Как красиво нарисовать фигуру человека женщины в полный рост поэтапно карандашом для начинающих и детей? Как нарисовать тело, руки, ноги человека женщины в одежде? Как нарисовать человека женщину в боком, движении карандашом? Как нарисовать человека в пол

Чтобы правильно нарисовать человека , пусть во весь рост или только наполовину, стоячим, сидячим или в движении, в первую очередь необходимо знать пропорции различных его частей. В случае, когда художник рисует человека без знаний и определений размеров, рисунок заранее обречён на неудачу. Каждый раз, когда вы садитесь за работу над вашим изображением — в первую очередь необходимо вымерить все пропорции и размеры. Далее, в этом уроке по рисованию человека , я научу вас как это правильно сделать:

Пропорции мужского тела:

Под понятие тела человека входит такие его составляющие, как голова, торс и конечности - руки и ноги. Для измерения пропорций тела художники применяют высоту головы. Когда вы определились с размером высоты головы, вы можете на основе дальнейших расчётов измерить все остальные параметры. Одним словом пропорции тела человека измеряются количеством голов, которые помещаются в торсе, руках или ногах.

1. Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз.

2. Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза.

3. Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз.

4. Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.

Теперь, что касается ширины тела мужчины. Здесь тоже есть свои размеры, отталкивающиеся всё от той же высоты головы.

1. Ширина мужских плеч равна высоте 2 головы.

2. Ширина мужской талии равна высоте 1,25 головы.

3. Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 головы.

Пропорции женского тела:

Женские пропорции измеряются так же, как и мужские, с помощью высоты головы, только, естественно, с другими цифровыми значениями. Не стоит забывать и о стиле рисования женщины. В отличие от рисунка мужчины, линии здесь более плавные, более нежные и светлые. Всем известно, что в разные времена существовала различная мода на женскую красоту, но в наше время считается эталоном высокая, стройная и длинноногая модель. В связи с этим и пропорции женского тела подогнаны под этот типаж.

Пропорции высоты или длины элементов тела женщины практически такие же, как у мужчины, за исключением двух.

1. Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы, умноженной в 8.5 раз.

2. Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза.

Теперь, что касается ширины женского тела:

1. Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы.

2. Ширина женской талии равна высоте 1 головы.

3. Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы.

Подошёл к концу очередной урок по рисованию . На этот раз мы разобрали пропорции человеческого тела, так что теперь, при рисовании человека у вас не должно возникнуть особых проблем. Следите за новостями сайта, подписывайтесь на обновления, что бы быть в курсе последних уроков.

Если у вас мало опыта в рисовании, то сегодня мы это исправим. Покажем, как ребенку нарисовать человека, так что любой начинающий осилит этот урок. Это не так сложно, как может показаться в начале. Если вы уже на более серьезном уровне, то можете попробовать урок, где показано, . А все начинающие остаются с нами, и мы продолжаем.

Все, что нам понадобится это лист бумаги и карандаши. Вперед!

Шаг 1. В верхней части листа бумаги рисуем карандашом овал. Это будет голова.

Шаг 2. Теперь рисуем прямоугольник и соединим его с овалом небольшим отрезком. В последствии это будет тело человека. Как видите все просто, это сможет нарисовать не только начинающий, но и ребенок. Переходим к следующему этапу.

Шаг 3. От углов прямоугольника проводим линии вниз. Вот и нарисовали примитивные ноги.

Шаг 4. Нарисуем теперь примитивные руки человека. Для этого проведем прямые линии от верхних углов прямоугольника. В конце линий добавим несколько небольших отрезков для пальцев.

Шаг 5. В области рук нарисуем еще по паре линий.

Шаг 6. На этом этапе рисуем более подробно ноги человека.

Шаг 7. Добавим на голове уши. Для этого нарисуем небольшие полукруги по бокам овала.

Шаг 8. Рисуем прическу нашему персонажу. Тут можно проявить фантазию, поэтому не обязательно следовать примеру.

Шаг 9. Добавим подробных деталей ушам. Рисуем внутри каждого уха по паре завитушек.

Шаг 10. Теперь уделим особое внимание лицу. Нарисуем глаза, брови, нос и рот. Это совсем не сложно, если глянете на пример. Поэтому ребенок или начинающий без труда нарисуют карандашом черты лица человека.

Шаг 11. Сейчас мы будем рисовать рубашку. Для этого внимательно смотрим на пример и делаем так же. Не забываем нарисовать шею и воротник.

Шаг 12. Давайте нарисуем ладони и пальцы на руках.

Шаг 13. На этом этапе будем рисовать брюки и ботинки. Обратите внимание, что в области колен брюки имеют складки. На ботинках не забываем показать шнуровку.

Шаг 14. Нам осталась лишь малость. Стираем все лишние линии, которые рисовали на начальных этапах, обводим основной конур. После этого раскрашиваем рисунок цветными карандашами.

Наш рисунок готов. Надеюсь, такие подробные пошаговые инструкции помогли ребенку нарисовать человека поэтапно. У начинающих тоже не должно было возникнуть проблем.

Если все-таки возникли какие-либо трудности в ходе задания, то видео-урок наглядно покажет, как надо было правильно рисовать человека карандашом поэтапно. Смотрите и сравнивайте со своими результатами

Кроме вдохновения, качественной бумаги и карандашей, мягкостью от 3B, потребуются базовые знания, как нарисовать фигуру человека. Если разобраться в пропорциях, то нарисовать фигуру человека поэтапно сможет даже новичок. Рассмотрим методики и основные моменты для успешного решения творческой задачи.

Этапы рисования

Рисунок состоит из нескольких этапов.

Компоновка на листе

С композиции начинается любой рисунок. В зависимости от позы натуры, выбирается вертикальный или горизонтальный формат. Лёгкими линиями создаются движение и силуэт тела.

Грамотно закомпонованная фигура гармонично размещается на поле листа. Глядя на готовую работу, не должно возникать желания передвинуть нарисованное.

Масштаб изображения нужно выбирать соответственно формату. Слишком крупный рисунок производит впечатление тесноты, требует добавить пространство вокруг. Мелкий – создаёт иллюзию пустоты, хочется обрезать лист.

Уточнение положения фигуры и пропорций

Набросочными линиями намечается изгиб позвоночника, поворот головы, осевые плечевого пояса и тазобедренных суставов. Линейно схематично указывается направление плечей, предплечий, бёдер, голеней, кистей и стоп.

Проводится измерение частей тела и размещение их на листе в упрощённом геометрическом виде (голова – в форме овала, грудная клетка – сплюснутый бочонок, чашеобразный таз, цилиндрические и конические – шея и конечности, призматические – стопы и кисти рук). Уточняется взаиморасположение основных парных суставов (плечевых, локтевых, лучезапястных, тазобедренных, коленных, голеностопных).

Построение

На этом этапе прорабатываются характерные анатомические особенности. Действует принцип – от общего к частному. Детали вырисовываются только после построения крупных частей.

По сути, построение сводится к разбиванию больших геометрических форм на более мелкие составляющие. Цель – добиться анатомически правильного сечения форм.

Тело человека симметрично, и позвоночник используется в построении как естественная ось симметрии при откладывании отрезков вправо и влево.

Рисунок ведётся мягко, без нажима на карандаш, для того, чтобы вспомогательные линии построения можно было свободно удалить. Одновременно намечается граница света и тени.

Светотеневая проработка

В зависимости от художественной задачи, светотень может ограничиваться лёгкой растушёвкой, или состоять из сложной многослойной штриховки, передающей особенности кожи и фактуры материала одежды.

В первую очередь полностью покрывается собственная и падающая тени. Основной тон концентрируется на теневой границе. Потом прорабатываются полутона и рефлексы. Одновременно наращивается густота тени. В последнюю очередь работа ведётся над светом. Освещённые участки слегка приглушаются лёгким тоном.

Заключительная часть – детализация. Подсветка бликов ластиком, заострение и подчёркивание форм при помощи штриха. Классическая штриховка ведётся по форме предмета.

Работа карандашом для начинающих художников

Начинать рисование человека желательно с кратковременных набросков с натуры. Каждодневная практика поможет быстрее развить глазомер и приобрести необходимые графические навыки.

Обязательно следует изучить пластическую анатомию. Без базовых знаний устройства тела хороших результатов достичь не удастся, рисунок будет сводиться к копированию увиденного. Замечательным учебным пособием могут стать книги Готтфрида Баммеса.

Отличным подспорьем будет рисование отдельных частей тела в разных положениях с анатомической проработкой деталей.

В помощь начинающим художникам существует специальная методика измерения для определения точных пропорций тела:

  1. Перед собой, вытягивается рука, в кисти держится карандаш перпендикулярно руке. Закрыв один глаз, сопоставляется верхняя точка измеряемой части тела (допустим, головы) с верхним концом карандаша. Нижняя точка измерения (подбородок) отмечается на карандаше большим пальцем руки.
  2. Теперь можно измерить, сколько отрезков, равных высоте головы, составляет рост натуры. Верх карандаша совмещается со 2 точкой измерения (с подбородком). Зрительно на натуре отмечается нижняя точка, совпадающая с большим пальцем на карандаше (примерно на уровне грудных мышц).
  3. Третье и последующие измерения будут от грудных мышц до пупка, и далее вниз.

Рисунок тела в разных положениях

Попробуем нарисовать человека в разных позах.

Силуэт

Силуэтное рисование может использоваться для натурных набросков, карикатур, иллюстрирования, создания мультипликационных персонажей. При таком виде изображения, пропорции зачастую не сохраняются и даже намеренно искажаются. Контурный тип рисования обычно используют дети. Любой рисунок тела человека также начинается с подготовительного силуэтного наброска.

Стоящая фигура

Пропорциональное построение фигуры в полный рост связано с условным делением её на части. На листе чёрточками отмечаются вертикальные габариты изображаемого человека. Лонное сращение ориентировочно делит тело взрослого человека пополам, голова занимает 1/8 – 1/7 часть. Голова ребёнка в зависимости от возраста – от 1/4 до 1/6.

Габариты, обозначенные на бумаге, делятся на необходимое количество частей. В полученные отрезки вписываются соответствующие контуры тела.

И ещё некоторые пропорции:

  1. Руки в опущенном состоянии доходят до середины бедра, локти расположены на уровне талии.
  2. Расстояние, образуемое расставленными в стороны руками, равно росту.
  3. Длина кисти взрослых людей сопоставима с лицевой частью, стопа примерно равна высоте головы.
  4. Между глазниц должен убираться ещё один глаз. Лоб, нос, ухо, расстояние от кончика носа до подбородка приблизительно одной величины.

Знание этих закономерностей существенно облегчает задачу рисующего художника.

Чтобы «поставить» человека на листе, требуется определиться с центром тяжести. Для этого проводится вертикаль от ярёмной ямки (у основания шеи спереди по центру) через центр таза вниз. У стоящего с опорой на одну ногу человека, вертикаль проходит через стопу опорной ноги. При этом тазобедренный сустав этой ноги находится выше, таз наклонён вниз от опоры, плечевой пояс – в противоположном направлении. Если натурщик стоит на двух ногах, или облокотившись, оперевшись руками, плечом, спиной, центр тяжести располагается между двух опор.

В движении

Для того, чтобы нарисовать человека в движении, необходим анатомический анализ для точного воспроизведения динамики:

  1. Положение позвоночника (наклон вперёд при беге, езде на лыжах, наклон с распрямлением поясничного отдела при прыжке вперёд, скручивание при метании и т.д.)
  2. Взаимодействие частей опорно-двигательного аппарата относительно позвоночного столба. Например, у идущего и бегущего человека тазовые кости и плечевой пояс работают в противовес друг другу. Перенося вес на правую ногу, человек выносит вперёд и вверх левое плечо. При этом левая рука движется вперёд, правая – назад.
  3. Напряжение определённой группы мышц в каждом движении.

Начало рисунка всегда схематичное: движение хребта, расположение осей плечевого и тазового пояса с обозначением суставов, поворот черепа, направление костей конечностей с одновременным определением их длины, положение стоп и кистей.

Сидящая натура

В рисовании сидящего человека важную роль играет выбор ракурса. Неудачным считается положение прямо перед натурой. У сидящего на стуле в таком случае бёдра расположены в резком перспективном сокращении. В положении сидя на земле – сокращаются ноги или торс, в зависимости от выбранной линии горизонта. Убедительного изображения в такой позиции добиться сложно. Лучшие ракурсы для сидящей натуры – боковые, с линией горизонта на уровне головы, или немного ниже.

В положении сидя поясничный отдел позвоночника распрямлён. Центр тяжести является центром опоры. Большая часть мускулатуры находится в расслабленном состоянии. Деформации подвергаются ягодичные мышцы, и другие, соприкасающиеся с поверхностями.

Фигура сбоку

Изображение в профиль позволяет наиболее остро передать характерные особенности тела – осанку, посадку головы и плеч.

Требуется построение в перспективе грудной клетки, плечевого пояса и тазовых костей. Если голова не находится в чётком профиле, то и черепа. Удалённые от зрителя конечности также будут несколько меньше.

Для верного изображения необходимо найти точку схода на линии горизонта (на уровне глаз) и собрать в ней все осевые линии. Через парные точки (например: грудные мышцы, передневерхние ости подвздошных костей, брови, уголки губ) тоже следует провести вспомогательные линии, чтобы сохранить симметрию тела.

Лежащая натура

Особенности лежащего человека — расслабленность мышц и обвисание мягких тканей под силой земного притяжения. Мышцы, соприкасающиеся с поверхностью, расплющены.

Трудность рисования лежащего тела заключается в перспективном сокращении пропорций. Самые сложные ракурсы лежащей натуры – со стороны головы и стоп. В таких позициях сокращение тела максимальное, построение проблематичное.

В ракурсном изображении частей тела используется метод построения в перспективе геометрических тел.

Рисунок со спины

Стоящего спиной натурщика рисуют в той же последовательности, что и находящегося лицом. Пропорциональные членения переносятся на заднюю часть тела. Так, половина роста находится на уровне крестца. Подбородок располагается по центру шейного отдела позвоночника, следующая отметка – в средней части лопаток и т. д. Задача упрощается отсутствием необходимости рисовать лицо.

Анатомические формы подвергаются геометризации. Стоит избегать прямого освещения, которое затрудняет понимание формообразования.

Женская фигура

Рисуем женскую фигуру

Фигура в одежде

Рисование одетого человека сводится к построению обнажённого тела с последующим моделированием драпировок поверх построения. Изображая одежду, нужно разобрать, в каких частях ткань повторяет рельеф тела, а где имеет собственный объём. Например: на женском теле блуза прилегает к телу от ключиц до середины груди спереди, от капюшонных мышц до верха лопаток сзади. Ниже этой границы ткань свободно драпируется.

Жёсткие предметы гардероба (некоторые головные уборы, обувь) обладают собственной геометрией.

При разработке светотени учитывается, что ткани присущи собственный тон и фактура. Распространённой ошибкой является более тщательная проработка деталей и складок материала, чем лица натуры, в связи с чем одежда начинает играть главную роль в рисунке.

Обнажённая натура

Женская фигура имеет ряд пропорциональных отличий от мужской. Плечи несколько уже, грудная клетка меньше по объёму, тазовые кости шире, ноги короче мужских. У мужчин длиннее голени, на черепе более развиты надбровные дуги.

Важный момент при рисунке женщины: у дам центр тяжести находится ниже, чем у мужчин. Смещение центра тяжести происходит при надевании обуви на каблуке и у беременных. Наиболее заметно это сбоку, выражается изменениями прогиба в поясничном отделе. Рисовать женское тело нужно с учетом этой особенности.

Благодаря равномерному распределению подкожного жира, мускулатура скрыта, обладает спокойным рельефом. Это требует плавных линий рисунка и тонкой светотеневой моделировки.

Рисование различных поз

Освоив рисунок с натуры, используя полученные знания об анатомии, можно рисовать тело в разных позициях по представлению. Какая бы ни была задумана поза – естественная или акробатическая, важно понимать систему работы скелета и мышц в каждом конкретном случае. Представление о женском теле, как о геометрическом конструкторе поможет грамотно смоделировать светотень от воображаемого источника света.

Рисование группы людей

Рисунок нескольких персонажей – составная задача из уже рассмотренных. Дополнительно решаются композиционная составляющая и проблема удалённости людей в перспективе.

Кроме линейной перспективы, в рисунке группы используется воздушная. Фигуры первого плана прорисовываются конкретнее и контрастнее находящихся на втором плане. Светотеневая проработка центральных моментов композиции наиболее скрупулезная. При необходимости второстепенный план обобщается лёгким широким штрихом.

Рисование человека – занятие не только сложное, но ещё и очень интересное. Научившись рисовать тело, всегда хочется большего – передать характер персонажа и своё отношение к нему.

11. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА.

Последовательность в рисунке карандашом.

(часть 2).

На предыдущем уроке рисования карандашом (часть 1) мы рассказали о начальных этапах рисования фигуры человека. Школа рисования Артинтент предлагает Вам продолжение уроков рисования натуры.

РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЕДЕНИЯ РИСУНКА.

Модель выбрана и поставлена, соответствующим образом освещена, вы ее как следует рассмотрели, «запечатлели» ее в своем воображении, мысленно как бы нарисовали, проделали ряд упражнений, то есть обогатились некоторыми знаниями, необходимыми художнику, начинающему рисовать фигуру человека.

Теперь ее нужно рисовать и рисовать основательно, то есть довести ваш рисунок карандашом до законченности, передав сходство со стоящей перед вами моделью, ее движение, пропорции, форму и характер. Задача серьезная, очень многое придется преодолеть в рисунке такого сложного объекта, каким является фигура человека. Можно растеряться, что нередко и случается, особенно у начинающих рисовать. Здесь, как и во всяком деле, требуется порядок, последовательность в ходе всей работы над рисунком.

Последовательность эта диктуется основной установкой в отношении рисунка, содержащей и характер смотрения на натуру, и привлечение необходимых знаний, и умение вести рисунок от начала до конца. Школа рисования Артинтент предлагает простой принцип: от общего — к частному — потом опять к общему, то есть от первоначального общего к передаче деталей и затем опять к общему, но уже включающему в себя детали и обогащенному ими.

С чего же начать наш рисунок?
Прежде всего, нужно позаботиться о компоновке фигуры в формате листа бумаги, взятого вами для рисования. Затем следует определить масштаб фигуры, ее верхнюю и нижнюю точки, и из взятого размера не выходить, намечая все части фигуры внутри заданного размера. Это очень важный момент: вы научитесь, таким образом, постоянно связывать масштаб рисунка с форматом бумаги или холста.

После того как вы задали размер и определили расположение фигуры, нужно ее поставить. Фигура не должна казаться падающей. Для этого обратите внимание на положение следков по отношению к плоскости пола или подиума и положение их по отношению ко всей массе фигуры. Если следки будут помечены неверно, то и всю фигуру невозможно нарисовать правильно — ноги получатся одна короче другой, и вот такая допущенная и не исправленная с самого начала ошибка поведет за собой капитальную переделку всего рисунка. Положение следков нужно определить на самой первоначальной стадии рисунка и непременно в их перспективном сок-ращении, конечно, с вашей точки зрения.

В первой стадии вашего рисунка (рис. 11) возьмите задачу поставить фигуру, определить ее высоту, пропорции, расположение и начать ее построение. Легким прикосновением карандаша покажите общую массу фигуры. Наметка эта отнюдь не должна иметь вид мягкой куклы. Зная костяк, уже в самом начале рисунка находите членения фигуры, пользуясь ее опорными точками, что даст возможность видеть пропорции и одновременно почувствовать связь форм, соответствие их основному движению модели. Опорные точки располагаются на фигуре следующим образом: яремная ямка (сзади — седьмой шейный позвонок), лобковое соединение, верхние края подвздошного гребня тазовых костей (две парные точки). Длину шеи можно отметить парными точками, лежащими на оси ушных раковин. В построении головы правильнее всего руководствоваться линией сечения, точнее плоскостью, проходящей через стреловидный шов теменных костей.

Пропорции бедра и голени находим, отмечая большие вертела бедренных костей, коленные чашки, лодыжки, внутренние и наружные, пяточную кость и концы пальцев.
Пропорции рук устанавливаются отметкой головок плечевых костей, локтя и нижних головок локтевых костей. В кисти руки опорными точками являются выступающие косточки суставов и концы пальцев.
Опорных точек можно было бы указать и больше, но на первых порах можно для охвата фигуры в целом ограничиться и этими (рис. 15).

Начиная рисование общей массы фигуры, нужно показать и главную линию построения, а для точного определения следка опорной ноги — линию центра тяжести, взяв ее по отвесу от яремной ямки (как это сделать, вы уже знаете).

Особенно хотелось бы подчеркнуть, что на первой стадии рисования карандашом, когда намечается общая масса всей фигуры, нужно во что бы то ни стало воспитать в себе умение видеть фигуру цельно, то есть, прикасаясь карандашом к любому месту в рисунке, не терять из виду всю натуру и весь рисунок в целом. Когда будете смотреть на натуру, не упирайтесь в одно место, а ведите взгляд снизу вверх и сверху вниз, «впитывая» в себя всю фигуру.

Если на первых порах у начинающих рисовать такой способ смотрения на натуру покажется трудным, то с целью уяснения его попрактикуйтесь на более простом объекте.

Наша школа рекомендует такое упражнение. На бумаге, прикрепленной к стене, нарисуйте карандашом круг диаметром не менее полутора метров и в центре его поместите ясно видимую точку. Находясь от круга на таком расстоянии, с которого он хорошо, целиком охватывается взглядом, попытайтесь видеть круг, а точки в центре не видеть; потом, глядя на точку в центре, выключите из поля зрения линию окружности. Затем смотрите на точку в центре, но постарайтесь одновременно видеть и всю линию окружности — весь круг. Проделайте этот опыт несколько раз, до тех пор, пока не научитесь управлять своим зрением — умением смотреть на натуру. Тогда поймете, как можно, смотря на деталь и рисуя ее, видеть в то же время и всю фигуру.

Возьмите за правило все парные части намечать одновременно, определяя их величины, расстояния и направления. И с самого начала рисунка воспринимайте натуру как форму, имеющую три измерения и находящуюся в пространстве. Нужно помнить, что линия и пятно (когда вы перейдете к штриховке) суть лишь средства передачи живой формы.

В начальной стадии рисунка карандашом вы, не выходя из заданного размера, начали рисовать общую массу фигуры, нашли место следков, поставили фигуру и, руководствуясь опорными точками, наметили ее пропорции.

После этого непременно внимательно проверьте рисунок. Теперь есть возможность сравнивать возникшее на бумаге с натурой. Итак, взгляд на натуру, потом на рисунок. Смотрите критически, строго, как будто проверяете не свой, а чужой рисунок.
Особенно внимательно проверьте постановку фигуры и, пока не поздно, именно сейчас внесите необходимые изменения.
А затем можно продолжить рисование (рис. 12). Начинайте уточнять пропорции, ориентируясь на опорные точки костяка. На этой стадии к этим точкам можно прибавить еще несколько точек: соски, пупок, складки живота и, при рисунке фигуры со спины, ягодичные мышцы. Уточняя пропорции, можно воспользоваться античным каноном или каноном Микеланджело, учитывая, конечно, отклонения от него у вашего натурщика.

Деление фигуры античного канона предусматривает такой порядок:
1 — голова;
2 — от подбородка до линии сосков;
3 — от сосков до пупка;
4 — от пупка до лобкового соединения;
5 — от лобкового соединения до середины бедра;
6 — от середины бедра до нижней части колена;
7 — от нижней части колена до нижней части икроножной мышцы;
8 — от нижней части икроножной мышцы до подошвы.

За единицу измерения фигуры взята в данном случае голова, укладывающаяся по высоте фигуры восемь раз, причем деление мужской фигуры на две почти равные части будет на уровне лобкового соединения. Как видите, некоторые места деления фигуры совпадают с опорными точками ее построения (рис. 16).

Здесь уместно будет сказать о возможности точной проверки пропорций, но только как о методе контроля, так как развивать глаз необходимо, во что бы то ни стало. В школе рисования Артинтент пропорции проверяются «натуральным» масштабом, с точки отдаления рисующего от натуры. Если скульптор во время лепки фигуры может, подойдя к натурщику, измерить пропорции циркулем, то рисующий может, не сходя со своего места, взять точный размер фигуры, но уже в масштабе, продиктованном расстоянием вашего рисунка от натуры. Держа в вытянутой руке карандаш, отметьте части фигуры и точно отложите их на полях рисунка или на отдельном листке бумаги, где в результате возникает наметка пропорций всей фигуры «в натуральную величину», но с вашего места. Эта величина будет меньше намеченного размера фигуры в вашем рисунке (если вы находитесь от модели на расстоянии, не меньшем чем два-три ее роста). Увеличив соответствующим образом натуральный масштаб применительно к размеру вашего рисунка, можно точно проверить пропорции. Но поскольку этот способ будет иметь механический характер, пользоваться им можно только с целью проверки того, что в первую очередь и всегда должно быть сделано на глаз.

Продолжая рисование, переходите постепенно к частям фигуры и начинайте работать над деталями, не забывая все части относить к общему. Здесь вам придется встретиться с одним явлением, которое может оказаться своеобразным тормозом, задержкой в работе. Возможно, что после определения общего облика фигуры, вами овладеет робость или удовлетворение сделанным, или сознательное нежелание разрушить то общее, что наметилось в рисунке в характерной для первоначального наброска «свежести». Возникает как бы порог, но переступить его непременно нужно. Задерживаться на рисовании общего, задерживаться искусственно никоим образом нельзя. Нужно помнить, что если общее диктует величину и расположение детали, то равно и деталь помогает уточнить общее. Все взаимосвязано между собой.
«Частное вечно подлежит общему; общее вечно должно сообразоваться с частным», как говорил Гете.

Не бойтесь переходить к деталям. Не страшно, если в рисунке на какое-то время утратится полученное вами общее, появится пестрота. Это естественно в период обучения рисованию. Это, если можно так выразиться, болезнь роста, и она пройдет по мере приобретения опыта, в данном случае — в рисунке фигуры. Потом вы научитесь и обобщать, было бы что обобщать. В дальнейшей разработке рисунка, уточняя формы фигуры от больших до малых, нужно обратить особое внимание на оси различных частей фигуры. Для примера возьмем опорную ногу натурщика. Общее ее направление от вертела до подошвы следка будет такое, как на рис. 17. Но это направление не будет общей осью для всех частей ноги. Всмотритесь внимательнее, и тогда увидите, что оси частей ноги хотя и будут связаны с общим ее направлением, но сохранят свойственное каждой части свое положение. Бедро имеет свою ось, своя ось будет и у колена, и у голени, и у ступни своя ось, и у каждого пальца. И так будет у всех частей фигуры. Передать это разнообразие осей и направлений в пределах единства общего — значит еще более приблизиться в рисунке к передаче живой формы.

И в этой стадии урока необходимо рисовать легкими линиями, не допуская в рисунке нажима и черноты. Это обеспечит возможность видеть ошибки и легче их исправлять.
В общем ходе работы над рисунком фигуры карандашом встает очень серьезный вопрос о штриховке (тушевке), о моделировке формы средствами пятна, или, как говорят, средствами тона.

Правда, рисунок фигуры карандашом, может быть выполнен одними линиями без тушевки (штриховки), и в руках опытного и талантливого мастера рельеф фигуры (формы ее) будет выражен и линией. Таких рисунков мы знаем много, любуемся их свежестью и легкостью выполнения. Но ведь это рисунки мастеров, много и постоянно изучавших натуру, прошедших школу рисования, понявших форму, в результате чего только и возможна такая вот как бы легкая передача фигуры в рисунке скупыми линиями. Не нужно забывать, что эта выразительная линия в рисунках мастеров могла появиться лишь в результате верно увиденной, изученной и понятой формы, творческого обобщения ее, свойственного индивидуальному характеру каждого дарования. Иногда мы узнаем и способ выполнения таких рисунков. Имеются достоверные сведения, что В. А. Серов для рисунков к басням И. А. Крылова делал очень детальные, подробно отработанные рисунки животных с натуры, а затем, перенося их с помощью кальки на новые листы, отбрасывал «лишнее», достигая, таким образом, подкупающей выразительности предельно минимальными средствами.

Но на первых порах учебного рисования для начинающих решение такой задачи будет преждевременно и непосильно. Поэтому изучайте и передавайте форму средствами и линий и штриховки. Но при этом нужно заметить, что штриховка неотделима от линии в рисунке.
Нельзя рисовать сначала законченный контур, а потом его растушевать. Как только определятся в вашем рисунке постановка, пропорции и построение фигуры, начинайте попутно вводить штриховку (тушевку) — пусть линия и тон объединятся вместе и поведут рисунок по пути приближения к передаче живой формы и характера модели. Но свет, полутон, тень и рефлекс, которые видим в натуре, не бесформенные пятна; они неразрывно связаны с планами, гранями формы. Поэтому, прокладывая их и тушуя, нужно, если так можно сказать, штриховкой рисовать, то есть лепить форму, как бы чеканя ее.
Школа рисования Артинтент использует подобный прием, преследующий цель воспитания объемного видения, заставит смотреть не на линии, между которыми заключена та или иная форма, а «держать в глазу» всю форму целиком.

При переходе к моделировке формы обычно встречаешься у учащихся и начинающих рисовать с двумя ошибочными положениями.

Во-первых, рисуя на плоскости листа, забывают о необходимости эту плоскость как бы разрушить и нарисовать фигуру в пространстве. В результате получается, будто это барельеф фигуры, приклеенной к поверхности листа, и вглубь листа формы фигуры не продолжаются. Происходит это потому, что, не воспитав в себе объемного видения (о важности которого неоднократно уже говорилось), учащийся срисовывает, переносит на бумагу видимые пятна света, полутона и тени в пределах плоскости обращенного к нему фасада фигуры. В результате фигура «прилипает» к бумаге. Дело здесь не в том, что неверно могут быть взяты отношения света, полутона и тени. Основная ошибка заключается, как сказано выше, в неумении правильно представлять себе форму в пространстве, в первую очередь, и от неумения связывать эту форму с фоном на самом рисунке. Вторая серьезная ошибка заключается в том, что, моделируя формы фигуры, начинающий рисовать, недостаточно изучив их, придает им излишне закругленный вид. Форма получается как бы выточенной на токарном станке.

Поэтому, моделируя форму, рассматривая ее внимательно и подкрепляя эту работу знанием анатомического устройства формы, смотрите и помечайте в рисунке ее планы, обращенные к вам под различными углами (по отношению к вашей точке зрения).
Ребра этих планов — «граней» формы — нужно рисовать, отмечая, не теряя их из вида в течение всего времени работы над рисунком, вплоть до его окончания.

Когда мы говорим на уроках рисования, что все формы фигуры можно свести к формам простейшим, это не значит, что голову нужно моделировать, как шар, руку, как цилиндр и т. д. Голова имеет определенные грани, обусловленные ее строением (это вы уже знаете), также и рука, и любая другая часть фигуры. Это грани смягченные, но все же грани, планы, обращенные по-разному, расположенные в различных направлениях. Если вы представите ту или иную часть фигуры, скажем, руку или ногу в поперечном ее сечении, то «граненность» их будет совершенно очевидна.
Допустим, вы начинаете рисовать торс фигуры и постепенно уточняете его моделировку. На первый взгляд, вроде как бы у торса нет никаких граней; но начните обходить фигуру, и вы увидите, что часть торса будет принадлежать переднему фасаду фигуры, другая часть обращается к боку, образуя боковую поверхность, какая-то часть принадлежит заднему фасаду фигуры и т. д. И где-то ведь будут границы этих переходов, как бы ребра граней (планов) торса, обращенных в различные стороны. (На уроках рисунка в нашей школе рисования мы настойчиво рекомендуем рассмотреть, обходя, натуру полностью.) Значит, намечая торс с определенного места, нужно эти планы — грани — сразу и рисовать, начиная с больших, основных, и при детальной моделировке не терять их из вида.

На одном рисунке Дюрера, сделанном, несомненно, с пояснительной целью, мы видим, что торс в верхней его части как бы заключен в контуры «ящика» с четким обозначением его граней (рис. 18).

Посмотрите внимательно на пальцы руки, и вам будет ясно, что каждый палец имеет грани, иногда смягченные, неясно выраженные, но все же грани, и моделировать пальцы как цилиндрики будет неграмотно.
И так — необходимо научиться рисовать каждую форму от большой до маленькой.

Увидеть грани формы, планы ее — это и есть, в сущности, видеть форму, объем, а линия «окраения» будет с определенного места не чем иным, как сильно сократившейся гранью формы.
Если передана граненность формы, нарисованы ее планы, ваш рисунок в какой-то период будет выглядеть несколько угловатым. Потом, от рисунка к рисунку, вы найдете меру этой «угловатости», разные степени ее в передаче различных форм, научитесь видеть и передавать разнообразие форм, обогащающих то общее, сохранить которое нужно при окончании рисунка.
Продвигая работу по пути дальнейшего уточнения рисунка и детальной отработки формы, нужно взять за правило постоянную проверку рисунка целиком и во все моменты его выполнения. Нельзя думать, что, проделав те или иные уроки рисования, можно считать обучение рисунку законченным, верно решенным и к уточнению его не возвращаться.

Постановка фигуры, определившаяся в самом начале, должна проверяться до конца рисунка; точно так же и пропорции, и движение фигуры и т. д.
Рисование деталей и подробной характеристики формы немыслима без связи их с фигурой в целом, и должна способствовать более верной передаче именно цельного, общего во всей фигуре: в поставленной позе, ее движении, ее характере. Поэтому замеченные ошибки необходимо исправлять в процессе всей работы над рисунком. Задача рисования заключается не в том, чтобы «изготовить» рисунок, а в том, чтобы путем постоянного сравнения, сделанного с натурой, научиться видеть ошибки и уметь их исправлять, приобретая, таким образом, возможность двигаться дальше и от рисунка к рисунку совершенствовать свое мастерство.

Приближаясь к окончанию рисунка, нужно будет с особенной внимательностью отнестись к моменту передачи общего, но общего, обогащенного целым рядом подробностей, характерных для фигуры человека, то есть ваш рисунок как бы вступает в последнюю стадию рисования. И этой стадией будет, то необходимое обобщение, которое предполагает естественную гармонию, художественную согласованность всех частностей в рисунке фигуры так, как это есть в самой натуре. Скажем, в вашем рисунке появились планы света, полутона, тени, рефлексов, которыми вы лепите форму. Возможно, появились пестрота, дробность формы, и это у вас вызовет чувство беспокойства. К примеру: вы моделируете торс фигуры, передали грудные мышцы, нарисовали впадины на местах окончания грудной клетки, пометили проступающие ребра, мышцы живота. Вы очень старались внимательно это рисовать, и каждую из этих деталей сопоставляли с общим, а вышло пестро. Но в натуре нет этой пестроты, все на месте. Тут нужно, отойдя от рисунка, быстро переводить взгляд с рисунка на модель, потом с модели на рисунок. И увидите: что-то в рисунке не добрали, что-то перехватили. А может быть, какие-то места «выскакивают» из рисунка, какие-то наоборот, «провалились» — значит, следует проверить, не нарушилась ли форма торса. На это и необходимо обратить внимание и замеченную пестроту устранить; где нужно, что-то усилить, кое-что ослабить или исправить величину и направление планов некоторых форм.

Итак, нужно просмотреть весь рисунок. Проверка поможет в передаче общего тона рисунка, в его тональном масштабе (в данном случае тональный масштаб берется по отношению к условному фону листа белой бумаги). Заканчивая рисование, стараясь не упустить из виду передачу цельности фигуры, нужно помнить о связи форм, их подчинении основному движению фигуры в данной постановке.

О подчинении деталей фигуры ее основному движению будут посвящены следующие уроки рисования.
Но мы считаем необходимым уже сейчас обратить внимание на этот важный момент, поскольку его обязательно надо учитывать и при передаче фигуры в любой, самой простой позе.
Вполне возможно, что некоторые из частей фигуры будут выглядеть на рисунке как бы изолированно, от вашего взгляда может ускользнуть связь их между собой, нарушится внутренний ритм, ощутимый в движении живой фигуры. Ведь в фигуре человека при разнообразии частей все проникнуто единством, а у нас в рисунке может оказаться разнообразие, но без единства. Значит, в какой-то момент было потеряно чувство общего. И это вполне естественно на первых порах обучения рисованию, так как нужно много поработать, рисовать, а главное при этом — все время следить за собой, контролировать себя в течение всего выполнения рисунка, чтобы и детали были отработаны и вместе с тем не разрушено общее. Ошибки в этом отношении должны быть немедленно исправлены, а в особенности при окончании рисунка, когда встанет вопрос о рисунке обобщенном, гармоничном. Тогда нужно строго, без жалости к своей работе, сравнивать рисунок с натурой и, не смазывая подробности, включить их в общий ритм движения фигуры человека.

В период завершения рисования, когда рисунок из целого ряда моментов как бы собирается в единое целое, нужно обратить внимание на возможность более точного выражения формы фигуры. Это относится к рисованию любых объектов. И лучше, если понимание того, о чем пойдет речь, уже усвоено на более простых предметах (смотрите вышеизложенные уроки рисования карандашом). И опять это связано со способом смотрения на натуру. Вы уже знаете, что фигура воспринимается как объект в пространстве, и внешний контур ее получится в результате правильной передачи формы, то есть сократившийся план, грань формы и будет ее «окраением».
Следовательно, рассматривая фигуру как совокупность различных форм, мы видим не линии, а формы, находящиеся на разном от нас удалении, как бы входящие одна в другую. Обусловлено это анатомическим строением фигуры и положением ее по отношению к точке зрения рисующего (анатомия и перспектива). Школа рисования Артинтент проводит цикл занятий по перспективе, где подробно разбираются вопросы с перспективными сокращениями натуры.
Поэтому, приближаясь в рисунке к уточнению внешнего контура на основе проработки формы, обратите внимание, как одна форма входит в другую, какая-то форма к нам ближе, следующая подальше, некоторые повернулись так, другие иначе — все живет, переливается, и мы ощущаем красоту пластики живого организма. Во всяком случае, должны ощущать (рис. 19).

Нужно научиться видеть это и, рисовать, подкрепляя виденное знаниями анатомии. Тогда в вашем рисунке (конечно, не сразу) появится правильное понимание внешнего контура, он станет живым, где-то почти незаметным, где-то более четким, контур не будет безразлично одинаковой линией, обводящей границы формы.

На уроках рисунка в нашей школе рисования было подмечено следующее явление. В стремлении приблизиться к передаче в рисунке единства многообразных форм фигуры, начинающие художники, решая задачу подробной моделировки форм, упускают из виду, что по массе своей различные формы, и моделироваться должны различно. У начинающих рисовать есть тенденция одинаково внимательно все разглядеть и одинаково тщательно все разделать. Между тем, внимательно разглядеть — значит увидеть и передать контраст различных форм. Например, бедро не может быть моделировано так, как коленный сустав, ступня должна быть отработана иначе, чем голень; бедро как большая форма потребует более свободной широкой лепки; ступня как форма с целым рядом мелких детальных членений должна прорабатываться более сухо, мелкими планами.
Разнообразные моделировки различных по характеру своего устройства форм фигуры, при сохранении единства целого, также будут способствовать появлению в рисунке жизненных и правдивых черт живой натуры.
Весь ход работы над рисунком фигуры, как обнаженной, так и одетой: постановка, пропорции, построение, моделировка формы и прочее — отнюдь не означает, что в рисунке должна отсутствовать забота о передаче характера модели и ее сходства. Нельзя рисовать какую-то фигуру вообще. Перед нами каждый раз живой человек с присущими именно ему и только ему характерными особенностями, о чем уже и говорилось ранее. Поэтому стремление передать в рисунке сходство с моделью, передать характерные особенности именно этой модели должно быть заботой начинающего художника от начала до конца. Заканчивая рисование, непременно нужно поглядеть, не утерялось ли это сходство, не получилась ли на рисунке какая-то фигура вообще, проверить, что же послужило причиной потери сходства, почему утратились черты характера человека. И, если возможно что-то поправить, это нужно сделать.

Такая оговорка: «если возможно» — приводится потому, что решить одинаково успешно целый ряд задач в одном рисунке на первых порах будет затруднительно, а для начинающего рисовать фигуру, пожалуй, и очень трудно. Поэтому, будете ли вы рисовать в группе или в одиночку, составьте определенную программу, курсы рисования с последовательностью постановок, с включением в него ряда как бы вспомогательных, краткосрочных рисунков, которые помогут укрепиться в понимании и умении решать определенные задачи, связанные с рисунком всей фигуры. Так, например, ряд быстрых рисунков можно посвятить постановке фигуры, то есть упор сделать на передачу постановки. Также можно сделать ряд рисунков, чтобы попрактиковаться в передаче пропорций. Такого рода вспомогательные рисунки, в которых внимание сосредоточивается на определенных моментах рисования, на отдельных слагаемых из общей суммы задач рисунка фигуры в целом, окажут существенную помощь в ведении рисунка длительного, куда и будет перенесен опыт, полученный во вспомогательных заданиях. Разумеется, эти упражнения должны идти попутно, параллельно длительным урокам рисования натуры.
Очень важно, чтобы занятия карандашного рисунка проводились систематически, лучше всего ежедневно. И как было бы хорошо, если бы постоянное желание рисовать с натуры сопровождало всю жизнь художника, какую бы область изобразительного искусства он себе ни избрал.
Составляя для себя программу по рисунку, разбейте ее на несколько разделов, в которые внесите уже более подробное перечисление постановок.

Школа рисования Артинтент проводит в программе по курсу рисунка фигуры следующие занятия:
1. Уроки рисования - Стоящая фигура.
2. Уроки рисования - Фигура в сильном движении.
3. Уроки рисования - Сидящая фигура.
4. Уроки рисования - Фигура в ракурсе.
5. Уроки рисования - Группа из двух фигур.

В каждый из таких разделов можно включить несколько постановок. Скажем, в разделе «Стоящая фигура» первой постановкой будет фигура в классической позе с упором на одну ногу. Следующую постановку можно усложнить, введя дополнительную точку опоры, затем поставить модель в несложном движении и т. д. Так нужно разнообразить постановки в каждом разделе программы при том непременном условии, что позы будут естественными, пластичными, о чем уже говорилось выше и что хотелось бы особенно подчеркнуть.

Различными могут быть и фоны постановок; если в первых упражнениях лучше пользоваться светлым нейтральным фоном, то в следующих поста-новках фон можно взять по отношению к фигуре более темным; интересно использовать и драпировку и, наконец, поставить модель в пространстве на фоне комнаты. При всем разнообразии постановок нужно помнить, что главным здесь будет фигура человека, на ней и нужно сосредоточить все внимание, ее и выделить всеми имеющимися в вашем распоряжении средствами: освещением, драпировками, фоном.

Можно привести большое число учебных постановок различных времен и школ, рисунков, разнообразных по характеру и задачам. Многие из них опубликованы в соответствующих изданиях. Часть учебных рисунков, выполненных художниками, ставшими впоследствии выдающимися, находится в экспозициях картинных галерей и музеев.

После рисунка с натурщика в простой классической позе с упором на одну ногу можно несколько усложнить постановку примерно так, как это видно на рисунках А. А. Иванова.

На одном из них фигура с небольшим разворотом торса (рис. 20), на другом — слегка опирается согнутой рукой на подставку (рис. 21),

на рисунке А. П. Лосенко обе руки натурщика лежат на подставке, всю тяжесть торса держит одна нога (рис. 22).

И. Е. Репин в «Натурщике с мечом» увидел и передал связь форм, сопряженных с характером основного движения всей фигуры (рис. 23).

Приемы исполнения этих рисунков различны. А. А. Иванов моделирует формы штрихами; у А. П. Лосенко — скупая, но энергичная лепка; рисунок И. Е. Репина отличается мягкой моделировкой. По-разному решается и связь фигуры с фоном. На двух рисунках А. А. Иванова: «Молодой натурщик с палкой в протянутой правой руке» и «Молодой натурщик с поднятой правой рукой и палкой в левой» — фон темный. У А. П. Лосенко фон тронут лишь местами. В рисунке «Натурщик с мечом» И. Е. Репина фигуры «привязаны» к фону бумаги.

В заключение хочется сказать еще раз, что умение рисовать карандашом фигуры человека приобретается только в процессе изучения натуры. Школа рисования Артинтент постоянно соблюдает этот принцип в программе обучения рисованию.

Ольга Нагорнюк

Как нарисовать человека поэтапно - для начинающих

Изображение человека считается самым сложным видом рисования. Художники годами учатся передавать чувства и настроения людей, используя мимику лица и выражения глаз. Но мы не ставим перед собой таких целей. Нам просто нужно узнать, как нарисовать человека, не нарушив пропорций тела и сделав его максимально похожим на оригинал.

Как нарисовать человека: мужчина в полный рост

При рисовании фигуры человека важно соблюдать правильные пропорции.

1. Начинаем рисование с прямоугольника: чертим четырехугольник со сторонами, соотношение которых составляет 3:4. Через его центр проводим прямую вертикальную линию, длина которой слегка превышает высоту четырехугольника, умноженную на два. Дуга сверху — контур плеч, нижняя кривая станет контуром одежды.

2. Наносим разметку частей тела. Вверху нарисуйте овал — он будет выполнять роль очертаний головы. Два овала в верхних углах прямоугольника наметят положение плеч, а нижние — колен. Правильную форму овала следует соблюдать только в отношении головы. Остальные наносятся схематически.

3. Следующий этап — рисование абрисов тела. Вначале на уровне средины корпуса нарисуйте две окружности не слишком правильной формы, обозначив место локтевых сгибов, а затем с помощью таких же кружков нанесите расположение ступней. Затем плавными линиями соедините верх корпуса с линией таза и продлите ее до окружностей, находящихся в районе коленей.

4. Приступаем к прорисовке конечностей. С помощью плавных линий дорисуйте руки и ноги, руководствуясь изображением на картинке. Обратите внимание: ступни развернуты в разные стороны.

5. Рисуем рукава футболки, нижнюю линию брюк и горловину. После чего аккуратно ластиком стираем лишние штрихи и наводим главные линии рисунка.

Дело сделано!

Как нарисовать человека: балерина

Для рисования стройной и грациозной балерины требуется определенное мастерство, но мы постараемся подробно описать этот процесс, упростив вашу задачу.

1. Начинайте рисование танцовщицы с пачки. Овал, чуть заостренный слева и приподнятый справа, потом станет частью концертного платья. Добавьте снизу к нему две примыкающие прямые, обозначающие ноги, а вверху — кривую линию — корпус девушки, овал — голову и плавную линию под наклоном — руки.

2. Наносим контуры тела. Начинаем с шеи и плеч, потом прорисовываем очертания спины и талии, затем легкими штрихами обозначаем форму ног. Балерина должна быть стройной, поэтому не переусердствуйте, рисуя ее корпус.

3. Держа перед глазами изображение балерины, нанесите контуры ног и рук. Используйте плавные линии и внимательно следите за размерами: танцовщица должна получиться худенькой. Рисование ступней сложностей не вызовет: девушка стоит на пуантах, изобразить которые достаточно легко.

4. Дорисуйте кисти рук, короткими штрихами обозначьте места расположения глаз, носа и рта и придайте более правдоподобную форму юбке. После этого сотрите ненужные линии, оставив контур фигуры.

5. Самый сложный этап — прорисовка черт лица. На картинке показан один из наиболее простых способов, позволяющих изобразить глаза, нос и губы девушки. Нарисовать платье и волосы будет несложно. Использовав всего две дугообразные линии, вы сможете очертить линию гладко зачесанных волос и гульку.

6. Раскрашиваем рисунок и наносим светотени. Мы использовали синий карандаш, вы можете прибегнуть к помощи простого. Главное — скрупулезно повторять штрихи, нанесенные на нашем фото.

Надеемся, у вас все получилось.

Как нарисовать человека: девочка

1. Изображение девочки начнем рисовать с окружности, обозначающей голову и меньшего по размеру овала, расположенного вертикально. Позже он превратится в туловище маленькой леди.

2. Слегка округленными линиями наносим место расположения подбородка и глаз. Линиями-палочками обозначьте ручки и ножки девчушки.

3. На этом этапе рисуем контуры глаз: верхняя часть овалов, обозначающих их, должна касаться впервой горизонтальной линии, нижняя часть — лежать на нижней.

4. На очереди — волосы. Челку изображаем с помощью дугообразных линий, а волосы сзади рисуем зубчиками, выбираем длину до плеч.

5. Одеваем малютку в платье, роль которого выполняет трапеция, дорисовываем рот, используя маленькую дугу, и кисти со ступнями, роль которых в нашем случае будут выполнять небольшие овалы.

7. Настало время прорисовки деталей. Зрачки, ресницы, брови, ушки — изображайте их, следуя нашему рисунку. Маленькие пальчики на руках и башмачки на ногах довершат картину.

8. Сотрите лишние штрихи, а нужные хорошо наведите, а заодно прорисуйте дополнительные детали: пуговки на платье, тень на щечках и маленький аккуратный носик.

9. Теперь остается раскрасить фигурку.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще