Кроманьонец умнее современного человека

До н. э) они расселились по Европе, и жили одновременно с последними представителями неандертальцев.

К началу эпохи Верхнего Палеолита относят так называемую палеолитическую революцию — переход к более совершенной технологии производства и использования орудий труда, произошедшую около 40 тыс. лет до н.э. В этот период произошел взрывной расцвет интеллектуальной и культурной деятельности человека связанной с широким распространением людей современного физического типа, сменивших древние виды людей. Костные останки впервые были найдены в гроте Кроманьон во Франции.

Удивительно, что на протяжении десятков тысяч лет докроманьонское человечество не претерпевает никаких изменений. В то же время по современным представлениям для образования особенностей кроманьонского скелета нужна изоляция и огромное количество лет.

Эволюционные антропологи полагают, что население, состоящее из кроманьонцев, находилось в пределах между 1 и 10 млн. человек, и за 100 тыс. лет они должны были захоронить порядка 4 млрд. тел с сопутствующими артефактами. Значительная часть захоронений из этих 4 млрд. должна была сохраниться. Однако их найдено всего несколько тысяч.

Еще одна неясность — вымирание неандертальца. Одна из господствующих гипотез о причинах его вымирания — вытеснение (т.е. уничтожение) его кроманьонцем — конкурентом на экологическую нишу, произошедшее около 30 тыс. лет назад.

Питание кроманьонцев

Установлено, что пищевой рацион человека эпохи позднего палеолита (40-12 тыс. лет тому назад), жившего на территории Европы, составляли дикорастущие фрукты, овощи, лиственные растения , коренья, орехи, а также нежирное мясо. Результаты антропологических исследований однозначно свидетельствуют, что в ходе эволюции человека большая роль принадлежала питанию, содержащему мало жира, очень мало сахара, но включающему большое количество клетчатки и полисахаридов. Содержание холестерина в мясе диких животных приблизительно соответствует его содержанию в мясе домашнего скота, однако в мясе диких животных содержится практически идеальное соотношение жирных кислот с насыщенными и ненасыщенными связями. Люди эпохи позднего палеолита потребляли много животного белка за счет мяса, что способствовало физическому развитию и быстрому половому созреванию, но не долголетию. Анализ останков древних людей выявил характерные болезни, обусловленные неправильным питанием, в частности, авитаминозы, а продолжительность жизни их составляла в среднем 30 лет.

Так или иначе, в силу того, что в рационе кроманьонцев преобладала мясная пища , они были более статными, нежели их потомки (и предки), предпочитавшие растительную пищу.

Культура кроманьонцев

Религия

С конца 40 тыс. до н.э. начался и расцвет Матриархата — связанный с кроманьонцами и известный в основном по раскопкам в Европе. Поклонение матери богине являлось не просто местным культом, но феноменом мирового масштаба . Материал с сайта

Пещерная живопись (наскальная)

В период жизни кроманьонцев наблюдается расцвет пещерной (наскальной) живописи, пик которой был достигнут в 15-17 тыс. до н.э. (галереи пещерных рисунков Ласко (Lascaux) и Альтамира (Altamira)).

Фреска в Альтамире изображает стадо бизонов и других зверей верхнепалеолитической фауны (длина фигур — до 2,25м). Примечательно, что в 1880 г на международном конгрессе в Лиссабоне эту находку без всякого обсуждения объявили подделкой для дискредитации эволюционной науки.

Кроманьонский человек


Самые ранние свидетельства существования современного типа гомосапиенс имеют возраст 30–40 тыс. лет. Ученые впервые «познакомились» с этим нашим пред ком в 1868 году, когда рабочие случайно обнаружили в пещере Кро-Маньон (Франция) останки доисторического человека, жившего, как показали исследования, 28 тыс. лет назад. С тех пор за людьми этого типа закрепилось название кроманьонцев. Сегодня следы кроманьонского человека обнаружены на всех континентах - в Африке, Европе, Азии, Австралии, Северной и Южной Америке. По строению черепа и остального костяка этот «финальный» разумный человек практически ничем не отличался от нас с вами, разве что несколько более массивным телосложением, но эта оговорка распространяется только на первых, наиболее древних представителей современного человеческого типа. Рост и строение тела кроманьонцев полностью соответствовали росту и строению тела современных людей. Череп и зубы также имеют все признаки современного типа, надбровные дуги обычно слабо выражены или практически отсутствуют, средний объем мозга составляет 1350 см3.

Многочисленные находки скелетов позднепалеолитического человека позволяют нам получить представление о состоянии здоровья наших предков. Их средний возраст составлял 30 лет, в исключительных случаях они поживали до 50 и более лет. Впрочем, величина среднего возраста сохранялась на этом уровне вплоть до Средневековья, так что можно смело утверждать, что здоровье позднепалеолитических охотников было по тогдашним условиям жизни вполне удовлетворительным. Патологические изменения на костях встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты. Судя по находкам, в большинстве случаев у них были очень здоровые зубы. Кариес зубов практически не встречался.

Охота была главным занятием кроманьонцев. Их жизнь подчинялась годовым циклам миграции стад крупных копытных, являвшихся основным объектом охоты. Долгую холодную зиму ледникового периода эти люди проводили в постоянных становищах, где были оборудованы довольно прочные и теплые хижины. Летом племя кочевало вслед за стадами животных, делая короткие стоянки и живя в легких палатках из жердей и шкур. В Европе широко известны такие «классические» стоянки первобытного человека, как Кро-Маньон и Комб-Капелль во Франции, Оберкассель в ФРГ, Пржедмости и Долни Вестонице в Чехии.

Основным отличием кроманьонца от всех предшествовавших ему человекообразных существ является неизмеримо более совершенный и разнообразный инвентарь, сопутствующий находкам останков кроманьонского человека. Главным оружием человека каменного века было копье с каменным или костяным наконечником. В искусстве изготовления этих орудий кроманьонцы достигли настоящей виртуозности. Нередко можно встретить костяные наконечники с желобком для оттока крови, гарпуны с направленными назад шипами («елочкой»). Палеолитические охотники знали уже разнообразные системы западней и силков. В прибрежных поселениях кроманьонцев обнаружены сети и сачки, сплетенные из лозы и служившие для рыбной ловли, а также различные типы удочек. К тому же периоду относятся первые каменные наконечники стрел и луки, тяжелые костяные дубинки, костяные ножи, часто украшенные орнаментальной резьбой. Высокой степени совершенства достигла и выделка кожи. Даже некоторые этнографические группы современных людей, например эскимосы или некоторые народы Сибири, признанные мастера обработки кож, располагают менее богатым набором орудий, чем кроманьонские охотники.

Кроманьонцы делали ожерелья из раковин, клыков хищных зверей, перьев, цветов и костей, вырезали из кости или делали из обожженной глины Фигурки зверей и людей. Но самым потрясающим было искусство наскальной живописи кроманьонцев. Оно достигло таких высот, что ученые XIX века, открывшие наскальные росписи эпохи верхнего палеолита, долго отказывались верить в то, что они сделаны «первобытными дикарями». И в этом необыкновенном, неслыханном расцвете искусства и таится, вероятно, загадка происхождения современного человека. Вопреки распространенным еще недавно заблуждениям, отнюдь не труд «сделал обезьяну человеком» - «человек умелый» Луиса Лики сотни тысяч лет долбил свои камешки, но человеком так и не стал. И уж тем более не спорт - австралопитек миллионы лет бегал на длинные дистанции и метал камни, но как был обезьяной, так обезьяной и остался. И не в объеме черепа тут дело - у неандертальца была голов как пивной котел, но где он сейчас, этот неандерталец?

Одна лишь культура, таинственным образом пробудившая тупого троглодита, позволила ему в кратчайшее время лишиться звериных черт и человеком в истинном смысле этого слова. Влияние культуры на биологическое развитие человека с самого начала было исключительно сильным, но последних фазах эволюции оно приобрело прямо-таки решающее значение!

Духовной жизни палеолитического человечества, палеолитическом) искусству и попыткам реконструкции социальных отношений того времени посвящены тысячи статей и сотни книг. Однако загадка происхождения человеческой культуры не получила никакого удовлетворительного объяснения до сих пор. Можно с большой долей уверенности предположить, что она не будет решена никогда. И, вероятно, правы те религиозные философы, которые утверждают, что история - это диалог человека с Богом и когда этот диалог прекратится, прекратится и человеческая история. А каким образом еще можно вести диалог с Богом, как не на языке культуры?

Обнаруженные археологами захоронения кроманьонцев доказывают наличие у них развитой системы культово-религиозных представлений. Из отложений позднего палеолита известны погребения с чертами сложного погребального ритуала. В большинстве захоронений могилы прикрыты лопатками, челюстями и другими крупными костями мамонтов. Обеспечение умерших «последним приютом» характерно не только для первобытных людей, но и для исторического времени (римские саркофаги и т. д.), и даже для наших дней. О существовании у кроманьонцев каких-то сложных ритуалов свидетельствуют и находки чаш, сделанных из человеческих черепов. Но главным доказательством того, что именно в эти времена начался диалог человека с Богом, являются росписи пещер - изумительные и удивительные наскальные картины, выполненные древесным углем и минеральными пигментами. Любопытно, что большинство этих картин находится в местах укромных, плохо освещенных и неудобных, что говорит о том, что они явно не предназначались для широкого обозрения, а служили местом каких-то ритуальных действий или обрядов, в которых принимал участие небольшой круг людей. Интересно и другое: как установили исследователи, живопись в таких местах нередко является многослойной, то есть первобытные охотники, попав сюда, добавляли свои рисунки к тем, что были сделаны их предшественниками. То есть людям разных племен, живших в разные времена, были понятны смысл этих рисунков и сакральное значение места, где они находились. Это позволяет говорить о существовании единой системы религиозных представлений, по крайней мере у значительных групп кроманьонских племен. И хотя ясно, что главным элементом этого культа было, вероятно, поклонение неким божествам охоты, картина мира кроманьонского человека еще далека от полной ясности. И это не единственная тайна кроманьонцев.

Кроманьонцы - это жители позднего каменного века, походившие многими своими чертами на наших современников. Останки этих людей впервые были обнаружены в гроте Кро-Маньон, располагающемся на территории Франции, что и дало им название. Очень многие параметры - строение черепа и особенности кисти, пропорции тела и даже размеры мозга кроманьонцев приближены к человеку современного типа. Поэтому в науке укоренилось мнение, что именно они и являются нашими прямыми предками.

Особенности внешнего вида

Исследователи полагают, что кроманьонский человек жил примерно 30 тысяч лет назад, при этом интересно, что некоторое время он сосуществовал с неандертальцем, который позднее окончательно уступил место более современному представителю приматов. На протяжении примерно 6 тысячелетий, как считают ученые, эти две разновидности древних людей одновременно населяли Европу, остро конфликтуя из-за пищи и иных ресурсов.

Несмотря на то что кроманьонец внешним видом мало чем уступал нашим современникам, мышечная масса была развита у него больше. Это было обусловлено теми условиями, в которых проживал этот человек - физически слабые были обречены на гибель.

В чем отличия?

  • У кроманьонца характерный подбородочный выступ и высокий лоб. У неандертальца подбородок очень мал, а надбровные дуги были характерно выражены.
  • Кроманьонский человек имел необходимый для развития мозга объем мозговой полости, чего не было у более древних людей.
  • Удлиненная глотка, гибкость языка и особенности расположения ротовой и носовой полостей позволили кроманьонскому человеку получить дар слова. Неандерталец же, как полагают исследователи, мог издавать несколько согласных звуков, его речевой аппарат позволял это сделать, но речи в традиционном понимании не имел.

В отличие от неандертальца, кроманьонец имел менее массивное телосложение, высокий череп без скошенного подбородка, широкое лицо и более узкие, чем у современных людей глазницы.

В таблице представлены некоторые особенности неандертальцев и кроманьонцев, их отличие от современного человека.

Как видно из таблицы, кроманьонец по особенностям строения гораздо ближе к нашим современникам, чем к неандертальскому человеку. Антропологические находки свидетельствуют о том, что они могли скрещиваться между собой.

География распространения

Останки человека кроманьонского типа находят в различных уголках планеты. Скелеты и кости были обнаружены на территории многих европейских стран: Чехии, Румынии, Великобритании, Сербии, России, а также в Африке.

Образ жизни

Исследователям удалось воссоздать модель образа жизни кроманьонцев. Так, доказано, что именно они создали первые в истории человечества поселения, в которых проживали достаточно большими общинами, включающими от 20 до 100 членов. Именно эти люди научились общаться между собой, владели примитивными речевыми навыками. Образ жизни кроманьонцев подразумевал совместное ведение дел. Во многом благодаря этому им удалось достичь внушительных успехов в охотничье-собирательском хозяйстве. Так, охота большими группами, сообща, позволила этим людям в качестве добычи получать крупных животных: мамонтов, туров. Подобные достижения одному охотнику, даже самому опытному, конечно, были не по силам.

Если говорить кратко, образ жизни кроманьонца во многом продолжил традиции неандертальских людей. Они также промышляли охотой, использовали шкуры убитых животных для изготовления примитивной одежды, проживали в пещерах. Но в качестве жилища могли использоваться и самостоятельные постройки из камней или шатры из шкур. Иногда рыли своеобразные землянки, укрывающие от непогоды. В вопросе жилья кроманьонский человек сумел сделать небольшое новшество - охотники-кочевники стали строить легкие разбирающиеся шалаши, которые можно было легко возвести во время стоянки и собрать.

Жизнь сообщества

Особенности строения и образ жизни кроманьонца делает его во многом сходным с человеком современного типа. Так, в общинах этих древних людей было разделение труда. Мужчины занимались охотой, сообща убивали диких животных. Женщины тоже принимали участие в заготовке пищи: собирали ягоды, семена и питательные коренья. Факт, что в могилах детей находят украшения, свидетельствует: родители питали теплые чувства к своим потомкам, горевали о ранней утрате, старались хотя бы посмертно позаботиться о ребенке. За счет увеличившейся продолжительности жизни кроманьонский человек получил возможность передавать свои знания и опыт следующему поколению, более внимательно заниматься воспитанием детей. Поэтому снизилась и детская смертность.

Некоторые захоронения отличаются на фоне прочих богатыми украшениями, изобилием утвари. Исследователи полагают, что здесь погребены знатные, уважаемые за какие-то заслуги члены сообщества.

Орудия труда и охоты

Изобретение гарпуна - заслуга кроманьонца. Образ жизни этого древнего человека изменился после появления такого оружия. Доступная эффективная рыбная ловля дала полноценную пищу в виде морских и речных обитателей. Именно этот древний человек стал делать силки для пернатых, что его предшественникам было еще не под силу.

На охоте древний человек научился применять не только силу, но и смекалку, сооружая ловушки для животных, в разы превосходящих его по размерам. Поэтому добыча пищи для целой общины требовала гораздо меньших усилий, чем во времена предшественников. Популярен был загон стад диких животных, массовые облавы на них. Древние люди постигли науку коллективной охоты: они пугали крупных млекопитающих, заставляя их бежать на те участки, где забить добычу было проще всего.

Кроманьонский человек сумел шагнуть по лестнице эволюционного развития гораздо выше, чем его предшественник - неандерталец. Он начал использовать более совершенные орудия труда, которые позволили получить преимущества на охоте. Так, при помощи копьеметалок этот древний человек смог увеличить расстояние, пройденное копьем. Поэтому охота стала безопаснее, а добыча - обильнее. Также в качестве оружия использовались длинные копья. Орудия труда усложнились, появились иглы, сверла, скребки, в качестве материала для которых древний человек научился использовать все, что попадало ему под руку: камни и кости, рога и бивни.

Отличительная особенность орудий и оружия кроманьонцев - более узкая специализация, тщательная выделка, использование многообразия материалов в производстве. Некоторые изделия украшает резной орнамент, указывающий, что древним людям было не чуждо своеобразное понимание красоты.

Пища

Основу рациона кроманьонцев составляло мясо убитых на охоте животных, прежде всего млекопитающих. В те времена, когда жили эти древние люди, распространены были лошади, каменные козлы, олени и туры, зубры и антилопы, именно они и служили основным источником пищи. Научившись ловить рыбу при помощи гарпунов, люди стали питаться и лососем, который в изобилии поднимался по мелководью на нерест. Из птиц, как считают антропологи, жители древности могли ловить куропаток - эти пернатые летают невысоко и вполне могли стать жертвой метко брошенного копья. Однако есть гипотеза, что умели добывать они и водоплавающих птиц. Запасы мяса, по мнению ученых, кроманьонцы хранили в ледниках, низкая температура которых не позволяла продукту испортиться.

Растительная пища также использовалась кроманьонцами: они ели ягоды, коренья и луковицы, семена. В теплых широтах женщины добывали моллюсков.

Искусство

Прославил себя кроманьонец и тем, что начал создавать предметы искусства. Эти люди рисовали на стенах пещер красочные изображения животных, вырезали из слоновой кости и рогов оленей антропоморфные фигурки. Считается, что, нанося на стены силуэты животных, древние охотники хотели привлечь добычу. Как полагают исследователи, именно в этот период появилась первая музыка и самый ранний музыкальный инструмент - каменная дудка.

Похоронные ритуалы

О том, что образ жизни кроманьонца усложнился по сравнению с его предками, говорит и изменение в похоронных традициях. Так, в погребениях нередко находят изобилие украшений (браслетов, бус и ожерелий), которые свидетельствуют о том, что умерший был богат и знатен. Внимание к похоронным ритуалам, покрытие тел умерших красной краской позволило исследователям сделать вывод о том, что жители древнего каменного века имели какие-то зачатки верований о душе и загробной жизни. В могилы также складывали предметы домашней утвари, пищу.

Достижения

Образ жизни кроманьонца в суровых условиях ледникового периода обусловил то, что этим людям пришлось более серьезно подойти к пошиву одежды. По находкам - наскальным рисункам и остаткам костяных игл - исследователи сделали вывод, что жители позднего каменного века умели шить примитивные предметы одежды. Они носили куртки с капюшонами, штаны, даже рукавицы и обувь. Нередко одежда украшалась бусинами, что, как полагают исследователи, было признаком почета и уважения у других членов общины. Именно эти люди научились делать первую посуду, используя для ее изготовления обожженную глину. Ученые полагают, что во времена кроманьонцев было одомашнено первое животное - собака.

Эпоха кроманьонцев отделена от нас тысячелетним сроком, поэтому мы можем лишь предполагать, как именно они жили, что использовали в пищу и какие порядки царили в поселениях. Поэтому и возникает множество спорных и неоднозначных гипотез, которые пока не нашли серьезных научных доказательств.

  • Находка детской челюсти малыша-неандертальца, изуродованной каменным орудием, заставила исследователей задуматься о том, что кроманьонцы могли употреблять неандертальцев в пищу.
  • Именно кроманьонский человек стал причиной вымирания неандертальцев: более развитый вид вытеснял последних на территории с засушливым климатом, где практически не было добычи, обрекая на гибель.

Особенности строения кроманьонца во многом приближают его к человеку современного типа. Благодаря развитому мозгу, эти древние люди представляли собой новый виток эволюции, их достижения как в практическом, так и в духовном смысле поистине велики.

Кроманьонцы - общее название ранних представителей современного человека , которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними (40-30 тысяч лет назад). По внешнему облику и физическому развитию практически ничем не отличались от современного человека.

Термин «кроманьонец» может означать в узком смысле только людей, обнаруженных в гроте Кро-Маньон и живших рядом 30 тыс. лет назад; в широком смысле это все население Европы или же всего мира эпохи верхнего палеолита .

Количество достижений, изменений в социальной организации жизни кроманьонца было настолько велико, что в несколько раз превосходило количество достижений питекантропа и неандертальца, вместе взятых. Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг и достаточно практическую технологию, благодаря чему в относительно короткий промежуток времени сделали невиданный шаг вперёд. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным.

Этимология

Название происходит от скального грота Кро-Маньон во Франции (город Ле-Эзи-де-Таяк-Сирёй в департаменте Дордонь), где в 1868 году французский палеонтолог Луи Ларте обнаружил и описал несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита . Возраст этой популяции оценивается в 30 тыс. лет .

География

Важнейшие ископаемые находки: во Франции - Кро-Маньон , в Великобритании - Красная дама из Пэйвиленда , в Чехии - Дольни-Вестонице и Младеч , Сербии - Лепенски-Вир , в Румынии - Пештера-ку-Оасе , в России - Маркина гора , Сунгирь , Денисова пещера и Оленеостровский могильник , в Южном Крыму - Мурзак-Коба .

Культура

Кроманьонцы являлись носителями ряда культур эпохи верхнего палеолита (Граветтская культура) и мезолита (Тарденуазская культура , Маглемозе , Эртебёлле). В дальнейшем территории их обитания испытали миграционные потоки других представителей вида Человек Разумный (например, Культура линейно-ленточной керамики). Эти люди изготовляли орудия не только из камня, но и из рога и кости. На стенах своих пещер они оставили рисунки, изображающие людей, животных, сцены охоты. Кроманьонцы мастерили различные украшения. У них появилось первое домашнее животное - собака.

Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя.

У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта , еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой , надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении (в позе эмбриона).

По другой версии, современные представители негроидных и монголоидных рас формировались автономно, а кроманьонцы распространялись по большей части только в ареале неандертальцев (Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Европа). Первые люди с кроманоидными чертами появились 160 000 лет назад в Восточной Африке (Эфиопия). Покинули её 100 000 лет назад. В Европу проникли через Кавказ до бассейна реки Дон. Миграция на Запад началась приблизительно 40 000 лет назад, а уже через 6 тысяч лет появилась наскальная живопись в пещерах Франции.

Миграция кроманьонцев в Европу

Генетика

См. также

  • Гуанчи - вымерший аборигенный народ Канарских островов, представители афалу-мехтоидной подрасы , считающиеся близкими кроманьонцам по своему антропологическому типу.

Напишите отзыв о статье "Кроманьонцы"

Литература

  • П. И. Борисковского . С. 15-24 // STRATUM plus. 2001-2002. № 1. Вначале был камень;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, М., 1963;
  • Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958, с. 321-38.

Научно-популярная литература

  • Эдуард Шторх - «Охотники на мамонтов». Книга со ссылками на реальные археологические источники
  • Б. Байер, У. Бирштайн и др. История человечества, 2002, ISBN 5-17-012785-5

Примечания

Ссылки

  • - верхнепалеолитическая стоянка древнего человека недалеко от Владимира, 192 км от Москвы

Отрывок, характеризующий Кроманьонцы

– Отчего ж, можно.
Лихачев встал, порылся в вьюках, и Петя скоро услыхал воинственный звук стали о брусок. Он влез на фуру и сел на край ее. Казак под фурой точил саблю.
– А что же, спят молодцы? – сказал Петя.
– Кто спит, а кто так вот.
– Ну, а мальчик что?
– Весенний то? Он там, в сенцах, завалился. Со страху спится. Уж рад то был.
Долго после этого Петя молчал, прислушиваясь к звукам. В темноте послышались шаги и показалась черная фигура.
– Что точишь? – спросил человек, подходя к фуре.
– А вот барину наточить саблю.
– Хорошее дело, – сказал человек, который показался Пете гусаром. – У вас, что ли, чашка осталась?
– А вон у колеса.
Гусар взял чашку.
– Небось скоро свет, – проговорил он, зевая, и прошел куда то.
Петя должен бы был знать, что он в лесу, в партии Денисова, в версте от дороги, что он сидит на фуре, отбитой у французов, около которой привязаны лошади, что под ним сидит казак Лихачев и натачивает ему саблю, что большое черное пятно направо – караулка, и красное яркое пятно внизу налево – догоравший костер, что человек, приходивший за чашкой, – гусар, который хотел пить; но он ничего не знал и не хотел знать этого. Он был в волшебном царстве, в котором ничего не было похожего на действительность. Большое черное пятно, может быть, точно была караулка, а может быть, была пещера, которая вела в самую глубь земли. Красное пятно, может быть, был огонь, а может быть – глаз огромного чудовища. Может быть, он точно сидит теперь на фуре, а очень может быть, что он сидит не на фуре, а на страшно высокой башне, с которой ежели упасть, то лететь бы до земли целый день, целый месяц – все лететь и никогда не долетишь. Может быть, что под фурой сидит просто казак Лихачев, а очень может быть, что это – самый добрый, храбрый, самый чудесный, самый превосходный человек на свете, которого никто не знает. Может быть, это точно проходил гусар за водой и пошел в лощину, а может быть, он только что исчез из виду и совсем исчез, и его не было.
Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором все было возможно.
Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звезды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось черное, чистое небо. Иногда казалось, что эти черные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.
Петя стал закрывать глаза и покачиваться.
Капли капали. Шел тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто то.
– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой то неизвестный, торжественно сладкий гимн. Петя был музыкален, так же как Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него особенно новы и привлекательны. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего понятия о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы – но лучше и чище, чем скрипки и трубы, – каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественно церковное, то в ярко блестящее и победное.
«Ах, да, ведь это я во сне, – качнувшись наперед, сказал себе Петя. – Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй моя музыка! Ну!..»
Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. «Ах, это прелесть что такое! Сколько хочу и как хочу», – сказал себе Петя. Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов.
«Ну, тише, тише, замирайте теперь. – И звуки слушались его. – Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее. – И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки. – Ну, голоса, приставайте!» – приказал Петя. И сначала издалека послышались голоса мужские, потом женские. Голоса росли, росли в равномерном торжественном усилии. Пете страшно и радостно было внимать их необычайной красоте.
С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.
Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивлялся своему наслаждению и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.
– Готово, ваше благородие, надвое хранцуза распластаете.
Петя очнулся.
– Уж светает, право, светает! – вскрикнул он.
Невидные прежде лошади стали видны до хвостов, и сквозь оголенные ветки виднелся водянистый свет. Петя встряхнулся, вскочил, достал из кармана целковый и дал Лихачеву, махнув, попробовал шашку и положил ее в ножны. Казаки отвязывали лошадей и подтягивали подпруги.
– Вот и командир, – сказал Лихачев. Из караулки вышел Денисов и, окликнув Петю, приказал собираться.

Быстро в полутьме разобрали лошадей, подтянули подпруги и разобрались по командам. Денисов стоял у караулки, отдавая последние приказания. Пехота партии, шлепая сотней ног, прошла вперед по дороге и быстро скрылась между деревьев в предрассветном тумане. Эсаул что то приказывал казакам. Петя держал свою лошадь в поводу, с нетерпением ожидая приказания садиться. Обмытое холодной водой, лицо его, в особенности глаза горели огнем, озноб пробегал по спине, и во всем теле что то быстро и равномерно дрожало.
– Ну, готово у вас все? – сказал Денисов. – Давай лошадей.
Лошадей подали. Денисов рассердился на казака за то, что подпруги были слабы, и, разбранив его, сел. Петя взялся за стремя. Лошадь, по привычке, хотела куснуть его за ногу, но Петя, не чувствуя своей тяжести, быстро вскочил в седло и, оглядываясь на тронувшихся сзади в темноте гусар, подъехал к Денисову.
– Василий Федорович, вы мне поручите что нибудь? Пожалуйста… ради бога… – сказал он. Денисов, казалось, забыл про существование Пети. Он оглянулся на него.
– Об одном тебя пг"ошу, – сказал он строго, – слушаться меня и никуда не соваться.
Во все время переезда Денисов ни слова не говорил больше с Петей и ехал молча. Когда подъехали к опушке леса, в поле заметно уже стало светлеть. Денисов поговорил что то шепотом с эсаулом, и казаки стали проезжать мимо Пети и Денисова. Когда они все проехали, Денисов тронул свою лошадь и поехал под гору. Садясь на зады и скользя, лошади спускались с своими седоками в лощину. Петя ехал рядом с Денисовым. Дрожь во всем его теле все усиливалась. Становилось все светлее и светлее, только туман скрывал отдаленные предметы. Съехав вниз и оглянувшись назад, Денисов кивнул головой казаку, стоявшему подле него.
– Сигнал! – проговорил он.
Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы.
В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади.

>>История: Неандертальцы и кроманьонцы. Появление человеческих рас

Неандертальцы и кроманьонцы. Появление человеческих рас.

4. Появление "человека разумного"

1. Неандертальцы и кроманьонцы.

Около 200-150 тысяч лет тому назад появился новый тип древний человека . Ученые назвали его "человек разумный " (на латинском языке "хомо сапиенс"). К этому типу относятся неандерталец и кроманьонец.

Неандерталец получил название по месту первой находки его останков в долине Неандерталь в Германии. У него были сильно развитые надбровные дуги, мощные выдвинутые вперед челюсти с крупными зубами.

Неандерталец не мог отчетливо говорить, так как голосовой аппарат у него был недостаточно развит. Неандертальцы делали орудия из камня, строили примитивные дома. Они охотились на крупных зверей. Их одеждой были звериные шкуры. Неандертальцы хоронили умерших в специально вырытых могилах. У них впервые появились представления о смерти как о переходе в загробный мир.

Долгое время считалось, что неандертальцы предшествовали появлению человека современного типа. В последние годы ученые установили, что неандертальцы некоторое время жили одновременно с другим типом "человека разумного " - кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции. Внешний облик и мозг у кроманьонцев был как у современных людей. Кроманьонцы - наши прямые предки. Ученые называют кроманьонцев, как и современных людей, "хомо сапиенс, сапиенс", то есть "человек разумный, разумный". Тем самым подчеркивается, что человек является обладателем самого развитого разума на нашей планете. Кроманьонцы появились около 40 тысяч лет тому назад.

2. Охотники на мамонтов.

Примерно 100 тысяч лет назад на Земле резко похолодало и начался последний ледниковый период . Очень холодные отрезки времени чередовались с периодами потепления. Северная часть Европы, Азии, Америки была покрыта мощным ледником.

Во время оледенения в Европе лишь на короткий летний период земля оттаивала, и на ней появлялась растительность. Ее, однако, хватало для пропитания крупных травоядных животных - мамонтов, шерстистых носорогов, бизонов, северных оленей. Охота на этих животных давала достаточно мяса, жира и костей для питания людей и даже для обогрева и освещения их жилищ.

Охота в тот период превратилась в важнейшее занятие кроманьонцев. Они стали делать орудия не только из камня, но и из бивней мамонта, оленьих рогов. К копьям прикрепляли наконечники из оленьего рога с загнутыми у основания зубцами. Такое копье глубоко застревало в теле раненого зверя. Дротиками (короткими копьями) пронзали небольших животных. Рыбу ловили с помощью плетеных ловушек и гарпунов с острыми наконечниками.

Люди научились шить одежду из меха. Они изобрели костяные иглы, которыми сшивали шкуры лис, песцов, волков и более мелких зверей.

Жители восточноевропейских равнин строили дома из костей мамонта. Фундамент такого дома складывали из черепов огромных животных.

3. Родовые общины.

Охотиться на мамонта и других крупных животных, строить дома из их костей нельзя было в одиночку. Требовались десятки людей, организованных и соблюдавших определенную дисциплину. Люди стали жить родовыми общинами. В такую общину входило несколько больших семей, образующих род. Близкие и дальние родственники образовывали единый коллектив. У родовой общины жилища, орудия, запасы пищи были общими. Мужчины сообща охотились. Они совместно занимались изготовлением орудий труда и строительством. Особым уважением большой семьи пользовалась женщина-мать. Первоначально родство велось по материнской линии. В местах обитания древних людей часто находят искусно сделанные женские фигурки. Женщины занимались собирательством, готовили пищу и сохраняли пищевые запасы, поддерживали огонь в очаге, шили одежду и главное - растили детей.

Родовая община, род считали себя происходящими от одного предка - человека, животного или даже растения. Первопредок рода назывался тотемом. Род носил имя своего тотема. Мог быть род волка, род орла, род медведя.

Общинами управляли наиболее мудрые члены рода - старейшины. Они обладали большим жизненным опытом, хранили древние предания и обычаи. Старейшины следили за тем, чтобы все члены рода следовали установленным правилам поведения, чтобы никто не претендовал на долю другого при распределении продуктов, одежды и места в жилище.

Детей в родовой общине воспитывали сообща. Дети знали обычаи рода и следовали им. Когда мальчики подрастали, они должны были пройти испытания, чтобы быть принятыми в число взрослых мужчин-охотников. Мальчик должен был молчать под градом ударов. Ему делали надрезы на теле, втирали в них пепел, цветную землю и соки растений. Мальчик должен был провести несколько дней и ночей один в лесной чаще. Многое надо было вынести, чтобы стать настоящим мужчиной рода.

4. Появление человеческих рас.

С появлением кроманьонца стали формироваться человеческие расы : европеоидная, монголоидная, негроидная. Представители разных рас отличаются цветом кожи, разрезом глаз, цветом и видом волос, длиной и формой черепа, пропорциями тела.

Для европеоидной (евразийской) расы характерны светлая кожа, широкий разрез глаз, мягкие волосы на голове, узкий и резко выступающий нос. У мужчин растут борода и усы. У монголоидной (азиатско-американской) расы особыми признаками являются желтоватая или красноватая кожа, прямые черные волосы, отсутствие растительности на лице у мужчин, узкий разрез глаз, скуластость лица. Негроидная раса отличается темной кожей, курчавыми жесткими волосами, широким носом, толстыми губами.

Внешние различия имеют второстепенное значение. Все расы обладают равными возможностями для развития.

Еще до возникновения первых цивилизаций , народы европеоидной расы разделились на большие группы: семитов и индоевропейцев. Семиты получили свое название от имени библейского Сима (Сема), сына патриарха Ноя. Они заселили Ближний Восток, Северную Африку. К современным семитским народам относятся арабы и евреи. Индоевропейцы (их также называют ариями) расселились на огромной территории, заняв Европу, Северную и часть Центральной Индии, Иран, Среднюю Азию, полуостров Малая Азия. К индоевропейским народам принадлежали индийцы, иранцы, хетты, кельты, греки, римляне, а также славяне и германцы. Языки, на которых они говорили, называют индоевропейскими.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки