Культура франции как образец для подражания. Франции.Население

Главной особенностью французской культуры является полное отторжение всего американского, у французов ценят только французское. Те, кто владеет мировыми шедеврами не признает никаких других авторитетов, кроме своих. Однако эта страна вложила в мировое наследие слишком много. Можно сразу заговорить о французской архитектуре, причем говорить долго. Средневековые замки, соборы и церкви и многое другое. Также можно упомянуть о французской живописи и самых знаменитых картинах. Импрессионизм во Франции точно перевернул представление о живописи во всем мире. Париж сам по себе является мировой достопримечательностью, здесь их просто море.

В итоге можно насобирать бесконечную книгу обо всей истории Франции, во всех ее аспектах. Французские школы славятся своей дисциплиной, а вот отношение ученика и преподавателя довольно дружеские. Единственный день, когда ученики могут отдохнуть и расслабится – на выпускном. В пригороде, юные ученики могут забросать школу яйцами или облить своего учителя водой. Вандализма здесь нет, но выпускные проходят с шумом, и здание школы после имеет плачевный вид.

А что, касаясь моды – этот элемент французской культуры нельзя упускать. Ведь, французы прирожденные модники. В Париже можно встретить много женщин в мятой одежде или дивной прической, однако при этом они стильно выглядят. За всем этим «безобразием» кроется индивидуализм и шарм.

Очень важная особенность у французов – избегать проблем на ровном месте, да и вообще проблем. Это очень раскрепощенная страна, а касаясь сексуальной культуре, Франция уступит лишь гигантам – России и Швеции. По статистике – у больше 40% французов был секс сразу с несколькими людьми, а около 30% парочек меняются партнерами. Оральный секс вообще самый популярный.

Нудистские пляжи на Лазурном берегу – распространенная практика. А самый большой такой пляж находится, не поверите где – во Франции. Он два километра длинной и называется Кап-Дак, присутствует несколько построек, поэтому это принято считать городком. Но, это не значит, что такая прекрасная европейская страна – верх распутства и вульгарности. Культурные столпы здесь остаются на месте – и это так. Конституционный совет запрещает однополые браки и этот вопрос некоторое время сильно беспокоил граждан.

Приехав в такую страну, как Франция – нельзя забывать о мировом наследии, здесь множество памятников архитектуры, музеев, да и каждый город особенный по-своему. В Южных и Северных провинциях прекрасная природа, а курорты не оставят равнодушными.

Культура Франции очень многогранна. С одной стороны – архитектура, живопись, музыка и литература, а остальное не менее важное – это традиционные понятия об одежде, манерах, сексе, фильмах и юморе.

Франция — страна, известная во всем мире своим культурным наследием и богатыми национальными традициями, продолжает держать марку законодателя мод и места сосредоточения гурманов и людей с изысканным вкусом. Что же подарила миру культура Франции, и благодаря кому современное поколение с замиранием сердца ждет путешествия сюда?

Говоря о сферах деятельности, где французы достигли колоссальных успехов, нельзя не отметить архитектуру, изобразительное искусство, литературу, кинематограф и музыку. История Франции тесно переплетается с историей других государств, оказавших прямое или косвенное влияние на развитие событий в этой стране. Однако несмотря на восприятие традиций соседей, Франция славится своим особенным стилем и укладом жизни.

Художественная культура Франции: архитектура, живопись, литература, музыка, кинематограф

Одним из самых ярких стилей в архитектуре Франции стал ампир, как явление зародившийся еще в конце XVIII века, накануне Великой революции. Ампир выражал дань французов античному периоду истории в тесном сплетении с мотивами политической борьбы и революционных идей. Основоположником стиля стал живописец Жак Луи Давид, стремившийся выразить в своих творениях любовь к человечеству, свободе, равенству и братству.

Наполеоновский ампир

Особенно ярко отражает желание показать величие страны культура Франции 19 века, когда во главе государства стоял амбициозный и уверенный в собственных силах император Наполеон Бонапарт.

Так называемый наполеоновский ампир был призван пробуждать в гражданах гордость за свою Родину и вызывать ощущение величия за расширяющую границы империю. Однако такое стремление привело к тому, что здания, выполненные в этом стиле, представляют собой, скорее, жесткое и холодное воплощение первоначальных замыслов зодчих, акцентирующих внимание на монументальности и величии, а не на мягких классических формах, лежащих в основе ампира.

Наиболее монументальными и значимыми памятниками того периода стали Церковь святой Марии-Магдалины и Триумфальная арка — копия античной арки Септимия Севера (римского императора). Работа над аркой велась под руководством зодчих Франсуа Фонгена и Шарля Персье. Архитектурная достопримечательность была установлена напротив Дворца Тюильри на площади Каррузель и являлась символом военных побед императора.

Особенности культуры Франции в тот период истории как раз и заключались в необходимости возвеличить правителя государства, укрепив его внутреннее влияние для успешной международной политики.

Инженерный стиль

Вторая половина XIX века ознаменовалась сменой ампира так называемым инженерным стилем, основоположником которого стал архитектор Жорж Эжен Осман. Он выступил с инициативой перепланировки столицы Франции, в результате чего Париж приобрел современный вид.

В этот же период была возведена одна из основных достопримечательностей города — Эйфелева башня.

XX век и модерн

В XX веке культура Франции в области архитектуры ознаменовалась распространением моды на другой стиль — модерн, отражавший современное видение воплощения идей зодчих. Представителями модерна стали архитекторы Эктор Гимари (прославившийся после возведения многоквартирного дома «Замок Беранже») и Ле Корбюзье (занимавшийся в основном проектированием вилл в этом стиле).

Живопись XIX и XX веков

1860-е годы стали знаковой эпохой в развитии французского изобразительного искусства. В этот период качественный прорыв был сделан представителями нового стиля в живописи — импрессионистами. Первыми «ласточками» стали получившие всеобщее признание Клод Моне, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Эдуард Мане, Огюст Ренуар.

Помимо импрессионизма возникли и другие течения, которые со временем распространились в соседних европейских странах или, наоборот, пришли оттуда во Францию — неоимпрессионизм или пуантилизм (представителем которого выступали Жорж-Пьер Сёра и Поль Синьяк), постимпрессионизм (отмечен творчеством таких художников, как Поль Гоген, Поль Сезанн, Анри де Тулуз-Лотрек), фовизм (во главе с Андре Дереном и Анри Матиссом), кубизм (представителем которого выступал Жорж Брак и Марсель Дюшан).

Особо стоит отметить постимпрессионизм, который отчасти перенял художественные принципы импрессионизма, в то же время продолжая искать свой особенный стиль и пути развития в новых формах. На первый план для художников этого направления выходят явления эмпирического мира — формы действительности, желание показать целостную картину мира, а не сиюминутное впечатление.

Неизгладимое впечатление на современников произвело возникновение фовизма — художественное течение, отличавшееся динамикой, выразительностью красок, ярким колоритом, резкостью мазков и чистотой. Представителей этого стиля прозвали «дикими», так как их работы ассоциировались с напором и дикостью животных.

Литература XIX века

Особое внимание стоит уделить французской литературе XIX века. В этот период широкое распространение получает символизм с его недосказанностью, загадочностью, намеками и символами. Яркими представителями направления были Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и Стефан Малларме.

Середина XIX века является, пожалуй, наиболее насыщенным периодом в истории литературы Франции, когда на ее ниве творили такие выдающиеся писатели-прозаики, как Александр Дюма, Виктор Гюго, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Стендаль, Гюстав Флобер, Проспер Мериме, Ги де Мопассан.

Ставшие классическими труды «Три мушкетера», «Собор Парижской Богоматери», «Двадцать тысяч лье под водой», «Отец Горио», «Красное и черное», «Госпожа Бовари», «Кармен», «Милый друг» до наших дней возглавляют списки самых читаемых и любимых произведений мировой литературы.

Знаковый XX век во французской литературе

XX век стал знаковым для истории французской литературы: четырнадцать писателей удостоились Нобелевской премии за свои труды на литературном поприще. Среди них Ромен Роллан, Альберт Камю, Жан-Поль Сартр. Такого успеха не знала ни одна другая страна.

Кроме того, в 1903 году во Франции была учреждена Гонкуровская премия, которая считается наиболее престижной в этой области для французских авторов. Из выдающихся литераторов XX века, имевших честь быть отмеченными этой премией, стоит выделить Альфонса де Шатобриана, Марселя Пруста, Жан Жака Готье.

Культура Франции 20 века — отличный пример того, как новаторство и нетрадиционный подход позволяют сделать большой рывок в духовном развитии народа и пересмотреть моральные ценности и устои, проанализировав их, в частности, через призму литературных взглядов.

Музыкальное искусство XIX и XX веков

Так же как и в литературе, в музыкальном искусстве Франции расцвет пришелся на XIX век.

Известность и слава пришли к таким выдающимся музыкантам, как Гектор Берлиоз, Жак Оффенбах, Жорж Бизе.

Стремительно развивается и новый жанр — большая французская опера, в сюжетах которой отражена в основном история Франции. Опера сопровождалась пышными постановками и массовыми хоровыми сценами, которые использовались для достижения большего эффекта. Колоритным образцом нового жанра стало произведение ее основоположника - Даниэля Обера - «Немая из Поричи».

Во второй четверти XIX века большая французская опера превращается в ведущий жанр на подмостках театров. Классикой стали работы композитора Жака Франсуа Фроманталь Эли Галеви «Жидовка», оперы Джакомо Мейербера «Пророк» и «Гугеноты».

Последняя треть XIX века выявила основные тенденции в музыке. Все большее распространение получали массовые формы концертно-театрального быта, симфонические и камерные концерты. Значительную роль в оживлении музыкальной жизни этого периода сыграло «Национальное общество», созданное в 1871 году. Его целью была пропаганда произведений французских композиторов. В течение 30 лет по инициативе общества было проведено более 300 концертов.

От классики к современности

Национальная культура Франции в XX веке формировалась под влиянием общемировых тенденций. Так, особой популярностью стал пользоваться французский шансон, прославивший непревзойденную Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Жоржа Брассена и Сержа Генсбура.

Набирает популярность и эстрадная музыка в лице Джо Дассена, Далиды, Мирей Матье и Патрисии Каас.

Если говорить в общем, то культура Франции в сфере музыкального искусства может похвастаться приверженностью классическому жанру. Об этом свидетельствуют многочисленные концертные площадки, залы, театры, в которых как в XIX-XX веках, так и в настоящее время проходят фестивали классической музыки и разнообразные концерты.

Французский кинематограф

Чем еще, кроме архитектуры, живописи, литературы и музыки гордится Франция? Культура и традиции этой страны настолько богаты, что перечислять достижения французов можно долго. Одним из самых весомых вкладов считается создание в 1895 году аппарата для съемки и проекции на экран изображения братьями Люмьер. Это событие стало поворотным моментом в развитии как французского, так и мирового кинематографа.

40 — 50-е годы XX века познакомили мир с лучшими экранизациями французской классики - «Красное и черное», «Пармская обитель». Мировую известность получили блестящие актеры — Жан Маре, Жерар Филип, Луи де Фюнес.

Не менее знаковыми стали следующие два десятилетия XX века, открывшие миру потрясающих мастеров своего дела — Жана-Поля Бельмондо, Жана Моро, Катрин Денёв, Жерара Депардье, Анни Жирардо, Алена Делона и Пьера Ришара.

Правительство страны активно поддерживает развитие кинематографа. Так, в 1976 году была учреждена национальная кинопремия «Сезар». Также ежегодно во Франции проводится всемирно известный Каннский кинофестиваль.

Культура Франции внесла весомую лепту в развитие мировой культуры, дав жизнь многим направлениям и течениям в различных областях знаний и оставив в наследие современным поколениям богатый арсенал для дальнейшего развития.

Культурные обычаи Франции формировались на протяжении нескольких тысячелетий. Основой им служили галльские, кельтские, римско-латинские традиции. На территории Франции происходило и происходит слияние различных европейских культур. Формирование каждой французской провинции осуществлялось в разных условиях. Поэтому неудивительно, что сегодняшний культурный облик страны очень трудно систематизировать и характеризовать. Но многие традиции прочно установились практически во всех уголках Франции.

Отношение к семье и социальная сфера

Статистика свидетельствует, что французы все хуже и хуже относятся к формированию семейных отношений. Мужчины вступают в брак в среднем в 29 лет, а женщины – в 27. В стране разводы стали частым, если не сказать хуже – стабильным, явлением. Это говорит о том, что население Франции не особо чтит институт семьи. Популярность набирают гражданские браки, которые во Франции почти приравниваются к обычному. Французские семьи невелики, в среднем от 2 до 4 человек. Несмотря на эти факты, отдых принято проводить с детьми в окружении друзей, или же в кафе. Как правило, оба родителя трудоустроены, поэтому правительство назначает льготы и субсидии детсадам.

Государство имеет обширную сеть социальной помощи, считающейся одной из самых лучших в мире. Например, беременные женщины имеют право взять отпуск уже за 6 недель до родов, а длится такой отпуск в течение 4-х месяцев после рождения.

Наибольшее количество жителей Франции проживает в средних городах, где население не превышает 200 тысяч жителей. Семьи обычно имеют дома в селах и пригородах, поэтому культура и обычаи городов понемногу укрепляются в деревнях, и наоборот.

Система образования

Начальное образование дети получают в обязательном порядке, длится оно с 6 до 16 лет. Это образование бесплатное. Существуют также и частные платные школы, в которые ходят чуть больше 15% детей.

Начальная школа начинается в возрасте 6 лет, после него начинается средняя школа. Далее ученики поступают в специализированные школы высшего уровня. После ее окончания студенты имеют степень бакалавра, с помощью которой можно поступать в университет. После окончания университета студентам выдают степень бакалавра, связанную с той или иной специализацией.

Во Франции существуют более 70 университетов, а также высших школ со строгим отбором студентов. Зато после окончания этих учебных заведений открываются широкие возможности карьерного роста.

Французский этикет

По количеству правил этикета французов часто сравнивают с японцами. Жители страны особо ценят у собеседника его вежливость и учтивость, а только потом берут во внимание такие детали, как обеспеченность и профессия. В некоторых провинциях французы часто жестикулируют, что свидетельствует о желании лучше передать свои мысли. Приветствие ограничивается рукопожатием, если люди просто знакомы, или выражается в поцелуях в обе щеки, если они связаны родственными связями. При разговоре с незнакомым человеком, например, в общественном транспорте или в магазине, принято вставлять традиционное обращение «месье», «мадам», «мадмуазель».

В общественном месте француз не будет улыбаться посторонним (признак вежливости), будет стараться не смотреть в глаза. Однако при походах в магазин французы уже с порога приветствуют хозяина, а тот отвечает взаимностью. Если человек в магазине поздоровался первым, это означает, что ему необходима помощь. Что интересно – французы считают признаком хорошего тона, если человек закрывает за собой дверь, не важно, кафе это или дверь комнаты. Входить же без стука или звонка без приглашения хозяина дома запрещается, помимо тех заведений, где написано «открыто».


Культура любой страны может многое рассказать о её народе. Франция является одной из немногих стран, в которой государство активно участвует в приобщении населения к культуре. С самого раннего детства культура Франции закладывается в души и умы маленьких французов при помощи особенной системы образования. Может быть, поэтому культура Франции всегда была образцом утонченности, стиля и интеллигентности, признанном во всем цивилизованном мире.

Культура современной Франции, конечно же, испытывает огромное влияние богатейшего наследия прошлых веков. Народные обычаи и традиции, а также шедевры музыки, литературы, живописи, архитектуры, философские труды, созданные мастерами прошлого - неиссякаемый источник вдохновения для новых поисков и свершений. Постоянно развитие, совершенствование и оттачивание мастерства - главные признаки культуры Франции в наши дни.

Культура Франции - преемственность и шарм

Конец 16 века ознаменовался во Франции концом многочисленных гражданских войн. Наступление мира и развитие экономики позволили французской культуре выйти на более высокий уровень.

К середине 17 века окончательно сформировался классический французский язык, что дало толчок к созданию литературных и философских шедевров. Наука и культура Франции 17 века основаны на принципе рационализма, то есть делают разум основным средством познания мира. Всему миру интересны работы Декарта, Мольера, Буало, Лефонтена.

Культура Франции 18 века - это потрясающий по своей мощи период Просвещения. Блестящие труды писателей, ученых, философов этого времени становятся основой мировой культуры. Вольтер, Руссо, Дидро, Монтескье и многие другие - именно они подготовили основу для дальнейшего революционного развития страны. Для Франции 17 и 18 век - это еще и классицизм, романтизм, барокко, рококо и... реализм.

Изобразительная культура Франции 19 и 20 века - это период начала и расцвета импрессионизма (Моне, Дега, Ренуар). Не менее знамениты и труды французских ученых в области физики и математики - наука и культура Франции XIX века это прочный фундамент мирового Просвещения. Культура Франции 20 века представляет собой интереснейший сплав современности и традиций - чего стоит одно изобретение братьев Люмьер!

Некоторые особенности культуры Франции

Культура и искусство Франции, как и любой другой страны, формировались под влиянием двух основных факторов: географического положения и исторического развития. Уже с середины 17 века Францию считали основательницей элитарной культуры. Большое количество и развитость различных наук, ремесел, искусств оказали огромное влияние на мировую культуру.

Особенности культуры Франции проявляются даже в повседневном поведении французов. Ни в какой другой стране мира вы не найдете такого развитого чувства патриотизма, строгого соблюдения этикета (даже в мелочах) и огромной любви к качественным продуктам питания.

С чем у вас ассоциируется Франция прежде всего? Круассаны, багеты, лягушачьи лапки, вино, Эйфелева башня, береты, аккордеон… Что ж, пора пополнить этот список или вообще переписать его.

Ну, не буду рассказывать и так всем очевидное, что французы очень приветливы, вежливы и дружелюбны. Легко завязывают разговор на улице. Если видят, что нужна помощь, не задумываясь, помогают. Или про то, что по умолчанию все всегда здороваются и улыбаются в магазинах.

Расскажу о том, что удалось подметить нам, тесно общаясь со многими жителями этой сказочной страны и имея возможность наблюдать их быт, пока наше проходило во Франции.

Особенности культуры Франции, как нам показалось, проявляются, например, в любви ее жителей к старинным вещам, начиная от мелочей и заканчивая старыми домами.

Нам посчастливилось пожить несколько дней у друзей в удивительном доме-музее, где весь интерьер гармонично оформлен под старину. Очень хотелось надеть длинное платье и плавать по такому дому, воображая себя в веке эдак 19.

Как нам рассказали, во Франции, даже если хотят построить новый дом, сносят все, кроме внешних стен, чтобы не нарушать целостности архитектурного ансамбля улицы. А бывает и так, что внешне домик выглядит очень мило, потому что явно старинный, но внутри все очень простенько и бывает даже, что уже давно без ремонта, хотя бывает и наоборот — внутри так же мило, как и снаружи. И именно благодаря такому стремлению французов сохранить все старинное, бывает, что встречаются целые игрушечные города с необыкновенно красивыми улочками, за что мои эстетические чувства очень благодарны этой нации.

На улицах Франции встречаются и такие старые домики

Несколько раз так получалось, что мы въезжали в небольшие французские городки вечером часов в 9-10, и было ощущение, что город просто пуст. На улицах почти никого нет, а из-за того, что во всех домах закрыты ставни, нет привычного свечения из окон и, кажется, что никого нет или все уже давно спят. Необычное ощущение.

Во Франции, как мы поняли, очень популярно все, что самобытно. Поделки хенд-мейд (украшения, сумки, шарфы и т.д.) пользуются хорошим спросом, и людям удается неплохо на этом зарабатывать.

Не знаю, можно ли это отнести к особенности населения Франции, но мы заметили, что французы довольно большое значение придают еде. Почти всегда и у всех вызывает неподдельный интерес, чем вы сегодня обедали, а что было на ужин? И готовят, они, конечно, превосходно! Мы гостили в нескольких французских семьях, и каждый прием пищи был почти королевским. При этом мы всегда забывали, что наедаться до отвала не следует, ведь в конце по традиции в качестве десерта будет сыр, и не один!

Сыров во Франции великое множество. Я даже возьму на себя смелость утверждать, что это некоторые особенности культуры Франции. По непроверенным данным их более 300 видов. И это не просто желтые полутвердые сыры, как у нас, они разного цвета, разной консистенции, разного запаха, возраста и несомненно – вкуса! Некоторые из сыров такие твердые, что их тоненько нарезают специальным приспособлением, некоторые настолько жидкие, что, открыв пачку, их можно есть только ложкой. Про сыры можно вообще отдельную статью написать, но лучше всего их просто пробовать. Пишу, и прямо аж слюнки потекли. И вот теперь я могу уже с уверенностью сказать: нет, французы не лягушатники! Это сыроеды, сыроманы, сырофанаты!

Ну, и хлеб – это тоже отдельная песня. Его едят много и разновидностей его также немерено. Только он весь преимущественно белый, и съедают его в основном свежим, а если ему удалось задержаться в хлебнице на пару-тройку дней, то перед тем, как быть поданным к столу, его разогревают в духовке. На улице очень часто можно наблюдать такую милую картину: француза, жующего только что купленный багет.

Ну, а про то, что французы очень любят сидеть в кафе на улицах и так все знают.

Мы были довольно сильно удивлены, насколько продвинуто в техническом плане старшее поколение во Франции. Ровесники наших родителей и люди постарше ведут свои блоги, общаются с друзьями через Skype и facebook, у многих тачфоны.

Может, нам просто так повезло, но большинство из встреченных нами французов так или иначе работают на себя. Либо это свой театр, либо это мастер, собирающий витринную мебель, либо дегустатор в ресторанах, либо дизайнер садов, либо у людей вообще свое частное небольшое предприятие. И все эти занятия позволяют вести достойную в финансовом плане жизнь.

Мы не встретили ни одного француза, который так или иначе не завел бы с нами речь о политике. Конечно, сейчас это очень наболевшая тема в связи с попыткой принятия нового закона о пенсиях, но, тем не менее, разговоров о вышестоящих очень много. Саркози сравнивают с Наполеоном и Гитлером. Но это уже совсем другая история…

Если говорить об особенности населения Франции, ну никак нельзя не упомянуть толпища арабов. И чем южнее город, тем их больше. Как нам объяснил наш знакомый житель Марселя: южный климат им ближе, вот они туда и стекаются. По вечерам в крупных городах разгуливают шумные подвыпившие компании этой самой национальности, от которых непонятно, чего ждать. Своих как-то в лицо узнаешь, понимаешь, кого лучше стороной обойти, а тут – непонятно. Но мы с такой компашкой столкнулись только однажды, в Париже в два часа ночи, и парень при этом решил помочь нам найти отель. :)

Как ни странно, культура вождения у местного населения очень похожа на нашу. Частенько не включают поворотники, проезжают на красный, подрезают, хотя, конечно, не так бесстыдно, как в России. Зато, так же, как и у нас, предупреждают фарами о «гаишниках» неподалеку.

Может быть, смело так утверждать, но нам показалось, что несмотря на все культурные и национальные особенности Франции, она очень похожа на Россию. Взять нашу старушку, сделать ей пластическую операцию, или просто хороший макияж, начать ее кормить, как подобает, и помогать, когда нужно, и она тоже станет страной любви. А если серьезно, то просто нам бы побольше порядка, получше социальную поддержку и повыше общий уровень жизни, и мы станем теми же французами, улыбчивыми, внимательными и вежливыми. По крайней мере, ну очень хочется в это верить…

P.S. Статья получилась слишком большой, поэтому о том, как французы живут, про их я расскажу в следующей статье.