Монументальная скульптура родина мать зовет. Меч Победы — триптих монументальных советских памятников

Скульптура «Родина-мать зовет»

Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.

У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.


Авторская идея памятника

Инициатором создания величественного монумента стал известный советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вутечич. Он принимал участие в Великой Отечественной войне, в боях был контужен и в полной мере понимал всю тяжесть перенесенных народом испытаний.

Е. В. Вутечича считают одним из основоположников монументального стиля, который позже получил наименование «сталинского классицизма». Созданные им работы отличает гигантизм, использование традиций модерна и пафос сюжетов.

Перед созданием мемориала «Родина-мать зовет» в Волгограде, Вутечич руководил масштабным художественным проектом в берлинском Трептов-парке. В соавторстве с архитекторами и инженерами им был создан ансамбль-памятник, посвященный воинам Красной Армии, центром которого стала выразительная бронзовая фигура Воина-освободителя.

К работе на берегу Волги скульптор приступил, обладая большим опытом художественных и технических решений. На открытых пространствах Мамаева кургана он предложил создать группу из нескольких скульптур большого масштаба, которые было бы хорошо видно с разных сторон. Фигура Родины-матери, по замыслу автора, должна была символизировать призыв Отечества к своим гражданам – защитить родную землю от врагов.

Существует несколько версий, кого именно Вутечич избрал в качестве прототипа для своей скульптуры Родины-матери. Кто-то утверждает, что Вутечичу позировала его супруга Вера. Другие говорят, что лицо на памятнике имеет портретное сходство с известной в СССР метательницей дисков и многократной рекордсменкой Ниной Яковлевной Думбадзе. Сами волгоградцы убеждены, что героиней скульптора стала официантка ресторана «Волгоград» Валентина Изотова.

Построенный памятник «Родина-мать зовет» был признан выдающимся образцом монументального искусства и сделал имя скульптора широко известным не только в стране, но и за рубежом. В 1970 году авторскому коллективу, работавшему над монументом, вручили Ленинскую премию.



История строительства памятника «Родина-мать зовет»

Мемориальный ансамбль на Мамаевом кургане начали возводить в 1959 году, когда еще сам Волгоград не был полностью восстановлен из руин. В те годы при проведении земляных работ находили неразорвавшиеся снаряды и мины, и поэтому возле работающего экскаватора саперы несли постоянное дежурство.


Помимо Е. В. Вутечича, над памятником «Родина-мать зовет» работало еще несколько скульпторов. Команду архитекторов возглавлял Яков Борисович Белопольский, а инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин. На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.

Кроме строительных работ, проект военного мемориала предусматривал «озвучивание» всех скульптурных композиций, включая памятник «Родина-мать зовет». Эта работа была поручена диктору Юрию Борисовичу Левитану, звукорежиссеру Александру Ивановичу Гераськину и режиссеру Виктору Кадиевичу Магатаеву. Роль консультанта по военным вопросам выполнял Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков, войска которого в годы Великой Отечественной войны сумели отстоять город на Волге.

Первоначально скульпторы создали небольшую полуметровую версию памятника. Ее делали в мастерской, устроенной в подвале волгоградского магазина «Минск». Потом работа над памятником продолжилась на заводе «Газоаппарат». Там по изготовленному образцу соорудили пятиметровую версию монумента.

В первоначальном проекте фигур у памятника должно было быть две – женщины-матери и коленопреклоненного солдата. Предполагалась также, что женщина будет держать в руке развернутое знамя. Постамент планировали пышно декорировать.


Общий вид мемориала во время строительства

Однако, от всех этих идей скульптор Вутечич позднее отказался. Он не стал строить к памятнику лестницу, а ограничился пешеходной дорожкой, которая, как лента, опоясывала подножие монумента. Кроме того, в процессе производства решено было увеличить размер главной скульптуры воинского мемориала с 32 до 56 метров, а затем – и до 85 м.

Во время строительных работ организаторам приходилось решать самые разные проблемы. Слои бетона нужно было прочно скрепить друг с другом. Для этого необходимо было наладить непрерывную поставку бетона на строительную площадку. Чтобы грузовики с бетоном ничто не задерживало в пути, их снабдили цветными лентами. Водители получили разрешение проезжать на красный сигнал светофора, а сотрудникам ГАИ предписали не тормозить такие машины.

В мае 1965 года проверяющие строительство специалисты из Госстроя дали рекомендации значительно усилить железобетонную конструкцию. Опасения инженеров и технологов были вызваны состоянием грунта, на котором возводили памятник «Родина-мать зовет». Это была обводненная толща майкопских глин, и они постепенно «сползали» к волжскому берегу. Чтобы катастрофы не произошло, строители сделали дополнительное бетонирование в основании монумента.



Стройка продолжалась в течение нескольких лет, в основном в теплое время года. В октябре 1967 года все работы были завершены, и памятник торжественно открыли.

Скульптура «Родина-мать зовет» является частью триптиха, в который также входят памятники в Магнитогорске и Берлине . Уральский монумент «Тыл – фронту» символизирует меч Победы, который рабочие выковали для воинов, освобождавших страну от захватчиков. Скульптура «Родина-мать зовет» поднимает этот меч на борьбу с врагом. А «Воин-освободитель» в Берлине держит меч опущенным, так как война, наконец, закончилась.


Скульптура «Родина-мать зовёт!». Инфографика

Устранение недочетов конструкции

Первые проблемы с памятником «Родина-мать зовет» выявили уже на следующий год после его открытия. «Слабым местом» монумента оказался меч, который Родина-мать держала в руке. Первоначально его сделали из прочных листов нержавеющей стали и обшили титаном. Однако, такое решение оказалось технически ошибочным. Большие размеры и вес меча привели к его излишней парусности. В том месте, где меч прикреплялся к руке, возникало избыточное напряжение. От раскачивания он слегка деформировался, и листы титана при ветре издавали неприятный гремящий звук.

Учитывая эти проблемы, в 1972 году старый меч заменили на другой, полностью изготовленный из стали. Кроме того, в верху меча проделали специальные отверстия, которые избавили его от излишней парусности. Меч соорудили из металла, выплавленного на Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь».


В 1986 году весь памятник «Родина-мать зовет» обследовали специалисты. По их рекомендации железобетонную конструкцию дополнительно укрепили. В 2013 году архитектор из Москвы Владимир Церковников выступил с обращением в Министерство культуры и заявил, что фундамент знаменитой скульптуры был изначально рассчитан неправильно, и поэтому монумент находится под угрозой обрушения. Он ничем не скреплен с основанием и держится лишь за счет собственного веса.


Вид на памятник со стороны жилой застройки

Технические характеристики монумента

Бетонная скульптура «Родина-мать зовет» стоит на двухметровом постаменте. Все сооружение подпирает прочный фундамент, углубленный в землю на 16 метров. Земляной холм, на котором возвышается весь мемориал, сформирован искусственно. Чтобы фундамент смог выдержать огромный вес бетонной конструкции, сюда насыпали около 150 тонн земли.

Внутри статуя полая. Толщина сделанных из железобетона стенок составляет от 25 до 30 см. Бетонную оболочку поддерживает металлический каркас весом 2,4 тысячи тонн и 99 крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под давлением 5,5 тысяч тонн бетона. Металлические тросы находятся под постоянным натяжением, и их натяжение фиксируется специальными датчиками.



Высота фигуры женщины без учета меча – 52 метра. Общий вес памятника превышает 8 тысяч тонн. Стальной меч имеет длину 33 м и весит 14 тонн. Держащая его рука, вытянута вверх на 20 м. Таким образом, высота всего памятника составляет 85 метров.

С 1966 года монумент «Родина-мать зовет» слегка отклоняется от основной оси, но показатели этих отклонений не превышают расчетных нормативов. Так, например, с 2000 по 2008 годы горизонтальное смещение верхушки памятника составило всего 16 мм.


Вид на Волгоград от верхней части памятника.

Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»

  • В момент окончания строительства волгоградский монумент был выше всех статуй мира. На сегодняшний день он занимает 9 место среди самых высоких памятников планеты.
  • По сравнению со средним ростом человека, скульптура Родины-матери увеличена в 30 раз.
  • Знаменитый памятник изображен на флаге и гербе Волгоградской области.
  • Вокруг памятника сложилось много легенд. Одна из них рассказывает об исчезнувшем внутри монумента рабочем. Это произошло, когда тот монтировал стальную конструкцию. Пропавшего человека так и не смогли найти.
  • Недавно в 200 метрах от монумента построили православный храм Всех Святых. Он появился именно в том месте, где первоначально должен был стоять сам памятник.

Как добраться

К подножию Мамаева кургана, где установлен монумент «Родина-мать зовет», можно подъехать на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси. Здесь же делают остановки городские электрички и метротрам – скоростной трамвай Волгограда. Вход на территорию мемориала бесплатный.

1.Бронзова статуя Будды Ушику Дайбутсу, Япония.

Ушику Дайбутсу (Ushiku Daibutsu) расположенная в Ушику, в префектуре Ибараки в Японии, самая высокая отдельно стоящая бронзовая статуя в мире. Построена в 1995 году, общая высота 120 м над землёй, включая 10м основание и 10м платформу-лотус. Лифт поднимает посетителей на высоту 85м над землей, где расположена наблюдательная площадка.

2. Буддистская статуя Гуаньянь, Санья, Китай.


Санья расположена в самой маленькой провинции Китайской народной республики Хайнянь, на южном побережье страны. ЯлунВань - местный парк, расположенный на побережье 7.5км к юго-востоку от Санья-сити. Главная достопримечательность парка 108-метровая статуя Гуаньянь (Guanyin).

Эта статуя была закончена в мае 2005 года и является одной из самых высоких в мире.

3. Жёлтые китайские императоры Хуангди и Янди, Китай.


Статуя высотой 103 метра расположена в Китае и представляет собой скульптуру двух древнекитайских императоров - Хуангди (Huangdi) и Янди (Yandi)


4. Родина мать, Киев, Украина.


Монумент-скульптура Родина-мать, стоящая в Киеве на высоком правом берегу Днепра. Высота скульптуры Родина-Мать 62 метра, общая высота с постаментом — 102 метра.

5. Памятник Петру I, Москва, Россия

Памятник Петру I работы Зураба Церетели был воздвигнут по заказу Правительства Москвы на стрелке острова Москва-реки и Обводного канала в 1997 году.


Общая высота памятника 98 метров.

6. Статуя Свободы, Остров свободы, Нью-Йорк, США.

Мировое воплощение Свободы, общеизвестное как Статуя Свободы (Statue of Liberty) - колоссальная статуя, подаренная США Францией в 1886 году, установлена на острове Свободы в Нью-Йорке в устье реки Гудзон.

7. Скульптура Родина-мать зовёт, Волгоград, Россия.

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Построена в 1967 году, высота 84 метра.

8. Статуя Будды Майтрейи (Maitreya) в Лэшане, Лэшань, Китай.


Статуя расположена к востоку от города Лэшань в провинции Сычуань, на пересечении трёх рек, Строительство велось на протяжении 90 лет. Высота статуи — 71 м, высота головы — почти 15 м, размах плеч — почти 30 м, длина пальца руки — 8 м, пальца ноги — 1,6 м, длина носа — 5,5 м. Она признана памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

9. Бамианские статуи Будды, Афганистан.

Две гигантские статуи Будды (Buddha of Bamyan) - 55 и 37 метров, входившие в комплекс буддийских монастырей в Бамианской долине в центральном Афганистане, расположены в 230 км к северу от Кабула. Статуи были варварски разрушены, вопреки протестам мировой общественности и других исламских стран, в 2001 году талибами, считавшими, что они являются языческими идолами и подлежат разрушению. Япония, Швейцария и ЮНЕСКО, среди прочих, выразили поддержку о восстановлении статуй.

10. Статуя Христа Спасителя, Рио-де-Жанейро, Бразилия.

Статуя Христа Спасителя (Christ the Redeemer)- огромная статуя Иисуса Христа в стиле "ар деко" высотой 32м и весом 1000 тонн расположена на вершине 710м горы Корковаду (Corcovado) возвышаясь над городом.


Являясь мощным символом христианства, статуя стала иконой города Рио-де-Жанейро.

Вне всяких сомнений нашего внимания заслуживает обелиск Штык, Брест, Белоруссия.

Штык - обелиск (цельносварная металлоконструкция, облицованная титаном; высота 100 м, вес 620 т) является частью мемориального комплекса Брестская крепость - герой.

Какой памятник установить на могилку? В решении вопроса поможет ЗАО «Антик». Завод предлагает огромный каталога изделий из габбро - памятники и надгробия. Заходите и делайте свой выбор.

Памятник Родина-мать это шикарный монумент расположенный в городе Волгоград, . Памятник представляет собой женщину с поднятым вверх мечом и побуждающей всех восстать против врага. Памятник представляет собой интерпретацию знаменитого образа античной богини победы Ники. Так же статуя является центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы». (11 фото )

1. Постройкой такого грандиозного памятника занимались все лучшие архитекторы того времени, ведь статую должна была отвечать жестким требованиям и в первую очередь должна была стать родной для миллионов человек. Главным инженером-проектировщиком стал Евгений Викторович Вучетич, у которого на тот момент был уже не малый опыт в строительстве хоть и меньших по значению но достояний страны. Вторым создателем статуи являлся Н.В. Никитин, в последствии который стал создателем знаменитой .

2. По окончании строительства оба были награждены ленинской премии, а главному создателю Вучетичу была вручена золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Строительство памятника было начато в мае 1959 года и продолжалось 8 лет до 1967 года. Торжественное открытие состоялась 15 октября 1967 года. На момент окончания строительства памятник являлся самым высоким в мире. В высоту памятник составляет 87 метров, причем высота женщины 52 метра. Скульптура создана из предварительно напряженного железобетона (в то время он широко использовала, впрочем не зря).

3. Вся скульптура стоит лишь на двух метровой плите а та в свою очередь на сравнительно небольшом фундаменте в 16 метров глубиной. Статую стоит подобно фигуре на шахматной доске, и не шатается, нужно отдать должное инженерам того времени, все таки умели они строить на века. Толщина железобетонных стенок статуи составляет всего лишь 25-30 сантиметров, а внутри памятник состоит из небольших окошек, так же жесткость башни поддерживают постоянно напряженные железные канаты. Строение скульптуры можно сравнить со строением костей у птиц.

4. Полный вес конструкции составляет 7 900 тонн. Памятник Родина-мать стала настоящей визитной карточкой Волгограда. Памятник окружает искусственно созданная алея славы, конкретно к памятнику по олее ведут 200 гранитных ступеней, ровно столько длилась Сталинградская битва. На этом фото вы видите что статуя сделана с открытым ртом, когда у Вучетича спросили почему у памятника открыты рот, ведь это как бы не красиво, то в ответ он сказал следующее: «А она кричит - за Родину… вашу мать! «.

5. Статуя возвышается над городом и символизирует его и днем и ночью, ночью Родина-мать подсвечивается. В темное время суток Родина-мать просматривается на десятки километров вокруг. С 2008 года памятник Родина-мать стала одним из семи чудес России.

6. На данный момент в списке самых высоких строений в мире Родина-Мать занимает почетное 11 место. За время существования статуя стала неотъемлемой частью волгоградцев, да и в целом жителей России. Но к сожалению мы с вами испытываем угрозу потерять такой грандиозный памятник.

7. Дело в том что из-за грунтовых вод под статуей Родина-мать постепенно наклоняется, проведены экспертизы и ученые пришли к выводу что если наклон статуи увеличится еще хотя бы на 3 см, то башня неминуемо обрушится.

8. Вам будет интересно знать, что при разработке флага и герба Волгоградской области силуэт памятника Родина-мать стала основой изображения.

9. Долгое время оставалось загадкой с какой женщины взяли эскиз для создания такого памятника. Сейчас в Волгограде проживает 83 летняя женщина которая когда то в далеком 1958 году позировала великому архитектору. Валентина Ивановна Изотова никогда не любила распространяться на эту тему, да и профессия «натурщица» в советские годы мягко говоря не была в почете.

10. Наша героиня работала официанткой когда к ней подошел скульптор Лев Майстренко и предложил попозировать, так-как Валентина Ивановна воспитывала двух дочерей понятное дело деньги ей нужны были всегда, вот и согласилась. Да и плюс к тому же девушку наградила природа хорошей «советской» внешностью. Валентине Ивановне было тогда 26 лет, сейчас она не то что жалеет о поступке молодости, а даже на оборот гордиться что ее фигура стала так знаменита.


П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.


Великая Отечественная Война навсегда останется в сердцах абсолютно каждого человека. Война – это страшное событие, боль и слезы. В память об этих страшных событиях в разных уголках страны устанавливаются памятники, это благодарность и вечная память нашим дедам и прадедам – солдатам, подарившим нам жизнь. Памятники Родине-матери есть во многих уголках не только нашей страны, но и всего земного шара. Так Родину-мать можно встретить в Белоруссии, Германии, Испании, Латвии, Туркмении, Узбекистане и в Украине. Всего можно насчитать около двадцати пяти памятников Родине-матери. Из них тринадцать находятся в городах России.

Родина-мать в городах России

Мемориал Родина-мать в Санкт-Петербурге является, наверно, одним из самых известных среди всех памятников Родине-матери. Расположен он на Пискаревском мемориальном кладбище. Это самое большое кладбище, оно занимает площадь в двадцать восемь гектаров и занесено в книгу рекордов Гинесса. Мемориал является данью памяти жителям блокадного Ленинграда, которым не хватило сил выжить в это страшное время голода, холода и бомбежек, в эти «900 дней кошмара, ада». На Пискаревском кладбище похоронено примерно полмиллиона жителей города. Открыт мемориал в мае 1960 года. Родина мать держит в руках разорванный лавровый венок.
Мемориал Родина-мать в городе Буденновске. Деньги на памятник собирали сами жители города. Возведен он из гранита и открыт в 1967 году. Посвящен буденновцам (в то время прикумчанам), погибшим или пропавшим без вести в годы Великой Отечественной войны.
Родина-мать в Волгограде. Мемориал открыт, так же как и в городе Буденновске, в 1967 году. Расположен он на Мамаевом кургане. Памятник выполнен из бетона, в основании же металлические конструкции. Высота Родины-матери пятьдесят три метра, в руке она держит меч, его длина тридцать три метра. Если сложить эти цифры, то получается, что высота всего памятника восемьдесят шесть метров. Надо сказать, что Родина-мать в Волгограде является одним из семи чудес света.
Памятник Родине-матери в Калининграде установлен на месте обычного сквера. Представляет собой точную копию женщины, нарисованной на плакате «Родина-мать зовет!», относящегося ко времени Второй Мировой войны.
Памятник Родине-матери в Вышестеблиевской станице Краснодарского края представляет собой женщину, левая рука у нее лежит на правом плече. Памятник посвящен комсомольцам, которых предатель выдал фашистам.
Родина-мать на площади Победы в Калуге. Мемориал посвящен жителям города, павшим в военные годы. Комплекс установлен на месте, где ранее был пруд. В 1966 году на площади появился обелиск, и лишь в 1973 году на самом верху обелиска появилась Родина-мать. В руках у нее лента, символизирующая нить реки Оки и искусственный спутник Земли. Таким образом, архитектор объединил в памятнике победу над фашистской Германией и освоение пространства космоса.
Есть Родина-мать и в Татарстане в Набережных Челнах. Установлен памятник в 1975 году. Родина-мать в этом мемориальном комплексе несколько отличается от монументов Родины-матери в других городах. Здесь она предстает в образе птицы Феникс, начинающей взлетать.
В селе Кубенское Вологодской области памятник Родине-матери стоит на площадке рядом с сельской библиотекой. Родина-мать предстает перед жителями в образе женщины, укутанной в покрывало. Стоит она на пьедестале, в центре же расположена звезда, копия ордена Отечественной войны I степени. За спиной Родины-матери можно увидеть фреску, изображающую солдата и женщину в голубом платке, а рядом с ними хлеб и рюмка.
Родина-мать в Нижнем Новгороде установлена в 1965 году на месте братской могилы советских воинов. Находится этот мемориал на кладбище «Красная Этна». В руках, вознесенных к небу, у Родины-матери находится венок.
Родина-мать в городе Павловске Воронежской области. Данный памятник представляет собой ансамбль. Родина-мать с возведенными к небу руками, она как бы просит о мире, но в то же самое время сама его несет, несет она и счастье. С другой стороны от Родины-матери находится фигура солдата с преклоненным коленом. Надо сказать, что в годы Великой Отечественной войны город Павловск был передовым городом на линии фронта.
Памятник Родине-матери в Пензе. Полное название памятника «Монумент воинской и трудовой славы». Посвящен он жителям Пензенской области, жителям, сражавшимся за победу и трудившимся ради жизни вопреки всей боли войны. Он за трудовые и воинские подвиги. Открыт монумент в 1975 году. Родина-мать предстала в образе матери, держащей на левом плече ребенка. У ребенка же в руках вечный огонь.
Мемориал расположен в центре Лагерного сада в городе Томске. Родина-мать держит в руках оружие, она вручает его своему сыну. Возведен мемориал в 1979 году.
Родина-мать в Саратовской области в селе Старые Бурасы расположена на площади в центре села, рядом с Родиной-матерью расположен памятник Сталину И. В.
Такое большое количество памятников, мемориалов Родине-матери, несомненно, вызвано большой болью всей страны, скорбью всего мира по страшным дням Второй Мировой и Великой Отечественной войн. Война – это всегда боль, это страх, это потери и слезы. Самое главное, чтобы каждый человек помнил и хранил в сердце память об этих страшных днях. И тогда в нашей жизни будет мир!