Представители старшего поколения в пьесе вишневый сад. Три поколения в пьесе Чехова «Вишневый сад

А. П. Чехов назвал свое произведение "Вишневый сад" комедией. Мы же, прочитав пьесу, относим ее скорее к трагедии, чем к комедии. Нам кажутся трагическими образы Гаева и Раневской, трагичны их судьбы. Мы сочувствуем и сопереживаем им. Сначала мы не можем понять, почему Антон Павлович отнес свою пьесу к жанру комедии. Но перечитывая произведение, разбираясь в нем, мы все же находим поведение таких персонажей, как Гаев, Раневская, Епиходов, несколько комичным. Мы уже считаем, что в своих бедах виноваты они сами, и, может быть, осуждаем их за это. К какому же жанру относится пьеса А. П. Чехова "Вишневый сад" - к комедии или к трагедии?В пьесе "Вишневый сад" мы не видим яркого конфликта, все, казалось бы, течет своим чередом. Герои пьесы ведут себя спокойно, между ними не происходит открытых ссор и столкновений. И все же мы чувствуем существование конфликта, но не открытого, а внутреннего, скрытого в тихой, на первый взгляд, мирной обстановке пьесы. За обычными разговорами героев произведения, за их спокойным отношением друг к другу мы видим их. внутреннее непонимание окружающих. Мы часто слышим от персонажей реплики невпопад; часто видим их отрешенные взгляды, они будто не слышат окружающих.Но основной конфликт пьесы "Вишневый сад" состоит в непонимании поколения поколением. Кажется, будто в пьесе пересеклись три времени: прошлое, настоящее и будущее. Эти три поколения мечтают о своем времени, но они только говорят и ничего не могут сделать для изменения своей жизни,К прошлому поколению относятся Гаев, Раневская, Фирс; к настоящему - Лопахин, а представителями будущего поколения являются Петя Трофимов и Дня.Любовь Андреевна Раневская, представительница старого дворянства, постоянно говорит о своих лучших молодых годах, проведенных в старом доме, в красивом и роскошном вишневом саду Она живет только этими воспоминаниями о прошлом, ее не устраивает настоящее, а о будущем она и думать не хочет. И нам кажется смешной ее инфантильность. Да и все старое поколение в этой пьесе мыслит так же. Никто из них не пытается ничего изменить. Они говорят о "прекрасной" старой жизни, но сами, кажется, смиряются с настоящим, пускают все на самотек, уступают без борьбы за свои идеи. И поэтому Чехов осуждает их за это.Лопахин - представитель буржуазии, герой настоящего. Он живет сегодняшним днем. Мы не можем не отметить, что его идеи умны и практичны. Он ведет оживленные беседы о том, как изменить жизнь к лучшему, и вроде бы знает, что делать. Но все это только слова. На самом деле и Лопахин не является идеальным героем пьесы. Мы чувствуем его неуверенность в себе. А в конце Произведения у него будто опускаются руки, и он восклицает: "Скорее бы изменилась наша нескладная, несчастливая жизнь!".Казалось бы, Аня и Петя Трофимов являются надеждой автора на будущее. Но разве может такой человек, как Петя Трофимов,"вечный студент" и "облезлый барин" изменить эту жизнь? Ведь выдвинуть новые идеи, войти в будущее и повести за собой остальных могут только умные, энергичные, уверенные в себе люди, люди действующие. А Петя, как и другие герои пьесы, больше говорит, чем действует; он вообще ведет себя как-то нелепо. А Аня еще слишком молода, она еще не знает жизни, чтоб ее изменить.Итак, основной трагизм пьесы состоит не только в продаже сада и имения, в котором люди провели свою молодость, с которым связаны их лучшие воспоминания, но и в неспособности тех же самых людей что-либо изменить для улучшения своего положения. Мы, безусловно, сочувствуем Любови Андреевне Раневской, но не можем не заметить ее инфантильного, порою нелепого поведения. Мы постоянно ощущаем нелепость событий, происходящих в пьесе. Нелепо выглядят Раневская и ^аев с их привязанностями к старым предметам, нелеп Епиходов, а Шарлотта сама явялется олицетворением ненужности в этой жизни.Основной конфликт произведения - это конфликт времен, непонимание одного поколения другим. В пьесе нет связи времен, разрыв между ними слышится в звуке разорванной струны. И все же автор выражает свои надежды на будущее. Недаром стук топора символизирует переход от прошлого к настоящему. А когда новое поколение посадит новый сад, придет и будущее.А. П. Чехов писал пьесу "Вишневый сад" перед революцией 1905 года. Поэтому сам сад является олицетворением России того времени. В этом произведении Антон Павлович отразил проблемы уходящего в прошлое дворянства, буржуазии и революционного будущего. При этом Чехов по-новому изобразил главный конфликт произведения. Открыто конфликт в произведенни не показан, однако мы ощущаем внутренний конфликт, происходящий между героями пьесы. Трагедия и комедия неразрывно пр(ходят через все произведение. Мы одновременно и сочувствуем персон; жам, и осуждаем их за бездеятельность.

Задачи и тесты по теме "Три поколения в пьесе А. П. Чехова Вишневый сад"

  • Морфологическая норма - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 8

  • Три склонения имён существительных. Алгоритм определения склонения - Имя существительное как часть речи 4 класс

В центре пьесы Чехова «Вишневый сад» стоит вопрос о спасении вишневого сада – имения помещицы Раневской. Важно, что сад олицетворяет всю Россию. Таким образом, драматург ставит в своем произведении вопрос о том, возможно ли спасти «старую» Россию – дворянскую страну, с ее многовековым укладом, культурой, философией, мировоззрением.

Можно сказать, что на протяжении всей комедии роль спасителя «примеряется» ко многим героям. Особо пристально мы присматриваемся к молодым персонажам, ведь на кого, как ни на молодежь, нужно уповать в спасении России?

Привлекают к себе внимание, прежде всего, Петя и его «последовательница» Аня – младшая дочь Раневской. Эти герои молоды, полны сил и энергии, но они увлечены совершенно другими идеями – преобразить целый мир, создать прекрасное будущее для всего человечества. Что им старый вишневый сад! Для Ани он является символом всего старого и косного, к имению матери она не испытывает никаких тёплых чувств. Девушка считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину. Именно этому Аня и хочет посвятить свою жизнь вместе с Петей Трофимовым.

Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России – «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой не замечает, что сам он - яркий представитель такой интеллигенции: красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды». Ему тоже нет дела до вишневого сада. Планы Трофимова гораздо масштабней - осчастливить все человечество!..

Но, думается мне, эти герои так и останутся на стадии слов и не перейдут к делу. Слишком много энергии у Пети уходит на абстрактные планы, но сделать что-то конкретное он не способен. Вспомним, что Трофимов не может даже закончить курса, получить диплом. Это верный признак того, что все дела его будут также «зависать в воздухе», заканчиваться «пшиком».

Может быть, Аня окажется сильнее своего «идейного вдохновителя» и сможет реально участвовать в преобразовании России? Характер этой девушки позволяет так думать, но … Мне кажется, Аня влюблена в Трофимова, в ее глазах он – романтический герой, произносящий красивые слова, которым девушка с восторгом внимает. Поэтому сейчас, я думаю, идеи преобразования и спасения – это ее истинный, настоящий интерес. Возможно в будущем, повзрослев и окрепнув, она и сможет внести свою лепту в благое дело, но не сейчас.

Наиболее вероятным претендентом на роль спасителя вишневого сада в пьесе является, на мой взгляд, Лопахин. С самого начала он предстает перед нами человеком, глубоко сочувствующим разорившейся Раневской, привязанным к ней с самого детства.

Этот герой – купец, представитель той формации, которая становится «хозяевами жизни» в новой России. Лопахин вышел из крестьян, он простого происхождения: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...»

Благодаря своей предприимчивости и хватке Лопахин смог «сколотить» себе приличное состояние. Его рациональный мозг направлен, прежде всего, на получение выгоды. Всякие «сантименты, нежности», возвышенные чувства Лопахин не понимает в силу своего склада, уровня образования. Он советует Раневской вырубить деревья и отдать сад в аренду дачникам, разбив его на участки.

Купец, безусловно, прав, именно так и стоило бы поступить в сложившейся ситуации с экономической точки зрения. Но… в таком случае прежний вишневый сад, то есть прежняя Россия, уйдет в небытие, канет в Лету. Это и происходит в финале. И Лопахин даже радуется уходу старой России.

Действительно, что хорошего он видел при крепостном праве? Отец и дед его там были рабами, да и его самого ждала та же участь. А в новой стране Лопахин выбился в люди, стал уважаемым человеком и даже получил власть над своими бывшими хозяевами. Поэтому и этот герой не станет спасать прежнюю Россию. Но спасет ли он новую? Думаю, да. Из истории мы знаем, что до событий 1917 года Россия была одним из мировых лидеров в мире по экономическому и культурному развитию. Страна постепенно перестраивалась, сохраняя, прежние традиции, но, конечно, привнося в нее новые веяния. И лишь Октябрьская революция 1917 года коренным образом все изменила.

Таким образом, в пьесе несколько молодых героев, однако среди них нет персонажа, способного спасти старую, прежнюю Россию. Но есть герой, за которым будущее. На мой взгляд, это делец Лопахин.

В пьесе Чехова «Вишневый сад» Аня и Петя не являются главными героями. Они не связаны напрямую с садом, как другие действующие лица, для них он не играет столь значимой роли, из-за чего они в некотором роде выпадают из общей системы персонажей. Однако в произведении драматурга уровня Чехова нет места случайностям; стало быть, неслучайна и обособленность Пети с Аней. Рассмотрим же этих двух героев подробнее.

Среди критиков распространена трактовка выведенных в пьесе «Вишневый сад» образов Ани и Пети как символа молодого поколения России начала двадцатого века; поколения, которое идёт на смену давно отжившим свой век «раневским» и «гаевым», равно как и порождениям переломной эпохи «лопахиным». В советской критике это утверждение считалось неоспоримым, так как саму пьесу было принято рассматривать в строго определённом ключе - исходя из года написания (1903) критики связывали её создание с социальными переменами и назревающей революцией 1905 года. Соответственно, утверждалось понимание вишневого сада как символа «старой», дореволюционной России, Раневской и Гаева как образов «отмирающего» дворянского сословия, Лопахина - нарождающейся буржуазии, Трофимова - разночинной интеллигенции. С этой точки зрения пьеса рассматривалась как произведение о поиске «спасителя» для России, в которой назревают неизбежные изменения. Лопахина как буржуазного хозяина страны должен сменить разночинец Петя, полный преобразовательных идей и нацеленный в светлое будущее; буржуазию должна сменить интеллигенция, которая, в свою очередь, осуществит социальную революцию. Аня же здесь символизирует «раскаявшееся» дворянство, которое принимает активное участие в этих преобразованиях.

Подобный «классовый подход», унаследованный с давних времён, обнаруживает свою несостоятельность уже в том, что многие персонажи не вписываются в эту схему: Варя, Шарлотта, Епиходов. В их образах мы не находим «классового» подтекста. Кроме того, Чехов никогда не слыл пропагандистом, и, скорее всего, не стал бы писать столь однозначно расшифровывающуюся пьесу. Не стоит забывать и того, что сам автор определял жанр «Вишневого сада» как комедию и даже фарс- не самая удачная форма для демонстрации высоких идеалов…

Исходя из всего вышесказанного, рассматривать исключительно в качестве образа молодого поколения Аню и Петю в пьесе «Вишневый сад» нельзя. Такая трактовка была бы чересчур поверхностной. Кем же они являются для автора? Какую роль играют в его замысле?

Можно предположить, что автор намеренно вывел двух героев, не связанных напрямую с основным конфликтом, в качестве «сторонних наблюдателей». У них нет кровного интереса в торгах и саде, нет чёткой символики, связанной с ним. Для Ани и Пети Трофимова вишневый сад не является болезненной привязанностью. Именно отсутствие привязанности помогает им выжить в общей атмосфере разрухи, пустоты и бессмысленности, столь тонко переданной в пьесе.

Общая характеристика Ани и Пети в «Вишневом саде» неизбежно включает в себя любовную линию между двумя героями. Автор обозначил её неявно, полунамёком и трудно сказать, для каких целей ему понадобился этот ход. Возможно, это способ показать столкновение в одинаковой ситуации двух качественно разных характеров Мы видим юную, наивную, восторженную Аню, ещё не видевшую жизни и в то же время полную сил и готовности к любым преобразованиям. И мы видим Петю, полного смелых, революционных идей, вдохновенного оратора, искреннего и увлечённого человека, притом абсолютно бездеятельного, полного внутренних противоречий, оттого нелепого и порой смешного. Можно сказать, что любовная линия сводит друг с другом две крайности: Аню - силу без вектора, и Петю - вектор без силы. Энергия и решительность Ани без направляющей бесполезны; увлечённость и идейность Пети без внутренней силы мертвы.

В заключение можно отметить, что образы этих двух героев в пьесе на сегодняшний день, к сожалению, всё ещё рассматриваются в традиционном «советском» ключе. Есть основания считать, что принципиально иной подход к системе персонажей и пьесе Чехова в целом позволит нам увидеть гораздо больше оттенков смысла и обнаружит немало интересных моментов. Пока же образы Ани и Пети ждут своего непредвзятого критика.

Тест по произведению

Молодое поколение «Вишневого сада» А.П. Чехова

10 класс

К молодому поколению относятся Петя Трофимов и Аня. Остановимся на Пете, так как на него ложится основная смысловая нагрузка слова «молодое» (здесь – «начинающее жить», «перспективное»). Пете Трофимову 26 лет, шесть лет назад он был учителем сына хозяйки имения Раневской. Мальчик утонул, его мать, чтобы забыть горе, уезжает в Париж. Петя поселяется где-то недалеко. Раневская приезжает, прожив все деньги за границей, а Петя приходит в дом, чтобы только поклониться и уйти тотчас. Ему трудно понять, что его поведение бестактно. Это понимают другие (Аня, Варя). Своим появлением он напоминает женщине о потере. Доводит ее до слез. Он на самом деле в имении ухаживает за Аней. Потому и здесь. Раневская считает его хорошим человеком. Лопахин искренне любит его. Варя строга с ним. Аня восхищена им и почти влюблена. Все вокруг считают Петю умным, честным, гордым человеком. Но характеристика Пети другими героями очень лаконична. Ограничивается словами брат, смешной человек. Мы не можем составить полный портрет героя. Петя, по его словам, свободный человек. Хорошо вписывается в образ революционера. Только откуда сила у этого болезненного, в очках, в студенческом мундире, его в вагоне одна баба назвала облезлым барином, в глаза его называют «недотепой», «вечным студентом». Он пользуется авторитетом. Каким авторитетом он может пользоваться при его такой внешности? Вспомним слова Дуняши: «Третьего дня Петр Сергеич приехали. В бане спят, там и живут». Внешность здесь не главное. Петя произносит монологи о российской интеллигенции, о рабочих, о крепостниках, о богатых. При этом предупреждает, что боится серьезных разговоров. Давайте заглянем за слова Пети. Вокруг себя Петя видит только грязь. Перед собой – белоручек, которые живут за чужой счет. Иногда с обличения он переходит на самобичевание. Он возможно и прав, ведь сам ничего не делает в течение 5 месяцев. Но другим твердит, что надо работать. И это при трудолюбивой Варе и энергичном, деловом Лопахине. Петя считает, что «человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле». Монолог «человечество идет» произносится по заказу скучающей Раневской и после ироничной реплики Лопахина на слова об уме Пети. Меткая характеристика, данная Петей Лопахину (про «хищного зверя»), начинается и заканчивается смехом. Жизнь Пети была трудной, его 2 раза исключали из университета. Трофимов не учится, потому что не может учиться и содержать себя одновременно. Когда Петю спрашивают, почему он не закончил курс? Петя молчит в ответ. Трофимов отстал от «нового», он живет в провинции, ничего не делает, ничего не читает. Видит вокруг себя только грязь. Он красиво говорит и энергично зовет идти вперед, но не богатством, ни красотой, ни тактом он не блещет. Любой другой персонаж человечнее его. Честность его бездарна. Он ничего не перестрадал в жизни. В пьесе Петя не только критикует существующий порядок, главная его роль – призыв к изменению жизни. Петя зовет идти за собой, потому что видит себя в «первых рядах». Сам он не имеет представления, куда и зачем идти. Цель для него неясна. Он лишь предчувствует. Он не знает жизни и боится ее, какая может быть цель? Он прячется от страха перед жизнью за красивыми словами и даже зажмуривает глаза от «страха». В конце пьесы Петя вместе с Аней собирается в Москву, чтобы там посадить новый сад. Начать новую жизнь. А с каким багажом он поедет, если даже из дома выйти не может, ищет калоши. Его засосала жизнь таких, как Раневская и Гаев, он не способен идти дальше слов. По мнению Чехова, задача Трофимовых в жизни и образе в пьесе дать толчок к движению Ане. Таким как Аня. Аня – носитель новых будущих революционных идей. Молодая, с характером, без груза прошлого на ногах, она вызывает симпатии. Именно такие, как она, идут вперед. Аня говорит о жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символика имён в пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад»

В 18 веке театральный зритель ещё до начала представления знал, каких героев он увидит на сцене. Драматургу предписывалось давать персонажам «говорящие» фамилии. Прочитав в списке действующих лиц...

Презентация "Символика имён в пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад"

В 18 веке театральный зритель ещё до начала представления знал, каких героев он увидит на сцене. Драматургу предписывалось давать персонажам «говорящие» фамилии. Прочитав в списке действующих лиц «С...

­Спор поколений

Пьеса Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» необычна и удивительна. В отличие от других работ драматурга, она ставит в центр всех событий не человека, а лирический образ прекрасного вишневого сада. Он словно олицетворение красоты России былых времен. В произведении переплетаются сразу несколько поколений и, соответственно, возникает проблема разницы в мышлении, восприятии реальности. Вишнёвому саду отводится основополагающая роль. Он становится местом встречи прошлого, настоящего и будущего страны, которая стоит на пороге грандиозных перемен.

Эта драма - абсолютно новое явление в русском искусстве. В ней нет острых социальных конфликтов, никто из главных героев не вступает в открытый спор и все же конфликт существует. С чем же он связан? На мой взгляд, это спор поколений, которые не слышат или не хотят слышать друг друга. Прошлое предстает перед нами в виде Раневской и Гаева . Это закоренелые дворяне, которые не в силах изменить свои привычки даже ради спасения имения, принадлежавшего еще их родителям и прародителям. Раневская давно растранжирила свое состояние и продолжает сорить деньгами. Гаев надеется получить наследство от богатой тетушки, живущей в Ярославле.

Смогут ли такие люди сохранить свое имущество - родовое поместье и роскошный вишневый сад? Судя по такой характеристике, нет. Одним из наиболее благоразумных персонажей пьесы является представитель нынешнего поколения Ермолай Алексеевич Лопахин . Это сын и внук крепостных, который внезапно разбогател и стал состоятельным купцом. Этот герой всего добивался сам, своим трудом и настойчивостью, а поэтом заслуживает уважения. К сожалению, его нельзя отнести к счастливым людям, так как он и сам не рад возможности выкупить горячо любимый Раневской вишнёвый сад. По этой причине в самом начале пьесы он рекомендует ей разбить его на участки и сдать дачникам, но легкомысленные буржуа и слышать о таком не хотят.

Третье поколение, так называемое «будущее» страны представлено семнадцатилетней дочерью Раневской и бывшим учителем ее сына. Аня и Петя борцы за «новую жизнь», а потому их мало волнует судьба вишневого сада. Они считают, что смогут посадить новый сад лучше прежнего. Трофимов - талантливый студент, но, увы, он больше говорит, чем делает, а потому будущее с такой молодежью пугает представителей старшего поколения. Самым светлым и незамутненным персонажем рисуется нам Аня. Она переняла лучшие черты у дворянства и продолжала уверенно идти в ногу со временем навстречу к переменам. Уверенность в положительном исходе ее никогда не покидала. Именно через нее автор выражает свои надежды на светлое будущее.