Как раскрасить матрёшку деревянную поэтапно. Мастер-класс. Как это сделано, как это работает, как это устроено

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок... Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "брендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль: обязательно шаль, передник и сарафан, при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом- Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

Технология изготовления матрешки

Шлифовка заготовки. Наносить краску лучше всего на гладкую отшлифованную поверхность. В особых случаях следует использовать также шпаклевку и грунтовку.

Нанесение клея. Клей на матрешке наносится в виде узора.

В будущем это послужит основой для нанесения имитации позолоты - потали. Этот замечательный материал придает изделию золотой блеск и неповторимость.

Нанесение потали.

Современные технологии и материалы позволяют творить чудеса и превращать деревяшку в произведение искусства. Между прочим, произведения современных мастеров народных промыслов по качеству исполнения и зрелищности во многом превосходят изделия древних художников.

aslan wrote in May 13th, 2015

В селе Полховский Майдан Нижегородской области мало что изменилось за сотни лет. Те же деревянные домики с изразцам. Те же разбитые дороги. Тот же липовый лес. Тот же промысел. Уже четыре века подряд в здешних мастерских рождается самый узнаваемый сувенир России - матрешка.

Крестьяне села переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря. В начале XX века деревянные поделки стали выжигать, немногим позже - красить. Тогда и сложился характерный майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет.

Раньше было целое производство и называлось «Красная заря», где всем селом точили и красили матрешек. Даже ходили по домам и проверяли, не точит ли кто дома. Но с развалом Советского Союза не стало и завода. Вся деревня теперь точит дома.Сегодня традиции промысла продолжают частные предприниматели. Секреты токарного дела и уникальной полхов-майданской росписи передаются от отца к сыну, от матери к дочери.

Люди живут здесь просто. Честно трудятся. Заготавливают лес, который потом пустят на деревянную утварь и игрушки. Сырье берется в лесу. Кто не хочет ездить в лес, покупает древесину, заказывая полную машину ЗИЛ (зимой стоимость 17 000 рублей), а летом - 20 000. Жители рассказывают: «Набросают полмашины коряг, сам разбирайся потом. В 12 км от села есть лес. Там покупаешь разрешение у лесника, и он показывает, где можно рубить, а где - нет. Находятся и такие люди, кто без документов рубит, но если поймают, штраф выпишут 100 000 рублей».

Токарная мастерская для мужской половины - все равно что второй дом. Здесь они проводят по 10-12 часов в сутки. Иначе на кустарном промысле не заработать.

Только на первый взгляд это сестры-близняшки. На самом деле двух одинаковых не найти. Ручная работа.

Процесс изготовления матрешек начинается с выбора древесины. Из множества видов деревьев выбирают липу, так как она очень мягкая и с ней легко работать. Лучшее время для заготовки материала - ранняя весна. Дереву нужно подсохнуть, чтобы принять форму, после чего липу распиливают.

Нижнюю часть матрешки точат из сухого дерева, которое сохло несколько лет. Верхнюю часть - из сырой, так как в дальнейшем дерево высыхает, и поэтому матрешка плотно захлопывается. Сперва точат самую маленькую цельную однерочку. После приступают ко второй, состоящей из двух частей.

Изнутри вся древесина удаляется, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы большего размера и т. д. После матрешку женщины красят масляными красками. Покрывают лаком.

Раньше мода была в Москве, однерки наточишь, зувындочки, по-нашему, (однерка - самая маленькая матрешка, размер ее 15 мм.). Блатные любили и на штаны… и везде навешивать. Мода была раньше такая. Рубль одна стоила. Можно было на него и опохмелиться.

Раньше майданские деревянные изделия продавали лишь в соседних селах. После того как токарные станки стали электрическими, матрешек увидели и дальние города России, и другие страны. С ярмарочных площадей Нижнего Новгорода и Москвы круглобокие красавицы разъезжаются по всему миру. Их пакуют в обычные тюки, китайские сумки, волокут по бездорожью.

И в дождь, и в снег им приходится томиться на прилавке. Прежде чем кто-то выберет для себя матрешку из сотен конкуренток. В торговле матрешками мало творчества. Это бизнес. В сувенирных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга пятиместные матрешки стоят от 250 до 7000 рублей.

Кроме традиционных точат и матрешек с портретами героев из сказок, а также пасхальные яйца, свистульки, елочки, петушков, булавы. Мода на деревянные изделия меняется. Спрос рождает предложения.

Однажды папа Карло состругал маленького мальчика Буратино. У нас все было по-другому. Майданцы выточили и расписали девочку-труженицу, умницу и красавицу. Она дала работу целому селу и стала символом всей России.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected] ) и Саша Кукса ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Расписанная деревянная кукла, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера – традиционная русская игрушка, интерес к которой за последнее врем возрос. – это бизнес не для всех. Он больше подойдет творческим личностям. Как делают матрёшки и какое оборудование необходимо, вы узнаете в этой статье.

В зависимости от ваших умений, вы можете выбрать одно из нескольких направлений производства, которое подойдет именно вам. Традиционно, матрешка – это набор ярко разрисованных деревянных кукол от 3-х штук. Они состоят из 2-х частей, по форме напоминают яйцо с плоским дном. Рисунок на матрёшке изображает куклу в сарафане и платке.

Современное производство делает сувениры подобного рода более оригинальными, даже индивидуальными. Традиционная роспись матрёшек больше подходит для продаж иностранным туристам. Отечественному покупателю интересней будет уникальное изображение, например, можно рисовать знаменитостей, портреты родных, близких, репродукции известных картин – все это относится к авторскому изготовлению матрёшек.

Основные процессы производства


Матрешек делают только из дерева. В этих целях предпочтение отдается мягким породам. Используют:

  • лиственницу;
  • липу;
  • осину;
  • ольху;
  • березу.

Этапы изготовления:

  1. Подготовка древесины.

Лучше использовать дерево, срубленное в начале весны, во избежание трещин кора снимается не полностью. Затем брёвна складывают штабелями в проветриваемом помещении для просушки. Сушатся брёвна 2-3 года, к началу обработки дерево не должно быть сухим, но и не влажным. Далее происходит обтачивание на станках, а также распиливание на болванки.

  1. Вытачивание наименьшей фигуры.

Материал выбирают без трещин и сучков. Первую фигуру делают неразборной.

  1. Вытачивание всех размеров кукол.

Этап начинается после того, как готова наименьшая фигура. Следующая за ней делается чуть больше, но чтобы в нее вошла предыдущая. Заготовку разрезают на две части: верхнюю и нижнюю. Из них удаляют древесину таким образом, чтобы внутри образовалось место для меньшей куклы. Части плотно прилегают друг к другу. Так делают каждый новый размер матрёшки.

  1. Подготовка к росписи.

Перед началом росписи фигуры прошкуривают, а затем грунтуют картофельным клейстером. После высыхания будущая матрёшка готова к росписи.

Токарно-фрезерное оборудование


Матрешки и токарный станок – вещи неразделимые, особенно если ваша работа – это основа бизнеса. Некоторые мастера предпочитают работать по старинке, но это кропотливая долгая работа. Используется подобное оборудование, как и в других цехах. Мы уже рассматривали, какое оборудование нужно:

Для бизнеса лучше купить станок для матрешек, а именно токарно-фрезерный станок. Специальное оборудование сэкономит время и пригодится вам в ряде других работ с деревом.

Обратите внимание на токарно-фрезерный станок по дереву “Galaxy” (Чехия) – это оборудование, предназначенное для сложных фрезеровальных работ с деревянными заготовками.

Это оборудование подходит для изготовления:

  • ножек столов;
  • балясин;
  • художественных столбов.

Также єксплуатируется для МДФ, пластика и других материалов. Некоторые модели оборудования имеют функцию числового программного управления (ЧПУ). Это дает высокую точность выполнения работ, что улучшает результат при изготовлении сложных объектов. Отлично подходят при серийном производстве.

Станок ТФС-1550 – оборудование для профильной обработки и точения объектов. Сочетает фрезерование ручным фрезером с вращающимся инструментом дискового типа. Используется шаблон, потому с этим оборудованием можно работать без специальной подготовки.

– токарно-фрезерное оборудование по дереву. Предназначение оборудования:

  • продуктивная обработка;
  • высокая производительность;
  • простота программирования;
  • быстрая настройка под разные заготовки;
  • изготовление разнообразных изделий.
Параметры ТФС-1550 SH 1800 CNC-S
Мощность, кВт 3 5.9
Габаритные размеры, мм 2 300 х 950 х 1 350 3 500 х 1 820 х 1 900
L заготовки, мм 100 - 1 550 1 800
D заготовки, мм 20 - 250 540
Частота вращения, об/мин 4 500 - 7 000 до 3 750
Масса, кг 450 1650
Стоимость, руб. 275 000 5 822 000

Видео: как вытачиваются матрешки

Что нужно для росписи?

Перед нанесением рисунка фигуру покрывают лаком и полируют.

Наносить рисунок можно обычными красками. В этом деле не нужно искать что-то строго направленное или дорогостоящее. Достаточно выбрать между следующими видами красок:

  • гуашь (самая любимая краска среди мастеров);
  • темпера;
  • масляные краски;
  • акварель;
  • акрил.


Этапы росписи:

  1. Шлифование заготовки : краску необходимо наносить только на гладкую поверхность;
  2. Нанесение клея – процесс служит основой для будущего нанесения потали (имитация позолоты);
  3. Нанесение потали : этот материал придает изделию золотой блеск; такой процесс придает фигуре неповторимость, изысканность, эффект дороговизны;
  4. Нанесение фона : оформление всегда начинается с фона, этот этап проходит быстро и не требует больших стараний;
  5. Работа над деталями : более мелкие детали являют собой уникальную роспись, индивидуальность каждого сувенира, характер куклы; именно этот этап будет делать ваши изделия узнаваемыми;
  6. Прорисовка обводки : обводятся мелкие детали, чтобы сделать рисунок более ярким;
  7. Лакирование сувенира : последний этап, когда на готовый объект наносится защитный слой лака (от пыли, влаги), благодаря которому изделие приобретает блеск.

Нанесение рисунка – очень тонкое дело, здесь всё зависит от опыта и таланта, но для расписывания матрёшек специальное оборудование не нужно.

За основу можете брать традиционные стили росписи:

  • загорский – живописный стиль, в котором в обилии мелкие детали, позолота, используется не больше 4-х цветов;
  • семеновский – яркий стиль, простой образ;
  • мериновский;
  • полховский – вытянутая форма с четкой проработкой головы;
  • вятский: с инкрустацией соломой;
  • сергиевский – смелое сочетание цветов, обязательно наличие сарафана, передника, шали;
  • крестьянский;
  • боярский.

Роспись матрешки

Точение русской матрешки на токарном станке

За время своего существования эта игрушка снискала огромнейшую популярность и стала своего рода символом страны. Несмотря на определенные особенности конструкции изделия, выточить полный комплект матрешек не составляет особой трудности. Для этого необходимо хорошо освоить приемы растачивания внутренних полостей и фасонных овальных поверхностей.
Выбирая материал изделия, предпочтение следует отдать липе, поскольку ее древесина наиболее пригодна для этой цели.
Следует также помнить, что при точении семейства матрешек, вставляемых одна в другую, вначале вытачивают самую маленькую, неразъемную. Затем внутренние полости последующих матрешек вытачивают под размер предыдущих. Значительно упростить изготовление игрушки поможет соответствующий чертеж (рис. 67), который выполняют при помощи лекал. По чертежу можно изготовить и набор шаблонов для каждой матрешки. Необходимо также учесть, что место разъема у всех матрешек данного семейства должно быть в одной плоскости^
Вначале протачивают внешнюю сторону нижней части основания, затем внутреннюю полость, делают переход для надевания верхней части и отрезают заготовку.
Затем приступают к точению верхней части, обрабатывая вначале внешнюю сторону. После этого растачивают внутреннюю поверхность и протачивают уступ по диаметру разъема нижней части матрешки. Затем обе половинки соединяют и завершают процесс подгонки. Чтобы матрешка всегда легко закрывалась, на месте соединения ее частей делают отметку и в таком положении изделие шлифуют и грунтуют для последующего раскрашивания.

Принципы изготовления матрёшки не поменялись за те долгие годы, что существует эта игрушка. Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой всегда делается самая маленькая, неразъёмная матрёшка, которая может быть совсем крохотной – с рисовое зерно. Вытачивание матрёшек – тонкое искусство, которому учатся годами; некоторые умельцы-токари выучиваются даже вытачивать матрёшек вслепую!

Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи – лакируют. В девятнадцатом веке для росписи этих игрушек использовали гуашь – теперь же уникальные образы матрешек создаются также с помощью анилиновых красок, темперы, акварели. Но гуашь всё равно остаётся любимой краской художников, расписывающих матрёшек. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом – сарафан и косынка. С середины двадцатого века матрёшек стали не только расписывать, но и декорировать – перламутровыми пластинками, соломкой, а позже стразами и бисером…

Но не было этих украшений у первых матрёшек – и «настоящей», исконно русской матрёшкой и поныне считается деревянная расписная куколка, без инкрустаций и «накладок».

В России есть несколько городов и сёл, где традиционно производятся матрёшки – и везде эти куклы имеют свои особенности. Мастера из села Крутец экспериментируют с раскраской и даже – незначительно – с формой матрёшек. В селе Полховский Майдан матрёшка – это кормилица и опора всего села: его жители живут практически полностью на доходы, полученные от продажи традиционных куколок. Матрёшки из этого села знамениты своими «розанными» рисунками – основным элементом орнамента этих игрушек является цветок шиповника. Семёновские матрёшки – сделанные в городе Семёнове Нижегородской области – легко узнаются по довольно большим незакрашенным плоскостям и пышному букету фантастических цветов на фартучке. Они отличаются своей «вместительностью» – традиционно такая матрёшка состоит из 15-18 кукол, а самая вместительная матрёшка в России, изготовленная именно в Семёнове – это целых 72 куклы, самая большая из которых составляет целый метр в высоту! Самая «северная» в России – вятская матрёшка. А в Сергиевом Посаде знаменитых ярких матрёшек покупали даже члены царской семьи, приезжавшие поклониться святыням Троице-Сергиевой Лавры.

Есть в России и целые музеи, посвящённые матрёшкам. Первый в России – и в мире! – музей матрёшки открылся в 2001 году в Москве. Московский музей матрёшки расположился в помещении Фонда народных промыслов в Леонтьевском переулке; его директор – Лариса Соловьёва – посвятила изучению матрёшек не один год. Она – автор двух книг об этих веселых деревянных куклах. А совсем недавно, в 2004 году, открылся свой музей матрёшек и в Нижегородской области – он собрал под своей крышей более 300 экспонатов. Там представлены матрёшки уникальной полхмайдановской росписи – те самые полховско-майдановские матрёшки, которые известны во всём мире и которых жители села уже много десятков лет привозят на продажу в Москву в огромных корзинах, куда порой нагружают до ста килограммов драгоценных игрушек! Самая большая матрёшка в этом музее – метровая: в неё входит 40 кукол. А самая маленькая – размером всего с рисовое зерно! Матрёшками любуются не только в России: совсем недавно, в 2005 году, группа расписных куколок приезжала и на Международную торговую выставку высококачественных потребительских товаров "Ambiente-2005" в Германию, в город Франкфурт-на-Майне.

В образе матрёшки соединились искусство мастеров и огромная любовь к русской народной культуре. Сейчас на улицах Петербурга и Москвы можно купить разнообразные сувениры на любой вкус – матрёшек, изображающих политиков, известных музыкантов, гротескных персонажей…

Но всё равно, каждый раз, когда мы говорим «матрёшка», то сразу представляем себе весёлую русскую девушку в ярком народном костюме.

Матрёшка Ларисы Н.С.



Матрёшки Ольги Гусевой



Матрёшки Ольги Гусевой



Матрёшки Ольги Гусевой



Матрёшки Ольги Гусевой



Матрёшки Ольги Гусевой