Проект по русскому языку "Я и моё имя". А люди им пользуются. Выбор формы презентации. Подготовка презентации

«Тайна имени» исследовательский проект по русскому языку.

Участники проекта : ученики 4 «А» класса.

Руководитель проекта :

учитель начальных классов Новокрещенова О.В.


  • Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который не похож на всех остальных, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.

Проблема:

  • Почему детей называют такими именами?

Проблемные вопросы:

  • Что означают наши имена?
  • Знаем ли мы историю своего имени?
  • Знаем ли мы выдающихся носителей своих имён?

Цель:

  • Раскрыть тайны имён.

«Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна» (А. Бобров)


Алина

В переводе с латинского означает «другая, чужая». Имя звучит очень мягко и заманчиво, но не стоит обманываться. Алины очень раздражительные, капризные, упрямые и дерзкие. Они не терпят замечаний, и все должно быть только так, как они захотят.


Алина

Ризаева Алина,

ученица 4 «А» класса

Алина Погосткина, скрипачка

Алина Кабаева, гимнастка

Алина Дунаевская, певица


Виктория

Имя Виктория произошло от латинского слова «Victoria», означающего «победа». Такое же толкование дают и этому имени. Добрая, влюбчивая, крайне нерешительная и застенчивая особа, но с сильной волей и мужским складом ума.


Виктория

Виктория,

королева Великобритании

Ляпина Вика,

ученица 4 «А» класса

Виктория Дайнеко, певица

Виктория Толстоганова, актриса


Анастасия

В переводе с греческого языка означает «возвращение к жизни». Очень доверчива, добра и совсем незлопамятна. Маленькая девочка Настя очень любит сказки, у нее хорошо развито воображение, она умеет придумать и игру, и забаву.


Анастасия

Шептухина Настя,

Замятина Настя,

ученица 4 «А» класса

ученица 4 «А» класса

Анастасия Заворотнюк,

Анастасия Волочкова,

актриса

балерина


Даниил

В переводе с древнееврейского означает «услышанный богом». Нетороплив в суждениях, но решителен в действиях, хорошо развито воображение, легко приспосабливается ко всем переменам.


Даниил

Чумаков Данил,

ученик 4 «А» класса

Даниил Козловский, актёр

Даниил Страхов, актёр

Даниил Бернулли, физик


Екатерина

Греческое имя, означает «чистота». Катерина уже ребенком - себе на уме. Она запаслива и чуть жадновата. Катя самолюбива, болезненно переносит чье-то превосходство, стремится дружить с теми, кто составляет «элиту» класса, пользуется силой или авторитетом. Обладает нерешительным характером.


Екатерина Гусева, актриса

Григорова Катя,

ученица 4 «А» класса

Екатерина

Екатерина II,

российская императрица

Екатерина Андреева, телеведущая


Марина

Происходит от латинского «маринус» – морской. Марина – очаровательная, таинственная, свободолюбивая и своенравная личность, умеющая свои эмоции подчинять рассудку (особенно в том случае, когда это сулит ей выгоду). Она тщеславна и эгоистична, рассудительна и расчетлива, что помогает ей строить блестящую карьеру.


Григорова Марина,

ученица 4 «А» класса

Марина

Марина Цветаева, поэтесса

Марина Мнишек, русская царица

Марина Могилевская, актриса


Артур

Происходит от валлийского «art–ur», переводимого как «чёрный медведь». Это человек, не утруждающий себя повседневными хлопотами. Он всегда найдет того, кто будет делать все вместо него. Импозантен и амбициозен. Стремится к спокойной обеспеченной жизни. Умело уходит от конфликтов, переживает разыгравшуюся бурю. Интроверт. Живет в глубинах своего мира.


Артур

Мустаев Артур,

ученик 4 «А» класса

Король Артур

Сэр Артур Конан Дойл,

писатель

Артур Смольянинов, актёр


Матвей

Имя Матвей в переводе с древнееврейского означает «дар Яхве» или «дар Божий», а по некоторым другим сведениям «божий человек». Матвей имеет твердые нравственные принципы и живет в согласии с ними. Он честен, лишен честолюбивых планов, ему чужд карьеризм. Не любит выделяться из толпы, чрезвычайно скромен. Тихо, терпеливо делает свое дело. Бывает, у Матвея вдруг просыпается боевой дух, и тогда он все готов смести на своем пути! Однако не успеет труба дать отбой, как мгновенно успокаивается и возвращается на прежнюю спокойную стезю .


Матвей

Вяткин Матвей,

ученик 4 «А» класса

Матвей Блантер,

Советский композитор

Матвей Ганапольский,

журналист

Матвей Мельников, певец


Илья

Илья - русская форма древнееврейского имени Илия, означающего «Яхве - мой Бог», «сила божья», «крепость Господня», «верующий». Илья – мягкий, добродушный, открытый, но при этом сильный духом и волевой человек, который уверен в себе. Он всегда готов к диалогу, поскольку уважает чужое мнение и старается ко всему происходящему относиться максимально объективно. Легко находит общий язык с людьми.


Илья

Шептухин Илья,

ученик 4 «А» класса

Илья Резник, поэт-песенник

Илья Авербух, фигурист

Илья Олейников, актёр


Заключение

Какие бы имена мы не носили, что бы не предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся весёлыми и добрыми. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

«Не имя красит человека, а человек имя».

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: ЭТИМОЛОГИЯ

Когда на Руси появились имена, которые мы носим? У имён, как и у всех слов в языке, - своя биография, история, судьба. Собственные имена людей являются объектом изучения специальной лингвистической дисциплины, которая носит название антропонимика (от греческих слов anthropos - человек и опота - имя). Истории собственных имён, их происхождению и употреблению посвящены многие исследования и книги. Существуют и специальные словари русских личных имён.

Наши имена, которые мы привыкли считать исконно русскими, такие как Иван, Андрей, Пётр, Александр, Мария, Татьяна, Елена, Анна и другие, и которые составляют основу современных русских имён, пришли на Русь из Византии в конце X века вместе с принятием христианства и обрядом крещения. Эти имена разные по происхождению: греческие, латинские, арабские, древнеиудейские и другие. Все они были канонизированы церковью, то есть внесены в святцы - в церковный календарь имён.

Известно, что имена собственные произошли от имён нарицательных. Канонические имена в тех языках, из которых они взяты, имели своё значение, были понятны тем, кто их носил. Вот, например, значение некоторых греческих по происхождению имён:

Александр - защитник людей;
Алексей - защитник, помощник;
Андрей - мужественный, храбрый;
Анфиса - цветущая;
Арсений - мужественный;
Василий - царственный;
Евгений - благородный;
Екатерина - чистая;
Зоя - жизнь;
Макар - счастливый;
Раиса - лёгкая;
Татьяна - устроительница, учредительница.

Имели свой смысл и латинские имена:

Валентин - здоровый, сильный;
Виктор - победитель;
Виталий - жизненный;
Иннокентий - невинный;
Константин - постоянный, стойкий;
Максим - самый большой;
Наталия - родная;
Павел - маленький.

С течением времени в составе христианских канонических имён произошли значительные изменения. Одни из них совсем исчезли из обихода (такие, как Феогнид или Елезвой), другие - были оттеснены своими производными формами. Например, бывшие разговорные варианты Сергей, Алексей стали официальными именами, а старые формы Сергий, Алексий остались лишь в церковном лексиконе. И только сравнительно небольшая часть старых христианских имён сохранилась до наших дней без существенных изменений: Константин, Анатолий и другие.

Были у русских людей свои имена и до принятия христианства, которые непосредственно происходили от слов русского языка. Они делились на 2 группы: так называемые "низшие" (для простого люда) и княжеские. Имена первой группы могли указывать на какой-то внешний признак или черту характера человека: Молчан, Буян, Первуша (рождённый первым), Третьяк (третий ребёнок или сын в семье). Иногда имена возникали в результате переноса на человека названий растений и животных: Волк, Заяц, Берёза. В такого рода переносах проявлялись языческие, мифологические представления древних славян-язычников. С принятием христианства эти имена постепенно перешли в разряд прозвищ и сохранились в таких фамилиях, как Волков, Зайцев, Молчанов, Третьяков и т. п.

Что касается княжеских имён, то они возникали на русской почве, но в основном носили общеславянский характер: Будимир, Ярослав, Владимир, Всеволод. Многие из этих имён сохранились до наших дней вместе с другими старорусскими или общеславянскими именами, например: Любим, Вера, Ванда, Людмила.

К древнеславянским по происхождению христианским именам в более позднее время прибавились имена, заимствованные из западноевропейских языков. Например, такие: Артур, Изольда, Жанна, Марта, Эдуард. Процесс заимствования имён из других языков продолжается и сейчас.

Имена могут отражать целые исторические эпохи. В качестве примера можно привести русские имена, появившиеся после Октябрьской революции 1917 года. В первые же месяцы существования советской власти в нашей стране был подписан декрет об отделении церкви от государства. Теперь официальная регистрация новорождённых происходила не в церкви, а в загсах. Родители выбирали ребёнку имя по своему желанию и вкусу, а не в строгом соответствии со святцами, как это было принято раньше. Тогда-то и появились так называемые "новые" имена. Родители хотели, чтобы их дети носили имена, в которых запечатлелась бы революционная эпоха, имена вождей. Появились такие имена: Октябрина, Ноябрина, Тракторина, Баррикада, Шестерёнка, Трудомир, Сталина (в честь Сталина), Вилен (в честь Владимира Ильича Ленина), Ревмира (революция мира), Пятвчет ("Пятилетку в четыре года!" - таков был один из девизов времени), Оюшминальда (в честь Отто Юлье-вича Шмидта) и многие другие. Конечно, со временем эти славные и звучные имена ушли в прошлое, перестали быть популярными.

У каждого времени есть свои любимые имена. Но не обходится и без казусов. У народов современной Западной Европы до сих пор принято давать новорождённому ребёнку сразу 2-3 имени: Анна-Мария, Эрнест-Триори-Амадей и т. д. Известен случай, когда один английский торговец дал своему сыну 7 имён в честь любимой футбольной команды ВЭСТ-ГЭМ: Вильям-Эдуард-Стюард-Тревор-Генри-Эдвард-Мартин.

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

Ртищева Вера Григорьевна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное образовательное учреждение «Лесогорская средняя общеобразовательная школа», Муниципальное образование «Выборгский район», Ленинградская область.

Цель:
Пробудить интерес к истории происхождения своего имени;

Задачи:
образовательная: закрепление навыка написания собственных имен;
развивающая: создание поисковой ситуации, стремление к исследовательской работе над происхождением и разгадкой смысла имен, фамилий своих друзей, родных и близких;
воспитательная: вызвать эмоциональный отклик; помочь осознать нравственный смысл имени.

Оборудование:
выставка книг по истории происхождения имен и фамилий;
раздаточный материал (тексты стихотворений З.Александровой «Восемь Тань», С.Я. Маршака «В защиту детей»; отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»);
макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Опорные слова, выражения:
ИМЯ, ФАМИЛИЯ, ОТЧЕСТВО, ТАЙНА ИМЕНИ, СОЗДАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ, КЛЯНУСЬ ИМЕНЕМ, ИСПЫТЫВАТЬ ГОРДОСТЬ ЗА СВОЕ ИМЯ.

С именем Иван, без имени – болван.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.
Без имени ребенок – чертенок.
(пословицы)

Ход урока.
1. Вступительное слово учителя:
Давайте вспомним знаменитые сказки английского писателя Льюиса Кэрролла об Алисе и ее забавных друзьях. Прочитаем отрывок из сказки:
- Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя?
-Конечно, нет, - растерянно сказала Алиса.
- Не знаю, не знаю, - пробормотал Комар. – Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…» и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.
- Ничего из этого не выйдет, - сказала Алиса, - и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.
Догадались ли вы, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке? (Об имени человека, о его фамилии, как человек должен догадаться, что обращаются именно к нему).
Запишем тему урока в тетрадях.

2. Лексическая работа. Значение слова «имя».
А) пояснение значения (устно): Имя, фамилия человека служат для различения в каком-либо коллективе знакомых людей или родственников: в семье, в классе, т.е. в узком кругу.
Б) запись в тетрадь:
Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении.
Имя – рекло, нарок, название, назвище, прозвище, прозвание, проименование, кличка.

3. Сообщение учеников о возникновении имен:
А) по тексту А. Угрюмова «О наших именах».
Б) В первобытном обществе не было имен, фамилий, отчеств. Люди их брали из окружающей жизни.
Ученые установили, что в именах отражаются различные свойства и качества людей; особенности их характера; поведения, речи; физические достоинства и недостатки. В Древней Руси встречались такие имена, как Неждан (т.е. человек, которого не ждали), Ждан, Большой, Первый, Буян (драчливый), Рябой, Кривой, Волк, Кот, Бык, Медведь, Орел, Окунь, Жук, Еж, Дуб, Камень и т.п.
Следы таких имен просматриваются в наших современных фамилиях: Нежданов, Жданов, Большаков, Первухин, Буянов (Буякин), Рябов (Рябиков), Кривошеев, Волков, Котов (Котовский), Орлов, Окунев, Жуков, Ежов, Дубов
и т. п.

4. Самопрезентация. Представление себя.
Четко произнесите свои имя, фамилию, отчество. Кратко расскажите о своей родословной.
Еще раз проговорите орфографически название своего имени, фамилии, отчества. Запишите их в тетрадь.
Продиктуйте свои данные соседу по парте.
Выпишите в один столбик имена девочек вашего класса, в другой – имена мальчиков.

5. Беседа.
Для чего необходимо имя?
Дополнение учителя: человек проносит имя через всю жизнь. Его можно лишить всех богатств, званий, всех прав, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит». Доброго, уважаемого человека всегда называют по имени. Людей, создавших себе доброе имя, издавна называли «именитыми», «знатными», «славными», «знаменитыми».
В разных концах Земли принято клясться своим именем, т. е. убеждать другого в правоте того, о чем говоришь.
Именами (фамилиями) уважаемых, заслуженных людей названы города, улицы, парки, ордена и многое другое.
Приведите подобные примеры из истории родного края (улицы, города, поселка, учреждения). (В нашем поселке одна из улиц носит имя первого космонавта земли Ю.А. Гагарина. В городе Светогорск, что находится в двух километрах от нашего поселка, некоторые улицы названы в честь солдат, которые совершили подвиг, защищая наш край. Это улицы Гарькавого, Коробицына).
Запишите 4 – 5 собственных наименований в тетрадь.

6. Обратимся еще раз к сказке про Алису и ее друзей (читает учитель).
- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! – нетерпеливо перебил ее Шалтай. – Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? – спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай- Болтай. – Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой.
А вам интересно, ребята, узнать о происхождении и значении своих имен?
А кто уже знает, что означает его имя и откуда оно произошло?
(Ответы учащихся).
Александр (греч.): алексо – защищать, андрос – муж: мужественный борец, защитник людей.
Артем (греч.): артемиус – посвященный Артемиде (богине луны, охоты), артемис – здоровый, невредимый.
Марина (латин.): маринус- морской.
Дмитрий (греч.) – посвященный Деметре (богине земледелия и плодородия).
Екатерина (греч.) – чистая.

7. Подготовленные сообщения учащихся из книги «Краткий толковый словарь русских имен и фамилий».

8. Занимательная минутка. Игры-загадки:
Имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Отгадайте его (Анна, Алла, Ада).
Если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку? (Коля – Оля; Вася – Ася)
В каком имени пол Я? (Поля)
Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных. (Ия)
Какое женское имя не заканчивается ни на гласный А, ни на Я? (Любовь)
Название какого города на Украине состоит из одного мужского и ста женских имен? (Севастополь)
Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (имя)

9. Слово учителя:
Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся друг другу, являются неполными, сокращенными. Например, Однако, не все имена могут иметь сокращенную форму Таня – Татьяна; Саша – Александр; Света – Светлана.. Например, имена Вера, Нина употребляются только в одной форме, которая хотя и короткая на первый взгляд, но считается полной.

10. Задание: запишите свое имя и имя соседа по парте в краткой и полной (если таковая имеется) форме.

11. Работа в парах. Игра «Знаешь ли ты имена своих подруг?» Приложение 2.

12. Лексическая работа.
Знакомы ли вы со словом ТЕЗКИ?
(тезки – люди, которые носят одинаковые имена).

13. Чтение стихотворения З.Александровой «Восемь Тань»
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду Таня, Таня, Тань!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Объясните, каким образом это можно сделать? (Надо назвать фамилию девочки).
Есть ли в вашем классе среди учащихся тезки? (Два Даниила, два Дмитрия).

14. Зрительный диктант. Спишите текст с доски:
Восемь Иванов в нашей деревне. Как различить?
Различали, не путали. Ваня большой, да Ваня маленький, да Ваня- пуд, да Иванко, да Ивко, да Ваня-зять, да Иван Иванович, да Ванюша.
Как вы думаете, благодаря чему жители деревни различали людей, имеющих одно и тоже имя? (благодаря употреблению разных форм имени, прозвищ, указания на родственные связи)

15. Лексическая работа. Значение слова ОТЧЕСТВО (запись на доске и в тетрадях: ОТЧЕСТВО – имя по отцу). Человек получает отчество от отца, т.е. к имени ребенка добавляется отцовское имя, указывающее, чьим сыном или дочерью является ребенок. Отчество всегда дается по полному имени.

16. Выбор имени.
А) Слово учителя:
Не всегда, давая ребенку имя, некоторые родители вдумываются в его смысл, знакомы с его значением. Многие молодые мамы и папы стремятся дать своему малышу красивое имя, не имея об этом имени никакого представления.
Какие же неудобства могут ожидать детей тех родителей, которые необдуманно подходят к выбору имени?
Б) чтение стихотворения С.Я. Маршака
В защиту детей
Если только ты умен,
Не давай ребятам
Столь затейливых имен,
Как протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой,
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья ее звала
Сокращенно Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Им похитрее
И назвал он, наконец,
Дочь свою – Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинен газетой.
Сына Спутником назвал.
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придется вековать
Злополучным детям.
Обсуждение содержания стихотворения.

Вывод: к выбору имени нужно относиться обдуманно и осторожно.

17. Подведение итога урока.
А) Эмоциональный. Учитель читает стихотворение ингушского поэта Джемалдина Яндиева «Есть четыре начальных слова…»
Есть четыре начальных слова, и каждый народ
Их вручает ребенку навечно беречь и любить:
Слово ЖИЗНЬ, потому что и он, будет время, умрет,
Слово СМЕРТЬ, потому что обязан он правильно жить,
Слово РОДИНА, что продавать на базаре нельзя,
ИМЯ, данное матерью, пусть беспорочно несет –
Вот наследство, которое всем нам дается, друзья,
И отчета от нас будет требовать вечно народ.

Б) Познавательный .
Что обозначает слово ИМЯ? (Имя – отличительное название, обозначение человека, которое дается при рождении).
Для чего (для какой цели) человеку необходимы имя, фамилия, отчество? (По фамилии, имени и отчеству мы отличаем людей друг от друга. В официальных документах (паспорте, свидетельстве о вождении автомобиля) указываются фамилия, имя, отчество).
Как появились имена и фамилии людей? Какой смысл скрывается в этом? (Имена появились в глубокой древности и сначала отражали особенности характера, поведения, привычки, а иногда недостатки. Люди уже в древности пытались отделять себя от других).
Что значит ГОРДИТЬСЯ СВОИМ ИМЕНЕМ, СОЗДАВАТЬ СЕБЕ ДОБРОЕ ИМЯ?

В) Рефлексия. Анкета. Приложение 1 .

18. Домашнее задание: (дифференцированное)
А) для сильной группы учащихся: исследовательская деятельность: расспросите родителей, почему вас назвали именно так, а не иначе; выясните, знакомы ли ваши мама и папа с тайной своих и вашего имен; приготовьте презентацию по итогам своего исследования;
Б) для учащихся с небольшой зоной ближайшего развития: то же задание, но с алгоритмом выполнения, без презентации;
В) для учащихся с гипоопекой: карточка с заданиями по типу:
1. Напиши фамилию, имя, отчество твоих родителей; бабушек, дедушек.
2. Допиши отчество девочек по данным мужским именам: Иван, Олег, Максим, Александр, Алексей, Геннадий, Дмитрий, Василий, Павел.
3. Напиши 10 имен девочек (мальчиков).

Приложение 1.
Анкета для учащихся:
Что означает твое имя?
Есть ли такие же имена в твоем роду, в твоей семье?
Какие бы имена ты дал своим детям?
Какие формы работы на уроке тебе понравились больше всего?
(индивидуальные, работа в парах, по карточкам, самостоятельная работа, работа в группах, исследовательская работа).

Приложение 2. Макет игры «Знаешь ли ты имена своих подруг?»
Напиши данное имя в полной форме (каждая клеточка соответствует одной букве в имени)

СОНЯ ТОНЯ ЛИЗА РАЯ ШУРА ЗИНА РИТА ПОЛЯ ПАША НЮРА ДУНЯ УЛЯ

Список использованной литературы
1. Борисова Ю.С. Все тайны имени.- М.: ООД ТД «Издательство Мир книги», 2010
2. Зубова Е.Н., Титкова Е.В., Щеглова О.А., Кузина Е.В., Ларина О.В., Пивоварова И.А. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. ООО «Дом Славянской книги», 2009
3. Откупшиков Ю.В. К истокам слова: Рассказы о происхождении слов. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008
4. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний/ Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов.-2-е изд.-М.: Дрофа; Русский язык, 1997
5. Краткий толковый словарь русского языка/Сост. И.Л.Городецкая, Т.Н.Поповцева, М.Н.Судоплатова, Т.А.Фоменко; Под ред. В.В.Розановой. – 3-е изд., испр. и доп.-М.: Рус.яз., 1982
6. Синицын В.А. «Я начну, а ты продолжи…»: Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО,1997

Интернет-ресурсы
1. ru.wikipedia.org
2. http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
3. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
4. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
5. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
6. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
7. Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
8. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
9. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
10. festival.1september.ru›articles/410246/

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Тайна имени»

Выполнили обучающиеся

3«Б» класса.

2015 год
Содержание

1.Методический паспорт проекта

2.Этапы проекта

3. Имена нашего класса

4.Актуальность проекта.

5. Значение наших имен.

6.Распространенные имена в нашей школе

7.Заключение

8. Используемая Литература

«Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна»

(А. Бобров)

« Тайна имени». А ведь если обратиться к происхождению имён, можно узнать много интересного!

Многие ребята заинтересовались, что означают их имена, их происхождение. В семьях вспомнили о том дне, когда ребёнок появился на свет, кто выбирал ему имя. Прекрасные воспоминания! Были выполнены великолепные работы!

Методический паспорт проекта

Структура

«Тайна имени»

Учебный предмет

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Адресация

Обучающиеся начальных классов

Участники проекта

Учитель, дети, родители

Тип проекта

Поисково-исследовательский, индивидуально-групповой, среднесрочный, информационный;

Гипотеза

Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Мы хотели узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён. Мы думаем, что имя - это просто слово, которое даёт мама при рождении своему ребёнку.

Цель проекта на слайд

раскрыть тайны имён обучающихся 3 класс

Задачи проекта

1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся с целью определения частоты употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

7. Узнать об истории и происхождении имен.

8 .Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они обозначают.

Первое направление

Расширение знаний детей о возникновении имён. Ребята занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, составляют интересные задания для своих одноклассников, придумывают себе имена, которые могли бы дать им родители в древни времена.

Второе направление

Это направление включает целую систему работы: Знакомство с наукой изучающей значение имен, ребята ведут подсчет имен в классе, узнают какие имена самые популярные в классе и выясняют, кто в их семье дал им имя и как его выбирали. Ребят узнают, есть ли мода на имена.

Третье направление

Эта работа вызывает у детей особый интерес. Ребята узнают о своих именах интересные сведения: значение своего имени, цвет имени, и выясняют какой должен быть характер человека с данным именем.

Четвёртое направление

Это особенно важное в проекте – вовлечение в работу не только участников проекта, но и свою семью. С этой целью участники проекта организовывают в классе встречи с родителями: праздник моей семьи « Выбор моего имени», витрина «Загадочные имена», литературный вечер « Имена в детских произведениях», конкурсы стихов, потешек и песенок « Имена вокруг нас».

Предмет исследования

Имена учащихся класса, школы.

Методы исследования

1.Изучение литературы.

2.Беседа с родителями;

4.Собственные наблюдения.

5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников, обобщение.

Методика исследования

1 этап: подготовительный

Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования.

Планирование, определение источников информации.

Определение группы учащихся

Определение направлений работы

2 этап: работа по определённым ранее направлениям

Анкетирование и опрос обучающихся начальных классов.

Изучение этапов истории имен

3 этап: обработка и оформление собранного материала

Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.

4 этап: защита проекта

Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени. Проведение классных часов .

Творческие работы обучающихся (книжки – малышки).

Презентация проекта.

Планируемый результат

Углубить знания о своих именах

Создать сборник об именах обучающихся

3 «б» класса

Тебе дано,

А люди им пользуются

Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта?

Мы учимся в 3 «б» классе Правдинской школы № 1. Мы - это 22 юных Россиян: 9 девочек и 13 мальчиков. Нашу учительницу зовут Марина Владимировна.

Нам стало интересно,

Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена. Вот поэтому мы решили больше узнать об именах.

Цель нашей работы.

Как мы проводили исследование.

1.Изучение литературы.

2.Беседа с родителями

3.Поиск информации в Интернете;

4.Собственные наблюдения.

5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 22 человек.

Результаты анкетирования.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:

1. Определить самые распространенные и редкие имена в классе и у первоклассников в нашей школе

2.Собрать информацию о значении и происхождении имен учащихся.

3. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена.

Какие же имена есть в нашем классе?

В нашем классе 1-Диана, 1- Любовь, 1-Михаил, 1- Айтэн,1- Алексей,

1-Александра, 1-Никита,1-Виктория, 1-Ксенья,1- Алина,1- Ярослав,1-Егор, 1 – Денис, 1 – Мирослав, 1 – Артем,1 – Анна,1-Игорь, 1-Отабек, 1-Роман, 1- Максим, 1 – Даниил, 1 – Екатерина.

Расставим наши имена в соответствии с этим порядком:

А –Айтэн, Алексей, Александра, Алина, Артём, Анна
В - Виктория

Д - Диана, Денис, Даниил.
Е – Егор, Екатерина
И - Игорь

К - Ксения

Л - Любовь

М – Максим, Михаил, Мирослав.

Н - Никита
О - Отабек

Я – Ярослав

Таким образом, мы сделаем следующие выводы:

2. Больше всего имен на букву «А»- 6 имен.

Исследование имен учащихся 3 «б» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен - 8 (Алексей, Александра, Ксения, Артем, Егор, Денис, Екатерина).

На втором месте имена, которые имеют латинское происхождение - 4 (Диана, Виктория, Максим, Роман).

На третьем месте имена, имеющие еврейское происхождение – 3 (Михаил, Анна, Даниил) и старославянское происхождение – 3 (Любовь, Ярослав, Мирослав).
На четвертом месте имена, имеющие тюркское – 2 (Айтэн, Отабек).
На пятом 1 – древнегерманское – Алина и древнескандинавское – Игорь.

В классе нет повторяющихся имен.
Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что:

60 % - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

15 %- были названы именами, потому что они редкие;

5 % - не смогли ответить на этот вопрос.

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Проводя исследования, мы обнаружили, что многие знаменитости названы теми именами, которые мы изучали.

Актуальность проекта

Что мы узнали нового об именах.

Так как большинство учеников, опрошенных нами, не имели чёткого представления о том, что значит имя человека, то мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя».

По словарю:

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»

Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям.

Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок. Их и вовсе не было, а имена живут.

Мы хотим загадать вам всем загадку. Про имена

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Что же такое имена? Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который не похож на всех остальных, единственный и неповторимый.

На классном часу мы узнали, что в древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало «камень», Фока - «тюлень», Хризис - «золото».

Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Могли дать мальчишке

имя Волк - чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу - называли Соботкой, первенца - Первушей, крикливого младенца - Бессонном или Неупокоем. Нам стало интересно, определяют ли наши имена, наш характьер, характер мальчишек и девчонок 21 века. Почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Кроме того мы решили узнать, что означают наши имена.

Мы поставили перед собой цель узнать, какие имена носят ребята в нашем классе и первоклассники нашей школы и раскрыть тайны их имен.

Мы поставили перед собой задачи узнать:

1) значение и происхождение имён

2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?

3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе и у

первоклассников нашей школы?

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, потому как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть. Было проведено анкетирование, в ходе которого выявились такие результаты. Многие учащихся не знают значение своего имени, и лишь немногие знают. Как и почему назвали так их, многие тоже не знают. Но им всем очень захотелось об этом узнать.

Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией.

Например,

Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека».

Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами?

Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.

Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие , здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т. е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. Необыкновенные истории случаются всегда

только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.

Когда мы начали работу, много прочитали об именах. Узнали, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена.

Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена

В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена имеют уже не славянское, а греческое происхождение. Однако, и некоторые славянские имена были признаны церковью, даже не смотря на то, что к святым они отношения не имели. Это, например, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Вячеслав и скандинавское Олег. Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Даниил.

Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет.

Давно канули те времена, а все так же серьезно подходят к выбору имени новоиспеченные родители.

Пусть ребенок получит свое собственное «правильное» имя, и с ним будет сам

строить свою собственную судьбу. И пусть он будет счастлив!

Заключение.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Какие бы имена мы не носили, чтобы не предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся весёлыми и добрыми. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.

Таким образом, на выбор имени влияет множество причин. Порой люди не могут объяснить свой выбор. Мы думаем, что нам удалось лишь слегка прикоснуться к этой тайне. И всё же мы научились хотя бы немного ориентироваться в этом огромном мире человеческих имён.

Интересно, а как произошли наши фамилии?

« Не имя красит человека,

а человек имя.»

Литература:

1. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие – 8-е изд., исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2006. – 148 с. + CD

2. Хигир человека, его характер и судьба. – М., 2006.

3. Петрова Екатерина. Толкование имен. – М., 2005.

БАСОВА Татьяна Вечерний клуб, – М., 1996.

4. http://www. imena. org/name. html - происхождение и история имен.

5. http:///nam_A - толкование имен.

6. http://horo. mail. ru/namesecret. html - тайна имени.

7. http://www. lifebook. refus. ru/ - Книга Жизни.

8 .http://top50.nameofrussia. ru/ Проект «Имя Россия» - 50 наиболее популярных имён

9 .http://slovari. yandex. ru/dict/io Исторические сведения

10 .http://www. detskiyhttp://www. chudopredki. ru/366-imja-rebenka.- значения имён

11.http://www. chudopredki. ru/366-imja-rebenka.-aleksandr. html - об имени Александр

12.http://www. solnet. ee/names/n_02­_01.htm

Стихи, полезные сведения

13.http://www. /poslovizi. html - пословицы об именах

14.http://www. solnet. ee/names/n_02_01.html - стихи об именах