Казахи: происхождение, численность, язык. Этногенез казахов

Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, в которой есть заимствования из других народов, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях.

История

История казахского народа охватывает несколько периодов, в том числе:

  • Ранний;
  • Средние века;
  • Казахское ханство;
  • История в составе Российской империи и СССР;
  • История современного независимого Казахстана.

Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале 15-ого века начинается формирование Казахского ханства. Тюрские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине 15-го века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронули Ногайскую Орду.
Сближению Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы прошлого века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. Многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена второй мировой войны около 500 тысяч человек оказались призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы Российской Федерации и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.

Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

Из... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:

 [Тайфа (тейп) - этническая группа, также как: род, племя, народ. - Б.К.]

кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь (племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками.

 [Современное "казах" - более позднее написание. В примечании к труду В.В. Радлова "Из Сибири" говорится: "Киргизами Радлов именует главным образом казахов, хотя и указывает, что их правильное название и самоназвание казак. Такое ошибочное название казахов получило в дореволюционной литературе широкое распространение. Их именовали также казак-киргизами, киргиз-кайсаками, киргиз-казаками, но отнюдь не из-за отсутствия самоназвания народа казах (казак), которое существовало по крайней мере с XV в., а в русских документах применялось уже в XVI-XVII вв., что отметил еще в начале XIX в. А. Левшин в своей статье "Об имени киргиз-казачьего народа...". Он писал, что киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи, исключая россиян не называют... Киргиз есть название народа совсем другого... Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют. Замена самоназвания народа другим названием, как полагают исследователи вопроса, произошло в результате стремления отличать в официальных документах этот народ от русского казачества соседних районов Сибири... С.579-580" - Б.К.]

В ту пору наименование "казак" носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. В конце концов наименование "казак" закрепилось за нами одними.

В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека до нынешних дней о предках наших существуют как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. Итак:

После смерти Джучи - старшего сына Чингис-хана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его - Батый. Другое имя его - Саин-хан. После Бату ханом был брат его Бурге.

 [Берке (1257-1266) - золотоордынский хан (История КазССР, т.2, С.130). По Рашид ад-Дину, начало правления хана Берке - 652 г.х. (1254-1255 гг.). См.: Рашид ад-Дин, Сб. летописей, т.2, М., 1960. С.81. См. также: История МНР. С.144 - (1255-1266). - Б.К.]

Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. Поэтому земля их называлась Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге-хана ханство это было разделено на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду.

 [Алтан Орда, Ак-Орда, Кок-Орда. - Б.К.]

Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге-хан. Ханом Белой Орды был сын Джучи Шайбан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токай-Темира. Вышеупомянутый Бурге-хан принял ислам и стал называться Береке-ханом. Примеру брата последовал Токай-Темир, также став правоверным. На месте Бурге-хана каганом

 [Здесь: старшим ханом, т.е. правителем над ханами Белой и Синей Орд. - Б.К.]

становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтогу. Его сменил хан Озбек, сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским).

Ставка хана Золотой Орды

 [Династия ханов Золотой Орды:

Батый (1227-1255) - первый правитель Золотой Орды - государства Джучидов со столицей Сарай-Бату (около совр. Астрахани), позже столица была перенесена в Сарай-Берке (выше Сарай-Бату по Волге). История КазССР, т.2, с.127. И далее года правления ханов Золотой Орды даются по этому источнику: с.130.

Берке (1257-1266).

Менгу-Тимур (1266-1280).

Узбек-хан (1312-1342).

Джанибек (1342-1357).

Династия ханов Кок (Синей) Орды по Гаффари.

Тохта, сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи.

Тогрул, сын Тохты. Скончался в 727 г.х. (1326/27).

Узбек, сын Тогрула.

Джанибек, сын Узбека.

Бердибека, сын Джанибека.

Династия ханов Ак (Белой) Орды по Гаффари.

Туда-Мунке, сын Нокая, сына Кули, сына Орды.

Сасы-Бука, сын Нукая. Умер в 720 г.х. (1320/21).

Эрзен, сын Сасы-Буки. Скончался в 745 г.х. (1344/45).

Мубарек-ходжа, сын Эрзена.

Урус-хан, сын Чимтая. Умер в 778 г.х. (1376/77)

Токтакия, сын Урус-хана. (Умер в 778 г.х. - История КазССР, т.2, С.167).

Тимур-Мелик, сын Урус-хана. Убит в 778 г.х.

Токтамыш, сын Туй-ходжа-оглана. Умер в 807 г.х. (1404/05).

Нузи-оглан, сын Урус-хана.

Тимур-Кутлуг, сын Тимур-Мелика. Умер в 802 г.х. (1399-1400).

Шадибек. Умер в 811 г.х. (1408/09).

Фулад-хан. Умер в 811 г.х. (Сын Тимур-Кутлука - Пулат. История КазССР, т.2... С.153-154)

Тимур, сын Шадибека. Умер в 813 г.х. (1410/11).

Токтамыш, сын Тимур-Кутлуга.

Джелаль-ад-дин, сын Куизи (Койчирак-оглана), сына Урус-хана. Убит в 831 г.х. (1427/28).

Мухаммед-Султан, сын Тимура, сына Кутлуг-Тимура.

Касым-хан, сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана.

Хакназар, сын Касым-хана.

См. В.Г. Тизензгаузен. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. М.-Л., 1941. С.210

Годы правления ханов:

Чимтай - 1344-1361

Урус-хан - 1361-1376/77

Тимур-Мелик - 1376-1379

Токтамыш - 1380-1395

Барак - 1423/24 - 1248

Касым - 1511-1518 (или 1523)

Хакк-Назар - 1538-1580

История КазССР, Т. 2. С.386

Хронологические таблицы мусульманских династий приводят имена ханов Ак-Орды в следующей последовательности: Орда-Еджен, Сартак, Коничи, Байан, Сасы-Бука, Эрзен, Мубарак, Чимтай, Урус-хан, Койчирак и Барак. История КазССР, Т.2... С.151.

У Рашид ад-Дина: Орда, Сартактай, Куинджи, Баян (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.II. М.-Л., 1960. С.67).

Столица улуса Джучи - и по сей день находится на берегу Едиля между Астраханью и Саратовым. Это - город Царев. Ногайцы прозвали его Сарай, русские же на свой лад - Царев

 [О Сарае, его истории и местонахождении см.: А.Н. Насонов. Монголы и Русь. (История татарской политики на Руси - М.Л., 1940. С.119) - Б.К.]

В ту пору местом обитания казахов была нынешняя Сары-Арка.

В 1446 г. после смерти джучида Мухаммеда Великого (Орманбет-хана)

 [Эмир Тимур, известный под именем Тамерлан (1336-1405 гг.). - Б.К.]

[По всей видимости ошибка, Тимур не был чингизидом, тем более джучидом. - Рустам Абдуманапов]

в борьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельные ханства. Настоящее имя Улы Мухаммеда - Темир. Как уже говорилось выше, одно время восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхаир.

 [Абулхаир (годы правления 1428-1468) - потомок джучида Шайбана, сын Давлят-Шайх-оглана. В 1428 г. провозглашен ханом в области Тура (Западная Сибирь). Образовал "государство кочевых узбеков". См История КазССР. т.2. С.176-181 - Б.К.]

Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек.

 [Аз-Жанибек - султан Джанибек, сын Барак-хана, правнук Урус-хана, вместе сос воим родственником Гиреем, объединив часть кочевого населения, откочевал в Моголистан. "Иса-Буга-хан (Есен-Буга - хан Могулистана) охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши". Тарих-и Рашиди. В кн.: История КазССР, т.2. С.256 - Б.К.]

Он был в подчинении Абулхаира. Настоящее имя его - Абу Сагид. Он один из потомков Токай-Тимура. Но ханской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем,

 [Гирей, Керей. - Б.К.]

будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайского рода, что стоял на р.Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так:

Дальний предок аргынов - прославленный Даир-ходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием.

 [Праведным. Ак жол - букв. "светлый путь". - Б.К.]

Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп за убийство) равный куну трех человек.

 [Хун у казахов был, по существу, разновидностью виры или головничества, которые возникли при родовом строе. Например, в Древней Руси, Германии и у других народов это был выкупной штраф вместо кровной мести за убийство и увечье. Размер хуна у казахов зависел от классовой принадлежности, пола и возраста убитого и искалеченного. (С.Е. Толыбеков. Кочевое общество казахов в XVII-начале XX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата., Наука, 1971. С.358)

КАЗАХИ - народ, являющийся основным населением Казахстана. Устаревшее название - киргизы (не следует путать с современным киргизским народом). Общее количество казахов превышает 14 миллионов человек, из них в Казахстане проживают 10,5 миллионов. В Китае живет 1,5 миллиона казахов, в Узбекистане - от 800 тысяч до 1,1 миллиона, в России - 650 тысяч. Казахский язык входит в алтайскую семью (тюркская группа). Для письма казахи используют кириллический алфавит. По религиозным взглядам являются мусульманами суннитского толка.

Предками народа были племена, кочевавшие по территории нынешнего Казахстана. Эти племена индо-иранского происхождения в 1 тысячелетии нашей эры подверглись влиянию мигрирующих тюрков. Первоначальное становление казахской народности относится к 12-13 векам. Немного позже монгольские завоевания привели к тому, что казахи ассимилировали некоторое количество монголов. В 15 веке возникло Казахское ханство. В рамках этого государства казахи окончательно сформировались как независимый народ, разделенный на три жуза (племенные группы).

Присоединение казахской территории к Российской империи происходило в 18-19 веках на добровольной основе. После Октябрьской революции возникла Казахская АССР. С распадом Советского Союза в 1991 году обрела независимость Республика Казахстан.

Традиционным занятием казахов является скотоводство кочевого или полукочевого типа. Казахи разводят овец, коз, крупный рогатый скот, коней, верблюдов. Зимой и летом кочевники посещали разные районы с наиболее подходящими к сезону климатическими условиями. Земледелие не было так развито и играло в хозяйстве подспорную роль. Когда Казахстан стал частью России, ситуация с земледелием изменилась. Произошло его развитие, возросла роль таких культур, как пшеница и просо.

Среди ремесленников существовало и по-прежнему существует разделение по половому признаку. Так, женщины работают с шерстью, занимаются шитьем (в том числе золотой нитью), изготавливают коврики и циновки. Мужчины-казахи работают с металлом, деревом, кожей, делают ювелирные украшения.

Оседлые казахи традиционно жили в аулах, кочевники перевозили с собой юрты. Мужчины носили рубашки, штаны и наброшенный на плечи бешмет. У богатых казахов халат мог быть бархатным, с золотым шитьем и меховой оторочкой. На голову надевали тюбетейку, поверх нее мог быть еще один головной убор. Женщины надевали штаны, безрукавку, платье (разноцветное для молодых женщин, черное или белое для пожилых), разнообразные уборы, украшения из драгоценных металлов и стекла.

Пищевой рацион казахов в теплое время года состоял из молока и напитков на его основе (айрана, катыка, кумыса), а также сыра. В холодное время казахи переходили на мясо и растительную пищу. Это было связано с годичным циклом откочевки и выпаса скота и с уборкой урожая.

Единицей общественной организации у казахов является кочующая община. Семьи приняты малые, жена проживает вместе с родственниками мужа. Приняты левират и сорорат. В первом случае вдова может вступать в брак с братьями покойного мужа. Во втором, напротив, вдовец имеет право жениться на сестре жены. Любопытны обычаи сватовства, обязательного выплачивания калыма за невесту. Казахи сохранили национальное искусство, включающее песни, эпос, импровизированную поэзию акынов, истории о предках.

Каза́хи (каз. қазақтар /qɑzɑqtɑr/; ед. қазақ /qɑzɑq/) - этнос и нация, коренное население Казахстана. Кроме того, широко расселены в приграничных областях Российской Федерации, Китайской Народной Республики, Монголии, являясь коренным населением (национальным меньшинством) этих стран. Исторически состояли из трех крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза. Язык - казахский, относящийся к тюркской группе языков.

Происхождение и история

Казахи - народ тюркского происхождения, относится к Туранской расе (также известна под названиями Южно-Сибирская, Тураноидная, Туранско-Тюркский антропологический тип), считающейся переходной.

Казахи имеют сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. В число древних предков казахов входили племена саков, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В 3-2 вв. до н. э. на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй. В первых веках н. э. на Западе от Аральского моря жили аланы, также оказавшие влияние на этногенез казахов. В 6-7 вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (Тюргешский каганат, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (8 в.) и Карлукский (8-10 вв.) каганаты, объединения огузов (9-11 вв.), кимаков и кипчаков (8-11 вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. Этническому сплочению местных племен способствовало возникновение государства Караханидов (10-12 вв.). В начале 12 в. территория Казахстана подверглась вторжению киданей. Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В начале 13 в. в Казахстан из Монголии и с Алтая проникли остатки разгромленных Чингисханом племён найманов и кереитов. Последовавшее затем монгольское завоевание Средней Азии и Казахстана привело к интенсивным процессам перколации, перемещения, дробления и объединения племён различного происхождения. На развалинах Золотой Орды в её восточной части около середины 15 в. возникает казахское ханство. К 15 веку казахская нация окончательно формируется в централизованное национальное государство.

Казахский народ исторически сложился из трех групп жузов, каждый из которых выражал прежде всего общенациональные интересы: Старший жуз (Семиречье) включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншкылы, сары-уйсин и др.; Средний жуз - в основном племена аргын, найман, кипчак, керей, конграт; Младший жуз - состоял из племенных объединений алим-улы, бай-улы (роды адай, алаша, жаппас, бериш, шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз) и жети-ру (роды жагал-байлы, кердери и др.). Из Младшего жуза в начало 19 в. выделилась и ушла за р. Урал Внутренняя, или Букеевская Орда. Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу 20 века.

Казахское ханство

Исторически территорию нынешнего Казахстана населяли кочевники-скотоводы. При этом имелось также развитое земледелие, преимущественно в южных частях степи.

Этноним «казах»

Этноним «Қазақ» закрепился в отношении этого кочевого народа в XV веке, когда племёна под предводительством султанов Жанибека и Керея, в конце 50-х годов XV века, перекочевали с берегов Сырдарьи в западное Семиречье (Жетысу), в бассейн реки Чу. Эти племена стали именовать себя «Қазақ»(Қазақтар"), в русском языке - «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твердое Қ, но в современной русской грамматике укоренилось правописание «казах». В течение века под этим именем (кхазакх) объединились все тюркоязычные кочевые племена Восточного Дешт-и-Кыпчака, образовав единое Казахское ханство (1465-1729) от Иртыша до Итиля (Волги).

Этноним встречается в арабских, персидских, русских, греческих и других летописях.

Существуют разные по степени достоверности версии происхождения значения слова «казах»:

1) В переводе с древнетюркского слово «казак» переводится как «свободные», «вольные», «отделившиеся люди», «храбрые, свободолюбивые люди», «удалые воины». На сегодняшний день считается в среде этнографов наиболее распространенной версией.

2) Название «казах» произошло от названия Кай-Сак, что означает «свободолюбивый сак» (саки, скифы).

3) Есть мнение, что этноним «казак» происходит от имени кипчаков кыуса́к, куса́к, кубса́к, кипча́к, кып ша́к, что дословно означает жёлтый сак (то есть жёлтокожий), и которые сами носили прозвища сары (жёлтый) и куба́/кума́ (куман).

4) Самоназвание происходит от сочетании слов "Ка" и "Сак", т.к. по китайскому диалекту слово "Ка" означает - "Великий". Из этого выходит, что "Казах" - "КаСак" происходит от слов "Великий Сак". Есть еще похожие слова "КаХан"-"КаГан"-"Великий Хан" и "КаГанат"-"КаХанат"-"Великое Ханство".

Казахи Горного Алтая

В настоящий момент казахи проживают практически во всех регионах (государствах) Горного Алтая. В Алтайском крае проживает около 10 тыс. казахов (общая численность, количество проживающих в горных районах неизвестно), в Республике Алтай проживает около 12 тыс. казахов, большая часть которых обосновалась в Кош-Агачском районе , в Китае проживает около 1,5 миллиона казахов (общее кодичество, количество в горных районах Алтая неизвестно), в Монголии - около 140 тысяч (большая часть в районе хребта Монголский Алтай).


В Казахской юрте (Горный Алтай, фото С. Борисова начала ХХ века)

Во время установления границ между Китаем и Россией произошло дробление тувинского, казахского и частично алтайского этнического ареала. Так, например, известно, что в районе озера Канас в КНР живет небольшая группа теленгитов.

Особенно сильному дроблению подверглись казахи Среднего Жуза - родовые объединения кара-кереев, абак и ашеймайлов. Они кочевали в бассейне Кобдо до вершин Булгуна, Саксая, поддерживали тесные связи с казахскими родами, проживавшими на территории современного Казахстана, и алтайскими в районе

24048 29-12-2017, 00:08

Откуда пошли «казахи»: как и когда появилось название нашего народа?

ENG RUS KZ


Недавно, в середине декабря, некоторые казахстанские издания выдали «сенсационную» заметку под одним и тем же заголовком «Историки разгадали, что означает этноним «казах». А далее идет повторяющийся один в один текст: «Уже 80 лет историки пытаются разгадать, что означает этноним «казах». Археологи Виктор Зайберт, Александр Кисленко, Владимир Заитов (к сожалению, ныне покойный), Олег Мартынюк и Анатолий Плешаков в своих исследованиях вплотную подошли к его разгадке. Из различных источников известно, что предков казахов называли скифами. Себя они называли просто - «сак». На всех тюркских языках это означает «бдительный», «осторожный», «стерегущий». Но что значит приставка «ка»? Оказывается, в древнетюркских языках это короткое слово означало «великий». Например, «ка-хан» уже не просто «хан», а «великий хан». То есть «ка-сак» можно перевести как «великий сак».

Мы могли называться кыпчаками…
Профессиональные историки достаточно скептически отнеслись к очередной «сенсации».
По мнению специалиста по средневековой истории Казахстана, академика-арабиста Булата Кумекова , чтобы заниматься этимологией терминов, надо, по крайней мере, иметь серьезное филологическое образование.
- В последние четверть века это стало типичным - высказывать свое мнение об исторических событиях и явлениях без опоры на надежные источники, - говорит он. - Между тем, изучение этимологии любого термина предполагает не только знание соответствующей литературы и исследование фонетических созвучий. Нужно также иметь представление о конкретном историческом контексте, географической среде, хозяйственно-культурном типе, нравах и обычаях народа. И даже в этом случае ученым-источниковедам очень редко удается прийти к согласованному мнению. Однако неспециалистов (или, если хотите, дилетантов) незнание всего этого не смущает. Для них, например, жившие далеко друг от друга тюркские хазары и афганские хазаре - один и тот же народ. Такой вывод они делают на основании лишь фонетического созвучия.
Что касается самоназвания «казахи»… Формирование казахского народа шло долго и сложно. Это был, по сути, процесс этнического взаимодействия между местным и пришлым на территорию Казахстана населением, который длился на протяжении трех тысячелетий. Одно время мы едва не стали называться кыпчаками, потом - узбеками, но история распорядилась иначе.
Напомню, на развалинах Тюркского каганата образовался целый ряд государственных структур. На западе (Кавказ и Западный Прикаспий) - Хазарский каганат, на Волге - государство булгаров, а на территории нынешнего Казахстана появились три государства: огузов - на Сырдарье, карлуков - в Жетысу и кимеков - в бассейне Иртыша. На востоке, на Енисее, возникло государство кыргызов, а на территории Монголии - Уйгурский каганат. Все эти образования продолжили древние тюркские традиции - политические, социальные и культурные.
Кыпчаки, которые в это время расселились на территории Центрального Казахстана и Южного Урала, находились в политической зависимости от Кимекского каганата, образованного в IX веке на территории Восточного и Центрального Казахстана. Это продолжалось вплоть до начала XI века, когда кыпчакские правители захватили власть и образовали свое государство - Кыпчакское ханство. То есть они оказались наследниками государства кимеков.
Усилившись за счет потенциала последних, кыпчаки стали расширять свою территорию. Вскоре они вытеснили огузов из бассейна Сырдарьи. Захваченная ими обширная территория - от Иртыша до Каспийского моря - в зарубежной историографии стала носить название Дешт-и-Кыпчак (степь кыпчаков). Впервые этот этногеографический термин был упомянут Насир-и-Хусрау, персидским поэтом XI века. Так начиналась кыпчакская эпоха.

Победитель заговорил на языке побежденного
К началу XIII века этап формирования такого народа, как кыпчаки, уже завершался, но этот процесс был прерван монгольским нашествием. И когда говорят об отрицательных последствиях того вторжения, то речь, прежде всего, идет не о разрушении городов (ни одна война не обходится без этого). И даже не о физическом истреблении большого количества людей (хороших или плохих войн не бывает, есть сопротивление и есть и уничтожение - это закономерный процесс). Речь идет о том, что монголы прервали на его завершающем этапе формирование кыпчакского народа и положили конец мощному государству - Кыпчакскому ханству.
С приходом монголов образовалась, как свидетельствуют русские летописи, так называемая Золотая орда - калька Алтын-Орды, известная больше как Улус Джучи или Улус Бату, а во многих источниках как государство Дешт-и-Кыпчак или даже Кыпчакское ханство либо Куманское царство. Почему? Да потому, что уже во второй половине XIII века в противоборстве двух культур и традиций - монгольской и кыпчакской - верх взяла последняя. И, как результат, потомкам Чингисхана - чингизидам - стала принадлежать политическая власть, а кыпчакам - духовная.
Двинувшись в начале XIII века на запад, Чингисхан прекрасно понимал, что если там и есть сила, которая может остановить его, то только кыпчаки. Везде, куда он вторгался со своим войском до этого, ему легко удавалось удержать власть: монголы по своему военному потенциалу намного превосходили любое оседлое земледельческое государство.

Тогда как кыпчаки были такими же, как и они сами, - на их территории действовали степной образ жизни, а также соответствующие традиции и культура.
Поэтому одолеть кыпчаков они могли только посредством дипломатии, хитрости и натравливания их друг на друга, ну и, разумеется, уничтожения династийного рода ель-борили. До этого Чингисхан точно так же поступил и с татарскими племенами - чтобы на территории Монголии никто не мог оспорить власть его и потомков, он расправился с династийным родом, который мог претендовать на государственное управление.
В силу вышеназванных причин ближе к концу XIII века начался процесс кыпчакизации и тюркизации не только монгольской династийной ветви - чингизидов, но и всех монголов, которые находились на территории Дешт-и-Кыпчака. Захватчики говорили на кыпчакском языке и придерживались традиций покоренного ими народа. Арабский путешественник аль-Омари свидетельствовал: «все татары (монголы) стали точно кыпчаки».
Кстати, властная структура чингизидов оказала влияние на сюжеты генеалогических преданий - шежире. Пытаясь приблизиться к политической элите, некоторые тюркские структуры становились авторами надуманных линий. Например, такой, будто Тюрк и Монгол - сыновья одного отца.
Государство Ак-Орда, появившееся в конце XIII века, стало первым государственным образованием на территории Казахстана в постмонгольский период. В его основе была кыпчакская структура, только власть принадлежала ассимилировавшимся среди местного населения чингизидам. Их правление, захватив период образования Казахского ханства, продолжилось вплоть до XIX века, пока казахи не оказались в составе России.

…И стали кыпчаки узбеками
К середине XIV века термин «кыпчак» снова распространился на всю территорию Дешт-и Кыпчака. Мощные кыпчакские традиции и культура впитали в себя духовность всех прочих степных этносов. И потому другие племена, которые расселялись здесь, постепенно стали называть себя кыпчаками, хотя и не были таковыми. Но чингизиды, в чьих руках находилась политическая власть, не могли допустить образования народа под таким названием. К тому же кыпчаки вскоре рассеялись по всему миру - от Западной Европы и Руси до Индии и арабских стран. И во второй половине XIV века на территории Дешт-и-Кыпчака этнополитический термин «узбек» стал превалировать над термином «кыпчак». Отныне проживавшая здесь этническая общность, за исключением моголов - жителей Могулистана (Жетысу), стала называть себя узбеками.
Формированию народа под этим названием помешали определенные исторические события. В первую очередь - борьба за власть. В Дешт-и-Кыпчаке правили несколько ветвей чингизидов - сыновей царевича Джучи: потомки старшего сына (Орда-Ежена) и пятого (Шибана).
Правление ветви Орда-Ежена прервалось в начале XV века - трон в Дешт-и-Кыпчаке был захвачен Абулхаиром, представителем династии шибанидов. Жанибек и Керей, потомки Орда-Ежена, пытаясь вернуть себе, как они считали, законно принадлежащую им власть, вступили с ним в противоборство. Но Абулхаир вытеснил их в 1459 году на территорию Могулистана. С этого момента за всеми отделившимися вместе с ним племенами закрепилось название узбек-казахи. А были еще узбек-ногаи, узбек-карлуки, узбек-мангыты и т.д.
Здесь следует сделать оговорку. Понятие «казах» (қазақ) изначально имело социальное значение. Так называли всех, кто отделился от основного рода. Российский востоковед Турсун Султанов обнаружил в персидских источниках очень любопытный пример: даже одичавшая кошка называлась «казах». Так вот, Жанибек и Керей, будучи кочевыми узбеками, отделились от основной массы и стали узбек-казахами. Переселившись в Могулистан (Жетысу), они стали собирать силы, чтобы вновь повести борьбу за власть в Дешт-и-Кыпчаке. Абулхаир, чтобы предупредить их выступление, в 1468 году сам двинулся им навстречу, но по пути заболел и вскоре скончался от банальной простуды. В итоге Жанибек и Керей одержали победу в борьбе с потомками Абулхаира и продолжили правление Великой степью по линии династии Орда-Ежена.
1470-й - год официального появления на исторической арене Казахского ханства. Ряд исследователей считает, что это произошло гораздо раньше - по их мнению, отчет следует начинать с того времени, когда Жанибек и Керей переселились в Могулистан. Однако государство должно иметь определенные атрибуты: территорию, административно-военную систему и, наконец, дипломатические связи с другими государствами. У Жанибека и Керея была земля, но ее им выделили могольские правители. Двинувшись в Дешт-и-Кыпчак, они лишились ее. Поэтому правильнее будет считать, что начало зарождению Казахского государства было положено в процессе отделения. Оно завершилось в 1470 году, когда Жанибек и Керей захватили власть в Дешт-и-Кыпчаке.
За оставшимися в Дешт-и-Кыпчаке кочевниками и закрепилось название «казах». Таким образом, термин «Казахстан»» (страна казахов) появился в XV веке, а в начале следующего столетия он стал упоминаться в письменных источниках. Однако это не означает, что казахский народ появился на рубеже XV-XVI веков. Нет, этот процесс был длительным. В XIV - XV веках такой народ был уже сформирован, он лишь претерпел смену самоназвания. Как было сказано выше, слово «казах» до этого носило социальное, затем социально-политическое значение, хотя обычно названия многих народов имеют изначальный этноним. К примеру, термин «армяне» появился гораздо раньше того момента, когда племя, а потом союз племен под этим названием стали народностью, затем народом и, наконец, нацией.
Казахам же прежде, чем обрести свое этническое название и государственность, пришлось пройти очень долгий путь.
Некоторые ученые, ссылаясь на византийские источники, утверждают, что народность под названием «касахи», «косохи» была известна еще в IX-X веках. Но это не более чем филологическое созвучие. На самом деле речь в данном случае идет о косогах, представителях кавказской народности, у которых совершенно другой язык, другие антропологические черты, отличные от кочевого быт, традиции и уклад жизни.
А вот как сложилась судьба тех, кто покинул Дешт-и-Кыпчак. В 1500 году внук Абулхаир-хана Мухаммед Шайбани, вытесненный Жанибеком и Кереем, с большой группой кочевых племен (там были и найманы, и кыпчаки, и карлуки, и канглы), вынужден был уйти в Среднюю Азию. Покоренное кочевниками местное население стало называться узбеками, но узбекские кочевые племена - кыпчаки и карлуки - вплоть до 20-30-х годов ХХ века не относили себя к местному народу - сартам. Сохраняя традиции, связанные со степным образом жизни (кочевничество, скотоводство), они больше тяготели к казахам.