Премия по литературе. Нобелевская премия по литературе (Nobelpriset i litteratur), Швеция

Стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом.

Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Уильям Батлер ЙИТС . Нобелевская премия по литературе, 1923 г.

Ирландский поэт Уильям Йитс удостоен премии за вдохновенное поэтическое творчество, передающее в высокохудожественной форме национальный дух. Йитс сохранил связь со своим народом, будучи при этом изысканнейшим художником. В произведениях Йитса открывается древний мир с его неуемным воображением и любовью к увлекательным историям, сильным мужчинам и красивым женщинам.

Эйвинд ЙОНСОН

Эйвинд Йонсон награждён премией за повествовательное искусство, прозревающее пространство и время и служащее свободе. «Роман об Улуфе», четырехтомное повествование о подростках, стал классикой шведской литературы. Рационалист и гуманист, который в своих романах защищает демократию, здравый смысл и разумные нормы поведения.

Ясунари КАВАБАТА . Нобелевская премия по литературе, 1968 г.

Ясунари Кавабата удостоен премии за писательское мастерство, которое передает сущность японского сознания. В романах Кавабаты, которые отличаются вторым планом и недоговоренностью, переплетаются модернистские приемы и элементы традиционной японской культуры. Загадочная повесть «Тысячекрылый журавль», в основе которой лежит традиционная японская чайная церемония, лучше всего известна на Западе.

Альбер КАМЮ . Нобелевская премия по литературе, 1957 г.

Альбер Камю получил премию за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести. Повесть «Посторонний», представляющая собой анализ отчужденности, бессмысленности человеческого существования, принесла Камю международную известность. Теме универсального зла посвящена лучшая пьеса писателя «Калигула». Произведение считается значительной вехой в истории театра абсурда.

Элиас КАНЕТТИ . Нобелевская премия по литературе, 1981 г.

Элиас Канетти удостоен премии за произведения, отмеченные широтой мировоззрения, богатством идей и художественной силой. Роман «Ослепление» назван одной из немногих великих книг нашего столетия. Книга о человеческом безумии, разоблачившая фашизм, была официально запрещена в нацистской Германии. В ней так много фантастического и демонического, что напрашиваются ассоциации с Гоголем и Достоевским.

Джозуэ КАРДУЧЧИ . Нобелевская премия по литературе, 1906 г.

Итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи была вручена премия за творческую энергию, свежесть стиля и лирическую силу его поэтических шедевров. Сборник «Варварские оды» с превалирующей в них исторической темой, а также более лирические «Новые стихи» считаются самыми искусными в его творчестве, в них ощущается глубокое, хотя и несколько отчужденное видение непрерывности человеческого бытия.

Эрик КАРЛФЕЛЬДТ . Нобелевская премия по литературе, 1931 г.

Эрик Карлфельдт удостоен премии посмертно, так как при жизни он отказался от премии, ссылаясь на свое положение в Академии: он был в составе Нобелевского комитета по литературе. На родине К. котировался высоко, но за пределами Швеции малоизвестен. Его стихи трудны для перевода. Поэзия К. продуманна, изысканна, и исключительно образна.

Сальваторе КВАЗИМОДО . Нобелевская премия по литературе, 1959 г.

Сальваторе Квазимодо удостоен премии за лирическую поэзию, которая с классической живостью выражает трагический опыт нашего времени. Его стихи – это зашифрованная образность, культ слова и строгий, подчас загадочный интеллектуализм. Квазимодо широко известен переводами Шекспира и античных авторов.

Редьярд КИПЛИНГ . Нобелевская премия по литературе, 1907 г.

Редьярд Киплинг удостоен премии за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя. Наиболее популярная книга, история жизни человеческого детеныша Маугли среди дикой природы с яркими, психологически достоверными образами зверей, проникнута мыслью о не тронутой цивилизацией первоначальной жизни с ее обнаженно простой и очевидной иерархией ценностей.

Пер ЛАГЕРКВИСТ . Нобелевская премия по литературе, 1951 г.

Пер Лагерквист удостоен премии за художественную силу и абсолютную независимость суждений писателя, который искал ответы на вечные вопросы, стоящие перед человечеством. Роман «Варавва» – шедевр Лагерквиста о попытке человека обрести Бога, о необходимости иметь веру, где евангельская история рассказана с большой достоверностью и духовной силой.

Сельма ЛАГЕРЛЕФ . Нобелевская премия по литературе, 1909 г.

Сельма Лагерлёф получила премию как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения. Её самый знаменитый детский роман «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» написан в духе народных сказаний, в них сочетается мечтательность волшебных сказок с крестьянским реализмом.

Хальдоур ЛАКСНЕСС . Нобелевская премия по литературе, 1955 г.

Хальдоур Лакснесс получил премию за яркую эпическую силу, которая возродила великое повествовательное искусство Исландии. Лакснесс вернул литературу к ее истокам и обогатил исландский язык новыми художественными средствами для выражения современного содержания. Самый значительный роман «Свет мира» – четырёхтомная сага о любви к красоте и неприятии социальной несправедливости.

Синклер ЛЬЮИС . Нобелевская премия по литературе, 1930 г.

Синклер Льюис удостоен премии за мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры. Льюис считается одним из самых смелых, острых и противоречивых писателей Соединенных Штатов. Романы «Бэббит», «Главная улица» называют социальными документами высшего порядка.

Томас МАНН . Нобелевская премия по литературе, 1929 г.

Томас Манн удостоен премии за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы. Величие Манна заключается в его способности примирить поэтическую приподнятость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к простой жизни. Тема разрушительного воздействия искусства на психику превалирует в одной из самых замечательных новелл в мировой литературе «Смерть в Венеции».

Роже МАРТЕН ДЮ ГАР . Нобелевская премия по литературе, 1937 г.

Роже Мартен дю Гар удостоен премии за художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни. В знаменитом трагическом романе «Семья Тибо» Мартен дюГар превозносит идеализм человеческого духа. Он приветствует независимую личность, которая избегает соблазна фанатичных идеологий и сосредоточена на самопознании.

Харри МАРТИНСОН . Нобелевская премия по литературе, 1974 г.

Харри Мартинсон удостоен премии за творчество, в котором есть всё – от капли росы до космоса. Самая известная поэма «Аниара» – символическая история человечества, лишившегося духовных ценностей. Первый поэт космической эпохи, самоучка Мартинсон удивлял поразительной эрудицией, стилистическим и языковым новаторством.

Нагиб МАХФУЗ . Нобелевская премия по литературе, 1988 г.

Домосед и долгожитель, министерский госслужащий, лишь однажды покидавший пределы Египта, стал первым арабом – нобелевским лауреатом. Запреты и цензура только способствовали популярности его произведений. Преобразователь и патриарх арабоязычного романа, в чьих книгах – вся бурная история Египта ХХ в., участвовал в становлении египетского кинематографа и слыл знаменитым устным рассказчиком.

Морис МЕТЕРЛИНК . Нобелевская премия по литературе, 1911 г.

Морис Метерлинк награждён премией за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией. Метерлинк часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам. Самая популярная пьеса Метерлинка «Синяя птица» была впервые поставлена Станиславским в Москве.

Чеслав МИЛОШ . Нобелевская премия по литературе, 1980 г.

Премия присуждена Чеславу Милошу, который с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами. Благодаря своему искусству Милош нашел решение наиболее актуальной духовной дилеммы нашего времени: как нести бремя исторической памяти и не впасть в отчаяние. В поэзию Милоша вошла вся кровавая история XX в. и мучительный опыт эмиграции.

Габриела МИСТРАЛЬ . Нобелевская премия по литературе, 1945 г.

Габриела Мистраль удостоена премии за поэзию истинного чувства, сделавшую ее имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки. Ссылка и возвращение, траур и возрождение – вот темы, которые проходят через всю ее жизнь, и только вера, по мысли поэтессы, может принести спасение. В испаноязычных странах стихи Габриелы знают в каждом доме.

Фредерик МИСТРАЛЬ

Фредерик Мистраль удостоен премии за свежесть и оригинальность поэтических произведений, правдиво отражающих дух народа. Мистраль представляет современный Прованс с такой силой, полнотой и яркостью, что трудно найти ему равных. Главным критерием для награды сам Альфред Нобель считал идеализм Мистраля, посвятившего всю свою жизнь возрождению национального духа, родного языка и литературы.

Теодор МОММЗЕН . Нобелевская премия по литературе, 1902 г.

Теодору Моммзену, одному из величайших исторических писателей, была присуждена премия за монументальный труд «Римская история». Произведение, которое отличается отточенным языком и энциклопедическими познаниями в области истории и культуры Древнего Рима, принесло Моммзену всемирную славу и до сих пор считается значительным вкладом в историю и литературу.

Эудженио МОНТАЛЕ . Нобелевская премия по литературе, 1975 г.

Эудженио Монтале получил премию за достижения в поэзии, которая отличается огромной проникновенностью и выражением взглядов на жизнь, напрочь лишенных иллюзий. Глобальный пессимизм Монтале не противоречит смирению поэта, которое содержит в себе искру уверенности. Сборник «Панцири каракатицы» – оригинальное произведение, освобождённое от литературных условностей, стихи отличаются ясностью и конкретностью, нетрадиционной образностью.

Франсуа МОРИАК . Нобелевская премия по литературе, 1952 г.

Франсуа Мориак удостоен премии за глубокое духовное прозрение и художественную силу, с которой он в своих романах отразил драму человеческой жизни. Лучший роман «Клубок змей» называют блестящим образцом католического романа. Как журналист Мориак собирал огромную читательскую аудиторию, остроумно комментируя политические и литературные события.

Пабло НЕРУДА . Нобелевская премия по литературе, 1971 г.

Пабло Неруда удостоен премии за поэзию, которая со сверхъестественной силой воплотила в себе судьбу целого континента. Марксистские взгляды не помешали занять его творчеству центральное место в испаноязычной поэзии XX столетия. Монументальное сочинение «Всеобщая песнь» с иллюстрациями Сикейроса и Риверы считается шедевром Неруды.

Юджин О"НИЛ . Нобелевская премия по литературе, 1936 г.

Юджин О"Нил первым из американских драматургов был удостоен премии за силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии. Хотя персонажи часто псевдотрагедийны, поскольку им не хватает величия духа и жизненных сил, О"Нил практически создал американскую натуралистическую драму.

Октавио ПАС . Нобелевская премия по литературе, 1990 г.

Считается, что он создал язык латиноамериканской поэзии. Утверждают, что нельзя рассуждать о национальном мексиканском характере и не сослаться на его прозу. Его титулуют одним из величайших поэтов двадцатого столетия. Сам же создатель сюрреалистических экспериментальных поэм, публицист, переводчик и дипломат признавался, что его творчество – попытка вернуться в «настоящее», найти «современность».

Борис ПАСТЕРНАК . Нобелевская премия по литературе, 1958 г.

Борис Пастернак удостоен премии за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа. Расхождение П. с коммунистическими идеалами привело к тому, что до 80-х годов на родине не издавался, хотя роман «Доктор Живаго» читал весь мир.

Луиджи ПИРАНДЕЛЛО . Нобелевская премия по литературе, 1934 г.

Луиджи Пиранделло награждён премией за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства. Самая замечательная черта искусства Пиранделло. заключается в его почти магической способности сделать из психологического анализа хорошую пьесу. Пьеса «Генрих IV», по мнению многих критиков, – вершина творчества Пиранделло.

Хенрик ПОНТОППИДАН . Нобелевская премия по литературе, 1917 г.

Хенрик Понтоппидан за правдивое описание современной жизни Дании награждён премией. Один из самых крупных реалистов и наиболее проницательных романистов своей страны; он – наблюдательный бытописатель, умеющий писать совершенно беспристрастно. Все его произведения – это борьба против обманчивых и вероломных иллюзий, против ложного авторитета, романтизма, безоглядной веры в красивые слова, против нравственной трусости.

Бертран РАССЕЛ . Нобелевская премия по литературе, 1950 г.

Бертран Рассел удостоен премии как один из самых блестящих представителей рационализма и гуманизма, бесстрашный борец за свободу слова и свободу мысли на Западе. Крупнейший философ был в то же время весьма противоречивой политической фигурой, за вольнодумство его сравнивали с Вольтером. Как и философы старого времени, он – мастер английской прозы.

Владислав РЕЙМОНТ . Нобелевская премия по литературе, 1924 г.

Владислав Реймонт награждён премией за выдающийся национальный эпос – роман «Мужики». Произведение сугубо польское по духу и колориту, вместе с тем поражает своей универсальностью. Роман переведен на несколько языков и принес писателю международную известность. После смерти писателя его популярность на западе упала, его произведения известны главным образом специалистам.

Ромен РОЛЛАН . Нобелевская премия по литературе, 1915 г.

Ромен Роллан получил премию за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине. Десятитомный роман «Жан-Кристоф» о жизни Бетховена получил мировую известность и принес Роллану признание. Но больше его помнят не как писателя, а как защитника человеческого достоинства и свободы, борца за более справедливый и гуманный общественный строй.

Жан Поль САРТР . Нобелевская премия по литературе, 1964 г.

Жан Поль Сартр удостоен премии за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время. Главный философский труд Сартра «Бытие и ничто» стал библией для молодых французских интеллектуалов. Сартр был больше философом и политиком, пытавшимся примирить марксизм и экзистенциализм, чем писателем.

Ярослав СЕЙФЕРТ . Нобелевская премия по литературе, 1984 г.

Ярослав Сейферт награждён премией за поэзию, которая отличается свежестью, чувственностью и богатым воображением и свидетельствует о независимости духа и разносторонности человека. Светлая, даже прозрачная поэзия Сейферта на поверку оказывается сложной, многозначной. Язык поэзии помогал Сейферту в борьбе за независимость Чехословакии.

Камило Хосе СЕЛА . Нобелевская премия по литературе, 1989 г.

Прозаик, поэт, основоположник тремендизма – «ужасного» направления в испанской литературе. Критиковал мораль и условности общества, писал о беднейших слоях населения. Много экспериментировал с формой и языком. В романах нередко отсутствует сюжет и последовательное изложение, используются такие средства и приёмы, как аллегория, фантасмагория, сюрреализм, гротеск. Путевые заметки, напротив, полны лирических описаний.

Сен-Жон ПЕРС . Нобелевская премия по литературе, 1960 г.

Сен-Жон Перс удостоен премии за возвышенность и образность, которые средствами поэзии отражают обстоятельства нашего времени. Сен-Жон Перс относится к числу наиболее оригинальных поэтов XX в., отличавшихся дерзкой и в то же время иносказательной образностью, его язык очень литературен. Грандиозный поэт, ветхозаветный сказитель, пишущий на современные темы.

Генрик СЕНКЕВИЧ . Нобелевская премия по литературе, 1905 г.

Генрик Сенкевич награждён премией за выдающиеся заслуги в области эпоса. Творчество Сенкевича необъятно и в то же время тщательно продумано. Сенкевич воплотил в себе дух нации. Его колоритные и правдоподобные исторические романы «Потоп», «Пан Володыевский», «Огнем и мечом» составили трилогию, упрочив авторитет писателя – мастера исторического романа.

Георгос СЕФЕРИС . Нобелевская премия по литературе, 1963 г.

Георгос Сеферис награждён премией за выдающиеся лирические произведения, исполненные преклонения перед миром древних эллинов. Талантливый дипломат, Сеферис в то же время сумел создать произведения, сравнимые по значению со стихами классиков европейской поэзии. В его стихах миф вдруг оживает, античность и современность образуют метафору без всякого напряжения или противоречия.

Франс СИЛЛАНПЯ . Нобелевская премия по литературе, 1939 г.

Франс Силланпя награждён премией за глубокое проникновение в жизнь финских крестьян и превосходное описание их обычаев и связи с природой. Самым большим успехом пользовался его роман «Усопшая в юности», принесший писателю европейскую славу. Силланпя – поэтический мечтатель, у которого нежный лиризм сочетается с проницательным интеллектуальным анализом.

Клод СИМОН . Нобелевская премия по литературе, 1985 г.

Клод Симон удостоен премии за сочетание в его творчестве поэтического и живописного начал. Книгам Симона присущи интерес к времени, памяти, порядку и хаосу, стремление к ассоциативности и разорванной композиции. Писатель строит свои произведения по законам «коллажа», где все события и переживания, как на художественном полотне, располагаются на одном уровне.

Александр СОЛЖЕНИЦЫН . Нобелевская премия по литературе, 1970 г.

Александр Солженицын удостоен премии за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы. Солженицын считал, что художник – это последний хранитель истины. «Архипелаг ГУЛАГ» воссоздаёт официально не существующую советскую историю, чтобы почтить память «растертых в лагерную пыль». Другие романы посвящены трагической истории о том, как сами русские уничтожили и свое прошлое, и свое будущее.

Джон СТЕЙНБЕК . Нобелевская премия по литературе, 1962 г.

Джон Стейнбек награждён премией за реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением. Стейнбек известен главным образом как автор больших романов о Великой депрессии. Как никакой другой американский писатель, Стейнбек последовательно стремится по достоинству оценить жизнь человека, воздать ему должное. Девять его романов были экранизированы.

Рене СЮЛЛИ-ПРЮДОМ . Нобелевская премия по литературе, 1901 г.

Рене Сюлли-Прюдом стал первым лауреатом премии по литературе за выдающиеся литературные достоинства, высокий идеализм, художественное совершенство и необычное сочетание душевности и таланта. Вручение премии стало неожиданностью для всех тех, кто считал наиболее вероятным претендентом Льва Толстого. Гуманистические идеалы Сюлли-Прюдома вывели поэзию из тьмы пессимизма.

Рабиндранат ТАГОР . Нобелевская премия по литературе, 1913 г.

Рабиндранат Тагор получил премию за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление. Стихи Тагора наполнены общечеловеческим смыслом, они сближают мир Востока и Запада. Знаменитые «Жертвенные песни» Тагора исполнены высшей мудрости, напоминают обо всем том, что в хаосе западной жизни вылетает из головы.

Патрик УАЙТ . Нобелевская премия по литературе, 1973 г.

Австралийский писатель Патрик Уайт удостоен премии за эпическое и психологическое мастерство, благодаря которому был открыт новый литературный материк. Лучший роман «Фосс» – притча, в которой Уайт показывает, как в человеческом сердце происходит борьба между гордостью и смирением, верой в себя и верой в бога, попытка пробиться к духовному центру австралийского общества.

Сигрид УНСЕТ . Нобелевская премия по литературе, 1928 г.

Сигрид Унсет награждена премией за запоминающееся описание скандинавского средневековья. Трилогию «Кристин, дочь Лавранса» называют величайшим романом, где атмосфера средневековой жизни передана очень точно. Унсет совместила современный метод психологического анализа с повествовательной манерой норвежских саг, с их упором на сюжет, а не на рассуждения рассказчика.

Уильям ФОЛКНЕР . Нобелевская премия по литературе, 1949 г.

Уильям Фолкнер удостоен премии за его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа. Прозу Фолкнера отличает творческий принцип «двойного видения», с помощью которого раскрываются одни и те же события и характеры с разных точек зрения. Бестселлером стал роман «Святилище» – греческая трагедия с детективным сюжетом.

Анатоль ФРАНС . Нобелевская премия по литературе, 1921 г.

Анатоль Франс удостоен премии за блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом. Он – принц прозы, сатирик и великий французский острослов. Роман «Преступление Сильвестра Боннара» в образе главного героя воплотил личность самого писателя и дух эпохи и до сих пор остается самой читаемой книгой Франса.

Вернер фон ХЕЙДЕНСТАМ . Нобелевская премия по литературе, 1916 г

Вернер фон Хейденстам как виднейший представитель новой эпохи в мировой литературе был награждён премией. Самобытный лирический художник, возродивший шведскую поэзию. Прошлому Швеции посвящены лучшие книги Xейденстама, где выведены крупнейшие исторические фигуры, романы отличаются глубоким идеализмом и патриотическим духом.

Пауль ХЕЙЗЕ . Нобелевская премия по литературе, 1910 г.

Пауль Хейзе награждён премией за художественность, идеализм как лирический поэт, драматург, романист и автор известных всему миру новелл. Xейзе по праву считается создателем современной психологической новеллы. За умение создавать женские образы его даже называют «феминистом». Оригинальные стихотворения Xейзе забыты, зато хорошо известны его переводы из итальянских поэтов.

Эрнест ХЕМИНГУЭЙ . Нобелевская премия по литературе, 1954 г.

Эрнест Хемингуэй удостоен премии за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море». Удивительно охарактеризовал свой внутренний мир сам Хемингуэй: «Творчество – это в лучшем случае одиночество. Ведь писатель творит один, и, если он достаточно хороший писатель, ему приходится каждый день иметь дело с вечностью – или с ее отсутствием».

Хуан ХИМЕНЕС . Нобелевская премия по литературе, 1956 г.

Хуан Хименес награждён премией за лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии. Хименес занимает в испанской литературе совершенно уникальное место из-за стремления к обнаженности, универсальности и бесконечности поэзии. В его стихах слышен оригинальный поэтический голос изящный, музыкальный, с налетом таинственности.

Уинстон ЧЕРЧИЛЛЬ . Нобелевская премия по литературе, 1953 г.

Уинстон Черчилль удостоен премии за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности. Политические и литературные достижения Черчилля столь велики, что его можно сравнить как с Цезарем, так и с Цицероном. Великолепные страстные речи Черчилля – пример отваги и непреклонности.

Воле ШОЙИНКА . Нобелевская премия по литературе, 1986 г.

Воле Шойинка первый из писателей Африки получает премию за создание театра огромной культурной перспективы и поэзии. В его пьесах широко и умело используются самые разнообразные сценические приемы, и прежде всего традиционно африканские: ритуальный танец, маски и пантомимы, ритм и музыка, декламация, прием театра в театре.

Михаил ШОЛОХОВ . Нобелевская премия по литературе, 1965 г.

Михаил Шолохов награждён премией за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время. Первоначальный вариант романа «Тихий Дон» – это великая и вместе с тем трогательная история любви, быть может, единственный настоящий любовный роман в советской литературе.

Джордж Бернард ШОУ . Нобелевская премия по литературе, 1925 г.

Джордж Бернард Шоу удостоен премии за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой. Сатирик и социальный реформатор, обвиняемый в фривольности и в слишком безответственном чувстве юмора оставил богатейшее драматургическое наследие. Шоу пользовался всем, что есть в театральных кладовых и в умах людей.

Карл ШПИТТЕЛЕР . Нобелевская премия по литературе, 1919 г.

Карл Шпиттелер получил премию за несравненный эпос «Олимпийская весна». Эта эпическая поэма была признана шедевром немецкоязычной литературы. Сложнейший конгломерат мифологии, юмора, фантазии, религии и аллегории, написанный ямбическим гекзаметром. Мифология Шпиттелера – уникальная форма выражения, в которой предстают на уровне идеального воображения человеческие страдания, надежды и разочарования.

Рудольф ЭЙКЕН . Нобелевская премия по литературе, 1908 г.

Рудольф Эйкен удостоен премии за серьезные поиски истины, всепроницающую силу мысли, широкий кругозор, живость и убедительность, с которыми он отстаивал и развивал идеалистическую философию. Профессор Эйкен писал серьезные исследования в разных областях философии и был поборником истинной духовности, не поверхностной морали, но жизни, полной благородства и достоинства.

Томас Стернз ЭЛИОТ . Нобелевская премия по литературе, 1948 г.

Томас Стернз Элиот награждён премией за выдающийся новаторский вклад в современную поэзию. Поэзия Элиота проникает в глубины морали и психологии. Элиот понимал меняющуюся, парадоксальную природу наших самых скрытых эмоций и суждений и пытался выразить этот парадокс в своем стиле, отличающемся нарушением синтаксиса и смысла.

Одисеас ЭЛИТИС . Нобелевская премия по литературе, 1979 г.

Одисеас Элитис получил премию за поэтическое творчество, которое в русле греческой традиции, с чувственной силой и интеллектуальной проницательностью рисует борьбу современного человека за свободу и независимость. У него романтический и лирический ум, склонный к чувственной метафизике. Его стихи – это заклинание, они взывают к жизни нетленный греческий мир.

Xoce ЭЧЕГАРАЙ . Нобелевская премия по литературе, 1904 г.

Хосе Эчегарай удостоен премии за многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы. Пьесам Эчегерая свойственны колоритность, истинный трагизм, борьба красоты и героизма со слепой судьбой либо с неукротимым идеализмом, превыше всего почитающим ревность и мстительность. Эчегерай совмещает в своем творчестве единство богатого воображения и утонченного художественного вкуса.

Всего пять русских писателей удостоились престижной международной Нобелевской премии. Троим из них это принесло не только всемирную славу, но также повсеместную травлю, репрессии и изгнание. Лишь одну из них одобрило советское правительство, а последний её обладатель был «прощён» и приглашён вернуться на Родину.

Нобелевская премия - одна из престижнейших наград, которую ежегодно присуждают за незаурядные научные исследования, значительные изобретения и существенный вклад в культуру и развитие общества. С её учреждением связана одна комичная, но неслучайная история. Известно, что учредитель премии - Альфред Нобель - знаменит также тем, что именно он изобрёл динамит (преследуя, тем не менее, пацифистские цели, так как считал, что вооружившиеся до зубов противники поймут всю глупость и бессмысленность войны и прекратят конфликт). Когда в 1888 году умер его брат Людвиг Нобель, а газеты ошибочно «похоронили» Альфреда Нобеля, назвав его «торговцем смертью», последний всерьёз задумался, каким запомнит его общество. Вследствие этих размышлений в 1895 году Альфред Нобель изменил своё завещание. И в нём говорилось следующее:

«Всё моё движимое и недвижимое имущество должно быть обращено моими душеприказчиками в ликвидные ценности, а собранный таким образом капитал помещён в надёжный банк. Доходы от вложений должны принадлежать фонду, который будет ежегодно распределять их в виде премий тем, кто в течение предыдущего года принёс наибольшую пользу человечеству… Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть - тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики; другая - тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии; третья - тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвёртая - тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления; пятая - тому, кто внесёт наиболее существенный вклад в сплочение наций, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов… Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималась во внимание национальность кандидатов…».

Медаль, вручаемая лауреату Нобелевской премии

После конфликтов с «обделёнными» родственниками Нобеля исполнители его воли - секретарь и адвокат - учредили Фонд Нобеля, в обязанности которого входила организация вручения завещанных премий. Для присуждение каждой из пяти премий было создано отдельное учреждение. Так, Нобелевская премия по литературе вошла в компетенцию Шведской академии. С тех пор Нобелевская премия по литературе присуждается ежегодно с 1901 года, кроме 1914, 1918, 1935 и 1940-1943 годов. Интересно, что при вручении Нобелевской премии оглашают лишь имена лауреатов, все остальные номинации держат в секрете на протяжении 50 лет.

Здание Шведской Академии

Не смотря на кажущуюся незаангажированность Нобелевской премии , диктуемую филантропическими указаниями самого Нобеля, многие «левые» политические силы всё же усматривают в присуждении премии явную политизированность и некоторый западно-культурный шовинизм. Сложно не заметить, что подавляющее большинство нобелевских лауреатов происходят из США и европейских стран (более 700 лауреатов), в то время, как число лауреатов из СССР и России значительно меньше. Более того, существует точка зрения, что большинству советских лауреатов премия была присуждена лишь за критику СССР.

Тем не менее, вот эта пятёрка русских писателей - лауреатов Нобелевской премии по литературе:

Иван Алексеевич Бунин - лауреат 1933 года. Премия присуждена «За строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Бунин получил премию, будучи в эмиграции.

Борис Леонидович Пастернак - лауреат 1958 года. Премия присуждена «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Эту премию связывают с антисоветским романом «Доктор Живаго», поэтому в условиях жёсткой травли Пастернак вынужден отказаться от неё. Медаль и диплом были вручены сыну писателя Евгению лишь в 1988 году (писатель умер в 1960). Интересно, что в 1958 году - это была седьмая попытка вручить Пастернаку престижную премию.

Михаил Александрович Шолохов - лауреат 1965 года. Премия присуждена «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». У этой премии есть длинная предыстория. Ещё в 1958 году посетившая Швецию делегация Союза писателей СССР противопоставила европейской популярности Пастернака международную популярность Шолохова, а в телеграмме советскому послу в Швеции от 7.04.1958 говорилось:

«Было бы желательным через близких к нам деятелей культуры дать понять шведской общественности, что в Советском Союзе высоко оценили бы присуждение Нобелевской премии Шолохову… Важно также дать понять, что Пастернак как литератор не пользуется признанием у советских писателей и прогрессивных литераторов других стран».

Вопреки этой рекомендации, Нобелевская премия в 1958 году всё же была присуждена Пастернаку, что повлекло жёсткое неодобрение советского правительства. Но в 1964 году от Нобелевской премии отказался Жан-Поль Сартр, объяснив это, кроме прочего, личным сожалением, что премии не был удостоен Шолохов. Именно этот жест Сартра предопределил выбор лауреата в 1965 году. Таким образом, Михаил Шолохов стал единственным советским писателем, получившим Нобелевскую премию с согласия высшего руководства СССР.

Александр Исаевич Солженицын - лауреат 1970 года. Премия присуждена «За нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». От начала творческого пути Солженицына до присуждения премии прошло всего 7 лет - это единственный подобный случай в истории Нобелевского комитета. Сам Солженицын говорил о политическом аспекте присуждения ему премии, но Нобелевский комитет это отрицал. Тем не менее, после получения Солженицыным премии, в СССР против него была организована пропагандистская кампания, а в 1971 году - попытка физического уничтожения, когда ему был сделан укол ядовитого вещества, после которого писатель выжил, но долго болел.

Иосиф Александрович Бродский - лауреат 1987 года. Премия присуждена «За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии». Присуждение премии Бродскому уже не вызвало таких противоречий, как многие другие решения Нобелевского комитета, так как Бродский к тому моменту был известен во многих странах. Сам он в первом же интервью после присуждения ему премии сказал: «Её получила русская литератур, и её получил гражданин Америки». И даже расшатываемое перестройкой ослабевшее советское правительство начало налаживать контакты с прославившимся изгнанником.

«В произведениях большой эмоциональной силы он раскрыл бездну, лежащую под нашим иллюзорным чувством связи с миром»», — говорится в официальном релизе, опубликованном на сайте Нобелевского комитета и объявляющем нового лауреата Нобеля по литературе — британском писателе японского происхождения Кадзуо Исигуро.

Уроженец Нагасаки, он переехал с семьей Британию в 1960-м. Первый роман писателя — «Там, где в дымке холмы» — вышел в 1982 году и был посвящен как раз его родному городу и новой родине. В романе рассказывается об уроженке Японии, которая после самоубийства дочери и переезда в Англию не может отделаться от навязчивых снов о разрушении Нагасаки.

Большой успех пришел к Исигуро с романом «Остаток дня» (1989),

посвященном судьбе бывшего дворецкого, всю жизнь прослужившего одному знатному дому. За этот роман Исигуро получил Букеровскую премию, причем жюри проголосовало единогласно, что для этой награды беспрецедентно. В 1993 году американский режиссер Джеймс Айвори экранизировал эту книгу с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях.

Немало поддержал славу писателя и выход в 2010 году фильма по антиутопии «Не отпускай меня», действие которой происходит в альтернативной Британии конца ХХ века, где в специальном интернате выращивают детей-доноров органов для клонирования. В картине сыграли Эндрю Гарфилд, Кира Найтли, Кэри Маллиган и др.

В 2005 году этот роман включен в список ста лучших по версии журнала «Тайм».

Последний роман Кадзуо «Погребенный великан», опубликованный в 2015 году, считается одним из самых странных и одновременно смелых его произведений. Это средневековый роман-фэнтези, в котором путешествие пожилой четы в соседнюю деревню к сыну становится дорогой к собственным воспоминаниям. По пути супруги обороняются от драконов, огров и прочих мифологических чудищ. Подробнее о книге можно прочитать .

Исигуро сравнивают с Владимиром Набоковым и Джозефом Конрадом — этим двум авторам, русскому и поляку соответственно, удалось создать выдающиеся произведения на неродном для них английском языке.

Британские и американские критики отмечают, что Исигуро (называющий себя не японцем, а британцем) немало сделал для превращения английского в универсальный язык мировой литературы.

Романы Исигуро переведены более чем на 40 языков.

На русском языке у писателя, помимо двух главных хитов «Не отпускай меня» и «Погребенного великана», выходил ранний «Художник зыбкого мира».

По традиции, имя будущего лауреата по традиции держится в строжайшем секрете до момента объявления. Список кандидатов, составленный Шведской академией, также засекречен и станет известен только через 50 лет.

Нобелевская премия по литературе — одна из самых престижных и значимых в литературном мире. Присуждается ежегодно с 1901 года. Всего было вручено 107 премий. Согласно уставу Нобелевского фонда, выдвигать кандидатов на получение премии могут только члены Шведской академии, профессора литературы и лингвистики различных вузов, лауреаты Нобелевской премии по литературе, руководители авторских союзов разных стран.

В прошлом году премию неожиданно для всех получил американский музыкант Боб Дилан «за создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции». Музыкант на вручение на приехал, передав через певицу Патти Смитт письмо, в котором он выразил сомнения в том, что его тексты можно считать литературой.

В разные годы лауреатами Нобелевской премии по литературе становились Сельма Лагерлеф, Ромен Роллан, Томас Манн, Кнут Гамсун, Эрнест Хемингуэй, Альбер Камю, Орхан Памук и другие. Среди лауреатов, писавших на русском языке, — Иван Бунин, Борис Пастернак, Михаил Шолохов, Александр Солженицын, Иосиф Бродский, Светлана Алексиевич.

Сумма премии в этом году — 1,12 млн долларов. Торжественная церемония вручения пройдет в стокгольмской филармонии 10 декабря в день смерти основателя премии Альфреда Нобеля.

Литературная ставка

Ежегодно именно Нобелевская премия по литературе вызывает особый интерес у букмекеров — ни в одной другой дисциплине, по которым вручается награда, такого ажиотажа не случается. В список фаворитов этого года, по данным букмекерских компаний Ladbrokes, Unibet, «Лига ставок», попали кениец Нгуги Ва Тхионго (5,50), канадская писательница и критик Маргарет Этвуд (6,60), японский писатель Харуки Мураками (коэффициент 2,30). Земляку нынешнего лауреата, автору «Охоты на овец» и «Послемрака», правда, обещают Нобеля не первый год — как и другому «вечному» номинанту литературного Нобеля, знаменитому сирийскому поэту Адонису. Однако они оба из года в год остаются без награды, а букмекеры — в легком недоумении.

В числе других кандидатов этого года оказались: китаец Иан Лянке, израильтянин Амос Оз, итальянец Клаудио Магрис, испанец Хавьер Мариас, американская певица и поэтесса Патти Смит, Петер Хандке из Австрии, южно-корейский поэт и прозаик Ко Ын, Нина Бурауи из Франции, Петер Надаш из Венгрии, американский рэппер Канье Уэст и другие.

За всю историю премии букмекеры не ошиблись только три раза:

В 2003, когда победу присудили южноафриканскому писателю Джону Кутзее, в 2006-м со знаменитым турком Орханом Памуком, и в 2008 — с французом Гюставом Леклезио.

«Чем букмекеры руководствуются при определении фаворитов — неизвестно, - рассказывает литературный эксперт, главный редактор ресурса Gorky Media Константин Мильчин, — известно только, что за несколько часов до объявления коэффициенты на того, кто потом оказывается победителем, резко падают до невыгодных значений». Означает ли это, что кто-то снабжает букмекеров информацией за несколько часов до объявления лауреатов, эксперт подтвердить отказался. По словам Мильчина,

Боб Дилан в прошлом году был в конце списка, равно как и Светлана Алексиевич в 2015.

По словам эксперта, за несколько дней до объявления нынешнего лауреата ставки на канадку Маргарет Этвуд и корейца Ко Ына резко пошли вниз.

Имя будущего лауреата по традиции держится в строжайшем секрете до момента объявления. Список кандидатов, составленный Шведской академией, также засекречен и станет известен только через 50 лет.

Шведская академия была основана в 1786 году королем Густавом III для поддержки и развития шведского языка и литературы. В нее входят 18 академиков, которые выбираются на свой пост пожизненно другими членами академии.

Правообладатель иллюстрации Getty Images

"…а еще одна часть пойдет тому, кто создаст в области литературы самое выдающееся произведение в идеалистическом направлении..."

Из завещания Альфреда Нобеля

Лауреата Нобелевской премии по литературе определяет Шведская академия. Она была основана в 1786 году королем Густавом III для "изучения и упорядочивания шведского языка и словесности".

Нобелевская премия по литературе в цифрах

премий по литературе с 1901 по 2014 годы

    13 женщин стали лауреатами

    4 раза премия была разделена между двумя кандидатами

    42 года было самому молодому лауреату

    64 года средний возраст лауреата на день объявления премии

Нобелевский комитет

В уставе Нобелевского комитета говорится, что "литературой является не только беллетристика, но также и другие произведения, которые по форме или же по стилю представляют литературную ценность".

Требования к произведениям, представленным на Нобелевскую премию, были несколько ослаблены в последнее время. И теперь могут рассматриваться не только произведения, написанные за последний год, но и более ранние работы того же автора, если "их значимость не была оценена до недавнего времени".

Что же имел в виду Альфред Нобель?

Если с физикой, химией и медициной более-менее понятно, то литература, во-первых, не является наукой, а во-вторых, ее трудно загнать в жёсткие рамки объективных критериев.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Шведская академия долго не могла решить, что же имел в виду Альфред Нобель под "идеализмом"

Шведская академия в своем выборе связана не только общими рамками устава Нобелевского фонда (работа, представленная на премию, должна принести максимальные блага всему человечеству), но и отдельным замечанием Нобеля о том, что литературное произведение должно предоставлять это благо в "идеалистическом направлении".

Оба критерия являются достаточно туманными, особенно второй, который вызвал немало споров. Что именно имел в виду Нобель под идеализмом? Проследить историю того, как менялась интерпретация завещания Нобеля Шведской академией, очень сложно, потому что, согласно уставу фонда, вся документация и переписка должны храниться в секрете 50 лет.

Современная интерпретация завещания все-таки придерживается той точки зрения, что под идеализмом Нобель имел в виду не идеалистическое направление в литературе, а, скорее идеальное исполнение, язык и стиль произведения, которые делают его выдающимся.

От европейского идеализма к литературе всего мира

На первой стадии существования Нобелевской премии по литературе (1901-1914) главное внимание уделялось именно идеализму, как литературному течению. Поэтому Нобелевскими лауреатами стали британец Редъярд Киплинг и немец Пауль Хейзе, но не Лев Толстой.

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive Image caption Из-за сложностей в интерпретации завещания Альфреда Нобеля Редъярд Киплинг стал лауреатом Нобелевской премии, а Лев Толстой - нет

В 20-х годах XX века Академия отошла от узкого определения идеализма, и перешла к произведениям и авторам, которых отличали идеи "широкого гуманизма". На этой волне Нобелевскими лауреатами стали Анатоль Франс и Бернард Шоу.

В 30-е годы предпочтения стали отдаваться писателям, которые в соответствии с "благом для всего человечества" описывали жизнь современного общества со всеми плюсами и минусами. Так первым Нобелевским лауреатом по литературе стал Синклер Льюис.

После Второй мировой войны произошла очередная смена направлений, и особую популярность приобрели кандидаты, "проложившие новые пути" в литературе. Такими пионерами стали, например, Герман Гессе и Сэмюэл Беккет.

Правообладатель иллюстрации Istock Image caption Шведская академия стремится отойти от европейских авторов, и сделать премию по-настоящему всемирной

В последние годы Шведская академия стала уделять внимание малознакомым авторам из стран всего мира, чтобы сделать Нобелевскую премию по литературе как можно более универсальной.

Добровольно и по принуждению

За всю историю существования нобелевской премии по литературе от нее отказывались всего дважды.

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive Image caption Борису Пастернаку пришлось отказаться от Нобелевской премии

Первым в 1958 году Борис Пастернак сначала согласился ее принять, но потом отказался из-за давления со стороны советских властей.

Вторым в 1964 году Нобелевскую премию отклонил Жан-Поль Сартр, который на протяжении всей жизни последовательно отвергал любые официальные знаки признания.

Нобелевская премия по литературе является единственной, в которой ни один кандидат не получал ее дважды.

А важен ли язык?

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Насколько важно для Нобелевской премии, чтобы произведение было написано на широко распространенном языке?

Альфред Нобель обратил особое внимание на то, что кандидаты на литературную премию не должны выбираться исключительно из Скандинавских стран или Европы.

Представьте масштаб работы, который свалился на членов Шведской академии, которые как-то должны были ознакомиться с литературными произведениями по всему миру?

Нобелевскую премию по литературе неоднократно упрекали в том, что она слишком "европейская". Но в 1984 году Шведская академия заявила, что сделает все возможное, чтобы премия действительно охватывала писателей во всем мире.

Английский лидирует с большим отрывом

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Большинство произведений Нобелевских лауреатов написаны на английском языке

На первом месте среди лауреатов литературной премии идут англоязычные писатели (27), за ними следуют французы (14), немцы (13) и испанцы (11).

Россия находится на седьмом месте с пятью Нобелевскими лауреатами.

Премия и жанры

Среди литературных жанров абсолютным лидером является проза (77), затем идет поэзия (33), драматургия (14), литературные и философские эссе (3) и исторические труды (2).

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Уинстон Черчилль получил Нобелевскую премию по литературе за выдающееся ораторское искусство и исторические труды

Лауреатом Нобелевской премии по литературе как раз за историческое сочинение стал британский премьер Уинстон Черчилль в 1953 году. В обосновании присуждения премии говорилось буквально следующее: "за мастерство в исторических и биографических описаниях, также как и за блестящее ораторское искусство, защищающее благородные человеческие ценности".

Лучшее у лучших

Правообладатель иллюстрации Hulton Archive Image caption Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию за "Тихий Дон"

Хотя Шведская академия стремится все-таки оценивать все произведения авторов, в девяти случаях указывалась конкретное литературное произведение, удостоенное Нобелевской премии.

В этом списке Михаил Шолохов с "Тихим Доном", Джон Голсуорси с "Сагой о Форсайтах", Томас Манн с "Будденброками" и Эрнест Хемингуэй со "Стариком и морем".

Литературная медаль

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Медаль Нобелевской премии по литературе

На всех Нобелевских медалях на аверсе отчеканено изображение Альфреда Нобеля, а на реверсе – аллегория соответствующих науки или искусства.

На медали по литературе изображен юноша, сидящий под лавровым деревом. Он вдохновенно слушает и записывает то, что ему говорит муза.

Надпись по латыни гласит: "Inventas vitam juvat excoluisse per artes". Эта строка взята из поэмы Вергилия "Энеида" и в приблизительном переводе звучит примерно так: "И те, кто улучшили жизнь на Земле своим вновь обретенным мастерством".

Медаль была создана шведским скульптором Эриком Линдбергом.

Британец Кадзуо Исигуро.

Согласно завещанию Альфреда Нобеля, награда присуждается "создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности".

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о порядке присуждения этой премии и ее лауреатах.

Присуждение премии и выдвижение кандидатов

Премию присуждает Шведская академия в Стокгольме. В нее входят 18 академиков, занимающих этот пост пожизненно. Подготовительную работу ведет Нобелевский комитет, члены которого (четыре-пять человек) избираются Академией из своего состава на трехлетний период. Кандидатов могут выдвигать члены Академии и аналогичных учреждений других стран, профессора литературы и лингвистики, лауреаты премии и председатели писательских организаций, которые получили специальные приглашения от комитета.

Процесс выдвижения претендентов длится с сентября до 31 января следующего года. В апреле комитет составляет список из 20 наиболее достойных литераторов, затем его сокращает до пяти кандидатов. Лауреата определяют академики в начале октября большинством голосов. О присуждении награды писателю сообщают за полчаса до объявления его имени. В 2017 году было номинировано 195 человек.

Лауреаты пяти Нобелевских премий становятся известны в течение Нобелевской недели, которая начинается в первый понедельник октября. Их имена объявляют в следующем порядке: физиология и медицина; физика; химия; литература; премия мира. Обладателя премии Госбанка Швеции по экономике памяти Альфреда Нобеля называют в следующий понедельник. В 2016 году порядок был нарушен, имя награжденного литератора было обнародовано в последнюю очередь. По данным шведских СМИ, несмотря на задержку начала процедуры выборов лауреата, разногласий внутри Шведской академии не было.

Лауреаты

За все время существования премии ее лауреатами стали 113 писателей, среди которых 14 женщин. Среди награжденных такие всемирно известные авторы, как Рабиндранат Тагор (1913), Анатоль Франс (1921), Бернард Шоу (1925), Томас Манн (1929), Герман Гессе (1946), Уильям Фолкнер (1949), Эрнест Хемингуэй (1954), Пабло Неруда (1971), Габриэль Гарсиа Маркес (1982).

В 1953 году этой наградой "за высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство, с помощью которого отстаивались высшие человеческие ценности" был отмечен премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Черчилль неоднократно номинировался на эту премию, кроме того, он дважды выдвигался на Нобелевскую премию мира, но так и не стал ее обладателем.

Как правило, писатели получают премию по совокупности достижений в области литературы. Однако девять человек были награждены за конкретное произведение. Например, Томас Манн был отмечен за роман "Будденброки"; Джон Голсуорси - за "Сагу о Форсайтах" (1932); Эрнест Хемингуэй - за повесть "Старик и море"; Михаил Шолохов - в 1965 году за роман "Тихий Дон" ("за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время").

Помимо Шолохова, в числе лауреатов есть и другие наши соотечественники. Так, в 1933 году премию получил Иван Бунин "за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы", а в 1958 году - Борис Пастернак "за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и в области великой русской прозы".

Однако Пастернак, которого в СССР критиковали за роман "Доктор Живаго", опубликованный за границей, под давлением властей отказался от награды. Медаль и диплом были вручены его сыну в Стокгольме в декабре 1989 года. В 1970 году лауреатом премии стал Александр Солженицын ("за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы"). В 1987 году премией был отмечен Иосиф Бродский "за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии" (эмигрировал в США в 1972 году).

В 2015 году награды была удостоена белорусская писательница Светлана Алексиевич за "полифонические сочинения, памятник страданий и мужеству в наше время".

В 2016 году лауреатом стал американский поэт, композитор и исполнитель Боб Дилан за "создание поэтических образов в великой американской песенной традиции".

Статистика

На нобелевском сайте отмечается, что из 113 лауреатов 12 писали под псевдонимами. В этот перечень входят французский писатель и литературный критик Анатоль Франс (настоящее имя Франсуа Анатоль Тибо) и чилийский поэт и политический деятель Пабло Неруда (Рикардо Элиэсер Нефтали Рейес Басоальто).

Относительное большинство наград (28) было присуждено литераторам, писавшим на английском языке. За книги на французском были награждены 14 писателей, на немецком - 13, на испанском - 11, на шведском - семь, на итальянском - шесть, на русском - шесть (включая Светлану Алексиевич), на польском - четыре, на норвежском и датском - по три человека, а на греческом, японском и китайском - по два. Авторы произведений на арабском, бенгальском, венгерском, исландском, португальском, сербо-хорватском, турецком, окситанском (провансальский диалект французского языка), финском, чешском, а также на иврите были отмечены Нобелевской премией по литературе по одному разу.

Чаще всего награждались писатели, работавшие в жанре прозы (77), на втором месте - поэзия (34), на третьем - драматургия (14). За труды в области истории премию получили три писателя, по философии - два. При этом один автор может быть награжден за работы в нескольких жанрах. Например, Борис Пастернак получил премию как прозаик и как поэт, а Морис Метерлинк (Бельгия; 1911 год) - как прозаик и драматург.

В 1901-2016 годах премия вручалась 109 раз (в 1914, 1918, 1935, 1940-1943 годах академики не смогли определить лучшего литератора). Всего четыре раза награда была разделена между двумя писателями.

Средний возраст лауреатов - 65 лет, самым молодым остается Редьярд Киплинг, получивший премию в 42 года (1907), а самым пожилым - 88-летняя Дорис Лессинг (2007).

Вторым писателем (после Бориса Пастернака), отказавшимся от премии, стал в 1964 году французский романист и философ Жан-Поль Сартр. Он заявил, что "не желает, чтобы его превращали в общественный институт", и выразил недовольство тем, что при присуждении премии академики "игнорируют заслуги революционных писателей XX века".

Известные писатели-кандидаты, не получившие премию

Многие великие писатели, выдвигавшиеся на премию, так и не получили ее. В их числе Лев Толстой. Не были награждены и такие наши литераторы, как Дмитрий Мережковский, Максим Горький, Константин Бальмонт, Иван Шмелев, Евгений Евтушенко, Владимир Набоков. Не стали лауреатами и выдающиеся прозаики других стран - Хорхе Луис Борхес (Аргентина), Марк Твен (США), Генрик Ибсен (Норвегия).