всем мире. В Древней Персии это было самой дорогой семейной ценностью. Полотна передавались по наследству через поколения и трепетно хранились. Орнаменталистика характеризуется преобладанием синего и зеленого цветов, изображением разнообразных птиц, животных, в том числе и выдуманных, нашивками в виде ромбообразной рыбы, груши в форме капли.

Основой для формирования культуры орнаменталистики в Древней Греции стал меандр. Бесконечное повторение узоров символизирует вечность и бесконечность человеческой жизни. Древнегреческие обшивки отличаются широким изображением сюжетов и многообразностью. Характерными чертами этой культуры является украшение орнаментами с волнообразными и ломанными линиями ваз и посуды.

Разнообразие индийских узоров

Орнамент Индии характеризуется геометрическими и спиральными формами, он выражается в форме спирали, зигзага, ромба, треугольника. Из анималистики используются морды кошек и птицы.

Множество орнаментов в Индии наносят на тело с помощью хны. Это особая процедура, она означает духовное очищение. Каждая татуировка несет в себе определенный смысл.

Обычный треугольник символизирует мужскую активность, перевернутый - женскую милость. Значение божественности и надежды заложено в звезде.

Для изображения защиты, надежности и стабильности используют квадрат или восьмигранник.

Популярные орнаменты состоят из цветов, фруктов и растений, они обозначают радость, счастье, надежду, богатство и здоровье.

Узоры народов мира: Китай, Австралия, Монголия

Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками.

Резьба по дереву представляет орнамент Австралии. Из них выделяют:


Узоры Монголии представлены в виде круга, который воплощает вращение солнца и небо. Для нанесения на одежду используют геометрические фигуры, которые называют молоточным орнаментом.

Основные мотивы:

  • плетенка;
  • стеганый матрас;
  • молоточный;
  • круговой.

Орнаменты народов мира отличаются разнообразием форм, в них отражается индивидуальность культур и восприятия внешнего мира.

Орнамент - язык тысячелетий. Слово «орнамент» происходит от латинского ornare и в буквальном переводе оно означает «украшение, узор». Академик Б. А. Рыбаков так сказал о содержательности орнамента: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем в орнаменте смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте, как в древних письменах, отложилась тысячелетняя мудрость народа, начатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы средствами искусства». Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все к украшательству (14).

Орнамент -- это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. Многие исследователи отмечают, что орнамент представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них -- цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции -- ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика -- в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа. Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещенным взором как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для создателей этих композиций совсем другое значение. Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения(6).

Извилистая линия часто была символом воды - необычным веществом с таинственными свойствами, одной из первостихий мира. Кружок представлял собой солярный (солнечный) знак. Крест нередко был оберегом, противодействующим силам зла. Орнамент с подобными знаками придавал вещи особый смысл, как бы погружал ее в ткань сложных взаимоотношений человека и мира в рамках определенной картины мира (16).

Однако, человечество «взрослеет» и время веры в мистическое значение древних символов и в их реальную силу прошло. Мы знаем о древних мифах, но не верим в них. С утратой веры в магическую силу знаков из орнаментов стал улетучиваться их сокровенный смысл, и они действительно, стали превращаться в один из элементов декора. Тем не менее, есть еще места на Земле, в том числе и в России, где «записанная» орнаментами картина мира еще воспроизводится, живет в людях и предметах, а значит, созданные в рамках этой картины мира орнаменты не утратили свою силу, сокровенный смысл и значение. Одно из таких мест - поселения малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России (16).

Русский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре.

Он представляет собой уникальный мир художественных образов. На протяжении веков русский орнамент видоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображение современников своей поэтикой и красотой линий и красок. Орнамент сопровождал человека в его повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе основы мироздания. Художник осмыслял окружающий мир и стремился выразить к нему свое отношение, комбинируя разные элементы, варьируя линию или цветовое соотношение. Орнамент мог сплошным ковром заполнять все свободное пространство или украшать только некоторые части изделия, подчеркивая их художественно-пластическую выразительность (1).

Орнамент построен на ритмическом чередовании изображаемых мотивов, производная от формы и подчиняющаяся ей структура. Орнамент не может быть рассчитан математически, он покрывает поверхность предмета, повторяя его изгибы, подчеркивая их или скрывая. Нельзя рассчитать, каким будет завиток, который положен мастером. Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и семантическое начало. Узор всегда имеет прикладную сторону, он жестко связан с функцией предмета, на который он наносится, с его формой, материалом. И, наконец, любой орнамент имеет тот или иной смысл. Он может иметь прямой смысл письма, отражать своими ритмами в сложно-опосредованной форме реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией. Все орнаменты имеют свои названия, весьма устойчивые, если принять во внимание обширную территорию их распространения. Для расшифровки смысла орнаментов привлекаются как объяснения мастериц, так и религиозно-мифологические представления, а также устойчивые фольклорные и бытовые выражения, так как в их основе - одна и та же система представления о мире. Представления о картине мира передаются от поколения к поколению, и осознается она лишь частично (см. приложение 6).

Время появления первых орнаментальных композиций в русском искусстве неизвестно, однако можно предположить, что интерес к украшению предметов развивался одновременно с освоением окружающего мира (4, с.6).

Исследователями, русскими и зарубежными, предпринимались попытки изучить искусство построения орнаментальных композиций. О русском орнаменте писали археологи, этнографы, историки, искусствоведы. В первую очередь внимание научного мира было обращено на изучение искусства XI--XVII вв. Среди наиболее известных ученых, занимавшихся вопросом орнамента, были Ф. Г. Солнцев, Ф. И. Буслаев, И. М. Снегирев, В. И. Бутовский, В. В. Стасов, известный французский ученый Е. Виоле-ле-Дюк. Они занимались исследованием русского орнамента во всех его проявлениях -- не только как уникального явления, но и как составной части формы и декора различных предметов. Орнаментом украшали всё, начиная с больших произведений архитектуры и заканчивая мелкой бытовой утварью. А ярче всего всего орнамент проявился в русской вышивке (1, с.9).

По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы -- меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы); антропоморфный, подразделяемый на две большие группы: а) архаический, отражающие древние мифологические представления, б) бытовой (или жанровой). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм -- т. н. тератология, геометрических и растительных -- арабески) (5).

Русский орнамент -- область малоизученная, многое в ней остается неисследованным и неясным. Фольклорные традиции, христианское вероучение, наследие восточных и западноевропейских стран -- все это оказывало влияние на формирование русского орнамента.

Русские орнаменты воспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в новые формы. Богатство и разнообразие форм и видов русского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе (1, с.7).

Издревле на Руси на каждом предмете утвари, на каждой одежке, а также домах изображали различные элементы, символы, которые складывались в узоры. Каждая деталь имела свое значения и место. Так формировался русский народный узор.

Исторические сведения о русском народном узоре

Следует понимать, что существует два термина - узор и орнамент. И это изначально было не одно и то же. Даже сейчас орнаментом можно назвать не каждый узор. К примеру, если это постоянно повторяющийся рисунок (раппорт).

На Руси считалось, что узор гораздо глубже, он больше значит. Слово же орнамент является заимствованным с латыни, да и появилось оно гораздо позже и обозначает украшение. На Руси ему был аналог - “украсы”. Считалось, что он предназначен для оформления декоративной стилизации. Однако в дальнейшем эти два понятия переплелись и стали дополнять друг друга.

Русский народный узор - это совокупность различных линий, символов, других элементов, которые могут как повторяться, так и быть в единственном варианте. В разных местностях рисунки могут отличаться. Так, в восточных областях на Руси в узоре можно встретить такой элемент, как “индийский огурец”, который и на сегодняшний день является популярным.

Также каждая местность имела и свою цветовую гамму узоров и орнаментов.

Знаки и символы в русском узоре

Если рассматривать русский народный узор с точки зрения символики, то можно сказать, что ни один элемент там не изображен просто так. Каждый имеет свое значение и находится на своем месте.

Самыми популярными символами в узоре являются:

  • Звезда Алатырь, или, как ее еще называют, крест Сварога. Она имеет восемь лепестков и символизирует Вселенную, ее циклы сворачивания и разворачивания.
  • Также очень популярным является символ Берегини (Рожаницы). Это схематическое изображение женщины, которая оберегает.
  • Очень значимым символом является которое иногда еще называют Мировым деревом. Он объединяет в себе мировую ось, мироздание и род.
  • Всем известен Во времена Гитлера свастика стала символом войны и фашизма, однако изначально это было вовсе не так.
  • Также популярен символ Орепей, который представляет собой гребенчатый ромб. Этот символ приносит счастье, равновесие и душевное спокойствие.
  • К тому же, используют в узоре и орнаменте цветы, звезды, спирали и другие символы, каждый из которых несет определенное значение, усиливая положительную и защитную энергию человека.

Помимо вышеперечисленных элементов существует и множество других. К тому же, почти все узоры схемы имеют достаточно разнообразные. Один и тот же символ можно изобразить по-разному, сохраняя, впрочем, общие черты и линии. Так возникают целые обережные фразы, а также небольшие рассказы или заговоры.

Сакральный смысл узора

Следует знать, что один и тот же символ, но изображенный в разных частях одежды, мог иметь разное значение. К примеру, знак Орепей, изображенный в зоне локтя на женской одежде, обозначал предка. Если его изображали на подоле, то он был входом в потусторонний мир.

Также символически изображали и древних богов, которые перемещались на колесницах. В них запряжены были различные животные, которые олицетворяли конкретное божество.

Некоторые русские узоры (фото представлено ниже) в своей числовой повторяемости несли определенный код. Так, важными были следующие числа:

  • три (Абсолют, Троица, время, пространство);
  • четыре (стороны света, времени года);
  • семь (символ гармонии);
  • двенадцать.

В подобных узорах и орнаментах проявляется и отношение к матушке-природе наших предков. Они своими изображениями как бы просили у нее защиты и покровительства от различного зла, бед и напастей.

Где используют русские народные узоры?

Использование узоров довольно разнообразно. Их применяют в полотенцах, салфетках, для росписи предметов утвари, домов, при резьбе по дереву, металлу. В старину ни один предмет не был оставлен без рисунка.

Русские узоры (фото их есть в нашем обзоре) - это не только красота предмета, но и защита, оберег его владельца. Известно, что даже до возникновения письменности, люди уже изображали на предметах утвари различные символы (ромбы, линии, точки).

Различие узоров в разных регионах

Каждый регион России имеет свою историю росписи, вышивки, узоров и орнаментов. Рассмотрим русский народный узор (картинки некоторых будут представлены ниже) по некоторым видам и местностям:

  • гжельская роспись - характерна синяя и белая цветовая гамма в рисунках, которые делаются на керамических, фарфоровых изделиях;
  • роспись, которой славна деревня Жостово, на металлических подносах;
  • очень интересна хохломская роспись различными узорами, для нее характерен золотистый цвет (также есть красный, желтый и оранжевый);
  • помимо этого, во многих регионах изготавливали свои, особые игрушки (дымковская, каргопольская, старооскольская), каждая из которых имела свой, неповторимый узор в росписи;
  • также очень известны павловопосадские шали, которые выполняются в красных и черных цветах, с цветочными узорами.

И это даже не все известные промыслы, где применяется русский народный узор.

Самые древние узоры

К наиболее древним узорам можно отнести совокупность различных знаков, которые в старину имели особое значение и просто так не наносились ни на одно изделие. Каждая семья имела свой набор вышивок, росписей, которые передавались из поколения в поколение. Они даже обладать особым смыслом для семьи, быть ее собственным символом. Конечно, со временем знания были утрачены.

Старинные русские узоры дышат на нас таинственностью, силой оберегов, значением каждой завитушки или знака.

Сейчас очень многие собирают в свою копилку подобные изображения, которые имеют смысл.

Как начать рисовать русские народные узоры

Сейчас люди все чаще обращаются к нашему наследию предков, желая возродить утраченные традиции. К примеру, очень многие задаются вопросом о том, как нарисовать русский узор. С чего же начать?

Сперва следует понять, что на Руси существует множество техник росписи, вышивки, которые имеют свои особенности. Для начинающих узоры нужно брать не очень сложные, имеющие повторяющийся рисунок. Так будет легче уловить саму его суть.

Перед самим рисованием нужно потренироваться с простыми его составляющими: точками, линиями, штрихами, капельками, петельками и др. По сути, самый трудный узор и состоит из вышеперечисленных деталей. Из этих простых форм после некоторого времени тренировок можно будет создавать более сложные.

Для того чтобы понять, как нарисовать русский узор, не следует торопиться. Некоторые формы могут действительно показаться сложными, однако нужно помнить, что все они состоят из простых. Раскладывайте сначала повторяющийся рисунок на детали, изображать его начинайте с самых легких и основных, к примеру, точки. Вокруг нее постепенно дорисовывайте другие формы, и так в самом конце можно получить свой законченный узор. Взгляните на расположенное ниже фото, на котором представлены все этапы рисования. И убедитесь, что процесс этот не такой уж и сложный.

Таким образом, можно научиться, как самому создавать орнаменты и узоры. В принципе, можно брать и уже готовые схемы, а после переносить их на поверхность.

Использование узоров на предметах домашней утвари

Также узоры и орнаменты в древности выполнялись и на предметах обихода, К примеру, на Руси на солонках изображали шестилепестковую розетку. Это имело символическое значение. Эта розетка обозначала солнце, а соль считали связанной с ним. Также ее изображение часто находили на прялках, как символ бесконечного времени.

Помимо символической росписи утвари, также существовала и просто украшающая изделие. Конечно, она появилась не сразу, а техника вырабатывалась годами.

Следует отметить, что некоторые узоры, схемы которых достаточно сложны, изготавливаются и до сих пор мастерами. Это, к примеру, хохломская роспись, которая очень красиво и богато выглядит. Однако ее изготовление достаточно сложное и многоэтапное.

Использование узоров в вышивке

Русская вышивка на Руси традиционно не просто украшает одежды, рушники, покрывала и другие изделия из полотна, но и является оберегом. Переплетение узоров носит отнюдь не случайный характер. Все символы находятся на своем месте.

Помимо этого, имеет значение в вышивке и цвет нити, которая используется. Рассмотрим некоторые моменты:

  • для защиты малыша подойдет вышитый петух или конь в красных или черных цветах;
  • для успешной деятельности вышивку следует выполнить в голубых или золотисто-зеленых тонах;
  • шерстяная вышивка подойдет в том случае, если уже есть какие-то энергетические дыры, ее делают в области чакр человека;
  • лен используют для умиротворения, им вышивают деревья, птиц, звезды или солнце;
  • для женщин в вышивке нужно использовать черный цвет, чтобы уберечься от бесплодия;
  • для мужчин - зеленый (защищает от ран), синий (оберегает от стихий).

Помимо этого, в вышивке используют и символы - крест (преграда и защита от зла), звезда (небесный огонь), круг (обозначает плодородие, изобилие и материнство) и другие.

Таким образом, русская вышивка - это целый набор знаний, который применяли наши предки в древности, защищая себя, родных и свой род.

Использование узоров на одежде в старину

Наверное, самым известным применением узора и орнамента является Даже самый несведущий в этом деле человек узнает эту вышивку. Правда, цвета и узоры опять же разнятся по регионам.

К примеру, чем южнее местность, тем ярче одежда была у людей. Это было обусловлено тем, что раньше краска была натурального происхождения, и чем теплее было, тем большее существовало разнообразие в возможностях ее произвести.

Если говорить про мужскую и женскую одежду, то первая почти не имела отличий в регионах, разве что предпочтения по цвету и узору. А вот женская одежда была довольно разнообразна и значительно отличалась.

А также вышивка разнообразных фигурок животных была очень популярна в северной части России. А вот южные имели более цветную вышивку (часто красную).

Применение русского народного узора в современной одежде

Русский народный узор на одежде периодически возвращается в моду. Известные модельеры выпускают коллекции с народными мотивами (к примеру, в 1976 году Russian Collection от Ив Сен Лорана).

В наше же время русские узоры давно в приоритете у истинных ценителей. Помимо колоритных традиционных, используют яркие цветочные (или другие народные) принты. Вспоминаются старинные узоры, которые мастерицы вышивают на одежде для своей семьи и друзей. Также наверняка можно при желании заказать подобную одежду и для себя.

Также остаются популярны изделия, которые давно заслужили признание как по качеству, так и по стилю (к примеру, павловопосадские платки).

Таким образом, русский узор просто не может уйти в небытие. Его влияние на народ неоспоримо, это его наследие, и когда-то он по праву займет полагающееся ему место в сердцах людей. Ведь старинные русские узоры поистине несут в себе гармонию и красоту, которая была известна нашим предкам. Также это и наша история, которую негоже забывать.

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Кроме того, орнамент неизменно придавал вещам нарядный и праздничный вид.
Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны растительные, зооморфные, бытовые, культовые мотивы. По древнерусским рукописным книгам также можно проследить историю орнамента на Руси. Орнаменты в них украшали заставки к каждой главе и инициалы (первые буквы глав и псалмов). С XII века в книжном орнаменте появляются новые мотивы – грифоны, драконы и другие мифические чудовища, переплетенные ветвями, ремнями, запутавшиеся в своих хвостах и шеях до такой степени, что ничего невозможно разобрать.

Резьба по дереву также с давних времен отличалась разнообразием орнаментов. Выделяют несколько техник резьбы по дереву: геометрическая, ажурная и художественная. В геометрической резьбе, выполненной в виде выемок различной формы, часто присутствовали языческие символы, например, так называемые «розетки» и «сияния», обозначавшие солнце. Такие изображения часто встречались на бытовых предметах: прялках, посуде, кухонной утвари. Художественная резьба представляла собой настоящий рисунок по дереву и украшала стены дома, конек на крыше, крыльцо. Как и в текстильных орнаментах в резьбе по дереву были распространены растительные, зооморфные и культовые мотивы, которые в глубокой древности должны были защищать дом от злых сил, а позже превратились просто в элементы украшения дома.

После принятия христианства в конце X века на Руси стала распространяться византийская культура, которая отразилась, в первую очередь, на архитектуре, языке и орнаменте. Даже само слово «орнамент» латинского происхождения и переводится как «украшение». С XII века в древнерусский орнамент стали проникать элементы, характерные для итальянских, персидских, индийских, а во время татаро-монгольского нашествия и орнаментов. Смешение всех этих стилей в XVI-XVII веках породило особенный, характерный только для русского народа орнаментальный стиль.

В нем присутствуют как геометрические формы, так и разнообразные растительные узоры, изображения животных, существующих и мифических, фантазийные узоры из переплетающихся лент, веток, листьев, вьющихся растений, образующих, несмотря на всю свою запутанность, различные фигуры животных, птиц и людей. В разные века для украшения различных предметов (будь то одежда или рукописная книга, шкатулка или полотенце) использовались различные орнаментальные мотивы, некоторые из них были характерны только для своего времени, другие сохранились с древнейших времен до наших дней.


До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода.

Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны». Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека тех далёких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Ещё в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых «считках»: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед «всем миром».

Кое-где в глубинке ещё можно услышать древние названия узоров: «водяник», «Перун», хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии. И, тем не менее, древние узоры живут. Живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества или отдельных его групп, вопреки установкам того или иного государственного режима. Как-то работая в архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, я немало посмеялась, читая переписку рязанского градоначальника и Скопинского епископа (XIX век): оба корреспондента изощренно ругали «развратных» русских баб, которые, несмотря на великие церковные праздники, упрямо разгуливали по городу в «непристойно» расшитом «нижнем» белье - народной рубахе с вышивками по подолу. Обычай требовал, чтобы вышивки выставляли напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и «узоры первой ночи».

Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою - и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики - одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.

И всё же, несмотря ни на что, орнамент живёт. По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свою «сряду», чтобы потом, на празднике, щеголять перед «обчеством». Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное - нам, нынешним, неведомое?

Впервые мне пришлось столкнуться с необычными свойствами народного орнамента в юности, когда я работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Нужно было сфотографироваться в старинном народном наряде. В соборе, где проходили съемки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но... стоило надеть расшитые льняные одежды, как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом! Позднее, ожидая рождения ребёнка, я поняла, что народные узоры, которые выполняли русские женщины, помимо красоты дарили будущей матери также спокойствие и терпение. Когда я рисовала орнаменты для намеченных работ - самочувствие моё чудесным образом улучшалось, проходили отёки. Позже, овладев ремеслом ручного ткачества, стала замечать, как меняется моё настроение в процессе изготовления по-разному орнаментированных изделий.

Удивительно, но орнамент народных, «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Что это? Случайность? Или в основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, ибо изложены они непривычным нам языком - гармонии, красоты и любви - и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком?

Эта книга - результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на «носителя» украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Может быть, это не совсем правильно: можно ли объять необъятное? Но русская народная культура всегда казалась мне настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать её, на мой взгляд, необходимо лишь комплексно, прочувствовав сам образ мышления наших предков.

Полагаю, лучше всего иллюстрирует сказанное процесс прорисовки народных текстильных узоров. Поначалу на выполнение такого рисунка с сохранением всех конструктивных особенностей я тратила месяц (и это при наличии линованной бумаги, карандаша, корректирующих средств). И каждый раз вставал вопрос: а как же без них? На ткацком-то станке? И не с середины, откуда чётко разворачивается узор, а с краю? А вместо рисунка, в лучшем случае, схема, процарапанная гвоздём по дощечке. Какое же пространственное воображение, какие скоординированные межполушарные связи головного мозга надо иметь, чтобы вот так? Видеть надо! Но ведь умела же это рядовая ткачиха...

И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моём рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения. Ну что, попробуем начать?


Изучение народных «украс» началось ещё в XIX столетии. Первые описания текстильных узоров и попытки поиска скрытого в них смысла предпринимали люди знаменитые: члены Императорского археологического общества и многочисленных учёных архивных комис¬сий Российской империи. Им удалось зафиксировать бесценный материал, ныне - увы! -утраченный безвозвратно: исконные народные названия отдельных элементов орнамента, более-менее ещё не искажённые исчезновением патриархального крестьянского быта. В 1920-х годах их труд продолжили областные общества краеведов. Относительно систематизированные материалы были опубликованы в областных изданиях или осели в архивах. Из доступных наиболее интересными показались мне труды смоленского этнографа Е.Н. Клет-новой , рязанского этнографа Н.И. Лебедевой , известного археолога В.А. Городцова (И.001) и материалы уникального исследования Сапожковских краеведов П. и С. Стахановых .

Много литературы, посвящённой описанию узоров народной вышивки и ткачества по всей территории СССР, издаётся в 1950-1970-х гг. Выходит ряд художественных альбомов и каталогов народного костюма. Изучая орнаменты народов Сибири, С. Иванов разработал схемы образования орнаментальных форм в зависимости от вида используемой симметрии . Растёт интерес историков, археологов, искусствоведов к смыслу изображений: специальные исследования предпринимают Г.П. Дурасов , Г.С.

Маслова , Б.А.Рыбаков (И.002), А. Амброз .

В 90-е годы прошлого века вновь появились материалы изучения местных традиций. Новые исследователи музейных фондов и коллекционеры-любители обратили внимание на пропущенные прежде детали украшений народной одежды, что позволило проследить в народном костюме отражение славянской языческой культуры и социально-родовую информацию о владельце . Появилась возможность изучения истории древнего и распространённого у славян символа - свастики. Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей капитальной работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира , а работы М.Ф. Пармона исчерпывающе осветили особенности кроя и формы народной одежды.

Печатаются исследования, поднимающие вопросы восприятия символов сознанием человека, а также воздействия знака на наше физическое состояние - с этой точки зрения изучает рунические символы В.И. Лошилов . Психологи и представители альтернативной медицины накопили немалый опыт оценки воздействия тех или иных нематериальных факторов на человеческий организм, а наши представления о свойствах сознания постоянно расширяются. Но никто пока ещё не пытался рассмотреть народный орнамент с этой точки зрения.

Немногим известно, что первой в мире страной по распространению свастики является... Россия. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского Севера, мы даже обгоняем Индию, где свастики-обереги до сих пор украшают городские дома. Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы.

Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским (об этом можно почитать работы С.В. Жарниковой). Это головокружительная архаика.


«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» - «огнь» - «огниво» - «огнивец».

«Русское название свастики - «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» - вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» - убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении - вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название - «посолонь»). В старообрядческой «посолони» - обрядовому обходу церквей по солнцу - легко угадывается древний языческий ритуал. (М.В. Суров «Всё и всяк вернётся»)»