Стартовала IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Уральская индустриальная биеннале: из чего состоит новая грамотность

Сегодня, 14 сентября, в Екатеринбурге стартует IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Выставка будет открыта в течение трех месяцев и завершится 12 ноября. Биеннале делится на части: экспозиция основного проекта, арт-резиденции, перформанс-платформа, университет биеннале, параллельная программа и специальные проекты. The Village составил большой гид по событиям и площадкам индустриальной выставки.

1. Основной проект

Экспозиция биеннале занимает площадку Уральского приборостроительного завода на набережной Городского пруда. Она располагается на трех этажах - это больше 6 тысяч квадратных метров. Главная тема всей биеннале - «Новая грамотность». 60 художников из 19 стран исследуют три идеи, объединенных новой грамотностью: изображение как свидетель, хореография капитализма, сопротивляющееся слово. По словам куратора Жоана Рибаса, на биеннале зритель наблюдает изменения, которые несет четвертая индустриальная революция, когда объединяются геном человека и смартфон, когда соединяются информационный бит и атом.

Фильмы Люмьер и Медведкина

Выставку открывает фильм «Выход рабочих с фабрики» братьев Люмьер, снятый в 1895 году. Первый фильм в истории, показанный на большом экране, служит отправной точкой всей выставки. Еще на первом этаже показывают ленту уральца Александра Медведкина, который прославился созданием кинематографического поезда. В 30-х его съемочная группа на трех вагонах передвигалась по стройкам первой пятилетки СССР и снимала фильмы о жизни рабочих. Французские левые кинематографисты вдохновились его работами и в 60-х так же отправились по стране документировать борьбу французских рабочих. На биеннале эти две ленты впервые оказались рядом.

Офис Пилви Такалы

На первом этаже можно найти типичный офис: большой стол, стулья, белые кожаные кресла. В этом пространстве финская художница Пилви Такала рассказывает, как в течение месяца работала в большой консалтинговой фильме и ничего не делала. Она сидела за столом без компьютера и телефона, проводила рабочий день в лифте. Художница показывает, как ничегонеделание представляет угрозу привычному порядку вещей.

«Сауна» на производстве биткоинов

Еще одна знаковая работа - «Сауна», созданная Лабораторией городской фауны. Художники построили теплицу, где тепло создается за счет охлаждения компьютера, который производит вычисления и добывает криптовалюту. Авторы сделали производство биткоинов видимым и добились того, чтобы информационный процесс можно было почувствовать.

Распад

В одной из комнат второго этажа находится работа Ольги Кройтор. Однажды художница нашла старые диапозитивы, вставила их в проектор и увидела, как они медленно осыпаются из-за тепла лампы. Ольга засняла процесс распада и предлагает посетителям наблюдать за исчезновением образов на фоне облупленных стен завода.

Универсальные желания

Художница Людмила Калиниченко создала инсталляцию из карт желаний, которые люди выкладывали в интернет. Ее работа - психоделическое пространство, где повсюду деньги, секс, успех, здоровье и путешествия. Людмила изобразила коллективное бессознательное и создала место универсальных желаний.

Спальня страха и гендерные коды

На биеннале можно попасть в спальню страха. Художник Александр Образумов воссоздал интерьер спальни, чтобы показать, как синие экраны и привычные предметы вызывают страх и беспокойство. По соседству под музыку группы «Тату» художница Петра Кортрайт исследует эстетику общения и гендерные коды с помощью языка фильтров инстаграма, иконок и видеоэффектов.

Класс

Повсюду работы иностранцев переплетаются с произведениями уральских художников. На некоторые экспозиции вход разрешен только совершеннолетним. Например - в комнату, где фотограф и преподаватель Федор Телков создал класс, в котором парты исписаны грубыми и похабными рисунками и надписями.

2. Университет биеннале

Секция «Технологическая грамотность»

Философ техники Юк Хуэй объяснит, почему цифровая реальность позволяет забыть о марксовом отчуждении от средств производства, а художник Даскин Драм предложит каждому из слушателей поставить себя на место компьютерного сервера и объединиться в сеть.

Воркшоп Герта Ловинка «Что есть „социальное“ в социальных сетях»

Голландский теоретик медиа предложит проанализировать тексты критической теории и социологии о социальных медиа. Семинар подходит тем, кто хочет попробовать «медленное чтение» и свободно говорит на английском.

Секция «Познание требует времени»

Философ и автор трактата «Коинсидентология» Йоэль Регев, философ и эссеист Петр Сафронов, искусствовед Борис Клюшников поговорят о том, куда постоянно уходит время, почему общество порицает прокрастинацию, можно ли жить медленней.

Секция «Эстетика перехода»

Арт-критик Шон Морган, доцент университета Лидса Влад Струков и искусствовед Наталия Фукс поговорят о том, как из цифрового шума художники вырезают прекрасное, как социальные медиа изменили суждения вкуса, как «зум» и «дрэг» перевоспитали зрителя.

Лекция художника Баби Бадалова

Баби Бадалов работает с визуальной поэзией, арт-объектами, инсталляциями и перформансами. Живет в Париже. Принимал участие в XI Биеннале в Кванджу, VI Московской биеннале, параллельных проектах 54-й Венецианской биеннале.

Keynote-лекция Льва Мановича «Искусственный интеллект и визуальная культура»

Эксперт по теории новых медиа объяснит, насколько визуальная культура зависит от искусственного интеллекта и как машины упорядочивают то, что видит пользователь.

Воркшоп Шона Монахана «Помни о мемах»

Двухчасовой семинар от нью-йоркского бренд-аналитика и художественного критика, посвященный конструированию потребительских инсайтов и этнографии социальных сетей. Шон расскажет, как проводить и «упаковывать» качественные исследования (и почему в этом помогает современное искусство) на примере AirBNB и косметики BB Cream.

Воркшоп Льва Мановича «Думая данными»

Вводный семинар для тех, кто хочет узнать, как использовать визуализацию в гуманитарных дисциплинах и журналистике, как связана визуализация с конструктивистскими изысканиями начала 20-х. Эксперт по теории новых медиа объяснит неочевидную связь концептов города-сада и общества данных.

Лекция художницы Анны-Софи Бергер

Она изучала дизайн одежды и трансмедиа в Венском университете прикладных искусств. Живет и работает в Вене и Нью-Йорке. Ее персональные выставки «Новые слова», «Места для борьбы и примирения», «Билборды», «Вечный оптимист», «Почувствуй» появлялись в Италии, Австрии, Германии.

Показ и обсуждение фильма Hyperstition

Фильм посвящен современной философии и применению ее в финансовой аналитике, информационном дизайне, консалтинге и современном искусстве. Показ пройдет на английском языке с русскими субтитрами.

Лекция художницы Таисии Коротковой

Художница окончила Институт проблем современного искусства и Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова. Работы Таисии Коротковой выполнены в технике современной иконописи, причем автор самостоятельно выполняет каждый технологический этап, от подготовки доски к грунтовке до лакировки.

Международный форум «Культура как предприятие»

Форум станет площадкой для агентов, занятых производством, оценкой и коммуникацией культурных продуктов. В форуме примут участие Энди Прэтт, экономист, сотрудничающий с комиссией ООН, куратор и художественный критик Николя Буррио, Ксавье Декто, хранитель Искусства и дизайна в Национальном музее Шотландии, художник и архитектор Лукаш Панцевич и основатель и руководитель Школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной.

3. Маршруты арт-резиденций

На протяжении первой недели автобусы по местам арт-резиденций биеннале будут ходить по будням: они отправляются в 9:00 от Приборостроительного завода. После вернисажной недели маршруты по городам и производственным предприятиям Урала будут открыты только по выходным. Всего для биеннале разработали 59 маршрутов по 25 уральским городам.

Сысерть

Современная Сысерть сохранила память о временах былого заводского величия. Этот маршрут проведет по старой промышленной Сысерти в Сысерть ремесленную и художественную. Гости посмотрят город и побывают на фарфоровом заводе, где до сих пор чайные сервизы расписывают вручную. В рамках программы арт-резиденций художница из Финляндии Ханналеена Хейска сотрудничает с этим предприятием и создает объектно-графическую инсталляцию.

Нижний Тагил

Нижний Тагил - один из самых известных городов Свердловской области и центр уральской металлургии. Здесь сохранился старинный завод, превращенный в заповедник и музей под открытым небом, где можно рассмотреть внутреннее устройство заводов XVII–XIX веков. С ним соседствуют современные предприятия, и в рамках этого маршрута гости побывают на НТМК.

Полевской и Дегтярск

Этот маршрут связан с историей металлургии на Урале: в сохранившейся Северской домне можно будет увидеть, как плавили чугун в середине XIX века, а на Северском трубном заводе - как льют металл в наши дни.

Кыштым

Этот маршрут свяжет воедино историческое наследие и современное искусство. Гости побывают на двух действующих предприятиях, где увидят жидкий малахит и ванну с серной кислотой, постоят на краю графитового карьера и узнают об истории и жизни призаводского горного города. Ближе к вечеру они увидят инсталляцию художника из Швейцарии Руди Десельера, которую он создает в кыштымском «белом доме».

Кыштым и Сатка

Путешествие в Кыштым закончится ночевкой среди гор и озер в эко-парке Зюраткуль, а на второй день гости поедут в Сатку, где действует постоянная резиденция Уральской индустриальной биеннале. В программе - посещение комбината «Магнезит» и экскурсия на Карагайский карьер, глубина которого равняется высоте десяти десятиэтажных домов - 360 метрам.

Верхняя Пышма и Богданович

Этот маршрут охватит два предприятия, с которыми сотрудничают художники программы арт-резиденций. «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме подготовили тележки для инсталляции Гектора Саморы, гости будут искать ответ на вопрос, зачем мы куда-то постоянно едем. Богдановичское ОАО «Огнеупоры» встретит гостей цехом полусухого - такое название носит прессование огнеупоров.

4. Перформанс-платформа

Показ фильма «В поисках потока»

Где: Уральский филиал ГЦСИ

«В поисках потока» - это короткометражный документальный фильм в жанре кинотанец о танцевальном искусстве Екатеринбурга от режиссера Кати Каллио, программного директора старейшего фестиваля кинотанца Loikka в Хельсинки.

Спектакль-перформанс «Огни Урала» о строительстве первых уральских заводов

Когда: 14 сентября, 20 сентября, 11 октября, 12 октября, 18 октября, 31 октября, 7 ноября, 8 ноября, 9 ноября в 21:00

Где: Дворец культуры металлургов Верх-Исетского завода

Site-specific ораторию «Огни Урала» создавали два композитора, написавшие по акту: швейцарец Карло Чичери и Дмитрий Ремезов из России. Текст оратории нашли в архиве начала 30-х годов, а для постановки переработали. В проекте участвуют полсотни музыкантов, танцовщиков театра «Провинциальные танцы», солистов хора и художников.

Гастроли театра Post

Где: Уральский филиал ГЦСИ

Независимую театральную группу основал в 2011 году Дмитрий Волкострелов. В репертуаре театра - спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко, а также первые в России постановки произведений Джона Кейджа, Элвина Люсье и Марка Равенхилла. За неделю гастролей в Екатеринбурге будут представлены спектакли «Джон Кейдж. Лекция о нечто», «Я свободен», «Запертая дверь», «Июль», «Джон Кейдж. Лекция о ничто», «Хозяин кофейни», «Молчание на заданную тему».

5. Специальные проекты

Выставка «Территория авангарда: Большой Урал»

Где: третий этаж Приборостроительного завода

Гости смогут посмотреть на историю авангарда городов Большого Урала как на часть многосоставной и мистической истории края. Выставка создана на основании архивных материалов, изучении семейных архивов и экспедиций. Исследование авангарда раскроет важную черту региона, где желание нового сочеталось с большим числом запретов.

Выставка «Миростроение»

Где: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Проект «Миростроение» открылся в Нижнем Тагиле 12 августа. Он находится на двух площадках. В цехе Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» художники создали «тотальную комнату отдыха» - метафорический памятник труду поколений людей, которые работали и жили здесь на протяжении 300 лет. Вторая площадка расположилась в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. В этом проекте участвовали простые люди, которые не считают себя профессиональными художниками, но при этом занимаются теми или иными видами художественного творчества.

Выставка «Работа никогда не завершается»

Где: Тюменское музейно-просветительское объединение

Название проекта - это перефразированный заголовок произведения художницы Элизы Беннет «Работа женщины никогда не завершается». С помощью вышивки художница бросает вызов представлению о том, что женский труд легкий, и показывает его последствия. На выставке представлены работы Тани Ахметгалиевой, Элизы Беннетт, Анастасии Богомоловой, Алисы Горшениной, Микеле Джангранде, творческого объединения «Куда бегут собаки».

6. Параллельная программа

Выставка «Время собирать»

Где: Музей этикетки типографии «Астра»

Современные охотники за артефактами создали коллекцию для будущего, где каждый предмет массовой культуры характеризует первые десятилетия XXI века.

Выставка industrial Ural

Где:

Художник Сергей Потеряев рассказывает о незаметных местах на карте Урала. Объектив Потеряева исследует огромное во всех смыслах пространство - от бывших моногородов, деревень и исчезающих поселков до центров промышленности и столицы региона - Екатеринбурга.

Выставка «Вечное лето»

Где: Ельцин Центр

Выставка исследует мозаики и сграффито на зданиях 1960–1980-х годов в советском Свердловске и современном Екатеринбурге. Яркие цветные образы разнообразили серый индустриальный пейзаж и отсылали к казавшимся вневременным советскому историческому и культурному наследию. Фотографии Ивана Козлова и комментарии фиксируют функции и статус мозаик и сграффито в современном Екатеринбурге.

Выставка «Будущее прошедшее»

Где: Музей истории и археологии Урала

Выставка «Будущее прошедшее» - это игра слов, игра смыслов и времен, которые переплетаются в пространстве естественнонаучного музея. Выставка предлагает посмотреть на себя через призму будущего и тем самым лучше понять свое настоящее и прошлое.

Концерт Pincode Ensemble «Минимализм»

Где: Центр культуры «Урал»

На концерте будет звучать музыка как классиков жанра, так и произведения композиторов, созданные под влиянием минимализма. Прозвучат произведения Майкла Наймана, Арво Пярта, Олега Пайбердина, Алексея Шмурака, Филиппа Гласса и других.

Выставка «Интимность в четырех действиях»

Где: Фотографический музей «Дом Метенкова»

Проект молодой британской художницы Лидии Кононенко, посвященный изучению влияния эмоций на изменение выражения лица. Она разбирает «беседу с другом» или «разговор с любимым» на мельчайшие поведенческие коды и представляет их набором контролируемых действий, которым можно научиться.

Проект «Музей: включенное наблюдение»

Где: Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Это серия прогулок по музейным залам, где зрители должны будут сконцентрировать внимание на своих ощущениях и эмоциях, вызываемых пространством, средой и экспозициями, а затем зафиксировать эти реакции и возникшие мысли с помощью заметок, рисунков, фото- и видеосъемки, а также аудиозаписей. Результаты необычной коммуникации с музеем будут представлены на итоговой выставке проекта в декабре.

Выставка A Posteriori*

Где: Ural Vision Gallery

Художники Aljoscha, Илья Федотов-Федоров, Глеб Скубачевский, Даша Кудинова, Е-мое, Виталий Барабанов разрушат границы между биологическим и техногенным, цифровым и материальным, природным и культурным и будут искать новые эстетические формы и типы восприятия.

Выставка «Между усталостью: к новым формам жизни»

Где: Дворец культуры железнодорожников

Сейчас между работой и отдыхом больше нельзя провести черту - она размыта коммуникацией, которая становится основой современного производства. В быстром потоке жизни появляются усталость и тревога, ощущение заброшенности и депрессия. Художники и социологи будут искать ситуацию, где личное время и способность коммуникации не будут отчуждаться, где общение будет служить только личному и коллективному опыту.

Выставка «Кампус»

Где: Екатеринбургская академия современного искусства и Центр культуры «Орджоникидзевский»

Исследовательская выставка посвящена истории здания, в котором сегодня находятся Екатеринбургская академия современного искусства и Центр культуры «Орджоникидзевский». С момента постройки это пространство пребывало в состоянии вечной смены своих имен, идентичностей или архитектурно-социальных функций. Построенная по принципу живого рассказа, выставка выявит и осветит основные опорные точки жизни этого памятника архитектуры.

Выставка «Набор для выживания»

Где: Фонд «Культурный транзит»

Молодые художники часто сталкиваются с цензурой или актами самоцензуры и вынуждены искать способы выражения с помощью тонких и концептуальных методов. «Набор для выживания» - результат полугодовой работы турецких и российских художников над произведениями, объединенными темой тонкого искусства.

С 14 сентября по 12 ноября в Екатеринбурге пройдет 4 индустриальная биеннале, тема которой обозначена как «Новая грамотность». Мы уже писали об одном из главных интеллектуальных событий биеннале - симпозиуме . Сегодня речь пойдет о параллельной программе - в этот раз составят 23 мероприятия и выставки из Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Кургана и Полевского, а также два виртуальных проекта. Рассказываем, что и где смотреть в нашем городе.

Выставки параллельной программы биеннале уже начали открываться, и первой стала «Время собирать» в музее этикетки типографии «Астра». Участники этого проекта — коллекционеры — буквально собирают время: выставка отражает российскую историю XIX - XXI веков в брендах и товарных знаках. Посмотреть можно до 20 октября по адресу ул. Шефская, 2г-4.

Следом, 31 августа, в «Доме Метенкова» (ул. Карла Либкнехта, 36) открылся «(Пост)индустриальный Урал» Сергея Потеряева. Проект состоит из 11 серий фотографий, связанных с Уралом и личным переживанияем автора этого места.

В этом же музее с 15 сентября будет показан проект молодой британской художницы Лидии Кононенко — «Интимность в четырёх действиях» . Он посвящен изучению того, как влияют эмоции на изменение выражения лица. В каждой части этого перформанса события вроде беседы с другом или разговора с любимым разложены на мельчайшие поведенческие коды и предстают набором контролируемых действий, которым можно научится под руководством художника. Обе экспозиции продлятся до 29 октября.

С 7 сентября началось «Вечное лето» — фотовыставка Ивана Козлова в Ельцин Центре (ул. Бориса Ельцина, 3), посвященная мозаике и сграффито на зданиях Свердловска в 1960-1980-е годы и в современном Екатеринбурге. Такое искусство помогало создавать эстетическое пространство города в условиях массовой индустриальной застройки. Посмотреть эти фотографии можно до 8 октября.

12 сентября пройдут сразу два события: С 12 по 24 сентября консалтинг-группа «BZMST и партнеры» на Горького, 17 проведет несколько встреч для увлеченных изобразительным искусством. В рамках мероприятий кураторы проекта и их гости обсудят работы художников и поразмышляют о сущности современного искусства. Так же запланированы тренинги с интересными заданиями и упражнениями, направленные на создание художественных сообществ.

В этот же день в 21:30 в здании Приборостроительного заводы (ул. Горького, 17) покажут постановку Пермского Центра городской культуры «Техника молодежи» . Советская утопия, наивная и дерзкая мечта о светлом и фантастическом будущем, которое описывали в одноименном журнале. «Техникой молодежи» зачитывались несколько поколений молодых людей, и, по его материалам можно рассмотреть историю страны через призму истории смелых технических проектов.

Не обойдётся и без музыкальных событий: 14 сентября в Центре культуры «Урал» резиденты «Другого оркестра» Pincode Ensemble представят программу « Минимализм » : прозвучит музыка не только традиционных представителей этого жанра, но и тех, на чье творчество он повлиял.

В этот же вечер откроется ещё одна выставка: «Между усталостью: к новым формам жизни» в ДК Железнодорожников (ул. Челюскинцев, 102) — об изменениях характера работы, коммуникации и отдыха. Кураторы и участники проекта ищут возможность утопического взгляда: социальное воображение, где общение будет служить только личному и коллективному опыту; где не будет ни работы, ни отдыха, а искусство перестанет служить развлечению.

«Шпалерную развеску» продемонстрируют на ул. Пушкина, 12 в фонде «Культурный транзит» с 15 сентября. Там же 6 октября откроется выставка «Набор для выживания» , которая затрагивает вопросы непрямого социополитического высказывания в художественной практике в Турции и России.

С 15 сентября по 15 октября в рамках проекта «Музей: включенное наблюдение» от Екатеринбургского музея изобразительных искусств пройдет серия прогулок по выставочным залам, в ходе которых посетителям нужно будет записать, зарисовать или заснять свои ощущения, эмоции от нахождения в музейном пространстве. Итоги такого необычного эксперимента будут показаны на выставке в декабре.

Выставка-квест «Будущее Прошедшее» будет проходить в Музее истории и археологии Урала (пр. Ленина, 69/10) с 16 сентября по 1 октября. Здесь можно будет найти и изучить возможные археологические находки завтрашнего дня. «Современное для нас искусство завтра станет «наследием», привычные вещи - «предметами старины», и даже, возможно, само человеческое тело в его нынешнем состоянии - набором атавизмов для человека будущего. Выставка даст посмотреть на себя через призму будущего и так лучше понять своё настоящее и прошлое», — говорят авторы.

16 сентября Ural Vision Gallery представит выставку A Posteriori / От последующего . Здесь тему биеннале рассмотрят как инструмент анализа взаимоотношений природы и медиа-культуры, первичного и современного. Произведения российских и зарубежных авторов, в том числе и масштабную инсталляцию украинского художника с мировым именем Aljoscha в авторском стиле «биоизм», можно будет увидеть до 3 декабря по адресу ул. Шейнкмана, 10.

В рамках проекта «Кампус» , который запускается 4 октября в ЕАСИ и ЦК «Орджоникидзевский» (ул. Красных Партизан, 9), гости смогут посмотреть архивные и недавние фотографии Екатеринбургской академии современного искусства, принять участие в круглом столе на тему «Как научиться современному искусству?» и увидеть результат преображения двора академии, за которое ответственны ее студенты.

Завершающим в параллельной программе станет синтетический перформанс «Степень свободы» . Всё происходит в пространстве, заполненном автоматически управляемыми дронами. Они образуют структуру, которая отзывается на движения перформера. Такое действие отсылает к новым машинам, еще не изобретенным. Проект «Степень свободы» метафорически исследует бытие человека и машин вместе, опираясь на имеющиеся представления о будущем. Увидеть можно в Музее Архитектуры и Дизайна УралГАХУ, ул. Горького, 4а.

Подробнее обо всех событиях можно узнать на сайте Уральской биеннале современного искусства

ЕКАТЕРИНБУРГ, 13 сен — РИА Новости. Четвертая Уральская индустриальная биеннале, развернувшись в старом здании бывшего секретного Приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга, исследует "новую грамотность" и смешение индустриальных революций. Посетителям предстоит узнать, можно ли обогреть теплицу с помощью биткоинов, рассказать о сталинской пятилетке с помощью знаков и как создать звуковую карту Урала.

Уральская индустриальная биеннале — это один из крупнейших региональных международных художественных проектов в России. Раз в два года она разворачивается в крупных невыставочных пространствах Екатеринбурга и городах Свердловской области. Так, первая и вторая биеннале проходили на территории типографии "Уральский рабочий", а третья впервые рассказала о гостинице "Исеть" — уникальном памятнике конструктивизма. Биеннале исследует промышленную историю региона не только как наследие, но и как актуальную практику Урала, интегрируя ее при помощи современного искусства в мировой художественный контекст.

Экспозиция основного проекта четвёртой Уральской индустриальной биеннале представлена на площади более 6,5 тысячи квадратных метров в бывшем здании Уральского приборостроительного завода в самом центре Екатеринбурга. География масштабного проекта включает в себя 27 городов, привлекает свыше 70 художников из 23 стран, задействует 20 площадок по всему Уралу в параллельной программе. Протяженность маршрутов программы арт-резиденций составляет 19 тысяч километров.

Секретный завод

Как рассказала куратор Анна Литовских, здание Приборостроительного завода, где разместился основной проект биеннале, несмотря на то, что находится в самом центре города, никогда не привлекало местных жителей. Изначально старое здание завода строили под библиотеку, однако в начале 1940-х сюда перевезли приборостроительный завод, и уже к началу 60-х завод построил еще одно здание, где и расположилась выставка.

"Здесь было засекреченное производство, и никто из работников до конца не знал, что здесь происходит. Допустим, токари выпиливали одну деталь, и не понимали, частью какой большой машины она является. Здесь производилось военное оборудование, детали для ракет и все измерительные приборы для советских и российских самолетов", — уточнила она.

По словам куратора, позже в 90-е годы на заводе стали производить аппараты для искусственной вентиляции легких, но в двухтысячные все производство было перевезено в другой город.

Четыре революции

Куратор биеннале Жуан Рибас отметил, что в пространстве Приборостроительного завода, который был построен во время второй индустриальной революции, встречаются люди, которые пережили третью революцию и переходят в четвертую. "Именно поэтому выставка начинается фильмом Братьев Люмьер — это самый первый фильм, начало движущегося кино, в котором изображен завод, из которого выходят женщины. Идея того, что мы заходим на этот завод, делая что-то другое, свидетельствует, что способы работы изменились", — пояснил он.

Темой биеннале этого года стала "Новая грамотность". Она раскрывается в трёх ключевых метафорах, на которые опирались художники при создании экспозиции: "Изображение как свидетель/Капиталистическая хореография/Сопротивляющееся слово".

Так, следуя метафоре "Капиталистическая хореография", основной проект смешивает эти революции, демонстрируя разные виды физического и интеллектуального труда через работы художников. Например, фильмы про уральских рабочих или горняков золотоносной шахты на самой высокой точке в Перу соседствуют с инсталляцией художницы Пилвы Такала, которая один месяц работала в большой консалтинговой фирме, ничего не делая, без компьютера, телефона и ручки, и засняла это на видео.

Также прямо в здании завода построили теплицу, в которой растут растения, однако тепло в ней производится за счет транзакций по биткоинам. "То есть этот виртуальный процесс делается видимым, его можно ощущать, он помогает природе расти. Это очень важно, потому что информация важна для нашей жизни, но ты не можешь ее понюхать, потрогать, только приблизиться. Например, мы называем ее облаком", — подчеркнул Рибас.

Цифра против реальности

Материальное и виртуальное постоянно конфликтуют друг с другом, что отражается в метафоре "Изображение как свидетель". В пространстве завода транслируются видео с танцем рук и людей, которые воспроизводят движения обитателей нового цифрового века — стук пальцев по клавиатуре, их движение по тачскрину. Но одновременно инсталляция Федора Телкова воспроизводит хорошо знакомую всем классную комнату с партами, на которых ученики намертво вырезали похабные слова, картинки и нелицеприятные комментарии в сторону учителя.

Как пояснил Рибас, этот проект отражает мысль, что, несмотря на цифровую революцию, слово и изображение все еще существуют рядом с нами и стереть их не так просто, как фотографию с телефона. Также несколько проектов биеннале посвящены тому, как изображения могут стать свидетелями того или иного события и стать легальным доказательством того или иного факта.

В то же время, раскрывая метафору "Сопротивляющееся слово", биеннале демонстрирует, как наш язык постепенно адаптировался под новые требования времени. Причем это началось гораздо раньше цифровой революции. Это ярко демонстрирует проект Отто Нейрата, который еще в первой половине 20-го века озадачился проблемой того, как донести какую-то важную информацию для тех, кто не умеет читать, с помощью знаков. Его работы можно назвать предтечей эмодзи. "Очень интересно, что его приглашали приехать в Советский Союз в 30-е годы, чтобы объяснить пятилетку в картинке для безграмотных людей. Именно это мы здесь и демонстрируем", — отметил куратор.

Соль, графит и уголь

Одновременно в проекте "Арт-резиденции", который открывает художникам и посетителям двери в закрытые производства и заводы региона, можно в полной мере ощутить всю суть Урала. Так, в одной из комнат можно собрать свой звуковой ландшафт региона, включая те или иные звуки — от щебета птиц до работы заводских машин — на специальном приборе. Другое помещение наподобие песочницы засыпано розовой солью.

"С соли начинался Урал, и она стоит у наших истоков. Эта калийная соль сейчас достается из шахты, которая раньше была Пермским морем, так что там до сих пор можно увидеть ископаемые и ракушки. Я это видела своими глазами", — рассказала куратор Евгения Чайка.

Другим источником вдохновения для художников стала медь и детали, похожие на волны, которые производились на одном из уральских заводов. Как рассказал создатель инсталляции "About the heaviest wave" Руди Десельер, когда он увидел эти детали, ему пришла в голову идея повесить их на длинные медные проволоки, которые бы резонировали и создавали бы необычную мелодию.

Еще одно наследие Урала — древесный уголь, которым топили заводы и на производство которого ушли уральские леса. С помощью него созданы граффити в одном из помещений, а художница Татьяна Ахметгалиева для своих рисунков использовала другой важный для региона материал — графит.

"На Урале находится крупнейшее в России месторождение графита. И в этой инсталляции сюжеты взяты из посещения художницей предприятия по переработке графита, а рисунки выполнены карандашом, сделанного уральского графита", — пояснила куратор.

14 сентября открылась 4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В этот раз проект был осуществлен с особым размахом: помимо основной выставки, исследовательского и специальных проектов, были также подготовлены маршруты арт-резиденций, знакомившие гостей биеннале с уральским индустриальным наследием, был запущен Университет биеннале, включавший в себя обширную программу лекций, ридинг-групп и дискуссий с участием известных российских и западных теоретиков. Не говоря уже о внушительной параллельной программе. Куратором основного проекта стал Жоан Рибас, а тема выставки была обозначена как «Новая грамотность» и посвящена визуальному и дискурсивному исследованию четвертой индустриальной революции в сфере информации и коммуникационных технологий.

Лейли Асланова : Прежде всего меня, влюбленную в Урал, индустриальная биеннале современного искусства привлекала своей географией. С особым удовольствием я мониторю художественную сцену Екатеринбурга: меня впечатляет профессионализм и кругозор местных акторов, в том числе и художников. Хотя последние, возможно, в силу своей осведомленности нередко грешат использованием общих мест и демонстрацией прописных истин, но чаще всего они героические, этичные, заразительные в своем чувстве свободы.

В отличие от большинства жителей регионов, екатеринбуржцы, кажется, лишены комплекса провинциальности. Локальное арт-сообщество не воспринимает город как транзитную зону, стараясь мыслить стратегически, чтобы качественно трансформировать среду. Вспомним инициативы кураторов Наили Аллахвердиевой и , которые ещё в начале нулевых годов первыми стали выводить современных художников из «гетто мастерских и галерей» на улицу в рамках паблик-арт фестивалей «Длинные истории Екатеринбурга», между делом воспитав целое поколение молодых художников, например, таких как .

Уральская индустриальная биеннале Алисы Прудниковой также находится в логике изменения и развития города, региона.

Состряпанной основную экспозицию 4й уральской индустриальной биеннале не назовешь. Собрана «Новая грамотность» убедительно и смысловые параллели куратора Рибаса найдены. Начиная с классического фильма Братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики «Люмьер» (1895) и текстовой инсталляции «Работа» группы « » из Нижнего Тагила, в которой манифестируется новая судьба бывших производственных территорий, таких как приборостроительный завод, ставший местом проведения выставки. Продолжая линиями интуиции и адаптации телесного поведения в условиях современности, а также визуальной поэзией. Только внутренний двор с работами уличных художников и этаж с итоговой выставкой программы арт-резиденций вносят сумбур, так как «влипают» в основной проект и делают необъятной экспозицию на заводе для однократного посещения. Но разве это претензия, когда с самого начала речь идёт о выставке на 6 тыс. кв метров?! И я закрываю на это глаза из-за нежнейшей звуковой инсталляцией, которая представлена среди проектов резидентов. Ее название About The Heaviest Wave (2017), а автор - Руди Десельер из Швейцарии.

Ярый отклик в экспозиции основной площадки у меня вызвали проекты «Испарение Конституции Российской Федерации» (2017) творческого объединения « », который работает на фатальном и медитативном эффекте, какой бывает разве что у неисправного сантехнического смесителя, и экстремальная иммерсивная практика для объемных легких под названием «Аэробика протеста» от краснодарской группировки « ». Отмечу, что питательной почвой для постижения этих двух высказываний случилось либеральное перевозбуждение от посещения Музея Бориса Ельцина. Сценография музея и представленная хроника событий, происходивших на пути к утверждению демократических основ, вызвали во мне смешанные чувства - чувства бессилия и необходимости мобилизоваться для сопротивления посягательству на свободу в обстановке, когда у правящей верхушки своя «новая грамотность», которая позволяет пренебречь основными законами государства.

И, черт возьми, на контрасте с лощеным Ельцин Центром бывшее здание приборостроительного завода сразу вызвало у меня депрессивный приступ. Кинематографичная обшарпанность лофта в 2017 году кажется уже аллергеном. Целесообразность и экологичность ревитализации подобных территорий мне известны. Но не в этом случае: для бывшего Приборостроительного завода биеннале - это последний хайп приговоренного к сносу. В этой связи приобретает глубину работа Тимофея Ради на крыше здания, которая представляет собой конструкцию из неоновых букв, складывающихся в вопрос: «Кто мы, откуда, куда мы идём?». Текст, сначала прочитанный мной как ловкая кураторская рифма к постерам «Трюизмы» (1978-87) Дженни Хольцер, вдруг стал созвучен ощущению дезориентации в сумраке наших дней, когда согласно недавнему завету ещё одного отечественного гения, режиссёра Бориса Юхананова, необходимо совершать действия «по выработке автономного света».

4-я Уральская индустриальная биеннале. Работа Евгении Мачневой в программе арт-резиденций. // Анна Марченкова

Сергей Гуськов: Мне всегда казалось, что Уральская индустриальная биеннале - это случайность. Ну не может что-то масштабное и при этом не стыдное так долго существовать и не испортиться в тех условиях, в которых мы живем уже лет 15, а то и больше. Но несмотря на все трудности, обусловленные экономическими реалиями и решениями больших начальников, биеннале выстояла. И что самое важное, была признана как важное событие теми самыми большими начальниками. Закрывать они ее явно не собираются, хотя еще в 2012 году, когда проходило второе издание выставки, не сомневались в необходимости проведения биеннале разве что сами сотрудники Уральского филиала ГЦСИ, то есть, те, кто непосредственно занимался ее организацией. И, может быть, пара сотен фанатов этой инициативы из художественной тусовки. Тогда же следующая биеннале была отодвинута еще на один лишний год, поскольку внимание и бюджеты были сосредоточены на Московской международной биеннале молодого искусства, которая на тот момент совпадала по годам с Уральской. С тех пор много воды утекло, ГЦСИ стало частью РОСИЗО, начальники поменялись, жители Екатеринбурга, а также руководство города и региона обратили внимание на событие, проходящее раз в два года в центре России.

29.09.12

И наконец, фокус на «индустриальность» стал медленно, но верно трансформироваться во что-то другое. Все-таки невозможно все время говорить именно о прошлом, наследии и о том, как с ним работать. По большому счету, тема была закрыта во время первого издания, которое делали , и Давид Рифф. Но она все еще нависала заметной тенью над второй и третьей Уральской биеннале. Однако тогда кураторы - и Яра Бубнова, и Ли Чжэньхуа, и Бильяна Чирич - старательно уводили весь этот городской и исторический фон в какие-то иные истории - как мне кажется, к неудовольствию организаторов. Хотя, возможно, я и ошибаюсь. Нынешняя, четвертая биеннале, конечно имела некоторые отсылки к слову «индустриальный». Например, куратор основного проекта Жуан Рибас, отвечая на вопрос, что означает тема «Новая грамотность», сообщал, что это «язык четвертой индустриальной революции». Но на мой взгляд, это была всего лишь дань вежливости по отношению к биеннале и дипломатичный жест, рассчитанный на руководителей ГЦСИ-РОСИЗО и Свердловской области. Уход в другие темы - это хорошо. Вот у кураторов должна быть своя линия, которую они гнут из проекта в проект, а у биеннале должна быть стройная организация и гибкость по отношению к тем, кто приходит делать основную программу.

Подбор художников у Рибаса был довольно смелый. В списке участников были совсем разнородные персонажи, многие не то что друг с другом за один стол не сядут, но просто даже друг на друга не посмотрят. Тем не менее этот рискованный союз заработал, так как куратор, как мне показалось, предложил несколько экспозиционно-тематических лейтмотивов. Причем он не стал делать как кураторы «Гаража» на триеннале - каждой теме по закутку. Нет, история про сегодняшние языки, сюжет о побочных эффектах и свойствах сегодняшней коммуникации, меланхоличные рассказы о прошлом, застрявшем в настоящем, и глава о предыстории «новой грамотности» - все это проходило через выставку, переплетаясь и пересекаясь, сталкиваясь и даже враждуя, но не отделяясь друг от друга в раздельных залах. Что особенно ценно в стране, где экспозицию мыслят больше дискурсивно, то есть как рассказ, как литературу, а не как пространственное выстраивание связей. Надеюсь, посетившим нынешнюю Уральскую биеннале деятелям, ответственным за выставки, что-нибудь да запишется на подкорку.

19.09.12

Конечно, на 4-й Уральской биеннале имеется несколько работ, которые не то чтобы главные, но в некотором роде ключевые для понимания, о чем вообще эта выставка. Это крайне минималистичное, уже классическое видео американской художницы Ивонн Райнер «Ручное кино » (1966) - по-настоящему визионерское произведение, которое сегодня видится совсем в ином свете, нежели 50 лет назад, когда оно было создано. Танец руки, который предвосхищает наше гаджетное настоящее. Кроме того, это группировка « » с проектом 2015 года, который за прошедшее с тех пор время назывался и «Протестной аэробикой», и «Аэробикой протеста», а теперь просто «Аэробикой». Неважно. Главное, как они разыграли этот перформанс с виртуальным подниманием транспарантов и заламыванием рук на открытии биеннале вместе с тренером Светой Исаевой, без которой такого драйва они бы не достигли (видео этого действа обещали повесить в углу, записанном за «ЗИПами»). Ну и последняя работа из ключевых - сногсшибательный фильм «Музей закрыт» (2004, по-английски даже круче название - «No Show ») голландца Мелвина Моти про Эрмитаж, откуда во время блокады эвакуировали произведения искусства. Но вообще там много чего хорошего можно увидеть, огромное число качественных работ. Кураторских непопаданий всего пара штук, типа газеты Aperto , которая при всем уважении к ее создателям смотрелась там как-то чужеродно. В остальном - успех!

Ирина Кудрявцева: Уральская индустриальная биеннале силами ее создателей стала крупнейшим международным проектом в области современного искусства в уральском регионе. Эта выставка нужна всем: ее ждут зрители, к ней готовятся художники и кураторы, на нее делают ставку местные чиновники. Пристальное внимание к Уральской биеннале проявляют и скептики, которых, по моему ощущению, с каждым годом становится меньше. Главным очевидным завоеванием проекта на протяжении семи лет его существования оставались способность и готовность представлять местный специфический контекст в рамках многосоставной международной выставки. Для первой биеннале (2010) этим козырным акцентом стали специальные проекты, реализованные на действующих предприятиях Екатеринбурга, зрителей зачастую привлекала сама уникальная возможность посетить реальные заводы и, в качестве приятного бонуса, увидеть искусство более или менее удачно взаимодействующее с производственной средой. Из этого опыта в 2012 году в структуре биеннале появилась целая программа арт-резиденций, последовательно развивающая коммуникацию художника-завода-зрителя. В рамках третьей биеннале (2015) наиболее удачными и успешными оказались исследовательский проект, посвященный месту проведения выставки - гостинице «Исеть» (часть конструктивистского комплекса «Городок чекистов»), а также спектакль-променад «Пролом», рассказывающий историю скитаний чекиста в загробном мире. Таким образом, основные проекты первых трех биеннале, собранные приглашенными кураторами, часто оставались лишь в поле внимания и оценки профессионального зрителя. Что в случае «Ударников мобильных образов » (кураторы Екатерина Деготь, Давид Рифф, Космин Костинас) и «Самое себя глаз никогда не видит » (куратор Яра Бубнова) было досадно. Четвертое издание уральской индустриальной биеннале во многом изменило эту логику. Выставка Жоана Рибаса «Новая грамотность » максимально обращена к зрителю, прислушивается к его потребностям и оберегает внимание. Этот обволакивающий каждого посетителя эффект создается строгой логикой экспозиции, заявленной уже во вступительном стейтменте куратора, удачной компоновкой произведений, вызывающей естественную последовательность общего рассказа о революции информации, вещей и, в конечном итоге, людей.

Несмотря на заявленный в этом году небывалый масштаб проекта (к биеннале подключились не только города Свердловской области, но и соседние регионы - Челябинская, Тюменская области и Пермский край), а также уникальную практику 59 экскурсионных маршрутов , биеннале, набрав значимый вес и статус, начинает проявлять тенденцию к централизации. Площадка Уральского Приборостроительного завода, вместившая в себя Основной проект, итоговую выставку программы Арт-резиденций, исследовательские проекты, Симпозиум и Образовательную программу приобрела негласный статус «уральского ВДНХ», где все достижения современного искусства собраны под крылом биеннале.

Как успешный и амбициозный проект индустриальная биеннале инструментализируется политикой и бизнесом. В чем заинтересованы и сами организаторы международного проекта, инициировавшие в этом году в партнерстве с Благотворительным фондом В. Потанина форум «Культура как предприятие ». Вдобавок к этому официальные и неформальные визиты губернатора на площадку выставки, ставшие доброй традицией и совпавшие с предвыборной кампанией.

Уральская индустриальная биеннале год от года удивляет и поражает тем, насколько проект каждый раз становится более зрелым, мощным и пугающе всеобъемлющим. В этой красоте и масштабе обязательно предательски наступает ностальгия по андеграунду первых фестивалей Арт-завод (2008-2009), из опыта которых «выросла» в свое время биеннале. Но обратного пути нет.







4-я Уральская индустриальная биеннале. Основная экспозиция и проект арт-резиденций. // Анна Марченкова

Мария Сарычева: Во время первой уральской индустриальной биеннале я жила в Уфе. И мне, и моим друзьям всегда казалось, что в Екатеринбурге происходит что-то потрясающее: мы ездили туда на вечеринки и концерты, мы ездили туда за событиями. Когда мы узнали о том, что в Екатеринбурге проходит «биеннале», мы поняли, что культурный разрыв между нами и Екатеринбургом никогда не будет преодолен. Появление этого слова в лексиконе локальной художественной сцены казалось абсолютно недостижимым. Зависть к развитой художественной инфраструктуре Урала по сравнению с Башкирией так меня никогда и не оставила.

Четвертая биеннале стала для меня первой биеннале из всех индустриальных, и сразу же - постиндустриальной. Я пропустила все размышления по поводу заводского наследия Урала и оказалась в контексте уже сформировавшейся биеннале. Поэтому выход за пределы Екатеринбурга и экспансивная модель развития кажутся мне совершенно логичными. Биеннальный комплекс - точно такой же индустриальный комплекс, который со временем расширяется: филиалы создают филиалы. Учитывая потенциал тиражирования практик уральской биеннале, работникам выставочной индустрии есть смысл сконцентрировать свое внимание на новых моделях коммуникации со зрителем, продемонстрированных в этом издании выставки: будь то возможность зрителя позвонить на мобильный телефон уральским художникам и услышать описание работы, проговоренное самим художником, или же программа медиации, успешно осуществляемая вот уже в четвертый раз. Помимо этого, биеннале становится катализатором большого количества новых для уральского контекста опытов: будь то масштабная программа резиденций под кураторством Жени Чайки или же создание архива зинов, собиравшихся на основе опен колла по всей России.

Да, выбор художников был безупречен. Да, Жоан Рибас проделал «грамотную» кураторскую работу. Да, все то, что нужно проговорить, было проговорено. Я рискую превратиться в персонажа, который всегда и везде говорит «это недоступно», но для меня «новая грамотность» уральской биеннале, к сожалению, не состоялась: посещение выставки вместе с глухим другом было осложнено отсутствием субтитров. Нет, это случается не только на индустриальной биеннале - это случается практически на всех выставках современного искусства, но почему-то в связи с этой выставкой было особенно обидно, наверное, потому что речь шла о «ликвидации безграмотности», а пора бы уже говорить о «ликвидации механизмов, создающих безграмотность».

4-я Уральская индустриальная биеннале. Проект арт-резиденций // Анна Марченкова

Александр Буренков: Размышляя о кураторском подходе, общем художественном решении биеннале как главного культурного события не только Екатеринбурга, но всего Уральского региона, а также послевкусия, которое от нее остается, на язык приходит слово «глыба» – невозможно не впечатлиться ее амбициозностью и масштабами (спецпроекты в городах Свердловской, Челябинской и Тюменской области, а также Пермского края, 19 000 километров общей длины всех 59 маршрутов программы «арт-резиденции»), грубостью и прямолинейностью поставленных вопросов, а также методов их решения – чего стоит одна лишь работа Тимофея Ради «Кто мы, откуда, куда мы идем?», написанная неоновыми трубками фраза, установленная на крыше Приборостроительного завода прямо над основным проектом биеннале. Кажется, как можно в центре довольно отсталой в технологическом плане страны с ресурсной экономикой на голубом глазу говорить о пост-индустриальном обществе и осмыслять проблемы предстоящей 4-ой индустриальной революции? В другой ситуации это могло бы выглядеть пошло или наивно, но в случае с Уральской биеннале это звучит по-уральски «четко», с умением смотреть в суть вещей и артикулированно делать убедительные высказывания, не теряясь в провинциализме и звуча по-настоящему глокально, в унисон с мировым художественным и биеннальным дискусром. Кажется, никто больше в российском современном искусстве не способен так грамотно и по делу рубить с плеча, что не может не вызывать уважения.


Текст:

В старый приборостроительный завод, расположенный по адресу Горького, 17 вдохнули новую жизнь. Вместо рабочих станков, налаженного производства и трудящихся там теперь огромное арт-пространство. На территории завода сейчас развернулась 4-я Уральская индустриальная биеннале (выставка современного искусства).

Четвертая биеннале носит название «Новая грамотность». Прошлые её версии были посвящены переходу от индустриального общества к информационному. «Новая грамотность» же затрагивает тему недалекого будущего и изменения всех сфер жизни общества.

Сама биеннале состоит из нескольких частей - это основной проект, куратором которого является португалец Жоан Риббос, итоговая выставка программы «Арт-резиденция» под покровительством Жени Чайки. Также существует программа специальных проектов, связанных с индустриальной тематикой. Одним из этих проектов является работа Тимофия Ради «Кто мы, откуда, куда мы идем». Кроме того, структура биеннале включает в себя перфоманс-проекты, параллельную программу, университет биеннале, интеллектуальную платформу и образовательную программу.

Четвертую индустриальную биеннале открывает работа братьев Люмьер «Выход рабочих с фабрики». Этот исторически первый фильм встречает гостей не случайно: биеннале располагается на бывшем заводе, гости выставки в него заходят, а рабочие из немого кинофильма его покидают. Таким образом, рождается некий символизм действий. Что-то наподобие «вечного двигателя».

Прямо напротив люмьеровского фильма расположена работа Алексея Каллима «Спартаковская площадь». Здесь автор фантазирует на тему возможного будущего реально существующей московской площади, добавляя ей красок и яркости.

Проект арт-группы ЖКП необычен тем, что художники воссоздали здесь копию своего гаража, который находится в Нижнем Тагиле. Именно в этом небольшом, но творческом пространстве и рождались их художественные идеи. Интересно, что аббревиатура ЖКП не имеет точной расшифровки, она каждый раз находит новое значение. Из последней версии, ЖКП означает «Жизнь Как Перфоманс».

«Доска почета» - работа художника Павла Отдельнова. На стене представлены фотографии, сделанные в 30-х годах прошлого века рабочими производственных газет. Художник с точностью отразил на доске фотокарточки из газет того времени. Можно заметить, что есть фотографии и без лиц. Выглядят жутковато, но именно так фотографии этих люди были напечатаны в газете.

С «Доски почета» на нас смотрят рабочие завода Дзержинска, который позднее был закрыт, а всех рабочих с него распустили. К слову, среди этих изображений присутствует и фотография бабушки художника.

Также Павел Отдельнов выставил на биеннале свои картины, выполненные красками. «Слава труду и науке» изображает тот же Дзержинский завод, работников которого мы увидели на «Доске почета». Здесь важно то, как художник демонстрирует процесс захватывания природой оставленного людьми пространства. Мы видим, как на крыше уже не действующего завода проросли березы, ржавчина прокрыла железные трубы, а площадка у завода заросла так, что подобраться к нему теперь не так-то просто.

Художница Александра Паперно родилась в Москве, но в 13 лет вместе с родителями переехала в США, где получила образование в Академии современного искусства. На четвертой Уральской биеннале Александра представляет интереснейшую работу под названием «Об устройстве сна шестой пятилетки».

Проект Паперно имеет прямую историческую отсылку: в 1955 году была принята шестая пятилетка, в рамках которой разрабатывались проекты, позволяющие удешевить жилье. Рациональный план регулировал площади квартир с точностью до сантиметра. Высчитывалось, сколько свободного пространства понадобится человеку, чтобы он мог развязать шнурки, раздеться или умыться.

Сейчас современным людям такой подход к проектированию жилья может показаться странным и немного диковатым. Поэтому Александра создает проект хрущевской квартиры, изображая на стенах расчеты архитекторов того времени и показывая, что жить «по сантиметрам» вполне реально.

Арт-проект «Испарение конституции Российской Федерации» от творческого объединения «Куда бегут собаки» располагается в части с отметкой «18+".

Здесь посетитель наблюдает за тем, как на большом экране стирается текст российской Конституции. Через сложную инженерную конструкцию исчезнувшие буквы преобразуются в воду, а затем капли падают на утюги, отстукивая на азбуке Морзе текст Конституции.

Цель данного процесса - передать информацию через пар. А вот какова основная идея - каждый должен понять для себя сам. Это может быть расценено как буквальное испарение, обесценивание текста Конституции. А может быть понято иначе: вместе с паром, исходящем от утюга, мы буквально вдыхаем и впитываем в себя слова главного документа Российской Федерации.

Крайне интересная и занимательная работа Четвертой уральской биеннале - «Универсальные желания» Людмилы Калиниченко. Художница собрала «карты желаний», которые люди выкладывают в интернет в качестве визуализации и создала комнату с универсальными желаниями. По всему периметру маленькой комнаты отражены самые «популярные» мечты людей: здесь и богатство, и красота, и сексуальные желания, и желание самореализации.

Посреди комнаты художница установила пирамиду (отсылка к пирамиде потребностей Маслоу). Таким образом, базовые потребности и желания человека расположены внизу, чем выше становится пирамида, тем возвышеннее становятся человеческие желания, отраженные на стенах комнаты.

Федор Телков, представивший свой проект «Простые признания», является не только художником, но и преподавателем в ВУЗе. Собственно, его работа как раз связана с университетом. Федор в одной из комнат бывшего завода воссоздал обычную университетскую аудиторию. Но главный смысл его идеи кроется не в обстановке, в которой оказываются посетители выставки, а в реальных рисунках студентов, оставленных на партах.

Как рассказывал сам художник, на этих партах отражено «бессознательное» молодых людей. То, с чем они сталкиваются, обдумывают, переживают, перерабатывают в своей голове и после передают это через рисунки.

Арт-резиденция, куратором которой является Женя Чайка - результат проекта, который она разбила на полгода. Вообще, арт-резиденция - это место, куда привозят художника из другой страны, он в ней начинает жить и воспроизводить ту реальность, в которую попал через свои работы. В данном проекте художников привозили на завод, где они общались с рабочими, наблюдали за производственными процессами и позже отражали увиденное в своих работах.

В итоговой арт-резиденции представлена работа швейцарского художника Руди Десельера. Особенность его художественных проектов заключается в том, что он исследует звуки через инсталяции. На биеннале он представляет необычную работу, позволяющую «услышать голос меди».

Ханналеена Хейска - художница из Финляндии. Её работа, выставленная в арт-резиденции, была придумана и сделана под влиянием сказок уральского писателя П. Бажова. Материалы, с которыми Ханналеена работала - уголь и фарфор.

Нина Бисярина сотворила настоящее болото с плавучим островом в пространстве арт-резиденции. На дальней стене проецируется мультфильм, который погружает нас в то место, которое воссоздает Нина. Арт-объект сопровождается звуками и запахами, что создает у посетителей чувство, будто они действительно находятся в настоящем болоте.

Это лишь малая часть того, что можно увидеть на бывшем приборостроительном заводе. Биеннале «захватит» вас на несколько часов. Но это время, несомненно, будет крайне интересным и познавательным!

Стоимость полного билета на единоразовое посещение в течение 1 дня - 400 рублей. Стоимость льготного билета на посещение в течение 1 дня (студенты, пенсионеры) - 200 рублей. Стоимость абонемента на безлимитное посещение Площадки Приборостроительного завода - 2 000 рублей.

За предоставленную информацию благодарим экскурсовода Четвертой уральской индустриальной биеннале Асю Максимеченко.

Фото: Елена Елисеева, Алена Скользина.