Как русские старообрядцы оказались в далёкой Боливии, и хорошо ли им там живётся. Русские староверы в уругвае

И что из этого получается

Почти 8 месяцев назад в селе Огорь Жиздринского района поселилось две семьи староверов из Латинской Америки. А в октябре в ЖЖ появилось сообщение о том, как плохо живется нашим соотечественникам на вновь обретенной родине, с какими бюрократическими препонами и проблемами им приходится сталкиваться.

Корреспондент «Калужского перекрестка» решила проверить это и побывала в гостях у староверов, в семьеИосифа и Терентия МУРАЧЕВЫХ.

Воздушные замки о переезде из далекой жаркой Бразилии в холодную и суровую Россию долгие годы строил отец Иосифа. Он уже готовился покинуть Латинскую Америку, узнав о программе добровольного переселения соотечественников, да не дожил. Но его мечту осуществили сыновья.

Первым отправился Терентий. С женой и семерыми детьми он перебрался на Дальний Восток.

Иосиф наоборот не стал бросаться в омут с головой и сначала приехал с женой, сыном и дочерью в Москву, как турист. В столице у них тут же объявились знакомые, которые объяснили, как действует программа, какие документы нужно собрать. Больше года семья Иосифа Мурачева жила в Обнинске. Глава семьи работал на железобетонном заводе. Они с женой сразу поняли, что городская суета не для них. И как только появилась возможность, перебрались в Жиздринский район, в село Огорь.

О том, как долго и муторно приходилось собирать документы, чтобы получить гражданство, Мурачевы рассказывают неохотно. Лишь вскользь упоминают, что переводчика с португальского на русский в Калужской области не нашлось, и за всеми справками приходилось мотаться в Москву. Вообще жаловаться на трудности не в их характере. Они лишь благодарят всех, кто помог.

Вскоре к Иосифу в Огорь перебрался и его брат Терентий с семьей. Ему на Дальнем Востоке устроится так и не удалось. А переезд из одного конца страны в другой и вовсе разорил. Тем более, кормить приходится 7 детей. В Огорь семья перебралась в конце июня, сажать многие культуры было уже поздно. Денег хватило только на покупку кур. Узнав о плачевном состоянии семьи Терентия, старообрядцы со всех концов России стали перечислять деньги. Да и Иосиф помогает брату как может.

До весны проживем и потом не пропадем, - уверен Иосиф. - В Бразилии Терентий работал на ферме, зарабатывал в переводе на наши деньги около 25 тысяч рублей. Он специалист по посевам.

Доехать из Жиздры до села Огорь или обратно непросто, автобусы ходят только 2 раза в день: в 7 утра и в 2 часа дня. В остальное время можно добраться только на такси за 500 рублей. Остановки как таковой в селе нет - машины тормозят возле парка «Культуры и отдыха».

Для Жиздринского района старообрядцы оказались настоящей находкой. Работящие, непьющие, семейные. Молодежь не остается жить на селе. Половина домов заброшена. Много покосившихся, ветхих, пустых избушек.

В двух из них, что покрепче, на самом краю села и поселились братья. Их дома напротив друг друга.

Семья Иосифа Мурачева хоть и с трудом, но обустраивается в Калужской области.

Душа желала перебраться на родину, в Бразилии чувствовали себя как на чужбине - язык другой, все чужое. С малости мечтали о России, - признается Иосиф.

Он с неохотой рассказывает о том, что сначала ему дали совершенно необжитый дом - даже без пола. В итоге старенькую избушку со всей мебелью им отдал (не бесплатно, конечно) местный житель. Последнюю сумму Мурачевы внесли накануне нашей встречи. Так что теперь дом целиком и полностью принадлежит им.

Поправили избу маленько летом, много было здесь поломано, - рассказывает Иосиф. - С краю фундамента нет, а у самого дома он нормальный. Все здесь надо утеплять.

Из всех удобств в доме Иосифа только свет и холодная вода. Воду к дому подводили уже сами.

А где же вы моетесь? - удивленно спрашиваю я. - Во дворе есть баня?

Воду нагреваем и в тазике моемся, - спокойно отвечает Мария - жена Иосифа. - Но это не проблема, мы понимаем, что в первый год сразу обустроиться невозможно.

Обед готовят на печке, благо дрова достать не трудно. Газ в селе есть. Иосифу в администрации Жиздринского района пообещали в ближайшее время подвезти голубое топливо и к их с братом домам. А пока в избе холодно, дует из всех щелей. Как только ударили небольшие морозы, вода в кране замерзла.

Но хозяйством обзавестись староверы уже успели. Каждый день встают чуть свет - топят печь, доят коров, дают корм козам, гусям, уткам, курам.

Женщины у староверов настоящие рукодельницы. Сами шьют сарафаны, плетут половики, ухаживают за животными и помогают мужчинам в поле. Мария каждый день печет хлеб и местные его с удовольствием покупают. Хлеб, кстати, вкуснейший. Я такого никогда не пробовала.

Дети Иосифа и Марии учатся в пятом классе. Еремию 17, Агапии (на фото) - 18. Родители смогли им дать только домашнее образование. Учеба мальчику дается с трудом, а вот Агапия ходит в школу с удовольствием. Учителя говорят, что если она и дальше будет также стараться, то в следующем году ее экстерном переведут в 7 класс. Дети добираются до школы, которая находится в 20 минутах ходьбы от дома, на велосипедах.

Агапия в России продолжает придерживаться старообрядческих традиций - не стрижет волосы, коса спускается ниже пояса. Она маме перед школой помогает и сама вяжет, шьет. Свои сарафаны Агапия вышивает цветами из страз.

Еремий с восторгом вспоминает, как на днях позади села увидел лису.

Шубка у нее такая прекрасная, как на картинке из книжки, - рассказывает подросток.

Мурачевым обещали - проблем с землей не будет - дадут столько сколько надо. Но помимо земли им нужна еще и техника. Ведь приехали старообрядцы не картошку сажать, а развивать сельское хозяйство.

Нонче у нас планы гектар 150 на две семьи сработать, - рассказывает Мария. - Хотелось бы иметь 40 голов коров. Тогда можно будет сразу сдавать молоко.

Мурачевы хотят оформиться как фермеры, тогда можно будет и кредит получить.

Министерство сельского хозяйства по просьбе братьев выдало им трактор. Правда, он буквально сразу же сломался. Попросили местного тракториста, и он одолжил им свой. Денег у переселенцев нет, поэтому договорились расплачиваться урожаем следующего года. Время не ждет, пашут на тракторе Иосиф и Терентий сами - и днем, и даже ночью.

Нас природа очень хорошо приветила. В дар дало семя в прибыток. Мы много лет хотели третьего ребенка, - откровенничает Мария.- Я к врачам ходила и в Бразилии, и здесь в Обнинске. Мне сказали - надо много анализов сдавать, и все, что будут рекомендовать врачи, все делать. А вот сколь прошло месяцев после переезда? Три- четыре, и без всяких медикаментов забеременела. Калужская земля нам большой подарок дала - у нас семья прибудет.

От староверов веет настоящей добротой и теплом, которые мы, городские жители потеряли. Они встречают вас с улыбкой, сажают за стол как самого дорогого гостя, угощают всем, что у них есть. Они не жалуются на жизнь, не любят говорить о своих трудностях, смело смотрят вперед. Хочется верить, что их мечты о больших стадах скота, о колосящихся бескрайних полях овса осуществятся несмотря на все сложности и препоны. Ведь если не они, то кто будет поднимать деревню?

Дынникова И.В. Старообрядцы Бразилии: жизнь и традиции /Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2002. - С. 241-244.

В настоящее время в Бразилии существует несколько колоний русских старообрядцев. Как известно, они переселились в страны Латинской Америки в середине XX в.

В 2002 г. Научным Центром Русской Церковной Музыки имени прот. Димитрия Разумовского была подготовлена научная экспедиция с целью изучения жизни и культуры старообрядцев Бразилии. Финансовую поддержку и маршрут экспедиции осуществили и разработали федеральные университеты штатов Espirito Sancto (Vitoria) и Mato Grosso (Ciiiaba). (В состав экспедиции входили профессор Федерального университета штата Espirito Sancto Владимир Иванович Дынников и от Центра Русской Цер-ковной Музыки Ирина Дынникова.)

Экспедиция была осуществлена в общину, расположенную в штате Mato Grosso, н 300 км от его столицы Cuiaba. Штат находится на северо-западе страны и граничит с Амазонией и Боли-вией. Местность, где живут старообрядцы (40 км от города Prmiavera do Leste) очень напоминает среднюю полосу России: поля и перелески, раскинувшиеся на равнине, отличаются от российских только тропической растительностью.

В ходе экспедиции удалось познакомиться с жизнью и традициями данной общины. Старообрядцы здесь проживают в двух деревнях. Население составляет около 500 человек. Жители обеих деревень относят себя к Спасову согласию.

Краткая история переселения

По рассказам самих жителей, после второй мировой войны большую общину старообрядцев Харбина (куда они пришли из Сибири, через Маньчжурию) привезли в США. Затем, по решению ООН, их поселили в одном из национальных парков Бразилии — Paranagua, на юге страны, в штате Curitiba. Однако, большая часть старообрядцев там не прижилась. Небольшими группами они стали уезжать в другие регионы. Причиной переселения явился поиск более плодородных земель, прохладного климата и, естественно, удалённости от цивилизованного мира для сохранения веры, желание скрыться. Таким образом, примерно четверть века назад старообрядцы поселились близ Primavera do Leste.

Хозяйственный уклад

Основное занятие здешних старообрядцев — земледелие. Существует социальное расслоение общества (деление на богатых, середняков и бедных), следствием чего является разное количество земли у семей. Выращиваются все зерновые (кроме пшеницы), а также кукуруза, бобовые, хлопок. Климат позволяет снимать несколько урожаев в год, поэтому работают все без перерыва. В период страды на работы выходят все члены общины: родители и дети, мужчины и женщины. Более состоятельные семьи нанимают работников из членов своей общины. Следует отметить, что старообрядцы практически не берут на работу бразильцев, считая их ненадёжными и ленивыми. Весь собранный урожай не перерабатывается, а продаётся заготовителям. В целом, в общине превалирует натуральное хозяйство. Покупается только техника, ткани, обувь, а также кофе и чай.

Семейный уклад

Семьи в общине многодетные (обычно 5-9 детей). Главой семьи является отец. Старообрядцы предпочитают селиться родовыми кланами, но каждая семья имеет свой дом. Данный принцип расселения зачастую связан с расположением земельных наделов. Самые богатые семьи имеют более 20 га земли. Браки ранние (юноши женятся в 16-19 лет, девушки выходят замуж в 14-16). Заключаются браки со старообрядцами, проживающими в странах Латинской Америки, США, Канады и Австралии. Следует отметить, что запрета на вступление в брак с местным населением (бразильцами) не существует, но сами старообрядцы этого не хотят. Детей воспитывают строго, с раннего возраста девочки выполняют работу по дому, а мальчики помогают отцу в поле. Старообрядцы данной общины сохранили старинный тип одежды в повседневной жизни (женщины носят длинные сарафаны и платки, мужчины — косоворотки), обязательны длинные рукава. Сохранена традиция «чашечничества».

Контакты с внешним миром

В настоящее время часть старообрядцев имеет бразильское гражданство. Благодаря этому снимаются многие ограничения (облегчается процесс покупки земли, легко получить визу в другую страну, чтобы навестить родственников). В общине функционирует государственная бесплатная восьмилетняя школа, которую посещают все дети. Обучение ведётся на португальском языке, по бразильской программе, бразильскими преподавателями, с обязательной работой на ком-пьютере и в Интернете. После окончания школы большинство молодёжи остаётся в деревне. Хотя запрета на дальнейшую учёбу не существует, продолжают её лишь единицы. Периодически префектура организует бесплатные курсы для жителей общины (например, по использованию удобрений или обработке сахарного тростника). Колония значительно удалена от других населённых пунктов, а деревни друг от друга, поэтому единственным средством коммуникации является автомобиль, который есть в каждой семье. Телевидение и радио в домах отсутствуют.

Религиозная жизнь

Старообрядцы описываемой колонии называют себя спасовцами. Однако вопрос принадлежности их к религиозному согласию предстоит выяснить. В семье Кузнецовых хранится рукописная «Книга памятная», в которой зафиксирован устав общины, правила, а также все соборы и основные исторические события. Как считают сами носители культуры, их предки в XVTII-XIX вв. находились под сильным «духовным влиянием Керженца». В колонии имеется 3 молельных дома. Один из них, построенный в самом начале и единственный до недавнего времени, является главным. Другие построены недавно. В каждом моленном доме есть человек, которого называют настоятелем. В его функции входит ведение службы (вместе с уставщиком и головщиком). Настоятель совершает таинство крещения, заключает брак, отпевает, даёт благословение на все важные дела в жизни христианина, решает спорные вопросы. Это выборная должность. Совет старейшин назначает кандидата, а затем община просит его быть настоятелем. По решению того же совета его могут переизбрать: Эта должность не эквивалентна должности духовного наставника у старообрядцев-поморцев. Так, для крещения в общине могут выбрать другого, специального, человека, а исповедуются её члены друг другу. Данные особенности религиозной жизни объясняются тем, что предки нынешних жителей колонии являлись, ещё до Харбина, выходцами из разных мест, и соответственно, разных старообрядческих согласий. Поэтому необходимо дальнейшее уточнение того, к какому именно согласию они относятся.

Певческие традиции

На богослужении в данной общине в передней части молельного дома стоят мужчины, в задней жен-щины. Отдельной группы церковных певчих нет. Во время богослужения песнопения исполняют мужчины. Вместе с ними поют и женщины, стоя на своих местах. Певческая книга кладётся на специальную подставку перед молящимися мужчинами. Возможно, по этой причине девочки не учат крюки, хотя запрета на их обучение нет. В отличие от большинства общин России, пение данных старообрядцев можно назвать общинным. Оно поражает чёткой дикцией, синхронностью, красивым бархатным тембром.

Певческие книги, имеющиеся в общине, можно разделить на 4 группы. К первой относятся рукописные, привезённые из Китая; ко второй — напечатанные в Бразилии; третья группа — книги, напечатанные в США; четвёртая — калашниковская азбука, привезённая из России. Палеографический анализ книг первых трёх групп — предмет дальнейшей работы. Объединяет все эти группы то, что тексты в них истинноречные, нотация знаменная с пометами и признаками.

При самом старом моленном доме существует церковная школа. Каждый вечер, кроме воскресений и праздников, мальчики и юноши собираются там для обучения знаменному пению и чтению. Занятия ведёт головщик. Хорошее состояние церковного пения на сегодняшний день является следствием как этих заня-тий, так и непрерывной певческой традиции.

Всё вышеизложенное является первоначальным этапом изучения традиций старообрядцев Бразилии. Необходимы новые поездки в данную общину и в общины других регионов этой страны.

В настоящее время в Бразилии существует несколько колоний русских старообрядцев. Как известно, они переселились в страны Латинской Америки в середине XX в.

В 2002 г. Научным Центром Русской Церковной Музыки имени прот. Димитрия Разумовского была подготовлена научная экспедиция с целью изучения жизни и культуры старообрядцев Бразилии. Финансовую поддержку и маршрут экспедиции осуществили и разработали федеральные университеты штатов Espirito Sancto (Vitoria) и Mato Grosso (Ciiiaba). (В состав экспедиции входили профессор Федерального университета штата Espirito Sancto Владимир Иванович Дынников и от Центра Русской Цер-ковной Музыки Ирина Дынникова.)

Экспедиция была осуществлена в общину, расположенную в штате Mato Grosso, н 300 км от его столицы Cuiaba. Штат находится на северо-западе страны и граничит с Амазонией и Боли-вией. Местность, где живут старообрядцы (40 км от города Prmiavera do Leste) очень напоминает среднюю полосу России: поля и перелески, раскинувшиеся на равнине, отличаются от российских только тропической растительностью.

В ходе экспедиции удалось познакомиться с жизнью и традициями данной общины. Старообрядцы здесь проживают в двух деревнях. Население составляет около 500 человек. Жители обеих деревень относят себя к Спасову согласию.

Краткая история переселения

По рассказам самих жителей, после второй мировой войны большую общину старообрядцев Харбина (куда они пришли из Сибири, через Маньчжурию) привезли в США. Затем, по решению ООН, их поселили в одном из национальных парков Бразилии — Paranagua, на юге страны, в штате Curitiba. Однако, большая часть старообрядцев там не прижилась. Небольшими группами они стали уезжать в другие регионы. Причиной переселения явился поиск более плодородных земель, прохладного климата и, естественно, удалённости от цивилизованного мира для сохранения веры, желание скрыться. Таким образом, примерно четверть века назад старообрядцы поселились близ Primavera do Leste.

Хозяйственный уклад

Основное занятие здешних старообрядцев — земледелие. Существует социальное расслоение общества (деление на богатых, середняков и бедных), следствием чего является разное количество земли у семей. Выращиваются все зерновые (кроме пшеницы), а также кукуруза, бобовые, хлопок. Климат позволяет снимать несколько урожаев в год, поэтому работают все без перерыва. В период страды на работы выходят все члены общины: родители и дети, мужчины и женщины. Более состоятельные семьи нанимают работников из членов своей общины. Следует отметить, что старообрядцы практически не берут на работу бразильцев, считая их ненадёжными и ленивыми. Весь собранный урожай не перерабатывается, а продаётся заготовителям. В целом, в общине превалирует натуральное хозяйство. Покупается только техника, ткани, обувь, а также кофе и чай.

Семейный уклад

Семьи в общине многодетные (обычно 5- 9 детей). Главой семьи является отец. Старообрядцы предпочитают селиться родовыми кланами, но каждая семья имеет свой дом. Данный принцип расселения зачастую связан с расположением земельных наделов. Самые богатые семьи имеют более 20 га земли. Браки ранние (юноши женятся в 16-19 лет, девушки выходят замуж в 14-16). Заключаются браки со старообрядцами, проживающими в странах Латинской Америки, США, Канады и Австралии. Следует отметить, что запрета на вступление в брак с местным населением (бразильцами) не существует, но сами старообрядцы этого не хотят. Детей воспитывают строго, с раннего возраста девочки выполняют работу по дому, а мальчики помогают отцу в поле. Старообрядцы данной общины сохранили старинный тип одежды в повседневной жизни (женщины носят длинные сарафаны и платки, мужчины — косоворотки), обязательны длинные рукава. Сохранена традиция «чашечничества».

Контакты с внешним миром

В настоящее время часть старообрядцев имеет бразильское гражданство. Благодаря этому снимаются многие ограничения (облегчается процесс покупки земли, легко получить визу в другую страну, чтобы навестить родственников). В общине функционирует государственная бесплатная восьмилетняя школа, которую посещают все дети. Обучение ведётся на португальском языке, по бразильской программе, бразильскими преподавателями, с обязательной работой на ком-пьютере и в Интернете. После окончания школы большинство молодёжи остаётся в деревне. Хотя запрета на дальнейшую учёбу не существует, продолжают её лишь единицы. Периодически префектура организует бесплатные курсы для жителей общины (например, по использованию удобрений или обработке сахарного тростника). Колония значительно удалена от других населённых пунктов, а деревни друг от друга, поэтому единственным средством коммуникации является автомобиль, который есть в каждой семье. Телевидение и радио в домах отсутствуют.

Религиозная жизнь

Старообрядцы описываемой колонии называют себя спасовцами. Однако вопрос принадлежности их к религиозному согласию предстоит выяснить. В семье Кузнецовых хранится рукописная «Книга памятная», в которой зафиксирован устав общины, правила, а также все соборы и основные исторические события. Как считают сами носители культуры, их предки в XVTII-XIX вв. находились под сильным «духовным влиянием Керженца». В колонии имеется 3 молельных дома. Один из них, построенный в самом начале и единственный до недавнего времени, является главным. Другие построены недавно. В каждом моленном доме есть человек, которого называют настоятелем. В его функции входит ведение службы (вместе с уставщиком и головщиком). Настоятель совершает таинство крещения, заключает брак, отпевает, даёт благословение на все важные дела в жизни христианина, решает спорные вопросы. Это выборная должность. Совет старейшин назначает кандидата, а затем община просит его быть настоятелем. По решению того же совета его могут переизбрать: Эта должность не эквивалентна должности духовного наставника у старообрядцев-поморцев. Так, для крещения в общине могут выбрать другого, специального, человека, а исповедуются её члены друг другу. Данные особенности религиозной жизни объясняются тем, что предки нынешних жителей колонии являлись, ещё до Харбина, выходцами из разных мест, и соответственно, разных старообрядческих согласий. Поэтому необходимо дальнейшее уточнение того, к какому именно согласию они относятся.

Певческие традиции

На богослужении в данной общине в передней части молельного дома стоят мужчины, в задней жен-щины. Отдельной группы церковных певчих нет. Во время богослужения песнопения исполняют мужчины. Вместе с ними поют и женщины, стоя на своих местах. Певческая книга кладётся на специальную подставку перед молящимися мужчинами. Возможно, по этой причине девочки не учат крюки, хотя запрета на их обучение нет. В отличие от большинства общин России, пение данных старообрядцев можно назвать общинным. Оно поражает чёткой дикцией, синхронностью, красивым бархатным тембром.

Певческие книги, имеющиеся в общине, можно разделить на 4 группы. К первой относятся рукописные, привезённые из Китая; ко второй — напечатанные в Бразилии; третья группа — книги, напечатанные в США; четвёртая — калашниковская азбука, привезённая из России. Палеографический анализ книг первых трёх групп — предмет дальнейшей работы. Объединяет все эти группы то, что тексты в них истинноречные, нотация знаменная с пометами и признаками.

При самом старом моленном доме существует церковная школа. Каждый вечер, кроме воскресений и праздников, мальчики и юноши собираются там для обучения знаменному пению и чтению. Занятия ведёт головщик. Хорошее состояние церковного пения на сегодняшний день является следствием как этих заня-тий, так и непрерывной певческой традиции.

Всё вышеизложенное является первоначальным этапом изучения традиций старообрядцев Бразилии. Необходимы новые поездки в данную общину и в общины других регионов этой страны.

Ирина Дынникнова

НАШИ В БРАЗИЛИИ
О Бразилии омичи наслышаны, как о стране футбола, самбы, карнавалов,фазенд, мыльных опер, джунглей Амазонки и родине Пауло Коэльо. Оксане Иссерс, профессору, декану филфака ОмГУ, побывавшей там в составе исследовательской экспедиции, она предстала в лице русской женщины в длиннополом сарафане, верхом на мотоцикле.
Эх, дороги...
Целью экспедиции было изучить быт, язык, культуру русских староверов, покинувших Родину в 20-е годы, когда их стали раскулачивать.В Рио-де Жанейро члены экспедиции добирались из Москвы через Мюнхен, потом - пятичасовой перелет в штат Гайана. Вылеты в аэропортах осуществлялись непунктуально, рейс могли задержать минут на 40, или за 5 минут до посадки отправить в другой терминал, приходилось бежать, как соревнующимся легкоатлетам. Затем ехали автобусом несколько часов до Рио Верде, через неделю был долгий ночной переезд на автобусе в городок Примавера. Это бразильская глубинка, штаты центральной части страны. Дороги там заасфальтированные, но разбитые.Поэтому, когда участники экспедиции арендовали автомобиль, не успели проехать десяти минут, как в стекло из-под колес втлетел камень, оно все пошло трещинами. Пришлось платить, а ведь и аренда не дешевая - от 100 долларов в день (со страховкой).
Язык-то доведет, но картинка надежнее
Среди участников экспедиции лишь один знал португальский язык. А общаться по-английски с бразильскими провинциалами - все равно что на иностранном с жителями Усть-Ишима. Поэтому случались сложности. Так, снять комнату с балконом удалось лишь распечатав из Интернета соответствующую картинку. Наши исследователи в местных городках с трудом искали по путеводителю улицы, иногда встречалась молодежь, которая знала английский и подсказывала верное направление. Дорогу иногда подсказывали и староверы. Ориентиры выглядели примерно так: «Там будет эвкалиптовая лесина, а потом низьмина, дальше - сигнатура на деревню...»
Староверы Примаверы
Когда русские староверы прибыли в Бразилию, их заселили на неплодородные земли. Но эмигранты использовали минералы, чтобы удобрить красную глину, и засеяли поля соей. Благодаря трудолюбию сейчас почти все они - люди зажиточные.
Между собой староверы разговаривают только по-русски, детей родному языку учат в собственноручно построенных школах по старым советским букварям и красочным книжкам, привезенным из России (как правило, это сказки). Кроме того, все дети посещают бразильскую школу. Женщины одеваются в длинные сарафаны, руки должны быть закрыты, на голове у замужних- шамшура (платок, прикрывающий волосу).У каждой староверки больше 100 сарафанов (или стилизованных под них платьев), их принято шить к каждому празднику. Мужчины носят косоворотки и не бреют бороды.Так как жениться на родне до восьмого колена нельзя, а община не так уж велика, создаются интернациональные семьи, хотя это не очень одобряется. В таком случае могут сказать: «бразилюху взял». Принятая в семью «аборигенка», как правило, учится говорить по- русски, носит сарафаны. Нередки ранние браки, лет с 15-ти: если подросла хорошенькая невеста, надо успеть ее взять замуж! Назарий, Мелапея, Гликерия, Олимпиада - такие имена, наряду с более привычными (Иван, Елена), встречаются у наших соотечественников. Обычный способ перемещения по деревне или между деревнями – на мотоцикле или, как они называют, на «моте». Им легко управляют и женщины, независимо от возраста.
Исследователей староверы гостеприимно приглашали к столу, угощали, хотя, в соответствии с верованиями и традициями не принято, чтоб чужие пользовались их посудой, ночевали под их крышей.
Чужие там не ходят
Бразилия входит в десятку наиболее криминальных стран мира. В ней много фавелл - это трущобы, группа домов, возведенных на занятых самовольно участках земли, поблизости от большого строительства, часть материалов которого и идет на постройки. В лачугах ютится беднота, здесь же обитают наркоторговцы, воры, трансвеститы и проч. «Фавеллы слеплены друг с другом, как ласточкины гнезда, часто проехать можно только на мотоцикле.Туда ходить не рекомендуется.Можно живым не выйти. Также опасно бродить вечером по отдаленным улицам и особенно находиться на безлюдном пляже. Окружат, и никто не поможет. В лучшем случае просто ограбят. Мы как-то из кафе вышли в 9 вечера, к нам подбежала американка, услышавшая иностранную речь, и взволнованно сказала, что надо скрываться, потому что «будет борьба с наркобаронами». В тот день зачищали фавеллы, были столкновения», - рассказывает Оксана Иссерс.
Опасно и на дорогах: в провинции автомобилисты водят лихо, часто проезжают на красный цвет светофора, много мотоциклистов, которые откуда-нибудь выскакивают неожиданно.
Есть риск заразиться желтой лихорадкой. Прививку от нее в Омске не делают, в Москве поставить ее можно платно лишь в двух центрах. Оксана Иссерс не успела с вакцинацией, но «пронесло». «Выше вероятность заболеть в сезон дождей или в заболоченных джунглях», - комментирует она.
«Аборигены»
Название страны происходит от португальского brasa, что означает «жар». «У нас нет зимы, есть два сезона - дожжи и засУха», - говорят староверы.
Хотя бразильцам не так важно, как сибирякам, закаляться, оздоровительные пробежки там популярны. «Утром в Рио де Жанейро мы пошли на пляж Капакабана и поразились. Вся набережная была запружена бегущими в шортах, купальниках бразильцами. Это продолжалось с 9 до 11 утра. Многие, чтобы пробежаться вдоль Атлантического океана, приезжали на машинах», - вспоминает Оксана Иссерс.
Кстати, поплавать в океане участникам экспедиции не довелось - на побережье в Рио-де-Жанейро огромные волны, поднимавшиеся выше человеческого роста, давали возможность лишь окунуться, стоя в воде.
«Бразильцы приветливы, жизнерадостные. Как рассказывали нам староверы, любят отдыхать, и не очень - работать. Толерантные», - делится исследователь впечатлением. Не случайно в Рио-де-Жанейро городские тротуары, выложеные черно-белой мозаикой в виде морских волн, символизируют мирное сосуществование черной и белой рас.
Без труда не выудишь рыбку
Бразильская кухня считается одной из самых оригинальных, но меню зависит от района. Наших исследователей удивило, что в отелях предлагали мало блюд из рыбы, хотя у многих местных жителей есть собственные прудики, где ее разводят. Зато - изобилие фруктов и углеводной пищи: пирожочки, зажаренные в масле пончики, блинчики. Через неделю уже очень хотелось салатов, а их не было. Приходилось покупать огурец, помидор, готовить самим.(Цены на продукты близки к омским.) Пришелся по вкусу шашлык из куриных сердечек. Но самое характерное для всей Бразилии блюдо - фейжоада (feijoada): готовится из черной фасоли, различных видов мяса со специями, колбасы, муки маниоки, подается с капустой, ломтиками апельсина, соусом из перца.
«Планета» обезъян
В Бразилии действительно «водится много диких обезъян». Громадное количество мартышек рассматривали иностранных гостей с веток деревьев, когда они были в Пантанале – территории, которая в период дождей превращается в гигантское болото, самое большое в мире. Сюда слетается невероятное количество пернатых, и туристы плавают на лодках, наблюдая и фотографируя птиц, крокодилов и прочих обитателей. Но больше всего наших путешественников поразил Фосс Игуассу - 275 водопадов, разделенных скалами и обильной растительностью. Это излюбленное туристами место находится на границе 3-х стран – Аргентины, Бразилии и Уругвая. Там же расположен и знаменитый Парк птиц, в котором оборудованы огромные клетки, где собрано множество видов пернатых. Можно зайти и полюбоваться на обитающих там попугаев, туканов и др.
Ольга Ермоленко
(фото из домашнего архива Оксаны Иссерс)
Цифры
30 сортов деревьев манго может расти у одной семьи староверов на фазенде - зеленые, желтые, волосатые. Их так много вызревает с одного дерева, что некуда девать: ни продать, ни скормить овцам: даже скот все не поедает.
50-60 долларов в день стоит провинциальная гостиница в Бразилии
10 детей в среднем принято иметь в семье бразильских староверов
127 В составляет электронапряжение в большинстве районов страны
1 доллар равен примерно 2,4 бразильских реалов. В провинции может не быть банкоматов, а в банках - не оказаться долларов.


Общины русских староверов разбросаны по всему зарубежью – от Эстонии до Уругвая и Австралии. Часть из них образовалась еще несколько веков назад во время гонений со стороны властей Российской империи, другая же была основана уже в XX веке, когда эмигрантам-старообрядцам вновь потребовался приют. К последним относятся и староверческие поселения в Бразилии.

Бегство из Китая

После революции многие старообрядческие семьи уехали в Китай. В Харбине, Шанхае и некоторых других китайских городах существовали целые центры русской эмиграции – выпускались газеты, строились школы, велась активная общественная жизнь.
Но после того как Китай взял курс на сотрудничество с СССР, а к власти пришла Коммунистическая партия, стало ясно, что прежняя жизнь кончена. Старообрядцы вспоминали, что от коммунистов многие пытались спрятаться в глубине страны, но и там быстро разворачивалась коллективизация, вводились карточная система и обязательная сдача всего урожая государству.
Староверы обратились во Всемирный совет Церквей: в начале 1950-х в располагавшееся в Гонконге представительство начали поступать первые ходатайства о содействии в переселении в Латинскую Америку. Обращались и в ООН. Немалую помощь оказало Управление верховного комиссара по делам беженцев.
Для чиновников старообрядческие общины стали проблемой - они ни в какую не хотели разделяться. Общину можно было перевезти только целиком и поселить только в одном месте. В то же время было понятно, что благодаря положительному образу староверов как трудолюбивых, мирных, ответственных людей найти им новый дом будет не так сложно.
К 1958 г. первые 450 человек получили визы и переехали в Гонконг, еще 150, имея визы, оставались в Китае. Тогда же стало понятно, что в переселении нуждаются еще, как минимум, 1700 человек – часть из харбинской общины, часть из «синьцзянской» группы. В последнюю входили не только старообрядцы, но и пятидесятники, баптисты и другие.
Люди уезжали целыми деревнями, распродавая или просто бросая нажитое имущество. «Харбинцы» переехали раньше «синьцзянцев», узнавших о возможности переселения достаточно поздно. Всего за 13 лет (именно столько длилась операция по переселению) в Аргентину, Австралию, Новую Зеландию и Бразилию вывезли около 1500 старообрядцев.

Почему Бразилия?

Эта страна первой подтвердила визы, и именно туда приехала большая часть переселенцев. В мае 1958 г. из Гонконга в США прилетели 82 старовера. В Лос-Анжелесе их посадили на пароход, куда также загрузили одежду, сельскохозяйственные инструменты, швейные машины. 27 мая судно прибыло в Бразилию. В течение месяца приплыли и прилетели в разные штаты Бразилии около 400 «харбинцев».
Многие из них оказались в стране раньше, чем было запланировано. Общину первоначально поселили на фазенде Сан-Сильвестри посреди гор и леса. Старообрядцы начали заготавливать лес. Быстро стало ясно, что привычным земледелием здесь заниматься не получится, – земля была плохая. Начались волнения.
Ситуацию спас Андрей Муравьев-Апостол, курировавший беженцев со стороны Всемирного совета Церквей. С его помощью в штате Парана, муниципалитете Понта-Гросса, было приобретено 6000 акров земли - с лесом и рекой. Пейзаж напоминал среднерусский, только растительность была тропической.
На фазенде Санта-Крус поселились 500 человек, разделившихся на три поселения. Были выбраны лидеры поселений, которые со временем стали официальными управляющими.

Устройство на новом месте

Каждой семье Всемирный совет Церквей выделил «на обустройство» несколько кур, корову и свинью. На колонию полагались 12 телег и 24 лошади. Дома строились усилиями самих переселенцев. Пока шла стройка, люди жили в палатках, временных хижинах, старых зданиях. Сначала в каждом поселении строили дом настоятеля, он же – молельный дом. Возводили строения по русскому образцу – из бревен, с банями и русскими печами.
В 1959 г. под фасоль, овощи, гречиху были распаханы поля. У соседей – немецких колонистов – староверы научились сажать рис. Была основана и пасека. У инспектировавших поселения властей осталось положительное впечатление: трудолюбивые люди были признаны «готовыми к интеграции».
Сами староверы вспоминали, что реальная ситуация не всегда совпадала с изложенной в отчетах. Люди не сразу поняли, как работать на новой земле, какие удобрения использовать и как ухаживать за непривычными культурами. Нанимались на работу к немцам. Помогало то, что выходцы из Поволжья понимали русский язык, - коммуникация осуществлялась без проблем. Женщины занимались рукоделием – шили и продавали одежду, вышивали.
В 1962 г. в Понта-Гросса приехала часть «синцьзянцев». Но значительное их число осталось в США.
Через три года колония стала прибыльной: гречиху, рис, картофель, подсолнечник продавали даже в Рио-де-Жанейро. Пасеки давали до 10 тысяч тонн меда в год, во всем регионе продавались молочные продукты, сделанные старообрядцами.
Сейчас поселения староверов существуют в четырех бразильских штатах. В течение полувека покупались и новые земли, например, фазенда в штате Мату-Гроссу.

Как живут старообрядцы?

Староверы по-прежнему предпочитают носить привычную одежду – рубахи, сарафаны. Костюм обязательно носят с тканым или плетеным поясом, часто с надписями или узорами. Женщины сами вышивают и шьют одежду.
Старообрядцы в основном имеют старые русские имена – Ефросинья, Кузьма, Капитолина, Марфа, Фетиса, Евлампия…
Староверы не особо желают общаться с миром, но охотно закупают технику - как сельскохозяйственную, так и бытовую. Во многих семьях есть автомобили – без них в соседние селения не добраться. По меркам Бразилии староверы – весьма обеспеченные люди.
Их дети учатся в государственных школах, умеют пользоваться компьютером, свободно говорят на португальском. Изучают они и русский язык, учатся церковно-славянскому, читают богослужебные книги. Русский, однако, сохранился у староверов в достаточно устаревшем виде. В школах еду детям из старообрядческих семей готовят поварихи-староверки. Иногда община настаивает на том, чтобы остальные дети в классе носили скромную одежду. Высшее образование получают единицы – в основном потому, что для большинства оно дорогое.
Жениться и выходить замуж предпочитают за своих - староверов из других общин. По-прежнему действует правило «восьми колен» духовного родства. Местных брать в супруги не запрещается, но такие случаи бывают редко – их даже в работники берут нечасто, считая слишком ленивыми. Но если уж принято решение взять в общину бразильца или бразильянку, то они должны разделять ее ценности и жить по ее законам. И, разумеется, стать старообрядцами. Браки совершаются рано – часто девушек выдают замуж в 14-16 лет. Официально брак оформляют в положенные 18 – многие староверы имеют бразильское гражданство. Обычно к семидесяти годам у главы семьи - 8-10 детей, 50 внуков, 60 правнуков.
Вся община соблюдает посты, обязательно принимает участие во всех службах. Проводит богослужения выбранный настоятель. В повседневной жизни все дела совершаются с молитвой.
Сохраняется и традиция «особой посуды» для гостей. В общинах запрещено курить, смотреть телевизор, есть еду из ресторанов. Алкоголь разрешается только домашний, сделанный в общине. Хозяйки с охотой обмениваются рецептами с соседями. Так, в бразильских семьях штата Парана начали есть творог, вареники, сметану, а староверы едят рис, сырные булочки, фасоль. В основном все продукты выращивают в общине. Покупают кофе и чай.
Старообрядцам не нравится смешиваться с населением, терять обособленность общин, поэтому они нередко добровольно переселяются в глухие места, в которых цивилизация еще не так развита. Не так давно несколько семей бразильских староверов вернулись на историческую родину, в Россию. Они говорят, что об этом мечтали еще их деды.