Три мифа про юлия цезаря. Делать несколько дел одновременно — хорошая или плохая привычка? Делать несколько дел одновременно называется

Канадские психологи исследовали процесс решения человеческим мозгом двух задач одновременно. И выяснили, что на самом деле мозг очень быстро переключается с одной задачи на другую, а не решает их параллельно. При этом скорость такого переключения можно повысить тренировкой.

Исследователи использовали томограф для наблюдения за активностью мозга и определили, что ключевую роль в совмещении двух дел сразу играет префронтальная кора. Она не может обеспечивать по-настоящему параллельные действия, но зато может последовательно решать две разные задачи.

Что делали?

Группе из семерых испытуемых предложили решить две задачи. В первой, нажимая на одну из двух кнопок, надо было сортировать изображения, которые появлялись на экране. Во второй сортировать надо было уже звуки – и не нажимая на кнопку, а произнося ответ вслух.

Еще в начале эксперимента психологи увидели закономерную картину. В отдельности с любой из задач испытуемые справлялись достаточно быстро, но попытка одновременно решить их обе приводила к резкому ухудшению результатов. Тренировки на протяжении двух недель в решении одновременно обеих задач существенно повысили не только скорость решения каждой задачи в отдельности, но и их одновременное выполнение. Хотя, как показал дальнейший анализ результатов эксперимента, мозг так и не смог стать по-настоящему многозадачным.

Как именно?

То, что с помощью тренировки можно ускорить решение двух параллельных задач, – сам по себе факт неновый, а потому с научной точки зрения малоинтересный. Ученых интересовала не только способность научиться решать несколько разных задач одновременно, но и то, каким образом в процессе такой тренировки меняется мозг.

Ученые предполагали, что многозадачность может быть обеспечена несколькими путями. Например, в процессе обучения какой-то задаче мозг может переключиться с префронтальной коры на другие структуры: в таком случае сортировку картинок или звуков испытуемые делали бы автоматически, без сознательного участия. Аналогичного эффекта можно достичь и выделением под задачу отдельных групп клеток, которые не заняты ничем больше: участок коры мозга отвечал бы за свое задание.

Однако большая часть возможных объяснений была признана учеными несостоятельной в ходе обработки результатов эксперимента. Многозадачность на самом деле оказалась связана не с появлением отдельных специализированных областей, а с ускорением работы префронтальной коры.

Можно ли стать многозадачным?

Исследователям, описавшим свой эксперимент в журнале Neuron, удалось показать, что, когда мозг решает две задачи одновременно, он постоянно переключается с одной на другую. Эти переключения требуют определенного времени, которое можно сократить путем тренировки – впрочем, не до сколь угодно малой величины. Кроме того, успешность тренировки во многом зависит и от сложности задания. Рене Маруа, один из исследователей, отметил, что требующие сложных логических операций задания решаются участками мозга, не задействованными в решении простых задач.

Выяснение того, как именно человеческий мозг приспосабливается к выполнению нескольких задач сразу, важно не только для понимания принципов работы мозга в целом. Говорящий по сотовому телефону водитель или оператор станка, которого отвлекли вопросом, оказываются в схожих условиях. А авиадиспетчерам и вовсе приходится постоянно решать сразу несколько задач, причем ошибка может привести к катастрофе. Если психологи узнают, как именно мозг справляется с подобными ситуациями, можно будет выработать рекомендации для группы риска.

5 выбрали

Когда учебы много, а времени мало, велико искушение попробовать совмещать ее с другими делами. Например, писать курсовую и прослушивать новый музыкальный альбом. Готовиться к экзамену и параллельно болтать с подружкой. Записывать лекцию и чатиться с приятелем. В такие минуты, бывает, думаешь: "Эх, почему я не Юлий Цезарь?!" Который, как мы помним, славился умением делать несколько дел одновременно. Сегодня, кстати, день рождения великого правителя. Предлагаю в честь этого вместе подумать, как научиться делать несколько дел одновременно и стоит ли это делать.

Может ли человеческий мозг решать несколько задач одновременно? Ученые склоняются к выводу, что нет. На самом деле, мы делаем эти дела не параллельно, а переключаемся с одной задачи на другую. Так что скорость и качество выполнения обоих заданий обычно страдает.

С другой стороны, с помощью тренировок можно повысить скорость этих переключений, что в целом позволит работать быстрее. То есть в ситуации, когда вы можете сделать свои дела последовательно, лучше так и поступить – это будет эффективней. Но когда вам нужно делать одно дело постоянно (например, писать курсовую), а другое – через определенные промежутки времени (например, отвечать на телефонные звонки), умение быстро переключаться поможет эффективно расходовать время.

Кроме того, можно совмещать действия, которые не требуют нашего полного внимания и сосредоточения, то есть то, что мы делаем "на автомате". Например, моя знакомая преподавательница музыки рассказывала, что в юности иногда ставила на пюпитр вместо нот "Три Мушкетера" и проигрывала заученные произведения, читая книжку. Или возьмем распространенный пример из жизни: многие водители совершенно спокойно совмещают вождение автомобиля с разговором по телефону. Впрочем, только до тех пор, пока движение идет спокойно. Если на дороге возникает какая-то нелинейная ситуация, требующая большей концентрации внимания, водитель немедленно отвлечется от разговора.

Чтобы повысить свою многозадачность в делах, не требующих полной концентрации, нужно научиться распределять внимание. Для этого существует ряд упражнений. Например, писать одновременно левой и правой рукой разные слова. Руки будут пытаться синхронизироваться, что серьезно усложнит задачу. Или считать вслух от одного до 50, одновременно записывая цифры в обратном порядке – от 50 до одного. Рисуйте разными руками круги в разные стороны, а для усложнения описывайте какую-нибудь фигуру ногой. Существует даже такое направление как несимметричная гимнастика, в рамках которой разные части тела выполняют различные движения. Таким образом человек не только развивает тело, но и тренирует мозг контролировать сразу несколько действий.

Польза или вред?

Стоит ли применять многозадачность в учебе? Вопрос неоднозначный. В большинстве случаев, совмещая умственную работу с другой деятельностью, мы отвлекаемся и, в результате, скорость и качество работы только страдает. Хотя бывают и исключения. Например, некоторым людям комфортно запоминать информацию под музыку. Более того, услышав ту же мелодию, они сразу вспоминают, что под нее учили.

Основа эффективной работы над делами - полная на одной задаче. Об этом говорили и писали всегда. Однако в современном мире считается, что человек, делающий сразу несколько дел , более успешен в своей работе. Но это лишь иллюзия и влияние современного темпа жизни.

Современный человек даже вынужден порой чувствовать себя Юлием Цезарем, и даже отдыхая дома, может обнаружить себя за несколькими делами сразу: ужинать за ноутбуком, посматривая при этом телевизор. К тому же проверка почты сопровождается просмотром событий в соцсетях, написанием сообщений в твиттер, поиском какого-либо материала или товара и т.д. и т.п.

Многозадачность позволяет нам чувствовать себя лучше, создаёт ощущение увеличения продуктивности.

А вот экспериментальные исследования говорят о том, что наши представления идут вразрез с реальностью. Испытуемые, применяющие многозадачность выполняют свою работу хуже и медленнее тех, кто занимается лишь одной задачей в некоторый отрезок времени, хотя первые и чувствуют себя при этом лучше. Когда мы пытаемся совмещать несколько дел, у нас появляется ощущение завершённости всех нужных дел, мы чувствуем себя очень эффективными. И со стороны такие люди тоже производят впечатление продуктивных людей , успевающих всё и сразу.

Но как наш мозг реагирует на многозадачность?

Многозадачность нашему мозгу чужда. То, что вы, разговаривая по телефону, пишите что-то при этом в мессенджер, одновременно пьёте кофе, совсем не говорит о том, что мозг сфокусировался на всех этих задачах. Каждый процесс обрабатывается и живёт в отдельной части мозга, и выполняются они не одновременно. Сначала запускается один процесс, приостанавливая при этом другой. То, что позволяет воспринимать это как одновременное выполнение задач, на самом деле является быстрым переключением внимания.

Как бороться с многозадачностью и фокусироваться на одном деле?

1. Одна вкладка браузера. При работе в интернете очень расфокусирует внимание и снижает эффективность работы постоянное переключение с вкладки на вкладку. Ограничьте себя 1 открытой вкладкой, чтобы заставить себя серьёзно подойти к делу. К тому же это будет способствовать расстановке приоритетов. Для любой другой работы это можно выразить: выполняется только одна задача .

2. . Свои дела всегда нужно планировать хотя бы в минимальной форме. В конце рабочего дня подумайте, что вам необходимо сделать завтра и даже о том, каким образом сделать это. Планирование не должно быть жёстким, оставляйте возможности срочной работы.

3. Перемещения. Это не всегда возможно, конечно, но смена места и привязка определённой деятельности к фиксированному месту помогает лучше переключиться на эту задачу, практически физически настроиться на неё, а также отвлечься и немного отдохнуть. Например, основную работу выполнять за своим столом, звонки делать в коридоре или у соседнего стола, обедать на кухне и т.д.

Браться сразу за несколько дел – рискованно, но вполне реально. И умение не упускать из виду сразу несколько аспектов помогает разительно экономить время, да и внимательность подобная группировка занятий развивает. Потому тренироваться в деле «погони за двумя зайцами» периодически полезно, главное, не злоупотреблять и трезво оценивать свои возможности.

Думать и делать

Самое простое упражнение на развитие умения заниматься сразу несколькими делами можно условно назвать «думай и делай». Суть упражнения в том, чтобы во время выполнения какой-либо физической работы загружать мозг не только этой самой работой, но и другими мыслями. Можно, к примеру, вспомнить таблицу умножения или любимое стихотворение. Мыть посуду и читать стихи, к примеру, не так уж и сложно.

Когда простое чтение стихов и решение в уме простых математических примеров будет получаться, следует усложнять мозгу задачу. Вместе с уборкой, которая зачастую выполняется «на автомате», пробуйте продумывать планы на завтра, искать пути решения насущных проблем или же подсчитывайте расходы за последний месяц. Такое переплетение физической работы с посторонними мыслями, кстати, помогает быстрее справляться с рутинными задачами, и время за их выполнением пролетает заметно быстрее.

Думать, делать, помнить

Три дела одновременно также легко выполняются. Так, пока на кухне печется пирог, можно проверить электронную почту или же отремонтировать кран в ванной. И, кроме того, параллельно никто не запрещает мысленно рассчитать стоимость следующего ремонта в квартире.

Сложность занятия заключается в том, чтобы не забыть про пирог. Выходит, что кроме погружения в мысли, слежения за духовкой и починки крана придется еще и контролировать свой внутренний таймер, чтобы пирог не пригорел. На первых порах лучше заводить будильник, звук которого напомнит про пирог. Со временем же, через 1–2 месяца тренировок, справляться с тремя, а то и четырьмя делами одновременно будет довольно-таки легко.

Сложнее всего для последователей Цезаря, который, как известно, легко мог делать десяток дел одновременно, хранить все дела в памяти и ничего не упускать из виду. Для этого надо тренировать память, чему способствует заучивание стихов, чтение книг и игра на музыкальных инструментах. Творческие люди, кстати, легче привыкают экономить время, занимаясь различными делами параллельно.

Многозадачность приходит в нашу жизнь тогда, когда на нас сваливается куча дел. Все так делают — дети одновременно едят и смотрят телевизор (или играют на iPad), взрослые одновременно идут по городу и что-то разглядывают в своем смартфоне. Мы гордимся своими способностями в плане многозадачности – ведь так мы представляем больше ценности для работодателя и домочадцев. Но это – неправильно!

Вконтакте

Вспомните свою последнюю работу в условиях многозадачности, и ответьте на вопрос «А я на самом деле сделал(а) больше и с тем же качеством»? То-то и оно.

Наша любовь к переделыванию всех дел в один временной промежуток говорит о том, что мы стремимся работать продуктивно. Но многозадачность – точно не лучший способ это сделать.

Но здесь у нас есть очень серьезный враг – наш мозг. Когда мы делаем несколько рутинных, скучных операций за один раз, он вознаграждает нас выбросом «гормона радости» дофамина. Он вызывает очень приятные ощущения, и мы хотим испытывать их снова и снова. Вот поэтому-то от многозадачности так тяжело избавиться. А стоило бы.

Больше – не значит лучше

Почему? Ведь каждый из нас с детства знает, что чем больше дел делаешь одновременно, тем лучше. Но научные исследования опровергают это мнение. Ученые уверены – наш мозг просто не создан для того, чтобы сосредотачиваться на нескольких вещах одновременно.

Иными словами, если вы прямо сейчас должны сконцентрироваться на двух вещах сразу, то ни за что не сможете полностью контролировать и то, и другое. Всё, что может сделать ваш мозг в такой ситуации – это очень быстро переключаться между объектами и создать у вас иллюзию того, что вы на 100% и там, и там.

В таком режиме работы вы не можете быть настолько же эффективны, как при выполнении только одной задачи. Как следствие – ошибки (т.к. мозг после переключения на очередную задачу должен вновь сосредоточиться, а это происходит не сразу) и ощущение стресса из-за того, что вам постоянно надо переключаться между задачами. Страдает память – и, разумеется, качество работы. Да, к концу дня благодаря многозадачности вы можете сделать больше. Но как насчет качества? Успели ли вы как следует подумать над тем, что делаете?

Если вы хотите работать хорошо, то вам стоит отказаться от многозадачности в пользу работы только над одной задачей за один промежуток времени.

Однозадачность дает лучшие результаты

Исследования показывают, что работа только над одной задачей улучшает способность контролировать внимание, память и снижает стресс – ведь у «однозадачников» префронтальная кора головного мозга, отвечающая за концентрацию внимания, принятие решений, прогнозирование, эмоции, волю, мыслительную деятельность в целом и поведение, лучше контролирует более древнюю лимбическую систему мозга (отвечает за базовые вегетативные и соматические реакции, которые мы не можем контролировать).

Как стать «однозадачником»?

Вот несколько простых советов:

  • Отлючите ненужные !
  • Открывайте только одну вкладку в браузере. Как часто вы открываете 15-20 вкладочек за один раз? Так делают все – и совершенно напрасно, ведь в тщетной погоне за многозадачностью мы теряем концентрацию, а потому делаем свои дела хуже, чем могли бы. Так что запомните – только одна вкладка, и только одна задача.
  • Начните с малого. Если перейти на «однозадачность» резко, ваш мозг испугается – и вполне может похоронить благое начинание. Не торопитесь, действуйте постепенно. Сегодня поешьте в тишине, без телевизора или не за ПК. Завтра, когда придете в кафе, выключите телефон. Боритесь с многозадачностью в таком темпе – и быстро заметите, что ваша жизнь стала осмысленнее.
  • Задайте приоритеты. У всех нас есть сотни, если не тысяч вещей, заслуживающих нашего внимания. Но давайте будем реалистами. Лучше выделить из их числа главные и сделать их хорошо, чем делать всё и сразу впопыхах по принципу «и так сойдет».