Презентация по изобразительному искусству на тему "О чем поведал натюрморт" (7 класс). Натюрморт в художественной школе Понятие образность и настроение в тематическом натюрморте

юлия сухова

Натюрморт один из интереснейших жанров изобразительного искусства . Внешне бессюжетный, этот жанр является одним из самых философских, отражая все многообразие связей человека с миром вещей.

С натюрмортом , как жанром изобразительного искусства , учащиеся Детской школы искусств им . А. И. Плотнова подробно знакомятся на уроках «Беседы об искусстве » и «Истории изобразительного искусства » . Изучают работы русских и зарубежных мастеров натюрморта .

За 8-лет обучения в Детской школе искусств им . А. И. Плотнова ребята выполняют много заданий, которые можно объединить этой темой – «Натюрморт »

В школе искусств основное внимание уделяется практической работе над натюрмортами – это организация постановок, определение последовательности в работе учащихся, развитие умения воспринимать натуру, работать в различных техниках и различными художественными материалами.

Существуют несколько видов натюрмортов :

Учебные;

Учебно-творческие;

Творческие;

Сюжетно - тематические.

По постановке учебной задачи различают реалистичные, стилизованные и декоративные натюрморты .

Учебный натюрморт (постановочный) ставит своей целью обучение основам изобразительной грамоты, активизацию познавательных процессов и приобщение к самостоятельной творческой работе. Работу над учебным натюрмортом учащиеся выполняют с натуры как по рисунку, так и по живописи.

Учебный натюрморт предполагает следующие решения учебных задач :

Согласовать предметы по размеру, тону, фактуре;

Раскрыть конструктивные особенности предметов;

Изучить пропорции;

Показать материальность предметов.

Работа над натюрмортом может проходить в классе при искусственном или естественном освещении, а также на пленэре.


Учащимся предлагается очень большое количество учебных постановок от самых простых в младших классах (геометрические тела) до сложных в старших (тематические натюрморты ) .

Учебные натюрморты также различаются по своей тематике.

Сюжетно-тематический натюрморт - объединение предметов одной темой, сюжетом. Например «Аллегорические натюрморты » - натюрморты с атрибутами научных и художественных занятий. Символизирую краткость мирских удовольствий и пользу научного труда.



Кухонные натюрморты - это натюрморты с едой , посудой и кухонной утварью, завтраками и обедами.



Цветочный натюрморт - картины с изображением прекрасных даров природы.

Натюрморт в пейзаже – это изображение натюрморта на фоне пейзажа . Здесь главная роль отведена натюрморту , а пейзаж играет вспомогательную роль.




Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетной взаимосвязи с интерьером.

Натюрморт в портретах и жанровых картинах - представляет картины, где предметы обогащают смысловой содержание произведений, формирую пространство. Вещи нередко позируют наравне с героями, символизируя сословные идеалы, отражая нормы поведения, приметы быта, характеризуя профессиональные занятия.


Очень часто натюрморт становится темой для композиции или входит очень важным составным элементом в композицию.

Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры : это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника. Задача декоративного натюрморта состоит в выявлении декоративных качеств натуры, создании общего впечатления нарядности.



Большое внимание уделяется работе над "натюрмортом - фантазия ". Натюрморт , в котором реальные объекты могут быть изображены схематично.

Творческий натюрморт от учебной постановки отличается тем, что ученик в процессе рисования фантазирует, стилизует, преобразует видимый мир. Ребенок не так привязан к точному изображению натюрморта , предметов и их конструкции.

Натюрморт , как жанр изобразительного искусства , открывает огромные возможности для обучения детей изобразительному искусству .

Все представленные выше фотографии являются работами учащихся декоративно-прикладного и художественного отделений Детской школы искусств им . А. И. Плотнова .

Публикации по теме:

«Искусство из проволоки» Нашла очень интересную технику в искусстве это "Плетение из проволоки". Данный вид искусства был изобретен очень давно, когда все украшения.

«Я - преподаватель ДШИ»! Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. В. А. Сухомлинский Кем быть? После.

Рисование натюрморта детьми дошкольного возраста Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные.

Роль ДШИ в формировании творческой личности в современном мире Важнейшими социальными институтами, которые формируют личность ребёнка, являются семья, школа и социальное окружение. Дополнительное образование.

Роль семьи в выборе будущей профессии учащегося ДШИ Перед всеми людьми в определенный период времени встает необходимость выбора профессии. Родители зачастую оказывают самое большое влияние.

Натюрморт - один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI - XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.

Натюрморт - наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остросовременно аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека.

В картине-натюрморте художники стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь.

Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.

Основной составления натюрморта является такой подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.

Существует несколько видов натюрмортов:

  • - сюжетно-тематический;
  • - учебный;
  • - учебно-творческий;
  • - творческий.

Натюрморты различают:

  • - по колориту (теплый, холодный);
  • - по цвету (сближенные, контрастные);
  • - по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);
  • - по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);
  • - по времени исполнения (краткосрочный - "нашлепок" и долговременный - многочасовые постановки);
  • - по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, "случайный". Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжетном соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом. Тематический натюрморт - сложное художественное произведение, с помощью которого можно рассказать об увлечениях, взглядах, мировоззрении владельца предметов.

Учебный натюрморт. В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм /5, с. 57/. Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности "Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника".

Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед студентом в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы "выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке, в декоративном решении натюрморта вы должны постараться увидеть характерное в нем и на этом построить переработку".

Декоративный натюрморт дает возможность развития у будущих дизайнеров архитектурной среды чувство цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности, и в целом активизирует творческие силы студентов.

«Изображение предметного мира. Выразительные возможности натюрморта».

Главная задача искусства и живописи - будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать. Задача художника привлечь внимание зрителя, разглядеть в привычных предметах необычайную суть. В мир, окружающий художника, вводит нас натюрморт. Он дает возможность оглянуться на несколько веков назад, пережить вместе с мастером особо любимые им мотивы. В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится отразить свое настроение. Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца.

Искусство натюрморта имеет свою историю, свои традиции. Как жанр возникло в Голландии. Художники изображали самые обычные вещи, но это было красиво и поэтично. Наиболее распространенным и популярным натюрморт был в голландском искусстве на рубеже XVI – XVII в.

«Натюрморт» - слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По-голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь»Итак НАТЮРМОРТ: жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу;

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир.

Натюрморт – один из самых известных жанров изобразительного искусства. Он имеет много функциональных особенностей: используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества, он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Натюрморт очень любят многие профессионалы-живописцы. Он входит как важный элемент в обучение будущего художника. Здесь оттачивается умение цельно скомпановывать несколько предметов, понять разность их качеств. С натюрморта лучше начинать овладение рисунком. Его можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдёт или изменит положение.

Итак: С одной стороны рисовать натюрморт достаточно легко всегда можно найти несколько предметов и составить из них композицию; с другой рисование предметов может показаться ученикам однообразным и скучным.

Как сделать работу более увлекательной и интересной, но в то же время обучающей.

Целью данной работы является:

Показать красоту окружающего мира посредством натюрморта, разнообразив работу над ним, используя разные методы и приёмы

Задачи работы:

    Систематизировать знания учащихся о натюрморте, как жанре в изобразительном искусстве

    Освоить разные способы и стили работы над натюрмортом

    Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству

    Отображать характеристики и черты окружающей действительности, через натюрморт

    передача своего отношения к окружающему миру.

Задачи методической работы обусловлены поставленной целью.

Процесс рисования - сложный комплекс мыслительной и практической деятельности. Зрительное восприятие натуры, как правило, является целостным. При выполнении рисунка натюрморта количество этапов определяется сложностью натюрмортной постановки. Работа начинается с поиска схемы композиции. Подбор предметов осуществляется согласно указанной теме. Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляются вкус и композиционное чутье.

Существуют правила постановки натюрморта

    Набор предметов не может быть случайным, их должна объединять определенная тема.

    Если расставить предметы далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если сблизить – натюрморт получится громоздким.

    Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление однообразия.

    Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.

    Существенную роль в натюрморте играет фон. Ведь предметы без поддержки фоном не будут иметь своей выразительности.

Как человек учится читать и писать с самых азов, так и в изобразительном искусстве нельзя сразу уметь рисовать правильно. Несомненно, есть талантливые дети, которые чувствуют и могут передать правильность увиденного. Но даже и они должны знать правила и законы рисования. Необходимые понятия художественной грамоты дети получают на уроках ИЗО. Они изучают правила, учатся поэтапно строить рисунок, анализируют работы. Также как и в других разделах, в теме «натюрморт» существует много закономерностей и необходимых правил рисования.

Важно на начальном этапе работы обратить внимание на такие понятия, как

Перспектива – система отображения на плоскости глубины пространства.

Перспектива круга, квадрата, центральная (по одной точке схода) и угловая (по двум).

Светотень – способ передачи объёма с помощью теней и света.

Свет, тень (падающая и собственная), полутень, блик, рефлекс.

Пропорции – соотношение частей друг к другу или к целому. Метод визирования, ось симметрии.

Существует несколько видов натюрмортов: 1. сюжетно-тематический; 2 учебный; 3. учебно-творческий;4. творческий.

Натюрморты различают: по колориту (теплый, холодный); по цвету (сближенные, контрастные); по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света); по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже); по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки); по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт выполняется в живописи, графике, Также встречается и в скульптуре.Каменные рельефы из плодов, листьев и других декоративных элементов применялись ещё в древности.

Чтобы ребенок имел возможность сосредоточить внимание на главном, не следует в первые постановки включать предметы с большим количеством мелких деталей: фон должен быть простым.

Дети уже к 6-му классу знакомы с многими понятиями, но на данном этапе они рассматриваются в контексте определённой темы – темы натюрморта. Необходимо показать ученикам важность знания и понимания всех этих понятий, дать осознать, что без них нет правильного рисунка, который увлечёт зрителя.

Изучение всех этих правил и законов рисования можно считать подготовительной работой. Сюда же относим и изучение истории натюрморта. Это немаловажно – ребёнок должен знать и понимать всю цельность данного жанра. После того как учащиеся изучили правила и законы, поняли определённый смысл работы, они должны попробовать свои силы в изображении предметов. Ребята оттачивают умения на отдельных предметах быта, на практике применяя изученные правила. Необходимо добиться автоматизма в поэтапной работе. Дети обязаны знать, с чего начинать рисунок.

Натюрморт - это прежде всего предметы, которые организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею. На основе рисования отдельных предметов, ученик учится правильно передавать форму предмета, соблюдает перспективу и пропорции, позднее все умения пригодятся в рисовании натюрморта.

Далее идёт поиск схемы композиции. Ребята не всегда понимают, как правильно создать композицию. Чтобы научить их это делать, одних слов недостаточно. Необходима практика. Используем разные приёмы и виды работы.

Смотрим, в какую геометрическую фигуру можно вписать постановку. Рассматриваем несколько постановок, вписанных в одну фигуру, и одну постановку, переставляя предметы, вписываем в разные фигуры

Используем компьютерные технологии. Рисовать – долго, можно воспользоваться операцией «Вставка фигур». Детям нравится создавать изображения, попутно они оттачивают навык работы с компьютером.

Магнитный конструктор: учитель заранее делает плоскостные заготовки на магнитах. Дети тренируются в составлении натюрмортов, располагая магнитные фигурки на доске.

Одним из приёмов работы является фотография. Ученики с удовольствием фотографируют. Перед этим из предложенных предметов создаётся композиция. Затем фотографирование, вывод на компьютер, просмотр, анализ. Сравнивая и обсуждая, легко найти правильное решение композиции. Идёт работа на опережение (в программе 9 класса изучение фотографии). Этот приём не только разнообразит работу, он запоминается детям, помогает видеть достоинства и недостатки предложенных постановок. Если изображения сохранить, просматривать их можно неоднократно.

Учащимся нравится работать над натюрмортом. У каждого получается свой стиль, работы могут быть не похожи одна на другую, тем интересней и познавательней эта работа. Обычно мы устраиваем выставки работ учащихся разных лет.

Чтобы разнообразить работу над натюрмортом, предлагаю использовать приёмы, которые будут интересны ребятам.

Создание натюрморта в технике аппликации. Дети учатся располагать предметы на всей плоскости листа так, чтобы это было выразительно и интересно. Нужно придумать, как разместить предметы на листе, взять цветную бумагу, ножницы и клей. Подобрать красиво бумагу по цвету и определить, каким будет фон. Вырезаем несколько цветных силуэтов простых домашних предметов (кувшин или ваза, кружка, миска или тарелка, круглое блюдо или кухонная доска), а также силуэты нескольких фруктов. А потом составить из них натюрморт.

Не менее интересен вид работы коллаж. Из кусочков цветной бумаги разного тона выкладываются изображения предметов. При выполнении изображения ученики не только соблюдают форму предметов, они стараются подобрать нужный тон, показать светотень. Сама работа увлекательна и необычна.

Приём «Натюрморт-рассказчик» помогает познакомить детей с историей жанра. Учитель приносит предметы для постановки и предлагает ученикам составить композицию. Дети берут предмет, но прежде чем поставить его, читают исторические сведения, связанные с жанром натюрморта.

Изображение декоративного натюрморта решает несколько задач. Дети создавая два с виду одинаковых натюрморта, но в то же время по-разному их оформляют. Они учатся быть дизайнерами. Сильные учащиеся могут сделать два рисунка, слабые – хотя бы один. Кроме того, это просто интересно детям, т.к. не держит их в определённых рамках, а позволяет фантазировать.

Мы стремимся обучить ребёнка не только рисованию, необходимо, чтобы он умел видеть и слышать мир вокруг, был предельно внимательным, мог в привычных вещах увидеть необычное. А главное ребёнок должен уметь представить и перенести это на лист. Помогают такое упражнение как художественный диктант, где ученики слушают описание картины, записывая ключевые слова, затем рисуют по представлению. У всех ребят получается своё изображение, но оно объединено одним сюжетом. В данном упражнении прослеживается межпредметная связь, развитие воображения и восприятие мира через свою точку зрения.

Немаловажную роль играют викторины, опросы, тесты для обучения искусству натюрморта. Возможны разные варианты, использование компьютерных технологий. Идёт живое общение, обсуждение ответов, поиск правильного решения. Дети и сами любители придумывать разные задания, делать презентации, устраивать викторины.

Работа над натюрмортом должна быть системной. Успех работы зависит от ряда условий, которые в целом и создают эту систему. Конечно, дети должны хотеть рисовать, знать правила и законы, выполнять тренировочные упражнения. Использование разных видов работы, позволяет разнообразить рисование натюрморта. Конечно, необходима помощь учителя, постоянный контроль.

Итак, подводя итог, необходимо отметить, что работа над натюрмортом была и остаётся одним из важнейших этапов обучения учащихся рисованию. Она не должна быть надоедливой и скучной, поэтому в своей разработке я постаралась показать как можно разнообразить её, сделать более интересной и захватывающей. Ребятам такие виды работ и упражнений очень нравятся, урок получается насыщенным, но не однообразным. Конечно, большое внимание уделяется правилам постановки и выполнения натюрморта, композиционному решению и правилам перспективы, а также последовательности работы. Но такое разнообразие работ и стилей не мешает реалистическому натюрморту, а наоборот помогает всем учащимся, даже очень слабым, сделать свою работу правильной.

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить младших школьников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.

Искусство пробуждает у детей младшего школьного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи младших школьников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Одновидовый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие), условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие.

В начальных классах следует показывать детям разнообразие натюрмортов. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции .

В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично. Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности.

Произведения живописи, натюрморты, должны реалистично отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Тема натюрморта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. Отбирая натюрморты для ознакомления младших школьников, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Младших школьников знакомят с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображенному.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы, душевного контакта между взрослыми и детьми. В ознакомлении младших школьников с живописью, в частности, с натюрмортом, широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у младших школьников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» – так говорил В.Н. Сухомлинский .

Этапы работы над натюрмортом

Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно более интересно и выразительно они выглядят при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.

Следует продумать, какой выбрать формат бумаги и как лучше скомпоновать натюрморт на листе - вертикально или горизонтально. Например, если нужно включить в композицию угол стола, то лист бумаги лучше положить вертикально. .

Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединяем всю группу предметов в одно целое и продумываем ее размещение в соответствии с форматом листа бумаги.

Учитель должен объяснить ученикам, что сверху надо оставлять больше места, чем снизу - тогда у зрителя создастся впечатление, что предметы крепко стоят на плоскости. Вместе с тем надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.

Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда ученику приходится затрачивать много сил и времени, чтобы добиться успеха. А если постановка очень сложная, то без помощи педагога не обойтись. Объясняется это тем, что кроме размещения изображения на листе бумаги, ученику необходимо еще найти композиционный центр на картинной плоскости.

В большинстве случаев зрительный центр не совпадает с композиционным, зависящим от расположения главного предмета, вокруг которого группируются остальные. Ведь пространственное положение предметов относительно друг друга в изображении зависит и от выбора точки зрения, которая непременно влияет на компоновку натюрморта в задуманном формате.

Чтобы учебная работа шла успешно, педагогу нужно все это заранее учесть и вовремя оказать помощь ученикам. На классной доске учитель должен продемонстрировать последовательность линейного построения рисунка натюрморта, уделяя особое внимание определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Учителю следует также показать правильную и неправильную компоновку рисунка на листе.

Затем учитель стирает рисунки с классной доски, и ученики приступают к работе.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве. Короткими отрезками линий ученики ограничивают общее пространственное расположение всей группы предметов натюрморта.

Тем ученикам, у которых не получается определение в рисунке общей композиции группы предметов натюрморта, можно разрешить рисовать каждый предмет отдельно, начиная, однако, с приблизительной оценки размеров каждого из них. Далее нужно уточнить величину каждого предмета в отдельности.

Построение формы предметов ведем тем же способом, как и в заданиях по рисованию отдельных предметов. Намечаем поверхности каждого предмета, как видимые, так и невидимые. Таким образом, на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей.

Так посередине намеченного очертания предмета (например чайника) проводится осевая вертикальная линия, на которой уточняется высота, и через точки, определяющие его высоту, проводятся горизонтальные отрезки. На них определяется ширина горловины и дна чайника. Рассматриваем пропорции основной части чайника - сосуда и прорисовываем дно и горловину. Тонкими линиями намечаем носик, крышку, ручку чайника. Еще раз проверяем и сразу же уточняем пропорции как всей формы чайника, так и основных частей.

Точно так же нужно работать над изображением яблока. Вырисовывать и уточнять контур предметов сразу не следует; главное - определить размеры и пропорции каждого из предметов (по высоте, ширине, глубине).

Выявляя конструктивную основу формы предметов, необходимо внимательно проверить перспективу. Особое внимание надо обратить на перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы в рисунке следок одного предмета «наступал» на следок другого, иначе говоря, ученик должен четко представлять, какой предмет находится на первом плане, какой - на втором. Начинающие рисовальщики обычно не следят за этим, и у них в рисунке не получается пространства между предметами. Тогда они начинают вводить тон в рисунок, рассчитывая, что дефект можно таким образом выправить, однако это не дает желаемых результатов.

Метод линейно-конструктивного построения изображения помогает решить эту задачу. Ученику важно ясно представить себе расположение предметов (следков) на плоскости стола, расстояние между ними. Затем он должен представить себе эту плоскость со следками, изображенную в перспективе. .

Отдельно нужно сказать об изображении драпировки, которая спускается сверху и покрывает предметную плоскость. При изображении драпировки сначала определяем горизонтальную и вертикальную плоскость, а уж затем приступаем к рисованию складок. Светлая по тону и тонкая по своей структуре и материалу ткань образует на вертикальной плоскости выразительные по пластике и светотеневой моделировке складки. На предметной плоскости складки драпировки слегка намечены. При построении объемных складок можно использовать метод обобщения формы (обрубовки). Ученик должен предельно обобщить сложную форму складок до прямолинейных геометрических форм. Этот метод поможет понять форму складок и правильно решить тоновые задачи рисунка драпировки.

Затем более детально прорисовываем все предметы натюрморта, убрав линии построения.

В процессе обучения рисованию с натуры ученики должны научиться видеть и понимать взаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, владеть средствами светотеневого рисунка. Не зная законов распределения света на форме предмета, они будут пассивно копировать с натуры светлые и темные пятна, но не достигнут убедительности и правдоподобия изображения.

В процессе учебы педагог должен подробнее остановиться на светотеневой и тоновой теории в рисунке.

Приступая к выявлению объема предметов, прежде всего надо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте. Установив эти два полюса, следует обратить внимание на полутени. Для этого внимательно прослеживаем направление световых лучей и определяем, на какую плоскость предмета лучи света падают прямо, то есть где будет свет, а на какую не падают совсем, то есть где будет тень. Затем намечаем тени, падающие от каждого предмета.

Вначале, легко прикасаясь карандашом к бумаге, прокладываем тоном теневые места на каждом предмете: на чайнике, яблоке, драпировке. Это поможет яснее увидеть массу каждого предмета, а следовательно, еще раз проверить пропорции и общее состояние рисунка.

Затем прокладываем полутени, усиливая тон в теневых местах и наконец, тени, падающие от предметов. Именно такой порядок выявления объема предметов тоном всеми художниками считается обязательным.

Когда общий рисунок натюрморта намечен верно, можно усилить нажим карандаша на бумагу и проложить тон, приступая к детальной прорисовке каждого предмета.

В конце урока педагог должен организовать повторение и закрепление теоретического материала по изобразительному искусству.

При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми оттенками и переходами светотени, за всеми деталями формы. Но, работая над деталью, нельзя забывать сравнивать ее с рядом находящейся. П.П.Чистяков рекомендовал: «Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки. Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать» .

При проработке форм предметов натюрморта должна проходить серьезная аналитическая работа. Надо внимательно прорисовать каждую деталь предмета, выявить ее структуру, передать характерные особенности материала, проследить, как увязываются составные элементы между собой и с общей формой, например ручка, носик чайника, фактура и форма яблока, чем отличаются блики на различных предметах друг от друга.

Внимательно прорисовываем тени, падающие от деталей, - тень от чайника, яблока. Такая проработка формы поможет сделать рисунок убедительным и выразительным.

Заканчивая рисунок, ученики под руководством педагога внимательно анализируют тоновые отношения предметов натюрморта, определяя общий тон чайника, яблока, драпировки, различные оттенки тона на свету, в тени, в полутени: на переднем и заднем плане. Надо тщательно проследить за тем, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону (черными) и не выпадали (не вырывались) из рисунка. Для этого нужно посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой. При этом необходимо помнить, что рефлексы не должны быть очень яркими или спорящими со светом, с полутенями. И когда рисующий смотрит на них прищуренными глазами, они должны пропадать, сливаться с тенями.

Правила составления натюрморта

Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, в нашем конкретном случае, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической, живописной и т.д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке - «новая мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предметы меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение» .

Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи, выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта (ракурс). Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.

Важен момент составления натюрморта самими обучающимися, поскольку подобные упражнения позволят осуществить пластические задачи и наиболее выигрышные группировки предметов.

Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения .

Таким образом, можно заключить, что суть композиции заключается в том, чтобы найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.

Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение - искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.

В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности, не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при этом учитывая формы падающих теней.

Состоит из трех предметов (одного большого - центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;

Предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;

Маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);

Предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;

Размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).

Соблюдение этих правил позволит обучающимся в процессе практической работы над учебным натюрмортом наиболее четко выявить основные живописные отношения, нацелит на правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветом материальности вещей.

Программа курса предусматривает изучение основ живописной грамоты на примере натюрмортов и изображение их средствами живописи в разных материалах.

1. Виды натюрмортов

Натюрморт (фр. nature morte букв. мертвая природа) – в изобразительном искусстве – изображение неодушевленных предметов, в отличие от портретной, жанровой исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов и т.п. Задача художника, изображающего натюрморт, - передать колористическую красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, а также выразить свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии, приобретает техническое мастерство живописной моделировки формы.

Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI – XVII вв. в Голландии и Фландрии и с тех пор используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей. Это время художников, прославивших себя в жанре натюрморта, П. Класа, В. Хеды, А. Бейерена и В. Кальфа, Снейдерса и др.

Натюрморт – наиболее излюбленный жанр и в искусстве многих современных художников. Натюрморты пишут на пленэре, в интерьере, простые и сложные постановки, традиционные и остросовременно аранжированные наборы предметов из повседневного обихода человека.

Существует несколько видов натюрмортов:

– сюжетно-тематический;

– учебный;

– учебно-творческий;

– творческий.

Натюрморты различают:

– по колориту (теплый, холодный);

– по цвету (сближенные, контрастные);

– по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);

– по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);

– по времени исполнения (краткосрочный – «нашлепок» и долговременный – многочасовые постановки);

– по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).

Натюрморт в пейзаже (на пленэре) может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой – естественный, «случайный». Он может быть как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт.

Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где объекты натюрморта находятся в сюжет-ном соподчинении с интерьером.

Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предетов темой, сюжетом.

Учебный натюрморт . В нем, как в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Учебный натюрморт носит также название академический или, как говорили выше, постановочный . Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе.

В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности Декоративный натюрморт не есть точное изображение натуры, а размышление по поводу данной натуры: это отбор и запечатление самого характерного, отказ от всего случайного, подчинение строя натюрморта конкретной задаче художника.

Основной принцип решения декоративного натюрморта является превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В тоже время, возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины. Учебная задача, стоящая перед студентом в процессе работы над декоративным натюрмортом, состоит в том, чтобы «выявить характерное, наиболее выразительное качество и усилить в его декоративной переработке, в декоративном решении натюрморта вы должны постараться увидеть характерное в нем и на этом построить переработку.

1. Правила составления натюрморта

Составление натюрморта необходимо начинать с замысла. Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Необходимо помнить, что каждый новый предмет в постановке – «новая мера всех входящих в неё вещей, и появление его подобно революции: предметы меняются и меняют свои отношения, будто попадая в иное измерение».

Немаловажно правильно, соответственно определенной учебной задачи, выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта (ракурс). Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.

Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону. Его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево.

При пространственном решении натюрморта на первый план в виде акцента можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое в постановку добавляют драпировки, подчеркивая, таким образом, еще и разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань может быть гладкой и с узором или рисунком, но она не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов. Её часто размещают по диагонали, чтобы направить взгляд от зрителя в глубину, к композиционному центру для лучшего пространственного решения.

Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение – искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.

Приступая к работе над живописным произведением, необходимо обратить внимание на следующие основные требования.

1) Освещение ровное, рассеянное, падающее с левой стороны, чтобы тень от руки не пересекала лист. Недопустимо, чтобы лист бумаги освещали солнечные лучи.

2) Лист необходимо располагать не ближе, чем на расстоянии вытянутой руки. При работе целесообразно отходить от этюда или оставлять его, чтобы рассмотреть издали. Этот прием позволяет более явно увидеть свои ошибки или удачи.

3) Объект изображения (модель) должен располагаться чуть левее рабочего места студента на таком расстоянии, с которого его можно охватить взглядом в целом. Чем крупнее, тем больше расстояние между ним и изображением.

4) Длительные этюды постановок выполняются на бумаге, натянутой на планшет.

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно, студент должен осмотреть натюрморт со всех сторон и определить, с какой точки зрения выгоднее (эффективнее) поместить изображение на плоскости. Прежде чем приступить к живописи, студент должен ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять общий колорит постановки.

Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Студент вначале зрительно знакомится с натурой, а затем его внимание переключается на ее пропорции, характер формы, движение, освещение, цвет и тон. Такое предварительное наблюдение натуры служит ступенью к детальному анализу объекта.

Изображение начинается с легкого карандашного рисунка. Нужно избегать преждевременной загрузки листа ненужными пятнами и линиями. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы.

Задача студента – научиться отделять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание начинающего от основного характера формы, предлагается прищуривать глаза так, чтобы, форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали.

При работе над натюрмортами уместны как приемы техники «а ля прима», так и многослойная (2-4) живопись лессировками.

Когда все детали прописаны, и изображение тщательно промоделировано тоном и цветом, начинается процесс обобщения.

На последнем и самом ответственном этапе работы над постановкой студент подводит итоги проделанной работы: проверяет общее состояние изображения, подчиняет детали целому, обобщает цветовую гамму. На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию.

Задача заключается не в слепом копировании, а в необходимости творческого подхода к изображению натуры.