Характеристика матрены. Матренин двор – анализ произведения

Тема праведников в литературе не нова, и всё же в рассказе Солженицына она раскрыта особенно правдиво. Главные герои “Матрёнин двор” простые крестьяне, жизнь которых не похожа на сказку, описание деревенского быта – может повергнуть в шок современного читателя. Чего стоит в произведении картина раздела имущества живой и здоровой женщины: родственники торопят её расстаться с земными благами, как бы намекая, что она задержалась на этом свете. Главная героиня – человек огромной духовной силы: смерть детей, неудавшийся брак, одинокая старость – ничего из этого не сломило женщину. Анализ рассказа позволяет увидеть правдивую, далёкую от морали и красоты, картину жизни и мировоззрения простого деревенского народа.

Характеристика героев “Матрёнин двор”

Главные герои

Игнатьич (рассказчик)

Это автобиографичный образ. Автор возвращается из мест, в которых задержался… Его никто не ждёт, поэтому решено остановится в средней полосе России. Ему хочется поработать учителем где-нибудь в глубинке, и несмотря на его прошлое, каким-то чудом, его отправляют в глухую деревню. Образ рассказчика очень прост, чем и интересен: он спокойный, терпеливый, неприхотливый, мудрый человек. Умеет слушать и видеть то, что не говорят вслух, замечает важные вещи. Он рассмотрел в Матрёне Васильевне человека глубокого, душевного, сильного своей простотой. Именно он отмечает, что грехов у неё поменьше, чем у хромой кошки (ведь она ест мышей!). После смерти Матрёны жилец понимает, что она была праведницей, несмотря на замечания родни, плохо отзывающейся об ушедшей родственнице и её образе жизни.

Матрёна

Простая женщина из маленькой деревеньки. Все шестеро детей Матрёны умерли в младенчестве. Её муж не вернулся с войны, спустя много лет она перестаёт его ждать и привыкает к одиночеству. Жизнь крестьянки насыщена делами и заботами, она очень глубокий, чистый человек. Её быт строится на народном календаре, поверьях. Не лишена Матрёна Васильевна чувства прекрасного, ей чуждо современное искусство, но услышав по радио романсы Глинки, женщина прослезилась. Свой особый взгляд у хозяйки дома на жизнь, политику, работу. Она никого не осуждает, много молчит, радуется каждому дню.

Фаддей

Высокий крепкий старик, его не тронула седина, несмотря на возраст. Брат Матрёниного мужа. Он собирался жениться на Матрёне, но пропав на войне, несколько лет добирался домой. Матрёна была вынуждена выйти замуж за его брата. Фаддей вернулся живым, нашёл женщину с именем Матрёна и женился на ней. Он уговаривает Матрёну разобрать часть дома, что в итоге привело к её смерти. Несмотря на трагедию, приходит делить имущество в день похорон.

Второстепенные персонажи

В произведении “Матрёнин двор” герои раскрывают свою натуру в полную силу именно в переломный момент, когда случается несчастье. Даже рассказчик Игнатьич начинает по-настоящему понимать Матрону только после её смерти. Характеристика героев у Солженицына состоит из массы мелких деталей, поступков и нечаянно сказанных слов. В этом особенность писателя, он искусный мастер художественного слова. В списке произведений автора о русской душе этот рассказ, пожалуй, самый пронзительный и яркий.

Тест по произведению

Первоначальное название рассказа «Не стоит село без праведника». В этом рассказе писатель также ничего не выдумывает, достоверно воспроизводя жизнь и смерть Матрёны Васильевны Захаровой, жительницы села Мильцево Владимирской области. Под образом учителя Игнатьича, от имени которого ведется повествование, скрывается сам автор.

Герой рассказа, получивший освобождение, ищет тихий уголок, где бы он мог жить и работать. Поиски жилья приводят его к дому Матрёны, который приходится ему по душе, несмотря на запущенность, тараканов и мышей. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрёна не держала радио, а по одиночеству ей не с кем было разговаривать». Невольно Игнатьич оказывается втянутым в жизнь Матрены, знакомится с ее родней, узнает историю ее замужества и проникается глубокой симпатией к этой одинокой, всеми забытой старой женщине.

Жила она трудно: пенсию не получала, в колхозе работала не за деньги, «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Хворала черным недугом, лежа по три дня без помощи и еды, с огромным трудом добывала топливо для обогрева, таская тайком из леса, как все деревенские женщины, тяжелые мешки с торфом. А еще нужно было копать огород, добывать сено для козы. Имя Матрёна вызывает в памяти образ некрасовской Матрены Тимофеевны, тем самым объединяя двух героинь общностью судьбы: тяготами жизни, несправедливостью жизненного устройства, но и неизбывной силой духа, истоки которой в природной нравственности и народных корнях обеих Матрён.

В этом рассказе Солженицын вновь показывает образ человека, который в физически невыносимых условиях не просто выживает, но сохраняет лучшие качеств а души, свое человеческое достоинство. Тема праведничества сближает героев Солженицына с героями Лескова. Солженицын также находит праведников в живой народной среде, это люди далеко не героические, а такие как Иван Денисович и Матрёна. В чем же праведность Матрёны? В том, что героиня сохранила свою лучезарную улыбку, простодушие, безотказность, исключительную доброту. Не состоя в колхозе, она откликалась на требования помочь. Больная, считающая эту работу бессмысленной, она все же идет поутру со своими вилами в назначенное место. Любая дальняя родственница или соседка, которым и в голову не приходило помочь одинокой женщине, тем не менее считали себя вправе требовать, чтобы Матрёна явилась картошку докапывать и Матрёна не могла отказать.

Сам писатель в конце рассказа перечисляет немудреные качества своей героини: «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы … Только герой рассказа, Игнатьич смог оценить особую красоту души Матрёны, ее застенчивость, внутренний свет. В рассказе есть темная фигура Фаддея, бывшего жениха Матрёны, который воплощает зло, противостоящее доброму нраву героини. Когда-то он грозился зарубить ее топором за то, что она не дождалась его с первой мировой войны. «Сорок лет пролежала его угроза в углу, как старый тесак, — а ударила-таки … » Образ черного Фаддея с занесенным топором символичен. Матрёна погибает под колесами поезда, которого боялась больше всего на свете (<<поезд вылезет, глаза здоровенные свои вылупит, рельсы гудят — аж в жар меня бросает, коленки трясутся»), помогая Фаддею вывезти бревна ее же собственной избы. Матрёна беззащитна перед такими людьми, как Фаддей или ее родственники, которые на поминках устраивают обвинительный плач, сводят счеты между собой, осуждают покойницу, и все под видом обряда.

В рассказе множество символических деталей, предсказывающих гибель Матрёны и носящих мистическую окраску: потеря Матрёной котелка со святой водой, пропажа колченогой кошки, метель, кружившая двое суток, нахальный писк мышей в роковую ночь. Символичен финал рассказа, перекликающийся с первоначальным вариантом названия. Становится понятным, почему это название не было пропущено в печать. Автор заключает: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Выходит, с гибелью Матрёны должна рухнуть земля. Означает ли это гибель добра и торжество зла? Но ведь сам-то Игнатьич понял Матрёну, Донес до мира весть о ней …Есть в рассказе еще одна важная деталь. Одна из женщин, пришедшая обмыть покойницу, перекрестилась и сказала: ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться. Если ж Матрёна при жизни думала только о других, то и там будет молиться не за себя.

Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М., по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно».

Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы.

Замуж М. вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла... рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала - «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим и осталась М. одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девчонку - Киру, воспитала ее.

Пенсию М. не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку - никогда никому М. не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.

Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.

М. была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала - «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью?

На фоне смерти М. проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».

    1. Солженицын - летописец советской эпохи. 2. «Матренин двор» - прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи,...

    Как и многие, рассказ Солженицына «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталин­ских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа - ре­ально...

    Я прочитал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена. Матрена...

    Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки. Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в...

«Летом 1953 года из пыльной горячей пустыни возвращался наугад - просто в Россию». Эти строки открывают рассказ Солженицына «Матренин двор», удивительный сплав документа и высокой художественной прозы. В рукописи, правда, указывался 1956 г., но, по совету Твардовского, Солженицын сменил дату из соображений цензуры, переместил действие во времена хрущевской оттепели. Рассказ во многом автобиографичен. После освобождения из лагеря Солженицын приехал в среднюю Россию работать учителем, где и встретился с будущей героиней рассказа. В. Астафьев назвал рассказ «вершиной русской новеллистики», он считал, что вся современная «деревенская проза» вышла из «Матренина двора».

В основе рассказа - случай, раскрывающий характер главного героя. Через трагическое событие - гибель Матрены - автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушки в сказках».

Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью - это продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная Матреной из жалости кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Через художественные детали раскрывается образ главной героини. Это, например, любимые Матренины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой», фикусы, что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы.

Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. В судьбе одной Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины. Но не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна, была из тех, кто, по Некрасову, «коня на скаку остановит». И все это «не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем не мене пенсии ей не полагалось, потому что, как пишет с горькой иронией Солженицын, работала она не заводе - в колхозе. И на старости лет не знала Матрена отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки.

«Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, без тени зависти» рассказывая потом постояльцу о богатом соседском урожае картошки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда». И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием. Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей - вот те, кто был наиболее близок Матрене, кто должен был понять и по достоинству оценить этого человека. И что же? Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти Матрены тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга - единственная, кто искренно любил Матрену в этой деревне, тем не менее, уходя, не забыла забрать с.собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признавшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с презрительным сожалением». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.

Матрена была одинока внутри большого общества и, что самое страшное, - внутри малого - своей деревни, родных, друзей. Значит, неладно то общество, которое подавляет лучших.

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торф-продукт. Уже в самом названии - дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Из отдельных деталей складывается целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площадки земли пустовали за заборами. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев - «то за точкой, то за запятой». Более опытные в жизни соседки подвели итог ее пенсионным мытарствам: «Государство - оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет».

Произошло искажение, смещение самого главного в жизни - нравственных устоев и понятий. Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, какое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

Тягостное впечатление оставляет картина: «Облетали листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег...» «И шли годы, как плыла вода...», вот и не стало Матрены, «убит родной человек». В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало, они неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, разны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства».

Самая страшная фигура в рассказе - Фаддей, «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Фаддей в юности был совершенно другой - не случайно же его любила Матрена. И в том, что к старости он изменился неузнаваемо, есть некая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала. Ведь не дождалась она Фаддея с фронта, похоронила в мыслях прежде времени - и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене, найденной им второй Матрене. На похоронах Матрены он был мрачен одной тяжкой думой - спасти горницу от огня и от Матрениных сестер. «Перебрав жальновских, - пишет автор, - я понял, что Фаддей был в деревне такой не один». А вот Матрена - такая - была совершенно одна.

Смерть Матрены неизбежна и закономерна, это некий рубеж, обрыв нравственных связей, начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена. Первоначальное (авторское) название рассказа - «Не стоит село без праведника» - несло в себе основную идейную нагрузку. Твардовский предложил нейтральное название - «Матренин двор».

«Матренин двор» - символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Гибнет Матрена и рушится этот мир. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке.

Горек финал рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Праведница Матрена - нравственный идеал писателя. По Солженицыну, «смысл земного существования - не в благоденствии, а в развитии души». Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ.

Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М., по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно».

Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы.

Замуж М. вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла... рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала - «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим и осталась М. одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девчонку - Киру, воспитала ее.

Пенсию М. не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку - никогда никому М. не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.

Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.

М. была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала - «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью?

На фоне смерти М. проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».