Куда такие этруски, и причем здесь русские. Этруски - русская историческая библиотека Какой особенностью обладала цивилизация этрусков

1. ЭТРУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, к достижениям которой, еще задолго до Римской республики, можно отнести крупные города с замечательной архитектурой, прекрасные изделия из металла, керамику, живопись и скульптуру, обширную дренажную и ирригационную системы, алфавит, а позднее и чеканку монеты. Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория совр. Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда совр. Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расна или расенна. В эпоху их наивысшего могущества, ок. 7–5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры.

От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов, некрополи, оружие, домашняя утварь, фрески, статуи, более 10 тысяч надписей, датируемых VII-I вв. до н.э., несколько отрывков из этрусской полотняной книги, следы этрусского влияния в римской культуре, упоминания об этрусках в сочинениях античных авторов.

До настоящего времени археологическому обследованию подвергались главным образом этрусские могильники, богатые погребальной утварью. Остатки же большинства городов остаются не изученными из-за густой современной застройки.

Этруски пользовались алфавитом, близким к греческому, однако направление этрусского письма было обычно левосторонним, в отличие от греческого и латинского; изредка этруски практиковали смену направления письма с каждой строкой.

С VIII в. до н.э. главным очагом этрусской цивилизации явилась Этрурия, откуда этруски путем завоевания расселились на севере до Альпийских гор и на юге до Неаполитанского залива, заняв, таким образом, большую территорию в Средней и Северной Италии.

Основным занятием большинства населения на этой территории было земледелие, требовавшее, однако, в большинстве районов значительных усилий для получения хороших урожаев, так как одни местности были заболочены, другие засушливы, третьи холмисты. Этруски прославились созданием ирригационных и мелиоративных систем в виде открытых каналов и подземного дренажа. Самым знаменитым сооружением такого рода явилась Большая римская клоака -облицованный камнем подземный сточный канал для отвода в Тибр воды из болот между холмами, на которых располагался Рим. Этот канал, построенный в VI в. до н.э. в период правления в Риме этрусского царя Тарквиния Древнего, безотказно действует и поныне, включенный в канализационную систему Рима. Осушение болот способствовало и уничтожению рассадников малярии. Для предотвращения оползней этруски укрепляли склоны холмов подпорными каменными стенами. Тит Ливии и Плиний Старший сообщают, что на строительство римской клоаки этруски сгоняли римлян. На этом основании можно предположить, что при строительстве крупных сооружений и в других районах своего господства этруски привлекали местное население к отбыванию трудовой повинности.

Как и повсюду в Италии, в областях этрусского расселения выращивали пшеницу, полбу, ячмень, овес, лен, виноград. Орудиями для обработки земли служили плуг, в который впрягалась пара волов, мотыга, лопата.

Важную роль играло скотоводство: разводили коров, овец, свиней. Занимались этруски и коневодством, но в ограниченных масштабах. Конь считался у них священным животным и применялся, как и на Востоке и в Греции, исключительно в военном деле.

Высокого развития достигли в Этрурии добыча и обработка металлов, особенно меди и железа. Этрурия была единственной областью Италии, где имелись рудные залежи. Здесь в отрогах Апеннин добывались медь, серебро, цинк, железо; особенно богатые залежи железной руды разрабатывались на близлежащем острове Ильва (Эльба). Необходимое для изготовления бронзы олово этруски получали через Галлию из Британии. Металлургия железа широко распространилась в Этрурии с VII в. до н.э. Этруски добывали и обрабатывали огромное по тем временам количество металла. Они добывали руду не только с поверхности земли, но, сооружая шахты, разрабатывали и более глубокие залежи. Судя по аналогии с греческими и римскими горными промыслами, добыча руды была ручной. Основными орудиями горняков во всем мире были тогда заступ, кирка, молот, лопата, корзина для выноса руды. Выплавляли металл в небольших плавильных печах; несколько хорошо сохранившихся печей с остатками руды и древесного угля найдено в окрестностях Популонии, Волатерр и Ветулонии, главных металлургических центров Этрурии. Процент извлечения металла из руды был еще настолько низким, что в новейшее время оказалось экономически выгодным переплавить горы шлака вокруг этрусских городов. Но для своего времени Этрурия была одним из передовых центров производства и обработки металла.

Обилие металлических орудий труда содействовало развитию хозяйства этрусков, а хорошее вооружение их войска способствовало установлению господства над покоренными общинами и развитию рабовладельческих отношений.

Металлические изделия составляли важную статью этрусского экспорта. В то же время некоторые изделия из металла, например бронзовые котлы и украшения, этруски ввозили. Ввозили они и металлы, которых у них недоставало (олово, серебро, золото), как сырье для своей ремесленной промышленности. Каждый этрусский город чеканил собственную монету, на которой изображался символ города, а иногда указывалось и его название. В III в. до н.э. после подчинения Риму этруски перестали чеканить собственную монету и стали пользоваться римской.

Этруски внесли свой вклад в градостроительство в Италии. Их города обносились мощными стенами из огромных каменных блоков. Для древнейшей застройки этрусских городов были характерны кривые улицы, обусловленные рельефом местности и повторявшие изгибы береговой линии рек и озер. При внешней хаотичности такой застройки в ней была и рациональная сторона - учет условий окружающей среды. Позже под влиянием греков этруски перешли к четкому планированию городских кварталов в шахматном порядке, при котором улицы, ориентированные по странам света, пересекались под прямым углом. Хотя такие города были красивы, в них было легко ориентироваться и они были удобны для движения транспорта и устройства водопровода и канализации, греческий тип градостроительства имел и свои недостатки: он в принципе игнорировал такие природные условия, как рельеф местности и господствующие ветры.

В Вейях и Ветулонии обнаружены простые жилища типа бревенчатых хижин из двух комнат, а также дома нерегулярной планировки с несколькими комнатами. Знатные лукумоны, правившие этрусскими городами, вероятно, имели более обширные городские и загородные резиденции. Их, по-видимому, и воспроизводят каменные урны в форме домов и поздние этрусские гробницы. Урна, хранящаяся в музее Флоренции, изображает похожее на дворец двухэтажное каменное строение с арочным входом, широкими окнами на первом этаже и галереями по второму этажу. Римский тип дома с атриумом, возможно, восходит к этрусским прототипам.

Храмы и прочие здания этруски возводили на каменном фундаменте, но для сооружения стен и перекрытий использовали необожженный кирпич и дерево, поэтому от них почти ничего не сохранилось. По преданию, этрусскими мастерами была сооружена в Риме, на Капитолийском холме, главная святыня римлян - храм Юпитера, Юноны и Минервы.

Близ городов располагались обширные некрополи. Известны этрусские гробницы трех типов: шахтовые, камерные с насыпным курганом и скальные, вырубленные в горной породе. Богатые могильники отличались большими размерами и роскошной отделкой: они состояли из нескольких комнат, украшенных настенной живописью и статуями. Саркофаги, кресла и многие другие погребальные принадлежности были высечены из камня и поэтому хорошо сохранились. Если богатые гробницы, по-видимому, копировали план и внутреннее убранство богатого дома, то о домах простого народа дают представление погребальные урны в виде глиняных моделей хижин.

Многие этрусские города имели выход к морю если не непосредственно, то через реки или каналы. Например, город Спину, расположенный на северо-востоке Италии, у адриатического побережья, соединял с морем канал длиной 3 км и шириной 30 м. Хотя остатки Ветулонии в современной Тоскане находятся в 12 км от моря, но в древности она была расположена на берегу бухты, глубоко врезавшейся в сушу. В римское время от той бухты оставалось уже только мелководное озеро, а потом и оно высохло.

Весьма совершенным было этрусское судостроение, материалы для которого поставляли сосновые леса Этрурии, Корсики и Лация. Этрусские корабли ходили на веслах и под парусами. В подводной части военных судов имелся металлический таран. С VII в. до н.э. этруски стали применять металлический якорь со штоком и двумя лапами. Римляне заимствовали этот тип якоря, а также таран, который назвали ростром. Сильный флот этрусков позволял им соперничать с карфагенянами и греками.

Высокого развития достигло у этрусков керамическое производство. Их керамика близка греческой, но они создали и свой собственный стиль, который в науке называется «буккеро». Его характерные черты составляют подражание форме металлических сосудов, черный блестящий цвет и украшение барельефами.

Этрусские шерстяные ткани шли на экспорт, а также, несомненно, находили широкое употребление и в быту этрусков. Кроме того, этруски славились льноводством и очень широко применяли изделия из льна: полотно шло на изготовление одежды, парусов, военных доспехов, служило писчим материалом. Обычай писать полотняные книги позже перешел к римлянам. Этруски вели обширную торговлю со странами Средиземноморья. Из развитых промышленных городов Греции и из Карфагена они ввозили предметы роскоши, из Карфагена, кроме того, - слоновую кость как сырье для своих ремесленников. Покупателем дорогих привозных товаров была этрусская знать. Предполагается, что в обмен на привозную роскошь Этрурия поставляла в развитые торгово-ремесленные центры медь, железо и рабов. Однако известно, что и в развитых обществах находили спрос различные изделия этрусского ремесла.

В торговле этрусков с северными племенами, обитавшими в Средней и Западной Европе вплоть до Британии и Скандинавии, вероятно, безраздельно господствовал экспорт готовой продукции - металлических и керамических изделий, тканей, вина. Потребителем этих товаров выступала главным образом знать варварских племен, которая расплачивалась с этрусскими купцами рабами, оловом, янтарем. Греческий историк Диодор Сицилийский сообщает, что в торговле с заальпийскими кельтами италийские купцы, под которыми, как считается, он имеет в виду этрусков, за амфору вина получали раба.

Лучшими этрусскими скульптурами, пожалуй, следует считать те, что выполнены из металла, преимущественно из бронзы. Большую часть этих статуй захватили римляне: согласно Плинию Старшему (Естественная история XXXIV 34), в одних Вольсиниях, взятых в 256 до н.э., им досталось 2000 штук. Символ Рима, знаменитая Капитолийская волчица (приблизительно датируется временем после 500 до н.э., ныне в Палаццо деи Консерватори в Риме), известная уже в средние века, вероятно, сделана также этрусками.

Морская торговля преобладала у этрусков над сухопутной и сочеталась с пиратством, что было характерно и для других мореходов того времени. По мнению А. И. Немировского, наибольшее распространение этрусского пиратства приходится на период упадка этрусских государств в IV-III вв. до н.э., когда, с одной стороны, в силу греческой конкуренции, кельтского вторжения и римской экспансии оказалась подорванной их внешняя торговля, а с другой - пиратство стимулировалось растущим спросом на рабов в римском обществе. Именно в это время в устах греков стали синонимами слова «тиррены» и «пираты».

Каждый этрусский город представлял собой экономическое целое. Они различались между собой характером своей экономической деятельности. Так, Популония специализировалась на добыче и обработке металлов, Клузий - на сельском хозяйстве, Цере - на ремесле и торговле. Не случайно поэтому именно Поре особенно конкурировал и враждовал с греческими колониями в Италии и Сицилии, являвшимися значительными центрами ремесленного производства и внешней торговли.

Сведения о религии этрусков сохранились лучше, чем о других сторонах жизни их общества. Главными божествами этрусского пантеона были Тин, Уни и Менрва. Тин был божеством неба, громовержцем и считался царем богов. Его святилища находились на высоких, крутых холмах. По своим функциям Тин соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру, поэтому не случайно позже в Риме образ Типа слился с образом Юпитера. Богиня Уни соответствовала римской Юноне, поэтому они также слились в Риме в едином образе Юноны. В образе этрусской богини Менрвы видны черты, свойственные греческой Афине: обе считались покровительницами ремесел и искусств. В Риме с развитием ремесел распространилось почитание богини Минервы, образ которой был тождествен Афине-Менрве. Сохранились неопределенные сведения о верховном боге Вертумне (Вольтумне, Вольтумнии). Существует предположение, что это имя - лишь один из эпитетов бога Тина.

Кроме многочисленных высших богов этруски поклонялись также целому сонму низших божеств - добрых и злых демонов, которые во множестве изображены в этрусских гробницах. Подобно хурритам, ассирийцам, хеттам, вавилонянам и другим ближневосточным народам, этруски представляли себе демонов в виде фантастических птиц и животных, а иногда и людей с крыльями за спиной. Например, добрые демоны лазы, соответствующие римским ларам, считались у этрусков покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной.

Главными местами отправления культа служили храмы, в которых помещались статуи божеств. В жертву богам приносили верно, вино, плоды, масло, животных. Во время семейной трапезы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов - покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что этруски заставляли пленных биться между собой насмерть или травили их зверями. Именно в форме поединков рабов на похоронах знати гладиаторские игры были заимствованы в III в. до н.э. римлянами; также заимствовали они у этрусков и травлю людей зверями. Постепенно утратив свой религиозный смысл человеческого жертвоприношения ипревратившись в публичное зрелище, эти игрища просуществовали до периода поздней Римской империи.

Большую роль в религии этрусков играло представление о мрачном загробном царстве, где собираются души мертвых. Этрусский бог подземного царства Аита соответствовал греческому богу Аиду.

Важное место в этрусском обществе занимало жречество. Жрецы-гаруспики ведали гаданием по внутренностям жертвенных животных, в первую очередь по печени, а также толкованием различных знамений - необычных природных явлений (молний, рождения уродов и т.п.). Жрецы-авгуры гадали по поведению птиц. Эти черты этрусского культа через ряд посредствующих звеньев заимствованы из Вавилонии. В свою очередь, от этрусков их переняли римляне.

Археология подтвердила и литературную традицию, говорившую об этрусском влиянии на Рим. Терракотовое убранство ранних римских храмов выполнено в этрусском стиле; многие вазы и бронзовые предметы раннереспубликанского периода римской истории изготовлены этрусками или в их манере. Двойной топор как символ власти, по словам римлян, имел этрусское происхождение; двойные топоры представлены и в этрусской погребальной скульптуре – к примеру, на стеле Авла Велуска, находящейся во Флоренции. Более того, такие двойные топорики помещали в гробницы вождей, как это было в Популонии. По крайней мере до 4 в. до н.э. материальная культура Рима всецело зависела от культуры этрусков.

2. Древнее население Италии жило родами в территориальных общинах - пагах, в результате объединения которых и возник город. Во главе архаического Рима стоял выборный царь, совмещающий обязанности верховного жреца, военачальника, законодателя и судьи, а при нем состоял сенат. Наиболее важные дела решало народное собрание.

В 510-509 гг. до н. э. образуется республика. Республиканское правление сохранялось до 30-29 г. до н. э., после чего наступает Период империи. Рим в эти годы ведет почти непрерывные победоносные войны и превращается из небольшого города в столицу огромной державы Средиземноморья, распространяющей свое влияние на многочисленные провинции: Македонию, Ахайю (Грецию), Ближнюю и Дальнюю Испанию, регионы Африки и Азии, Ближнего Востока. Это приводит к интенсивному культурному обмену, интенсивному процессу взаимопроникновения культур.

Роскошная добыча триумфаторов, рассказы солдат, проникновение состоятельных людей в новоприобретенные провинции привели к революции на уровне бытовой культуры: менялись представления о богатстве, возникали новые материальные и духовные потребности, рождались новые нравы. Массовое увлечение восточной роскошью началось после азиатских триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия Боль-сока. Быстро распространилась мода на атталические (пергамские одеяния), чеканное серебро, коринфскую бронзу, инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.

Завоевание эллинистических государств, а к I в. до н. э. и эллинистической Греции произвело переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись с культурой, превосходившей глубиной и разнообразием их собственную. «Греция плененная пленила своих победителей», - скажет позже Гораций, древнеримский поэт. Римляне начали изучать греческий язык, литературу, философию, покупали греков-рабов для обучения детей. Богатые семьи отправляли своих сыновей в Афины, Эфес и другие города Греции и Малой Азии слушать лекции прославленных ораторов и философов. Это повлияло на рост римской интеллигенции. В обществе и в литературе появились два новых комических типа: нелепые грекоманы и суровые гонители греческих наук. Во многих семьях иноземная образованность сочеталась со староримскими традициями и патриотическим гонором.

Таким образом, в культуре Древнего Рима четко прослеживается этрусское и античное греческое начало.

Вся история культурных отношений между Римом и Грецией с этой поры являет тайное преклонение римлян перед греческой культурой, стремление достичь ее совершенства, доходящее порой до подражательства. Однако, ассимилируя древнегреческую культуру, римляне вкладывали в нее свое содержание. Сближение греческой и римской культур стало особенно заметно во времена империи. Тем не менее для римлян навсегда осталась недосягаемой величавая гармония греческого искусства, поэтическая одухотворенность его образов. Прагматизм мышления, инженерные решения обусловили функциональный характер римской культуры. Слишком трезв, слишком прАтичен был римлянин, чтобы, восхищаясь мастерством гримов, достичь их пластического равновесия и удивительной обобщенности замысла.

Идеологию римлянина прежде всего определял патриотизм - представление о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме почитались мужество, верность, достоинство, умеренность в личной жизни, умение подчиняться железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность, лесть считались пороками, свойственными рабам. Если грек преклонялся перед искусством, философией, то римлянин сочинение пьес, труд скульптора, живописца, выступление на сцене презирал, как рабские занятия. Достойными же гражданина Рима делами в его представлении были лишь войны, политика, право, историография и земледелие.

В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли иуспешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.

Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (Земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота- люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.

Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами - свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.

Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II-I вв. до н.э. -.более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля - покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.

Рабы были государственные и частновладельческие. Первыми становилась большая часть военнопленных. Они эксплуатировались в рудниках и государственных мастерских. Положение частновладельческих рабов непрерывно ухудшалось. Если в начале римской истории, в период патриархального рабства, они входили в состав семей римских граждан,и целиком подчиняясь домовладыке,все же пользовались некоторой защитой сакрального (священного, основанного на религиозных верованиях) права, то в период расцвета республики эксплуатация труда рабов резко интенсифицировалась. Античное рабство становится такой же основой римской экономики, как и труд мелких свободных производителей. Особенно тяжелым было положение рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. Положение рабов, занятых в городских ремесленных мастерских и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значительно лучше было положение талантливых работников, учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим из которых удавалось получить свободу и стать вольноотпущенниками.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была практически неограниченной. Все произведенное рабом поступало хозяину: "что приобретается через посредство раба - приобретается для господина". Хозяин же выделял рабу то, что считал необходимым для поддержания его существования и работоспособности.

Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий - часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле.

Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак.

Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.

Неэффективность рабского труда привела в конце республиканского периода к массовому отпуску рабов на волю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависимости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их патрона, в пользу которого они были обязаны нести определенные материальные и трудовые повинности и который в случае их бездетности наследовал их имущество. Однако, развитие этого процесса в период, когда рабовладельческий строй еще развивался, противоречило общим интересам господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был издан закон, ограничивший эту практику.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную, правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до н.э. возникают, привилегированные сословия нобилей и всадников.

В высшее сословие (нобили) входили самые знатные патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической базой нобилей было крупное землевладение и громадные денежные средства. Только они стали пополнять сенат и избираться на высшие государственные должности. Нобилитет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое новому человеку был практически невозможен и которое ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких случаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению, становились высшими должностными лицами.

Второе сословие (всадники) образовалось из торгово-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с верхушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные судебные должности. Между отдельными их представителями возникают родственные отношения.

По мере расширения пределов Римского государства "число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан, по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы - древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.

Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций - стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домовладыки. Последний был лицом "собственного права", члены же его семьи назывались лицами "чужого права"-права домовладыки. Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали имущество не для себя, а для него. Но ограничения в частном праве не влияли на их положение в публичном праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, стало признаваться право членов семьи на приобретение собственного имущества.

Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса.

Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т. е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только "собственного права".

3. Пренебрежение к занятиям искусством и науками отнюдь не означало, что римлянин оставался недоучкой. В просвещенных домах учили не только греческому языку, но и правильной, изящной латыни.

Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное, оригинальное искусство, философия, наука, формируется свой метод творчества. Их главная черта - психологический реализм и подлинно римский индивидуализм.

Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.

Заметный след в науке оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея, труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален вплотную подошел к открытию значений нервов для двигательных рефлексов и кровообращения. Развивалась строительная техника, позволившая создать Колизей Флавиев, полуторакило-метровый мост через Дунай при Траяне, и т. п. Усовершенствовались механика, использовались грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для нагревания помещений, особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей.

Распространилась искусство мозаики: даже в домах на Рейне в окна вставлялись стекла. И Менелай, и Птолемей были греческими учеными, работающими в Риме.

Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые постигали и комментировали греков.

Появление литературной драмы в Риме.

Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков, перевели на латинский язык и приспособили к своим понятиям и вкусам. Объясняется это исторической обстановкой того времени. Завоевание южно-италийских городов, обладавших всеми сокровищами греческой культуры, не могло пройти для римлян бесследно. Греки начинают появляться в Риме в качестве пленных, заложников, дипломатических представителей, педагогов.

В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием 1-й Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н.э. было решено поставить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного после взятия Тарента в 272 г. до н.э. Андроник был рабом одного римского сенатора, от которого и получил свое римское имя – Ливий. Ливий Андроник, отпущенный на волю, стал обучать греческому и латинскому языкам сыновей римской знати. Этот школьный учитель и поставил на играх трагедию и, вероятно, также комедию, переработанные им с греческого образца или, быть может, просто переведенные с греческого языка на латинский. Постановка Ливия Андроника дала толчок дальнейшему развитию римского театра.

С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург Гней Невий (ок. 280-201 гг. до н.э.), который, вероятно, принадлежал к римскому плебейскому роду. В отличие от греческих драматургов, написавших обычно в одном определенном жанре, он сочинял и трагедии и комедии. Трагедии его были также переделками греческих пьес. Но Невий занимался не только переделками трагедий с мифологическим сюжетом. Он был создателем трагедий из римской истории. Такая трагедия называлась у римлян претекста. Иногда претексты писались и на современные драматургам события. Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии.

Историография Iв. до н. э.

В достаточно трудных условиях развивалась историография. Великий римский историк Тацит в своих произведениях «История» и «Анналы» показывает трагедию общества, состоящую в несовместимости императорской власти и свободы граждан, принцепса и сената. Искусная драматизация событий, тонкий психологизм и меткость суждений делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.

Римская историография - от Катона Старшего до Тацита - с большой полнотой отражает факты истории и предания Рима. Одним из первых историков Рима был Марк Порций Катон Старший. Труды римских историков IIв. и первой половины Iв. до н. э. сыграли большую роль в создании классической римской историографии.

1.Гай Юлий Цезарь- полководец и один из основателей Римской империи и цезаризма, был выдающимся автором военно-исторических мемуаров и написалнесколько литературно-критических работ высокого художественного качества по языку и стилю.

2.От Гая Саллюстия Криспа (86-35 гг. до н. э.) дошло полностью два сочинения - «Заговор Катилины» и «Югуртинская война» (история трудной войны римлян с нумидийским царем Югуртой II), а также «Истории» - изложение римской истории за 10 лет, начиная с 78 г., дошедшие лишь в отрывках.

Саллюстий - талантливый мастер исторической прозы, происходил из плебейского рода, сначала был в рядах популяров, далее перешел к Цезарю, управляя провинцией Африкой, нажил большое состояние. Он противник аристократии и богачей и обличал их за то, что они не дают способным выходцам из других сословий достигать ответственных государственных должностей. В этом он видит причину разложения республики.

3. Тит Ливийродился в 59 г. до н. э. в городе Патавии (в современной Падуе), был воспитан в старинных республиканских традициях и получил философское и риторическое образование. Патавия в гражданскую войну была на стороне Помпея, город имел республиканские традиции, поэтому Ливий получал от Октавиана Августа иногда ироническую оценку «Помпеяпца». Но в исторических трудах Ливия проводится идеология правящих кругов римского общества, родственная политическим идеям «Энеиды» Вергилия.

В основе исторических трудов Ливия лежит идея величия Рима, прославление древних нравов, героики и патриотизма предков. Это преклонение перед нравами предков вполне совпадало с реставрационной политикой принципата.

Музыка, пение и танцы.

В Риме всегда было немало музыкантов, композиторов, учителей музыки и пения,

но почти все они происходили или из собственно Греции, или из греческих городов юга Италии, или из Египта. Профессиональные танцоры и танцовщицы, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор, как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды (например, культ Исиды), в них участвовали музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. Зато музыкантами, сопровождавшими своей игрой чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или, во всяком случае, италийского происхождения.

Музыканты, какого бы происхождения они ни были, пользовались в Риме некоторыми привилегиями в награду за те услуги, которые они оказывали городу своей игрой или пением во время больших общегосударственных торжеств. Так, в привилегированном положении находились военные музыканты, симфониаки - музыканты, участвовавшие в религиозных церемониях, а также те, кто играл на духовых инструментах. Скабиллярии (“трещоточники”), которые на сцене задавали такт хору и танцорам, пользовались у публики такими же симпатиями, как и самые выдающиеся актеры. Известных музыкантов и певцов настолько высоко ценили, что им удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов.

Политика и Право в Древнем Риме.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Древний Рим- родина юриспруденции.

Управление огромной Римской дермы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях.

Среди древнеримских юристов выделяются фигуры Сцеволы, Папиниана, Ульпиана. Оригинальный вклад внес в область права выдающийся законовед эпохи Адриана Сальвий Юлиан, который просмотрел все существующие преторские эдикты (преторы осуществляли верховную судебную власть), отобрал из них все, что соответствовало новым условиям жизни, привел их в систему, а затем превратил их в единый преторский эдикт. Таким образом, был учтен весь ценный опыт в предшествующих судебных решениях. Существовали и другие школы законоведов, соперничающие между собой.

Римский историк Полибий уже во II в. до н. э. усматривал в совершенстве политико-правового устройства Рима залог его могущества. Древнеримские юристы действительно заложили фундамент правовой культуры. Римское право до сих пор остается основой, на которую опираются современные правовые системы. Но четко оговоренные законодательством взаимоотношения, полномочия в обязанности многочисленных бюрократических учреждений и чиновников - сената, магистратур, консулов, префектов, прокураторов, цензоров и др. - не устраняли напряженности политической борьбы в обществе. К своей борьбе за место в системе власти нобилитет (знать) подключает широкие слои населения, стремясь получить от них поддержку.

Античность завещала последующим эпохам максиму “человек - мера всех вещей” и показала, каких вершин может достичь свободный человек в искусстве, знании, политике, государственном строительстве, наконец, в самом главном - самопознании и самосовершенствовании. Прекрасные греческие статуи стали эталоном красоты человеческого тела, греческая философия - образцом красоты человеческого мышления, а лучшие деяния римских героев - примерами красоты гражданского служения и государственного созидания.

В античном мире была предпринята грандиозная попытка соединения Запада и Востока в единой цивилизации, преодоления разъединения народов и традиций в великом культурном синтезе, обнаружившем, насколько плодотворно взаимодействие и взаимопроникновение культур. Одним из результатов такого синтеза было возникновение христианства, родившегося как религия небольшой общины на окраине римского мира и постепенно превратившегося в мировую религию.

Античное наследие на протяжении веков питало и продолжает питать мировую культуру и науку. Из античности человек вынес мысль о космическом происхождении и судьбе Земли и рода человеческого, о единстве природы и человека, всех обитавших и обитающих на нашей планете существ. Разум человеческий уже тогда достиг звезд. Знания, добытые в античности, показали его огромные возможности. Тогда были заложены основы многих наук.

Античность стала кормилицей литературы и искусства последующих эпох. Любой подъем в культурной жизни Средневековья или Нового времени был сопряжен с обращением к античному наследию. С наибольшей полнотой и мощью это выразилось в эпохе Возрождения, давшей величайших гениев и великолепные произведения искусства.

ЛИТЕРАТУРА

Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж, 1969

Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. 2-е изд., стер. Под ред. проф. Крашенниковой Н.А. и проф. Жидкова О.А. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

История Древнего мира, т.3. – М., 1980.

Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1980.

Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М.: Высшая школа 1982.

Немировский А.И. У истоков исторической мысли. – Воронеж, 1979.

Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1975.

Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш–I вв. до н.э. – М., 1977.

Хрестоматия по истории Древнего Рима. – М.: Высшая школа, 1987.

1. Культура Древнего Рима / Под ред. Е. С. Голубцова., М., 1983-1988.

2. Древний Рим. Под ред. А.Мясникова.-СПб: “Автограф”.-1996.- 378с.

3. Ильинская Л.С. Древний Рим.-М.-1997.-432 с.

4. История мировой культуры / Под ред. Левчука Л. Т., К., 1994.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Кафедра экономической теории

Контрольная работа

по дисциплине: « Культурология»

Этруски , древние обитатели Центральной Италии, некогда так и называвшейся – Этрурия (современная Тоскана), – один из самых загадочных народов, каких только знала .

У них была письменность, но современные ученые сумели расшифровать лишь малую часть из дошедших до нас записей. Богатая этрусков утрачена, не считая отдельных отрывков, а все, что мы знаем об их истории, дошло до нас лишь через нелестные комментарии греческих и римских авторов.

Древние этруски

Этрурия, область, примерно совпадавшая с территорией современной итальянской провинции Тоскана, была богата железными и медными рудами.

Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э.

Ее побережье изобиловало естественными гаванями. Так что этруски были хорошими мореходами и прекрасно владели искусством обработки .

Основой их богатства служила морская торговля слитками , бронзой и другими товарами по всему побережью Италии и Южной .

Около 800 г. до н. э., когда Рим еще представлял собой скопление жалких хижин, прилепившихся на вершине холма, они уже жили в городах.

Но этрусские торговцы столкнулись с ожесточенной конкуренцией со стороны греков и финикийцев.

Приблизительно в 600 г. до н. э. греки основали торговую колонию Массилия (совр. ) на юге Франции. Располагая этим опорным пунктом, они смогли взять под контроль важный торговый путь, который вел по реке Рона в Центральную Европу.

Источником богатства этрусков была разработка ; в частности, они владели крупнейшими во всем Средиземноморье месторождениями меди и железа. Этрусские ремесленники делали из металла замечательные произведения искусства, например эту бронзовую статую Химеры — чудовища с головой льва и змеей вместо хвоста.

Для защиты своих интересов этруски заключили союз с Карфагеном. Этруски владели всеми передовыми технологиями своего времени; они строили дороги, мосты и каналы.

У греков они позаимствовали алфавит, расписную керамику и храмовую архитектуру.

В VI в. до н. э. владения этрусков расширились к северу и югу от их исконной области Этрурии. По свидетельствам римских авторов, в то время 12 крупных этрусских городов образовали политический союз – Этрусскую лигу.

Основание Римской республики

Некоторое время этрусские цари правили в Риме. Последний царь был свергнут группой римских аристократов в 510 г. до н. э. – эта дата считается моментом возникновения Римской республики (сам город Рим был основан в 753 году до н. э.).

С этого времени римляне начали постепенно отбирать у этрусков власть. В начале III в. до н. э. этруски исчезли с исторической сцены; их поглотила неуклонно расширявшаяся сфера политического влияния Рима.

Римляне переняли у этрусков множество идей в области культуры и искусства, строительства, обработки металлов и военного дела.

Этрурию прославили искусные художники и ремесленники, тем более что в военном отношении этруски не могли соперничать с римлянами.

Этрусские города мертвых

Этруски хоронили умерших в просторных некрополях, напоминавших по своему виду города. На юге Этрурии они высекали гробницы из мягких туфовых скал и оформляли их внутри, как жилье.

Часто в гробницы помещали изваяния, изображавшие умершего мужа и его жену, сидевших, раскинувшись, на скамье, словно во время пира.

Прародина этрусков занимала часть современной Тосканы. Они богатели благодаря морской торговле рудами металлов и с помощью богатства расширяли свое влияние в северной части Италии.

Другие гробницы украшали фресками, тоже изображавшими пиры, участников которых развлекали музыканты и танцоры.


Искусство этрусков

Значительная часть гробниц была разграблена ворами, но археологам удалось отыскать немало нетронутых усыпальниц.

Как правило, в них находилось много греческих ваз, а также колесницы, изделия из золота, слоновой кости и янтаря, свидетельствующие о богатстве похороненных там этрусских аристократов.

Основные даты

Этруски, как одна из самых высокоразвитых цивилизаций древности, играет важную роль в истории. Ниже приведены основные даты этрусской цивилизации.

Лет до нашей эры

Событие

900 В Северной Италии возникает культура вилланова, представители которой использовали железо.
800 Корабли этрусков ходят вдоль западного побережья Италии.
700 Этруски начинают использовать алфавит.
616 Царем Рима становится этруск Луций Тарквиний Приск.
600 Двенадцать этрусских городов объединяются в Этрусскую лигу.
550 Этруски завладевают долиной р. По к северу от Этрурии и строят там города.
539 Объединенная этрусско-карфагенская армия в морском сражении разбивает греческий флот и изгоняет греков с Корсики, которой завладевают этруски. Греческая колонизация Западного Средиземноморья приостанавливается.
525 Этруски безуспешно нападают на греческий город Кумы (юг Италии).
525 Этруски основывают поселения в Кампании (юг Италии).
510 Римляне изгоняют Тарквиния II Гордого, последнего этрусского царя Рима.
504 Этруски терпят поражение в битве у Аричии (юг Италии).
423 Самниты отбирают у этрусков г. Капую в Кампании.
405-396 Римляне после 10-летней войны захватывают г. Вейи.
400 Галлы (кельтское племя) пересекают , вторгаются на север Италии и селятся в долине р. По. Власть этрусков над регионом слабеет.
296-295 После ряда поражений этрусские города заключают мир с Римом.
285-280 Римляне подавляют серию восстаний в этрусских городах.

Теперь вы знаете, кто такие этруски, и чем их древняя цивилизация так интересует историков.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Цивилизация (от латинского языка - государственный, гражданский) - особая социокультурная общность людей с присущей ей экономической, политической и культурной спецификой.

Этрусская цивилизация - это предшественница Древнеримской цивилизации, она является первым периодом в развитии художественной культуры Древнего Рима. Цивилизация этрусков возникла в 7-4 вв. до нашей эры. Этруски появились на северо-западе Аппенинского полуострова на рубеже 2- 1 тысячелетия до нашей эры. Занятая ими территория стала называться Этрурией (современная Тоскана). В древности этрусков называли « народы моря » , потому что они наводили ужас и трепет на средиземноморских торговцев и моряков. Споры о происхождении этрусков ведутся до сих пор. Возможно, они прибыли из Малой Азии, возможно - из Лидии, но это только предположение. Какой расе принадлежат этруски тоже не известно. Прошлое этого народа окутано тайной, потому что ученые до сих пор не вполне понимают их письменность, а римляне, освободившись от власти этрусков в 4 в. до нашей эры, стерли с лица земли их города.

Известно много этрусских памятников, но неизвестно содержание мифов, которые в них воплощены. Имеется много этрусских надписей, но прочитать их очень сложно, хотя этруски и использовали греческий алфавит. Они писали с права налево и без интервалов между словами. Этрусские боги очень похожи на греческих, а имена богов, по всей вероятности, со временем используют и римляне, чтобы называть своих, например: Уни - Юнона, Менрва - Минерва, Тини - Юпитер. Многочисленные изображения этрусских богов встречаются на зеркалах, монетах, керамических вазах (функции этих богов особенны и до конца не изучены). Слугами богов были многочисленные демоны-лазы. Вселенная представлялась этрускам в виде трех ступеней - неба, земли и подземного царства, соединенные между собой ходами и разломами в земной коре, по которым души мертвых, спускались к Аиду. Подобием разломов были ямы для жертвоприношений подземным богам и душам предков, существовавшие в каждом городе. Точно известно и то, что римляне заимствовали у этрусков гладиаторские бои и травлю зверей, сценические игры и обряды жертвоприношений, гадания и веру в злых и добрых духов. Этруски, как и египтяне, верили в жизнь после смерти, поэтому основные памятники, сохранившиеся после этрусков, связаны с погребением.

1. Архитектура

Этруски оставили после себя целые « города мертвых » - кладбища, которые порой превосходили своими размерами города живых. Создавалось такое впечатление, что жизнь происходила именно здесь, может другая, потусторонняя, но жизнь. У этрусков существовал культ мертвых: они верили в загробную жизнь и хотели сделать ее по возможности приятной для умерших. Поэтому их искусство, служившее смерти, было полно жизни и светлой радости. Культ предков и почитание умерших способствовали у этрусков развитию особого типа гробниц, которые представляли собой скорее жилище с богато обставленными покоями. Единственное, что напоминало о предназначение этих сооружений, были находящиеся в них погребальные урны в форме человеческой фигуры, в виде дома и так далее или монументальные саркофаги со скульптурными изображениями умерших на крышках. На них возлежат скульптурные изображения супружеских пар (по всей вероятности, имеющие сходства с умершими) за дружеской беседой или за трапезой. Обнимая друг друга, они весело жестикулируют, что-то бурно обсуждают, забывая о том, что их ложе - это ложе смерти и им с него никогда не подняться. НО они не верят в смерть, а ждут только перехода в не менее радостный, чем земной потусторонний мир.

Гробницы этрусков были великолепно убраны, украшены красочными фресками с изображениями сцен смерти, путешествия в загробном царстве, суда над душами умерших. В росписях на стенах гробниц были изображены лучшие стороны жизни - празднества с музыкой и тацами, спортивные состязания, сцены охоты или приятное пребывание в семейном кругу. Гробницы были уставлены мебелью и богатой утварью, в них было много роскошных погребальных даров, даже повозки, а умершие были осыпаны украшениями из золота. Этрусские гробницы были разнообразны по форме - камерные с насыпным курганом (насыпные курганы - тумулусы), скальные, шахтовые. Гробницы этрусков имели геометрические формы, и это не случайно. В древности форма предметов несла в себе глубокий смысл, например: квадрат - был символом земли, а круг - символом неба. Если умершего хоронили в круглой гробнице, значит, в глазах живых он уже был жителем неба, то есть богом. Поэтому история этрусского искусства начинается и заканчивается гробницами.

Точно известно, что этруски первыми начали использовать при строительстве города регулярную планировку, а вот от греков они переняли планирование городских кварталов в шахматном порядке, где в самом высоком месте города возводился акрополь, с храмами и алтарями.

Их города (Тарквиния и т.д. ) были обнесены мощными стенами из огромных каменных блоков. Это у них римляне научились строить мосты и арки, мостить дороги и осушать болота.

На основе греческих образов этрусками был создан тип храма, стоявшего на подиуме ( т.е. высоком пьедестале), с навесом перед входом в здание или галереей арками. Храмы этруски строили из дерева и кирпича. Этрусский храм был квадратным в плане, с трех сторон украшен колоннами (деревянные балки перекрытия позволяли ставить колонны на значительном расстоянии друг от друга), крыша имела сильный наклон, роль фриза выполняли ряды расписанных глиняных плит. Стоял храм на высоком основании (каменном фундаменте) и имел глубокий портик, который открывался в глубь храма сразу тремя помещениями. Это было связано с тем, что этруски почитали богов триадами - тройками.

Главной триадой были - Тиния, Менрва, Уни. Если провести аналогию с греками и римлянами, получится следующее - Зевс, Гера, Афина и Юпитер, Юнона, Минерва. Этрусский храм все сокровенное таил внутри себя, и это было не доступно и не зримо. Стены храмов были украшены терракотовыми рельефами на сюжеты, заимствованные из греческой мифологии или связанные с жертвоприношениями и кровавыми схватками. Волю богов могли толковать и доносить до людей только жрецы и прорицатели, которые владели искусством гадания по полетам птиц, по молниям, по внутренностям животных. Придания говорят, что главную святыню у римлян - их первый храм Юпитера, Юноны и Минервы на Капитолии (один из 7 холмов, на которых построен Рим) - создали этруски. Вероятно, он мало отличался от этрусских строений и по архитектуре, и по выбранному материалу для строений. Также в наследство римлянам этруски оставили - технику выведения сводов. Таким образом, римляне достигли в строительстве сводчатых перекрытий невиданных высот.

2. Живопись

Этруски были не только искусными ваятелями, их гробницы пестрят яркостью красок фресковой живописи. Стены этрусских гробниц украшались фресками. Сюжеты часто представляли пиршества этрусков после торжественных похорон знатных людей. Здесь есть также и сцены конных состязаний, кулачных боев, фехтовальных игр, охоты и рыбной ловли. Есть даже изображения блаженства душ в царстве мертвых. И если бы не фигуры плакальщиков или жрецов, напоминающих о погребальном значении росписей, об этом можно было бы просто забыть, так как человеческие фигуры на фресках переполнены кипучей энергией и радостью жизни. Пирующие люди, наслаждающиеся праздником; ловящие рыбу; охотящиеся; занимающиеся спортом, - живут и радуются в потустороннем мире. Среди них есть на фресках и бог Фуфлунс - этрусский Дионис, который наделен особой властью, даровать бессмертие. Интересно, что, например, в гробнице « леопардов » (около 520 года до нашей эры) в Тарквиниях, бог Фуфлунс изображен не в человеческом облике, а в виде огромного кратера в центре одной из настенных фресок. В другом месте той же гробницы Фуфлунс представлен в виде столба, которому покланяются леопарды, - отсюда и название гробницы. Все это говорит о том, что роспись этрусских гробниц нельзя воспринимать только как « картинки из жизни » . В них заложена, строго выстроенная сложная религиозно-мифологическая система, которая еще пока во многом не ясна. Росписи этрусских гробниц по своей технике близки к греческим, периода архаики. Тот же контур линий, выполняющийся различными красками. Контур этрусского рисунка не столь изящен и тонок, как у греков, но все же достаточно выразителен. А вот в остальном этруски намного уступают грекам. Их живопись лишена того чувства меры, которым славилось искусство Греции. Фресковые фигуры этрусских гробниц то видны на светлых тонах штукатурки стены, то вдруг чье-то одеяние « выпрыгивает » ярким пятном из всей композиции. У этрусских художников изображения человеческих фигур не оживают. Для этрусков эта задача оказалась неразрешимой. Их фигуры или застывают в вечном покое, или напрягаются в мнимом действии.

3. Гончарное искусство

Этруски свою керамику украшали пластикой и лепкой. Погребальные сосуды, предназначенные для праха умершего, так называемые канопы, этруски украшали крышками в виде человеческих лиц, по всей вероятности, не лишенных портретных черт - « лицевые » урны. Этрусская канопа - сложное соединение в одно целое сосуда и человеческой фигуры. Мастер канопы стремился очеловечить сосуд, то есть превратить его в памятник умершему человеку, отсюда и столь странное смешение форм. Особенной была и этрусская керамика. До нашего времени сохранились сосуды очень сложной формы с лепными ручками, лепным или гравированным декором и поверхностью, которое создает впечатление, что перед нами сосуд, выполненный из металла. На самом деле, этруски владели особой техникой изготовления керамических сосудов, они получались у них черного цвета с поверхностью, отливающей матовым блеском, такой стиль получил название буккеро. Еще более древним был способ, когда керамика имела темно-красный цвет с таким же матовым отливом. Такая техника называлась импасто.

4. Скульптура

Этрусский храм имел скульптурные убранства. Фронтоны храма заполняли фигуры божеств, но выполненные не в камне, а в глине (терракота). Края крыши украшали терракотовые маски: Медузы Гаргоны; Сатиров, Селенов и Менад, постоянных спутников бога Фуфлунса. Они ярко раскрашивались и были предназначены для того, чтобы оберегать внутренность храма от вторжения злых богов и демонов.

Этрусские скульпторы любили работать в бронзе и глине. Их работы часто имели функциональное, то есть практическое значение. Они украшали зеркала, высокие фигурные светильники - канделябры, треножники-сосуды, подставки для чего угодно с основанием в виде трех ног. Известно, что в искусстве этрусков техника бронзового литья достигла высокого совершенства. Лучший памятник этрусской скульптуры - « Капитолийская волчица » , ставшая символом « вечного города » - Древнего Рима. Легенда о волчице, вскормившей близнецов Рема и Ромула - основателей города Рима, послужила темой для скульптурной группы. Этрусскому мастеру удалось воплотить в этом образе и грозное животное, и милосердную мать, вскормившей человека. У волчицы - втянутые бока и выступающие сквозь шкуру ребра, выразительная морда с оскаленной пастью и настороженными ушами, передние лапы упруго напряжены. Тонкой чеканкой нанесен орнаментальный рисунок гривы, передающий завитки шерсти. Но главное то, что мастер сумел показать духовную силу дикой природы.

Этрусские скульпторы стремились не столько передать особенности строения человеческого тела, сколько эмоционально воздействовать на зрителя, чему способствовала яркая контрастная раскраска статуй. Терракотовые фигуры - воин, Аполлона из Вей, торс Геракла, скульптурное изображение супружеской четы на крышке саркофага - поражают своей жизненностью и внутренним динамизмом. От греков, видимо, заимствована характерная улыбка на лицах этрусских статуй - она сильно напоминает « архаическую » улыбку ранних греческих статуй. И все же эти расписные терракоты сохраняли присущие этрусским скульпторам черты лица - крупный нос, слегка раскосые миндалевидные глаза под тяжелыми веками, полные губы. Радостный взгляд, улыбки на лицах, оживленность всей фигуры - вот черты, которые отличают работы этрусских скульпторов в период расцвета искусства Этрурии. Жизнь была полна радостью и уверенностью в будущем счастливом существовании, и это отражалось в работах этрусских мастеров, даже украшающих гробницы.

Была широко распространена скульптура, выполняющая функцию архитектурного декора. Примером может служить терракотовая статуя бога Аполлона, украшавшая верхний угол крыши храма в Вейях, которую, предположительно, выполнил мастер Вулка в 520- 5 00 гг . до нашей эры. Это единственное имя известного этрусского скульптора, дошедшее до нас. Статуя Аполлона показывает человека, имеющего атлетическое сложение, которое угадывается сквозь тонкие одежды. Мастеру удалось передать стремительное движение. Фигура Аполлона полна силы, энергии и молодости, выражение лица наполнено светлой радостью, на губах застыла улыбка.

Неизвестный мастер выполнил из известняка в середине 5 в. до нашей эры работу, получившую название « Мастер Матута » . Она являет собой извечную тему - матери и ребенка, самую светлую и проникновенную тему мира. Однако это изображение овеяно глубокой меланхолией. У этрусской матери нет больше жизненной силы и нет самого интереса к жизни, на руках у нее мертвый ребенок. « Мастер Матута » не просто группа, она служила урной для пепла. Мысль о загробной жизни у этрусков из радостной превратилась в грустную.

3 в. до нашей эры - время небывалого расцвета портретного искусства этрусков. Внимание скульпторов сосредоточилось на самом человеке и его характере, настроении, неповторимости черт лица. Пластические работы, украшающие этрусские гробницы уходящей эпохи, поражают своими некрасивыми лицами и безвольными позами, оплывшими телами. Но искусство портрета поднялось на столь высокую ступень, что в этих работах, отталкивающих своими внешними формами, уникальными и высокохудожественными были лица, в каждом из которых передан неповторимый душевный мир, во взглядах чувствовалось не только личная обреченность конкретного человека, но и обреченность существования самой

Этрурии.

Наступали последние столетия не только древнего мира - зримо подтверждались предсказания этрусских прорицателей о закате этрусков. Но на их землях силились римские ветераны, народы смешивались, этруски латинизировались и забыли свой язык. Со временем этруски смирились со своей судьбой, перестали воспринимать римлян, как завоевателей, и стали друг для друга просто согражданами одной страны. Пример этому - портрет оратора Авла Метелла, который был выполнен в бронзе неизвестным мастером после 89 года до нашей эры. Авл Метелл переходит границу эпох и народов. Он свидетельствует, что теперь нет побежденных и победителей, отныне Апеннины населяет единый римский народ.

Заключение

Культура этрусского народа, одного из самых загадочных народов мира стала основой развития для новой народности - римлян. Этрусков не стало, они растворились среди пришельцев, но научили римлян строить и обороняться, ковать оружие и возводить акведуки (многоярусный или одноярусный мост с лотком или трубопроводом, по которому вода передается через овраги, ущелья, дороги, долины рек).

Изобразительное искусство этрусков раскрыло пред нами богатую душу этого удивительного народа, который внимательно относился к действительности, стремился к ее точной, конкретной передаче. Поэтому знаменитое портретное искусство римлян имеет корни этрусского происхождения, оно берет начало с маленьких головок погребальных каноп и пластических портретов, крышек саркофагов.

Обычаи, ритуалы и верования этрусков тоже были восприняты римлянами и позднее переработаны, согласно новому времени и новым условиям существования. Поэтому нельзя сказать, что этруски исчезли с лица земли, они живут и в географических названиях, и в оставленных после себя памятниках, и в истории Великой Римской империи.

Литература

этрусский искусство живопись скульптурный

1. Срабова О.Ю. «Мировая Художественная Культура. Древний мир». Санкт-Петербург «Учитель и ученик», 200 7

2. Гузик М.А. «Учебный путеводитель по мировой художественной культуре». Москва «Просвещение», 200 8

3. Данилова Г.И. «Мировая Художественная Культура». Москва «Интербук», 200 7

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История развития и своеобразие этрусского искусства. Этрусская живопись как его наиболее замечательная сторона. Основные черты этрусской архитектуры и мастерство скульптурных изображений. Мелкая бронзовая пластика, керамика, зеркала, ювелирные изделия.

    реферат , добавлен 02.10.2012

    Характерные признаки древнеримского искусства. Исторические корни римской культуры. Римский стиль живописи. Основные направления и разновидность древнеримской живописи: фаюмские портреты, монументальная живопись, живопись этрусков.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2007

    История возникновения Римского искусства; его своеобразный характер и отличительные черты. Влияние на формирование древнеримской культуры художественных ценностей этрусков и греков. Достижения в архитектуре, скульптуре. Основные направления в живописи.

    презентация , добавлен 11.02.2012

    Практичность древних римлян, слабая степень их одаренности способностью к творчеству. Заимствование от этрусков в творческой сфере. Особенности архитектуры, скульптуры и живописи Древнего Рима. Виды римской литературы. Специфика римского театра.

    презентация , добавлен 23.10.2013

    Скульптурные изображения божеств в отечественных, зарубежных исторических источниках. Древнеегипетские культы богинь Бастет и Сохмет. Скульптурные изображения божеств с головой львицы и кошки в древнеегипетском искусстве Нового царства, Позднего периода.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2017

    Город Микены на полуострове Пелопоннес и остров Крит. Искусство Крита. Строительство и архитектура: раннеминойский, среднеминойский и позднеминойский периоды. Кносский Дворец. Фрески. Микенское искусство. Строительство и архитектура. Живопись. Гробницы.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2008

    Китайская цивилизация как одна из древнейших на Земле, ее основные достижения. Основные духовные ценности конфуцианства, их влияние на развитие культуры Древнего Китая. Исторические периоды развития китайской цивилизации. Китайская живопись и музыка.

    презентация , добавлен 28.11.2014

    Общая характеристика этрусской цивилизации. Анализ развития письменности, религии, скульптуры, живописи. Описание достижений древнегреческой культуры. Выявление областей этрусской культуры, на которые древнегреческая культура оказала наибольшее влияние.

    реферат , добавлен 12.05.2014

    Период столкновения исключающих друг друга художественных устремлений в XVII-XVIII веках. Проявление черт светского искусства в русской иконописи. Открытие иконописной мастерской при Оружейной палате в Кремле. Фресковая живопись, исторический жанр.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    История древнеримской цивилизации. Основные этапы истории древнеримской культуры. Главные особенности культа семейно-родовых духов-покровителей. Культ гениев императоров. Христианство в римской империи. Архитектура и монументальная настенная живопись.

Созданная этрусками - народом, жившим в Италии в 1 тыс. до н. э. Оказала глубокое влияние на римскую цивилизацию (см. ст. Рим Древний). Этрурию называют колыбелью Рима.

Этрурия (современная Тоскана), область на северо-западе Апеннинского полуострова, между рекой Арно на севере и рекой Тибр на юге. Её площадь ок. 20000 км2. Страна обладала плодородными почвами, множеством рек и озёр, богатыми залежами железа, меди, мрамора и др. полезных ископаемых. Не позднее 7 в. до н. э. она заселена этрусками, происхождение которых до сих пор вызывает споры. Возможно, в формировании этрусской цивилизации участвовали переселенцы с Востока, смешавшиеся с местными жителями.

Они создали на территории Этрурии 12 процветающих городов-государств, входивших в религиозно-политический союз, т. н. Тосканскую федерацию. Ещё два 12-градия они вывели в долину реки Пад (современная По) и в Кампанию. К кон. 6 в. до н. э. большая часть Северной и Центральной Италии находилась под этрусским влиянием, а сама Этрурия была (наряду с заселённой греками Южной Италией) самой богатой и развитой её областью.

Начиная с 5 в. до н. э. этруски постепенно утрачивают своё могущество: их вытеснили из Кампании греки и самниты, из Северной Италии - галлы. К нач. 3 в. до н. э. они оказались под властью Рима. После Союзнической войны (357-355 гг. до н. э.) все свободные жители Этрурии получили римское гражданство. К началу н. э. Этрурия была почти полностью романизована, а этрусский язык забыт.

Этрусские города-государства находились сначала под властью царей, с 5 в. до н. э. - военно- жреческой знати (лукумонов). Их обширные поместья обрабатывали зависимые крестьяне из рядовых этрусков, которые не были гражданами своих городов.

В этрусском земледелии широко применялись мелиоративные работы, позволявшие использовать заболоченные равнины. Урожаи зерна в Этрурии были в 1,5 раза выше, чем в среднем по Италии. В этрусском ремесле особенно выделялась добыча и обработка металлов. Этрусские изделия из железа и бронзы славились на всё Средиземноморье. Этрусских архитекторов, скульпторов и строителей часто приглашали в Рим и другие города Италии. Этрусские мореходы (торговцы и пираты) также были известны повсеместно.

Поскольку этрусская письменность до сих пор не расшифрована, представление о духовной культуре этрусков можно получить лишь на основании свидетельств римских и греческих авторов и данных археологических раскопок.

Судя по ним, у этрусков с 7 в. до н. э. была собственная своеобразная архитектура, живопись и скульптура. Росписи этрусских гробниц свидетельствуют не только о мастерстве этрусских художников, но и о развитой системе представлений о загробной жизни. С этими представлениями связан и реализм (иногда переходящий в натурализм) этрусского скульптурного портрета. В этом отношении римские скульпторы были учениками этрусков, а не греков. Архитектурный тип римского храма также восходит к этрускам. Капитолийский храм в Риме (см. ст. Капитолий) был построен и украшен этрусскими мастерами, а его обитатели (Юпитер, Юнона и Минерва) имели этрусских прототипов.

Этруски славились на всю Италию прорицателями-гаруспиками, предсказывавшими будущее по печени жертвенных животных и толковавшими необычные природные явления как божественные знамения (продигии). Искусство гадания римляне называли этрусской наукой. Хотя у них были собственные жрецы-птицегадатели (авгуры), они нередко приглашали в Рим этрусских гаруспиков. Христианские авторы римского времени называли Этрурию матерью и прародительницей всех суеверий.

Этрусская цивилизация. Фреска «Гробницы леопардов» в Тарквиниях. Ок. 470 г. до н. э.

Этрусская цивилизация. Зеркало с изображением суда Париса. Прорисовка 3 в. до н. э.

Этрусская цивилизация - самая первая из всех, расцветших на земле Италии. Ее «золотой век» относится примерно к 700–450 гг. до н. э. Несмотря на то что эта цивилизация развивалась главным образом в центральной Италии, между рекой Арно, Тирренским морем и Тибром, она вырвалась весьма далеко за пределы этого региона, - как на север (Паданская равнина), так и на юг (Кампания), - вплоть до того, что Катон Старший полагал, будто вся Италия целиком находилась под влиянием этрусков. Но сила этрусков не сводится к одному лишь политическому доминированию. На фоне других народов Италии (умбры, оски и др.) в I тыс. до н. э. этруски имели выдающуюся культуру: никто не оставил такого количества надписей, не породил столько произведений искусства, не имел такого сильного влияния на соседние народы, в том числе на Рим, - согласимся, что одно лишь это имеет серьезнейшие последствия. На этих основаниях обоснованно можно говорить об этрусской цивилизации, несмотря на то, что некоторые осторожничают в использовании данного термина по отношению к другим современным ей италийским «народам». Во всяком случае, когда Джузеппе Микали издает в 1826 г. свой знаменитый труд «L’Italia avanti il dominio dei Romani», написанный в духе романтизма и пронизанный антибонапартизмом, в первую очередь он обращает свой интерес к этрускам. Это был решительный поворот в сторону этрускологии, к исследованиям об этрусках. Другие итальянские историки начала XIX в., такие как Сисмонди или Пиньотти, также обращались к истории этрусков, когда разрабатывали свою теорию трех крупных эпох в истории Италии, которая должна была дать легитимную силу политике объединения Италии, а значит, и возрождения нации. Италия, по этой теории, уже переживала три величайших момента цивилизации и политического могущества: эпоху этрусков, эпоху Римской империи и период Ренессанса. Туристы, посещающие этрусский некрополь Монтероцци в Тарквинии, испытывают ярчайшие эмоции, рассматривая погребальные фрески в небольших подземных гробницах. Даже на Стендаля колоссальное впечатление произвел визит, в ходе которого он, будучи французским консулом в Чивитавеккье, в 1830-е гг. впервые увидел «расписные подземелья Пер-Лашез» в Тарквинии. Это восхищение, однако, не помешало ему участвовать, как и любому другому, в торговле древностями, извлеченными из погребений Вульчи или Тарквинии.

Всякий, кто намеревается писать или читать об истории этрусков, опираясь на четкую и подробную хронологию, рискует оказаться разочарованным. Давно уже прошли времена императора Клавдия, который, по словам Светония, мог описать на греческом языке всю длинную историю этрусского народа. Все наши «письменные» источники, содержащие или нет ссылки на историков, будучи косвенными, предоставили нам некоторые сведения о датах, но лишь в той мере, в которой греческие и римские историки были вынуждены упомянуть о военных столкновениях между этрусками, греками и римлянами. Например, благодаря Геродоту мы имеем сведения о крупном военном сражении, в ходе которого между 540 и 535 гг. до н. э. в Тирренском море этруски из Цере (Черветери), выступившие в союзе с карфагенянами, разбили греческий флот где-то между Корсикой и итальянским побережьем. Несколько десятилетий спустя, в 474 г. до н. э., неподалеку от города Кумы, то есть немного южнее, этруски были разгромлены новым хозяином Западного Средиземноморья, сиракузским тираном Гиероном, который в качестве дара Зевсу в Олимпии преподнес этрусский шлем (по меньшей мере). Гораздо больше точных дат появляется, как только в игру вступает Рим, и с осады города Вейи в 406–396 гг. до н. э. начинается завоевание Этрурии. Только отсутствие второй декады (книги 11–20) сочинения Тита Ливия «История Рима от основания Города» лишило нас основных сведений о дате завершения этого завоевания. Также мы имеем весьма точные даты правления этрусской династии в Риме в 615–509 гг. до н. э.: еще предстоит проанализировать значение этого периода в общей истории этрусков. Однако сами этруски не оставили нам никаких сведений о своей истории. Глядя на обширные консульские списки Рима, мы не имеем списков этрусских царей или магистратов, и любая попытка выстроить политическую хронологию становится напрасной.

Таким образом, этрусская цивилизация, которую мы собираемся изучать, - это больше, чем история этого народа, основанная всецело на хронологии. Однако это совершенно не означает, что мы отказываемся от диахронического видения: закрывать глаза на его важность означало бы представить искаженную и обездвиженную картину этрусского общества, все сферы которого находились в постоянном развитии в начале I тыс. до н. э. Косвенные источники, в частности археологические, заполняют некоторые лакуны, но не полностью, а опубликованные интерпретации этих археологических источников всегда порождают различные споры. Мы не считаем, что, просто сложив все эти гипотезы, можно восстановить всю историю этрусского общества.

ЗАГАДКА ВОСЬМОЙ ПЛАСТИНЫ

10 октября 1992 г. в городе Кортона, что возвышается над знаменитым Тразименским озером, к карабинеру Камучи подошел человек, чтобы сообщить итальянским властям о находке семи небольших бронзовых пластин. Этот скромный рабочий открыл новую страницу в этрускологии, поскольку найденные бронзовые пластины были покрыты красивой, очень аккуратной надписью, несомненно выполненной на этрусском языке, что не удивительно, поскольку Кортона была одним из крупнейших городов независимой Этрурии и играла, среди прочих, решающую роль в исследованиях об этрусках, предпринятых в эпоху Нового времени. Этрусская академия, основанная в 1727 г., была одной из наиболее активных организаций, среди ее членов-корреспондентов и важных персон были Монтескье и Вольтер, и по сей день туристы могут посетить Музей Этрусской академии, гордостью которого, помимо других экспонатов, является богато украшенный бронзовый светильник, созданный в V в. до н. э. и впоследствии немного отреставрированный.

Всем тем, кто долгое время считал этрусскую цивилизацию загадкой, крупно повезло. Рассмотрим же обстоятельства этой находки: если рабочий утверждал, что случайно нашел эти таблички на строительной площадке, наиболее вероятно, что они были трофеем одного из многочисленных tombaroli, грабителей могил и различных археологических памятников, которые постоянно орудуют в Италии и, особенно, на территории древней Этрурии. Несомненно, в этом случае вознаграждение, полученное в результате честной передачи находки государству, предпочтительнее, чем рискованная торговля на международном рынке антиквариата. Самое интересное - большой перерыв между передачей находок полиции и Археологическому управлению Флоренции и моментом, когда о них стало официально известно научному миру (что вызвало небывалый ажиотаж) и широкой общественности. Этот источник, который отныне стал называться табличкой из Кортоны (Tabula cortonensis), - по аналогии с табличкой Клавдия, великолепной латинской надписью, высеченной на бронзовой пластине, найденной в Лионе в XVI в., - был опубликован лишь через десять лет после его обнаружения. Табличка еще в древности была разбита на восемь кусков (рис. 9). Восьмой фрагмент не сохранился. Однако нехватка одного фрагмента ничуть не препятствует пониманию текста, представленного в конце 2000 г. на крупной выставке «Gli Etruschi», организованной венецианским Палаццо Грасси, а затем выставленном в самой Кортоне. Теперь всякий может увидеть табличку из Кортоны в Музее Этрусской академии, наряду со знаменитым бронзовым светильником и замечательными статуэтками божеств, также выполненными из бронзы.

Отныне мы имеем третий по длине текст на этрусском языке (40 строк - 32 на лицевой стороне и 8 на оборотной, 206 слов). Однако загадочные обстоятельства, окружившие этот источник до его публикации и обнародования, заставляют вспомнить о романтических условиях находки самого длинного этрусского текста, известного на сегодняшний день - Загребской мумии (1200 слов). Это удивительное название отсылает нас к настоящему роману о мумии: хорватский аристократ, привезя из путешествия по Египту мумию в качестве сувенира, что было распространено в XIX веке (европейские музеи полны туристическими покупками такого рода), обнаружил, что ленты, которыми была обернута мумия, были покрыты очень длинным текстом, написанном главным образом черными чернилами. И лишь в конце века было обнаружено, что текст написан на языке этрусков: это был ритуальный календарь, странную историю которого мы попытаемся воспроизвести чуть ниже. К этому же списку принадлежит вторая по длине этрусская надпись, табличка из Капуи, которая долгое время в специальной археологической литературе называлась Черепицей из Капуи, поскольку эта надпись из 300 слов была высечена на прямоугольной плоской плитке из терракоты и была сделана более неумелым почерком, чем в двух вышеупомянутых случаях.