История жизни двух братьев кирсановых. Сравнительная характеристика николая петровича и павла петровича кирсановых

К «отцам» в романе относятся прежде всего братья Кирсановы.

Образ Павла Петровича

Рисуя Павла Петровича, Тургенев набрасывает его выразительный портрет. Мы видим у этого сорокапятилетнего мужчины коротко остриженные седые волосы, лишенное морщин, но желчное лицо, сохранившее «следы красоты замечательной». В облике его заметны «юношеская стройность», стремление «прочь от земли», изящность и породистость, изысканность и утонченность. Костюм его соответствует этим свойствам. На нём «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Он подаёт Аркадию «свою красивую руку с длинными розовыми ногтями», его снежной белизны рукавчик застёгнут «одиноким опалом». Это портрет аристократа и англомана, нарисованный и с любовным вниманием, и с долей иронии, поскольку свои вкусы и пристрастия Павел Петрович демонстрирует в глухой деревне, в которой он устремлён «прочь от земли».

Писатель наделяет Павла Петровича Кирсанова целым рядом положительных свойств. Его отличает безукоризненная честность, благородство, прямота, страстность, гибкий ум, преданность некогда выношенным убеждениям и определенным принципам, рыцарственное отношение к женщине. Нельзя не признать его правоты, когда он говорит о значимости авторитетов, с уважением говорит о великих немецких поэтах Гёте и Шиллере, когда осуждает Базарова за его презрение к мужикам. В характеристику Павла Петровича Тургенев привносит немало романтических черт. Они присутствуют, как мы видим, в его портрете, в подчеркивании автором незаурядности личности персонажа, в сцене дуэли, на которую — в силу романтических традиций — он вызывает своего противника, в обособленности от соседей, в романтической разочарованности и трагической участи невостребованного жизнью человека. Такой обрисовке Павла Кирсанова служит и заметная ассоциация его с Печориным. Дата его рождения — 1814 год — соотносит его с печоринским поколением, его рост, стан, белоснежный рукав, аристократизм облика, интерьер кабинета (оружие на персидском ковре), отдельные позы, дуэль — всё это призвано напомнить нам о лермонтовском герое, хотя у Павла Петровича нет печоринской мятежности и вечной неудовлетворенности.

Особое значение в отмеченной романтизации дяди Аркадия имеет история его любви к княгине Р. История эта похожа на вставную романтическую новеллу, в которой раскрываются странные особенности личности обоих героев и их душевные противоречия. Княгиня Р. вела странную жизнь, принимала гостей «во мраке гостиной», до самого утра «металась по комнате, ломая руки» и вся находилась «во власти каких-то тайных... сил». А её былой возлюбленный «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», «терзался, ревновал и не давал покою» княгине, скитался за нею, испытал любовь-рабство и загадочность этой истории завершил подарком кольца с вырезанным на камне сфинксом. Приключение это автобиографично и оттого согрето писателем особенным чувством, которое нельзя не заметить. Испытав трагедию любви, Павел Кирсанов запирает себя в деревенской глуши, отказавшись от надежд на счастье.

Вместе с тем Павел Петрович выступает как антагонист Базарова, в сравнении с которым становится очевидной праздность его бытия, оторванность его от высоких запросов жизни, его барское высокомерие и индивидуализм. Идеалы Павла Кирсанова остались в далёком прошлом, хотя он считает себя либералом и человеком, который любит прогресс. Взгляды этого персонажа во многом консервативны, «принсипы» окостенелы; он испытывает презрение к положительному опытному знанию, к естественным наукам, к носителям идей демократизма. Либерализм его достаточно ограничен, западничество причудливо соединилось со славянофильством. Нельзя не отметить, что от личности этого героя веет холодом. При внешнем повышенном эстетизме он зачастую бывает глух к прекрасному. Когда он смотрел на звезды, «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд». Это оттого, что «не умела мечтать его щегольски-сухая <...>, на французский лад мизантропическая душа». Народные начала жизни и народная вера ему, по существу, чужды. Тургенев часто иронизирует над Кирсановым-старшим, показывает комизм его положения в сцене дуэли, а эпизод этот он вводит для «наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства», как заметил автор в письме К. К. Случевскому. В эпилоге романа писатель показывает и драматизм переживаний своего героя («целая погибшая жизнь в нём трепетала»), и никчёмность прожитой им жизни («Да он и был мертвец», — констатирует автор).

Образ Николая Петровича

По-иному автор произведения характеризует Николая Петровича, другого представителя «отцов». Это мягкий, добродушный, чуткий и деликатный человек, переживший немало на своём веку. Но трудности жизни не исказили природы этого доброго человека, он не очерствел, остался сентиментальным и нежным «папашей», преданно любящим своего единственного сына. В описании портрета его бросаются в глаза слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: он «пухленький», он подогнул «ножки». Видимо, это не случайно. Николай Кирсанов менее крупная и яркая, нежели его брат, фигура, хотя она овеяна несомненным сочувствием автора. Николай Петрович тянется к молодёжи, долго живёт с сыном в Петербурге в пору учебы того в университете, благожелательно и гостеприимно встречает Базарова. Он причастен к искусству: глубоко любя музыку, играет на виолончели, чуток к природе и поэзии. Во многом он напоминает Лаврецкого: он решает в условиях крепостного права облегчить участь крестьян, переводит их на оброк и передаёт в их собственность землю. Он силится преобразовать помещичье хозяйство и заводит «ферму», используя наёмный труд.

Чтобы не отстать от жизни и быть на уровне своих преобразований, он учится, читает, выписывает специальную литературу. В округе его величают «красным». Он попадает в мировые посредники и терпеливо «вразумляет мужичков», отказываясь от высокомерия и спеси. Но добрые намерения отца Аркадия не приносят желаемых результатов. Его деревни исполнены убогой нищеты. Оброка крестьяне не платят. Рабочие «фермы» пугаются новой техники. «Сил моих нет!» — произносит Николай Петрович, предаваясь отчаянию. Чтобы усилить ощущение беспомощности младшего Кирсанова, писатель даёт ему устами крестьян и Базарова ряд обидных, но справедливых прозвищ: он «трусишка», «человек отставной», «божья коровка», «старенький романтик», «его песенка спета». Но Тургеневу Николай Петрович симпатичен, и в финале романа он не только сближает его с «блудным сыном», но и награждает семейным счастьем. Это тоже не случайно. Писатель чувствовал типичность этого персонажа и свою родственность ему. «Н<иколай> П<етрович> — это я, Огарев и тысячи других», — заметил однажды Тургенев.

В целом отношение автора к нарисованным им «отцам» достаточно противоречиво. С одной стороны, Тургенев окружает братьев Кирсановых в романе «Отцы и дети» своим вниманием, сопереживанием, сочувствием, романтизирует их, наделяя рядом весьма привлекательных черт, считает, что в конфликте романа «обе стороны до известной степени правы», а противники «равноценны». С другой — он роняет такое категорическое суждение: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича <...>. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? »

Павел Петрович Николай Петрович
Красив и самоуверен, всегда нравился женщинам. Жизнь его поначалу пред­ставляла череду сплошных удач. Учил­ся в пажеском корпусе, в 28 лет был уже капитаном - его ждала блестя­щая карьера. Его жизнь сломила не­разделённая любовь к княгине Р. Он вышел в отставку, преследовал кня­гиню, 10 лет прожил бесцветно и бес­плодно, а теперь остаток жизни про­водит в деревне с братом. Прирож­дённый аристократ, своим внешним лоском и поведением создаёт о себе впечатление как о человеке самона­деянном и самовлюблённом. Тихий и кроткий, он не произносит гневно-пламенных речей, как его брат и будто бы не принимает участия в мировоззренческом споре «отцов» и «детей». Однако этот человек играет важную роль в идейной структуре ро­мана. В молодости сломал ногу - это поме­шало ему сделать военную карьеру. Но он не впал в уныние, не озлобился на весь мир, а учился в университете и женился. 10 лет жил с женой в любви и согласии. После смерти жены отдал все­го себя делам поместья и воспитанию сына. Затем жизнь подарила ему лю­бовь к крепостной девушке Фенечке.
У него нет убеждений, вместо них - «принсипы», которые сводятся к со­блюдению внешних приличий. То же самое пристрастие к «внешним эффек­там» есть и у Базарова (бакенбарды, балахон, развязность), у обоих неужив­чивость с окружающим миром. Он настоящий противник нигилизма, но в споры не вступает, так как пони­мает, что его аргументы не будут убе­дительны ни для брата, ни для База­рова. Он просто живёт в согласии со своим сердцем и совестью.
Форма без содержания - в этом суть Павла Петровича. Это ярко проявляет­ся в описании его кабинета, где в ка­честве символа России он держит на столе пепельницу в форме мужицкого лаптя (к сожалению, это его един­ственная связь с народом). Все его представления о гармоничном существовании (о единении с приро­дой, о поэзии, о любви), которым он обладает, можно понять только раз­витой душой - ею не обладают ни «уездный аристократ», ни «предводи­тель нигилистов».
Его суждения самонадеянны и поверх­ностны (он толкует о Гёте и Шиллере, но вряд ли их прочёл). Он оказывается несостоятельным оппонентом для Ба­зарова: все его слова - лишь слова, они не подкрепляются никакими дей­ствиями. Внутренняя сила Николая Петровича, его интеллигентность и гармоничность вызывают симпатию и уважение. Вдумчивый читатель должен заметить: сильная личность - это не всегда неординарность и вызывающее поведение.

Изображение дворянских усадеб в романе

Усадьба Н. П. Кирсанова

В начале романа автор описывает родовое гнездо Аркадия. Это печальная картина: серые и неприглядные поля, низкие кустарники, оборванные мужики, покосившиеся крыши. Усадьба состоит из нового господского деревянного дома, выкрашенного серой краской, фермы, пруда с солё­ной водой, сада с плохо растущими деревьями и крестьянских деревенек. Лучше всего прижилась у Николая Петровича беседка из сирени и ака­ций. (Эти сирень и акации свидетельствуют о чистоте его души.) Бесед­ку можно сравнить с «храмом уединённого размышления» у Манилова. Крестьяне здесь обленились, приказчик - большой плут. Но Николай Петрович всё-таки старается что-то сделать для улучшения хозяйства, а главное - сглаживает в доме, как может, все недоразумения. Лишними в этом доме Николая Петровича кажутся люди с конфликтным характе­ром: Павел Петрович и Базаров.

Усадьба А. С. Одинцовой

Усадьба полностью отражает характер хозяйки. Тёмные деревья сада, аллея стриженых ёлок - всё дышит холодностью и расчётом, строгим порядком. Дом стоит на пологом открытом холме, словно показывает неприступность. По архитектуре красив, был задуман в Александров­ском стиле, но выкрашен жёлтой краской (напоминает тюрьму - огра­ничение свободы). Даже церковь похожа на строгого могучего воина. Единственное место, свободное от строгих устоев, - портик, заросший кустами (этого портика Одинцова боится, поскольку когда-то увидела в нём ужа). Внутреннее убранство поражает строгостью, даже запах в доме - как в министерском учреждении. Все лакеи надменны и старомодны. В доме живут по раз и навсегда заведённому порядку. Одинцова хорошо управляет хозяйством, и крестьяне у неё поставлены на оброк. Здесь всё делается по плану и «катится словно по рельсам».

Усадьба Базаровых

Самое скромное и бедненькое имение. Базаровым принадлежат небольшая деревушка и господский домик с шестью комнатками. Но этот крошеч­ный уголок гораздо ближе к природе, чем имения Кирсанова и Одинцо­вой. Дом окружён берёзовой рощей. Именно в имении родителей Евгений Базаров ощущает себя ничтожным по сравнению с окружающим миром. Мужики в этой деревне немного распущенны, но добры. Василий Ивано­вич живёт не за счёт доходов от своей деревни, а за счёт лечения людей.

Меню статьи:

Случается порою, что самые близкие люди очень отличаются по своему внешнему виду, характеру и темпераменту со своими ближайшими родственниками. Порой создается впечатление, что они должны принадлежать другой семье, ибо среди своих родственников они выглядят белыми воронами. Таких примеров можно отыскать множество и в литературе, и в реальной жизни. Одними из таких персонажей являются братья Кирсановы – Павел и Николай

Детство и юность Павла Кирсанова

Павел Петрович Кирсанов – старший брат Николая Кирсанова. Начальное образование он получил дома, так же как и его младший брат. Подробности его раннего детства для читателя остаются загадкой, да и собственно, до периода отрочества мы мало что знаем о его жизни.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием произведения “Отцы и дети” Ивана Тургенева.

Отец его был военным офицером. Он принимал участие в войне с Наполеоном. Свою военную карьеру Кирсанов-отец окончил в звании генерал-майора. И отправился в поместье, где он пользовался уважением «в силу своего чина». Автор говорит, что он был «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».

Мать, Агафоклея Кузьминишна, жила в свое удовольствие. Ее обыденность состояла зачастую из показных традиционных действий, «принадлежала к числу «матушек-командирш».

Сыны росли под влиянием авторитета отца. Его положение в обществе выгодно отличалось – причиной тому был его военный чин. Этот фактор, подстрекаемый авторитетом военной карьеры существовавшим в обществе, стали причиной того, что, после получения начального образования предпочтение отдавалось продолжению получения образования на поприще военной карьеры.

Старший сын, Павел, имел к этому предрасположенность. Свое обучение он продолжил в Пажеском корпусе. Кирсанов довольно легко вжился в новую роль и делал один за другим карьерные успехи. Его популярность росла, так же стремительно, как и его звания. В скором времени его имя стало широко известно во всех аристократических кругах. Его красивая внешность, атлетическое телосложение становиться поводом для зависти многих молодых людей. Женщины были без ума от него, но, пророчества о ее дальнейшем блестящем будущем неожиданно сошли на нет. Роковой для него стала влюбленность в графиню Р. – его возлюбленная отвергла Кирсанова, причинив ему немало горечи и боли. Долгое время Павел Петрович ездил «за ней по за границам», в надежде, что отношение к нему измениться, но, не добившись существенных изменений, возвращается на Родину. Неожиданное известие о смерти графине окончательно выбивает его из колеи – Павел Петрович возвращается в деревню к своему брату. Где живет, не изменяя своим привычкам. После женитьбы Николая Петровича, Павел Кирсанов выезжает в Дрезден.

Внешность Павла Кирсанова

На момент повествования Кирсанову 45-50 лет. Автор не дает точных данных на этот счет, поэтому возрастная его разница столь велика. Тургенев противоречиво отмечает, что у Павла Петровича вид «человека лет около пятидесяти», но спустя некоторое время отмечает, что ему было «на вид ему было лет сорок пять».

Можно сделать предположение, что выглядел Кирсанов моложе своего реального возраста. Тот факт, что Павел Петрович очень щепетильно следил за своей внешностью, а его повседневная жизнь была лишена тяжелого физического труда или нестабильного режима дня становятся неопровержимыми доказательства этому. Но абсолютно уверено мы не может это утверждать. Возможно, что Тургеневу не важен был конкретный возраст его персонажа – ему достаточно было приблизительной даты, чтобы обрисовать принадлежность к тому или иному поколению людей.

На момент разворачивание основных событий романа. Кирсанов выглядит так: у него средний рост, и сейчас «коротко остриженные седые волосы», похожие на серебро. Кирсанов не сбривает усы, он их периодически сбрызгивает одеколоном и поэтому они у него «душисто пахнут». Остальное его лицо тщательно выбрито, « желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом». Обворожительный образ добавляют белоснежные зубы и темные «продолговатые глаза» », он обладает приятным тембром голоса. Несмотря на приличный возраст Кирсанов все также стройный и подтянутый, у него «гибкий стан».

Как видим, никаких необычных внешних признаков у Павла Петровича нет. И комплекция, и внешние черты лица его обладают миловидными характеристиками. Его движения, не смотря на возраст, обладают юношеской грацией и пластикой.

Он всегда следил за своим внешним видом. Ни тот факт, что теперь Павел Петрович уже не является светским львом, ни то, что он живет в деревне, не меняет его привычек: он всегда выглядит безукоризненно и опрятно. Это сразу же бросается в глаза на общем фоне запустения и ограничивания основными правилами гигиены. У Павла Кирсанова руки всегда в идеальном состоянии. Они удивляют своей белизной. Базаров, впервые увидевший Павла Петровича, удивлено отмечает: «Ногти то, ногти, хоть на выставку посылай!». Павел Петрович любит хорошую модную одежду: « на нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска», «одетый в легкий клетчатый пиджак и белые, как снег, панталоны», «надел тонкую батистовую рубашку, щегольскую утреннюю курточку». В течение дня он периодически меняет свой костюм, делает он это не потому, что она испачкалась, а потому, что так требовал этого этикет. В гардеробе Кирсанова всегда в достаточном количестве безукоризненно белые, отлично накрахмаленные воротнички.

Одеколон, ванна и идеально чистая одежда – вот составляющие его внешнего вида. Так было во времена его молодости, такая же тенденция остается и в дальнейшем. «Я не роняю себя, я уважаю в себе человека» – так объясняет Кирсанов свое пристрастие к моде и чистоте. В его понятии аристократ всегда должен выглядеть отменно, при этом не важно, где он живет и чем занимается.

Общественно-политические взгляды

По своей сути Павел Петрович – либерал, ему не чужды славянофильские идеи. Павел Петрович считает, что уважающий себя аристократ должен никогда не уступать своих прав, безукоризненно выполнять все свои обязанности и требовать от других чтобы они выполняли свои обязанности по отношению к нему, несмотря ни на что. Сам он о себе отзывается как о человеке «любящего прогресс». Но, при этом, не все новомодные веяния он готов безукоризненно принять. Так, например, он очень резко противоречит нигилистическим взглядам Базарова: «Молодые люди обрадовались, прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты».


Павел Петрович видит в деятельности нигилистов только желание все разрушить, но при этом ничего не построить нового. Что же займет место старых порядков? – вот что интересует Кирсанова, но, так как конкретного ответа (кроме как «разруха») он найти не может, то такая нигилистическая позиция выводит его из себя. «Либо я глуп, либо это всё вздор» – подытоживает свои размышление на этот счет Павел Петрович.

Для Кирсанова важна личность человека, он считает, что без отсутствия личности, без остро развитого чувства собственного достоинства «нет никакого прочного основания общественному зданию».

У Павла Петровича специфическое отношение к представителям народных масс. Он готов отстаивать их права, часто заступается за них, но в то же время, пренебрежение крепостными норм гигиены его удручает и вызывает отвращение, «говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон». Исходя из такой позиции и вытекает жизненное кредо Кирсанова: «без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Он считает, что «что без принсипов принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя».

Личностные качества

Павел Кирсанов старался выглядеть как можно в больше привлекательном свете, поэтому все его детали поведение, манера говорить всегда были на высоте, безукоризненны и изысканы.



В молодости он был необычайно красив, в сочетании с умением вести себя в обществе и грамотно поддержать беседу, это был пик совершенства. «Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему».

Павел Петрович старается держать себя вежливо, однако из-за вспыльчивости натуры ему, не всегда удается достичь этого. Так, например, в разговорах с Базаровым, Кирсанов порой срывается и их беседа переходит в разряд спора.

Личность Павла Кирсанова вызывает уважение и некий страх у простых людей. С одной стороны, его «уважали за его безукоризненную честность», «он всякому рад помочь и, между прочим, всегда вступается за крестьян», но его манера держаться в разговоре, проницательный взгляд пугают и действуют настораживающее. Кирсанов хорошо разбирается в людях, его брат отмечает, что у Павла «орлиный взгляд». В целом, Павел Петрович человек добрый и искренний, но порой его положительные эмоции так и остаются невыраженными, поэтому создается впечатление, что он черствый.

Кирсанов имел талант постигать разные науки и языки – газеты он предпочитал читать на английском, всегда умел поддержать беседу на должном уровне и не упасть в грязь лицом, обличив свое не знание той или иной информации. У Павла Петровича развито интуиция, он знает, как поступить в какой ситуации. Его брат часто обращается к нему за советом, то по поводу отношений с женщинами, но по поводу ведения хозяйства.

У Павла Кирсанова нет своей личной семьи, и он не стремится жениться и заводить детей, хотя сам искре отмечает, что очень любит детей. Он с удовольствием забавляет своего маленького племянника Митю Неприятная ситуация с графиней Р. Навсегда отбила у него желание связывать себя узами брака.

Сам по себе Павел Петрович человек не любящий конфликты. Это ярко показано в ситуации, когда Павел Петрович видит поцелуй Фени (возлюбленной брата) и Евгения Базарова. Понимая, что обнародования информации скорее всего приведет к плачевным последствиям для всех: брат разочаруется в матери его полугодовалого сына, племянник окажется в затруднительном положении, так как вынужден будет либо прервать общение со своим другом, либо с отцом, Павел Петрович никому не говорит о том, что видел. Он назначает Базарову дуэль, скрыв основную причину поединка от всех. Сам же Евгений понимает, что поводом стал поцелуй, а не разногласия в идейном плане. Кирсанов – человек чести, он осознает, что возраст и долгое время отсутствие практики играет не в его пользу и он может погибнуть, но не может позволить никому порочить честь его семьи и любимого брата.

5 (100%) 2 votes

Поднятая И. С. Тургеневым тема взаимопонимания между поколениями является актуальной во все времена. Но следует отдать должное писателю: он первым в литературе сделал проблему "отцов и детей" центральной в произведении. Старшее поколение представлено Павлом Петровичем Кирсановым, характеристика которого будет представлена ниже. Ему противопоставляется Евгений Базаров, убежденный нигилист. На противоположности их взглядов строится произведение Тургенева.

Немного о Павле Петровиче

Перед тем, как перейти к сравнению двух персонажей, следует дать краткое представление об их личностях. В статье будет описана характеристика Павла Петровича Кирсанова. Он - капитан запаса, обладает довольно красивой внешностью и утонченными аристократическими манерами.

Вследствие того, что Кирсанов-старший - аристократ, прекрасно образованный, знакомый со всеми тонкостями светского общества, он любил устраивать званые обеды и приемы. В общении с прекрасным полом был обходителен и держался уверенно. За такие свои качества Павел Петрович имел репутацию денди и настоящего светского льва.

Для создания более полного личностного портрета в характеристике Павла Петровича следует выделить несколько строк о его жизни до описываемых событий в романе. Кирсанову прочили блестящую карьеру военного, но несчастная любовь к одной княгине полностью изменила его жизнь. Он подал в отставку и отправился путешествовать. А когда вернулся на Родину, то не избрал себе нового поприща, ничего не делал и только скучал.

Потом Кирсанов переехал к своему младшему брату в деревню, но и во время своего пребывания там сохранил все свои аристократические манеры, которые носили чопорный английский характер. Он читал только английские газеты и романы, одевался в стиле английских денди, а во время поездки за границу общался преимущественно с англичанами.

Отношение к Базарову

Важное место в характеристике Павла Петровича Кирсанова занимают их взаимоотношения с Евгением Базаровым. Кирсанову молодой человек не просто не понравился, он возненавидел его сразу, как только тот приехал в деревню. Его неприязненное отношение проявляется в нелестных прозвищах, которые он использует в обращении к нему.

Кирсанов относится с пренебрежением к Базарову, считает нигилизм явлением, которое свойственно только людям низших сословий. Павел Петрович придерживается высоких нравственных принципов и не понимает молодое поколение, которое пренебрегает ими. Но все его высокоморальные идеалы не могут быть применимы к той действительности, в которой они жили.

В более подробной характеристике Павла Петровича Кирсанова и Базарова, выполненной в виде таблицы, будут перечислены все пункты, в которых они не сходились во мнениях. Но один можно рассмотреть более подробно.

Отношение к простому народу

В романе Кирсанов описывается как человек, который очень далек от народа и от всего русского. Все его аристократические манеры, его речь, которая наполнена иностранными словами и непонятна простым людям, - все это противопоставляется Базарову.

Павел Петрович не привязан никакими сильными чувствами к России, он не восхищается ею, а, наоборот, стремится подчеркнуть то, что ему больше нравится европейский образ жизни. Единственное, что немного его связывает со страной, - это пепельница, сделанная в виде лаптя. Вот и все, что осталось у него от России.

Павел Петрович Кирсанов и Базаров: характеристика

Параметры сравнения П. П. Кирсанов Ев. Базаров
Внешность Уделял большое внимание внешнему виду, всегда одевался по последней моде. Пренебрежительное отношение, одет был просто, неряшливо.
Образование Окончил Пажеский корпус, но самообразование никогда не было его целью, узкий круг интересов. Очень образованный, прекрасный врач, обладает натурой исследователя.
Отношение к любви Романтик, рыцарское отношение к женщине. Циничное, рассматривает только с физиологической точки зрения. Поэтому его так пугает чувство к Одинцовой.
Отношение к простому народу Может восхищаться на публике народом, его культурой, но на самом деле презирает его. С одной стороны жалеет простых людей, с другой стороны пренебрежительно относится к их невежеству
Отношение к семейным ценностям Высоко ставит семью, трепетно заботится о благополучии своих родных. Презирает патриархальный уклад. Любит своих родителей, но держится от них на некотором расстоянии.
Речевые особенности Правильная, насыщена иностранными выражениями Грубая, простая речь. Активно использует жаргонизмы.
Мнение друг о друге Считает, что такие, как Базаров, принесут с собой лишь разрушение. Видит в нем угрозу устоям общества. Придерживается мнения, что Кирсанов - бездеятельный аристократ.

Из сравнительной характеристики Базарова и Павла Петровича Кирсанова становится понятнее, что такие личности с абсолютно полярными взглядами не могли договориться. Они представители разных эпох: Кирсанов представляет собой общество людей праздных, бездеятельных натур, а Базаров - это человек действия.

Очень верную характеристику Павлу Петровичу Кирсанов дал сам автор - "живой мертвец". Потому что оставшиеся годы, которые он провел за границей, прошли хоть и ярко, но бесцельно. Кирсанов, несмотря на все свои высокопарные речи, был пуст внутри, поэтому он старался заполнить ее развлечениями, не пытаясь изменить свою жизнь, поменяться самому как личность. Также и тот уклад жизни, приверженцем которого он был, не соответствовал новому времени и должен был смениться новым, более прогрессивным.

Я думаю, что очень важно определить для себя черту, где здоровый эгоизм переходит в неоправданное самопожертвование. Именно на этой территории можно достичь гармонии с миром и самим собой. То есть, по значимости можно уравнять свои интересы с интересами других. Только тогда, не забывая свою личную жизнь, человек, тем не менее, будет полезен и для других. Жить «со всеми и для всех» - это умело разграничивать и, одновременно, совмещать свою жизнь с деятельностью окружающих людей. Здесь особенно важна «золотая середина», поскольку и в том и в другом случае сильное отклонение ведет к одиночеству и разочарованиям. Эгоистичный человек испытывает эти состояния, поскольку не ценит душевное тепло и расположение других людей. А тот, кто всю жизнь посвятил кому-то, вдруг понимает, что так ничего и не добился, поскольку отведенное ему время было впустую потрачено на чужие заботы и интересы.

Писателей девятнадцатого века также немало занимала эта проблема. В произ-ведении Тургенева «Отцы и дети» одни из главных героев, братья Кирсановы, по-своему понимают свое предназначение и цель в жизни. Старший брат , влюбившись, решил полностью посвятить свою жизнь возлюбленной. Его не остановило, что его любимая женщина была замужем и имела репутацию странной особы. Кирсанов неожиданно для всех вышел в отставку, в одну минуту загубив свою блестящую военную карьеру. Он объездил за дамой своего сердца полмира, однако его любовь не принесла счастья ни ему, ни его возлюбленной. Постоянное преследование быстро наскучило, и женщина постаралась избавиться от надоедливого любовника. Павел Петрович тяжело перенес разрыв. После этого он полностью сосредоточился на самом себе. Этот человек стал жить для себя. Переехав в деревню, Кирсанов-старший практически полностью отгородился от окружающего мира. С этого момента с соседями он не знается, местное общество не посещает и вообще редко покидает свое поместье. Все его помыслы ограничиваются поддержанием безупречной чистоты костюма и сохранением военной выправки. Безусловно, он испытывает некоторую привязанность к своему брату и племяннику. Даже готов сражаться на дуэли за честь Николая Петровича, однако это не спасает его от одиночества. Павел Петрович чувствует себя очень несчастным и опустошенным. Его брат - человек совершенно иного склада характера и ума. Николай Петрович Кирсанов в молодости не был так удачлив, как старший брат. Он не обладал его обаянием и внешностью. Однако этот человек жил в гармонии с окружающими и самим собой. Он искренне любил свою жену, а после ее смерти - Фенечку. И получал взамен ответное чувство. Он понимает, что не зря живет на этом свете, тем более, что мужает один и подрастает другой сын. Николай Петрович переживает от того, что они со старшим сыном отдалились друг от друга. Ему не безразлична Аркадия, поэтому он пытается понять и принять идеи молодых. Он старается быть в курсе новых открытий в науке, более того, не боится применять их на практике. Случайно он слышит разговор сына с Базаровым о самом себе. Евгений уверяет Аркадия, что хоть его отец и «добрый малый», но «его песенка спета». Это был удар для Кирсанова, однако Николай Петрович не опустил рук. Скорее, наоборот, еще с большим рвением занялся хозяйственными делами. Этот человек не отделяет себя от своей семьи, от родных и близких ему людей. Я думаю, что именно он способен жить «со всеми и для всех». Отец Аркадия совершенно лишен каких-либо эгоистических побуждений. Он привык заботиться о других. Сначала о жене, затем о маленьком сыне, когда Аркадий поступает в университет и становится самостоятельным, о беззащитной молодой девушке, которая впоследствии становится его женой, о своем брате, о своих крестьянах. Однако нельзя сказать, что он приносит себя в жертву другим людям. Он живет, не отказывая себе в удовольствии быть любимым и почитаемым женой, родными, друзьями. Именно поэтому он чувствует удовлетворение от своей жизни. По-своему, он даже счастлив. В любом случае, его никто не сможет упрекнуть в излишней черствости или жертвенности по отношению к другим людям.

Я думаю, Николай Петрович не одинок в своем умении гармонично строить свои взаимоотношения с окружающими и самим собой. Так же строит свою жизнь и Одинцова, и ее сестра, и родители Базарова. Эти люди, особо не задумываясь и не разглагольствуя, руководствуясь определенной житейской мудростью, находятся в гармонии с внешним и внутренним миром. Это помогает им чувствовать уверенность в будущем дне и наполняет смыслом их существование. На первый взгляд, например, жизнь родителей Базарова наполнена мелкими заботами и никому не нужными переживаниями. Однако, познакомившись с этими людьми поближе, начинаешь понимать, насколько много любви и душевного тепла способны дать эти люди окружающим. А доброжелательность и радушие - это уже первая ступенька лестницы, ведущей к гармонии.