Интересно, а что значит быть культурным и цивилизованным человеком? Цивилизованность цивилизованный человек

Различия людей по степени очеловеченности

История Человечества

Цивилизованный человек отличается от нецивилизованного тем, что различает и признает как государственную, так и частную , и общинную (групповую) формы собственности. Причем под собственностью ее субъекта им понимается любой предмет (от куска хлеба или циновки до участка земли, сталелитейного комбината или авторства), на который не может предъявить закрепленные в законе данного государства юридически обоснованные права другой субъект (индивид, группа, государство).

В сфере общественных отношений цивилизованный человек руководствуется как своим нравственным чувством, основанным на разуме, так и конституционным правом.

Установленное в государствах (стоящих на пороге цивилизации) разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, то есть расширенным производством и сбытом вещей, идей, услуг и их эквивалентов в виде ценных бумаг, служит хотя и необходимым , но не достаточным, условием зрелого товарного производства и базисом гражданского общества.

Так же необходимым , но не достаточным основанием цивилизованного общества служит признание им на уровне государственных институтов права частной собственности для любого гражданина (но не любого человека ).

Варвар также признает общинную , государственную и частную формы собственности. Он даже способен понять и принять принцип гражданства ("демократии" Древней Греции или в США до войны Севера и Юга). Однако, варвар в отличие от цивилизованного человека отождествляет в качестве возможных предметов собственности вещи и людей , в то время как цивилизованный человек дифференцирует их , признавая за любым человеком его правосубъектность .

В тех же случаях, когда частная собственность на людей прямо не декларируется варваром, собственность на людей может осуществляться и в виде государственной собственности на них (государственное рабовладение при коммунизме, социализме, фашизме). Поэтому для того, чтобы приобщиться к собственности(в том числе и на людей) ,внутри "своего" социума при государственном рабовладении от варвара требуется или как можно более глубоко, путем "делания" карьеры, внедриться в соответствующие структуры, исподволь присвоив возможность распоряжаться ею, или осуществить государственный переворот.

Дикарь в своих притязаниях на чужое добро ограничен только общинным правом, мистифицированным физическим страхом перед родовыми культовыми запретами (равно - воровским законом в уголовной среде), или физической силой других членов первобытной общины (равно - воровского клана). Он не понимает , а поэтому и не признаёт государственного и, тем более, частного права . Ему свойственен такой образ жизни: выследить, присвоить , и, если он коллективист, - поделить добытое «по справедливости».

Ментальность среднего российского человека

В настоящих заметках нас интересует то, как формируется цивилизованный, то есть, признающий и защищающий институт частной собственности на предметы, человек.

В нашем государстве при господстве коммунистов многие годы внедрялся варварски понимаемый коллективизм, не приемлющий права частного владения. Нас убеждали и родители, и государство, что мы должны признавать приоритет государственного (монархического или олигархического) права над интересами подданных - членов семьи, а интересы семьи (её взрослых членов) над интересами их "крепостных" - детей. Не случайно было широко распространено мнение, согласно которому не приличествовало детям иметь материальную заинтересованность в работе и учебе. В жизни же всечасно практиковалось пренебрежение нашим желанием неотъемлемо владеть чем-либо. Такое желание квалифицировалось как свидетельство жадности, эгоизма, собственнических "инстинктов".

"Жадным" при этом оказывался как раз тот, у кого можно было фактически безнаказанно отнять его предмет, "эгоистом" -тот, по отношению к кому и осуществлялся грубый произвол, а "собственником" - тот, по отношению к кому поборник варварского или дикарского коллективизма, если ему заблагорассудится, применял грубый "экс".

Никто при этом не замечал, что отнимающий демонстрировал, таким образом, свою реально присвоенную им возможность распоряжения не принадлежащими ему объектами.

Описанное не противоречит тому, что родители и патерналистское государство по своему "любили" своих "сыновей, дочерей" и могли задаривать их иногда сверх всякой меры.

Однако, в припадке "праведного гнева" и те, и другие могли лишить своих детей - подданных всего "даденного» им доселе. На казённом языке это называется - "конфискацией имущества".

Читатель, наверное, уже потерял терпение. "Где же тут педагогика? - вопрошает он, - всё только о психологии, социологии, да политологии».

Отвечаем. Так как педагогика представляет, по существу, технологию воспитания, то мы, прежде чем приступить к непосредственному предмету наших рассуждений, посчитали необходимым обосновать их цель. Ведь педагогические средства, которые мы ищем, должны соответствовать поставленной цели.

Педагогический изъян среднего российского человека

В данном случае, целью, достойной наших усилий, выбрано формирование у маленького человека уважения к собственности другого лица. Посмотрим, как это делалось в обычной российской советской семье.

Тут случилось чрезвычайное происшествие. Мальчик восьми лет украл у товарища отличную игрушечную машинку. Родители в ужасе: "Неужели в нашей семье растет вор?" - причитают они. Мама - дипломированный педагог - принимает экстраординарное решение, достойное А. Макаренко, - убирает все игрушечные машинки, которые так любит и бережет ее сын, и сообщает ему, что отныне он будет играть только ворованной. Решение строгое, но справедливое ли? Отнюдь! Что становится очевидным для ребенка? А то, что он получил возможность убедиться, в том, что как он проявил неуважение к "праву" другого на собственность, так и его мама проявляет неуважение к его собственности, чем и подтверждает его правоту. "Мы - квиты " - думает мальчик. "Побеждает сильнейший и хитрейший! Тот прав, у кого больше «прав», силы или хитрости". Таким образом, выводы, к которым неминуемо приходит ребенок в такой ситуации, ни в коем случае не в пользу уважения к праву другого лица на что-либо. "Чужое нельзя брать просто потому, что за это ругают, наказывают и даже могут конфисковать моё имущество", - думает ребенок, - а не потому, что это следует из уважения к интересам другого, подобного мне".

Таким образом, навязывается следующая моральная норма: "Делай другому то, что он делает тебе", а не такая: "Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы он сделал тебе - "Золотое правило этики".

Я уверен, что в данной семье и прежде не раз нарушались фундаментальные права ребенка в отношении предметов его игр, быта и учебы. Выбрасывались вопреки его желаниям найденные им "сокровища", сломанные, но по прежнему милые его сердцу игрушки, в качестве наказания запрещалось играть в игры, находящиеся в его пользовании, читать его собственные книги.

Когда же родители вдруг обнаружили, что ребенок неопрятен и неаккуратен со своими вещами, может при удобном случае "слямзить" приглянувшуюся ему вещь или бесстыдно оспаривать ее у своих братьев, сестёр, или приятелей, родители приходят в праведное негодование и восклицают: "И в кого он такой уродился? Мы всегда учили его аккуратности и честности?"

Полноте, уважаемые! Для того, чтобы сформировать цивилизованного человека, необходимо, во всяком случае, воспитывать его в условиях цивилизованных отношений . Кто же не принимает в расчет принципа обратных связей, универсального закона взаимоотношений в мире, действующего вне зависимости от того, знаем мы об этом или не знаем, то есть объективно, - тот рано или поздно получает этой самой "принципью" по голове. Вот и вся педагогика. Кстати, к своему стыду, я и сам был некогда таким горе - воспитателем, и, наверное, уже успел наломать дров. Единственное мое утешение в том, что - слава разуму и совести - теперь подобных благо подлостей я совершать не намерен.

"Экс" - термин времен русских революций начала 20-го века. От фр. "экспроприация" - принудительное изъятие чьего-либо имущества, а по существу - грабёж.

Данный материал - переработанная в 2002 году статья из бюллетеня "Обратная связь" (Москва, орган группы "Обратная связь", №5, 1992, с.с.5-7).

Абатуров И.Н.

Научный руководитель: д. фс. н., профессор Мельник В.И.

ГОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург

Разделение общества на цивилизованных и нецивилизованных людей, как уже отме­чалось, было связано с отделением умственного труда от физического.

Нецивилизованный человек также участвовал в творении цивилизации, даже если он не осознавал этого. Рабство выступало двигателем науки, культуры и искусства, поскольку рабы своим трудом давали господину время на изучение и творческое переосмысление интеллектуального наследия ци­вилизации.

Живучесть рабства поражает: современные исследования отмечают сохранение руди­ментов работорговли вплоть до XX в. Расцвет античной цивилизации был бы невозможен без порабощения огромного числа представителей варварских и примитивных обществ.

Рабство развивалось в рамках очень интересного социального феномена - патерна­лизма. Термин патернализм происходит от латинских слов pater, paternus, которые означают соответственно «отец», «отцовский». Долгое время это понятие в СССР практически не употреблялось. Мы не находим упоминаний о патернализме в толковых словарях, в частности в том, что был издан под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой в 80-е гг. XX в. Если этот термин и встречался в специальных советских словарях по общественным наукам, то обычно его трактовали как чужеродное понятие. Вот одно из таких определений. «Патер­нализм... идеологическая доктрина и практика монополистической буржуазии, направленная на то, чтобы отвлечь рабочих от классовой борьбы, внедрить в сознание трудящихся идеи “социального партнерства” и классового мира, побудить рабочих добровольно повышать производительность и интенсивность труда на капиталистических предприятиях».

Нет термина «патернализм» и в недавно изданном «Толковом словаре русского языка начала XXI века», основанного на детальном анализе современной литературы и публици­стики. Сегодня лишь отдельные толковые словари содержат это понятие. Так, в «Боль­шом толковом словаре русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова это слово имеет сле­дующие значения: «1. Опека, покровительство крупных государств более мелким государст­вам или колониям. 2. Покровительство, опека старшего младшему». В «Большом словаре иностранных слов», вышедшем в 2005 г. повторены почти без изменений оба вышеупомяну­тые значения термина «патернализм» и добавлена третья трактовка этого слова: «Система дополнительных льгот на предприятиях за счет предпринимателей с целью улучшения от­ношений с сотрудниками».

Даже в настоящее время понятие «патернализма» в отечественных общественных науках не прижилось. Как отмечает Н.В. Шушкова «для отечественных обществоведов тема патернализма остается маргинальной. Можно говорить о том, что термин “патернализм” в российской социальной науке имеет статус скорее служебный или метафорический, но не концептуальный».

Но если социальная сторона патернализма все же исследуется, то аксеологический ас­пект этого явления в России остается практически неизученным. А ведь патернализм это не только социальное и политическое явление, но и особая система ценностей, которая лежит в рамках цивилизованности. Скорее всего, невнимание к аксеологической стороне патерна­лизма вызвано тем, что в отечественных общественных науках постсоветского периода во­просам морали, этики, духовности современного российского социума внимания уделялось мало.

Это было связано во многом с тем, что понятие «общественная мораль» автоматически ассоциировалось с такими явлениями, как идеология, идеологический диктат, которые были неприемлемы для ученого, который демонстративно порвал с социализмом.

Истоки патернализма лежат в природной сущности человека: многие животные забо­тится о своем потомстве или приемных детенышах (феномен «маугли»). Однако подлинный патернализм сформировался только у человека, став важным элементом цивилизованности. Если обратиться к классификации А. Маслоу, то оказывается, что патернализм направлен на удовлетворение потребности в безопасности, которая включает в себя желание зависимости, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Патернализм на практике означал как раз та­кую опеку над зависимыми людьми, которая избавляет их от забот о завтрашнем дне, по­скольку основную часть решений проявляет «патер» - господин. В исследованиях, посвя­щенных рабству можно встретить утверждения, будто рабовладельцы «занимали патернали­стскую позицию по отношению к своим рабам». В принципе, можно согласиться с таким суждением.

В процессе дифференциации общества патернализм, как уже отмечалось, формиро­вался параллельно со становлением аристократии, как правящей социальной группы. Мы уже отмечали, что патернализм был первым проявлением аристократизма в отношении под­чиненных, поскольку он позволял избегать обострения социальных противоречий. Нами уже подчеркивалось и то, что патернализм выполнял охранительную функцию по отноше­нию к цивилизованности, поскольку обеспечивал существование представителей определен­ных занятий.

Итак, в создании цивилизации участвовали как цивилизованные, так и нецивилизо­ванные люди. Прослойка цивилизованных людей могла осуществлять свою деятельность только благодаря присвоению труда нецивилизованных индивидов, которое оправдывалось патерналистской политикой по отношению к ним. Патернализм принудительно удовлетво­рял, хоть в грубой, даже жестокой манере, потребность нецивилизованных индивидов в безопасности.

Список литературы

1. Alpers E.A., Hopper M.S. Parler en son nom? Comprendre les temoignage d’esclaves africains originaires de l’ocean Indien (1850 - 1930) // Annales. Economies, Societes, Civilisations. 2008. Vol. 4. P. 799 - 828.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. 20-е изд. М., 1988.

3. Политэкономический словарь. М., 1972. С. 207.

4. Толковый словарь русского языка начала XXI века / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.,

5. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2000.

6. Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. М., 2005. С. 489.

7. Шущкова Н.В. Патернализм как социальный институт в переходном обществе. Ав­тореферат дисс... канд. социол. наук. Пермь, 2003. С. 7.

8. Confino M. Servage russe, esclavage americain. Annales. Economies, Societes, Civilisations. 1990. Vol. 45. № 5. Р. 1122 - 1123.

9. Абатуров И.Н. Аристократизм как элемент цивилизованности российских предпри­нимателей // IV международные Стахеевские чтения: Материалы научной конференции. - Т. 1. Елабуга, 2009. С.36 - 43.

10. Абатуров И.Н. Патернализм как элемент цивилизованности в прошлом и настоя­щем // Актуальные проблемы образования и воспитания в современной России. Межвузов­ский сборник студенческих и аспирантских работ. Вып. 14. Екатеринбург, 2009. С. 98 - 106.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный).

Цивилизация – это социальная форма движения материи обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (словарь). Цивилизационная теория была популярна в мировой науке полвека назад, на сегодня она находится в кризисном состоянии. Как внешнее отражение Мировой Цивилизационный кризис на планете.

Понятие Цивилизации – можно толковать с позиции Философского, научного, культурно-исторического, экономического определения, которое затрагивает любые моменты нашей жизни, но с точки зрения Мудрого устройства Домом (ИДИВО) . В целом это любая форма движения материи, которая направлена на реализацию целей Отца этой Цивилизацией, в движение материи (биологической) как развитие человечества в целом. А так же движение окружающей среды, в которой живёт цивилизация и всё человечество, которая поддерживает развитие человека.
Цивилизация постоянно находится в развитие. Цивилизация как форма развития человечества вместе с окружающей средой.
Окружающая среда – это природа, социальная общественная, экономическая, политическая (идеология).
Цивилизованность и Цивилизация предполагает постоянный эволюционно направленный вектор развития.
Задача Цивилизации – это взращивание, развитие человечества, воспитать человечество подобное Отцу, стандартами Метагалактики на данный момент восьми проявлено. Явить Истину Отца в целом и Истину Отца каждым человеком и всем человечеством. Каждый человек с точки зрения Отца имеет перспективное предназначение стать со Творцом с Отцом,

Что значит быть цивилизованным человеком?

Это значит быть человеком, развитым с точки зрения Отца, встроенным в окружающую среду развивающий собой и вместе с другими эту среду.
Прежде чем стать цивилизованным человеком Отец формирует в начале нас как человека отстроенного по новым 256-ричным стандартам. Те люди, которые понимают, что они будут воплощаться в следующий раз, и они этой жизнью обеспечивают условия следующего своего рождения и такого человека можно назвать ответственным за свою жизнь.

Синтезное определение, что такое Цивилизация ИДИВО .

Это вариант движения материи человечества в синтезе с саморегулируемой Метагалактической материи. Нацеленной на реализацию эпохальных задач Изначально Вышестоящего Отца (ИВО).
Цивилизация охватывает всё человечество и проблема в том, что не большая группа людей Служащих организовать цивилизацию не может, но каждый человек может быть тем маленьким росточком той будущей цивилизацией.
Цивилизация предполагает развитие новой идеологии человека.
Цивилизация требует профессионального подхода к жизни человека и не только в профессии. Она должна охватывать разные направления деятельности человека.
Метагалактическая Цивилизация – это совершенно новое явление Отца.
В основе новой Цивилизации ИДИВО Отец заложил новое учение под названием . Цивилизация на планете развивается Метагалактикой восьмого проявления и называется Цивилизацией Истины , Цивилизации Творцов. Истина читается обратно как Нить Синтеза. Есть Истина у Отца, а мы люди как клеточки Отца несём маленькую часть Истины несём, реализуем собой и своей жизнью.
Самым лучшим вариантом донесения учения Синтеза как новых Основ жизни, стандартов, законов, правил, новых целей цивилизации будет партийная деятельность в направлении

Мир не стоит на месте и развивается. Однако в любые времена существвовали определенные рамки и ограничения, которые человек просто обязан соблюдать. Именно поэтому сейчас хочется разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком.

Немного о терминологии

Как известно, начинать разбираться в вопросе нужно с определения основных терминов. В чем же состоит различие, или все-таки существует общность понятий "цивилизованный" и Нужно отметить, что версий существует несколько.

  1. Термины «цивилизация» и «культура» рассматриваются как синонимы, неотделимые друга от друга понятия. В данном контексте цивилизация определяется уровнем развития общества, его культурных традиций.
  2. Термины «культура» и «цивилизация» являются противостоящими друг другу. Об этом любил рассуждать еще Так, согласно его мнению, культура - это нечто нравственное, то, что заложено в человеке. А цивилизация требует от человека только лишь внешнего соблюдения общепринятых человеческих правил сосуществования в обществе.
  3. Весьма интересно мнение О.Шпенглера о Так, он рассматривает культуру как нечто циклическое. И когда культурное развитие общества достигает своего пика, то есть цивилизации, происходит деградация и угасание. И культура сменяется.
  4. Н.А.Бердяев утверждал, что культура - это что-то индивидуальное, особенное, присущее определенной группе людей. А вот цивилизация - это повсеместное и самое обычное явление, которое может повторяться во многих обществах.

То есть, можно сделать вывод, что это термины точно взаимосвязаны друг с другом, независимо от той теории, которая их рассматривает.

О людях

Подобная ситуация возникает и в том случае, если надо разобраться, что значит быть культурным и цивилизованным человеком. Опять же, так как нет единого мнения насчет данных терминов, то и определиться с обозначением культурного или цивилизованного человека очень сложно. Тут многое зависит от того общества, в которое интегрирована личность. То есть в одной социальной группе нормальными могут быть одни действия и высказывания, в то время как в иной они полностью неприемлемы. Такое, к слову, часто встречается, если сравнивать развитых стран и африканских диких племен.

Культура человека

Но все же: что значит быть культурным и цивилизованным человеком в обычном европейском обществе? Это значит - придерживаться тех норм и правил, которые были ранее приняты. К слову, одни могут уходить в небытие, другие - возникать. К примеру, сегодня уже никто не здоровается, приподнимая шляпу. Зато, увидев знакомого человека, нужно вынуть наушники из ушей, чтобы поздороваться.

Также надо отметить еще и то, что понятие «культура человека» тесно связана с термином «образованный человек». То есть личность должна быть духовно богатой. Это начитанные люди, которые стараются развиваться и учиться, независимо от места работы, социального принадлежности или наличия высшего образования. Человек может не иметь вузовского дилома, но быть богатым духовно.

Примеры культурных людей

Если группе людей задать вопрос «что значит быть культурным и цивилизованным человеком?», в ответ можно услышать множество самых разных мнений. Для одного культурный человек - это тот, что не мусорит на улице. Другой же выдвигает к личности более широкие и глубокие требования. Но все же можно постараться выделить и рассмотреть примеры культурного и цивилизованного человека.

  • Это они уважительно относятся даже к незнакомцам.
  • Культурный человек также должен быть в меру эрудированным.
  • Постоянное обучение и познание чего-то нового - отличительная черта культурного человека.
  • Культурный человек придерживается правил сожительства в обществе. То есть не сорит на улицах, поддерживает порядок дома и в родном городе.

Некультурным же человеком называют того, кто не соблюдает данных правил и является асоциальной личностью.

Цивилизованность как качество личности – способность соответствовать существующему уровню духовности, нравственности, развития науки и техники, образования, материальной и духовной культуры.

Молодой индеец приходит к вождям и обращается к ним с речью, в которой призывает их отменить прозвища: — Что это за пережитки прошлого? Мы должны стать цивилизованной нацией! Главный вождь обращается к другим вождям: — Что скажешь ты, Быстрый Олень? — Нет, я считаю, что мы должны сохранить традиции отцов и дедов. — А ты, Соколиный Глаз? — Я тоже против, потому что это отличает нас от бледнолицых. Главный вождь вновь обращается к молодому индейцу: — Ты услышал мнения вождей, так что иди и подумай еще, Грязная Задница, нужны нам прозвища или нет.

Женасказала мужу: — Давай разведемся цивилизованно, как все люди: тихо — мирно. Так нет же, приехал пьяный, с тремя порванными гармонями, толпой друзей, цыганами и фейерверком.

Цивилизованный человек тот, кого можно без колебаний делегировать в другие цивилизации, зная, что не подведёт, не ударит в грязь лицом. Представьте, отправляем на другую планету человека энциклопедических знаний, то есть обогатившего свою память знанием всех богатств, которое выработало человечество, великолепного практика, но, в тоже время непорядочного, низкого, словом, насквозь порочного. В праве он, являясь порочной личностью, получить мандат цивилизованного человека, достоин ли представлять на другой планете всех живущих на Земле людей?

Цивилизованность – это способность видеть общее в единичном, различном. Цивилизованный человек в совершенстве владеет языком сердца. Его религия – это религия любви. Любая духовная традиция – это религия любви. Сектанты и религиозные фанатики считают, что их Бог самый лучший. Кто так не считает, подлежит уничтожению. Бог один, имён у него тысячи. Если человек идёт к Богу, для цивилизованного человека безразлично, какой дорогой он к Нему идёт.

Философ Вячеслав Рузов утверждает: «Мы не должны искать различия, мы должны общее искать. Есть два критерия цивилизованности: в чем они? Первое: человек должен становиться мягче, и второе: он должен видеть общее в различном. Это самое главное. И мы должны с каждым разом становиться все более цивилизованными, мы должны из каждой ситуации учиться становиться мягче и учиться видеть общее в различиях. Что нужно в семье? В семье нужно чтобы люди были с мягкими сердцами и чтобы они видели общее в различиях. Потому что в семье – два разных человека. И если мы в семье не увидим общее в различиях, то мы так и будем современной семьей, так и не поняв друг друга. Это сейчас называется ядерная ячейка общества. Если мы это сможем решить на уровне семьи, то мы сможем это решить на уровне общества. Если мы сможем это решить на уровне общества, мы сможем это решить на уровне религии, дальше сможем решить на уровне государств, на уровне всего мира можем решить. Вот это есть цивилизованность. У нас сейчас идет деградация. Мы делимся, делимся, делимся: страны делятся, семьи делятся, есть желание страну разделить, всё разделить, всё по частям разорвать. Это деградация, цивилизованность – это умение быть вместе, умение любить друг друга, умение видеть общее в развитии, вот это цивилизованность».

Какими качествами личности должен обладать человек, достойный представлять где бы то ни было человеческую цивилизацию?

Во-первых, он должен быть образован, то есть способен проявлять на практике гармоничное единство хороших качеств личности с обязательным минимумом жизненного опыта, специального образования, культуры и эрудиции. Он способен постоянно взращивать в себе разум, самостоятельно решать проблемы, опираясь на знания, ставшие частью его жизненного опыта.

Во-вторых, это должна быть целостная личность, то есть, способная поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённой от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способной отдавать и принимать любовь.

В-третьих, делегатом от земной цивилизации может быть гармоничный человек, способный жить без внутренних конфликтов, в унисоне души и разума, обеспечить оптимальную слаженность физической, социальной и духовной сторон жизни между собой и внешним миром.

Философ Н.В. Мотрошилова пишет: «Цивилизованный человек – обязательно труженик и созидатель. Варвар же не просто пренебрегает созидательным трудом, но в любой момент готов разрушить, испоганить то, что создано природой и накоплено историей. Цивилизованный человек стремится овладеть новейшими средствами, достижениями труда, его организации, наиболее эффективными трудовыми навыками и знаниями, перенимая таким образом опыт других людей. Он обдумывает, проектирует, прогнозирует, критически осмысливает и постоянно совершенствует свою деятельность… Итак, добротный, эффективный, созидательный, умный, квалифицированный труд, уважение к труду и гордое самоуважение к себе как к труженику, собственнику – первая группа признаков, отличающих цивилизованного индивида. Вторая группа признаков, отличающих цивилизованного человека от варвара, связана с отношением к свободе, достоинству, ответственности – как своих собственных, так и других индивидов, стран, народов. Третья группа признаков, отличающих цивилизованного человека, может быть отнесена к условиям, в которых он трудится и отдыхает, общается с другими людьми, а также к стилю его поведения. Его отличает от варвара, в том числе и погрязшего в дикости современного варвара, также стремление и умение обустроить свою повседневную жизнь: чистота, удобство, комфорт повседневной жизни, нужны ему как воздух».

Кроме того, цивилизованный человек – это, прежде всего, уважительность к людям любой расы и национальности. В годы Великой Отечественной войны фашисты кичились своей цивилизованностью. Славян они вообще за людей не считали и от большой «цивилизованности» не стыдились при женщинах и детях справлять естественные надобности. То есть люди других национальностей – дикари, варвары, а они неизвестно с какого перепугу – оплот цивилизованности. В отличие от лже цивилизованных фашистов «русские варвары, — как пишет Валерий Токарев, — врывались в кишлаки, аулы, стойбища, оставляя после себя города, библиотеки, университеты и театры».

Когда «цивилизованные» знатные парижанки ходили в Версале по-большому под ближайший куст, оставляя «мины» для влюбленных, а мужчины при всех мочились в камин, в каждой «нецивилизованной» российской деревне, в каждой семье был нужник и баня. Никто, как в Европе, в окно помои не выплёскивал. В отличие от вонючих парижанок, не расстававшимся с блохоловками и находившими спасение заглушить свой телесный смрад духами, российские женщины были чистыми и ухоженными. В Европе древесина дорогая, вот и ходили немытые, неподмытые и вонючие. Годами не мылись, но не забывали кричать на весь мир о своей цивилизованности.

Людовик XIV, король Франции боялся воды. За всю жизнь доктора смогли убедить Его Величество принять ванну лишь дважды или трижды. Он предпочитал пудриться ароматными порошками и протирать лицо тряпочкой, смоченной спиртом. Когда на ноге короля развилась гангрена, стоившая Людовику жизни, он не пустил к себе врачей и не дал даже помыть больную ногу.

Генрих IV, король Франции издавал своеобразный звериный запах. Он очень любил охоту, и, возвращаясь с очередной из них, не утруждал себя помывкой или маскировкой запаха одеколоном. Любовница часто говорила королю, что от него разит падалью. Его вторая жена буквально искупалась в духах, чтобы без отвращения провести с королем брачную ночь.

Петр Ковалев 2014 год