Михаил Шемякин. Картины и монументы. Другой михаил шемякин

Сегодня, 4 мая, празднует юбилей «флагман русского андеграунда» – Михаил Шемякин . Его путь, безусловно, хрестоматиен. От петербургского подполья и принудительного лечения в психиатрической клинике до мирового признания.

Мария Максимова поговорила с художником накануне его юбилея. О том, как всем нам научиться разбираться в современном искусстве, о деле Кирилла Серебренникова и, конечно, о планах мастера на юбилейный год.

Мария Максимова: Сейчас так много всевозможных художников развелось. Как отличить в современном искусстве «пустышку» от настоящего, подлинного произведения?

Давайте говорить начистоту. Существует западный мир, и существует русский мир, которые отличаются друг от друга всем. Если говорить об устройстве российского художественного мира – мира коллекционеров и аукционов – мы пока из себя являем нечто пузыреобразное. И, если кто-то проткнет это иголкой, оттуда что-то посыпется или польется, или просто мы услышим странный запах. Нет ещё у нас этого пространства, которое создавалось на Западе десятилетиями. Неужели вы думаете, что Абрамович сам додумался купить за 100 миллионов триптих Фрэнсиса Бэкона?! Или за сорок миллионов купить «толстую женщину» Люсьена Фрейда (прим.ред. Картина «Станционный смотритель спит») ! Конечно, ему было сказано, что: во-первых, это вклад; во-вторых, это интересно; в-третьих, через пятнадцать лет эта «толстая женщина» будет продана уже не за сорок миллионов, а за сто двадцать.

Мария Максимова: Тогда что представляет из себя состояние сегодняшнего художественного рынка, на ваш взгляд?

Это инвестиции. Это совершенно иное мышление, чем то, в котором варились коллекционеры прошлого времени. Такие профессора, как Чудновский или Перфилов, копили деньги и собирали то, что им нравится. Самый большой коллекционер – дядя Жора Костаки (прим.ред. Георгий Костаки - крупнейший коллекционер русского авангарда) – сделал миллионы, собирая у вдов за копейки произведения их мужей. Он оставил восемьдесят процентов своей коллекции России, а двадцать процентов купили Афины и за тридцать три миллиона долларов создали музей современного искусства. Но я не думаю, что дядя Жора в то время думал о том, что он когда-нибудь продаст коллекцию. Он говорил: «Я же видел, что они первые сделали это. Я купил!» Сегодня говорят иначе: «Что вы посоветуете? Во что стоит вложить деньги?» А на Западе это уже стало принципом бытия. И я понимаю, почему. Потому что ни один банк не даст те годовые проценты, которые дают аукционы искусства. Но это не значит, что тот коллекционер, который картину купил, ее любит.

Мария Максимова: Как вы думаете, чему коллекционеры отдают большее предпочтение? По какому принципу они делают свой выбор?

Есть коллекционеры, которые собирают импрессионистов. Тут уже не промахнешься. Это грандиозные полотна, и их обычно покупают мультимиллионеры. Есть коллекционеры, которые собирают старое искусство. Недавно за три миллиона фунтов был продан крошечный рисунок Франсиско Гойя. Коллекционер купил его не для того, чтобы перепродать этого Гойю. Он охотился за этой серией. Западный художественный мир очень широкий, богатый, интересный. Там есть все. А у нас пока даже не сколотилась группа коллекционеров, о которых мы можем говорить серьёзно. Начинают, но это начинание ещё очень робкое. Я человек, который прожил 50 лет на Западе, и могу сказать одно: рынок старого искусства сегодня феноменальный. Если бы мы были умнее, то покупали бы старых мастеров. Допустим, великолепная картина голландца, которая может украсить любой музей, стоит полтора миллиона. А рисунок на картоне Баския (прим.ред. Жан-Мишель Баския - американский художник) , на котором или плохо сделанный автопортрет, или написано Fuck your mother, стоит три с половиной миллиона. Он, кстати, умер от передоза в 27 лет, а его картины все продолжают появляться. Им завалено все, на нем уже сделали миллиарды.

«Сегодня говорят иначе: «Что вы посоветуете? Во что стоит вложить деньги?» А на Западе это уже стало принципом бытия. И я понимаю, почему. Потому что ни один банк не даст те годовые проценты, которые дают аукционы искусства. Но это не значит, что тот коллекционер, который картину купил, ее любит...»

Мария Максимова: То есть концепции не достаточно для художника. Или лучше голым побегать, дверь какую -нибудь поджечь. Современный художник должен обладать мастерством?

Обязательно! Я очень верю в потенциал русского искусства. Колоссальные таланты живут в Новосибирске, в Магадане. Но многие живут так бедно, что не могут даже Эрмитаж приехать посмотреть. Сегодня это здорово тормозит образование. Коммунисты понимали громадную значимость искусства, поэтому искусство было объявлено идеологическим фронтом. А нас, нонконформистов, объявляли идеологическими диверсантами. Но отношение к искусству было предельно серьезное. А на сегодняшний день – «Ну мажьте картинки. Кривляйтесь на сцене, только особо не матюгайтесь, ребята» . По большому счету, сегодня такая свобода, которая нам не снилась. У нас арестовывался самиздат, сажали нас за то, что мы писали картины не как полагается, бросали на два года в психушку. Это было другое время. Поэтому сегодня ныть о том, как нас притесняют, немножко комично...



Мария Максимова: К слову, в творческом классе в России сейчас ярко высказывается мнение, что арест Кирилла Серебренникова это уже что-то ниже ватерлинии. Как вы оцениваете историю с ним?

Он сидит под домашним арестом – это раз. Сидит дома, пьёт чай и смотрит телевизор. Жалко, что он не работает, но если ты творческий человек, то бери бумагу и пиши очередную пьесу, читай. К примеру, когда художник Тарас Шевченко стал кричать: «Дайте свободу Украине!» , загремел за это в ссылку на военную службу. И ему царским указом было запрещено рисовать на бумаге. И есть письма Шевченко, где самым горьким для себя он называет то, что ему не дают рисовать. Если бы у Серебренникова забрали ручку, бумагу и запретили писать свои мысли, тогда это было бы тяжело.

Говорят, там есть какие-то сложные финансовые вопросы. Может быть. Я не знаю. Кому-то не угодил - тоже может быть. Но раздувать из этого что-то просто не могу. Я столкнулся один раз с ним. Меня пригласил Антон Адасинский (прим. ред. - Советский и российский актёр) и сказал, что Серебренников будет очень рад, если Шемякин у него в театре что-то поставит. Пришли к нему в кабинет и, в конце концов, выяснилось, что мы должны ему заплатить огромные деньги. Сумма такая, что практически перекрывает оборот моего Фонда за год. И я ушёл, по-русски говоря, обо*ранным. Получалось, что Шемякин пришёл к нему клянчить, чтобы он дал на своей сцене поиграть, ещё и платить должен. Дал нагоняй Адасинскому: «Ты куда меня привёл?» Он говорит: «Я не знал. Меня попросили с тобой познакомить» .

Вот такая у нас была встреча, не очень приятная. Не скажу, что это повлияло на меня, и я тут же стал потирать руки и говорить: «Арестовали – и слава Богу!» Поступай правильно!

Конечно, я могу допустить, что элемент репрессивности в этой истории есть. Но я сам довольно резко всегда выступаю, однако, пока ещё на свободе. Хотя каждый из нас сегодня должен помнить, что от сумы и от тюрьмы зарекаться нельзя.

«Я столкнулся один раз с ним. Меня пригласил Антон Адасинский и сказал, что Серебренников будет очень рад, если Шемякин у него в театре что-то поставит. Пришли к нему в кабинет и выяснилось, что мы должны ему заплатить огромные деньги. Сумма такая, что практически перекрывает оборот моего Фонда за год. И я ушёл, по-русски говоря, обо*ранным…»

Мария Максимова: Владимир Путин как-то в шутку сказал, что после смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем. А Вам есть с кем поговорить?

У меня много замечательных друзей. Говорю со своей супругой Сарой. Это мой помощник, необычайно смелый человек, который не побоялся со мной поехать в Афганистан, перейти нелегально границу и заниматься вызволением из плена советских солдат. Плюс ко всему, она ведёт мои дела, все сложные проекты. У неё большая библиотека на английском, французском и русском. У меня своя, большая, увы, только на русском! И с ней обо всём всегда интересно говорить. Потому что мы понимаем друг друга. Плюс у меня есть замечательные друзья – искусствоведы, историки. Отец Владимир Иванов – настоятель собора в Берлине. С Володей я могу говорить часами, один из феноменальных умов. Мои многочисленные родственники – кабардинцы Кардановы. Да иногда просто на улице поговоришь с простым человеком и понимаешь, что нету простых людей, каждый человек – это удивительный мир, целый космос! Так, что мне поговорить есть с кем.

Вот почему меня интересуют русские говоры и загадки, над иллюстрациями к которым я сейчас работаю. В них я раскрываю ум и душу русского крестьянина, которым брезговали в царское время. Брезговали разговорным языком. А когда ты видишь и начинаешь изучать народное творчество, понимаешь, что перед нами грандиозные мастера лепки слова, отточенной образности и уникального мышления.



Мария Максимова: У Шевчука принято спрашивать, жив ли русский рок? Вас не могу не спросить: жив ли русский андеграунд?

Андеграунда сегодня не может быть. Он почил, поскольку произошла перемена строя. Что такое андеграунд? Это искусство подполья. Мы назывались «художниками подполья». Сегодня ну никак мы себя этим обозначить не можем. Каждый лепит кто во что горазд. В свое время мы понимали, что наши работы никто не купит. Но мы не могли жить без того, чтобы не писать. Взять московскую школу нонконформизма – это Оскар Рабин (прим.ред. Оскар Рабин - один из основателей неофициальной художественной группы «Лианозово»). Другая линия феноменальная – художник Олег Целков. Человеку 84 года, а он работает как зверь.

А сегодня о ком мы можем говорить? Ну делают какие-то похабные картинки. Сами признаются, что главное – скандал! Нарисуют бабу-крестьянку, которая делает минет в поле во время уборки урожая. Или Лев Толстой стоит в поле голый со Сталиным. Да, это всё мило, этим занимались когда-то Комар и Меламид, но сегодня это уже классика.

Мария Максимова: То есть вы против таких сомнительных проявлений?

Разумеется сегодня – все можно. Но это «дежа вю», как говорят «лягушатники». Я внимательно слежу за тем, что происходит в изобразительном искусстве сегодняшней России, но пока ничего серьезного, к сожалению, не вижу, а был бы рад. Сегодня молодые художники хотят не отставать от Америки, от Запада, но всё равно выглядят, отрываясь от корней, довольно комично. Мы вполне самодостаточны. У нас – русская икона, русский авангард и колоссальная школа соцреализма. Двигаясь от своеобразия русского искусства и образа жизни, мы должны оставаться самими собой. И сколько бы ни запускали лаптем в сторону Америки и Запада, все равно комплексок какой-то гложет. И время от него избавляться.

«Мария Максимова: В чем смысл жизни?
М.Ш.: Быть человеком!»

Мария Максимова: Но говорят, что искусство становится все более целомудренным. Или отношение к нему...

У меня была выставка в моем Фонде. Там были фотографии из моей петербургской советской мастерской, на которых обнаженные натурщицы. Сегодня мы настолько стали целомудренными, что до 18 лет туда нельзя стало заходить: увидев голую тетеньку на фотографии, ребёнок может впасть в неистовое состояние! На сегодняшний день начинается православный ваххабизм. И это очень опасно! Я сам был послушником в монастырях. Я прекрасно понимаю, насколько важна вера в душе человека, но когда это превращается в мракобесие – это становится страшно! Бог никогда не требовал поклонения этому! В этом есть что-то от язычества. Зашёл, закрыл дверь, пообщался с Богом, обратился к нему. И если вера у тебя с горчичное зерно, значит, сможешь сдвинуть горы. Мне пока гору сдвинуть не удавалось. Ну что поделать, копим веру… (смеётся) .

Мария Максимова: Этот год для вас юбилейный. Очевидно, что для вас времени не существует. Но все же... Что планируете? Куда предложите читателям идти? Что смотреть?

Во-первых, готовлюсь к серьёзной выставке с серьезными кураторами в музее Современного искусства на Гоголевском бульваре. Там будет показан метод моего образовательного процесса, там будут показаны мои поиски и там будут показаны совершенно новые малоизвестные технологии, с которыми я работаю. Потом, возможно, успеем приготовить образовательные мультфильмы для детей на «Союзмультфильме».

Далее я делаю большую работу: готовлю книги буквари-ребусы, связанные с русскими загадками и русскими говорами. В Петербурге в моем Фонде на днях открывается выставка «Забинтованная фигура». Может быть, что-нибудь будем делать с Ольгой Свибловой. Я с юных лет занимаюсь фотографией и думаю, можно сделать интересную подборку.



Короткий блиц «Хит-лист Михаила Шемякина»

Мария Максимова: Если один цвет, то...

Белый. Потому что это не цвет…

Мария Максимова: Если один фильм, то...

«Страсти Жанны д"Арк» Дрейера. Это как образец, как снимать крупным планом. Это искусство!

Мария Максимова: Если одно музыкальное произведение, то...

Мария Максимова: Если одно стихотворение, то…

Всегда Бродский! (достаёт из кармана маленький томик Бродского, затертый до дыр, и читает «Рождественскую звезду»)

Мария Максимова: Если бы у меня была волшебная палочка, то...

Я бы ей махал направо и налево. Что-нибудь бы случилось. Мне нельзя давать волшебную палочку. И шашку...

Мария Максимова: Если бы у меня была шапка невидимка, то...

Я бы сидел в ней в музеях. Постоянно. Когда музей закрылся, и в тишине ходить. Что может быть прекрасней?

Мария Максимова: В чем смысл жизни?

Михаил Михайлович Шемякин. Родился 4 мая 1943 года в Москве. Российский и американский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации.

Отец - Михаил Петрович Шемякин - родился в 1908 году во Владикавказе. Его отец рано погиб и у него фамилия отчима - Шемякин, который был офицером Белой гвардии. Приёмный отец пропал на полях Гражданской войны, а юный Михаил Шемякин (старший) стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов Красного Знамени, всю жизнь утверждал, что принадлежит к кабардинскому роду Кардановых. Великую Отечественную войну гвардии полковник Шемякин закончил командиром 8-й мотострелковой Бобруйской Краснознаменной ордена Суворова и Кутузова бригады и кавалером 6 орденов.

Мать - Юлия Николаевна Предтеченская, актриса.

Большая часть детства Михаила Михайловича прошла в ГДР.

В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград.

"Мои деды были расстреляны, в вицмундирах и похоронены. А жил я в коммунальной квартире на Загородном проспекте. В одной комнате - мама с сестрой, в другой - я. 38 человек в квартире!", - вспоминал он.

Был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Затем был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма.

С 1959 по 1971 год работал почтальоном, вахтёром, в течение пяти лет работал такелажником в Эрмитаже.

В 1962 году в клубе журнала «Звезда» открылась первая выставка Шемякина.

В 1967 году основал группу художников «Петербург». Вместе с философом Владимиром Ивановым создал теорию метафизического синтетизма, посвящённую поискам новых форм иконописи, основанных на изучении религиозного искусства разных эпох и народов. Два года был послушником в Псково-Печерском монастыре, в период управления обителью наместником архимандритом Алипием (Вороновым).

В 1967 г. Шемякин поставил оперу Д. Шостаковича «Нос» в студии Ленинградской консерватории.

После многочисленных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах власти выдворили Шемякина из СССР в 1971 году. "Когда меня изгоняли из страны, КГБ поставил условие: я не имел права сообщить об отъезде даже родителям. «Отвальной» не было и быть не могло. Я был выслан бесшумно - в трехдневный срок. Мне запретили даже взять с собой маленький чемоданчик. Для начала моей жизни на Западе правительство дало мне 50 долларов", - рассказывал художник.

По мнению Михаила Шемякина, инициатором преследования зачастую являлись не правоохранительные органы, а Союз художников СССР.

Дружил с . Они познакомились в Париже благодаря танцору Михаилу Барышникову и навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.

Хотя песни в исполнении Высоцкого пытались записывать многие, но из профессиональных записей Владимира Высоцкого ни одна не может соперничать с коллекцией Шемякина по объёму, чистоте звучания, исключительному подбору песен. Эти записи уникальны тем, что Высоцкий пел не для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил. Записи сделаны в Париже в 1975-1980 годы в студии Михаила Шемякина. Аккомпанировал Высоцкому на второй гитаре Константин Казанский. Записи были изданы только в 1987 году, после обработки в Нью-Йорке Михаилом Либерманом. Серия включает в себя 7 пластинок. В память о творчестве В. Высоцкого, Михаил Шемякин создал серию литографий, посвященных песням и стихам Владимира Семёновича. Литографии были отпечатаны только в 1991 году, а в виде полного издания вышли в свет в 2010 году.

Жил в Париже, а в 1981 году переехал в Нью-Йорк. В Париже устраивал выставки и публиковал работы своих коллег - российских художников и писателей-нонконформистов. В октябре 1990 года подписал "Римское обращение".

"У меня давно только один паспорт - американский, с тех пор как меня лишили советского гражданства. До этого был нансеновский - временный документ для лиц без гражданства… Человек без родины - это ужасное унижение я терпел долгие годы. Я не хотел получать французский паспорт, быть «второсортным» французом. И только когда я переехал в Америку, я получил там паспорт", - рассказывал он.

Начатые в 1960-е годы исследования искусства всех времён и народов выросли в коллекцию из миллионов образов, структурированных по техническим, историческим и философским категориям, за что художник был удостоен пяти почётных докторских степеней. Эта коллекция послужила основой для создания Института философии и психологии творчества (Франция).

В период с 1981-1982 в Нью Йорке несколько совместных выставок с киевским художником Александром Костецким.

В 1990-х годах и по сей день вместе с клоуном В. Полуниным устраивает шествия и зрелища в Санкт-Петербурге, Москве и Венеции.

В 2000 году учредил Воображаемый музей в городе Хадсон, штат Нью-Йорк, где организуются выставки по тематике исследований. В 2002-2003 годах создал для российского канала «Культура» 21 серию цикла «Воображаемый музей Михаила Шемякина».

В 2001 году в Мариинском театре Шемякин поставил свою версию балета П. Чайковского «Щелкунчик» с хореографией Кирилла Симонова.

В 2001 году в Лондоне открыт монумент, созданный Михаилом, посвящённый трёхсотлетию посещения Лондона Петром Великим, а в Москве - скульптурная композиция «Дети - жертвы пороков взрослых».

В 2003 году открыты памятник Анатолию Собчаку в Санкт-Петербурге и композиция «Царская прогулка» в Константиновском дворце.

В Санкт-Петербурге установлены три его монумента: Петру Великому, жертвам политических репрессий и архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга. Вариант памятника Петру Великому установлен в Нормандии.

В 2005 году поставил балет по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Волшебный орех» - по своему либретто и со своим оформлением, с оригинальной музыкой Сергея Слонимского и хореографией Донвены Пандурски.

В 2006 году в Мариинском театре поставлены три одноактных балета в оформлении Шемякина и с хореографией Донвены Пандурски.

В 2007 году Шемякин вернулся во Францию, где поселился недалеко от города Шатору.

С 2009 года в Фонде художника Михаила Шемякина в Санкт-Петербурге организует выставки по материалам своих исследований.

В 2010 году создал новую версию балета Л. Делиба «Коппелия» для Литовского национального театра оперы и балета с хореографом Кириллом Симоновым.

В 2013 году выпустил первые каталоги итогов исследований.

Диапазон, в котором работает Михаил Шемякин, весьма широк: от рисунка до монументальной скульптуры, театра и кинематографа. Тематика его творчества тоже разнообразна: от театрального гротеска до метафизических образов.

Лауреат Государственной премии Российской Федерации, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, почётный доктор ряда высших учебных заведений.

К политике равнодушен, по его словам, пытается обходить ее стороной.

Дружен с Эдуардом Лимоновым. "Я помогал ему выйти из заключения. Однажды ко мне приехал его представитель и попросил от имени Лимонова, чтобы я замолвил за него слово перед Путиным. И при встрече с президентом я поднял этот вопрос и сказал, что нехорошо для России, стыдно, когда писатель сидит", - рассказывал он.

Михаил Шемякин в программе "Наедине со всеми"

Личная жизнь Михаила Шемякина:

Дважды был женат.

Первая жена - Ревекка Борисовна Модлина (6 сентября 1934 - 2014), скульптор, художник. В 1958 г. окончила художественное училище в Ленинграде. В 1950-е была женой художника Рихарда Васми, а в 1960-1962 гг. - была замужем за художником Александром Арефьевым.

"Когда мы познакомились, она оформляла витрины, забросив скульптуру. В 1964 году родилась наша дочь Доротея. Мы жили в коммунальной квартире. Для отъезда за границу нам нужно было развестись. Оформили развод в 1970 голу. Жене с дочкой помогла выехать во Францию Дина Верни, известная галерейщица, одна из богатых женщин, а когда-то - девочка из Одессы. Ей принадлежал весь Майоль. В юности она была его натурщицей, а после его смерти ей досталось все его имущество, включая дома", - рассказывал Шемякин.

Летом 1971 года Ревекка Борисовна вместе с дочерью Доротеей эмигрировала во Францию и жила в Париже. В 1983-м переехала в Грецию. В последние годы жизни опять вернулась во Францию, жила в городе Лош.

Доротея Михайловна Шемякина - художница, живописец, книжный график. С 1986-го живёт в Афинах.

Вторая жена - Сара де Кэй , американка.

Художник рассказывал: "С Сарой нас свел Высоцкий. Много в моей жизни мистического... Володя уже умер в то время. Американцы решили сделать о нем фильм. Искали людей, знакомых с Высоцким. Узнали, что в Нью-Йорке живу я и попросили Сару связаться со мной, взять интервью. Она была известной переводчицей, переводила интервью для фильма... Так мы подружились. Сара помогала мне учить английский язык, добровольно была моделью - я много ее рисовал. Потом поехала со мной в Италию, помогала делать мой двухтомник".

Михаил Шемякин, Сара де Кэй и дочь Доротея (в центре)

Его дом во Франции - это красивый старинный замок в деревне, недалеко от Парижа. Сам художник о нем говорил: "Замок красивый. Но ничего особенного из себя не представляет. Оригинальное строение конца XVI века, достроенное в XIX веке. Там 44 года была школа, потом ее выставили на аукцион, и мы приобрели эту недвижимость. Все время перестраиваем. Четыре этажа. Рядом, в «Эрмитаже» (так французы называют здание бывшей конюшни), находятся научная библиотека, исследовательская лаборатория. графическая мастерская, где я работаю".

Шрамы Михаила Шемякина - производственные: "Что касается шрамов... часть - это чисто производственные травмы. Если знают, что такое шрам от ножа, то заметят, что некоторые из моих - это ожог. Шрамов у меня много, но, к счастью, я не хожу, как господин Бренер голым по улице. Есть шрамы, заработанные в стычках - и парижских, и американских, но в основном - производственные. Например, при плавке отвалилась ещё горячая деталь от скульптуры, причём, - не моей и упала прямо на лицо".

Монументальные работы Михаила Шемякина:

«Кибела», бронза - до октября 2006 года находилась на Prince Street в районе СоХо, Нью-Йорк, США;
Памятник Петру I в Петропавловской крепости - Санкт-Петербург, 1991;
Мемориал «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы) - Санкт-Петербург, 28 апреля 1995 года;
Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга» - Санкт-Петербург, 1995 год;
Надгробие на могиле киноактёра Савелия Крамарова - Сан-Франциско, 1997 год;
Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы - установлен перед Дворцом Дожей в Венеции (Италия), 1998 год;
Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом» - Университет Хофстра, Хэмпстед, шт. Нью-Йорк, 1999 год;
Установлено надгробие Михаилу Маневичу - Санкт-Петербург, 1999 год;
Памятник Петру Великому - Детфорд, Лондон, 2001 год;
«Дети - жертвы пороков взрослых» - Москва, 2001 год;
Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца - Стрельня, 2003 год;
Надгробие первому мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку - Санкт-Петербург, 2003 год;
Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре - 25 января 2008 года;
Памятник жертвам террора - Владикавказ, 2010 год.

Перформансы Михаила Шемякина:

Поставил оперу «Нос» - Театр Ленинградской консерватории, 1967 год;
В 1996 году, Михаил Шемякин совместно с Вячеславом Полуниным и Терри Гиллиамом создает спектакль «Diablo / Дьявол» в жанре «философская клоунАда»;
Создал оформление сцены на площади Святого Марка на время Венецианского карнавала. В рамках празднества организует совместно с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским хэппенинг «Memento mori» с использованием своих скульптур, 1998 год;
Устраивает процессию масок «Карнавал Санкт-Петербурга в Венеции» с участием Анвара Либабова и Онофрио Колуччи, 1998 год;
Балет «Щелкунчик», постановка Мариинского театра, 2001 года, в которой Михаил Шемякин стал автором эскизов: костюмов, масок, декораций, а также работал над либретто;
Премьера одноактного балета «Принцесса Пирлипат, или Наказанное благородство», либретто М. Шемякина на сюжет Э. Т. А. Гофмана, музыка С. Слонимского, хореография К. Симонова, постановка и оформление М. Шемякина. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2003 год;
Премьеры трёх одноактных балетов: «Метафизика» (С. Прокофьев), «Кроткая» (С. Рахманинов), «Весна священная» (И. Стравинский). Декорации и костюмы Михаила Шемякина, хореография Донвены Пандурски. Государственный театр оперы и балета, София, Болгария; Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2005 год;
Организовал «Посольство Петра Великого» на площади Сан-Марко в рамках программы Венецианского карнавала совместно с Антоном Адасинским, Вячеславом Полуниным, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, февраль, 2007 год;
Организовал представление «Посольство Петра Великого» в петербургском Манеже, совместно с Анваром Либабовым, Александром Мирочником и сотрудниками Мариинского театра, 2008 год.


Имя: Михаил Шемякин (Mihail Shemyakin)

Возраст: 75 лет

Место рождения: Москва

Деятельность: художник, скульптор

Семейное положение: женат

Михаил Шемякин - биография

За 18 лет жизни за границей талантливый недоучка с диагнозом вялотекущая шизофрения стал одним из известнейших художников современности. Но сердце его всегда принадлежало России.

Михаил появился на свет 4 мая 1943 года в Москве и почти сразу уехал с матерью, актрисой Юлией Предтеченской, в действующую армию к отцу. Михаил Шемякин-старший, по происхождению кабардинец из известного на Кавказе рода Кардановых, был кадровым военным. С боями дошел до Кёнигсберга, стал комендантом нескольких городов в Восточной Германии. Для сына он хотел такой же судьбы. А мальчик бредил искусством, изучая его по альбомам, увлекался , Босхом, Гогеном... И находил поддержку у матери.


В 1957 году Шемякины вернулись в Советский Союз и осели в Ленинграде. Вскоре отец оставил семью и уехал в Краснодар. А Миша, сумевший за одну ночь нарисовать иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», поступил в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина - сразу на 2-й курс. Ходил на занятия, а вечерами сидел в библиотеке, выискивая запрещенные книги по западному искусству, считавшемуся нездоровым, а потом делился полученными знаниями с сокурсниками.

Последовал донос, и в 1961-м юношу исключили из школы с формулировкой за «эстетическое развращение сокурсников». Люди из КГБ сказали: «Тебя никуда больше не примут!» Оставалось одно - идти работать. И Михаил устроился такелажником в Эрмитаже. Днем таскал тяжести, вечером копировал старых мастеров, а по ночам экспериментировал на холсте и бумаге.

К нему часто заходили друзья. Однако соседям по огромной, на 38 комнат, коммуналке такие визиты показались подозрительными. И они принялись писать доносы. Молодого художника вызвали в Большой дом, расспрашивали об отношении к богу и дьяволу, а через 2 дня с диагнозом «вялотекущая шизофрения» отправили в психиатрическую больницу - экспериментальную клинику им. Осипова.

Шесть месяцев уколов, таблеток и - первая в жизни выставка: психиатр Случевский демонстрировал студентам на примере «больного» Шемякина и его иллюстраций к Дрюону опасность и течение шизофрении. Если бы мать не добилась освобождения Михаила, он стал бы инвалидом.

Последствия «лечения» были тяжелейшими: аллергия на краски, непрекращающиеся кошмары... Почти 2 года ушло на реабилитацию - сначала в горах Абхазии, потом - в Псково-Печерском монастыре. Вернулось желание жить и творить.

Биографию личной жизни Михаила Шемякина совсем нельзя назвать бурной: женился, родилась дочь Доротея, а Евгений Кибрик, один известнейших книжных иллюстраторов СССР, дал ему несколько советов, что и как изучать самостоятельно. И вновь Шемякин оказался в Эрмитаже - теперь разнорабочим. Почти все в бригаде, как и он, были не признанными властью художниками.

В 1962 году журнал «Звезда» пригласил Михаила принять участие в выставке. Его картины оценили десятки людей: журналисты, писатели, режиссеры, музыканты, в их числе - , Шнитке, . А в марте 1964-го известность стала скандальной. За выставку современного искусства рабочих Эрмитажа, которую организовал директор и в которой участвовал Шемякин, поплатились все - и гости, и руководство, и художники.


«Начались травля, обыски, постоянные вызовы в милицию. Никуда не берут. Угрозы высылки за тунеядство... Конфискация книг, религиозных репродукций, писем от мамы...» - вспоминал позже то время своей биографии Шемякин. Только после смерти Хрущева художник смог устроиться на работу. Ему даже позволили разработать этикетку для галош!

А за рубежом слава Шемякина росла - его петербургскими пейзажами заинтересовалась владелица галереи Дина Верни. Дочь эмигрантов, она не понаслышке знала, как в СССР поступают с теми, кто смеет двигаться против течения, и в 1971 году помогла выехать за рубеж жене Михаила (предварительно им пришлось оформить развод) и его дочери.


А вскоре художника арестовали. Высокопоставленный офицер КГБ, как выяснилось, коллекционировавший его работы, сказал: «У вас есть только одна возможность остаться живым - тихо, никому не сообщая, уехать навсегда. Старайтесь поменьше выступать на Западе. Есть предположение, что Россия станет другой, может, вам еще удастся вернуться...» Шемякин уехал с одним пакетом в руках и 50 долларами в кармане.

В парижском аэропорту Михаила встретили жена, дочь и Дина Верни - в ее галерее как раз шла выставка его работ. Она предложила Шемякину 10-летний контракт, но, выслушав условия, тот отказался. Копировать себя прошлого? Да лучше голодать! В чужой стране, без копейки в кармане - так началась новая жизнь.

Писательница Сюзанна Масси помогла семье Михаила обрести жилье - заброшенный бильярдный клуб без отопления, с удобствами во дворе. Потом ему удалось заключить первый контракт - всего за 150 долларов в месяц. Художник продолжил учиться - вокруг столько книг по искусству, недоступных в СССР! Тогда было положено начало всемирно известным сериям его произведений: «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Метафизические головы», «Чрево Парижа», «Тротуары Парижа».


В 1974-м одна из работ Шемякина попала на вернисаж молодых художников в Гран-Пале и даже нашла покупателя, картину похитили прямо с экспозиции. Однако судьбе было угодно свести Михаила и поклонника его творчества. Им оказался дизайнер-модельер Жан-Клод Гобер. Он уговорил своих богатых заказчиков открыть для Шемякина галерею. Там и состоялась первая зарубежная выставка, которая принесла художнику настоящую славу. Посыпались предложения, контракты.

Шемякин в Нью-Йорке

Но почивать на лаврах Шемякину было неинтересно, да и художественный мир Франции казался ему мелкобуржуазным, скучным. Он много работал - маслом, пером, начал заниматься скульптурой, задумал издать альманах «Аполлон», посвященный оставшимся в СССР авангардистам. За материалами Шемякин отправился в Нью-Йорк - и внезапно понял, что это его город: «Он весь был наполнен многоликим творческим людом, жившим в бешеном ритме, в постоянном поиске новых форм в искусстве, в бесконечном экспериментаторстве».

Переехать удалось в 1981 году. Одному - жена и дочь предпочли Грецию. Первые 8 лет художник прожил в Сохо - там вечером нельзя было выйти из дома без биты или ножа. Зато его окружали друзья, а в голове роились гениальные замыслы - все так, как в его автобиографическом спектакле «Нью-Йорк. 80-е. Мы».

Получив американское гражданство, Шемякин подыскал более тихое пристанище - заброшенный замок в местечке Клаверак. В замке разместились скульптурные мастерские, где были созданы и Петр I, и Казанова. Художник стал действительным членом Нью-Йоркской академии наук и академиком искусств Европы, выставлялся почти во всех странах мира - кроме одной... Россия увидела его многогранное творчество только в конце 1980-х.


Теперь почти все проекты Шемякин осуществляет на родине: в разных городах идут оформленные им спектакли, возводятся памятники, проходят выставки. Он - создатель фонда содействия отечественным талантам, а также один из организаторов Международного кавалерийского (в память об отце!) музыкального фестиваля «Спасская башня». Михаил Михайлович задумал создать Институт философии и психологии творчества со штаб-квартирой во Франции и филиалами в Нью-Йорке, Москве, Санкт-Петербурге и - в Нальчике: там родина его предков. Все эти дела и заботы художник совмещает с преподаванием, творчеством. И порой в шутку жалуется: «Живу в самолете!»


Шемякину со второй женой пришлось перебраться поближе к России, во Францию. У него по-прежнему американский паспорт, но это не мешает ему быть патриотом. Он уверен: его задача - приобщать соотечественников и к хорошей музыке, и к высокой литературе, и к настоящему искусству.

Интервью Михаила Шемякина

Скульптурные произведения и картины Михаила Шемякина известны не только в России, но и на Западе. Публику впечатляет уникальное творческое видение, мастерство и необыкновенная работоспособность автора. Многие его работы наполнены глубоким смыслом, постичь который можно, лишь окунувшись в биографию мастера. В его непростой судьбе не раз происходили значимые события, удивительные встречи и переломные моменты. Шемякин, живя в Америке, остается верен своему Отечеству, часто приезжает в Россию на специально организованные творческие встречи, выставки, презентации.

Факты из биографии: юность

Михаил родился в Москве в военное время. Его отец был родом из Кабардино-Балкарии. Будучи кадровым военным, Шемякин-старший не понимал желания сына стать художником. Мать же поддерживала маленького Мишу в его устремлениях. Будущий художник поступает сначала в школу живописи, отрабатывает навыки, много читает книг, в их числе - запрещенные в СССР издания. По этой причине последовали донос и исключение из учебного заведения.

Проблемы с действующей властью преследовали Шемякина и впоследствии. Избранное творческое направление не устраивало партийных работников. Но молодой художник продолжал упорно работать, параллельно устроился в Эрмитаж, где в свободное время занимался копированием работ старых мастеров.

Трудные годы

Через какое-то время по доносу Михаила арестовали и поместили в психиатрическую больницу. Многие деятели культуры тех лет не избежали той же участи. В лечебнице проводились жестокие эксперименты над больными, оказывающие негативное влияние на психику, приводящие к серьезным расстройствам рассудка у некоторых подопечных.

Художнику поставили диагноз «шизофрения», картины Михаила Шемякина того периода демонстрировали в подтверждение болезни. Огромных усилий стоило матери «вытащить» сына из клиники. И еще долго потом Михаил приводил в порядок подорванное психическое здоровье: жил отшельником вдали от всех, сначала в горах, затем в монастыре, но добился успеха в преодолении себя и своих страхов.

Картины художника Михаила Шемякина присутствовали на выставках в 1962, 1964 годах. Но произведения современного искусства не были оценены по достоинству: все участники и организаторы были наказаны. Последовали многочисленные обыски в квартире Шемякина. В этот же период он вступил в брак с Ревеккой Модлиной, а в 1964 родилась дочь, получившая имя - Доротея. Семье пришлось эмигрировать в начале 70-х: в Советском Союзе оставаться жить Шемякину было небезопасно и чревато арестом.

В эмиграции

Шемякин прибыл во Францию практически без денег и без вещей. Первые годы существования на чужой земле были непростыми. Приходилось много работать, одновременно - продолжать учиться и совершенствоваться. Работа по контракту практически не приносила дохода, все деньги уходили на краску и материалы для живописи. Но мастер был рад предоставленной свободе, знакомствам с современниками - деятелями культуры, живописцами, музыкантами и писателями.

Круг общения значительно повлиял на творчество Михаила Михайловича - картины художника Шемякина стали более совершенными, зрелыми. На них все чаще стали обращать внимание владельцы галерей. Современное искусство становилось модным направлением на Западе и в Америке.

Именно тогда произошла одна из знаковых встреч парижского периода жизни художника: знакомство с Высоцким. Общие интересы и увлечения, схожая жизненная позиция сблизила двух сильных личностей. Эта дружба продлилась долгие годы, вплоть до смерти музыканта. По сей день Шемякин тепло вспоминает своего друга, посвятил ему книгу «Две судьбы», по которой был поставлен спектакль.

Работы мастера

После переезда за границу колорит картин Михаила Шемякина стал более красочным, появились новые цвета. Более заметна стала динамика изображений, стали применяться новые техники наложения палитры на холст. Автор занимался иллюстрированием романа Солженицына, делал наброски на тему Петербурга. Исследователи отмечали в работах контрастность, внимание к деталям, метафизику форм и пластичность фигур. Через какое-то время художник стал победителем в конкурсе, учрежденном японской галереей. К мастеру пришел международный успех. Продолжая развивать границы творчества, Шемякин начинает заниматься скульптурой и переезжает в Нью-Йорк.

Жизнь в Америке

Свои картины Михаил Шемякин не причисляет ни к какому определенному стилю, а отмечает, что произведения созданы по принципу «метафизического синтетизма». Работы вызывают яркие эмоции у зрителя, привлекают внимание яркой палитрой, удивительными персонажами.

Стремление переехать в Америку было связано с тягой к свободе, полному отсутствию ограничений в творчестве. Здесь у художника появилась возможность создавать более монументальные произведения. Шемякин работает в собственном замке, любит уединение и покой. Всегда с ним рядом его вторая жена Сара, переводчица.

Были созданы крупные скульптурные произведения. Например, монумент Петру I, установленный потом в Санкт-Петербурге. Это не единственный памятник, привезенный в Россию. После развала СССР Михаил Михайлович стал часто бывать на Родине. Теперь и здесь картины Михаила Шемякина приобрели популярность.

Картины из мусора Михаила Шемякина

Широкую известность приобрели так называемые «картины из мусора». Они созданы по определенной методике. Художник прогуливается по улицам больших городов и снимает на камеру асфальт, покрытый мусором и трещинами. Затем на основе этих фотографий создает потрясающие произведения. Появляются контуры персонажей, картина «оживает», приобретает краски. Циклы работ периодически можно увидеть на выставках в России и за рубежом.

Купить картину Михаила Шемякина можно дистанционно, через интернет. Цены на оригиналы довольно высоки. Но можно познакомиться с творчеством и на временным выставках, проводимых в Москве и Санкт-Петербурге.

Помимо скульптуры и картин, Михаил Шемякин занимается созданием театральных декораций, ювелирных работ, фарфоровых изделий. Неутомимо трудится сам и занимается обучением и наставничеством молодых художников.

Творческий путь подлинного творца порой бывает совсем не прост. Художник Михаил Шемякин (Chemiakin), наверное, по праву относится к этой категории людей.

Юные годы

Детство его прошло в ГДР, а в возрасте четырнадцати лет Михаил возвращается в Ленинград, где поступает в худшколу при Институте им. Репина. Из этого заведения Шемякин вскоре был отчислен «за несоответствие соцреалистическим принципам в искусстве» и «эстетическое развращение» сокурсников. Формулировки, достойные гения! Молодой художник Михаил Шемякин вынужден был работать вахтером, почтальоном. В 1962 открывается первая официальная выставка работ живописца.

Группа «Санкт-Петербург» (1967)

В ту пору была известна группа художников «Санкт-Петербург», которую создал Михаил Шемякин. Картины, написанные тогда, вошли в циклы «Галантные сцены в Петербурге», «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Туши». Здесь в форме гротеска описывалось прошлое России и ее стремление к будущему. А вместе с философом В.Ивановым была создана теория, посвященная новым формам иконописи - «метафизический синтетизм», в разработке которой также принимал активное участие Михаил Шемякин. Картины того периода основываются на изучении религиозных искусств различных эпох и стран. Шемякин даже становится послушником Псково-Печерского монастыря.

Изгнание

Творчество художника в «советский» период не раз подвергалось пристальному вниманию со стороны властей и «собратьев» по кисти. Аресты после выставок, незаконные конфискации картин, принудительное психиатрическое лечение. Интересно, что, по словам самого Михаила, инициатором преследований являлись зачастую не а братья-товарищи художники, члены Союза. Все, что написал Михаил Шемякин (картины того периода), мало сохранилось.

Результатом усилий соответствующих органов и отдельных лиц, именующих себя художниками, стало выдворение Шемякина из СССР (1971). С тех пор талант процветает в Париже, а затем - в Нью-Йорке (с 1981), где получает заслуженное признание истинных ценителей искусства. За границей Шемякин много делал и делает для российских писателей и художников нонконформистов, публикуя их работы и устраивая ежегодные выставки.

Дружба с Высоцким

Они познакомились уже в Париже (1974) и подружились с тех пор навсегда. Поэт и художник, по воспоминаниям окружающих, представляли из себя некий творческий симбиоз. Высоцкий посвящал Михаилу свои стихи и песни. Шемякин - рисовал картины, иллюстрируя творчество Владимира Семеновича. А после смерти - создал памятник великому поэту, который был установлен в Самаре. Всего сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого нарисовал Михаил Шемякин. Картины этого цикла носят названия: «Конец охоты на волков», «Кони привередливые», «Купола», «Набат», «Моя цыганская», «Спасите наши души» и многие, многие другие.

Познакомил великих гениев современности Барышников. Высоцкий в то время уже женился на Марине Влади и приехал «погостить» в Париж. Всю ночь Владимир исполнял свои новые и уже известные песни, а затем Шемякин и Высоцкий до утра бродили по берегу Сены. Михаил вспоминал, что было такое чувство, будто они знали друг друга всегда, затем расстались - и снова свиделись после долгой разлуки. Столько всего надо было успеть сказать друг другу. Столько случилось событий за это время! И надо было выговориться, успеть во что бы то ни стало.

Эта творческая дружба продолжалась еще несколько лет, до самой смерти поэта, которую художник пережил тяжело. И даже после: Шемякин впервые издает за границей полное собрание песен и сочинений Владимира Высоцкого.

Более позднее творчество

В 2000 родился «Воображаемый музей» в Хадсоне (США), который создает художник Михаил Шемякин. Картины, собранные там - по тематике исследований, начатых им еще в 70-е - структурированы по различным категориям, философским и религиозным, историческим и техническим. Результат: Шемякин удостаивается пяти докторских степеней. Известна в России его тематическая передача «Воображаемый музей Шемякина», произведенная для канала «Культура» в 2002-2003. В родном Питере Михаил организовывает выставки по итогам своих исследований, выпускает каталоги художественных искусств, приезжая в Россию.

Из монументальных работ: в Питере - жертвам политрепрессий, памятник первостроителям Петербурга. В Москве - композиция скульптур «Дети - жертвы пороков взрослых».

С 90-х и по сей день вместе с В.Полуниным Шемякин устраивает перфомансы в различных городах мира.

Последние работы

В 2007 художник снова возвращается во Францию (Шатору). Здесь он поселился и работает в различных направлениях: рисунок, декорации для театра и кино. Самое оригинальное, что создает сегодня Михаил Шемякин, - картины из мусора. Они завоевали внимание ценителей творчества художника во многих странах.