Социальные и философские истоки бунта Раскольникова в романе Ф» М. Достоевского «Преступление и наказание». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание

В центре внимания Ф. М. Достоевского — страшная действи-тельность России середины XIX века, с ее нищетой, бесправием, угнетением, подавлением, растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Таким героем в романе «Преступление и наказание» является Ракольников.

Провидчески предугадал великий писатель появление бунтарс-ких идей, взрывающих старые представления и нормы поведения людей. Такой была идея, которую в долгих муках выносил Рас-кольников. Его задача — встать над миром, добиться «власти над всем людским муравейником». «Тварь ли я дрожащая» или «право имею» — такова мучительная дилемма, стоящая перед героем. Убий-ство старухи-процентщицы становится способом разрешения всех противоречий.

Каковы же социальные истоки такого образа мыслей? Достоев-ский, представляя своего героя, сразу, на первой странице, говорит о его социальном положении. Молодой человек выходит не из ком-наты, а из коморки, которую в дальнейшем автор сравнивает с шка-фом, сундуком, фобом, описывает ее убожество, подчеркивая край-нюю нищету ее обитателя: «он был задавлен бедностью», как пи-шет Достоевский.

Об истоках бунта Раскольникова в символической форме рас-сказывает сон о забитой лошади, который он видит перед пре-ступлением. Во-первых, этот протест против убийства, бессмыс-ленной жестокости, сочувствия чужой боли. Все это свидетель-ствует о тонкой, ранимой душе героя. Во-вторых, сон восприни-мается как сражение существующих порядков. Несправедлива жизнь, фуба, жестока, ее хозяева-седоки погоняют несчастных забитых кляч.

Философию Раскольникова автор прямо соотносит с деятель-ностью Наполеона. Именно в нем часть молодежи начала XX века находила пример яркой личности, поднявшейся из низов к верши-нам власти. «Я хотел... Наполеоном сделаться», — говорит Расколь-ников Соне. Наполеон близок Раскольникову способностью идти по трупам своих соплеменников ради самоутверждения. Кроме того, у философии Раскольникова есть источник и более близкий. Силь-ная натура героя с молодой нетерпеливостью ринулась в крайность офицания, ибо надо было «сейчас же, и поскорее» решиться «хоть на что-нибудь». Разум Раскольникова офицает безобразное уст-ройство человеческих отношений, а заодно и все другие стороны жизни. Он готов счесть «подлецами» весь род человеческий и исхо-дя из этого совершать свои поступки.

Да, это нигилизм, но даже не в базаровских размерах, а в самом крайнем своем развитии, нигилизм фагический. В офицании Рас кольников идет до последней точки — до решения совершить по-ступок наделе, а не на словах офицающий эту жизнь.

Идея, ложная в своей основе, развенчивается изнутри — через сфадания несчастного. Раскольников понимает, что путем преступ-ления ничего нельзя изменить. Роман написан так, что все собы-тия не только поражают читателя, но и убеждают своей большой и фагической правдой.


Похожие сочинения
  • | Просмотров: 10849
  • | Просмотров: 356

Одна из основных тем творчества Ф. М. Достоевского — тема взаимоотношений человека и идеи. В большинстве его романов есть персонажи, одержимые какой-либо идеей, живущие только ею, подчиняющие ей все действия и в результате разрушающие и свою жизнь, и жизнь других людей.

Роман «Преступление и наказание» был задуман автором еще на каторге. Тогда он назывался «Пьяненькие», но постепенно замысел романа изменялся. И новый роман «Преступление и наказание» стал «психологическим отчетом об одном преступлении». Но речь идет не об обычном убийстве, а об идеологическом, выполненном преступником-мыслителем.

Но разве Родион Раскольников, бедный студент, — злодей, убийца? Что привело его к преступлению? Бедственное положение на грани нищеты, болезнь или изобретенная им самим теория об «избранных» и «обыкновенных» людях? Что было раньше?

Умный, гордый, полный сознания собственного достоинства молодой человек, Родион Раскольников, исключен из университета, ибо ему нечем было платить за свое обучение. Живет он в крайней бедности, страдает от голода и лишений, от унижений, которые испытывают и он сам, и его мать и сестра Дуня. Он видит вокруг только грязь, нищету, пороки. Он пытается помочь Мармеладову, но тщетно; хочет помочь Соне, своей сестре Дуне — однако они остаются «униженными и оскорбленными». Раскольников вынужден заложить некоторые свои вещи, чтобы не умереть с голоду.

Раскольников чувствует себя никому не нужным, отверженным среди богатых особняков и нарядной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью, он приходит к мысли об убийстве процентщицы Алены Ивановны. Преступление это имеет, так сказать, теоретическое обоснование. Убийство старухи — не просто банальное убийство, а убийство «по совести».

Еще до преступления он пишет и публикует статью, в которой излагает теорию о том, что все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных, как Наполеон». Необыкновенные имеют право во благо людей преступить закон. Раскольников долго размышляет о своей собственной роли: «обыкновенный» ли он человек — «тварь дрожащая», или «право имеет». И решил доказать на деле, что он «право имеет совершить преступление по совести», стать властелином мира. Материал с сайта

Родион Раскольников думал убить старуху-процентщицу, это «никчемное существо», и избавить от нищеты себя и своих близких. Но он забыл главное: никто не давал ему права лишать жизни другого человека. И все же, совершив преступление, Раскольников не смог переступить через себя, через свою совесть. «Я не старушонку убил... я себя убил», — скажет он.

Ф. М. Достоевский опровергает теорию Раскольникова: логическое опровержение представил Порфирий Петрович, а нравственное — «вечная» Соня Мармеладова.

Отношение к Раскольникову у Достоевского сложное, но приговор писателя беспощаден — права на преступление не имеет никто! Показывая бесчеловечность буржуазного общества, Достоевский все-таки не в нем видит причины преступления своего героя. Причина — в самом Раскольникове. И прежде, чем изменять общество, надо измениться самому.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • философские причины преступления раскольникова
  • социальные и идеологические истоки бунта раскольникова кратко
  • социальные и философские истоки бунты раскольников
  • социальные и философские корни теории раскольникова
  • социальные истоки бунта раскольникова по роману преступление и наказание

Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Цель: показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой он руководствуется, подвести к выводу Достоевского о страшной опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.

Ход урока

I . Беседа, пересказ эпизодов, комментирование их.

Какие умозаключения Раскольникова приводят его к оправданию «крови по совести»?

На прошлом уроке мы пришли к выводу, что сознание и волю Раскольникова поработила идея. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Добро и зло борются в его душе.

И вскоре идея, разрешающая преступление, побеждает добрые чувства героя. Обратим внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновенье не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во все это время...».

Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное» решение (ч. 1, гл. 5).

(«Последний же день, так нечаянно наступавший и все разом порешивший, подействовал на него почти механически: как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать (ч. 1, гл. 6).)

Мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю.

Расскажите, как теоретически был продуман героем его практический шаг?

Сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи, изучены жильцы-соседи, сделана «проба» во время которой герой запомнил расположение комнат и подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Мысль о справедливости убийства логически неопровержима.

Можем ли мы сказать, что во время преступления Раскольников действовал хладнокровно и собранно?

(Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры старухи-процентщицы («он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу»). Стихийность и в самом убийстве («... вынул топор …, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, ... почти машинально опустил на голову обухом»). Ряд казусов подчеркивает стихийность действий, растерянность героя (казус с топором, который заранее не был приготовлен; казус со шляпой, которую Раскольников забыл сменить на фуражку; казус со временем на часах было уже десять минут восьмого). На мгновение герою захотелось все бросить и уйти. Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе». В этот момент возвращается домой Лизавета - одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал «кровь по совести». Убивая Лизавету, Раскольников вопреки расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей. Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложнее «арифметически».)

Мы видим, какие страшные последствия могут иметь для отдельного человека («идея» привела героя к расколу с окружающими и с самим собой) и для общества идеи, подобные идее Раскольникова. Следователь Порфирий Петрович скажет позднее Раскольникову: «Еще хорошо, что вы старушонку только убили. А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!»

Немало бед, кровопролитий принесли миру разные теории, воплощавшиеся в жизнь людьми, не только одержимыми идеей, но и имевшими реальную власть над судьбами людей.

II. Закрепление.

Ответить письменно на вопросы:

Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство?

В чем убеждает нас поведение героя во время убийства?

Домашнее задание.

1 ряд: Пересказ эпизодов о Лужине:

ч. 1, гл. 3 (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); ч. 2, гл. 5 (1-я встреча Лужина с Раскольниковым)

ч. 4, гл. 2-3 (свидание Лужина с Дуней в Петербурге)

ч. 5, гл. 1, 3 (Лужин после разрыва с Дуней, поминки).

2 ряд: Пересказ эпизодов, связанных со Свидригайловым:

ч. 1, гл. 3 (мать Раскольникова о Свидригайлове);

ч. 4, гл. 1, 2 (Лужин о Свидригайлове, 1-я встреча Раскольникова со Свидригайловым); Какие чувства рождают у Раскольникова встречи со Свидригайловым? (выписать из романа);

3 ряд: Ответить на вопрос: в чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Индивидуальное сообщение: «Образы деловых владык жизни. Петербург - город мелких и крупных хищников».

Приложение к уроку - карточки для самостоятельной работы

Карточка № 1

Во время работы над второй редакцией романа писатель сделал такую запись: «Главная анатомия романа. После болезни и проч. Непременно поставить ход дела на настоящую точку и уничтожить неопределенность, т. е. так или этак объяснить все убийство и поставить его характер и отношения ясно».

1. Уничтожил ли писатель в окончательной редакции романа неопределенность, связанную с объяснением убийства? Или верно обратное?

2. Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Карточка № 2

«Многие герои Достоевского, совершившие выбор. Победившие в себе растерянность и рассыпанность, попадают под неограниченную власть совершенного ими выбора.

Идея, к которой они свободно и вольно пришли, которую приняли они осознанным хотением, вдруг начинает развивать в себе какие-то динамические вихри, какую-то силу, которой противостоять нельзя.

Свободный человек становится рабом им выбранной идеи. Он как бы одержим ею. Она владеет им абсолютно и отъединяет его не только от лица фактов, от реальной жизни, но и от мира других людей».

Е. Ю. Кузьмина-Караваева. Достоевский и современность. 1929.

1. Можно ли эту характеристику героев Достоевского отнести и к изображению Раскольникова?

2. В каких сценах особенно?

3. Дайте свой комментарий к одной из таких сцен.

Карточка № 3

Можно ли сказать, что уже в первой части романа начинается опровержение идеи Раскольникова? В чем оно заключается?

Карточка № 4

«Раскольников, в отличие от Наполеона, думал оправдать про литую им кровь...» (В. Я. Кирпотин)

1. С чем связано и насколько логично появление Наполеона в романе?

2. Как и чем хотел оправдать Раскольников пролитую им кровь? Удается ли это герою?

Карточка № 5

«Если трагедия Раскольникова - лишь трагедия совести, то как понять, что он, дважды убивший, грозится вновь обрушить топор на человеческую голову... И еще хуже...» (В. Я. Кирпотин)

1. На чью же голову грозится Раскольников «обрушить топор» уже после совершения преступления? Чем это вызвано?

2. На что еще был готов Раскольников?

3. В самом деле, «как понять» такую «трагедию совести» героя Достоевского?

Карточка № 6

Е. Старикова так объясняет причину преступления Раскольникова: «...на протяжении всего романа: ужас добить и подлость примириться. И нет выхода для человека. И потому - трагедия».

1. Можете ли вы согласиться с тем, что противоречие между ужасом убийства и подлостью примирения не дает покоя Раскольникову «на протяжении всего романа»? Обоснуйте ответ.

2. Может ли убийство свидетельствовать о невозможности примирения с действительностью? Не доказывает ли Достоевский на примере других героев романа третий путь разрешения данной проблемы?

Информация для учителя

Изъян, трещина, из-за которой, по-моему, все сооружение этически и эстетически разваливается, находится в 10-й главе четвертой части. В начале сцены покаяния убийца Раскольников открывает для себя благодаря Соне Новый Завет. Она читает ему о воскрешении Лазаря. Что ж, пока не плохо. Но затем следует фраза, не имеющая себе равных по глупости во всей мировой литературе: «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги». «Убийца и блудница и «вечная книга» - какой треугольник! Это ключевая фраза романа и типично Достоевский риторический выверт. Отчего она так режет слух? Отчего она так груба и безвкусна?

Я полагаю, что ни великий художник, ни великий моралист, ни истинный христианин, ни настоящий философ, ни поэт, ни социолог не свели бы воедино, соединив в одном порыве фальшивого красноречия, убийцу - с кем же? - с несчастной проституткой, склонив их столь разные головы над священной книгой. Христианский Бог, как его понимают те, кто верует в христианского Бога, простил блудницу девятнадцать столетий назад. Убийцу же следовало бы прежде всего показать врачу. Их невозможно сравнивать. Жестокое и бессмысленное преступление Раскольникова и отдаленно не походит на участь девушки, которая, торгуя своим телом, теряет честь. Убийца и блудница за чтением Священного Писания - что за вздор! Здесь нет никакой художественно оправданной связи. Есть лишь случайная связь, как в романах ужасов и сентиментальных романах. Это низкопробный литературный трюк, а не шедевр высокой патетики и набожности. Более того, посмотрите на отсутствие художественной соразмерности. Преступление Раскольникова описано во всех гнусных подробностях, и автор приводит с десяток различных его объяснений. Что же касается Сони, мы ни разу не видим, как она занимается своим ремеслом. Перед нами типичный штамп. Мы должны поверить автору на слово. Но настоящий художник не допустит, чтобы ему верили на слово.

Почему Раскольников убивает? Причина чрезвычайно запутанна.

Если верить тому, что довольно оптимистично хочет доказать Достоевский, Раскольников был прекрасным молодым человеком, преданным, с одной стороны, семье, с другой - высоким идеалам, способным к самопожертвованию, до великодушным, усердным, однако слишком мнительным и гордым - настолько, что готов был полностью замкнуться в себе, не нуждаясь в каких-либо сердечных отношениях. Этот очень добрый, великодушный и гордый молодой человек отчаянно беден.

Почему Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру? Очевидно, чтобы избавить свою семью от бедности, спасти сестру, которая собирается выйти замуж за богатого и желая помочь ему закончить университет. Но он совершает это убийство еще и для того, чтобы доказать себе, что он не обыкновенный человек, подчиняющийся неизвестно кем выдуманным нравственным законам, а личность, способная создать свой собственный закон, выдержать всю тяжесть моральной ответственности, муки совести и во имя благой дели (помощь семье, собственное образование, которое позволит ему облагодетельствовать человечество) избирающая злодейские средства (убийство) без ущерба для душевного равновесия и достойной жизни.

Он убивает еще и потому, что, согласно излюбленной идее Достоевского, распространение материалистических идей нравственно опустошает человека и может сделать убийцей даже положительного юношу, так что он легко пойдет на преступление при неудачном стечении обстоятельств. Обратите внимание на фашистские идеи, которые развивает Раскольников в своей «статье человечество состоит из двух частей, толпы и сверхчеловека, большинство должно повиноваться установленным нравственным законам, но одиночкам, вставшим над толпой, должна быть дана свобода устанавливать свои законы. Сначала Раскольников заявляет, что Ньютону и другим великим ученым следовало бы принести в жертву сотни человеческих жизней, окажись эти человеческие жизни помехой на пути к их открытиям. Позже он почему-то забывает об этих благодетелях рода человеческого, сосредоточив свое внимание на совершенно ином идеале. Все его тщеславные устремления сосредоточены на Наполеоне, в котором он видит сильную личность, правящую толпой, посмевшую подобрать власть, только и ждущую того, кто «посмеет». Так незаметно происходит скачок от честолюбивого благодетеля человечества к честолюбивому тирану властолюбцу. Перемена, достойная более тщательного психологического анализа, чем мог предпринять вечно торопившийся Достоевский.

Еще одна излюбленная идея заключается в том, что преступление доводит преступника до душевного ада, неизбежного удела всех злодеев. Одинокие внутренние страдания, однако, к искуплению не ведут. Искупление приходит лишь через страдание на людях, вынесенное на суд общества, через намеренное самоуничижение и позор на глазах у ближних - только они могут принести страдальцу прощение, искупление, новую жизнь и тому подобное. Таков путь, который должен пройти Раскольников, но вернется ли он к преступлениям - неведомо. Вспомните его идею о свободной воле, о преступлении, совершаемом во имя самого преступления, о праве самому создавать для себя нравственные законы.

Удалось ли Достоевскому внушить ко всему этому доверие? Сомневаюсь.

Прежде всего, Раскольников - неврастеник, а искаженное восприятие любой философской идеи не может ее дискредитировать. Достоевский скорее бы преуспел, сделав Раскольникова крепким, уравновешенным, серьезным юношей, сбитым с толку слишком буквально понятыми материалистическими идеями. Но Достоевский прекрасно понимал, что из этого ничего не получится, что если бы даже подобный уравновешенный молодой человек проникся нелепыми идеями, перед которыми не устояла слабая психика Раскольникова, здоровая человеческая природа удержала бы его от умышленного убийства. Ибо отнюдь не случайность, что все преступники у Достоевского (Смердяков в «Братьях Карамазовых», Федька в «Бесах», Рогожин в «Идиоте») не в своем уме.

Чувствуя слабость своей позиции, Достоевский притягивает всевозможные мотивы, чтобы подтолкнуть Раскольникова к пропасти преступных искушений, которая, как мы обязаны верить, разверзлась перед ним стараниями немецкой философии. Унизительная бедность, не только его собственная, но и горячо любимой сестры и матери, готовность сестры к самопожертвованию, низость и убожество намеченной жертвы - такое обилие попутных причин показывает, что Достоевский и сам чувствовал шаткость своих позиций. Кропоткин очень точно заметил: «За изображением Раскольникова я чувствую самого Достоевского, который пытается разрешить вопрос: мог ли бы он сам или человек вроде него быть доведен до совершения преступления, как Раскольников, и какие сдерживающие мотивы могли бы помешать ему, Достоевскому, стать убийцей. Но дело в том, что такие люди не убивают».

Я согласен с тем, что «...люди вроде судебного следователя или Свидригайлова принадлежат к области романтического изобретения». Я пошел бы дальше и добавил к ним Сонечку Мармеладову. Соня ведет свое происхождение от тех романтических героинь, которым не по своей вине пришлось жить вне установленных обществом рамок и на которых общество взвалило все бремя позора и страданий, связанных с их образом жизни. Эти героини никогда не переводились в мировой литературе с тех пор, как в 1731 г. добрый аббат Прево вывел их в образе Манон Леско гораздо более изысканном и потому более трогательном. У Достоевского тема падения, унижения не покидает нас с самого начала, и в этом смысле сестра Раскольникова Дуня, и пьяная девочка, мелькнувшая на бульваре, и добродетельная проститутка Соня - все они сестры из единой семьи заламывающих руки героинь.

Страстная убежденность Достоевского в том, что физическое страдание и смирение исправляют человеческую природу, коренится в его личной трагедии: должно быть, он чувствовал, что живший в нем свободолюбец, бунтарь, индивидуалист изрядно стушевался за годы, проведенные в Сибири, утратил природную непосредственность, но упорно считал, что вернулся оттуда «исправленным».

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.

Теория Раскольникова. Истоки его бунта.

Цели уроков: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, - мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход урока

  1. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

Вопросы: 1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Родион Романович Раскольников - бывший студент Петербургского юридического фа- культета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкова- ния фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, т. е. это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим... и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») - так пишет Н. С. Прокурова.

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу... Шляпа... была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах...» Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру... Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями... Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу... неуклюжая старая софа... когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях...» Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой, «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет ‚ Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский). Герой Достоевского - Раскольников - сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный.

4. Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

5. Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

6. Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

7. Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним чело- веком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

8. Каковы главные черты характера Сони? (Смирение, кротость, доброта.) Жизнь семьи Мармеладовых - цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую ги- бель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он по- трясен с Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жиз- ненного тупика один - смерть.

9. Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дому? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Марме- ладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

II. Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убий- стве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний... Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации».

Вопросы:

1. Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной?

(В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность... Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он - тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью... Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

2. Проследите путь героя Достоевского к преступлению.

Сжатый пересказ сцены убийства процентщицы и смиренной Лизаветы. (Часть I, гл. 6-7.) (В тетрадях можно сделать записи.)

Путь Раскольникова к преступлению:

А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;

Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;

В) разговор студента и офицера в распивочной;

Г) теория о «двух разрядах»;

д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);

е) мысль героя - решиться хоть на что-нибудь;

Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.

3. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой?

(Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, - вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил... мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар или талант сказать... новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

4. Почему Раскольников совершает два убийства?

(Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить.)

5. Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления?

(Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя бил, а не старушонку!» Преступление, совершенное Раскольниковым, это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, - вошь, «тварь дрожащая».)

Домашнее задание:

  1. Подготовиться к беседе.
  2. Ответить на вопросы.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литератур

Тема урока: «ДВОЙНИКИ» РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА.

Цель урока: выяснить, кто такие «двойники» Родиона Раскольникова и как они «помогают» раскрыть характер главного героя.

Ход урока

  1. Беседа с учащимися.

Вопросы: 1. Каковы социальные и философские истоки преступления Родиона Раскольникова?

2. Объясните, в чем суть идеи Раскольникова о праве сильной личности? Ваше отношение к этой идее.

3. Почему убийству предшествует сон героя? Какова, на ваш взгляд, роль снов и видений в произведении?

4. В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время убийства?

Теория Раскольникова антигуманна. Убийство - страшное преступление, его невозможно «рассчитать». Раскольников убивает старуху-процентщицу и вместе с ней лишает жизни добрую и смиренную Лизавету, одну из тех «униженных и оскорбленных», ради которых он и решился на преступление.

Герой Достоевского испытывает невыносимые душевные муки, страшнейшее нервное потрясение. Раскольников «терзался, мучился, припоминал, стонал, впадал в бешенство или в ужасный страх». Возникает страх не только быть раскрытым, но и чувство одиночества, разъединенности, разобщенности с внешним миром.

Художественный прием сна использует автор, чтобы выявить истинную сущность своего героя. Видения и сны помогают писателю «добраться до скрытых тайников души своих героев», - пишет Н. С. Прокурова. Можно утверждать, что именно во сне о лошади всесторонне и глубоко раскрывается натура Родиона Раскольникова.

  1. Выступления учащихся с докладами или сообщениями.

Примерные темы:

1. Лужин - подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2. В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3. Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4. В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5. Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Лужина и Свидригайлова часто называют «двойниками» Родиона Раскольникова.

Первое впечатление Раскольникова о Лужине Петре Петровиче, что этот немолодой господин «умный и, кажется, добрый». Но поведение, отношение к людям, Дуне и ее матери убеждают, что Лужин - равнодушный, расчетливый, себялюбец с мелкой, грязной душонкой.

Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм. Принципы, которыми руководствуется Лужин в своих поступках, с особой убедительностью раскрываются в авторских комментариях и рассуждениях его после разрыва с Дуней. («Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его». «Возлюби прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». «...куражился до последней черты».) О том, что этот грязный делец возлюбил «прежде всего одного себя», свидетельствует его холеная, щегольская внешность. «Он - нувориш, он блестел, как начищенный медный грош... Лужин только начал выходить из грязи и внешним блеском старался подчеркнуть свое новое богатство... его душу поразил грех гордыни, самовозвеличивания, самолюбования», - пишет исследователь творчества Ф. М. Достоевского Н. С. Прокурова.

Лужин живет по принципу: «все дозволено», ничего святого в его душе нет. Действия Лужина безукоризненны с точки зрения господствующих законов и морали «сильных мира». Для достижения своих эгоистических целей он готов «преступить все препятствия». В этом теория Лужина схожа с теорией Раскольникова.

Аркадий Иванович Свидригайлов - сложный и противоречивый герой романа. (Фамилия происходит от немецкого корня geil, что означает сладострастный», «похотливый»). Его прототипом считается уголовник Омской тюрьмы Павел Аристов, надменный и жестокий.

Свидригайлов - помещик, далекий от всяких моральных принципов. На его совести не од- на загубленная жизнь («самоубийство» девочки, гибель дворового человека Филиппа, неожиданная и загадочная смерть жены Марфы Петровны). Циничный и развратный, он совершенно спокойно рассказывает о своих гнусных похождениях. Узнав тайну Раскольникова, не осуждает, не возмущается, наоборот, успокаивает и подбадривает его, «на путь истинный наставляет». Свидригайлов не видит в преступлении никакой трагедии. При встрече с Раскольниковым Свидригайлов улавливает в состоянии его души «какую-то отправную точку», нечто общее с собой.

Основные черты Свидригайлова - вседозволенность, равнодушный цинизм, безграничное сладострастие.

Роль Свидригайлова в романе велика: сблизив Раскольникова и Свидригайлова, предоста- вив им возможность общаться, автор, по мнению Н. С. Прокуровой, позволил главному герою «по- лучше вглядеться в фигуру Свидригайлова и, увидев всю низость и мерзость его души, содрогнуться при мысли о том, что он и Свидригайлов теперь - «одного поля ягоды».

Однако иногда Свидригайлов совершает и добрые дела «от скуки» (дает деньги на похороны Екатерины Ивановны, устраивает детей Мармеладова в приют, восстанавливает доброе имя Дунечки.) Можно предположить, что потенциально Свидригайлов - человек совести. В редкие минуты «пробуждения и просветления» он спешит делать благородные поступки. Но... его испортило, извратило общество.

Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок - одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть - результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольни- кова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», - пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

Домашнее задание (по группам).

1. История жизни Р. Раскольникова и Сони Мармеладовой.

2. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем.

часть VI, главы 5-6,

часть V, глава 2.

  1. Финал романа. Каково место Сони в раскрытии образа Раскольникова?

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: НАКАЗАНИЕ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЕ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУШИ РАСКОЛЬНИКОВА

Цели урока: раскрыть перед учащимися сложный внутренний мир Раскольникова, его нравственные муки; рассказать о психологическом поединке Порфирия Петровича с Раскольниковым выяснить, что заставило главного героя сделать «явку с повинной»; помочь учащимся осмыслить финал романа; показать начало нравственного возрождения Раскольникова через веру и любовь.

Ход урока

  1. Беседа о главном герое романа.

Вопросы: 1. Кто такой Родион Раскольников? Выделите определяющие черты характера главного героя.

В чем суть философии Раскольникова? В чем сомневается герой, идя на преступление?

(Суть философии Родиона Раскольникова:

Человек и общество преступны, поэтому понятия «преступление» не существует;

Страстное желание Раскольникова помочь людям; в жестоком мире можно действовать, не выбирал средств;

Трансформация желания помочь обездоленным в желание проверить, кто же он сам;

Теория, разделяющая людей на две категории. Статья Раскольникова «О преступлении»;

Соединение протеста против несправедливого мира с теорией сильной личности;

Теория овладевает Раскольниковым, избавиться от нее можно. только проверив на деле. т. е. совершив преступление.

  1. С какой целью Достоевский сталкивает Раскольникова с разными людьми?

(С «сильными мира», матерью, сестрой, Мармеладовым, другом Разумихиным.)

4. Главное место в произведении занимает рассказ о наказании преступника. Когда начинается наказание? В чем оно заключается? Справедливо ли оно?

5. Почему, на ваш взгляд Достоевский сделал преступником не злодея и хищного приобретателя, а искреннего страдальца, героя с добрым сердцем?

Наказание Раскольникова начинается еще до преступления. Душевные муки, страдания, превратившиеся в настоящую пытку, усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Муки совести Раскольникова, сознание своей ничтожности, понимание бессмысленности совершенного преступления, крушение теории изображены с такой силой, что вместе с героем мы испытываем и страх, и отчаяние. Особенно тяжело было Раскольникову при встрече с родными людьми - матерью и сестрой Дунечкой.

Для Достоевского важно показать, что если на путь преступления становится человек чуткий ко всем скорбям людским, честный и добрый, он неизбежно приносит только зло себе и другим. Ложный путь, избранный Родионом Раскольниковым, ведет к нравственным и безысходным страданиям, к духовной смерти.

  1. Работа над содержанием романа.

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Тема урока: Значение образа Сони Мармеладовой в романе

Цель: показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают сжатый пересказ текста.

  1. Работа по теме

В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая - ложна.
Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.

Соня

Раскольников

Кроткая, добрая

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие

Спасая других, берет на себя тяжести греха. В духовном плане - мученица

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. В духовном плане - преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой, - это оправдание его предчувствий

Живет, исходя из требований жизни, вне теорий

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог - тупик. Теория не может учесть все в жизни

Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная правда - в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа

В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови попасть нельзя

У нее есть смысл жизни: любовь, вера

У него нет смысла жизни: убийство - это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Работая на уроке, следует остановиться на двух эпизодах романа, изображающих разговоры Раскольникова с Соней, - ч. 4, гл. 4 и ч. 5, гл. 4.
- Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? (И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а Раскольников - ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня - нравственный ориентир автора.)
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
1. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность». (Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться».)
2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне:
- Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
- «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».
- «А с вами что будет?»
- «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».
- «А коли вы теперь заболеете».
- «Дети на улицу всей гурьбой пойдут».
- «С Полечкой, наверно, то же самое будет».)
3. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (Результат этого мучительного разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда - его понимание Сони: «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая» - святая.)
4. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря» - два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря - это надежда на воскресение. Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня - святая, мученица.)
5. Как в лексике эпизода отражается состояние героя, сила и слабость, как постепенно оно меняется? (Если выписать опорные слова, станет ясно, что слабость Сони постепенно сменяется силой, которую она черпает в вере, а сила Раскольникова сменяется нерешительностью и неуверенностью.)
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? (Раскольников приходит к Соне, чтобы сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.)
2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня оценивает преступление Раскольникова? (Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает все с позиций народной нравственности. На Руси преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди.)
3. Докажите цитатами, что Раскольников меняет свои убеждения, а Соня остается верна своей нравственной позиции.

4. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? (Соня не может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден, если он хочет помочь матери, но ради какой-то идеи - понять сложно. Раскольников понимает вздорность своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».)
5. Как анализ лексики эпизода помогает понять его смысл? (Наблюдая за лексикой, можно проследить, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.)

  1. Итог урока.

Образ Сони - один из важнейших в романе. Соня - нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и надежду.

Домашнее задание

  1. Ответить на вопрос: «В чем правда Сони?»

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 10 класс

Предмет: литература

Подготовка к домашнему сочинению по роману «Преступление и наказание»

Цели: обобщить знания учащихся; дать рекомендации по разработке плана к выбранной теме сочинения; развивать мышление и речь учащихся.

Ход урока

  1. Выбор и обсуждение темы сочинения

Примерные темы:

1. Ф. М. Достоевский - мыслитель, художник и человек.

2. «Человек - целый мир...» (Ф. М. Достоевский) (По роману «Преступление и наказание».)

3. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» (Ф. М. Достоевской).

4. Идея Раскольникова и ее проверка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

5. В чем истинная трагедия Раскольникова?

6. Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

7. Тема гордости и смирения в романе Ф. М. Достоевского.

8. В мире «деловых» людей. (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

9. Лужин, Свидригайлов и Порфирий Петрович как психологические двойники Раскольникова. Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

10. Признание Раскольникова в преступлении. (Часть VI, глава 8.)

II. Разработка плана сочинения

Составление плана к сочинению на тему «Мир униженных и оскорбленных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

План.

  1. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.

Конспект урок литературы (лекции) в 10 классе

Автор разработки: Бондаренко Сергей Иванович
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОШИ «Алеховщинская школа-интернат», с.Алёховщина Ленинградской области
Урок «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова» в 10 классе представляет собой урок-лекцию. Учитель может использовать материал урока в качестве своеобразного «раскольниковедения»: и введения в один из оригинальнейших образов русской литературы, и как вариант системной характеристики литературного героя, и как разговор о вечных мировоззренческих концептах – о «совести», «гордости», «сострадании», «одиночестве», «жертвенности», «власти», «преступлении» и многих других. Поэтому материал урока может быть использован учениками в качестве подготовки к сочинению в рамках ЕГЭ, а также в подготовке итогового выпускного сочинения за курс средней школы. Особенно если учесть, что 2016 год – это год 150-летия выхода в свет романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Урок литературы (лекция) в 10 классе
Цели урока:
Дидактические:
- Дать представление о своеобразии характера Раскольникова. Помочь усвоить социальные и философские мотивы его преступления.
Воспитательные:
- Проникнуться сложностью и катастрофичностью ситуации выбора «быть или не быть», ситуации жизненного тупика (ситуация «порога»).
Развивающие:
- Развивать умения сравнивать, проводить аналогии жизненных явлений, выводить жизненные факты на уровень мировоззрения, философских проблем.
Эпиграф:
Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова, хоть могла
Составить счастье тысячи людей:
С такой душой ты Бог или злодей.
М.Ю. Лермонтов «1831-го июня 11 дня»

I.Вступление.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА РАСКОЛЬНИКОВА.

1.Трудно понять роман, особенно Раскольникова (вы об этом писали в первоначальных отзывах).
Таится возможность упрощенного подхода: Умный бедный студент Раскольников, не преступник по натуре, убил старуху – процентщицу, но не выдержал мук своей совести, донес на себя и был осужден на каторжные работы, - так кратко передал тему романа известный критик Д.И. Писарев.
Ученики признаются, что им трудно читать и понимать роман. «Читать Достоевского очень трудно, и с первого раза многого не понимаешь и даже понимаешь все наоборот, особенно насчет Раскольникова».
Вот и попытаемся понять кое-что «насчет Раскольникова»
2. Кто такой Раскольников?
Каковы существенные свойства его характера, натуры?

Гордость, но и совестливость, сострадание.
Ум, глубокий и аналитический, но и сердечность, душевность.
Максимализм: Настасья: «А тебе бы сразу весь капитал?»
Раскольников: «Да, весь капитал.»
Раскольников моралист: Справедливость здесь и сейчас, а иначе зачем жить?
Раскольников нонконформист (не приспособленец)
Аналогии (сходства) в мировой литературе – вечные образы.
Гамлет: Быть или не быть?
(Офелия, кстати, называла Гамлета «гордый ум»).
Вспомним монолог Гамлета:
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть…
Сравните: Раскольников: «Или отказаться от жизни совсем…»
Автор о Раскольникове: «Он был молод, отвлеченен и, стало быть, жесток» (с Соней).
Гордость Раскольникова. Порфирий Петрович говорит Раскольникову: «Я ведь Вас за кого почитаю? Я Вас почитаю за одного из тех, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять с улыбкой смотреть на мучителей – если только веру иль Бога найдет…»
В.И.Даль: Гордый – надменный, высокомерный; кто ставит себя самого выше прочих. (Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать).
Сюжетная линия романа «Раскольников – Соня» соотносится как «Гордость – смирение», «сатана – Бог».
В.И.Даль: «Во всякой гордости чёрту много радости.»
Сострадание, жалость, сердечность, душевность Раскольникова.
Раскольников отдает последние копейки – Мармеладову после первого (случайного!) знакомства.
Ум, логика Раскольникова. Порфирий Петрович о нем.:«долго себя не морочил, разом до последних столбов дошел». Свидригайлов о Раскольникове: «Сознавать много можете, много…ну да вы и делать-то много можете»
Подтверждением максимализма Раскольникова может служить разговор Раскольникова с кухаркой Настасьей (Iч., гл.3). Чтение эпизода от слов «Когда щи были принесены и он принялся за них…» до слов «Да, весь капитал, - твердо отвечал он помолчав».
Вывод: Раскольников – не обычный, бедный студент, а личность незаурядная, масштабная. Это мыслитель, философ, человек, пытающийся, как Гамлет, взвалить на себя непосильную задачу переделки мира: «Взять все за хвост, да и сбросить к черту!»
II.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Что же привело Раскольникова к бунту против существующего мира?
В одном из исследований романа читаем: «Основная тайна лежит в романе не в преступлении, а в мотивах преступления. Разгадка мотивов преступления отодвинута и превращена в сюжетную тайну».
Итак, каковы мотивы, причины преступления Раскольникова?
Для Д.И. Писарева «тайны», например, не было: «Причины преступления не в мозгу, а в кармане». На это ответил сам Раскольников. Он признается Соне: «Если б только я зарезал из-за того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был…» (ч.V, гл.4).
Итак, какие причины главные: социальные (условия жизни, бедность, притеснения, страдания и т.п.) или «головные», умственные, философские.
И те, и другие, безусловно. Роман Достоевского - книга великой боли за человека. Разрешение главных и последних вопросов жизни. В записях к роману читаем: «Перерыть все вопросы в этом романе».
Проследим некоторые социальные мотивы преступления Раскольникова, рассмотрим события, ускоряющие осуществление необычной идеи Раскольникова:
1.Обстоятельства жизни Раскольникова
«Он был задавлен бедностью». Разумихин: «не студент, уроков и костюма лишился». Из университета исключен, какую уж неделю хозяйке за квартиру и еду не платит, постоянные угрозы выбросить из комнатенки. «Лохмотья» вместо одежды.
Комнатенка Раскольникова, «коморка» - под самою кровлей 5 этажа дома походила более на шкаф, чем на квартиру; ее называют «гроб», место, где и оттачивались его злобные мысли.
«Но столько злобного презрения уже накопилось в душе молодого человека… что, он менее всего совестился своих лохмотьев на улице».
Петербург нищих, Сенная и вокруг. Распивочные, вонь. Образ жары, духоты, отсутствия воздуха – из главных в романе.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня всюду известка, леса, кирпичи, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».
«Всем человекам надобно воздуху, воздуху, воздуху – с. Прежде всего!»
Воздух, свободное дыхание – символ самой жизни.
2. Встреча с Мармеладовым.
Разговор с Мармеладовым, знакомство с его семьей. После «пробы» Раскольников возвращается к себе, духота, зашел в трактир. Пьяненький Мармеладов, история жизни, работа и потеря ее. Соня, старшая дочь от первого брака. Екатерина Ивановна вышла за Мармеладова по необходимости с тремя детьми: «Ибо некуда было идти».
«Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти». И далее Мармеладов говорит: «Бедность не порок, это истина. Но нищета - порок».
«Много ли может, по вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать? Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна.»
Зачитать эпизод «жертвы» Сони (ч.I, гл.2) от слов: «А тут ребятишки голодные…» до слов: «…а я лежал пьяненькой-с.» И затем прочитать монолог Мармеладова о жалости и прощении.
Раскольников отвел Мармеладова домой и все оставшиеся копейки отдал.
3. Письмо матери.
История Дуни и притязаний Свидригайлова. Оскорбление гордой девушки. «Под проливным дождем 17 верст на телеге с мужиком». А до этого Дуня взяла 100 рублей вперед, из них 60 рублей посланы Родиону. Дуня – Лужин. Брак по расчету. Жертва - и опять Родион.
Мать и та понимает: «Дуня.. девушка твердая, благородная, терпеливая и великодушная (и тут же) конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня девушка умная, благородная.. составит счастье мужа.»
Мечты матери и Дуни помочь Родиону замужеством Дуни.
«Ты у нас всё – вся надежда наша и упование».
Раскольников после чтения письма – слезы, бледность, судороги и «тяжелая, железная, злая улыбка змеилась по его губам»
Письмо матери его измучило: «Не бывать этому браку, пока я жив!» Буря чувств и слов. Раскольников понял главное: Дуня себя выдает (продает), чтобы помочь брату. «Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает…. за брата, за мать продаст!»
«Сонечкин жребий» – «вечная Сонечка, пока мир стоит!»
«Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!»
И тут же – зачитать ответ Раскольникова самому себе: «Не бывать? А что же ты сделаешь, чтобы этому не бывать» до слов «…ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…»
Где выход? – «Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь или… Или отказаться от жизни совсем?» (Тупик).
4. Девочка на бульваре
Раскольников встречает девушку на бульваре. Девочка 15-16 лет, хорошенькая, но в разорванном платье, пьяная.
Ее караулил жирный франт – «Эй вы, Свидригайлов, - кричит ему Раскольников. - Вам чего тут надо – убирайтесь!» Раскольников бросается в драку. Городовой разнял. Раскольников все объяснил: «Напоили … обманули. Дело ясное.» Городовой: «Ах, жаль-то как! Совсем еще ребенок. Обманули, это как раз.»
Раскольников отдает городовому последние 20коп. для того, чтобы тот доставил девушку домой. И тут же сожалеет об этих деньгах. (Размышления Раскольникова - зачитать)
III.

ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ БУНТА РАСКОЛЬНИКОВА.

Факты бесчеловечной и несправедливо устроенной жизни можно множить. Есть, например, совершенно потрясающий эпизод «Сон Раскольникова». В нем – борьба двух начал: добра и зла. После сна тело разбито.
- Боже! – воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп…. Буду скользить в липкой теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; весь залитый кровью… с топором. Господи, неужели?
- Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей.
Но смириться, привыкнуть к жалкой нищете, разврату, бесправию Раскольников не может уже. Слишком долго, много месяцев он размышлял о жизни, и ему давно стало «все ясно как день, справедливо как арифметика».
1. Мотивы своего преступления, точнее идею, он расскажет Соне. Существующие законы вечны и неизменны, природу человеческую ничем и никогда ни исправить, ни преобразовать невозможно. В своей исповеди Соне он говорит: «Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет, что не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да это так! Это их закон… И я теперь знаю, Соня, что кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин. Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так досель велось и так всегда будет!» (ч.V, гл.4)
2. Что делать? Программа, цель, принцип, идея (можно назвать как угодно). «Что делать? Сломать что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейников! Вот цель!» (ч.IV, гл.4)
3. Тем более что идеи носятся в воздухе. Какие же идеи «носятся в воздухе»?
Идея разумного эгоизма (революционеры-демократы, Чернышевский.) В романе эти идеи воплощают Лужин и Лебезятников.
Идея индивидуализма и крайнего эгоцентризма (М.Штирнер и его книга «Единственный и его собственность»). Вспомните характеристику идей М.Штирнера в учебнике Ю.В.Лебедева.
Идея бонапартизма. В 1865г на русский язык была переведена книга императора Наполеона III «История Юлия Цезаря» – о великой личности, о том, что она неподвластна общим законам. В русской прессе была обширная критика.
Справедливость как арифметика (эпизод «разговор студента и офицера»). Мысль о том, что идеи носятся в воздухе подтверждается эпизодом разговора студента и офицера, который Раскольников случайно подслушал. Кратко изложить этот эпизод (ч.I, гл.5).
Слова студента «За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения…….да ведь тут арифметика» поразили Раскольникова, у него «такие же точно мысли».
Одиночество как многоликий феномен:
- Одиночество – психологическая проблема («мономания», как говорили Зосимов и Разумихин).
- Одиночество – социальная проблема («некуда больше идти…»)
- Одиночество – философская проблема (один – «ветошка», «тварь дрожащая» - самоуничижение до самоубийства; или самовозвеличивание до «право имею» - Наполеон, Ликург, Магомет, Законодатель)
Мы все глядим в Наполеоны.
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
Бунт. Безусловное и бесконечное отрицание.
Мира вашего не принимаю. «Не могу молчать!» (Л.Н.Толстой)
Раскольников перефразировал бы Толстого: «Не могу принять!» Сам себе закон и оправдание: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»
Вызревает цель: «Свобода и власть! А главное – власть…»
Теория Раскольникова.
В «Записной тетради» Достоевского есть такая запись о Раскольникове: «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм – его черта».
Несколько месяцев назад Раскольников даже оформил свою идею в виде статьи. Взгляды Раскольникова принято называть «теорией». Вот как основную идею этой «теории» излагает Парфирий Петрович: «Очень, очень оригинально… все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона… А не обыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они обыкновенные. Так у вас, кажется, если только не ошибаюсь».
Таким образом, мы исследовали социальные и философские истоки бунта Раскольникова против существующего устройства общества. Ситуации противостояния мыслящего, честного, жаждущего справедливости молодого человека и несправедливо устроенного общества вечна и известна еще с античных времен. На уроке мы вспоминали принца Гамлета, героя трагедии В.Шекспира, создавшего бессмертный образ по исторической хронике 15 века. Но с таким же «успехом» раскольниковские «тупики» переживали люди, например, и в начале, и в конце XX века. В этом глубочайшая современность романа Достоевского.