Архитектура и скульптура Мезоамерики. Инкская культура. Изобразительное искусство майя

Особая культурно-географическая область - Мезоамерика - включает в себя Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса.

Существование древней культуры в мезоамерике, которая процветала около 1100 лет н.э. по-прежнему озадачивает историков. Речь идет о загадочных ольмеках. Их религиозные ритуалы далеко не до конца поняты, так же как не понято само происхождение ольмеков. Самые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э.

По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.

Некоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.

Ольмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.

Цивилизация Майя охватывала большую часть региона Мезоамерики.
Говоря о «древних майя» - имеется в виду история одного из самых важных доколумбовых Мезоамериканских культур. Вопреки распространенному мнению, цивилизация майя никогда не «исчезли». По крайней мере, не совсем, как их потомки до сих пор живут в регионе, и многие из них говорят на любом из языков семьи майя.


погребальная маски короля Пакаля

К"инич-Ханааб"-Пакаль I (Великий) («Солнечная Водяная Лилия - Щит») - это, вероятно, самый известный из всех царей в истории классических майя. Его правление представляет собой прекрасный пример того, какой глубокий след может оставить в истории выдающаяся личность.


Красная Королева


Теотиуакан "место, где были сделаны боги; Город Богов" это имя, данное ему был одним из крупнейших городов в Центральной Америке во время доиспанской эпохи.

МАСКИ Теотиуакан






Империя ацтеков

МАСКИ Aztecas




Мексиканские традиционные маски созданные для ритуалов, несут не только художественные, но и религиозные функции. Существует бесчисленное множество фестивалей, где маски используются в сочетании христианских традиций и традиций коренных народов. Эти фестивали часто включают парады и уличный театр. Эти маски, вырезанные из дерева, расписанную украшений и веревкой сизаля, рогов животных или зубов.



Географический регион на Американском континенте, в пределах которого вдоколумбовы времена процветала своеобразная цивилизация, обозначают термином «Мезоамерика » («срединная Америка»). Именно здесь зародились, достигли расцвета и пришли в упадок культуры ольмеков, майя, ацтеков, инков. Время расцвета этих цивилизаций I-II тысячелетия н.э., уровень их развития — бронзовый век (хотя использование металлов начинается в самый последний период их существования), что приближает их к цивилизациям Шумера и Древнею Египта.

Придя в Мезоамерику, европейцы застали четыре основных культурных центра: на территории Мексики сформировались и развивались культуры ольмеков и ацтеков, Гватемала и Юкатан были заселены народом майя, в Колумбии существовала культура племен чибча-муисков, а в Перу — культура племени инков. Как полагают ученые, древнейшей культурой, давшей начало всем остальным, была ольмекская. Поэтому для всех народов доколумбовой Америки характерен ряд общих черт: иероглифическое письмо, иллюстрированные книги, календарь, человеческие жертвоприношения, обрядовая игра в мяч, вера в жизнь после смерти, ступенчатые пирамиды. При этом народы Мезоамерики не знали колеса, не имели тяглового скота (в Америке просто не было животных, подобных лошади или быку, которых можно было бы одомашнить).

Культура ольмеков

Наиболее раннюю культуру в доколумбовой Америке создали ольмеки, территория проживания которых включала значительную часть Мексики, всю Гватемалу и весь Белиз. Цивилизация ольмеков достигла своего расцвета после 1200 г. до н.э. Для своего времени ольмеки были наиболее развитым народом в культурном отношении, поэтому сумели распространить свое культурное влияние на огромный регион Мезоамерики, став материнской культурой для последующих культур других племен и народов. К культурным достижениям ольмеков следует отнести прекрасно развитую архитектуру. Город Лa-Вента был построен по четкому плану и ориентирован по сторонам света. В центре города была воздвигнута Большая пирамида высотой 33 м, которая служила сторожевой башней, так как с нее прекрасно просматривались все окрестности. К архитектурным достижениям ольмеков можно отнести и водопровод, выполненный из поставленных вертикально базальтовых плит, плотно примыкавших друг к другу.

Ольмеки были прекрасными мастерами обработки камня. Они достигли совершенства в резьбе по нефриту. Используя многочисленные инструменты — резцы, сверла, шлифовальные приспособления, а также соответствующую технику обработки камня, мастера создавали прекрасные изделия из базальта, кварца, диорита. Наиболее известными памятниками материальной культуры ольмеков являются гигантские каменные головы из черного базальта, найденные в Сан-Лоренсо, Лa-Венте и Трес-Сапотес. Головы поражают своими размерами: их высота от 1,5 до 3 м, а весят он и от 5 до 40 т. Из-за черт лица их называют головами «негроидного» или «африканского» типа. Эти головы находились на расстоянии до 100 км от каменоломен, где добывался базальт.

До сих пор остается загадкой, что изображали гигантские головы. Можно только предположить, что так попытались увековечить головы поверженных врагов в соответствии с древней американской традицией. Кроме того, существует гипотеза, что головы созданы в честь юношей, которые приносились в жертву богам. Лучший юноша определялся для жертвы жрецами из числа играющих в мяч и становился олицетворением бога маиса. У ольмеков игра в мяч носила религиозно-церемониальный характер, а игре предшествовал сложный ритуал. Ольмеки верили, что акт самопожертвования обеспечит бессмертие и все блага в вечной жизни. По мнению ученых, самые красивые девушки поселения, как и лучшие юноши, играющие в мяч, которые отбирались жрецами для жертвы, с радостью и гордостью шли на смерть.

В эпоху ольмекской цивилизации зародилось представление о четырех сторонах вселенной, символом которой был Андреевский крест, вписанный в прямоугольник. Известно предание о четырех эпохах и предсказание, согласно которому в пятую эпоху вместе с обретением маиса цивилизация погибнет от старого бога огня и землетрясения. Символом пятой эпохи считался бог, преподносящий людям маис, на плечах и коленях которого лежат головы четырех других богов — покровителей предшествующих четырех эпох.

Периоде VIII до IV в. до н.э. считается временем расцвета ольмекской культуры. В городах стояли каменные монументы с календарными датами. Богатые ритуальные центры с четкой ориентацией и планировкой имели сложные посвятительные клады и тайники, зеркала из полированного камня, стелы и алтари. Последние дают некоторое представление об одежде тех времен, украшениях и других элементах культуры.

К сожалению, ольмеки не создали долговечных памятников своей культуры и поэтому наши представления о ней носят отрывочный и фрагментарный характер. Остаются открытыми вопросы об ее истоках и процессах развития.

По признанию подавляющего большинства специалистов, местные цивилизации возникли и развивались без какого-либо ощутимого воздействия других очагов культуры, находившихся в Египте, Двуречье, долине р. Инд, и прошли примерно через такие же стадии развития, что и древние общества Старого Света, но с некоторым хронологическим отставанием.

Оригинальный и самобытный характер мезоамериканских цивилизаций подчеркивается тем, что они были созданы при абсолютном господстве каменной индустрии, отсутствии изделий из металла (до IX-X вв.), гончарного круга, колесных повозок, домашних вьючных и тягловых животных. В большинстве районов Мезоамерики экономической базой складывающегося раннеклассового общества было подсечно-огневое ("мильповое") земледелие высокой продуктивности Четкий астрономический агрокалендарь, высоко поставленная селекция растений и тщательный уход за посевами обеспечивали, даже при наличии примитивных земледельческих орудий (палка-копалка "коа", мотыга с каменным наконечником и каменный топор-кельт), получение довольно значительного прибавочного продукта. Существовали и интенсивные формы-земледелия (ирригация, "плавучие сады" - чинампы, "приподнятые поля", террасы, дренажные каналы и т.д.). Однако они имели значение лишь для населения некоторых областей Мезоамерики (долина Мехико, Оахака, Пуэбла, Кампече - в Мексике и Петен в Гватемале) Содди, Д. Великие культуры Месоамерики [Текст] /Д. Соди. Пер. с испан. - М.: Знание, 1985. - С. 7.

Успешное развитие земледелия не сопровождалось развитием скотоводства. Местная порода лошадей, которая могла бы в дальнейшем оказаться столь же полезной, как и в старом Свете, вымерла в Америке очень рано (около 10 тысяч лет назад). Коровы и овцы были неизвестны, а карибу (олень) и бизон, которые могли бы занять из место, если бы их приручили, водились главным образом в местностях, населенных первобытными племенами, довольствовавшимися охотой на них Яковец, Ю.Я. История цивилизаций. [Текст] / Ю.Я. Яковец. - М: Владос, 1997. - С. 58.

В своем классическом очерке Кирхгофф несколько выделяет подгрупп высших и низших земледельцев Северной и Южной Америки: высшие земледельцы андского региона и частично амазонские низшие народы, земледельцы Южной Америки и Антил, собиратели и охотники континента

В своей работе Кирхгофф делает вывод, что культура мезоамериканская - это лишь часть паче обширной зоны американских культур, происшедших от более древних культур неземледельческих народов, и что отсутствующие элементы, в Мезоамерике, но существующие в Северной и Южной Америке, должны были существовать в и Мезоамерике, но в более раннюю эпоху.

Ранний этап. Хозяйственная деятельность все основана еще главным образом на собирательстве, охоте и рыбной ловле, но с прогрессивным увеличением возделывания растений. Начало оседлой жизни небольшими группами, семейными Взаимосвязь характеристик древнего мира с деятельностью человека. Американские цивилизации. [Электронный ресурс] /Цивилизации. - режим доступа: http: //www.all4parket.ru/nac.htm.

На раннем этапе развития (до середины II тысячелетия до н.э.) культуры зоны древних цивилизаций развивались изолированно друг от друга, достигнув в середине II тысячелетия до н.э. примерно одинаковой ступени развития. Этим объясняется легкость распространения земледелия, основанного на кукурузе, что привело к смене систем хозяйства у племен Колумбии, Эквадора и Перу. Начинается этап производящего хозяйства. Распространение кукурузы и элементов материальной культуры шло с севера на юг двумя основными путями: морем и, через территорию Эквадора в Андскую область, и сушей, по Панамскому перешейку на территорию Колумбии. Связи доклассического периода были чрезвычайно оживленными и, вероятно, двусторонними.

Жизнь населения в следующий, классический период характеризуется независимым развитием всех ее областей. Базисом служило культурное единство предшествующего периода. К этому периоду в Мезоамерике относятся теотиуаканская, майяская (Древнее царство), "ольмекская", сапотекская и некоторые другие культуры. В Южной Америке это культуры мочика, уари, тиауанако и лима.

Постклассический период - время оживленных передвижений племен в Мезоамерике и Андской области. Ломаются замкнутые рамки локальных культур предыдущего периода. Основные культуры постклассической Мезоамерики - тольтекская, ацтекская, юкатанских майя, миштеков. В Андской области - царство Чимор и империя инков Зубарев, В.Г. Древние цивилизации Мезоамерики /В.Г. Зубарев // История древней Центральной и Южной Америки. - Тула: ТГПУ им.Л. Толстого. 2004. - С. 6.

Наивысшего уровня культура коренного населения Америки достигла в Мезоамерике - центральной части Америки, а еще точнее Юга Северной половины американского континента. К Мезоамерике относят большую часть (2/3) современной Мексики, а также территории государств, прилегающих к ней с Юга - Гватемалы, Панамы, Сальвадора (El Salvador), частично Гондураса, Коста-Рики, Никарагуа. Этот регион принято называть зоной высоких цивилизаций.

Хотя заселение этих территорий началось значительно позже, чем той, к которым относят культуры Северной Америки, благоприятнейшим фактором для культур Мезоамерики оказались климатические условия - здесь, по существу, господствует вечная весна, а полоса суши, сужаясь к югу и омываясь двумя океанами, становится все плодороднее, богат и разнообразен животный мир. Индейцы Мезоамерики издавна выращивали картофель, табак, хлопок, какао, разнообразные фрукты и овощи. В земледелии использовались ирригация, террасы, приподнятые поля и даже плавучие сады на плотах - чинампы. При всем разнообразии культур указанного региона общей для них являлась социальная организация - города-государства с четкой классовой структурой и огромной ролью жрецов; религия определяла все стороны жизни. Здесь рано возникло иероглифическое письмо, высокого уровня достигли математика, астрономия, картография, медицина, монументальная архитектура, искусство. Удивительно, но при этом жители указанного региона не знали гончарного круга и колесных повозок, не использовали вьючных и тягловых животных. Это говорит и о высокой степени автохтонности (то есть самостоятельности), но и изолированности культур Мезоамерики, которая была нарушена лишь в XVI в.

К мезоамериканским относятся культуры ольмеков, тольтеков, теотиуакан , а особенно выделяются культуры майя и ацтеков .

Культура ольмек (от ацтек. олли - каучуковое дерево) появилась на территории современного мексиканского штата Табаско около 4000 лет назад, просуществовав почти до начала христианской эры. По преданию, предки ольмеков прибыли морем, славили «Владыку всего, подобного дню и ночи» и обосновались в селении под названием Тамоанчане («Мы разыскиваем свой дом»). Более достоверно известно влияние ольмеков на другие культуры обширного региона. В частности, присущий им культ ягуара прослеживается даже на территории Южной Америки, где ягуары не водятся. Ольмеки считали, что они произошли от связи божественного ягуара со смертной женщиной.

Культ ягуара является преобладающим и искусстве ольмеков. Хотя ольмеки знали золото и серебро, особенно ценились у них яшма, обсидиан, нефрит-камни, не относящиеся к драгоценным, но переливающиеся самыми разнообразными оттенками на фигурках людей и животных. Особенное впечатление производит монументальная скульптура ольмеков - гигантские каменные головы, с окружностью до 7 м и более и высотой 2,5 м. Скорее всего они играли культовую роль, обрамляя ритуальную территорию и обязательно неся ягуарьи черты на лицах. На территорию, лишенную камня, глыбы весом в 20-40 тонн доставлялись волоком или на плотах. Ольмеки обладали большими знаниями в астрономии и математике, изобрели систему чисел, основанную на сочетании точек и черточек, они же создали древнейшую в Америке иероглифическую письменность.



Богу-ягуару посвящались пирамиды, в том числе самая древняя из известных сегодня на территории Америки. Все архитектурные сооружения ольмеков обращены фасадами к небесным светилам и созвездиям, к небу обращены и головы ягуаров. Символом вселенной были и площадки для священной игры в мяч. О важнейшем ритуальном значении игры говорит и то, что проигравшие приносились в жертву. Вообще человеческие жертвы чрезвычайно характерны для культур Центральной и Южной Америки - пролитая кровь, обязательно здоровых, молодых людей, порой даже младенцев должна была дать энергию Солнцу в борьбе с силами мрака.

От ольмеков произошла, уже в начале христианского летоисчисления (100-650 гг.), культура, носившая название Теотиуакан (букв. место, где боги касаются земли - так назывался их культовый центр). Именно там, согласно легенде, от высшего начала - Матери и Отца Ветров произошел мир. Сперва родились божественные братья - белый, Кетцалькоатль («Оперенный Змей»), бог ветра и воздуха, покровитель знания и жрецов, красный и черный братья Тескатлипока («Дымящееся зеркало») - вечно юные боги правосудия, судьбы и ночи, а также голубой Уитцилопочтли («Колибри слева») - бог войны, названный так потому, что души погибших воинов превращались в колибри. Постоянная борьба между этими богами вместе с тем явилась источником рождения других божеств, земли и людей. Более того, боги пожертвовали собой ради сотворения света, без которого был бы неполноценным сотворенный ими мир - отдав свою энергию Солнцу и Луне. После этого в Теотиуакане регулярно приносились в жертву человеческие жизни.

На высшей ступеньке социальной иерархии Теотиуакана стоял верховный жрец, обладающий беспредельной властью. Под ее сенью трудились зодчие, художники, гончары. В VI веке население Теотиуакана достигло 200 тысяч. Город представлял собой гигантскую модель вселенной, располагаясь вокруг центральной оси - Дороги Смерти («Проспекта Мертвых»). На северном ее конце была возведена 42-метровая Пирамида Луны , в центре - Пирамида Солнца высотой около 70 м. Ее грани производили впечатление дороги, уходящей в бесконечность. в центре города стояла также Пирамида Кетцалькоатля . Она имеет шесть оштукатуренных террас, которые символизируют змея, распростертого по земле, а фасад храма украшают 365 извивающихся пернатых змей. Кетцалькоатль - Пернатый Змей стал главным божеством многих культур Мезоамерики.

Теотиуакан пал в 650 году под натиском соседних диких племен. Воинственные племена, тем не менее, унаследовали его культуру, построив новую столицу - Толлан (что и породило название культуры Тольтеков ), которая достигла высокого уровня в IX-XII вв. Слово тольтек впоследствии стало равнозначно понятиям художник, строитель, мудрец, воин духа. В мировоззрении и образе жизни тольтеков религия и наука гармонично дополняли друг друга. Наряду со зримой и обыденной реальностью - тональ тольтеки признавали еще существование тонкой и таинственной - нагуаль . Мир явлений - Солнце, Земля, растения, животные, люди - лишь выражения нагуаля. Контакт человека с высшим началом возможен на основе обучения у природы . Человек должен научиться превращать свое сердце в святящееся, чистое солнце.

Соединение религиозных и научных представлений тольтеков в наиболее зримой форме было воплощено в их искусстве и архитектуре , памятники которой застали пришедшие в эти места в XIV в. ацтеки, представители еще более высокой культуры. Храм Тлауискальпантекутли (Владыки Рассвета, Утренней Звезды), толланской ипостаси Кетцалькоатля, сохранился до наших дней. Храм построен в виде 6 этажной пирамиды с барельефами воинов, пернатых змеев и ягуаров. Колонны храма сделаны в форме змеев, пасти которых разверзаются на земле, а туловища, покрытые перьями, уходят под свод храма. Внутри храма - четыре дома для жрецов и правителей. Один из них был облицован золотыми пластинками, второй - изумрудами, бирюзой и нефритом, третий - раковинами, четвертый украшали перья птиц. Сохранилась также вытесанная из базальта фигура лежащего Чак-Мооля , с согнутыми коленями и головой, обращенной к Солнцу. Вероятно, она и выражала миф о Пятом Солнце, результате борьбы между положительным и отрицательным началом (Тескатлипокой и Кетцалькоатлем). Для укрепления Солнца требовалась кровь, которая вливалась в специальное отверстие на плече Чак-Мооля.

Наибольшего расцвета Толлан достиг при правлении сына основателя города, которого звали Се Акатль (Первый Тростник) Топильцин (Принц) Кетцалькоатль (Пернатый Змей) . Тольтеки считали его земным воплощением бога еще и потому, что он был высоким, белолицым, светловолосым, с густой бородой. Он научил народ земледелию, ремеслам, строительству храмов и мореплаванию. После этого он оставил мир и стал отшельником, по другой легенде - бросился в костер. В XIII в. город погиб от пожара, ведущей стала культура майя.

Культура майя - одна из древнейших в Мезоамерике (ХХХ в до н.э. - XVI), а уровень, достигнутый ею, ставит ее в ряд величайших культур Древнего мира. Майя строили свои города в густых джунглях, далеко от воды, и в этом смысле являются уникальной цивилизацией. Загадкой является и внезапный, одновременный уход майя из своих городов. Большая часть культурной истории майя относится к дохристианской эре - от 3000 г. до н.э. до 317 г. н.э., с 317 по 987 г. длится второй период, известный под названием Древнее царство, с 987 г. по XVI в. - Новое царство, закончившееся с приходом конкистадоров. Обладавшие древней культурой майя пришли на земли современных Гватемалы и Гондураса с Севера, возможно, у них общие корни с ольмеками. Новая территория майя была треугольником, образованным городами Паленке, Копан, Вашкатун .

Майские города-государства имели единую схему застройки - храмовое, ритуальное ядро на холме, далее - дворцы жрецов и знати амельхенов (букв. имеющих два имени, по отцу и матери), на периферии - хижины простого люда. Городом-государством управлял халан-виник (великий человек) с неограниченной, пожизненной и наследственной властью. Лицо его было украшено сложной татуировкой, нос наращивался особыми пластинами до формы и размеров птичьего клюва, мочки ушей вытягивались индюшачьими яйцами. Богато, с использованием сложной символики, был украшен и его костюм, вплоть до передника, символизировавшего Мировое дерево. Простой народ занимался земледелием и птицеводством, майя были хорошими строителями, возводящими прекрасные дворцы и дороги - шириной до 10 м и длиной до 100 км, приподнятые над землей на 0,5-2,5 м, совершенно прямые.

Европейцы, встретившие майя в XVI в., заметили не только их хорошее сложение и красоту, но и красоту их одежды, невероятную чистоплотность. Женщины одевались менее богато, более жесткими были у них и правила поведения - так, за откровенный взгляд, брошенный на мужчину, глаза женщины смазывались перцем. Суровой была и религия , требовавшая жертвоприношений. В жертву приносилось то, что дороже всего, более всего радует глаз - цветы и любимые животные, украшения и благовония. Порой приходилось прокалывать язык, губы, щеки, гениталии, пускать кровь. Жизнь людей приносилась в жертву только в особых ситуациях (войны, эпидемии, засуха). В таких случаях у «избранника богов» обсидиановым ножом вырывали бьющееся сердце, в котором содержалась «сила, дающая жизнь». С тела сдирали кожу, которую надевал на себя главный жрец - чилан, тело разрезалось на куски и съедалось. Церемониями управляли жрецы - «Люди Солнца» во главе с «Господином Змея». В религии майя были бог смерти - Ах Пуч и даже богиня самоубийств - Иштаб . Существовали бог кукурузы - Йум Каам , четыре бога дождя - Чаки, Кукулкан (майский Кетцалькоатль). Главным богом был Хунаб Ку , Творец всего, а господином небес и солнца, основателем жречества был его сын Ицампу .

Храмы были не только религиозными, но и научными центрами. Переняв у ольмеков письменность, математические и астрономические знания, майя добавили к ним точную систему нумерации, они умели записывать огромные числа, задолго до европейцев ввели понятие нуля. С необычайной точностью майя определили продолжительность года (365,24 дня) и обращения Луны вокруг Земли (29,53 дня), в своих древних обсерваториях они предсказывали затмения Луны, рассчитали фазы Марса. Зодиак майя состоял из тринадцати созвездий, а календарь комбинировал 365-дневный цикл с 269-дневным, связанным с периодом беременности, с 13-дневной неделей. Высокого уровня достигли медицинские знания - искусство массажа, хирургия - операции по удалению опухолей и катаракт.

С календарем увязывалась и архитектура . Существовали 5, 10, 20-летние циклы для строительства. Возводя монументальные строения из грубо обработанного камня, майя украшали их богатым рельефом, а монументальность сооружений сочетали со свободным пространством вокруг них, строго геометрическим расположением улиц, площадей и дорог. До нас дошли памятники майской скульптуры и живописи, в частности фрески города Бонампака (конец XIII в.), с изображением повседневного быта, войн, пыток.

Дошло до нас и три манускрипта, которые удалось расшифровать лишь в 1959 г. Они позволяют ознакомиться с религиозными, философскими и эстетическими представлениями майя. Известны науке также Книги пророчеств жрецов Ягуара , а также хроника племени какчикель. Дошли до нас - в устной передаче - песни и молитвы, заклинания и пророчества. Сохранилась - в записи - музыка майя, музыкальные инструменты или хотя бы их изображения. Испанцы застали «Танец воинов», длившийся целый день и привлекавший до 800 танцоров, «Танец старых женщин» на углях, застали они и театральные представления майя, восхитившись «большим изяществом комедиантов».

Культура майя стала приходить в упадок еще до конкистадоров, в XII веке, передав эстафету последний из высоких цивилизаций Мезоамерики - ацтекам . Их название (более точно - астеки ) означает «Люди из Астлана» (букв. - место, где живут цапли). Сами ацтеки называли себя мешики , в честь вождя Меши (Мешитли ), который и вывел их в 1068 г. из их города посреди озера. Предание объясняет исход целого народа приказом главного бога Уитцилопочтли - идти до того места, где встретят орла, сидящего на вершине кактуса и пожирающего змею. Именно такое изображение появилось затем на гербе ацтеков, сохранившись и на гербе современной Мексики.

Войдя в долину близ современного Мехико, уже тогда густозаселенную, ацтеки во главе со своим вождем по имени Тенон сумели там закрепиться, основав в 1326 г. поселение Теночтлитлан . Ассимилировав культуру подавленных ими племен, ацтеки пошли дальше. Они расширили территории для земледелия благодаря изобретению чинампов - плотов с насыпанной на них землей, соединили между собой многочисленные острова, что дало конкистадорам повод назвать Теночтитлан американской Венецией. Город связывали с сушей три дамбы, по акведуку он снабжался с озера водой.

В Теночтитлане проживало в XV в. 200 тысяч жителей, столько же, что и в Лондоне. «Американская Венеция», богатая не только водой, но и зеленью, была необычайно красива. Озеро окружали белоснежные здания в форме многоступенчатых пирамид, многоэтажные дворцы были облицованы золотом, барельефами, скульптурами, разрисованы фресками. В городе имелись библиотеки, школы, зоологический заповедник, бани. Чистоплотность ацтеков поразила испанцев - они ежедневно мылись, чистили щеткой зубы после каждого приема пищи.

Вершиной ацтекской архитектуры был храмовый комплекс Коатокалли - Дом Различных Богов . Наивысшим божеством был творец Ометеотл, парящий высоко над миром и недоступный молитвам. Поэтому целесообразнее было обращаться к перешедшим из более древних культур Кетцалькоатлю , Тескатлипоке и Уитцилопочтли , богу дождя Тлалоку и его жене Чальчиутликуэ . Всем им нашлось место в храме, стоявшем на просторной площади на холме, куда вели 340 ступенек.

В Текочтитлане регулярно совершались человеческие жертвоприношения, а самым грандиозным был обряд «Нового огня», проводимый каждые 52 года (таков, согласно религии ацтеков, цикл обновления мира, сопряженный с катастрофами и социальными потрясениями). Чтобы придать силы Солнцу, сердце жертвы бросали в огонь, а на его место вносили горящий факел. Искорки этого огня затем разносились гонцами по всей стране. Важное значение имел праздник Токскатль, посвященный Тескатлипоке. Для представления этого бога, одного из творцов вселенной, выбирался среди военнопленных физически совершенный мужчина, который в течение года обучался риторике, искусствам, правилам поведения. В красивых одеждах он разгуливал по городу, сопровождаемый большой свитой, ему давали четырех жен, которые в назначенное время восходили на вершину храма и вместе с ним отдавали себя жрецам.

Важное место в жизни ацтеков, в самой философии и религии занимала война, ведь она несла в себе и ритуальные цели - омоложения богов, возвращения им затраченных сил. Война в какой-то степени представлялась массовым обрядом, и не случайно в течение длительного времени (1450-1519) практиковалась «война цветов» - серии заранее расписанных сражений с воинами городов-государств, входящих в союз с Теночтитланом. Эти сражения напоминали рыцарские турниры, с той разницей, что в них отбирались ритуальные жертвы. Юноша считался мужчиной лишь после того, как приведет хотя бы одного пленника. Весьма суровым было правосудие ацтеков. За кражу казнили или превращали в раба, клеветникам отрезали губы и уши, за неправильно совершенный суд обривали головы, что было большим бесчестием.

Все это не означает, что жизнь ацтеков целиком была подчинена военным действиям или приготовлениям. Они были искусными ремесленниками, вели обширную торговлю - размеры и богатство их рынков также восхищали испанцев. У ацтеков высокого развития достигло искусство , особым родом которого было искусство «обожествления вещей», которому учили тламатины - знатоки вещей . В любой скульптуре, ювелирных изделиях (из золота, хрусталя, нефрита), литературных произведениях ацтеки искали сокровенный смысл вещей, их связь с божественным. Тламатины знали также «древние слова» - образцы морали и риторики. Среди тламатинов наиболее известными были Ашайя Кацин-Ицкоатль - шестой правитель Теночтитлана и Монтесумо II Шокойцин , правящий в период конкисты.

Правитель ацтеков носил титул Тлакатекутли - Владыка всех людей , сосредоточив в руках одновременно религиозную, политическую и военную власть. Его никто не мог видеть, кроме ближайших вельмож, он ступал по драгоценным тканям, чтобы не касаться земли, никогда не носил ту же одежду, не ел из той же посуды. Следующую ступеньку власти занимал сановник с титулом «Женщина-змея», далее шло жречество, которое возглавляли два верховных тлатоани (оратора). Достаточно высокое социальное положение имели торговцы. Основную же часть населения составляли масехуали , свободные общинники - ремесленники и земледельцы, изгоями общества были крестьяне - тламаитли (букв. «рука, у которой нет земли») и рабы .

Важную роль ацтеки придавали образованию и воспитанию, которые преследовали одновременно цели формирования «лица и сердца». В XVI в., до конкисты среди ацтеков не было ни одного неграмотного ребенка и, по признанию испанцев, не было на земле другого народа, который уделял бы столько внимания образованию с раннего детства. За короткое время конкистадоры разорили государство ацтеков, а Теночтитлан сравняли с землей. Позже на него месте возник Мехико.

Слайд 2

Цель урока: познакомить учащихся с художественной культурой Мезоамерики

Слайд 3

Что называют Мезоамерикой?

Центральную Америку, в том числе и Мексику принято называть Мезоамерикой Культурное развитие народов этих географических участков в период от примерно II тысячелетия до н.э. и до XV века н.э. принято называть культурой Мезоамерики, или культурой доколумбовой Америки!

Слайд 4

Карта доколумбовой Америки

  • Слайд 5

    Художественная культура классического периода.

  • Слайд 6

    Древнейшей цивилизацией доколумбовой Америки была культура ольмеков, проживавших на побережье Мексиканского залива во II-I тысячелетиях до н.э. исследования показали, что у ольмеков были хорошо спланированные культурные центры и ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Архитектура ольмеков сохранилась плохо, так как в качестве строительного материала использовались земля и щебень, покрытые толстым слоем штукатурки.

    Слайд 7

    Мировую известность получила скульптура ольмеков, представленная огромными каменными головами высотой до 3 м и весом до 40т. До сих пор точно не известно их предназначение, но, вероятнее всего, они носили культовый характер. Эти гигантские головы, обнаруженные во время раскопок, и сегодня поражают своей монументальностью, мастерством исполнения, реалистическим воспроизведением индивидуальных черт известных в том времени личностей.

    Слайд 8

    В одной из известных скульптур запечатлен юноша с широким и плоским, как бы сплющенным носом, толстыми губами и миндалевидными глазами, слегка прикрытыми тяжелыми веками. Высота скульптуры 2,41 м, вес 25т. На голове юноши плотно прилегающий и украшенный рельефным узором шлем с наушниками.

    Слайд 9

    Борец (Рестлер) 600-400 гг. до н.э. 63х40 см Это базальтовая скульптура бритого, бородатого мужчины запечатлела его в динамике, что почти уникально для всех скульптур Мезоамерики Хотя учёные и осторожны в своих догадках, кого изображает эта фигурка, но есть предположение, что это всё-таки игрок в мяч

    Слайд 10

    Монумент 19 из Ла Венты Изображён человек внутри изогнутой змеи человек одет в одежду с теми же отличительными знаками, которые имеются и у змеи Этот монумент похож по теме на другие ольмекские монументы, на которых изображено появление человека из зооморфных пещер или ниш

    Слайд 11

    Фигурка сидящего мужчины, приодетого в качестве сверхъестественного зверя 1200-600 гг. до н.э. 29,5х21,3 см Нос и рот переданы вполне реалистично, а вот глаз у фигурки нет совсем Вместо них характерный для ольмеков мотив пылающих бровей

    Слайд 12

    К началу новой эры ольмекская культура исчезла. Что послужило причиной ее заката –неизвестно, но ей на смену пришли новые цивилизации, и прежде всего город Теотиуакан в Центральной Америке. В этом городе, от периода расцвета сохранилось два главных храма, посвященных Солнцу и Луне. Они располагаются на вершине огромной ступенчатой пирамиды. Храмы были украшены разноцветными росписями и ярко раскрашенными статуями богов. Глаза изваяний инкрустированы драгоценными камнями и перламутром.

    Слайд 13

    Наиболее грандиозное архитектурное сооружение –пирамида Солнца, имеющая в настоящее время высоту64,6 м. В отличие от других пирамидальных сооружений, имевших ступенчатую форму, пирамида Солнца представляет собой четыре большие, уменьшающиеся усеченные пирамиды, поставленные одна на другую. На одной из сторон пирамиды расположена система постепенно сужающихся пандусов, которые вели к святилищу в храме. Плоскости между террасами здания были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители, находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть происходящего на ее вершине. Пирамида была построена из огромного количества сырцовых кирпичей и облицована каменными оштукатуренными плитами.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Скорее всего пирамида служила и «солнечными часами», точно отмечающими наступление равноденствия. 20 марта и 22 сентября здесь можно было наблюдать удивительное зрелище: ровно в полдень солнечные лучи вызывали постепенное исчезновение прямой тени на нижней ступеньке западного фасада. Время перехода от полной затененности к освещенности занимало ровно 66,6 секунды. Безусловно, чтобы добиться такого зрительного эффекта, надо было обладать совершенными знаниями в области математики, астрономии и геодезии.

    Слайд 16

    Вокруг пирамиды Солнца симметрично располагались несколько небольших ступенчатых пирамид, подчеркивающих монументальность главной постройки. В архитектурном декоре встречаются украшения в виде огромных змеиных голов, расписанных белой краской. На голове каждой змеи находился венчик и перьев, символизирующий особо почитаемое божество.В середине IX в. Город был покинут жителями и превратился в груду развалин. Цивилизации классического периода были уничтожены нашествием народов с севера, сначала тольтеков, а в затем и ацтеков, создавших свою цивилизацию.

    Слайд 17

    Вопросы:

    Какие скульптурные произведения ольмеков имеют мировую известность? Назовите отличительные черты пирамид ольмеков. Назовите самую известную пирамиду ольмеков. ?

    Слайд 18

    Художественная культура ацтеков

  • Слайд 19

    Основной чертой искусства охотничьих племен ацтеков было поклонение богам. Сохранившиеся легенды и предания рассказывают о многочисленных походах и кровавых сражениях этого воинственного народа, прежде чем он создал могущественную империю с высоко развитой культурой. Главным местом поклонения богам были храмы, которых к началу завоевания испанцами в 16 веке насчитывалось более 40 тысяч.

    Слайд 20

    Особенно поражал свои великолепием столица ацтеков- Теночтитлан. Центр города находился на острове посреди живописного озера, его окружали постройки на сваях и дамбах, перерезанные каналами. В случае опасности поднимали перекинутые через каналы мосты и город превращался в неприступную крепость. Увы, Теночтитлан не избежал печальной участи: в начале 16 века город был покорен и разрушен испанскими завоевателями- конкистадорами.

    Слайд 21

    Об архитектуре ацтеков нам известно очень мало, так как многие сооружения были разрушены или полностью перестроены. Сведения о них сохранились лишь в описаниях испанских очевидцев. Известно,что в центре Теночтитлана находились три дворца ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. На вершине ступенчатой пирамиды были возведены два небольших деревянных храма.

    Слайд 22

    Особого расцвета достигла ацтекская скульптура. Монументальные статуи божеств носят абстрактный и условный характер. В качестве примера можно привести огромную статую Коатликуэ - богини земли и весеннего плодородия- матери верховного бога войны. Эта статуя лишь отдаленно напоминает человеческую фигуру: у нее нет ни лица, ни головы, ни рук, ни ног. Она выполнена из различных материалов: кукурузных початков, когтей, человеческих черепов, перьев и т.д. все это нагромождение симметрично и уравновешенно.

    Слайд 23

    Иной характер носят погребальные маски ацтеков, отражающие черты лица захороненного. Примечательна в этом отношении базальтовая голова « воина-орла», в котором мастерски передано сильное волевое лицо молодого воина. Привлекают внимание и произведения мелкой пластики: грациозные статуэтки присевшего на задние лапы испуганного кролика, свернувшейся клубком змеи.

    Слайд 24

    Немногочисленные сохранившиеся произведения ювелирного искусства поражают своим мастерством. Ожерелья, подвески, серьги, нагрудные пластины отличаются изяществом исполнения и точностью моделировки.

    Слайд 25

    Вопросы:

    1.Расскажите об особенностях скульптура ацтеков. 2. Чем примечательны погребальные маски ацтеков? ?

    Слайд 26

    Художественная культура майя

  • Слайд 27

    Особых успехов достигла цивилизация майя. Задолго до покорения завоевателями майя изобрели точный солнечный календарь, определяли продолжительность года, на тысячу лет раньше европейской цивилизации использовали в математике понятие нуля, безошибочно предсказывали солнечные и лунные затмения, изобрели развитую иероглифическую письменность. Искусство народов майя отличали изысканность и совершенство. Одним из самых красноречивых свидетельств этой культуры является архитектура.

    Слайд 28

    Из памятников художественной культуры до нашего времени лучше всего сохранились произведения архитектуры. В них поражают удивительное чувство пропорций, величественная монументальность, многообразие, многообразие архитектурных форм. Это не только пирамиды и дворы, это астрономические обсерватории, площадки для игры в мяч, колонны, лестницы, триумфальные арки и стелы.

    Слайд 29

    Одной из вершин зодчества майя является Дворцовый комплекс в городе Паленке. 25 зданий, разбросанные по холмистой равнине. Главными украшениями комплекса являются дворец и ступенчатая пирамида Надписей, три храма- Солнца, Креста и Лиственного креста.

    Слайд 30

    Дворец в Паленке стоит на естественном плато, возвышающемся над равниной почти на 70 м. внутри дворца находятся внутренние дворики, окруженные галереями. Обильно украшенный резными и скульптурными изображениями и надписями, дворец имеет четырехэтажную квадратную башенку, вероятно, выполнявшую роль астрономической обсерватории жрецов майя.

    Слайд 31

    Храм Надписей представляет собой 9-ступенчатую пирамиду, поднимающуюся над землёй на высоту около 24м. На ее верхней площадке возведен прямоугольный храм, к которому ведет лестница из 69 ступеней. Стены храма украшены панелями, богато декорированными барельефами и рельефными иероглифическими надписями, благодаря которым храм и получил свое название.

    Слайд 32

    Не менее своеобразны так называемые стадионы- сооружения для культовой игры в мяч. Они представляют собой две наклонные массивные стены, идущие параллельно друг к другу. Между ними помещалась площадка для игры в мяч. Участникам не разрешалось дотрагиваться до мяча руками или ступнями ног. Побеждала та команда, которая первой забрасывала мяч в круглое отверстие, проделанное в каменной стене. Болельщики располагались на вершинах двух стен, на которые они поднимались по лестницам, расположенным с внешней стороны.

    Слайд 33

    Слайд 34

    Изобразительное искусство майя также имело свои характерные черты. В нем существовал канон, который определялся культом обожествляемого правителя и его предков. Правитель майя чаще всего изображался в военных сценах или восседающем на троне. Главное внимание скульпторов привлекали не индивидуальные черты, а точное и тщательное воспроизведение пышного костюма, головного убора и других атрибутов власти. Его лицо передавало равнодушие и спокойную величавость. Изображение правителя сопровождалось коротким иероглифическим текстом, содержавшем информацию о его рождении, правлении, военных успехах. Художественная культура майя оказала огромное влияние на американскую культуру последующих эпох.

    Слайд 39

    Одно из наиболее выдающихся сооружений инкского периода- главный храм Солнца. Согласно описаниям, он был обнесен тройной стеной, имевшей в окружности около 380м. Отлично вытесанные камни были плотно пригнаны друг к другу без применения связующего раствора. В главной стене находился единственный вход, ведущий от площади прямо в святилище божества. В центральном зале святилища было воздвигнуто изображение бога солнца виде огромного диска, украшенного драгоценными камнями.

    Слайд 40

    Вокруг главных зданий находились помещения жрецов и служителей храма и всемирно известный «Золотой сад» инков. Его размеры достигали приблизительно 220 на 100 м, а сам сад и все его обитатели- люди, птицы, ящерицы, насекомые- были выполнены в натуральную величину из чистого золота и серебра.

    Слайд 41

    Определенных успехов добились инки в скульптуре. Одним из самых значительных скульптурных памятников является рельеф на вратах Солнца в Тиауанако. Сохранились до нашего времени и произведения керамики. Инские мастера создавали украшения из золота, изысканные предметы роскоши, в которых использовались причудливые графические орнаменты на мифологические сюжеты о сотворении мира, борьбе героев с фантастическими чудовищами, а так же эпизоды из повседневной жизни.

    Слайд 42

    Вопросы для домашнего задания.

    Шедевры искусства ацтеков Мировое значение художественной культуры майя Художественные достижения народов доколумбовой Америки. Древнейшие города Мезоамерики.

    Посмотреть все слайды