Методика обучения игре на духовых инструментах. Почему многим детям нельзя играть на духовых инструментах

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте курае

1. О реализации здоровьесберегающих технологий .

В условиях инновационных перемен в сфере современного образования, определяемых вариативностью (разновидностью) учебно-воспитательных учреждений, возникает необходимость изучения проблем воспитания школьников личности с позиции гуманистического, нравственного, художественного, музыкально-эстетического образования.
То есть рассматривается влияние музыкально-эстетического образования на физическое и умственное развитие школьников. Как влияет это на здоровье ребенка? И в связи с этим мне хотелось бы сейчас рассмотреть вопрос, как реализуются здоровьесберегающие технологии при обучении игре на курае, духовом музыкальном инструменте.

2. Музыкальные духовые инструменты.

Духовые-это инструменты, в которых звук производится вибрацией воздуха. Их подразделяют, в зависимости от способа возникновения вибрации, на флейтовые (свистящие или губные), язычковые, с чашеобразным мундштуком.
Обучение игре на духовых инструментах начиналось еще в первобытном обществе. «Чтобы услышать голос, начинают кричать в раковины или пустые деревяшки. Отсюда недалеко уже до открытия, что из полой трубки при вдувании раздаётся яркий, свистящий звук, а из рога грубый и гремящий.
Таково начало духовых инструментов.
Обучение игре примитивной свирели случилось около 35-40 тысяч лет назад, в эпоху Великого оледенения.
Во все времена античности, средневековья, возрождения и в наше время музыкальное исполнительство связано с культурным уровнем общества, с эстетическими установками времени.

3. Курай - духовой музыкальный инструмент башкирского народа .

Это типа открытой продольной флейты. Изготовляется из стебля зо́нтичного растения с одноименным названием. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширину ладони, затем подрезают. Отверстия вырезают, начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 3 пальцев, последнее пятое - на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от четвертого отверстия. Длина 570-810 мм. Диапазон около трех октав. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Появился в 7-8 веке нашей эры.
Я думаю, что сначала игра на курае имела чисто утилитарные функции
(подача сигналов, манок на охоте и так далее). Уже в самые древние времена стимулами этого вида деятельности служили познавательная потребность, потребность получить удовольствие, потребность выразить себя, запечатлеть свое видение мира.
Играя на курае, человек уже в те времена стремился сохранить в памяти пережитые впечатления, лучше понять окружающий его мир. Это доставляло эстетическое удовольствие, способствовало вычленению личности среди многих подобных себе (сыграть «Журавлиную песнь»).
В наше время курай получил как бы второе рождение. Стали возрождаться исполнительские традиции. Появилась конструкция инструмента из шпона (Вакиль Шугаюпов). Обучение игре на курае в ДМШ (Детская музыкальная школа), училищах, высших учебных заведениях. Устраиваются конкурсы, фестивали. Курай стал очень популярным и любимым инструментом в нашей республике. Большой вклад в популяризации и сохранении инструмента внесли Юмабай Исянбаев, Гата Сулейманов, Ишмулла Дильмухаметов.
У нас в Башкирском лицее № 2 существуют так называемые фольклорные классы, где наряду с другими дисциплинами, дети обучаются игре на башкирском народном музыкальном инструменте курае. Работает в этих классах учитель высшей категории Карасов Айрат Салаватович.
В связи с этим хотелось бы рассмотреть вопрос, как влияет на здоровье детей обучение игре на курае. Рассмотреть моменты положительного и отрицательного влияния и как с ними бороться в процессе обучения. Какие органы ребенка задействованы в этом процессе, как они развиваются, как развивается психологическое состояние школьника.

4. Основная постановка ученика.

Для того чтобы инструмент звучал, чтобы техника развивалась естественно и чтобы не повлиять на здоровье ребенка негативным образом следует соблюдать определенные правила правильной постановки.

А) Позиция стоя.

При позиции стоя, одна нога вперед. Основной вес лежит на опорной ноге. Голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º к телу. Держать осанку, не сутулиться. Локти не прижимать к телу. Дыхание свободно.

Б) Позиция сидя.

Посадка на край стула, одна нога чуть вперед, голова прямая. Курай нужно держать под углом 30-45º. Спина прямая. Локти не прижимают к телу. Очень важно делать простые физические упражнения в перерывах между игрой. Ребенок должен в течение урока менять нагрузку своего тела. Если есть проблемы, с которыми трудно справиться без специальной лечебной гимнастики, рекомендовать параллельно с музыкальным обучением заниматься гимнастикой под руководством специалиста. И всегда настаивать, чтобы ребята занимались спортом. Спортивные занятия играют важную роль в воспитании музыканта: они укрепляют все группы мышц, суставы, нормализуют моторику и дыхание, вырабатывают хорошую реакцию. Нужно стремиться учить детей музыке, при этом заботясь об их физическом
(а значит и душевном) здоровье.

5. Развитие мелкой моторики рук.

Развитие пальцев очень важно для ребенка. Ведь нужно правильно держать авторучку, карандаш, ложку. Работа по формированию умелости в дошкольном возрасте может быть очень многообразной и разносторонней. Ее можно организовать в различных направлениях.
Развитие ручной умелости может осуществляться на различных занятиях: рисование, лепка, конструирование, а также на физкультурном, музыкальном и другом.
При игре на курае происходит самомассаж пальцев правой и левой руки, и развивается моторика рук. Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Эти упражнения лучше делать в перерыве между игрой на курае. Они снимают напряжение и усталость с пальцев и развивают гибкость и подвижность. Упражнения и названия к ним можно придумать самому (звездочка, цоканье копыт, медуза, осьминог, хлопушки) Несколько наглядных примеров.

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими.

Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом».


Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами.

Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз.

Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

Манипуляция деревянными ложками так же очень полезна для развития пальцев и рук, способствует развитию ритма, помогает быстрей осваивать игру на курае.

1. Игра двумя ложками:

Две ложки обращённые друг к другу тыльными сторонами головок, держат в правой руке за концы рукояток. Указательный палец правой руки при этом вставляется между рукояток ложек с таким расчётом, чтобы головка ложек могли амортизировать и свободно касаться друг друга, издавая ясный звук при ударе.

2. Игра тремя ложками:

В левую руку берут две ложки с таким расчётом, чтобы рукоятка одной из них поместилась между большим и указательным, а второй между средним и безымянным пальцами. Концы рукояток в том и этом направлены наружу. Ложка, зажатая между большим и указательным пальцами, лежит на ладони выпуклостью вверх. Вторая ложка повёрнута тыльной стороной к правой, а в глубине её вкладываются пальцы. Разжимая и сжимая пальцы, производят удары выпуклыми полушариями. Третья ложка в правой руке и тыльной стороной бьют по первым двум.

Дыхание

Несомненный интерес вызывают в этом плане уроки курая, где в ходе обучения на инструменте развиваются органы дыхания. Правильное взятие вдоха, корректирует установку дыхательной мускулатуры организма. Работа над удлинением выдоха создает условия для увеличения объёма лёгких и их качественную вентиляцию, способствует ровному дыханию.

Условно существуют три вида дыхания:
1. Грудное (реберное) дыхание. Пользуясь этим видом дыхания, ученик быстро утомляется, так как мышцы груди несут большую нагрузку.
2. Брюшное (диафрагмальное) дыхание. Этим видом дыхания целесообразно пользоваться при исполнении коротких фраз, требующих частой смены дыхания.
3. Смешанное (грудобрюшное) дыхание.

Если при обычном дыхании время вдоха и выдоха примерно одинаково, то при исполнении на духовых инструментах нужен энергичный и быстрый вдох, а выдох бывает или равномерным, или ускоренным, в зависимости от оттенков, которые требует исполнение. При усилении звука происходит ускоренный выдох, а при ослаблении звука выдох постепенно замедляется.
При исполнении большой музыкальной фразы используется максимальное количество воздуха, который обеспечивает исполнение на одном дыхании. Дыхание берется уголками рта и расходуется постепенно, в зависимости от динамики исполняемой музыки.
Упражнения, развивающие исполнительское дыхание, состоят из нотного материала с более продолжительными звуками, с постоянным усилением и ослаблением выдоха. В работе над музыкальным материалом качество дыхания контролируется только слухом, воспринимающим звук как результат выдоха.
Более того, правильный подбор дыхательных упражнений обеспечивает и качественное функционирование сердечно- сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы. Мышцы брюшного пресса (пример).
Существует множество очень полезных и несложных упражнений— разные варианты вдохов и выдохов с участием рук. Можно делать короткие вдохи длительные выдохи, а можно и наоборот. Можно вдыхать, выбрасывая вперед руки, можно — так выдыхать. Главное — научить регулировать дыхание. Вот несколько таких упражнений.

1. «Оттолкни веточку»

Мышцы спины, шеи и плеч свободные. Согнутые в локтях руки мягко прикасаются к телу. Не поднимая плеч, сделать неглубокий вдох через нос.
Вместе с выдохом выбросить вперед руки, распрямляя их, как будто отталкивая что-то от себя и делая в это время длинный, продолжительный выдох.

3. «Плавание»

Руки вытянуты параллельно на уровне груди. Имитируя движения
пловца, на вдохе широко развести руки в стороны, а на выдохе возвратить их в исходную позицию («брасс»).

Заканчивать любое упражнение на дыхание лучше всего традиционным способом — чуть наклоненное туловище, расслабленные руки раскачиваются до полной остановки.
В мировой практике есть много примеров вылечивания астмы по волевой регуляции процесса дыхания при помощи игры на духовых музыкальных инструментах путем грудобрюшного вдоха через нос и выдоха в инструмент через рот.
Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчают дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. По окончании выяснилось, что их распираторные функции значительно улучшились. По словам ученых, этому способствовала глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звуков из инструмента.
Отсюда можно сделать вывод, что игра на духовых, а курай также является духовым инструментом, очень полезна для здоровья ребенка. Она укрепляет, оздоравливает систему дыхания, а также вылечивает некоторые болезни дыхательных путей.

Психологическое состояние ученика при обучении игре на курае

Нужно отметить, что на музыкальных занятиях можно сохранить и укрепить здоровье учащихся путем воздействия на психоэмоциональное состояние слушателя. Во время слушания, исполнения башкирской народной песни формируется позитивное мировоззрение, мироощущение и мировосприятие жизни необходимое для душевного здоровья человека.
Есть народные высказывания о курае:

1. У печального развеет печаль - веселит
2. Беспечного заставит задуматься - вызывает размышление
3. Павшего духом подбадривает - успокаивает
4. Счастливому помогает делиться счастьем - радует
«Курай обладает свойством уводить человека, в волшебный мир звуков, заставляет задуматься» - это слова башкирской писательницы Зайнаб Биишевой.
Поэтическое и возвышенное звучание курая обладает целительными свойствами для душевного состояния человека, что нельзя сказать о грохоте современных дискотек.

Хочу отметить несколько важных моментов при игре на курае на начальной стадии обучения.

1.Нельзя продолжительно и долго извлекать звук из курая, при этом у ребенка может закружиться голова. Нужно периодически делать перерыв, что бы ученик мог отдохнуть, успокоиться. В этот момент лучше заняться различными упражнениями для восстановления дыхания.
2.Во время игры рука может уставать, поэтому нужно чередовать игру с различными упражнениями которые снимают усталость и развивают моторику рук.
3.Очень важно соблюдать и гигиену. Нужно раз в неделю ту часть курая, которая приставляется к зубам, протирать медицинским спиртом.
Можно сделать вывод, что игра и обучение на курае благоприятно действуют на здоровье ребёнка, на его психологическое и физическое состояние.
Несомненно, все вышеуказанные здоровьесберегающие технологии,
в области обучения игре на курае корректируя и укрепляя комфортное самочувствие учащихся, создают оптимальные условия для развития их духовной культуры.

В статье использованы материалы и рисунки из сайта
http://www.logopedspb.ru/content/view/29/30/ http://www.muz-urok.ru/gimnastika_4.htm


Маметов Евгений Юрьевич
Должность: преподаватель по классу -духовые и ударные инструменты
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: город Слюдянка Иркутская область
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Методика преподавания игре на духовых инструментах"
Дата публикации: 15.10.2017
Раздел: дополнительное образование

Методика обучения игре на духовых

инструментах

Разработчик:

Маметов Евгений Юрьевич

г. Слюдянка

1. Введение

Психофизиологические основы исполнительского процесса на духовых

инструментах

Акустические основы звукообразования на духовых инструментах.

4. Развитие музыкальных способностей в процессе воспитания музыканта

5. Развитие внутреннего слуха.

6. Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения на духовых

инструментах.

Исполнительское дыхание. Его сущность. Значение. И методы развития.

8. Характерные недостатки постановки у начинающих музыкантов.

1.Введение

Методика обучения игре на духовых инструментах является составной частью

музыкально педагогической науки рассматривающей общие закономерности процесса

обучения на различных духовых инструментах. Российская педагогическая наука в

области исполнительства на духовых инструментах насчитывает не более 80 - ти лет. Она

достигла новых рубежей восприняв и развив дальше все лучшее что было свойственно

русской школе игры на духовых инструментах. Ее успехи известны не только у нас в

стране но и за рубежом.

Композитор Гедике писал: техника игры на духовых инструментах ушла вперед на

столько что если бы лучшие исполнители особенно на медных жившие 50-70 лет назад

услышали наших духовиков то не поверили бы своим ушам и сказали бы что это

невозможно.

Следует признать что теория методики обучения на духовых инструментах как

часть педагогической науки среди других методик является самой молодой. Каждое

поколение духовиков вносит свой вклад в методику. Методика обучения на каком либо

инструменте является частью педагогики.

Слово методика греческого происхождения в переводе на русский язык - путь к

чему либо. Методика есть совокупность способов то есть приемов выполнения какой либо

работы (исследовательской, воспитательной). В узком смысле слова методика это способ

преподавания того или иного предмета на основе анализа и обобщения лучших педагогов,

музыкантов и исполнителей.

Методика изучает закономерности и приемы индивидуального обучения. Методика

способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор

исполнителей. Методика ближе со прикасает со специальностью. Выдающимся

исполнителем и педагогом положившим начало развитию Советской методики был

Розанов. Его работа Основы преподавания на духовых инструментах Москва 1935 год был

первым трудом поставленным на научную основу.

В своем труде он сформулировал принципы которые стали основными в

методической школе на духовых инструментах :

Развитие технических навыков у учащихся должно проходить тесно с

художественным развитием.

В процессе работы учащегося над музыкальным произведением необходимо

добиваться сознательного его усвоения и тогда будет прочнее.

В основу правильной постановки должно быть положено знание анотомии и

физиологии органов участвующих во время игры.

Основные вопросы методики сформулированные Розановым получили развитие у

профессоров Платонова, Ю.Усова, Пушечникова, Т. Докшицера, Г. Уорвит.

Наличие солидной теоретической базы позволяет поднять преподавание игры на

различных музыкальных инструментах на новую качественную ступень.

2. Психофизиологические основы исполнительского процесса на духовых

инструментах.

Музыкальное исполнение - это активный творческий процесс в основе

которого лежит сложная психофизиологическая деятельность музыканта.

Прямо подчеркните эту формулировку. Играющий на любом инструменте должен

координировать действия целого ряда компонентов:

двигательного чувства,

музыкально эстетических представлений,

волевых усилий.

Это тоже очень важный момент. Именно это разнообразие психофизиологических

действий выполняемых музыкантом в процессе игры и определяет сложность музыкально-

исполнительской техники.

Дальнейший путь научного обоснования музыкально-исполнительского процесса

был связан с изучением физиологии высших отделов центральной нервной системы.

Учение великого русского физиолога академика И.П.Павлова о высшей нервной

деятельности, о неразрывной связи всех жизненных процессов, учении о коре головного

мозга - как материальной основе психической деятельности помогло передовым

музыкантам изменить подход к обоснованию исполнительской техники.

Педагоги и исполнители стали глубже интересоваться работой мозга в процессе

игры. Стали обращать больше внимания на сознательное усвоение цели и задач. Основные

принципы работы коры головного мозга - это координированная деятельность человека

осуществляется посредством сложных и тонких нервных процессов непрерывно

протекающих в корковых центрах мозга. В основе этих процессов лежит образование

условного рефлекса.

Высшая нервная деятельность складывается из двух важнейших и физиологически

равноценных процессов:

возбуждение которое лежит в основе образования условных рефлексов;

внутреннего торможения, обеспечивающего анализ явлений;

Оба этих процесса находятся в постоянном и сложном взаимодействии. Взаимно влияя

друг на друга и в конечном итоге регулируют всю жизнедеятельность человека.

3. Акустические основы звукообразования на духовых инструментах

В отличие от клавишных, смычковых и ударных инструментов, где в роли вибратора

выступают твердые тела (у струнных - струны, особые пластины, кожа у ударных) все

духовые инструменты принадлежат к инструментам с газообразным звучащим телом.

Причиной возникновения звука здесь служит колебания воздушного столба воздуха

вызываемое особыми действиями возбудителей. Специфика звукообразования на духовых

инструментах зависит от устройства инструментов. Современная музыкальная акустика

все духовые инструменты разделяет на три группы:

первая группа лабеальные от латинского слова laba (губа) также называются они

свистящими (относятся все виды свирелей, флейт, некоторые органные трубы),

вторая группа язычковые, тростевые или лингвальные от латинского

слова лингия (язык) (все виды кларнетов, все виды гобоев, фаготов, все виды

саксофонов и баситгорнов),

третья группа с воронкообразным мундштуком обычно они

называются медными (все виды корнетов, труб, валторны, тромбоны, тубы, горны,

фанфары).

Как же образуется звук?

На флейте являющейся инструментом с газообразным возбудителем звук

образуется в результате трения выдыхаемой струи воздуха об острый край отверстия

ладиум находящуюся в головке у флейты. При этом периодически изменяется скорость

движения воздушной струи что и обуславливает возникновение звуковых колебаний в

канале флейты. Все язычковые принадлежащие к инструментам с твердым возбудителем

образуют звуки при помощи колебаний особых тростниковых пластин (тростей).

Колебательный процесс на этих инструментах регулируется действиями двух

взаимодействующих сил: поступательным движением выдыхаемой струи воздуха и силой

упругости трости.

Выдыхаемая струя воздуха отгибает утонченную часть трости к наружи, а сила ее

упругости заставляет тростниковую пластинку возвратится в первоначальное положение.

Этими движениями язычка (трости) обеспечивается прерывистое толчкообразное

вхождение воздуха в канал инструмента где возникает ответное колебание воздушного

столба поэтому рождается звук.

Еще большим своеобразием отличается возникновение звука на духовых

инструментах с воронкообразным мундштуком. Здесь в роли твердого возбудителя звука

выступают центральные участки губ охваченные мундштуком.

Как только выдыхаемая струя воздуха попадает в узкую губную щель она в тот час

приводит в колебания губы. Эти колебания изменяя величину отверстия губной щели

создают периодическое толчкообразное движение воздуха в мундштук инструмента.

Результатом этого является поочередное сгущение или разряжение воздуха в канале

инструмента обеспечивающее появление звука.

Рассмотрев акустические основы звукообразования мы находим одно общее

явление: во всех случаях причиной образования звука является периодическое

колебание воздушного столба заключенного в инструменте вызываемое

специфическими движениями различных устройств и возбудителей звука.

При этом колебательные движения воздушной струи, тростниковых пластинок или губ

возможно лишь при условии согласованных действий различных компонентов

исполнительского аппарата

4. Развитие музыкальных способностей в процессе воспитания музыканта

Несмотря на примерно равные умственные способности и физическое развитие

учащихся мы имеем различные результаты их обучения. Анализ этих явлений

свидетельствует о том что в подготовке исполнителя интуитивное начало то есть наличие

природных способностей приобретает решающее значение. В.М. Теплов в своем

труде "Психология музыкальных способностей" музыкальная литература 1947 год

доказывает возможность развития всех музыкальных способностей на основе врожденных

задатков. Не может быть способностей которые не развивались бы в процессе воспитания

и обучения.

Что мы имеем в виду когда говорим о музыкальных способностях или музыкальных

задатков?

Прежде всего мы подразумеваем музыкальность. Это удачное определение

сделал Алексеев в своей методике обучение игре на фортепиано. "Музыкальным следует

назвать человека чувствующего красоту и выразительность музыки способного

воспринимать в звуках произведения определенное художественное содержание а если он

исполнитель то и воспроизводить это содержание". Музыкальность развивается в

процессе правильной хорошо продуманной работы в течении которой педагог ярко и

всесторонне раскрывает содержание изучаемых произведений, иллюстрируя свои

объяснения показом на инструменте или записью.

В комплекс понятия музыкальности входит ряд необходимых компонентов а

именно:

музыкальный слух,

музыкальная память,

музыкально ритмическое чувство.

Музыкальный слух

Музыкальный слух - это сложное явление включающее в себя такие понятия, как:

звуковысотный (интонационный),

мелодический (ладовый),

гармонический,

внутренний слух.

Каждая из названных сторон музыкального слуха имеет в обучении и в

исполнительской практике большое значение. Исполнителю совершенно необходимо

наличие хорошо развитого относительного слуха, дающего возможность различать

соотношение звуков по высоте взятых одновременно или последовательно.

Это качество чрезвычайно важное для оркестрового музыканта. В оркестре цениться

исполнитель который хорошо слушает свою группу, активно в ней участвует не нарушая

ансамбля. Способность слышать воображаемые звуки, записывать их на бумаге и

оперировать ими называется внутренним слухом. Музыкальный слух развивается в

процессе деятельности музыканта. Нужно добиваться чтобы вся работа с инструментом

протекала при неустанном контроле слуха.

Недостаток учащихся в том , что они не контролируют свою игру на инструменте

слухом. Это основной недостаток самостоятельной работы учащихся. Педагогу по

специальности необходимо постоянно проявлять заботу о развитии всех компонентов

музыкального слуха и прежде всего внутреннего мелодического слуха.

5. Развитие внутреннего слуха

По мимо уроков сольфеджио и выполнение домашних заданий по этому предмету

педагог по специальности требует исполнение по памяти знакомых ранее или вновь

услышанных музыкальных отрывков (подбирание по слуху ), транспонирование знакомых

мелодий в другие тональности, импровизация, а так же сочинение музыки если есть

достаточно данных для этого.

Полезно приучать учащихся анализировать свое или другое исполнение,

критически их оценивая. Поэтому и надо ходить на концерты не только своей

специальности: хор, камерный оркестр, духовой, эстрадный, ансамбли, солисты, скрипачи.

Для развития мелодического слуха необходимо систематически работать над

кантиленой (медленной пьесой). Кантилена (медленная пьеса) так же развивает выдержку

потому что идет большая нагрузка на губы, большое дыхание берешь. Совершенствую

гармонический слух полезно анализировать фактуру изучаемого музыкального

произведения, больше играть в ансамбле, в оркестре. Фактура латинское слово в

переносном значении устройство, строение музыкальной ткани.

Хорошо развитый музыкальный слух - это важнейшее условие для развития

музыкальной памяти.

Музыкальная память - это понятие синтетическое, включающее в себя слуховую,

зрительную, двигательную, логическую. Музыкальная память также поддается развитию.

Важно для музыканта что б были развиты по крайней мере три вида памяти :

первая слуховая служащая основой для успешной работы в любой области

музыкального искусства,

второе логическая связанная с пониманием содержания произведения и

закономерностями развития музыкальной мысли,

третий вид двигательная крайне важная для исполнителей инструменталистов.

У многих важную роль в процессе запоминания играет зрительная память. Работая

над развитием памяти учащегося следует помнить: очень важна система запоминания

музыки, учащийся должен учитывать что музыка протекает во времени, создание

произведения как чего то целого возможно при условии удержания в памяти его частей. В

результате частого исполнения запоминание может быть преднамеренным. Запоминание

может быть и преднамеренным когда специально заучивают отдельные отрывки, а затем и

все произведение целиком.

Здесь необходимо знание формы произведения, его гармонической структуры. При

разучивании важно осознавать сходность, повторность отдельных частей музыкальной

формы, причем внимание фиксируется на том, что различает эти части, и что их

объединяет. В преднамеренном запоминании участвует: зрительная, двигательная, а так же

более сложная внутренняя слуховая память. Проверка правильности выученного

музыкального произведения: запись заученной музыки без использования инструмента

(нотами), транспонирование мелодии в другую тональность и умение начать исполнение с

любого места. Умение начать исполнения с любого места свидетельствует о глубоком и

тщательном знании исполнителем музыки произведения.

6. Исполнительский аппарат и техника звукоизвлечения на духовых инструментах

Анализируя технологию звукоизвлечения на духовых инструментах можем

установить что она слагается:

зрительно-слуховых представлений: сначала вы видите ноту, внутренне услышали

эту ноту;

исполнительское дыхание: после того как вы поняли что это за нота и где она

звучит примерно (в голове), вы берете дыхание. Вот это исполнительское дыхание.

особая работа мускулатуры губ и лица: нужно поставить губы так и мышцы что бы

взять эту ноту

специфические движения языка: то есть каким языком твердым, мягким или

координированное движение пальцев: аппликатура какая и прочее...

непрерывный слуховой анализ: вот эти все моменты до последнего они все

подчиняются слуховому анализу (непрерывному)

Указанные компоненты неразрывно связанны между собой сложной нервно - мышечной

деятельностью и составляют исполнительский аппарат музыканта.

Будет такой вопрос: из каких компонентов состоит технология

звукоизвлечения? Вот эти компоненты 6 штук вы должны будете назвать.

Важнейшее значение принадлежит губному аппарату. Вопрос будет: что такое губной

аппарат? Эти все формулировки надо знать как отче наш.

Губной аппарат - это система мышц губных и лицевых, слизистая оболочка губ и

рта, слюнные железы. Совокупность этих элементов называется губной аппарат. Губной

аппарат иначе называют иногда амбушюр .

Понятие амбушюр применяется в связи со всеми духовыми инструментами, но трактуется

по разному: одни считают что это обозначает устье или мундштук, другие что это

относиться к губной щели.

Согласно изданию Москва 1966 год энциклопедическому музыкальному словарю

слово амбушюр - французское и имеет два понятия:

первое способ складывания губ и языка при игре на духовых инструментах. Таким

образом можно точно определить это положение, степень упругости губных и лицевых

мышц исполнителя, их натренированность, выносливость, сила, гибкость и подвижность

при игре называется амбушюром.

И второе определение в этом словаре: это то же самое что мундштук.

Систематическая тренировка для исполнителя приобретает первостепенное

значение. Развитие губного аппарата должно вестись в двух плоскостях. Первая

плоскость: это развитие губных мышц то есть развитие силы, выносливости губных,

лицевых мышц. После того как вы развили появляется красота звучания, свой

своеобразный тембр, интонационное качество звука. Для это цели нужно проигрывать на

полное дыхание целые ноты в течении 20-30 минут.

7. Исполнительское дыхание. Его сущность. Значение. И методы развития

Техника дыхания исполнителя на духовых инструментах это прежде всего техника

владения звуком включающее в себя все многообразие тембра, динамики, штрихов и

артикуляции. Если хорошо поставлено дыхание по звуку можно судить сразу что у

человека есть тембр, динамика, артикуляция. Культура звучания предполагает наличие

определенной школы дыхания.

Если зарождению звука определяющая роль принадлежит языку то в ведению звука

она принадлежит воздушной струе выдыхаемой исполнителем в инструмент. Характер

воздушной струи корректируется кроме мышц дыхания губными мышцами, мышцами

языка. А все они вместе контролируются слухом. Условно исполнительское дыхание

можно сравнить со смычком у скрипачей.

Исполнительское дыхание является активным выразительным средством в

арсенале музыканта духовика.

Профессиональное дыхание исполнителя на духовых инструментах определяется в

первую очередь сознательным и целенаправленным управлением дыхательными мышцами

в полной мере работающими при вдохе и выдохе. В дыхательном механизме участвуют

мышцы вдоха и выдоха. От умелого использования этих мышц антогонистов зависит

техника дыхания исполнителя.

К мышцам вдоха относится: диафрагма и наружные межреберные.

К мышцам выдоха относятся: брюшной пресс и внутренние межреберные мышцы.

Исполнитель должен научиться управлять активным вдохом и выдохом посредством

развития и тренировки дыхательных мышц. Выдох во взаимодействии с губами, языком,

пальцами играет первостепенную роль в образовании звука, в его ведении и в различных

видах его проявления в техники.

Хорошо поставленный выдох не только влияет на качество звука и разносторонние

технические возможности, но и открывает широкий простор для деятельности других

компонентов исполнительского аппарата: губ, языка, пальцев. Две фазы дыхания (вдох и

выдох) могут по разному использоваться в исполнительском процессе.

При естественном физиологическом дыхании человека вдох это активный акт при

котором легкие расширяются, ребра поднимаются вверх, купол диафрагмы опускается

вниз. Выдох наоборот пассивный акт: полость легких, грудная клетка и диафрагма

возвращаются в свое первоначальное положение. При физиологическом дыхании цикл

протекает: вдох, выдох, пауза. Профессиональное исполнительское дыхание подчиненно

сознанию исполнителя и предполагает активный вдох и выдох. Вдох - короткий, выдох -

долгий (продолжительный).

От правильного и полноценного вдоха зависит и качественный выдох .

Профессиональный вдох духовика должен быть коротким полным и бесшумным. Он

имеет ряд специфических отличий от обычного физиологического дыхания человека.

Во - первых он требует максимального использования объема легких (3500-4000

миллилитров воздуха). При физиологическом дыхании объем равен 500 миллилитров.

Во вторых при профессиональном дыхании возрастает нагрузка на дыхательную

мускулатуру. Она во много раз больше чем при спокойном жизненном дыхании.

В третьих при обычном нормальном дыхании вдох и выдох примерно равны по

времени то есть дыхание ритмичное.

Человек в спокойном состоянии делает 16-18 дыхательных циклов в одну минуту.

Духовик сокращает число вдохов до 3-х, 8-ми в минуту. В естественных условиях человек

дышит носом. При игре на духовых инструментах в основном ртом при незначительной

помощи носом. Это обеспечивает полноту вдоха и его бесшумность.

Дыхание при игре на духовых инструментах нужно брать через углы рта при

незначительной помощи носа. Вдох через рот позволяет быстро и бесшумно пополнить

легкие воздухом. При вдохе участвуют наружные и межреберные мышцы грудной клетки

и диафрагмы. Поэтому равномерное наполнение легких воздухом и расширение во всех

направлениях грудной клетки зависит от развитости, силы и активности этих мышц.

Что касается диафрагмы то эта мышца одна из самых сильных в нашем организме.

Вместе с дыханием она совершает 18 колебаний в минуту перемещаясь при этом на 4

сантиметра вверх и на 4 сантиметра вниз. Диафрагма выполняет грандиозную работу. Как

совершенный нагнетательный насос диафрагма всей своей внушительной площадью

опускается при вдохе, сжимая внутренние органы, брюшное кровообращение.

Легкие при вдохе должны заполняться воздухом снизу доверху наподобие сосуда с

водой в котором жидкость с начала покрывает дно, и опираясь на него наполняет сосуд до

верху. Таким образом в легких образуется так называемый воздушный столб опирающийся

на дно легких, на его основание, то есть на диафрагму.

Будет такой вопрос: в чем разница дыхания человеческого и исполнительского?

Дыхание у исполнителя на духовом инструменте не ритмичное и второй вариант

что дыхание опертое. Опертое дыхание - это правильное поставленное дыхание духовика.

8. Характерные недостатки постановки у начинающих музыкантов

Если представить процесс обучения музыканта в виде постепенно строящегося

здания, то постановка будет играть роль фундамента. Правильная постановка служит

основой на которой базируется развитие исполнительских навыков музыканта.

Практика обучения молодых, начинающих музыкантов показывает, что уделять

внимание постановке следует с первых шагов. Наиболее типичными у начинающих

музыкантов являются недостатки связанные с неправильным положением инструмента,

рук, пальцев и головы.

Для исполнителей на флейте наиболее характерным является наклонное

положение инструмента вместо необходимого прямого, что является следствием

опускания правой руки. Для исправления этого недостатка педагог должен следит за тем

что бы ученик во время игры держал слегка приподнятый локоть правой руки. В этом

случае обе руки будут находиться на одном горизонтальном уровне и флейта будет лежать

Начинающие гобоисты нередко держат инструмент слишком приподнято что от части

связанно у них с чрезмерным опусканием подбородка в низ. Исправить такой недостаток

не трудно – необходимо лишь следить за правильным положением головы и рук, которые

не следует сильно поднимать вверх.

Играющий на кларнете чаще всего сдвигает инструмент несколько в сторону причем чаще

в право чем в лево, либо придают инструменту не правильное положение по вертикали

(лишком близко держат его у туловища) или наоборот чрезмерно поднимают вверх.

Подобные отклонения от нормы (если они не обусловлены какие-нибудь

индивидуальными особенностями музыканта) не должны иметь место ибо это

накладывает определенный отпечаток на характер звучания. Из практики известно, что

при наклоне кларнета вниз звук делается жидким и тусклым, а при чрезмерным подъеме

вверх более грубым.

Для играющих на медных неправильное положение инструмента является следующим:

нажимают фалангами палцев, а нужно нажимать подушечками пальцев, при игре на

корнете, трубе держатся за кольцо. При игре не нужно держаться за кольцо. За кольцо

держатся только при перевороте нот, либо когда нужно вставить сурдину. Начинающие

валторнисты часто неправильно держат раструб инструмента: либо слишком опускают его

вниз, либо наоборот поворачивают сильно вверх. Тромбонисты нередко придают

инструменту неправильное положение тем, что держат опущенной кулису вниз.

Недостатки постановки связанные с положением пальцев на инструменте могут

быть довольно различны:

У исполнителей на деревянно-духовых очень часто пальцы при игре высоко поднимаются,

отводятся без надобности в сторону, кроме того лежат на инструменте не в округленно

согнутом, а в сугубо прямом положении, что вызывает излишнее их напряжение.

Неправильное положение головы проявляется в том, что отдельные музыканты в момент

игры опускают голову вниз вследствие чего подбородок так же опускается вызывая

дополнительное напряжение шейных и подбородочных мышц.

Такое наклонное положение головы можно встретить у исполнителей на различных

духовых инструментах, но чаще всего оно встречается: у трубачей, гобоистов,

кларнетистов, валторнистов. Наклон головы в сторону (вправо) особенно часто

встречается у исполнителей на флейте, для которых он стал традицией и вредной

привычкой.

С началом обучения на инструменте необходимо неотступно следить за правильностью

приемов постановки у играющего. При этом нужно добиваться чтобы учащийся не только

знал те или иные приемы рациональной постановки, но и понимал целесообразность их

практического применения.

Ослабить контроль за постановкой можно тогда когда правильные приемы постановки

превратятся у учащихся в точно усвоенные и закрепленные навыки.

7. Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах

Отечественные педагоги–духовики XX века В.М. Блажевич, Б.А. Диков, Г.А. Орвид, Н.И. Платонов С.В. Розанов, А.И. Усов, А.А. Федотов, В.Н. Цыбин сформировали так называемую «психофизиологическую школу игры на духовых инструментах», основным требованием которой являлось сознательное отношение к исполнительскому процессу. Игра на духовых инструментах рассматривалась ими как сложный психофизиологический акт, управляемый высшей нервной деятельностью человека.

Методика обучения игры на духовых инструментах выработала особые художественные требования к исполнителям: «ясность, глубина и отчётливость звука, певучая кантилена, яркая эмоциональность, простота и искренность в выражении чувств».

Музыкальный авангардизм, существовавший с конца XIX века до последней четверти XX столетия, внёс необходимость совершенствовать исполнительские приёмы XIX века, а также дополнить методику обучения игре на духовых инструментах изучением новых, нетрадиционных исполнительских приёмов. К их числу относятся:

1. Перманентное (непрерывное) исполнительское дыхание;

2. Игра аккордами (многозвучие);

3. Frullato на медных духовых инструментах;

4. Так назывемая «игра в квадратах»;

5. Четвертьтоновая альтерация;

6. Губная осцилляция;

7. Язычковое pizzicato на кларнете и саксофоне (slap-stick);

8. Хлопок ладонью по мундштуку медного духового инструмента;

9. Стук пальцем по клапану или корпусу инструмента;

10. Игра с недостающей деталью инструмента;

и многое другое.

В послевоенный период значительно повысился уровень исполнительского мастерства отечественных духовиков. Их достижения на Всемирных конкурсах и фестивалях – яркие страницы в истории мировой исполнительской культуры.

Исполнители на духовых инструментах стали чаще выступать в концертах с сольными программами и в ансамблях.

15 лучших исполнителей-духовиков получили звание «народный артист РФ». Исполнительская манера этих музыкантов, зафиксированная в грамзаписях, выделяется глубоким постижением авторского замысла, яркой художественной индивидуальностью, простотой и искренностью в выражении чувств.

Этим успехам способствовали крупные достижения в области преподавания игры на духовых инструментах и методики. В XX веке было опубликовано много новой, интересной методической литературы, издано четыре сборника статей и очерков «Методика обучения игре на духовых инструментах» (один под редакцией Е.В. Назайкинского и три под редакцией Ю.А. Усова), появились в продаже и в библиотеках другие сборники, учебники и пособия. Книга А.А. Федотова «Методика обучения игре на духовых инструментах», изданная в 1975 году, оказала и продолжает оказывать по сей день положительное влияние на воспитание музыкантов разных поколений.


8. Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах.

В современной методике обучения игре на духовых инструментах много нерешённых проблем:

1) Методика обучения игре на духовых инструментах плохо увязана с достижениями педагогической науки и музыкальной психологии;

2) Современная методика обучения игре на духовых инструментах рекомендует студентам развивать музыкальное мышление. Между тем, музыкальное мышление, как творческий процесс, не исследовано на теоретическом уровне и в настоящее время находится в стадии изучения. Педагогические рекомендации преподавателей–духовиков по этому вопросу чаще всего не опираются на науку, а основаны лишь на личном опыте;

3) Отбирая учащихся для занятий в классах духовых инструментов, экзаменаторы выявляют физические данные ребёнка, а также задатки музыкального слуха и музыкального ритма. Метод обнаружения перечисленных музыкальных задатков весьма не совершенен. Иногда в отборочном конкурсе побеждает не самый способный ребёнок, а тот, кто уже знаком с процедурой экзамена и заранее знает, что его ждёт на такого рода соревнованиях;

4) В современной методике обучения игре на духовых инструментах наиболее рациональным типом исполнительского дыхания объявлен грудобрюшной тип дыхания, а грудной тип дыхания «подвергнут анафеме». Между тем, исполнительская практика последних лет показала, что музыканту-духовику можно и нужно использовать все известные типы дыхания;

5) В учебных заведениях страны мало девушек обучается игре на медных духовых инструментах. Недостаточно разработана методика постановки исполнительского дыхания женщин, играющих на валторнах, трубах, тромбонах. В оркестровых коллективах почти не видно женщин, играющих на этих инструментах. Между тем, в США существует множество женских духовых оркестров, чьи выступления неизменно вызывают интерес у публики;

6) В некоторых консерваториях страны не ведётся обучение студентов-духовиков редакторской работе, их не учат самостоятельно сочинять каденции к исполняемым сочинениям, не учат делать переложения для своего инструмента;

7) В наше время многие отечественные духовики стремятся превзойти друг друга в быстроте исполнения любых сочинений, имеющих указания «allegro», «allegretto», «vivo», «presto» и т. п. Такая тенденция неизбежно ведёт к искажению авторского замысла, к бессодержательной, «усреднённой» игре, к потере индивидуального тембра. Между тем, приведённые термины вовсе не означают «presto possibile» – играть предельно быстро. Иногда беглость пальцев и демонстрация staccato служит ширмой, за которой музыкант пытается скрыть ущербность исполнительской культуры и слабое владение всем комплексом исполнительской техники. Привычку некоторых молодых кларнетистов играть быструю музыку как можно быстрее отмечают также А.П. Баранцев и В.Я. Колин.

Профессор Российской академии музыки им. Гнесиных А.А. Федотов, беседуя со студентами Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, справедливо подметил, что многие кларнетисты пользуются «опёртым дыханием» лишь во время игры cantilena, и «забывают» о нём, играя быструю музыку.

8) Некоторые молодые исполнители на духовых инструментах предпочитают пользоваться такими нотными изданиями, где приведено наибольшее число редакторских украшений и отступлений. Принцип один – чем их больше, тем лучше! Иногда такая практика служит попыткой скрыть с помощью внешних эффектов отсутствие глубокой мысли и недостаток исполнительской культуры.

9) Характеризуя состояние современной отечественной методики обучения игре на духовых инструментах, авторы методических пособий перечисляют главным образом достижения и редко упоминают недостатки.


Список литературы:

1. Античная музыкальная эстетика. – М.: Музыка, 1960.

2. Березин В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма. – М.: Институт общего среднего образования РАО, 2000.

3. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия по Франции и Италии. – М., 1961.

4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. Изд. 2. – М.: Музыка, 1973.

5. Кванц И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте // Дирижёрское исполнительство. – М.: Музыка, 1975.

6. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. – Л.: Музыка, 1973.

7. Музыкальная эстетика Средневековья и Возрождения. – М.: Музыка, 1966.

8. Усов Ю. Состояние методики обучения игре на духовых инструментах и пути дальнейшего её совершенствования // Проблемы музыкальной педагогики (ответственный редактор М.А. Смирнов). – М.: Московская госуд. консерватория, 1981.

9. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. – Изд. – 2. – М.: Музыка, 1986.

10. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. – Изд. 2. – М.: Музыка, 1989.





Третьим). Полученные результаты, в целом, позволяют сделать вывод о том, что личностное развитие подростков связано с развитием интеллекта и когнитивных структур. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Настоящее диссертационное исследование посвящено экспериментальному изучению старших подростков музыкальных школ и проведено в контексте направления когнитивной психологии, разрабатываемого Н.И. Чуприковой и ее коллегами...

... »16. В основе этих теорий лежит идея, что художественный мир, созданный одним народом, непонятен другому, что он недоступен в силу психологических и исторически преград. История развития музыкальной культуры Хакасии полностью доказывает несостоятельность этих взглядов. Не изобретая сугубо национальных жанров хакасской оперы, хакасского балета или симфонии, но, будучи обогащенной известным опытом...

Системой народного образования в Новом Уренгое; – проанализировать структуру системы образования в городе, взаимодействие его различных звеньев; – установить уровень развития народного образования в городе Новый Уренгой на рубеже XX – XXI в.в. В тоже время некоторые вопросы, связанные с темой исследования, в работе только поставлены, но детально не рассматриваются. По нашему мнению, ...

Элементарного образования проходило в рамках религиозных догматов (римско-католических или протестантских). Клерикализм являлся существенным тормозом, который, как пишет, например, французский историк педагогики Ш. Летурно, "парализовывал школу". В школах не было и намека на физическое воспитание. На детей постоянно сыпались удары. Секли всех без исключения. Из дневника воспитателя малолетнего...

Библиотека
материалов

Истлеу Нурлан Кенжегалиевич

Введение.

газообразным звучащим телом laba (губа)

Как же образуется звук?

Музыкальный слух

Развитие внутреннего слуха.

(ppp, pp, mp, mf, f, ff)

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Истлеу Нурлан Кенжегалиевич

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.

Введение.

Методика обучения игре на духовых инструментах является составной частью музыкально педагогической науки рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных духовых инструментах. Российская педагогическая наука в области исполнительства на духовых инструментах насчитывает не более 80 - ти лет. Она достигла новых рубежей восприняв и развив дальше все лучшее что было свойственно русской школе игры на духовых инструментах. Ее успехи известны не только у нас в стране но и за рубежом. Композитор Гедике писал: техника игры на духовых инструментах ушла вперед на столько что если бы лучшие исполнители особенно на медных жившие 50-70 лет назад услышали наших духовиков то не поверили бы своим ушам и сказали бы что это невозможно. Следует признать что теория методики обучения на духовых инструментах как часть педагогической науки среди других методик является самой молодой. Каждое поколение духовиков вносит свой вклад в методику. Методика обучения на каком либо инструменте является частью педагогики. Слово методика греческого происхождения в переводе на русский язык путь к чему либо. Методика есть совокупность способов то есть приемов выполнения какой либо работы(исследовательской, воспитательной). В узком смысле слова методика это способ преподавания того или иного предмета на основе анализа и обобщения лучших педагогов, музыкантов и исполнителей. Методика изучает закономерности и приемы индивидуального обучения. Методика способствует воспитанию общей музыкальной культуры, расширяет кругозор исполнителей. Методика ближе со прикасает со специальностью. Выдающимся исполнителем и педагогом положившим начало развитию Советской методики был Розанов. Его работа Основы преподавания на духовых инструментах Москва 1935 год был первым трудом поставленным на научную основу. В своем труде он сформулировал принципы которые стали основными в методической школе на духовых инструментах:

1. Развитие технических навыков у учащихся должно проходить тесно с художественным развитием.

2. В процессе работы учащегося над музыкальным произведением необходимо добиваться сознательного его усвоения и тогда будет прочнее.

3. В основу правильной постановки должно быть положено знание анотомии и физиологии органов участвующих во время игры.

Основные вопросы методики сформулированные Розановым получили развитие у профессоров Платонова, Усова, Пушечникова, Докшицера, Г. Уорвит.
Наличие солидной теоретической базы позволяет поднять преподавание игры на различных музыкальных инструментах на новую качественную ступень.

Психофизиологические основы исполнительского процесса на духовых инструментах.

Музыкальное исполнение - это активный творческий процесс в основе которого лежит сложная психофизиологическая деятельность музыканта. Эту формулировку вы должны знать как отче наш. Прямо подчеркните эту формулировку. Играющий на любом инструменте должен координировать действия целого ряда компонентов: зрения, слуха, памяти, двигательного чувства, музыкально эстетических представлений, волевых усилий. Это то тоже очень важный момент. Именно это разнообразие психофизиологических действий выполняемых музыкантом в процессе игры и определяет сложность музыкально-исполнительской техники. Дальнейший путь научного обоснования музыкально-исполнительского процесса был связан с изучением физиологии высших отделов центральной нервной системы. Учение великого русского физиолога академика И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, о неразрывной связи всех жизненных процессов, учении о коре головного мозга - как материальной основе психической деятельности помогло передовым музыкантам изменить подход к обоснованию исполнительской техники. Педагоги и исполнители стали глубже интересоваться работой мозга в процессе игры. Стали обращать больше внимания на сознательное усвоение цели и задач. Основные принципы работы коры головного мозга - это координированная деятельность человека осуществляется посредством сложных и тонких нервных процессов непрерывно протекающих в корковых центрах мозга. В основе этих процессов лежит образование условного рефлекса. Высшая нервная деятельность складывается из двух важнейших и физиологически равноценных процессов:

1. возбуждение которое лежит в основе образования условных рефлексов;

2. внутреннего торможения, обеспечивающего анализ явлений;

Оба этих процесса находятся в постоянном и сложном взаимодействии. Взаимно влияя друг на друга и в конечном итоге регулируют всю жизнедеятельность человека.

Процесс игры на музыкальном инструменте как один из видов трудовой деятельности человека.

Не забывайте что вы трудитесь - это ваш труд. Учеба в музыкальном колледже - это как труд. Это целый ряд сложных координированных функций: (зрительных, слуховых, двигательных, волевых), осуществляемых на основе условных рефлексов второй сигнальной системы мозга. Попробуем представить себе как это происходит практически в процессе игры на инструменте. При взгляде на нотные знаки у исполнителя прежде всего возникает раздражение в зрительной области коры (мозга имеется ввиду). В следствии чего происходит мгновенное преобразование первичных сигналов в зрительное представление о нотном тексте. Посредством мышления музыкант определяет положение нот на нотоносце, продолжительность звуков их громкость и т.д. Зрительное восприятие звука у играющего обычно связывается со слуховыми представлениями. Возбуждение зрительных центров растекаясь захватывает слуховую область коры что и помогает музыканту не только увидеть звук но и услышать то есть ощутить его высоту, громкость, тембр и тому подобное. Возникшие внутри слуховые представления в тот час же вызывают у музыканта соответствующие исполнительские движения, необходимые для воспроизведения данных звуков на инструменте. Двигательные импульсы передаются исполнительскому аппарату: губы, язык, дыхание, движение пальцев, слух. И вследствие внутреннего торможения вызывают необходимые движения: губ, языка, пальцев. Так осуществляется двигательная установка в результате которой рождается звук. Звуковые колебания в свою очередь вызывают раздражение слухового нерва, которое благодаря возможности установления обратных физиологических связей передается в слуховую очередь коры и обеспечивает соответствующее восприятие исполняемых звуков т.е. слуховой анализ. Таким образом процесс звукообразования на духовых инструментах можно представить себе в виде нескольких взаимосвязанных звеньев единой цепи. Нотный знак - представление о звуке - мышечно-двигательная установка - исполнительское движение - реальное звучание - слуховой анализ. В ходе этой сложной условно рефлекторной взаимосвязи центральное место принадлежит слуховым ощущениям и представлениям играющего.

Таковы психофизиологические основы звукоизвлечения применяемые к игре на любом музыкальном инструменте однако исполнение на духовых инструментах обладает еще целым рядом специфических особенностей.

Акустические основы звукообразования на духовых инструментах.

В отличие от клавишных, смычковых и ударных инструментов, где в роли вибратора выступают твердые тела (у струнных - струны, особые пластины, кожа у ударных) все духовые инструменты принадлежат к инструментам с газообразным звучащим телом . Причиной возникновения звука здесь служит колебания воздушного столба воздуха вызываемое особыми действиями возбудителей. Специфика звукообразования на духовых инструментах зависит от устройства инструментов. Современная музыкальная акустика все духовые инструменты разделяет на три группы: первая группа лабеальные от латинского слова laba (губа) также называются они свистящими (относятся все виды свирелей, флейт, некоторые органные трубы), вторая группа язычковые, тростевые или лингвальные от латинского слова лингия (язык) (все виды кларнетов, все виды гобоев, фаготов, все виды саксофонов и баситгорнов), третья группа с воронкообразным мундштуком обычно они называются медными (все виды корнетов, труб, валторны, тромбоны, тубы, горны, фанфары).

Как же образуется звук?
На флейте являющейся инструментом с газообразным возбудителем звук образуется в результате трения выдыхаемой струи воздуха об острый край отверстия ладиум находящуюся в головке у флейты. При этом периодически изменяется скорость движения воздушной струи что и обуславливает возникновение звуковых колебаний в канале флейты. Все язычковые принадлежащие к инструментам с твердым возбудителем образуют звуки при помощи колебаний особых тростниковых пластин (тростей). Колебательный процесс на этих инструментах регулируется действиями двух взаимодействующих сил: поступательным движением выдыхаемой струи воздуха и силой упругости трости. Выдыхаемая струя воздуха отгибает утонченную часть трости к наружи а сила ее упругости заставляет тростниковую пластинку возвратится в первоначальное положение. Этими движениями язычка (трости) обеспечивается прерывистое толчкообразное вхождение воздуха в канал инструмента где возникает ответное колебание воздушного столба поэтому рождается звук. Еще большим своеобразием отличается возникновение звука на духовых инструментах с воронкообразным мундштуком. Здесь в роли твердого колеблещуюсего возбудителя звука выступают центральные участки губ охваченные мундштуком. Как только выдыхаемая струя воздуха попадает в узкую губную щель она в тот час приводит в колебания губы. Эти колебания изменяя величину отверстия губной щели создают периодическое толчкообразное движение воздуха в мундштук инструмента. Результатом этого является поочередное сгущение или разряжение воздуха в канале инструмента обеспечивающее появление звука.

Рассмотрев акустические основы звукообразования мы находим одно общее явление: во всех случаях причиной образования звука является периодическое колебание воздушного столба заключенного в инструменте вызываемое специфическими движениями различных устройств и возбудителей звука. При этом колебательные движения воздушной струи, тростниковых пластинок или губ возможно лишь при условии согласованных действий различных компонентов исполнительского аппарата.

Развитие музыкальных способностей в процессе воспитания музыканта профессионала.

Несмотря на примерно равные умственные способности и физическое развитие учащихся мы имеем различные результаты их обучения. Анализ этих явлений свидетельствует о том что в подготовке исполнителя интуитивное начало то есть наличие природных способностей приобретает решающее значение. В.М. Теплов в своем труде " Психология музыкальных способностей" музыкальная литература 1947 год доказывает возможность развития всех музыкальных способностей на основе врожденных задатков. Не может быть способностей которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Что мы имеем в виду когда говорим о музыкальных способностях или музыкальных задатков? Прежде всего мы подразумеваем музыкальность. Это удачное определение сделал Алексеев в своей методике обучение игре на фортепиано. "Музыкальным следует назвать человека чувствующего красоту и выразительность музыки способного воспринимать в звуках произведения определенное художественное содержание а если он исполнитель то и воспроизводить это содержание". Музыкальность развивается в процессе правильной хорошо продуманной работы в течении которой педагог ярко и всесторонне раскрывает содержание изучаемых произведений иллюстрируя свои объяснения показом на инструменте или записью. В комплекс понятия музыкальности входит ряд необходимых компонентов а именно: музыкальный слух, музыкальная память, музыкально ритмическое чувство.

Музыкальный слух - это сложное явление включающее в себя такие понятия как звуковысотный (интонационный) , мелодический (ладовый), гармонический, внутренний слух. Каждая из названных сторон музыкального слуха имеет в обучении и в исполнительской практике большое значение. Исполнителю совершенно необходимо наличие хорошо развитого относительного слуха, дающего возможность различать соотношение звуков по высоте взятых одновременно или последовательно. Это качество чрезвычайно важное для оркестрового музыканта. В оркестре цениться исполнитель который хорошо слушает свою группу, активно в ней участвует не нарушая ансамбля. Способность слышать воображаемые звуки, записывать их на бумаге и оперировать ими называется внутренним слухом. Музыкальный слух развивается в процессе деятельности музыканта. Нужно добиваться чтобы вся работа с инструментом протекала при неустанном контроле слуха. Недостаток учащихся в том, что они не контролируют свою игру на инструменте слухом. Это основной недостаток самостоятельной работы учащихся. Педагогу по специальности необходимо постоянно проявлять заботу о развитии всех компонентов музыкального слуха и прежде всего внутреннего мелодического слуха.

Развитие внутреннего слуха.

По мимо уроков сольфеджио и выполнение домашних заданий по этому предмету педагог по специальности требует исполнение по памяти знакомых ранее или вновь услышанных музыкальных отрывков (подбирание по слуху), транспонирование знакомых мелодий в другие тональности, импровизация, а так же сочинение музыки если есть достаточно данных для этого. Полезно приучать учащихся анализировать свое или другое исполнение, критически их оценивая. Поэтому и надо ходить на концерты не только своей специальности: хор, камерный оркестр, духовой, эстрадный, ансамбли, солисты, скрипачи. Для развития мелодического слуха необходимо систематически работать над кантиленой (медленной пьесой). Кантилена (медленная пьеса) так же развивает выдержку потому что идет большая нагрузка на губы, большое дыхание берешь. Совершенствую гармонический слух полезно анализировать фактуру изучаемого музыкального произведения, больше играть в ансамбле, в оркестре. Фактура латинское слово в переносном значении устройство, строение музыкальной ткани. Хорошо развитый музыкальный слух - это важнейшее условие для развития музыкальной памяти. Музыкальная память это понятие синтетическое включающее в себя слуховую, зрительную, двигательную, логическую. Музыкальная память также поддается развитию. Важно для музыканта что б были развиты по крайней мере три вида памяти: первая слуховая служащая основой для успешной работы в любой области музыкального искусства, второе логическая связанная с пониманием содержания произведения и закономерностями развития музыкальной мысли, третий вид двигательная крайне важная для исполнителей инструменталистов. У многих важную роль в процессе запоминания играет зрительная память. Работая над развитием памяти учащегося следует помнить: очень важна система запоминания музыки, учащийся должен учитывать что музыка протекает во времени, во создание произведения как чего то целого возможно при условии удержания в памяти его частей. В результате частого исполнения запоминание может быть преднамеренным. Запоминание может быть и преднамеренным когда специально заучивают отдельные отрывки, а затем и все произведение целиком. Здесь необходимо знание формы произведения, его гармонической структуры. При разучивании важно осознавать сходность, повторность отдельных частей музыкальной формы, причем внимание фиксируется на том, что различает эти части, и что их объединяет. В преднамеренном запоминании участвует: зрительная, двигательная, а так же более сложная внутренняя слуховая память. Проверка правильности выученного музыкального произведения: запись заученной музыки без использования инструмента (нотами), транспонирование мелодии в другую тональность и умение начать исполнение с любого места. Умение начать исполнения с любого места свидетельствует о глубоком и тщательном знании исполнителем музыки произведения.

Выразительные средства при исполнении на духовых инструментах.

Обычно к выразительным средствам исполнителя на духовых инструментах относят такие понятия: звук, тембр, интонация, штрихи, вибрато, ритм, метр, темп, агогика, артикуляция, фразировка, динамика, нюансировка. Агогика - это небольшое отклонение от темпа. Вокалисты и исполнители на духовых инструментах относят сюда так же: исполнительское дыхание. Пианисты относят: педаль, туше. Туше - это определенный способ исполнения. Струнники относят: штрихи, вибрато, аппликатуру, технику пальцев. Исполнители на духовых инструментах к этим средствам причисляют так же: технику губ, языка, двойное стаккато, фрулято, глиссандо. Хотя двойное стаккато - это технический прием. А фрулято и глиссандо относится уже к штрихам. Все это говорит, что к понятиям исполнительские средства или выразительные средства нет единого четкого и ясного подхода их определения. Исполнительские средства и выразительные средства - это две стороны единого творческого процесса. К исполнительским средствам причисляем все, что связано с технологической стороной исполнительства. Технологическая сторона - это состояние инструмента, мундштука, трости; постановка корпуса, головы, рук, амбушюра; техника исполнительского дыхания, техника языка (твердая, мягкая, вспомогательная атака); артикуляция - это произношение гласных, согласных во время игры; техника пальцев (беглость, четкость, согласованность); знание аппликатуры (основной, вспомогательной, дополнительной). К выразительным средствам относиться все, что является художественным результатом применения перечисленных исполнительских средств. Одним из важнейших исполнительских средств является звук. Выразительность звучания как средство исполнительского воплощения мелодии полнее определяет силу эмоционального воздействия музыки. Играющий должен овладеть красивым звуком то есть делать звучание инструмента чистым, сочным и динамически разнообразным. При этом характер звуку должен быть неразрывно связан с содержанием исполняемой музыки. Для выразительности звучания особое важное значение приобретает чистота интонации. Чем тоньше и лучше будет развит слух музыканта тем меньше погрешностей он будет допускать при интонировании в процессе игры. Важным исполнительским средством является техническое мастерство. У играющего на духовом инструменте технические навыки складываются из различных элементов: хорошо развитого исполнительского дыхания, эластичности и подвижности губ, подвижности языка, быстроты и согласованности движения пальцев. Для каждого из духовых инструментов существуют свои особые понятия о наиболее сложных элементов исполнительской техники. Для группы деревянных духовых инструментов весьма сложной является техника движения пальцев. То для группы медных - это владение техникой работы губ. Исключительное важное значение имеет музыкальная фразировка характеризующая умение играющего правильно определять строение музыкального произведения (мотивы, фразы, предложения, периоды) , верно устанавливать и выполнять цезуры, выявлять и воплощать кульминации, правильно передавать жанровые стилистические особенности музыки. Музыкальная фразировка отражая живое дыхание музыкальной мысли является средством выражения художественного содержания произведения. Важной составной частью музыкальной фразировки является динамика. Умелое использование при игре динамических оттенков значительно оживляет музыкальное исполнение, лишает его монотонности и однообразия. При игре на духовых инструментах используется обычно два вида динамики: первое ступенчатая или терратная динамика включающая постепенное усиление или ослабление звука (ppp, pp, mp, mf, f, ff) , второй вид динамики называется контрастная динамика заключающаяся в резком противопоставлении силы звука (пиано - резкое форте). Важно отметить что динамические оттенки имеют не абсолютный, а относительный характер (у одних это форте, а у других меццо форте) поэтому музыканту предоставляется право дополнять или расширять эти оттенки. Весьма существенным элементом музыкальной фразировки является агогика - это мало заметное изменение скорости движения (отклонение от темпа). Агогические оттенки умело применяемые выявляют творческую природу музыкального исполнительства. Наиболее сложным и трудным агогическим нюансом является искусство игры рубато (ритмически свободное исполнение). Музыкальная фразировка тесно связанна с применением штрихов. Штрихи помогают усилить выразительность исполнения. Разнообразные исполнительские средства можно разделить на три основные группы: первая средства относящие к качеству звука (тембр, интонация, вибрация), вторая группа средства технического порядка (пальцевая беглость, техника дыхания, техника языка), третия группа средства обще музыкального выражения (музыкальная фразировка, динамика, агогика, штрихи, аппликатура). Подобное разделение носит условный характер так как между исполнительскими средствами в музыки существует очень тесная органическая взаимосвязь. Тем нимение выразительный звук служить показателем определенного технического мастерства. Музыкальная фразировка - это одновременное владение и звуком и техническими навыками. Характерной особенностью всех исполнительских средств музыканта является не только их тесная взаимосвязь, но и полное подчинение их художественным целям, художественным задачам.

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.